Крещение, по словам Св. Писания, является символом погребения греховной жизни уверовавшего. В католицизме крещение сопровождается простым окроплением водой головы человека. Запишитесь на Бесплатный вебинар "День открытых дверей": скрывает таинство Крещения? Что олицетворяют купания? О значении Крещения для верующих, истории его празднования и традициях уместно поговорить в канун праздника.
Крещение. Что за праздник, как его праздновали раньше, как отмечают сейчас
И поэтому, принимая святое Крещение, человек крестится во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. В древности крестить старались только тех, кто принимал крещение сознательно, поэтому крещение детей было редкостью и вызывало немалые споры. Крещение Господне завершает Рождественские святки и является двунадесятым не переходящим праздником. Православные верующие 19 января отмечают Крещение Господне, или Святое Богоявление. принятие Русью Православного Христианства. На Крещение всегда проходят богослужения и всенощное бдение, после этого купаются в прорубях – «иорданях».
Крещенские купания: верующие рассказали об объединяющей силе православных традиций
Проект "Мама может все!" расскажет вам историю праздника Крещение Господне от истоков до современного понимания. Крещение, по словам Св. Писания, является символом погребения греховной жизни уверовавшего. Люди стали совершать крещенские купания, вспоминая о Иорданском Крещении Спасителя. Человек, принимавший крещение, понимал, что сознательно совершает противозаконное действие, потому что религия, исповедником которой он становился, была запрещена на территории Римской империи, и подвергал себя смертельной опасности. Иисус Христос, приняв это крещение от Иоанна Крестителя в водах Иорданских, тем самым освятил его.
Крещение Господне
Каждое племя имело особо почитаемого бога и не желало отказываться от него ради унификации. Тогда и встал вопрос о радикальной смене религии. Главной причиной для этого оказалось вовсе не стремление к духовному усовершенствованию, а политическая необходимость. Владимир Святославич, к слову, был не чужд языческих традиций: помимо жены Рогнеды ее он фактически принудил к браку , у князя были многочисленные наложницы. Правитель не отличался благочестием, но был одарен государственным мышлением. Монотеистическая религия воспринималась им как пример для земной власти: один бог — один правитель. Читайте также Жених-медведь и невеста-покойница: как выглядели жутковатые свадебные обряды наших предков Выбор религии — по стопам мудрой бабушки О событиях, которые предшествовали принятию новой веры, мы узнаем из «Повести временных лет». В летописи говорится, что в 986 году к князю Владимиру поочередно прибывали представители ислама и иудаизма, а также восточного и западного христианства формально раскол произошел в 1054 году, но серьезные разногласия между будущими католиками и православными появились намного раньше. Князь Владимира беседует с греческим философом о христианской вере.
Миниатюра из Радзивилловской летописи XV века Источник: Wikimedia Commons Как сообщает монах Нестор, один из авторов «Повести…», поговорив с миссионерами из Европы, Владимир отверг их учение, сказав: «Отцы наши не приняли этого». Действительно, еще при княгине Ольге, приходившейся Владимиру бабушкой, на Русь приезжал германский епископ Адальберт, но его проповеди оказались безуспешными. Почему ему не удалось договориться с княгиней, история умалчивает. По одной из версий, Адальберта изгнали язычники во главе с самим князем Святославом сыном Ольги , чем нанесли ему страшное оскорбление. Следующим претендентом на роль государственной религии Руси считался ислам, но и он не пришелся по душе Владимиру. Князь счел мусульманское учение неподходящим для своих подданных. Приняв ислам, духовную и повседневную жизнь пришлось бы кардинально менять, что население почти наверняка встретило бы враждебно. В летописи сохранились слова князя «Руси есть веселие пити», хотя дело было далеко не только в запрете на употребление хмельных напитков и свинины.
Наконец, иудаизм не устроил Владимира, потому что его проповедники не имели собственного государства. Хазарский каганат был покорен Святославом Игоревичем в 960-х годах, и с тех пор местная знать называла себя «потерянными коленами». Владимир Святославич, искавший в новой религии источник силы, такой риторикой явно не вдохновился.
Никто же да не ест и не пьет от вашей евхаристии, кроме крещенных во имя Господне». Само слово «литургия» с греческого языка переводится как «служение», «общее дело».
Им обозначалось правомочное собрание граждан античного полиса, которое собиралось для решения важнейших экономических или политических задач. А для людей античности, как бы для нас сегодня это странно ни звучало, не было ничего важнее, чем участие в политической жизни полиса. Это была важнейшая привилегия, право и обязанность гражданина — прийти на собрание и сказать свое слово. И христиане, для того чтобы подчеркнуть огромную значимость для общины Церкви и литургии, стали использовать этот важнейший для тогдашнего гражданского сознания термин. Таким образом, Церковь — это не какая-то структура, как думают сегодня некоторые люди.
Нет, Церковь — это событие, которое случается во время «общего дела», то есть литургии. Ранние христиане воспринимали свое участие в евхаристии как нечто совершенно необходимое. Эта ответственность христианина перед Богом сродни ответственности гражданской: прийти и составить всем вместе экклесию, причаститься Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Поэтому тот, кто не участвовал в литургии, не причащался вместе со всеми из общей Чаши, строго говоря, не являлся христианином. Потому что не выполнял свою главную обязанность и был вне экклесии, вне Церкви.
Именно такое чувство глубокой взаимоответственности среди христиан иерусалимской общины укрепляло их столь удивительное единодушие, о котором мы уже говорили выше и которое не устает подчеркивать апостол Лука: У множества уверовавших было одно сердце и одна душа Деян 4:32. Идеал единства пронизывал общину во всем. И та общность имущества, которая была у ранних христиан, — это одно из проявлений их полного единства и взаимной любви. Важно понимать, что общность имущества первых христиан не была связана ни с какими внешними экономическими или социальными соображениями; и все потуги связать отказ от частной собственности в раннехристианской общине с каким-то «протокоммунизмом» бьют мимо цели. Сама повседневность в ее мелких бытовых деталях, с ее занудностью, мелочностью, монотонностью внутри ранней Церкви полностью преобразилась: все человеческие отношения были перенастроены здесь на совершенно новый лад — лад любви.
Отсюда, в частности, и желание снять преграды частной собственности. В христианских общинах, основанных апостолами внутри и за пределами Палестины, разгорались споры, иногда и конфликты. Но образ иерусалимской общины первых лет ее существования навсегда останется эталоном евангельской жизни для всех последующих поколений христиан. С какими трудностями столкнулись первые христиане? Первая трудность, которая возникла перед христианами практически в самом начале и затем постоянно присутствовала в их жизни вплоть до IV века, исходила извне — от гонителей и врагов Церкви.
Представители официальной иудейской религии настороженно следили за апостолами и последователями Иисуса. Первосвященники не могли решить, как относиться к этой, как они думали, новой «секте». С одной стороны, как мы уже сказали, христиане последовательно и даже образцово исправляли все религиозные обряды, а с другой — проповедовали Иисуса Воскресшего, смерти Которого иудейское священноначалие так рьяно добивалось, а затем еще и хорошо заплатило воинам, стоявшим у гроба Иисуса, чтобы они никому не рассказывали о чуде Его Воскресения. В Синедрионе по этому поводу шли дебаты. На одном из таких собраний виднейший и всеми уважаемый фарисей Гамалиил призвал не начинать открытого преследования и терпеливо наблюдать за общиной христиан, ведь если это предприятие… от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его Деян 5:38—39.
Но советам мудрого фарисея не вняли. Первым христианским мучеником, который погибнет от рук своих соотечественников станет Стефан — его забьют камнями. Сразу же после убийства, как пишет апостол Лука, произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии… рассеявшиеся ходили и благовествовали слово Деян 8:1,4. Как раз в этот период поначалу ревностный гонитель Церкви, воспитанный в радикально-консервативной иудаистской традиции Савл, который известен нам как Павел, переживет коренную внутреннюю метаморфозу и станет величайшим апостолом, глубоким христианским мыслителем, автором 14 посланий, вошедших позднее в канон Нового Завета. Однако бегство последователей Иисуса из Иерусалима после начавшегося первого гонения ориентировочная дата — 36 г.
Ведь благодаря ему проповедь Благой Вести начала распространяться уже за пределами Палестины — на Ближнем Востоке и далее, на запад Средиземноморья. Крещение начинают принимать не только прозелиты, но и бывшие язычники. И как раз в связи с этим христиане столкнулись с новой трудностью — уже внутренней. Возник чрезвычайно сложный вопрос: необходимо ли образовавшимся христианским общинам, состоящим из бывших язычников а таких в Церкви становилось все больше и больше , соблюдать все ритуальные предписания Ветхого Завета, в том числе проходить обряд обрезания? И первым, кто решительно отверг эту необходимость, был апостол Павел.
Однако не все христиане были с ним согласны: Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к апостолам и пресвитерам в Иерусалим Деян 15:1—2. На соблюдении язычниками закона Моисеева особенно настаивали христиане, вышедшие из фарисеев. И тогда было решено собрать первый церковный Собор, который состоялся в Иерусалиме в 48 году Деян 15. В Соборе приняли участие не только ученики Христа, но и вся священническая иерархия местной общины, во главе которой стоял тогда апостол Иаков.
В итоге законническая позиция поддержки не получила: ставшие христианами язычники были освобождены от исправления ветхозаветных обрядов. Вы знаете, — сказал тогда на Соборе апостол Петр, — что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали. И Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они Деян 15: 7—11.
Однако впереди христиан ожидало долгое и в прямом смысле этого слова мучительное отстаивание своей веры: почти триста лет Церковь существовала, оставаясь вне закона.
А правда, что князь Владимир больше всего склонялся к православию, потому что любил византийскую царевну Анну и хотел на ней жениться? Брак Владимира и Анны, сестры византийских императоров, — это исторический факт. Но, конечно, этот брак имел в большей степени политический и династический аспект, чем любовный. Князь Владимир не видел Анну до того, как они встретились непосредственно перед свадьбой. Ясно, что в данном случае им вряд ли двигали романтические соображения. Однако что действительно важно — так это то, что вступление Владимира в этот брак и крещение находятся в прямой связи друг с другом. Можно долго дебатировать о том, что было первично: крестился ли Владимир для того, чтобы жениться на сестре императора, или вступил в этот брак для того, чтобы креститься. Последняя точка зрения гораздо более основательна и чаще встречается у исследователей.
Так или иначе, брак этот некоторую роль в крещении Владимира лично, а потом и в крещении Руси, безусловно, сыграл. Княгиня Ольга. Картина Сергея Кириллова Почему православие, а не католицизм и не другая вера? Важно отметить, что князь Владимир вовсе не выбирал между православием и католицизмом. На дворе все-таки были 980-е годы. Конечно, между восточным и западным христианским обрядом существовали некоторые различия, однако раскол христианской церкви произошел только в 1054 году. Ни князь Владимир, ни даже его сын Ярослав не дожили до этого времени. Поэтому Владимир вовсе не выбирал между православием и католицизмом — он выбирал христианство, которое было в тот момент вполне целостной религией. Мы хорошо знаем, что во времена Владимира христиане с Запада приезжали и проповедовали на Руси, и князь совершенно никакой неприязни к ним не испытывал, хотя сам и следовал восточному обряду.
В «Повести временных лет» и последующих текстах могут немного заострять этот момент, но только потому, что авторы этих текстов сами жили уже после раскола, и для них было важно связать Владимира с православием. А вот что касается других религий, то тут выбор мог быть более реальным, однако надо сказать, что князь Владимир был обречен выбрать именно христианство. Влиятельных мусульманских соседей у Киевской Руси практически не было. Киевская Русь граничила с Волжской Булгарией, но мусульманское влияние было несоизмеримо меньшим, чем влияние Византийской или Германской империй, которые активно развивались в тот период. Иудейских государств рядом с Киевской Русью тоже не было. Разве что хазары, но и те к 988 году от иудаизма больше склонялись к исламу, да и политическое свое значение после походов отца князя Владимира они уже растеряли. Поэтому христианство в политическом смысле было наиболее очевидным вариантом. В практическом — тоже. Во-первых, на Руси времен князя Владимира уже было довольно много христиан.
Да, конечно, было и какое-то количество иудеев и мусульман, но, судя по всему, христиан было все-таки больше. Князь Владимир до какой-то степени действовал в парадигме «не можешь победить — возглавь».
Не рекомендуется стричься, делать маникюр или педикюр, чтобы не внести в судьбу плохие события. Не стоит шить, вязать, чтобы не запутать свою судьбу. Запрещается занимать деньги, иначе весь год пройдет в долгах. В этот день желательно не переедать, чтобы мысли оставались чистыми. Приметы и поверья Если 19 января стоит солнечная морозная погода, то лето будет жарким и урожайным. Пара, которая сыграет свадьбу на Крещение, проживет долгую и счастливую совместную жизнь. В крещенскую ночь открываются небеса к просьбам людей.
Если о чем-то помолиться, то просьба обязательно сбудется. Тот, кто примет крещение в день Святого Богоявления, проживет долгую и счастливую жизнь. Если молодая девушка выйдет на улицу в крещенское утро и встретит молодого парня, то она в этом году выйдет замуж. Если первым встречным будет пожилой мужчина, то она весь год будет одинокой. В ночь на Крещение люди ходят в храмы на всенощные бдения, которые заканчиваются утренней божественной литургией и освящением воды. Богоявленская вода обладает чудодейственной силой. Она способна исцелять и оберегать от нечисти.
«Отправная точка нашей истории»: как Крещение способствовало объединению русских земель
Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» Ин. Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» Лк. Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех , как всякого человека.
Современный православный храм Иоанна Предтечи. Точное расположение места крещения Иисуса Христа неизвестно. Считается, что наименование Вифавара впервые предложил Ориген [5] , но он расположил её на западном берегу Иордана [6].
Однако на Мадабской карте VI века место Крещения изображено напротив Иерихона на западном берегу реки, то есть не за Иорданом, если смотреть с западного берега. Существует предположение, что автор Мадабской карты, живший на восточном берегу Иордана, понял словосочетание за Иорданом в смысле места, находящегося на другом берегу по отношению к нему, хотя автор Евангелия, естественно, понимал предлог за, как к расположенному на восточном берегу [8]. Паломник Феодосий ru de V—VI вв.
До VI—VII веков традиционное место Крещения Иисуса Христа располагалось на восточном берегу Иордана около Иерихона, но после арабского завоевания Палестины 640 год местом Крещения стали считать место также около Иерихона, но на западном берегу по причине труднодоступности восточного берега [6]. Со временем место Крещения было утеряно из-за разрушения находившихся там церквей. С течением времени река Иордан изменила своё русло, поэтому в настоящее время место крещения Иисуса находится на суше [10].
История экстремального русского ритуала, который на самом деле имеет мало отношения к православной церкви. Совершая это странное, экстремальное действо, мы испытываем какую-то сакральную связь с нашими предками-богатырями. Вот раньше русские мужики, кровь с молоком, в ледяной воде купались, грехи смывали, и нам завещали! На самом деле не совсем. Николай Грандковский «Купание после освящения воды шестого января». Как свидетельствуют исторические источники, воду на Крещение, действительно, издавна святили на реке в проруби. Эту воду набирали прихожане и хранили дома возле икон на случай болезни или иной надобности весь год. Однако ни про какое купание на Крещение речи не идет вплоть до XIX века.
Только тогда некоторые авторы, например, Иван Шмелев, описывают крещенских купальщиков. При этом Шмелев упоминает, что были мужики, которые просто окунались в «ердани», а были и те, кто купались на спор — кто дольше просидит в проруби.
Еще до принятия христианства князь Владимир, согласно «Повести временных лет», попытался объединить всех язычников. Он установил возле княжеского терема шесть идолов, Перун из них — наиболее известен современным людям. Кроме него, у терема стояли бог небесного сияния Хорс, «дающий благо» Даждьбог, бог ветра Стрибог, богиня земли, влаги и плодородия Мокошь, а также Сенмурв. Точно не известно, что это было за божество, но изображалось оно как крылатая собака в чешуе. Все вместе они представляли языческий космос, состоящий из неба, земли и пространства между ними. По-видимому, унификация разнородных племенных верований не удалась. К тому же, в X веке все больше и больше стран принимали либо христианство, либо ислам.
И та, и другая религия накладывала ограничения на отношения с иноверцами: мусульмане и христиане не могли иметь дел с язычниками. Владимиру пришлось выбирать, в какую веру обращать жителей Руси. Какие были варианты? Разумеется, к князю пришли проповедники от двух крупнейших конфессий — христианства и ислама. На тот момент Великий раскол христианства еще не произошел, но церковь западного обряда уже представляли немецкие посланники, а восточного — византийские. К принятию ислама склонял эмиссар Волжской Булгарии — врага Руси. Обращение славян в эту веру позволило бы примирить народы или даже заключить союз. Четвертым и самым неожиданным вариантом был иудаизм. Он стал восприниматься как национальная религия еврейского народа значительно позже, а в раннем средневековье принятие не-евреем иудаизма не вызывало вопросов.
До VI века подготовка взрослых людей к крещению называлась оглашением — устным научением вере. Оглашаемые делились на несколько разрядов до пяти , а оглашение или катехизация могло длиться до трёх лет. В древности оглашение, крещение и миропомазание разделялись во времени в зависимости от духовной подготовленности человека.
Перед крещением полагался 40-дневный пост, причём вместе с готовящимися ко крещению постилась вся христианская община. Отголосками] этой традиции остались Великий пост перед Пасхой и пост перед Рождеством, которое раньше праздновалось в один день с Крещением Господним. Если верный христианин переселялся в другой город, то община давала ему сопроводительное письмо, по которому его принимала в евхаристическое общение община христиан другого города.
Крещение принимали зачастую в позднем возрасте: Григорий Богослов, сын Назианзского епископа, принял крещение от собственного отца в 30-летнем возрасте, Василий Великий и Иоанн Златоуст крестились уже после завершения получения образования. Это объясняется тем, что в этот период IV—V века большое значение придавалось сознательному принятию таинства крещения.
«И сошел Дух Святой в виде голубя». Во сколько лет, кем и где крещён Иисус
Ответ Владимира немцам был очень странным: «Наши отцы не приняли этого». Вероятно, незадолго до этого представители папы уже пытались крестить Русь, но княгиня Ольга, бабушка Владимира, крестилась по восточному обряду. Какие были доводы в пользу православия? Историки сходятся во мнении, что выбор восточного христианства был сугубо политическим. Западная церковь считала папу главой всех христиан, в то время как восточные патриархи признавали власть светских императоров. Бороться за власть с римским понтификом князь точно не хотел. Вдобавок, в середине X века папа римский благословил Оттона стать императором Священной Римской империи — русский князь автоматически встал бы в иерархии ниже. Риск попасть в подчиненное положение был и при принятии восточного христианства, однако Владимир нашел выход из ситуации.
В то время в Византии шла гражданская война. Воспользовавшись этим, князь занял византийский порт Херсонес территория современного Севастополя. В 987 году была заключена масштабная сделка: Русь отправила на помощь императору варяжское войско, а Владимир получил в жены Анну, дочь византийского императора. Условием для свадьбы было принятие Владимиром крещения, а Византия получила Херсонес как выкуп за невесту. Женитьба на царевне подняла статус русского князя и гарантировала, что он не попадет в зависимость от крупной сверхдержавы того времени. Владимир крестил Русь насильно? Считается, что в 988 году Владимир вернулся в Киев, снес идолы и повелел всем креститься.
После началось поэтапное крещение других русских земель.
Картина Василия Перова Действительно ли князь Владимир был распутником до крещения и ослеп, а после крещения зрение к нему вернулось? Это достаточно непростой вопрос. Что касается распутства князя Владимира, наверное, можно принять ту точку зрения, что по крайней мере в языческий период жизни этот правитель мало ограничивал себя в сексуальных связях. У него было мало причин это делать: он князь, чрезвычайно богатый человек, влиятельный мужчина. Он, безусловно, мог позволить себе большое количество наложниц и, скорее всего, действительно их имел. Но те гипертрофированные цифры, которые возникают в «Повести временных лет», у современных исследователей вызывают вопросы. Есть мнение, что житийные авторы «Повести» могли проводить параллели между князем Владимиром и библейским царем Соломоном. То есть они могли, так сказать, заострять языческий период жизни Владимира, чтобы создавать позитивный контраст между князем до крещения и после.
Что касается истории с потерей и обретением зрения, то это классический сюжет, который приводится и в той же «Повести временных лет». Но, конечно, не исключено, что это миф, созданный летописцами для того, чтобы подчеркнуть чудодейственную силу крещения и тот факт, что новый бог могущественнее, чем старые языческие божества, которым прозревший князь когда-то поклонялся То есть подтвердить это мы не можем, но и опровергнуть не можем. А поскольку события эти достаточно чудесные, они вызывают некоторые сомнения у исследователей. А правда, что князь Владимир больше всего склонялся к православию, потому что любил византийскую царевну Анну и хотел на ней жениться? Брак Владимира и Анны, сестры византийских императоров, — это исторический факт. Но, конечно, этот брак имел в большей степени политический и династический аспект, чем любовный. Князь Владимир не видел Анну до того, как они встретились непосредственно перед свадьбой. Ясно, что в данном случае им вряд ли двигали романтические соображения. Однако что действительно важно — так это то, что вступление Владимира в этот брак и крещение находятся в прямой связи друг с другом.
Можно долго дебатировать о том, что было первично: крестился ли Владимир для того, чтобы жениться на сестре императора, или вступил в этот брак для того, чтобы креститься. Последняя точка зрения гораздо более основательна и чаще встречается у исследователей. Так или иначе, брак этот некоторую роль в крещении Владимира лично, а потом и в крещении Руси, безусловно, сыграл. Княгиня Ольга. Картина Сергея Кириллова Почему православие, а не католицизм и не другая вера? Важно отметить, что князь Владимир вовсе не выбирал между православием и католицизмом. На дворе все-таки были 980-е годы. Конечно, между восточным и западным христианским обрядом существовали некоторые различия, однако раскол христианской церкви произошел только в 1054 году. Ни князь Владимир, ни даже его сын Ярослав не дожили до этого времени.
Поэтому Владимир вовсе не выбирал между православием и католицизмом — он выбирал христианство, которое было в тот момент вполне целостной религией. Мы хорошо знаем, что во времена Владимира христиане с Запада приезжали и проповедовали на Руси, и князь совершенно никакой неприязни к ним не испытывал, хотя сам и следовал восточному обряду.
Отличают верующие во всём мире этот день 19 января. Накануне, в сочельник, в домах готовят бедный стол кутью , в храмах совершается обряд освящения воды, после церковной службы, в ночь с 18-го на 19 января открывается доступ к купели для омовения. Главное таинство великого дня Крещения состоит не в том, чтобы погрузиться в иордань прорубь, купель , само по себе погружение не освобождает от грехов.
В православной вере Крещение называют ещё Богоявлением, поскольку в истории, после принятия Иисусом крещения от Иоанна, разверзлись небеса, на землю спустился святой дух в облике голубя, объявляя о том, что сын божий пришел в мир чтобы принять на себя грехи человеческие. После того, как Иисус вышел из реки, вода Иордана очистилась, подобно тому, как душа человеческая способна очиститься от греха. Поэтому накануне, и утром 19 января совершается служба, причастие, освящение воды. Вся суть торжества в том, чтобы показать людям правильный путь к господу, через религию, веру, милосердие всевышнего к земным грехам, способности к очищению, лучшему, жизни вечной. В католицизме 6 января Богоявление, таинство Трех Королей-волхвов отмечают католики.
Традиционно название происходит из библейских времён, когда после рождения младенца Миссии волхвы пришли к нему на поклон. Тем самым, для народа подчёркивается значимость событий рождения Христа, ведь поклониться с дарами приходили лишь к царским особам.
Так крестить заповедано апостолам Мф. Так апостолы и совершали крещение Деян. Так крестились все верующие древне-апостольской церкви. Они, услышав Слово Спасения, каялись, принимали Христа в сердце, и затем крестились Деян. Заметим также, что для совершения крещения требовалось «много воды», настолько много, чтобы крещаемый мог «скрыться под водою» Иоан. Крещение есть личное повеление Господа, данное: проповедникам Евангелия — крестить: «крестя их» Мф. Ведёт ли обычай крещения детей своё начало от апостолов? Мы, русские, принявшие христианство, спустя девять веков после его основания, унаследовали его от Греции уже тогда, когда христианство было сильно засорено, испытало на себе влияние различных государственных систем и пропиталось Византийским язычеством.
Приняв христианство не из первоисточника, а как бы, из вторых рук, мы приобщились ко всем его «готовым» вековым наслоениям и заблуждениям. Вместе с этими отступлениями от Священного Писания мы приняли и учение о крещении детей. Этот исторический проверенный факт лишает нас, русских, права пользоваться всеми излюбленной фразой: «православие ведёт своё начало от апостолов…». О крещении детей в первоапостольской церкви нигде нет ни малейшего упоминания. Мы не встречаем случая детокрещения ни в одной книге Священного Писания. Исследуя церковную историю, мы находим, что первым, кто упоминает о крещении детей, был епископ Лионский Ириней около 200 года по Р. Но было бы ошибкой допустить, что к этому именно времени учение о крещении детей вылилось в форму церковного догмата. Напротив, ещё в IV веке крещение взрослых было обычным церковным правилом. Лишь в VI веке, когда господствующее положение государственной церкви утвердилось, крещение младенцев стало явлением распространённым, общепринятым и даже обязательным. Для тех, кто любит ссылаться, в вопросе крещения детей, на отцов церкви, не лишним будет напомнить, что Иоанн Златоуст, живший в IV веке и родившийся от родителей-христиан, был крещен 20-летним юношей.
Григорий Богослов, живший в IV веке, сын христианина-проповедника, был крещен только в 24-х летнем возрасте. Василий Великий, живший также в IV веке и родившийся в христианской семье, принял крещение, когда ему было уже 30 лет. Августин Блаженный, мать которого Моника была христианкой и даже причислена к лику святых, крестился также 30-ти лет. Киприан крестился будучи 45 лет от роду. Многие другие христианские подвижники и мученики приняли крещение также в зрелом возрасте. Как и почему возник обряд крещения детей? Детокрещение оказалось выгодным для государства, на службу к которому церковь попала, лишившись своей самостоятельности.
Крещение Господне
Про крестины Православие. Купание в Иордане на крещение. Купание в проруби на крещение 2021. Крещение Господне в реке Иордан. Крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крещение Господне в Иордане. Иордан крещение Господне женщины. Путин крещение.
Крещение Господне для детей. Голые в проруби на крещение. Купели в Барнауле на крещение 2023. Крещенская Иордань в Царицыно. Купание в проруби на крещение на Руси. Прорубь в Барнауле. Крещение Господне Верещагин.
С Крещением Господним 19 января. Таинство крещения. Таинства обряда крещения. Таинства крещения детей в христианской церкви. Крещение взрослого. Старообрядческое крещение. Таинство крещения взрослого.
Крещение Господне kupanie. Поярково Церковь купель. Анна Ускова прорубь. Купание Путина на крещение 2021. Таинство крещения Азбука веры. Таинство крещения Богдана. Таинство крещения Андрея.
Денис таинство крещения. Священник крестит ребенка. Крещение батюшка. Крестильная купель собор Рождества Христова. Таинство крещения в церкви. Крещенские купания. Священник в проруби.
Крещенские купания батюшка. Крещение в церкви. Крещение в храме. Крещение взрослых в храме. Крещение взрослых детей. Крещение таинство Православие. Крестины картинки.
Христианство крещение. Религиозные обряды. Крещение у старообрядцев. Крещение взрослого человека женщины. Саратов Свято Троицкий собор крещение детей. Крещение таинство Останкино. Крещение ребенка в храме Живоначальной Троицы.
Крещение девушки в церкви. С праздником крещения. Крещение Господне празднование. Праздник крещения в России. Храме Живоначальной Троицы в Свиблово крещение. Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах крещение. Крещение взрослого человека в церкви.
Водосвятие на крещение. Скит Богоявления Господня купель. Чин Великого освящения воды на крещение. Новленское крещение. Крещение презентация. Таинство крещения презентация. Обряд крещения презентация.
Сообщение о обряде крещения.
На тот момент Великий раскол христианства еще не произошел, но церковь западного обряда уже представляли немецкие посланники, а восточного — византийские. К принятию ислама склонял эмиссар Волжской Булгарии — врага Руси. Обращение славян в эту веру позволило бы примирить народы или даже заключить союз. Четвертым и самым неожиданным вариантом был иудаизм. Он стал восприниматься как национальная религия еврейского народа значительно позже, а в раннем средневековье принятие не-евреем иудаизма не вызывало вопросов. Например, его исповедовали жившие к северу от Кавказского хребта хазары. Именно представители хазарской общины говорили от лица иудаизма.
Согласно летописи, у иудейского проповедника были серьезные доводы в пользу своей веры: даже христианский бог был распят в Иерусалиме. Однако Владимир был воином, и его смутила судьба иудеев: где же был их Бог, когда евреев рассеяли римляне, а Хазария была почти уничтожена отцом князя, Святославом? Поэтому иудаизм был отвергнут, хотя в X веке в Киеве были его последователи. Это подтверждает документ , который в XX веке нашли в Каирской синагоге. В нем говорится, что хазары из Киева хотели выкупить из долговой тюрьмы своего человека, но им не хватило для этого денег, и они обратились к братьям по вере. Владимир отверг ислам из-за любви к выпивке? Мусульманский проповедник говорил Владимиру о вечном блаженстве, которое ожидает верящих в Аллаха в раю. Однако в исламе запрещены спиртные напитки, что не понравилось правителю.
Это не значит, что князь был запойным алкоголиком и не мог прожить и дня без вина.
На страже здоровья и спасатели, которые работают во всех оборудованных для крещенских купаний местах. Заранее дно каждой купели обследовали водолазы, убрали коряги, стекла и все, что может испортить впечатления от купания. К тому же эти два дня у каждой иордани будут дежурить спасатели в гидрокостюмах, в случае необходимости это позволит прийти на помощь быстро. На одном из участков Истры система безопасности многоуровневая. Поперек течения спасатели протянули дополнительную страховку.
Андрей Суворов, временно исполняющий обязанности начальника Истринского пожарно-спасательного гарнизона Московской области: «Натянута веревка с поплавками. Если человека понесло, будет возможность ему там зацепиться. У нас есть лодка, которая позволит спасателям сразу человека вытащить». Также для комфорта верующих у купелей спасатели оборудовали теплый пневмокаркасный городок. Здесь же можно набрать крещенской воды.
Вероятное крещение киевских князей Аскольда и Дира после их похода на Константинополь Около 867 года Первое письменное упоминание в византийских источниках о крещении русских князей Крещение княгини Ольги Первый правитель Киевской Руси официально принимает христианство Миссия епископа Адальберта Магдебургского на Русь 959 — 960 год Первая попытка западных церковных деятелей по приглашению самой Ольги распространить влияние на Русь. Тогда же клирики смогли обратить в христианство большую часть населения Значение и последствия христианизации Руси Где-то с помощью переговоров, где-то военной силой, но Владимиру удалось совершить радикальные изменения — крестить своё государство и встать в один ряд с ведущими державами своего времени. Принятие христианства имело далеко идущие последствия не только для самого князя, но и для истории Руси и России в целом: выбор восточного варианта «веры Христа» определил положение страны и вектор её развития на тысячелетие. Изменения на Руси после принятия христианства Новая религия стала для Руси мостиком, связывающим её с богатым культурным наследием Европы. В некогда варварскую страну хлынули греческие клирики и строители, благодаря которым постепенно менялся облик русских городов: стали появляться величественные христианские храмы, а доморощенные зодчие впитывали опыт византийских мастеров, чтобы спустя десятилетия переработать его и сформировать собственный стиль. Изменения в культуре не ограничились одной лишь архитектурой. Русь переняла византийское летоисчисление теперь новый год начинался 1 марта , а вместе с ним — и христианские праздники, которые удивительным образом переплетались с языческими обычаями. В целом культура Древней Руси, особенно в первые столетия после принятия христианства, характеризовалась своеобразным «двоеверием»: бывшие языческие боги спокойно примеряли на себя образ христианских святых, люди всё ещё верили в леших и других нечистых обитателей потустороннего мира, но теперь обращались за помощью к Иисусу Христу. После крещения бывшие языческие священнослужители и сочувствующие Перуну «ушли в подполье». По всей стране возводились храмы, из Византии прибывали клирики, чтобы обучать священнослужителей из местного населения. Волхвы лишь ждали удобного случая, чтобы показать себя во всей красе — и такие возможности неоднократно предоставлялись им на протяжении всего 11-го века. Первое крупное выступление случилось в Суздале в 1024 году. В тот год этот регион поразили страшный неурожай и засуха — продовольствия не хватало, и простые люди пытались найти ответственных за ненастья. Рядом с ними вовремя оказались волхвы: они обвинили во всех бедах племенную знать. По языческим традициям, виновные приносились в жертву, чтобы умилостивить богов. Так поступили и восставшие, попутно предавая смерти пожилых людей, дабы «обновить» землю. Ярослав Мудрый никак не отреагировал на выступление жителей Суздаля — восстание затухло само по себе. Однако самые известные языческие выступления случились спустя 50 лет после событий в Суздале.
Крещение Господне
как мог Иоанн Креститель крестить Иисуса тогда как сам обряд крещения – это уже следствие христианства, которое есть следствие событий распятия Христа, которые уж никак не предшествовали встрече Иисуса с Предтечей. Имя «Крещение» тесно связано с описанным в Евангелии эпизодом земной жизни Иисуса: в 30 лет он принял крещение от пророка Иоанна Предтечи в реке Иордан. Кто изобрел крещение младенцев? El крещение de niños Это очень древняя практика католической церкви, и она дословно подтверждается в трудах, начиная со XNUMX-го века, такими авторами, как Ириней Лионский, Ориген, Ипполит Римский, Киприан Карфагенский. Крещение, единственное таинство, которое может совершить не священник, а мирянин. Петра, «Христос вошел в струи Иордана, собираясь освятить наше Крещение, чтобы тех, кого Он воспринял Своим рождением на земле, возрождением вознести на небо; чтобы освободить в Самом Себе тех, кого без Себя наблюдал пленниками; чтобы даровать жизнь тем, кого сделала.
Крещение. Что за праздник, как его праздновали раньше, как отмечают сейчас
Как и почему возник обряд крещения детей? Детокрещение оказалось выгодным для государства, на службу к которому церковь попала, лишившись своей самостоятельности. Детокрещение доставляло государству подходящий элемент в лице людей, крещенных в детстве, но бессознательных и пассивных, готовых на послушание не только добру, но и злу, если таковое облечено в «благородные» и «возвышенные» идеи. Поддержанию такого учения содействовали и соответствующие правительственные указы. В кодексе Юстиниана сказано: «Родители, как скоро сами они крещены, обязуются под страхом тяжких наказаний, крестить и своих детей» Алмазов, 592 стр. Закреплению и узаконению этой ереси помогли знатные и влиятельные прихожане, так называемые «благотворители церкви». Император Лев Философ повелел крестить детей до истечения 40 дней после рождения.
Были и другие государственные указы, направленные к закреплению этой ереси, перечислять которые считаем излишним. Второй причиной к отступлению послужило то, что духовенство государственной церкви, переходя из рода в род, стало пополняться лицами не апостольского призвания. Появились люди «церковной профессии». Таким пастырям-профессионалам выгодно было умножать количество пасомых процентным ростом населения и при том, без всякой проповеди Евангелия, даже без катихизации и оглашения. Евангелие, с течением времени, всё больше и больше заслонялось ложными человеческими учениями, как то: учением гностиков о магической силе таинств, языческими суевериями, традициями, постановлениями отцов церкви, вселенских соборов, всегда действовавших под известным давлением светской власти. Вековые заблуждения принимались сменявшимися поколениями безоговорочно, ибо заблуждения эти выдавались за истину кристальнейшей чистоты, не требующую доказательств, а всякий, кто имел смелость усомниться в подлинности догматов и верности учения, объявлялся церковью еретиком и отступником.
Обсуждать и проверять правильность православных догматов веры? Да нужно ли это? В России такой вопрос никогда не поднимался ни в церковной, ни в светской литературе. Церковная цензура никогда бы ничего подобного в печать не пропустила. Ожидать решения этого вопроса в общецерковном масштабе — не приходится. Те, кто прозрел духовно, решают его в личном порядке.
Что говорит о крещении детей Слово Божие? Дети не нуждаются в крещении. Христос говорит, что «таковых есть Царствие Божие» Лук. Спаситель неоднократно подчёркивает, что если мы, взрослые, не обратимся и не станем как дети, «не сможем войти в Царство Небесное» Мф. Павел говорит, что дети освящаются родителями — христианами 1Кор. Крещение, ни в коем случае, не является «новозаветным обрезанием», иначе младенцам и взрослым женского пола не надо было бы креститься, вообще, как не надо им было обрезываться в Ветхом Завете.
И это все, невзирая на лютый мороз, который, как правило, всегда сопутствовавший этому празднику. Ледяной Крест Из исторических летописей известен факт, касающийся Ивана Грозного, любившего удивить иностранных послов доблестью и удалью своих бояр. Он заставлял их в морозные дни снимать шубы и окунаться в прорубь, всем своим видом показывая удовольствие. Причем, все это делалось не в рамках традиций православия, а именно в традициях демонстрации воинской доблести. Панцырева Е. Купание на Крещение Обычай массово окунаться в Крещенскую прорубь не является исконной традицией и появился совсем недавно. До революции крестные ходы на «Иордани» с освящением воды совершались, но массовое купание этому не сопутствовало. Анатолия Данилов. Покровско-Татианинский собор в Крещенскую ночь Многие не задумываются о глубочайшем смысле праздника, думают, что единожды в году, окунувшись в прорубь, могут считать, что они ведут христианский образ жизни. Некоторые ошибочно считают купание в проруби обязательным ритуалом, без совершения которого человека нельзя назвать верующим.
Но так ли это на самом деле?
Они смогли сохранить русский язык. Сейчас оба уже взрослые, состоявшиеся люди. Сын работает в компании, которая продает авиационное оборудование, а дочь — менеджером в коммерческой фирме. Ни у того, ни у другой пока нет семьи. Дочь бывала в России не раз, в том числе и по работе. Сын приезжал только раз.
Переписываются со мной они очень нерегулярно. Каждый, кто бывал в церкви, знает, что Богоявленская служба и Крещенская — это копия службы Рождественской, кроме чина освящения воды. И это правильно. Христос стал человеком. Возьмите картину Иванова «Явление Христа народу». Это графическая наглядная иллюстрация того, что такое Богоявление. Процитирую патриарха Кирилла, который сказал, как плохо, что средства массовой информации публикуют для людей, которые не имеют к монашеству никакого отношения, указания из Типикона, церковного устава, в частности о сухоедении, сыроедении, до которого часа нельзя есть и так далее.
Все это не относится к жизни гражданских людей. И отвлекают от существа дела. Приведу пример. Как-то в пасхальное утро, когда я жил еще в монастыре, мне сказали, что пришел человек и требует, чтобы к нему вышел священник. Было 10 утра, а мы только легли в шесть утра. Что делать, встал. Вижу, стоит мужчина с озабоченным видом, подхожу, он говорит: «Христос воскресе.
Мне нужно с вами посоветоваться. Скажите, как готовят творожную пасху? Да это и не столь важно. Давайте я вам подарок сделаю в честь Пасхи, подарю вам Евангелие, может, у вас его нет». Он смотрит на меня круглыми глазами и спрашивает: «А что это такое?.. Между Богоявленской и Крещенской водой нет никакой разницы. Чин один и тот же, процедура одна и та же, вода обладает одними и теми же свойствами и иначе называется Великая Агиасма.
Почему вода освещается дважды? Чтобы дать возможность большему числу людей поучаствовать в этом замечательном богослужении и получить эту воду. Но мне один человек как-то сделал интересное замечание, напомнив, что в старообрядческой традиции, а Русская православная церковь, как вы знаете, принимает дореформенный обряд в качестве допустимого, делалось какое-то разделение. Есть люди, которые следуют этому обряду. Надо заметить, что этот процесс довольно интересный, и он людей завораживает. Стоит чан, бак, и над ним мы совершаем богослужебный чин, вода в нем освящается. Но другое дело, когда тот же самый чин совершается над прорубью, на реке, которая течет.
С материальной точки зрения та вода, которая была в момент погружения в нее креста и чтения молитвы, уже ушла из проруби, утекла. Но все равно это та же самая святая вода. Что показывает нам, что связь материального и нематериального здесь очень гибкая. Бывает, что я освятил воду в проруби, потом к ней выстраивается очередь, и меня спрашивают: «А когда, фигурально выражаясь, «краник перекроется»? Можно воду брать через полчаса, а через час, а через три часа? Могу только сказать: «Вы участвовали в праздничном богослужении — получайте вашу святую воду, а если не участвовали, тогда не знаю». Фото: Ю.
Шабалкиной — Но ведь существует предание, что в Крещенскую ночь вся вода становится святой. То есть освящается вся водная стихия на земле. Могу пояснить, тут гипотеза очень простая. В советское время, в годы гонений на церковь, попробуй священник выйти на реку на водосвятие, его могли на месте сразу же арестовать и увезти куда следует. А людям хотелось получить эту великую святыню, тут как раз как нельзя кстати пришлись эти благочестивые сказания о том, что в этот день освящается вся водная стихия. Тем более что элемент освящения природы существует в Литургике. Бог является освятить воды.
Бог приходит в этот мир для того, чтобы освятить бытие, все творения. Помимо глубокого богословского факта есть богослужение, которым не следует пренебрегать. Но что если этого богослужения нет, а люди, например, находятся в ссылке, и они верят, что в этот день приобщаются к этой водной святыне. Это особые обстоятельства, не стоит об этом забывать. Но под этим предлогом пренебрегать тем богослужением, которое совершается в церкви, достаточно неразумно. Как церковь относится к купанию в проруби? Я бы сказал: «Это на ваше усмотрение».
Есть люди, которые погружаются в прорубь с огромной радостью. Я лично в молодости, когда жил еще в Америке, тоже купался. А здесь, уже будучи священником, как-то не получается.
На покрытых инеем окнах рисовали зимние узоры и лесных зверей — для защиты от злых духов. В народе считалось, что в сочельник своеобразный апогей святок, нечистая сила особенно сильна. До момента освящения воды многие женщины даже не ходили ни к водоемам, ни к колодцу — чтобы черт не утопил. А выпавший в канун Крещенья снег в народе считался целебным, его подсыпали в корм скоту — чтобы тот не болел, лечили снежными компрессами больных. Именно в сочельник, как считалось, самые верные прогнозы давало гадание на суженого.
Крещенской воде приписывают чудодейственные свойства, с давних времен есть традиция пить ее во здравие, окроплять ей углы в доме. Ее принимают при болезни, дают ее тем, кто не может быть допущен к причастию. Крещенскую воду по традиции хранят год - до следующего праздника Богоявления. То, что свойства воды в этот период меняются и отличаются от свойств обычной, неоднократно подтверждали ученые, при этом объяснить этот феномен они не могут. Изначально этот обряд совершали в полночь, но с Х века святить воду начали в канун Крещения. На Руси в Крещенский сочельник воду традиционно освящали в купели, стоявшей в центре храма. Второе освящение воды пошло от Иерусалимской церкви — там оно появилось в связи с обычаем входить в Иордан в память о крещении Христа и для того, чтобы «смыть» с себя грехи и болезни, и уже оттуда пришло в другие страны, включая Россию. Так что сейчас воду освящают два раза: в сочельник 18 января и непосредственно в день Богоявления.
По традиции на Руси в этот день освящалась вода во всех водоемах, а во льду прорубалась «иордань» — прорубь в форме креста или круга. Рядом водружали деревянный крест с ледяным голубем — символом Святого Духа. После литургии крестный ход отправлялся к проруби, там служился молебен, после чего все набирали воду и окропляли ею друг друга. И священнослужители напоминают, что грехи «смываются» покаянием, а не погружением в прорубь, как считают многие сторонники этой народной традиции.
Крещение Руси в 988 году и государство Русь
Крещение Руси произошло 28 июля 988 года. Это событие связано с именем князя Владимира, которого церковь нарекла святым равноапостольным, народ прозвал Красным Солнышком, а историки считают великим. Кто придумал крещение? Крещение стало неким рубежом, открывающим путь общественного служения Иисуса Христа, началом пути к Голгофе и Воскресению. Крещение, по словам Священного Писания, является символом погребения греховной жизни уверовавшего. По преданию, именно с крещением новгородцев связан обычай ношения русскими людьми нательных крестов: их будто бы выдали всем крестившимся, чтобы выявить тех, кто только притворялся крещеным. В этот день РПЦ вспоминает Крещение Спасителя от Иоанна в Иордане.
Что еще почитать
- Крещение Господне: смысл, происхождение, богослужение
- Кто установил праздник Крещения Господня и кем написана первая праздничная икона?
- Кто крестил Русь: какой князь Владимир, в каком году, почему
- КРЕЩЕНИЕ РУСИ
- Как Крещение способствовало объединению русских земель
- Содержание