это не просто политическая организация. Это место, где в единое целое объединены сильные и независимые патриоты России. НАЦБОЛЫ: революционная лево-правая химера Эдуарда Лимонова. Автор нашего проекта Свят Павлов специально ради такого приключения встретился со столичными нацболами. Наиболее острую гражданскую реакцию массовый расстрел и поджег людей в «Крокусе» вызвал в Петербурге – Самые лучшие и интересные антифишки по теме: Петербург, мигранты, нацболы на развлекательном портале Большевики) было использовано в Германии, немецкими коммунистами.
Национал-большевистская партия*
С этой поры, начинается сближение позиций национал-большевиков с либералами, к которым нацболы поначалу относились враждебно. экстремистское общественное объединение, позиционирующее себя как революционная, умеренно националистическая, антиправительственная и антибуржуазная партия. В данном материале разберёмся, кто такие нацболы, и какое отношение они имеют к политике в Российской Федерации. В качестве рядового нацбола он изучил всю подноготную НБП. Нацбол радеет за величие и независимость русского народа и отводит ему роль центра объединения всех других национальностей «Империи», но причисляет к нему всех, кто разговаривает на русском. Статья автора «vlad zeet» в Дзене: Национал-большевистская партия (НБП) — российская общественно-политическая организация националистического характера, прекратившая своё существование.
Как нацболы воевали в Донбассе
Контркультура С момента своего образования Национал-большевистская партия поддерживала отношения с русской контркультурой. Национал-большевики в своей пропаганде часто использовали стилизованную под панк эстетику шока. NBP привлекла значительное количество артистов, панк-музыкантов и рок-групп. Критика Некоторые западные критики прокомментировали интенсивное использование тоталитарных и фашистских символов и ее «национально-патриотическую демагогию», а ученые охарактеризовали эту группу как неофашистскую. В российских средствах массовой информации национал-большевистскую партию обычно называли крайне левым молодежным движением; однако некоторые критики в том числе бывшие члены описали НБП как организацию, призванную осуществить демократическую цветную революцию в России. История Происхождение 1993—1998 Члены Национал-большевистской партии на митинге в Москве с экземпляром газеты « Лимонка » фото Михаила Евстафьева В 1992 году Эдуард Лимонов основал Национальный большевистский фронт НБФ как объединение шести небольших групп.
Александр Дугин был одним из первых его членов и сыграл важную роль в убеждении Лимонова заняться политикой. Партия впервые привлекла внимание в 1992 году, когда два члена были арестованы за хранение гранат. Этот инцидент дал НБП огласку кампании бойкота, которую они организовали против западных товаров. NBF объединил свои силы с Фронтом национального спасения широкая коалиция российских коммунистов и националистов. ФНС была одной из ведущих групп, вовлеченных в конституционный кризис в России 1993 года , а Лимонов участвовал в столкновениях у Белого дома в Москве на стороне антиельцинской оппозиции.
Когда другие члены коалиции начали выступать против NBF, она вышла из альянса. В 1998 году Дугин покинул НБП в результате конфликта с другими членами партии. Это привело к тому, что партия продвинулась дальше влево в политическом спектре России, и члены партии объявили Дугина и его группу фашистами. Арест Эдуарда Лимонова 2001—2003 Лимонов и некоторые национал-большевики были заключены в тюрьму в апреле 2001 года по обвинению в терроризме , насильственном свержении конституционного строя и незаконной закупке оружия. На основании статьи, опубликованной в Лимонке под подписью Лимонова, правительство обвинило Лимонова в планировании вооруженного восстания в Казахстане.
После ареста лидера члены партии начали действия в том числе трюки прямого действия против правительства Путина. В 2002 году члены НБП участвовали в общей демонстрации крайне левых сил в московской демонстрации под названием «Антикапитализм-2002».
Члены партии на современном политическом жаргоне именуются « лимоновцами » или « нацболами ». По версии, которую сообщил заместитель генерального прокурора России Виктор Гринь , Генеральная прокуратура считает запрещённую Национал-большевистскую партию «наиболее структурированным радикальным молодёжным объединением». По мнению замгенпрокурора, эти организации обучают людей «теории и практике силового противостояния правоохранительным органам на примере цветных революций в Грузии, Киргизии и на Украине». Подобные откровения высокопоставленного сотрудника Генпрокуратуры вызвали недоумение у члена комитета Госдумы по безопасности Геннадия Гудкова. В разные периоды деятельности использовались «национал-большевизм» в духе «сменовеховцев» 1920-х, русифицированная версия раннего немецкого национал-большевизма , идеи европейских «новых правых» и «новых левых», «консервативной революции», «перманентной революции» в духе Троцкого[ источник не указан 3797 дней ].
Тишин - один из основателей НБП; до ареста вождя был гауляйтером комиссаром московского отделения партии. Работает в морге. В 2000 году, когда нацболы захватили матросский клуб в Севастополе, шесть месяцев сидел в тюрьме; одновременно баллотировался в Думу.
Мы бежим за Тишиным по коридору, на стенах висят предвыборные листовки: «Надоели политики? Встречайте доктора! Доктор Тишин - патологоанатом». В зале - грубо сколоченные лавки. Тишин облокачивается худосочным задом на трибуну; я жду вычурных слов и фашистских приветствий. Извините, мне придется вдаться в юридические тонкости... Я знаю, это неинтересно... Голос у Тишина интеллигентный; с предполагаемыми боевиками он говорит, как с дефективными подростками. Для нас это смерть: ФСБ сделает все, что хочет; за закрытыми дверями никто не услышит голоса защиты... Тишин мягко : - Шамиль...
Момент такой... Тишин объявляет, что в знак протеста против закрытого суда четверо нацболов решили начать голодовку. Снова извиняясь, он говорит, что в бункере будут журналисты, а поэтому желательно не слушать здесь музыку, не пить, не курить дальше приемной и вообще поменьше тусоваться. Шамиль гогочет еще раза два. Вступление в ряды Надо сказать, к своему журналистскому заданию я готовилась тщательно. Перед тем как идти в бункер, выложила из сумки деньги НБП опирается на обездоленную молодежь , редакционное удостоверение, блокнот. Проверят документы. Проверят личность - позвонят в указанное мной место учебы. А вдруг я шпион - да не из газеты, а из ненавистного нацболам ФСБ? Вместо всего этого, выслушав просьбу принять меня в НБП, Тишин только махнул головой: - Дайте ей бланк - где они там валяются...
Бланк был мятый и желтый. В графе «образование» я написала: «учительница младших классов» легкая специальность; будут задавать вопросы - смогу ответить. В графе «работа» - «не работаю» а то пришлось бы указать рабочий телефон, а по нему скажут, что это «Комсомолка». Адрес написала настоящий вдруг вышлют человека «проводить» меня. Парень с добрым лицом был гауляйтером смоленского отделения НБП, вместе с Тишиным участвовал в севастопольской акции , улыбаясь, спрятал заявление в стол. Я все еще ждала проверки. Господи, даже у «скинов» новых членов «прописывают» - бьют в темном подвале! Клею листовки Впрочем, провожатого мне дали. Нацболы делятся по звеньям, звенья образуются по территориальному признаку. Наголо бритый Андрей живет ближе всех ко мне.
В московском отделении - две тысячи членов - это кто по разу сходил.
Тем более, что всё это взаимосвязано например, почти любая этническая культура тесно связана с природой той местности, где обитает тот или иной народ. Причём за «этнические права» за свой язык, веру, традиционный быт каждый народ может бороться не обособленно, а солидарно с другими народами, так как в этой борьбе нет места для конкуренции между этносами, ведь они борются за общие интересы и с общим врагом — государственной и капиталистической системой», — уверяет «Чащин» 29. Во второй статье представитель МПСТ идёт еще дальше. С самого начала дается «новое правое» определение народа как естественной общности, якобы существовавшей всегда: «истории не известен такой период, когда внутри человечества не существовало этнических различий» что хитроумно намекает на не-единое происхождение человечества, хотя и не декларирует это прямо. Самосознание — самый стойкий и определяющий признак народа. Народ существует до тех пор, пока существуют люди, которые себя к нему относят». Но если из первой статьи еще не следовало напрямую, кто он, беспощадный враг этнического начала и «народа» как революционного фактора, а в качестве примера бедствующего этноса приводилась небольшая финно-угорская общность Северной России, то во второй уже все фигуры партии расставлены по местам. Страшный враг, не дающий спокойно и свободно жить русскому этносу в России, на его «родной земле», в которой он «пустил корни» — это «русофобия», почти всеобщая, идущая со всех сторон и не мотивированная никакими рациональными причинами, слепая «ненависть» к русскому «этносу» и русской культуре. Ее носителями оказываются и «неинтегрируемые» иммигранты с их чуждыми обычаями к примеру, включающими дискриминацию женщин, которые, по русскому «Домострою», очевидно, с точки зрения «Чащина», пользовались в обществе полным равноправием , и либеральные агенты Западного капитализма, и анархисты-космополиты… Все они включая и традиционных анархистов — это враги русского народа и его революции.
Это помеха. Это фашизм. Против них и должно быть направлено подлинное русское антифашистское движение 30. Исходя из этого «Чащин» принялся пропагандировать идеи «языческого антифашизма», с одной стороны, среди язычников-родноверов, а с другой — среди антифашистов, призывая их отказаться от космополитических и антипатриотичских позиций. Еще один член МПСТ wwp666 посвятил немало стишков обличению космополитизма и смешения народов, а также рассуждает о том, какие народы «выиграли» бы в случае победы Гитлера во Второй мировой войне 31. В 2012 году члены и сторонники МПСТ стали призывать в ходе внутрианархистских дискуссий к сотрудничеству с «Вольницей». А в начале 2013 году именно они выступили инициаторами травли представителей сексуальных меньшинств, которые пытались присоединиться к анархистской колонне в ходе антифашистской демонстрации. Можно отметить еще и тот факт, что МПСТшники «прославились» физическими нападениями на других анархистов и левых, действуя типично фашистскими методами 32. МПСТ был и остается крошечной группировкой, и его взгляды не стоило бы разбирать столь подробно, если бы они не отражали настроения значительного числа «левых» и «антифашистских» активистов в современной России. Просто они первыми осмелились выразить языком то, что уже было на уме у многих.
Крупнейшая из московских либертарных организаций отделение «Автономного действия», АД предпочла рассматривать эти разногласия как «личный конфликт» и в ультимативном порядке предложила «сторонам»… посредничество «третейского суда»! Когда же анархо-синдикалисты объяснили, что не считают возможным какой бы то ни было «третейский суд» с националистами, и предложили московскому АД высказать свое мнение по поводу позиций, высказанных МПСТ 33 , то не получили ответа. С этого момента национализм перешел в наступление с быстротой катящегося снежного кома. Часть антифашистов стала призывать не отдавать русскую национальную тему «на откуп» ультраправым. В ноябре 2009 года эти силы объявили о проведении митинга «Русские против фашизма». В выпущенном ими заявлении, в частности, говорилось: «Нам противно, что ультраправые радикалы разных мастей называют себя русским народом. Русский народ всегда уважал принципы коллективизма, справедливости, равноправия и свободы. Русское мировоззрение. Мы стараемся быть достойными своей истории. Мы помним про ответственность за страну, за будущее своих близких и своего народа.
Быть русским — это ответственность» 34. Как справедливо заметил по этому поводу один из московских анархо-синдикалистов, «идея организаторов была в том, чтобы попытаться отнять нишу, занимаемую ультраправыми. То есть, по сути, сказать: «Мы русские, а националисты - предатели родины»» 35. В июле 2010 года сотни молодых людей, проводивших акцию протеста в подмосковном городе Химки против разрушения леса и сооружения автострады, скандировали «За РУССКИЙ лес! Таким образом, они пытались продемонстрировать «антипатриотизм» ультраправых. А в январе 2011 года некоторые протестующие даже сравнили противостояние в Химках с русско-французской войной 1812 года… 36 Как отмечал журнал «Новый смысл», «в российском антифашистском движении четко обозначилась новая тенденция, которая, в отличие от классического западного антифашизма, не отрицает важность национального фактора». В интервью журналу представитель движения Алексей Гаскаров пояснил: «Тот дискурс, который существовал в антифашистском движении долгое время и который, по сути, ничем не отличался от риторики западных левых, себя не оправдал. Он отрицал, что «акция «Русские против фашизма» или «Русский лес» в Химках несли в себе какой-то элемент этноцентризма или национализма», но заявил, что «изначально идея базировалась на конструктивистском подходе к пониманию этноса, который подразумевает простую идею о том, что вопрос этнической принадлежности является формой свободной идентификации человека и никакой особой сути в себе не несёт». Поэтому националисты не имеют никакого права высказываться от имени «всех русских» 37. Если такие люди, как Гаскаров, старались уверить себя и других, что речь идет просто о тактике и новых агитационных подходах, и пытались удержать националистический тренд в известных рамках, то другие уже отбросили эту «стыдливую» позицию.
Они открыто говорили о том, как им надоело, что ультраправые представляют исключительно как защитников национальных меньшинств, тогда как они, на самом деле, настоящие патриоты. В стране во весь рост встал национальный вопрос, игнорировать который - значит показывать свою некомпетентность и маргинальный уровень. Мы выражаем солидарность с действиями людей, протестующих против разгула этнического бандитизма и кавказского шовинизма, несмотря на то, что не разделяем их политических взглядов», — объявили эти «антифашисты» 38. Заявление вызвало скандал в московском антифа-движении и было удалено с некоторых ресурсов. Сообщалось даже о физических столкновениях: группа «антифашистов» напала на других, обвинив их в том, что они топтали флаг Москвы и вели себя непатриотично. Оценить степень распространенности этницистских, патриотических и антикосмополитических идей в современном российском анархистском и антифашистском движении довольно сложно. Большинство организаций и групп предпочитают в любом случае открыто не конфликтовать с этими тенденциями, не то опасаясь вынести сор из избы и подорвать «единство» либертарной сцены всегда бывшее мнимым , не то из страха прослыть «догматиками» и «сектантами», не то просто из симпатии к «своим ребятам», с которыми так весело и приятно «тусоваться». У некоторых «антифа» наблюдается полная идейная сумятица: они могут одновременно отмечать «день дезертира» 23 февраля в официальный «День защитника отечества» и возлагать цветы к памятнику «Неизвестного солдата» 9 мая в день победы над Германией в 1945 г. Почти одновременно с частью «анархистов» к этнонационалистическим позициям эволюционировало российское течение, которое ссылается на традиции «левого коммунизма» и народнического «максимализма». В 2008 году оно оформилось в Союз революционных социалистов СРС во главе с левым активистом «Марленом Инсаровым» бывшим троцкистом, а затем «коллективистом».
В 2009 г. Инсаров издал книгу, посвященную украинским националистам в период Второй мировой войны Украинской повстанческой армии УПА , о которых отзывался позитивно, усматривая на их «левом» фланге сторонников «социалистической революции» и фактически оправдывая организованные ею погромы неукраинского польского населения борьбой с «эксплуататорами»-переселенцами 39. Еще до этого он был склонен релятивировать еврейские погромы, устроенные украинскими казаками в 17 веке. С конца 2009 г. Проект его «платформы» написал «Магид» на основе «манифеста» СРС, заимствовав содержавшуюся там формулировку: «Единственное средство уничтожения национального неравенства и гнёта — это разрушение всех национальных государств, уничтожение всех границ и установление безнациональной власти общих собраний, при которой будет возможно свободное и равноправное существование всех этнических и неэтнических культур» 40. Он предложил даже включить в текст формальное высказывание против патриотизма, сделав одновременно уступку сторонникам культурно-этницистской «самобытности»: «Патриотизм и национализм представляют собой сегодня чистейший яд для угнетенного класса… Наш долг бороться с патриотизмом и национализмом. Одновременно, мы поддерживаем право угнетенных представителей народов на борьбу против любого угнетения и на самобытное культурное развитие». Ключевым в данном случае следует считать именно подчеркивание «самобытности» как самоценности, о чем свидетельствовал дальнейший ход дискуссии. В ходе внутреннего обсуждения открытый этницист «Чащин» предложил заменить осуждение «патриотизма» осуждением «государственного патриотизма», «Магид» настаивал на своем, и «Чащин» удовлетворился предложенной формулой, написав: «Ладно, по поводу патриотизма спорить не буду. Тем более, что в декларации оговорено насчёт этнических культур».
Данное обсуждение хорошо демонстрирует, что спор в среде национал-«анархистов» шел исключительно вокруг того, как скрыть свои националистические взгляды от левой общественности и обмануть ее. Но формальная коалиция просуществовала недолго. Несмотря на это, сотрудничество «инсаровцев» и московских национал-«анархистов» продолжалось. Они активно переписывались, поддерживали друг друга в публикациях и кампании ненависти против КРАС. В дальнейшем начались разногласия и расколы внутри СРС. Выступая в Киеве на конференции «Что нам делать с национализмом? Совместные действия с такими людьми и группами необходимы и возможны.
Кто такие нацболы? Зачем они нужны в России?
Все его поступки свидетельсвовали об обратном.. Он просто козёл по жизни, но уж никак не наш ставленник. Свергли его? Надо бы сказать — честь вам и хвала. А язык не поворачивается. Какими методами свергли и кого поставили? Люди, имейте хочь чуть памяти. Яйценюк не так давно не видел различия между Юлей и Яныком, а про Турчинова вообще отзывался, как о проститутке.. Украинцы, кого вы поставили к власти? Ради этого кто-то лил кровь?
Глубокий кризис С националистами власть общалась и продолжает это делать при помощи ФСБ и Центра противодействия экстремизму. В начале 2000-х она считала правильным ведение диалога со всеми политическими силами, при этом пытаясь ими как-то манипулировать. Но потом все это резко заканчивается, практически все националисты к 2010 году опять оказываются в оппозиции. Именно тогда многие этнонационалистические лидеры начинают стремиться стать частью «респектабельной» оппозиции политическому режиму, в том числе в союзе с либералами. В этом процессе особую роль играли группы национал-демократов, но участвовали в нем не только они. Поэтому эти лидеры участвовали в протестных акциях 2011-2012 годов. При этом подавляющее большинство членов националистических организаций и групп не хотели выходить на протестные акции вместе с либералами и левыми, что создало основу для многих конфликтов. Но и в целом движение русских националистов оказалось в кризисной ситуации: население хоть и разделяет их ксенофобские настроения, но не готово идти за ними. К 2011 году количество выходящих на «Русский марш» достигло своего потолка, перестало расти, а потом и вовсе начало падать. Даже ксенофобно ориентированная половина российских граждан не идет за националистами, во-первых, потому что типичный представитель движения для обычного россиянина выглядит как хулиган, не вызывающий доверия. Не любящий «понаехавших» россиянин не пойдет на «Русский марш» потому, что там ему будет некомфортно. Во-вторых, население больше доверяет провластным движениям. Один из интересных опросов показал, что большинство респондентов выступают за запрет известных им националистических движений РНЕ, скинхеды и другие в том числе потому, что они не связаны с государством. В то же время опрошенные хорошо отзывались, например, о казаках. Следовательно, средний российский гражданин по-прежнему связывает свои надежды с властью — именно она должна решать все вопросы, в том числе именно она обязана выгнать мигрантов. Гражданин готов доверить выполнение этом миссии казакам, а условному РНЕ или другим движениям — нет. Впрочем, пока само государство не готово выполнять этот запрос общества. После же в их среде и вовсе случился раскол. Что важнее всего, в результате проиграли обе стороны: сторонники Новороссии почти не собирали на свои митинги людей потому что все это и так можно было услышать из телевизора , а идеи ее противников были просто непопулярны среди населения. Это создавало сильнейший дискомфорт у тех, кто привык себя видеть авангардом этнического большинства. Вслед за спадом интереса к русским националистам в последние полтора года за них серьезно взялись власти, а точнее — полиция. Это ударило по всем видам активности националистов от «партстроительства» до уличного насилия еще сильнее. Одни лидеры националистов уже открыто признают, что их движение находится в серьезном кризисе, другие пока не готовы в открытую с этим согласиться. В то же время альтернативы движению этнонационалистов, каким мы его знаем в 2000-е годы, пока нет. Казалось бы, на фоне Крыма и Донбасса, на фоне активизации пропаганды государственного имперского национализма можно было бы ожидать подъема прокремлевских и проимперских движений. Но националисты, поддерживающие кремлевскую линию, не особо заметны. Пока самые большие успехи на этом поле делает питерское отделение «Родины», которое еще в 2013 году фактически отобрало «Русский марш» у местных оппозиционных националистов больше таких крупных успехов у него не было.
Некоторые из выживших оппозиционных нацболов перешли к подпольной борьбе, кто-то работал на советскую разведку, например, в рядах «Красной капеллы». После Второй мировой войны НБ-идеологи выступали за создание объединённой нейтральной Германии, которая должна была возглавить самостоятельный центрально-европейский блок, но движение так и не удалось возродить. СССР и Россия У истоков русского национал-большевизма стояло зародившееся в среде белой эмиграции движение сменовеховства, название которому дал сборник статей «Смена вех», выпущенный в Праге в 1921 году. Сменовеховцы считали, что необходимо забыть старые разногласия и поддержать коммунистическое правительство, которое, по их мнению, переродилось с принятием новой экономической политики НЭПа и отныне следовало интересам русского народа. Советский Союз , как им казалось, перешёл на откровенно имперскую политику, подчинив русской культуре малые народности; с помощью НЭПа страна переориентировалась на зажиточное крестьянство кулачество , буржуазию нэпманов и интеллигенцию, а русские рабочие и крестьяне, по мнению сменовеховцев, таким образом прониклись идеей национального единства; правыми теоретиками приветствовалось становление советского вождизма, тогда как левые считали, что государство неминуемо перейдёт на позиции трудовой демократии. Страна Советов сравнивалась с редиской — красной снаружи, но белой внутри. Левыми сменовеховцами также подчёркивалась особая роль русского народа как освободителя угнетённых масс всего мира. Впоследствии сменовеховство переняло термин «национал-большевизм» у немецкого движения. Сменовеховцы поддерживали идею возвращенчества, т. Многие национал-большевистские лидеры вернулись на родину, где работали и занимались научной деятельностью и публицистикой. СССР новую тенденцию в белой эмиграции воспринял неоднозначно. С одной стороны, он поддержал идею примирения и допускал к публикации некоторые статьи национал-большевиков; с другой — относился с недоверием к некоторым их лидерам. Во время внутрипартийной борьбы в 1920-х гг. Многие вернувшиеся на родину сменовеховцы были арестованы по подозрению в контрреволюционной деятельности и казнены во время террора 1937-1938 гг. Новый подъём советского патриотизма в среде белой эмиграции произошёл во время Второй мировой войны , который ограниченно продолжился и после, однако сменовеховство так и не восстановило популярность, поскольку стала очевидна ошибочность его суждений. Возрождение национал-большевизма в России пришлось на 1990-е гг.
История нацболов — это история борьбы за защиту наций и народов от политического и социального угнетения. Это история активной политической деятельности и протестов граждан, которые стремятся изменить существующую систему. Нацболы играют важную роль в современном обществе и являются одним из ключевых участников политической борьбы за права и интересы граждан. Идеология нацболов и их роль в современном обществе Основная идея нацболов заключается в том, чтобы создать справедливое общество, в котором граждане имеют равные права и возможности, независимо от своей национальности или социального статуса. Они стремятся к национальному единству и защите интересов своей страны. Нацболы также отстаивают принципы национальной гордости и национальной идентичности. Они стремятся сохранить культурное и историческое наследие своей нации и противостоят культурной ассимиляции. Важную роль в идеологии нацболов играет активная политическая деятельность и участие в выборах. Несмотря на критику со стороны некоторых групп в обществе, национал-большевики активно поддерживают свою партию и пропагандируют свои идеи на различных платформах. Нацболы также активно участвуют в акциях протеста и общественной жизни. Они выступают против дискриминации и стараются защитить права своих членов. Нацболы также часто проводят митинги и акции с использованием национальных символов, таких как флаги и гербы. Нацболы нашли свое отражение не только в России, но и в других странах. В Украине, Белоруссии, Канаде и Израиле есть отделения и организации национал-большевиков. Несмотря на раскол и критику со стороны других политических сил, нацболы продолжают развиваться и привлекать к себе новых сторонников. Примечания: 1. В 1994—1997 годах в Москве прошли три съезда Национал-большевистской партии НБП , на которых приняты решения о создании партийных отделений в различных регионах России, а также в Украине, Белоруссии, Казахстане, Канаде и Израиле. Национал-большевики также оказывают критику в адрес других политических партий и организаций, особенно тех, которые связывают себя с русским или украинским национализмом. В том числе было организовано множество акций против автозавода «Ижавто» и против проектом статуса русского языка в Украине. Многие национал-большевисты, в том числе политики и идеологи, являются политэмигрантами. Национал-большевистская партия НБП : история и идеология. Национал-большевистские организации в Украине. Национал-большевизм как социальный и политический элемент. Критика и противокритика национал-большевиков. Ссылки на релевантные источники и литературу.
Тем, кто не понял, почему нацболы не встали за майдан
Со слов координатора, с начала СВО в интербригаду вступило около сотни нацболов. Нацбол — это НАЦиональное БОЛьшинстов, нацмен — строго наоборот. одно из самых активных и радикальных движений в антипутинском блоке "Другая Россия". Не знаю, кто сократил до "нацболов", но Лимонов, когда создавал НБП, вряд ли думал о защите интересов национального большинства. Наиболее острую гражданскую реакцию массовый расстрел и поджег людей в «Крокусе» вызвал в Петербурге – Самые лучшие и интересные антифишки по теме: Петербург, мигранты, нацболы на развлекательном портале
Национал-большевистские партии
Национал-большевистская партия* | члены национал-большевистской партии (НБП). |
Как нацболы воевали в Донбассе: не выдерживали даже прошедшие Чечню | Здесь журналист попыталась собрать коллективый портрет нацбола. |
Национал-большевистская партия - National Bolshevik Party | Русский – тот, кто искренне любит Россию, её историю и культуру. |
Как я была нацболом
Из них чуть больше 100 были нацболами. В Интербригадах были и левые, и правые. Были и иностранцы, где-то около полусотни человек: венгры, испанцы, итальянцы, французы, ирландцы. Были, например, правые поляки-евразийцы. Мы объясняли людям, сколько им нужно денег, чтобы переправиться через украинскую границу. И почему именно туда, а не в ДНР?
Отряд входил в спецроту «Мангуст». Её так назвали в честь погибшего летом 2014 года командира с таким позывным. Я приехал в ЛНР в сентябре 2014 года после того, как уладил все свои личные и партийные дела в Москве. Наш отряд стоял в селе СокольникИ, которое наши москвичи сразу переименовали в СокОльники. Это на берегу Северского Донца, рядом с городом Славяносербском.
Жили мы в хорошо укрепленном и оборудованном подвале, поставив там буржуйку. Днем находились на позициях. Эта война отличалась от предыдущих войн тем, что в основном гибли не от стрелкового оружия, как в Чечне, а от артиллерии и минометов. От пули можно было погибнуть, если снайпер подстрелит или встретишься с вражеской ДРГ. К нам как-то прибыл парень, который до этого воевал в Чечне.
Через сутки он уехал обратно. Говорит, что не привык к таким обстрелам. Слава богу, туда не попала мина. Танки по нам стреляли только через Северский Донец. В одну из таких атак мы потеряли вместе с убитыми и раненными до трети состава.
Но укропы, мы знаем это из радиоперехватов, несли очень большие потери во время таких атак. Получилось, что армию я отслужил в ЛНР. Я, когда учился в Московском институте стали и сплавов, то закончил там военную кафедру, обучался на запотеха. Я водитель танка.
И почему именно туда, а не в ДНР? Отряд входил в спецроту «Мангуст». Её так назвали в честь погибшего летом 2014 года командира с таким позывным. Я приехал в ЛНР в сентябре 2014 года после того, как уладил все свои личные и партийные дела в Москве.
Наш отряд стоял в селе СокольникИ, которое наши москвичи сразу переименовали в СокОльники. Это на берегу Северского Донца, рядом с городом Славяносербском. Жили мы в хорошо укрепленном и оборудованном подвале, поставив там буржуйку. Днем находились на позициях. Эта война отличалась от предыдущих войн тем, что в основном гибли не от стрелкового оружия, как в Чечне, а от артиллерии и минометов. От пули можно было погибнуть, если снайпер подстрелит или встретишься с вражеской ДРГ. К нам как-то прибыл парень, который до этого воевал в Чечне. Через сутки он уехал обратно.
Говорит, что не привык к таким обстрелам. Слава богу, туда не попала мина. Танки по нам стреляли только через Северский Донец. В одну из таких атак мы потеряли вместе с убитыми и раненными до трети состава. Но укропы, мы знаем это из радиоперехватов, несли очень большие потери во время таких атак. Получилось, что армию я отслужил в ЛНР. Я, когда учился в Московском институте стали и сплавов, то закончил там военную кафедру, обучался на запотеха. Я водитель танка.
Быстро научился стрелять из автомата. В первый раз стрелял плохо, второй раз — хорошо, а в третий — очень хорошо. Когда я пришел познакомиться к своим соседям по позициям, то узнал, что рядом с нами стоит танк. Решили его уничтожить. Как это сделать?
Следователь окружного суда объявил ордер на арест сегодня утром и привел его в исполнение. Дополнительная информация о процедурном состоянии в настоящее время не может быть предоставлена. Деяние по приговору 1 подлежит наказанию только в том случае, если 1. Запросы средств массовой информации, пожалуйста, свяжитесь с: Генеральная прокуратура Гамбурга.
В ходе митингов выдвигаются также и политические требования — свободные выборы, расширение полномочий местного самоуправления, отставка коррумпированных чиновников и другие. Основные лозунги акций: «Нам нужна другая Россия! За основу взяты «Походы на Москву» движения «Трудовая Россия».
Тем, кто не понял, почему нацболы не встали за майдан
Национал-большевистская партия - National Bolshevik Party - Википедия | Национал-большевики, называемые также нацболами или лимоновцами, в последние годы часто появлялись в российских новостях. |
Национал-большевизм: идеология и основной принцип | Идеология национал-большевизма находится вне привычных левого и правого измерений: она «антицентрична», как говорят сами нацболы. |
Как нацболы воевали в Донбассе: не выдерживали даже прошедшие Чечню | Уже тогда нацболы вполне однозначно высказывались по вопросам Украины, с тех пор не изменяли себе, лишь иногда пряча пыльные геополитические карты в свои походные ранцы. |
Московские нацболы: о партстроительстве, жизни в розыске и пистолете «Оса» | Нацбола Рамазана Сулейманова задержали на концерте «Коррозии металла» (18+) в Нижнем Новгороде. |
Иностранная пресса о России и не только | Discover videos related to Нацбол on TikTok. |
Значение слова Нацболы, что такое Нацболы?
Национал-большевики, называемые также нацболами или лимоновцами, в последние годы часто появлялись в российских новостях. Фото: Александр Поляков / РИА Новости. Были и те, кто, наоборот, мыслил довольно свободно и не привязывался к прошлому. Эстетика НБП — критики движения часто указывали на откровенные аллюзии к национал-социалистической и большевистской системам знаков у нацболов. В отличие от нацистов или коммунистов, создавших и приведших к власти в ряде стран свои партии или «группы людей, объединенные — измом», как выражался Мао Цзэдун, национал-большевики 1920 — 1930-х годов таких партий не имели. одно из самых активных и радикальных движений в антипутинском блоке "Другая Россия".
100 лет национал-большевизму: Точки отсчета
В качестве рядового нацбола он изучил всю подноготную НБП. Со слов координатора, с начала СВО в интербригаду вступило около сотни нацболов. Но национал-большевизм — это не абстрактный «национал-коммунизм», это вполне определенная идеологическая школа. это не просто политическая организация. Это место, где в единое целое объединены сильные и независимые патриоты России. нацбол. 1. полит. разг. то же, что национал-большевик По сути, идеология нацболов к этому и сводится ― бунт, революция ценны сами по себе, вне зависимости от целей, которые они преследуют. Автор нашего проекта Свят Павлов специально ради такого приключения встретился со столичными нацболами.
Как нацболы воевали в Донбассе
Первый также возглавлял незарегистрированную и единственно запрещённую Национал-большевистскую партию до её раскола в 2004 году. Национал-большевики участвовали в демонстрациях против проведения саммита Большой восьмёрки в Санкт-Петербурге. Геополитика оказала тяжёлое влияние на существующие русские нацонал-большевистские движения, они предлагают объединение России с остальной Европой в Евразию. Позже возникла оппозиция усилиям Лимонова к привлечению союзников вне зависимости от их политических убеждений; некоторые даже покинули НБП и сформировали Национал-большевистский фронт НБФ. Другие группы, такие как франко-бельгийская Общая национал-европейская партия также показывают национал-большевистское желание создания единой Европы так же как и её многие экономические идеи , и французская политическая фигура Кристиана Буше также получили влияние данной идеи.
Реформа образования[ ] По заверениям Лимонова страна в первую очередь нуждалась в реформе образования молодого поколения. Первым делом было сокращено время получения образования. Обязательным было обучение до 14 лет, после этого возраста ребёнок по собственному желанию мог уйти из школы. Отменялся ряд дисциплин, создавалась система профильного образования, когда ребёнок мог сам выбирать предметы, которые будет учить. Многие дисциплины были значительно изменены.
Отменялось преподавание писателей XIX и более ранних столетий. Вся история России до 1917 года считается эпохой величайшего угнетения простого народа. Советский Союз преподносится как очень противоречивый период истории. Эпоха Ленина считается величайшим освобождением народа, а эпоха Сталина хоть и полна кровавых пятен, но считается пиком могущества русского государства. Весь период после смерти Сталина до революции 2000 года всячески поносится и обливается помоями. Реформа культуры[ ] Во время культурной революции русские "хунвейбины" зачастую толпами вбегали в библиотеки, крушили стеллажи, а некоторые книги вовсе сжигали. Государство запретило прокат старых советских фильмов, а также ограничило выступления современных русских эстрадных артистов. Вместо этого популяризировалась русская андерграунд-культура, панк-рок группы начали давать многочисленные концерты по всей России. Старшее поколение определённо было крайне недовольно происходящим, но боялись как-либо противостоять новой власти.
Реформа армии[ ] С самого появления нового государства началась люстрация высших военных чинов. Многие генералы были сняты со своих постов. Некоторые из них выказывали своё неподчинение новой власти и устраивали военные выступления, после чего были ликвидированы лояльными частями. Лимонов понимал, что одной только демократизации армии и отмены воинского призыва не хватит для поддержания порядка и безопасности. После культурной революции 2000-2003 годов вся верхушка армии была обезглавлена, что вызвало волнения в солдатской среде. Многие части были расформированы, а во главу подразделений ставились неопытные солдаты. В связи с этим возобновились военные действия в Чечне, где боевики отбились от разобщённых отрядов русской армии и начали наступление на освобождение ЧРИ. Армия была переименована в Советскую Революционную Армию. До её руководства не допускались бывшие чиновники различных госслужб и высший генеральный состав, поэтому руководить ей начали либо более низкие армейские чины, либо вообще люди, не связанные с армией.
Лимонов говорил о необходимости повторения подвига Троцкого, который в кратчайшие сроки создал величайшую армию на Земле. Военный призыв был отменён, но после окончания культурной революции толпы хунвейбинов начали записываться в СРА. Всех солдат освобождали от налогов, а возраст более не играл значения, поэтому в армию начали поступать и неблагополучные подростки, которые как и во времена "красных хмеров" в Кампучии проявляли особую жестокость по отношению к врагу. Реформа общественных отношений[ ] Важным моментом в построении нового государства Лимонов считал полное уничтожение системы прошлого и создание абсолютно нового государства. Так начала формироваться российская джамахирия. Советы, появившиеся в постреволюционный период, стали полноправными органами местного самоуправления. Из обихода вышли понятия мэр, губернатор и другие. Вместо них в управлении советом принимали участие все его жители. В отличии от всех прошлых действий новой власти, система советов была крайне тепло воспринята более старшим поколением, особенно ностальгирующими по СССР.
Курехина, Г. Осипова, не говоря уже о насыщенных экскурсах самого Дугина, создавали объемное представление о философии национал-большевизма, его эзотерических корнях, исторических метаморфозах, эстетических проявлениях. Характерно, что на всех ста двенадцати страницах этого монументального досье нет ни одного упоминания самого НБП и его лидера Э. Конец 1996 — начало 1998 года можно считать периодом интеллектуального и культурного апофеоза НБП, партия начала резко набирать не только количественную, но и качественную силу. Этот же период был временем нового витка агрессивного либерализма, когда после победы Ельцина в 1996 г. День был ясным и солнечным, уличная вседозволенность 90-х годов провоцировала молодых людей на все более громкие и вызывающие лозунги. Однако нескольких партийных интеллектуалов, включая самого Дугина, на этом празднике не было. В данной статье нет смысла обсуждать конкретную причину ухода Дугина из НБП. Внешняя фабула событий выглядит весьма неожиданно: Дугин вошел в конфликт с четырьмя «боевиками» Лимонова и потребовал их исключения из партии, в этом его поддержала вся его «фракция», включая редактора «Лимонки» Алексея Цветкова и автора этого мемуара; Лимонов отказался исключать своих «охранников» и допустил раскол. С Дугиным тогда ушло подавляющее большинство главного совета партии, только что назначенного самим Лимоновым.
Но конечно, это был только предлог для неизбежного расставания: наступивший 1998 год ознаменовался новым поворотом в линии власти, и огульно-оппозиционный радикализм лимоновского НБП становился политически неадекватным. Назначение премьер-министром Сергея Кириенко в апреле 1998 г. Дальнейшая эволюция ельцинского режима 1998-1999 г. Александр Дугин начал активное взаимодействие с властью, поменяв экстремистский по определению «национал-большевизм» на более корректное «евразийство» «Евразийское Вторжение» 1998-2000, «Евразия» 2001-2003, «Международное Евразийское Движение» 2004. Партия Лимонова осталась в радикальной оппозиции, и ее идеология стала эволюционировать в направлении, обратном идеологической эволюции власти. Лимоновщина против национал-большевизма Конечно же, Эдуард Лимонов никогда не был национал-большевиком. Если под национал-большевизмом понимать только любое случайное сочетание «правых» националистических и «левых» коммунистических элементов, то да, был, только с эпохи поздней перестройки до раскола с Дугиным. Но национал-большевизм — это не абстрактный «национал-коммунизм», это вполне определенная идеологическая школа. Русский национал-большевизм — это русский православный империализм то есть русский византизм или русское евразийство , обнаруживший в советском эксперименте свое относительное воплощение возвращение столицы в Москву-Третий Рим, возвращение русским эсхатологической миссии и т. Это способ апологии «левой» русской революции с позиций консервативной геополитики, консервативной философии власти, консервативного цивилизационного подхода.
Богемному Лимонову всегда был ближе дух другой революции, к которой приставка «национал-» заведомо неприменима — революции образца 68 года с ее ставкой на ущемленные меньшинства, мультикульурное отребье, революционную «каналью», как написал бы Бакунин.
Они стремятся сохранить национальную и культурную идентичность России, а также поддерживать русский язык и традиции. Нацболы признают Россию евразийской державой, обладающей своей уникальной историей и великой культурой. Одной из важных целей нацболов является борьба с идеями либерализма и глобализации. Они считают, что в современном мире Россия должна категорически защищать свои национальные интересы и независимость. Национал-большевики выступают против вмешательства западных стран во внутренние дела России и отстаивают суверенитет государства.
Самоопределение российского народа и сохранение его культурного и исторического достоинства - вот основные причины, почему нацболы считают себя важными в России.
Новости политических партий
5 апреля - главный праздник нацболов | Оригинал взят у ingwar_lj в Национал-большевистская партия Национал-большевистская партия, НБП, одна из самых известных радикальных организаций в постсоветской России. |
Нацболы и с чем их едят) – Telegraph | Нацболы — Национал большевики (сокр. нацболы) группы лиц или отдельные лица придерживающиеся национал большевистской идеологии, но не обязательно являющиеся членами организаций подобной направленности. |
Тем, кто не понял, почему нацболы не встали за майдан | нацбол. 1. полит. разг. то же, что национал-большевик По сути, идеология нацболов к этому и сводится ― бунт, революция ценны сами по себе, вне зависимости от целей, которые они преследуют. |
Татьяна Монтян и Тимофей Ермаков, Кто такие Нацболы, Этносы, Языки. | Со слов координатора, с начала СВО в интербригаду вступило около сотни нацболов. |
Нацболы на Украине
- Национал-большевизм: идеология и основной принцип
- Новости по тегу: Нацболы
- Что еще почитать
- Report Page
- О чем говорят большевики. Часть 1.: alex_dars — LiveJournal
- Что такое НБП?
Национал-большевистские партии
В партии "Другая Россия" позже подтвердили, что официальная причина смерти — онкология. Лимонов — писатель и политик, автор целого ряда книг, самые известные из которых — "Это я — Эдичка", "Дневник неудачника", "Укрощение тигра в Париже", "Коньяк "Наполеон", "Русское. В 2010 году писатель создал партию "Другая Россия", которая так и не была зарегистрирована в Минюсте.
Яйценюк не так давно не видел различия между Юлей и Яныком, а про Турчинова вообще отзывался, как о проститутке.. Украинцы, кого вы поставили к власти?
Ради этого кто-то лил кровь? Штоб одна шпана другую поменяла? Да и в придачу нациков поимели во всех силовых структурах.. У вас оно есть?
Это не телевидение, а промоушен а ля Коломойский и компани. Вы кровь лили, а он контракты уже заключил без конкурса на вполне ощутимые деньги. На поставку нефтепродуктов для якобы армии. Ну нетру у вас армии, каие на хрен нефтепродукты?
Штоб одна шпана другую поменяла? Да и в придачу нациков поимели во всех силовых структурах.. У вас оно есть?
Это не телевидение, а промоушен а ля Коломойский и компани. Вы кровь лили, а он контракты уже заключил без конкурса на вполне ощутимые деньги. На поставку нефтепродуктов для якобы армии.
Ну нетру у вас армии, каие на хрен нефтепродукты? Блин, сорок дней ещё не прошло с небесной сотни.. Ну откройте вы глаза.
Пока будут у вас нацболы и нацмены так и будете вы жить.
Однако с самого вождя, чья руководящую и направляющую роль в этих подвигах отрицать как-то смешно, даже волос не упал. Могли ли чекисты притянуть Лимонова к одному из этих дел? При желании - легко. В Федеральной службе люди серьёзные, занятые.
Недосуг за всеми, у кого тараканы в голове, приглядывать. А тут инициативник Эдя с проектом НБП. Потенциальные смутьяны сами туда слетаются как мошки на пламя одинокой свечи. Заполнил, отправил, и тебя уже посчитали. С паспортными данными, с адресами, паролями, явками и геранью на подоконнике.
Всё это протоколировалось и каждый год отправлялось в Минюст на регистрацию. Минюст партию регистрировать отказывался, но кто сказал, что досье на членов НБП не отправлялись куда следует? Достаточно нелепое, чтобы представлять какую-либо угрозу, но достаточно криминальное, чтобы получить срок. Смутьяны сидят, подозрительные под колпаком». Миф нацболов Хотя влияние лимоновской партии в российской околополитике было в пределах статистической погрешности, в российских СМИ нацболы пользовались определённой популярностью.
Правда, политические достижения НБП здесь ни при чём. Просто литературный фрик Лимонов - более рейтинговый персонаж, чем какой-нибудь Баркашов или Анпилов. Кроме того, нацболы, в отличие от большинства сталинистов и наци, не лопались от ненависти к нац- и секс-меньшинствам. Кстати, в рядах партии всегда было исключительно много представителей меньшинств - как этнических, так и гендерных. Поэтому в либеральных СМИ а до недавнего времени все крупные СМИ были либеральными лимоновцев описывали довольно-таки беззлобно.
Вообще, миф нацболов сотворили в начале нулевых молодые журналисты, мальчики и девочки 1980-х годов рождения, которые с удовольствием делали репортажи о нацбольских «акциях прямого действия». Так было принято называть арт-провокации, перформансы, маскарады и хеппенинги, устраиваемые энбэпэшниками. Позднее тактику АПД освоили и младолибералы, и леваки, и прокремлёвские молодёжки, однако на заре тысячелетия творческие наработки американских йиппи были в России в новинку. Юные репортёры делали себе имя, описывая игрушечные теракты невсамделишных экстремистов. Это обеспечило медийный успех лимоновцев.
Правда, ненадолго. Скоро выяснилось, что клоунада для них - непреодолимый интеллектуальный и политический потолок. Но люди вообще склонны приукрашивать действительность, а постсоветская интеллигенция подвержена этому недугу в наибольшей степени. Так злобненькие бездельники-переростки превратились в идейных защитников Родины и свободы. Малочисленная тусовочка без идеологии стала «настоящей европейской радикальной партией» и «авангардом оппозиции».
А пожилой бисексуал с комплексом неполноценности и склонностью к политической проституции оказался глашатаем демократии. Потом конъюнктура изменилась, и потешные революционеры обернулись карикатурными мракобесами-охранителями - к крайнему изумлению российской интеллигенции. Как говорится, никогда такого не было, и вот опять. Примерно столько же их братьев по разуму собралось в Петербурге. Московское шествие возглавлял фээсбэшный осведомитель Анатолий Тишин, который выкрикивал в мегафон агрессивные лозунги, призывая к войне со всем миром.
Позади завоевателей вселенной лениво плелись «эшники» и омоновцы. Им было скучно. Это был главный нацбольский праздник, так называемый «день русской нации». Забавно, что первая подобная демонстрация состоялась ровно 20 лет назад. Эти 20 лет прошли для лимоновцев впустую.
Сотни выпусков газеты и тонны листовок: их пачки до сих пор гниют по чуланам повзрослевших энбэпэшных «гауляйтеров». Перформансы с метанием пищевых продуктов, «захваты» башен и кабинетов. Побои от милиции и нашистов, несколько сотен «политзэков», два десятка трупов. Метания между союзниками, которые с завидным постоянством отпинывали Лимонова и его компанию. В последние два года - «помощь восставшему Донбассу», хвастливые сказки о сотнях уничтоженных «укрофашистов», истеричные призывы к репрессиям против «буржуазии», путинофилия в терминальной стадии… Всё ушло в свисток.
Итог - несколько десятков неприкаянных юношей и девушек не первой молодости, так и не осознавших, что потратили жизнь впустую. Но их почему-то не жалко. Национал-большевистская партия, НБП, одна из самых известных радикальных организаций в постсоветской России. Возникла в начале 1990-х годов. Официально признана экстремистской организацией, существует под названием «Другая Россия» и в виде немногочисленных осколков.
НБП была создана в 1993 году как партия с идеологией, сочетающей в себе ультралевые и ультраправые идеи. Об этом говорит «Декларация о создании Национал-большевистской партии»: «Политическая борьба в России достигла критической точки. Фаза сопротивления исчерпала себя, потому традиционная оппозиция лишь эмоциональная, лишь протестантская - исчерпала себя. Период сопротивления закончился, начинается период национального восстания. Новый этап требует новых методов, новых форм и новых инструментов политической борьбы.
Посему мы считаем необходимым создание радикальной политической и идеологической структуры нового, небывалого типа, призванной адекватно ответить на вызов Истории. Да будет национал-большевизм! Что такое национал-большевизм? Слияние самых радикальных форм социального сопротивления с самыми радикальными формами национального сопротивления есть национал-большевизм». Идея создания партии, объединяющей ультраправую и ультралевую идеологию, принадлежит известным писателю Эдуарду Лимонову и философу Александру Дугину.
В 1994 году НБП начинает издавать партийную газету «Лимонка», ставшую позже рупором так называемой «контркультурной» оппозиции и постмодернистским литературным проектом. Помимо газеты, НБП являлась организатором и вдохновителем «контркультурного» проекта «Русский прорыв». В то же время НБП начала проводить политические акции. НБП протестовала против либеральной идеи, основным лозунгом этого периода её существования становится: «Завершим реформы так: Сталин! После ухода Дугина политические позиции партии заметно сместились влево.
Среди нацболов преобладали молодые люди 16-25 лет самого различного социального положения, от безработных до преподавателей вузов. Главным условием для членства в организации было радикальное несогласие с текущим курсом правительства и Президента РФ. В 2001 году лидер партии Эдуард Лимонов был арестован по обвинению в терроризме и осуждён за незаконное хранение оружия. Вплоть до выхода Лимонова из тюрьмы в 2003 году фактическое руководство партии осуществлял Анатолий Тишин. Участников акции Наталью Чернову и Алексея Тонких обвинили в хулиганстве, затем дело прекратили.
В 2003 году количество национал-большевиков увеличилось до 10 000 человек. В 2004 году на V съезде партии была принята новая программа. ФРС в своём отказе в январе 2006 года указала, что на учредительном съезде НБП отсутствовал кворум, а её программа «содержит признаки национальной принадлежности, выразившиеся в указании целей защиты прав русского и русскоязычного населения», что нарушает ст. В настоящее время проходят акции в защиту 31-ой статьи Конституции РФ право народа мирно и безоружно проводить массовые мероприятия , так называемая «Стратегия-31» предложенная лидером нацболов Эдуардом Лимоновым. Часть бывших членов запрещённой НБП продолжают свою политическую деятельность в составе партии Другая Россия, из-за чего многие из них привлекаются к уголовной ответственности по статье 282.
Целью статьи является попытка освещения разных аспектов функционирования национал-большевистского движения. Для меня, наблюдающей за российской политической сценой из-за рубежа, оно представляется маргинальным, но его существование и действия - симптомы нескольких важных явлений и процессов общественного и идеологического толка в современном российском обществе. Национал-большевики, называемые также нацболами или лимоновцами , в последние годы часто появлялись в российских новостях. Причиной этого становились прежде всего проводимые ими громкие и скандальные акции, о которых их организаторы говорили как о проявлениях политического протеста, но которые также оценивались посторонними как обыкновенные хулиганские эксцессы. Благодаря этим акциям, а также судебным делам, которые неоднократно заводились на их участников по обвинениям в попытках насильственного захвата власти, порчи госимущества, вандализма или возбуждения массовых беспорядков , национал-большевистское движение получило в обществе определенную известность.
Тем не менее круг тех, кто на самом деле знает, «кто такие национал-большевики и чего они хотят», скорее узкий. Они сами определяют себя как апологетов имперской России, ортодоксальных революционеров, непримиримых противников тандема Путин - Медведев, врагов капитализма и любителей авангардного искусства. На протяжении нескольких лет единственной организацией нацболов была Национал-большевистская партия. Партию, в принципе, следует признать явлением первоначальным по отношению к движению, которое лишь потом вследствие раскола и далее официальной ликвидации НБП перестало быть монополизировано в ее рамках. Если говорить об идеологии - не партия была создана для того, чтобы распространять национал-большевизм, а скорее он был использован как средство, санкционирующее существование НБП и предоставляющее основание для проводимой ею радикальной критики возникшего после распада СССР порядка.
Процесс рождения национал-большевистской организации начался в 1993 г. В нем говорилось, что цель организации - «устранение от власти антинациональной хунты и режима социальной диктатуры подавляющего меньшинства; установление нового порядка, основанного на национальных и социальных традициях русского народа» Лимонов 2003: 39. Организация как таковая была зарегистрирована несколько месяцев спустя, в сентябре 1993 г. Амбициозные лидеры хотели придать ей статус общероссийской организации, что оказалось невозможным из-за недостаточного количества подписей под предложением о регистрации. В итоге НБП начала свое существование как региональная организация, действующая на территории Московской области; соответственно такой же статус получили ее отделения, возникшие в последующие годы в разных городах Российской Федерации.
Определение формального характера НБП проблематично. Несмотря на то, что в ее названии фигурирует слово «партия», она никогда официально не регистрировалась как таковая. Ее лидеры, впрочем, сначала к этому и не стремились. НБП в первый период существования функционировала по принципу свободного союза авангардных артистов, отличающихся часто скандальными взглядами. Протест, который они выражали, был направлен против явлений и процессов, выходящих за пределы строго политической сферы, и имел холистический характер - отрицалась действительность во всех ее аспектах: общественном, этическом, эстетическом.
Несмотря на то, что через несколько лет статус организации начал частично меняться и она предприняла усилия для того, чтобы оказаться в списке политических партий, ее предложения систематически отклонялись неудачей заканчивались попытки получить статус общероссийской организации, что, между прочим, препятствовало НБП самостоятельно участвовать в парламентских выборах [Лихачев 2002: 83]. В 2007 г. В результате такого хода событий большинство активистов НБП вошло в состав оппозиционного движения «Другая Россия»в качестве его индивидуальных членов, всего лишь лично симпатизирующих национал-большевикам и придерживающихся их лозунгов. Посторонний наблюдатель политической жизни может и не заметить того, что партию официально ликвидировали, поскольку не произошло снижения активности нацболов, которые придумали на этот случай лозунг: «Партия не существует - она действует! Кроме того, к моменту официальной ликвидации НБП национал-большевистское движение раскололось.
Кульминацией наступающего конфликта между его деятелями, касающегося широко понимаемого видения того, чем должна быть НБП, а также идеологических аспектов, стал съезд тридцати региональных организаций в августе 2006 г. Их представители решились на отделение и создание конкурентной организации - Национал-большевистского фронта. Официально входя в состав Евразийского союза молодежи, управляемого Александром Дугиным который вышел из партии еще в 90-е гг. Идеология национал-большевизма. Национал-большевизм как синтез экстремумов Национал-большевизм представляет собой компиляцию мыслей и лозунгов, обычно характерных для правых и традиционно ассоциируемых с левыми.
Он часто определяется как синтез крайне правых идей в области политики и радикально левых - в сфере экономики. Национал-большевизм не является при этом простой суммой вышеуказанных элементов: при их взаимодействии возникает совершенно новое, самостоятельное качество. Национал-большевистская символика позволяет заметить, что соединение правых и левых акцентов - отличительная черта идеологии, с которой она связана. Флаг НБП на первый взгляд напоминает флаг Третьего рейха - черная эмблема в белом круге на красном фоне. В качестве этой эмблемы выступает, однако, не свастика, а символ советского государства - серп и молот.
Нацболы тожеприветствуют друг друга с помощью выпрямленной протянутой вперед руки, что порождает ассоциации с жестами, типичными для крайне правых движений, однако открытую ладонь заменяет в этом случае сжатый кулак, который в свою очередь используется как символ левыми активистами разных течений. В контексте разделения на правых и левых, существующего как в общественных науках, так и в политической жизни и повседневном мышлении, отдельные элементы национал-большевизма кажутся совершенно несовместимыми. Однако, как убеждает главный теоретик нацболов Александр Дугин, их смесь является вполне правомочной, а необходимость ее сотворения - глубоко обоснованной. Линия идеологического деления располагается сегодня, во время триумфа либерально-демократических ценностей и капиталистической системы, как бы поперек традиционной дихотомии правые - левые. На одной стороне - взгляды главного течения, на другой - все оппозиционные им.
Таким образом, возникает пространство для согласия и сотрудничества между крайне левыми и крайне правыми, на почве которых может вырасти такая идеология, как современный национал-большевизм. Дугин в своем анализе обращается к взглядам Карла Поппера, изложенным в работе «Открытое общество и его враги». Поппер на ее страницах делит все общества на два типа. Общества, «враждебные открытым», называемые Поппером «тоталитарными», опираются на веру в какой-то вид Абсолюта, что, по его мнению, обязательно ведет к сокращению свободы человеческих действий, закрытию некоторых возможностей развития и отказу от путей эволюции, не совпадающих с теми, которые определяются абсолютными ценностями. Для Поппера, подчеркивает Дугин, не имеет значения, какой политический лагерь представляют или какого мировоззрения придерживаются «враги открытого общества», - они могут принадлежать либо к левым, либо к правым кругам.
Различия между ними несущественны перед соединяющей их верой в трансценденцию, телеологию, метафизику Popper 2007. Дугин, принимая и развивая взгляды Поппера, толкует их как будто наоборот. Если Поппер определяет себя как сторонника «открытых обществ», то симпатии Дугина - на стороне их врагов. Национал-большевизм, по его мнению, должен стать почвой для объединения всех, кто в «открытых обществах» видит угрозу естественному порядку вещей, согласно которому только вера в Абсолют способна стать настоящей опорой для существования человечества. Продолжение или новое качество?
Среди персонажей, признаваемых важными для современного национал-большевизма, особое место занимают исторические творцы его идеологии. Считается, что идеология коренится в первых годах межвоенного периода, когда она родилась параллельно в двух интеллектуальных кругах. Авторство самого термина приписывают Эрнсту Некишу, одному из тех, вокруг которых в период существования немецкой Веймарской республики сосредоточивалась так называемая «черная», или революционно-консервативная, оппозиция. Другое сообщество, в котором расцвела в 1920-е гг. Оно сосредоточивалось вокруг Николая Устрялова и сначала использовало для определения развиваемого идейно-политического течения название сменовеховство, которое происходило от альманаха «Смена вех», изданного в 1921 г.
Это название в свою очередь имело отношение к сборнику статей «Вехи», опубликованному в 1909 г. Пользуясь определением сменовеховцы, члены этого течения выражали мнение, что изменение исторических обстоятельств требует покончить с неприязнью к большевикам и предоставить им поддержку. Со взятием ими власти сменовеховцы связывали большие надежды по преодолению отсталости России, сохранению ею имперского статуса и усилению ее позиции на международной арене. Сменовеховцы относительно быстро приспособили термин «национал-большевизм» для описания совокупности выражаемых ими мнений. Современный национал-большевизм на самом деле имеет очень мало общего с его историческими эманациями.
Несмотря на то, что нацболы позиционируются как идеологические преемники Устрялова и Некиша, последние с трудом могут быть действительно ими признаны. Всякие их ссылки на прошлое - инструментального характера. После более глубокого анализа взглядов Устрялова на экономическую жизнь оказывается, что он являлся сторонником капитализма, хотя с национальным, «подлинно русским», оттенком. С энтузиазмом он приветствовал объявление нэпа как шанс на образование в России слоя буржуазии и укрепление права на частную собственность Краус 1997: 104-105, 113. Такие мнения не совпадают с идеологической линией современных национал-большевиков.
Это один из показателей того, что Устрялов исполняет в основном роль этикетки и символа для его официальных наследников, не обязательно являясь для них источником вдохновения. Сам Лимонов высказывался, что то, что партию назвали национал-большевистской, - своего рода случайность. Дугин в своих текстах толковал понятие национал-большевизма очень широко, описывая его как «сверхидеологию, общую для всех врагов открытого общества» Дугин б. Ее эклектизм вытекает из того, что она соединяет всякие идейные течения, мысли и проекты антикапиталистического и антилиберального толка. Впоследствии она может быть охарактеризована как истинно постмодернистское явление, как дитя постидеологической эпохи.
Ленин в начале ХХ в. Из этой дефиниции вытекает, что большевизм - это явление темпорального характера, возникшее в особом историческом времени и лишенное признаков универсалистской идеологии. Похожие размышления тоже можно отнести к устряловскому национал-большевизму, в случае которого обстоятельства возникновения настолько существенны для процесса интерпретации, что, не учитывая их, трудно вообще начинать этот процесс. То же касается и идеологии, выступающей сегодня под названием национал-большевизма: ее основы - это реакция на конкретную историческую ситуацию, на систему идеологических координат, характерных для современного исторического периода. Эти координаты, естественно, находят свое отражение в общественной, политической и экономической действительности, на которую сфера идей оказывает всегда более или менее явное влияние.
Речь идет о доминировании рационалистически-либерального дискурса во всех областях жизни. С точки зрения России, где отечественная традиция либерализма слаба, эта ситуация воспринимается с большой долей неприязни и скептицизма. В восприятии россиян этот дискурс - что-то «снаружи», что-то навязанное, импортируемое с Запада в период постсоветской трансформации. А поскольку он был принят «в пакете» с новой экономической политикой и политическими решениями, которые подавляющему большинству населения принесли обеднение, разочарование и ожесточение, естественным образом появились тенденции возложить на него ответственность за ряд отрицательных явлений, возникших в России после 1991 г. Специфику современного национал-большевизма нельзя понять без соотнесения его с либерализмом, в оппозиции к которому формулируется его основа.
Не сильно преувеличивая, можно определить национал-большевизм в постсоветской России как идеологию протеста против того, что предлагает либерализм, сочетаемый с демократией и капитализмом. Эти три идеологии воспринимаются как интегральным образом связанные и через этот союз учреждающие некую систему, или некий холистический проект, содержащий определенную картину устройства мира, существования личности и развития человечества. Исключительно эта картина, функционирующая по крайней мере в нескольких незначительно отличающихся друг от друга вариантах, разница между которыми не влияет на ее суть, помещается в узких рамках политкорректности; само это понятие, впрочем, из словаря терминов, свойственных только либерально-демократическому дискурсу. Все конкурентные идеи насчет обустройства мира и общественной действительности выбрасываются из спектра взглядов, считаемых одобряемыми и допускаемыми в дискуссии. В итоге требуемые национал-большевизмом изменения тоже имеют холистический и глубокий характер.
Их цель - преобразование прежде всего способа мышления о мире, парадигм интерпретации происходящих в нем явлений и процессов. Текущей политической борьбе придается второстепенное значение. Сначала следует сосредоточиться на существенной модификации идеологического статус-кво, который оказывает свое влияние на принципы и условия реализации каждой политической, общественной или художественной действительности Дугин 1994. Жижек прямо пишет о «запрете мышления», не позволяющем создавать и артикулировать каких-нибудь целостных сценариев перестройки мира, что в большей степени объяснимо памятью о трагических последствиях общественной инженерии, которые мы могли наблюдать в ХХ в. Нацболы в значительной мере и делают то, что предлагает словенский философ, - проблематизируют не только капитализм, что все чаще бывает сегодня проявлением хорошего тона, но и либеральную демократию и ее роль в содержании капиталистической системы.
В свою очередь взгляды Муфф - сопротивление исключению из политики всяких чувств и страстей и пренебрежению ее аффективным измерением, убеждение в необходимости повторного узаконивания их влияния на решения и поведение в области политики - сходятся с национал-большевистской критикой рационализма. Как говорил Дугин, «рефлексия Запада все раскладывает на детали и одновременно все истощает и засушивает, как экспонаты в цветнике. Зато наша рефлексия не лишает нас аромата жизни, прямо эротического восторга от наших идей, мы ей напиваемся, мы пьяны Евразией...