Новости кутья на похороны

Учитывая, что кутья – основная пища после похорон на поминках, она ставится по центру стола во время трапезы.

Что принято раздавать на поминках в день похорон, на 9 и 40 дней, полгода и 1 год

Кутья: Кутья, коливо, канун, сочиво — это разные названия одного поминального блюда, которое подается первым на поминках по усопшему в день его похорон. Традиция приготовления кутьи берет свое начало задолго до появления христианства у славянских народов. В день похорон нужно решить, какие готовят блюда на поминки, как готовить кутью, какие рецепты на поминки подойдут. Кутья из риса с медом и изюмом поминальная: рецепт приготовления пошагово.

Веселые поминки или Как мы вредим душам умерших

Выложить в глубокую емкость, добавить мед, сахар, тщательно перемешать. Изюм перебрать, промыть, положить в сито и обдать крутым кипятком или залить кипятком на несколько минут, а затем откинуть на сито. Смешать изюм с рисом. Поминальная кутья из риса готова.

В Сочельник одно из основных блюд на столе — сочиво. Другие названия этого вида кутьи — постная и богатая. Готовится она из пшена либо риса.

По старым традициям, сочиво готовят и приносят для родственников, которые живут отдельно. В Крещенский вечер готовится голодная кутья из постной крупы гречка, пшено, булгур. Разрешается добавлять мед, фрукты и зерна орехов. Зачем нужен сироп для кутьи и когда его нужно добавлять в кашу Для начала давайте разберемся с тем, зачем вообще добавляют сироп в традиционную кутью и насколько важен этот ингредиент для блюда. Если рассмотреть классическую рецептуру этой каши, то можно заметить, что все ингредиенты в ней относительно сухие: рассыпчатая пшеничная крупа, мак, орехи и сухофрукты. Смешав эти продукты вместе, просто невозможно получить яство, которое можно было бы есть руками, как это иногда делается в дань традициям.

Кроме того, сироп собирает ароматы всех ингредиентов и соединяет их воедино, а также насыщает этим богатым вкусовым «букетом» крупу. Именно поэтому добавляют сладкий соус в кашу в самом конце готовки кутьи, ведь к этому моменту крупа уже должна немного остыть и в ней уже должны присутствовать сухофрукты, мак и орехи. Кулинарные секреты Приготовление кутьи к Рождеству — дело нехитрое, но для получения наилучшего результата не помешает знать несколько кулинарных секретов. Каша для кутьи должна быть рассыпчатой, поэтому крупу нельзя переваривать. Лучше не доводить ее до полной готовности на огне, а укутать, сняв с плиты незадолго до готовности, и позволить распариться. Для того чтобы каша вышла рассыпчатой, нужно соблюдать правильное соотношение крупы и воды.

На стакан пшеницы или перловки нужно взять 3-4 стакана воды, на стакан пшена — 2,5-3 стакана, на одну часть гречки — две части жидкости, а для риса подходят пропорции 1:1,5 для круглозерного или 1:2 для длиннозерного. Любую крупу перед приготовлением нужно перебирать и промывать. Даже в качественном продукте могут попадаться камушки и мелкий сор. Сухофрукты перед добавлением в кашу требуется распарить. Для этого их нужно залить кипятком, оставить на 10-15 минут, слить воду. Крупные сухофрукты обычно нарезают на кусочки размером с изюмину или чуть более крупные.

Мак перед добавлением в кашу тоже часто распаривают, залив кипятком. Он набухает и сильно увеличивается в объеме. Орехи для кутьи крошат ножом и обжаривают на сухой сковороде, благодаря чему блюдо получается более вкусным и ароматным. После смешивания всех ингредиентов кутьи ей позволяют настояться в течение нескольких часов, тогда она будет иметь более цельный и гармоничный вкус.

Пока варится каша, можно заняться другими ингредиентами. Выбор их достаточно велик. К наиболее традиционным относят изюм и мак. Но можно добавить любые орехи, сухофрукты, свежие фрукты, цукаты или даже ягоды из варенья. Сушеные ягоды винограда, прежде чем смешивать с вареными зернами, обрабатывают кипятком. Их заливают горячей водой и оставляют на некоторое время. Мак тоже нужно подготовить. Его тоже заливают кипятком и дают под крышкой настояться. Разбухшие маковые зернышки можно подробить пестиком в ступке или перемолоть в кофемолке. Если используются сухофрукты, их тоже ошпаривают кипятком и нарезают некрупными кусочками. К готовым вареным зернам добавляют мед. Если это свежий жидкий продукт, его можно сразу же размешивать в каше. Важно только, чтобы он равномерно пропитал всю ее толщу. Если мед уже загустел, его можно расплавить на водяной бане или растворить в воде. Мед можно разбавить водой и для того, чтобы ритуальное яство не стало приторно-сладким. Подслащенное зерно смешивают с другими заготовками, с изюмом, маком, орехами, курагой и др. Готовую кутью можно отнести в церковь, чтобы освятить. Необязательно нести в храм всю приготовленную сладкую кашу. Ее может быть довольно много. Достаточно принести для освящения небольшую часть. Потом дома освященную кутью просто понемногу добавляют к разложенной по пиалам остальной каше и подают на стол. Рецепт приготовления кутьи в мультиварке Этот современный прибор позволяет готовить множество разнообразных блюд. Правильно сварить в ней рисовую кашу, чтобы сделать на ее основе кутью из риса, тоже очень легко. Для этого зерна промывают холодной водой и закладывают в чашу. Разные приборы для варки каши в мультиварке предлагают отличающиеся по названию режимы. В зависимости от модели это может быть специализированный режим «Рис», «Пропаренный рис», «Гречка» или более универсальный «Каша». Изюм подготавливают обычным способом. Чтобы мед лучше пропитал зерна, его растворяют в воде.

Как и другие поминальные мероприятия, их организуют для общей молитвы за упокой души умершего и облегчения ее участи в посмертных испытаниях. Нужны ли поминки на 9 день? По христианским канонам поминки на 9 дней после смерти — важнейший ритуал, помогающий усопшему перейти в мир иной без мучений. Благодаря поминовению покойному легче предстать перед Господом. Молитвы поминающих облегчают тяжесть совершенных при жизни грехов, просят Бога даровать покойному прощение и отпущение земных согрешений, поскольку душа не может этого сделать, сколь бы искренним не было ее раскаяние. Для живых поминальные обычаи имеют особое значение. Они помогают смириться с потерей и легче пережить горе, простить покойному обиды, высказать недосказанные слова, если чувствуете за собой вину — попросить прощения. Это своего рода последнее прощание с усопшим, совместный обряд и одновременно утешение близким. Воспоминания о добродетелях покойного, совершенных им добрых делах, поступках, просьбы Господу приносят несомненную пользу. Есть у девятого дня и другая сторона — православная церковь запрещает живым излишне сильно оплакивать почившего, лить слезы и страдать.

Поминки: суть и правила обряда

Поминки считаются значимым переходом усопшего из мира земного в вечный мир, а также предоставляют возможность живым примириться с потерей и прокладывать дорогу душе умершего к вечной жизни. Важным аспектом поминок является вера в то, что молитвы и поминания могут помочь душе покойного и умолять о прощении его грехов перед Богом. Этот традиционный ритуал также способствует поддержанию семейных связей и солидарности среди родственников и друзей, которые вместе собираются и делятся воспоминаниями о покойном. Поминки служат напоминанием о ценности человеческой жизни и переходят к родителям, предкам и близким. Верования и традиции поминок укрепляют духовное единство и поддерживают тех, кто остался жить, помня о своих близких, ушедших в мир иной. В этом отношении поминки становятся частью православной культуры и представляют собой особое событие, которое важно для каждого верующего. Сроки проведения поминок В русской православной культуре поминки занимают особое место и представляют собой важный религиозный обряд, связанный с уходом души усопшего на вечный покой. Традиционно, поминки, которые проводятся после похорон на 3-й день, ассоциируются с чудесным воскрешением Иисуса Христа и образом Пресвятой Троицы. В течение первых двух дней после смерти, душа остается на земле рядом с близкими и посещает места, которые имели особое значение для нее в жизни. Но и только на третий день она восходит к небу, где является перед Господом.

Этот символичный момент придаёт поминкам особую важность и глубину, а также укрепляет веру в вечную жизнь. Поминки в этот день часто проводятся в храме, где священнослужители возглавляют молитвенные чтения и пения. Важным элементом обряда является чтение молитв за упокой души умершего и молитвы о прощении его грехов. Родные и близкие также могут принести подношения, такие как хлеб, вода, вино и другие символические предметы, которые служат духовной поддержке усопшего на его пути. Этот срок является одним из традиционных моментов для поминания усопшего и молитвы за его душу. Поминки на девятый день после похорон отмечают в честь девяти ангельских чинов — служителей Бога, которые посредничают перед Ним, прославляя просьбы о помиловании усопшего. Этот торжественный обряд поминок и молитвы за близкого человека играют важную роль в помощи душе усопшего получить благословение Всевышнего и обрести спасение в Раю. Таким образом, проведение поминок в 9-й день после смерти является духовной традицией, которая помогает близким принять утрату и пережить горе. В этот день родственники и друзья собираются вместе, чтобы помолиться за усопшего, помянуть его и вспомнить добрые моменты, связанные с ушедшим.

Как правило, поминки в 9-й день проводятся в домашней обстановке или в церкви, где служат особые молитвы и поминальные обряды. Участие в таких поминках помогает родным пройти через процесс скорби, а также подтверждает важность памяти и вечной жизни души перед Богом. В период между 9-м и 40-м днем душа находится в Аду, свидетельствуя о страданиях грешников. В соответствии с верованиями, если душа не обрела покой, то она остается навечно в доме, так как путь на небеса для нее закрыт. Символика числа "40" имеет важное значение в православии. Это число встречается множество раз в Священном Писании и связано с различными духовными событиями. Верующие считают, что поминки через 40 дней от смерти человека отражают символичность этого числа и укрепляют связь с духовными традициями. Поминки на 40-й день являются также временем для родных и близких вновь собраться вместе и вспомнить ушедшего, поделиться воспоминаниями и утешить друг друга. Это также позволяет принять утрату и начать процесс исцеления после тяжелой потери.

Обычно поминки через 40 дней проводятся в церкви, где служат специальные поминальные молитвы, и благодаря этому верующие могут помочь душе покойного в ее духовном пути и помянуть его перед Богом. Отметив поминания через 1 год, верующие проводят окончательное прощание с усопшим и позволяют его душе отправиться на вечный покой. Проведение поминок через 1 год после смерти имеет глубокий символический смысл. Этот срок отражает длительность человеческой жизни и является временем, когда верующие проходят через весь цикл скорби и траура. С годами скорби люди учатся жить с утратой и находить в себе силы и надежду на вечную жизнь души ушедшего.

В поминальные дни и Кологодные праздники — на Масленицу, на Вешних Дедов в эпоху двоеверия — на Фоминой неделе и др. Их приветствуют, как живых, приглашают их к трапезе: «Святые радзицели! Ходзице к нам хлеба-соли откушаць! В Рязанской губ. Особую группу составляли умершие в течение последнего года: до тех пор, пока по ним не справили все положенные поминки годового круга в третий, девятый, сороковой день, полугодовые и годовые , они ещё не воспринимались как «предки», а после этого срока их уже можно было поминать наряду со всеми «родителями» в определённые дни.

По широко известным славянским поверьям, души предков в определённые дни года приходят с «того света» в свои дома, чтобы навестить живых сородичей, которые обязаны должным образом встретить и угостить гостей из Иного мира. Несоблюдение обычая поминать и оставлять пищу для Дедов, считавшихся опекунами рода, могло вызвать недовольство и всяческие беды. В отличие от других Кологодных поминок например, Радуницы , когда поминать ходили на кладбище, Деды праздновались в доме в ожидании прихода душ умерших к себе в гости. В разных местах Деды отмечались несколько от трёх до шести раз в году. В эпоху двоеверия чаще всего это происходило в субботу Масленой недели «Зимние» или «Масленые Деды» ; после Пасхи перед Радуницей «Вешние» или «Радоничные Деды» ; в Духовскую субботу перед Троицей «Троицкие Деды» ; в один из осенних праздников: в субботу перед Дмитриевым днём «Осенние» или «Дмитровские Деды» , или перед днём Кузьмы и Демьяна «Кузьминские Деды» , или в субботу перед Михайловым днём «Михайловские Деды» , Наиболее известными и обязательными для отмечания считались Вешние и Осенние Деды. Обряды «кормления» душ умерших предков и духов-покровителей дома, от расположения которых зависит успешное ведение хозяйства и благополучие дома, известны у славян с глубокой древности. Для «кормления» душ предков и домашних духов выделялась первая ложка от всех праздничных или поминальных блюд, отливались напитки, откладывался первый испечённый блин или ломоть хлеба. Пищу размещали под столом, по углам дома, на печи или за печью, клали на окно или Божницу, относили на перекрёсток дорог, на могилы, бросали в колодец, в проточную воду, подвешивали к дереву и т. Перед началом общесемейной трапезы хозяева приглашали души предков Дедов и духов-покровителей дома к праздничному столу: «Деду-деду, иди до обеду! Готовится на поминки по умершему, а также в годовые поминальные праздники Вешние и Осенние Деды и др.

Обычно кутью едят в начале трапезы или в конце её, оставляют на ночь на столе «для душ умерших». У восточных и западных славян кутью обязательно варят в кануны Коляды в эпоху двоеверия — Рождества , Нового года и Водокреса в эпоху двоеверия — Крещения , так что в Полесье сами праздники-кануны называются Кутья, или Бедная Кутья перед Рождеством , Богатая Кутья перед Новым годом , Голодная или Водяная Кутья перед Крещением , у русских в эпоху двоеверия Кутейником называли Рождественский Сочельник от «сочиво» — то же, что и кутья. Известны народные гадания с Колядной кутьёй. В других славянских землях сходную роль в обрядах выполняют различные виды хлеба, каша кутья или зерно.

Затем снова промой, залей водой и вари до готовности. Добавь сахар и соль. Миндаль растолки в ступке и тщательно разотри в кашицу, постепенно добавляя теплую кипяченую воду. Затем процеди миндальное молочко через марлю и отожми. Добавь мед и перемешай. Миндальное молочко не хранится долго, поэтому добавь его в кутью непосредственно перед подачей.

Значение поминальной кутьи в православии Священники рассказывают, что, готовя кутью, важно вспомнить не только о воскрешении к вечной жизни и бессмертии души, которые символизирует зерно. Не только пожелать усопшему райской жизни, сладкой как мед, заправляющий вареные зерна. В процессе благословения в храме кутьи они предлагают увидеть напоминание имущим о том, что в память о почившем важно поделиться с неимущими. Причем поделиться не остатками трапезы, которые уже никому не нужны, а лучшими, самыми сладкими кусочками, такими, которыми хотелось бы поделиться с дорогими людьми, покинувшими этот мир. Для того часть кутьи оставляют на поминальном столике — кануне в храме. Прежде чем поставить на поминальный стол, кутью положено освящать. Если нет возможности сделать это заранее в церкви, можно попросить благословить ее священника, приглашенного для проведения молебна на поминках. Если батюшка не был приглашен, можно со взятого ранее благословения своего духовника освятить это ритуальное блюдо самостоятельно, трижды окропив его святой водой. Как приготовить Блюдо относится к ритуальным, поэтому его приготовление сопровождается рядом правил. Рекомендуется соблюдать следующие условия: Крупяные зерна обязательно должны быть цельными, не развариваться.

Чтобы наступающий год был изобильным, рекомендуется добавлять к каше кусочки мармелада, цукаты, сливки, орехи, варенье. Если вы хотите получить более нежную кутью, ускорить время ее приготовления, можно отступить от традиции, сварив ее из зерен риса. Крупу для такой каши нужно тщательно промывать и замачивать в воде на несколько часов. При использовании риса процесс можно сократить. Чтобы получить полужидкий продукт, сахар или мед необходимо предварительно растворить в воде или сделать узвар, затем залить сиропом крупу. Ритуальная каша должна не только насыщать организм сложными углеводами и другими питательными элементами, иметь приятный вкус, но и красиво выглядеть, поэтому при подаче блюдо посыпают орехами, сухофруктами, цукатами. По традиции ритуальный продукт обязательно должен освящаться. Если сделать это в церкви нет возможности, сбрызните кашу святой водой. Виды кутьи сочиво, коливо, постная, сладкая, богатая В зависимости от праздника и ситуации, готовить кутью можно разными способами.

Это зависит только от желания родных. Православная церковь не одобряет на поминальной трапезе алкоголь. Всё должно быть скромно. Правила поминальной трапезы «Приидите, поклонимся…». При зажжённой свече читается семнадцатая кафизма, затем «Отче наш». Начинается заупокойная трапеза. В дни поста скорбный обед особо строг. На столе - кутья, блины без яиц на воде, хлеб его преломление в утешение об умершем было описано ещё у пророка Иеремии.

Что готовят на поминки в день похорон

Существует много рецептов приготовления кутьи на поминки, познакомимся с некоторыми из них. Если на похоронах присутствует священник, то он идет впереди гроба как духовный пастырь. На поминках использовались архаические виды пищи – кутья, каша, блины, которые отличались древним происхождением и простотой приготовления. первой из пищи едят кутью – по три ложки должен съесть каждый из присутствующих. Рецепт Кутья поминальная, cостав: рис, изюм без косточек, мёд, сахар (по желанию), соль;, Рецепты вторых блюд, Каши, Кутья, Рисовая каша, Каша рисовая на воде, Пошаговый, С фото, Пост, Блюда из риса, время приготовления 35 мин., затраты времени 15 мин., на 4 порций. Впоследствии кутья стала непременным блюдом на все важные праздники благодаря своему символизму.

Как правильно организовать поминки по усопшему?

Священники не разрешают на погост приносить спиртные напитки и распивать их. Разрешается принести еду конфеты, любимую пищу умершего. В этот период душе выносят приговор о будущем странствии. В этот день близкие приходят на могилу, молятся, прощаются с усопшим. Туда же приносят четное число цветов и свечу. Все эти вещи являются знаком почтения умершему. Среди распространенных цветов можно назвать гвоздики, тюльпаны, ирисы, розы. Кладя их на могилу, нужно вслух или мысленно выразить всю свою любовь и почтение.

По церковной традиции это третий день после смерти, в то время как первым днем считается сам день смерти, даже если человек отошел ко Господу вечером. Если же существуют внешние непреодолимые обстоятельства, которые препятствуют погребению на третий день, в этом нет греха и на посмертную участь души это никак не повлияет. Служба погребения состоит из молений об упокоении души. Священник данной ему от Бога властью читает разрешительную молитву об отпущении грехов, в которых христианин раскаялся, но не успел исповедоваться при жизни. На отпевании читается послание святых Апостолов и Евангелие.

Оканчивается служба сугубой ектенией — усиленной молитвой о помиловании души усопшего. Последние слова, которые звучат на отпевании — «вечная память» — свидетельствуют о том, что близкие всегда будут помнить усопшего, поминать его в своей домашней молитве и в храме. Молитвы этого богослужения исполнены радости и надежды на то, что душа усопшего направляется к Богу, в лучший мир. Оставшимся на земле сродникам эта служба дает облегчение, напоминая, что наши души бессмертны и они обязательно встретятся. После окончания отпевания процессия с телом усопшего отправляется на кладбище.

У могилы служится лития и совершается погребение. В наше время, однако, чаще все упомянутые службы совершаются сразу в храме, а на кладбище священник выезжает только по просьбе близких усопшего. Заочное отпевание Бывают ситуации, когда в связи с какими-либо обстоятельствами нет возможности отпеть новопреставленного после его кончины. Поэтому в Церкви существует заочное отпевание. В таком случае похороны проводятся отдельно, без молитвы, а при ближайшей возможности сродники заказывают заочное отпевание в храме или приглашают священника, чтобы отслужить его на кладбище.

Традиции похорон в православии и их значение Кутья Ближайшие родственники умершего готовят на погребение кутью — это старинное славянское блюдо из зерен пшеницы или других злаковкруп, в которое по желанию добавляют мед или сахар, мак, орехи, цукаты, изюм и другие сухофрукты. В конце отпевания священник освящает кутью, а на поминках — поминальной трапезе — ее делят между присутствующими и едят в память усопшего. Кутья — символ радости и надежды на вечную жизнь в Царствии Божием. Земля Кроме кутьи на отпевании освящается земля. Это символ праха, из которого был создан человек.

Обычно эту землю приносит на погребение священник. Когда гроб опускают в могилу, его крестообразно посыпают сверху освященной землей и только потом начинают закапывать. Свечи На отпевании и на панихиде молящиеся держат в руках свечи. Зажженная свеча — это символ победы над тьмой и над смертью, вечной жизни, которую принес Христос. Это и образ нашей молитвы за усопшего в надежде на то, что Бог будет милостив к его душе и упокоит ее вместе со святыми и праведными.

Как поминать усопших? Задаваясь вопросом, что мы можем еще сделать для души умершего, необходимо помнить о главном.

Душа, тело, дух и все пять чувств.

Душу оберегаю, тело зaщищаю,.

Сухие зерна пшеницы лишь выглядят «мертвыми», но стоит их посадить в землю, и дремлющая в них жизнь «воскреснет», проснется и даст росток. При этом сама оболочка зерна распадается в прах, как и тело умершего человека. Поэтому кутья символизировала жизнь и смерть как неотъемлемые части вечного цикла бытия. Сладкий вкус блюда подчеркивал это понимание, служил добрым пожеланием. Поэтому изначально кутью готовили не только для похорон, но и для свадеб и на празднование рождения детей. Похороны в поздней античности уже не обходились без этого сакрального кушанья, его относили к обязательным поминальным дарам. Исследования историков подтверждают, что и на Руси до ее крещения князем Владимиром было принято готовить подобное блюдо.

Значение поминальной кутьи в православии Священники рассказывают, что, готовя кутью, важно вспомнить не только о воскрешении к вечной жизни и бессмертии души, которые символизирует зерно. Не только пожелать усопшему райской жизни, сладкой как мед, заправляющий вареные зерна. В процессе благословения в храме кутьи они предлагают увидеть напоминание имущим о том, что в память о почившем важно поделиться с неимущими. Причем поделиться не остатками трапезы, которые уже никому не нужны, а лучшими, самыми сладкими кусочками, такими, которыми хотелось бы поделиться с дорогими людьми, покинувшими этот мир. Для того часть кутьи оставляют на поминальном столике — кануне в храме. Прежде чем поставить на поминальный стол, кутью положено освящать. Если нет возможности сделать это заранее в церкви, можно попросить благословить ее священника, приглашенного для проведения молебна на поминках. Если батюшка не был приглашен, можно со взятого ранее благословения своего духовника освятить это ритуальное блюдо самостоятельно, трижды окропив его святой водой. Рецепты поминальной кутьи В некоторых районах отдают предпочтение только версии, приготовленной по традициям, идущим из древности, из пшеничных зерен.

В других местах кутья на поминки готовится по осовремененному рецепту из быстро разваривающегося пропаренного риса. Для этого блюда можно выбрать и другое зерно ячмень, чечевицу, перловку и др. В традициях одних областей принято готовить на поминки «богатую кутью» с множеством разнообразных ингредиентов курага, чернослив, миндаль, фундук, грецкие орехи и др. В других считают более целесообразным простой строгий вариант, максимально схожий с древними рецептами, содержащими только вареное зерно и мед, добавляя к ним немного мака и изюма. Заправка «богатой» постной кутьи, кроме сладкой составляющей, может иногда содержать льняное, кунжутное или другое растительное масло. В некоторых скоромных версиях присутствует сливочное масло. Как правильно сварить рис с изюмом Никаких особенных секретов в приготовлении простейшего варианта из риса с изюмом нет. Важно только выбрать подходящий сорт этого зерна, чтобы каша, составляющая основу блюда, получилась не клейкой, а достаточно рассыпчатой. Для этого некоторые сорта рисовых зерен перед варкой замачивают на пару часов.

Изюм непременно нужно выбирать без косточек, чтобы не подвергать опасности зубы поминающих. Перед готовкой его важно промыть, чтобы избавить от пыли. Чтобы дать сухим ягодам напитаться водой, их на несколько минут заливают кипятком.

Поминки: традиционный поминальный стол на 9 и 40 день

Вот из-за чего я решила Вам написать: в нашей родне умер дедушка, и моя тетя нечаянно опрокинула на себя поминальную кутью, всю, сколько приготовили на все помины! Кутью пришлось варить заново, а тетя умерла через сорок дней после похорон, день в день! Если такое, не дай Бог, случится, я советую на всякий случай отчитать человека от беды специальным заговором, который я даю в этой книге.

Верили, что в этой воде омывается душа умершего.

Полотенце же, по мнению верующих, считалось местом пребывания его души. Луговые марийцы считали, что этим полотенцем ангел смерти вытирал свой окровавленный нож. В целях искупления крови покойного резали курицу если умирала женщина или петуха когда умирал мужчина [Кузнецов, 1907.

Затем шли оповещать родных и близких, односельчан. Марийцы, как и другие народы Поволжья, испытывали страх перед умершим, считали его нечистым. Поэтому старались его хоронить сразу же после смерти или на следующий день.

Похороны происходили при участии всех родственников и односельчан. Близкие люди обмывали умершего, надевали ему чистую рубаху, онучи, лапти. Рубашку в прошлом шили в день самой смерти.

Замужнюю женщину, молодых незамужних девушек наряжали в свадебное платье. При шитье смертной одежды, облачении покойного многие действия выполнялись «наоборот» с тем, чтобы они соответствовали существовавшим в загробном мире порядкам и принципам. Гроб считался домом покойного.

Не случайно в нем делали специальное окошечко, откуда якобы умерший наблюдал за происходящими на земле событиями. Дощатые гробы с маленьким окошечком марийцы стали делать сравнительно недавно. До середины ХIХ века в качестве гроба колотка использовалась выдолбленная из ствола дерева колода или лубок.

На дно гроба стелили березовые ветки, поверх них — белое полотно. Для того чтобы обеспечить умершего всем необходимым для жизни на том свете, в гроб клали теплые вещи, предметы первой необходимости: нож, трубку если умерший курил , пищу блины, орехи , мелкие монеты и веточки рябины, шиповника и палочку для защиты от нечистых сил, подземной собаки, змеи. Вместе с умершим подкладывали и нитки, символизирующие судьбоносную нить жизни.

Эта нить якобы помогала человеку добраться до загробного мира, а его душе — установить связь с Луной. Марийцы, несмотря на такое внимательное отношение к умершему, все же остерегались его и боялись возможного гнева. Щепки, обрезки от гроба, посуда выбрасывались, вода, используемая при обмывании, сливалась в овраг.

Некоторые личные вещи, особенно связанные с почитанием личных духов-покровителей, сжигались. Посмертную одежду аккуратно стирали и хранили, полагая, что она обладает магическими свойствами. Перед похоронами в доме умершего проводилось угощение покойного при зажженных свечах.

Родственники и соседи приходили на похороны со своей едой, приносили деньги, платок для покрытия лица. Поминая покойного, они просили его простить их за нанесенные при жизни обиды и ссоры, желали ему сытной и благополучной жизни на том свете. Перед прощанием родственники покрывали тело усопшего кусочком холста кут вынер.

Провожающие старались сдерживать свои чувства, остерегались попадания слез в лицо покойного. Это якобы могло повредить ему на том свете. Участники похорон обычно призывали друг друга примириться с утратой, покориться судьбе.

Во время оплакивания на гуслях или волынке исполнялись специальные наигрыши. Перед выносом тела каждый из присутствующих прикасался к краю гроба и просил покойного оставить ему свое счастье. При выносе на пороге дома или у ворот резали курицу петуха , чтобы искупить кровь умершего, обезопасить семью от повторного несчастья.

После выноса гроба в избе проводили магическое очищение: в помещение, где стоял гроб, ставили сосуд с водой, куда бросали раскаленный докрасна камень, что якобы очищало помещение от злых сил. Полы и стены хлестали рябиновыми прутьями, затем в избе все тщательно мыли. Гроб с телом покойного обычно до конца деревни несли на руках, а затем везли на санях что наблюдалось до конца ХIХ века или на телеге.

В фольклоре восточных марийцев сохранились воспоминания о перевозке умершего на старой лодке. Первому, кто встречался на пути похоронной процессии, вручали мешочек с гостинцами. В селениях Марийского края во время проводов умершего музыканты садились на повозку рядом с гробом и играли на волынке, гуслях или гармошке похоронную мелодию колышо муро.

Игре на музыкальных инструментах придавалось магическое значение — она отгоняла от похоронной процессии и умершего нечистые силы. Каждый род хоронил своих родственников на определенном участке кладбища. Могила выкапывалась в направлении с севера на юг или с запада на восток.

Умершего клали ногами к востоку или к юго-востоку, поскольку считалось, что загробный мир находится на севере. Туда же укладывали палочку — мерку, используемую при приготовлении гроба. Для выхода души из могилы в некоторых местах от гроба до надмогильного столба протягивали нитку.

На ее нижнем конце подвешивали серебряную монету, что должно было олицетворять солнце. Над гробом марийцы обычно устанавливали столб или деревянный крест, на которые вешали полотенца. Восточные марийцы воздвигали длинный шест с изображением кукушки на конце символ печали, утраты.

К шесту привязывали полотенце и две нитки, на которых якобы раскачивалась душа. Марийцы верили, что душа человека до сорокового дня пребывает на земле. Члены семьи у восточных мари 40 дней ежедневно по утрам поминали умершего перед зажженной свечой.

Наиболее важными для умершего считались поминки сорокового дня нылле пайрем. Его старались проводить на 39-й день после смерти человека. В этот день его душа якобы навсегда покидала родные места.

В честь сорокового дня родственники резали барана в ХVIII веке — коня или овцу, выезжали с музыкой и песнями или шли на кладбище, чтобы пригласить умершего и его родню на поминки. Восточные марийцы, приехав на кладбище, становились вокруг могилы, читали соответствующую молитву и начинали петь песню, призывая умершего принять участие в своем празднике. Возвращались с кладбища также под музыку.

По пути они отрубали липовую палку и очищали ее от коры. Она должна была символизировать умершего. Не случайно ее носили даже в баню, чтобы попарить.

Затем эту палку укрепляли в красном углу дома и на нее вешали одежду покойного. Роль покойного играл специально выбранный или назначенный человек вургем чийыше. Помывшись в бане, он надевал лучшую одежду умершего и садился на почетное место.

Все близкие и дальние родственники, а также соседи приходили на поминки со своей едой блины, рыбные блюда, сырки, яичница-запеканка, каравай хлеба и др. В доме умершего перед началом поминок в честь загробного владыки, его помощника и охранника ворот зажигали специальные свечи. Одну большую длинную свечу посвящали умершему, другие, поменьше, — в честь умерших родственников, соседей, уважаемых жителей деревни и т.

Всего зажигалось 40 свечей. Прочитав молитву, начинали угощать умершего. Поминки сопровождались пением специальных песен, а затем и ритуальными танцами.

На поминки в сороковой день душа умершего возвращалась к родным в сопровождении близких умерших родственников. Поэтому участники поминок обращали внимание и на них. Каждый родственник зажигал свечи в честь недавно умершего представителя родственного коллектива тукым, урлык.

Присутствующие, поминая умершего, предлагали свое угощение, отливая немного вина и положив кусочки еды в специальную посуду. Заместитель умершего, разыгрывая его роль, рассказывал, как он провел эти 40 дней после своей смерти, исполнял его любимую песню, совершал ритуальный танец тупыньла куштымаш — букв. Поминки продолжались всю ночь.

Перед восходом солнца на прощание заместитель умершего давал наказы родным и близким, призывал всех жить в мире и согласии. Затем его везли в сторону кладбища. Участники проводов пели жалобные песни в сопровождении волынки или гармоники.

Отойдя от участников обряда на 40 шагов, заместитель умершего снимал одежду покойного, встряхивал ее и, пожелав усопшему счастливой жизни на том свете, возвращался к ожидавшим его людям. Марийцы Башкирии провожали заместителя умершего только на следующий день. Ночью его укладывали спать, а утром водили в гости к родственникам и соседям.

После такого угощения участники поминок ехали на кладбище, забрав с собой часть туши жертвуемого животного. Перед выездом на кладбище ломали пополам липовую палку и закидывали ее на крышу домашнего строения. Марийцы Удмуртии перед прощанием с душой умершего разводили во дворе или на улице небольшой костер и совершали троекратный обход с пляской.

Затем они вытряхивали одежду покойного. После сорокового дня душа покойного якобы навсегда уходила в загробный мир.

Выносят покойника ногами вперед, а перед воротами отрубают петуху голову и бросают под ноги, стараясь выпнуть машущего крыльями обезглавленного петуха за ворота, чтобы не было нового горя. Если жертва сумеет остаться во дворе — быть в доме еще горю. Данные объяснения несколько расходятся с объяснениями И. Смирнова, а именно: «Отправившемуся в другую жизнь человеку грозит, по верованиям черемис, опасность умереть, уничтожиться. Для предотвращения этой опасности перед выносом покойника из дома колют курицу, кровью которой он должен откупиться от смерти». Если учесть тот факт, как рассказывают старожилы, что человек может умереть до 7 раз, переходя из одного мира в другой, то более логичным будет второе объяснение, а первое больше похоже на примету.

Он, по их верованиям, нуждается в воздухе для дыхания, еще и поэтому открывают гроб, просят взглянуть его в последний раз на «свет белый». Хоронят наших деревенских во все века на Сердежском кладбище в семи километрах от Мари-Ушема. Кладбище находится на высоком месте, раньше оно было загорожено забором. На фоне тополей и берез видны различные надгробные сооружения: плиты, деревянные и железные кресты, памятники разных видов. Кладбище очень светлое, ухоженное. Поминки После погребения все возвращаются в дом, чтобы помянуть умершего. Поминальными днями у марийцев являлись и являются 3-й, 7-й и 40-ой дни и годовая. Поминки нужны для того, чтобы накормить душу умершего.

В народе верят, что материальное благополучие души на том свете во многом зависит от живых: если они поминают умершего в положенные дни, то их души на том свете ни в чем не нуждаются и всегда сыты. Но почему именно эти дни являются у марийцев поминальными? В 3-й день, как и у русских, поминают в честь тридневного Воскресения Христа и во образ Пресвятой Троицы, 40-й день — время окончания мытарства и решение Всевышнего о поселении в рай или ад, а вот в 7-й день поминают только марийцы, считая, что душа в течение этого времени обозревает 7 миров и способна возродиться до 7 раз. В 7-й день поминать приходят немногие: близкие родственники и копальщики. На поминки идут со своим угощением, несут вино и выпечку. Раньше в этот день поминали шире, присылали покойнику блинов на могилу. Сороковой день отмечается более торжественно. Накануне приглашают умершего и покойных родителей в баню, для чего едут на кладбище.

Обращаются с такой просьбой: «Вот и настал твой 40-й праздник, приходи на него. Все родители приходите. Помойтесь в бане с нами». С утра накрывают столы, большей частью горячей пищей и выпечкой. Когда люди приходят, начинают все вместе поминать: делают 40 поклонов и зажигают 40 свечей. Присутствие ряженого, играющего роль покойного, обязательно. Эту свечку ставят на стол рядом с блюдом, куда кладут угощение». Лукоянова, 1932 г.

Рядом с блюдом ставят череповой горшок для вина. Сначала подают человеку, который играет роль покойного, потом всем остальным. Угощать начинают родные, затем это делает каждый. Из рюмки вино раньше лишь немного отпивали и чуть-чуть наливали в горшок. Представляющий покойного сидит за крайним столом. Когда все приглашенные угостят, смотрят, догорела ли «круглая» свеча. Её оставлять нельзя; если горит очень долго, два конца могут соединить вместе или сложить вчетверо. Люди, верящие в приметы, старались раньше эту свечку забрать себе, так как считали, что она обладает чудодейственной силой: можно зубы лечить, спасать от напастей скот и детей и пр.

Когда свеча догорит, идут провожать покойника. Собирают сумку с едой и вином, стол с блюдом и горшком выносят во двор и опрокидывают, прогоняя все плохое. У нас в деревне покойника провожают до дороги, ведущей к тракту. Здесь останавливаются, вино «покойник» выливает, а пустую бутылку обязательно разбивает. После этого он идет один, отсчитывая 40 шагов, делает 3 поклона и возвращается обратно спиной вперед. Никто не поет, лишь слышны плачевные причитания. Таким образом, сороковым днем заканчивается обязанность родных правильно снабжать покойника пищей. Во многом это описание поминок напоминает отголоски язычества, ибо сам процесс поминок вытекает из религиозных представлений об «ином мире».

Приложение 1. Словарь Баравинная верёвка — трехслойная веревка, свитая из кудели. Вожжи — ремни, веревки для управления лошадью в упряжи. Кисель — студенистое жидкое кушанье. Киндерке — блины, уложенные стопкой, сверху прикрытые творожными оладьями тугара. Кутья — каша, обычно рисовая с медом, изюмом, которую едят на поминках. Коло-сорта — свеча длиной в 1 метр, закрученная в виде спирали. Ладан — ароматическая смола, употребляемая для курения при богослужении.

Новина — суровая небеленая холстина. Обряд — совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традициии. Осырок — участок земли, отведенный для ведения личного подсобного хозяйства. Отпевание — церковный обряд, проводимый над покойником при похоронах. Подловка — помещение между потолком и крышей дома. Полати — нары для сна, устраиваемые под потолком между печью и стеной. Порен — тонкая, очень прочная нитка, используемая для вышивания узоров на подоле марийского платья. Сугуне — благословление.

Апокрифы — произведения на библейскую тему, признаваемые недостоверными и отвергаемые церковью. Поминки — обрядовый обед в память умершего. Приложение 2. Шабдарова Анна Егоровна, 1932 года рождения: «У нас, если человек умрет, его обмывают в бане. Гроб готовят дома, а покойника держат 1 или 2 ночи. На похоронах всегда играют на гармошке, песни поют, но мало. Когда в могилу опускают, играют тяжелую музыку. Готовят гостинец, куда кладут 41 орех.

Орехи надо детям или родне, которые встречают на том свете. В гроб кладут рубаху, трусы, носки, перчатки шерстяные, иголку, нитки. Когда гроб выносят, перед этим рубят петуха и отпускают. Если петух забежит во двор, то будет еще покойник. Петуха потом кладут в суп. После кладбища все едут в баню, потом домой. Копальщикам раздают полотенца. Маленьких детей передают через гроб».

Антипина Анна Савватеевна, 1930 года рождения: «У меня муж долго болел раком, я его возила по многим больницам: и в Яранск, и в Йошкар-Олу, и в Киров. Лучше не было. В Яранске была врач Сверткова, которая один раз похлопала меня по плечу и сказала: «Готовься потихоньку, долго он у тебя не проживет». Я привезла его домой, вымыла в бане, а дня через три мужику совсем плохо стало. Думаю, надо к свекру сбегать, сказать. Пришли свекор со свекровью и говорят мне: «Анна, мы решили с ним проститься». Попросили свечку, зажгли и поставили перед иконой. Сами молятся и говорят: «Господи, если жизнь у Валентина есть, то облегчи его страдания, а если нету жизни, то подбери его, Господи, не мучай».

Они были у меня утром, а в 3 часа мужик у меня умер.

И родственники помогают Душе попасть в рай. Для этого они в этот день отправляются в церковь, чтобы поставить свечи за упокой Души умершего и помолиться. Особенно нужны молитвы живых об умершем, если нераскаянные грехи таковы, что в Душе нет места для светлой вечности. Тогда близкие люди могут помочь новопреставленному молитвой, милостыней, участием в таинствах.

В этот день также нужно посетить могилу усопшего, зажечь свеч, принести цветы. Дома так же нужно зажечь свечу и организовать поминки. На поминальную трапезу можно позвать не только близких людей, но и коллег, приятелей, знакомых. В этот день принято раздавать угощение, чтобы как можно больше людей вспомнили добрым словом и помянули умершего. Когда можно убраться в доме, где жил покойный?

Уборку в доме по традиции проводят только тогда, когда Душа покидает земные пределы и возносится к Богу. Таким образом, начинать разбирать вещи покойного и наводить порядок в доме, где он жил, можно после сорокового дня. Тщательно разобрав вещи, часть их можно утилизировать, а часть раздать нуждающимся. Необязательно избавляться от всех вещей, особо дорогие вещи можно оставить на память или продолжать ими пользоваться. Почему принято закрывать зеркала в доме покойного?

Зеркальное отражение воспринимается как портал, через который сущности из загробного мира могут проникать в мир живых. Также считается, что Душа покойного может попасть в зазеркалье и скитаться там в вечных мучениях, так и не найдя выхода. Когда становится известно о смерти человека, то первым делом занавешивают все отражающие поверхности в доме, где он жил, плотной тканью. Помимо того, что Душа может попасть в лабиринт Зазеркалья, Душа может испугаться своего отражения. Ведь умерший человек не способен сразу воспринять тот факт, что он умер.

Считается, что зеркала должны быть закрыты в доме все сорок дней, пока покойный не покинет наш мир. Сколько дней нужно зажигать свечи после похорон? Свечу принято зажигать трижды: в день похорон, на девятый день, и на сороковой. Свеча символизирует скорбь живых по умершему и служит ориентиром для Души. Душа видит зажженную свечу и понимает, что ее любят и помнят.

В православии считается, что умирает только тело, а Душа остается бессмертной. Все ритуалы, которые проводятся после смерти человека, связаны с бессмертием Души и желанием родных умершего человека помочь Душе оказаться в раю. Чего нельзя делать после смерти близкого? Нельзя снимать покрывала с зеркал, пока покойный находится в доме. А лучше не снимать их до сорокового дня.

Нельзя раздавать вещи покойного до сорокового дня. Нельзя забирать цветы с кладбища. Нельзя убираться в доме, пока в нем находится тело. Обычно, когда похоронный кортеж убывает на кладбище, отдельно нанятый человек ни в коем случае не кровный родственник моет пол в квартире.

Символичное значение кутьи для поминок

  • Почему на поминках едят кутью и что она символизирует?
  • Сложность, время приготовления
  • Главное поминальное блюдо: кутья. История и рецепты
  • Похоронно-поминальные обряды на Кубани
  • Что готовят на поминки в день похорон

Меню на поминки в пост – горячее, салаты, закуски

За это время родственники отдают последнюю дань уважения усопшему, могут попрощаться с ним и проводить в загробный мир. Что делать в день похорон? Если вы провожаете покойного в последний путь и приехали на кладбище, то следует придерживаться традиционной церемонии прощания. Для начала следует уделить внимание цветовой палитре на одежде. Стоит придерживаться темной цветовой гаммы.

Голова женщин должна быть обязательно покрыта. На кладбище во время прощания с левой стороны от гроба стоят родственники умершего, а справой - друзья и знакомые. Преподносить венки и цветы сначала должны близкие родственники, а затем друзья и коллеги. Нельзя на похоронах громко разговаривать, смеяться, сплетничать и обсуждать присутствующих.

После того, как гроб опустят в землю, все присутствующие кидают по горсти земли. Затем гроб закапывают. Покойного провожают молчанием. Затем на свежий холмик ставят свечи и кладут цветы.

В день похорон нельзя посещать могилы других умерших. Считается, что все души приходят встречать новопреставленного к его могиле, поэтому, если вы захотите совместить похороны и посещение могилы другого родственника, то вас там ждать никто не будет. Что делать на следующий день после похорон? На следующий день после похорон родственники должны вновь посетить кладбище.

Принято приезжать на кладбище утром, до обеда, чтобы пробудить Душу. С собой принято приносить легкий завтрак: конфеты, печенье, бутерброды, чай. Часть еды оставляют на могилке усопшего, а часть оставляют на бесхозных могилках. С кладбища ничего нельзя забирать домой, поэтому всё, что вы приготовили, нужно оставить на кладбище.

Чай или воду также наливают и оставляют рядом с поминальным завтраком. Выйти с кладбища нужно не позднее 12 часов дня. Если обстоятельства складываются так, что родственники не в состоянии приехать на кладбище на следующий день или не успевают добраться до него до обеда, то помянуть усопшего можно в его доме. Зачем на второй день ездить на кладбище?

Душа покойного еще не адаптировалась к новым условиям своего пребывания. И приезд родственников поможет ей в этом. Близкие люди наводят порядок, поправляют или расставляют венки, цветы, завтракают с покойным и просят у Бога защиты и упокоения для Души раба Божьего. Этот ритуал помогает родственникам сохранить связь с покойным, успокоиться и смириться с невосполнимой утратой.

Также во время посещения могилки, только что похороненного человека, можно читать молитвы, зажигать свечи, вспоминать умершего. Когда еще следует посещать кладбище? Посещение кладбища на следующий день после похорон считается обязательным. В другие свои посещения родственники могут приходить без поминального завтрака, но желательно читать молитвы за упокой души.

В эти сроки решается, где именно окажется душа почившего: в раю или аду. Благодарные молитвы людей, получивших эти вещи, станут помощью духу умершего. Решать, как поступить с теми или иными вещами, оставшимися после покойного, могут только наследники. При этом важно не впадать в суеверия. Не стоит спешить раздать все, что есть, сразу же после похорон. Не нужно стремиться непременно раздать 40 вещей на сороковины. Важно, чтобы результатом этого подаяния стала искренняя молитва об упокоении почившего. В это время обычно не принимают важных жизненных решений.

Но, если вдруг появится человек, которому нужен какой-то конкретный предмет или несколько вещей, принадлежавших ранее покойному, и нет никаких причин сохранять это в семье, непременно нужно отдать. При этом нет никакой нужды специально дожидаться 40-го дня. Чтобы вещи и дальше служили людям, можно обратиться за помощью к специальным пунктам сбора вещей для нуждающихся. Конечно, все предметы, предназначенные для пожертвования, должны быть чистыми и в исправном состоянии. Поэтому нет никакого греха, чтобы постирать вещи усопшего прежде, чем передавать их нуждающимся. Сломанные и ветхие вещи, которые более невозможно использовать, конечно, придется просто выбросить. Памятные вещи покойного непременно должны оставаться в семье или отдаваться тем людям, которые хотели бы взять их на память о нем. Их можно и нужно носить, ими можно и важно пользоваться.

Суеверие о том, что негативная энергетика похорон или какие-то грехи умершего могут переходит на вещи и приносить в дом беду, никак не относятся к православной вере. Часто пользуясь этими предметами, люди будут чаще вспоминать усопшего и возносить молитвы о его упокоении. Важно только, чтобы эти предметы не забывались, не убирались подальше в чуланчики и кладовки, ведь это путь к забвению умершего человека. От уборки в комнате почившего тоже не стоит отказываться. Покрывшийся толстым слоем пыли интерьер говорит лишь о неуважении к его духу. Даже в тех местах, где все остается «как при жизни», в кельях почивших святых старцев или в музеях известных людей непременно делают ремонты и уборки. Содержание: Особенности поминовения в разные дни Третий день Сороковой день Организация поминок от «Честного Агента» Считается, что человек умирает после того, как о нем перестают вспоминать его близкие и родные. Чтобы сохранить память об усопшем, в православии принято проводить поминки после похорон, чтобы почтить его светлый образ, выразить благодарность и любовь к усопшему человеку.

Поминальные обеды проводятся сразу же после погребения, а также на 9, 40 день и спустя год от момента смерти. В них могут участвовать как родственники и друзья, так и коллеги, знакомые, даже посторонние люди.

Если такое, не дай Бог, случится, я советую на всякий случай отчитать человека от беды специальным заговором, который я даю в этой книге. Душа, тело, дух и все пять чувств. Душу оберегаю, тело зaщищаю,.

Первым днем считается тот, когда произошла кончина, даже если она случилась, например, за несколько минут до полуночи. Таким образом, если человек преставился 1 числа месяца, третьим днем будет 3 число, 9 — девятое.

Подобным же образом высчитывается 40 день. Как правильно поминать усопшего Прежде всего, для крещенного христианина необходимо поминовение во храме. Здесь можно: заказать Сорокоуст сорокадневное поминовение за литургией ; если с момента смерти не прошло 40 дней, имя христианина подается с пометкой «новопреставленный», «новопреставленная», до 40 дня включительно; подать имя близкого человека на панихиду — особое богослужение о упокоении, совершаемое после литургии; принято также приносить продукты — милостыню о душе, оставляя их на панихидном столике; здесь же совершается особый чин, обычно на третий день по кончине — отпевание; оно может быть проведено как «при гробе» во храме или ритуальном зале, на дому усопшего , так и заочно, если так складываются обстоятельства. Первые же поминки устраивают обычно после похорон. Далее это делается на 9 и 40 день. Порядок проведения поминок Православные поминки обычно принято начинать с молитвы — это может быть 17 кафизма 118 псалом , известный как чаще всего читаемый о упокоении , краткая лития об усопшем. Однако, такая общая искренняя молитва возможна, только если собрались единомышленники, православные.

Чаще же всего среди близких, пришедших помянуть покойного, есть невоцерковленные или даже вовсе неверующие люди, поэтому сейчас традиция общей молитвы соблюдается далеко не всегда. Зачастую в таком собрании мало или вовсе неверующих возникает неловкость при начале трапезы, растерянность — что делать, что говорить. Поэтому лучше, если кто-то из присутствующих прочтет хотя бы «Отче наш», обычную молитву, начинающую трапезу, затем — хотя бы краткое моление о усопшем. После этого собравшиеся скромно, умеренно, вкушают от трапезы, поданной о душе покойного. Если есть желание, можно поделиться воспоминаниями о почившем близком.

Как сварить кутью из риса и изюма по поминальному рецепту

Кутья из риса с изюмом и медом поминальная. Кутья из риса с медом и изюмом поминальная: рецепт приготовления пошагово. Одним из блюд поминальной трапезы становится кутья — каша, которую готовят из цельных зерен пшеницы, ячменя, риса или другой крупы. Нужно предварительно составить лист того, что взять с собой на похороны, чтобы мероприятие прошло без негативных последствий. Процессу приготовления кутьи уделяли внимание — старались сделать блюдо наиболее вкусным, ведь кутья предназначалась не для живых людей, которые присутствовали на поминках, а для умершего.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий