Новости. Выставка-форум «Россия». Макеты ракет, луноход и спутниковые системы: с чего началась Космическая неделя на выставке «Россия».
Стали известны подробности запуска российского космического аппарата на Луну
Планируется, что луноход будет выполнять миссию в течение 14 суток с момента запуска, после чего достигнет спутника для дальнейших опытов на месте. Главная задача миссии — отработка базовых технологий мягкой посадки в околополярной области и проведение контактных исследований Южного полюса Луны. Запуск «Луны-25» — в августе 2023 года. Фото: НПО Лавочкина / Космический центр «Восточный». "Луноход-1" навсегда остался для советских людей символом освоения космоса. Макет космического аппарата «Луна-25» (Фото: Станислав Красильников / ТАСС). Запуск первой в истории современной России автоматической станции лунной программы «Луна-25» перенесли с 13 июля на август, следует из сообщения «Роскосмоса».
Луноход НАСА через два года отправится на поиски воды на южном полюсе Луны
От «Лунохода-1» до «Луны-25»: о прошлом и будущем миссий к спутнику Земли // Новости НТВ | Смотрите видео онлайн «Лунные робособаки, дом-луноход и устойчивые бактерии на МКС» на канале «Red Barn» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 27 апреля 2024 года в 10:18, длительностью 00:10:39, на видеохостинге RUTUBE. |
Догнать и перегнать: за чем летит «Луна-25»? | Представители Института космических исследований РАН прибыли на космодром Восточный для проверки аппаратуры «Луны-25» перед стартом. |
Стали известны подробности запуска российского космического аппарата на Луну | Сегодня, 30 августа, информационное издание «РИА Новости» со ссылкой на индийское национальное космическое агентство сообщило, что передовой индийский луноход «Прагъян». |
Луноход НАСА через два года отправится на поиски воды на южном полюсе Луны | Техкульт | Сегодня, 30 августа, информационное издание «РИА Новости» со ссылкой на индийское национальное космическое агентство сообщило, что передовой индийский луноход «Прагъян». |
Сера, алюминий и железо: индийский луноход сообщил о первых открытиях с Луны | Space news/Космические новости. В миссии Аполлон-17, Юджину Сернану пришлось спасать луноход с помощью скотча #факты #космос #рекомендации. |
Лунные планы России
На посадочном устройстве закреплена двигательная установка — с ее помощью корректируются траектория полета до Луны, торможение при сходе с орбиты и мягкая посадка. Также в нижней части монтируются топливные баки, датчики, антенны и манипулятор грунтозаборного устройства. Новые инженеры, новые технологии, новое место: области экватора, куда летали до сих пор, легче достигнуть, чем полюса, — заявил астроном. Откуда будут запускать Старт ракеты-носителя «Союз-2. Запустят ее с космодрома Восточный в Амурской области. Изначально старт должен был проходить с космодрома Байконур, но затем его перенесли.
В основном это произошло из-за технических причин: с Байконура нельзя отправлять тяжелые ракеты вроде «Ангары» нет стартовой площадки , а именно такие понадобятся для того, чтобы отправлять последующие станции. Кроме того, произошли изменения и в районах Казахстана, куда падают отработанные ступени запущенных с Байконура ракет. В прошлом эти территории были практически не заселены, поэтому космические пуски не представляли особой угрозы для людей. Но за последние 30 лет в Казахстане активно развивали сельское хозяйство, осваивали новые месторождения полезных ископаемых и расширяли границы охраняемых природных территорий. Всё это стало сказываться на работе Байконура, а расположение Восточного позволяет прокладывать трассы пусков над малонаселенными районами Хабаровского края, Магаданской и Амурской областей, а также Якутии.
Тем не менее в минувший понедельник, 7 августа, глава Верхнебуреинского района Хабаровского края Алексей Маслов сообщил, что за несколько часов до запуска эвакуируют жителей поселка Шахтинский 27 человек по данным переписи населения за 2020 год. Власти организовали эвакуацию из-за угрозы падения первой ступени ракеты-носителя. Когда люди смогут вернуться в поселок, Маслов не сообщил. Основной район расположен к северу от кратера Богуславский, резервных — два. Первый из них находится южнее кратера Манцини, второй — к югу от кратера Петланд-А.
Исполнительный директор по перспективным программам и науке «Роскосмоса» Александр Блошенко рассказал «Российской газете», как выбирали место для посадки станции: — Чем хорош Южный полюс?
Облажались все. Да, все хотели денег, и до таковых дорвались. Но при этом вскрылось истинное положение дел в космической отрасли, которое долго и тщательно замалчивали. Летать в космос, бесспорно, надо. Тем более, там у нас проблемы. Метеорологических спутников почти совсем? Кстати, американские спутники-шпионы над РФ летают очень мало, так как оно и не нужно — экономически нецелесообразно.
Любую информацию можно за купить зелёные бумажки у крысючков-чиновничков, а этих долларов ФРС напечатает сколько угодною. Над КНР вот летают, так как там предателей найти сложно — всех поставили к стенке. Или почти всех. Луна с точки зрения экономики просто не нужна, сейчас на неё выкинули средства, на которые можно было построить несколько современных заводов. По выпуску автомобильных, авиационных или каких-либо иных деталей. Той же электроники, которая в РФ отсутствует как класс. Советские межпланетные автоматы летали на нашей электронике, а что стояло в коленоподъёмной «Луне-25»? Чипы, купленные на Алиэкспрессе?
Даже если бы скрепный аппарат осилил бы посадку на Луну, толку от этого — ноль. Ну сел, дальше что? Скорее стоит говорить о вреде подобного успеха. Стали бы мастерить очередные бесполезные космические игрушки. И пилить на этом бюджеты. Быть может, сейчас хоть немного притормозят, после такого скандала такое вполне вероятно. Советский Союз мог себе позволить огромную космическую программу, хотя назвать её рациональной при всём уважении к великой державе язык не поворачивается. Учёные всех мастей удовлетворяли собственное любопытство за казённый счёт, посылая зонды к Марсу, Венере, Меркурию и ещё куда подальше.
Менее крупные компании тоже получат индивидуальные задачи. Россия Россия неоднократно анонсировала и модифицировала программу исследования Луны «Сириус», будущими станциями «Луна-25» бывшее название «Луна-Глоб» , «Луна-Ресурс-2» и «Луна-Ресурс-3». Ориентировочный старт первой миссии был назначен на 2015 год, следующие этапы были запланированы на 2020 и 2022 годов. Технически первая лунная станция была спроектирована, но проект передвинули на 2019 год. Однако и этот срок оказался нереальным: «Луна-25» перенеслась на 2021 год, но и эта дата пока не точная — например, вице-президент РАН Юрий Балега предположил, что проект осуществят до 2024 года. В планах РФ есть также космический туризм. Ориентировочная первая экспедиция на спутник намечена на 2030 год. Роскосмос заявляет, что будет строить лунную базу с помощью аддитивных технологий 3D-печать и местных ресурсов.
После 2035 года Россия намерена завершить постройку лунных баз. И каждой из них впечатляющие планы по освоению Луны, и участники заинтересованы в тесном сотрудничестве друг с другом, когда дело дойдет до лунных станций, пилотируемых миссий и высадке людей на спутнике. Однако другие страны тоже занимаются исследованием Луны. Индия успешно запустила миссии «Чандраян-1» и «Чандраян-2». Первый аппарат был выведен на лунную орбиту с помощью модернизированной версии индийской ракеты-носителя PSLV-XL в 2008 году. Зонд достиг поверхности Луны, сделав жесткую посадку. Он сообщал данные, обрабатываемые с помощью масс-спектрометра, альтиметра и видеокамеры. В обеих индийских миссиях участвуют научные приборы других стран, в частности, НАСА.
Осуществить задуманное и опередить индию не удалось — 19 августа станция «Луна-25» вышла на нерасчетную орбиту и столкнулась с поверхностью Луны. В Роскосмосе заявили, что на борту произошла нештатная ситуация, которая не позволила выполнить манёвр с заданными параметрами. Узнать подробнее Читайте также:.
Сера, алюминий и железо: индийский луноход сообщил о первых открытиях с Луны
Общество - 11 августа 2023 - Новости Санкт-Петербурга - ТАСС со ссылкой на представителя Института космических исследований РАН сообщает, что запуск первой в истории РФ лунной программы может произойти в июле 2023 года: тогда планируется вывести на. Отметим, что проект «Луна-25» был частью первого этапа российской лунной программы, которую утвердили в 2018 году. Когда писалась эта статья, стало известно, что индийская межпланетная автоматическая станция «Чандраян-3», на борту которой находится луноход, успешно прилунилась в районе Южного полюса, то есть там, где должна была сесть «Луна-25». Индийская организация космических исследований (ISRO) показала видео, на котором запечатлен разворот лунохода "Прагьян". Луноход-1 был первым из двух автоматических аппаратов, изучавших Луну в рамках советской программы «Луноход».
«Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии
О намерении поучаствовать в космической программе альянс Hyundai/Kia заявлял ещё в середине 2022 года, но сейчас определена концепция лунохода и примерные сроки реализации программы. РИА Наука, Луна, Российская академия наук, НАСА, Астрономия, Институт космических исследований, Венера-Д, Луна-25, Венера, кометы. Space news/Космические новости. В миссии Аполлон-17, Юджину Сернану пришлось спасать луноход с помощью скотча #факты #космос #рекомендации.
Зачем трудились «Луноходы»?
- Падение на Луну и новый этап
- Лунные планы России
- «Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии
- История советских «Луноходов»: один разбился, один замерз, один перегрелся | MAXIM
- Автоматы изучают Луну. Из истории советской лунной программы
- Содержание
Академик РАН Лев Зеленый: Как будет развиваться лунная программа России
Возможность может предоставиться скоро. Первые старты предварительно были запланированы уже на этот или следующий год. Предполагается, что после нескольких пилотируемых полетов к концу десятилетия на Луне будет создана постоянная база. Для этого НАСА нужен будет эффективный луноход. И у Astrolab уже есть конкуренты в борьбе за этот крупный заказ — несколько американских компаний также работают над созданием подобной машины. Согласно техзаданию, луноход должен уметь работать на поверхности не менее восьми часов подряд, выдерживать условия южного полюса Луны и пережить там лунную ночь, а также иметь гарантию бесперебойной работы на десять лет.
После этого 11 запусков оказались вновь неудачными. Первые испытания устройства проводились в 1968 году, и они оказались успешными. Уже в 1970 году советский «Луноход-1» оказался на поверхности спутника Земли. На связи с учёными он находился 301 день, всего проехал по спутнику - более 10 тысяч метров и отправил на Землю 25 тысяч снимков. Также роботу удалось изучить физические свойства поверхности Луны 537 раз и осуществить 25 химических анализов грунта. Следующий аппарат - «Луноход-2» - вышел из строя спустя четыре месяца нахождения на Луне в мае 1973 года. Это случилось из-за того, что устройство забуксовало, а после ошибки в управлении - перегрелось и перестало работать. А вот «Луноход-3» так и не отправили на поверхность Луны.
В августе 2023 года Индия стала первой страной, которая посадила корабль недалеко от южного полюса Луны. Однако посадочный модуль «Чандраян-3» и его лунный ровер до сих пор находятся в глубоком сне, хотя они должны были «очнуться» уже как несколько дней. Возможно, они уже мертвы. Роботы перешли в спящий режим в начале сентября, когда на Луне наступила ночь и у них разрядились батареи. Следующий лунный день наступил 22 сентября.
Ошибка в тексте?
Освоение Луны: современные проекты России, Китая, США и других стран
На орбите вокруг Луны станция активно функционировала 56 суток. В 1966—1968 годах состоялось ещё несколько полётов станций типа «Луна». Три космических аппарата «Луна-11», «Луна-12», «Луна-14» были выведены на орбиту вокруг Луны, а одна станция «Луна-13» совершила мягкую посадку на лунную поверхность. Полёты советских автоматических станций к Луне заложили основу для возможной отправки на неё человека. Это был необходимый и, можно считать, достаточный шаг по подготовке пилотируемой экспедиции. А такая подготовка в нашей стране активно велась, но до воплощения в жизнь в силу разнообразных причин дело не дошло, несмотря на то, что в рамках подготовки пилотируемого полёта к Луне состоялось более 10 полётов беспилотных космических средств. Все они проходили в период с 1967 по 1971 год, и аппараты запускались под обозначениями «Зонд» и «Космос». Так как в статье речь идёт только о станциях с обозначением «Луна», то эти полёты останутся за рамками рассмотрения. Советской пилотируемой лунной программе будет посвящена отдельная статья. Новые космические аппараты создавались с использованием тех технических решений, которые применялись при разработке пилотируемых средств. Их полёты в какой-то степени скрасили горечь от наших нереализованных надежд по отправке человека на Луну.
Разработкой самоходных лунных аппаратов советские конструкторы занялись ещё в начале 1960-х годов. Этим средствам передвижения по лунной поверхности, ставшим потом известными всему миру как луноходы, предназначалась роль «глаз Земли» ещё до того, как на лунную поверхность опустится человек. Они же должны были служить средством передвижения космонавтов по Луне. Лавочкина под руководством Г. Эскизный проект лунохода был утверждён осенью 1966 года, а конструкторскую документацию подготовили спустя год. Размеры аппарата, так же, как и его масса, определялись возможностями ракеты-носителя «Протон», с помощью которой предполагалось организовать доставку. Станция «Луна-10» Луноход представлял собой установленный на самоходное шасси герметичный приборный отсек. Масса аппарата по исходному проекту — 900 килограммов, позже уменьшена до 756 килограммов. Диаметр по верхнему основанию корпуса — 2,15 метра, высота — 1,92 метра, длина шасси — 2,215 метра. Максимальная скорость передвижения по Луне — 4 километра в час.
К тому моменту, когда стало ясно, что с высадкой советского человека на Луну придётся повременить, уже были изготовлены несколько экземпляров «лунных тележек». Было решено всё же доставить их на Луну и использовать в автоматическом режиме. Впервые такую попытку предприняли 19 февраля 1969 года. Но неудача поджидала конструкторов уже в самом начале — подвела ракета «Протон», взорвавшаяся на участке выведения. После первой неудачи полёты луноходов решили отложить — на первое место вышла доставка на Землю образцов лунного грунта. Идея о создании станций типа Е-8-5, а именно так аппарат обозначался в конструкторской документации, родилась у главного конструктора КБ имени С. Лавочкина Г. Бабакина задолго до того, как «лунная гонка» подошла к своему финалу. Он полагал, что аппараты подобного типа полетят не только на Луну, но и на другие планеты. Но в конце 1960-х годов не было задачи важнее, чем опередить американцев, поэтому и делали станцию только в лунном варианте.
За основу была взята посадочная ступень Е-8, которую разрабатывали для доставки лунохода. Вместо самоходного устройства на ней планировалось установить бур для взятия образцов, а доставку грунта на Землю обеспечить ракетой «Луна — Земля». Масса станции должна была составлять приблизительно пять тонн. С началом полётов по этой программе очень спешили. Очень хотелось получить образцы лунного грунта ещё до того, как это сделают американцы. Но тем не менее первую станцию смогли подготовить к старту только летом 1969 года, когда до старта «Аполлона-11» оставалось совсем немного времени. Как это часто бывает, первый блин вышел комом. Первая попытка запустить станцию типа Е-8-5 была предпринята 14 июня 1969 года. Из-за ошибки в системе управления не произошёл запуск двигательной установки блока «Д». Станция не вышла даже на околоземную орбиту.
Вторая попытка была сделана 13 июля 1969 года, за три дня до старта «Аполлона-11».
Несколько лет назад американская компания Space Adventures, занимающаяся продажей «туристических» мест на российских кораблях «Союз», с согласия РКК «Энергия» предложила интересную услугу — облет Луны. Согласно представленной схеме полета, разгонный блок ДМ с пассивным стыковочным агрегатом выводится на низкую орбиту ракетой тяжелого класса «Протон—М», затем к нему на РН «Союз» стартует корабль с пилотом и двумя туристами. Корабль «Союз» стыкуется с разгонным блоком — и связка отправляется в облет Луны. Путешествие занимает 7—8 дней. Конечно, полет на орбиту вокруг Луны намного сложнее облетной миссии, однако при использовании доработанного «Союза» вместо ПТК НП, а также кислородно—водородного разгонного блока КВТК для старта с околоземной орбиты и модернизированного «Фрегата» для торможения и разгона возле Луны орбитальную лунную экспедицию можно «вписать» в две ракеты «Ангара—А5». Конечно, стыковка с криогенным разгонным блоком на околоземной орбите является довольно рискованной операцией, однако подобное действие присутствует и в государственной стратегии двухпусковая облетная миссия на ПТК НП , и в предложениях Space Adventures. Таким образом, необходимость создания сверхтяжелой ракеты для полетов человека на орбиту вокруг Луны отнюдь не очевидна. Использование такой ракеты переводит миссию из категории реальных планов ближайшего десятилетия в разряд «стратегии» со сроками осуществления «ближе к 2030—му». Найти коммерческие нагрузки для сверхтяжелого носителя будет или очень трудно, или попросту невозможно, а содержать сложную инфраструктуру ради двух лунных полетов в год — крайне расточительно.
Любой финансовый или политический кризис а они случаются в России с регулярностью приблизительно раз в 8—10 лет поставит крест на подобном проекте. Следует также отметить, что в предложенной программе наблюдается распыление сил: вместо создания лунной базы промышленность вынуждена будет заниматься то программой «Луна — орбита», то строительством лунной орбитальной станции, необходимость наличия которой обоснована крайне слабо. Недостатки лунной базы: — Требуется создавать посадочные платформы для доставки грузов и космонавтов на поверхность Луны; — Условия работы на поверхности планеты будут отличаться от условий на орбите, что потребует разработки принципиально новых жилых модулей; — Исследования лунной поверхности возможны только в окрестностях базы; — Относительно высокая стоимость развертывания и эксплуатации. Странно, что не имеющий аналогов в мире ядерный буксир с двигателями малой тяги крайне слабо представлен в долгосрочной программе освоения дальнего космоса. А ведь именно эта уникальная разработка могла бы помочь значительно сэкономить время: для доставки тяжелых грузов около 20 тонн на орбиту вокруг Луны ядерным буксиром сверхтяжелый носитель не нужен. Полеты буксира по трассе «околоземная орбита — окололунная орбита» могли бы начаться уже в первой половине 2020—х годов! С одной стороны, конечно, нельзя сказать, что девиз предложенной программы — «Флаг на Луне любой ценой! Мест в полярных областях Луны, на которых соблюдаются все условия, необходимые для быстрого и удобного развертывания лунной базы ровная поверхность, «вечный свет», возможное наличие линз водяного льда в затененных кратерах поблизости , не так уж много, и за них может разгореться конкурентная борьба. И откладывая создание пилотируемой лунной инфраструктуры на 2030—е годы, а строительство базы — на 2040—е, Россия может упустить приоритет и потерять лунные территории навсегда! Критикуя — предлагай!
Следуя этому принципу, около года назад автор статьи предложил свой вариант проекта развертывания лунной базы — «Луна семь» седьмая высадка человека на Луну. Благодаря помощи группы энтузиастов, включая представителей космической отрасли, удалось в первом приближении определить параметры как самой базы, так и транспортной системы, необходимой для ее строительства. Основная идея данного предложения — «Лететь сегодня! В качестве основы транспортной системы предполагается использовать модернизированную ракету «Ангара—А5». Предложены два варианта модернизации носителя. Второй вариант модернизации — замена УРМ II и кислородно—водородного разгонного блока КВТК на один большой кислородно—водородный разгонный блок, что позволит значительно увеличить массу ПН на отлетной траектории к Луне. Для выхода на орбиту Луны и посадки в проекте используется посадочная ступень на основе существующего и отработанного РБ «Фрегат». Автор отдает себе отчет в том, что космическая техника не кубики детского конструктора и значительная доработка порой означает полную переделку РБ или КА. По предварительным расчетам, транспортная система на основе модернизированной «Ангары—А5», кислородно—водородного разгонного блока и «лунного Фрегата» сможет доставить на поверхность Луны чистый груз массой 3. В предложении «Луна семь» все грузы — модули базы, электростанция, негерметичный луноход, заправщики и двухместный пилотируемый корабль —— должны быть вписаны в эти «кванты» массы.
Конструкция пилотируемого лунного корабля основывается на использовании корпусов спускаемого аппарата и бытового отсека «Союза». Корабль садится на поверхность Луны без топлива на обратный путь — запас, необходимый для возвращения, должны предварительно доставить два заправщика. Вызывает сомнение возможность «втиснуть» пилотируемый КА, состоящий из СА, БО бытовой отсек выполняет в том числе и функцию шлюзовой камеры и «лунного Фрегата» с посадочными опорами, в 4. Ясно, что для этого потребуются высокая «весовая культура» и новая элементная база. Однако напомним: масса маневрирующего двухместного КА Gemini, способного выполнять сближение и стыковку на орбите, составляла 3. Прямая схема полета, без стыковки на орбите Луны, при всех ее недостатках имеет и ряд преимуществ. Корабль не ожидает возвращения экспедиции на орбите в течение длительного времени. Снимается проблема наличия стабильных окололунных орбит из—за влияния Земли, Солнца и масконов под поверхностью далеко не все окололунные орбиты стабильны. Используется унифицированная посадочная платформа как для доставки модулей базы и других грузов, так и для пилотируемого КА. Любые другие варианты транспортной системы требуют разработки новых элементов и новых КА.
Отсутствуют сложные стыковочные операции у Земли или у Луны, а значит не потребуется установка стыковочного узла и других систем для стыковки. Стартовать к Земле можно практически в любой момент. И главное, все операции осуществляются с привязкой к инфраструктуре базы, что позволяет избежать дублирования одновременного строительства станции на орбите и базы на поверхности. Схема с посадкой тяжелого СА на поверхность не является энергетически оптимальной. В предложении «Луна семь» были рассмотрены и «классические» варианты экспедиции со стыковкой на орбите Луны, однако они требуют создания не только отдельного легкого лунного корабля, но и лунного взлетно—посадочного модуля, что сильно усложняет концепцию. Рассматривается также «Луна семь V. В таком случае потребуется ракета—носитель с грузоподъемностью около 40 т на низкой околоземной орбите или многопусковая схема с многочисленными стыковками что повышает стоимость программы и увеличивает время до начала первых полетов. В качестве места для развертывания первого лунного поселения скорее, «первой палатки» выбран район южного полюса Луны, а именно гора Малаперт Malapert mountain. Это достаточно ровное плато с прямой видимостью Земли, что обеспечивает хорошие условия для связи и является удобным местом для посадки. Кроме того, неподалеку от места предполагаемого размещения базы находятся затененные кратеры, в которых возможно обнаружение линз водяного льда.
Расчет запасов системы жизнеобеспечения базы показывает, что при умеренной замкнутости по воде и кислороду подобной той, что уже достигалась на орбитальных станциях для работы экипажа из двух человек достаточно отправки одного трехтонного модуля с запасами в год а при переходе на частичное использование местных ресурсов —— даже меньше. В процессе роста базы количество членов экипажа будет увеличено до четырех человек, а значит потребуется ежегодная отправка двух модулей с грузами. Данные модули пристыковываются к базе и после использования запасов образуют дополнительные жилые объемы. Предложенная схема развертывания, обеспечения и расширения базы требует не более 13 пусков тяжелых а не сверхтяжелых! Модули базы самоходные, оборудованы мотор—колесами, что сильно упрощает сборку лунной «первой палатки» и снимает необходимость в срочном создании лунохода—крана для перевозки.
С одной стороны, конечно, нельзя сказать, что девиз предложенной программы — «Флаг на Луне любой ценой! Мест в полярных областях Луны, на которых соблюдаются все условия, необходимые для быстрого и удобного развертывания лунной базы ровная поверхность, «вечный свет», возможное наличие линз водяного льда в затененных кратерах поблизости , не так уж много, и за них может разгореться конкурентная борьба. И откладывая создание пилотируемой лунной инфраструктуры на 2030—е годы, а строительство базы — на 2040—е, Россия может упустить приоритет и потерять лунные территории навсегда! Критикуя — предлагай!
Следуя этому принципу, около года назад автор статьи предложил свой вариант проекта развертывания лунной базы — «Луна семь» седьмая высадка человека на Луну. Благодаря помощи группы энтузиастов, включая представителей космической отрасли, удалось в первом приближении определить параметры как самой базы, так и транспортной системы, необходимой для ее строительства. Основная идея данного предложения — «Лететь сегодня! В качестве основы транспортной системы предполагается использовать модернизированную ракету «Ангара—А5». Предложены два варианта модернизации носителя. Второй вариант модернизации — замена УРМ II и кислородно—водородного разгонного блока КВТК на один большой кислородно—водородный разгонный блок, что позволит значительно увеличить массу ПН на отлетной траектории к Луне. Для выхода на орбиту Луны и посадки в проекте используется посадочная ступень на основе существующего и отработанного РБ «Фрегат». Автор отдает себе отчет в том, что космическая техника не кубики детского конструктора и значительная доработка порой означает полную переделку РБ или КА. По предварительным расчетам, транспортная система на основе модернизированной «Ангары—А5», кислородно—водородного разгонного блока и «лунного Фрегата» сможет доставить на поверхность Луны чистый груз массой 3.
В предложении «Луна семь» все грузы — модули базы, электростанция, негерметичный луноход, заправщики и двухместный пилотируемый корабль —— должны быть вписаны в эти «кванты» массы. Конструкция пилотируемого лунного корабля основывается на использовании корпусов спускаемого аппарата и бытового отсека «Союза». Корабль садится на поверхность Луны без топлива на обратный путь — запас, необходимый для возвращения, должны предварительно доставить два заправщика. Вызывает сомнение возможность «втиснуть» пилотируемый КА, состоящий из СА, БО бытовой отсек выполняет в том числе и функцию шлюзовой камеры и «лунного Фрегата» с посадочными опорами, в 4. Ясно, что для этого потребуются высокая «весовая культура» и новая элементная база. Однако напомним: масса маневрирующего двухместного КА Gemini, способного выполнять сближение и стыковку на орбите, составляла 3. Прямая схема полета, без стыковки на орбите Луны, при всех ее недостатках имеет и ряд преимуществ. Корабль не ожидает возвращения экспедиции на орбите в течение длительного времени. Снимается проблема наличия стабильных окололунных орбит из—за влияния Земли, Солнца и масконов под поверхностью далеко не все окололунные орбиты стабильны.
Используется унифицированная посадочная платформа как для доставки модулей базы и других грузов, так и для пилотируемого КА. Любые другие варианты транспортной системы требуют разработки новых элементов и новых КА. Отсутствуют сложные стыковочные операции у Земли или у Луны, а значит не потребуется установка стыковочного узла и других систем для стыковки. Стартовать к Земле можно практически в любой момент. И главное, все операции осуществляются с привязкой к инфраструктуре базы, что позволяет избежать дублирования одновременного строительства станции на орбите и базы на поверхности. Схема с посадкой тяжелого СА на поверхность не является энергетически оптимальной. В предложении «Луна семь» были рассмотрены и «классические» варианты экспедиции со стыковкой на орбите Луны, однако они требуют создания не только отдельного легкого лунного корабля, но и лунного взлетно—посадочного модуля, что сильно усложняет концепцию. Рассматривается также «Луна семь V. В таком случае потребуется ракета—носитель с грузоподъемностью около 40 т на низкой околоземной орбите или многопусковая схема с многочисленными стыковками что повышает стоимость программы и увеличивает время до начала первых полетов.
В качестве места для развертывания первого лунного поселения скорее, «первой палатки» выбран район южного полюса Луны, а именно гора Малаперт Malapert mountain. Это достаточно ровное плато с прямой видимостью Земли, что обеспечивает хорошие условия для связи и является удобным местом для посадки. Кроме того, неподалеку от места предполагаемого размещения базы находятся затененные кратеры, в которых возможно обнаружение линз водяного льда. Расчет запасов системы жизнеобеспечения базы показывает, что при умеренной замкнутости по воде и кислороду подобной той, что уже достигалась на орбитальных станциях для работы экипажа из двух человек достаточно отправки одного трехтонного модуля с запасами в год а при переходе на частичное использование местных ресурсов —— даже меньше. В процессе роста базы количество членов экипажа будет увеличено до четырех человек, а значит потребуется ежегодная отправка двух модулей с грузами. Данные модули пристыковываются к базе и после использования запасов образуют дополнительные жилые объемы. Предложенная схема развертывания, обеспечения и расширения базы требует не более 13 пусков тяжелых а не сверхтяжелых! Модули базы самоходные, оборудованы мотор—колесами, что сильно упрощает сборку лунной «первой палатки» и снимает необходимость в срочном создании лунохода—крана для перевозки. База первого этапа включается в себя два жилых модуля с системами жизнеобеспечения и каютами космонавтов, служебный главный командный пост и научный модули, складской модуль с запасами для первого экипажа и отдельный модуль—электростанцию.
Перед строительством базы с помощью унифицированной транспортной системы предлагается осуществить доставку за один пуск спутника связи на окололунную орбиту после развертывания базы связь в ее окрестностях может обеспечиваться с помощью башни—ретранслятора, однако на начальном этапе спутник необходим и легких автоматических луноходов 2—3 шт. Роверы проведут окончательный выбор места развертывания базы, а также установят радио— и световые маяки для формирования сетки координат, которая поможет осуществить точную посадку модулей, заправщиков и пилотируемых кораблей. Для защиты экипажа базы от радиации предлагается использовать вантово—стержневую крышу, которая доставляется на Луну в сложенном состоянии. В дальнейшем на крышу, после ее раскрытия, с помощью грунтомета наносится слой реголита толщиной около метра. Данный вариант предпочтительной «традиционной» засыпки модулей, так как он позволяет обеспечить доступ к внешней поверхности «бочек» и не создает дополнительных сложностей для наращивания базы дополнительные модули просто заезжают под крышу и стыкуются к основному сооружению. Кроме того, при использовании крыши сокращается количество «земляных» работ. В предложении «Луна семь» подробно рассмотрен также негерметичный луноход базы первого этапа, оснащенный отделяемым модулем с челюстным ковшом. Проведены оценки возможности использования одного из модулей базы в качестве герметичного лунохода. Выполнен расчет солнечной электростанции базы: большую часть ее массы составляют аккумуляторные батареи, позволяющие пережить недолгую ночь на «пике вечного света».
Масса аппаратуры на американском зонде составляла всего 32 кг, энергопотребление —— 0. На Земле для приема были использованы четыре телескопа с диаметром зеркала 40 см. Конечно, в случае лунной базы потребуются и резервные каналы связи в радиодиапазоне. Стоимость создания базы «Луна семь» первого экипаж два человека и второго экипаж четыре человека этапов, по предварительной оценке, составит 550 млрд руб. Возможный срок реализации проекта — десять лет от начала принятия решения, из них пять лет — непосредственно развертывание базы и работа экипажей.
Как следствие этого, не было понимания, зачем нужно растить инженерные кадры и уж тем более, зачем им платить большие зарплаты. Не удивлюсь, если для многих чиновников, с 1991 года восседавших в высоких кабинетах, космонавтика вообще являлась чем-то вроде чемодана без ручки. Тащить чемодан надо, хотя бы ради престижа страны, но какой со всего это «выхлоп» — мало кто понимал. Более того, огромное количество чиновников, засевших на всех вертикалях и горизонталях власти, наверняка разделяли мнение незабвенного Егора Тимуровича, вопрошавшего — зачем нам ваши дерьмовые станки читай - ракеты и межпланетные станции? Не из-за такого ли подхода выполнение программы «Луна-25» заняло почти двадцать лет? Можно, конечно, списать все это на недостатки финансирования, но всем хорошо известно, что, например, на всякие помпезные мероприятия типа Чемпионата мира по футболу деньги находились, причем деньги колоссальные. И как результат, задолго до «Луны-25», ещё в 2011 году, прозвенел первый тревожный звонок, когда неудачей закончилась миссия станции «Фобос-Грунт». А ведь помимо этого были и другие, не менее тревожные звоночки. Ради интереса неплохо посмотреть, как идут дела у наших извечных соперников по космической гонке. Хотя говорить об этом в 2023 году уже бессмысленно, ибо ни США, ни Китай Россию соперником давно не считают. Американцы мало того, что успешно совершили мягкую посадку на поверхность — не Луны, а Марса — марсохода Perseverance в 2021 году, так ещё и запустили в полет над Красной планетой беспилотный вертолет Ingenuity. А чуть позже, в том же 2021 году, на Марсе успешно сел и китайский марсоход «Чжужун». И пока китайцы с американцами вовсю обрабатывали информацию, полученную со своих марсоходов, Роскосмос доводил до ума «Луну-25», но, как показали события 20 августа, довести так и не смог, и теперь «Луна-25», вернее, её дорогостоящие обломки, навсегда станут частью лунного пейзажа. В продолжении этой темы неплохо бы посмотреть на своеобразный рейтинг мировых космических достижений за 2023 год. То есть на количество космических запусков, говорящих о том, как интенсивно разные страны осваивают космическое пространство. Лидируют в этом рейтинге США, осуществившие на сегодняшний день 63 запуска, из которых 61 был успешным. Вторым в списке идет Китай с 37 запусками — все успешные. И только на третьем месте с 11 запусками идет Россия. Для сравнения, полвека назад, в 1973 году, СССР совершил 89 космических запусков, а 40 лет назад, в 1983 году — 100, в то время как американцы в 1983 году осуществили 22 запуска.
Следующий шаг на Луну
- Как прошел старт и последующие этапы программы
- Россия планирует доставить на Луну два космических аппарата
- Электромобиль на Луне
- Луноход НАСА через два года отправится на поиски воды на южном полюсе Луны | Техкульт
В 2023 году NASA запустит в космос новый луноход VIPER. Чем он займется?
Догнать и перегнать: за чем летит «Луна-25»? | видео, Тимошенко: на Луне взошел китайский хлопок ― дело за огородом? |
Луноход (космическая программа) — Википедия | Решить данную проблему призвана помочь очередная лунная миссия НАСА в рамках программы «Artemis» («Артемида»), которая доставит на поверхность нашего спутника автономный луноход VIPER. |
Автоматы изучают Луну. Из истории советской лунной программы | В космосе «Луноход-1» полвека назад совершил настоящий научно-технологический прорыв. |
Российская лунная программа: когда и зачем мы полетим на Луну?
Новый луноход прошел испытания на Земле — видео | MAGGIE поможет решить загадку происхождения метана на Марсе [новости науки и космоса]. |
Зачем Россия отправила космическую станцию на Луну и почему это не удавалось сделать 47 лет | ТАСС со ссылкой на представителя Института космических исследований РАН сообщает, что запуск первой в истории РФ лунной программы может произойти в июле 2023 года: тогда планируется вывести на. |
«Луна-25» 2023: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии | "Китайская космическая программа, как и любые другие китайские программы развития ракетной техники, судостроения, они достаточно серьезно закрыты. |
Луноход (космическая программа) — Википедия | Холдинг «Российские космические системы» к 45-летнему юбилею миссии «Лунохода-2» открыл для широкой аудитории отчет о работе систем связи автоматических станций «Луна-21» и «Луноход-2». |
Догнать и перегнать: за чем летит «Луна-25»? | Наука Луноход, который смог: Индия первой в мире успешно посадила космический аппарат на Южном полюсе Луны. |