Новости мастер и маргарита три мира в романе

Три мира на страницах романа «Мастер и Маргарита». Узнайте несколько малоизвестных фактов о легендарном романе Михаила Булкагова "Мастер и Маргарита": скрытые смыслы произведения, прототипы главных и второстепенных героев, почему роман называли пророческим. Три мира на страницах романа «Мастер и Маргарита». За гранями самоцветов, словно случайно, мимоходом брошенных писателями на страницы своих произведений, скрывается порой глубокий смысл, обогащающий сюжет произведения дополнительными нюансами. Три мира «Мастера и Маргариты» соответствую трем родам персонажей, причем представители различных миров формируют своеобразные триады, объединенные функциональным подобием и сходным взаимодействием с персонажами своего ряда. Три мира «Мастера и Маргариты» соответствую трем родам персонажей, причем представители различных миров формируют своеобразные триады, объединенные функциональным подобием и сходным взаимодействием с персонажами своего ряда.

Троемирие романа и его идейно-художественные функц

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» большинство глав посвящено описанию событий, происходящих в Москве. Как мы выяснили, роман «Мастер и Маргарита» имеет несколько планов, композиция его необычна и сложна. Воланд - посланец Тьмы.

Другие сочинения по этому произведению

  • Сочинение. Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Роман "Мастер и Маргарита": что зашифровал Булгаков | Планета КОБ
  • Презентация на тему "Мастер и Маргарита", 10 класс, Литература. Скачать бесплатно
  • Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады

Три мира на страницах романа "Мастер и Маргарита"

Книга Э. Ренана «Жизнь Иисуса» занимает важное место в работе Булгакова над этими сценами. Выписки из нее сохранились в архиве писателя. Помимо хронологических дат, Булгаков подчерпнул оттуда и некоторые исторические детали. Также при работе над романом о Понтии Пилате Булгаков обратился к еще одному сочинению Ренана — «Антихрист», где рассказывается об истории христианства во времена Нерона.

Но ни одна из этих книг не сможет сравниться по ценности информации с трудом британского исследователя, епископа Фредерика Уильяма Феррара «Жизнь Иисуса Христа». Еще одним из важнейших источников при создании ершалаимских сцен являеться Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Именно оттуда Булгаков взял сведения о снаряжении, структуре и вооружении римского войска. Роман очищен от многих недостоверных евангельских событий, а также от некоторых излишних для романа деталей евангельской фабулы.

Писатель сконцентрировал действие своего романа вокруг двух персонажей — Иешуа и Пилата. В ершалаимских сценах «Мастера и Маргариты» гораздо меньше действующих лиц, хотя избранный Булгаковым жанр должен был привести к противоположному. В финале романа мы видим прокуратора «на каменистой безрадостной плоской вершине», одиноко сидящим в тяжелом кресле в этой пустынной гористой местности. Последнее пристанище Пилата в романе - своеобразный аналог окруженного горами глубокого колодца из апокрифической легенды.

Ершалаимские сцены являются наиболее яркой частью романа. Из разнообразных деталей автор создал панораму жизни и быта людей эпохи, далекой от наших дней, придав ей историческую достоверность. Образы, описанные в этих главах, понятны нам и по сей день. Эти сцены заключают в себе философскую линию романа, его наивысшую эстетическую точку.

На страницах романа московские жители и их быт, повседневная жизнь и заботы изображены сатирически. Воланд прилетает для того, чтобы посмотреть, какими стали обитатели Москвы. Для этого он устраивает сеанс черной магии. И буквально забрасывает людей деньгами, одевает в дорогие одежды.

Но не только алчность И жадность присуща им, населяющим столицу. В них живо и милосердие. Достаточно вспомнить эпизод, случившийся на том необычном сеансе, когда ведущему программы Бенгальскому Бегемот срывает голову с плеч. Увидев ведущего без головы, москвичи сразу же просят Воланда вернуть голову Бенгальскому.

Вот как словами Воланда можно охарактеризовать жителей Москвы того времени. Моей натуре оно чуждо, но я ему подвластен». Гете При описании шабаша в «Мастере и Маргарите» Булгаков пользовался множеством литературных источников. В подготовительных материалах к первой редакции сохранились выписки из книги Орлова «Антессер.

Шабашные игрища. Опилки и колокол», а также из статьи «Шабаш ведьм» Энциклопедического словаря. Автор данной статьи указывает, что ведьмы и черти, которые по народным поверьям являются участниками шабаша, произошли от древних языческих богов и богинь, традиционно изображавшейся на борове. А ведь именно так путешествует прислуга Маргариты — Наташа.

Не знаю. Вероятно, ты уложишь [роман] в бюро или в шкаф, где лежат убитые мои пьесы, и иногда будешь вспоминать о нем. Впрочем, мы не знаем нашего будущего. Работа над «Мастером и Маргаритой» заняла 12 лет. Изначально Булгаков видел книгу комической повестью, которая называлась то «Копыто инженера», то «Жонглер с копытом», то «Великий канцлер», то «Князь тьмы», то «Черный маг», то просто «Роман».

Причем в первых вариантах не было ни Мастера, ни Маргариты — их романтическая линия появилась позже. Черновики эти неравноценны: по ним заметно, что вдохновение периодически покидало Булгакова. Но читать их все равно страшно интересно. На страницах он оставлял пометки: «Дописать раньше, чем умереть» и «Помоги, Господи, кончить роман! Но он умер, не закончив книгу.

Тот роман, который мы все знаем многие — буквально наизусть , появился благодаря труду его вдовы Елены Сергеевны, проделавшей большую редакторскую работу. И именно Елена Сергеевна в середине 60-х хитростью подсунула рукопись «Мастера и Маргариты» Константину Симонову, который связываться с книгой не желал. Симонов как раз уезжал на отдых в Венгрию, уже там обнаружил в багаже рукопись, все-таки прочел и через неделю позвонил Елене Сергеевне в слезах со словами «Это гениально! Именно благодаря ему состоялась первая публикация книги в журнале «Москва». Почему Воланд в романе — не дьявол и с кого списали вампиршу Геллу Все знают, что Елена Сергеевна — непосредственный прототип Маргариты, а Мастера Булгаков списал с самого себя.

Но чем он руководствовался, создавая других персонажей? Известно, что он был страстным любителем оперы. Дьявол для него ассоциировался прежде всего с Мефистофелем из оперы Шарля Гуно «Фауст». Естественно, он хорошо знал и шедевр Гете, на котором опера основана — именно оттуда взято имя Воланда Мефистофель во время Вальпургиевой ночи сам себя так называет: «Дворянин Воланд идет! В первых редакциях книги он был более «традиционным» демоном, искусителем и, кстати, носил имя Азазел, а персонаж из его свиты, к которому это имя перешло потом, звался Фиелло.

Но постепенно образ становился все более сложным. Лосев писал: «Важно отметить, что Воланд творит расправы в «красном Ершалаиме» по согласованию с высшими силами света или по указанию : у Булгакова их расстановка строго регламентирована — «силы тьмы» жестко подчинены «силам света». В ранних вариантах романа он носил имя Вельяр Вельярович Воланд, потом — Теодор Воланд, потом Булгаков решил не давать ему первого имени вовсе. Воланд не столько искушает людей, сколько с грустью и иронией наблюдает за ними, наказывая их за проступки. Священник Александр Мень вообще отказывался видеть в нем сатану, он говорил: «Вот пришли некие гости из космоса, из духовного мира какая разница?

Они в маскарадных костюмах, один — под Мефистофеля, другой — под кота, и они провоцируют нас, москвичей, и выявляют нашу пошлость. И даже Воланд, который выступает в маске дьявола, — какой он дьявол? У него нравственные понятия нормальные, он же не Варенуха, не Лиходеев — вот кто дьяволы-то, а он нормальный».

Она крошит материальные ценности, но для Латунского это тяжелый удар, ведь моральных ценностей для него не существует, нажитые блага — все его богатство. В противовес этим безнравственным и циничным героям, равнодушным ко всему, кроме своей карьеры и денег, можно поставить Мастера, человека доброго и честного, ощущающего груз ответственности за свое творчество и за свою любовь.

И конечно же Маргариту, самоотверженно борющуюся за Мастера и его роман, девушку, наделенную высшим чувством ответственности. Она, узнав из-за чего мучается Фрида, на которую обратила внимание во время торжества, берет на себя ответственность за нее и прости прекратить подавать ей платок. И не потому, что ей была очень важна судьба этой женщины, а потому, что Маргарита дала ей надежду и теперь чувствует свою ответственность за нее. Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка... Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду.

Булгаков не зря считал себя учеником Гоголя. В романе «Мастер и Маргарита» мы видим поставленный им диагноз, перекликающийся с названием бессмертной поэмы «Мертвые души». Галерея «мертвых душ» представлена писателем в «закатном романе» с бесспорным мастерством. Может быть, потому кривое зеркало, в котором отображается непреходящая реальность, не имеет целью уродовать святыни — оно в истинном свете отображает души тех, для кого богохульство и глумление над Христом не преступление, не убийство Образа и Подобия в себе. Гоголя — повестью «Портрет», где срабатывает эффект обратной связи творца и творения. Творение выходит из-под власти творца и начинает активно вторгаться в его жизнь. Гоголь ставит проблему ответственности художника за свое творение. Герой произведения художник Чартков прикоснулся ко злу, изобразив «демонски-сокрушительный» взгляд ростовщика, оттого уже не может «писать» добро, так как кистью его водит нечистое чувство, а талант поврежден вторжением темных сил. Мысль Гоголя о назначении искусства и миссии творца, вероятно, находит продолжение в романе «Мастер и Маргарита»: «…талант есть драгоценнейший дар Бога — не погуби его… пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья.

Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу». Несомненно, что талант — дар Божий. В Божественном замысле о человеке ему дарована возможность творить, и творить нечто новое, ибо создан он Творцом по Образу и Подобию. Однако всегда есть великий риск соблазниться теми мыслями, которые, выдавая себя за светлые духовные образы, прельщают и соблазняют душу художника, заглядывающую в мир иной, пытающуюся познать метафизику бытия, ибо не дремлет враг рода человеческого — сатана, начисто лишенный дара творчества. А, если художник не заглядывает в духовные бездны мироздания, в глубины человеческой души, как их познать, да и надо ли вообще их познавать, чтобы не навредить своей душе? Как использовать свой талант по назначению — во благо человечеству и при этом не отвернуться от Творца? Булгакова и находят прямое отражение в его произведениях. Писатель последовательно, меняя героев, время, пространство, обстоятельства, будто бы в продолжении все своей жизни решает одно и то же уравнение с разными неизвестными.

Сквозной нитью через все творчество М. Булгакова проходит проблема творца, не совладавшего со своим творением. Вспомним «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Адама и Еву». Более масштабно эта проблема зазвучит уже в «закатном романе», но именно аллюзии с повестью Гоголя «Портрет» позволяют расставить в нем смысловые акценты точнее. Роман мастера — прикосновение к злу: не для примирения, не для успокоения пришел он в мир — его «соавтором» является Воланд сатана , и так творение выходит из-под власти творца и начинает активно вторгаться в его жизнь. Не эта ли фабула ложится в основу повествования М. Мы можем утверждать, что проблему ответственности за свое творение Булгаков решает однозначно, ибо в каждом из произведений о творцах он демонстрирует чудовищные результаты деяний человеческого разума. Вряд ли роман «Мастер и Маргарита» является исключением и «роман о Понтии Пилате» заслуживает иной оценки писателя. Булгакова найти ключ к творческому завещанию писателя невозможно.

До сих пор некоторые исследователи и видят в романе апологию дьявола, любование мрачной силой, капитуляцию перед миром зла, сатирический памфлет на государство, призывы к творческой свободе художника, симфонию оккультизма. Но также известно мнение выдающегося богослова, владыки Иоанна Шаховского, который вскоре после самой первой публикации «Мастера и Маргариты» в журнале «Москва» в 1966—1967 гг. Однако запечатленное в слове, творение художника живет самостоятельной жизнью, воздействуя на читателя независимо от субъективных намерений автора и продолжая уже в реальной жизни проблему ответственности творца за свое творение, которая владела душой Булгакова на протяжении всей жизни и которая неотвратимо прикоснулась к его судьбе. Не будем отрицать, что для Булгакова дерзкая попытка увидеть мир, человека, взглянуть на Иисуса Христа бесовскими глазами обернулась трагедией духовной поврежденности. Можно также предположить, что образ мастера представляет собой архетип, воплощающий страхи Булгакова-человека, и, прежде всего, его боязнь не устоять перед перверсиями духа, оказаться духовно слабым в противодействии соблазнам. Известно, что роман давался Булгакову довольно мучительно — он продолжал диктовать правку и за две недели до смерти, ослепнув от тяжёлого нефрита. На одной из правок рукописи сохранилась авторская запись: «Господи, помоги мне закончить роман». В архивах писателя хранится записка последней супруги писателя, адресованная кухарке Марфуше. За две недели до смерти мужа Елена Сергеевна подавала на Литургию записки за здравие тяжко болящего Михаила и просила взять просфоры.

Булгаков в своих собственных раздумьях о Боге и Его вмешательстве в жизнь людей очень далеко ушел от искренней и простодушной веры. Пройдя через горнило сомнений и отрицаний, веры в Бога он все же не утратил, но за роман «Мастер и Маргарита» писатель заплатил ценой собственного здоровья как физического, так и духовного. Как ни страшна эта аналогия, но роман Булгакова и смерть Булгакова стоят рядом. Но это и роман о смерти. Страницы его дописывались слабеющей рукой. И заплачено за него было не чарующими часами вдохновения, а жизнью автора. По справедливому замечанию Ф. Искандера, «Мастер и Маргарита» — это «плод отчаяния и выход из отчаяния сильного человека. Это философский итог жизни и это духовное возмездие…в свете вечности…» [9] 5 Что же Булгаков «выплеснул» из себя в роман и через роман — в сознание и душу читателя?

Свою иронию по отношению к людям? Свое еретическое толкование христианства? Болезненное состояние души? Или все-таки покаянное предостережение грядущему поколению и нашему Отечеству в целом о последствиях отречения от Бога? Предположим, что в произведении актуализируется предостережение человечеству о последствиях отречения от Бога. Писатель таким способом постоянно провоцирует читателя на обращение к каноническому тексту Писания. Подобная провокация, безусловно, с натяжками, но напоминает миссионерскую деятельность, цель которой — пропагандировать христианство, обращать людей лицом к Богу. В данном случае перед нами доказательство бытия Бога от противного, парадоксальная художественная провокация, исполненная трагизма, ибо любая художественная версия Евангелия еретичнабез каких-либо оговорок. Трагичность взгляда Булгакова «Мастере и Маргарите» подчеркнута и тем, что злу, воплощенному в образе Воланда сатаны , в романе не противостоит никто.

Нет положительных героев, и даже спасающее вторжение Божьего Промысла бессильно разбудить заблудшие души падших людей, ибо отреклись они от Бога и их жизнь утопает во всепоглощающей пустоте безумия мира сего. И это самое страшное предупреждение Булгакова: все может закончиться трагично, если человек отрекается от Бога, ведь есть такая мера человеческого забвения о Творце и отречения от Него, когда и Небо уже бессильно что-либо изменить в человеческой судьбе. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл называет роман Булгакова «метафизической притчей», то есть, по его мнению, писатель в романе «Мастер и Маргарита» «иносказательно напоминает о христианстве и изуверской сущности атеистической пропаганды, о реальном положении дел в стране» [10]. Булгаков не побоялся явно указать на присутствие темных сил в России, на их манипуляцию сознанием людей, на массовое безумие, в которое они были ввергнуты. Основу авторского замысла произведения Н. Гоголя составляет изображение невидимой брани дьявола за душу человека в соотношении с почти анекдотической видимой, что и составляет событийную канву произведения. Невозможно не увидеть прямую связь фабулы повести «Ночь перед Рождеством» с «закатным романом» Булгакова: о присутствии невидимого мира рядом с беспечными персонажами в обоих произведениях призвана напомнить духовная брань беса с героями. Системы связанных между собой мотивов в обоих произведениях, соединенных в причинно-следственные ряды, обнаруживают несомненное сходство. Однако, в отличие от Фауста, кузнец Вакула не продает душу дьяволу, а наоборот, заставляет черта себе повиноваться, ибо не забывает о всесильном крестном знамении и о Боге, понимает, что любовь Оксаны, «заложив» душу дьяволу, обрести нельзя.

Победа над чертом — это метафизический выбор героя Гоголя. У Булгакова главные герои — мастер и Маргарита — становятся проводниками воли дьявола в обезбоженном мире, возводящем Хулу на Духа Святаго. Оба персонажа: и мастер, и Маргарита — своим метафизическим выбором подписывают себе приговор на вечную смерть, лишаясь спасения своим отречением от Спасителя. Образные, сюжетные и стилевые переклички с творчеством Гоголя в романе Булгакова очевидны. Использован и гоголевский эстетический принцип: чем смешнее, тем страшнее и чем страшнее, тем смешнее. Существуют гипотезы о том, что одной из форм символического бессмертия у Гоголя является смех. Так, в частности, И. Золотусский пишет: «Если человек смертен, человек конечен, человек обречен уничтожению, то смех дан ему на то, чтоб преодолеть свою смертность и, веселясь, заглянуть в бессмертие». Булгаков, думается, становится продолжателем этой традиции.

Обратим внимание на то, что именно «московские главы», в которых бесчинствуют Воланд и его свита, определяются присутствием категории «смеха» как противления страху перед нечистой силой. В романе «Мастер и Маргарита» уже нельзя увидеть следов воздействия одного какого-либо гоголевского произведения. Творчество Булгакова вообще так глубоко погружено в мир Гоголя, что многие из его героев и сама художественная их связь в пределах романа или повести не могут быть поняты вне гоголевского контекста. В 1940 году через несколько месяцев после смерти Булгакова его друг П. Попов писал: «Жизнелюбивый и обуреваемый припадками глубокой меланхолии при мысли о предстоящей кончине, он, уже лишенный зрения, бесстрашно просил ему читать о последних жутких днях и часах Гоголя. Парадоксы «Мастера и Маргариты» начинаются уже с эпиграфа: еще до начала чтения сталкиваемся с предупреждением, что роман напрямую связан с трагедией Гете «Фауст». В эпиграфе к роману спрессован весь метафизический смысл романа, заданы духовные акценты произведения: «…так кто же ты, наконец?

Три мира романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Основной смысл произведения «Мастера и Маргариты» – это борьба добра и зла, о чем говорится и в эпиграфе к роману. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — произведение очень необычное. три времени в романе Библейский мир – «Ершалаимские главы» Современный мир - «Московские главы» Вечный потусторонний мир Три мира «Мастера и Маргарита» имеют не только параллельные структуры персонажей, но и целый ряд. В финале романа все три мира, достаточно четко разграниченные в начале, сливаются воедино.

Третий мир - мистический, фантастический Воланд и его свита.

За решетками Патриарших прудов разбросана по всей Москве сеть разобщенных мест, тоже обнесенных решетками: дом Грибоедова, Варьете, обменный отдел в Торгсине и т. Вокруг филиала Зрелищной комиссии в Ваганьковской улице, благодаря излюбленному булгаковскому приему инверсии, поставлены решетки, которые были на самом деле сняты с окружения дома Пашкова в 1935 году [Алленов 2003а: 347]. Когда ликвидируются ограды вокруг дома Пашкова, одновременно уничтожается и вековой символ «частной Москвы», который был противопоставлен Кремлю, символу официальной, «государственной Москвы». Маргарита, сидя у кремлевских стен за решеткой Александровского сада как «частное лицо», продолжает утверждать «уместность» принципа «частного» рядом с «официальным», «государственным». Ключ от балконной решетки «стащил» Мастер, получив таким образом возможность «частного общения» с Иваном. Подвальчика Мастера в глуши Арбата, который тоже был обнесен забором как знаком «частного пространства», а не разобщения, уже нет, он занят другими людьми. Особняк за чугунными решетками был для Маргариты местом одиночества и ограничений, и она с легким сердцем покидает его. Передел пространства столицы, который к середине 1930-х годов был завершен, детально отпечатывается в тексте и подтексте романа.

Четко обозначаются оба ключевых процесса: десакрализация и деперсонализация пространства Москвы. В результате десакрализации были разрушены и без знака памяти закопаны под землю символы сакральной структуры города. В подтексте романа отмечены «нулевыми морфемами» пустые места разрушенных церквей, связанных с укреплением патриаршества в XVII веке, когда после Смуты был сделан выбор в пользу нового Христианства. Введя в подтекст романа этот пласт русской духовной традиции, автор не претендует на возвращение данного периода, но утверждает императив остаться в пространстве собственной истории ради самопознания и самоидентификации. Однако этот императив действителен только в рамках разума отдельных личностей, «институты» церковь, священные тексты за это не ручаются. Такая позиция видна в подходе к евангельским текстам: булгаковская история о Пилате — это «личный апокриф», а не официальный канон. Храм и церковь выполняют такую же функцию, как и квартира в качестве места «частной жизни»: они являются пространством «частного убеждения».

По этой линии вводится в текст вторая тенденция 1930-х годов: деперсонализация пространства Москвы, в результате которой были уничтожены все физические «приспособления» и символические знаки частной структуры города. Независимые, гордые «горожане» превращаются в подконтрольных «граждан», и все, что раньше представляло границу их частной сферы, обеспечивало защиту и свободный проход между частными единицами заборы и решетки с воротами и калитками, подъезды с подворотнями и лестничными пролетами, городские стены с заставами и т. Каналы общения между гражданами могут быть установлены только высшими инстанциями, авторитетными учреждениями. Разрушена прежняя сеть исторической коммуникации для передачи духовно-культурных традиций, разорвана сеть синхронной коммуникации с возможностью личного общения. Город превращен в пространство «перегородок». Пашков дом в Москве: В. Баженов, А.

Иванов, В. Allenov M. Pashkov dom v Moskve: V. Bazhenov, A. Ivanov, V. Surikov, M. Bulgakov — dialogi na fone Kremlja.

Moscow, 2003. Branson M. Яновской, В. Гудковой, Е. Bulgakov M. Sobranie sochinenij: In 5 vols. Janovskoj, V.

Gudkovoj, E. Moscow, 1992. Лосев; научн. Moscow, 2006. Gudkova V. Zamjatin D. Moscow, 2004.

Историческое пространство русской истории: Территория, природные условия, коммуникации. Будапешт: Russica Pannonica. Kamenskij A. Istoricheskoe prostranstvo russkoj istorii: Territorija, prirodnye uslovija, naselenie, kommunikatsii. Budapest, 2010. Советкое — антисоветское — не-советское? Kiss I.

Sovetkoe — antisovetskoe — ne-sovetskoe? Poiski novoj gosudarstvennosti konets 60-h — 80-e gоdy XX veka. Великий канцлер. Losev V. Velikij kanstler. Moscow, 1922. Petrovskij M.

Saint Petersburg, 2008. Несколько заметок о мифопоэтических структурах у А. Платонова и М.

Иешуа был сжигаем солнцем на столбе — «кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар». Разорванный голубой хитон Иешуа превращается в грязные тряпки, от которых отказались даже палачи — Воланд перед балом «одет в одну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече». Иисуса именуют Мессией, Воланда — мессиром.

А ведь это не только бог войны у индейцев, но и, согласно немецким легендам о докторе Фаусте, первый помощник сатаны. Как и Коровьев — первый помощник Воланда. У этого персонажа, вероятно, был и реальный прототип. Вторая жена писателя, Любовь Белозерская, в своих мемуарах упоминает слесаря-водопроводчика Агеича, мужа их домработницы Маруси. Он часто вспоминал, что в юности был регентом церковного хора и даже начинал петь псалмы. Выпроводить его в таком случае было очень трудно.

Коровьев представляется бывшим регентом и разучивает с сотрудниками филиала Зрелищной комиссии «Славное море священный Байкал... Домашний любимец был огромным и серым , а звали его Флюшка. От его имени писатель иногда оставлял жене записки.

Нечистая сила в «Мастере и Маргарите» обнажает перед нами людские пороки. Тут и черт Коровьев - спившийся забулдыга. Тут и кот Бегемот, очень похожий на человека и временами сам обращающийся в человека, очень похожего на кота.

Тут и хулиган Азазелло с безобразным клыком. Воланд олицетворяет вечность. Он - то вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра. В романе изменен традиционный образ сатаны: это уже не безнравственный, злой, вероломный бес-разрушитель. Нечистая сила появляется в Москве с ревизией. Ее интересует, изменились ли горожане внутренне.

Наблюдая за публикой в Варьете, «профессор черной магии» склоняется к мысли, что по сути ничего не изменилось. Нечистая сила предстает перед нами как злая человеческая воля, являясь орудием наказания, верша козни с подачи людей. Мне Воланд показался справедливым, объективным, и справедливость его проявилась не только в наказании некоторых героев.

Эти темы переплетаются между собой также как добро и зло переплетаются в мире и в каждом человеке. Они зависят друг от друга, одного не может существовать без другого. Маргарита идет на союз с Дьяволом прекрасно понимая, что она делает. Но соглашается на сделку она из благих намерений — ради счастья Мастера и ради того, чтобы быть рядом с ним. Булгаков напоминает о том, что добро и зло существуют неотделимо друг от друга даже в самой чистой и светлой любви.

Тема творчества Через любовь проходит и тема творчества в романе. Только любовь позволяет истинному таланту верить в свои силы. Без поддержки Маргариты роман не вышел бы таким прекрасным. А там, где нет настоящего творчества и любви нет. Люди, живущие и работающие «по заказу» заняты лишь квартирным вопросом и настоящая любовь чужда для них. Получается, что и творчество напрямую связано с любовью, хотя роман Мастера вовсе не о любовных похождениях. Он раскрывает тему справедливости, тему выбора между долгом и карьерой. Но так или иначе любовь не только между мужчиной и женщиной вершит великие дела.

Иешуа любит весь мир и принимает его таким, какой он есть. И это тоже любовь. Таким образом, основная идея романа «Мастер и Маргарита» заключается в том, что любовь способна преодолеть все преграды и если она является настоящим и великим чувством, может привести к истинному счастью даже через множество препятствий. Добро и зло сочетаются в любом из нас, но каждый сам решает, по каким принципам ему жить. В романе Булгакова переплетается множество тем. Он поднимает вопросы о любви и ненависти, о связи добра и зла, о творчестве и идеях, о грехе и святости. Через непривычные образы Иисуса и Дьявола, автор пытается сказать о неразделимости добра и зла, но все же любовь способна победить все. Борьба добра и зла Роман чрезвычайно многогранен и интересен, хотя его композиция довольно сложна для восприятия.

Но в этом и его прелесть — автор как бы протягивает незримую нить между прошлым и настоящим, заставляем нас задуматься о вечном и ведет за собой в будущее… Одной из вечных тем, остающихся актуальными в течение многих столетий, является тема добра и зла. Мне кажется, что само понятие добро и зло возникли сразу, если не раньше того, как появился человек. Поэтому нет необходимости говорить о актуальности этой темы — она была актуальна всегда и будет актуальна до тех пор, пока не поколеблются сами основы мира. Тема добра и зла привлекла его своей глубиной, вечностью, всеохватностью, поэтому он уделил ей большое внимание в своем романе. Изначально понятия добра и зла рассматривались не как производные от воли человека. Но Булгаков опроверг эту мысль и открыл нам в своем романе одну из важнейших истин человечества: предание забвению добра неизбежно вызывает к жизни зло, они как свет и тень неразделимы. В романе «Мастер и Маргарита» две главные силы добра и зла, которые, по Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в образах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима, и Воланда. По-видимому, Булгаков чтобы показать, что добро и зло существуют вне времени и тысячелетиями люди живут по их законам, поместил Иешуа в начало нового времени, в вымышленный шедевр Мастера, а Воланда как вершителя жестокого правосудия - в Москву 30-х годов.

Последний пришел на Землю, чтобы восстановить гармонию там, где она была нарушена в пользу зла, которое включало в себя ложь, глупость, лицемерие и, наконец, предательство, заполонившие Москву. Как добро и зло, Иешуа и Воланд внутренне взаимосвязаны и, противоборствуя, не могут обходиться друг без друга. Эта взаимосвязь в романе выражается в описаниях обоих персонажей - автор делает акцент на одни и те же вещи. Воланд «по виду - лет сорока с лишним», а Иешуа - двадцати семи; «под левым глазом у человека был большой синяк... Серый берет он лихо заломил на ухо... Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба... И, наконец, Воланд открыто заявлял, что он полиглот, а Иешуа, хоть и не говорил этого, но кроме арамейского языка знал еще греческий и латынь. Но наиболее полно взаимодополняемость добра и зла раскрывается в словах Воланда, обращенных к Левию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия «духу зла и повелителю теней»: «Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла.

Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп». Как появляется Воланд? На Патриарших прудах он предстает перед Берлиозом и Иваном Бездомным, представителями советской литературы, которые, сидя на скамейке, вновь, девятнадцать веков спустя, судят Христа и отрицают его божественность и само его существование.

Воланд же пытается убедить их в существовании Бога и дьявола. Так опять же открывается некая связь между ними: дьявол то есть Воланд существует, потому что Христос есть в романе - Иешуа Га-Ноцри , и отрицать его - значит отрицать свое существование.

Содержание

  • Метафизика бытия в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Краткий анализ, смысл и суть романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Мастер и маргарита современный мир. Три мира в романе "мастер и маргарита" - сочинение
  • Метафизика бытия в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Три мира романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • О ком и о чём роман Булгакова Мастер и Маргарита

Оформление работы

  • Три мира на страницах романа "Мастер и Маргарита"
  • Оформление работы
  • Мастер и маргарита современный мир. Три мира в романе "мастер и маргарита" - сочинение
  • Похожие работы
  • Похожие презентации
  • О ком и о чём роман Булгакова Мастер и Маргарита

Мистика и реальность в произведении М.

Борьба за возвращение к метафизике так далеко уводит от нее, что повестку дня современности определяет не заветное «избавление от лукавого», а так называемый «экзорцизм наоборот». Булгакова, где главный герой — сам дьявол, притягивает читателей именно инфернальностью, и тем трагичней, что до сих пор ясность понимания авторского замысла будто бы ускользает, вступая в мистическую игру с читателем, отдавая при этом дань взаимоисключающим интерпретациям произведения. Для М. Булгакова роман «Мастер и Маргарита» был своеобразным творческим итогом, «завещанием», оттого так важно «дойти до самой сути» писательской мысли. Уже в 1 главе «На Патриарших» сформулирован главный экзистенциальный вопрос романа — о бытии Бога, а также о соотношении функций Бога и дьявола в космическом миропорядке. Однако путь к постижению Бога не Иешуа-Га-Ноцри!

О большем я уж вас и не прошу» [5]. И здесь мы наблюдаем прием булгаковского доказательства от противного, то есть косвенное доказательство бытия Бога, при котором истинность тезиса обосновывается не прямо, с помощью аргументов, а посредством антитезиса — положения, противоречащего тезису. Принцип этого доказательства от противного: «Пусть Бога нет, но тогда во всем, что происходит, возникает необъяснимое трагическое противоречие. Следовательно, Бог есть, так как если Бог есть, то противоречие в метафизике бытия объяснимо и разрешается». Доказательство от противного — это еще и трагическая судьба проектов и, как правило, собственной жизни и судьбы богоотступников и атеистов, что, собственно, мы и видим в романе Булгакова.

Вряд ли случайно автор ставит своих героев перед вечными проблемами бытия, заставляя размышлять о смысле и цели существования, об истинных и мнимых ценностях, о законах жизни и смерти, о первоначальной природе реальности, то есть о метафизике бытия. Отметим, что метафизика всегда была учением о высшем бытии, о Боге и трансцендентальной реальности. Отсюда сверхзадача, которую ставит перед собой создатель «Мастера и Маргариты», — раскрытие внутренних бездн, которые таятся в душе человека. Вопрос усложняется еще и тем, что метафизическое знание обращено не только к той реальности, в которой мы действуем и живем, но и к той, которая находится за пределами нашего опыта и даже за пределами самой природы мира и человека. Изображая метафизическое пространство, в котором главной категорией становится душа человека, М.

Булгаков талантливо развенчивает утвердившийся в ХХ веке миф о том, что творцом истории и своей судьбы является сам человек. А поскольку писатель посягнул на вопросы, имеющие прямое отношение к метафизической, самой глубокой и потаённой сфере человеческой жизни — к вере в Христа, он не мог утаить собственного к ней отношения. И здесь мотив, сподвигнувший писателя к замыслу романа, не менее важен, чем результат воплощения авторского замысла. Лихачев утверждал, что после «Мастера и Маргариты» по крайней мере, в бытии дьявола сомневаться нельзя. Казалось бы, туман должен рассеяться, однако не все так просто обстоит с читательским восприятием «закатного романа» Булгакова.

Писатель настойчиво сталкивает нас с результатами богоотступничества, ведь «что посеет человек, то и пожнет» [Галатам 6:7]. Так мы видим в финале романа, как мастер и Маргарита попадают в ад, ибо не заслужили света, осязаем лейтмотив возмездия за богоотступничество уже в 1 главе в момент предсказанной Воландом смерти Берлиоза. Мы осознаем цену человеческой расплаты за Хулу на Духа Святаго, когда сам Воланд возвращает рукопись мастеру, трагически осознавшему смысл своего творения в соавторстве с дьяволом и испытывающему ужас от содеянного, отчего герой и сжигает рукопись. Именно мастер угадывает, с кем встретились Берлиоз и Иван Бездомный на Патриарших: «Вчера на Патриарших прудах вы встретились с сатаной», «я уже стал догадываться, с кем вы вчера имели удовольствие беседовать», «Воланд может запорошить глаза и человеку похитрее» глава 13, «Явление героя» [5]. Но если мастер знает о Воланде и его уловках, то такое знание пришло к нему не беспричинно — это, безусловно, метафизический опыт героя.

И бессмертная фраза: «Рукописи не горят! Истинный автор романа — Воланд, потому в его власти возродить свой роман из пепла. Мастер — лишь ретранслятор воли Воланда при помощи Маргариты. Отметим, что и феномен пары «мастер — Маргарита» трагически парадоксален: не будь мастер автором романа о Понтии Пилате, то есть анти-евангелия, он не был бы интересен Маргарите. Связывает любовников только «творение» под бдящим оком сатаны, потому и не было в помине никакой жертвенной всепоглощающей любви Маргариты: герои «повязаны» страшным грехом, и оба они во власти Воланда, ибо нет в них жажды покаяния и жажды Бога.

Это их свободный выбор, трагическое волеизъявление, акт богоотступничества и, как следствие, — факт «богооставленности» героев «того и Сын Человеческий отречется» [Матф. Священник доказал, что материя, которую считают главной реальностью мироздания, при световых скоростях оказывается нулевой, мнимой, а мнимости потустороннего мира обретают истинную реальность. Оставаясь в пределах физики, геометрии и космологии, Флоренский утвердил подлинность мистического христианского опыта с научной точки зрения. По теории Флоренского, весь материальный мир есть такая плоскость, благодаря которой мы прозреваем вечность, подобно тому и иконостас не преграда между алтарем и молящимися, а окно в другой мир. Следовательно, материя — это единственная возможность земным зрением увидеть мир небесный [2].

Для Булгакова несомненна реальность потустороннего мира, и, вероятно, писатель вслед за Павлом Флоренским в стране воинствующего атеизма и материализма предпринимает попытку утвердить подлинность мистического опыта художественными средствами. Так была названа одна из глав романа уже в черновиках 1937 года [4]. Кощунственной богоборческой пропаганде, развернувшейся в стране в 1930-х годах, М. Но у него была цель — хотя бы таким способом назвать все своими именами, чтобы поставить невежественного в духовных вопросах читателя лицом к лицу с трансцендентальной реальностью, ведь «молчанием предается Бог». Однако при этом свет в романе остается за кадром, потому как его не заслужили ни герои романа, ни страна, в которой они живут.

Об отношении Булгакова к воинствующему атеизму говорит уже тот факт, что, когда в «Правде», главной газете страны, появился «Новый завет» без изъяна евангелиста Демьяна», вышедший из-под пера Демьяна Бедного, Михаил Афанасьевич назвал это событие преступлением. Был с М [ишей] С [тоновым], и он очаровал меня с первых же шагов. Нет, не бьют растерянно. В редакции сидит неимоверная сволочь… когда я бегло проглядел дома вечером номера «Безбожника», был потрясен… Соль в идее: Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно его. Нетрудно понять, чья это работа.

Этому преступлению нет цены». Булгаков не зря считал себя учеником Гоголя. В романе «Мастер и Маргарита» мы видим поставленный им диагноз, перекликающийся с названием бессмертной поэмы «Мертвые души». Галерея «мертвых душ» представлена писателем в «закатном романе» с бесспорным мастерством. Может быть, потому кривое зеркало, в котором отображается непреходящая реальность, не имеет целью уродовать святыни — оно в истинном свете отображает души тех, для кого богохульство и глумление над Христом не преступление, не убийство Образа и Подобия в себе.

Гоголя — повестью «Портрет», где срабатывает эффект обратной связи творца и творения. Творение выходит из-под власти творца и начинает активно вторгаться в его жизнь. Гоголь ставит проблему ответственности художника за свое творение. Герой произведения художник Чартков прикоснулся ко злу, изобразив «демонски-сокрушительный» взгляд ростовщика, оттого уже не может «писать» добро, так как кистью его водит нечистое чувство, а талант поврежден вторжением темных сил. Мысль Гоголя о назначении искусства и миссии творца, вероятно, находит продолжение в романе «Мастер и Маргарита»: «…талант есть драгоценнейший дар Бога — не погуби его… пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья.

Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу». Несомненно, что талант — дар Божий. В Божественном замысле о человеке ему дарована возможность творить, и творить нечто новое, ибо создан он Творцом по Образу и Подобию. Однако всегда есть великий риск соблазниться теми мыслями, которые, выдавая себя за светлые духовные образы, прельщают и соблазняют душу художника, заглядывающую в мир иной, пытающуюся познать метафизику бытия, ибо не дремлет враг рода человеческого — сатана, начисто лишенный дара творчества.

А, если художник не заглядывает в духовные бездны мироздания, в глубины человеческой души, как их познать, да и надо ли вообще их познавать, чтобы не навредить своей душе? Как использовать свой талант по назначению — во благо человечеству и при этом не отвернуться от Творца? Булгакова и находят прямое отражение в его произведениях. Писатель последовательно, меняя героев, время, пространство, обстоятельства, будто бы в продолжении все своей жизни решает одно и то же уравнение с разными неизвестными. Сквозной нитью через все творчество М.

Булгакова проходит проблема творца, не совладавшего со своим творением. Вспомним «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Адама и Еву». Более масштабно эта проблема зазвучит уже в «закатном романе», но именно аллюзии с повестью Гоголя «Портрет» позволяют расставить в нем смысловые акценты точнее. Роман мастера — прикосновение к злу: не для примирения, не для успокоения пришел он в мир — его «соавтором» является Воланд сатана , и так творение выходит из-под власти творца и начинает активно вторгаться в его жизнь. Не эта ли фабула ложится в основу повествования М.

Мы можем утверждать, что проблему ответственности за свое творение Булгаков решает однозначно, ибо в каждом из произведений о творцах он демонстрирует чудовищные результаты деяний человеческого разума. Вряд ли роман «Мастер и Маргарита» является исключением и «роман о Понтии Пилате» заслуживает иной оценки писателя. Булгакова найти ключ к творческому завещанию писателя невозможно. До сих пор некоторые исследователи и видят в романе апологию дьявола, любование мрачной силой, капитуляцию перед миром зла, сатирический памфлет на государство, призывы к творческой свободе художника, симфонию оккультизма. Но также известно мнение выдающегося богослова, владыки Иоанна Шаховского, который вскоре после самой первой публикации «Мастера и Маргариты» в журнале «Москва» в 1966—1967 гг.

Однако запечатленное в слове, творение художника живет самостоятельной жизнью, воздействуя на читателя независимо от субъективных намерений автора и продолжая уже в реальной жизни проблему ответственности творца за свое творение, которая владела душой Булгакова на протяжении всей жизни и которая неотвратимо прикоснулась к его судьбе. Не будем отрицать, что для Булгакова дерзкая попытка увидеть мир, человека, взглянуть на Иисуса Христа бесовскими глазами обернулась трагедией духовной поврежденности. Можно также предположить, что образ мастера представляет собой архетип, воплощающий страхи Булгакова-человека, и, прежде всего, его боязнь не устоять перед перверсиями духа, оказаться духовно слабым в противодействии соблазнам.

Потому что в эту комнату прокралось милосердие. После пресловутого бала Маргарита просит у Воланда не за себя, а за убийцу ребенка Фриду. Оказывается, даже человеческая любовь способна противостоять действию духовного зла в этом мире. Но трагедия мира, в который пришел Воланд, в том, что там вообще нет храмов, нет пространства для действия Бога. Свято место пусто не бывает. За время написания романа в столице был взорван храм Христа Спасителя. Для Булгакова этот храм был доминантой Москвы.

Отсюда понятно, почему эпизод с буфетчиком в черновиках писателя имел продолжение. Буфетчик понял, с кем он столкнулся и побежал в церковь. Там он встретил обновленческого священника, который превратил храм в аукцион, где продает какие-то вещи. И после этого у буфетчика опускаются руки, ему некуда больше бежать. Наверное, близка акимовской трактовке мысль о том, что Воланд — это обезьяна, стремящаяся подменить собой Творца, которая пародирует Страшный суд, пытаясь воздать «всем сестрам по серьгам». А обезьяна не имеет личности, это всегда некая маска, за которой отсутствует содержание. Но я думаю, что проблема скорее даже не в этом, не в том, каков мир зла. По большому счету, нам это не очень важно. Нам достаточно знать, что зло есть, оно реально действует в мире, и что мы должны с ним бороться. У Иосифа Бродского есть такие строки: «зло существует, чтобы с ним бороться, а не взвешивать на коромысле» «Речь о пролитом молоке».

Думаю, что этого вполне достаточно. Поэтому мне кажется, что смысловой фокус романа не в том, что там были выведены бесы, учинившие свой бал, а в том, что им уподобились люди, представляющие собой интеллигенцию красной Москвы. Богоотступники — это не только те люди, что орали Понтию Пилату: «Распни Его! Булгаковеды раскопали, что был такой американский композитор Юманс Винсент, который создал кощунственный фокстрот, пародию на мессу. И этот мотив в романе «Мастер и Маргарита» не случаен. Развлекаться под него — значит предавать Христа. Внимательный читатель обратит внимание на то, что каждому вторжению бесов предшествует сознательное или бессознательное богоотречение — внутреннее желание встретиться с бесами, чертыхание или кощунственные танцы. Там, где человек прямо или косвенно призывает бесовскую силу, она не замедлит явиться. Фокстрот звучит даже в квартире профессора по раковым болезням, куда приходит буфетчик. Не случайно тот же самый фокстрот «Аллилуйя» выплясывает нечисть на балу у сатаны.

В этом смысле интересен еще один аспект романа — попытка осмыслить значение слова в человеческой жизни. Оказывается, рукописи не горят, а слова имеют вес. То, что человек думает в глубине души об этом мире и спасении, самым непосредственным образом влияет на его жизнь. Человек поиграл, поэкспериментировал со смыслом Нового Завета, и вдруг изменился реальный мир, все перевернулось — зло вторгается в жизнь Мастера, и ему некуда идти. Эпиграф к роману взят из «Фауста» Гете: «Я часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо». Конечно, это ложь: ничего доброго зло не совершает. Но этот эпиграф отсылает нас к самому началу гениальной книги Гете. Там происходит следующее: Фауст, человек эпохи Просвещения, сидит у себя в комнате и переписывает Евангелие от Иоанна, меняя там слова. Казалось бы, пустяк, но когда Фауст вместо евангельского: «В начале было Слово», пишет: «В начале было дело», черный пудель, которого он привел домой с прогулки, раздувается в Мефистофеля, и после этого начинается трагедия Фауста. Родченко «Трамвай на Сухаревском бульваре», 1928 г.

У Булгакова этот эпиграф не случаен: завязка «Мастера и Маргариты» подобна завязке «Фауста». Сидят атеисты и рассуждают, как им расцерковить Русь. Один из них — редактор безбожного журнала Берлиоз, другой — поэт Бездомный. И вот тут-то к ним присоединяется дьявол, предлагая свою версию Евангелия. Причем, его богоборчество тоньше и страшнее пролетарской злобы Бездомного и интеллигентского скепсиса Берлиоза. Воланд не отрицает существования Иисуса из Назарета, но перетолковывает Его образ так, что в этом Иешуа Га-Ноцри нет спасения. Размывая контуры Евангелия, Воланд вербует своих приверженцев. В этом смысле Булгаков вышел за пределы воинствующего атеизма и заглянул уже в реальность Апокалипсиса. Обессоленное и очень популярное «христианство» последних времен, в котором нет спасения, поскольку оно сведено к голому морализаторству и пацифизму, в котором нет места Церкви, то есть таинственному общению с Богом, воплотившимся и вочеловечившимся, уступает место дьяволопоклонству. Как понимал сам Булгаков тот вечный покой, в котором оказались после смерти души Мастера и Маргариты?

И вообще, как оценивал автор нравственное состояние Мастера? Мне близка позиция религиоведа, доктора наук, Андрея Борисовича Зубова.

Ночной мир оказывается одним из определяющих элементов эстетики иррационального у Булгакова. И, выстраивая его, он следует за Гёте и Гоголем. Злонамеренность, гротесковая отвратительность, связь с категориями страха, греха по преимуществу соотносятся с Гёте, карнавально-смеховое видение инфернального отсылает нас к Гоголю. Примечания 1. Зарецкая Н. Флоренский П. Иконостас [Электронный ресурс].

Булгаков М. Собрание сочинений в 10 т. Мастер и Маргарита. Иоганн Вольфганг Гете. Фауст пер. Холодковский [Электронный ресурс]. Там же. Гоголь Н.

Это и верховный языческий бог — Вотан у древних германцев Один — у скандинавов , великий «маг» и масон граф Калиостро, который помнил события тысячелетнего прошлого, предсказывал будущее, и имел с Воландом портретное сходство. А еще это «темная лошадка» Воланд из «Фауста» Гете, который упоминается в произведении лишь однажды, в эпизоде, который упустили в русском переводе. Между прочим, в Германии черта называли именно «Фаланд». Помните эпизод из романа, когда служащие не могут вспомнить имя мага: «Может быть, Фаланд? Свита Сатаны Как человек не может существовать без тени, так и Воланд — не Воланд без своей свиты. Азазелло, Бегемот и Коровьев-Фагот — это инструменты дьявольского правосудия, самые яркие герои романа, за спиной у которых отнюдь не однозначное прошлое. Возьмем, например, Азазелло — «демона безводной пустыни, демона-убийцу». Этот образ Булгаков позаимствовал из ветхозаветных книг, где так зовут падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря ему, женщины освоили «блудливое искусство» раскрашивать лицо. Поэтому, именно Азазелло дает крем Маргарите, толкает ее на «темную дорожку». В романе это правая рука Воланда, исполняющая «черную работу». Он убивает барона Майгеля, отравляет влюбленных. Его суть — бестелесное, абсолютное зло в чистом виде. Коровьев-Фагот — единственный человек в свите Воланда. До конца не ясно, кто стал его прототипом, но исследователи возводят его корни к ацтецкому богу Вицлипуцли, имя которого упоминается в разговоре Берлиоза с Бездомным. Это — бог войны, которому приносили жертвы, а по легендам о докторе Фаусте — дух ада и первый помощник сатаны. Бегемот — кот-оборотень и любимый шут Воланда, чей образ происходит из легенд о демоне обжорства и мифологическом звере ветхого завета. В исследовании И. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях», которое было явно знакомо Булгакову, упоминалось морское чудовище Бегемот, вместе с Левиафаном обитающее в невидимой пустыне «на востоке от сада, где жили избранные и праведные».

Троемирие романа и его идейно-художественные функц

Три мира “Мастера и Маргариты” соответствуют трем родам персонажей, причем представители различных миров формируют своеобразные триады, объединенные функциональным подобием и сходным взаимодействием с персонажами своего ряда. Три мира «Мастера и Маргариты» соответствуют трём группам персонажей, причём представители разных миров образуют своеобразные триады. В финале романа все три мира, достаточно четко разграниченные в начале, сливаются воедино.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий