Новости посол ссср в германии в 1941

Ночью 22 июня 1941 года рейхсминистр Риббентроп вызвал чрезвычайного и полномочного посла СССР в Германии зова и зачитал меморандум Гитлера о том, что Советский Союз представляет угрозу для Германии. Советский Союз обязался компенсировать союзникам поставки вооружения сырьем для военного производства. Посол СССР в Великобритании Майский И.М., генерал-лейтенант Голиков Ф.И. и контр-адмирал Харламов Н.М. Лондон, 1941 г.

Как эвакуировали советское посольство из Германии

Последующий научный коллоквиум был посвящен теме «Российская революция 1917 года». На следующий день коллоквиум был продолжен с дальнейшими тематическими лекциями и дискуссиями по различным аспектам Российской революции. При этом, наряду с отдельными вопросами революционного процесса в самой России, ученые рассмотрели влияние поворотных событий на Германию, а также на государства как Франция, Великобритания и Италия. Программа коллоквиума; Телерепортаж федерального культурного канала «Россия К» от 6 июля 2017 г. Чубарьян, Хорст Мёллер ред. В центре обсуждения находился проект «СССР и два немецких государства с 1949 по 1955 г.

Еще одной важной темой стало планирование ежегодного научного коллоквиума «Русская революция в 1917 году», который пройдет в июле в Москве. Кроме того, на заседании были представлены два новых члена Комиссии. Другим новым участником с российской стороны стала Надежда Баринова, которая в качестве нового директора Историко-документального департамента МИД РФ явилась преемником Александра Кузнецова также и в Комиссии. Проведение рабочих совещаний между ежегодными заседаниями утвердилось как новый формат и свидетельствует об интенсификации работы Комиссии. Chruschtschows Westpolitik 1955 bis 1964 - опубликован последний том сборника документов Политика в отношении Запада в эпоху Хрущева в 1955-1964 гг.

Gerhard Wettig Hrsg. Это было уже 19 пленарное заседание Комиссии, которая находится в своем четвертом сроке полномочий 2015—2020. В беседе с «Немецкой волной» председатель с российской стороны Александр Чубарьян отметил: «Особенно я горжусь тем, что за все эти годы комиссия ни разу не прерывала свою работу. И мне кажется, наша комиссия выполнила две свои главные функции: во-первых, она создала площадку для диалога. Во-вторых, мы за все эти годы ни разу не избегали обсуждения острых сюжетов".

Немецкий сопредседатель комиссии Андреас Виршинг подчеркнул: «Не секрет, общий климат отношений между Россией и Германией в последние два-три года резко охладился. Но наша задача: сохранить научные связи и личные контакты между профессиональными сообществами двух стран как раз вопреки политической ситуации». На следующий день прошел научный коллоквиум на тему «Общество в Германии и Советском Союзе в первое послевоенное десятилетие». Потсдам на трех подиумах были обсуждены следующие вопросы: социальные и демографические последствия войны; кризис системы снабжения населения продовольствием и потребительскими товарами после войны; изменение гендерного соотношения в послевоенном обществе программа. Чубарьян: «В конструктивной и дружеской форме» В беседе с « Российской Газетой » сопредседатель с российской стороны, акадимик Александр Чубарьян, рассказывает о работе и проектах Российско-германской совместной Комиссии историков.

В частности, он указывает на ежегодные заседания и коллоквиумы, а также на предложение немецкой стороны проводить дополнительные рабочие встречи. Дальнейшие темы интервью — масштабный документальный проект « Германия и Советский Союз: 1933—1941. Документы из российских и немецких архивов», а также доступ к немецким и российским архивам для историков обеих стран. Что касается спорных воросов, как например оценка пакта Молотова-Риббентропа, русские ученые по словам Чубарьяна «открыты для диалога». Актуальную политическую ситуацию он комментирует следующими словами: «На контакты между российскими и германскими учеными по историческим сюжетам не влияют никакие политические ветры за окном».

Появился шестой том «Сообщений» Хорст Мёллер, А. Чубарьян ред. Йохен Лауфер, с его ясным видением событий и его возрастом «между», был создан для того, чтобы однажды запечатлеть на бумаге свой собственный опыт времени перелома.

Немецкие власти пообещали ускорить отправку всех советских людей из Германии, и 2 июля все было готово к эвакуации. На сборный пункт были доставлены и все арестованные советские граждане. Долгая дорога домой Предварительно была договоренность, что обмен будет произведен на турецко-советской границе, но в последний момент немцы решили осуществить эту процедуру на югославско-болгарской границе. Проблему смогли решить шведские представители, которые сопровождали дипломатические миссии. Они вынудили немцев выполнить прежние договоренности. Два эшелона были отправлены из Берлина.

Маршрут пролегал через Чехословакию, Югославию и Болгарию в Турцию. В каждом купе было размещено по 8-10 человек. Сидячих мест не хватало, питание было ужасного качества. То, что было закуплено в Берлине, разграбили гестаповцы. В дороге продавали советские папиросы в 10-15 раз дороже. На всем протяжении пути был установлен жестокий полицейский режим, и хотя поезда двигались медленно, с остановками на день или два, выходить из вагонов не разрешалось. В городах Югославии, Болгарии поезда загонялись в тупики, чтобы изолировать советских дипломатов от встреч с местным населением, которое выражало советским людям свою поддержку. В дороге гестаповцы устраивали многочисленные провокации, распространяли всевозможные ложные слухи.

Молотов сообщил, что агреман на Криппса был запрошен, причем английский поверенный в делах СССР ссылался на то, что Криппс является членом парламента, а поэтому ему предназначается специальная миссия. На этот запрос тов. Молотов ответил в соответствии с сообщением ТАСС по этому вопросу: если Англия хочет иметь своего посла в Советском Союзе, то она может иметь такового, и если Криппс не может быть послом без оговорки о специальных полномочиях, то пусть будет послом кто-либо другой. Англия ведет враждебную политику против СССР, но мы не можем отказать ей в праве иметь посла без специальной миссии. Шуленбург заявил: он вполне понимает, что СССР, как нейтральная страна, может иметь английского посла. Заверенная копия. Здесь перепечатывается из сборника документов: 1941-й год.

Их пригласили в кабинет к Ребентропу и сообщили что СССР представляет угрозу для Германии и войска оной полтора часа назад пересекли границу с Советским Союзом. Посол встал, сказал что они об этом пожалеют и им всем наступит здец, и не пожимая руку пошёл на выход.

Как Германия объявила войну СССР

Ребентроп догнал переводчика и на ушко шёпотом сказал что он и так в курсе что им всем здец, он был против войны но Гитлер его не послушал, так что замолвите товарищу Сталину что Ребентроп не при делах и был против.

Гюнтер Кристиан 1885 -1966 - в 1939-1945 гг. Ассарссон вручил т. Лозовскому 27 июня 1941 г. Шведская миссия в Берлине сообщила следующее относительно эвакуации дипломатического и консульского персонала, а также торговых представителей, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, Союза Советских Социалистических Республик: Дипломатический и консульский персонал, а также торговые представители, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью, имеющие свое постоянное место пребывания в Берлине, находятся все в посольстве Союза Советских Социалистических Республик в Берлине. Консульский персонал из Парижа и Кёнигсберга также находятся в посольстве в Берлине.

Во время вручения верительных грамот президенту Камачо Уманский извинился, что он произнес свою речь на английском языке, но обещал, что через четыре месяца будет говорить по-испански.

Спустя три месяца он превосходно говорил и на этом языке. Одним из его первых шагов в Мексике стала пресс-конференция, на которой посол рассказал о борьбе Советского Союза, героизме его воинов, о необходимости скорейшего открытия второго фронта. Следующим важным шагом стало налаживание дружественных контактов с самыми широкими кругами мексиканского общества. Среди тех, с кем он близко познакомился, были президент страны Камачо, министр иностранных дел Падилья, министр морского флота Хара, министр просвещения Бодет, руководитель мексиканских профсоюзов Толедано, многочисленные деятели культуры. Композитору Чавесу он вручил партитуру Седьмой симфонии Шостаковича. По утрам Уманского часто можно было видеть в парке Чапультепек верхом на лошади вместе с начальником генштаба мексиканской армии. Человек исключительно коммуникабельный, не боявшийся никакой аудитории, Уманский стремился использовать каждый подходящий случай, чтобы рассказать об СССР, его политике, Красной Армии.

Он выступал буквально везде: в мексиканском парламенте, по радио, на митингах, в рабочих и аристократических клубах. Его часто видели на бое быков. К концу 1944 г. Обе страны намеревались значительно расширить свои связи уже в послевоенный период, и, видимо, не случайно Сталин дважды в годы войны принимал в Кремле посла Мексики из СССР Кинтанилью. Отношения Уманского с мексиканским руководством носили такой же дружественный характер. Впрочем, не забывали его и в США.

После предъявления ультима- тума от 15 июня Советский Союз, не уведомив об этом правительство рейха, за- нял всю Литву, т.

Позднее последовало обращение к Германии по этому вопросу, и после трудных перего- воров, пойдя еще на одну дружественную уступку, правительство рейха отдало Советскому Союзу и эту часть Литвы. Затем таким же способом, в нарушение за- ключенных с этими государствами договоров о помощи, были оккупированы Лат- вия и Эстония. Таким образом, вся Прибалтика вопреки категорическим завере- ниям Москвы была большевизирована и спустя несколько недель после оккупа- ции сразу аннексирована. Одновременно с аннексией последовало сосредоточе- ние первых крупных сил Красной Армии во всем северном секторе плацдарма Со- ветской России против Европы. Между прочим, Советское правительство в одностороннем порядке расторгло экономические соглашения Германии с этими государствами, хотя по московским договоренностям этим соглашениям не должен был бы наноситься ущерб. По вопросу о разграничении сфер влияния на территории бывшего Польского государства московскими договорами было ясно согласовано, что о границах сфер влияния не будет вестись никакая политическая агитация, а деятельность обеих оккупационных властей ограничится исключительно лишь вопросами мир- ного строительства на этих территориях. У правительства рейха имеются неопро- вержимые доказательства того, что, несмотря на эти соглашения, Советский Союз сразу же после занятия этой территории не только разрешил анти германскую агитацию в польском генерал-губернаторстве, но и одновременно поддержал ее большевистской пропагандой в губернаторстве.

Сразу же после оккупации и на эти территории были переброшены крупные русские гарнизоны. В то время как германская армия на Западе вела боевые действия против Франции и Англии, последовал удар Советского Союза на Балканах. Тогда как на московских переговорах Советское правительство заявило, что никогда в одно- стороннем порядке не будет решать бессарабский вопрос, правительство рейха 24 июня 1940 года получило сообщение Советского правительства о том, что оно полно решимости силой решить бессарабский вопрос. Одновременно сообща- лось, что советские притязания распространяются и на Буковину, т. Герман- ский посол в Москве заявил Советскому правительству, что его решение является для правительства рейха совершенно неожиданным и сильно ущемляет герман- ские экономические интересы в Румынии, а также приведет к нарушению жизни крупной местной немецкой колонии и нанесет ущерб немецкой нации в Буковине. На это господин Молотов ответил, что дело исключительной срочности и что Со- ветский Союз в течение 24 часов ожидает ответ правительства рейха. И на этот раз [правительство Германии] во имя сохранения мира и дружбы с Советским Союзом решило вопрос в его пользу.

Оно посоветовало румынскому правитель- ству, обратившемуся за помощью к Германии, пойти на уступку и рекомендовало ему отдать Советской России Бессарабию и Северную Буковину. Наряду с поло- жительным ответом румынского правительства Германия передала Советскому правительству просьбу румынского правительства о предоставлении ему времени для эвакуации населения с этих больших территорий и для обеспечения жизни и сохранности имущества местных жителей. Однако Советское правительство снова предъявило Румынии ультиматум и еще до истечения его срока — 28 июня начало оккупацию части Буковины, а затем и всей Бессарабии до Дуная. И эти террито- рии были тотчас аннексированы Советским Союзом, большевизированы и этим самым фактически разорены. Оккупация и большевизация Советским правительством территории Восточной Европы и Балкан, переданных Советскому Союзу правительством рейха в Москве в качестве сферы влияния, полностью противоречат московским договоренно- стям. Несмотря на это, правительство рейха даже тогда заняло по отношению к СССР более чем лояльную позицию. Оно проявило полный нейтралитет в финской войне и прибалтийском вопросе, поддержало позицию Советского правительства по отношению к румынскому правительству и смирилось, хотя и скрепя сердце, с реалиями, сложившимися в результате действий Советского правительства.

Кро- ме того, чтобы с самого начала исключить возможность разногласия между обои- ми государствами, оно предприняло широкую акцию по переселению в Германию всех немцев с занятых СССР территорий. Правительство рейха считает, что вряд ли можно было представить более веское доказательство своего желания к дли-тельному примирению с СССР. IV Экспансия России на Балканах вызвала территориальные проблемы в этом рай- оне. Летом 1940 года Румыния и Венгрия обратились к Германии с целью урегу- лирования их спорных территориальных вопросов, после того как в конце августа из-за этих разногласий, разжигаемых английскими агентами, возник острый кри- зис. Румыния и Венгрия находились на грани войны между собой. Германия, ко- торую Венгрия и Румыния неоднократно просили о посредничестве в их споре с целью сохранения мира на Балканах, совместно с Италией пригласила оба госу- дарства на конференцию в Вену, и по их просьбе 30 августа 1940 года состоялось решение Венского арбитража. В результате этого была установлена новая вен- герско-румынская граница, а Германия и Италия, стремясь помочь румынскому правительству разъяснить своему народу причины понесенных им территориаль- ных жертв и исключить в будущем любые столкновения в этом районе, приняли на себя обязательства гарантов Румынского государства в теперешних его грани- цах.

Так как русские претензии в этом районе были удовлетворены, эти гарантии никак не могли быть направлены против России. Несмотря на это, Советский Со- юз обжаловал это решение и вопреки своим прежним заявлениям о том, что с присоединением Бессарабии и Северной Буковины его претензии на Балканах удовлетворены, заявил о своих дальнейших интересах на Балканах, не опреде- лив их пока конкретно. С этого момента все четче вырисовывается направленная против Германии поли- тика Советской России. Правительство рейха получает теперь все более конкрет- ные сообщения о том, что переговоры английского посла Криппса в Москве, тя- нущиеся уже очень долго, развиваются в благоприятной атмосфере. Одновремен- но правительство рейха овладело документами, свидетельствующими об интен- сивных военных приготовлениях Советского Союза во всех областях. Эти доку- менты подтверждаются и найденным недавно в Белграде отчетом югославского военного атташе в Москве от 17 декабря 1940 года, в котором, между прочим, до- словно говорится: «По данным, полученным из советских кругов, полным ходом идет перевооружение ВВС, танковых войск и артиллерии с учетом опыта совре- менной войны, которое в основном будет закончено к августу 1941 года. Этот срок, очевидно, является и крайним временным пунктом, до которого не следу- ет ожидать ощутимых изменений в советской внешней политике».

Несмотря на недружественную позицию Советского Союза в балканском вопросе, Германия прилагает новые усилия к улучшению взаимопонимания с СССР, и ми- нистр иностранных дел рейха в письме к господину Сталину дает широкое изло- жение политики правительства рейха после московских переговоров. В письме особенно подчеркивается следующее: при заключении Тройственного пакта Гер- мания, Италия и Япония единодушно исходили из того, что этот пакт никоим об- разом не направлен против Советского Союза, а дружественные отношения трех государств и их договоры с СССР вообще не должны затрагиваться этим соглаше- нием. В Тройственном пакте, подписанном в Берлине, это зафиксировано и доку- ментально. Одновременно в письме выражается желание и надежда государств Тройственного пакта на дальнейшее улучшение дружественных отношений с Со- ветским Союзом и придание им конкретной формы речь идёт, по всей видимости, о присоединении СССР к Оси - прим. С целью дальнейшего обсуж- дения этих вопросов министр иностранных дел рейха приглашает господина Мо-лотова в Берлин. Во время визита господина Молотова в Берлин правительство рейха вынуждено было установить, что Россия готова к действительно дружественному сотрудниче- ству с государствами Тройственного пакта, и в особенности с Германией, лишь в том случае, если она готова выполнить поставленные Советским Союзом условия. В Берлине и на последующих дипломатических пере- говорах с германским послом в Москве господин Молотов выдвинул следующие требования: 1.

Советский Союз хочет предоставить Болгарии гарантии и в добавление к этому заключить с этим государством договор о взаимопомощи по образцу договоров о взаимопомощи в Прибалтике, т. С этой це- лью русский комиссар Соболев посетил в это время Софию. Советский Союз требует заключения договора с Турцией с целью создания ба- зы для сухопутных и военно-морских сил на Босфоре и Дарданеллах на основе долгосрочной аренды. В случае если Турция не согласится с этим, Германия и Италия должны присоединиться к русским дипломатическим мероприятиям по принуждению ее к выполнению этих требований. Советский Союз заявляет, что он вновь ощущает угрозу со стороны Финляндии, и поэтому требует полного отказа Германии от Финляндии, что практически озна- чает оккупацию этого государства и истребление финского народа. Естественно, Германия не могла принять эти русские требования, выполнение ко- торых Советское правительство считало предварительным условием присоедине- ния к государствам Тройственного пакта да, действительно - прим. Этим самым усилия государств Тройственного пакта по достижении взаимопони- мания с Советским Союзом потерпели фиаско.

В результате этой германской по- зиции Россия усилила уже более открыто направленную против Германии поли- тику, а ее все более тесное сотрудничество с Англией становилось очевидным. В январе 1941 года эта отрицательная русская позиция впервые проявилась и в дипломатической сфере. Когда в этом месяце Германия предприняла в Болгарии определенные контрмеры против высадки британских войск в Греции, русский посол в Берлине в официальном демарше указал на то, что Советский Союз счи- тает территорию Болгарии и зону обоих проливов зоной безопасности СССР и что он не может равнодушно относиться к событиям в этих районах, угрожающим его безопасности. Поэтому Советское правительство предостерегает от появления германских войск на территории Болгарии и в зоне обоих проливов. В ответ на это правительство рейха дало Советскому правительству исчерпываю- щие разъяснения причин и целей военных мер Германии на Балканах. Оно указа- ло на то, что Германия всеми силами и средствами будет препятствовать закреп- лению Англии в Греции, но она не намеревается занимать проливы, а будет ува- жать суверенитет Турции. Проход германских войск через территорию Болгарии не может считаться ущемлением интересов безопасности Советского Союза, пра- вительство рейха, напротив, полагает, что эти операции служат и советским ин- тересам.

После проведения операций на Балканах Германия выведет оттуда свои войска. Несмотря на это заявление правительства рейха, Советское правительство в свою очередь сразу же после ввода германских войск опубликовало в адрес Болгарии заявление явно враждебного анти германского характера, смысл которого сво- дился к тому, что присутствие германских войск в Болгарии служит не делу мира на Балканах, а интересам войны. Объяснение этой позиции дали правительству рейха участившиеся к этому времени сообщения обо все более тесном сотрудни- честве между Советской Россией и Англией.

Документ 4 (СССР-Швеция, июнь 1941 г.)

Далее на нескольких страницах Советский Союз обвинялся в подрывной деятельности против германского рейха, в концентрации войск на германской границе и в переговорах с Англией о военном сотрудничестве против Германии. С первого же дня войны советское руководство стало предпринимать все возможное, чтобы ВСЕ советские граждане, оказавшиеся в Германии и оккупированной Европе, были возвращены на Родину. В 1936-1941 гг. Уманский сначала поверенный в делах, а затем посол СССР в США.

Сталин собирался отдать Гитлеру Прибалтику и Западную Украину

«В середине апреля 1941 года посол направился в Германию, чтобы составить ясное представление о планах Гитлера и попытаться в приемлемой форме донести до него мысль, что поход против Советского Союза представляет большую опасность. Затем, воспользовавшись внутренними беспорядками в Советском Союзе, применить вооруженные силы и в согласовании с Германией завершить решение вопроса о СССР». Деканозов, В.Г. (Заместитель наркома иностранных дел СССР) (64) Шуленбург, Ф. (Посол Германии в СССР) (152).

22 июня: За восемь дней до войны

Russia Beyond «Мы с Шуленбургом, — вспоминал Хильгер, — пытались показать русским, насколько серьёзна ситуация. Убеждали, что советское правительство должно установить контакты с Берлином — до того, как Гитлер решит нанести удар. Наши попытки потерпели полный провал. С самого начала мы заявили Деканозову, что действуем на свою ответственность и без ведома своего начальства. Тем не менее он продолжал выспрашивать у нас с сумасшедшим упорством, говорим ли мы по поручению германского правительства. В противном случае он не сможет передать наши слова своему руководству. Деканозов не мог себе представить, что мы сознательно подвергаем себя величайшей опасности ради последней попытки спасти мир. Он, должно быть, считал, что мы действуем от имени Гитлера и пытаемся заставить Кремль пойти на такой шаг, который нанесёт ущерб его престижу и интересам».

Тогда Шуленбург в качестве последней попытки предложил Деканозову организовать между Гитлером и Сталиным обмен письмами, чтобы решить накопившиеся проблемы. Это могло бы как минимум отсрочить начало войны. Для противодействия этим слухам Сталин предлагает издать совместное германо-советское коммюнике… Шуленбург добавил, что надо действовать быстро. Если Сталин обратится к Гитлеру с письмом, то Гитлер пошлёт для курьера специальный самолёт, и дело пройдёт очень быстро». Деканозов доложил Сталину. Тому идея понравилась. Они ничего не поняли Последняя встреча послов состоялась 12 мая.

Во время завтрака с Шуленбургом Деканозов, исполняя продиктованные ему инструкции, сообщил: «Я говорил со Сталиным и Молотовым и рассказал им о предложении, сделанном вами об обмене письмами в связи с необходимостью ликвидировать слухи об ухудшении отношений между Советским Союзом и Германией. И Сталин, и Молотов в принципе не возражают против такого обмена письмами». К удивлению Деканозова, Шуленбург ответил, что он вёл разговор в частном порядке. И что он не может продолжить переговоры с Молотовым.

Спорный документ Во второй части книги «Генералиссимус» Владимир Карпов приводит сведения, вызвавшие среди историков оживленную полемику. Автор пишет, что в феврале 1942 года советские разведчики организовали встречу с представителями германской разведки, на которой обсуждались вопросы советско-германского перемирия. Там же было вручено предложение Сталина Гитлеру. Карпов публикует этот документ, который он якобы нашел в архивах Сталина. В нем приводятся такие инициативы советского лидера, как обоюдное прекращение огня с 5 мая 1942 года и объявление перемирия до 1 августа 1942 года, а также установление новых границ между СССР и Германией согласно прилагаемой схеме. Взамен Сталин обещает передислоцировать вооруженные силы так, чтобы они были готовы к совместным действиям с Германией против Англии и США. Карпову нередко задавали вопросы, как Сталин мог решиться на такое предложение, если между ним и союзниками были договоренности «не вступать ни в какие переговоры с гитлеровским правительством»? Это писатель объясняет блефом со стороны Генералиссимуса — тактическим ходом, с целью выиграть время. Историки если и соглашаются с существованием такого документа, то называют его фальшивкой, возможно, подкинутой германской агентурой. Обреченные на поражение К августу 1942 года стали прозревать некоторые немецкие политики. В первую очередь это относится к начальнику внешней разведки Шелленбергу и рейхсфюреру СС Гиммлеру, которые оценили потенциал антигитлеровской коалиции и пришли к выводу, что Германии выгоднее заключить сепаратный мир сейчас, пока она одерживает победы. Шелленбергу удалось установить контакты с англо-американской стороной, которой он пообещал устроить отставку министра иностранных дел и изменить внешнеполитический курс страны.

Началась, значит, война. Окей, началася так началася. Я даже в определённой степени готов согласиться с "вероломством": как-никак, договор о ненападении существовал и был подписан обеими сторонами. А вот насчёт "без объявления войны" — это вздор, конечно. Гитлер обожал символы и символические жесты. Такая вот у него была слабинка, артистическое начало, тяга к игре на публику. Например, в 1940 году французская делегация по настоянию Гитлера была вынуждена объявить о поражении своей страны в том самом вагоне и на том самом месте, в лесу под Компьеном, где в 1918 году была подписана капитуляция Германии. Так Гитлер как бы расплатился победой над Францией за поражение от неё в Первой мировой войне. К такому важному событию, как объявление войны Советскому Союзу, Гитлер не мог не подойти с той же характерной манерой. Он и подошёл. В ночь на 22 июня 1941 года в Москву полетели шифрованные немецкие телеграммы. Согласно всем общепринятым нормам международного права, документ был передан Народному комиссару читай, министру иностранных дел СССР Молотову. Практически одновременно аналогичный документ был вручен в Берлине советскому послу Деканозову, причём в качестве бесплатного бонуса Деканозов получил три увесистых приложения — доклады различных немецких ведомств о провокациях СССР против Рейха, сосредоточении советских войск возле немецкой границы и политической агитации СССР на немецких территориях. Очень красиво и символично. Одновременно вручается уведомление о начале войны и сразу же, с немецкой пунктуальностью, начинается сама война. Ты вроде как и в курсе уже, что песец пришёл, а сделать с этим песцом ничего не можешь: четыре утра, "Вайбер" ещё не изобрели, командиры на местах спят — за оставшиеся до первого "ба-бах" минуты такую махину, как Красная Армия, на ноги ни за что не поднять тем более в четыре часа утра. А тут Гитлер такой красивый, весь в белом, объявляет миру: я Союз предупредил заранее, вот документы, а то, что они отреагировать не успели — их проблемы, международные правила-то соблюдены. Иначе говоря, Советский Союз был совершенно официально уведомлен о начале войны с Германией.

Наряду с этим против усилий германской политики проводится прямая контрпропаганда, которая пытается выдать эти усилия за антирусские и перетянуть различные страны на сторону Советской России, настроив их против Германии. В Болгарии велась агитация против вступления в Тройственный пакт и за гарантийный договор с Россией. В Румынии 23 января 1941 года была устрое- на попытка путча, за которым стояли большевистские агенты Москвы, путем внедрения в Железную гвардию и подстрекательства ее руководства, в частности румына Гроза. У правительства рейха имеются соответствующие неопровержимые доказательства. Что касается Югославии, то правительство рейха располагает документами, сви- детельствующими о том, что югославский посланец Георгевич уже в мае 1940 го- да после беседы с господином Молотовым пришел к выводу, что там Германию считают «грозным врагом завтрашнего дня». Еще более однозначным было отно-шение Советской России к изложенным сербскими военными просьбам о поставке оружия. В ноябре 1940 года начальник Генерального штаба Советской России за- явил югославскому военному атташе: «Мы дадим все необходимое, и немедлен- но». Право установления цен и порядка оплаты предоставлялось белградскому правительству, и ставилось только одно условие: держать втайне от Германии. Позднее, когда правительство Цветковича сблизилось с государствами оси, в Москве начали затягивать поставки оружия: об этом было коротко и ясно заявле- но в военном министерстве Советской России югославскому военному атташе. Ор- ганизация белградского путча 27 марта этого года была кульминационным мо- ментом этой подпольной деятельности сербских заговорщиков и англо-русских агентов против рейха. Сербский организатор этого путча и руководитель «Черной руки» господин Зимич до сих пор находится в Москве и в тесном контакте с орга- нами пропаганды Советской России и сейчас развертывает там активную дея- тельность против рейха. Вышеуказанные факты являются лишь небольшой частью неслыханной широко- масштабной пропагандистской деятельности СССР в Европе против Германии. Правительство рейха решило опубликовать имеющиеся в его распоряжении об- ширные материалы, чтобы представить на суд мировой общественности общую картину деятельности служб Советской России в этом направлении после заклю- чения германо-русских договоров. В целом правительство рейха вынуждено кон- статировать: При заключении договоров с Германией Советское правительство неоднократно и недвусмысленно заявляло, что оно не намерено прямо или косвенно вмешиваться в дела Германии. При заключении договора о дружбе оно торжественно заявляло, что будет сотрудничать с Германией, чтобы в соответствии с подлинными интере- сами всех народов как можно быстрее положить конец войне между Германией с одной и Англией и Францией с другой стороны. В свете вышеуказанных фактов, особенно проявившихся в дальнейшем ходе войны, соглашения и заявления Со- ветской России оказались умышленным обманом. Даже все преимущества, до- стигнутые лишь благодаря дружественной позиции Германии, не смогли побудить Советское правительство к лояльному отношению к Германии. Более того, правительство рейха пришло к убеждению, что тезис Ленина, еще раз, четко изложенный в «Директиве Коммунистической партии Словакии» от ок- тября 1939 года, согласно которому «возможно заключение договоров с другими странами, если они служат интересам Советского правительства и обезврежива- нию противника», использовался и при заключении договоров 1939 года. Таким образом, заключение договоров о дружбе было для Советского правительства лишь тактическим маневром. Единственной целью для России было заключение выгодных ей соглашений и одновременно создание предпосылок для дальнейше- го усиления влияния Советского Союза. Главной идеей было ослабление неболь- шевистских государств, с тем, чтобы легче было их разложить и в подходящий момент разгромить. Это было с жесткой ясностью отражено в русском документе, найденном после оккупации в советской миссии в Белграде, в котором говорится: «СССР отреагирует лишь в подходящий момент. Государства оси еще больше рас- пылили свои вооруженные силы, и поэтому СССР внезапно нанесет удар по Гер- мании». IIIЕсли пропагандистская подрывная деятельность Советского Союза в Германии и в Европе вообще не оставляет никакого сомнения в его позиции по отношению к Германии, то внешнеполитическая и военная деятельность Советского правитель- ства после заключения германо-русских договоров носит еще ярче выраженный характер. В Москве во время разграничения сфер влияния правительство Совет- ской России заявило министру иностранных дел рейха, что оно не намеревается занимать, большевизировать или аннексировать входящие в сферу его влияния государства, за исключением находящихся в состоянии разложения областей бывшего Польского государства. В действительности же, как показал ход собы- тий, политика Советского Союза направлена исключительно на одно, а именно: в пространстве от Ледовитого океана до Черного моря, везде, где только возможно, выдвинуть вооруженные силы Москвы на Запад и распространить большевизацию дальше вглубь Европы. Развитие этой политики характеризуется следующими этапами: 1. Началом развития этой политики явилось заключение так называемых догово- ров о взаимопомощи с Эстонией, Латвией и Литвой в октябре и ноябре 1939 года и возведение военныхбаз в этих странах. Следующий ход Советской России был сделан по отношению к Финляндии. Ко- гда требования Советской России, принятие которых грозило бы потерей сувере- нитета свободному Финскому государству, были отклонены финским правитель- ством, Советское правительство распорядилось о создании коммунистического псевдо правительства Куусинена. И когда финский народ отказался от этого пра- вительства, Финляндии был предъявлен ультиматум, и в ноябре 1939 года Крас- ная Армия вошла на территорию Финляндии. В результате заключенного в марте финско-русского мира Финляндия вынуждена была уступить часть своих юго- восточных провинций, которые сразу подверглись большевизации. Спустя несколько месяцев, а именно в июле 1940 года, Советский Союз начал принимать меры против Прибалтийских государств. Согласно первому Москов- скому договору Литва относилась к сфере германских интересов. В интересах со- хранения мира, хотя и скрепя сердце, правительство рейха во втором договоре по просьбе Советского Союза отказалось от большей части территории этой стра- ны, оставив часть ее в сфере интересов Германии. После предъявления ультима- тума от 15 июня Советский Союз, не уведомив об этом правительство рейха, за- нял всю Литву, т. Позднее последовало обращение к Германии по этому вопросу, и после трудных перего- воров, пойдя еще на одну дружественную уступку, правительство рейха отдало Советскому Союзу и эту часть Литвы. Затем таким же способом, в нарушение за- ключенных с этими государствами договоров о помощи, были оккупированы Лат- вия и Эстония. Таким образом, вся Прибалтика вопреки категорическим завере- ниям Москвы была большевизирована и спустя несколько недель после оккупа- ции сразу аннексирована. Одновременно с аннексией последовало сосредоточе- ние первых крупных сил Красной Армии во всем северном секторе плацдарма Со- ветской России против Европы. Между прочим, Советское правительство в одностороннем порядке расторгло экономические соглашения Германии с этими государствами, хотя по московским договоренностям этим соглашениям не должен был бы наноситься ущерб. По вопросу о разграничении сфер влияния на территории бывшего Польского государства московскими договорами было ясно согласовано, что о границах сфер влияния не будет вестись никакая политическая агитация, а деятельность обеих оккупационных властей ограничится исключительно лишь вопросами мир- ного строительства на этих территориях. У правительства рейха имеются неопро- вержимые доказательства того, что, несмотря на эти соглашения, Советский Союз сразу же после занятия этой территории не только разрешил анти германскую агитацию в польском генерал-губернаторстве, но и одновременно поддержал ее большевистской пропагандой в губернаторстве. Сразу же после оккупации и на эти территории были переброшены крупные русские гарнизоны. В то время как германская армия на Западе вела боевые действия против Франции и Англии, последовал удар Советского Союза на Балканах. Тогда как на московских переговорах Советское правительство заявило, что никогда в одно- стороннем порядке не будет решать бессарабский вопрос, правительство рейха 24 июня 1940 года получило сообщение Советского правительства о том, что оно полно решимости силой решить бессарабский вопрос. Одновременно сообща- лось, что советские притязания распространяются и на Буковину, т. Герман- ский посол в Москве заявил Советскому правительству, что его решение является для правительства рейха совершенно неожиданным и сильно ущемляет герман- ские экономические интересы в Румынии, а также приведет к нарушению жизни крупной местной немецкой колонии и нанесет ущерб немецкой нации в Буковине. На это господин Молотов ответил, что дело исключительной срочности и что Со- ветский Союз в течение 24 часов ожидает ответ правительства рейха. И на этот раз [правительство Германии] во имя сохранения мира и дружбы с Советским Союзом решило вопрос в его пользу. Оно посоветовало румынскому правитель- ству, обратившемуся за помощью к Германии, пойти на уступку и рекомендовало ему отдать Советской России Бессарабию и Северную Буковину. Наряду с поло- жительным ответом румынского правительства Германия передала Советскому правительству просьбу румынского правительства о предоставлении ему времени для эвакуации населения с этих больших территорий и для обеспечения жизни и сохранности имущества местных жителей. Однако Советское правительство снова предъявило Румынии ультиматум и еще до истечения его срока — 28 июня начало оккупацию части Буковины, а затем и всей Бессарабии до Дуная. И эти террито- рии были тотчас аннексированы Советским Союзом, большевизированы и этим самым фактически разорены. Оккупация и большевизация Советским правительством территории Восточной Европы и Балкан, переданных Советскому Союзу правительством рейха в Москве в качестве сферы влияния, полностью противоречат московским договоренно- стям. Несмотря на это, правительство рейха даже тогда заняло по отношению к СССР более чем лояльную позицию. Оно проявило полный нейтралитет в финской войне и прибалтийском вопросе, поддержало позицию Советского правительства по отношению к румынскому правительству и смирилось, хотя и скрепя сердце, с реалиями, сложившимися в результате действий Советского правительства. Кро- ме того, чтобы с самого начала исключить возможность разногласия между обои- ми государствами, оно предприняло широкую акцию по переселению в Германию всех немцев с занятых СССР территорий. Правительство рейха считает, что вряд ли можно было представить более веское доказательство своего желания к дли-тельному примирению с СССР. IV Экспансия России на Балканах вызвала территориальные проблемы в этом рай- оне.

Как эвакуировали советское посольство из Германии

Такие сведения представляли интерес для советского Генерального штаба. Бывая в британском военном ведомстве, на приемах в дипломатических миссиях, встречах с представителями британского правительства, генерал Скляров в ходе дружеских бесед с представителями союзников обменивался сведениями о Германии, о текущих событиях на фронте и перспективах взаимодействия СССР, США и Великобритании. Для достижения победы над фашистской Германией нужно было знать не только когда, куда именно, сколько и каких дивизий направит Гитлер на восточный фронт. Важно было также понять и замыслы союзников СССР по антигитлеровской коалиции. Во время встреч и доверительных бесед с высокопоставленными британскими политиками и военными Скляров убедился, что в 1943 г. США и Великобритания высадки своих экспедиционных войск на севере Франции не начнут. Об этом он и доложил в Москву. Ценные сведения направил в Центр и сотрудник аппарата военного атташе при советском посольстве в Вашингтоне майор Л. Он сообщил, что «госдепартамент и военное командование не верят в возможность договориться с советским правительством по послевоенным вопросам.

Они боятся, что Союз будет основной силой в Европе. Отсюда тенденция не спешить со вторым фронтом, дабы обескровить Советский Союз и диктовать ему свою политику». Сергееву удалось добыть и подробные сведения о результатах переговоров президента США Ф. Рузвельта и премьер-министра Англии У. Черчилля в Квебеке. О позиции союзников по вопросу открытия второго фронта Сергеев докладывал в Москву: «…руководители США и Англии решили в этом году второй фронт не открывать». И далее: «Выражено согласие на созыв конференции с участием СССР, направленной, по существу, к затяжке времени. На этой конференции предполагается основным вопросом поставить послевоенные проблемы.

На конференции союзники укажут, что в этом году открыть второй фронт через Францию и Голландию уже поздно, и что единственная возможность для этого времени весна 1944 года. Основным стимулом созыва конференции в Квебеке был неожиданный переход Красной Армии в наступление». Указанные в донесении сведения свидетельствовали, что проект плана операции составлен, но ее проведение обусловливалось многими причинами. В частности, командование вооруженных сил США и Великобритании может открыть второй фронт в Европе лишь тогда, когда нацистская Германия будет окончательно ослаблена войной против Советского Союза, когда германские войска не смогут оказать англо-американцам серьезного сопротивления и будут не в состоянии сдерживать наступление войск союзников. В целом, сведения о проекте плана операции «Оверлорд», полученные на доверительной основе в Лондоне и Вашингтоне, были интересными для советского руководства. Они свидетельствовали, что войска союзников готовы к вторжению, но не начнут его до тех пор, пока в войне с Германией не сложится наиболее благоприятная для них обстановка, и союзники потребуют от СССР каких-то дополнительных обязательств. Добытые сведения оказались полезными и в ходе подготовки руководителя советской делегации В. Молотова к переговорам с руководителями внешнеполитических ведомств США и Великобритании на Московской конференции, проходившей в советской столице с 19 по 30 октября 1943 г.

В ходе переговоров с В. Молотовым глава британской делегации А. Иден и руководитель американской делегации К. Хелл уклончиво говорили о подготовке высадки союзных войск на атлантическом побережье Франции, делали разного рода оговорки и уходили от ответа на вопрос о конкретных сроках начала операции вторжения. Встреча министров иностранных дел союзных держав завершилась 30 октября. В коммюнике Московской конференции было указано, что союзные державы признают «первейшей целью ускорение конца войны», но точных сроков открытия второго фронта в Европе министрам в ходе Московского совещания согласовать не удалось. В Москве в целом остались довольны результатами совещания, которое открывало перспективы для переговоров на более высоком уровне. Также позитивно оценивались результаты московской встречи и в Вашингтоне.

Британские дипломаты тоже положительно оценили результаты Московского совещания. Генерал-майор И. Скляров сообщил в Центр: «…в британском министерстве иностранных дел можно услышать только похвальные отзывы о конференции и увидеть приятное удивление по поводу дружественности и такта русских». Сведения, полученные военными дипломатами в Вашингтоне и Лондоне, объективно освещали отношение правительств США и Великобритании к открытию второго фронта и позволяли скорректировать подготовку советской правительственной делегации в Тегеран. Говоря о положении на западном фронте, я сказал, что теперь самый лучший момент нанести по Германии удар с запада и тем самым ускорить окончание войны. На вопрос, какой же момент вы считаете наиболее благоприятным для нанесения удара по Германии с запада, Киркман ответил, что таким моментом может стать развал Германии и ее неспособность вести эффективную оборону на западе. Я его спросил, не помешает ли высадке ваших войск плохая погода? На это он ответил, что в случае развала Германии мы высадим наши войска, несмотря ни на какую погоду».

Это донесение генерал-майора И. Склярова было доложено И. Сталину, В. Молотову и первому заместителю начальника Генерального штаба генералу армии А. Стало окончательно ясно, что союзники готовы к высадке своих войск во Франции, но все еще выжидают благоприятного момента, связанного не с выполнением принятых ими обязательств, а, скорее всего, с темпами продвижения советских войск на запад и дальнейшим ослаблением фашистской Германии. Эти сообщения военных атташе были учтены при подготовке переговоров советской правительственной делегации с Ф. Рузвельтом и У. Черчиллем о сроках открытия второго фронта в Европе.

Важным условием принятия И. Сталиным окончательного решения о проведении встречи с Ф. Территория Ирана контролировалась советскими, английскими и частично американскими войсками, введенными в эту страну в конце 1941 г. Деятельностью советских военных дипломатов в Иране руководил полковник Разин Б. Разину из Генерального штаба Красной Армии поступило следующее указание: «Дислоцированный в Тегеране 182-й горнострелковый полк, находясь в отрыве от остальных частей своей дивизии и неся службу разбросанными гарнизонами, не имеет возможности вести планомерную боевую учебу. В связи с этим Генштабом Красной Армии принято решение вывести указанный полк из Тегерана в район расквартирования 68-й горнострелковой дивизии. В Тегеран на смену 182-го горнострелкового полка будет передислоцирован другой стрелковый полк Закавказского фронта. Срочно выясните отношение иранцев к намеченному мероприятию и немедленно донесите».

Отвечая на срочный запрос из Москвы, полковник Б. Разин сообщал: «…В настоящее время представителями Москвы и Ташкента отработан план передислокации 182-го горнострелкового полка и прибытия на его смену полка из Союза. Основная часть полка расположена в Тегеране на центральном аэродроме Кале Морге, куда доступ иностранцам запрещен. Официально иранцам известно, что у нас в Тегеране существует специальная команда для перегонки автомашин, предназначенных для обслуживания аэродрома. Нами приняты все меры, чтобы передислокация прошла незаметно. Перед иранцами этого вопроса не ставили, и последние никакого интереса не проявляют. Буду следить за этим вопросом и при наличии новых данных немедленно сообщу». Разин Это донесение военного атташе полковника Б.

Разина было доложено В. Молотову, Л. Берия и генералу С. Штеменко , отвечавшим за подготовку советской правительственной делегации к Тегеранской конференции. В середине октября 1943 г. Разин сообщил в Москву, что он сопровождал премьер-министра Ирана Мухаммеда Реза шаха Пехлеви во время посещения им советского гарнизона, дислоцированного в Мешхеде. Молодой монарх, которому в 1943 г. На приеме, устроенном в его честь, шах заявил «о своей симпатии к Советскому Союзу и Красной Армии».

Все вопросы прибытия и размещения в Тегеране членов советской делегации были заблаговременно и тщательно продуманы. Правительственная делегация СССР должна была остановиться на территории советского посольства. По предложению И. Сталина на территории советского посольства разместилась и американская делегация во главе с президентом США Ф. Тегеранские дискуссии продолжались с 28 ноября по 1 декабря 1943 г. В ходе переговоров лидеры стран антигитлеровской коалиции обсудили все интересовавшие их проблемы, которые затрагивали ход войны против нацистской Германии, согласовали сроки проведения операции «Oверлорд», обсудили перспективы послевоенного обустройства Европы и войны против Японии. По ряду важных вопросов было достигнуто общее взаимопонимание. В ходе дискуссий об обстановке на советско-германском фронте и перспективах войны против нацистской Германии Ф.

Рузвельт и У. Черчилль обещали И. Сталину открыть второй фронт в Европе не позднее мая 1944 г. Окончательную дату начала высадки союзных войск в Нормандии планировалось определить в первой половине 1944 г. В ходе обсуждения предстоявшей операции вторжения союзников британский премьер-министр высказал предложение о проведении совместными усилиями специальных мероприятий, направленных на введение в заблуждение германского командования относительно места и начала высадки союзных войск в Европе. Сталин поддержал это предложение. Была достигнута предварительная договоренность, что советский Генеральный штаб примет участие в разработке и проведении этой операции. В документе, зафиксировавшем военные решения, говорилось: «Конференция приняла к сведению, что операция «Оверлорд» будет предпринята в течение мая 1944 г.

Эта последняя операция будет предпринята в масштабе, в каком это позволяет наличие десантных средств. Конференция далее приняла к сведению заявление маршала Сталина, что советские войска примут наступление примерно в то же время с целью предотвратить переброску германских войск с восточного на западный фронт». И далее - Конференция «согласилась, что военные штабы трех держав должны отныне держать тесный контакт друг с другом в отношении предстоящих операций в Европе. В частности, было принято решение, что между соответствующими штабами должен быть согласован план мистификации и обмана противника в отношении этих операций». В заключение работы Тегеранской конференции был согласован текст заключительной декларации. В этой декларации говорилось, что участники конференции согласовали планы уничтожения германских вооруженных сил и пришли к полному соглашению относительно масштаба и сроков операций, которые будут предприняты с востока, запада и юга. В ходе встреч И. Сталина с Ф.

Черчиллем обсуждались вопросы о возможных границах Польши, о будущем Германии и суверенитете Ирана. Оценивая ход дискуссий в Тегеране, глава американской военной миссии генерал-майор Дж. Дин уже после окончания войны писал: «Создавалось впечатление, что Сталин на этой конференции совершенно точно знал, что хотел». И далее: «Конференция в Тегеране стала триумфом советской дипломатии… Английская и американская делегации были удивлены: английская потому, что натолкнулась на враждебную советскую позицию там, где она по праву могла рассчитывать на определенную поддержку; американцы потому, что натолкнулись на поддержку, хотя ожидали возражений со стороны Советского Союза». Оценка руководителя военной миссии США генерал-майора Дж. Дина - лучшее свидетельство тому, что советские военные дипломаты в своих донесениях практически точно охарактеризовали подготовку американской и английской делегаций к переговорам в Тегеране и подсказали тактику обсуждения основных военных и военно-политических проблем. Во время пребывания в Тегеране И. Сталин заслушал отчет военного атташе полковника Б.

Разина о его работе. Сталин интересовался общим состоянием иранской армии, рассказал о посещении шаха и мероприятиях по организации в Иране танковой и авиационной школ с советской материальной частью и инструкторами. В ходе встречи с военным атташе руководитель советского правительства дал следующие указания: «Шах и его ближайшие помощники запуганы английским влиянием, но придерживаются нашей ориентации, что нужно поддерживать, поощрять их намерения и подтверждать нашей работой…». Сталин сообщил военному атташе, что советское правительство предполагает выделить иранцам около 20 самолетов и такое же количество танков, указал на необходимость подбирать иранские кадры, которые бы могли пройти обучение в СССР. Завершая беседу с военным атташе полковником Б. Советская делегация покинула Тегеран во второй половине дня 2 декабря. Военный атташе полковник Б. Разин сопровождал членов делегации до аэродрома и сообщил в Москву по средствам радиосвязи о вылете И.

Сталина из Тегерана. Аппаратами советских военных атташе, действовавших в Лондоне и Вашингтоне, была проделана значительная работа и в период подготовки Ялтинской конференции, проходившей в Крыму с 4 по 12 февраля 1945 г. Военные атташе генерал-майор И. Скляров, полковник И. Сараев и майор А. Сизов, назначенный военным атташе при правительствах стран антигитлеровской коалиции, действовавших в Лондоне, подготовили и направили в январе 1944 г. В целом, деятельность аппаратов военных атташе в период подготовки и проведения Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций получила положительную оценку И. Молотова и способствовала решению в ходе конференций сложных военных и военно-политических проблем, которые возникали в отношениях между СССР, США и Великобританией в годы Второй мировой войны.

Усилия военной дипломатии по организации военного сотрудничества с США и Великобританией С первых же дней Великой Отечественной войны советское правительство, организуя противодействие агрессору, проявило заинтересованность в организации военного сотрудничества с США и Великобританией. Советскому Союзу было крайне важно усилить противодействие гитлеровским войскам не только на советско-германском, но и на других фронтах, формирование которых зависело от воли и желания правительств Великобритании и США. Направляя в Лондон в начале июля 1941 г. Голиковым, И. Сталин предложил ему обсудить с руководителями британских вооруженных сил возможности открытия ими фронта в Северной Европе, во Франции или на Балканах. Визит Ф. Голикова в Лондон и результаты его переговоров с высокопоставленными представителями британского правительства и командования вооруженных сил свидетельствовали, что в июле 1941 г. В Вашингтоне к предложению генерал-лейтенанта Ф.

Голикова об организации совместных военных действий вооруженных сил СССР и США в войне против Германии и ее союзников тоже отнеслись без особого интереса. Негативное для СССР развитие обстановки на советско-германском фронте требовало принятия советской дипломатией новых усилий на пути поиска условий, которые позволили бы организовать взаимодействие между СССР, США и Великобританией в военной области. К этой важной работе были привлечены руководители советских посольств в США и Великобритании, а также военные атташе в Вашингтоне и Лондоне. По мере изменения обстановки на советско-германском фронте, а также после внезапного нападения Японии на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор 7 декабря 1941 г. Параметры и направления военного взаимодействия обсуждались руководителями СССР, США и Великобритании в их личной переписке, активно осуществлявшейся в годы войны, во время их встреч на Тегеранской, Крымской и Потсдамской конференциях, а также в ходе многочисленных переговоров, проводимых военными атташе и руководителями военных миссий трех ведущих государств антигитлеровской коалиции. Интересы верховного командования вооруженных сил США в Москве представляла военная миссия, деятельностью которой руководил генерал-майор Дж. Британскую военную миссию в Москве в 1942—1944 гг. Мартель, а в 1944-1945 гг.

Американские военные дипломаты в 1942 г. С таким же настоятельным предложением обращались к И. Сталину президент США Ф. Трумэн во время Потсдамской конференции. Первым совместным актом военного характера можно считать введение в августе 1941 г. Эта военно-политическая операция была согласованна правительствами СССР и Великобритании и проведена командованиями вооруженных сил этих стран в целях недопущения использования гитлеровской Германией территории Ирана для реализации своих планов в войне против СССР и последующего завоевания Британской Индии. Несмотря на то, что правительство Ирана 26 июня 1941 г. Канарисом, а также о том, что профашистские силы в Иране готовились осуществить государственный переворот.

Подобное развитие событий в Иране могло создать угрозу использования иранских аэродромов германской военной авиацией для нанесения ударов по советским объектам. Правительство Великобритании опасалось потерять свой контроль над нефтяными промыслами в Иране, которые осуществляли крупнейшие британские нефтяные компании. Поэтому У. Черчилль заявил о желательности совместно с «русскими провести совместную кампанию» в Иране и поручил 11 июля объединенному комитету начальников штабов вооруженных сил Великобритании рассмотреть вопрос о возможности проведения совместно с Советским Союзом операции в Иране. В предварительном порядке этот вопрос обсуждался И. Сталиным в беседах с британским послом С. Криппсом, когда оценивались возможности поставок британских военных грузов в СССР не только по северному пути в Архангельск или Мурманск, но и через Персидский залив и территорию Ирана. Советский посол И.

Майский также обсуждал этот вопрос с У. Советское правительство, принимая решение о вводе советских войск в Иран, действовало на основании советско-иранского договора от 26 февраля 1921 г. В операции принимали участие войска нескольких армий и советская авиация, которая сделала около 17 тыс. В тот же день, 25 августа 1941 г. Они оккупировали юго-западные территории Ирана и порты в Персидском заливе. Совместная советско-британская операция, проводившаяся по согласованному в Москве и Лондоне замыслу, завершилась встречей 29 августа войск союзников в районе Сенендеджа. По взаимной договоренности в район, прилегавший к столице Ирана, советские и британские войска не входили. В ходе проведения иранской операции войска Красной Армии понесли некоторые потери.

В частности, погибло 50 солдат и офицеров, более 100 военнослужащих Красной Армии было ранено. Потери британской армии составили 22 убитыми и 45 ранеными. Черчилль в личном секретном послании сообщал И. Сталину: «При всей важности защиты нефтяных источников целью нашего вступления в Персию было в еще большей степени стремление установить еще один сквозной путь к вам, который не может быть перерезан... Отвечая на послание У. Черчилля, И. Сталин 3 сентября 1941 г. Но Иран только эпизод.

Судьба войны будет решаться, конечно, не в Иране». В этом же послании И. Сталин, касаясь состояния советско-японских отношений, писал: «Советский Союз, так же как и Англия, не хочет войны с Японией. Советский Союз не считает возможным нарушать договоры, в том числе и договор с Японией о нейтралитете. Но если Япония нарушит этот договор и нападет на Советский Союз, она встретит должный отпор со стороны советских войск». Введение контингента советских войск в Иран потребовало расширения деятельности сотрудников аппарата военного атташе, которым руководил полковник Б. Советские военные дипломаты проводили разъяснительную работу среди офицеров иранских вооруженных сил, с которыми им приходилось общаться, а также с представителями местной власти, разъясняя им цели присутствия советских войск на территории Ирана. В местах дислокации советских войск с местным руководством общались члены военных советов 44-й, 47-й и 53-й отдельной армий, введенных на территорию Ирана.

В соответствии с приказами командования оккупационных войск Красной Армии все руководители местной власти, полиции и жандармерии, не оказывавшие сопротивления, должны были продолжать выполнение своих должностных обязанностей, а все экономические и торговые предприятия и центры функционировать. Ввод советских войск в Иран по-разному был встречен местным населением. Поэтому в районах, занятых советскими войсками, требовалось проведение целенаправленной разъяснительной работы. Она осуществлялась путем личных бесед командного состава штабов армий и посредством распространения специально подготовленных листовок. В целом, эта работа оказала положительное воздействие и в перспективе обеспечила лояльное отношение большинства иранцев к пребыванию советских войск на территории их страны. Начавшаяся переброска англо-американских грузов по трансиранской дороге в Советский Союз охранялась советскими и английскими войсками не столько от иранцев, сколько от возможных диверсионных актов специальных групп германской военной разведки, действовавших в Иране. Дальнейшее военное сотрудничество между СССР, Великобританией и США строилось на основе подписанных двусторонних соглашений и договоров, но осуществлялось с преодолением значительных условностей и трудностей как объективного, так и субъективного характера. Суть его состояла в согласовании военных усилий по разгрому фашистской Германии на суше, море и в воздухе.

В 1942—1943 гг. В Лондоне этой работой занимался контр-адмирал Н. В августе 1943 г. Во время пребывания в столице Н. Харламов был приглашен на прием к И. В ходе беседы с Верховным Главнокомандующим, контр-адмирал обратился с просьбой направить его на действующий флот. Указав на важность работы, которую выполняет Харламов в качестве главы советской военной миссии, Сталин сказал, что его просьба может быть удовлетворена только после того, как войска союзников высадятся во Франции. Перед отъездом в Лондон Н.

Харламов вновь был приглашен в Кремль. Сталин сказал контр-адмиралу Н. Харламову, что возглавляемая им военная миссия обязана всемерно способствовать открытию второго фронта. В целом, находясь на военно-дипломатической работе с 1941 по 1944 г. Харламов, возглавляя советскую военную миссию в Лондоне, активно добивался «налаживания тесного взаимодействия с союзниками по антигитлеровской коалиции, и в первую очередь с англичанами. Здесь плечом к плечу с работниками наркомата иностранных дел он прошел все перипетии дипломатической борьбы за открытие второго фронта», внес большой вклад «в организацию и обеспечение северных морских коммуникаций, поставок вооружения и стратегических материалов». Аппараты военных атташе и военных миссий, действовавших в Лондоне, Москве и Вашингтоне, решали вопросы, связанные с нанесением авиацией союзников бомбовых ударов по военным объектам противника. Авиационные подразделения и группы трех государств действовали самостоятельно.

На обратном перелете к своим авиабазам в Великобритании эти самолеты наносили бомбовые удары по новым военным объектам противника. Практика «челночных операций» себя полностью оправдала и за исключением некоторых мелких недоразумений, возникавших в ходе переговоров генерал-майора Дж. Дина с советскими официальными лицами, наносила противнику ощутимый урон, одобрялась и поддерживалась советским командованием. Для базирования бомбардировщиков союзников на советской территории в 1944 г. Эти три населенных пункта были практически полностью разрушены в период оккупации их германскими войсками, и рассчитывать на какие-либо удобства американские летчики не могли. Главную резиденцию представители американского командования 15 апреля 1944 г. Американские и русские солдаты очень быстро преодолели языковый барьер, нашли комбинацию слов для ежедневного общения. В конце мая 1944 г.

Через канал военных миссий США и Великобритании в Москве командование союзников за 1-2 суток информировало Генеральный штаб Красной Армии, когда и какие именно объекты населенные пункты, аэродромы, транспортные узлы, промышленные предприятия на территории Германии планируется подвергнуть бомбовым ударам. Представители военных миссий США и Великобритании по указанию своих штабов иногда информировали советское командование о результатах нанесенных авиационных ударов по объектам противника. Например, 28 февраля 1944 г. Фишер и глава военной миссии США генерал-майор Дж. Дин направили генерал-майору Славину Н. В письме генерал-майору Н. Славину указывалось, что главы военных миссий США и Великобритании, действовавшие в Москве, получили указание начальников объединенных штабов передавать Генеральному штабу Красной Армии периодические отчеты в отношении развития операций «Пойнтбланк» и «Оверлорд». В отчете указывалось, что в январе 1944 г.

В результате этих налетов выведено из строя «большое количество заводов, производящих авиамоторы и детали самолетов».

То же радировал и генерал-майор Тупиков, военный атташе в Берлине... Утверждает, что три группы армий вермахта будут наступать на Москву, Ленинград и Киев, ссылаясь на берлинскую агентуру». Донесения из Венгрии и Румынии Тревожные сообщения поступали и от военного атташе в Венгрии полковника Ляхтерова.

Сообщение от 30 апреля. Другая часть немецких войск из Югославии направляется в Румынию. Сообщение от 1 мая. Среди немецких войск муссируются слухи, что через 20 дней Англия снимется со счета как военный фактор, и неизбежна война против СССР в ближайшее время».

Сообщение 8 мая. Берлинское опровержение о сосредоточении немецких войск на границе СССР только для общественного мнения... Француз, турок и американец сообщили, что в Будапеште проезжающие немецкие офицеры и солдаты открыто говорят о предстоящей войне против СССР». Сообщение от 23 мая.

Нападение должно быть произведено исключительно мотомеханизированными и моторизованными частями в ближайшее время. Американский военный атташе в Румынии сказал словаку, что немцы выступят против СССР не позднее 15 июня». Сообщение от 15 июня. К 15 июня немцы закончат стратегическое развертывание против СССР».

Подписанный в 1939 году договор о ненападении между СССР и Германским рейхом стал основой недоверия Сталина ко всем донесениям о готовящейся агрессии немцев. Фото из Федерального архива Германии Анализируя взгляды командования вермахта на возможность развязывания войны против СССР, военный атташе в Румынии 28 мая пишет в Центр: обобщая, можно сказать, что война против СССР вообще не представляет проблемы с военной точки зрения. В два-три месяца немецкие войска будут стоять на Урале. Механизированная русская армия поставит себя под удар немецкого наступления в западной части СССР и будет там разбита наголову в кратчайший срок, так как Красная армия со своим устаревшим броневым оружием и устаревшей авиацией не будет в состоянии устоять...

В немецких посвященных кругах нет ни одного человека, который имел хотя бы малейшее сомнение в немедленной победе над СССР. В политическом отношении акции против СССР выглядят труднее. По немецким планам нельзя ожидать восстановления частной собственности в СССР после вступления немцев. Русские крестьяне, как и до сих пор, должны будут производить продукцию в общественных формах...

Предусматривают разделение СССР на отдельные государства, однако с немецкой стороны будут избегать по возможности привлечения эмигрантов и вообще не будут спешить при установлении нового политического положения СССР. План создания самостоятельной Украины с собственным национальным правительством является в настоящее время неактуальным... Войска для умиротворения СССР и для обеспечения немецкого господства в занятых русских областях имеются в достаточном количестве... С немецкой стороны считаются с тем, что Германия должна получить Россию разрушенной саботажем.

Однако также и в этом отношении с немецкой стороны сделаны все приготовления... Должен сказать, что заметное «затишье», неясность с Гессом и молчание прессы по этому вопросу, усиленное движение немцев и нахальное поведение румынской прессы дают право думать о все продолжающейся подготовке немцев к войне с нами». Другие сообщения В упомянутом «Перечне» есть несколько донесений от военного атташе во Франции генерал-майора Суслопарова. За считаные часы до начала войны атташе в радиограмме сообщал: «Как утверждает наш резидент Жильбер, которому я, разумеется, нисколько не поверил, командование вермахта закончило переброску своих войск на советскую границу и завтра, 22 июня 1941 года, они внезапно нападут на Советский Союз».

Наша справка. Кобулов Амаяк Захарович родился в 1906 году в Тифлисе. С 1923 года - секретарь народного суда, бухгалтер на различных заводах в Грузии. По протекции старшего брата Богдана в 1927 году - в органах госбезопасности на должности счетовода финотдела, затем перешёл на оперативную работу по линии экономической контрразведки, в 1937 году - начальник одного из райотделов НКВД Грузии, с октября 1938 года - нарком внутренних дел Абхазии, с декабря - первый заместитель наркома внутренних дел Украины. В сентябре 1939 года неожиданно был направлен резидентом советской разведки в Берлин, работал под прикрытием дипломатического статуса. Из воспоминаний В.

Бережкова: «Советник Амаяк Кобулов - высокий, стройный, красивый кавказец с ухоженными усиками и черной шевелюрой, очень обходительный, даже обаятельный, - считался у нас душой общества и так хорошо играл роль простецкого тамады, что мало кто догадывался о его подлинных функциях. Тогда никто не мог и представить себе, как закончится карьера этого весельчака. Он внешне был полной противоположностью брата Богдана - отталкивающе-уродливого, низенького, толстого, внушающего страх и отвращение». Богдан Кобулов работал в Грузии в органах госбезопасности с 1922 года, с 1931 - на руководящих постах, с декабря 1937 года - заместитель наркома внутренних дел Грузии, с сентября 1938-го - в центральном аппарате НКВД СССР, занимался вопросами экономической контрразведки, один из наиболее доверенных сотрудников Лаврентия Берии. С февраля 1941 года - заместитель наркома государственной безопасности СССР. Большинство российских исследователей оценивает деятельность Кобулова в Берлине отрицательно.

Отмечается, что он не имел опыта оперативной разведывательной работы, не владел языком страны пребывания, поэтому на встречу с агентами выезжал в сопровождении переводчика. В августе 1940 года он опрометчиво завербовал латвийского журналиста Орестеса Берлинкса, вхожего в МИД Германии, а на деле - агента Главного управления имперской безопасности «Петера». Это его штандартенфюрер СС Ликус снабжал «информацией», готовившейся нередко самим шефом нацистской дипломатии и согласованной с Гитлером. Уже после войны один из сотрудников Главного управления имперской безопасности Зигфрид Мюллер показал на допросе в СССР, что Ликус неоднократно ездил к Гитлеру с донесениями о ходе дезинформационной игры и тот нередко интересовался мельчайшими деталями общения «Петера» с Кобуловым. Самого Берлинкса советским спецслужбам, увы, поймать не удалось - ещё летом 1941 года немцы перебросили его для работы в Швеции, а после войны ему помогли избежать возмездия американцы. Умер он в конце 1970-х годов...

Некоторые отечественные исследователи осторожны в оценках Кобулова и его «игры» с латвийским журналистом. В частности, ставится под сомнение факт групповых выездов Кобулова он, охранник, переводчик на встречу с агентами из числа немцев.

После нападения Германии на Советский Союз сотрудники дипломатических корпусов в обеих странах были арестованы. Однако в июле 1941 года произошел взаимный обмен на советско-турецкой границе. Формально оставаясь на дипломатической службе, фактически он был лишен значимых постов, возглавив «Русский комитет». Участвовал в заговоре против Гитлера. Заговорщики видели в фон дер Шуленбурге будущего министра иностранных дел в обновленной Германии.

Добро пожаловать на сайт Федерального министерства иностранных дел

С первого же дня войны советское руководство стало предпринимать все возможное, чтобы ВСЕ советские граждане, оказавшиеся в Германии и оккупированной Европе, были возвращены на Родину. Ночью 22 июня 1941 года рейхсминистр Риббентроп вызвал чрезвычайного и полномочного посла СССР в Германии зова и зачитал меморандум Гитлера о том, что Советский Союз представляет угрозу для Германии. Судьба так называемой Советской Колонии стала предметом переговоров между СССР и Германией при посредничестве дипмиссий Швеции и Болгарии. В июле 1941 года на границе СССР и Турции состоялся обмен сотрудниками посольств (включая послов Владимира Деканозова и Вернера фон Шуленбурга) по принципу "все на всех" (около 1000 советских граждан в обмен на 140 граждан Германии). Советская карательная политика в 1941-1945 гг.(продолжение2). Владимир Георгиевич Деканозов – тогдашний посол СССР в Германии был расстрелян хрущевцами в декабре 1953 года.

Запись беседы между Риббентропом и советским послом в Берлине Деканозовым.

SHOT: В Москве в возрасте 100 лет умер советский дипломат Георгий Тер-Газарянц Гистограмма просмотров видео «Встреча Риббентропа И Посла Ссср В Германии Деканозова.
Советская дипломатия в годы войны Гистограмма просмотров видео «Встреча Риббентропа И Посла Ссср В Германии Деканозова.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий