СЫН ПОЛКА ГВАРДИИ РЯДОВОЙ СЕРЁЖЕНЬКА Серёже Алешкову было 6 лет, когда немцы казнили его маму и старшего брата за связь с партизанами.
«Это было недавно, это было давно»
История о волнующих и героических событиях, произошедших в жизни самого маленького солдата – героя Великой Отечественной Войны, шестилетнего Сережи Алешкова. На время начало войны Сереже Алешкову исполнилось только шесть лет. Сергей Андреевич Алёшков (Алёшкин) — участник Великой Отечественной войны, сын полка, воспитанник 142-го гвардейского стрелкового полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии.
Как воевал 6-летний Сергей Алешков в Сталинградской битве
Военная драма. Режиссёр: Виктория Фанасютина. Россия 1 Ещё больше новостей — в официальном телеграм-канале тульских «Вестей».
Алла Сурикова поблагодарила Губернатора Тульской области Алексея Дюмина за всемерную поддержку при создании фильма.
Татьяна Рыбкина отметила, что место для показа было выбрано неслучайно: после войны маленький солдатик Сережа окончил Тульское суворовское военное училище. После просмотра ребята смогли пообщаться с гостями в неформальной обстановке.
Осколком мины был ранен в ногу, попал в госпиталь. После лечения вернулся в полк.
Солдаты устроили по этому поводу праздник. Медаль «За боевые заслуги» Сережа Алешков получил за то, что спас жизнь своему названному отцу. Во время налета фашистов бомба завалила Михаила Воробьева в блиндаже комполка. И только Сережа видел, что он был в блиндаже.
Оглохший от взрыва, Сережа бросился к блиндажу и не своим голосом закричал: «Папка! Потом на помощь ему прибежали солдаты, а Сережа плакал, размазывая грязь по щекам. Командующий 8-й гвардейской армией генерал Чуйков, узнав о юном герое, наградил Сережу боевым оружием — трофейным пистолетом «вальтер». Фронтовая жизнь Сережи Алешкова закончилась для него в 1944 году на Висле.
По приказу командарма 62-й армии Василия Чуйкова, вместе с которым малец незадолго до прощания отплясывал «сесетку» слово «чечетка» не выговаривал , его направили в Тульское суворовское училище. Там сына полка сначала забраковали по здоровью и потребовалось вмешательство командарма. Впоследствии Сергей Алешков окончил суворовское училище и Харьковский юридический институт.
Владимир Путин дал указание увековечить память о юных защитниках Родины в монументальном искусстве. Голос ветеранов Великой Отечественной, давно выступавших с этой инициативой, благодаря поддержке со стороны Помощника Президента Владимира Мединского, был услышан. Мемориал «Сынам полков» вполне обоснованно должен был появиться там, где и располагался единственный в стране и на всем постсоветском пространстве Музей о юных героях Родины. То есть в Курске. В результате международного творческого конкурса, организованного РВИО, лучшим был признан проект московского скульптора Михаила Баскакова. И теперь вопрос увековечения памяти маленьких участников Великой Отечественной войны решился комплексно. Появление Мемориала в непосредственной близости от нового Музейного центра, как мощная реприза, усиливает значение малоизвестных страниц истории Великой Отечественной для общего дела сохранения памяти о событиях самой страшной и трагической войны XX столетия.
Факты об участии детей в Великой Отечественной долгое время не удостаивались должного внимания, а иногда и сознательно замалчивались. Но историческая справедливость восторжествовала. Как водится, у любой воплощенной идеи всегда есть свои вдохновители, которые, собственно, и дают ей крылья, чтобы она смогла долететь до людей, принимающих важные решения. Таким вдохновителем, стоявшим у самых истоков создания современной музейной экспозиции, стал советник Председателя Российского военно-исторического общества, Ростислав Игнатьевич Мединский. Человек, который принадлежит к поколению детей войны и знает о ней не понаслышке. Кому, если не ему, на своем детском опыте глубоко прочувствовавшему все тяготы военного времени, не знать, как сильно и страстно его ровесники хотели помочь красноармейцам, как отважно и стойко терпели испытания и делали все возможное, чтобы победить врага и изгнать нацистских преступников с родной земли. Во время работы над современной концепцией Музея, которая проводилась под руководством Ростислава Мединского, были открыты новые факты и свидетельства героических поступков юных защитников в годы войны. К сбору историй маленьких героев подключились все региональные отделения Российского военно-исторического общества, и более 40 из них прислали уникальные фотографии, рассказы и воспоминания очевидцев, предметы быта и артефакты. Ростислав Игнатьевич щедро делился собственными воспоминаниями, в том числе, как он, будучи совсем еще маленьким мальчиком, помогал разминированию освобожденных территорий. Невольно перед глазами возникает пронзительный образ ребенка, босиком бегущего по минному полю.
В шаге между жизнью и смертью… Согласно официальным данным, к этой опасной работе по разминированию в годы войны и в послевоенное время было привлечено порядка 46 тысяч подростков допризывного возраста. В Курской области на разминировании освобождённой территории работали более 4500 подростков. И это лишь один из примеров героического поведения юных защитников. Иными словами, вклад детей в Великую Победу — огромный! Как рассказал в процессе создания экспозиции Ростислав Мединский, в Великой Отечественной войне, согласно различным источникам, принимали участие более 400 тысяч детей и подростков: воспитанники воинских частей и соединений, юнги, медицинские сестры и санитары, партизаны и подпольщики, разведчики, связисты и многие другие. Они сражались с врагом на всех фронтах, освобождали страны Европы, штурмовали Берлин наравне со взрослыми воинами. И также, как взрослые, погибали. В тылу на детские плечи легла, порой непосильная, работа в промышленности и сельском хозяйстве. Только на полях колхозов и совхозов было задействовано более 20 млн детей и подростков!
Гвардии рядовой Серёженька - самый молодой солдат Великой Отечественной войны
Батя, держись Шестилетний боец стал любимцем всего полка. Он никогда не жаловался и не плакал, помогал старшим чем мог. Разносил почту, помогал на полевой кухне, подносил патроны и даже песни пел в перерывах между боями. Когда часть перебросили под Сталинград, где шли ожесточенные бои, мальчуган наотрез отказался отправляться в тыл.
Словно чувствовал, что для вновь обретенных товарищей и отца он будет полезен. Так оно и вышло. Однажды во время налета фашистской авиации бомба разорвалась рядом со штабным блиндажом.
Бревна разворотило, казалось, что внутри живых не осталось. Но Сережа не верил в гибель отца. Он скреб землю ногтями, пытался оттащить тяжелые поленья, прикладывал ухо и слушал.
Вокруг продолжали рваться бомбы и снаряды. Но во время минутного затишья Сережа услышал слабый стон. Рядом не было никого, бойцы залегли в дальнем окопе.
Шестилетний воин бросился туда по воронкам, не обращая внимания на свист снарядов. Он привел солдат, и пока те разбирали завал, стоял в стороне и плакал, размазывая грязь по лицу. Боевые товарищи едва ли не впервые видели его слезы.
Михаила Воробьева вытащили — контуженного, но живого. И тогда Сережа вытер последнюю слезинку и улыбнулся. Весть об истории спасения названного отца сыном полка разнеслась по всей армии.
В истощённом состоянии он был найден разведчиками 142-го гвардейского стрелкового полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии. Мальчика накормили, подлечили, сшили обмудирование. В то время М. Воробьёв ещё не имел собственной семьи, и создал её именно Серёжа. Он привёл к командиру медсестру из медсанбата Нину. Молодые люди полюбили друг друга и после войны поженились.
В начале ноября 1942 года Серёжа Алешков вместе с полком попал под Сталинград и стал самым юным участником Сталинградской битвы. Однажды Серёжа смог выследить гитлеровских разведчиков. Полк находился на марше. Серёжа находился вместе с бойцами, время от время посматривая в подаренный ему бинокль.
Это было в 1942 году во время боев на Козельском направлении.
Отправить малыша в детский дом не было возможности, и командир 142-го гвардейского стрелкового полка Митрофан Воробьев оставил его в расположении, понимая, что здесь ребенок будет сыт и одет. Позже он усыновил Сережу. Сыну полка справили настоящее солдатское обмундирование. Малец разносил в подразделения газеты и почту. Два года он прожил с солдатами.
Не раз серьезно помогал в борьбе с противником, был ранен, а однажды после бомбежки спас своего отца. Позже он поступил в Тульское суворовское училище, затем — в военное.
Когда в его края пришла война, то деревня стала базой партизанского отряда. Осенью 1942 года нацистские каратели за связь с партизанами казнили маму и старшего брата Серёжи.
Мальчишка-сирота убежал в лес и скитался там очень долго. Голодного, измученного и замёрзшего ребёнка нашли в калужских лесах разведчики 142-го гвардейского стрелкового полка, которым командовал майор Михаил Воробьёв. Наши бойцы перенесли измождённого мальчика на руках через линию фронта. Вот так Серёжа Алёшков и стал сыном полка.
Боец Алёшков на награждении отличившихся бойцов 142-го гв. Крайний справа - командир полка М. В блиндаже все словно онемели. Хотелось ринуться туда, к линии окопов, чтобы вцепиться в горло первому же попавшемуся фашисту.
Я подошел к нему, погладил по головке и спросил: - Как же звать тебя? С фамилией Серёжа чуть напутал, что выяснилось уже потом: на самом деле он был Алёшков. И его история была по тем временам обыкновенной. Приемные родители М.
Воробьев и Н. Бедова Молодой и неженатый командир полка Михаил Воробьёв стал для Серёжи вторым отцом. Кстати, спустя некоторое время он его официально усыновил. А вот вторую маму себе Серёжа выбрал сам.
Он сказал своему бате, что ему очень нравится медсестра тётя Нина, потому что она добрая и красивая. И пришлось тогда товарищу майору жениться на старшине медицинской службы. Вот так, с лёгкой руки ребёнка соединились две фронтовые судьбы, которые стали для Серёжи родителями и счастливо прожили всю жизнь. Серёжа носил бойцам почту и доставлял патроны.
А в перерывах между боями развлекал своих товарищей песнями и стихами. Про него даже сочинил стихотворение в 1942 году Василий Денисенков.
Авторизация
- Сережа Алешков: как сложилась судьба самого маленького солдата Великой Отечественной
- Содержание
- Юные герои войны. Серёжа Алёшков
- «Это было недавно, это было давно» — Газета «Калужская неделя»
История жизни самого юного сына полка Великой Отечественной Войны Сергея Алешкова
Собачушка в поле наутек, они — за ней. Сержант, к великой радости Сергея, не смог удержать упряжку за поводок. Поначалу казалась смешной картина: бежит маленькая собачонка, за ней во весь дух — упряжка мощных собак, а в тележке сияющий сын полка. А мчались они в сторону противника. Ничего уже нельзя было поделать. К счастью, к деревне подъезжал на мотоцикле мой адъютант Федор Орлов. Он бросился наперерез собакам. Сережа был спасен». Однажды Сережа пришел к артиллеристам и сказал, что видел двух мужчин, прятавшихся в скирде соломы.
Проверили, и действительно вырыли из соломы двух гитлеровцев с рацией, корректировавших огонь своих батарей. Он вообще не терпел ласку на людях. Был не по годам серьезен. Но и по-детски тщеславен. Считал себя не просто сыном заместителя командира полка, но и его адъютантом. А поскольку все адъютанты — офицеры, то Сережа и для себя потребовал офицерское звание. В шутку мы произвели его в младшие лейтенанты, выдали потом и соответствующие погоны по форме, когда они были введены. И мой названый сын каждое утро исправно являлся в штаб: докладывал, что прибыл для несения службы.
А раз на службе, то — различные, посильные для него поручения». При выполнении одного из таких поручений в ноябре 1942 года Сережу ранило в ногу во время бомбежки. Я уже был командиром полка. Осташенко, сменившего генерала Я. Фоканова, ставшего командиром корпуса. Мальчик не растерялся. Попросив у комдива разрешения, он обратился ко мне: - Товарищ гвардии майор, какое сегодня дадите задание? И спустя годы Федор Афанасьевич еще сомневался, не разыграли ли его тогда.
В боях гвардейцы поизносились, а дивизионное начальство не очень-то было щедрым. Но в ту минуту я совсем не думал о каком-то дипломатическом ходе. Просто как-то вырвалось само собой: - Отправляйтесь в пулеметную роту, проверьте состояние обмундирования и снаряжения. Пулеметчики были на отдыхе. Сережа обратился к их командиру Александру Мещерякову: - Постройте бойцов для проверки. Комроты хотел было все обратить в шутку. Рассмеялся, ласково привлек маленького солдата за плечи. Но Сережа решительно отстранился: - Я выполняю приказ командира полка.
Рота была построена. Сережа скомандовал: - У кого рваные сапоги — три шага вперед! Вышли вперед многие. Стольких не запомнишь. Чтобы никто не слышал, тихо спросил: - Скажи, ты писать умеешь? Получив утвердительный ответ, приказал бойцу: - Запиши фамилии… Когда Сережа возвратился, генерал Осташенко еще был у меня. А перед уходом все же сказал: - Давай, майор, свою заявку на обмундирование, так уж и быть подпишу». А 27 апреля 1943 года Федор Афанасьевич Осташенко вручил солдату Алешкову медаль «За боевые заслуги» — за спасение жизни командира полка.
Шел ему тогда седьмой год. Случилось так, что, когда Сережа с командиром шли на КП, неожиданно налетели «юнкерсы». А сам перебежками — к блиндажу. Только заскочил в него, как прямое попадание бомбы. Это, оказывается, видел Сережа. Самолеты еще не отбомбились, а он уже был на КП.
А боец Алёшкин стоял рядом и, не скрывая радости, ревел в три ручья. Когда ты теряешь уже второго отца, и твоё сердце от отчаяния стремительно проваливается в уже знакомую бездну, а потом взлетает ввысь, потому что на сей раз — счастье, он остался живой — разреветься немудрено. И уж конечно не стыдно, даже бывалому бойцу. Особенно в шесть лет. Боец Сережа Алёшков на награждении отличившихся бойцов 142-го гв. Крайний справа — командир полка М. Командир полка Михаил Данилович Воробьёв вспоминал: «Сережа едва стоял на своих тонюсеньких ножках и смотрел испуганно, умоляюще. В блиндаже все словно онемели. Хотелось ринуться туда, к линии окопов, чтобы вцепиться в горло первому же попавшемуся фашисту. Я подошел к нему, погладил по головке и спросил: — Как же звать тебя? И его история была по тем временам обыкновенной. Жил он с матерью и старшими братьями в глухой деревушке Грынь почти посередине между Калугой и Орлом, у границы с Тульской областью. Когда ему было 5 лет, началась война. Двое старших братьев пошли на фронт. Пришли немцы. Неизвестно, чем им не глянулся десятилетний Петя Алёшков, последний из Серёжиных старших братьев, но устанавливавшие в деревне новый порядок немецкие солдаты его убили.
Если бы не лесные ягоды, так бы там и сгинул; когда разведчики его нашли, он даже плакать не мог. Командир полка небезосновательно рассудил, что, хоть на фронте и опасно, но ребёнок окрепнет, будет сыт, одет, и под постоянным контролем старших. Сергей стал воспитанником полка термин «сын полка» войдёт в обиход позже, ближе к концу войны, видимо, с подачи писателя Катаева , в котором его невесёлую историю знали все. Лично, конечно, на передовой не сидел и по немцам не стрелял хотя и мечтал. Но балластом тоже не был: каждое утро являлся в штаб и докладывал о прибытии для несения службы. А дел было много, в том числе и тех, что ему по силам. Он носил бойцам почту и патроны, в перерывах между маршами и боями читал стихи, пел песни. И, думаю, укреплял боевой дух бойцов полка так, как просто не смог бы ни один замполит или заградотряд. После лечения — к радости всего полка вернулся к своим. А потом, когда закончилась Сталинградская битва, командир к немалой Серёжиной радости решил его усыновить. Вскоре у него появилась и новая мама — комдив разрешил подполковнику Воробьёву жениться на его избраннице, старшине медицинской службы Нине Андреевне Бедовой. За время боевых действий Сергей Алёшков был несколько раз ранен и несколько раз оказывался в опасных для жизни ситуациях. В конце концов в 1944 году из Польши по требованию командарма Василия Чуйкова он был отправлен в Тульское суворовское военное училище, где оказался самым молодым воспитанником. Юный суворовец Сережа Алешков, 1944г. Серёжа Алешков первый ряд, со значком гвардейца среди тульских суворовцев фото из газеты «Гвардеец» Серёжа Алешков с приёмной семьёй Алешков Сергей Андреевич, сын полка, и Воробьёв Митрофан Данилович, бывший командир 142-го гвардейского стрелкового полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии Сережа Алешков — шестилетний гвардеец 47 Гвардейской стрелковой дивизии. С оборотной стороны снимка имеется рукописная надпись: «Шестилетний гвардеец 47 гв.
В условиях позиционных боев они оказались просто незаменимы. В каждой упряжке было по четыре-шесть собак, возили они или тележку, оснащенную маленькими колесиками, или деревянный лоток в виде лодки с выпуклым дном. Использовался такой транспорт там, где на открытой местности нельзя было подъехать на лошади, а тем более на санитарной машине. Наши четвероногие друзья вывезли из-под огня сотни тяжелораненых. Наш полк получил десять таких упряжек. Их разместили в тылу полка, в деревне Булгаковке. Однажды сержант-инструктор вел по улице на поводке упряжку. Как мог Сережа пропустить такую чудесную возможность прокатиться! Получив разрешение сержанта, он завалился в тележку. И вдруг откуда ни возьмись на дорогу выскочила деревенская собачушка. Увидев чужака, собаки-санитары бросились на нее. Собачушка в поле наутек, они — за ней. Сержант, к великой радости Сергея, не смог удержать упряжку за поводок. Поначалу казалась смешной картина: бежит маленькая собачонка, за ней во весь дух — упряжка мощных собак, а в тележке сияющий сын полка. А мчались они в сторону противника. Ничего уже нельзя было поделать. К счастью, к деревне подъезжал на мотоцикле мой адъютант Федор Орлов. Он бросился наперерез собакам. Сережа был спасен». Однажды Сережа пришел к артиллеристам и сказал, что видел двух мужчин, прятавшихся в скирде соломы. Проверили, и действительно вырыли из соломы двух гитлеровцев с рацией, корректировавших огонь своих батарей. Он вообще не терпел ласку на людях. Был не по годам серьезен. Но и по-детски тщеславен. Считал себя не просто сыном заместителя командира полка, но и его адъютантом. А поскольку все адъютанты — офицеры, то Сережа и для себя потребовал офицерское звание. В шутку мы произвели его в младшие лейтенанты, выдали потом и соответствующие погоны по форме, когда они были введены. И мой названый сын каждое утро исправно являлся в штаб: докладывал, что прибыл для несения службы.
Сергей Алешков: самый маленький солдат Великой Отечественной войны
В Челябинской области Сергей Алешков служил в органах прокуратуры — в Уйском, Кизильском и Агаповского районах, после увольнения работал юристом в Челябинске. Чтобы воспитанники детского сада знали, помнили юного участника войны Сережу Алёшкова и брали с него пример, на территории учреждения был устроен мини-парк. На роль Сережи Шишкина, прототипом которого был Сережа Алешков, пробовались почти триста мальчишек. Маму и старшего брата Сережи Петра за связь с партизанами казнили. →Новости →Последние новости России на сегодня →Разорванное сердце гвардии рядового Сереженьки Алешкова.
Фильм «Солдатик» о Серёже Алешкове
самого юного творца великой победы на Волге. Нет сомнений, что подлинная история Серёжи Алёшкова и других сыновей полка затронет души и маленьких белгородцев, и их родителей. Сереже Алешкову было 6 лет, когда немцы казнили его маму и старшего брата за связь с партизанами. Алла Сурикова рассказала, что фильм основан на реальной истории самого маленького героя Великой Отечественной войны – шестилетнего Сережи Алешкова. Судьба Сергея Алешкова стала для меня историческим и духовным открытием.