Смотрите видео онлайн «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны» на канале «Йога с природой» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 9 ноября 2023 года в 16. Основной задачей тыла во время войны было обеспечение боеспособности армии – Самые лучшие и интересные новости по теме: Великая Отечественная война, СССР, Тыл на. Представляем Вашему вниманию презентацию «Советский тыл в Великой Отечественной войне», которая продолжает цикл выставок «Год Памяти и Славы. Всего в советский тыл удалось вывезти 1333 вагона с оборудованием автоматической блокировки, сигнализацией, связью. так высоко оценивал маршал Советского Союза, полководец Георгий Жуков вклад трудового фронта в разгром фашистских захватчиков в ходе.
Советский тыл в годы войны
Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы. Книга 1. Общие проблемы – На большом документальном материале показано огромное значение советского тыла в достижении победы в Великой Отечественной войне. Под руководством Павла Журбина женщины занимаются гуманитарной деятельностью. Самой младшей участнице волонтерского движения "Тыл фронту" 8 лет.
Советский тыл в годы Великой Отечественной войны
Почти целиком достались противнику и некоторые заводы. Часть ценного оборудования была утрачена. Однако, невзирая на чрезвычайно сложную обстановку, в которой приходилось проводить эвакуацию, из прифронтовой зоны во второй половине 1941 г. Наряду с перемещением на Восток промышленных предприятий, оборудования, рабочей силы с первых дней войны шла перестройка предприятий, выпускавших до 1941 г. На производство танков, например, были переведены заводы тяжелого машиностроения, тракторные, автомобильные и судостроительные предприятия, в том числе эвакуированные из прифронтовой зоны.
Так, при слияния трех предприятий — базового Челябинского тракторного, ленинградского Кировского и Харьковского дизельного был создан крупнейший танкостроительный завод — «Танкоград» в Челябинске. Уже в июне 1941 г. Из всех отраслей индустрии самый тяжелый урон понесла в начале войны металлургия. Выплавка стали и чугуна, выпуск проката черных металлов сократились более чем в три раза.
Была резко ослаблена сырьевая база отрасли: около 70 процентов добычи железной руды приходилось на долю оккупированных врагом юго-западных районов страны. В апреле 1942 г. Столь же сложная ситуация сложилась в угольной отрасли. В декабре 1941 г.
Основными производителями угля в стране должны были стать Урал, Кузбасс, Караганда. Возрастало значение месторождений Дальнего Востока и Печорского угольного бассейна. В целом по угольной отрасли спад производства был остановлен в марте 1942 г. Немаловажную роль сыграли восстановительные работы в начале 1942 г.
Чрезвычайные условия начального этапа войны не могли не сказаться на объемах военной продукции. Заметно возросшие в первые недели войны, они затем стали снижаться, и лишь в декабре 1941 г. В 1942 г. Со второй половины 1942 г.
К концу 1942 г. Основная часть вооружения была изготовлена на предприятиях Востока страны, превращенного в главный арсенал СССР. Удельный вес оборонных заводов, расположенных в Поволжье, на Урале, в Сибири, Казахстане и Средней Азии, повысился с 18,5 процентов в июне 1941 г.
Острота проблемы вынудила правительство попросить помощи у стран-союзников по антигитлеровской коалиции на трехсторонней конференции в Москве, проходившей в сентябре 1941 г. Советским людям более всего из ассортимента поставок запомнились мясные консервы. Их было поставлено в страну более 664 т. Ключевым поставщиком консервированного колбасного фарша и тушенки была фирма SPAM. Выпускавшиеся консервы упаковывались в полукруглые или квадратные жестяные банки с ключом-открывалкой. Консервы, не пользующиеся особым спросом в Соединенных Штатах, прекрасно реализовывались в ходе войны, получив мировую известность. Их отправляли в виде продовольственных поставок «от союзников», включали в состав пайков бойцов армии США.
Для англичан консервы из Америки стали основным мясным блюдом в годы войны. В СССР до войны существовало налаженное производство тушенки, производившейся по особой рецептуре. Но в 1931-1933 гг. Это привело к тому, что накопленного запаса, не начнись война, хватило бы надолго. К 1943 г.
Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия» Создан при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Все права защищены.
В Самарском университете открылась фотовыставка о труде советских людей в тылу Официальный постер выставки Читать в Телеграм Фотоэкспозиция мультимедиа-проекта "Освобождение. Путь к Победе", рассказывающая о труде молодых людей в тылу в военное время, начала работу в Самарском госуниверситете. Она продлится до 30 июня.
Хроника Великой войны.
В первую очередь сообщалось о невыразимой радости и счастье, которые испытывают жители Польши во время прихода советских войск: «Какими словами передать восторг и радость крестьян Западной Украины, встречающих наши части! Взрослые и дети обнимают и целуют бойцов и командиров, и каждый крестьянин хочет оказать какую-нибудь помощь Красной армии. Близ Ровно, когда командир танка тов. Геращенко поблагодарил крестьян за помощь, крестьянин Марчан обнял его и крепко поцеловал… В местечке Корец навстречу частям Красной армии вышло все население от малых детей до стариков. В руках у многих хлеб, живые цветы, некоторые несут вырезанные из газет портреты товарища Сталина. Шестидесятилетняя старушка Баранова, вышедшая навстречу бойцам с красным флажком, еле сдерживая радостное волнение, сказала: — Настал конец нашей бедности и обездоленности. Мы, жители Западной Украины, благодарны Красной Армии, которая освобождает нас от угнетения, от произвола польских панов. Да здравствует Красная Армия! Попутно пропаганда подчеркивала, что все это не просто освободительный поход, а самая настоящая война: «Три часа шел ожесточенный бой с поляками за разъезд Житочное. И вот командир роты коммунист А. Сорокин крикнул: «Вперед!
За Сталина! В результате стремительной атаки польские солдаты разбежались…» Ну и еще одним, так сказать, трендом стали «фронтовые» поездки 1-го секретаря ЦК Компартии Украины и по совместительству члена Военного совета Украинского фронта Никиты Хрущева: «17 сентября тов. Хрущев посетил Подволочисск и селение Каменка, где был радушно встречен ликующим народом. Хрущев беседовал с жителями Подволочисска и Каменки, которые спрашивали о жизни в Советском Союзе и выражали горячую благодарность советскому народу за освобождение их от гнета польских панов… Товарищ Хрущев посетил города Дрогобыч, Борислав… Товарищ Хрущев посетил нефтеперегонный завод и договорился с рабочими о том, как быстрее восстановить производство…» В общем, всюду, и тут и там, посланец Сталина товарищ Хрущев в первых рядах «освобождал» Польшу. Кстати, в некоторых поездках Никиту Сергеевича сопровождал и сам командующий Украинским фронтом командарм 1-го ранга Семен Тимошенко: «Товарищ Хрущев побеседовал с крестьянами о трудной жизни при польских панах… Везде беседы товарища Н. Хрущева и С. Тимошенко с населением заканчивались приветственными лозунгами и радостными возгласами ликующего населения…» Оно и понятно, в это время командарму больше и делать-то было нечего, никакого организованного сопротивления польская армия не оказывала. По иронии судьбы Хрущеву и Тимошенко еще придется повоевать вместе. Апофеозом деятельности их тандема станет харьковский разгром мая 1942 года, фактически открывший немцам дорогу к Волге и Кавказу. Но до тех событий еще было далеко, а пока товарищи Хрущев и Тимошенко «радостно» разъезжали по городам и весям Восточной Польши.
Вообще, интересная была штука эти «пакты о ненападении». В полдень 17 сентября 1939 года товарищ Молотов фактически торжественно объявлял народу о том, что СССР нарушил советско-польский договор о ненападении от 25 января 1932 года, который действовал до конца 1945 года. Ну а менее чем через два года он же и тоже в полдень, только не столь торжественно, объявил, что нынче уже Третий рейх вероломно нарушил советско-германский пакт о ненападении от 23 августа 1939 года. Собственно, именно тогда и закончилось то самое всеобщее «веселье»… Мир менялся на глазах Прошел год. За это время с карты Европы фактически исчезло множество государств. Страны, еще не так давно смеявшиеся над Третьим рейхом и «Советами», подписывавшие всевозможные договора и пакты, попросту перестали существовать. Мощь Германии росла на глазах, по сути, у Гитлера остался всего один серьезный противник — Великобритания. Ну а на востоке Советский Союз только что пополнился несколькими новыми республиками. Старый мир рушился буквально на глазах, и происходившее порой напоминало сюжет какой-нибудь популярной фантастической повести вроде «Гиперболоид инженера Гарина» или «Война миров». Примерно так можно охарактеризовать события, происходившие осенью 1940 года.
Советские газеты в это время чуть ли не ежедневно публиковали речи фюрера! Гитлер подверг резкой критике английскую военную пропаганду, которая каждое поражение Англии пыталась изобразить как успех и победу. Так, говорит Гитлер, бегство из Дюнкерка, которое англичане изображали как величайшую победу, является, с нашей точки зрения, позорнейшим поражением. То же самое, сказал он далее, английская пропаганда говорила и во время военных операций в Польше, Норвегии и, наконец, во Франции. Попутно газеты смаковали подробности начавшихся массированных налетов люфтваффе на Лондон и немецкие комментарии, что это лишь «возмездие» за британские бомбардировки мирных немецких городов. Налеты нашей авиации на особо важные объекты Лондона, начавшиеся в ночь на 7 сентября, продолжались более крупными силами днем и в ночь на 8 сентября, — сообщало ТАСС. Рейхсмаршал Геринг лично руководит всеми операциями из Северной Франции. Производя непрерывные налеты, германские самолеты сбросили на портовый и промышленный район Темзы более 1 млн различных бомб». Не менее пафосными были сообщения ТАСС в последующие дни. Печать подчеркивает, что усиление воздушных нападений на Лондон является новой фазой дальнейшего развития войны между Германией и Англией», — сообщало агентство 10 сентября.
Примечательна также перепечатанная большинством советских газет заметка под названием «Перелет польских летчиков на сторону немцев»: «Во время воздушной атаки на Берлин один из английских самолетов, участвующих в налете, удалился в сторону и затем неожиданно стал связываться по радио с варшавским аэродромом, где он вскоре приземлился. Оказалось, что экипаж состоял из польских летчиков армии Сикорского, которые заявили, что они нарочно добились участия в налете на Берлин, чтобы вернуться на родину, и что они готовы сообщить немцам все военные сведения, им известные, об английской армии, если только их отпустят на свободу. Германские власти на это согласились». Подобные «сенсации» имели как бы двойное назначение. С одной стороны, показать, что со стороны британцев в войне участвует всякий «сброд», с другой, показать общественности, что даже в оккупированной немцами части Польши полякам живется не так уж плохо. И они бегут туда из пока еще свободной Англии! Также характерно, что британские официальные сообщения тоже печатались во всех газетах, чтобы у читателей возникало ощущение некой объективности. Однако германские сводки и речи Гитлера всегда ставились первыми и приводились более подробно. Так что опровержения «оппонентов» выглядели не очень убедительно и порой даже смешно. Очевидно, что на сей счет все советские СМИ имели четкие и недвусмысленные инструкции, каким образом надо освещать события войны.
Среди прочего советские газеты напечатали и разговор фюрера с рейхсмаршалом Герингом: «В Англии заявили, что война будет продолжаться три года, что Англия уже сейчас делает ставку на трехлетнюю войну. Я сказал тогда рейхсмаршалу: «Геринг! Готовь все на 5 лет! Однако, заявил Гитлер, что бы ни случилось, Англия будет разгромлена». Также газеты писали о том, что Германия неоднократно выступала с разными «мирными инициативами», однако теперь единственный выход — «устранение режима поджигателей войны». В тот момент «пророчеству» Гитлера о том, что война продолжится 5 лет, никто конечно же не придал никакого значения. Как говорил голос за кадром в фильме «Семнадцать мгновений весны», народ тогда еще не знал того, что так оно и будет, как и того, что всего через год скрываться в убежищах будут уже жители Москвы, Ленинграда, Киева и других городов… Ну а в тот момент страна все еще продолжала жить гигантоманскими планами. В центре Москвы на месте взорванного храма Христа Спасителя уже вовсю возводился огромный Дворец Советов, который, по замыслу архитекторов, должен был стать крупнейшим зданием всего мира. В Советском Союзе тех лет любые «мегапроекты» были в приоритете. В то время как большая часть населения ютилась в бараках, «засыпушках» и старых домах, отнятых у капиталистов, страна не щадила сил и средств на помпезные дворцы труда, циклопические здания управлений НУВД и высоченные памятники Ленину и Сталину.
Осень 1940 года не стала исключением. В прессе был опубликован проект, подготовленный группой инженеров-экономистов Академии наук во главе с инженером Комаровым. Согласно ему в СССР планировалось построить новую железнодорожную сеть, связывавшую производительные районы страны широтными и меридиональными магистралями «первостепенного значения». Этот план, конечно же, был невероятно грандиозным и, как и все подобные проекты тех лет, буквально поражал воображение обывателя! Одних только огромных паровозов требовались тысячи и тысячи. Последний проект наиболее примечателен тем, что первая точка в духе времени была указана обтекаемо.
Ввод в действие алюминиевых заводов в Свердловской и Кемеровской областях обеспечил рост производства алюминия, остро необходимого авиационной промышленности. Уже в 1943 г. Мощность всех электростанций к 1945 г. Ускоренное развитие тяжелой индустрии обеспечивало стабильность всех отраслей народного хозяйства, рост производства вооружения и боевой техники. Ведущую роль при этом играло машиностроение. Главным арсеналом фронта стали восточные районы страны. Валовая продукция их промышленности в первой половине 1945 г. Особое место в достижении этих результатов принадлежит труженикам Урала, ставшего основной базой снабжения страны металлом и другой промышленной продукцией. Его заводы в 1942 - 1943 гг. Благодаря вступлению в строй действующих крупных эвакуированных и вновь построенных заводов мощности машиностроения и металлообработки увеличились в несколько раз. На уральских предприятиях производилась Уз продукции машиностроения и металлообработки. Каждый второй снаряд, выпущенный по врагу, делался из уральской стали28. Краткая история. Уже в 1942 г. СССР превзошел фашистскую Германию по производству боевых самолетов в 1,9, танков и САУ - в 3,9, орудий всех видов и калибров - в 3,1, винтовок и карабинов - в 3 раза. Больше было выпущено и боеприпасов. В 1943- 1944 гг. Выпуск танков и САУ в 1944 г. Всего за время войны промышленность СССР дала фронту 102,8 тыс. Советские Вооруженные Силы получили за годы войны более 10 млн. Советскому тылу удалось добиться не только значительного роста производства вооружения, но и повышения его качественных характеристик. За годы войны в серийное производство поступило 25 новых моделей самолетов включая модификации и 23 типа авиационных двигателей. Военная экономика страны работала с высокой эффективностью и производительностью. Выплавляя примерно в 3 раза меньше стали и добывая почти в 5 раз меньше угля, чем фашистская Германия с учетом ввоза из оккупированных стран, присоединенных территорий, а также импорта , СССР в годы войны создал почти в 2 раза больше вооружения и боевой техники. В результате непрерывного совершенствования производства с мая 1942-го по май 1945 г. Рост производительности труда обеспечивался как путем увеличения выработки в единицу рабочего времени - за счет рационализации производства, так и путем увеличения рабочего времени - за счет сокращения его потерь и увеличения сверхурочных работ. Только в 1944 г. Наряду с ростом производительности труда существенно снизились затраты при выпуске важнейших видов вооружения. Экономический эффект от снижения себестоимости военной продукции за 1941 - 1944 гг. Только за счет экономии материалов и денежных средств танковая промышленность дала фронту за последние три года войны свыше 25 тыс. Характерно и то, что в расчете на 1 млн. Таким образом, советская экономическая система в годы военных испытаний продемонстрировала явное преимущество, практически доказав свою высокую эффективность, способность рационального использования всех видов ресурсов, полной мобилизации всех элементов социалистического расширенного воспроизводства на достижение конкретной задачи в экстремальных условиях. Горбачев на торжественном собрании, посвященном 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Война потребовала героических усилий от работников сельского хозяйства, призванных обеспечить фронт и тыл достаточным количеством продовольствия, а промышленность - сырьем. Это была задача важнейшего экономического и политического значения. Решалась она в сложнейших условиях. С началом войны численность трудоспособного населения в деревне резко сократилась. Сотни тысяч колхозников были мобилизованы в Действующую армию. Сельские труженики стали работать на заводах, фабриках и шахтах. В Красную Армию были взяты лошади, большая часть автомобилей, мощные дизельные тракторы. Все острее ощущался недостаток горючего. Но и в этих условиях социалистическая система сельского хозяйства выстояла37. Необходимость снабжения армии и населения продовольствием со всей остротой поставила задачу развития сельскохозяйственного производства в тыловых районах - в Центре, Поволжье, Закавказье, Средней Азии, Казахстане, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Посевные площади в этих районах увеличились в 1942 г. Общая площадь посева в колхозах выросла с 62,6 млн. Расширены были посевы сахарной свеклы и масличных культур в Сибири, Казахстане и Средней Азии. Прирост посевов технических культур в 1942 г. В колхозах восточных районов площади под картофелем и овощами в 1942 г. Важную роль сыграло увеличение доли посевов озимых в общей площади зерновых культур: в 1942 г. Рост площадей под озимыми позволил в значительной мере возместить недостаток рабочей силы, тягла и техники39. Им принадлежала большая роль в увеличении продовольственных ресурсов страны, снабжении рабочих и служащих сельскохозяйственными продуктами, прежде всего картофелем и овощами. В 1942 г. Были значительно расширены посевные площади подсобных хозяйств при промышленных и транспортных предприятиях - с 1,4 млн. С целью обеспечения своевременного проведения всех сельскохозяйственных работ в начале 1942 г. В результате общая выработка трудодней в колхозах на одного трудоспособного поднялась с 254 в 1940 г. Были приняты меры по максимальной мобилизации трудоспособного населения, не занятого общественным трудом в городе и деревне. В апреле 1942 г. В том же году в прополке сельскохозяйственных культур и уборке урожая участвовало уже свыше 4 млн. В связи с резким сокращением в сельском хозяйстве численности трудоспособных мужчин главной силой в колхозах, совхозах и МТС стали женщины. Они возглавляли колхозы, руководили бригадами и звеньями, животноводческими фермами. С 1943 г. Это стало возможным в результате осуществления срочных мер по восстановлению и развитию сельского хозяйства44. Жизненно важное значение для победы над врагом имела организация бесперебойной работы транспорта. Он сыграл решающую роль в успешном перебазировании производительных сил на восток, с честью справился с не менее трудной и сложной задачей переброски войск и грузов на фронт, с обеспечением нужд военной экономики. Транспортные коммуникации, будучи одним из важнейших материальных факторов войны, с первых дней фашистской агрессии стали объектом ожесточенных налетов вражеской авиации. Временная оккупация части советской территории привела к уменьшению протяженности железнодорожной сети. В первые полтора военных года значительно сократился локомотивный и вагонный парк железных дорог, число самоходных и несамоходных речных и морских судов. Это потребовало перестройки работы всей транспортной сети страны, в особенности железнодорожного транспорта. Только за период до 1 августа 1941 г. Одновременно в огромных масштабах осуществлялась переброска грузов и людей на восток. С июня 1941 г.
Все права защищены. Условия использования информации.
Доля женщин среди квалифицированных рабочих в конце 1942 г. Трудовой героизм проявила советская молодежь. В годы войны подростки, пришедшие на производство, заменили ушедших на фронт взрослых. Во втором полугодии 1941 г. Доля рабочих и служащих в возрасте до 18 лет в промышленности возросла в 1942 г. На третьем году войны молодежь в различных отраслях промышлен- 56 Капитальное строительство в СССР, с. Советская экономика: достижения, проблемы, перспективы. Хроника событий и фактов. Учащиеся системы трудовых резервов, еще только осваивавшие профессию, в 1941 г. Наиболее напряженное положение с кадрами военной экономики сложилось в 1942 г. В этих условиях огромное значение имело распределение и перераспределение имевшихся и дополнительно привлекавшихся трудовых ресурсов. Несмотря на значительное сокращение общей численности рабочих и служащих, доля промышленных рабочих и служащих в 1943 г. Значительным было и перераспределение трудовых ресурсов по экономическим районам страны. Если в 1943 г. Это привело к резкому изменению доли рабочих и служащих промышленности восточных районов по отношению к общей численности рабочих и служащих в промышленности всей страны. Большую роль в этой работе сыграл Комитет по учету и распределению рабочей силы. Он и его органы на местах с 1942 г. Необходимо было не только организовать значительное пополнение рабочей силы, но и обеспечить военную экономику кадрами соответствующей квалификации. Эта задача также была успешно решена партией и правительством. Достаточно сказать, что за 1941 - 1945 гг. Государство принимало меры, чтобы обеспечить подготовку специалистов для фронта и тыла. Работа высших и средних специальных учебных заведений была подчинена требованиям военного времени. В содержание обучения и номенклатуру специальностей были внесены необходимые изменения. Сократились сроки обучения, хотя ра- 61 История второй мировой войны 1939 - 1945. Главной особенностью этого периода стало совмещение учебы с постоянной работой на производстве. Проходя практику в учебных мастерских, студенты выполняли оборонные заказы. За 1941 -1945 гг. Благодаря этим мерам все важнейшие отрасли военной экономики были в основном обеспечены квалифицированными кадрами. Характерно, что численность специалистов с высшим и средним специальным образованием в 1942 - 1945 гг. Массовый героизм, вклад тружеников тыла в общенародную борьбу против фашизма находил свое выражение в новых формах организации труда на основе социалистического соревнования. Трудящиеся города и деревни с первых дней войны развернули соревнование под лозунгом: "Работай за себя и за ушедшего на фронт! Стахановские методы труда активно использовались в движении двухсотников, трехсотников, тысячников, многостаночников, в комсомольско- молодежных фронтовых бригадах и в других коллективных и индивидуальных формах всенародного соревнования. Когда нужно было выполнить особо важные и срочные военные заказы, широко использовались такие формы коллективной стахановской работы, как фронтовые вахты, фронтовые недели и декады. Люди работали по 12 - 14 час, а иногда и более. В мае 1942 г. В соревнование включились предприятия более 20 наркоматов. Участники социалистического соревнования а только в промышленности к концу 1944 г. Вся страна знала имена героев трудового фронта - стахановцев и ударников, горячий патриотизм которых емко выражался в лозунге: "Все для фронта, все для победы! В конце 1943 г. По инициативе ЦК ВЛКСМ началось Всесоюзное социалистическое соревнование комсомольско-молодежных бригад - новой организационной формы коллективного соревнования. При этом, если в 1942 г. Они объединяли более 1 млн. Социалистическое соревнование за высокую производительность труда было тесно связано с широким движением рационализаторов и изобретателей в промышленности вооружения, например, в 1942 г. В годы войны рационализации и изобретательству уделялось постоянное внимание: проводились месячники по сбору рационализаторских и изобретательских предложений, конкурсы на наиболее эффективное изобретение и рацпредложение, общественные смотры. В результате промышленность с каждым месяцем давала фронту все больше танков, самолетов, артиллерийских орудий, минометов, автоматов, боеприпасов73. В военное время неизмеримо повысилась ответственность руководящих кадров, специалистов за решение хозяйственных вопросов. Усиление централизованного планирования сочеталось с широкой инициативой, предприимчивостью, а порой и целесообразным риском в условиях, когда фактор времени имел решающее значение. В годы войны с особой силой проявилась замечательная черта наших кадров, воспитанных партией: опираясь на массовый трудовой героизм, находить оптимальные решения. Вот одна из характерных ситуаций военных лет. Осенью 1941 г. Положение становилось катастрофическим. Подекадную выдачу мизерных доз бензина пришлось производить только для автотранспорта, развозившего хлеб. Даже пожарные машины стояли без горючего, их команды по вызову выходили пешком. Электроэнергия в жилые дома не подавалась - ее едва хватало для нужд военного производства. Для освещения жилищ нужен был керосин, но первая выдача его по 0,5 л на человека состоялась только в феврале 1942 года. Был лишь один выход - проложить трубопровод по дну Ладожского озера. Идея столь же очевидная, сколь и трудноосуществимая. Группа специалистов - военных инженеров настаивала на немедленной разработке проекта. Дело было заманчивое - трубопровод, укрытый от обстрелов и бомбежек, мог действовать в любое время года. На Ижорском заводе, откуда еще в середине сентября наиболее ценное оборудование, в том числе и трубопрокатный стан, было вывезено, в течение нескольких дней рабочие пересмотрели штабеля и отобрали около 1 тыс. Под огнем немцев их вывезли к месту строительства. Весной 1942 г. И вскоре нефтепродукты, так нужные городу, пришли сюда по трубам, проложенным по дну Ладожского озера74. Большой вклад в обеспечение обороноспособности страны внесли ученые. Благодаря усилиям ученых, конструкторов, инженеров, рабочего класса наша армия была оснащена самыми совершенными видами оружия и боевой техники. Ученые активно участвовали в идейно-политической работе на фронте и в тылу, в разоблачении человеконенавистнической идеологии фашизма"75. Академия наук СССР располагала к началу войны мощной научно- производственной базой. Перестройка научной работы на нужды фронта и тыла проводилась в сложных условиях эвакуации. Уже с первых дней войны существенные изменения произошли в организации научных исследований и управлении ими. Был создан ряд региональных и специализированных научных комиссий, которые сосредоточивали усилия ученых на решении отдельных военных и хозяйственных проблем. К началу июля 1941 г.
Зал № 5 Коренной перелом в ходе войны. Советский тыл
Сурский и другие оборонительные рубежи: подвиг тружеников тыла как мерило понимания советской эпохи. Советское правительство понимало, что победа будет достигнута не только винтовкой солдата, но и наличием материальных ресурсов страны и героическим подвигом тружеников тыла. Советский тыл в годы Второй мировой войны обложка книги 55 %.
11.3. Советский тыл в годы войны
И тыл стал фронтом Выставка, посвящённая эвакуации промышленности и организации массового производства техники и вооружений во время Великой Отечественной войны. В труднейших условиях долгого пути в советский тыл этот мужественный коллектив сохранил жизнь всем детишкам и благополучно доставил их на Урал. 4 мая 2023 года в Дальневосточной государственной академии физической культуры проходила работа круглого стола «Советский Дальний Восток в 1941-1945 гг.: фронт и тыл. Российская армия нанесла мощный удар по украинским военным тылам. Всемерная помощь советских людей Красной Армии выражалась не только в самоотверженном труде в тылу, но и в многочисленных патриотических починах.
Поставки от союзников
- Фотовыставка "Освобождение. Путь к Победе. Тыл" открылась в Самаре
- Советский тыл на завершающем этапе войны
- История советского тыла
- Своих не бросаем! Тюменский тыл в Великую Отечественную войну
Главный снабженец всех фронтов
Книга 1. Общие проблемы – На большом документальном материале показано огромное значение советского тыла в достижении победы в Великой Отечественной войне. Советская культура в конце 20-начале 30 гг. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. 33. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. В конце августа 1939 года все советские газеты опубликовали поистине сенсационную новость о подписании советско-германского договора о ненападении.
Главный снабженец всех фронтов
Помогали нам все — материально и морально». Ульяновск, 1943 г. В конце октября в Саратове по инициативе местных жителей развернулось мощное массовое движение «Создадим фонд помощи эвакуированным! В сельской местности эвакуированным выделяли участки земли в личное пользование. Особое внимание было детям. Их вывезли прямо из летних лагерей, санаториев, дачных мест. И они сразу осиротели, потеряв всякую связь с родителями, даже не зная, где они. В ноябре 1942 года в тыловых районах было размещено 153 детских учреждения из Беларуси с общим числом более 30.
ЦК Компартии Беларуси и белорусское правительство в годы войны находились в Москве. Их представители практически не покидали области, где была наибольшая концентрация белорусского населения. Они приезжали с проверками, различными поручениями, контролируя жизнь и условия своего населения. За годы эвакуации в Куйбышевской области побывало с такой инспекцией 17 уполномоченных, в Татарстане — 15, в Саратовской области — 13… Бывший бригадир тракторной бригады совхоза «Путь к социализму» Гомельского района, впоследствии депутат Верховного Совета БССР М. Мормукова, работавшая в годы войны в Пензенской области, вспоминала: «…Паек выделили скудный — 8 кг хлеба на месяц, 2 куска мыла, соль, спички — и живи как знаешь, ни топлива, ни одежды, ни жилья. Мы, белорусские девчата, трактористки, выехали, в чем стояли — много ли возьмешь с собой в эвакуацию? Работали круглые сутки, часто спали прямо за рулем… И вдруг узнаем, что приехал уполномоченный от нашего белорусского правительства, товарищ Приставка.
Созвал он нас, выслушал, все записал, а потом такой нагоняй дал — председателю и сельсовета, и колхоза. И в районе шум поднял. Сразу к нам отношение изменилось... Многие женщины не имели никакой специальности. А время не ждало, их надо было срочно обучать рабочим профессиям и ставить к станкам. Эта проблема в советском тылу стала одной из ключевых. И решать ее старались быстро и оперативно.
Как и перевод всего народного хозяйства на военный лад. Уже в ноябре 1941-го из 12. В Тамбовской области работали курсы по подготовке медсестер для госпиталей — в три смены, без выходных; в Пензенской и Саратовской областях — по подготовке водителей и связистов; подростки зачислялись в фабрично-заводские и ремесленные училища. Враг приближался к Москве. И вся жизнь советского тыла определялась одним-единственным желанием — остановить фашистов любой ценой. День и ночь, бесперебойно, круглые сутки советский тыл делал все, чтобы как можно быстрее снабжать свою армию всем необходимым: от танков, боеприпасов, вооружения до обмундирования, продовольствия и медикаментов. Трудящиеся Белоруссии — фронту Из 124 белорусских предприятий, выехавших в советский тыл, 119 были благополучно доставлены по назначению судьба остальных неизвестна, скорее всего, их разбомбили по дороге.
Процесс размещения белорусской промышленности проходил в тылу по-разному. Евстигнеева, речицкая фабрика «10 лет Октября» и др. В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны в экспозиции, посвященной эвакуации из Беларуси в 1941-м, ярко и достоверно отражена эта трагическая, но богатая на подвиги страница прошлого нашего народа. Вторая группа — 96 предприятий — размещалась на местных производствах, родственных по специализации, и практически сливалась с ними в одно производство. Если местная база была достаточно развита, то оборудование и кадровый состав прямо с первого дня включались в работу для фронта, параллельно ведя монтаж своего оборудования. Именно так сложилась судьба станкостроительных заводов Беларуси: витебских — им. Кирова в Чкалове, им.
Коминтерна в Саратове, им. Третья группа — 4 предприятия, которые слились с оборудованием родственных заводов из Москвы, Ленинграда и других крупных городов. В этом случае возникало, по сути, совершенно новое оборонное производство. Так, Гомельский станкостроительный завод им. Кирова, прибыв в Челябинск, был слит с оборудованием станкостроительных заводов из Ленинграда и Киева; Могилевский завод авиационного моторостроения, прибыв в Куйбышев, был слит с оборудованием заводов из Днепропетровска и Москвы. Курган Урал в конце августа. Площадь, на которой надо было разместить 1200 вагонов станков и оборудования, принадлежала местному заводику, производившему сепараторы для молока, и была в 70 раз меньше, чем довоенная площадь белорусского гиганта.
Поэтому сразу заводу было выделено дополнительно еще 50 гектаров земли. Разгружали оборудование вручную — станки, инструменты, оснастку, готовую продукцию и прочие материалы… Значительное количество оборудования размещали под открытым небом. Прямо по земле прокладывали кабели и подключали станки. Монтажные бригады П. Майсака, И. Брозмана и других наскоро сооружали легкие навесы. Работы шли круглые сутки.
Люди забывали о нормальном сне, о пище, по 5 — 6 смен не покидая своего места. Инженеры становились бетонщиками, монтажниками, токари и фрезеровщики — землекопами. К концу октября основные монтажные работы были завершены. В немыслимо сжатые сроки были полностью запущены механический, литейный, кузнечный, деревообрабатывающий цехи, заново построены модельный, обрубочный, транспортный, проложена узкоколейка, оборудована трансформаторная подстанция. В этой титанической работе люди проявляли подлинный героизм. Так, бригада электриков во главе с И. Козятниковым выполнила монтаж самого крупного блока за одну неделю, тогда как в мирное время такой объем выполняли обычно за 30 рабочих дней; конвейер завода был смонтирован за 35 дней, тогда как в мирное время на это уходило не менее 3 месяцев.
По 3 нормы за смену выполняли сверловщик Перемышев, токари Акулов, Мосунов, Шиляев, кузнец Лосев и многие, многие другие. По указу Президиума Верхового Совета СССР за такой героический самоотверженный труд большая группа работников завода получила награды и премии — директор завода А. Генкин, мастер В. Нарбутович, слесарь П. Майсак, токарь М. Котликов, штамповщица Т. Шулякова, формовщик С.
С его прибытием смогли приступить к ремонту паровозов мощных серий. Но размещение белорусского гиганта было невероятно трудной проблемой для всех — и самих гомельчан, и местного руководства. Разместить все сразу не позволяли имевшиеся площади. Уфимский завод уже работал на фронт полным ходом. Поэтому часть наших людей сразу включилась в его напряженный ритм, другие продолжали свозить и монтировать свое оборудование, третьи занимались строительством, расширяя имевшиеся цехи, и т. Один из старейших работников завода, Борис Антонович Дворников, вспоминал: «Условия для нас в ту первую осень были просто немыслимые… Климат непривычный, суровый... Куда ни повернись — горе, слезы, похоронки, лишения… Настроение тяжелое — немец у самой Москвы… Высокий профессиональный уровень отличал работу гомельских мастеров-паровозников М.
Жихарева, А. Кричевцова, П. Кочицкого, В. Болвака, К. Злотникова, К. Козловского, С. Сукалинского, С.
Маслюкова, братьев Петра и Алексея Лизуновых… Несмотря на самый разгар монтажно-пусковых работ, уфимский завод уже к ноябрю 1941 года перевыполнил свою первую оборонную программу и вошел в число лучших по наркомату путей сообщения СССР! В предельно короткий срок было смонтировано и запущено в работу оборудование Могилевского моторостроительного завода в Куйбышеве, который совместно с московским и днепропетровским заводами разворачивал новое оборонное производство прямо под открытым небом, на так называемой Безымянке, огромном пустыре за городом. Первые 200 белорусских вагонов стали прибывать уже в конце июля. А семья моя из 6 душ: я, жена и четверо малышей. Хлеб по карточкам, на вес золота, картошка тоже. Дров практически нет. Да и одежды почти никакой… Помню, монтаж мы заканчивали уже глубокой осенью.
Грязища по колено. Холод, ветер, дождь! Встаешь на работу затемно, похлебаешь пустой баланды, пожуешь пару картофелин, всунешь в узелок пару луковиц, 300 г хлеба остальные 500 — детям! Пешком 8 км по бездорожью. Пока доберешься — еле живой от холода…» Вокруг кипела стройка — не было ни стен, ни крыши, а станки обрастали оснасткой. Самоотверженно, не думая о себе, трудилась бригада Ф. Райкова, токари И.
Баландин, М. Лопаткин, Ф. Короткевич, Б. Щерба, Ш. Приборкин, шлифовальщик М. Коробушкин, слесари Я. Эйгер, П.
Крутиков, контролер И. Худой, осунувшийся, с покрасневшими от бессонницы глазами, он казался мне в те дни отлитым из железа — так велика была воля этого человека. Подойдешь, бывало, к нему, хлопнешь по плечу: «Иди, отец, поспи хоть часок…», а он только отмахнется в ответ, словно от назойливой мухи, дескать, уйди, не мешай». Вместе с оборудованием завода «Гомсельмаш» прибыло 290 кадровых рабочих, 135 инженерно-технических работников и 43 служащих. Заводы объединены в одно предприятие «Уралсельмаш». Завод получил задание организовать выпуск мин и минометов. Фронт и тыл едины В невероятно тяжелых условиях была смонтирована и запущена Витебская оптическая фабрика.
Благодаря вступлению в строй действующих крупных эвакуированных и вновь построенных заводов мощности машиностроения и металлообработки увеличились в несколько раз. На уральских предприятиях производилась Уз продукции машиностроения и металлообработки. Каждый второй снаряд, выпущенный по врагу, делался из уральской стали28. Краткая история. Уже в 1942 г. СССР превзошел фашистскую Германию по производству боевых самолетов в 1,9, танков и САУ - в 3,9, орудий всех видов и калибров - в 3,1, винтовок и карабинов - в 3 раза. Больше было выпущено и боеприпасов. В 1943- 1944 гг. Выпуск танков и САУ в 1944 г. Всего за время войны промышленность СССР дала фронту 102,8 тыс.
Советские Вооруженные Силы получили за годы войны более 10 млн. Советскому тылу удалось добиться не только значительного роста производства вооружения, но и повышения его качественных характеристик. За годы войны в серийное производство поступило 25 новых моделей самолетов включая модификации и 23 типа авиационных двигателей. Военная экономика страны работала с высокой эффективностью и производительностью. Выплавляя примерно в 3 раза меньше стали и добывая почти в 5 раз меньше угля, чем фашистская Германия с учетом ввоза из оккупированных стран, присоединенных территорий, а также импорта , СССР в годы войны создал почти в 2 раза больше вооружения и боевой техники. В результате непрерывного совершенствования производства с мая 1942-го по май 1945 г. Рост производительности труда обеспечивался как путем увеличения выработки в единицу рабочего времени - за счет рационализации производства, так и путем увеличения рабочего времени - за счет сокращения его потерь и увеличения сверхурочных работ. Только в 1944 г. Наряду с ростом производительности труда существенно снизились затраты при выпуске важнейших видов вооружения. Экономический эффект от снижения себестоимости военной продукции за 1941 - 1944 гг.
Только за счет экономии материалов и денежных средств танковая промышленность дала фронту за последние три года войны свыше 25 тыс. Характерно и то, что в расчете на 1 млн. Таким образом, советская экономическая система в годы военных испытаний продемонстрировала явное преимущество, практически доказав свою высокую эффективность, способность рационального использования всех видов ресурсов, полной мобилизации всех элементов социалистического расширенного воспроизводства на достижение конкретной задачи в экстремальных условиях. Горбачев на торжественном собрании, посвященном 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Война потребовала героических усилий от работников сельского хозяйства, призванных обеспечить фронт и тыл достаточным количеством продовольствия, а промышленность - сырьем. Это была задача важнейшего экономического и политического значения. Решалась она в сложнейших условиях. С началом войны численность трудоспособного населения в деревне резко сократилась. Сотни тысяч колхозников были мобилизованы в Действующую армию. Сельские труженики стали работать на заводах, фабриках и шахтах.
В Красную Армию были взяты лошади, большая часть автомобилей, мощные дизельные тракторы. Все острее ощущался недостаток горючего. Но и в этих условиях социалистическая система сельского хозяйства выстояла37. Необходимость снабжения армии и населения продовольствием со всей остротой поставила задачу развития сельскохозяйственного производства в тыловых районах - в Центре, Поволжье, Закавказье, Средней Азии, Казахстане, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Посевные площади в этих районах увеличились в 1942 г. Общая площадь посева в колхозах выросла с 62,6 млн. Расширены были посевы сахарной свеклы и масличных культур в Сибири, Казахстане и Средней Азии. Прирост посевов технических культур в 1942 г. В колхозах восточных районов площади под картофелем и овощами в 1942 г. Важную роль сыграло увеличение доли посевов озимых в общей площади зерновых культур: в 1942 г.
Рост площадей под озимыми позволил в значительной мере возместить недостаток рабочей силы, тягла и техники39. Им принадлежала большая роль в увеличении продовольственных ресурсов страны, снабжении рабочих и служащих сельскохозяйственными продуктами, прежде всего картофелем и овощами. В 1942 г. Были значительно расширены посевные площади подсобных хозяйств при промышленных и транспортных предприятиях - с 1,4 млн. С целью обеспечения своевременного проведения всех сельскохозяйственных работ в начале 1942 г. В результате общая выработка трудодней в колхозах на одного трудоспособного поднялась с 254 в 1940 г. Были приняты меры по максимальной мобилизации трудоспособного населения, не занятого общественным трудом в городе и деревне. В апреле 1942 г. В том же году в прополке сельскохозяйственных культур и уборке урожая участвовало уже свыше 4 млн. В связи с резким сокращением в сельском хозяйстве численности трудоспособных мужчин главной силой в колхозах, совхозах и МТС стали женщины.
Они возглавляли колхозы, руководили бригадами и звеньями, животноводческими фермами. С 1943 г. Это стало возможным в результате осуществления срочных мер по восстановлению и развитию сельского хозяйства44. Жизненно важное значение для победы над врагом имела организация бесперебойной работы транспорта. Он сыграл решающую роль в успешном перебазировании производительных сил на восток, с честью справился с не менее трудной и сложной задачей переброски войск и грузов на фронт, с обеспечением нужд военной экономики. Транспортные коммуникации, будучи одним из важнейших материальных факторов войны, с первых дней фашистской агрессии стали объектом ожесточенных налетов вражеской авиации. Временная оккупация части советской территории привела к уменьшению протяженности железнодорожной сети. В первые полтора военных года значительно сократился локомотивный и вагонный парк железных дорог, число самоходных и несамоходных речных и морских судов. Это потребовало перестройки работы всей транспортной сети страны, в особенности железнодорожного транспорта. Только за период до 1 августа 1941 г.
Одновременно в огромных масштабах осуществлялась переброска грузов и людей на восток. С июня 1941 г. Резко возросла загрузка железных дорог в восточных районах: если в 1940 г. Война потребовала намного ускорить передвижение грузов. Железнодорожный транспорт имел специальный военный график, введенный по указанию Политбюро ЦК с 24 июня 1941 года. Это позволило обеспечить более устойчивую работу железных дорог, максимально использовать их пропускную способность. С 25 мая 1942 г. Важная роль в улучшении работы транспорта принадлежала Транспортному комитету при ГКО, организованному в феврале 1942 года46. Принятые меры позволили заметно улучшить работу транспорта: по сравнению с I кварталом 1942 г. В 1943 г.
Это укрепило трудовую дисциплину, улучшило организацию труда; более четко и согласованно стали работать все звенья транспортной системы страны.
В армию поставляли выпеченный из ржаной и обойной муки хлеб, пшеничную муку 2 сорта, различные крупы, макароны, растительное масло, мясо и рыбу, овощи, сахар и чай, соль и все для курения махорку, спички, бумагу. Рацион для всех бойцов и командиров был одинаков, различаясь только в нормах снабжения. Мясо присутствовало в рационе в вареном и тушеном виде.
Красноармейцу и начсоставу в тылу полагался урезанный паек, хотя различные категории военнослужащих могли рассчитывать на надбавки в виде печенья, сливочного масла, папирос и табака. Усиленный паек и обязательный горячий завтрак входил в рацион летно-технического состава ВВС. Довольствие экипажей, совершавших боевые вылеты, по сравнению с довоенным временем, было увеличено. С августа 1941 г.
Это продолжалось до мая 1942 г. Остальным традиционный русский напиток разрешался десять дней в году, по праздникам. Наибольшей известностью пользовались консервы SPAM, состоявшие из колбасного фарша. А вот наиболее вкусными признавались консервированные свинина и говядина, изготовленные в Америке по советским ГОСТам.
Все эти консервы по ленд-лизу были окрещены солдатами «вторым фронтом» с явным намеком на запаздывающую военную помощь от союзников, предпочитавших откупаться продуктами.
После вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года тревожным набатом зазвучали слова священной песни — призыва «Вставай, страна огромная! Война стала народной. Наши воины героически сражались на фронтах Великой Отечественной, наши труженики ковали победу в тылу. Дети, женщины, старики, военные специалисты, люди, не подлежавшие мобилизации, были призваны на трудовой фронт, работа на котором была равна подвигу. В тяжелейших условиях они растили и убирали хлеб, строили заводы, выпускали снаряды, танки, самолеты, одевали наших солдат и офицеров, перестраивали науку на военные нужды.
Account Options
- Они ковали Победу
- Эвакуированные: история ленинградской девочки Оли Спиваковой
- последние новости
- «Все для фронта, все для победы!». Лозунг, с которым Советский Союз выиграл войну
- Открытие фотовыставки проекта "Освобождение. Путь к Победе. Тыл"
- Читайте также:
11.3. Советский тыл в годы войны
Путь к Победе", направленный на воспитание патриотизма, формирование и развитие единой исторической общности регионов России, включая освобожденные территории. Чтобы все мы гордились вкладом, который внес в ее достижение каждый российский регион, в том числе Самарская область, ставшая кузницей оружия Победы. Чтобы каждый россиянин понимал, что сплоченность, народное единство, боевой и трудовой подвиг сотен тысяч соотечественников и тогда, и сейчас являются залогом и основой Победы — одной на всех", — добавил Дмитрий Азаров. В основе проекта "Освобождение. Путь к Победе" — уникальный фотоархив Совинформбюро 1944-1945 годов, правообладателем которого является медиагруппа "Россия сегодня". Все фотографии на выставках снабжены QR-кодами для перехода на страницу с уникальным подкастом-аудиогидом "Освобождение", что позволяет посетителям не просто посмотреть экспозицию, но и послушать информацию о событиях. Как отметил ректор Самарского университета им.
Королёва, председатель регионального отделения общества "Знание" Владимир Богатырев, вуз с гордостью принял участие в проекте. Куйбышевский авиационный институт сегодня — Самарский университет им. Королева был создан в 1942 году.
Ему 15, и он сказал, что «Как закалялась сталь» — это вообще лучшая книга, которую он читал в жизни. А ведь в школьной программе этого произведения сегодня нет!
А Солженицын с его ложью о советском строе — есть. Продолжу свою мысль о важности понимания умов и сердец этих ребят и девчат, которые работали действительно так, как будто находились рядом со своими отцами и старшими братьями на фронте. В одном из воспоминаний, связанных с жизнью строителей рубежей, говорится о том, что вечерами, вернувшись с работы изнурёнными, они пели. Так вот, надо восстановить не только картину того, во что они были одеты, какими инструментами работали, что строили и ели, но обязательно, — что они пели, какие слова укрепляли их дух, давали им силы! А пели они, понятно, не «Как ныне сбирается вещий Олег…», пели песни революции, Гражданской войны, 1920-х и 1930-х годов.
Пели «Широка страна моя родная». Государство, родившееся в результате этой революции и Гражданской войны, было их государством; они его защищали и защитили. Тем, кто надевает на себя пилотки и телогрейки, эти песни было бы правильно выучить! Крепёжный цех Чебоксарского электроаппаратного завода. Ленина и И.
И это тоже было далеко не бесполезное чтение! Эти книги и песни, воспитательная работа в школе, идейное влияние Коммунистической партии и комсомола формировали у молодёжи 1930-х и 1940-х годов, внёсшей огромный вклад в победу над чрезвычайно сильным врагом, своё отношение ко всему: войне, миру, государству, труду, дружбе, любви, подвигу. И это отношение предопределило свободный выбор миллионов советских граждан: их готовность и желание сложить голову за Родину, совершать ратный или трудовой подвиг, причем делать это не один раз, а многие и многие дни и месяцы подряд. Обо всём этом если и говорится сегодня, то куце и боязливо, а чаще вообще не говорится, и это, конечно, просто нечестно. Об этом надо не просто говорить, но вернуть всё это в воспитательную работу.
Кстати говоря, патриотизм, героизм, жертвенность этих поколений опровергает, на мой взгляд, расхожее представление о 20-х, послереволюционных, годах прошлого века как о годах нравственной разнузданности, «антисемейной и антинациональной политики большевиков». Если политика была именно такой — в обществе и школе — то как бы юноши и девушки 1930-х и 1940-х получились такими, какими мы их знаем?
Они трудились рядом с линией фронта. Основной задачей 1943-44 годов был переход на выпуск только форсированных моторов. Сергей Ильюшин, создавая модернизированный штурмовик Ил-10, рассчитывал на новый микулинский АМ-42. Его создание шло сверхвысокими темпами. Все понимали, что война движется к концу, и новый самолет должен успеть попасть на фронт, чтобы поддержать наступление наших войск.
И вот мотор передали для испытаний в воздухе. За 1944 год таких выпустили более 500, плюс 10 330 моторов АМ-38Ф. Война закончилась, и многие эвакуированные фрунзенцы остались в Куйбышеве. Они создали на волжской земле мощное предприятие, которое сейчас работает и на авиацию, и на космос. Эти люди задали нам, потомкам, высокую планку трудовых достижений. Тыл — фронту 22 июля 1941 года было принято решение об эвакуации из Москвы в Куйбышев 1-го Государственного подшипникового завода. Оборудование начали привозить в наш город 8 сентября.
Доставляли его по железной дороге и по Волге на баржах. На новом месте производство развернули на территории Линдовского городка. Срок изготовления первой партии подшипников был назначен на 20 ноября. Она составила почти 10 000 штук. Уже 21 ноября 1941 года на танковый завод Челябинска из Куйбышева были отправлены первые 3000 подшипников для танков Т-34. В декабре 1941-го собрали уже 62 000 изделий, а к концу 1942-го полностью обеспечивали оборонные предприятия страны не только танковыми, но и авиационными подшипниками. Всего за военные годы на заводе, который стал называться 4 ГПЗ, было выпущено около 50 млн единиц продукции.
В марте 1942 года был собран первый танковый подшипник на куйбышевском заводе 9 ГПЗ. А всего за годы войны здесь изготовили 2 млн подшипников для Т-34. Это обеспечило комплектование 30 тысяч танков ежегодно. Завод также выпустил 630 тысяч авиационных и 260 тысяч автомобильных подшипников. Плюс к этому 70 тысяч минометов, 5 млн артиллерийских снарядов, 500 тысяч гильз для снарядов, 2,5 млн гранат, 45 тысяч тонн литья для мин. На параде 7 ноября 1941 года в Куйбышеве вслед за военными расчетами и техникой в колоннах шли и посланцы завода имени Масленникова — предприятия, которое было построено в Самаре в 1911 году как трубочный завод для выпуска взрывателей к артиллерийским снарядам. В июне 1941-го его перевели на казарменное положение.
После выпуска в 1920-е и 1930-е годы гражданской продукции в цехах вновь вернулись к военной номенклатуре. На станках, где еще недавно обрабатывали детали для доильных аппаратов и часов, начали точить мины, изготавливать взрыватели для снарядов и авиабомб и освоили выпуск снарядов для знаменитых «катюш». В нашей области тогда создавался мощнейший куст боеприпасных промплощадок. И немалую их часть — на заводе имени Масленникова. Что касается снарядов для «катюш», их выпуск наш завод освоил первым. В начале 1932 года в Самаре развернулось строительство карбюраторно-арматурного завода. Для создаваемой в то время отечественной автомобильной промышленности нужны были свои комплектующие, а не купленные за рубежом за валюту.
К куйбышевской производственной базе присоединили эвакуированных специалистов и станки Ленинградского карбюраторного завода и Московского завода автотракторного электрооборудования. В декабре 1941 года в Куйбышеве на территории бывшего Центрального механического завода был образован Мехзавод Наркомата авиационной промышленности на базе профильных эвакуированных предприятий — подольского, ижорского, таганрогского и сталинградского. Здесь началось производство бронекорпусов для самолетов. С июня 1942 года заводчане выдавали не менее 33 таких в сутки. Детали были не только мелкие, но и крупногабаритные, по 80 и 100 кг, очень сложные в исполнении.
По ходу занятия ребята активно отвечали на вопросы и обсуждали полученную информацию. В конце мероприятия были подведены итоги. В короткое время народное хозяйство СССР было переориентировано на потребности фронта. Несмотря на трудности, советские люди сумели создать мощную экономическую базу, которая обеспечила победу в войне.
«Советский тыл в годы войны»
По некоторым данным, во время оборонительных боёв собаки уничтожили около 300 танков. Овчарка Джульбарс была награждена медалью «За боевые заслуги» за обнаружение более 7 тыс. Всего же с помощью собак было обнаружено более 4 млн мин и неразорвавшихся боеприпасов. Из-за специфических природных условий и сильных морозов на Карельском фронте в качестве гужевого транспорта использовали оленей. По некоторым подсчётам, с линии фронта в тыл на оленях было доставлено более 8 тыс. Острая проблема с транспортом привела к мобилизации в боевые части верблюдов. Знаменитая пара этих животных — Мишка и Машка — дотянула артиллерийское орудие до Берлина. Свернуть Война и общество Главное управление исправительно-трудовых лагерей ГУЛАГ оставался главным элементом системы исполнения наказаний.
На начало войны ГУЛАГ включал в себя 54 исправительно-трудовых лагеря и 475 исполнительно-трудовых колоний, включая 50 колоний для несовершеннолетних. В преддверии войны ужесточение законодательства привело к росту количества заключённых. Даже учащиеся ремесленных и железнодорожных училищ, фабрично-заводских школ за прогулы и нарушения дисциплины могли быть осуждены на срок до года. На начало войны количество заключённых составляло около 2,3 млн человек. ГУЛАГ занимал определённое место и в экономике страны. В других же отраслях труд заключённых не использовали. Добыча золота на Колыме С началом войны из районов возможной оккупации было эвакуировано до 750 тыс.
Уже 12 июля 1941 г. Большая часть освобождённых была призывного возраста. За годы войны в Красную армию было призвано более 1,2 млн бывших заключённых, в том числе около 840 тыс. В то же время по отношению к другим категориям осуждённых законодательство было ужесточено в отношении сроков и условий досрочного освобождения. Освобождение лиц, осуждённых за измену Родине, шпионаж, террор, диверсии, бандитизм и особо тяжкие преступления было приостановлено до конца войны, несмотря на полностью отбытый ими срок. В 1943 г. После победы над Германией по амнистии было освобождено более 600 тыс.
Работа, как правило, была связана с добычей полезных ископаемых и древесины. Одним из самых трагичных событий в истории СССР стало насильственное переселение десятков народов, которые проживали на территории страны. Среди них балкарцы, венгры, греки, ингуши, итальянцы, калмыки, карачаевцы, корейцы, крымские татары, немцы, турки-месхетинцы, финны-ингерманландцы, чеченцы и другие. Насильственное переселение — высылка на другую территорию в принудительном порядке, как правило, под конвоем и без официального решения суда. Для насильственного переселения характерны несколько черт. Решения принимали вне суда и поголовно, то есть вне зависимости от причастности к обвинениям. Людей высылали принудительно.
Существовала также опасность, связанная с переселением больших масс людей в нехарактерные для них и неприспособленные для проживания территории Сибири, Казахстана, Киргизии, Таджикистана. Причиной принудительного переселения была так называемая «неблагонадёжность», которую могли вменить целым народам. Людей насильственно переселяли на протяжении всей войны, а также после её окончания. О наличии такого большого количества диверсантов и шпионов среди немцев Поволжья никто из немцев, проживающих в районах Поволжья, советским властям не сообщал, — следовательно, немецкое население районов Поволжья скрывает в своей среде врагов Советского Народа и Советской Власти. В случае если произойдут диверсионные акты, затеянные по указке из Германии немецкими диверсантами и шпионами в республике немцев Поволжья или в прилегающих районах, и случится кровопролитие, Советское правительство по законам военного времени будет вынуждено принять карательные меры против всего немецкого населения Поволжья. Во избежание таких нежелательных явлений и для предупреждения серьёзных кровопролитий Президиум Верховного Совета СССР признал необходимым переселить всё немецкое население, проживающее в районах Поволжья, в другие районы с тем, чтобы переселяемые были наделены землёй и чтобы им была оказана государственная помощь по устройству в новых районах. Для расселения выделены изобилующие пахотной землёй районы Новосибирской и Омской областей и Алтайского края, Казахстана и другие соседние местности.
В связи с этим Государственному Комитету Обороны предписано срочно произвести переселение всех немцев Поволжья и наделить переселяемых немцев Поволжья землёй и угодьями в новых районах». Свернуть Репрессированные граждане получали статус спецпоселенцев или спецпереселенцев позднее — выселенцев. Это означало поражение в гражданских и политических правах, ограничение на передвижение, осуществление трудовой и иной деятельности. На местах спецпоселенцы получали определённую помощь, но она была недостаточной, что резко ухудшало положение семей по сравнению с жизнью до выселения. Спецпоселенцы — лица, выселенные из места проживания, преимущественно в отдалённые районы страны, в результате применённых к ним репрессивных мер. Доклад о ходе депортации чеченцев и ингушей. Победа в Великой Отечественной войне не привела к возвращению репрессированного населения.
По указу 1948 г. Реабилитация началась только после 1956 г. Возобновилась она уже в эпоху перестройки и в современной России. Принудительное переселение породило множество социальных проблем и конфликтов и остаётся одной из самых болезненных тем. Подводя итог рассуждениям о роли общества и тыла в Победе, нужно отметить выдающийся трудовой подвиг советского народа, который выразился в многократном увеличении объёмов производства, замене труда призванных на фронт мужчин трудом женщин и подростков. Важной инициативой самих трудящихся стала безвозмездная передача денежных средств и ценностей для обеспечения фронта.
Своих коллег и соратников за помощь в организации отправки очередного автопоезда и подготовку машин тепло поблагодарила руководитель исполнительного комитета «Народного фронта» в Забайкальском крае Виктория Попова.
Железнодорожный состав проследовал до станции Петровский Завод, где локомотивную бригаду сменили их коллеги-машинисты, которые повели автопоезд дальше на запад. На фото: Участники митинга выразили уверенность в скорой победе Сергей Гриднев.
Помимо долгих смен, рабочие, жаловались участники профсоюза рабочих промышленности вооружения СССР, занимались огородом, носили дрова, заботились о детях и других иждивенцах и проходили большие расстояния, каждый день идя на предприятие и возвращаясь обратно. В отсутствие нормальных санитарно-гигиенических условий, кипяченой воды и мыла респираторные, желудочно-кишечные и кожные инфекции моментально распространялись в переполненных общежитиях и землянках. По оценкам большинства промышленных наркоматов, время, потерянное рабочими из-за распространения кожных заболеваний, по сравнению с 1940 годом увеличилось на 50—100 процентов. В большинстве случаев речь шла о бактериальных инфекциях: фурункулезе, пиодермии, карбункуле и роже, — но причиной некоторых были и паразиты, наиболее распространенное из таких заболеваний — чесотка. При плохой гигиене, нехватке защитной одежды, мыла, элементарных средств для оказания первой помощи и антисептиков самая безобидная и незначительная травма — царапина, порез, трещина на коже — рисковала быстро перерасти в серьезную болезнь. В 1942—1944 годах на Горьковском автомобильном заводе ГАЗе ежегодно примерно каждый пятый рабочий страдал достаточно серьезным кожным заболеванием, чтобы не выходить на работу, причем в среднем каждый из них болел по девять-десять дней.
Но так обстояло дело не только на ГАЗе. Горьковский станкозавод терял из-за кожных заболеваний почти вдвое больше дней, чем ГАЗ. В ряде отраслей рабочие контактировали с чрезвычайно едкими эмульсиями, используемыми для смазки или охлаждения оборудования и вызывавшими химические ожоги, а если их регулярно не фильтровали, то и создававшими питательную среду для бактерий. Повсеместно недоставало чистых бинтов для перевязки, поэтому раны либо не обрабатывали, либо рабочие перевязывали их грязными тряпками. Антисептика в целом считалась новым словом в медицине. За один только месяц пришлось обработать более чем 3000 таких ран. Некоторые наблюдательные заводские врачи отметили тесную связь между кожными заболеваниями и серьезным истощением — позднее в ходе научных исследований питания эта догадка подтвердилась. Когда человек не получал жиров, белка и цинка, даже неглубокие ранки заживали долго, а риск заражения увеличивался. Опаснее всего было работать в таких отраслях, как добыча угля, черная металлургия, машиностроение и химическое производство.
В 1943 году на угольных шахтах Кузбасса зафиксировали один несчастный случай на каждых шестерых рабочих, а на химических заводах — один на каждые двенадцать человек в 1942 году и один на каждые тринадцать в 1943-м. Среди несчастных случаев было много серьезных, даже со смертельным исходом. Среднестатистическое происшествие выводило рабочего из строя в Кузбассе на двенадцать рабочих дней, на химических комбинатах — на четырнадцать, на ГАЗе — на четырнадцать с половиной, что почти вдвое превышало число дней, которые ГАЗ терял из-за несчастных случаев в предшествующие войне месяцы. На кузбасских шахтах в 1942 году погибло 275 человек, а 1943-м — 365 человек. Причины столь частных аварий были очевидны даже случайному наблюдателю. Цеха были загромождены металлом, оборудованием и ломом.
Выпуск танков и САУ в 1944 г. Всего за время войны промышленность СССР дала фронту 102,8 тыс. Советские Вооруженные Силы получили за годы войны более 10 млн. Советскому тылу удалось добиться не только значительного роста производства вооружения, но и повышения его качественных характеристик. За годы войны в серийное производство поступило 25 новых моделей самолетов включая модификации и 23 типа авиационных двигателей. Военная экономика страны работала с высокой эффективностью и производительностью. Выплавляя примерно в 3 раза меньше стали и добывая почти в 5 раз меньше угля, чем фашистская Германия с учетом ввоза из оккупированных стран, присоединенных территорий, а также импорта , СССР в годы войны создал почти в 2 раза больше вооружения и боевой техники. В результате непрерывного совершенствования производства с мая 1942-го по май 1945 г. Рост производительности труда обеспечивался как путем увеличения выработки в единицу рабочего времени - за счет рационализации производства, так и путем увеличения рабочего времени - за счет сокращения его потерь и увеличения сверхурочных работ. Только в 1944 г. Наряду с ростом производительности труда существенно снизились затраты при выпуске важнейших видов вооружения. Экономический эффект от снижения себестоимости военной продукции за 1941 - 1944 гг. Только за счет экономии материалов и денежных средств танковая промышленность дала фронту за последние три года войны свыше 25 тыс. Характерно и то, что в расчете на 1 млн. Таким образом, советская экономическая система в годы военных испытаний продемонстрировала явное преимущество, практически доказав свою высокую эффективность, способность рационального использования всех видов ресурсов, полной мобилизации всех элементов социалистического расширенного воспроизводства на достижение конкретной задачи в экстремальных условиях. Горбачев на торжественном собрании, посвященном 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Война потребовала героических усилий от работников сельского хозяйства, призванных обеспечить фронт и тыл достаточным количеством продовольствия, а промышленность - сырьем. Это была задача важнейшего экономического и политического значения. Решалась она в сложнейших условиях. С началом войны численность трудоспособного населения в деревне резко сократилась. Сотни тысяч колхозников были мобилизованы в Действующую армию. Сельские труженики стали работать на заводах, фабриках и шахтах. В Красную Армию были взяты лошади, большая часть автомобилей, мощные дизельные тракторы. Все острее ощущался недостаток горючего. Но и в этих условиях социалистическая система сельского хозяйства выстояла37. Необходимость снабжения армии и населения продовольствием со всей остротой поставила задачу развития сельскохозяйственного производства в тыловых районах - в Центре, Поволжье, Закавказье, Средней Азии, Казахстане, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Посевные площади в этих районах увеличились в 1942 г. Общая площадь посева в колхозах выросла с 62,6 млн. Расширены были посевы сахарной свеклы и масличных культур в Сибири, Казахстане и Средней Азии. Прирост посевов технических культур в 1942 г. В колхозах восточных районов площади под картофелем и овощами в 1942 г. Важную роль сыграло увеличение доли посевов озимых в общей площади зерновых культур: в 1942 г. Рост площадей под озимыми позволил в значительной мере возместить недостаток рабочей силы, тягла и техники39. Им принадлежала большая роль в увеличении продовольственных ресурсов страны, снабжении рабочих и служащих сельскохозяйственными продуктами, прежде всего картофелем и овощами. В 1942 г. Были значительно расширены посевные площади подсобных хозяйств при промышленных и транспортных предприятиях - с 1,4 млн. С целью обеспечения своевременного проведения всех сельскохозяйственных работ в начале 1942 г. В результате общая выработка трудодней в колхозах на одного трудоспособного поднялась с 254 в 1940 г. Были приняты меры по максимальной мобилизации трудоспособного населения, не занятого общественным трудом в городе и деревне. В апреле 1942 г. В том же году в прополке сельскохозяйственных культур и уборке урожая участвовало уже свыше 4 млн. В связи с резким сокращением в сельском хозяйстве численности трудоспособных мужчин главной силой в колхозах, совхозах и МТС стали женщины. Они возглавляли колхозы, руководили бригадами и звеньями, животноводческими фермами. С 1943 г. Это стало возможным в результате осуществления срочных мер по восстановлению и развитию сельского хозяйства44. Жизненно важное значение для победы над врагом имела организация бесперебойной работы транспорта. Он сыграл решающую роль в успешном перебазировании производительных сил на восток, с честью справился с не менее трудной и сложной задачей переброски войск и грузов на фронт, с обеспечением нужд военной экономики. Транспортные коммуникации, будучи одним из важнейших материальных факторов войны, с первых дней фашистской агрессии стали объектом ожесточенных налетов вражеской авиации. Временная оккупация части советской территории привела к уменьшению протяженности железнодорожной сети. В первые полтора военных года значительно сократился локомотивный и вагонный парк железных дорог, число самоходных и несамоходных речных и морских судов. Это потребовало перестройки работы всей транспортной сети страны, в особенности железнодорожного транспорта. Только за период до 1 августа 1941 г. Одновременно в огромных масштабах осуществлялась переброска грузов и людей на восток. С июня 1941 г. Резко возросла загрузка железных дорог в восточных районах: если в 1940 г. Война потребовала намного ускорить передвижение грузов. Железнодорожный транспорт имел специальный военный график, введенный по указанию Политбюро ЦК с 24 июня 1941 года. Это позволило обеспечить более устойчивую работу железных дорог, максимально использовать их пропускную способность. С 25 мая 1942 г. Важная роль в улучшении работы транспорта принадлежала Транспортному комитету при ГКО, организованному в феврале 1942 года46. Принятые меры позволили заметно улучшить работу транспорта: по сравнению с I кварталом 1942 г. В 1943 г. Это укрепило трудовую дисциплину, улучшило организацию труда; более четко и согласованно стали работать все звенья транспортной системы страны. Благодаря этому накануне Курской битвы в районы сосредоточения советских войск в некоторые дни прибывало до 6 тыс. Важное значение для улучшения работы транспорта имело восстановление сети дорог. В годы войны было возрождено около 120 тыс. Наряду с восстановлением в крупных размерах велось и новое транспортное строительство, сооружались вторые пути. Транспортное строительство было подчинено военно-стратегическим интересам и потребностям развития оборонного производства. Первым крупным объектом, сданным в эксплуатацию в условиях военного времени 1941 г. Благодаря ее постройке Северная дорога оказалась соединенной кратчайшим путем с Кировской, что дало возможность обеспечить всем необходимым ведение военных действий на северном участке советско-германского фронта и вы- 45 История социалистической экономики СССР. Развитие транспорта СССР.