Традиции и обряды Тёщиных вечёрков. Тёщины вечёрки — 24 февраля, традиции, обряды. Это пятый день масленичной недели, его же называют вторым днем Широкой Масленицы. О традициях празднования пятого дня Масленицы расскажет видео «Тёщины вечёрки», подготовленное городской библиотекой № 2 МУК «РМЦБ».
Тещины вечерки: традиции пятого дня Масленицы
Что нужно делать в каждый из этих дней? Каждый из семи праздничных дней имеет не только своё название, но и определённые традиции. Например, в понедельник — день «Встречи», принято встречать Масленицу, готовить продукты к праздничному столу и печь блины. По традиции первый блин отдаётся бедным и нищим, чтобы те помянули души умерших родных. Вторник — день «Заигрыш» можно начинать с гуляний: катания с горок, на санях и на каруселях. Также в этот день принято заниматься сватовством: молодые люди ходят на смотрины и ищут себе вторую половину.
Родители молодых активно поощряют это: если случится венчание, то только на масленичной неделе, так как в Великий пост венчаться запрещено. Сыграть свадьбу молодожёнам можно уже на Красную горку — первое воскресенье после Пасхи. Лакомки — это третий день Масленичной недели и последний день «Узкой Масленицы». В этот день тёща накрывает пир для зятя и его гостей, а сама глядит за тем, что именно есть родственник: если налегает на блины с солёной начинкой, то характер у него непростой, а если на сладкое — зятёк душка с мягким и нежным характером.
Тесть вносил свою лепту: он отправлял мужу дочери молоко, коровье масло, сметану. Правда, готовкой занимался не зять, а его жена. Зять в это время сбивался с ног, угождая теще. Подарок родственнице на Масленицу тоже входил в обязательный сценарий. После совместного застолья родственники прощались, обмениваясь на пороге объятиями и поцелуями. Масленица всегда считалась очень мирным и добрым праздником. Фото: pixabay. Нарушить хорошие отношения — пустяк, а выстроить добрые — непросто. Поэтому на Тещины вечерки старались не повышать друг на друга голос. Все разбирательства оставляли на потом. На пятый день Масленицы запрещается: Заниматься уборкой в доме, выбрасывать старые вещи. Это может привести к финансовым проблемам, поскольку со старыми вещами можно выбросить удачу, поселившуюся в доме. Сплетничать, жаловаться на близких людей. Это испортит хорошие отношения на целый год, до следующей Масленицы. Заниматься рукоделием шить, вязать и подбирать старые вещи на улице. Наказанием станут проблемы, которые коснутся здоровья и финансов. В Тещины вечерки один из запретов касается алкоголя. Наши предки знали: если алкоголь и можно употреблять в праздники, то в разумных количествах. А если на него наложено табу — лучше не гневить судьбу.
Но это в случае, если вы их никогда не готовили. Если же у вас уже был прекрасный опыт в готовке блинчиков на Масленицу, то все пойдет как по маслу. Более того, никто не запрещает вам попросить помощи у любящей жены. Наши предки считали, что Тещины вечерки — крайне важный день. Более того, за соблюдением его традиций следили всей деревней. Считалось огромным неуважением не пригласить тещу на вечерок за стол, на котором ее ждут блинчики. Помогать зятю может не только жена, но и лучший друг. Как ни крути, две головы всегда лучше, чем одна. А две пары рук способны на большие дела.
В этот день каждая тёща ждала приглашения на блины от зятя. Если кто-то нарушал обычай, то вызывал серьёзную обиду. На «Тёщины вечёрки» по традиции зять должен проявить всё своё уважение и любовь к маме жены, иначе грозит попасть в вечную немилость. Пятница масленичной недели считалась очень красивой: зять отправлял накануне «позываток» нарядно одетых и с подарками. Тёща отвечала согласием и отправляла нужную для приготовления блинов посуду: сковороду и половник. Тесть заранее привозил в дом молодожёнам муку и масло, а пекла блины молодая хозяйка. Встречали пятницу широко: зять развлекал гостей, а подруги тёщи оценивали старания молодых.
Пятый день Масленицы — «тещины вечерки»: главные традиции в этот день
Все улицы были забиты празднующими. Игры, представления, бои и многие другие развлечения - все это осуществлялось с особенной радостью. В этот день дети строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем дружина разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были, силой взять его. Естественно в воскресение прощались все обиды и оскорбления. Вообще этот день считался днем очищения от всего греховного, поэтому старались также помочь и беднякам. Также не забывали и посетить усопших. Для этого собирались всей семьей и собирали на кладбище блины, для того, чтобы положить на могилу. Но самое главное действо в воскресение - было торжественное прощание с Масленицей. Для этого уже заранее был приготовлен костер, где собственно и сжигали чучело. В костер также бросали остатки блинов и жирной и тяжелой пищи как символ того, что начинается строгий пост. Иногда чучело топили в проруби или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю, или вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика — пьяницу в рванье.
Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег. После сожжения Масленицы огня уже в доме никто не разводил, даже свечку в этот день не зажигали. А наутро пепел от костра разбрасывали по полям для богатого урожая. Все оставшееся хлебное угощение отдавали скотине, а то и вовсе выбрасывали.
Тесть заранее привозил в дом молодожёнам муку и масло, а пекла блины молодая хозяйка. Встречали пятницу широко: зять развлекал гостей, а подруги тёщи оценивали старания молодых. После совместного застолья родственники прощались, обмениваясь на пороге объятиями и поцелуями. Что нельзя делать в этот день? На «Тёщины вечерки» не принято повышать голос друг на друга и выяснять отношения. Также запрещается: прибираться в доме и выбрасывать старые вещи. Это может привести к финансовым проблемам, поскольку со старыми вещами можно выбросить удачу, поселившуюся в доме; сплетничать, жаловаться на близких людей — это испортит хорошие отношения на целый год до следующей Масленицы; заниматься рукоделием шить, вязать , подбирать старые вещи на улице.
На «Тещины вечерки» в гости звали мать невесты. На пятый день Масленичной недели глава семейства должен был пригласить тещу на блины. Это делалось с огромным почтением. К теще посылали «позываток» с подарками», — рассказывает историк Дмитрий Алехин.
Это было не просто угощение, а дань уважения. Традицию, когда зять приглашает к себе тещу, уже давно не соблюдают. Зачастую зятья сами идут в пятницу к тёще. Издревле зять сам приходил в тёщин дом, а затем приглашал её к себе в гости. Приглашения могли быть двух типов — почетные, когда тёщу приглашали на праздничную трапезу, и простые — когда он приглашал лишь на ужин. В канун Тещиных вечерков, вечером теща давала своему зятю этакую «посылку», в которой находилось все необходимое для приготовления блинов, от кадушки и сковород до половника и муки. Ранним утром зять отправлял за любимой тещей специальных «позываток», их роль исполняли как друзья, так и обычная соседская детвора. Чем больше «позываток» было, тем больше уважения и почета оказывалось теще. Вся деревня наблюдала за тем, как соблюдаются традиции, поэтому зять не имел права игнорировать в этот день все, что ему предписано было сделать. Считается, что если зять нарушит хоть что-то из предписанного, то это становилось поводом для серьезных обид, более того, могла возникнуть непримиримая вражда между зятем и тещей. Зачастую подобная вражда могла даже разрушить мир в семье.
Почему 15 марта не советуют ходить на шопинг? Традиции и приметы пятого дня Масленицы
Традиции и обычаи. Накануне «тещиных вечерок», в Широкий четверг, теща отправляла зятю все необходимое, чтобы он мог приготовить блины: сковороду, миску для замешивания теста, таганок и половник. В некоторых семьях сохраняется традиция среды и пятницы (лакомки и тещины вечерки). Продолжается Масленичная неделя, и “Местное время” рассказывает о названиях и значении каждого ее дня.
Как проводили Тещины вечерки в Масленицу: традиции и обычаи
Первые описания русских традиций Масленицы были оставлены западными путешественниками, посещавшими Великое княжество Московское с XVI века. Масленичная пятница – Тещины вечерки – является полным противовесом средовых мероприятий. На Руси пятый день Масленицы называли Тещины вечерки, так как в этот день зятю полагалось принимать у себя тещу. В 2024 году он приходится на пятницу 15 марта. С одними мётлами чего только не выделывали на масленичных вечёрках: метали; верхом катались, стараясь не сбить ограничительные столбики; на лбу стоймя носили на время или на расстояние. Пятница на масленичной неделе называется «Тещины вечерки». На Руси мужчины приглашали в гости матерей жен и угощали их блинами. Пятый день Масленицы принято называть тещиными вечерками, он, как и остальные дни праздничной недели, имеет свои ритуалы и обычаи.
«Тещины вечерки», «Лакомка», «Разгуляй»: как на Руси отмечали Масленицу
Тещины вечерки были вторым днем так называемой Широкой Масленицы — второй части Масленичной недели, когда никто не работал. Навигация по записям.
При проведении этих боев не разрешалось бить противника в область затылка или ниже пояса, а также выступать группами против одного человека.
Еще одним важным правилом был запрет зажимать в кулаке различные предметы, способные усиливать силу удара. Впрочем, групповые бои также практиковались. Если бойцы нарушали существующие правила, их ожидало строгое наказание и всеобщий позор.
К кулачным боям относились очень серьезно, но они все же считались забавой, а не соревнованием. Главной целью таких боев было подтверждение великой силы славянского народа и несокрушимый дух русских богатырей. Катание молодоженов В пятницу особое уважение проявляли к недавно образовавшимся семьям.
Все молодожены собирались на горках для участия в забавном обряде. Для молодых изготавливались своеобразные лыжи, предназначенные для совместного спуска с горки мужа с женой. Для проведения этой традиционной забавы собиралось много народа и все созданные в текущем году семьи.
Одну из семей выводили на вершину горки и окружали с веселыми выкриками и поздравлениями. После этого молодого супруга обували в самодельные лыжи и ставили на верхушке спуска. Далее, толпа начинала кричать, призывая молодую жену, находившуюся все это время рядом в санях.
Услышав призывающие выкрики, девушка выходила из саней и отвешивала беспрерывные поклоны на 2 стороны. Когда девушка поднималась на горку, она повторно трижды кланялась в одну сторону и усаживалась на колени мужу. Находясь в таком положении, она должна была несколько раз поцеловать супруга.
Увидев эти поцелуи, толпа начинала требовать продолжения поцелуев, чтобы «спуск был быстрым и плавным». Девушка целовала супруга еще 10-15 раз, пока публика давала добро на начало катания. Спустившись с горки, молодожены должны были еще раз смачно поцеловаться и уступить место следующей паре.
С ней происходило повторения обряда с самого начала. Катание на лошадях В пятницу было принято кататься на лошадях.
В Томскстате посчитали стоимость продуктов для блинов к Масленице Масленичная неделя Каждый день масленичной недели имеет свое название и традиции, как его нужно проводить. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались. Понедельник, 20 февраля, «Встреча». В этот день заканчивали подготовку развлечений к празднику и выпекали первый блин, который было принято отдавать неимущим. В первый день люди готовили чучело, одевали его в лохмотья и выставляли на главной улице деревни. Вторник, 21 февраля, «Заигрыш».
В этот день было принято устраивать народные гулянья — кататься на санях, ледяных горках, каруселях. Среда, 22 февраля, «Лакомка». Третий день ознаменовывался приходом гостей на блины, а тещи угощали блинами своих зятьев. Примета: чем дружелюбнее теща к зятю, чем больше блинов он съест у нее в доме, тем счастливее будет супружеская жизнь молодых. Также в среду проводились кулачные бои. Готовить просто: нежный блинный торт к Масленице Четверг, 23 февраля, «Разгуляй». С четвертого дня начинается широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями.
Зачастую зятья сами идут в пятницу к тёще. Издревле зять сам приходил в тёщин дом, а затем приглашал её к себе в гости. Приглашения могли быть двух типов — почетные, когда тёщу приглашали на праздничную трапезу, и простые — когда он приглашал лишь на ужин. В канун Тещиных вечерков, вечером теща давала своему зятю этакую «посылку», в которой находилось все необходимое для приготовления блинов, от кадушки и сковород до половника и муки. Ранним утром зять отправлял за любимой тещей специальных «позываток», их роль исполняли как друзья, так и обычная соседская детвора. Чем больше «позываток» было, тем больше уважения и почета оказывалось теще. Вся деревня наблюдала за тем, как соблюдаются традиции, поэтому зять не имел права игнорировать в этот день все, что ему предписано было сделать. Считается, что если зять нарушит хоть что-то из предписанного, то это становилось поводом для серьезных обид, более того, могла возникнуть непримиримая вражда между зятем и тещей. Зачастую подобная вражда могла даже разрушить мир в семье. К этому торжеству необходимо подходить со всей ответственностью. Традиции и обряды Тёщиных вечёрков В этом событии участие принимал также дружка жениха.
Пятый день Масленицы — «тещины вечерки»: главные традиции в этот день
Ведь к вечеру в придут еще одни гости - родители мужа, которых она должна угостить вкусными блинами. Первый блин отдавался обычно нищим, чтобы те помянули усопших. А для детей Масленица тоже была радостным днем, ведь именно в понедельник они отправлялись по домам и пели для хозяев песенки, посвященные Масленице, а те в свою очередь угощали их блинами и сладостями. Также с этого дня начинались катания с гор. Однако в первые дни участвовали преимущественно дети, взрослые же присоединялись только к середине, а то и к концу недели. Особенно любили в свои театральные постановки включать дрессированного медведя, его можно было встретить почти в каждом селении. Для этого даже существовал так называемый «позыватка». Именно он приглашал семью, с которой хотели бы породниться его наниматели. А молодые супруги, у которых была свадьба в ушедшем году обязательно вместе должны были скатиться с обледенелой горы. Также можно было встретить торговцев, которые продавали горячий чай.
В этот день вся семья обычно собиралась за столом, где основным блюдом, конечно же, были блины. При чем встретиться семья должна была обязательно в доме тещи и она, по традиции, обязательно должна была накормить своих зятьев до отвала. А уже вечером молодые девушки разъезжали на санях по деревням и селениям и показывали различные представления, где главная героиня - теща. Про неё сочиняли различные представления - некоторые добрые и повествующие о её доброте, а некоторые шуточные и смешные. Но примечателен этот день был не застольем, а широкими гуляньями, о чем можно понять из названия.
Обязанностью тестя было передать молодым муку и масло. В гости наведывались не вдвоем, а непременно со всей родней, большой и шумной компанией. Блины обязательно пекла хозяйка, показывая свои кулинарные таланты родителям и мужу. Но при этом обильный стол считался показателем уважения хозяина к своим родным по линии супруги.
Примечательно, что звали в гости не только для того, чтобы накормить, но и чтобы набраться ума, выслушать советы старших. После застолья зять катал тещу по улице. Ласковую тещу старались прокатить по гладкой дороге, а сварливую — по ухабам.
Вероятно на Руси первоначально масленичные действия соотносились с началом нового года, приходившегося на март [29] до 1492 года.
Новогодние обряды, связанные с очищением, магией первого дня и культом предков, по мнению Д. Зеленина , могли быть передвинуты также на Чистый четверг последней недели поста. Саму Масленицу Зеленин считал поминальным праздником, в ходе которого крестьянское сообщество вовлекало своих умерших членов отметить рубежное время накануне поста, поэтому масленичные костры — это «приглашение умерших предков к обильному ужину накануне поста» ср. Большинство обычаев Масленицы, не связанных с культом предков, обнаруживают свои истоки в западном карнавале [30].
Маковский , 1869. В советской этнографии общепринятой была точка зрения, согласно которой Масленица — это связующее звено и граница между зимой и весной [31] , когда «изгоняли, хоронили зиму — богиню мрака и смерти — и встречали весну, которая несла свет, тепло, пробуждение природы» [32]. Праздник считали наследием «древнего солярного культа», к реликтам которого относили костры и горящее на шесте колесо [33] [34]. Советский фольклорист В.
Пропп , развивая идеи В. Маннхардта и Дж. Фрэзера , считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ [35]. Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества.
Чучело Масленицы представлялось, по мнению В. Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [36]. Для крестьянина, согласно этой концепции, плодородие земли было самым важным, поэтому он пытался на него воздействовать: «что бы ни делали носители традиционной культуры, они маниакально думают об одном — об увеличении урожая или приплода» [37]. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить.
Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как « целовник », смотры молодожёнов «столбы» [38] , их гостевания [39] , катания с гор [40] и на упряжках [41] , шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста [42]. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота [43].
Обряды и обычаи Как упоминалось ранее, праздник пришёл к нам из древности. Лейтмотив масленицы — смена времён года: осень и зима символизируют увядание и смерть, а весна и лето — рождение и жизнь. Во многих традиционных религиях ритуалы, службы и празднества также связаны с сотворением мира, новым годом, природными циклами, отрешением от прошлого. Обрядовое значение масленицы заключается в уничтожении всего старого и стимуляции возрождения и плодородия. Готовиться к празднику начинали заранее, примерно за пять дней до наступления масленичной недели. Обязательно проводили тщательную уборку жилища, избавлялись от всего старого и ненужного, считалось, что нельзя оставлять мусор в доме или во дворе, поэтому его сжигали или выметали за ворота. Природные явления получили своё воплощение в форме антропоморфного существа — большого соломенного чучела, облачённого в женское тряпьё, иногда со сковородкой или с блином в руках. В первый день масленичной недели, жители наряжали чучело Масленицы, которую устанавливали на самом видном месте поселения.
Люди пели песни, устраивали пляски и хороводы, катали чучело на конных упряжках-тройках или с ледяных горок, забавлялись играми на снегу. Во все времена почитанию предков уделялось особое внимание, поэтому, по традиции, полагалось первые блины раздавать нуждающимся людям, на поминки усопшим. В масленицу большое внимание уделялось теме семьи и продолжения рода. Плодородие ассоциировалось с созданием новых семей и рождением детей. Поэтому во вторник проводили смотрины невест, сватались, планировали, как после Великого поста сыграть свадьбу. Вторник получил название «Заигрыш», потому что начиналось время забав, различных игр на снегу и катания с горок. В среду вовсю пекли блины и пироги, приглашали на угощение друзей, близких и знакомых. Оттого среду называли «Лакомка».
Зять навещал тёщу, которая готовила и угощала его блинами. Эта традиция актуальна и сохранилась и в наше время. Тёще полагалось готовиться к приходу зятя и гостей и потчевать их блинами и вкусными блюдами, да так, чтобы никто не остался в обиде — важно было показать доброжелательное расположение. Масленицу называли широкой: люди повсеместно присоединялись к праздничным гуляниям, играм и водили хороводы вокруг чучела Масленицы, разводили костры и прыгали через огонь.
Как проводили Тещины вечерки в Масленицу: традиции и обычаи
Зять отправлял накануне, в четвертый день Масленичной недели, «позываток», нарядно одетых и с подарками. Тещины вечерки и золовкины посиделки – многие считают, что традиция ходить в гости на блины относится исключительно к православию, а сжигание чучела – безобидный, пусть и языческий обряд. Но масленичная неделя достаточно гармонично вписалась и в христианские традиции. Масленицу стали праздновать накануне Великого поста. Дни Масленичной недели: названия и значения. Саму Масленичную неделю условно разделяют на два периода. Каждый день масленичной недели имеет отдельное название и отличается своеобразными традициями и обрядами. Особенно почитался в старину пятый день масленичной недели, называемый «Тещиными вечеринками», «позыватками» или «Тещиными вечерками».
«Тёщины вечёрки»: традиции пятого дня Масленицы
Тещины вечерки: традиции пятого дня Масленицы | Тещины вечерки на Масленицу: традиции и обычаи. В масленичную пятницу не только радовались и ели блины, но и гадали. |
Масленица. День 5: «Тещины вечерки» | Устраивались «Тещины вечерки» («Тещины посиделки»), и зятья приглашали матерей своих жен на блины. |
Как называются дни масленичной недели и что принято делать в каждый из них? - Новости | Приметы по дням Масленичной недели. У каждого дня праздничной недели — свое название и значение, свои традиции и обряды. |
Тещины вечерки: традиции пятого дня Масленицы | Пятый день Масленичной недели: Тёщины вечерки в пятницу на Масленицу. |
Масленица: сжигание чучела и массовые гулянья или сыропустная неделя на пороге поста | Сегодня пятый день Масленичной недели. Его обычно называют Тёщины вечёрки или Тёщины посиделки. |