«» рассказывает, на какие даты приходятся рождественские Святки в 2024 году, какие традиции и обряды связаны с этими днями. На протяжении 12 дней с 6 по 18 января, между Рождеством и Крещением отмечается веселый праздник, называемый Святками. и Яндекс будет показывать их выше остальных. читайте на ФедералПресс.
Святки: что нельзя делать, гадания, обычаи, традиции праздника
Главным отличительным знаком Святок всегда были заклинания на весь год и гадания о будущем, чтобы узнать о предстоящем урожае. «Святки отмечают веками»: фольклорист о колядках и традициях празднования. Святки, история появления праздника и какое отношение к Святкам имеют скоморохи. Первое упоминание о Святках встречается в трудах христианского богослова Ефрема Сирина, умершего в 373 году. Святки всегда были особым временем, наполненным магией и вание было одним из немногих действ, которое не осуждалось церковью. Рождественские Святки также приурочены к зимнему солнцестоянию, этот удивительный праздник сочетает в себе как православные, так и языческие традиции.
Народный календарь. Как правильно колядовать на Святки, 25 декабря
Если небо было звездным, то по примете весь год будет плодородным. После того, как в небе появлялась на первая звезда, можно было садиться за стол. Начинать трапезу нужно было с сочива. Также в этот день раньше подбирали особую одежду: одна должна быть новой и светлой. Раньше обязательно устраивали пир, готовили праздничные блюда из мяса в частности, из свинины и устраивали народные гуляния — щедровки.
Рекомендовалось в этот день готовить щедрую кутью и накрывать богатый стол. Принято было, чтобы мужчины с утра проводили обряд «посевания». Хозяйки же старались избавиться от старой и ненужной одежды — сжигали её. Также женщины брали в этот день три свечи и обходили с ними дом, чтобы изгнать из дома все плохое и увести беды подальше.
Основные традиции и обряды — запастись в полночь крещенской водой, приготовить голодную кутью, очиститься от грехов, нырнув в прорубь. В этот день завершаются святочные веселья и колядования. Раньше девушки в этот день гадали на замужество с помощью кутьи. Этот день сохранил важную традицию — приготовление кутьи и соблюдение строгого поста.
Нельзя заниматься домашними работами и нельзя с кем-либо ссориться. Употребление алкоголя в этот день тоже под запретом. Девушки проводили активно обряд красоты: умывались в освящённой воде, чтобы весь год не было проблем с красотой и кожа оставалась чистой. Народные приметы и поверья на праздники Святки Существовала раньше примета, связанная с охотой во время Святок: считалось, что того, кто охотился, в ближайшем году будет ждать беда.
Пасмурная погода, метель и сильный снегопад на Крещение — знак, что урожай будет хорошим и плодородным. Если же погода в Крещение ясная, то хорошего урожая можно не ждать. Если каша на Старый Новый год получилась особенно вкусной, то считалось, что в семье будет удача и благополучие. Звёздное небо с 13 на 14 число знаменовало предстоящий богатый год.
Старинные святочные гадания В это странное время завеса между миром людей и миром сверхъестественного становится тоньше, а магия усиливается. Поэтому раньше во время Святок были распространены всевозможные гадания. Обычно это делали девушки, которые пытались узнать о своем суженом. Существовало много способов узнать будущее: по воску, яблокам, карточкам, глядя в зеркало.
Молодые девушки собирались ночью в бане и снимали крестик, чтобы узнать, за кого они выйдут замуж и как скоро.
Елка в каждый дом Традиция ставить елку и украшать ее к Рождеству укоренилась в России в 1830-х годах и широкое распространение получила уже к середине XIX века. Украшали ее отнюдь не стеклянными игрушками, а яблоками, орехами, конфетами, пряниками. Тогда же появились елочные базары и магазины. В Первую мировую войну рождественская елка стала сближающим фактором для противников. Выставленные на бруствер немецких окопов 24 декабря 1914 года небольшие светящиеся елочки послужили символом, призывающим к братанию солдат воющих сторон. Аскетично украшенная военная елка ставилась и в русских окопах. К 1917 году в России празднование Рождества, установка и украшение рождественской елки стало привычным явлением. Мокшаны Пензенской губ. Голосовой, изображен ангел, летящий над городом, с подарками в руках, 1903-1915 из коллекции Музея Москвы Забытый буржуйский праздник До революции Рождество было главным семейным праздником, а вот Новый год отмечала исключительно молодежь.
После Октябрьской революции, едва оправившись от Гражданской войны, Совнарком РСФСР принял декрет о переходе страны на григорианский календарь — с 25 декабря празднование Рождества перешло на 7 января. Со второй половины 1920-х годов началась борьба с церковными праздниками как с буржуазными пережитками старого мира, в первую очередь с Рождеством. Было решено праздновать только Новый год. В 1936 году появился декрет Совнаркома о публичном праздновании Нового года 31 декабря. Старая, укоренившаяся традиция приобрела новый смысл, попутно изменив свою атрибутику. Тогда же появились елочные украшения с символикой советского государства: шары со звездами, серпом и молотом, «буденновцы», стеклянные дирижабли с надписью «СССР». В Великую Отечественную войну по указу Сталина были открыты храмы, тогда снова вернули празднование Рождества. В 1947 году 1 января стал официальным выходным днем. Празднование Нового года стало обрастать традициями, часть из которых перешла к нему от Рождества.
Этот день не относится к самым большим христианским праздникам, но имеет своё особое значение.
Иудейский обряд обрезания можно назвать прообразом христианского крещения. Праздник Крещения , которое Иисус принял перед Своим выходом на проповедь и во время которого Бог явился в трех Лицах, Православная Церковь отмечает сразу после Святок 19 января 18 января — Крещенский сочельник. Таким образом, период Святок обрамлен двумя праздниками, каждый из которых символизирует начало: Рождество — земного пути Господа, а Крещение — Крестного Его пути. А потому эти Святые дни должны быть наполнены не только весельем, но и глубоким пониманием, о чем мы вспоминаем и чему радуемся, и благодарностью к Любящему нас Богу. Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
В святочные дни можно не только заглянуть в будущее, но и повлиять на него - верили на Руси. И для этого устраивали гуляния, гадания и обряды. Вот и сейчас в музее-заповеднике на Щёлоковском хуторе звучат старинные песни и колядки, детей вскружили подзабытые забавы. Весь фольклор - родной, из Нижегородской еще губернии. Среди старинных деревянных домов хутора традиции оживают.
Святки в русской деревне XIII–XVIII веков
двенадцать святых вечеров, символизирующие собой двенадцать месяцев в году (шесть светлых - светлое полуколо года. Святки – самый благодатный период для загадывания желаний, получения предсказаний на будущее, гаданий и ворожбы. Наступили святки — начались колядки! В детском саду «Уголёк» с песнями и плясками состоялся праздничный рождественский переполох. На Святках мы встречаем или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. В литературе очень популярно утверждение о 12 дней продолжительности Святок; вероятно, это объясняется приверженностью символическому значению числа 12.
Святки 2023 года уже начались, что это за праздник и как его отмечают
Ефрема Сирина, произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также слова св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского. Продолжительность Святок Какова продолжительность Святок? Когда они начинаются и когда заканчиваются? На эти, казалось бы, простые вопросы в церковной литературе даются разные ответы.
Фактически существует 4 точки зрения на продолжительность Святок: I. Часто такая продолжительность указывается в календарях как сплошной период, в течение которого нет постных дней. Такая точка зрения лишена недостатков: во все дни периода совершаются богослужения с праздничными особенностями, поста нет. В литературе очень популярно утверждение о 12 дней продолжительности Святок; вероятно, это объясняется приверженностью символическому значению числа 12.
Инструктор по труду Светлана Геннадьевна Рубан рассказала получателям социальных услуг значение и смысл православного праздника. Ребята прониклись духовностью, святостью праздника и с помощью красок и трафаретов нарисовали Вифлеемские звезды с чудесными ангелочками. Предыдующая новость.
Святочные дни начинаются с 7 января - праздника Рождества - и длятся 12 дней. Веселиться и играть в старину по традиции продолжали до самого Крещения. После купания в проруби возвращались к спокойной жизни, положительного настроя хватало до самой Пасхи. Ольга Ляпаева, Заведующая отделом научно-представительской работы музея Щелоковского хутора: Это очень веселый праздник, когда люди рядятся, когда люди ведут себя каким-то необычным образом, хулиганят - и всеми это воспринимается совершенно нормально. Потому что скоро придут будни и все вернуться в свое привычное состояние.
Вообще, с историей Святок, с традициями, обрядами можно ознакомиться здесь. К тому же самыми верными считаются именно святочные гадания. Мы выбрали для вас самые разнообразные - они все здесь. Конечно, самые яркие святочные гадания - обычно на Старый Новый год.
Святки. Записки этнографа
Святки – 12 январских дней от Рождества до Крещения – особое время в церковном календаре. Таким образом, период Святок обрамлен двумя праздниками, каждый из которых символизирует начало: Рождество — земного пути Господа, а Крещение — Крестного Его пути. читайте на ФедералПресс.
12 священных ночей. Колядование, венок, полено, обряды - история традиций
Иван Федотов. Ряженые В Новгородской и Вологодской губерниях Святки до сих пор называются кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби — кудесники и кобники, которые гадали и, вероятно, кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Троице Псковской губернии Святки слывут «субботками». Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедных вдов, которые делают к тому нужные приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свечей. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин.
Девушки, как богатые, так и бедные, непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашенных, тогда ворота, до сих пор запертые, отворяются, и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые исстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которые потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы.
Сюда женатые и замужние не допускаются. Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками маскировался, подобно скоморохам, и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины. Петр I любил святочные игрища, в которых сам принимал участие, как было выше нами замечено.
В его время святочные игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где царевны святочничали с верховными сенными девушками и боярынями. Гадание В состав святочных обрядов входит гадание, где по каким-либо особенным знакам, искусственным или естественным, стараются предузнать человеческий жребий, свое будущее. В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения; но когда язычники стали переходить в христианство, то гадание стало преследоваться под видом ворожбы, и если гадание и осталось в народе как сила привычки по праву давности, то как народная забава самое слово «гадание» сродно с еврейским словом Гад, Gad — так называлась богиня счастья, а по другим, от санскритского Gad — исследовать, по третьим — Gadam — испытывать. Самое же гадание в древности было служение богине Гаде фортуне, богине счастья.
Основываясь более на случайных, но естественных явлениях или знаках, открывали тайну, то есть что-нибудь угадывали. Ворожбою называлось действие сверхъестественных враждебных сил ко вреду одних или к пользе других, почему волхование, по толкованию Стоглава, называлось бесовским служением и имело одно и то же значение, что и колдовство, колдование, которым, по сказанию, занимались халдейские и другие волхвы. Способы гадания бывают естественные или искусственные, какие встречаются не только у восточных народов, но у греков, римлян и славян. Святочными гаданиями вообще занимаются вечером или ночью.
Святочные гадания, 1890-ые гг. Святочные вертепы и звезды Мы уже упоминали о бумажной звезде, с которой маленькие мальчики ходят на Рождестве славить Христа. Колядки, 1880-е гг. В Сибири также ходили с вертепом, о котором в наше время мало кто говорит.
Это был ящик о двух ярусах; в нем представляли разными деревянными фигурами сцены, относящиеся к Рождеству Христову: явление ангелов, поклонение волхвов, бегство в Египет. В верхнем ярусе вертепа представлялась смерть Ирода, а в нижнем — пляски. При этом дьячок зажигал свечи, которыми освещалась внутренность вертепа, а трапезник гасил их. У одного за плечами был кузов, у другого в руках тарелка, в которую клали деньги.
С вертепом хаживали мальчики, иногда в сопровождении гудочника или скрипача. Славление наших царей Хотя в России не было западного праздника «путешествие трех царей», но со времен царя Алексея Михайловича было введено ходить государям о Святках славить даже к своим подданным. Славление это начиналось с полудня праздника следующим образом: процессии предшествуют двое чиновников с барабанами в руках и ударяют в них палочками, обернутыми сукном. За ними следует царь со всем клиром и с толпою князей и бояр.
Они едут на санях и посещают знатнейших придворных вельмож. По вступлении в дом к кому-либо поют: «Тебе Бога хвалим» и поздравляют с Новым годом. Потом хозяин подносит царю подарок деньгами и угощает его со свитою. После угощения они отправляются к другому вельможе.
То же говорит Броун в своем путешествии по России в 1649 году. В таком случае их угощают, и это называется славлением. Царь ходит, сопровождаемый князьями, боярами и другими царедворцами. Эта церемония началась с 1702 г.
Первого Бранса царь Петр I посетил в 9 часов утра; с ним проехало около 300 человек на санях и верхом. Столы покрыты были различными лакомствами, сперва подавали холодные, а потом горячие кушанья. Веселость была непринужденная, и напитки лились щедрою рукой. Около 3 часов Его Величество со всем своим двором отправился к Лупсу, где было такое же угощение, потом в другие, наконец, вся его свита поехала отдыхать в домы, нарочно для этого построенные».
Из современных записок видно, что наказываемы были те кнутом и батогами, которые уклонялись от славления. У Желябужского в летопись внесено, что Григорий Камынин бит плетьми за то, что, быв записан в славленье, да не ездил. При императрице Елизавете Петровне на Руси о Рождестве Христове давалось придворным певчим дача жалование под названием славленного. Петр I с 1 января 1700 г.
А наградой за все это станет приятный сладкий приз, ведь новогодние чудеса случаются еще вплоть до самого февраля. На период Святок приходятся три важных церковных даты: Сочельник — 6 января, Рождество — 7 января и Крещение Господне — 19 января. Подробнее о каждом из них, об их истории и особенностях празднования расскажут 15 января в интерактивной экспозиции «Изба-Чайная» на экскурсии с мастер-классом по изготовлению оберегов «Праздники Зимы». Всех, кому не терпится заглянуть в будущее приглашаем на увлекательное мероприятие «Святочные сказки», которое состоится 15 января с 10.
Особенно сильно хочется узнать о том, каким оно будет, на заре нового года, когда все верят в чудеса. Испокон веков гадания были одним из главных развлечений, с помощью которых приоткрывали завесу тайны о своей судьбе, удаче и суженных. Но что за ритуал представляет из себя гадание, как нужно гадать и что нужно знать, чтобы не ошибиться в трактовке результатов — все это посетители узнают, приняв участие в загадочном мероприятии. Святочные гадания - часть старинной русской традиции.
По окончании вечера пустили детей срывать с елки все то, что висело на ней. Детям позволялось влезать на дерево; кто проворнее и ловчее, тот пользуется правом брать себе все, что достанет, но так как елка была высокая и не многие отваживались влезать, то им помогали их сестрицы: они подставляли стулья и указывали на самые заманчивые для них вещи». Детские подарки под елкой были обязательны. В многодетных дворянских семьях традиционной была игра в «передачу»: подарки завертывались в несколько слоев бумаги. Разворачивать их надо было постепенно, передавая подарок тому, чье имя значилось на очередной обертке. После всенощной на елке ненадолго зажигали свечи для детей, а вокруг дерева водили хороводы. Детские праздники устраивались и на второй и третий день Рождества. Со временем елочные украшения стали более изысканными, появились определенные правила украшения рождественской ели. Ее верхушку венчала Вифлеемская звезда.
Всевозможные фигурные пряники и печенье часто по-прежнему в форме животных сменили обязательные во времена средневековья вафли. Потом все упростилось, на еловых ветках стали развешивать разноцветные игрушки, фонарики, корзинки. А еще позже пришла мода на игрушки из папье-маше, фарфора, тисненого картона, стекляруса и приклеенного бисера, прозрачного и матового стекла. Рождественские гуляния До революции выходными — не рабочими — днями были 25 и 26 декабря, 1 и 6 января. Промежуточные дни были рабочими. В первый день Рождества и на 1 января у всех сословий в обычае были походы друг к другу «с поздравлением». В дворянской среде был обычай устраивать торжественные новогодние светские рауты: представители знати «при полном параде» совершали короткие визиты, разъезжая по городу от дома к дому и поздравляя хозяев. И если для одних это был один из вариантов развлечения, то для других такой обычай стал «праздничной повинностью». Эту сторону с юмором и даже сарказмом описал Антон Чехов в своих рассказах «Новогодняя пытка» и «Новогодние великомученики».
Отчего вы упали? Вы пили что-нибудь? Обидишь, коли не выпьешь… Ну, выпил рюмки три… колбасой закусил… Оттеда на Петербургскую сторону к Лиходееву… Хороший человек… — И все пешком? От кофею распарился, оно, должно быть, в голову и ударило… От Пелагеи Емельяновны пошел к Облеухову… Облеухова Василием звать, именинник… Не съешь именинного пирога — обидишь…» К концу XIX века появился еще один способ поздравить с праздником — отправить почтовую открытку К концу XIX века появился еще один способ поздравить с праздником — отправить почтовую открытку.
Одним из стариннейших гаданий было гадание с петухом: «… в избе чертят круг, и в разных местах этого круга положив по горсти овса, на одну кладут — кольцо, на другую — щепку, на третью — монету, на четвертую — горсть земли, на пятую — воду и т.
В центр круга ставили петуха и смотрели, к какой горсти овса он подойдет. Кольцо означало брак, щепка или земля — смерть, монета — богатство. Сделать это нужно тихо, чтобы девушка не слышала. Бросали за ворота башмачки, подслушивали под окнами разговоры, спрашивали имена встречающихся по дороге… Но самые страшные гадания начинались в ночь под Новый год. В эти вечера, говорит народная легенда, Бог, на радостях, что у Него родился Сын, отомкнул все двери и выпустили чертей погулять.
Самыми верными и действенными считались гадания под Новый год и в страшные вечера, если только гадающий не забудет соблюсти все необходимые условия, то есть, будет гадать без креста, без пояса и не благословясь. В избе она садится к столу, на котором положено зеркало и свечка, и смотрит в зеркало. Иногда гадальщица слышит, что кто-то подъезжает или подходит к дому, поднимается на крыльцо, выходит в сени, отворяет дверь в избу и вот приближается к ней. Девица сидит, обернувшись спиной к дверям, и видеть вошедшего не может. Если у гадальщицы хватит мужества просидеть молча и не оглядываясь, то пришедший подходит, смотрит через ея плечо в зеркало и затем скрывается.
Впоследствии оказывается, что смотревший был точь-в-точь как ея жених и муж». Известно, что перекресток дорог — любимое место нечистой силы. Выйдя за деревню, на открытое место, где все садятся в круг, обернувшись лицом друг к другу.