Десница Иоанна Крестителя, заключенная в золотой ковчег, не имеет двух пальцев — мизинца и безымянного.
День памяти святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
7 июля 2023 года, в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь г. Москвы. О святом Иоанне, Предтече и Крестителе, Сам Господь наш Иисус Христос свидетельствовал, что он – больший из рожденных женами и первый среди пророков. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли (обретение честной главы празднуется 24 февраля). Именно в этот день Иоанн Креститель был жестоко казнен — ему отрубили голову. Иоанн Креститель был похоронен в палестинской деревне недалеко от современного Наблуса. Именно по этой причине сегодня 20 января, сразу после праздника Крещения Господня, которое совершил в реках Иордана Иоанн Предтеча, мы отмечаем праздник, называемый Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Усекновение главы Предтечи. Что можно и чего нельзя 11 сентября 2023 года
Православное предание связывает с десницей чудо спасения антиохийской девушки, предназначавшейся в жертву змию. Её отец «лобызал святую руку Крестителя, тайно откусив зубами один сустав малого перста, спрятал его и, помолившись, вышел, неся с собою сустав пальца» [38]. На следующий день он бросил палец Иоанна Предтечи в пасть змия и тот издох. Пророчества и взятие миссии Илии[ править править код ] Личность Иоанна Предтечи и акт крещения им Иисуса стали очень значимыми для евреев свидетельствами мессианства Христа, поскольку в них увидели осуществление пророчеств. Илия-пророк: внешне изображается похожим на Иоанна — львиная грива волос, власяница из верблюжьей шкуры Иоанн Креститель Так, новозаветное толкование Мф. Согласно пророку Малахии Мал. Он выступает «в духе и силе Илии» Лк.
Образ Иоанна Крестителя как аскета-пустынника, пророка и обличителя был настолько схож с представлениями об Илии который должен был вернуться перед приходом Мессии , что Иоанну приходилось даже особо отрицать своё тождество с ним Ин. Транслятором и толкователем такого голоса, повторяющего то, что некогда было открыто Исаие, и считал себя, вероятно, Иоанн Креститель» [8]. Может показаться, что Евангелие от Матфея сохраняет следы некоторой неуверенности Иоанна относительно мессианского сана Иисуса Мф. Однако это не так. А факт послания Иоанном своих учеников к Иисусу объясняется тем, что Иоанн хотел, чтобы ученики лично увидели Христа, услышали проповедь, чудеса и уверовали в то, что Иисус есть ожидаемый Мессия. После этого ученики Иоанна должны были последовать за Христом.
Иоанн сделал так потому, что, будучи пророком, предвидел скорую свою кончину. Сам же Христос после казни Иоанна прямо указывает на его предтеченскую миссию: в ответ на вопрос о том, пришёл ли уже Илия, он говорит, что «Илия пришёл, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём» Мк. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» Мф. Иоанн всю свою жизнь проводил в пустыне, был сыном священника, носил необычайную одежду, призывал всех ко крещению и, более того, родился от неплодной матери. Иисус же произошёл от незнатной девушки рождение от Девы, предсказанное пророками, не было ещё всем известно , воспитывался в обычном доме и носил обычную одежду. Иисус, пришедший креститься к Иоанну, воспринимался современниками как простой человек, поэтому Иоанн Златоуст пишет: Вот почему, чтобы такая мысль не утвердилась в народе, тотчас по крещении Иисуса небеса открываются, Дух нисходит и вместе с Духом голос, возвещающий достоинство Иисуса как Единородного [51].
Преподобный Ефрем Сирин считал, что через иоанново крещение Иисус получил его священство: «Царское достоинство дома Давидова получил ещё через рождение, так как рождён был из дома Давидова, священство же дома Левиина принял через второе рождение в крещении сына Ааронова» [52]. В Евангелии от Иоанна Ин. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли. Приходящий с небес есть выше всех» Ин. В этом же месте Евангелия Иоанн прилагает к Христу и будущей Церкви известный ветхозаветный образ, уподобляющий отношения между Богом и его народом отношениям между любящими супругами «Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась» Ин.
Ряд авторов видит противоречие между этим местом и отрывком из синоптических Евангелий «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? При этом своим вопросом Иоанн, убеждённый в мессианском достоинстве Иисуса, дал возможность последнему засвидетельствовать о себе. Принадлежность Иоанна к религиозным течениям[ править править код ] «Иоанн Креститель проповедует перед народом» картина Питера Брейгеля Младшего Иоанн не пил вина и пьянящих напитков Лк. По своему религиозному мировоззрению Иоанн, скорее всего, был близок ессеям , в частности, возможно, членам Кумранской общины. Отмечают подобие образов и личное сходство Иоанна Крестителя с так называемым «Учителем Справедливости» — основателем этой секты , известным по сохранившимся текстам, который, вероятно, мог послужить ему личным примером. Но существуют и идеологические расхождения с ессеями.
Так, например, он подчёркивал разделение людей на праведников и грешников, но, в отличие от кумранитов, считал, что грешники могут спастись через раскаяние. Подобно кумранитам, он толковал стих из Исаии «Глас вопиющего в пустыне…» как призыв удалиться в пустыню, и потому стал отшельником и аскетом сам, но не требовал этого от других. В отличие от кумранитов, он не настаивал на необходимости общего имущества, но говорил о необходимости делиться с нуждающимися [8]. Иоанн не принял подхода ессеев к ограничению круга посвящённых, обвинил их во внесении раскола в народ [15] и предлагал очищение каждому еврею, желавшему того. Вдобавок, в отличие от ессеев, он не требовал от них передать всё их состояние в общую кассу и стать членом религиозной секты, а также отказаться от привычного образа жизни — его интересовало только духовное просветление. Всё это привлекло к нему большое количество последователей.
Исследователи отмечают, что описание причин обряда, приводимое Иосифом Флавием, совпадает практически дословно с описанием подобного обряда в ессейских рукописях Иудейской пустыни. Такая близость Иоанна к ессеям заставляет многих исследователей считать, что «он принадлежал какой-то срок к ессеям и позднее отделился от них по идейным мотивам» [15].
Для гигиены лучше использовать влажные салфетки; не стоит принимать подарки от малознакомых людей. Считается, что таким образом даритель может передать свои неудачи, болезни и проблемы на работе и в личной жизни. Именно поэтому лучше просто вежливо отказаться; запрещено пересчитывать мелкие деньги. Это может привести к финансовым трудностям, которые будут преследовать вас весь год. Также не стоит давать в долг и решать другие материальные вопросы; 20 января нельзя носить грязную одежду.
Этот день благоприятный для того, чтобы заняться стиркой и сделать генеральную уборку; не стоит отказывать близким друзьям и родным, а также быть жадным.
По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: "Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего". Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли обретение честной главы празднуется 9 марта по новому стилю. Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в самарийском городе Севастии, там, где совершилось злодеяние.
После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед.
По промыслу Божьему ребенок избежал смерти среди тысяч детей Вифлеема и его окрестностей во время избиения младенцев, устроенного по приказу Ирода I Великого — отца того самого Ирода Антипы, который почти через тридцать лет повелит отсечь голову пророку… Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, Господь призвал его к пророческому служению. Главной его задачей было подготовить людей к принятию Спасителя, призвав их к покаянию. Креститель обличал грехи и пороки людей, в том числе — правителя Галилеи Ирода Антипы и Иродиады жены Филиппа — брата Ирода , беззаконно сожительствовавших еще при жизни Филиппа. Ирод не решался казнить Иоанна, он почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева, но все же посадил его в темницу Лк. В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады.
11 сентября. Усекновение главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Находясь в темнице, Иоанн услышал «о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? Дочь Иродиады Саломея не названная в Евангелиях по имени в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя и «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» Мк. В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец спекулатор [13] , который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей».
Тело Иоанна было погребено его учениками, а о смерти сообщили Иисусу Мф. В память этих событий установлен церковный праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи. Русская Православная Церковь отмечает его 29 августа 11 сентября. В какой бы день недели этот праздник ни попадал, включая воскресение, этот день всегда в Православной церкви в память о великом постнике Иоанне который питался в пустыне только акридами и диким мёдом является, согласно Уставу , днём строгого поста , запрещено есть не только мясную и молочную пищу, но и рыбу.
Апокрифы и предания[ править править код ] Несмотря на значимость фигуры Иоанна, сведения о нём не нашли широкого распространения в апокрифической литературе. Например, в « Арабском Евангелии детства Спасителя » образ Иоанна отсутствует даже при описании крещения Иисуса [14]. Тем не менее некоторые детали к биографии Иоанна апокрифы и предания всё-таки добавляют: Св. Елизавета прячется в скале.
Мозаика, Монастырь Хора Иоанн Предтеча в пустыне с ангелом. Миниатюра Елисаветградского Евангелия. Точное место рождения Иоанна в Евангелиях не названо. Считается, что Иоанн был рождён в предместье Иерусалима Эйн-Кареме на этом месте в настоящее время построен францисканский храм «Святой Иоанн на горах».
Предание, которое называет его местом жительства семейства Захарии, восходит ко времени игумена Даниила 1113 год. Сам Даниил получил эту информацию от монаха лавры Святого Саввы , время свидетельства которого предшествует появлению крестоносцев [15]. Считается, что под градом Иудиным понимается Эйн-Карем, а домом, в котором произошла встреча, — загородный дом Захарии, отца Иоанна Предтечи [16]. В настоящее время на этом месте находится францисканская церковь Посещения.
В Евангелиях не указано, за что был убит отец Иоанна Захария. Традиционно считается, что Захария был убит в храме за то, что не сказал воинам Ирода, избивавшим младенцев, где укрыт его сын. Апокрифы уточняют, что Иоанн избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях во время избиения младенцев , поскольку мать Елисавета укрылась с ним в пустыне. Рассказ об этом содержится в Протоевангелии Иакова : Елизавета, услышав, что ищут Иоанна сына её , взяла его и пошла на гору.
И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила её. И свет светил им, и ангел Господень был вместе с ними, охраняя их [17]. По преданию, место этого события находится на территории францисканского монастыря Иоанн Предтеча в пустыне в мошаве Эвен Сапир в 3 км от Эйн-Карема [18].
Считается, что там же Иоанн провёл своё детство и готовился к началу служения Лк. Согласно ранневизантийской легенде, по прошествии пяти месяцев ангел велел праведной Елизавете отнять младенца от груди и начать приучать его к акридам и дикому мёду [20]. О его жизни до появления с проповедью из пустыни больше ничего не известно, исследователи, заполняя лакуну, предполагают, что, возможно, он мог находиться это время в ессейском монастыре [8]. По священному преданию, к моменту начала проповеди Иоанну было 30 лет — символический возраст полного совершеннолетия, таким же обычно представляют возраст Христа при начале его проповеди.
Это связано с ветхозаветным установлением, что левиты должны приступать к службе только по достижении этого возраста Чис. В настоящее время считается, что Вифавара находилась около монастыря святого Иоанна, примерно в 10 км восточнее Иерихона. В этом месте на западном берегу Иордана находится Каср-эль-Яхуд контролируется Израилем [21] , на восточном — напротив него — Эль-Махтас Вади-эль-Харар в Иордании [22] [23]. Согласно « Евангелию от евреев », Иисус сначала не хотел идти креститься к Иоанну, о чём просили его мать и братья, возражая им: «какой грех Я совершил, что Я должен креститься от него?
Но Иисус удержал его, говоря: всё, что надлежит, должно быть исполнено» [25]. Послание Климента Римского сообщает, что Иоанн был девственником [26].
И родились у него семь сыновей и три дочери». Иов 1:1-2. Был богат, окружен многочисленными слугами, однако богатство не развратило его. На его долю выпало немало испытаний: он лишился богатства, детей, стал прокаженным, однако не согрешил перед Богом и на сетования жены отвечал: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Выдержав достойно все испытания, Иов удостоился еще больших благословений.
Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломее. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: "Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего". Саломея взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли обретение честной главы празднуется 24 февраля. Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломеей еще при их земной жизни. Саломея, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Гая Калигулы 37—41 и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей. В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы о ней упоминает святой евангелист Лука — Лк. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы.
Строгий запрет 20 января налагается на охоту. Убийство животных и птиц приведет к тому, что никогда не исполнится самое заветное желание. Православная церковь вспоминает 20 января Иоанна Крестителя. Этот святой в народе известен тем, что предсказал появление Мессии и сам крестил Спасителя. За свои проповеди был казнен путем отсечения головы.
Собор Крестителя Иоанна: что нельзя делать 20 января
В день Усекновения главы Иоанна Предтечи Церковью вместе с праздником установлен строгий пост «ради воздержательной жизни святого» и его «скверноубийственного кровопролития от Ирода». Именно по этой причине сегодня 20 января, сразу после праздника Крещения Господня, которое совершил в реках Иордана Иоанн Предтеча, мы отмечаем праздник, называемый Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Как говорится в истории первого обретения главы Иоанна Крестителя, это произошло в начале IV столетия от Рождества Христова следующим образом. Предтечей (буквально — «предшественник») называют Иоанна Крестителя, который, согласно Евангелию, возвестил приход Исуса Христа.
Иван Постный: традиции и приметы на 11 сентября
Установлен празник в память об удивительном событии и носит название «Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна». Память Предтечи и Крестителя Иоанна Церковь совершает 7 раз в году. Именно в этот день Иоанн Креститель был жестоко казнен — ему отрубили голову.
Иоанн Креститель — ближний друг Христов
День памяти святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна • Ейская Епархия | / Новости. Усекновение Главы Пророка Иоанна Крестителя. Усекновение главы пророка Иоанна Крестителя. 11 сентября Церковь вспоминает событие,связанное с усекновением главы Предтечи Спасова Иоанна. |
День памяти Св. Иоанна Крестителя и Иова Праведного | Иоанн Креститель — самый почитаемый христианский святой после Богородицы. |
День памяти святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна • Ейская Епархия | Память Предтечи и Крестителя Иоанна Церковь совершает семь раз в году. |
7 июля - Литургия в день памяти Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | Отметим, что день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — престольный праздник одноименного храма при Саранской духовной семинарии. |
В Лавре почтили память Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | Во-первых, это день памяти святого Иоанна Крестителя. |
Обретение главы Иоанна Предтечи 9 марта 2023 года
Рождество Иоанна Предтечи , как и зачатие, ознаменовалось сразу несколькими чудесными знамениями: праведная мать младенца, когда мальчику хотели дать имя отца, Захарии, неожиданно воспротивилась, сказав, что его следует назвать Иоанном, хотя в среди родных супругов это имя не было распространено; когда все в недоумении обратились к Захарии, он также написал на дощечке имя Иоанна, данное арх. Гавриилом; сразу после этого его немота окончилась, и первые слова отца были пророчеством о великом будущем сына — Предтечи Спасителя. Усекновение главы — 11 сентября 29 августа по старому стилю На какой бы день недели ни выпадал праздник, он является постным, когда верующие не вкушают пищи животного происхождения, по возможности — до конца богослужения воздерживаются от пищи и питья вовсе. Ведь 11 сентября — скорбное время, когда, по повелению царя Ирода был св.
Иоанн был казнен через отсечение главы, тем завершив свое земное служение. Поводом для казни послужили обличения, к которыми он не раз обращался к царю, женившемуся на супруге брата, хотя такое позволял Закон Моисеев только если брат умирал, не оставив детей. В данном же случае Иродиада, новая жена царя, имела дочь, да и брат Ирода был жив.
Иными словами, речь шла о явном прелюбодеянии — о нем и говорил беззаконнику Иоанн. Мучимый совестью, Ирод долго противился тем, кто уговаривал его убить пророка — к тому же сам он нередко слушал боговдохновенные речи Иоанна: вероятно, душа этого человека не была вовсе потерянной для Царства Небесного. Но — все решила царская гордыня.
Когда пред ним, разгоряченным вином во время пира, танцевала падчерица, дочь Иродиады, царь необдуманно пообещал угодившей ему девушке «даже до половины царства». Она же, наущаемая матерью, чья душа полнилась ненавистью к обличителю Иоанну, потребовала «теперь же на блюде» голову «обидчика». И «ради клятвы», чтобы не потерять пресловутого «царского достоинства» Ирод велел исполнить ее прошение.
Так погиб великий пророк. Усекновение главы Иоанна Предтечи Писание совсем краткими словами передает скорбь Христа о гибели Предтечи: «И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один» Мф.
Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними.
Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Проповедник сый покаяния, кающихся не презри нас, но молися ко Владыце Христу за нас, недостойных рабов, унылых, немощных, во многия грехи впадших. Смерти убо чаем, о гресех же наших николиже поболехом и о Царствии Небеснем не попекохомся: но не презри нас, Крестителю Христов, честный Предтече, болий рожденных всех, постником и пустынником наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов. Тя молим, к тебе прибегаем: не отрини нас, просящих твоего заступления, обнови души наша покаянием, еже есть второе крещение: твоим ходатайством пред Господем испроси нам очищение грехов.
Уста недостойная вопиют к тебе, и душа смиренная молится, сердце сокрушенное из глубины воздыхает: простри пречистую твою десницу и защити нас от враг видимых и невидимых.
Узнав о просимом, Ирод опечалился; но ради клятвы, которую он дал перед своими вельможами, выполняет пожелание. Это событие и послужило причиной для установления христианского праздника. В Русской Православной Церкви Усекновение главы Иоанна Предтечи относится к числу великих праздников и празднуется 29 августа 11 сентября. В память о великом постнике Иоанне который питался в пустыне только диким мёдом и вёл суровый образ жизни является днём строгого поста: запрещено есть не только мясную и молочную пищу, но даже рыбу. Накануне праздника вечером служится всенощное бдение. В этот день запрещено работать, готовить кушать, срывать яблоки и мак. Под запретом все круглое — то, что может напомнить отсеченную голову яблоки, картофель, капуста и т.
Приметы и поговорки На Ивана круглого не едят, щей не варят.
Когда царь Ирод, узнав от волхвов о рождении Исуса Христа, повелел убить всех младенцев в Вифлееме, мать Иоанна Предтечи успела уйти с сыном в пустыню. Отца же его убили воины Ирода за отказ выдать сына. Иоанн рос и жил в дикой и бесплодной пустыне, приготовляя себя к пророческому служению строгим постом, богомыслием и молитвой. В возрасте около 30 лет Иоанн вышел с проповедью на берег реки Иордан, тем самым готовя народ к принятию Спасителя мира.
Рождество Иоанна Предтечи
Иродиада тоже очень не любила Предтечу и всячески пыталась его погубить. И однажды ей это удалось. В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломея, дочь Иродиады, своим танцем так угодила и Ироду, и его друзьям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего она ни попросит. Танцовщица, наученная матерью, попросила голову Иоанна Крестителя… Честная глава святого, отсеченная палачом, была преподнесена Иродиаде. Сам Господь наш говорил о праведном Иоанне Крестителе: «Из рожденных женами не восставал пророк больший Иоанна Крестителя». И недаром святой Предтеча прославляется Церковью как и Ангел, и «светлый Слова глас», к нему обращаются так: «крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов». Кто-то советует молиться святому Иоанну при болезнях головы.
Но, наверное, при головной боли лучше выпить лекарство и подумать вот о чем. Образ праведного Предтечи и Крестителя можно рассматривать как образ человеческой совести. Митрополит Антоний Сурожский об Иоанне Крестителе и его значении для всех нас: — По свидетельству Господню никто, рожденный на земле, не был так велик, как святой Иоанн Предтеча. И когда вдумываешься в свидетельство Евангелия о нем, действительно захватывает дух. Но не только дух захватывает — видишь в нем образ человека, который сумел так беспредельно, так неограниченно быть преданным своему Богу и своему земному призванию и который может послужить каждому из нас примером и образом; потому что каждый из нас в каком-то смысле по отношению к окружающим его является так часто предтечей Господним, тем, кого Господь послал впереди Себя, чтобы принести людям слово и образ жизни, который приготовил бы их понять Христа, принять Христа. И когда нашей жизнью мы посрамляем наше свидетельство, когда, глядя на нас, люди перестают верить и в слова наши, и в слова Христовы, то мы берем на себя страшную ответственность. Мы не только сами живем в суд себе и в осуждение, но мы других не влечем за собой туда, куда мы призваны их привести: к радости, к той радости, которой Господь нам оставил залог и которой никто не может отнять, но которой никто, кроме Господа, не может дать.
Каждый из нас друг ко другу, к каждому другому, послан как Предтеча, чтобы сказать слово настолько чистое, настолько свободное от себя самого, от себялюбия, от тщеславия, от всего того, что делает каждое наше слово мелким, пустым, ничтожным, гнилым,— делаем ли мы это с готовностью сойти на нет, только бы из этого человека вырос живой человек, невеста вечной жизни? А когда всё это сделано, готов ли я сказать с радостью: «Да, пусть совершится последнее, пусть и не вспомнят обо мне, пусть жених и невеста встретятся, а я сойду в смерть, в забвение, вернусь в ничто».
Крещением Иисуса в реке Иордан пророк Иоанн завершил главное предназначение своей жизни. С этого момента он начинает бесстрашно обличать людские пороки, не делая разницы между тем, простой это человек или власть имущий. Нет, пророк Иоанн не был революционером, он не поддерживал экстремистские настроения тех, кто искал вожака, готового поднять бунт против ненавистных римских властей Иудеи.
Он призывал не к внешним подвигам, а к внутренним победам - над своим грехом, своей несвободой ему. Как пишет историк Иосиф Флавий, Иоанн учил иудеев "вести чистый образ жизни, быть справедливыми друг к другу и благоговейными в отношении к Предвечному". Тем, кто спрашивал Иоанна, как жить по правде Божьей, пророк отвечал: "У кого две рубашки, пусть поделится с неимущим, у кого есть пища, пусть поступит так же". Предтеча не отделял веры от милосердия. Он не требовал от солдат, чтобы те бросали службу: "Никогда не насилуйте, не вымогайте, не делайте доносов и довольствуйтесь своим жалованьем".
Даже презренным сборщикам налогов он не запрещал заниматься их делом, главное - не "взыскивать больше положенного". Праведность Иоанна вызывала уважение даже у тех, кого он обличал. Евангелие сообщает: правитель части Иудеи Ирод Антипа охотно и сочувственно слушал пророка. Голова на блюде - в подарок Ироду Антипе было в чем каяться. Человек не столь алчный и жестокий, как его начальники император Тиберий и прокуратор Понтий Пилат, Ирод Антипа был и вменяемым, и осторожным.
Раб более понятных удовольствий, он любил застолье, беседы, зажигательные танцы. Была у него еще одна слабость по имени Иродиада. Святой Иоанн Златоуст считал: боязнь потерять обольстительницу и стала причиной того, что отнюдь не кровожадный, и даже по-своему симпатизирующий пророку, Ирод Антипа отдает приказ отсечь Иоанну голову. Приказ, который потом его мучил, лишая покоя и сна. С Иродиадой другая песня.
Иродиада полагала, что ей не повезло: законным супругом тщеславной распутницы был лишенный наследства сын Ирода Великого Ирод Филипп, приходящийся ей дядей.
По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: "Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего". Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери.
Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли обретение честной главы празднуется 24 февраля. Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние.
После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед.
Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи.
Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 году архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь. Тропарь Предтечи, глас 4: От земли возсиявши, Предтечева глава лучи испущает нетления верным исцелений, свыше собирает множество Ангел, доле же созывает человеческий род единогласную возсылати славу Христу Богу.
Рождество Иоанна Предтечи
Собор Иоанна Предтечи 2022: что это за праздник и почему он так называется | сын священника Захарии и Елизаветы. |
Много горя и слез несет нарушение запретов в день памяти Иоанна Крестителя | Предтечей (буквально — «предшественник») называют Иоанна Крестителя, который, согласно Евангелию, возвестил приход Исуса Христа. |
День Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Армавира иеродиакон Лаврентий Гоць , штатный клирик Троицкого храма г. Гулькевичи протодиакон Алексий Едемский и штатный клирик храма диакон Николай Лихачев. На сугубой ектении были вознесены особые прошения и прочитана молитва в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Проповедь перед причастие произнёс протоиерей Павел Фадеев.
Обычное отеческое толкование возводит на иерея обвинение в неверии. Настоящее же слово, сказанное не для обвинения, а для испытания, показывает, что Захария переживал то же, что и великий Фома: ибо не правдоподобно, чтобы он, будучи пророком и ведая божественное, в то же время не знал, что Бог может и природу обновить, и старости возвратить молодость, из затруднительных обстоятельств указать выход, как сделал Он с Авраамом и Саррою, и с Сунамитянкою, как бывало и при других разнообразных его чудесах. Но так как вести об исполнении великих и нечаемых надежд, внезапно услышанныя, обыкновенно смущают душу, то Захария, не к неверию склоняемый, но побуждаемый к исполнению, как бы упоенный радостию, тотчас взывает и говорит: по чесому разумею сие? Не смущай меня, не вводи в сомнение, дай мне знамение, вручи мне залог, как некогда Бог Аврааму — в знамение того, что он будет отцом множества народов и от чресл его произойдут цари, даровал обрезание, или как раньше того Ною в показание того, что не наведет более потопа на землю, даровал радугу в облаке; или наконец, как Моисею Бог даровал жезл, обращенный в змия, а затем снова превращенный в прежнее состояние, — в знак того, что египтяне уверуют, что Сущий явился ему. И отвещав ангел рече ему: се будеши молча и не могий проглаголати, зане не веровал еси словесем моим следует прибавить, на основании умолчаннаго, просто и без изследования , яже сбудутся во время свое Лук. Таким образом, Захария получил знамение, сообразное с делом, — именно молчание голоса в удостоверение гласа живого и личнаго, который должен был родиться у него. И закрывши уста, он восхвалил дарованнаго ему младенца неслышными звуками, ибо изшед же не можаше глаголати к ним, и разумеша яко видение виде в церкви, и той бе памавая им, и пребываше нем Лук. Ничего нет невероятнаго, что отец пророка этим обозначил и дело пророчества сына: быть может, это есть знак прекращения законнаго служения, по причине объявления о благодатном служении через рождение Иоанна.
И бысть, яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея Лук. О, Иоанн, блаженное чадо, неусыпный младенец! Пребывающий еще во чреве, каким образом ты в мире? Не совершенный, как стал ты совершеннейшим? Шестимесячный, как стал многовременным? Не имеющий сознания, как стал разсудительным, не говорящий — красноречивым? Скажи нам, заключенный в живоносной стране матерней утробы, не испытавший еще силы зрения, не восприявший еще шума слухом, не издавший еще ни одного членораздельнаго звука, не испытавший еще движения ног, не знакомый еще с качеством смеха, — скажи, как видишь, как слышишь, как богословствуешь, как взыграл, как радуешься? Ответствуй нам, ответствуй, о, чудесный!
Воистинну обновляю природу ради Того, Кто обновит, что выше природы. Будучи младенцем во чреве, смотрю, потому что вижу Солнце правды, во чреве носимое; слушаю, ибо слышу, как рождаемый глас великаго Слова; взываю, ибо узнаю воплотившагося единороднаго Сына Отца; играю, ибо примечаю вочеловечившагося Творца всяческих; радуюсь, ибо помышляю о воплотившемся Искупителе мира. Я предвозвещаю вам начало вхождения Бога в мир и Его плотского пришествия; предтеку явлению Его и как бы начинаю для вас прославление Его.
Конечно, можно и нужно пользоваться теми средствами современной медицины, которые существуют, но не без помощи Божественной, потому что лишь с Божьей помощью, которая восполнит медицинскую, человек сможет избавиться от того или иного пагубного пристрастия. И еще, празднуя сегодня день памяти Иоанна Крестителя, проповедника покаяния, хочется особо сказать о покаянии. Покаяние — это особое , очень важное состояние человека. Приходя к Богу, человек кается в своих грехах, в прежней жизни и хочет встать на путь исправления. Не нужно думать, что покаяние — это состояние одного раза.
Это состояние постоянного пребывания человека в нем. Мы видим удивительное милосердие Божие, ведь мы часто каемся на исповеди и в домашних молитвах в одних и тех же грехах, в одних и тех же поступках.
Как страшно это видение ангела, и в каком страшном месте оно произошло! Ибо говорит Писание: яко страшно место сие: несть сие, но дом Божий Быт. И не удивительно, что, будучи праведным, священник смутился и страх напал на него, когда и Даниил, муж желаний, изумился видению ангела, пал на лице свое и был поражен несравненным сиянием ангельскаго превосходства Дан.
Явился ему, говорится, ангел Господень... Рече же к нему ангел: не бойся, Захарие, зане услышана бысть молитва твоя Лук. Тотчас ангел устранил страх возвещением, потому что ангельское видение сначала производит страх, а затем удаляет причину боязни, тогда как совершенно напротив бывает при явлениях демонов. Не бойся, говорит, Захарие, зане услышана бысть молитва твоя, и жена твоя Елисавет родит сына тебе Лук. О, вожделенное, данное Богом повеление!
О, многожеланное, принесенное ангелом обетование! Исполнилось, чего Захария желал; совершилось, о чем он молился; нашел, чего искал, именно — пременение безплодности, восприятие благочадия, не по закону естества, а по силе молитвы. Ибо безплодность не была наказанием проклятия, — да не будет! Когда же пришло время, то он услышал следующее: прими вожделенное через предсказание Гавриила, да обновится юность твоя, подобно орлу; познай жену свою, зане услышана бысть молитва твоя, и жена твоя Елисавет родит сына тебе и наречеши имя ему Иоанн Лук. Так назвал и имя, которое означает, по словопроизводству, свыше нисходящаго.
И рече Захария ко ангелу. Итак, Захария дерзновенно беседует с ним, как с сорабом. По чесому разумею сие: аз бо есмь стар и жена моя заматоревши во днех своих Лук. Обычное отеческое толкование возводит на иерея обвинение в неверии. Настоящее же слово, сказанное не для обвинения, а для испытания, показывает, что Захария переживал то же, что и великий Фома: ибо не правдоподобно, чтобы он, будучи пророком и ведая божественное, в то же время не знал, что Бог может и природу обновить, и старости возвратить молодость, из затруднительных обстоятельств указать выход, как сделал Он с Авраамом и Саррою, и с Сунамитянкою, как бывало и при других разнообразных его чудесах.
Но так как вести об исполнении великих и нечаемых надежд, внезапно услышанныя, обыкновенно смущают душу, то Захария, не к неверию склоняемый, но побуждаемый к исполнению, как бы упоенный радостию, тотчас взывает и говорит: по чесому разумею сие?
День обретения главы Иоанна Предтечи: молитвы, о чем просят Крестителя
Рождество Иоанна Предтечи: Какие символы и образы связаны с Иоанном Предтечей и его праздником | Пророк Иоанн Креститель Дни памяти: Январь 7, Февраль 24, Май 25, Июнь 24, Август 29, Сентябрь 23, Октябрь 12. |
Рождество Иоанна Предтечи: Какие символы и образы связаны с Иоанном Предтечей и его праздником | Иоанн же, сын Захарии и дивной Елисаветы, цвет, предваряющий пришествие Христово, процвел в середине между законом и благодатью. |