В 1960 году, чтобы нарастить мощность, началось строительство второй очереди Днепрогэса. Строительство 50-метровой плотины обеспечило повышение уровня воды в р. Днепр, что в свою очередь позволило открыть сквозное судоходство. Строительство Днепрогэса 97 лет назад началось строительство ДнепроГЭС — одной из крупнейших гидроэлектростанций Советского Союза. Индустриализация ДнепроГЭС Азовсталь ГАЗ ЗИС ГУЛАГ и ударные стройки Леонид Радзиховский.
Разрушение Днепрогэс лишает Украину электричества для маневров
Поэтому серьёзная работа началась уже после того, как Троцкий окончательно был смещён со всех постов, в том числе и в промышленности. Теперь можно было начинать. Днепрогэс должен был стать не просто имиджевым проектом, но и важнейшим средством для развития промышленности региона, поскольку строительство такой станции автоматически означало, что в радиусе её действия будет построено как минимум 10—15 крупных заводов, ведь не будет же станция работать вхолостую. Первоначально планировалось строить новую станцию при помощи заграничных специалистов. Большая часть советских спецов высказалась за сотрудничество с заграничными инженерами. Одним из немногих, кто считал, что постройку при условии поставок заграничного оборудования можно будет осуществить своими силами, был инженер Александр Винтер, ещё до революции имевший богатый опыт строительства электростанций, правда, не настолько масштабных.
Именно он позднее и был назначен начальником строительства. В итоге было принято решение обратиться к американцам. Они имели опыт строительства самых крупных в мире ГЭС. Компания General Electric предлагала возвести станцию под ключ, однако в итоге по имиджевым соображениям было решено обойтись своими силами, а американцев привлечь только в качестве советников и консультантов. Их ознакомили с советским проектом строительства, который они после экспертизы признали весьма удачным.
Автором проекта был инженер Иван Александров, который имел за плечами ряд удачных разработок проектов ещё дореволюционного времени. Из Америки прибыла группа консультантов и специалистов во главе с Хью Купером, назначенным главным инженером-консультантом стройки. Купер был опытным инженером и имел за плечами как минимум четыре успешных проекта возведения ГЭС. Стройке уделялось настолько большое внимание, что лично Сталин неоднократно встречался с Купером в Кремле, а позднее наградил его и группу других консультантов орденом Трудового Красного Знамени. Таким образом, американский инженер стал первым иностранцем, награждённым этим советским орденом.
Кроме американцев в строительстве принимали участие и немцы, в качестве консультантов были привлечены сотрудники компании "Сименс-Баунион", однако контракт с ними был прекращён ещё до окончания строительства, тогда как американцы оставались работать до запуска станции. Ряд деталей будущей станции закупался за границей, поскольку в СССР их не могли произвести. В частности, гидротурбины приобретались у американцев, камнедробилки и трансформаторы закупались в Германии, чехи продали отдельные конструкции для моста, а у шведов были куплены приборы для термического цеха. Строительство столь крупного объекта требовало привлечения огромного количества рабочих рук. Рабочие на стройку вербовались через биржи труда в окрестных регионах, а также приходили из деревень.
Условия работы были очень тяжёлыми, что порождало огромную текучку кадров, особенно из числа неквалифицированных рабочих. Службы кадров толком не было, нужда в рабочих руках была такая, что брали всех подряд. На стройку попадали и всевозможные бродяги, и уголовники, и крестьяне, бежавшие от начинавшейся тогда коллективизации. Квалифицированных кадров остро не хватало, большинство прибывающих рабочих могли использоваться только в качестве чернорабочих. Поэтому, чтобы хоть как-то исправить ситуацию, прямо на местах были организованы ускоренные курсы рабочих специальностей.
Ещё через год была создана организация «Днепровское государственное строительство» и началось проектирование ДнепроГЭС. Её восстановили в 1944—1950 годах.
И еще один факт: известно, что задолго до взрыва работники станции начали сброс воды из водохранилища, что должно было еще снизить высоту водяного вала. К сожалению, больное воображение некоторых «историков» унять невозможно, тем более что оно активно подпитывается госдеповскими грантами. А мы с вами должны знать правду. И жертвы, и искусственное цунами — страшилка, высосанная из пальца. Здесь мы просто должны добавить еще одну творческую задумку наших оппонентов. Взрыв плотины — это один из фактов зверств коммунистического режима против украинцев. По мнению новых украинских историков, погибло 100000 украинцев, именно украинцев.
Вторая жизнь Днепрогэса Взрыв плотины 18 августа превратили Днепр в один из оборонительных рубежей для Красной Армии. Такая ситуация продержалась до начала октября 1941 года. За это время удалось вывезти значительную часть промышленных предприятий, которые прямо с колес восстанавливались в восточных районах страны. Последний эшелон с оборудованием покинул город 4 октября, и в этот день фашисты вошли в город. Оккупация города продолжалась два года, и политика немцев здесь ничем не отличалась от их политики во всех завоеванных городах. Массовые убийства местного населения, заключение их в концентрационные лагеря, вывоз молодежи на принудительные работы и, естественно, разграбление всего, что осталось. Не остался без внимания оккупационных властей и Днепрогэс. Используя подневольный труд местного населения, уже к октябрю они смогли заделать пробоину и частично восстановить работу станции. Относительно спокойная жизнь станции продолжилась до 1943 года. После окончания Курской битвы фронт начал двигаться на запад.
Немцы не собирались оставлять противнику Днепрогэс целым и невредимым. Тактика «выжженной земли» коснулась и Днепрогэса.
Патрушев отметил, что Киев прекрасно осознает ту опасность, которую несет населению затопленных земель Херсонской области. Развернуть 07 июня 2023, 14:19 Ночью 6 июня Киев подорвал сооружения Каховской ГЭС, что привело к затоплению значительных территорий. В результате действий украинских боевиков вода из водохранилища начала неконтролируемо поступать ниже по течению, в результате чего оказались подтоплены несколько населенных пунктов.
В Запорожье горит ДнепроГЭС. Фото, видео
10 октября 1932 года — день официального ввода в строй Днепрогэса | Пикабу | ДнепроГЭС расположена в Запорожье и находится под контролем Украины. |
10 октября 1932 года прошло торжественное открытие "ДнепроГЭС"! | 3.1.1969 утверждён проект строительства 2-й очереди Д. мощностью 828 МВт (введена в действие 21.4.1980). |
Как взрывали Днепрогэс | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов | Издание «Военная хроника» напоминает, что ДнепроГЭС уже подвергалась ударам в 2022 году, причем основной ущерб получил правобережный машинный зал ДнепроГЭС-1. |
ДнепроГЭС: смоделирована ситуация неконтролируемого сброса воды | Во время Великой Отечественной войны запорожскую гордость на 80% разрушили, но уже к 1950 г. Днепрогэс был полностью реанимирован. |
«Жалко, конечно, ДнепроГЭС. Не Украина ее строила…» | В результате строительства Днепрогэса были затоплены Днепровские пороги, что позволило обеспечить сквозное крупнотоннажное судоходство по Днепру. |
Украина планирует в мае начать восстановление ДнепроГЭС
На самом деле, снабжение дешевым электричеством промышленных центров Днепропетровщины, Запорожья и Криворожского рудного района было лишь второй задачей ленинского плана ГОЭРЛО. Прежде всего, большевикам требовалась сквозная навигация вдоль всей протяженности Днепра. Для этого с помощью плотины затоплялись непроходимые речные пороги, растянувшиеся на 100 км между Днепропетровском и Запорожьем. Рядом с плотиной создавался внутренний каботажный порт, позволяющий плавание крупным морским судам от Киева до Чёрного моря. Еще со времен Екатерины Великой разрабатывались проекты. В начале ХХ века основной акцент в разработке этих проектов делался именно на развитие судоходства.
Но при царской власти они оставались неосуществленными. Дело завершил Иосиф Сталин. Великий вождь получил главный канал экспорта советского сырья за рубеж, чтобы на эти деньги осуществить индустриализацию. Строительство плотины давало возможность судоходства вплоть до черноморских портов. По грандиозной транспортной артерии потекла украинская пшеница, выкачанная из селян.
После окончания Гражданской войны в условиях разрухи, международной изоляции, когда негде было получить займы на программу индустриализации, СССР экспортировал нефть, лес и самый доходный товар — зерно. Деревню обложили как прямыми, так и скрытыми налогами. В стране были введены завышенные цены на промышленные товары и сильно занижены — на сельские. Однако зерновых ресурсов советской власти не хватало. Выход был один — тотальная коллективизация, чтобы полностью взять под контроль сельскохозяйственное производство.
Страшный Голодомор начала 30-х годов оказался эффективным средством, позволившим сломить непокорное крестьянство черноземного юга. По новеньким днепровским шлюзам шли десятки тысяч барж, над которыми витали души миллионов людей, погибших от голода. Без ДнепроГЭСа огромные массы отобранного хлеба было бы просто некуда девать. В последний год своего президентства Виктор Ющенко потребовал от Службы безопасности Украины назвать главных организаторов голодоморной трагедии. Списки были обнародованы, однако среди них не оказалось ни одного русского имени — только евреи, украинцы и прибалты.
Говорят, именно после публикации этих списков Ющенко лишился поддержки Запада и проиграл выборы. С тех пор тема «оранизаторов» здесь не поднимается. Днепровское цунами 30 декабря 2008 года в Запорожье большая группа ветеранов войны и войск специального назначения отпраздновала 65-ю годовщину освобождения родного города. Так советский спецназ отметил беспрецедентную операцию отечественной войсковой разведки по спасению промышленного гиганта. Наши успешно форсировали низовья Днепра осенью 1943-го.
Но стояли на плацдармах больше двух месяцев, и двинулись вперед по правобережной Украине только зимой 1944-го. Красную Армию остановила угроза самой масштабной техногенной катастрофы Второй мировой. Свою тайну до сих пор хранит легенда отечественной индустрии — плотина ДнепроГЭСа. Т-34 ворвались на левый берег Запорожья 14 октября. Через неделю сразу три гвардейские стрелковые дивизии форсировали Днепр у плотины.
Еще один большой плацдарм появился чуть выше по течению в селе Каневское. И вдруг вся группировка встала.
Одна из важнейших функций ГЭС в энергосистеме страны — покрывать пиковые нагрузки потребления. Исправно работающая ГЭС способна за считанные минуты включиться на полную мощность, и так же быстро выключиться.
В нынешних условиях для энергосистемы т. Украины каждая ГЭС — это критически важный элемент. ДнепроГЭС — это две независимые гидроэлектростанции на реке Днепр, соединенные общей плотиной. ДнепроГЭС-1 на западном берегу имеет 9 гидрогенераторов это устройства для выработки электроэнергии с суммарной мощностью около 650 МВт.
Каждый генератор соединен с энергосистемой через свой генераторный трансформатор он повышает напряжение в 11,15 раз для более выгодной передачи электроэнергии на дальние расстояния.
К концу 1927 года задымили трубы временной новой станции, встало ближнее здание управления «Днепростроя», железные дороги прорезали окраинные холмы. В жизнь тихого Кичкаса на берегу Днепра твердо вошли краны, перфораторы, паровозы, думпкары, экскаваторы. Приехали новые рабочие.
Американские специалисты Ф. Файфер, Томсон, Мерфи и другие жили отдельно в специальных выстроенных для них коттеджах, сделанных в американском стиле — с гаражами и площадками для тенниса. Для них был открыт магазин «Торгсин». Среди руководящего состава стройки было много специалистов с «Волховстроя».
Это Б. Веденеев, П. Лауйман, Гарин, Шредер, А. Иванов, Марков, Закревский, Шафалович, Васильев и другие.
Все они специалисты высокого класса, опытные технические руководители. Начальник «Днепростроя» А. Винтер — инженер и ученый в области строительства и эксплуатации электростанций и энергосистем. До этого руководил строительством Шатурской электростанции.
Волевая, целеустремленная натура. Главный инженер Б. Стечение старых специалистов и иностранцев привлекло на стройку много чуждых элементов. Стройной системы оформления и учета кадров не было.
В каждом отделе был свой учет и своя система. Запорожская биржа труда не справилась со своей задачей, и поэтому открыли «Учрабсилу» на «Днепрострое». Но так как и она не могла удовлетворить потребность в рабочей силе, то брали кого попало. Наплыв безработных на Кичкас засорил строительство.
Среди большинства честных строителей было немало и таких, что пошли работать, лишь бы только получить рабочий номер и поселиться в бараке поселков Земельно-Скального и Мельничного. Перед началом строительства Днепрогэса кое-где на Украине был неурожай. Поэтому многие крестьяне приехали на «Днепрострой». Биржа труда не брала их на учет ввиду отсутствия у них документов.
Не было паспортов. В результате появилось производство «липовых» справок. Этим каналом притекло немало воров и беспризорных. Они мешали работать честным рабочим.
Процветали пьянство, игра в карты, воровство. По ночам милиция проводила облавы. Тех, кто не занимался полезным трудом, увозили со стройки километров за сорок и там оставляли. Закладка Днепрогэса Была и более серьезная проблема, чем воровство — это кулачество.
Такие элементы жили между рабочими, читали газеты, следили за событиями в стране и как бы между прочим роняли фразы: «Днепрострой» — это выдумка большевиков», «Из этого строительства ничего не выйдет. Это строительство прижимает крестьянина, который на своих плечах несет всю тяжесть расходов на строительство», «За все, что берут за границей, платят украинской пшеницей» и т. Такие «Плакаты», конечно, влияли на определенный круг людей. Особенно верили кулацким наговорам, когда на «Днепрострое» случались аварии.
Весной 28-го года произошла большая авария — упал металлический шпунт перемычек правого берега. Вокруг этого случая подняли большой шум. Пророчили задержку строительства больше, чем на год и что «всему теперь конец». Начальник гидротехнических работ правого берега Ф.
Салов просидел всю ночь на перемычке. Инженеры «Днепростроя» и американские специалисты проверяли этот случай. Так как на больших глубинах Днепра было сильное течение, то пришли к выводу, что и впредь может такое случиться. А позже выяснилось, что чуждые элементы украли тросы крепления.
С неслыханным энтузиазмом строители взялись за работу и на 18-й день поставили шпунты на место. Стройка ни на один день не была отсрочена.
Но была худшая беда, чем воры, - кулачество. Кулаки шли "в народ", читали рабочим газеты и как бы между прочим, роняли фразы: "Днепрострой - это выдумка большевиков", "За все, что берут за границей, платят украинской пшеницей, а если селяне не захотят давать свой хлеб, то и строительству конец" и т. Эти нашептывания влияли на настроения в рабочей среде. Особенно верили кулацким наговорам, когда на Днепрострое случались аварии. Одна из больших аварий произошла весной 1928 года: упал металлический шпунт перемычек правого берега. Пошли слухи о задержке строительства, о том, что "всему конец". Когда выяснилось, что причина аварии - кража врагами социализма тросов крепления, строители с неслыханным энтузиазмом взялись за работу и на 18-й день поставили шпунты на место. Стройка ни на один день не была отсрочена.
Но не только кулаки и воры поспешали на Днепрострой. В Малороссию двинулись бывшие князья, помещики, офицеры и прочие чуждые элементы. Помогали им в этом и родственные связи с частью специалистов стройки. Все отделы и подотделы заполнились вельможными родственниками. В апреле 1929 года "Правда" опубликовала указание партийных органов о чистке советского аппарата от разложившихся морально, бюрократов, саботажников, взяточников, вредителей, подкулачников. Было указано на замену их новыми кадрами, на необходимость подготовки выдвиженцев из передовых работников. При этом пролетарское происхождение и партийность не являлись страховкой от чистки. На Днепрострое тоже были такие, кто вызывал подозрения. На стройке случались необъяснимые аварии поездов, сходы их с рельс, грубейший бюрократизм в отделах и прочее. Шли разговоры о подкопах под склад взрывчатых веществ на правом берегу.
В июне 1929 года на Днепрострой прибыла комиссия "по чистке" под председательством Беленького. Во всех крупных отделах оперативно создали ячейки содействия, в одну из них вошел и автор дневника Борис Вейде. Работа по чистке была сложной, потому что, пишет Вейде, надо было "проверять и перепроверять". Но с помощью рабочих, которые следили за происходящим с большим интересом и всячески помогали, "было выявлено много негодных работников, целая галерея вредителей и паразитов, чуждых этому великому всенародному строительству". Выявили целый ряд лиц, скрывавшихся на Днепрострое под маской участников строительства. Скажем, заведующий материальным складом Тупиков оказался в прошлом полковником армии Деникина, кладовщик Архипов - бывшим жандармом, руководитель медсанотдела Щегольская - женой адвоката Керенского, бежавшего в Польшу, заместитель начальника материального отдела Розенштейн откормленный боров - по утверждению автора дневника - меньшевиком, спекулянтом валютой в период голода, помощник бухгалтера Хоруженко - петлюровцем. В ходе чистки сняли с работы 233 человека, многих переместили по должности. Результатом чистки стало и создание отдела найма и увольнения, в который на должность заведующего учетом перевели и Вейде. Борис Александрович подробно рассказывает, как в течение кропотливой трехмесячной работы вчетвером просматривали тысячи всевозможных рабочих списков, приводя в порядок запутанную и запущенную систему кадрового учета. В результате любую справку о каждом работнике стройки можно было дать за пять минут.
На этом чистка не закончилась. Так обнаружились еще многие "бывшие", а ныне тихие, исполнительные, скромные внешне сотрудники. Кого-то после этого арестовали, кого-то сняли с работы. В мае 1932 года в отделе найма был задержан совершенно безобидный с виду Леонтий Бычек. Сопротивлялся он отчаянно, даже вытащил из голенища длинный нож, каким режут свиней. Его насилу скрутили и обезоружили. У Бычека оказались липовые документы на бланках сельсовета и серебряные часы с надписью: "Вахмистру Бычек за верную службу. Николай II". Бычека арестовали. Движение рабочих кадров на Днепрострое было огромное.
Только в 1932 году приняли более 90 тысяч человек, а уволили 60 тысяч. Понадобилось много усилий отдела найма и увольнения, чтобы обработать эти колоссальные потоки людей и разместить их на стройке. Высокие темпы строительства поражали мир. Бородатые мужики в лаптях, молодежь со значками КИМа коммунистический интернационал молодежи на косоворотках, мужчины и женщины показывали чудеса самоотверженности и неутомимости, удивляя даже американцев. В течение 1929 года предстояло уложить громадное количество бетона в левом протоке -106 тысяч кубометров. Если бы это не удалось, стройка потеряла бы целый год. Представители германской консультации заявили: максимум можно уложить 75-80 тысяч кубов.
Днепрогэс: семилетку – в пять лет. Наша общая история
После победы над Троцким и высылки его из СССР Сталин вернулся к рассмотрению проекта строительства Днепрогэса. 15 марта 1927 года началось строительство Днепровской ГЭС (Днепрогэс) – Самые лучшие и интересные новости по теме: ДнепроГЭС, СССР, день в истории на развлекательном портале. В чем заключаются особенности Днепрогэс и что на практике может означать ее выход из строя для самой Украины? В 1969 году утверждён проект строительства второй очереди Днепрогэса мощностью 828 МВт.
Как строили Днепрогэс и как гуляли, когда построил
В Сети появились кадры разрушений машинного зала ДнепроГЭС после ракетного удара ВС РФ | В случае проблем с работой ДнепроГЭС после ударов Украина лишается крупных мощностей энергетики, пишут СМИ. |
Украина планирует в мае начать восстановление ДнепроГЭС | «Лоббированием» строительства Днепрогэса занималось руководство УССР, для экономического развития которой гидроэлектростанция имела колоссальное значение. |
Удар по Днепрогессу: есть ли табу после разрушения плотины Каховской ГЭС
Помимо выработки большого количества дешевой электроэнергии, Днепрогэс решил проблему обеспечения непрерывного судоходства на Днепре. Это произошло на полгода раньше запланированного срока / РИА Новости. На момент завершения строительства ДнепроГЭС стала крупнейшей гидроэлектростанцией СССР и. Подрыв ДнепроГЭС может обернуться настоящей катастрофой для Запорожья.
Прибывают первые рабочие
- В Сети появились кадры разрушений машинного зала ДнепроГЭС после ракетного удара ВС РФ
- В строительстве Днепрогэса принимали активное участие американцы
- Состоялось торжественное открытие Днепровской гидроэлектростанции
- «Укргидроэнерго»: на восстановление Днепровской ГЭС уйдёт несколько лет
Как строили Днепрогэс и как гуляли, когда построил
«Лоббированием» строительства Днепрогэса занималось руководство УССР, для экономического развития которой гидроэлектростанция имела колоссальное значение. В буклетах утверждается, что при взрыве Днепрогэса погибли исключительно нское население, жившее ниже по течению Днепра, якобы. Разрушение плотины Днепрогэса в нужный момент может принести тактические преимущества.
Жертвы входят в расчеты Украины
- Строительство Днепрогэса
- Украина планирует новые провокации. Гибель мирных жителей будет ей только на руку
- Арабский халифат и его распад
- На Украине назвали примерные сроки восстановления ДнепроГЭС
Названы последствия ударов по ДнепроГЭС для Украины
ДнепроГЭС обязательно будет восстановлена. ДнепроГЭС является крупнейшей гидроэлектростанцией на реке Днепр в Запорожье и является пятой ступенью Днепровского каскада гидроэлектростанций, построенной в советское время.
Работали с энтузиазмом, бетон утаптывали ногами, да так, что Днепрогэс имеет по уровню промокаемости самый низкий показатель. За 34 дня смонтировали первую турбину, а за пять лет с марта 1927-го по октябрь 1932 г. Мощность станции составила 650 тысяч лошадиных сил. Днепрогэс был полностью реанимирован.
Восстановление станции началось в 1944 г.
Вновь Днепрогэс был пущен в 1950 г. В 1969 г. Среднегодовая выработка первой и второй очереди Днепрогэс 3,64 млрд. Днепрогэс имени В. Киев, 1980; Ибатулин И. От Днепростроя к Днепрогэс.
Харьков, 1932; Каменецкий И.
Длина дамбы 760 м, высота - 60 м, радиус дуги - 600 м. Ленина - гидроэлектростанции мощностью 560 Мвт на Днепре у города Запорожье.
Гидроэлектростанция была крупнейшей в Европе и стала символом первых советских пятилеток. Длина дамбы составляла 760 метров. Американские газеты писали, что Днепровская ГЭС являлась триумфом техники, которой могла бы гордиться каждая страна.
На основе дешевой электроэнергии, вырабатываемой ГЭС, создан Запорожский промышленный комплекс. Полковник Хью Купер из инженерного корпуса армии США, позирует на фоне плотины Днепро-ГЭСа, которую он помогал строить в качестве приглашенного советским правительством главного инженера-консультанта. Фото Маргарет Бурк-Уайт.
От первого лица: дневник строителя ДнепроГЭС. 1927 год
Строительство Днепрогэс было начато в 1927 г. в соответствии с планом ГОЭЛРО (Государственной комиссии по электрификации России). История ДнепроГЭС со всеми её неофициальными и несоветскими сторонами ДнепроГЭС должна была стать самой крупной (в то время) гидроэлектростанцией в Европе. В чем заключаются особенности Днепрогэс и что на практике может означать ее выход из строя для самой Украины? Днепрогэс построена коммунистами по плану Ленина, восстановлена коммунистами после ВОВ, значит ее выведения из строя полностью укладываеться в любимый хохлами план. 25 марта украинские власти заявили, что восстановление 5-й ТЭС в Харькове и ДнепроГЭС займет годы. Смотрите видео онлайн «Вечерний Излучатель: ДнепроГЭС» на канале «Дмитрий Пучков» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 10 июля 2023 года в 16:26, длительностью 00.
«Советское государство творит чудеса»: 90 лет со дня открытия ДнепроГЭС
Последствия удара ВС РФ по ДнепроГЭС 22 марта 2024 | В 1969 году утверждён проект строительства второй очереди Днепрогэса мощностью 828 МВт. |
Строительство Днепрогэс. Как это было на самом деле. - YouTube | Рогов: восстановлением Днепрогэс после освобождения Запорожья займется Россия. |
ЧП на Днепровской ГЭС могут приписать России: украинская власть готовит новые провокации | 360° | Издание «Военная хроника» напоминает, что ДнепроГЭС уже подвергалась ударам в 2022 году, причем основной ущерб получил правобережный машинный зал ДнепроГЭС-1. |
История ДнепроГЭСа. Строительство. | Он подчеркнул, что жертв среди сотрудников ДнепроГЭС и угрозы прорыва плотины нет. |
Последствия удара ВС РФ по ДнепроГЭС 22 марта 2024 | Заявления украинских энергетиков о полном уничтожении ДнепроГЭС в Запорожье не соответствуют действительности, считает OSINT-эксперт "Донбасский Партизан". |
Символ Советского индустриального прорыва
Первый прошел в 1997-2002 годах. Но денег хватило только на оборудование машинных залов. Второй этап запланировали на 2008-й. Но его не осуществили и про плотину забыли. После государственного переворота Днепрогэс упоминался только в связи с "декоммунизацией": с плотины спилили имя Ленина и советскую символику. А официальный эксплуатационный ресурс дамбы Днепрогэса, согласно требованиям стандартов технического регламента, был исчерпан еще 12 лет назад. От жителей юга Украины скрывается информация, изложенная в 175-страничном заключении военных экспертов Пентагона. На шести объектах — в Киеве, Каневе, Кременчуге, Каменском, Запорожье, Новой Каховке, то есть на всем протяжении Днепровского каскада, состояние плотин и шлюзов оценено как критическое. Американские военные рекомендовали безотлагательно приступить к аварийным работам. Если Киев этого не сделает, говори лось в заключении, судоходство по Днепру полностью остановится в 2020 году, а риск техногенных катастроф станет неконтролируемым и непредсказуемым.
Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна. В течение всего Десятилетия при поддержке государства будут проходить просветительские мероприятия с участием ведущих деятелей науки, запускаться образовательные платформы, конкурсы для всех желающих и многое другое.
Если упоминание имени Ленина в десятках и сотнях других объектов было данью политической конъюнктуре, то в случае с Днепрогэс оно вполне заслуженно — без лидера большевиков этот проект мог и не состояться. Судоходство на Днепре, который являлся важнейшей транспортной артерией Восточной Европы, столетиями было затруднено грядами порогов. В конце XIX века появились первые проекты превращения этого недостатка в достоинство — русские инженеры разрабатывали планы улучшения судоходства с одновременным использованием мощностей текущей воды. Однако задумки эти так и не перешли в стадию реализации. Современные поклонники российской монархии любят восклицать — многие проекты большевиков на самом деле разрабатывались еще в Российской империи. Это действительно так. Но, если уж говорить правду, то надо говорить ее до конца — ни к проекту московского метрополитена, ни к планам строительства гидроэлектростанций царские чиновники и министры интереса не проявляли. Их вполне устраивал статус России как аграрной державы, и в инициативах, полезных в плане масштабной индустриализации страны, они видели лишь чудачества «господ ученых». Подход большевиков был совершенно иным. Будущее страны они видели в ее глубокой модернизации по всем направлениям. В декабре 1920 года выработанный комиссией план электрификации всей страны был одобрен VIII Всероссийским съездом Советов. Вызов для Страны Советов Проект должен был обеспечить сквозную навигацию вдоль всей протяжённости Днепра, но главное — обеспечить дешёвой электроэнергией Криворожский рудный район, Екатеринославский промышленный район, Херсон, Николаев и северную часть Крымского полуострова. Этот проект стал альтернативой ранее рассматривавшейся идее создания нескольких станций малой мощности. Проект ДнепроГЭС был крупным, но не исключительным по мировым меркам того времени. Но надо понимать, что опыта подобных строек в царской России не было. Что же касается Страны Советов, то это был настоящий вызов, проверка возможностей молодого государства. Это была сложная задача. Многие машины и энергоагрегаты не производились отечественной промышленностью, и их предстояло закупать за рубежом, причем в условиях, когда Советская Россия многими государствами мира еще не была признана официально. На 1921-1922 годы были запланированы лишь предварительные изыскания, а само начало строительства было назначено на 1923 год. Объявленный конкурс выявил лучший архитектурный проект, выполненный Виктором Весниным совместно с архитекторами Николаем Колли, Георгием Орловым и Сергеем Андриевским. Общее руководство строительством осуществлялось академиками Александром Винтером и Борисом Веденеевым. Решение Политбюро, принятое в январе 1927 года, гласило, что строительство должно вестись «собственными ресурсами при условии привлечения компетентной иностранной помощи». Руководитель проекта Иван Александров был откомандирован в США, где ему предстояло провести консультации с местными гидростроителями.
Если боевики приведут план в действие, погибнут несколько тысяч человек. Похожую трагедию город уже пережил дважды в годы Великой Отечественной войны. И через 70 с лишним лет снова нависла угроза искусственного цунами. Об этом в эксклюзивном интервью для 5-tv. Конечно, разрушить такое массивное сооружение полностью очень трудно. Но в истории есть два факта разрушения объекта — это при отступлении советских войск в 1941 году.
Глава «Укргидроэнерго»: на восстановление ДнепроГЭС уйдут годы
Тех, кто умирал, заливали в бетон прямо в ямах. Смертность при строительстве иногда достигала 700 жертв в день. Байконур Проект секретного «Научно-исследовательского испытательного полигона» был утверждён в 1955 году. Строительством первого и самого большого в мире космодрома Байконур занимался стройбат и гражданские специалисты. Спустя 2 года круглосуточной работы, объект был готов. Первый пуск с космодрома состоялся через 10 дней, после сдачи.
Стартовая площадка на Байконуре. Космодрому до сих пор удаётся оставаться одним из лидеров отрасли по количеству пусков. Основной участок Тайшет — Советская гавань строился с огромными перерывами с 1938 по 1984 год. Общая протяжённость дороги — 4300 км. Чтобы соединить города Тайшет и Комсомольск-на-Амуре еще одна «стройка века» , уже со строительства Беломорканала были направлены зэки.
В 50-е годы на сооружении будущего БАМа трудились до 50 тысяч подневольных людей. От Читы до Хабаровска простирался созданный БАМлаг; людей там кормили похлёбкой из мороженой рыбы и булкой хлеба — это паёк на день. Исследователи утверждают, что каждый метр магистрали оплачен одной жизнью. Схема Байкало-Амурской магистрали. Трудности со строительством были связаны с тяжёлыми климатическими и геологическими условиями.
Заодно строилась вся инфраструктура и мосты. Торжественный митинг в часть открытия Днепрогэс. Дальше все было очень плохо. Пришли немцы и все разрушили. Точнее Советы при отступлении взорвали ГЭС. По словам очевидцев можно было еще подождать 5 дней и закончить отступление, но 157-му полку войск НКВД было абсолютно на это плевать. Почти тридцатиметровая лавина воды пронеслась Днепровской поймой, заливая все на своем пути. Всю нижнюю часть Запорожья с огромными запасами разных товаров, военных материалов и десятками тысяч тонн пищевых продуктов и другого имущества за какой-то час было снесено. Десятки судов, вместе с судовыми командами, погибли в том ужасном потоке. В плавневой зоне острова Хортицы и Днепровских плавнях на десятки километров к Никополю и дальше стояли на позициях военные части.
Взрыв плотины резко поднял уровень воды в нижнем течении Днепра, где в это время началась переправа отходивших под Николаевом войск 2-го кавалерийского корпуса, 18-й и 9-й армий. Эти войска были «отрезаны» при переправе, частью пополнили число группировки войск, попавших в окружение и плен, а частью сумели переправиться в неимоверно тяжелых условиях, бросив артиллерию и военное снаряжение. Рассказывали, что погибло в плавнях тогда приблизительно 20000 красноармейцев - сколько именно никто и не думал считать.
Он не сомневается, что с повторением прецедента эвакуироваться снова успеют не все. При этом, в случае ЧП, есть возможность купировать катастрофические последствия за счет Каховского водохранилища. Возле ГЭС достаточно высокий подъем идет, и поэтому затопление там будет распространяться уже когда волна будет не 18 метров высотой, а все-таки ниже. Плюс, нужно понимать, что на в нижнем бьефе создано Каховское водохранилище с достаточно большим буферным объемом, поэтому в случае подрыва дамбы Днепровской ГЭС возможен аварийный сброс Каховского водохранилища. Таким образом, можно частично купировать катастрофические последствия подрыва ДнепроГЭС», — считает эксперт. Накануне член главного совета администрации Запорожской области Владимир Рогов в эфире радио КП сообщил о том, что украинские военные заминировали основные мосты в городе Запорожье, а также плотину ДнепроГЭС.
Одним из немногих, кто считал, что постройку при условии поставок заграничного оборудования можно будет осуществить своими силами, был инженер Александр Винтер, ещё до революции имевший богатый опыт строительства электростанций, правда, не настолько масштабных. Именно он позднее и был назначен начальником строительства. В итоге было принято решение обратиться к американцам. Они имели опыт строительства самых крупных в мире ГЭС. Компания General Electric предлагала возвести станцию под ключ, однако в итоге по имиджевым соображениям было решено обойтись своими силами, а американцев привлечь только в качестве советников и консультантов. Их ознакомили с советским проектом строительства, который они после экспертизы признали весьма удачным. Автором проекта был инженер Иван Александров, который имел за плечами ряд удачных разработок проектов ещё дореволюционного времени. Из Америки прибыла группа консультантов и специалистов во главе с Хью Купером, назначенным главным инженером-консультантом стройки. Купер был опытным инженером и имел за плечами как минимум четыре успешных проекта возведения ГЭС. Стройке уделялось настолько большое внимание, что лично Сталин неоднократно встречался с Купером в Кремле, а позднее наградил его и группу других консультантов орденом Трудового Красного Знамени. Таким образом, американский инженер стал первым иностранцем, награждённым этим советским орденом. Кроме американцев в строительстве принимали участие и немцы, в качестве консультантов были привлечены сотрудники компании "Сименс-Баунион", однако контракт с ними был прекращён ещё до окончания строительства, тогда как американцы оставались работать до запуска станции. Ряд деталей будущей станции закупался за границей, поскольку в СССР их не могли произвести. В частности, гидротурбины приобретались у американцев, камнедробилки и трансформаторы закупались в Германии, чехи продали отдельные конструкции для моста, а у шведов были куплены приборы для термического цеха. Строительство столь крупного объекта требовало привлечения огромного количества рабочих рук. Рабочие на стройку вербовались через биржи труда в окрестных регионах, а также приходили из деревень. Условия работы были очень тяжёлыми, что порождало огромную текучку кадров, особенно из числа неквалифицированных рабочих. Службы кадров толком не было, нужда в рабочих руках была такая, что брали всех подряд. На стройку попадали и всевозможные бродяги, и уголовники, и крестьяне, бежавшие от начинавшейся тогда коллективизации. Квалифицированных кадров остро не хватало, большинство прибывающих рабочих могли использоваться только в качестве чернорабочих. Поэтому, чтобы хоть как-то исправить ситуацию, прямо на местах были организованы ускоренные курсы рабочих специальностей. Преподавателями на этих курсах работали инженеры и специалисты, а порой даже квалифицированные рабочие. Стоит отметить, что делали они это сразу после окончания трудовой смены, в своё свободное время, вместо отдыха. С началом строительства было начато возведение жилых домов для строителей. Однако даже после окончания их постройки жилья очень остро не хватало, в более-менее благоустроенном посёлке для рабочих и служащих можно было разместить только 15 тысяч жильцов, тогда как их общая численность достигала 50 тысяч человек. Таким образом, большая часть рабочих не имела элементарных бытовых условий и вынуждена была жить во временных неблагоустроенных бараках, в ужасающей тесноте, где не было даже канализации.