Его княжество, закономерно, было изрядно опустошено Федорчуковой ратью, которой, правда, помогали дружины и Московского, и Суздальского князей. Рассмотрим две версии о участии в Федорчуковой рати князя московского Ивана Калиты. Новгородские рати и сын тверского князя с дружиной простояли против московского воинства несколько дней, а затем решили, что Новгород переходит к Москве. «Федорчукова рать» 1327 г. в миниатюре к «Повести о Сергие Радонежском» из Лицевого летописного свода.
Возвышение Москвы в первой половине XIV в.
Федорчукова чи и ордынцы пожгли города и сёла в месть за Щелкана, людей повели в плен. Так и случилось: после нашествия Федорчуковой рати тверской князь и его княжество потеряли все шансы на первые роли в Русском государстве. Отчего ханские силы и получили название среди летописцев «Федорчукова рать». На Руси поход известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего из христиан Федорчука. Федорчукова рать.» на канале «Молодость и Красота Кожи» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 4 ноября 2023 года в 22:53, длительностью 00:10:21, на видеохостинге RUTUBE.
Федорчукова рать: за что хан Узбек жестоко наказал жителей Твери
Новости Пикабу Помощь Кодекс Пикабу Реклама О компании. Стадии Тверского восстания: Расправа над ордынцами «Федорчукова рать» Этот этап назван в связи с управлением княжества Щелканом Дудентьевичем. «Федорчукова рать» 1327 г. в миниатюре к «Повести о Сергие Радонежском» из Лицевого летописного свода. по имени одного из темников. После Федорчуковой рати разоренная и обескровленная Тверь больше не могла противостоять Москве. В Твери никто не сопротивлялся – эта «Федорчукова рать» закончится полным разорением княжества.
Тверское восстание
Ответом на восстание стала страшная Федорчукова рать, направленная Узбеком на Русь. «На Руси совместный поход двух княжеств и татар против соперничавшего княжества стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего христианина Федорчука. Федорчукова рать.» на канале «Молодость и Красота Кожи» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 4 ноября 2023 года в 22:53, длительностью 00:10:21, на видеохостинге RUTUBE. Это событие получило в русских летописях название Туралыковой рати или Федорчуковой рати, по именам наиболее значительных золотоордынских темников (командующих).
Последняя интрига Калиты
Зато ханам Золотой Орды практически не приходилось держать на русских землях постоянных наместников, обходясь посылкой баскаков — сборщиков дани. Эту работу нередко соглашались выполнять сами князья, под предлогом сбора дани для хана собиравших с населения куда большие суммы, разницу оставляя себе. На таком фоне в Северо-Восточных княжествах Древней Руси и возникло к концу XIII века соперничество между основными претендентами на великокняжескую власть — княжескими родами Твери и Москвы, которые являлись близкими родственниками. Даниил Московский, ставший фактическим родоначальником самостоятельной династии московских князей, являлся внуком знаменитого Александра Невского, а Ярослав Ярославович Тверской — его братом. Увы, довольно скоро «родичи-Рюриковичи», враждуя между собой, дошли и до смертоубийства. Только в начале XIV века между тверичами и москвичами состоялось несколько битв — с переменным успехом. Чаще защищаться приходилось Москве. Одна из таких битв, в 1318 году, закончилась пленением тверским князем Михаилом жены Московского князя Юрия Даниловича — Агафьи. На беду победителя, она до принятия Крещения звалась Кончакой, являясь родной сестрой всесильного хана Золотой Орды Узбека. А находясь в плену в Твери, по некоторым сведениям, умерла при странных обстоятельствах.
Было это отравление, как решили в Москве, или нет, неизвестно. Но понятно, что смерть таких значительных в политике фигур безнаказанной остаётся очень редко. Михаила Тверского вызвали к хану, где после разбирательства возможно, и не совсем объективного приговорили к смерти, причём в исполнении приговора участвовали люди и московского князя Юрия. Следствием этого стало возвышение Юрия Даниловича, получение им ярлыка Великого князя. Но в 1325 году Юрий, находясь в Орде, был убит сыном вышеупомянутого тверского князя Михаила, Дмитрием по прозвищу Грозные Очи, за что, впрочем, убийца был вскоре и сам казнён. Тем не менее, и после этого великокняжеская власть продолжала находиться в Твери. Хан Узбек отобрал её у тогда ещё живого Юрия Даниловича в 1322 году, после того, как тот вместо отправки в Орду собранной дани пустил её в оборот под проценты. А соперники из Твери не преминули сообщить об этом хану в выгодном для себя ключе. Конечно, заверив при этом, что они сами будут сборщиками дани для хана куда более добросовестными, чем «московские обманщики».
В отместку хан Узбек собрал довольно большое войско в 5 туменов 50 тысяч человек. Считается, что постоянный состав, например, армии Батыя, с которой он завоевал Русь, составлял всего 4 тумена 40 тысяч человек. Впрочем, вопреки распространяемым в Твери слухам о чуть ли не религиозной войне для ниспровержения православия и утверждения ислама, главнокомандующим этим войском был назначен ханский вельможа христианских убеждений по имени Федорчук. Отчего ханские силы и получили название среди летописцев «Федорчукова рать». Как показали дальнейшие события, дальше обычного разгрома мятежного княжества дело не пошло — на веру его уцелевших обитателей никто не посягал. Сам тверской князь Александр судьбу решил не искушать, понимая, что понесёт ответственность за непринятие достаточных мер по обеспечению безопасности ближних родственников своего сюзерена.
Стоит заметить, что великий предок и московских, и тверских князей, святой князь Александр Невский в сходной ситуации сумел принять пусть и жёсткое, но единственно правильное решение, решительно подавив бунт новгородцев, выступавших против переписи их ханскими баскаками для последующего сбора дани. Иначе альтернативой, при поддержке такого бездумного популизма, было бы жестокое подавление бунта уже ханскими войсками с огромным количеством жертв и разрушением Новгорода. Но Александр Тверской, увы, не унаследовал политический гений своего знаменитого прадеда, как, впрочем, и его полководческие таланты. Будь Александр Невский на месте своего потомка в 1327 году, с приближением 50-тысячной вражеской рати он не стал бы идти против неё в самоубийственную атаку. Этим, как раз, больше отличались братья Александра Невского. Потому значительную часть своей сознательной жизни и провели в эмиграции, после неудачных попыток свергнуть власть мощной монгольской державы своими крошечными силами, пока под влиянием своего куда более умного брата в Орде их не прощали, разрешая возвратиться домой.
Александр Тверской предпочёл бежать на границу — сначала в Новгород, потом в Псков, а затем к литовскому князю Гедимину. Его княжество, закономерно, было изрядно опустошено Федорчуковой ратью, которой, правда, помогали дружины и Московского, и Суздальского князей. Но при этом стоит ещё раз напомнить, что на тот момент Руси как единого государства просто не существовало, а отношения Москвы и Твери были враждебными. Жизненный путь беглого тверского князя закончился в 1339 году после того, как хан Узбек поначалу вроде бы простил его, разрешив вернуться на родину, но потом всё равно казнил за измену. А поддержавшие противников своего давнего соперника, Твери, Московский и Суздальский князья получили от хана Узбека немалые преференции. Статус его суздальского коллеги получился немногим ниже.
Владыки Золотой Орды по-прежнему старались блюсти принцип «разделяй и властвуй», а также стремились «класть яйца в разные корзины». Последующая история показала, что победа Ивана Калиты в московско-тверском противостоянии была не просто победой одного князя над другим.
Тверь сожгли, горели Кашин и другие города, убивали и уводили в плен мирных жителей. Заодно разграбили и новгородские предместья. Новгородцы от ордынцев откупорились, выплатив Узбеку 2000 гривен серебра. На Руси этот поход получил название Федорчукова рать, по имени одного из татарских темников, по вероисповеданию христианина.
Тверской князь Александр Михайлович бежал в Новгород, а затем в Псков. Новгородцы приютить опального князя не решились. Калита созвал князей с полками, и двинулся на Псков. В числе воинов, осаждавших Псков, были и родные братья Александра Михайловича - Константин и Василий 3. Псковичи Александра приняли хорошо, сделали его своим князем и всячески поддерживали. Есть сведения, что псковичи, привели в порядок крепость Изборск и собирались в ней умереть за князя Александра, если понадобится.
По наущению Ивана Калиты митрополит Феогност пригрозил отлучить Александра и псковичей за непокорность от Церкви. Для людей той эпохи не было страшней кары, чем отлучение от Церкви. Маломощный Псков не мог противостоять татарам, понимая это и жалея отважных псковичей, Александр Михайлович вынужден был бежать в Литву. В Литве все было чужим и немилым. Подрастали сыновья, и оставались без уделов, нужно было думать об их судьбе. Хан Узбек требовал возвращения Александра в Тверь и обещал его простить.
Александр Михайлович решил подчиниться хану.
Пётр обвинялся в симонии раздаче церковных должностей и пренебрежении церковными обязательствами — факты, достаточные для низложения митрополита. В качестве альтернативы предлагалась кандидатура тверского иерарха Геронтия. Вопросы церковной политики являлись прерогативой русского духовенства, а татаро-монгольские баскаки предоставили православной церкви особый статус, опиравшийся на использование ханами христианской идеи смирения. После смерти митрополита Петра его преемником стал грек Феогност, рукоположенный в 1327 году константинопольским патриархом Исайей. Новый митрополит начал активно утверждать свою власть в надежде объединить в единую епархию всю Северо-Восточную Русь. Он совершал путешествия по всей территории митрополии, занимался строительством белокаменных храмов и первого великокняжеского собора — Спасо-Преображенского монастыря в Москве. Показателен конфликт, возникший в 1342 году между Феогностом и ханом Джанибеком: баскаки распространили слух, что православный митрополит взимает повышенную плату с духовенства, удерживая излишек доходов у себя. Феогност подвергся в Орде пыткам, а в результате вынужден был раздать ханским чиновникам крупные суммы денег, однако получил от татаро-монгол подтверждения всех прежних церковных льгот и преференций.
В 1327 году в Твери вспыхнуло восстание против находившегося в городе ордынского баскака Чолхана, двоюродного брата хана Узбека, который, по словам летописцев, «сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание» в стремлении занять тверской престол и обратить местное население в ислам. В ходе бунта народ уничтожил всех татар, включая ордынских купцов — бесермен. Тогдашний знаменитый московский князь Иван Калита решил воспользоваться ослаблением положения Твери и укрепить своё политическое преимущество. За военную помощь в подавлении восстания Ивану был обещан не только вожделенный ярлык, но и значительное вознаграждение. В ходе кровопролитного набега, известного как Федорчукова рать, объединённое русско-татарское войско уничтожило множество деревень и городов, дойдя даже до Пскова, в котором укрылся бежавший тверской правитель Александр Михайлович. Митрополит Феогност открыто пользовался правом отлучения от церкви и проклятия неугодных — тверской князь и укрывавшие его жители Пскова были подвергнуты анафеме, а изгнанный соперник московского правителя вскоре сбежал в Литву. Кстати, именно Великое княжество Литовское в следующее столетие окажется основным соперником Москвы, приняв эстафету потерявшего свой авторитет и военную мощь Тверского княжества.
Кожевки: что было в Твери на месте огромного пустыря
Примерная граница острога могла проходить здесь. Улица Карла Маркса на пересечении с Советским валом. Справа находится храм Иоанна Предтечи. Апрель 2024 года. Фото: Сергей Савинов В большинстве своем это были кузнецы и литейщики, однако известно также о псарях и слободе «ловчего пути», то есть охоты.
А вдоль берега Волги, как раз там, где сегодня пустырь, была Кожевая слобода, она же Кожевки. Как следует из названия, жители ее занимались выделкой кож и селились традиционно в отдалении от других людей. Причина проста — резкий и неприятный запах, сопровождавший этот промысел. Еще известно о так называемом Татарском гостином дворе, где останавливались восточные купцы, он тоже располагался на территории Затьмацкого посада.
Однако упоминается он уже в более поздних источниках, ближе к началу Смуты. Но о ней чуть дальше. Пустырь на месте одной из средневековых слобод Затьмачья. Фото: Сергей Савинов Жители Затьмачья селились в основном вдоль берегов рек, а места ближе к центру посада были заняты пашнями.
Иронично, но именно туда потом переместится основная застройка по регулярному плану. Как мы уже знаем, Тверь фактически получила второе рождение после опустошительного пожара 1763 года, но «красный петух» приносил беды и раньше. Так, например, настоящая катастрофа случилась в 1449-м, когда огонь уничтожил практически все строения, как утверждается в летописях, и кое-где Тверь даже называется «бывшим градом». Однако посады вновь быстро застраивались, и жизнь продолжалась.
Волны нашествий Вообще, Тверь большое количество раз подвергалась разорению, и самой известной трагедией, пожалуй, является восстание 1327 года. Напомню, что оно тесно связано с татаро-монгольским наместником Чолханом в летописях он зовется Щелканом , который выгнал со двора князя Александра. Баскаки же принялись творить в городе бесчинства, и тверитяне восстали. Щелкана сожгли живьем, а рассеянных по улицам ордынцев также убивали — дубина народного гнева никого не щадила.
Спасшиеся принесли весть о восстании в ханскую столицу, и вскоре последовало возмездие. Восстание против Щелкана в Твери, 1327 год.
Ну прежде всего, почему мы говорим о юной России, почему мы говорим об обретении суверенитета? Ведь, в общем, даже в школьной программе ясно дается понять, что корни русской государственности уходят на много веков глубже, что было древнерусское государство, что первые государственные преобразования провела еще святая Ольга в середине X века. А тут мы говорим, в XV веке, о юной России. Но тем не менее никакой ошибки нет. Дело вот в чем: после того, как древнерусское государство распалось на множество полунезависимых и фактически независимых отдельных государств — то есть княжеств, вечевых республик, мы не можем говорить о едином государственном пространстве.
Собственно, уже с середины XII века раздробленность так сильна, что единого государства фактически не существует. А после монголо-татарского нашествия и установления ига во второй половине XIII века раздробление усиливается, и фактически на протяжении нескольких десятилетий Северо-Восточная Русь падает в политическую бездну. Мы видим на относительно небольшом пространстве огромное количество государств, небольших и достаточно крупных, которые воюют друг с другом, оспаривают право занять великокняжеский престол и стать если не централизатором всей Северо-Восточной Владимирской Руси, то хотя бы получить господство среди огромного дома князей, потомков Всеволода Большое Гнездо, который правил всем этим пространством до начала XIII века. Что у нас существует на территории северо-восточного угла древней империи Рюриковичей к середине XV века? Пестрота разнообразных владений, и нет никакой России в этот момент, нет никакой единой Руси, есть крошево небольших и более крупных самостоятельных государств. Они чеканят собственную монету, имеет каждое собственную армию, собственную династию, собственную внешнюю политику — самостоятельное государство Великое княжество Тверское, самостоятельное государство Великое княжество Московское, самостоятельное государство Ярославское княжество, самостоятельное государство Рязанское княжество, Псковская вечевая республика, Новгородская вечевая республика. И даже, в общем, какое-то время существовало несколько эфемерное, но тем не менее, подчеркну, Великое княжество Пронское — вот нынешний небольшой городок Пронск был столицей великого княжения.
Конечно же для того, чтобы что-то могло быть названо Россией, следовало прежде объединить огромное количество этих территорий. И действительно, позже мы будем говорить о том, что великий князь Иван III был объединителем русских земель. Эту программу он осуществлял на протяжении всей своей зрелой сознательной жизни и в конечном итоге добился успеха — он создал Россию. Но вот к 1480 году Россия — младенец. Повторяю: Россия — младенец. Для нее получение суверенитета возможно через два очень важных процесса: первый — объединение, оно идет полным ходом, и второй из этих процессов — это, конечно же, свержение ордынского ига. Ну так давайте посмотрим на то, было ли у нас ордынское иго.
Сейчас очень многие историки, и в особенности исторические публицисты, склонны говорить о том, что ну давайте не преувеличивать, конечно же, давайте говорить о неких формах политической зависимости, давайте выражаться осторожно. Но есть надобность текущего момента в сфере идеологии, есть то, что было на самом деле, то есть история. Конечно же, ордынское иго существовало, и оно порой было весьма тяжелым. Оно, так сказать, не было в смысле тяжести форм ровным, сколько-нибудь ровным, оно было ну, скажем, таким, чем-то вроде стихии, наплывающей волнами — иногда тяжелее, иногда легче. Очень, повторяю, тяжелыми. Это тяжелейшая дань, это целый каскад карательных экспедиций, каждая из которых осталась в народной памяти под словосочетанием из двух слов: Дюденева рать, Неврюева рать. И каждый раз вот, собственно, рать — это и есть карательная экспедиция, а имя собственное — это имя полководца, который проводит, собственно, поход на территорию Руси.
Да и, честно говоря, позднее: 1382 год — Тохтамышева рать — сожженная Москва; Едигеева рать — 1408 год, и так далее, и так далее. То есть Русь находилась в состоянии, когда вся ее государственная перспектива, вся ее культура находилась под дамокловым мечом очередного нашествия. Очередное нашествие — пылают города, уничтожаются деревни, угоняются тысячи и тысячи пленников, экономика разрушается. И если даже нет нашествия, то в этом случае выплачивается тяжелейшая дань, разорительная. Собственно, мы по данным археологии видим, что на Руси какое-то время прекращается денежное хождение: не то что свою монету не чеканят, еще и чужой, привозной почти нет — она вся уходит в Орду. Конечно же, в данном случае еще одной тяжелой и неприятной формой зависимости является выдача ярлыка на великое княжение и в целом ряде случае просто на крупные княжеские столы. Что здесь можно в итоге сказать?
Ордынское иго существовало. Где-то в 70-х годах, в начале 70-х годов Иван III отказался платить дань, он отстоял это право на Угре в 1480 году. Позднее он ни у кого не брал ярлыка на великое княжение, никто также не принимал ярлыка из его потомков, никто не платил дань кому-либо из государей крупных держав, которые наследовали Золотой Орде — ни крымскому хану, ни хану Большой Орды, ни казанскому, ни астраханскому. Старались от войн откупаться подарками — это так, но о дани уже и речи быть не могло. Но вот, поскольку мы с вами затронули тему междоусобий, такого, как выражались летописцы, «раздрасия» такое характерное средневековое словечко между князями Средневековой Руси — вроде бы все они кровные родственники, но время от времени доходило до смертоубийства, до ослепления близкой родни и, в общем, это, конечно, чрезвычайно скверное в нравственном смысле явление. Ну что же, я думаю будет правильным, если сейчас в эфире прозвучит фрагмент из оперы Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь», напоминающий о временах раздробленности самым прямым образом. Дорогие радиослушатели, это светлое радио, радио «Вера».
И мы обсуждаем события стояния на Угре 1480 года. Мы пытаемся сейчас разобраться с корнями этого большого успеха юной России. И здесь очень важно обратиться не только к личностям — о личностях мы с вами поговорим: и о великом князе Иване III, и об Ахмате, и о полководцах русских. Сейчас нам стоит поговорить прежде всего о том, что сделало возможным победу в этом нелегком противостоянии. Ну прежде всего три обстоятельства. Знаете, я нахожусь на православном радио и, думаю, все вы воспримете правильно мои слова: я полагаю, что здесь была и милость Господня. Рождающейся России повезло: была она, по представлениям книжников того времени, уделом Пречистой Богородицы, и покров Богородицы защищал Русь от нашествия, помогал ей в тяжелейшие времена.
Так что, знаете, есть во всем этом глубокий христианский аспект. Ну а теперь давайте поговорим о другом. Собственно, о том, что составляет аспект политический. Итак, второе обстоятельство, оно состоит в том, что Орда была уже далеко не та, что при Батые, при Берке, при Тохте, при Тохтамыше — она изменилась. Прежде всего ее поразила та же самая болезнь, которая столько сил выпила из Руси, а именно политическая раздробленность. Причем Орда оказалась подвержена этой болезни даже в гораздо большей степени, чем Русь. Собственно, именно тогда Дмитрий Донской вывел свои полки на поле Куликово и разгромил Мамая.
Хорошенько разберемся, что именно было разгромлено: это была не вся Орда, а по разным подсчетам, от тридцати до пятидесяти процентов территории Орды, которая отделилась и представляла собой самостоятельное государство, скажем так, полу-Орда. Мамай — человек, который, ставил одного за другим ханов-чингизидов, но сам не мог занимать ордынский престол, поскольку был человеком не царской крови, военачальником, высокопоставленным вельможей, но все же без прав на занятие ханского места. Ну так вот, собственно, Русь имела тогда сил достаточно, чтобы встать против части Орды, нанести ей удар — на реке Воже в 1377 году разгром отряда мурзы Бегича и в 1380 году на поле Куликовом еще один, более страшный удар — разгром Мамая. Так вот после этого, в силу огромных потерь, которые понесли русские войска в этих битвах и в силу того, что, собственно, справились только с частью Орды, позднее все же политические плоды этой победы были утрачены. И Тохтамышу, который вновь объединил Орду и с объединенным воинством напал на Московское княжество, удалось спалить Москву и восстановить свою власть. Так что плоды у битвы на поле Куликовом скорее находятся в сфере идей: это понимание и массовое воспоминание о том, что Орда не является непобедимой, что мы сами, отцы наши, деды наши, так сказать, рассматривая с точки зрения разных поколений эту историческую память, смогли выйти против грозного ордынского воина и сбить его с коня, победить его. Вот это было важно.
Но никакого освобождения от власти Орды, полного, тотального освобождения не происходило еще на протяжении ста лет. Между тем Орда по-прежнему дробилась, и с каждым разом это дробление принимало все более тяжелые для нее формы. С тех пор она уже не могла восстановиться в прежних размерах, но наследниками Золотой Орды стали крупные государства, их называли на восточный манер «юртами». И вот главный, старший юрт в нашей литературе называется «Большая Орда».
Апрель 2024 года. Фото: Сергей Савинов В большинстве своем это были кузнецы и литейщики, однако известно также о псарях и слободе «ловчего пути», то есть охоты. А вдоль берега Волги, как раз там, где сегодня пустырь, была Кожевая слобода, она же Кожевки. Как следует из названия, жители ее занимались выделкой кож и селились традиционно в отдалении от других людей. Причина проста — резкий и неприятный запах, сопровождавший этот промысел.
Еще известно о так называемом Татарском гостином дворе, где останавливались восточные купцы, он тоже располагался на территории Затьмацкого посада. Однако упоминается он уже в более поздних источниках, ближе к началу Смуты. Но о ней чуть дальше. Пустырь на месте одной из средневековых слобод Затьмачья. Фото: Сергей Савинов Жители Затьмачья селились в основном вдоль берегов рек, а места ближе к центру посада были заняты пашнями. Иронично, но именно туда потом переместится основная застройка по регулярному плану. Как мы уже знаем, Тверь фактически получила второе рождение после опустошительного пожара 1763 года, но «красный петух» приносил беды и раньше. Так, например, настоящая катастрофа случилась в 1449-м, когда огонь уничтожил практически все строения, как утверждается в летописях, и кое-где Тверь даже называется «бывшим градом». Однако посады вновь быстро застраивались, и жизнь продолжалась.
Волны нашествий Вообще, Тверь большое количество раз подвергалась разорению, и самой известной трагедией, пожалуй, является восстание 1327 года. Напомню, что оно тесно связано с татаро-монгольским наместником Чолханом в летописях он зовется Щелканом , который выгнал со двора князя Александра. Баскаки же принялись творить в городе бесчинства, и тверитяне восстали. Щелкана сожгли живьем, а рассеянных по улицам ордынцев также убивали — дубина народного гнева никого не щадила. Спасшиеся принесли весть о восстании в ханскую столицу, и вскоре последовало возмездие. Восстание против Щелкана в Твери, 1327 год. Источник: миниатюра из Лицевого летописного свода XVI в. Этот опустошительный поход остался в истории как Федорчукова рать или еще Туралыкова. Примечательно, что союзником Золотой Орды выступил московский князь Иван Калита.
С тех пор ислам стал государственной религией Золотой Орды. Очевидно, русские опасались, как бы эта перемена не коснулась и их. Известно, что многие русские, жившие в Орде, принимали в это время ислам — вероятно, под давлением или ради выгоды. Одним из пяти татарских туменов, отправленных Узбеком разорять Тверское княжество в наказание за бунт, командовал русский мусульманин Федорчук — летописи сохранили его имя в истории. Были ли опасения обоснованны?
Карательный поход татар Федорчукова рать , к которому присоединил свои войска московский князь Иван Данилович Калита , закончился разорением Твери, избиением и пленением большого числа русских людей. Ярлык на великое княжение Владимирское хан Узбек передал Ивану Калите. Однако насилий против православной церкви татары не чинили, и никаких попыток обратить русских в мусульман не предприняли. Факты показывают, что отношение всех ханов Золотой Орды к православию было покровительственным. Ещё в 1267 году хан Менгу-Тимур дал русской церкви ярлык на освобождение от уплаты дани и полную самостоятельность в её внутренних делах.
Тверские рыцари
Его княжество, закономерно, было изрядно опустошено Федорчуковой ратью, которой, правда, помогали дружины и Московского, и Суздальского князей. по имени одного из темников. Каждое новое вторжение оставалось в народной памяти в виде сочетания из двух слов: «Неврюева рать», «Дюденева рать», «Ахмылова рать», «Федорчукова рать». «Федорчукова рать» 1327 г. в миниатюре к «Повести о Сергие Радонежском» из Лицевого летописного свода. Насильственное смещение русского правителя федорчуковой ратью стало последним за годы монголо-татарского нашествия случаем силовой смена князя.
Тверские рыцари
Его княжество, закономерно, было изрядно опустошено Федорчуковой ратью, которой, правда, помогали дружины и Московского, и Суздальского князей. Нашествие получило название «Федорчукова рать» — и это было последний случай, когда хан Золотой Орды силой устранял неугодного ему великого князя. Противостоять такой силе Тверь не могла, и «Федорчукова рать» подвергла княжество чудовищному опустошению.