Владимира Милашевского, Николая Кузьмина и Татьяны Мавриной. Художественные кружки, группировки, объединения -- "Группа 13" - художественное объединение $2: rubbk. В переулках эпохи», которая расскажет о творческом пути независимых раннесовестких художников — Владимира Милашевского, Даниила Дарана, Татьяны Мавриной, Николая Кузьмина, Надежды Удальцовой и других участников группы «13». Группа «13» — объединение художников, существовавшее с 1929 по 1931 годы. В феврале в Музее русского импрессионизма открылась выставка, посвященная отечественным художникам 30-х годов ‒ «Группа «13».
Откройте свой Мир!
«Группа 13» — одно из ключевых творческих объединений в советском искусстве рубежа 1920–1930-х годов — была названа «фатальной» цифрой по первоначальному числу ее участников. С 1928 года Борис Рыбченков – член общества художников «Рост», затем один из постоянных участников выставок Группы «13» (1921-1931). «Тринадцать» — группа художников, получившая свое название по числу участников выставки, состоявшейся в 1929 году в Москве. Художники группы «Тринадцать» не разработали программы или манифеста. К участию пригласили ленинградских художников-любителей и выпускников Вхутемаса, собрав «роковое» число в 13 человек.
Выставка Группа «13». В переулках эпохи
У Кропоткинских ворот. Частное собрание, Москва Все в той же свободной, будто эскизной, манере выполнена другая работа Софроновой. Уходящее тяжелое небо, влажная земля и свежесть, которая бывает только весной после грозы — все это мы живо ощущаем глядя на картину. Владимир Милашевский был одним из наиболее активных участников и идеологов группы «13». Он рисовал так, что лист буквально лучился энергией. Нас согревает солнце и освежает легкий ветер. Владимир Милашевский. Водная станция.
От похвалы до расстрела Владимир Милашевский Московская группа «13» существовала всего три года — с 1929 по 1931 годы. Художники провели всего две выставки, при том, первую и третью, а вторая так и не увидела свет из-за разногласий между авторами. В своих работах они старались показывать свободу и сиюминутность. Спустя десятилетия это напоминает жанр уличной фотографии. Только картины появлялись медленнее, чем снимки на камеру или телефон. Чем-то таким, что было свойственно исполнителю музыкального произведения.
Чувство темпа! Мы чувствовали необходимость вернуть рисунок к его первооснове: к движению руки, проводящей черту, оставляющей след! Вместе с ним этот статус носили Николай Кузьмин и Даниил Даран. Николай Кузьмин Первая выставка «13» в 1929 году оказалась успешной: её хвалили в прессе, а работы 12 из 13 художников купила комиссия Главискусства. Спустя два года реакция на работы оказалась противоположной. Например, в «Комсомольской правде» тех лет про них писали : «13» - не только чудаки, блаженно впавшие в детство, а столь же контрреволюционная группа, как всякие иные юродивые, от сектантов до кулаков, чью идеологию они выявляют».
Это далеко не самые обидные слова. Даниил Даран «Коммерсант» в своем материале про группу рассказывал о судьбе художников. Александра Древина Древиньша расстреляли в 1938 году «за контрреволюционную деятельность», его ученика Романа Семашкевича — годом ранее и по той же статье.
К участию пригласили ленинградских художников-любителей и выпускников Вхутемаса, собрав «роковое» число в 13 человек. Бег живой линии они ставили выше конструктивистского фотомонтажа или академических штудий. Но что важнее, «Тринадцать» отстаивали право художника самому определять свое место в обществе, быть наблюдателем и летописцем. Группа стала встречей трех художественных столиц — Москвы, Ленинграда и Саратова.
Часть экспозиции посвящена ленинградскому кругу поэта Михаила Кузмина и художникам-самоучкам Юрию Юркуну и Ольге Арбениной-Гильдебрандт. Отдельным сюжетом стала книжная иллюстрация, в которую группа «13» привнесла темповый рисунок. На третьем этаже музей представляет живопись и графику послевоенных лет. Посетителей ждет ряд открытий: редко экспонируемые произведения Романа Семашкевича и Валентина Юстицкого, дополненные художественными перекличками с Морисом Вламинком и Луи Вальта. Также впервые представлен живописный портрет участницы «Тринадцати» Антонины Софроновой кисти Владимира Милашевского, который известен прежде всего своими графическими работами. Впервые творчество группы «13» в таком объеме представлено работами из музейных собраний, среди которых Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А. Пушкина и другие. Более 300 произведений графики, живописи, декоративно-прикладного искусства и книг из 17 музеев и 18 частных коллекций составляют многослойный рассказ о судьбе независимых советских художников.
Выставка Группа «13». В переулках эпохи
Я, например, тот самый человек, который уезжал, пытался что-то сделать и получил такой опыт. Это не только мой личный опыт, но и всего нашего локального сообщества, — признаёт Орешкина. По словам эксперта, когда человек не чувствует себя «на своём месте, это также может спровоцировать девиантное поведение». А ещё Софья не принимает расхожую фразу, что «художник должен быть голодным». Это касается как раз действительно региональных художников, потому что то, что художник должен голодать, — это очень устаревшая парадигма. Нам всем надо есть, хотя для кого-то наша работа вообще не воспринимается как работа, — высказывает мнение Софья Орешкина.
Недовольство людей местом, где они живут, может спровоцировать появление девиантного поведения и, например, вандализма, причём последний не всегда может быть отрицательным явлением. Софья Орешкина, фото belpressa. Но если не брать в расчёт преступность, то на появление культуры граффити повлияла статья New York Times. В итоге подобных граффити стало так много, что внимание на них обратили журналисты. После этого все начали оставлять свои подписи, чтобы их заметили, и это превратилось в какое-то соревнование, — погрузила белгородцев в историю появления граффити лектор.
Позже в культуре граффити стали появляться художники с псевдонимами, так называемые персонажи, начали развиваться разные стили, и постепенно граффитеры распространились по другим городам и странам. В Белгороде тоже есть художники, работающие в уличном стиле. Например, братья Зеленские.
Музей, обладающий богатой коллекцией работ русских художников-импрессионистов начала XX века, стал платформой для обмена опытом и знаниями между представителями бренда и мира искусства. Поддержка инициатив в сфере искусства является неотъемлемой частью философии бренда EXEED, направленной на формирование гармоничного и интеллектуального общества. Гости музея смогут прикоснуться к искусству технологий в уютном пространстве переулка, узнать, чем увлекаются современные жители мегаполиса и отправить открытку близким.
Вечно твердившие о времени, о пластическом языке, адекватном настоящему времени, о том, что поймают ритм и цвет времени, прямо по заветам Стендаля, они — со своими городскими сценками, «нюшками» и высококультурным ретроспективизмом в иллюстрации к классике, со своим поздним фовизмом и западничеством — совершенно не чувствовали духа времени советского социалистического строительства. Точнее — духоты, наступающей со всех сторон.
Опереться на Древина и Бурлюка, заручиться поддержкой Луначарского — в 1931 году экс-нарком был не у дел и травлю в печати остановить не мог. Дальнейшая судьба многих художников группы с несчастливым названием описана выше. Тем не менее группа «13» продолжала жить — и как неформальный дружеский круг эстетов-интеллектуалов, связанных друг с другом семейными и товарищескими узами, и как эстетический ориентир на выжженной всеми идеологическими кампаниями и политическими процессами местности, как агенты влияния «стиля "13-ти"», с каковым опричники официоза вроде Дементия Шмаринова продолжали сражаться чуть ли не до перестройки. Первоначальный интерес Надежды Плунгян к художникам «13-ти», по которым она 15 лет назад защитила диссертацию, был, надо полагать, программно-феминистского рода: на протяжении всего XX века группу «13», типичный пример так называемого «тихого искусства», считали явлением маргинальным и малозначительным, но феминистская позиция как раз и состоит в недоверии к истории, составленной из «величайших гениев» и «громких имен». Сегодня опыт «13-ти» актуален как жизненная стратегия «делай, что должно, и будь что будет» — на их поразительную резистентность и способность к выживанию и указывает полемический подзаголовок выставки «В переулках эпохи». Нетрудно догадаться, что в нем обыгрывается название выставки «За фасадом эпохи», прошедшей два года назад в галерее Ильдара Галеева: она посвящалась памяти искусствоведа Ольги Ройтенберг, первооткрывательницы художественного поколения 1920—1930-х годов, раздавленного борьбой с формализмом и надолго забытого. Одним из основных жанров «13-ти» в живописи и графике стал такой городской пейзаж, какой можно было бы назвать «переулочным». Не в том смысле, что они воспевали переулки Арбата, хотя и это случалось, а в том, что пейзаж у них, неважно, загорский он или смоленский, был по духу московским, неуловимо противостоящим пейзажу ленинградской школы: тут все другое — атмосфера, плотность городской ткани, переулочная теснота застройки, интенсивность уличной жизни.
В том, чтобы поймать пульс или, как они говорили, «темп» этой современной жизни, времени здесь и сейчас, они и видели свою задачу, добивались эскизной скорости и точности реакции, когда линия и пятно, не терпящие никаких поправок, являются моментальным снимком зрительного впечатления и внутреннего лирического переживания. Это и был реализм «13-ти» — совершенно неуместный во времена «борьбы за реализм» между различными версиями авангарда и консерватизма, борьбы за единоличное право определять, каким должно быть подлинное искусство пролетарской эпохи.
Гости музея смогут прикоснуться к искусству технологий в уютном пространстве переулка, узнать, чем увлекаются современные жители мегаполиса и отправить открытку близким. Художники группы 13 в своих графических и живописных работах, посвященных динамичной городской жизни, нашли отражение искусства старых мастеров, принципы импрессионизма и постимпрессионизма. EXEED, как прогрессивный и технологический бренд, активно поддерживает искусство и осознает его важную роль в формировании культурного пространства.
Почему советских интеллектуалов из группы «Тринадцать» так любят коллекционеры?
В творческих поисках художники группы «Тринадцать» опирались на постимпрессионизм и фовизм. Но есть у них и связь с импрессионистами: «Роднит их с импрессионистами, пожалуй, то, что они опирались на мгновенное впечатление. Они ввели в графический обиход тему быстрого рисунка с натуры, который не дорабатывался в мастерской и целиком зависел от навыков и таланта художника. Их интересовала атмосфера, которая отражала эпоху. В этом они также похожи на импрессионистов.
Ведь первыми вышли из мастерской на улицу и стали работать на свежем воздухе, именно импрессионисты».
Собрание Михаила Сеславинского, Москва Увидеть Москву, которой сейчас нет Вы знали, что раньше по Москве тоже ходили двухэтажные троллейбусы, а на крыше знаменитого дома на Тверской находилась скульптура балерины, за что он даже получил забавное прозвище «дом под юбкой»? Главной темой «Тринадцати» была стремительно меняющаяся повседневность: городские улицы, перекрестки с трамваями и бегущими по делам людьми, парки и ипподромы, водные станции и пляжи. Художники с документальной точностью переносили на бумагу образ города 1930-х годов. А мы сегодня можем увидеть, как знакомые улицы и бульвары выглядели почти сто лет назад. Борис Рыбченков. Улица Горького Тверская , Москва. Калужский музей изобразительных искусств Узнать, кто создавал иллюстрации к вашим любимым книгам Лидеры группы начинали свой путь в газете «Гудок», в которой публиковались такие известные писатели, как Михаил Булгаков и Константин Паустовский. Так необходимый для оформления новостей быстрый рисунок художники перенесли и в книгу.
Зарисовки тушью и спичкой располагали на страницах наравне с текстом, а издание начиналось с характерного портрета писателя. Работая над художественными произведениями, они кропотливо штудировали все доступные источники, чтобы с точностью передать настроение эпохи.
Их навыки рисовальщиков нашли применение в книжной иллюстрации. Получив официальное признание, они продолжали наблюдать за реальностью. Куда бы ни забрасывала их судьба, однажды объединившись и назвавшись группой «13», они не слишком далеко отошли от выработанной в конце 1930-х годов линии в искусстве. Французские импрессионисты, подсказавшие им направление творческого пути, продолжали оказывать на участников группы влияние.
Предпочтения их навсегда были смещены к сиюминутности происходящего: каждое мгновение обладает ценностью, в каждом человеке и в любом пейзаже заключена своеобычная, достойная запечатления красота. А мы видим на рисунках «13» визуальные объекты, выделенные солнечным светом, но не застывшие, как на фотографии, а продолжающие двигаться и меняться вместе с изменением интенсивности солнечного света и с течением времени. Художник фиксирует не столько внешнюю форму, сколько внутреннюю суть, которая подвержена метаморфозам. Отсюда желание ускорить создание рисунка: чем меньше времени на размышление, тем больше шансов приблизиться к истинной реальности. Чем дольше художник работает над картиной, тем дальше он от истины.
Позже в группе числилось более двадцати авторов, но название это уже не влияло. За время существования группы "Тринадцать" её участники провели две художественные выставки. Первая произошла в начале 1929 года в залах "Дома печати" Центральный дом журналиста на московском Никитском бульваре.
Вторая выставки произошла в апреле 1931 года в помещениях "Московского государственного университета".
В Музее русского импрессионизма пройдет выставка художников группы «13»
Художественная "Группа 13" родилась в 20-е годы прошлого века буквально на подоконнике в редакции газеты "Гудок". Даниил Даран и Сергей Расторгуев работали иллюстраторами в главной железнодорожной газете Советского союза. Долгое время эти имена находились в тени художников большого социалистического стиля.
Были они старше меня, современники тех поэтов и писателей, которыми я зачитывалась до Вхутемаса. Организаторский пыл этих художников, умные мысли; темпы рисования с натуры — быстрые, любой набросок может стать рядом с картиной — была бы рука! Все соответствовало моему характеру. Что-то бодлеровское. Чертова дюжина принесла счастье — по крайней мере, с нее началась длинная история личных и творческих отношений Мавриной и Кузьмина.
Он был одним из организаторов группы, она участвовала в выставках. Брак их продлился полвека. Оба прожили долгую жизнь — он 96 лет, а сколько она, точно не скажешь — 93 или 95. При случае, как вспоминал знакомый Мавриной, она убавляла себе пару лет. На выставке, разбитой на тематические блоки, они, конечно, рядом, и можно проследить взаимное влияние и совместную эволюцию. Экспозиция вообще устроена так, что и впрямь напоминает переулки — встретившись однажды в общей точке, ее герои разбегаются по своим маршрутам, у большинства трагически коротким, у кого-то — с крутыми поворотами, у Мавриной и Кузьмина — слившимися в единый путь, по которому они сумели пройти не в ногу с советским временем. После этого Кузьмин впал в депрессию, и именно в это время начался его роман с Татьяной.
Перестраиваться они не стали, Кузьмин иллюстрировал книги и в 1937-м за иллюстрации к «Евгению Онегину» получил золотую медаль на выставке в Париже. Книжной графикой он занимался всю жизнь, современники и критики отмечали интеллектуальность его работ, глубокое понимание смысла произведений. Маврина же, кажется, вообще не умела печалиться, и никакой критический разнос не мешал ей заниматься тем, чем она хотела, зарабатывая на жизнь книжной иллюстрацией. Ее темы — темы ребенка, смотрящего любопытными глазами на мир, и мудреца, знающего, что выше и глубже этой быстротекущей жизни нет ничего на свете», — писал Владимир Милашевский в каталожной статье первой выставки «13». Эта характеристика осталась верной и спустя десятилетия. С возрастом Маврина полюбила писать пейзажи старых городов, московские церкви и иллюстрировать сказки.
На выставке очень разнообразно представлена графика Милашевского: черно-белые динамичные «Мясницкие ворота» противопоставляются ярким листам «Коломна.
Мост через Москву-реку» и «На пристани». Отдельно на выставке показаны книжные иллюстрации, работы послевоенных лет. Часть экспозиции посвящена ленинградскому кругу группы. Гибкие линии рисунков Юрия Юркуна, похожие на эскизы эпохи ар-деко, проявляются в работах, посвященных спорту, панорамам города, транспорту — «Дама с кавалерами», «Гимнастка». Здесь же — работы Ольги Арбениной-Гильдебрандт — акварели, картины с сочными садами «Парусники», «Экзотический пейзаж». Ее стиль близок к русским символистам круга «Голубой розы». Ольге, актрисе Александринского театра, посвящали стихи Николай Гумилев и Осип Мандельштам, а она в это время вдохновлялась акварелями Мари Лорансен.
Такое отчасти легкое и одновременно высокопрофессиональное отношение к искусству отличает «Группу «13» от других объединений. Они дистанцировались от пролетарского искусства, монументальных задач Вхутемаса и переосмысляли приемы прошлого: мрачные тени Рембрандта, колористические решения Дега, расположение фигур у Тулуз-Лотрека.
Увидеть, какой была Москва 100 лет назад, почувствовать ее контрасты и колорит, можно в столичном Музее русского импрессионизма. Там открылась экспозиция, в которой собраны работы творческой группы советских художников «Тринадцать». Это более 300 произведений графики, живописи и декоративно-прикладного искусства из 17 музеев, а также из частных коллекций. На выставке есть и произведения именитых французов. Это выставка про конец начало 1930-х. Про отношения власти и художников, которые ищут свой путь и не хотят ходить строем.
Переулок тринадцати
Группа художников, состоявшая преимущественно из графиков, ставивших целью разработку определенных стилистических задач в области акварели и рисунка; названа по первоначальному числу участников. Мир раннесоветских интеллектуалов и эстетов – художников группы «13» – предстанет перед посетителями Музея русского импрессионизма начиная с 8 февраля. Группа «13» началась с общего интереса ее участников к документальному рисунку. В Москве открылась выставка художников из знаменитой «Группы 13». «Тринадцать» — группа художников, получившая свое название по числу участников выставки, состоявшейся в 1929 году в Москве. Она считает, что художникам группы «13» уделяется незаслуженно мало внимания.
Группа «13»: новый взгляд на советское искусство 1930-х годов
Посетители могут заглянуть в «переулки» отечественного искусства 1930-х годов — мир ранне советских интеллектуалов и эстетов — художников группы «13». Просмотрите доску «Художники "Группы 13"» в Pinterest пользователя Сергей, на которую подписаны 108 человек. В Музее русского импрессионизма — выставка работ советских художников, объединившихся в конце 1920-х годов в группу «13».