Американцы выбрали «советский Конкорд», а не его англо-французский аналог потому, что российский лайнер развивал большую максимальную скорость полета. По замыслу разработчиков, Lapcat должен набирать скорость до 5 Мах, то есть, около 6 тыс. км/ч, что в два с половиной раза превышает скорость «Конкорда». В полетах же "Конкорда" на сверхзвуке крейсерская скорость составляла 2,15 тысячи километров в час.
50 лет назад «Конкорд» впервые пересек Атлантику. Его рекорд скорости не побит и по сей день
Хотя разработчики «Конкорда» обвинили советских авиаконструкторов в плагиате, Ту-144 обладал большей пассажировместимостью и ему требовалась меньшая взлетная полоса, так что кражу технологических решений доказать не удалось. Но во время показательного полета произошла катастрофа: самолет развалился в воздухе. В результате погибли шесть членов экипажа и восемь зрителей, наблюдавших с земли, 25 человек были ранены, а упавшие фрагменты разрушили пять и повредили 20 домов в жилых районах. Совместная советско-французская комиссия назвала причиной катастрофы трагическое стечение обстоятельств, среди которых были действия французского самолета-разведчика «Мираж» и якобы нарушение техники безопасности экипажем Ту-144. И все же советский серийный СПС был запущен в эксплуатацию и с ноября 1977 года совершал регулярные авиарейсы. Однако после еще одной катастрофы, когда в 1978 году во время испытаний разбился усовершенствованный Ту-144, «Аэрофлот» отказался от использования этого самолета для пассажирских авиаперевозок.
Шумит не только двигатель, но и сам планер. Если уменьшенную в размерах модель самолёта поместить в поток воздуха аэродинамической трубы, то свистящий шум будет таков, будто на нём установлен двигатель. Это шумит турбулентный пограничный слой. Такой шум внутри салона самолёта гасят различной звукоизоляцией, а звукопоглощающие панели, установленные на самолёте или в двигателе, и воздействуют на внешний шум.
Есть и другой способ, когда в противофазе генерируется волна. Но это возможно, только когда есть один тон с превалирующей частотой. Эта технология запатентована в ЦАГИ одним из наших учёных. Когда при посадке выпускается шасси, двигатели уже задросселированы и не являются главным источником шума, а вот планер и особенно выпущенные шасси становятся очень мощным источником звука. Именно в этой фазе полёта самолёт обычно проходит над населёнными пунктами, над головами людей. Так вот шум от шасси имеет ярко выраженную частоту и легко определяется. Эффект ослабления шума был очень заметным. Результат оценили не только у нас, но и в мировом научном сообществе. Изобретение запатентовано, и приоритет технологии принадлежит России.
Гравитация же — это тоже волна. Но реально в эксперименте их обнаружили всего лет 10 назад, а то и меньше. Эйнштейн назвал это рябью в пространстве-времени, её очень трудно обнаружить. Амплитуда ряби мизерная, сравнима с размером протона. Поэтому уловить гравитационные волны очень сложно. Такие открытия актуальны для глобальных астрономических исследований, где электромагнитные волны уже не улавливаются и какую-то информацию о происходящем в других галактиках, например структуру далёкой галактики, можно получить с помощью наблюдений за гравитационными волнами. А вот для нашей бренной жизни на Земле явления с масштабом размера протона вряд ли применимы. Тем более что длина гравитационной волны может составлять до полмиллиона километров, в десятки раз больше самой Земли. Потому их так долго не могли определить.
Эти вещи будоражат ум и прорываются в кино, становятся частью виртуального мира фантастики. Не так давно возникла идея на базе стратегического бомбардировщика Ту-160 создать бизнесджет. Есть ли перспектива создания гиперзвуковых гражданских летательных аппаратов? Ракетоносец Ту-160 имеет сверхзвуковую крейсерскую скорость. Идея вместо огромного бомбового отсека сделать пассажирский салон со всеми удобствами была, и воплотить её технически можно. Но к пассажирским самолётам предъявляются особые требования — к уровню комфорта, шума, в том числе и внутреннего, звукового удара, вибрации, эмиссии и многому другому. То, что допустимо для военного самолёта, часто недопустимо для пассажирского. Поэтому просто взять военный самолёт, поставить в нём пассажирские кресла и запустить на авиалинии не получится. Что касается нового поколения сверхзвуковых лайнеров, то работы в этом направлении у нас идут.
При этом Россия, хотя и не слишком богата в финансовом плане, богата в другом — интеллектом. И работы над сверхзвуковым пассажирским самолётом у нас никогда не прерывались. Да, в известное время они схлопнулись, и занималась этим маленькая группа учёных. Я сам к этой группе принадлежу, поэтому знаю, о чём говорю. Мы работали, и работали не за деньги, а за интерес. Были отработаны инструменты исследований, изучены основные особенности сверхзвукового обтекания самолёта, включая вопросы образования звукового удара, и др. Наработанный научно-технический задел нам очень пригодился и пошёл в дело при выполнении нескольких работ по линии Минпромторга, направленных на создание сверхзвукового пассажирского самолёта нового поколения. Работы возглавил Национальный исследовательский центр «Институт имени Н. Жуковского», в который и входит ЦАГИ.
Полным ходом идёт отработка всех базовых технологий, а также разработка лётного демонстратора. Многие технологические решения будут проверяться и отрабатываться именно на летающем демонстраторе. Работа финансируется по линии Министерства промышленности и торговли РФ. По текущим планам лётный демонстратор должен подняться в воздух в 2028 году, а прототип сверхзвукового пассажирского самолёта — после 2035-го. Пока речь идёт о крейсерской скорости в 1, 8 Маха. Объясню почему. При полёте на большой скорости металл нагревается и начинает терять свои свойства, также он подвергается температурному расширению. Предельная скорость для авиационного алюминия не должна превышать 2, 2 Маха. При этом самолёт в полёте становился длиннее.
А как же стыки, окна, двери? Конструкторы заложили всё это в конструкцию самолёта, чтобы он оставался герметичным. А для самолёта нового поколения ключевой характеристикой является эффективность. Он должен быть эффективен во всём — с точки зрения аэродинамики, экологии, иметь малый удельный вес, то есть в конструкцию сразу напрашиваются полимерные композиционные материалы. Причём не простой заменой металла на композит по той же конструктивной схеме — продольные стрингеры, поперечные шпангоуты и т. Речь идёт о сеточных конструкциях, которые пришли из ракетостроения. Причём у сетки ячейки неравномерные — где больше нагрузка, там более густая сеть. Создание так называемых бионических силовых конструкций планера самолёта — это новая задача для авиационной науки. Если помните Ту-144, его нос отклонялся вниз на взлёте и посадке только для того, чтобы лётчик мог видеть внекабинную обстановку.
Тогда не было видеокамер, которые можно было бы для этого использовать. Сейчас другое время, предлагается использовать так называемое «техническое зрение», которое, конечно, будет многократно резервировано. Если отказал один канал, включается другой, который вообще работает на других принципах. Пилот будет лететь в виртуальной кабине. Причём он будет, скорее всего, один, а не двое, как раньше, рядом с ним будет находиться «виртуальный лётчик», то есть искусственный интеллект ИИ. По сути, именно ИИ будет управлять самолётом, а человек только контролировать процесс. И это только одна из задач, которые встают перед нами. Им очень интересно, что мы делаем. Но поскольку контакты с нами им обрезали, то ещё неизвестно, кто от этих санкций больше страдает.
Революция дронов — Сейчас происходит настоящая революция дронов. Многие предрекают широкое использование в этом секторе искусственного интеллекта. Вы занимаетесь в ЦАГИ этими летательными аппаратами? В плане городской мобильной среды есть несколько подходов. Во Франции считают, что это будут некие дороги в небе, где дроны и другие летательные аппараты будут перемещаться по неким заранее заданным маршрутам. В Южной Корее совсем другой подход. Мы изучаем все концепции. Главная проблема в задаче обустроить авиационную городскую мобильность — это обеспечить её безопасность. Абсолютную безопасность полётов.
Пассажир аэротакси должен быть в полной безопасности, и ничто с неба не должно упасть на головы ничего не подозревающих граждан. Сегодня безопасность воздушного транспорта на два порядка выше, чем при поездках на автотранспорте. И не важно, в чём считать, — в количестве инцидентов или в людях. Авиационный транспорт очень надёжен. На страже его безопасности стоят система поддержания лётной годности, жёсткие правила полётов. И с новым видом городского авиатранспорта всё должно обстоять так же, и никак иначе. Может быть, в этом плане предпочтительнее беспилотный вариант, чтобы исключить человеческий фактор. Они уже или приступили к реальным коммерческим перевозкам людей в городе, или стоят на пороге этого. То колесо отвалится, то кусок обшивки прямо в полёте, то дверь вышибет.
Понятно, что всё это из-за аэродинамики и материалов. А кто у «Боинга» за это отвечает? Вот у нас есть ЦАГИ, двери и не отваливаются. Именно аэродинамические нагрузки являются главным фактором в полёте летательных аппаратов. Хочу заметить, что российская школа авиастроения и западная имеют свои отличия. На Западе, в частности в США, крупные авиастроительные фирмы имеют свои инжиниринговые центры и даже собственные исследовательские центры с аэродинамическими трубами. Если им нужно изучить какие-то новые сложные явления при обтекании летательного аппарата, они обращаются в государственные лаборатории НАСА.
Время «простоя» и технического обслуживания не учитывается Разница вроде бы небольшая, если не учитывать количество пассажиров на борту. От 108 до 144 человек в зависимости от класса для Конкорда и 366 до 452 для Боинг 747. Тогда получается что на каждого пассажира сегодня приходилось бы 217,7 до 163,3 доллара у сверхзвукового, но узкофюзеляжного самолета, и от 61,1 до 49,5 доллара для медленного но экономичного дозвукового.
Разница больше чем в 3 раза! Если взглянуть по другому. Сколько стоила перевозка пассажира на расстояние в одну морскую милю? Окажется, что для Боинг 747 это 2,4 цента, а для Конкорда — 4,5 цента. Опять дороже. И тем не менее Конкорд успел перевести около 3 миллионов пассажиров за 27 лет эксплуатации. Хоть он и был очень убыточным с экономической точки зрения, но вопрос престижа все же не стоит сбрасывать со счетов. К тому же разработка и постройка 20 самолетов стоила около 1,3 миллиарда долларов сегодня это было бы уже более 2 миллиардов.
Да и поначалу у них неплохо получалось не только создавать, но и разгонять самолеты. Скорость всегда была достаточно важным фактором, который позволяет не только комфортно перемещаться между различными городами и странами, но и перелёт делает максимально быстрым. Например, пассажирский самолет "Боинг 737" с момента своего первого полета по настоящее время не значительно увеличил свою скорость полета, хотя прошло достаточно много времени. Всерьез ожидать каких-либо нововведений в ближайшие несколько лет, а также рассчитывать на то, что вскоре скорость пассажирских самолетов увеличится не приходится. К тому же, не стоит упускать тот момент, что летать с большей скоростью означает иметь как минимум дополнительные затраты на горючее, которое и так стоит не дешево. Дополнительные затраты будут покрываться за счет цены на авиабилеты, которые в свою очередь не смогут нормально конкурировать с билетами на обычный рейс. В итоге летать будет некому. Поэтому увеличивать скорость самолета, чтобы уменьшить время перелета в настоящее время просто невыгодно. Но, многие с этим могут не согласиться, поскольку будут считать, что всегда найдутся клиенты на такие рейсы. Чтобы более подробно разобраться с этим вопросом необходимо вернуться немного назад в прошлое. В конце 60-х годов для перевозки пассажиров использовались специально спроектированные сверхзвуковые самолеты: «Конкорд» и «Ту-144», которые летали быстрее звука, поэтому пассажиры преодолевали расстояние гораздо быстрее, чем в настоящее время. Но почему их перестал использовать? Внешних различий между этими двумя моделями было мало, поэтому многие считали их близнецами. Кроме похожего дизайна оба самолета были оснащены четырьмя двигателями и имели схему «бесхвостка», которая характера именно не для дозвуковых, а для сверхзвуковых самолетов.
Сверхзвуковые авиапутешествия могут снова стать реальностью
Китайский гиперсамолёт сможет летать вдвое быстрее «Конкорда» (видео) | Ту-144 и «Конкорд»: куда пропали сверхзвуковые пассажирские самолеты? |
Новый пассажирский самолет будет летать в два раза быстрее скорости звука | Поэтому французско-британский «Конкорд» над землёй летал на дозвуке и переходил на сверхзвук исключительно над океаном. |
55 лет назад впервые взлетел сверхзвуковой "Конкорд" - Российская газета | На скорости, в два раза превышающей скорость звука, поток воздуха нагревает внешнюю обшивку самолета. |
Взлет конкорда (47 фото) | 24 октября 2003 года закончилась эра сверхзуковых пассажирских самолётов — легендарные «Конкорд» вылетели в свои последние рейсы. |
Быстрее звука: проекты сверхзвуковых самолетов будущего | полёт из Парижа или Лондона до Нью-Йорка вместо 8 часов занимал всего 3 часа. |
Сверхзвуковая гражданская авиация: показатели экономики Ту-144 и Concorde в сравнении
16 августа 1995 года «Конкорд» авиакомпании «Эр-Франс» завершил кругосветное путешествие за 31 час 27 минут 49 секунд. Из-за дельтавидного крыла «Конкорд» имел очень большую для коммерческого авиалайнера взлётную скорость, около 400 км/ч. Но результаты расследования позволили вскрыть причину, и были предприняты довольно серьезные меры, чтобы «Конкорд» стал безопаснее. На данном этапе также ведутся работы над новым двигателем, который будет работать полностью на биотопливе и обеспечит Overture скорость в 1,6 Маха и дальность полета 7867 км.
Этот самолет в 2 раза быстрее Конкорда - 4 800км/ч
Однако Конкорд перестал эксплуатироваться в 2003 году, а Ту-144 совершил свой последний полет в далеком 1975 году. «Конкорд» изготовлен из специального алюминиевого сплава, выдерживающего высокие температуры за счет трения с воздухом на скорости более 1 236 км/ч. Между 1978 и 1980, Конкорд летал из Вашингтона и в Даллас, но на дозвуковой скорости. На заниженном, по примеру «Конкорда», носу установлены камеры высокого разрешения, которые помогают пилотам ориентироваться на сверхзвуковых скоростях. Ту-144 и Concorde - были довольно разными самолетами с очень разной судьбой. Конструкция Конкорда Важной особенностью СПС «Конкорд» явилось использование основной электрической системы управления самолетом.
Когда мы будем летать на сверхзвуковых самолётах? Это в 2 раза быстрее обычного
Первый серийный самолет полетел в 1973 году. Разработки велись на фоне мировых ожиданий, связанных со сверхзвуковыми самолетами. Помимо «Конкорда», есть лишь один пример построенного сверхзвукового пассажирского самолета — это советский Ту-144. Его коммерческая эксплуатация началась в 1975 году, продолжалась до 1978 года. Первый полет опытного Ту-144 состоялся в последний день 1968 года, за несколько месяцев до первого полета прототипа «Конкорда», а в 1973 году во время показательного полета в Ле Бурже один из самолетов разбился. Однако позже, в 1975 и 1977 годах, самолет вновь показывали на том же авиасалоне. Началась и коммерческая эксплуатация — сначала в качестве грузового, а затем и пассажирского лайнера.
Поводом для прекращения эксплуатации Ту-144 на пассажирских направлениях они летали из Алма-Аты в Москву стала катастрофа опытного экземпляра в Подмосковье, но есть мнение, что на деле основная причина — дороговизна и нерентабельность: даже несмотря на более высокую стоимость билетов, чем на обычные самолеты, они не могли покрыть расходов на эксплуатацию. Были проекты и у американского «Боинга» — в частности, с 1960-х до 1971 года велась разработка Boeing 2707. Проект, однако, был свернут. В целом основная проблема сверхзвуковых самолетов — дороговизна их эксплуатации. В результате, например, стоимость перелета из Лондона в Нью-Йорк и обратно могла достигать 10,5 тысячи долларов. Рынок решил «Конкорды» пользовались большой популярностью до последних дней эксплуатации и были флагманами своих авиакомпаний.
Его назовут сумасшедшим, но он все равно сделает это, — восхищался Шолль на страницах журнала The Objective Standard. А начался он с крошечного внутрикорпоративного проекта, который все, даже в самой компании, считали глупостью». Шолля в 2006 г. Шолль буквально пошел по его стопам: набравшись опыта, в 2010 г.
Тем временем Хольден продал Pelago компании Groupon. А Шолль, в свою очередь, в 2012 г. Прошло не так много времени, и «Аполлон-10» достиг скорости 25 000 миль 40 000 км в час. Даже без транспортных средств люди стали двигаться с умопомрачительной скоростью.
Летчик-испытатель Джо Киттингер в 1960 г. Но с тех пор мир не разгоняется, а, наоборот, замедляется. На автомобили ставят мощные двигатели, но показать, на что они способны, мешают ограничения скорости на дорогах и средства контроля за их соблюдением. После окончания эксплуатации «Конкорда» мы летаем с той же скоростью, что и наши дедушки и бабушки 60 лет назад.
На несколько месяцев раньше него, 31 декабря 1968 г. Но на практике с ноября 1977 г. Ту-144 всего семь месяцев возил пассажиров по маршруту Москва — Алма-Ата и был снят с полетов из-за убыточности. Но и здесь дала сбой экономика проекта, особенно когда нефть в начале 2000-х начала дорожать.
Билет на последние рейсы между Лондоном и Нью-Йорком стоил 4350 фунтов в одну сторону. Почему мы полетели на Луну? Это было: «Давайте покажем, что мы можем это и что наши ракеты лучше советских! Но Boom, по его словам, делает самолеты не ради престижа, а исключительно с целью коммерческой эксплуатации.
Так что цены на билеты будут на уровне нынешних тарифов бизнес-класса, обещал Шолль TechCrunch: «Наша цель — сделать сверхзвуковые перелеты доступными для всех! Дело в том, что сверхзвуковому самолету не подойдет затупленный короткий нос обычного лайнера. Но из-за этого летчик не видит ВПП и садится вслепую. Пришлось делать механизм, который опускал нос при посадке и поднимал на высоте.
Самолеты Boom экономят: у них нос неподвижен. А полосу летчик видит благодаря видеокамерам и экрану с высоким разрешением. Власть предрассудков «Мне очень хорошо платили в Groupon. С определенного момента все деньги, которые я откладывал, шли в фонд на мои мечты и хобби.
Это был фонд под названием «Я когда-нибудь куплю самолет», — рассказывал Шолль здесь и далее цитаты по The Objective Standard. В 2014 г. Шолль захотел открыть новый стартап. Он написал список идей, отранжировав их по привлекательности: чем ему интересно заниматься.
Шоллю потребовались знания в самолетостроении, и весь первый год он учился: «Если учебник не помогал мне что-то понять, я выбрасывал его, брал другой и читал до тех пор, пока все не вставало в голове на место». Ходил на лекции по физике, на уроки по дизайну самолетов, встречался с профессионалами отрасли. В итоге Шолль начал понемногу разбираться в том, за что взялся. Но был еще один вопрос — денежный.
В конце мая "Конкорд" впервые, как образно выразился кто-то, "вышел в свет": перелетел из Тулузы на авиасалон в Ле Бурже… Судьба пассажирских сверхзвуковиков оказалась непростой. Так, Ту-144 открыл принципиально новую страницу в мировом самолетостроении. Но скоро стало ясно, что расход топлива превышал расчетный. На что тот лишь махнул рукой: ваше дело - утереть нос капиталистам, а керосина у нас - хоть залейся...
К примеру, в 1978 году девять "Конкордов" принесли своим компаниям около 60 млн долларов убытка.
Чтобы выжить на рынке, они стремятся завлечь пассажиров недорогими билетами и высоким уровнем сервиса. Путешествие например, через океан становится более продолжительным, но доступным и комфортным удовольствием. Сверхзвук отменяет подобный подход. Билет на рейс «Конкорда» Лондон-Нью-Йорк стоил астрономическую сумму — 10 тысяч долларов! Полёт на Ту-144 также обходился недёшево. Помимо этого, оба самолёта были прихотливы и дороги в эксплуатации. Пассажирам сверхзвуковых лайнеров было не очень комфортно, прежде всего, из-за чудовищного шума, который издавали сверхмощные и крайне прожорливые двигатели. Все обладатели билетов ощущали на себе последствия так называемого «звукового удара», который по эффекту сравним с грохотом от взрыва боеприпаса. Дозвуковые самолёты победили потому, что оказались экономичными и малошумными.
Это стало возможным, в том числе благодаря конкуренции между двигателестроительными корпорациями. Сейчас на всех лайнерах используются двухконтурные турбореактивные и большие турбовентиляторные двигатели. Вот таким машинам «Конкорд» в итоге проиграл конкуренцию как массовый пассажирский лайнер, хотя не последнюю роль в его трагической судьбе сыграла истерика, поднявшаяся в СМИ после катастрофы в Париже в 2000 году, несмотря на то, что к трагедии привела цепь случайных событий. Ничего революционного Вопреки объективным недостаткам сверхзвуковой самолёт востребован как межконтинентальный бизнес-джет, способный перевозить небольшое количество пассажиров на тысячи километров в пределах 3-6 часов. Огромный интерес к такой машине проявляют миллиардеры из богатых арабских стран и западных государств.
Конкорды в России
Попутно США чинили препятствия «Конкорду». Над территорией США запретили сверхзвуковые полеты, объяснив это тем, что «Конкорд» — слишком шумная машина. British Airways и Air France, которые эксплуатировали самолет, судились с американским министерством транспорта. Они добились, чтобы им разрешили сажать «Конкорды» в аэропортах США, но Нью-Йорк все равно оставался для них закрытым. Рейс в город удалось выполнить только 1977 году. Но тогда уже бушевал нефтяной кризис, топливо взлетело в цене, а у США появился Boeing-747 — лайнер принципиально другой концепции. На этом самолете пассажиры могли летать через океан, может, и долго, зато относительно дешево.
Но в сделку вмешались власти Великобритании и заявили, что «Конкорды» не продаются. Компания Boom Technology, конечным бенефициаром которой является Брэнсон, сама приступила к разработке сверхзвукового коммерческого самолета. Предполагается, что это будет бизнес-джет на 45 пассажиров.
Напечатанные титановые детали используются для двигательного отсека, системы экологического контроля и некоторых других структурных компонентов. Глава компании Boom Блейк Шолль — бывший программист Amazon. Идея возродить сверхзвуковые путешествия пришла ему в голову в музее, где был выставлен самолёт «Конкорд». Ранее канал «Наука» рассказал , почему самолеты оставляют белый след в небе.
Для самолета выбрана аэродинамическая схема «бесхвостка» с низкорасположенным треугольным крылом. Создан для выполнения длительного полета на сверхзвуковой скорости. Основным материалом стал алюминиевый сплав. Кроме этого, в конструкции использована сталь, титан, никелевые сплавы. Силовая установка состоит из четырех двигателей, установленных в подкрыльевых гондолах. Они расположены таким образом, что срез сопла двигателя совпадает с задней кромкой крыла.
Погибли 100 пассажиров, девять членов экипажа и четверо постояльцев гостиницы. После аварии от «Конкордов» отказались не сразу. Этот тип самолетов пытались спасти. Нужно было укрепить покрышки шасси, обложить топливные баки пуленепробиваемым кевларом высокопрочный полимерный материал , улучшить электропроводку на стойках шасси. Но все это дорого стоило, а принципиально переделать конструкцию например, перенести стойки шасси назад или сделать увеличить толщину фюзеляжа было невозможно. Это был бы уже другой самолет, которому выйти на сверхзвуковую скорость, скорее всего, не удалось бы. Поэтому в ноябре 2003 проект закрыли. Британско-французский консорциум начал работать над своим проектом раньше, но правительство СССР поставило перед конструктором Андреем Туполевым задачу: во что бы то ни стало опередить конкурентов. Поначалу это удавалось: туполевцы раньше подняли в воздух испытательный экземпляр, первыми преодолели звуковой барьер. Но после начались проблемы. В 1973 год в авиасалоне в Ле Бурже «Конкорд» продемонстрировал свою летную программу.
Пассажирский самолет «Конкорд»
По задумке китайцев, воздушное судно сможет развивать в воздухе скорость более 4 180 км/ч. В случае необходимости, Конкорд мог разгоняться до 2330 км/ч, что в 2,2 раза превышает скорость звука. В полетах же «Конкорда» на сверхзвуке крейсерская скорость составляла 2,15 тыс. километров в час. На данном этапе также ведутся работы над новым двигателем, который будет работать полностью на биотопливе и обеспечит Overture скорость в 1,6 Маха и дальность полета 7867 км. Это звучит как безумие, но похоже у нас есть шанс летать гораздо быстрее Конкорда, со скоростью 3000 миль в час, это в шесть раз быстрее чем современные самолеты.
Какой проект перспективнее
- После «Конкорда» - Умная страна
- Почему самый известный самолёт в мире больше не летает — история Конкорда | Жёлтый | Дзен
- Авиационный стартап представил прототип нового «Конкорда» - Телеканал "Наука"
- Последний полёт сверхзвукового «Конкорда»
- 10 интересных фактов о сверхзвуковых пассажирских самолетах Ту-144 и Concorde | MAXIM
- Когда мы будем летать на сверхзвуковых самолётах? Это в 2 раза быстрее обычного