за глубину богословской мысли, Иоанн прозван «Златоустом» - за свою святительскую деятельность и чтение огромного числа проповедей, которые были не просто яркими и проникновенными. В самом начале января месяца прославляли мы Святителя Василия Великого, сравнительно недавно Святителя Григория Богослова, а совсем недавно было перенесение мощей Святителя Иоанна Златоуста. 106 объявлений по запросу «Икона Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст.» доступны на Авито во всех регионах. Соборный праздник великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и Константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста, сыгравших огромную роль в формировании христианской догматики.
СВЯТИТЕЛИ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, ИОАНН ЗЛАТОУСТ. ТРИ СТОЛПА ПРАВОСЛАВИЯ
за глубину богословской мысли, Иоанн прозван «Златоустом» - за свою святительскую деятельность и чтение огромного числа проповедей, которые были не просто яркими и проникновенными. 12 февраля Церковь празднует Собор вселенскихъ учителей и святителей Церкви: Василiя Великаго, Григорiя Богослова и Iоанна Златоустаго. Святитель Иоанн Златоуст Будущий святитель Иоанн был младшим современником святых Василия Великого и Григория Богослова. за глубину богословской мысли, Иоанн прозван «Златоустом» - за свою святительскую деятельность и чтение огромного числа проповедей, которые были не просто яркими и проникновенными. Три великих святителя, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, в своих богословских трудах сумели поставить языческую философию на службу богословию.
Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
Его дед и бабка во время гонения Диоклетиана семь лет скрывались в лесах. Его мать была дочерью мученика, а отец — известным адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, и пятеро из них были потом причислены клику святых. Рос Василий в родительском поместье, воспитывался матерью и бабкой, первоначальное образование получил под руководством отца, затем учился у лучших учителей Кесарии, потом в Константинополе и, наконец, в Афинах. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, — по словам святого Амфилохия, «это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы». Вернувшись в Кесарию, Василий первое время преподавал риторику, потом принял крещение, был поставлен чтецом, потом, «желая снискать руководителя к познанию истины», отправился в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Он решил им подражать: раздал имущество бедным, поселился в родовом поместье на берегу реки, собрав вокруг себя иноков, вызвал письмами своего друга Григория Богослова, и они подвизались в строгом воздержании в жилище без кровли, без очага, питаясь самой скудной пищей. Сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести и все глубже вчитывались в Священное Писание. Ересь Ария как импульс к действию Но в царствование императора Констанция Василия призвали к служению: он вернулся в Кесарию, был рукоположен сначала в диакона, затем в пресвитера.
Но епископ Евсевий позавидовал его популярности, и Василий вернулся в пустыню и занялся устройством монастырей. А в Кесарию вновь приехал лишь после воцарения императора Валента, приверженца ереси Ария , когда для православия наступили тяжелые времена и «предстояла великая борьба». С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии он занимал лишь второе место. Проповеди он говорил ежедневно, часто дважды — утром и вечером. Составил чин литургии, написал толкования на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, составил собрание монашеских правил, а когда в 370 году епископ Кесарийский Евсевий скончался, занял его место. Но болезни, труды, воздержание, заботы и скорби рано истощили его силы: преставился святитель Василий 1 января 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Ему было всего 49 лет. Григорий Богослов Однокашник императора-отступника Святитель Григорий Богослов Архиепископ Константинопольский, богослов, близкий друг и сподвижник Василия Великого, Григорий Назианзин, вошедший в историю Церкви как Григорий Богослов, родился около 329 года в городе Арианза в Каппадокии.
Его отец, тоже Григорий, был богатым аристократом-язычником, но под влиянием своей жены Нонны, причисленной впоследствии к лику святых, принял крещение и со временем стал епископом в городе Назианзе. Все детство и юность Григорий учился — сначала дома, потом в Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестинской, Александрии. Изучал риторику, поэзию, геометрию, астрономию, философию. В Афинах познакомился с Василием, будущим архиепископом Кесарии Каппадокийской, и с Юлианом, будущим императором, прозванным Отступником. Домой Григорий вернулся тридцатилетним, когда его отец уже стал епископом. Он принял крещение и уехал к своему другу Василию, в монастырь, который тот основал в своем имении в Понте.
Необходимо добавить о них и следующее. Святой Василий Великий превзошел в книжной мудрости не только учителей своего времени, но и древнейших: он прошел не только всю науку красноречия до последнего слова, но и хорошо изучил философию, а равно постиг и ту науку, которая учит истинной христианской деятельности. Затем, проводя добродетельную жизнь, исполненную нестяжательности и целомудрия, и восходя умом к боговидению, он был возведен на архиерейский престол, имея сорок лет от рождения, и в течение восьми слишком лет был предстоятелем церкви. Святой Григорий Богослов был столь велик, что если бы можно было создать человеческий образ и столп, составленный по частям из всех добродетелей, то он был бы подобен великому Григорию. Просияв своею святою жизнью, он достиг такой высоты в области богословия, что всех побеждал своею мудростью, как в словесных спорах, так и в истолковании догматов веры. Поэтому он и был назван богословом. Он был святителем в Константинополе двенадцать лет, утверждая православие. Пожив затем малое время на патриаршем престоле как об этом пишется в его житии , он оставил престол по преклонности возраста и, имея шестьдесят, отошел в горные обители. О божественном Златоусте по справедливости можно сказать, что он превзошел всех еллинских мудрецов разумом, убедительностью слова и изяществом речи; Божественное Писание он изъяснил и истолковал неподражаемо; равным образом, в добродетельной жизни и боговидении он далеко превзошел всех. Он был источником милости и любви, был исполнен ревности учительства. Всего он прожил шестьдесят лет; пастырем Христовой Церкви был шесть лет. Молитвами сих трех святителей Христос Бог наш да низложит еретические распри, а нас да сохранит в мире и единомыслии и да сподобит нас Небесного Своего Царствия, ибо благословен Он во веки. Эти дары Божии должны сочетаться и слагаться воедино на благо Церкви, а не быть предметами абсолютизации, гордыни, разрывов и расколов.
Все люди, которые нас окружают, и мы с вами живем жизнью безбожной. Эта безбожность заключается в том, что Бог живет Своею жизнью, а мы своей. У нас своя личная, безбожная жизнь, со своими страстями, со своими скорбями, со своими обидами, со своими болезнями. Человек занят какими-то своими заботами, погружен в свою внутреннюю жизнь. А ученик Христов, он должен иначе жить, он должен быть погружен в жизнь Божественную. Человек должен всегда помнить о Боге, всегда помнить, что Господь рядом, всегда помнить, что Господь на него смотрит, всегда внимательно за собой следить: что я в настоящий момент делаю? То есть быть в постоянном труде, смотреть, как бы чем Бога не оскорбить, чем бы не обидеть, чтобы Господь не отошел. Ученик Христов любит Бога, а когда человек любит другого, он старается ему угодить. Как же этого достичь? И как получается, что Христов ученик становится светом мира? Как только человек уверовал во Христа, полюбил его, он начинает всю свою жизнь исправлять. В чем надо исправлять? Ну, конечно, кто какие-то страшные грехи совершает: ворует, блудит, ругается скверными словами, вино пьет — это надо все оставить за порогом духовной жизни. Но не только в этом дело. Дело вообще в самом принципе, устройстве жизни: для чего человек живет, во имя чего, какая цель его жизни. Отдельные люди, мы их называем святыми, так восприняли Христа, что Он стал для них целью и смыслом жизни. И трех святителей называют великими учителями Церкви, потому что они показали на своем примере, как это нужно, и стали действительно светом для всего мира. Откуда в них появился этот свет? От Бога. Бог их просветил, потому что вся их жизнь и они сами стали как бы прозрачными для Бога. И сквозь эту их чистоту и другие люди увидели Божественный свет и тоже к нему устремились. То есть они стали проводниками людей к Богу. Сейчас, например, мы совершаем божественную службу. Чьими словами мы молимся? Словами Иоанна Златоустого. Каждый священник в каждом храме повторяет те слова, которые Златоуст более полуторы тысяч лет назад произнес. И вот его устами Церковь молится. И этот свет через Златоуста идет к нам. Так же и Василий Великий составил много правил по устройству Церкви, и этими правилами Церковь руководствуется до сих пор. И Григорий Богослов создал множество прекрасных поэтических произведений, из которых составлены многие службы. Этими словами Церковь воспевает хвалу Пресвятой Троице. Каждому от Бога дается свой талант, и они были люди особенные, особенно одаренные, особенно талантливые. Можно сказать, что они были гении духовной жизни, гении молитвы, и причем они были люди колоссального ума и совершенно обширнейшего образования. Мы, конечно, такого достичь не можем. Но это же не значит, что для нас все закрыто. Святой апостол Павел такой пример приводит: на небе много звезд и есть луна и солнце. Солнце — это Христос, а звезды — святые, они все разной яркости. И каждый человек должен сиять своим светом, сколько может вместить. Но этот свет обязательно должен быть в нас. Поэтому Господь и говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Вот если бы свет Божий проник все-таки в наши сердца, мы бы стали сиять, и на этот свет другие люди прилетели бы, как мотыльки, и через это приобщились к небесной жизни. Но этот свет в нас не сияет. Вместо духовного света в нас есть раздражительность, в нас есть зависть, в нас есть гнев, жадность, обидчивость, гордость, тщеславие, честолюбие. Вот это все в нас есть. И чтобы очистить наше сердце, Господь дал нам заповеди. Например, такую: если «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Если человек достиг Божественного света, ему это исполнить легко, потому что душа его чиста, она абсолютно немстительна, и он никакой обиды даже не чувствует, совершенно нечувствителен к обиде. Но человек грешный, даже если и подставит левую щеку, то он будет скрежетать зубами, мысленно все равно будет своего обидчика проклинать, будет всем рассказывать, как его обидели.
Богослужение возглавил ключарь собора протоиерей Роман Вылуск. Его Высокопреподобию сослужили благочинный собора иерей Павел Колбасов и клирик храма иерей Михаил Семенов. Каждый святой являет собою пример жизни во Христе, пример для всех верующих. Святители жили в IV—V веках.
Болгария чтит святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
История праздника восходит к временам правления византийского императора Алексия I Комнина, когда в Константинополе в связи с учением Василия Врача возник спор о первенстве между Отцами Церкви. Святой Василий Великий умер в 379 г. Третий, Иоанн Златоуст умер в 407 г.
Святитель Иоанн Златоуст, обучающийся в школе риторов, в философской школе, в богословской школе, знал дорогу только от того места, где жил, до места, где обучался. В воскресные дни он спешил в церковь; был постоянно погружен в науки, в изучение философии, языков и так далее. Так и Василий Великий. Григорий Богослов, когда Василий Великий умер, посвятил ему замечательное слово, где сравнивал Василия Великого с кораблем, перегруженным разными знаниями. Василий Великий знал и математику, и врачевство, и философию, и риторику, и богословие... Некоторые псевдодуховные люди говорят: зачем образование?
Оно не нужно; нужно только молиться, читать Священное Писание и труды святых отцов. Наверное, они в чем-то правы, и действительно такой путь в Церкви существует. Церковь — универсальна, лишь бы ты познал Бога, лишь бы просветился светом Его любви и светом истины. Мы же помним старцев, которые скрывались на острове и знали только одну молитву, сочиненную ими: «Трое Вас и трое нас; Господи, помилуй нас». Есть и такой путь. Но в то историческое время, когда Православную Церковь потрясали разные ереси, эти три святителя, эти высокообразованные люди, превзошедшие многих философов и богословов, благодаря своему широкому и глубокому образованию могли утвердить православие там, где они жили. Василий Великий и Григорий Богослов, как я сказал, были друзьями. Святитель Иоанн Златоуст жил, можно сказать, в то же время, но чуть позже.
Василия Великого и Иоанна Златоуста объединяет то, что они были составителями Божественной литургии, литургистами. Великим постом и в особые дни: в Крещение Господне или в день памяти Василия Великого мы служим литургию Василия Великого. Святитель Иоанн Златоуст несколько сократил литургию Василия Великого, но его именем названа Божественная литургия. Это были люди невероятного мужества. Император Валент находился в арианской ереси и хотел утвердить еретиков. Препятствием в этом утверждении был Василий Великий. Он прислал к Василию Великому своего легата, близкого чиновника, чтобы тот устрашил его, а Василий Великий сказал: «Чем ты меня можешь устрашить? Я всегда готов к смерти; я настолько немощен, что один удар приведет меня к смерти.
Ссылка куда-либо меня не смутит, потому что везде Господня земля и исполнение ее». И так далее. И этот чиновник высокого ранга был восхищен таким мужественным ответом Василия Великого. Чем заканчивает жизнь Иоанн Златоуст? Он обличает утехи царского двора и многих высокопоставленных лиц, за что ссылается. С него даже пытаются снять сан, но народ отстаивает его. Поняли, что это ошибка, но в конечном итоге его высылают. Святитель Иоанн Златоуст вменяет в ничто этот мир.
Он принял крещение и уехал к своему другу Василию, в монастырь, который тот основал в своем имении в Понте. Но через три года отец, которому нужен был помощник, вызвал его к себе и рукоположил в сан священника, однако Григорий тут же вернулся в обитель. Впрочем, через год все-таки приехал к отцу, но вскоре император Юлиан начал гонения на христиан, и он опять удалился в монастырь. Когда Василий Великий стал архиепископом, он попросил друга возглавить только что образованную им епархию в городе Сасиме, чтобы вместе бороться с набиравшим силу арианством. Григорий не смог отказать, но в Сасиме пробыл недолго и снова сбежал в свою пустынь. А другу написал: «Укоряешь меня в лености и в нерадении, потому что не взял твоих Сасимов, не увлекся епископским духом, не вооружаюсь вместе с вами, чтоб драться, как дерутся между собой псы за брошенный им кусок. А для меня самое важное дело — бездействие. Епископ поневоле А после смерти Василия Великого в январе 379 года его избрали архиепископом Константинополя, города, в котором за сорок лет правления императоров, покровительствовавших арианам, почти все церкви, включая Святую Софию, были арианскими. Григорий остановился в доме своих родственников, устроил там в одной из комнат домовую церковь и начал совершать богослужения. В этой церкви в 380 году он произнес свои знаменитые пять слов «О богословии», принесшие ему славу Богослова.
Ариане грозились его убить, кидали в него камни, но через год император Феодосий своим приказом вернул Святую Софию православным и сам ввел в нее Григория. А для решения вопросов, связанных с взаимными обвинениями друг друга в ересях, был созван Собор, получивший название Второго Вселенского. На этом Соборе ереси были преданы анафеме, а Григорий Богослов был признан законным архиепископом Константинопольским. Но приехавшие позже его противники снова начали распрю, и Григорий, измученный борьбой за власть, которой он не желал, сложил с себя архиепископские полномочия, вернулся в Назианз и перестал ездить на церковные Соборы. Скончался он 25 января 7 февраля по новому стилю 389 года, перед смертью завещав все свое фамильное имение епархии. После него осталось 245 посланий, 507 стихотворений и 45 «Слов». Но биографы утверждают, что в первую очередь он все-таки был не писателем, а оратором, хотя именно его богословие высоко ценили Максим Исповедник, Фома Аквинский и святитель Филарет Московский. В 950 году при императоре Константине Багрянородном мощи Григория Богослова перенесли в Константинополь, в церковь святых апостолов, а в 1204 году крестоносцы увезли их в Рим, где впоследствии в соборе святого Петра для них была устроена специальная гробница. И только в 2004 году, по решению папы Иоанна Павла II, их вернули в Стамбул, где они теперь хранятся в соборе святого Георгия. Его отец вскоре умер, и воспитывала его мать, которая, овдовев совсем юной — ей не было и 20 лет, — не стала больше выходить замуж и посвятила себя сыну.
Он учился у лучших философов и риторов Антиохии, в 18 лет отправился доучиваться в Афины, а вернувшись, принял крещение и через три года был рукоположен во чтеца и стал учеником пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского, написавшего толкования почти на все книги Библии. Проповедь, рожденная в молчании После кончины матери Иоанн принял монашеский постриг и четыре года провел в пустыне, причем два из них — в полном безмолвии, в пещере. Но такая суровая аскеза оказалась ему не по силам: он заболел и вынужден был вернуться в Антиохию, где его вскоре рукоположили сначала в диакона, а потом в священника.
Это — торговцы платьем, денежные менялы, продавцы съестных припасов. Ты спросишь их об оболах копейках , а они философствуют о Рожденном и Нерожденном. Хочешь узнать цену на хлеб, отвечают: «Отец больше Сына». Справишься: готова ли баня? Говорят: «Сын произошел из несущих».
Арий был превосходным знатоком философии, и его христология носила рационалистический характер. Он пытался объяснить природу Христа и его отношения с Богом-Отцом так, чтобы они согласовались с разумом. Арий стремился избежать тех острых противоречий, перед которыми несовершенный человеческий разум ставило Откровение и православное церковное учение: что Бог одновременно Троица и Единица, что Христос одновременно и рожден, и не сотворен, и т. В защиту Троицы и выступили великие каппадокийцы. Введя понятие ипостаси для разных Лиц Троицы, они провели строгое различие между понятиями «усиа» сущность Бога и «ипостасис», или между «фюсис» природа Бога и «просопон» Лица Троицы. В посвященном своему брату Григорию Нисскому послании Василий Великий определяет усиа сущность Бога как общее, а ипостасис Лицо как особенное, частное. Аналогично, согласно этой логике, «человек» есть усиа, а «Павел» — ипостасис. Как в книге «Вселенские соборы» пишет А.
Словом, опуская все подробности предполагая их известными из Патристики , Василий, Григорий Назианзский и Григорий Нисский устанавливают ту отчетливую формулу о взаимоотношении Единой Божественной усиа и Трех Ипостасис, которой мы пользуемся теперь». Философия — служанка богословия Как писал прот. Георгий Флоровский, «арианство поставило перед церковным сознанием философскую задачу. И в философских понятиях и словах ответила Церковь на арианский соблазн». И Василий Великий, и Григорий Богослов, и Иоанн Златоуст отличались очень большой ученостью и глубокими философскими познаниями. Про Василия Великого, например, говорили, что «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, — это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».
Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст: что нужно знать о святых, которых Церковь называет «вселенскими учителями». Соборный праздник великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и Константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста, сыгравших огромную роль в формировании христианской догматики. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст: что нужно знать о святых, которых Церковь называет «вселенскими учителями». Соборный праздник великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и Константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста, сыгравших огромную роль в формировании христианской догматики и богослужения, был установлен в самом конце XI века. в память святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Болгария чтит святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
Василий Великий и Григорий Богослов, освоив все знания, доступные в их родных городах, завершали образование в Афинах, центре классического просвещения. 12 февраля Церковь празднует Собор вселенскихъ учителей и святителей Церкви: Василiя Великаго, Григорiя Богослова и Iоанна Златоустаго. Православная Церковь 12 февраля чтит память вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Православная Церковь 12 февраля чтит память вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, возникла в обществе христианском распря о том, кто из них выше по достоинству и ближе к Богу. Святитель Иоанн Златоуст Будущий святитель Иоанн был младшим современником святых Василия Великого и Григория Богослова.
Святитель Григорий Богослов
- Память трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
- Православная газета
- Три святителя - Фонд Православного Христианского Искусства
- Собор Вселенских учителей и святителей Василия, Григория и Иоанна Златоуста - Праздник
Собор Вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого – 12 февраля (30 января по ). (Трем Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту). учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого – 12 февраля (30 января по ).
СВЯТИТЕЛИ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, ИОАНН ЗЛАТОУСТ. ТРИ СТОЛПА ПРАВОСЛАВИЯ
Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Трое святителей – Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов названы Вселенскими Учителями, ибо их изложение Христианского Учения принято всей Церковью за образец и по содержанию, и по стилю, и по духу. К таким – избранным среди избранных – относятся Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Василия Великого и Иоанна Златоуста объединяет то, что они были составителями Божественной литургии, литургистами. Василий великий, григорий богослов и иоанн златоуст. ДЕНЬ АНГЕЛА» на канале «Телеканал СПАС» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 12 февраля 2023 года в 12:00, длительностью 00:39:19, на видеохостинге RUTUBE.
Тропарь святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому
- Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст: соединённые после смерти / Слово Божие
- Историческое содержание
- Икона «Три святых»: история и описание образа
- Память трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
- Икона «Три святых»: история и описание образа
Икона «Три святых»: история и описание образа
Дружба между Григорием и Василием была теснейшая, как и со Златоустом, младшим из них. Фото: azbyka. Златоуст глубоко уважал и почитал старших друзей. Предыстория Споры о том, кто из святителей должен быть главным, зародились еще в Константинополе. Некоторые считали, что главным должен быть Василий Великий, ведь он дал объяснение тайнам природы, а добродетели вознесли Василия Великого на Ангельскую высоту.
Считалось, что он больше склонен прощать грехи. Не видели в нем люди хоть крупицу низменного или земного.
Радуйтеся, Иосифа целомудрием и чистотою украшеннии; радуйтеся, Петрово исповедание и Иоанново богословие показавшии.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие. Кондак 8 Странное чудо благодати дарованныя тебе, святителю Василие, уведе на себе Ефрем Сирианин, егда восхотевшу ему видети тя, отче, послал еси архидиакона своего привести его к тебе, и молитвою твоею Ефрем уразуме язык еллинский и, чудеси дивяся, прослави Бога, поя Ему: Аллилуиа. Икос 8 Всю веру во Святую Троицу непорочну сохранисте и многи ко Христу приведосте, святителие Христовы, подвигом добрым подвизавшеся.
Сего ради, взирающе на дивный подвиг ваш и на чистое житие ваше, со умилением вопием вам таковая: Радуйтеся, Православия одеждою, свыше истканною, Церковь украсившии; радуйтеся, еретическая суесловия ясно обличившии. Радуйтеся, писаньми и словесы вашими духовное сокровище Церкви Христове собравшии; радуйтеся, мудрость земную и вся красная мира Христа ради отвергшии. Радуйтеся, сокровищ Небесных паче всего взыскавшии; радуйтеся, Пастыреначальника Христа, яко служителие вернии, живоносным стопам последовавшии.
Радуйтеся, высокий образ добродетелей в житии вашем явившии; радуйтеся, душевныя страсти, вкупе же и телесныя, духовным мечем посекшии. Радуйтеся, Живоначальней Троице в жертву живу, святу и благоугодну себе самих принесшии; радуйтеся, грешников предстателие. Кондак 9 Всею душею твоею возлюбив Бога, отче Григорие, боговидную чистоту и целомудрие паче всех избрал еси и богослов великий и таинник явился еси.
Ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, испроси мирови мир, и спасение всем нам, восхваляющим тя и поющим Богу: Аллилуиа. Икос 9 Витийством богодухновенным триех вселенских святителей еретичестии соблазны престаша, православная же вера паче и паче превозможе. Сего ради от усердия нашего со умилением и любовию взываем к ним таковая: Радуйтеся, любовию Православия все житие ваше озарившии; радуйтеся, Единаго Бога в Триех Лицах чествовати научившии.
Радуйтеся, Ариево злочестие и хуления иных еретиков низложившии; радуйтеся, лжеучителей пребеззаконная уста светлостию словес ваших заградившии. Радуйтеся, небесныя трубы, проповедавшия мирови Христово Евангелие; радуйтеся, во иерарсех светила три великая. Радуйтеся, учителие кротости, воздержания, вкупе же и покаяния; радуйтеся, монашествующих добрии учителие и наставницы.
Радуйтеся, Церкве ограждение и Православия поборницы; радуйтеся, в труды Апостолов вшедшии и клас добраго исповедания пожавшии. Радуйтеся, за веру и подвиги венцы нетленныя от Пастыреначальника Христа приемшии; радуйтеся, великия труды и подвиги во благоустроении Церкве Христовы подъемшии. Кондак 10 Спаса Христа умоляти не престай о чтущих память твою, всехвальне Иоанне Златоусте: тебе бо дадеся благодать молитися за ны.
Темже и мы, яко ко благоуханнаго мира сосуду, точащему исцеления всем с верою притекающим, со умилением и любовию припадающе, вопием прославльшему тя Богу: Аллилуиа. Икос 10 Стена есте необоримая празднующим святую память вашу и всем притекающим к молитвенному покрову вашему, непостыдная надежда и крепкое заступление. Темже и нам, святии трие святителие, со умилением припадающим к вам, испросите у Престола Святыя Троицы милость и благодать во благовременную помощь, да с радостию и благодарением взываем вам: Радуйтеся, милость и утешение всем верным являющии; радуйтеся, кающияся грешники от сетей диавола избавляющии.
Радуйтеся, благодатных даров усерднии раздаятелие; радуйтеся, всех человек предстательство и покрове. Радуйтеся, сирых отцы и вдов заступницы; радуйтеся, убогих богатство и болящих исцеление. Радуйтеся, милосердия ко страждущим немолчнии проповедницы и юных наставницы; радуйтеся, старец питателие.
Радуйтеся, сущих в скорбех утешителие; радуйтеся, странных сопутницы.
Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство». Богоматерь Одигитрия. Новгород Великий; XV в. Василий Великий и Григорий Богослов за Церковь и церковное единство боролись с арианами, испытывая порой лишения и притеснения.
Родившийся позже их почти на 20 лет Иоанн Златоуст, когда стал константинопольским архиепископом, за свои правдивые и честные проповеди был несправедливо обвинен в надуманных прегрешениях, смещен с кафедры, преследовался и был отправлен в итоге в далекую ссылку на самый край империи — в глухой Пифиунт на восточном берегу Черного моря Пицунда, ныне в Абхазии. Когда он, будучи уже измученным стариком, умирал в дороге, последними его словами в жизни тем не менее были — «слава Богу за всё! Словом, жизнь каждого из этих вселенских учителей могла бы даже послужить предметом не одного романа. Самым важным в богословско-догматическом отношении было учение великих каппадокийцев о Троице. В 4 веке после Р. Основоположник арианской ереси Арий из Александрии учил, что Христос сотворен Богом и не единосущен греч.
Причиной возникновения арианства было несогласие Ария с учением Александра Александрийского, утверждавшим, что «Бог есть во Троице Единица и Единица во Троице». Споры о Троице вдруг захватили всех — так жителей Восточной Римской империи волновали вопросы веры, настолько это было для них живо и актуально. О Боге и о соотношении Лиц Троицы спорили даже на улицах, площадях и в банях люди совершенно разных сословий и званий. Как не без иронии писал другой великий каппадокиец, младший брат Василия Великого Григорий Нисский, «одни, вчера или позавчера оторвавшись от черной работы, вдруг стали профессорами богословия. Другие, кажется прислуги, не раз битые, сбежавшие от рабьей службы, с важностью философствуют о Непостижимом. Все полно этого рода людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки.
Это — торговцы платьем, денежные менялы, продавцы съестных припасов. Ты спросишь их об оболах копейках , а они философствуют о Рожденном и Нерожденном. Хочешь узнать цену на хлеб, отвечают: «Отец больше Сына».
Ариане отрицали триединую сущность Бога, то есть, основной догмат христианской веры. Григорий Богослов. Патриарх Константинопольский Григорий был другом и единомышленником Василия Кесарийского.
Он сумел облечь в простые слова догмат о триединстве Бога, а на его проповеди приходили даже люди, еще не уверовавшие в Иисуса Христа. Иоанн Златоуст. Этот святитель вел активную религиозную деятельность чуть позже, чем вышеупомянутые патриархи. Он придерживался изложенных ими догматов и являл образец праведной жизни и служения. Его богословское наследие поистине огромно, но прославился Златоуст, прежде всего, яркими и проникновенными проповедями, понятными простому народу. Главная заслуга трех Вселенских Святителей состоит в том, что они сформулировали основные догматы христианской веры.
Впоследствии они были приняты в православии без изменений, в отличие от католицизма и протестантизма. Значение образа Трех святых Все вышеупомянутые святители глубоко почитались и во время жизни, и сразу по окончанию земного пути. Однако их объединение в собор состоялось гораздо позже — примерно на рубеже X-XI столетий. Например, в летописи Студийского монастыря, датированной приблизительно этим периодом, есть иллюстрация, на которой Вселенские Святители изображены вместе. Тогда же был установлен праздник — Собор вселенских учителей и святителей, который отмечается православным миром 30 января 12 февраля по современному стилю. Собственно говоря, и икона, о которой идет речь, является визуальным отображением этого религиозного праздника.
Почему же возникла необходимость в объединении трех патриархов в единый собор?
Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Три столпа Православия
Они явились св. Иоанну, епископу Евхаитскому и объявили, что у Бога нет у них предпочтения друг перед другом. Нет между ними ни первого, ни второго, так как каждый из них писал учения для спасения людей Святым Духом. Святители повелели, чтобы христиане прекратили споры и совершали их память в один день. Высказывания святителей: Святитель Иоанн Златоуст.
Время скорби не то, когда зло страдаем, но когда творим зло.
В ораторской школе Василий познакомился и навсегда подружился с другим будущим столпом Православия — святителем Григорием Богословом, который впоследствии был поставлен им епископом города Назианз, а затем стал архиепископом в новой столице Римской империи — Константинополе. Святитель Григорий Богослов был верным помощником святителя Василия в борьбе с арианской ересью и формировании троичного богословия.
Как церковный писатель, святитель Григорий был даже более плодовит, чем Василий Великий, так как был наделён Богом ещё и поэтическим даром. Он оставил нам более полутысячи стихотворений христианской тематики, а его богословские и нравственные сочинения были зафиксированы в форме речей и писем. Их известно около трёхсот.
А вот голос Константинопольского архиепископа Григория на этом соборе стал одним из самых весомых. Считая его наиболее совершенным, к богословском наследию святителя позднее обращались многие великие церковные иерархи Востока и Запада. Он был моложе их на двадцать лет и своими трудами продолжил их наследие.
Иоанн также происходил из состоятельной христианской семьи, был воспитан матерью в глубоком почтении к Богу и получил лучшее по тому времени христианское и античное образование. Его учителем был знаменитый оратор Ливаний. В юности Иоанн мечтал о монашестве.
После смерти матери он на два года ушёл отшельничать в горы, но из-за крайней слабости здоровья был вынужден вернуться жить в родную Антиохию. Здесь учёный муж быстро стал диаконом, а затем пресвитером. Он посещал больных, кормил малоимущих и неустанно проповедовал Слово Божие.
Если они будут почитать нас таким образом — едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом, обращаясь друг к другу по имени. Тогда свт. Иоанн Мавропод собрал без промедления народ и сообщил об откровении. Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей.
Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности. Как поется в многочисленных тропарях из этой великолепной службы, три святителя, «земная троица», разные как личности, но единые по благодати Божией, заповедали нам в своих писаниях и примером своей жизни почитать и прославлять Пресвятую Троицу — Бога Единого в трех Лицах. Эти светильники Церкви распространили по всей земле свет истинной веры вопреки опасностям и преследованиям и оставили нам, их потомкам, святое наследие. Через их творения мы можем также достичь высшего блаженства и вечной жизни в присутствии Бога вместе со всеми святыми. На протяжении января мы празднуем память многих славных иерархов, исповедников и подвижников и завершаем его соборным праздником в честь трех великих святителей.
Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. Ввиду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство».