Новости зачем пост в православии нужен

Но большинство постов длятся только с первых признаков наступающего рассвета до появления строгие посты, когда запрещены лишь еда и питье, отмечают 3 Тишрея (пост Гедальи), 10 Тевета и 17 Тамуза.

Нужно ли благословение перед Великим постом и как часто причащаться: священник ответил на вопросы

Или почему в православии так много постных дней? Пост – это добровольное аскетическое делание во славу Божию. Во время поста мы должны особенно заботиться о подавлении и искоренении своих дурных наклонностей, привычек и желаний. Отец Евгений, зачем вообще нужен пост? Входить в пост нужно в состоянии полного осознания: понимая, что организм испытает дефицит некоторых аминокислот, микроэлементов и витаминов. Зачем нужен пост? Как правильно поститься? Когда надо поститься и какие бывают посты? Рассказываем самое главное, что надо знать о православных постах и постных днях. Оглавление: 1. Зачем нужен пост?

Что такое Пост и зачем он нужен?

Великий пост. Что важнее — аскеза или молитва? Священнослужители рассказали, что в православии некоторым категориям верующих разрешено не держать пост, в том числе Великий.
Великий пост в 2024 году: когда начинается и заканчивается, смысл и как правильно поститься Описание поста и что это такое – зачем нужен, как его держать, что можно и нельзя.
СМЫСЛ ВЕЛИКОГО ПОСТА И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ВЕРУЮЩЕГО поститься ему или нет.
«Это не диета»: зачем нужен пост и как ставропольцам его выдержать Новости Православия.

Кому поститься можно, а кому вообще не стоит? Разбираемся в нюансах

Во время поста мы должны особенно заботиться о подавлении и искоренении своих дурных наклонностей, привычек и желаний. По этому поводу святитель Иоанн Златоуст говорил так: «Ты не можешь поститься? Но почему ты не можешь простить обиду твоему врагу? Перемени свой нрав: если ты зол, старайся быть кротким; если мстителен, не мсти; любишь злословить и сплетничать, воздержись и так далее. Делай в дни поста побольше добра, будь участливее к людям, охотнее помогай нуждающимся в твоей помощи, молись усерднее, теплее и т. Во всех этих направлениях пост открывает тебе широкое поле для работы над самим собою — только имей охоту трудиться! Научимся уважать пост, оценим его пользу, не будем нарушать его легкомысленно и относиться к нему высокомерно!

Но делать это нужно грамотно. Нельзя резко отказываться от таких продуктов, так как организм, привыкший к мясу, будет испытывать серьезный стресс. Специалисты нашли метод, который поможет облегчить воздержание от еды.

Врачи советуют за неделю до начала поста каждый день сокращать порцию белка. Сначала отказаться от яиц на завтрак, потом меньше добавлять мяса в блюдо. Беременным, кормящим женщинам, людям с болезнями ЖКТ, хроническими заболеваниями, детям и онкобольным стоит проявить особую бдительность к своему организму в момент воздержания от еды.

В этом отношении замечательны слова святителя Игнатия Брянчанинова : «Причина действия поста на духов злобы заключается в его сильном действии на наш собственный дух. Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость». Святитель Игнатий очень точно сформулировал, что происходит с душой, если тело наше нами сознательно ограничено в обильной пище. Об этом же говорит другой признанный эксперт в области ведения души человеческой, святитель Феофан Затворник: «Основа страстей в плоти. Когда измождена плоть, тогда словно подкоп подведен под страсти, и крепость их рушится.

Без поста же одолеть страсти — было бы чудом… У того, кто свободно удовлетворяет плоть свою пищей, сном и покоем, как держаться чему-нибудь духовному во внимании и намерениях? Ему так же трудно отрешиться от земли и войти в созерцание невидимых вещей и стремиться к ним, как одряхлевшей птице подняться от земли». Что такое страсть в святоотческом понимании? Это извращенное чувство. В силу своей греховности, человек склонен практически любое данное Богом чувство извратить. Вместо довольства пищей, поддерживающей бытие организма, человек предается пресыщению, вместо умеренного употребления алкоголя — предается пьянству, вместо правильного пользования эротической энергией в браке — предается блуду и проч. Естественно, что страсти парализуют душу, не пускают ее к Небесам. У больших грешников редко увидишь и саму эту человеческую, богоподобную душу.

Такой человек становится похожим на скотину. Но христианин редко оказывается пьяницей, блудником, драчуном. А вот вкусная и обильная пища, ставшая привычкой, присуща многим из нас. А ведь это тоже страсть, причем не безопасная 7. И она тоже не пускает душу к Небесам, тормозит на пути к Богу. Вот пост и позволяет, через лишение себя обильной пищи, победить страсть чревоугодия, а значит, и возвысить душу. Если еще не приобрели такого опыта подлинного поста, возвышающего душу, — поспешим. Так устроен человек, что ему легче принять какие-то запреты например, пищевые , то есть идти от негативного, нежели думать над тем, что надо делать, какой труд над душою надо предпринимать, то есть выбрать позитивную позицию.

Так же произошло и с постами. Сегодня очень часто верующие люди пост сводят к более или менее строгой диете. И как-то выпускается из виду, что пост — это, прежде всего, некое делание, некий духовно-нравственный подъем, движение вверх. И такой подход к посту тоже в немалой мере обусловлен тем, что мы пользуемся монашеским Уставом. Разные главы Устава регламентируют разные стороны жизни монаха. Там указано, сколько времени монах должен проводить в молитве, сколько — в чтении духовной литературы, какие богослужения должен посещать… Для нас, мирян, выполнить это никогда не представлялось возможным. Да это и не нужно. Задачи монаха и мирянина — разные.

Монах — прежде всего, молитвенник за себя, за мир , мирянин — трудится в Божьем мире для того, чтобы мир пришел к Богу, исправился, стал лучше. Естественно, что Устав этих мирских забот и вопросов не касается, это сфера не его интересов! Таким образом и получается, что в Уставе для нас актуальны именно пищевые запреты. А о других сторонах поста и о тех подвигах, которые мирянин должен в дни поста предпринять, он должен узнавать из советов приходского пастыря, из чтения духовной литературы, из проповедей. Вот об этом немного сейчас и скажем. Оно становится менее торжественным, но более назидательным. Много чтений псалмы, тексты из Ветхого Завета и проч. Однако христианин должен в дни поста больше времени уделять именно церковной молитве.

Правда, многое из того, что читается в храме, нами не понимается. Повинны и дикция чтеца, и гулкость самого храма, и, прежде всего, конечно, сложность церковнославянского языка, на котором происходит богослужение. Но никто не мешает нам найти в том же Интернете тексты богослужения и распечатать их себе. В качестве курьеза: прихожанка перед Великим постом: «Батюшка, я нашла в Интернете семь переводов канона Андрея Критского! Каким благословите пользоваться? На конкретно поставленный вопрос: «Как, батюшка, благословите посещать храм во время Великого поста? Этот же канон совершается вечером в среду на 5-й неделе поста; — поклонитесь Кресту Христову в неделю Крестопоклонную 4-я неделя поста ; — в пятницу 5-й недели поста посетите вечернее богослужение с Акафистом Божией Матери; — найдите время, чтобы помолиться за литургией Преждеосвященных Даров совершаются в посту по средам и пятницам ; — особое внимание уделите богослужениям Страстной недели начиная с вечера среды. Еще раз напомню, что, по моему мнению, желательно подходить к богослужениям осмысленно.

То есть прочитать что-нибудь о службе, в идеале иметь перед собой перевод основных и наиболее важных текстов канона Андрея Критского, служб Страстной недели. Помню, как протодиакон Казанского собора, в котором я служил диаконом, на службу 12 Страстных Евангелий всегда приносил книжечку карманного формата в бархатном переплете. Это был перевод всех 12 Евангелий, издание еще дореволюционное. Сегодня подготовить себе подборку текстов в переводе на русский язык, особенно имея Интернет, несложно. Итак, в посту мы должны серьезнее отнестись к посещению храма, и это будет наше второе постное усилие первое — отказ от скоромной и обильной пищи. Есть дела радио, преподавание, статьи, книги и др. Как выйти из положения? Решил в дни поста сделать акцент именно на молитву.

В другие дни в отношении молитвы позволяю себе послабления, но не в дни поста. Когда люди спрашивают, как молиться в посту, рекомендую взять себе в молитвенное правило какие-нибудь дополнительные тексты: каноны, акафисты келейно в дни поста акафисты читаются , псалмы и т. Причем подумайте сами, что реально вы можете подъять, а не спрашивайте вечно занятого и спешащего вашего батюшку. Он может одобрить или не одобрить ваш выбор, но решить за вас не может. Возьмите себе за правило ежедневно прочитывать жития святых этого дня. Или все тексты богослужения, положенного на этот день. Можно дисциплинировать себя ежеутренним чтением, по одной главе, Евангелия на другой год — Апостола и целый день размышлять над прочитанным. Запретить себе на пост блуждание мыслей: в вагоне метро читать рекламу, слушать в автомобиле радио, дома проводить время у телевизора.

Пусть это будет духовное чтение или прослушивание духовных передач. Об этом же прекрасно пишет протопресвитер Александр Шмеман: «Надо понять, что невозможно делить нашу жизнь между великопостной светлой печалью и переживанием модного фильма или спектакля. Эти два переживания несовместимы, и одно из них окончательно уничтожает другое. Однако очень вероятно, что последний модный фильм скорее одолевает светлую печаль; обратное может произойти только с приложением особых усилий. Поэтому первый великопостный обычай, который можно предложить, это решительное прекращение слушанья радио и телевидения Великим Постом. Например, ничего нет дурного в том, чтобы продолжать следить за передачей информации или серьезной программы, обогащающей нас духовно и интеллектуально. Но что должно быть прекращено постом — это прикованность к телевизору, растительное существование человека, прикованного к экрану, пассивно поглощающего все, что ему показывают». Однако особенно это касается поста, и вот по какой причине.

Испытывая дискомфорт от постного воздержания, человек становится более раздражительным, придирчивым, ему труднее держать себя в рамках. Можно это списать на искушения от бесов. Не без искушений, конечно, но дело в первую очередь в том, что из души вылезают все те неисцеленные настроения, которые не проявляются, пока мы сыты, не утомлены, довольны… Поэтому пастыри с древнейших времен и поныне настоятельно советуют постящемуся человеку обратить внимание на свое поведение, отношение к ближним и проч. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления» свт. Иоанн Златоуст. Этот же святитель говорит, каким должен быть настоящий пост: «Вместе с телесным постом должен быть и душевный… При телесном посте чрево постится от пищи и питья, при душевном душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживаетсч от гнева, ярости, злобы, мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия… Видишь, христианин, какой пост душевный?

Иоанн Кассиан. Приведу еще одну цитату из того же святого отца его память празднуется раз в 4 года, 29 февраля , великого подвижника и аскета: «Какая польза воздерживаться от пищи и оскверняться блудом? Ты не ешь мяса, но зато клеветой терзаешь плоть брата твоего. Какая прибыль в том, чтобы не увеселяться вином, но упиваться богатством? Какая польза не есть хлеб и опьяняться гневом? Какая прибыль изнурять себя постом и в то же время злословить ближнего? Какая польза воздерживаться от пищи и похищать чужое? Какая необходимость иссушать тело и не питать алчущих?

Какая польза изнурять члены и не оказывать милости вдовам и сиротам?.. Ты постишься? В таком случае, избегай клеветы, избегай лжи, злословия, вражды, богохульства и всякой суеты. Тогда избегай гнева, ревности, клятвопреступлений и всякой несправедливости. Избегай объедения, порождающего всякое нечестие… Если ты постишься ради Бога, то избегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние с благосклонностью». Одной из дурных привычек наших, подлежащей искоренению, святые отцы считали грех празднословия. Русское слово болтать очень точно, хотя и грубовато, передает смысл этого греха — качание, болтание языком из стороны в сторону. Когда, как не в дни Великого поста, мы должны объявить войну празднословию?

Святитель Григорий Богослов об этом написал замечательный трактат «Слово на безмолвие во время поста»: «Когда, принося таинственную жертву человеческим страданиям Бога, чтобы и самому мне умереть для жизни, связал я плоть на сорок дней, по законам Христа-Царя, так как исцеление дается телам очищенным, тогда, во-первых, привел в неколебимость ум, живя один вдали от всех, обложившись облаком сетования, собравшись весь в себя и неразвлекаемый мыслями, и потом, следуя правилам святых мужей, приложил дверь к устам. Причина этому та, чтобы, воздерживаясь от всякого слова, научиться соблюдать меру в словах…» И не о избавлении ли от греха празднословия мы молимся словами великопостной молитвы св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего. Дух… празднословия не даждь ми». Понятно, что мы не оставляем без заботы пожилых родителей, родственников, стараемся в своей собственной семье созидать мир и любовь. Но ведь не только свои… Любовь к своим, забота, о родителях — это, в общем, и не достижение, это долг! Но христианин должен идти дальше. Он своей заботой должен охватывать и других людей.

Когда Спаситель в 25-й главе Евангелия от Матфея говорит о суде над праведниками и грешниками, то единственным критерием оправдания или осуждения здесь является конкретная помощь ближнему: «И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

В этой связи хотелось бы сказать два слова о конкретной помощи ближним. Автор считает, что всякий христианин должен помогать нуждающимся. Деньгами ли, силой своей, душевным участием… Но помогать мы должны. Исключение можно сделать для педагогов и врачей. Их профессиональное служение, если оно совершается честно и с самоотдачей, и есть их христианское служение. Но все остальные должны взять и нести служение помощи ближнему. Как это может выглядеть? У меня есть десятки примеров, как это делают мои прихожане.

Помогать деньгами бедной семье, в которой есть больной ребенок ДЦП, рассеянный склероз и проч. Брать летом на дачу пожилого или больного человека из дома престарелых, из приюта. Участвовать в жизни детского дома, или приюта. Просто помогать деньгами многодетной или нуждающейся семье у священников всегда есть такие знакомые семьи ; Брать группу детей гулять цирк, парк из детского дома хотя бы раз в месяц… Вариантов, возможностей — огромное множество, можно поговорить со священником вашего храма, он может что-то подсказать. Единственное но: Это нужно делать не только в пост, а в течение всего года, в течение всей нашей христианской жизни. Ограничивать труды свои временем поста жестоко по отношению к тем, за кем мы взялись ухаживать, окормлять. Помните: раз взявшись за дело помощи, мы должны нести его всегда. В Ветхом Завете пост — это своего рода дисциплина, жертва во имя Бога, подчас очень суровая невкушение еды по многу дней, иногда отказ и от питья.

Перенимая отчасти ветхозаветный пост, христианство наполняет его новым содержанием. Эти слова Христа можно понять и в отношении к посту. Пост для христианина — это не только время отказа, это и время приобретения. Приобретения чего? Того душевного расположения, той чистоты, боголепности естества, которое человек утерял в Грехопадении. Святые отцы учили, что пост установлен в Раю. Если бы постилась Ева, и не вкусила от древа, то и мы не имели бы теперь нужды в этом посте. Мы повреждены грехом, уврачуемся покаянием, а покаяние без поста [как врачебной терапии приведения телесных желаний к подчинению требованиям души] не действенно» свт.

Василий Великий. В чем была трагедия Адама? Он не только не послушался Бога, за что и был наказан, но изменил само отношение между собой и миром. Сама по себе пища не имеет в себе жизни и не может ее воспроизводить. Один Бог имеет Жизнь, и Сам есть Жизнь. В самой пище начало жизни — Бог, а не калории. Таким образом, есть, т. Больше того, он вкусил ее, скрываясь от Бога, вне Его и для того, чтобы быть независимым от Него.

И сделал он это, потому что поверил, что пища имеет жизнь сама по себе и что, вкушая от этой пищи, он может сам стать, как Бог, т. Проще сказать: он поверил в пищу, тогда как единственный предмет веры, доверия, уверенности — Бог и только Бог. Земной мир, пища сделались его богами, источником и началом его жизни. Он стал их рабом». Но Христос — Новый Адам. Шмеман, — пришел для того, чтобы уничтожить болезнь, вселенную Адамом в жизнь, чтобы восстановить человека для настоящей жизни, и поэтому Он тоже начинает свое земное служение с поста. Голод — это то состояние, когда мы сознаем нашу зависимость от чего-то, когда нам срочно, насущно нужна пища, — что и доказывает, что нет в нас самосущной жизни. Это тот предел, за которым я или умираю от голода, или, насытив свое тело, сознаю вновь, что я живу.

Другими словами, это тот момент, когда перед нами встает ультимативный вопрос: от чего зависит моя жизнь? И так как вопрос это не отвлеченный, так как сама жизнь моего тела зависит от его решения, момент этот оказывается и искушением. Сатана пришел к Адаму в раю; он пришел к Христу в пустыне. Два голодных человека услыхали его слова: ешь, потому что твой голод показывает, что ты всецело зависишь от пищи, что твоя жизнь в пище. И Адам поверил и стал есть; Христос отверг это искушение и сказал: не хлебом единым будет жив человек, но Богом. Он отверг эту всемирную ложь, которую Сатана внушил всему миру, сделав ее не поддающейся обсуждению, очевидной истиной, основой всего человеческого мировоззрения, основой науки, медицины, и может быть даже религии. Отвергнув эту ложь, Христос восстановил верное соотношение между пищей, жизнью и Богом, то соотношение, которое нарушил Адам и которое мы все еще нарушаем каждый день». Что же тогда означает пост для нас, христиан?

Это участие в постном опыте Самого Христа, которым Он освободил нас от совершенной зависимости от пищи, материи и мира. Но освобождение наше ни в коем случае не может быть полным. Мы живем еще в падшем мире, в мире Ветхого Адама, и, составляя часть этого мира, мы все еще зависим от пищи. Но так как смерть, через которую все мы должны пройти, побеждена Смертью Христовой и стала переходом в жизнь, и пища, которую мы вкушаем, и жизнь, которую эта пища поддерживает, может стать жизнью в Боге и для Бога. Однако только пост может осуществить это преобразование, дать нам существенное доказательство того, что наша зависимость от пищи и материи не окончательна, не абсолютна и что в соединении с молитвой, благодатью и служением Богу эта зависимость сама хочет стать духовной. Все это означает, что, понятый по-настоящему, в истинном своем значении, пост есть единственное средство восстановления в человеке его подлинной природы. Это не теоретический, а практический и реальный вызов великому Лжецу, убедившему нас в том, что мы зависим от одного хлеба, и построившему все человеческое знание, науку и существование на этой лжи. Пост изобличает эту ложь.

Если человек голоден, но понимает, что он действительно может не зависеть от этого голода, не погибнуть от него, а наоборот, обратить его в источник духовной власти и победы, тогда ничего не останется от той великой лжи, в которой мы живем со времен Адама» из статьи «Великий пост в нашей жизни». Вдохновенные слова отца Александра Шмемана популяризируют то, что говорили нам святые отцы Православной Церкви. А они призывали нас: — осознать свою зависимость от Бога, без воли Которого и волос не упадет с головы человеческой; — перенести основу своего упования с мира сего, с его лакомствами, удовольствиями на уровне чрева, — на Бога, Которого Одного следует алкать и жаждать; — потрудиться ради Господа в подвиге воздержания, лишения, чтобы приобрести бодренное состояние души… Это и многое другое и является богословским обоснованием поста. Пост — это не вегетарианская практика, не терапия, очищающая организм от шлаков, а духовный подвиг человека конечно, совершаемый соразмерно силам и возможностям каждого. Поститься в Великий пост и в среду — пятницу в течение года должен всякий христианин. Но как приступить к посту человеку, лишь начинающему воцерковляться, тому, кто собирается поститься в первый раз? Дам несколько советов. Во-первых, нужно помнить, что если вы только приступаете к этому подвигу, вы можете, вместе с духовником или знакомым священником , определить для себя посильную меру поста.

Поверьте, это не нововведение, не какие-то мои субъективные модернистские соображения, но подлинная православная традиция: соразмерять пост с силами.

В четвёртую употребление мясных продуктов запрещается совсем. Что можно и нельзя есть в Великий пост Больше 40 дней верующие не употребляют в пищу мясные и молочные продукты, рыбу и яйца. Если придерживаться строгих правил, в определённые дни нужно есть только сырую пищу, а в некоторые даты отказаться от еды вообще. Что можно, а что нельзя есть в пост, определяется древним монастырским уставом. Поэтому православная церковь призывает верующих выбирать себе испытание по силам. Для этого желательно посоветоваться и со священником, и с врачом. Самыми строгими седмицами Великого поста считаются первая и последняя недели.

В это время по правилам можно есть только свежие, сушёные и солёные овощи и фрукты, хлеб, мёд, орехи. Строгий монастырский устав предполагает , что: в первый день верующие полностью отказываются от пищи; едят пищу без масла во вторник и четверг; в среду и пятницу практикуют сухоядение употребление не подвергавшейся термической обработке пищи без масла ; в выходные можно горячую пищу с растительным маслом или без него. Но обычно миряне обычные верующие, не монахи и не священнослужители едят на первой неделе также каши, супы, жареные, варёные или печёные овощи и грибы. Во время поста не только нельзя употреблять скоромную от теплокровных животных пищу, но и объедаться постной не рекомендуется. Запрещено также употреблять алкоголь за исключением нескольких дней, когда устав разрешает выпить немного вина. В частности, супругам рекомендуется по возможности и взаимному согласию воздержаться от секса. Почему пост не просто диета Важно отличать пост от диеты. Ограничение рациона не главная составляющая поста.

Иоанн Златоуст, один из известных христианских богословов, писал: «Итак, что ты, брат, собрал при помощи поста?

Зачем православные постятся

Пост должен помочь человеку понять, кто он такой, и осознать себя как существо, которое способно любить, делиться, сострадать, которое способно чем-то жертвовать ради другого человека. Великий пост соблюдают и католики, и протестанты; но только в православии существуют достаточно строгие ограничения в питании и образе жизни на этот период. Пост не должно использовать как метод похудения, иначе он во многом утратит свое духовное значение и плоды.

Кому поститься можно, а кому вообще не стоит? Разбираемся в нюансах

Новости Православия. Во время поста мы должны особенно заботиться о подавлении и искоренении своих дурных наклонностей, привычек и желаний. В этом случае пост не должен быть поводом для раздоров, убеждён отец Игорь. Отец Евгений, зачем вообще нужен пост?

Что говорят о посте горожане?

  • Кому поститься можно, а кому вообще не стоит? Разбираемся в нюансах
  • Зачем поститься и что есть в Великий пост
  • Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней
  • Какой пост — Великий и почему
  • Великий пост как разновидность диеты

Что такое Великий пост и когда он закончится в 2024 году. Простыми словами

Позже, солидаризируясь с оглашеннымиОглашенные — люди, проходящие катехизацию и готовящиеся принять таинство крещения. Именно столько должны были провести в воздержании и молитве новообращенные, прежде чем стать членами Церкви, и коль скоро крещение старались проводить в канун или во время Пасхи, то и традиция сорокадневного поста органически влилась в процесс подготовки ко дню Христова Воскресения. Более того, примерами для длительного воздержания должны были служить посты Моисея и Иисуса. Читайте также: Постное меню: можно и нельзя Восток и Запад Сегодня продолжительность и требования к посту в католической и ортодоксальной традиции расходятся. Православный пост длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей, а в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота, Вербное воскресенье и еще 6 дней Страстной Седмицы. Молитвенные правила и особенности стола восточных христиан строго регламентированы: здоровым людям предписывается отказ не только от мясной и молочной пищи, но и от еды с растительным маслом, а также от всего вареного или жареного в особо строгие дни. Постный стол.

Сладкие блюда Е. В результате католический пост начинается в Пепельную среду. Божественные литургии западных христиан прописаны так же четко, как и у восточных, а вот пищевые ограничения иные.

Но главное во время Великого поста - это не воздержание от еды. Смысл в другом. Что можно, а что нельзя делать тем, кто решил поститься? Некоторые люди решают поститься "за компанию" или "из любопытства" и на 48 дней отказываются от мяса, молочных продуктов и алкоголя. Вот только пост — это в первую очередь не воздержание от еды, а духовное очищение. Человек избавляется от грехов и страстей, учится жертвовать собой, проявляет смирение. Великий пост — это время, когда православные заботятся о душе, а не о теле.

В это время человек должен по-настоящему работать над изменением своей души. Так что на время поста необходимо не просто отказаться от животной пищи, но и от развлекательных мероприятий, социальных сетей, телевизора и так далее. Ходите в церковь, читайте Библию, больше времени проводите с родными. В диете главное - отказаться от какой-либо пищи, снизить количество калорий и похудеть. Вегетарианство также не имеет отношения к посту. Здесь основная мысль, что убийство живого существа - отпечаток на карме. Тем более что вегетарианство - понятие круглогодичное.

То есть первую Седьмицу и Страстную неделю. Также рекомендуется посещать чтение Великого Канона Андрея Критского. Оно будет совершаться по вечерам первые четыре дня первой Седьмицы Великого поста, в том числе и Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Мы готовимся к нему, и соответственно будем потом готовиться к Светлому Христову Воскресенью — к Пасхе. У нас будут совершаться в соборе великопостные беседы раз в неделю, мы будем приглашать известных лекторов и спикеров, которые тоже, верим, принесут большую пользу, интеллектуальную и духовную, для всех приходящих и слушающих. Соответственно, если есть любая возможности посетить храм в эти великие дни великого поста, конечно нужно её использовать. И церковь предлагает для этого уставные богослужения, — добавил Сергий Будков. Главной ошибкой постящихся считается резкое исключение из рациона животной пищи. Как отметили в Роспотребнадзоре по Тверской области, к Великому посту подходят постепенно, соблюдая ограничения в употреблении животной пищи не только каждую среду и пятницу на протяжении года, исключая дни церковных праздников, но и в течение предваряющей сорокадневный пост Масленичной недели, также называемой «мясопустной», во время которой предписано воздержание от употребления мясной пищи. Постящимся советуют употреблять достаточное количество белковой пищи — с высоким содержанием растительного белка. Например, это гречневая крупа и бобовые.

В каком-то смысле вся человеческая жизнь после грехопадения Адама есть трудный путь, подобный посту. Но Великий пост — это не диета для тела, это диета для души. Потому что наша душа, о которой мы забываем в обычное время, нуждается в особом обхождении. Она подчас бывает скрыта под телесной оболочкой: наши страсти, желания, суета дней нашей жизни мешает нам почувствовать свою душу. Во время Великого поста человек отказывается от целого ряда продуктов и благодаря этому начинает лучше чувствовать свою душу. Но если у меня спросить, что важнее в Великом посте — воздержание от пищи или участие в великопостных богослужениях, то я отвечу, что, конечно же, участие в богослужениях важнее. Есть целая категория людей, которым священники разрешают уменьшать пост. Это люди тяжелобольные, люди, которые хотят поститься, но не могут. Я в своей священнической практике часто сталкиваюсь с тем, что старушки, которые всю жизнь соблюдали пост, плачут оттого, что они уже не могут поститься. Даже если им благословляют пост ослабить, они все равно стараются этот пост соблюдать буквально со слезами на глазах, потому что это потребность их души. И вот эти люди, которым даже трудно поститься, все равно посещают богослужения. Участие в великопостных богослужениях, особенно участие в совершении канона Андрея Критского, стоянии Марии Египетской, участие в литургии Преждеосвященных Даров, богослужении Страстной Седмицы — это участие очищает человеческую душу, настраивает ее на тот же лад, на который настроено дыхание Церкви, приближает человека к Богу. А для того, чтобы пережить этот опыт встречи со Христом в богослужениях и таинствах, необходимо готовить свою душу и тело. Для этого и нужен Великий пост. Что очень важно понять современному человеку? Очень многие люди, желающие прийти в Церковь, считают, что именно пост является неким маркером идентификации христианина. Если ты постишься — ты христианин, если не постишься — уже не совсем христианин. Это не главное. Главное — вера во Христа, участие в таинствах. Это единственное средство почувствовать себя православным. Другие люди считают, что пост — это тяжелая обязанность человека. Но, поверьте мне, это вовсе не обязанность. Это уникальная возможность отстраниться от мирской суеты, подготовиться к встрече с Богом, побыть со Христом в тишине своей души. Для людей церковных Великий пост — вовсе не трудное испытание. Это радость, потому что Великим постом мы уходим от мирской суеты, мы приходим к себе и приходим ко Христу. Пост — это шанс вылечить душу. Пост — это возможность подготовиться к вечному. Пост — это удивительное время, которое называют весной духовной. Отвечал Игумен Серапион Митько , председатель Миссионерского отдела Ярославской епархии Пост не является диетой ни в коем случае. То что предписывает устав относительно пищи, показывает нам, что пост — это всегда подвиг. А в слове "подвиг" корень "двиг", то есть то, что двигает человека куда-то. Человек не стоит на месте.

Для чего нужен пост? Всё о православном посте

Например, люблю сериалы смотреть, или спортивные соревнования, или с подругой часами по телефону разговаривать. Ну, откажись немножко, смотри хотя бы не каждый день. Не ссорься с детьми, с близкими, с коллегами, сдерживай себя", - поясняет отец Алексий. Что можно, а что нельзя есть в Великий пост? Ежедневный рацион питания также описан уставом. В зависимости от дня недели можно есть те или иные продукты. Как правило, в субботу и воскресенье даются послабления.

Подготовка к Великому посту начинается заранее, в церкви идут различные богослужения, настраивающие человека на будущее воздержание. Сергей Пятаков Читайте также Почти 500 мероприятий запланировано на Масленицу в Подмосковье "Это подготовительные недели поста, возбуждающие в человеке покаянные чувства, Мясопустная родительская суббота в этом году 9 марта , когда мы поминаем усопших, и конечно же Прощенное воскресенье 17 марта ", - поясняет батюшка. За неделю до поста также совершается Масленица или Сырная седмица 11-17 марта. В эти дни уже отказываются от мяса, но пекут блины и угощают друг друга. Екатерина Чеснокова На весь срок поста из рациона исключают мясо, яйца, молочные продукты. Самые большие ограничения приходятся на первую неделю поста и каждую последующую среду и пятницу.

В эти дни нельзя употреблять даже растительное масло, а еда, желательно, должна быть сырой. По субботам и воскресеньям разрешается вареная еда с маслом. Читайте также Масленица в 2024 году. История и традиции праздника блинов Рыбу разрешается есть дважды за время поста - на Благовещение 7 апреля и в празднование Входа Господня в Иерусалим, которое в народе называют Вербным Воскресеньем 28 апреля. В течение всего поста можно есть любые овощи, грибы, фрукты, ягоды, орехи, семечки, разнообразную зелень, а также все виды бобовых, макароны и крупы. Порадовать себя не возбраняется вареньем, соками, медом и любыми домашними заготовками, по субботам и воскресным дням — морепродуктами.

Растительное масло также не полностью запрещено, но в некоторые дни его исключают из еды. Но главное во всем соблюдать воздержание и меру. Сергей Пятаков Насколько строго придерживаться ограничений, каждый решает самостоятельно.

О посте, как об одном из средств спасения души, свидетельствует нам Священное Писание. Когда за грехи жителей города Ниневии Господь осудил этот город на уничтожение, подобно Содому и Гоморре, и послал известить им об этом пророка Иону, то царь Ниневии: «... И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведёт на них, и не навёл».

Но не только выражением покаяния и примирительной жертвой за грехи является пост. Вот что говорит о свойствах поста преподобный Иоанн Лествичник: «Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник безстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение» Лествица. Слово 14. Обобщая вышесказанное, можно сказать, что пост — это одно из важнейших духовных средств в деле спасения души. Причём суть поста не в том, чтобы только не есть определённых видов пищи. Если вы не едите мясного, но просиживаете часами у телевизора — это не пост, если вы во время поста ходите по театрам, концертам и прочим развлекательным заведениям, — это не пост, если вы тратите время на посещение и приём гостей, активно «общаетесь» по телефону, зачитываетесь художественной литературой — это тоже не пост.

Даже если мы не причиняем вред другим и не нарушаем заповедь о любви к ближнему, нужно еще любить Бога. Отсюда и происходят некоторые ограничения в удовольствиях, поскольку любовь, когда она есть, проявляется в действии, в наших поступках. Легко сказать: «Я не люблю себя», но при этом наши дела свидетельствуют, что мы любим себя именно так, как нужно было бы любить Бога. И можно с той же легкостью сказать: «Я люблю Бога», но только нет ничего легче слов, — любовь познается из дел.

И если мы хотим любить Бога, то ограничим себя в том, что нас удаляет от Него. Нет такой цели — ни в мирской жизни, ни в жизни духовной, — ради которой мы не жертвовали бы чем-то другим. Те же, кто не хотят ничем жертвовать, ни с чем и остаются. Не приобретают ничего стоящего, и при этом теряют то, что имели.

Отвечал священник Михаил Немнонов Как понять, что пост проходит не зря? Как и всё остальное в жизни, древо познается по плодам. Удалось ли сместить центр своей жизни с "себя-любимого", расширить свое сердце, чтобы и ближнего любить и служить ему, наконец, стать ближним, как это сделал милосердный самарянин в известной притче? Удалось ли увидеть в себе то, что мешает духовному росту, подчиняет, сковывает, обескровливает нашу жизнь например, какое-то греховное пристрастие и зависимость вроде пьянства, курения, иного рода пораженности воли злом?

Удалось ли понять, что Спаситель именно для того и воплотился и умер за нас, чтобы дать нам возможность от всего это зла в себе избавиться? Удалось ли, наконец, начать следовать за Ним не только на словах, не только противостоять и уклоняться от зла, но и делать добро? Появилась ли в нашей душе благодарность Богу, надежда на Его помощь, решимость и самим подражать Ему в милосердии, любви, терпении? И много иных вопросов такого рода стоит себе задавать во время поста, тогда будет и мотивация для духовного роста.

Я и так стараюсь вести строгую духовную жизнь… как и что менять во время поста? Пост — особое время познания собственной немощи и преодоления собственного «я». Почему Церковь выделяет особые постные периоды? Для того, чтобы человек мог закрепить достигнутое в это особое время в повседневных реалиях: обстановка поста мобилизует нас.

Мы что-то осознаём, встаём на путь борьбы с теми или иными склонностями — эти осознание и борьбу мы вносим из поста в повседневную жизнь. Следующий пост приносит нечто своё. Поэтому и говорят Отцы, что посты — это лестница, которая ведёт нас в Небо. Если же у Вас есть ощущение, что пост даётся Вам легко, посоветуйтесь с духовником или с тем священником, у которого постоянно исповедуетесь: Вам помогут понять, что именно не так, в чём причина этой расслабляющей лёгкости.

Бывает, что благочестивые упражнения поста даются нам легко в силу естественных склонностей — есть, к примеру, люди, которые не любят мясо или развлечения. Но у каждого из нас есть нечто, что может стать предметом особого попечения в дни поста — несовершенство не снаружи, оно внутри нас и пост помогает увидеть его. Отвечал священник Алексий Колосов Если во время поста чувствуется сплошное раздражение, усталость - значит ли это, что надо в чем-то ослабить пост? Когда перекапывается почва в саду, на поверхность нередко попадают доселе скрытые и не всегда красивые и приятные для запаха предметы и существа.

Действие порождает противодействие. Усталость и раздражение во время поста бывают и от перемены привычной пищи и распорядка жизни, то есть это побочные эффекты одной из целей поста - отмены "рутины", течения жизни по накатанным, "автоматическим" тропинкам, многие из которых для нас опасны. Кроме того, издавна известно, что если у нас есть какие грехи и мы в них раскаиваемся, начинаем с ними борьбу, избегаем их повторения, есть большая опасность замещения этих "раскаянных" грехов другими, иногда более опасными. Например, почти любой грех можно "задавить" гордостью или тщеславием, при этом искренне считая, что мы побеждаем.

Антропологи и этнографы, которые проживали во вновь обнаруженном племени и изучали его, рассказывают об интересном наблюдении. Наступает засуха. Истощаются родники. Уходит дичь. Что делать? Совершенно ясно, что племя прогневило какого-то из многочисленных богов и пожинает заслуженные кары. Местный колдун собирает племя и строго так у всех спрашивает: никто тотемную лягушку не кушал? Нет, никто не кушал... Ну ладно.

Колдун устраивает большую мистерию около центрального идола деревни, и все ждут результатов. Проходит неделя, засуха продолжается. Угроза гибели урожая. Все снова собираются и торжественно приносят богам жертвы, кому чего не жалко: часть прошлогодних запасов злаков, например, или поношенную одежду это и нам знакомо — на тебе, Боже, что нам негоже. Проходит время и становится ясно, что мелкими подачками гнев богов загладить нельзя. Вразумленные неудачей аборигены, от каждого семейства отдают колдуну лучшее животное, и совершается большое щедрое жертвоприношение по всем правилам. Засуха продолжается, урожай гибнет, приближается призрак голода. В племени начинается большая подготовка. Деревенская площадь очищается, складываются огромные костровища.

Мужчины деревни, способные быть воинами, наносят на тела боевую раскраску. С наступлением ночи под рокот барабанов разворачивается действо: возжигаются костры, мужчины выходят в центр и начинают ритуальные танцы. Через два часа в руках танцующих появляются ножи. Усиливая танец и переходя в ритмический боевой транс, воины полосуют себя ножами по икрам. Во все стороны брызжет кровь — совершается кровавое жертвоприношение богам, ритуальный танец не прекращается, к утру все лежат в изнеможении и ожидании чуда. Однако, судя по погоде, человеческая кровь не умилостивила богов племени. И тогда, только тогда, наступает трудный момент употребления последнего средства, на которое нелегко решиться. Но что делать — все уже испробовано, ничего в запасе не осталось. Вождь собирает деревню причем колдун скромно стоит вместе с народом и назначает...

Не поверите. И назначает… время покаяния и поста! Все племя в течение определенного промежутка времени постится и кается в грехах. У нас в христианстве хоть пост и не нами, как видим, придуман все с этого только начинается. Зачем нужен пост? Человек является телесно-духовным существом, и устроен так, что если хорошо и плотно покушает, то его тянет или поспать, или порезвиться, но никак не помолиться. А питание не совсем досыта, к чему скоро привыкаешь, и голода нет; с исключением определенных видов пищи как правило, животного происхождения , избавляет нас от сонливости и искушений, облегчая наше тело. При посте и воздержании плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются. Таким образом, физический пост делает возможным исполнение поста истинного, духовного.

Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе. Можно ли сделать вывод о том, что главное — это духовный пост, а пост телесный только средство к исполнению главного? Можно, это так и есть.

Сущность и значение поста

  • Для чего нужен пост? Всё о православном посте - Журнал | БФ Правжизнь
  • Зачем мы постимся /
  • Рекомендуемые статьи
  • Великий пост 2024: когда начинается, в чём суть? Что можно есть и делать в пост? Православное меню
  • Что такое пост: описание и зачем нужен, как правильно держать, что можно и нельзя

Поститься нужно для определённой цели

Зачем православные постятся В Великий пост нужно посещать церковь, исповедоваться и причащаться, читать Библию и рассказывать детям о Боге.
Православный пост: древность и современная практика - Сайт священника Константина Пархоменко Так как пищевой пост не должен вредить здоровью и выполнению ежедневных обязанностей.
Что такое Пост и зачем он нужен? Зачем нужен пост? Как правильно поститься? Когда надо поститься и какие бывают посты? Рассказываем самое главное, что надо знать о православных постах и постных днях.
Великий пост — 2024: даты, правила и ответы на самые главные вопросы Почему пост обязательно включает в себя воздержание в пище?

Самое читаемое

  • Когда Великий пост в 2024 году
  • Что такое пост?
  • Поститься нужно для определённой цели
  • Поститься нужно для определённой цели
  • Православные посты в 2024 году
  • Содержание

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий