6 июня 1944 года англо-американские войска начали операцию «Оверлорд», высадившись в Нормандии. У вас есть возможность добавить еще и ваше событие, и 6 Июня 1944 навсегда останется в истории с ним! В период с 23 июня по 29 августа 1944 года советскими войсками была проведена крупномасштабная Белорусская наступательная операция «Багратион» против группы немецких армий «Центр».
Начало операции «Оверлорд» (6 июня 1944 г.)
Но за двухлетний период откладывания союзниками высадки в Северной Франции — с мая 1942 до июня 1944 гг. только безвозвратные потери советских вооруженных сил (убитыми, пленными и пропавшими без вести) составили более 5 млн человек. Что же произошло в Нормандии 6 июня 1944 года? 29 июня 1944 года шел 1104-й день войны В этот день началась наступательная Минская операция войск 1-го, 2-го, 3-го Белорусских фронтов и Полоцкая операция войск 1-го Прибалтийского фронта.». 27 июня 1944 года начались бои между немецкими танковыми частями и корпусами 5-й Гвардейской танковой армии у белорусского посёлка Бобр.
Мэй и Макрон почтили память погибших в Нормандии в 1944 году британцев
Высадка союзников в Нормандии... Мифы и реальность. | 6 июня 1944 года. 1081-й день войны. В течение ночи на 6 июня на фронте ничего существенного не произошло. |
Сводка Советского Информбюро — 6 июня 1944 года — Мы из CCCР! | Но за двухлетний период откладывания союзниками высадки в Северной Франции — с мая 1942 до июня 1944 гг. только безвозвратные потери советских вооруженных сил (убитыми, пленными и пропавшими без вести) составили более 5 млн человек. |
Что произошло 6 Июня 1944? | 75 лет назад, 6 июня 1944 года, в ходе Второй мировой войны состоялась высадка союзнических войск в Нормандии, ныне широко известная как "День Д" (англ. |
Началась Нормандская операция, открывшая «второй» фронт в годы Второй мировой войны
Тяжелый бой произошел и на самом западном участке высадки - в так называемом "Золотом" секторе, в зоне ответственности британской 50-й Нортумберлендской дивизии. Несмотря на то, что британцам удалось десантироваться с тяжелой техникой и даже танками, к моменту окончательного захвата немецких позиций потери наступающих составили около тысячи человек. В секторе "Джуно", где действовали канадцы, немцы были готовы к встрече противника. Мины и снаряды потопили значительную часть из 306 кораблей. У Берньера полк Королевских стрелков, который действовал в авангарде, потерял половину своего состава, преодолевая 100 ярдов от моря до дамбы. Под прикрытием огня корабельной артиллерии канадцы прорвались в одной точке обороны, и немцы отошли. В секторе "Меч", в восточной части зоны высадки, 3-я британская дивизия потеряла 28 из 40 танков, но оставшиеся 12 прорвали оборону немцев. Дивизия разгромила противника, продвинулась на 4 мили вглубь материка и соединилась с 6-й парашютной дивизией возле реки Орне. Высадка в районе "Юты" прошла не столь драматично во многом благодаря случаю. Ведущее десантное судно, на которых переправлялись военнослужащие 4-й дивизии, было затоплено. Лишенные лидера, двигаясь в тумане, остальные суда пристали к берегу почти на два километра к югу от запланированного места, где они должны были столкнуться с глубоко эшелонированной обороной немцев.
В результате американцам удалось создать укрепленный плацдарм, перебросить на него значительное количество живой силы и техники и развить успешное наступление. На пляже Юта погибли 43 американских пехотинца и еще 69 получили ранения. К вечеру 6 июня на побережье высадились до 150 тысяч солдат союзников, были доставлены более 20 тысяч единиц техники. Общие потери превысили 10 тысяч человек. Однако первая основная задача кампании в Нормандии, заключавшаяся в создании надежного плацдарма с соответствующими путями снабжения в районе между Шербуром и устьем реки Орн, была полностью осуществлена только к концу июня. Итоги операции "Оверлорд" трудно переоценить. Практически каждое немецкое соединение, получившее приказ прибыть на театр боевых действий, несло тяжелые потери, которые достигали 2500—3000 человек в день. Танки уничтожались в огромных количествах, и заменить их было нечем. Самолеты союзников нарушили систему транспортных перевозок в Нормандии и уничтожали все движущиеся в дневное время по дорогам объекты. Немецким коммуникациям был нанесен такой ущерб, что поставки на фронт практически прекратились.
Он позвонил в бункер Гитлера и сказал офицеру-штабисту, что не может выполнить этот приказ. Эйзенхауэр Дуайт "Крестовый поход в Европу" "Марш победителей" Ровно через 60 лет после событий "Дня-Д" Нормандии снова предстоит пережить высадку десанта, не менее масштабную, но куда более бессмысленную. Первым, видимо, достанется трудная доля штурмовой бригады во время марша по основным мемориальным комплексам Нормандии. Канцлеру останется демонстрировать глубокую скорбь и раскаяние зажатого в дзоте пулеметчика вермахта. Остальные "десантники" будут играть роль второго эшелона, обеспечивающего прикрытие плацдармов торжественных приемов. Риторика подготовительных мероприятий, равно как и военные маневры, мало чем отличаются от оригинальных. Если в 1944 году Уинстон Черчилль обсуждал с Эйзенхауэром и его штабом масштабы возможных потерь среди мирного населения в результате вторжения союзников, а Эйзенхауэр уверял его, что граждане Франции с пониманием воспримут неизбежность жертв, то через 60 лет организаторы торжеств обещают, что "постараются минимизировать неудобства для местного населения", которое, в свою очередь, "должно понимать, что все продиктовано реалиями сегодняшней обстановки в мире". Если в штурме укреплений "Омахи" в 1944 году принимали участие несколько тысяч американских солдат, то и сегодня для охраны почетных гостей на пляже высадятся две тысячи морских пехотинцев. Кроме этого, около двух с половиной тысяч французских солдат и жандармов возьмут под контроль дороги и населенные пункты.
Багратион отличался большой храбростью и полководческим талантом. Почему Сталин принял решение назвать операцию по освобождению Белоруссии «Багратион»? Несомненно, он был твердо уверен в успехе войск Красной Армии и, видимо, усматривал историческую взаимосвязь между действиями русской армии 1812 года на Бородинском поле и предстоящей операцией по разгрому немецких войск в Белоруссии в 1944 году. Ожидаемый результат — победа в борьбе за правое дело, за свободу и независимость родной земли. В результате успешного завершения операции были созданы благоприятные условия для нанесения новых мощных ударов по вражеским группировкам, действовавшим в Прибалтике, Восточной Пруссии и Польше, а также для развертывания наступательных операций союзных англо-американских войск, высадившихся 6 июня 1944 года в Нормандии.
Англо-американская авиация осуществляла массированные налёты на территорию фашистской Германии, сбрасывая на города, заводы, железнодорожные узлы и другие объекты десятки тысяч тонн бомбовой нагрузки. Противостоять этой лавине во второй половине 1944 года пилоты люфтваффе уже не могли. За весь период освобождения Франции вермахт понёс полумиллионные потери, а союзные войска — только 40 тысяч убитыми плюс более 160 тыс. Танковые войска нацистов насчитывали только сотню боеспособных танков у американцев и англичан — 2 тысячи. На каждый немецкий самолёт приходилось 25 союзнических. И резервов больше не было. Двухсоттысячная группировка нацистов оказалась заблокированной на западе Франции. В условиях подавляющего превосходства армии вторжения немецкие части нередко сдавались, вывешивая белый флаг ещё до начала артподготовки. Но были случаи и упорного сопротивления, в результате которого уничтожались десятки, даже сотни танков союзников. Досадным попутным следствием высокой огневой мощи американских войск стали потери от так называемого «дружественного огня», когда войска страдали от своих же снарядов и бомб [13]. В ходе этой боевой операции был полностью прорван и уничтожен Западный фронт немецких армий, что ускорило победу в ходе Второй мировой. Немцы терпели поражение за поражением, но все выровняли свою оборону на линии Зигфрида, где потом долго оборонялись. Но даже прочная линия обороны не смогла долго удерживать наступление союзников, к концу осени союзники уже были на западных границах Германии. В ходе этой операции обе стороны потеряли огромное количество солдат. Потери союзников оцениваются почти в 300 тыс. В ходе этой операции также погибли 20 тыс. Немецкие потери оцениваются почти в полмиллиона, при этом половина этих цифр — убитые, раненые, а вторая половина попали в плен. В декабре вермахт предпринял серьёзное контрнаступление в Арденнском выступе, которое увенчалось частичным успехом, но стратегически уже мало что могло решить. После того как началась Вторая мировая война, страны-участницы время от времени менялись. Одни прекращали вооружённые действия, другие начинали их. Некоторые принимали сторону своих бывших врагов как Румыния , третьи просто капитулировали. Неизменно оставались противниками главные участники войны 1941—1945 годов, Советский Союз, нацистская Германия и Британия они воевали даже дольше, с 1939-го. Франция тоже попала в число воюющих стран и после оккупации стала победителем. Освобождение Парижа считается началом масштабного наступления союзных войск официально Париж был освобождён 25 августа рис. Помимо того, операция в Нормандии показала стратегическое и тактическое искусство командования союзных войск и мужество рядовых солдат, она также имела и огромное влияние на ход войны. День Д» открыл второй фронт, заставил Гитлера воевать на два фронта, что растягивало и без того иссякающие силы немцев. Это было первое крупное сражение в Европе, в котором проявили себя американские солдаты. Наступление летом 1944 года вызвало крушение всего Западного фронта, вермахт потерял практически все позиции в Западной Европе[14]. Однако сравнивать эти, безусловно, заслуживающие уважения усилия с битвами Восточного фронта очень тяжело. Именно против СССР гитлеризм вел тотальную войну, целью которой было полное уничтожение населения, что тоже декларировалось официальными документами Третьего рейха. Надо отметить, что Советский Союз выполнил согласованное с Англией и США на Тегеранской конференции обязательство облегчить успех высадки союзников активными скоординированными по времени действиями на советско-германском фронте. В результате наступления, развернутого на фронте до 1 тыс. Тот факт, что ко времени высадки в Нормандии более половины боеспособных немецких дивизий находилось на советско-германском фронте, дополняет объективную картину весомости советского вклада в успех самой крупной десантной операции, проведенной нашими союзниками во Второй мировой войне. Якобсен Г. Вторая мировая война. Послание и. Сталина ф. Рузвельту Отправлено 11 июня 1943 года 3. Российский научный журнал. Серия: История и политология. Рязань: Изд-во «Апрель-Т», 2010. На подступах к Рейну. Вторая мировая 1939-1945. Франция, 1944 год, Генерал-лейтенант Бодо Циммерман. Гейнц Гудериан, Воспоминания немецкого генерала. Нормандская операция потери сторон. Высадка в Нормандии: малоизвестные факты. Победа в Нормандии. Вестфаль Зикфрид Роковые решения вермахта. Что случилось 6 июня 1944 года. Открыт второй фронт. Воспоминания немецкого аса. Эйзенхауэр Д.
Уже к исходу первого дня союзные войска захватили пять плацдармов глубиной от 2 до 9 км. Битва за Нормандию продолжалась около трех месяцев закончилась 31 августа , а параллельно с ней, и в дополнение, с 15 августа американские и французские войска успешно провели Южно-французскую операцию, которая еще более ослабила немцев. А главной причиной, не позволившей усилить войска вермахта на западе, стало наступление советских войск в Белоруссии. Закончилась Нормандская операция освобождением Парижа и падением Фалезского котла. А войска союзников, наступавшие с севера и юга Франции, после этих двух операций соединились и продолжили наступление к германской границе, освободив практически всю территорию Франции. Все это привело к крушению германского Западного фронта, и немецкие войска смогли восстановить новую линию обороны на западной границе Германии лишь через месяц, с помощью «Линии Зигфрида».
Крупнейшая в мире морская десантная операция. День «Д»
Ещё новости о событии. хронология, какие события произошли в этот год, победы и серьезные потери того времени, освобожденные города СССР. 75 лет назад, 6 июня 1944 года, в ходе Второй мировой войны состоялась высадка союзнических войск в Нормандии, ныне широко известная как "День Д" (англ. Что же произошло в Нормандии 6 июня 1944 года?
Сводка Совинформбюро за 6 июня 1944 года
Ночью советские сапёры проделали проходы в минных заграждениях и утром в город на полном ходу ворвались танки с десантом на броне 30-й гвардейской и 1-й краснознамённой бригад. В центре города вели бой бойцы 90-й стрелковой дивизии, а сам город был охвачен с флангов частями 314-й и 372-й стрелковых дивизий. Части финской 20-й пехотной бригады и отдельная бронерота самоходных орудий БТ-42 некоторое время оказывали сопротивление, но во второй половине дня командир финской 20-й пехотной бригады полковник А. Кемппи приказал спустить флаг над Выборгской крепостью и начать отступление [23]. Преследуя отступающего противника, советские войска к концу дня полностью овладели городом. Потери 20-й пехотной бригады в боях за Выборг были относительно невелики — 162 убитыми и пропавшими без вести и более 400 человек ранеными из 5133 солдат и офицеров личного состава. Однако натиск советских войск подорвал боевой дух солдат и офицеров бригады, что привело к беспорядочному отступлению переходящему в бегство. Кемпии был арестован и отдан под суд военного трибунала, а новый командир бригады полковник Ю. Сора для восстановления порядка был вынужден отдать приказ расстреливать на месте дезертиров, трусов и нарушителей воинской дисциплины [43]. В своих мемуарах главнокомандующий финской армией маршал К. Маннергейм так оценил значение этого события: 20 июня 21-я армия противника перешла в наступление в полосе Выборг-Вуокси и добилась значительных успехов.
Выборг пал после непродолжительного боя, который по силе нельзя было сравнить с боями за этот старинный город в последние дни Зимней войны. Падение Выборга было горьким ударом для боевого духа войск и одновременно означало потерю прочного опорного пункта, который должен был бы связать упорной обороной значительные силы противника [24]. Авиация в Выборгской операции Подготовка операции С весны 1944 года значительно активизировалась деятельность финской разведывательной авиации. С марта до даты начала операции было зафиксировано 108 разведывательных полетов над войсками Ленинградского фронта. По данным нашей воздушной разведки, на восьми крупных аэродромах Финляндии базировалось 175 самолётов различных типов — бомбардировщики Ю-88, Хе-11, Bristol Blenheim; истребители Ме-109, фоккеры. На аэродромах в Эстонии и Латвии размещалось до 400 самолётов 1-го немецкого воздушного флота. Все эти самолёты могли быть легко переброшены в район Карельского перешейка, а фашистские бомбардировщики могли действовать и непосредственно с аэродромов Эстонии. В состав армии входили 276-я бомбардировочная, 277 и 281-я штурмовые и 275-я истребительная авиадивизии, 283-й истребительный и 13-й отдельный разведывательный авиаполки. Перед операцией 13-я воздушная армия была усилена 334-й бомбардировочной и 113-й дальнебомбардировочной авиационными дивизиями резерва Верховного Главнокомандования, вооруженными самолётами Ту-2 и Ил-4 [44]. К началу операции в 13-й воздушной армии вместе с соединениями резерва Верховного Главнокомандования и 2-м гвардейским Ленинградским истребительным авиакорпусом ПВО было готово к выполнению боевой задачи 757 самолётов, из них 249 бомбардировщиков, 200 штурмовиков, 268 истребителей, 20 разведчиков и 20 корректировщиков.
Кроме того, к операции привлекалось 220 самолётов ВВС Балтийского флота [44]. В Выборгской операции количественное и качественное превосходство в авиационной технике было на нашей стороне и авиация использовалась в форме авиационного наступления. На вооружении наших авиационных частей и соединений состояли новые самолёты бомбардировщики Ту-2, Ил-4, Пе-2, штурмовики Ил-2, истребители Як-9, Ла-5. Подготовка 13-й воздушной армии к Выборгской операции началась в мае 1944 года, Части тыла заранее подготовили аэродромы для приема летных частей с нарвского направления и авиасоединений резерва Верховного Главнокомандования. За несколько дней до начала операции они перебазировались на Ленинградский аэроузел. Для обслуживания шести авиадивизий, сосредоточенных в районе Ленинграда, пришлось перебросить туда и тыловые части армии [44]. Большое внимание уделялось оперативной маскировке. Авиацией и войсками фронта имитировалась подготовка к наступлению на нарвском направлении. На нарвском направлении строились ложные аэродромы и устанавливались макеты самолётов. Эти меры способствовали обеспечению скрытности перебазирования летных частей в район Карельского перешейка и подготовки Выборгской операции [44].
За время подготовки к операции полеты воздушных разведчиков совершались одиночными самолётами, чтобы не вызвать подозрения о готовящемся наступлении. Для этой цели было выделено 60 самолётов, большую работу в разведке обороны противника на Карельском перешейке проделал 13-й разведывательный авиаполк. Летчики воздушной армии для фотографирования совершили 610 самолёто-вылетов и засняли площадь в 87 тысяч квадратных километров [44]. Особенно сложно было обнаруживать финские оборонительные сооружения. При первых полетах воздушные разведчики вместо главной оборонительной полосы финнов сфотографировали лишь старые оборонительные сооружения линии Маннергейма, не представлявшие серьёзной угрозы. В дальнейшем три экипажа 277-й штурмовой авиадивизии на самолётах Ил-2 прошли над Карельским перешейком с включенными аэрофотоаппаратами, затем другие экипажи Пе-2 произвели площадное фотографирование. Новые оборонительные сооружения были сфотографированы [44]. Боевые действия авиации были спланированы на четыре дня операции, предусматривалось проведение предварительной авиационной подготовки, она начиналась за день до проведения операции. Перед авиацией ставилась задача разрушать долговременные оборонительные сооружения противника и подавлять артиллерийской-минометные батареи в районе переднего края на направлении главного удара 21-й армии. В день атаки пехоты планировалось совершить два налета с целью уничтожения артиллерийских группировок противника и разрушения дзото-траншейной системы.
Для нарушения управления войсками противника части воздушной армии должны были нанести удары по штабам финских войск и узлам связи. Также ВВС Балтийского флота в первый день наступления должны были совершить 90 самолёто-вылетов бомбардировщиками и 300 штурмовиками с целью разрушения оборонительных сооружений противника в первой оборонительной полосе [44]. Высокая насыщенность авиации на узком участке фронта требовала от штурманской службы тщательной отработки всех вопросов самолётовождения. К наступательным боям готовилась и инженерно-авиационная служба. На Ленинградский фронт впервые в 13-ю воздушную армию поступили самолёты Ту-2 и Ил-4. Особое внимание уделялось самолётам только что прибывшим с заводов. За одну ночь на моторах всех новых машин были проведены регламентные работы, к утру все самолёты были готовы к боевому вылету. Части тыла 13-й воздушной армии подготовили аэродромы для быстрого перебазирования авиационных соединений и частей на Ленинградский аэроузел, создали необходимые запасы для их боевой работы [44]. Авиационное наступление 9 июня 1944 года авиация совместно с артиллерией нанесла удары по финским позициям в районе Старый Белоостров, озеро Светлое, Раяйоки. Только в одном налете по этим объектам участвовало 215 бомбардировщиков Ил-4, Пе-2 и Ту-2 113-й, 276-й и 334-й бомбардировочных авиадивизий и 155 штурмовиков Ил-2 277-й и 281-й штурмовых авиадивизий.
Эти удары разрушали дзото-траншейную систему в первой полосе обороны противника [44]. Бомбардировщики шли к цели колонной полков, боевой порядок которых состоял из колонны эскадрилий. По сигналу ведущего каждая девятка самолётов с высоты 1000-3000 м сбрасывала бомбы и освобождала место для следующей группы. Вслед за бомбардировщиками вражеские позиции бомбили штурмовые авиадивизии. Они наносили удары в боевом порядке полков с одного захода. Плотность бомбометания была очень высокой. На участках, подвергшихся ударам, были разрушены почти все инженерные сооружения [44]. Затем были нанесены ещё два массированных удара пожелезнодорожным станциям Выборг, Рауту, Райвола и тыловым частям противника в районе Кивиниеми, Валкярви и Кивеннапа. Расположенные там резервы противника и его огневые средства были разрушены, также была дезорганизована работа железнодорожного транспорта [44]. Во время нанесения первых ударов истребительная авиация надежно прикрывала наземные войска и группы бомбардировщиков и штурмовиков.
В этот день наши летчики в воздушных боях сбили 9 самолётов противника. Летчики-истребители наносили штурмовые удары по противнику, уничтожая колонны на дорогах, подавляя зенитные средства в районе действий бомбардировщиков и штурмовиков [44]. Через час после начала наземной части операции началась 30-ти минутная авиационная подготовка. Наступление пехоты поддерживалось непрерывным патрулированием, над полем боя, штурмовиков в составе 4-6 Ил-2. Штурмовики также действовали по узлам сопротивления противника по заявкам наземного командования [44]. В первый день наступления войска 21-й армии при поддержке авиации прорвали оборону противника на 20-ти километровом фронте и на главных направлениях вышли ко второму оборонительному рубежу. В последующие дни действиям авиации препятствовала испортившаяся погода, но 13-я воздушная армия продолжала обеспечивать наступление наземных войск. Хорошо было налажено взаимодействие штурмовой авиации с танковыми соединениями. Штурмовикам по радио передавались координаты узлов сопротивления врага, которые мешали продвижению танковых войск [44]. Утром 14 июня начался прорыв второй полосы обороны финских войск.
Затем ещё 280 бомбардировщиков и штурмовиков нанесли удары по опорным пунктам Неувола и Мустамяки. Средняя плотность ударов достигала 324 т на квадратный километр [44]. Сопротивление финских войск было очень упорным. Особенно ожесточенный бой разгорелся за укрепленный узел Кутерселькя, упирающийся в Финский залив.
Из восьми рот только две оказались там, где должны были находиться». Впоследствии этот пляж получит название Кровавый. Если на участке «Юта» высадка происходит практически по плану, то на берегу «Омаха» американцы встречают яростное сопротивление.
Это — основное место вторжения военных США. Плацдарм составлял узкую прибрежную полосу 8 км длиной, которая простиралась от восточного края Сент-Онорин-де-Перт до западного края Вьервиль-сюр-Мер, на правом берегу дельты реки Дув. Орудия корабля вели ответный огонь, но одно из орудий внезапно заклинило. Командир корабля сбежал с мостика, чтобы помочь комендору, но был смертельно ранен прежде, чем успел добежать до орудия. Мичман Фаулер принял командование кораблем и продолжал двигаться к берегу, хотя рулевое управление судном было повреждено.
National Archives 23. Скопление союзных войск, судов и техники. Берег Нормандии во время высадки войск в июне 1944 года.
National Archives 24. Это фото было сделано после того, как войска закрепления достигли берегов мыса Хок. Нескольких немецких военнопленных уводят после захвата мыса. Американский флаг разложили, чтобы остановить огонь союзных танков, которые шли с материка. National Archives 25. Два американских солдата сопровождают группу из немецких военнопленных на пляже Омаха. National Archives 26. Американские солдаты собирают убитых на пляже Омаха после вторжения союзных войск.
National Archives 27. Планеры, буксируемые военно-транспортными самолетами C-47, летят над пляжем Юта 7 июня 1944 года. National Archives 28. Три американских солдата отдыхают у бункера, который немецко-фашистские захватчики замаскировали под дом. National Archives 29. Труп немецкого солдата перед бункером. National Archives 30. Американский солдат осматривает в бинокль французский пляж.
Июнь 1944 года. National Archives 31. Союзные танки продвигаются по территории недалеко от Барентона, Франция. National Archives 32. Американские солдаты обсуждают план атаки на скотном дворе. National Archives 33.
Ожесточенный бой произошел лишь на участке, который обороняет Н-ское соединение. В течение дня немцы в этом районе дважды переходили в атаку, но не добились никаких результатов. Перед нашими позициями осталось несколько подбитых немецких, танков и бронетранспортеров и до 300 вражеских трупов. Снайпер т.
Никулин убил 13 немецких солдат, снайпер т. Лапин — 8, снайпер т. Рябушенко — 7, снайпер т. Климентьев уничтожил 5 немцев. Советские бойцы взорвали три землянки, уничтожили 20 гитлеровцев и, захватив 6 пленных, вернулись в свою часть. Самолеты противника были встречены истребителями части подполковника Корешкова. В ожесточенных воздушных боях летчики-балтийцы сбили 20 немецких самолетов. Ни один вражеский самолет не был допущен к цели. В воздушных боях особенно отличились летчики: старший лейтенант Черненко, старший лейтенант Камышников, лейтенант Жучков и лейтенант Шестопалов.
Заключительный этап и итоги Великой Отечественной войны
Выборг пал после непродолжительного боя, который по силе нельзя было сравнить с боями за этот старинный город в последние дни Зимней войны. Падение Выборга было горьким ударом для боевого духа войск и одновременно означало потерю прочного опорного пункта, который должен был бы связать упорной обороной значительные силы противника [24]. Авиация в Выборгской операции Подготовка операции С весны 1944 года значительно активизировалась деятельность финской разведывательной авиации. С марта до даты начала операции было зафиксировано 108 разведывательных полетов над войсками Ленинградского фронта. По данным нашей воздушной разведки, на восьми крупных аэродромах Финляндии базировалось 175 самолётов различных типов — бомбардировщики Ю-88, Хе-11, Bristol Blenheim; истребители Ме-109, фоккеры. На аэродромах в Эстонии и Латвии размещалось до 400 самолётов 1-го немецкого воздушного флота. Все эти самолёты могли быть легко переброшены в район Карельского перешейка, а фашистские бомбардировщики могли действовать и непосредственно с аэродромов Эстонии. В состав армии входили 276-я бомбардировочная, 277 и 281-я штурмовые и 275-я истребительная авиадивизии, 283-й истребительный и 13-й отдельный разведывательный авиаполки.
Перед операцией 13-я воздушная армия была усилена 334-й бомбардировочной и 113-й дальнебомбардировочной авиационными дивизиями резерва Верховного Главнокомандования, вооруженными самолётами Ту-2 и Ил-4 [44]. К началу операции в 13-й воздушной армии вместе с соединениями резерва Верховного Главнокомандования и 2-м гвардейским Ленинградским истребительным авиакорпусом ПВО было готово к выполнению боевой задачи 757 самолётов, из них 249 бомбардировщиков, 200 штурмовиков, 268 истребителей, 20 разведчиков и 20 корректировщиков. Кроме того, к операции привлекалось 220 самолётов ВВС Балтийского флота [44]. В Выборгской операции количественное и качественное превосходство в авиационной технике было на нашей стороне и авиация использовалась в форме авиационного наступления. На вооружении наших авиационных частей и соединений состояли новые самолёты бомбардировщики Ту-2, Ил-4, Пе-2, штурмовики Ил-2, истребители Як-9, Ла-5. Подготовка 13-й воздушной армии к Выборгской операции началась в мае 1944 года, Части тыла заранее подготовили аэродромы для приема летных частей с нарвского направления и авиасоединений резерва Верховного Главнокомандования. За несколько дней до начала операции они перебазировались на Ленинградский аэроузел.
Для обслуживания шести авиадивизий, сосредоточенных в районе Ленинграда, пришлось перебросить туда и тыловые части армии [44]. Большое внимание уделялось оперативной маскировке. Авиацией и войсками фронта имитировалась подготовка к наступлению на нарвском направлении. На нарвском направлении строились ложные аэродромы и устанавливались макеты самолётов. Эти меры способствовали обеспечению скрытности перебазирования летных частей в район Карельского перешейка и подготовки Выборгской операции [44]. За время подготовки к операции полеты воздушных разведчиков совершались одиночными самолётами, чтобы не вызвать подозрения о готовящемся наступлении. Для этой цели было выделено 60 самолётов, большую работу в разведке обороны противника на Карельском перешейке проделал 13-й разведывательный авиаполк.
Летчики воздушной армии для фотографирования совершили 610 самолёто-вылетов и засняли площадь в 87 тысяч квадратных километров [44]. Особенно сложно было обнаруживать финские оборонительные сооружения. При первых полетах воздушные разведчики вместо главной оборонительной полосы финнов сфотографировали лишь старые оборонительные сооружения линии Маннергейма, не представлявшие серьёзной угрозы. В дальнейшем три экипажа 277-й штурмовой авиадивизии на самолётах Ил-2 прошли над Карельским перешейком с включенными аэрофотоаппаратами, затем другие экипажи Пе-2 произвели площадное фотографирование. Новые оборонительные сооружения были сфотографированы [44]. Боевые действия авиации были спланированы на четыре дня операции, предусматривалось проведение предварительной авиационной подготовки, она начиналась за день до проведения операции. Перед авиацией ставилась задача разрушать долговременные оборонительные сооружения противника и подавлять артиллерийской-минометные батареи в районе переднего края на направлении главного удара 21-й армии.
В день атаки пехоты планировалось совершить два налета с целью уничтожения артиллерийских группировок противника и разрушения дзото-траншейной системы. Для нарушения управления войсками противника части воздушной армии должны были нанести удары по штабам финских войск и узлам связи. Также ВВС Балтийского флота в первый день наступления должны были совершить 90 самолёто-вылетов бомбардировщиками и 300 штурмовиками с целью разрушения оборонительных сооружений противника в первой оборонительной полосе [44]. Высокая насыщенность авиации на узком участке фронта требовала от штурманской службы тщательной отработки всех вопросов самолётовождения. К наступательным боям готовилась и инженерно-авиационная служба. На Ленинградский фронт впервые в 13-ю воздушную армию поступили самолёты Ту-2 и Ил-4. Особое внимание уделялось самолётам только что прибывшим с заводов.
За одну ночь на моторах всех новых машин были проведены регламентные работы, к утру все самолёты были готовы к боевому вылету. Части тыла 13-й воздушной армии подготовили аэродромы для быстрого перебазирования авиационных соединений и частей на Ленинградский аэроузел, создали необходимые запасы для их боевой работы [44]. Авиационное наступление 9 июня 1944 года авиация совместно с артиллерией нанесла удары по финским позициям в районе Старый Белоостров, озеро Светлое, Раяйоки. Только в одном налете по этим объектам участвовало 215 бомбардировщиков Ил-4, Пе-2 и Ту-2 113-й, 276-й и 334-й бомбардировочных авиадивизий и 155 штурмовиков Ил-2 277-й и 281-й штурмовых авиадивизий. Эти удары разрушали дзото-траншейную систему в первой полосе обороны противника [44]. Бомбардировщики шли к цели колонной полков, боевой порядок которых состоял из колонны эскадрилий. По сигналу ведущего каждая девятка самолётов с высоты 1000-3000 м сбрасывала бомбы и освобождала место для следующей группы.
Вслед за бомбардировщиками вражеские позиции бомбили штурмовые авиадивизии. Они наносили удары в боевом порядке полков с одного захода. Плотность бомбометания была очень высокой. На участках, подвергшихся ударам, были разрушены почти все инженерные сооружения [44]. Затем были нанесены ещё два массированных удара пожелезнодорожным станциям Выборг, Рауту, Райвола и тыловым частям противника в районе Кивиниеми, Валкярви и Кивеннапа. Расположенные там резервы противника и его огневые средства были разрушены, также была дезорганизована работа железнодорожного транспорта [44]. Во время нанесения первых ударов истребительная авиация надежно прикрывала наземные войска и группы бомбардировщиков и штурмовиков.
В этот день наши летчики в воздушных боях сбили 9 самолётов противника. Летчики-истребители наносили штурмовые удары по противнику, уничтожая колонны на дорогах, подавляя зенитные средства в районе действий бомбардировщиков и штурмовиков [44]. Через час после начала наземной части операции началась 30-ти минутная авиационная подготовка. Наступление пехоты поддерживалось непрерывным патрулированием, над полем боя, штурмовиков в составе 4-6 Ил-2. Штурмовики также действовали по узлам сопротивления противника по заявкам наземного командования [44]. В первый день наступления войска 21-й армии при поддержке авиации прорвали оборону противника на 20-ти километровом фронте и на главных направлениях вышли ко второму оборонительному рубежу. В последующие дни действиям авиации препятствовала испортившаяся погода, но 13-я воздушная армия продолжала обеспечивать наступление наземных войск.
Хорошо было налажено взаимодействие штурмовой авиации с танковыми соединениями. Штурмовикам по радио передавались координаты узлов сопротивления врага, которые мешали продвижению танковых войск [44]. Утром 14 июня начался прорыв второй полосы обороны финских войск. Затем ещё 280 бомбардировщиков и штурмовиков нанесли удары по опорным пунктам Неувола и Мустамяки. Средняя плотность ударов достигала 324 т на квадратный километр [44]. Сопротивление финских войск было очень упорным. Особенно ожесточенный бой разгорелся за укрепленный узел Кутерселькя, упирающийся в Финский залив.
Необходимо было усилить удары авиации, но низкая облачность исключала возможность применения авиации. В этот район было решено направить все экипажи штурмовиков, которые могли действовать при такой погоде. Под ураганным огнем зенитной артиллерии и пулеметов летчики-штурмовики шесть часов подряд бомбили вражеские позиции. Не успевали самолёты приземляться, как их быстро заправляли, загружали бомбами и боеприпасами, и они снова улетали на задание. При поддержке авиации наши войска к вечеру заняли этот пункт и продолжили наступление на Выборг. Обеспечивая наступление наземных войск авиация препятствовала отводу живой силы и техники противника на третью полосу обороны, производству оборонительных работ на этой полосе, массированными бомбардировками разрушали оборонительные сооружения финнов. Финское командование продолжало усиливать свои войска на Карельском перешейке.
На это направление было переброшено более 100 самолётов из состава 54-й истребительной эскадры, 1-й эскадры пикирующих бомбардировщиков и авиационных частей, базирующихся в Карелии. К моменту боев за Выборг активность авиации противника, особенно истребительной, сильно возросла. Немецкие и финские истребители нападали на советские бомбардировщики и штурмовики. В этот период бои в воздухе приняли исключительно ожесточенный и тяжелый характер.
В 20-ти фильмах использованы съёмки фронтовых кинооператоров и документы из зарубежных архивов. Художественный руководитель проекта — Роман Кармен.
Климентьев уничтожил 5 немцев. Советские бойцы взорвали три землянки, уничтожили 20 гитлеровцев и, захватив 6 пленных, вернулись в свою часть. Самолеты противника были встречены истребителями части подполковника Корешкова. В ожесточенных воздушных боях летчики-балтийцы сбили 20 немецких самолетов. Ни один вражеский самолет не был допущен к цели. В воздушных боях особенно отличились летчики: старший лейтенант Черненко, старший лейтенант Камышников, лейтенант Жучков и лейтенант Шестопалов. Советские патриоты устроили засаду и напали на гитлеровцев, возвращавшихся с разбойничьего набега. Партизаны убили 69 немецких солдат и офицеров и захватили в плен двух унтер-офицеров. Имущество, награбленное гитлеровцами у советских граждан, возвращено населению. Партизаны отряда имени Щорса пустили под откос воинский эшелон противника. Разбиты паровоз и 10 вагонов. Убито и ранено до 200 немецких солдат и офицеров. Ее остатки были отведены в тыл на переформирование.
Второй фронт — он всего лишь второй, а Первый — Первый, и все тут! И по хронологии, и по значению! Где он проходил? Ну, мы-то знаем. А вот на Западе забыли. И своими торжествами не хотят случайно «чего-нибудь» напоминать. Для того и применили к своему же Второму фронту «двойные стандарты» с названием — отмечают «День Д»! Всего лишь. И на том скажите спасибо, ведь они могли бы отмечать «начало борьбы с гитлеровско-сталинскими ордами», а то и просто — со «сталинскими»… Не ровен час, еще отметят! Если будут продолжать в том же духе… А «душок» этот не дает уже дышать всем честным людям, коих еще не перевелось на том же Западе. Известный американский профессор Карл Куалс публично выразил удивление шумихой вокруг празднования годовщины высадки в Нормандии в 1944 году, напомнив при этом о главной роли Красной армии в победе над фашизмом. Да, событие большое, важное, драматичное, но Красная армия сражалась и умирала в течение трех лет до «Дня Д» и теснила нацистов более чем за год до того, как кто-либо высадился на пляже Омаха», — написал он в «Твиттере».
Комментарии
- Хроника Великой Отечественной войны/Июнь 1944 года
- Сводка Совинформбюро за 6 июня 1944 года
- 66-летие высадки союзников в Нормандии »
- Хитрый фронт. Высадка в Нормандии опоздала на три года
- Свежие записи
- 6 июня 1944 года был открыт второй фронт в Европе
Le Monde (Франция): 6 июня 1944 года или «изувеченная радость»
Главная» Новости» Январь 1944 событие вов. 78 лет назад, 6 июня 1944 г. войска наших западных союзников по антигитлеровской коалиции начали Нормандскую десантную операцию, высадившись в Северной Франции. Хронология событий 6 июня 1944 года.
СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!
Ещё новости о событии. Вчера, 6 июня, исполнилось 66 лет со дня успешного начала операции союзных войск по высадке в Нормандии в 1944 году. За 4 июня в этом районе уничтожен 41 немецкий танк и сбито 33 самолёта других. «Известия» №146, 21 июня 1944 года Войска Ленинградского фронта одержали блестящую победу.