Российская академия наук (РАН). Дата выбрана неслучайно — именно 8 февраля 1724 года императором Петром I была открыта Российская академия наук. Учреждение Академии Наук в Российской Империи и ее развитие в XVIII-XIX веках. Создание Академии наук в Петербурге вывело Российскую империю вышла на совершенно другой уровень научного развития.
Российская академия наук отмечает свое 300-летие!
Первые члены Российской академии наук сразу приступили к работе по умножению научного и культурного богатства России. В 1925-м Российская академия наук была преобразована в Академию наук СССР. 1 августа 1725 года в Петербурге открылась Российская Академия наук. Российская академия наук (РАН). Российская академия наук (РАН). Российская академия наук (здание Академии наук в Петербурге).
Российская академия наук: замыслы Петра I и трехвековая история
Многие академики стали основателями музеев в тех городах, где они родились. Вице-президент РАХ А. Мыльников 1919-2012 родился и провел детство в городе Покровске ныне город Энгельс. Дед его, почетный гражданин города Н. Ухин, зерноторговец, попечитель и меценат, на свои деньги приобрел здания для женского епархиального училища и богадельни, щедро жертвовал деньги на Троицкую церковь, в которой он был старостой. Внук продолжил деятельность деда. Мыльников передал городу большое количество своих произведений и работ учеников для организации картинной галереи в бывшем доме купца Н. Ухина, предоставленном для этой цели в безвозмездное пользование Энгельсским муниципальным собранием.
Энгельсская картинная галерея А. Мыльникова, филиал Саратовского художественного музея имени А. Радищева, развивается как интереснейший культурный центр Заволжья. Вице-президент РАХ Е. Зверьков 1921-2012 передал в собрание Тверской областной картинной галереи большое количество своих произведений. Он организовал и финансировал ежегодный художественный конкурс живописных работ на соискание премии имени Е. Зверькова с устройством выставки и изданием каталога.
Зверьков стоял у истоков создания Детской художественной школы имени А. Голубкиной в городе Зарайске Московской области, курировал работу школы, участвовал в ежегодных просмотрах ученических работ, устраивал свои персональные выставки в выставочном зале школы, организовывал выставки работ учеников школы в московских выставочных залах. Холодный ветер. Глазунов 1930-2017 - создатель высшего художественного учебного заведения Российской академии живописи, ваяния и зодчества, а также учредитель и художественный руководитель Московской государственной картинной галереи Народного художника Ильи Глазунова, расположенной в центре Москвы, на Волхонке. Триста шесть собственных работ, экспонирующихся в галерее, подарены И. Глазуновым городу Москве. В экспозицию из своего личного собрания он предоставил также иконы, произведения древнерусского искусства - скульптуру, мебель, изделия из металла.
Для оформления интерьеров галереи им были переданы скульптура и антикварная мебель. Иванов род. Курнаков 1916-2010 много произведений подарил в российские музеи, только городу Орлу - 115 своих работ. Для их экспонирования на свои средства он построил музейное здание, в котором разместилась Картинная галерея А. Оссовскому 1925-2015 принадлежит инициатива воссоздания Историко-художественного музея в городе Малая Виска Украина. Ткачев род. Музей расположен в отреставрированном небольшом особняке начала ХХ века в Бежицком районе города, недалеко от улицы, где прошло детство будущих художников.
Помимо своих работ, они передали в музей и часть семейного архива: подарки друзей-художников, письма, фотографии, статьи из газет и журналов, монографии и альбомы, посвященные их творчеству. Московская государственная картинная галерея А. Шилова род. В 2003 году к нему пристроено здание по проекту М. Посохина, составившее со старым зданием единый архитектурно-художественный комплекс. В галерее экспонируются произведения художника, подаренные им городу. Скульптор А.
Бурганов род. Художественный облик музея своеобразен - это единый архитектурный и тематический ансамбль, объединяющий скульптуру и архитектуру с учетом городской среды в единое целое. В экспозиции представлены работы А. Бурганова; здесь же находится мастерская скульптора, в которой он работает уже более тридцати лет. Музейный комплекс многофункционален, в нем проводятся выставки, научные конференции, театральные показы, открыта детская студия. Музей «Дом Бурганова». Постоянная экспозиция.
Архив музея Ощущение духовной преемственности и ответственности за сохранение художественной культуры - тоже традиция, самый плодотворный принцип отношения к искусству, обусловивший его достижения. Это всегда понимала Академия, понимали и прекрасно формулировали гении искусств во всех областях. Великий Ф. Шаляпин писал со свойственной ему образностью мышления: «О традиции в искусстве можно, конечно, судить разное. Есть неподвижный традиционный канон, напоминающий одряхлевшего, склерозного, всяческими болезнями одержимого старца, живущего у ограды кладбища. Я имею в виду преемственность живых элементов искусства, в которых еще много плодотворного семени. Я не могу представить себе беспорочного зачатия новых форм искусства.
Если в них есть жизнь - плоть и дух, - то эта жизнь должна обязательно иметь генеалогическую связь с прошлым»[18]. По Уставу РАХ одной из ее основных задач является «совершенствование теории и практики художественного образования и эстетического воспитания, подготовка высококвалифицированных творческих кадров». В целях поддержания классического художественного образования по инициативе З. Церетели регулярно проводятся выставки студенческих работ в Москве и Санкт-Петербурге, а также за рубежом. Возродив традицию награждения учащихся академических образовательных заведений, РАХ учредила медаль «За успехи в учебе» с девизом, существовавшим еще на медалях екатерининских времен, - «Следуя достигнешь». В последнее время вошло в обиход название «мастер-класс», но практика «уроков мастера» существовала на протяжении всей истории Академии. Молодежь охотно допускали академики в свои мастерские, чтобы показать творческий процесс как, например, И.
Айвазовский, не преподававший в Академии. Из таких занятий возникали художественные кружки, впоследствии выраставшие в художественные школы. Академическое сообщество подхватывает эстафету своих славных предков - членов Императорской Академии. Ежемесячно З. Церетели безвозмездно проводит мастер-классы в одном из больших залов «Галереи искусств». В разное время и разных местах мастер-классы проводили А. Мыльников, Е.
Зверьков, Е. Максимов, Э. Дробицкий, И. Глазунов, Н. Вдовкин, А. Покровский, Н. Соломин, И.
Старженецкая, М. Шаньков, В. Малолетков, И. Обросов, С. Бенедиктов, А. Бобыкин, С. Андрияка, О.
Еремеев, М. Кишев, Н. Мухин, ГС. Паштов, ГГ Васильев, С. Голынец и другие. Сейчас в преподавательском составе художественных вузов - новое поколение выдающихся художников, скульпторов, графиков и искусствоведов: В. Церетели, А.
Салахова, Т. Назаренко, Н. Мухин, А. Теслик, А. Трошин, В. Калинин, М. Посохин, Д.
Швидковский, А. Рукавишников и многие другие. Воспитание высокопрофессиональных мастеров изобразительного искусства всегда было и остается главной целью Российской академии художеств. Полное собрание законов Российской Империи. Петров П. Сборник материалов для истории С. Том 1.
Далее: Петров. Отчет Императорской Академии художеств за 1909 год. Кондаков С. Императорская Академия художеств. Там же. Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний.
К 125-летию галереи. По страницам... Картинная галерея имени К. Саратов, 1987. Журнал Императорской Академии художеств за 1898 год. Журнал Императорской Академии художеств за 1913 год. Барсамов Н.
Иван Константинович Айвазовский. Симферополь, 1953. Архив РАХ. Литературное наследство.
Московская Школа математических и навигацких наук — первое в России и второе в Европе специализированное техническое учебное заведение, в котором готовили инженеров, судостроителей, геодезистов и многих других специалистов высшего и среднего уровня, вплоть до писарей. На первых порах Навигацкая школа размещалась в "Мастерских палатах" на Хамовническом дворе в Кадашах. Но профессор Генри Фарварсон, приглашенный Петром I из-за границы для постановки учебного процесса, нашел это помещение тесным и неудобным, прежде всего, для проведения астрономических наблюдений. По просьбе профессора последовал царский указ — "Об отдаче Сретенской Сухаревой башни для помещения математической школы".
Школой велено было ведать боярину Федору Алексеевичу Головину. В Школу принимали юношей от 12 до 20 лет всех сословий, кроме крепостных. Тех, кто нуждался в государственной помощи, брали на полный пансион. Школа была устроена, как и современная средняя школа из трех ступеней. В начальной школе обучали чтению, письму, основам грамматики и началам арифметики.
В стране практически не было своих ученых, отсутствовало высшее образование, поэтому император начинал с нуля. Поэтому для Российской академии наук приходилось создавать новый научный фундамент. На первых порах в состав академии вошли такие выдающиеся исследователи, как французский астроном и картограф Жозеф-Николя Делиль, швейцарский физик, механик и математик Даниил Бернулли, немецкий историк и филолог Готлиб Зигфрид Байер и великий математик и механик Леонард Эйлер.
Но спустя годы академия наук подготовила отечественных ученых, получивших блестящее образование в академических учебных заведениях: академиков С. Котельникова, И. Лепехина, В. Севергина и др. Петр Вяземский Споры о дате Многие историки до сих пор спорят, какой год считать официальной датой создания Российской академии наук. В наши дни мы празднуем день основания академии наук как День российской науки — 8 февраля. Именно 8 февраля 1724 г. Однако сам Петр Первый не успел торжественно открыть академию.
Это сделала его вторая жена императрица Екатерина I в декабре 1725 г. Источник: Wikipedia Петр Первый создавал академию наук по европейским канонам, но с учетом отечественной специфики. Российская академия наук учреждалась вместе с гимназией и университетом, которые готовили будущих ученых. Последние становились членами академии и получали жалование за обеспечение научно-технического развития государства. Первый президент Первым президентом академии наук стал лейб-медик Лаврентий Блюментрост — значимая для Петра Первого фигура. Кстати, несмотря на свои иностранные корни, Блюментрост первое время оставался единственным из академиков, родившимся в России. При подготовке документов об учреждении академии наук он руководствовался установками императора и успешно вел дела от его имени, а затем и от имени императрицы Екатерины. Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост.
Гравюра П.
По проекту, разработанному при Петре, были также основаны при Академии университет и гимназия, которые вначале влачили жалкое существование, не имея даже собственного помещения. Но там все же воспитывались, преодолевая все трудности, первые русские студенты. В 1725—1732 годах при Академии наук были организованы наряду с типографией, гравировальная и рисовальная палаты, мастерские для резьбы на камнях, переплетная и другие заведения.
День в истории 7 января: создание Российской академии наук
Собранные Петром I книги легли в основу первой при академии библиотеки. Указом Сената от 28 января 1724 года в городе Санкт-Петербург была учреждена первая Российская академия наук. Советы иностранцев помогли организовать учебный процесс, но присутствовать на открытии академии царь Петр не смог. Она открылась после его смерти при императрице Екатерине I. Было это 27 декабря 1725 года. Современная Российская академия наук Сегодня собрание российских ученых насчитывает 1195 членов, из них 471 — академики, еще 724 являются членами-корреспондентами.
К вопросу распространения наук в России император подошел системно — в том числе изучил и сравнил разные научные и образовательные институты европейских стран, сформулировал разницу между ними и решил, каких целей хочет достичь. Так, в самом начале проекта Положения Академии наук и художеств Петр дает следующее определение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко: феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины и филозофии, сиречь до какого состояния оныя ныне дошли, младых людей обучают.
Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором оныя ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оныя совершить и умножить тщатся, а о обучении протчих никакого попечения не имеют». При этом Петра интересовало одновременно, чтобы в России сразу появились ученые, которые бы занимались научным процессом как таковым, чтобы эти ученые готовили себе смену, обучая молодежь, и чтобы также шла подготовка будущих педагогов для дальнейшего обучения российского юношества: «1. Науки производить и совершить, однакожде тако, чтоб они тем наукам: 2. Младых людей ежели которые из оных угодны будут публично обучали, и чтоб они 3. Некоторых людей при себе обучили, которые б младых людей, первым рудиментам основательствам всех наук паки обучать могли». Таким образом, ни академия в ее чисто европейском виде, ни университет — а Петр в своих заграничных поездках посещал и те, и другие — не годились для того комплексного решения задачи, которое он задумал. Нужно было их соединить.
РАН ведет экспертизу государственных заданий на исследования и отчетов по ним. К Российской академии наук все чаще обращаются за экспертизой проектов государственных решений. Уже в этом году мы выдали свыше 40 тыс. Сегодня РАН ведет экспертизу всех значимых государственных проектов. Планами Петра и их реализацией восхищались многие европейские исследователи: в Европе внимательно следили за реализацией замысла. Так, уже упомянутый Фредерик Рюйш писал, что видит в Академии венец завоеваний Петра. Однако император умер в первую годовщину своего великого детища, 8 февраля по новому стилю 1725 г.
Первое официальное заседание и первые годы работы Наследница Петра Екатерина I повелела «удвоить усилия по ее Академии организации», подтвердила контракты с европейскими учеными — и они начали прибывать в Петербург. Якоб Герман, швейцарский математик на российской академической службе, сделал доклад о математическом доказательстве того, что Земля сплюснута у полюсов. Это первое документально зафиксированное заседание Петербургской академии наук. Кроме того, историки отмечают большое публичное собрание 27 декабря 1725 г.
Лихачёв генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» В. Мединский Министр культуры Российской Федерации Т. Нестеренко первый заместитель Министра финансов Российской Федерации Ю.
Осипов советник федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» В. Панченко председатель совета федерального государственного бюджетного учреждения «Российский фонд фундаментальных исследований» В.
Их открытия сделали Россию первой страной, освоившей космос, запустившей в эксплуатацию первую в мире атомную станцию. Со дня основания Академия занималась и издательской деятельностью. Это одна из важнейших задач в укреплении связей образования и науки, развитии образовательной деятельности. В разные годы это первое высшее научное учреждение России носило разные названия, но обобщенное, принятое в литературе, — Императорская академия наук. В 1999 году указом президента Российской Федерации день образования Российской Академии наук 8 февраля был установлен Днем российской науки.
1 августа в 1725 году в Петербурге открылась Российская Академия наук
Вавиловым, Институт физических проблем во главе с П. Велика роль академии в укреплении обороноспособности страны. Особенно ярко проявилась она в годы Великой Отечественной войны. В трудных условиях военного времени ученые Академии работали над проблемами, связанными с созданием нового вооружения, развитием оборонного производства, изысканием новых ресурсов, разработкой методов лечения раненых и т. Получили известность работы М.
Келдыша и С. Христиановича по совершенствованию авиационной техники, А. Александрова по защите военных кораблей от магнитных мин, А. Берга в области радиолокации, А.
Благонравова по созданию научных основ проектирования стрелкового вооружения. Ученые внесли большой вклад в совершенствование артиллерийских систем и в создание реактивного вооружения. Ильюшина, А. Яковлева, А.
Туполева были сконструированы самолеты, обеспечившие превосходство нашей авиации. В результате развития фундаментальных исследований были достигнуты значительные успехи в теоретической физике, астрофизике, химии, геологии. Были открыты и освоены месторождения нефти в Поволжье и Предуралье, месторождения золота, платины и алмазов в Сибири. С первых послевоенных лет начался новый этап в развитии Академии наук, на которую были возложены ответственные задачи по содействию восстановлению и развитию народного хозяйства, ускорению научно-технического прогресса.
В этот период особое внимание уделялось развитию науки на периферии организации новых институтов и научных центров. К концу 1950-х годов в Академию наук входило 12 филиалов. В 40-х годах ученые Академии наук решили такие сложнейшие научные и технические проблемы, как овладение энергией атомного ядра, проникновение в космос, создание электронных средств переработки информации. Под руководством И.
Курчатова были сделаны первые шаги в мирном использовании ядерной энергии: уже в 1954 г. Игорь Васильевич Курчатов, советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Нашей страной был проложен путь в космос. Запуск в 1957 г.
Гагарина 1961 , ознаменовавшие начало космической эры человечества, стали возможны благодаря работам многих научных коллективов, в том числе возглавлявшихся С. Королевым, М. Келдышем, В. Работы Л.
Ландау по теории конденсированных фаз отмечены Нобелевской премией по физике за 1962 г. Разработка Л. Канторовичем экономико-математических методов отмечена в 1975 г. Нобелевской премией в области экономических наук.
К середине 70-х годов значительно возросло количество научных сотрудников Академии: В 1975 г.
Лаборатория будет работать до конца февраля. Рисование иероглифов". Посетитель выставки выбирает иероглиф — каждый иероглиф означает пожелание список иероглифов в приложении. Затем модератор либо сам изображает иероглиф специально для посетителя, либо по желанию участника проводит для него мастер-класс по каллиграфии. Регистрация доступна по ссылке. В Государственном биологическом музее имени Тимирязева 8 февраля проведут очередной эфир еженедельной программы "Поговори с биологом", приуроченный к празднику. Слушатели узнают о том, какими научными темами занимаются сотрудники музея, как они готовят новые выставки и проводят свое свободное время. Эфир можно послушать онлайн через группу музея в соцсети " ВКонтакте".
Для очного присутствия необходимо приобрести входной билет в музей. Добавим также, что Главархив Москвы подготовил новую онлайн-выставку "Ученые России: страницы жизни. К 300-летию Российской академии наук". Ее можно посмотреть в зале "1950—2000 годы" виртуального музея " Москва — с заботой об истории". Мероприятия ко Дню российской науки для школьников в Москве Некоторых из мероприятий, о которых мы рассказали выше, подойдут и детям точную информацию можно получить на сайте мероприятий или связавшись с организаторами. Стоит отдельно рассказать и о других мероприятиях для школьников в Москве. Так, к примеру, 8 февраля в Дарвиновском музее пройдет День российской науки, приуроченный к 300-летию со дня основания Российской академии наук. Участники узнают о биолюминесценции, обсудят механизмы природного свечения и выяснят, как бактериям в этом помогает чувство кворума. Помимо этого, 8 февраля в отреставрированном Московском дворце пионеров пройдет масштабный научный фестиваль "Наука начинается здесь".
Он начнется в 14:00 и будет посвящен достижениям молодых ученых и развитию научной сферы. Будет проведены мастер-классы, научные шоу, выставка работ юных изобретателей, а также научно-популярные лекции. Гости увидят эффектные опыты с жидким азотом и эксперименты с электричеством, смогут узнать много нового об астрономии, космонавтике, биологии, химии, инженерии, математике, аддитивных технологиях, мехатронике, географии, физике. Все мероприятия рассчитаны на посетителей школьного возраста, но будут интересны и взрослым.
Кропачев ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» С. Лавров Министр иностранных дел Российской Федерации А. Лихачёв генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» В. Мединский Министр культуры Российской Федерации Т.
Нестеренко первый заместитель Министра финансов Российской Федерации Ю.
Первым президентом назначен Л. Первые академики АН математик Я. Герман, астроном Ж. Делиль, физиолог и математик Д. Бернулли и др.
Первым отечественным академиком стал М. В конце XVIII — начале XIX веков, в связи с организацией сети университетов и научных обществ, функции Академии изменились, её деятельность стала носить исследовательский характер.
Российская академия наук. Досье
Учреждение Академии наук при Петре I | У истоков создания Российской Академии наук стоял царь-реформатор Петр I Великий. Он отчетливо понимал, что развитие промышленности и торговли в России в большой мере связано с уровнем развития науки. |
Вы точно человек? | К юбилейной дате в России учреждена медаль «300 лет Российской академии наук». |
1725 Открытие Академии наук
По его проекту Академия существенно отличалась от всех родственных ей зарубежных организаций. Она была государственным учреждением: ее члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Академия соединила функции научного исследования и обучения, имея в своем составе университет и гимназию. Первым домом, в котором поселилась Российская академия наук, называвшаяся тогда Академией наук и художеств в Санкт-Петербурге, было здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве.
Его проектирование и строительство было начато в 1718 г. Махаев, Г. Гравюра на меди «Проспект вниз по Неве реке между Зимним ея императорского величества домом и Академией наук». Разрабатывая проект создания Академии наук, Петр I заботился о том, чтобы ее деятельность была на уровне мировой науки своего времени.
Первые научные заседания Академии наук стали проводиться в 1725 г. Создание Академии имело очень важное политическое значение: оно демонстрировало стремление России соответствовать европейскому уровню не только в военно-технической области, но и в сфере просвещения. Академия открылась под президентством Лаврентия Лаврентьевича Блюментроста. Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост 1692 - 1755 - лейб-медик Петра I, первый президент Академии наук и художеств.
Академия состояла из трёх «классов». В первом - классе математических наук - ученые занимались математикой, астрономией, навигацией, механикой. Второй класс носил название «класса естественных наук», где академики изучали физику, анатомию, ботанику и химию. В третьем классе «гуманиоры, истории и права» велись исследования в областях риторики, античной и новой истории, естественного и публичного права, политики и этики.
Всего в штате Академии наук числилось 11 академиков - в первом и втором классах по четыре, и три - в третьем. С 1728 г. Также при Академии работала собственная типография, которая быстро завоевала прекрасную репутацию, и ей было поручено издание всей литературы в стране, кроме церковной. Это сразу обозначило ведущую роль Академии в общем развитии российской культуры.
Велись работы по геодезии и картографии. В 1745 г. Развитие математики и механики на начальном этапе работы Академии было связано, прежде всего, с именем Леонарда Эйлера. С 20 лет и до конца жизни научная деятельность этого великого ученого была связана с Академией наук России.
В 1742 г. Ломоносов, многогранная деятельность которого составила целую эпоху в истории развития отечественной науки. В 1748 г. Ломоносов выдвинул принцип сохранения вещества и движения.
Новое слово сказал он в геологии и географии, уделял много внимания совершенствованию горного дела, металлургии, конструированию навигационных и других приборов. Ломоносов явился преобразователем русского литературного языка и русского стихосложения. Он был автором первой грамматики русского языка, первого курса риторики на русском языке, исследований по стилистике, истории русского государства. Большое внимание Ломоносов уделял подготовке молодой научной смены, развитию образования и просвещения в стране.
При его активном участии в 1755 г.
Через посредство Лефорта, Гюйссена и других лиц и Петр уже знал о Лейбнице, и в декабре 1708 года последний уже по предложению царя составил для него записку о введении в Россию наук. Повторяя здесь в основном свои предложения Лефорту, Лейбниц резче подчеркнул утилитарный, практический характер знаний. В особенности же много он распространяется о пользе технических знаний. Наконец, отбросив разговоры о религиозных миссиях, Лейбниц уже прямо указывает на желательность торгового проникновения Европы в Китай через Россию [24]. Здесь в беседе великий ученый развил перед царем свой план. В первую очередь произвести исследование природы и географических условий страны, ассигновав на это 10000 талеров и поручив руководство этим одному опытному лицу. Затем организация коллегии, которой должно быть поручено руководство школами, науками и искусствами, книжным и бумажным делом, лечебным делом, солеварнями и рудниками, изобретениями и мануфактурами, введение культуры новых растений, новых фабрик, расширение торговли. Средства коллегии должны составляться из пошлин от торговли китайской, балтийской и каспийской, а также от разных привилегий вроде устройства лагерей, открытия ломбардов, банков и мастерских.
Президент коллегии должен быть членом верховных учреждений государства, члены иметь права секретарей царя. Ко всему этому присоединялись проекты заданий для коллегии: улучшения внутренней навигации, судоходства по Днепру, изготовки измерительных приборов для инженеров [25]. Эта грандиозная программа сочетания научной работы с проблемами промышленного и торгового развития в одном учреждении, в которой мы встречаем и многие из проектов Лейбница о берлинском обществе науки, не могла не произвести впечатления на Петра. Программа открывала перед иностранцами широкие возможности использования отсталой страны. Грандиозность проекта делала его осуществление сомнительным. И возможно, что под влиянием возражений и сомнений Петра, Лейбниц стал высказываться за постепенность в деле осуществления. После нового их свидания Лейбниц уже прямо писал о создании Академии наук и рекомендовал для начала озаботиться организацией библиотеки и кабинета редкостей [26]. Царь, окончательно плененный Лейбницем, дал ему чин тайного юстиц-советника и пенсию в 2000 гульденов, рассчитывая и в дальнейшем пользоваться его советами. В то же время Лейбниц, уже предвидевший примирение Англии с Францией, настаивал в Германии на союзе немецких держав с царем для противодействия Франции.
Развитие европейской торговли, повсеместная борьба за торговые пути не могла не отразиться на этом государстве, давно уже связанном торговыми сношениями с Западом, но ограниченном в своих сообщениях Архангельском и Белым морем. Борьба за Черное и Азовское море, недоконченная и оставленная, длительная и увенчавшаяся успехом борьба за Балтийское море, связанная с этим необходимость реформы военного дела, создание флота, появление крупной мануфактуры и металлургических заводов — все это как будто выдвигало на переднюю линию торговую буржуазию. Выдвижение худородных, создание буржуазной администрации, борьба против знати вызвали соответствующую оценку петровской политики у историка-купца. Но вся реформа, включая и развитие промышленности, проводилась не только на старой социальной, в основе крепостной, базе, но и с дальнейшим закрепощением масс. А перед этим сословием даже легшие на него тяготы — в частности повинность военной службы — открыли новые возможности. С другой стороны, буржуазии не хватало ни капиталов, ни знаний, ни рабочей силы. А в двадцатых годах, когда после окончания Великой Северной войны стала с каждым годом расти и шириться балтийская торговля, было уже несомненно, что вся эта торговля целиком в руках у иностранцев, прежде всего англичан, что русского коммерческого флота нет и при существующих условиях быть не может. И к моменту смерти Петра уже чувствовалась дворянская реакция против его политики развития промышленности и военного дела за счет земледелия. Несмотря на это обстоятельство, повернуть назад уже было невозможно.
Российская империя нуждалась в сильной армии и флоте, а тем самым в обслуживающей их крупной промышленности и в дальнейшем росте внешней торговли, дающей государству необходимые средства. В рамках крепостной действительности начальные элементы будущего капитализма были уже заложены. Необходимость знаний Новая Россия требовала развития знаний, прежде всего прикладных знаний. Нужны были инженеры, техники, знающие офицеры, мореплаватели. И мы видим и в действиях, и в высказываниях Петра и его сотрудников тот же утилитарный практический взгляд на науку, который так характерен для изучаемой эпохи. Организация прежде всего навигацких школ, где обучали арифметике, геометрии, тригонометрии, геодезии, навигации и астрономии, и морской академии свидетельствует о том, какой вид профессионального образования насаждался прежде всего. Переводы иностранных книг в первую очередь таких, как география Варения, архитектура Виньоля, искусство фортификации Вобана, кораблестроение Аллярда и т. Нельзя сказать, чтобы при этом пренебрегали гуманитарными знаниями. Так, известны старания Петра о собирании материалов по русской истории, включая материалы по его собственному царствованию.
Это больше всего история военного дела, промышленности и техники. Русские образованные кадры Когда говорят о петровской эпохе, обычно подчеркивают роль иностранцев и невозможность обойтись без них в деле выучки и насаждения нового. Это указание совершенно правильно. Но нельзя забывать и того, что страна создавала и свои, пусть очень немногочисленные, образованные кадры. Прежде всего отметим самого Петра. Он не только царь, полководец и администратор. Он и первый редактор первой русской газеты, и редактор переводов иностранных книг, и изобретатель русской гражданской азбуки. Он сам всю жизнь учился. Недооценивают обычно работу таких людей, как В.
Татищев историк, экономист, политик, инженер и администратор и совсем забывают таких узких, но высококвалифицированных специалистов, как Ф. Соймонов и А. Однако в громадном большинстве случаев эти люди были действительно очень узкими специалистами и при том практическими деятелями прежде всего. Ученых, кроме Татищева, не было. Да и этот ученый прежде всего нужен был для административной деятельности, где так не хватало образованных людей. Думать об осуществлении проекта Лейбница без помощи иностранцев нельзя было. А думать об этом начали задолго до практического осуществления. Так уже в 1714 г. В 1718 г.
Утилитарный взгляд на науку И несомненно, что взгляд на задачи этой Академии был практический, утилитарный. Таков вообще был взгляд на науку передовых людей эпохи. Идеолог передовой торговой буржуазии эпохи, Посошков, перечисляя необходимые науки ставил вслед за языками и арифметикой геометрию, архитектуру и фортификацию [34]. Сношения Петра с западными учеными начались еще во время его пребывания в 1697 г. Сюда относится знакомство с ученым, бургомистром Амстердама Витзеном, бывавшим ранее в Москве и составившим карту восточной и южной Европы и Азии. С помощью Витзена Петр познакомился с другими учеными, осмотрел анатомический кабинет Рюйша и другие кабинеты и музеи. Выше мы говорили о встречах и общении с Лейбницем. Смерть последнего в 1716 году помешала ему работать в направлении осуществления его проектов. Связь с французской Академией наук Поездка Петра в 1717 году в Париж имела прежде всего политическое значение.
Враждебное отношение Англии к России, резко обнаружившееся после побед последней над Швецией, побуждало Петра искать сближения с Францией. Но в Париже он заинтересовался и учеными, посетил Академию наук и установил с ней связь. По возвращении в Россию Петр послал в Париж Нартова для усовершенствования в токарном деле. В 1720 г. Между тем в 1720 г. Соймонов привез в Петербург из Астрахани составленную им карту и описание Каспийского моря. Петр послал карту на отзыв в парижскую Академию. Петр был избран членом Парижской Академии наук. К этому времени окончательно был решен вопрос об учреждении Академии наук в Петербурге.
Работу над этим делом Петр поручил своему лейб-медику Блюментросту. Блюментрост Отец Лаврентия Блюментроста переехал в Россию при Алексее Михайловиче: он был сюда вызван по протекции своего пасынка, пастора. Молодой Блюментрост, окончив в Москве школу Глюка, продолжал образование за границей, вернулся в Россию в 1714 году и стал лейб-медиком сначала сестры царя Натальи, а с 1718 г. Командировка Шумахера В феврале 1721 г. Он вез с собой в Париж и вышеупомянутую карту Соймонова и благодарственное письмо Петра по поводу избрания в Академию. За несколько месяцев перед этим Петр писал германскому философу Вольфу, ученику Лейбница, о своем намерении создать Академию [39]. Шумахеру было поручено звать Вольфа в Россию. Такое же поручение ему было дано и в отношении французского астронома Делиля и других ученых. В Париже Шумахер присутствовал в заседаниях Академии, где рассматривалась карта Соймонова, потом осматривал обсерваторию и кабинеты.
В Германии, Англии и Голландии Шумахер осматривал кабинеты и музеи, дав их подробное описание в своем отчете [40]. По возвращении Шумахера в Россию Петр поручил Блюментросту составить проект учреждения Академии наук. Возражения против Академии наук в правящих кругах Но в правящих кругах России эта мысль не встречала единодушного одобрения. Та дворянская реакция, которая в то время уже чувствовалась, опиралась на широко распространенное в населении убеждение, что меры Петра тягостны и непосильны для страны, что они в конце концов искусственны и вредны. Внешняя слава достигалась ценой неслыханных жертв и разорения. Так и Академия Наук в безграмотной стране казалась ненужной и дорогой роскошью. Как-то кто-то из его приближенных высказал сомнение в полезности Академии при отсутствии обучения юношества тем наукам, которые будут разрабатываться академиками. На это Петр прямо ответил, что на Академию будут возложены не только ученые, но и учебные функции. Академия должна быть подобна парижской, но с указанным отличием.
Отметим, однако, и другое отличие, больше сближавшее нашу Академию с Берлинским обществом наук. Учреждалось 3 класса: 1 математический, 2 физический, 3 гуманитарный. Таким образом здесь было место для гуманитарных наук — истории и юриспруденции. В Академии учреждались должности президента и секретаря, назначенных императором, который брал на себя протекторат над Академией.
В отличие от западноевропейских академий, которые автономны, РАН в большей степени зависит от государства. В 1934 году все подразделения академии были переведены в Москву. С 21 ноября 1991 года указом президента России вновь воссоздана Российская академия наук. Санкт-Петербургский университет — это одно из крупнейших учебных заведений мира. Сегодня в его состав входит: 22 специальных факультета, 13 научно-исследовательских институтов, а также факультет военного обучения и общеуниверситетская кафедра физической культуры и спорта. Здания университета расположены в основном в Василеостровском и Петродворцовом районах города.
На Васильевском острове расположен так называемый Василеостровский учебно-научный комплекс с историческим главным зданием университета ранее здание Двенадцати коллегий , а в Старом Петергофе — Петродворцовый учебно-научный комплекс.
Подписание соглашений и визиты важных гостей традиционно сопровождаются фотографией на фоне стены с двумя рядами одноформатных портретов, добавляющих к восприятию галереи элемент присутствия в храме науки», - вспоминает экс-президент РАН, академик Александр Сергеев. В торжественности момента многие стесняются полюбопытствовать об именах и причине строгого, почти канонического облика и расположения фигур, так не свойственных стилю разнообразно одухотворенного представления деятелей науки. Сотрудники президиума объясняют, что это парадные портреты первых президентов Российской императорской академии наук. Перечисление имен первого ряда напоминает о том, Академия наук, образованная указом Петра в 1724 году, закладывалась сначала трудами европейских ученых, приглашенных в Россию из разных стран и нашедших здесь вторую родину, заметил академик. Какой Академия была в самом начале своей жизни? Ее первым главой с 1725 по 1733 гг.
Блюментрост получил хорошее домашнее образование, закончил московскую гимназию Иоганна Эрнста Глюка, учился в нескольких европейских университетах и в 1713 году в Лейдене защитил диссертацию, став доктором медицины. Российский император поручил ему подготовку «Проекта положения об учреждении Академии наук», который был разработан к началу 1724 года, представлен Петру I и одобрен на заседании Правительствующего Сената. В первом составе РАН были одни иностранцы. В 1725 году в Петербург начали прибывать из-за границы первые академики: математики Я.
«Академический марксизм» 1920—1930-х гг. и история Академии: случай . А.Н. Шебунина
- Мозг нации. Российская академия наук отмечает 295-летие
- Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки!
- Триста лет в поисках истины. 8 февраля — юбилей Петербургской академии наук
- Открытие Императорской академии наук
- Российская академия наук: От мечты Петра Великого до открытий вселенского масштаба
Вы точно человек?
Так что Академия наук сыграла огромную роль в распространении научных знаний в России. Российская академия медицинских наук не дожила до своего 70-летия. После Февральской революции 1917 года «политкорректно» переименована в Российскую Академию Наук, в 1925 году – в Академию наук СССР, а с ноября 1991 года это Российская академия наук (РАН). Академия наук 13 Васильевский остров 51 наука и образование 116 открыты 376 Правление Екатерины I 13.
Российская академия наук: От мечты Петра Великого до открытий вселенского масштаба
Принято считать, что идея создания Академии наук в Петербурге родилась из бесед первого российского императора с Лейбницем. Российская академия наук насчитывает 1938 членов, из них 855 академиков и 1083 члена-корреспондента. Выступившие на нем академики и нгер отметили создание Академии наук в России как крупнейшее событие того времени.
В 2024 году Российская академия наук празднует 300-летие
1 августа В 1725 году в Петербурге открылась Российская Академия наук | При академии был открыт Академический университет (1726— 1766 гг.) — первое в России светское высшее учебное заведение. |
1725 Открытие Академии наук | После Февральской революции 1917 года «политкорректно» переименована в Российскую Академию Наук, в 1925 году – в Академию наук СССР, а с ноября 1991 года это Российская академия наук (РАН). |
История создания Петербургской академии наук
- Родились: Гумер Баширов, Гузель Уразова
- Учреждение Академии наук при Петре I - предыстория создания и история развития Академии наук
- Настройки шрифта:
- Мозг нации. Российская академия наук отмечает 295-летие
- «Пора перестать считать нас за варваров...»
- РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - 275 ЛЕТ | Наука и жизнь
Новые публикации
- Наука РФ - официальный сайт
- Российская академия наук — Википедия
- День российской науки: дата, история, традиции и мероприятия — 07.02.2024 — Статьи на РЕН ТВ
- В каком веке произошло открытие академии наук
- Настройки шрифта:
В каком веке произошло открытие академии наук
Российская академия наук: От мечты Петра Великого до открытий вселенского масштаба | Благодаря научным поискам первых членов академии наук в России появились обсерватории, музеи, исследовательские лаборатории и университеты. |
Российская академия наук: замыслы Петра I и трехвековая история | Российская академия наук была объединена в Императорскую Санкт-Петербургскую академию наук в 1841 году. |
Петр I подписал указ об образовании Российской Академии наук и художеств | Первая в России академия наук (прообраз современной РАН) появилась в 1724 году по распоряжению Петра I. Несколько первых лет Академия существовала без фиксированного названия и часто называлась «Академией наук» или «Академией наук и художеств». |
Реформа или уничтожение: как изменилась РАН за годы собственной перестройки - МК | гравировальная палата и другие отделения. |