Новости акулина карповна лыкова

Агафья Карповна Лыкова – последняя, кто остался в живых из древнего рода, который уже на протяжении многих десятилетий не признает мирской суеты и не хочет возвращаться в социум.

Агафья Лыкова - биография, новости, личная жизнь

Карп Осипович и Акулина Карповна Лыковы происходили из общины староверов из окрестностей города Абазы. В 1978 году заимку нашли геологи, мать Акулина Карповна к этому времени скончалась. Последняя представительница семьи староверов Агафья Лыкова по сей день проживает в таежном уединении. Этот год стал очень тяжелым для Лыковых, мать семейства Акулина не пережила голодное время. Именно голод стал причиной смерти Акулины Карповны.

Знаменитая отшельница Лыкова на курорте "Усолье"

В частности, в семье Лыковых главным продуктом питания был картофель, употребление которого было строго запрещено в некоторых течениях старообрядчества. Несмотря на бегство из мира и отшельничество, Лыкова не признаёт беспоповское учение о царстве духовного антихриста и исчезновение священства церковной иерархии. Она отмечает, что «если бы священство прекратилось, прервалось, то давно бы и век прекратился. Гром грянул бы, и нас не было бы на этом свете. Священство будет до самого последнего Второго Христова пришествия». Агафья Лыкова: почему дочь известных отшельников осталась одна Как известно, в последнее время знаменитая на всю страну отшельница Агафья Лыкова все чаще просит «большую землю» о помощи, а недавно женщина даже решила обзавестись подругой.

Теперь в силу возраста Лыковой нелегко дается полная изоляция. Однако на самом деле Агафья осталась в одиночестве еще в 80-х годах. Причем, ее братья и сестра ушли из жизни буквально друг за другом. Поддержите наш проект — Qiwi копилка: Отец Агафьи Карп Осипович долго думал прежде, чем решился увести свою супругу Акулину, 9-летнего сына Саввина и 2-летнюю дочь Наталью в непролазную тайгу. Хотя события, происходившие вокруг в начале ХХ века, заставили многих старообрядцев покинуть свои дома и бежать подальше от людей, а точнее от революционеров, которые не жаловали религиозно настроенных граждан.

Последней каплей, толкнувшей главу семейства на побег, стало убийство брата Лыкова. Большевики расправились с мужчиной прямо на глазах у его родственников. Именно тогда Карп Осипович окончательно и утвердился в мысли о том, что пора уносить ноги. В 1936 году Лыковы обосновались в самой глуши Саянской тайги. Там Акулина родила сына Димитрия и дочь Агафью.

Несмотря на наличие детей, супруги не собирались возвращаться в цивилизацию, а, напротив, все больше отдалялись от нее. Они не изменили своего мнения даже тогда, когда в начале 60-х жена Карпа Осиповича скончалась от голода. Год оказался неурожайным, и организм женщины не выдержал. Возможно, Акулину можно было бы спасти, но Лыковы не обратились за помощью на «большую землю». Младшие дети Лыковых, Димитрий и Агафья, впервые увидели других людей, кроме членов своей семьи, только в 1978 году, когда на территорию «владений» отшельников неожиданно пожаловали геологи.

Усатые обитатели заимки доказали, что не зря получают свою порцию козьего молока. Гадюки после этого не выживают. Так и отвадили", - вспоминает Агафья. Может, кошки на заимке и не Рикки-Тикки-Тави, но хозяйку в обиду змеям не дали. Порой к ним привыкает настолько, что жизнь по-другому и не представляет, а удивляется чему-то новому совсем редко. Когда Агафья впервые попала в "мир" в конце 1980-х, больше всего ее поразили не многоэтажные дома, машины или полет на вертолете, а конь, поезд и... Еще в лагере геологов младшая Лыкова с отцом Карпом смотрела телевизор, непременно отмаливая "грех" после каждого просмотра, часто видела прилетавшие вертолеты, да и рассказывал глава семьи своим детям о разном, что бывает на свете. Но впервые увидев лошадь, знакомую лишь по описанию от родителей, Агафья воскликнула: "Конь! Тятенька, конь!

Никогда такого не видела". А сегодня в географическом смысле тяжело подобрать слово, более подходящее для Карповны, чем "местная". При этом у отшельницы нет и никогда не было паспорта или других документов. А вот деньги водились. В свое время ей даже пришлось вести товарно-денежные отношения, хоть и совершенно не так, как это делаем мы в привычной жизни. За деньги у нее покупал картошку бурильщик Ерофей Седов, бывший одним из первых пришлых и долго живший по соседству с заимкой Лыковых. Без оплаты Седов принимать еду отказывался. Так и появились в хозяйстве старообрядчицы деньги, которые за ненадобностью со временем затерялись. Огонь добывался исключительно с помощью трутовика и кремния.

Но чтобы древние приспособления по разведению огня работали исправно, их необходимо правильно подготовить. Во-первых, кремня в Сибири намного больше в характере людей, чем в виде минерала, потому найти его непросто. В семействе отшельников, например, большой кусок кремния лежал на видном месте как запас жизненно важного сырья. Во-вторых, трутовик в сыром виде для розжига непригоден. Так что если вам доведется затеряться в лесу и возникнет необходимость развести огонь, лучше иметь при себе непромокаемые охотничьи "серянки", а не пытаться высечь искру на сырой трутовик. Как раз тот случай, где надеяться на Бога можно, но главное самому не плошать. В дороге по горам геологи за ним едва поспевали. Здоровьем Агафья вся в него. Лечится молитвой, но врачи регулярно бабушку навещают.

В этом году медосмотр провела московский врач Наталья Джунковская, которая заверила, что все у Лыковой для такого возраста отлично.

Георгий обитал в скромной постройке неподалеку. Домик Георгия в таёжном тупике фото: Данил Барашков Привезли отшельнице гостинцы и сюрпризы. В их числе — небольшая солнечная батарея, чтобы можно было и телефон подзарядить, и свет включить, когда надо. Это подарок мецената Олега Дерипаски. Он оплатил и полёт вертолёта, и продукты и всё остальное. Письма для Агафьи фото: Виктор Непомнящий «Агафья, как обычно, обрадовалась гостям. Хотя она не одна, на заимке постоянно дежурит наш инспектор, он будет с ней два-три месяца. Иначе нельзя, всё-таки человек в возрасте, надо быть рядом. Но она помощь не отвергает, уже привыкла, — говорит Виктор Непомнящий.

Мы ещё удивились: «Многовато, зачем столько коз? И чистить за ними, и кормить. Если сено завозить вертолётом, выйдет золотое. Так что надеемся уговорить слегка сократить «поголовье». Тем более на эти дни как раз приходится пост. Так что праздник для неё — это не застолье и веселье. А 7 января, когда Рождественский пост закончится, можно будет отведать масла и мяса. Но пока праздники по-христиански: светлые помыслы да молитва. Агафья благодарит за помощь фото: Виктор Непомнящий Знаменитая отшельница Агафья Лыкова к 77 годам словно сама стала частью тайги, как воздух или вода её родной реки Еринат. Лишь с помощью кремня разрешено творить огонь.

Лечиться — таёжной аптечкой. Для отваров — сушёный брусничник, подорожник, рябина. Чага — древесный гриб — его отшельница считает лекарством от всех болезней.

К сожалению, и на новом месте семье не удалось избежать трагедии.

В 30-х годах на глазах у всей семьи охрана заповедника убила одного из братьев Карпа Лыкова. Это стало сильнейшим потрясением, побудившим семью переселиться глубоко в тайгу и вести отшельнический образ жизни. В семье на тот момент воспитывались трое детей — Савин, Наталия и Дмитрий. Агафья родилась уже после того, как Лыковы разорвали любые связи с внешним миром.

Трагедия цивилизации Вплоть до конца 70-х годов семья Лыковых жила в отшельничестве на берегу притока Абакана — реки Еринат. Они сами ткали и шили себе одежду, питались в основном ягодами и корнеплодами, выращивали зерно. В холодное время года Лыковы голодали, трудностей не выдержала мать семейства — Акулина Лыкова, она умерла в 1961 году. Однако это не пошатнуло веру семьи Лыковых, они продолжали соблюдать старообрядческие традиции и не стремились вернуться в город, даже когда преследования староверов прекратились.

В 1978 году на жилище Лыковых случайно наткнулась группа геологов по другим сведениям, это были охотники , исследовавшая этот район Сибири. Из благих побуждений они стали периодически навещать отшельников, приносили им еду и предлагали помощь, но в конечном итоге это обернулось трагедией. Из-за долгой жизни в замкнутой среде, не имея никаких контактов с другими людьми, Лыковы стали более уязвимы, чем другие люди, к бактериям и вирусам из внешнего мира. Любая простуда могла оказаться для них смертельной.

Первым от болезни скончался брат Агафьи Дмитрий, через три месяца — Савин, а всего через 10 дней — сестра Наталия. Из всех детей выжить удалось только Агафье. Следующие семь лет она прожила в хижине вместе со своим отцом, которого горячо любила и ласково называла тятей.

Агафья Лыкова отшельница семья староверов видео биография история

Агафья очень его любила, уход родителя стал для женщины сильным ударом. Похоронив отца, Агафья осталась одна. Она часто ходит на могилу родителя, над которой установлен деревянный крест. Часть 2 Отшельница В 1990 году, вскоре после кончины отца, Лыкова на время перебралась в старообрядческий женский монастырь, где прошла постриг в монахини.

Но долго ее жизнь в монастыре не продлилась. Женщина возвратилась на заимку, объяснив это проблемами со здоровьем и идейным расхождением с другими верующими. Агафья Лыкова возле своего дома С тех пор Лыкова жила на своей земле, почти не выбираясь во внешний мир.

Время от времени к женщине приезжают послушники, считающие ее духовным авторитетом. Часто у нее жили и помощники. Иногда сама Лыкова просит местные власти о помощи, так как справляться с хозяйством одной ей тяжело.

Ерофей Седов Дольше всего вместе с Агафьей прожил Ерофей Седов, который был в составе группы, обнаружившей семейство. Мужчина скончался в 2015 году. Агафья Лыкова пишет письмо Бывший губернатор Кемеровской области Аман Тулеев не единожды отдавал распоряжения, чтобы отшельнице предоставили необходимую помощь, а в 2011 году Агафья в письме попросила присоединить ее к Русской православной старообрядческой церкви.

Просьбу отшельницы удовлетворили. Агафья Лыкова попросила присоединить ее к Русской православной старообрядческой церкви Кто прославил Лыковых? Всесоюзную популярность отшельники обрели благодаря журналисту и писателю Василию Пескову.

Он был в составе той группы геологов, которая познакомилась с Лыковыми в 1978 году. Василий Песков Василий написал о семействе ряд заметок под общим заголовком «Таёжный тупик», и они пользовались столь большой популярностью, что журналист в итоге переработал их в книгу. Многие помнят его именно по ней.

Познакомившего мир с Лыковыми журналиста не стало в 2013 году.

В 1945 году, после прихода на заимку пограничников в поисках дезертиров, семья перекочевала на другой приток Большого Абакана — Сок-су. Первую зиму, пока строили избу, прожили в шалаше. Там их и увидели геологи в конце 1970-х годов. К этому времени у Лыковых на Сок-су было две избы в девяти километрах одна от другой: верхняя на речке и нижняя в северу.

Лыковы вернулись на Еринат в 1987 г. Жилось семье всегда трудно, особенно в 30-40-е годы: питались травами, корни и листья в хлеб толкли, в варево клали. Употребляли едовы травы, такие как кипрей, резунка, потнишник, саранка. Так поступали и с берёзовым корьём. Баданные корни месяц в реке отмачивали, отваривали, сливали семь вод, чтобы вывести горечь.

Марьины корни также отмачивали в реке, четыре воды сливали при варке. Хлеб пекли: саломы чашку столь на квас, боданных корней ведёрной чегун, тада толь репна мякина или кипрей, да муку глинну, хлеб такой, картошак-то нисколь не было. Как выселились, двацатъ лет ни пшеницы, ни гороху, нисё не было у нас. Ечменъ в речке посеем, он не дойдёт, а салома-то вырастет, в ступе тада толкли солому. Ну, тада посеял гарох, в горохе адин каласок только пшетща-то.

Етот каласок-то тада пшеницу и развели, да ишо голого ячменя вон каласок адин тоже подобрал, да ат аднаво каласка развели. Трапезничает рис. Мотаковой Легче становилось летом, появлялись грибы, ягоды, кедровые шишки. В голодную пору несозревшие шишки пекли и ели с мездрой: ежлих много наесса, сердце давит. Из орехов готовили кедровое молоко.

Собирали ягоды: чернику, смородину, бруснику. На зиму сушили грибы и лук, в варево клали. Когда с Лебедя зашли, берёзовы опилки ели. Была мука заготовлена ржана, и зерно было. Медведь всё нарушил.

Вышли тада, голот, берёзовы апилки ели, карьё берёзово да баданны корень. Там боле нисё, травы нету на Прилавке. Мясо появилось, по воспоминаниям Агафьи, когда подросли братья. Акулина Карповна, мать Агафьи, умерла в голодный неурожайный 1961 год на 60-м году жизни. Она, спасая детей, сама недоедала.

В то время Карпа Иосифовича дома не было, с охоты он принёс восемь глухарей, но жены в живых уже не застал. К моменту «обнаружения» геологами таёжных жителей в семье было пятеро: глава семейства — Карп Иосифович, сыновья Саввин 45-и лет , Димитрий 36-и лет и дочери Наталья 42-х лет , Агафья 34-х лет. Дети с малых лет приучались к труду, прясть Агафья начала с пяти лет. Семья жила натуральным хозяйством, занималась рыболовством и охотой. Сохранена культура земледелия, патриархальный уклад жизни.

Лыковы выращивали свою картошку, этим спасались от голода. По оценкам исследований научного сотрудника Московского научно-исследовательского института картофелеводства О. Никаких вирусов в лыковском картофеле не было обнаружено. В тех местах очень хорошие почвенно-климатические условия, почва разрыхленная, много гумуса. Пользовались Лыковы инструментами собственного изготовления, похожими на мотыги, но более вогнутыми.

Ими удобно обрабатывать землю на горных склонах, у Лыковых огород террасированный, и инструмент для обработки картофеля — гребок — они приспособили применительно к тем условиям. Таёжные жители в естественных условиях на практике приобрели опыт выращивания большого урожая картофеля: готовили картофель к посадке путём проращивания прогреванием в помещении, затем высаживали в грунт. Эффективность такого метода доказана наукой. Сеяли лён и коноплю, кустарным способом производили домотканое полотно. Ткань была льняная и конопляная.

Мужчины в семье носили рубашки-косоворотки, женщины -платья простого покроя. Повседневную одежду красили охрой, лиственничной корой, праздничную — жимолостью. Верхняя одежда утеплялась. Одежду Лыковы называли лапатиной. Мужчинам шили шапки кабарожьи.

В теплое время ходили босые, на холод изготавливали сапоги из кожи домашней выделки и берестяную обувь. Береста была в большом употреблении в быту. Из бересты дратвой шили и обувь, и посуду. Обутки лыковские напоминают по форме лапти, шьются из нескольких слоев бересты. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.

Даля лапти из бересты названы как берестеники, берестяники, берещанки и берещаники [Даль 2000, I: 84 , Лыковы же их называли обутки. Агафье на седьмом году жизни Карп Иосифович сшил обутки из бересты, тежолы, — признается она. Вовнутрь клали сушёную траву потнишник, для этого запасали на озере осоку, загат? Из бересты шили также обувь, похожую на болотные сапоги. О них рассказывает Алексей Уткин охотник с Алтая, промышлявший в тех местах : У них так-то берестяные были болотные сапоги высокие.

Вот подошвы в пять слоев, вот досюда в три слоя, вот досюда в два слоя, и всё это прошито узенькой полосочкой берёсты. Почему-то вода не протекает, всё очень плотно сделано. Посуду берестяную шили разную: туеса, чуманы и чумашки, ложки, поварёшки. В употреблении была и посуда, изготовленная из дерева ложки, миски, ступки. Немногочисленные металлические предметы пилы, топоры, мотыги таёжные жители ценили и берегли.

Для охоты копали ямы-ловушки. В тех местах из зверей обитают марал, лось сохатый , медведь, волк, росомаха, рысь, кабан польска свинья , лиса, заяц. Охотились только на зверей без когтей, зайца и медведя в пищу не употребляли, вера не позволяла. По представлениям староверов, зверь с когтями олицетворяет нечистую силу [Бойко, Самотик 1998: 63]. Мясо марала сушили — заготавливали на зиму.

Занимались Лыковы и рыболовством. Через реку ставили заездки. Городить реку было трудно: работали в ледяной воде. Заездки надо было чистить постоянно, необходимо было убирать листву, сторожить днём и ночью. Агафье приходилось одной караулить заездки, чтобы не сорвало их сильным ветром: рыба-то пока была, гарадили заездки, только вот этим ишо в голот-то… уш как на посном-то, тады не снесли.

В наши дни Агафья Карповна с помощью гостей вновь возобновила «строительство» заездок, хотя продолжает ставить и сети.

Но и в окрестностях заимки Лыковых, бывает, раздаются чуждые дикому лесу звуки резких и громких хлопков. Это Агафья бросается петардами. Медведи - частые, хоть и непрошеные гости в хозяйстве Карповны. Это очень опасные животные - не зря потапычи носят титул "хозяин леса". Не раз отшельница встречалась с огромными хищниками неподалеку от своего дома, но Бог миловал, да и звери были одиночками. А вот медведица с медвежатами куда опаснее. В 2021 году мохнатое семейство две недели бродило вокруг заимки, поддерживая в тонусе всех обитателей и гостей таежного подворья. Пришлось даже вызвать инспектора заповедника для защиты людей.

В одну из поездок добровольцы привезли с собой пиротехнику и научили бабушку ей пользоваться. Теперь Карповна не боится медведей, которые так досаждали ей последние годы, и, зажигая очередной запал, улыбается. Сегодня и самая изысканная выпечка на столе никого не удивит. Только в таежном хозяйстве к хлебу совершенно иное отношение. В далеком 1961 году, когда зима выдалась очень затяжной, а в июле выпал снег, семья отшельников потеряла почти весь урожай. Этот год стал очень тяжелым для Лыковых, мать семейства Акулина не пережила голодное время. Летом 1962 года на огороде, где когда-то рос горох, неожиданно взошел один колосок ржи. Хрупкий стебелек оберегали весь год, и он дал 18 зерен. Четыре года упорного труда понадобилось Лыковым, чтобы снова поесть ржаной каши и испечь хлеб.

После стольких испытаний голодом Агафья Карповна никогда не нарушает пост. Скрывают ее от взгляда уличные фонари и неоновые огни реклам. На подворье Агафьи небо могут заслонять только пушистые ветви сибирской сосны, а от падений "звезд" порой трясется земля под ногами. Просто над домом Лыковой проходит траектория падения ступеней ракет, стартующих с Байконура. Несмотря на 2 тыс. Даже кошки и козы в хозяйстве привыкли и не обращают на это внимания. Что уж говорить о самой Агафье? Сотрудники заповедника каждый раз до и после запусков предлагают ей эвакуироваться на несколько дней и каждый раз получают отказ. Бабушка верит, что лучше любой эвакуации ее защитит молитва.

Это картошка и конопля. Хоть Петра Первого глава семейства Карп считал личным врагом по религиозным причинам, без завезенной на Русь императором картошки сибирские старообрядцы в лесу умерли бы с голоду.

Хотя события, происходившие вокруг в начале ХХ века, заставили многих старообрядцев покинуть свои дома и бежать подальше от людей, а точнее от революционеров, которые не жаловали религиозно настроенных граждан. Последней каплей, толкнувшей главу семейства на побег, стало убийство брата Лыкова.

Большевики расправились с мужчиной прямо на глазах у его родственников. Именно тогда Карп Осипович окончательно и утвердился в мысли о том, что пора уносит ноги. В 1936 году Лыковы обосновались в самой глуши Саянской тайги. Там Акулина родила сына Димитрия и дочь Агафью.

Несмотря на наличие детей, супруги не собирались возвращаться в цивилизацию, а, напротив, все больше отдалялись от нее. Они не изменили своего мнения даже тогда, когда в начале 60-х жена Карпа Осиповича скончалась от голода. Год оказался неурожайным, и организм женщины не выдержал. Возможно, Акулину можно было бы спасти, но Лыковы не обратились за помощью на «большую землю».

Младшие дети Лыковых, Димитрий и Агафья, впервые увидели других людей, кроме членов своей семьи, только в 1978 году, когда на территорию «владений» отшельников неожиданно пожаловали геологи. Несмотря на то, что Карп Осипович подался в леса как раз из-за человеческих злодеяний, отшельник принял визитеров довольно радушно. Спустя 2 года к Лыковым пожаловал профессор, доктор медицинских наук Игорь Назаров, который и стал известен благодаря своим книгам, посвященным исследованиям легендарных затворников.

Щенок для отшельницы. Зачем губернатор Кузбасса посещал Агафью Лыкову

Пятеро членов семьи Лыковых: отец Карп Осипович, мать Акулина Карповна и трое детей почти пятьдесят лет не встречали людей и жили по старобрядным традициям. Этот год стал очень тяжелым для Лыковых, мать семейства Акулина не пережила голодное время. Жена Лыкова Акулина Карповна очень хотела переехать на кордон, ближе к людям. Акулина Карповна, мать Агафьи, умерла в голодный неурожайный 1961 год на 60-м году жизни. Агафья карповна лыкова последние новости.

Как сейчас живет отшельница Агафья Лыкова, которую чуть не заразила ковидом питерская блогерша?

Первоначально семья отшельников состояла из четырех человек: Карпа Осиповича, Акулины Карповны и двоих детей – Савина и Наталии. Новости последних лет о жизни отшельницы Агафья лыкова, Тайга, Видео, Длиннопост, Отшельники. Этот год стал очень тяжелым для Лыковых, мать семейства Акулина не пережила голодное время. В 1978 году заимку нашли геологи, мать Акулина Карповна к этому времени скончалась.

Популярное

  • Как живет сейчас Агафья Лыкова
  • Популярное
  • Сообщить об опечатке
  • Предыстория семьи Лыковых: sbitnevsv — LiveJournal

ТАЁЖНЫЙ ТУПИК

Акулина Карповна Лыкова (в девичестве Дайбова), родом из села Дайбово Республики Алтай (умерла от голода 16 февраля 1961 года). Биография отшельницы Агафьи Карповны Лыковой: личная жизнь сейчас, строительство нового дома в тайге, съемки документального фильма. Главная» Новости» Агафья карповна лыкова последние новости. Умерла Акулина Карповна двадцать один год назад, от «надсады» (тяжело подняла) и от голода, доконавшего слабое тело.

Как сейчас живет отшельница Агафья Лыкова, которую чуть не заразила ковидом питерская блогерша?

Трагедия цивилизации Вплоть до конца 70-х годов семья Лыковых жила в отшельничестве на берегу притока Абакана реки Еринат. Они сами ткали и шили себе одежду, питались в основном ягодами и корнеплодами, выращивали зерно. В холодное время года Лыковы голодали, трудностей не выдержала мать семейства Акулина Лыкова — она умерла в 1961 году. Однако это не пошатнуло веру семьи Лыковых, они продолжали соблюдать старообрядческие традиции и не стремились вернуться в город, даже когда преследования староверов прекратились.

Отшельница и гости с большой земли. Из благих побуждений они стали периодически навещать отшельников, приносили им еду и предлагали помощь, но в конечном итоге это обернулось трагедией. Из-за долгой жизни в замкнутой среде, не имея никаких контактов с другими людьми, Лыковы стали более уязвимы к бактериям и вирусам из внешнего мира.

Любая простуда могла оказаться для них смертельной. Первым от болезни скончался брат Агафьи Дмитрий, через три месяца — Савин, а всего через 10 дней сестра Наталия. Из всех детей выжить удалось только Агафье.

Следующие семь лет она прожила в хижине вместе со своим отцом, которого горячо любила и ласково называла тятей. Карп Лыков умер в 1988 году, оставив Агафью в полном одиночестве. Карп Осипович Лыков.

Она привыкла к отшельнической жизни, так как не знала никакой другой, но при этом никогда не была в полном одиночестве. К тому времени о Лыковых уже было известно и правительству, и волонтерским организациям, они помогли Агафье найти дальних родственников и даже поселиться в старообрядческом монастыре. По словам родственников Агафьи, больше всего в городе ее удивили дети, потому что до этого она никогда не видела «маленьких людей» — они ей очень понравились.

Увы, отношения с родственниками и жизнь в монастыре не складывались.

В одну из поездок добровольцы привезли с собой пиротехнику и научили бабушку ей пользоваться. Теперь Карповна не боится медведей, которые так досаждали ей последние годы, и, зажигая очередной запал, улыбается. Сегодня и самая изысканная выпечка на столе никого не удивит. Только в таежном хозяйстве к хлебу совершенно иное отношение. В далеком 1961 году, когда зима выдалась очень затяжной, а в июле выпал снег, семья отшельников потеряла почти весь урожай. Этот год стал очень тяжелым для Лыковых, мать семейства Акулина не пережила голодное время. Летом 1962 года на огороде, где когда-то рос горох, неожиданно взошел один колосок ржи.

Хрупкий стебелек оберегали весь год, и он дал 18 зерен. Четыре года упорного труда понадобилось Лыковым, чтобы снова поесть ржаной каши и испечь хлеб. После стольких испытаний голодом Агафья Карповна никогда не нарушает пост. Скрывают ее от взгляда уличные фонари и неоновые огни реклам. На подворье Агафьи небо могут заслонять только пушистые ветви сибирской сосны, а от падений "звезд" порой трясется земля под ногами. Просто над домом Лыковой проходит траектория падения ступеней ракет, стартующих с Байконура. Несмотря на 2 тыс. Даже кошки и козы в хозяйстве привыкли и не обращают на это внимания.

Что уж говорить о самой Агафье? Сотрудники заповедника каждый раз до и после запусков предлагают ей эвакуироваться на несколько дней и каждый раз получают отказ. Бабушка верит, что лучше любой эвакуации ее защитит молитва. Это картошка и конопля. Хоть Петра Первого глава семейства Карп считал личным врагом по религиозным причинам, без завезенной на Русь императором картошки сибирские старообрядцы в лесу умерли бы с голоду. А коноплю, по словам геологов, отец семейства даже благодарил в ежедневной молитве, настолько она была важна для выживания. Главное, что давало растение, - ткань. Одежда, веревки, сети и леска для ловли рыбы, нитки, а еще молоко и масло, употребляемые в пищу, - все это изготавливалось из конопли.

На примитивном ткацком станке, привезенном еще из "внешнего мира", Карповна научилась ткать ткани, выделывать пояса и плетенки. Молоко и масло конопли обладают лечебными свойствами. А вот наркотическими - нет. Не стоит забывать, что конопля эта дикая, а старообрядцы не употребляли в пищу не то что вино, но и табак, и даже чай. Судя по тому, как выглядит и чувствует себя 79-летняя Агафья, - диета правильная.

Бабушке Агафье уже 77, здоровье подводит. Поэтому её много лет опекают инспекторы заповедника «Хакасский», на территории которого находится знаменитая заимка Лыковых. На прошлой неделе Карповна принимала гостей с большой земли фото: Виктор Непомнящий Приезжают волонтёры и помощники по хозяйству.

Иначе самой уже сладить трудновато. А перебраться поближе к людям, в деревню или город, попросту не может. Места суровые, но здесь она родилась, здесь вся её жизнь, как оставишь? Новый дом Агафьи Лыковой фото: zapovednik-khakassky. Он останется с ней на зиму». Правда, новым помощником Агафьи отца Георгия назвать сложно. Напомним, он жил рядом с отшельницей больше пяти лет. Георгий обитал в скромной постройке неподалеку.

Домик Георгия в таёжном тупике фото: Данил Барашков Привезли отшельнице гостинцы и сюрпризы. В их числе — небольшая солнечная батарея, чтобы можно было и телефон подзарядить, и свет включить, когда надо. Это подарок мецената Олега Дерипаски. Он оплатил и полёт вертолёта, и продукты и всё остальное. Письма для Агафьи фото: Виктор Непомнящий «Агафья, как обычно, обрадовалась гостям. Хотя она не одна, на заимке постоянно дежурит наш инспектор, он будет с ней два-три месяца. Иначе нельзя, всё-таки человек в возрасте, надо быть рядом. Но она помощь не отвергает, уже привыкла, — говорит Виктор Непомнящий.

Мы ещё удивились: «Многовато, зачем столько коз? И чистить за ними, и кормить. Если сено завозить вертолётом, выйдет золотое.

От голода умерла мать. Ещё бы один неурожайный год — и избушка в тайге полностью опустела бы. Но 1962-й оказался теплым. Огород снова зазеленел. Среди семян гороха случайно попалось ржаное зернышко. Для единственного колоска сделали загородку от бурундуков и мышей. Урожай составил 18 зерен.

Только через три года ржи хватило на несколько горшков каши. Агафья и Дмитрий Лыковы. В конце 1950-х Лыковы увидели на небе двигавшиеся звезды. Про искусственные спутники они ничего не знали, но Карп предположил, что они наблюдают нечто рукотворное. Сыновья ему, правда, не поверили. Через десять лет с Байконура начали запускать ракеты «Протон», выводившие на орбиту спутники. Ракеты пролетали над убежищем Лыковых через 8 минут после старта, и отработанные вторые ступени падали в глухую тайгу. Однажды Лыковы увидели три огненных шара, за которыми тянулся хвост пламени. Куски раскаленного металла начали падать где-то в тайге, издавая громкие шлепки. Перепуганные староверы долго молились.

Сибириада: жизнь по соседству с людьми Появление людей отшельники сперва приняли за наказание, но чуть позже — объявили его божьим даром. Перемену настроения во многом обеспечила соль, которую геологи в один из первых визитов на заимку подарили таежным робинзонам. Родителям, помнившим вкус соли, было очень непросто свыкнуться с пресной пищей, поэтому Карп Осипович счел дешевый подарок драгоценностью. Дети тоже быстро пристрастились подсаливать еду. На базе геологов сыновья жадно рассматривали железный лом, сваленный в дальнем углу: изделия из металла на заимке были наперечет. Два топора, сделанных ещё в 1920-х годах, сточились почти до обухов. Поразила отшельников электрическая лампочка. Они тыкали в её стекло пальцами и ойкали, обжигаясь. Знакомство с людьми дорого обошлось Лыковым. Не имевшие никакого иммунитета Савин и Дмитрий заразились пневмонией и в конце 1981 года умерли.

Вскоре скончалась обессилевшая от болезни и горя Наталья. Карп Осипович с Агафьей остались вдвоем. Карп и Агафья Лыковы с Василием Песковым. Источник: peoples. Он написал об отшельниках серию очерков, вызвавших огромный интерес. Лыковы прославились на весь мир, и гости на заимке стали появляться гораздо чаще. Привозили вещи, помогали на огороде… Среди подарков были куры, козы, кошки и собака. Отшельники с интересом разглядывали журналы с фотографиями современных городов, не понимая, как можно жить в таких муравейниках.

Биография Агафьи Лыковой

  • «Таежный тупик»: как семья Лыковых смогла так долго прожить в изоляции
  • Агафья Лыкова. Последние новости на сегодня, 27.04.2024 — Старообрядцы
  • Счастливая жизнь Агафьи Лыковой: miha56 — LiveJournal
  • Как живет сейчас единственная из семьи староверов отшельница Агафья Лыкова
  • …А еще Агафья Карповна серчает на медведя

– Здравствуйте, Агафья Карповна!

Летом ходили босые, зимой — в обуви из берёсты , позже из кожи, когда научились выделывать шкуры. Для добывания огня использовали кресало и кремень. Контакты с цивилизацией[ править править код ] Известность семье принесли статьи в газете « Комсомольская правда », написанные журналистом Василием Песковым , который с 1982 года часто приезжал к Лыковым. По результатам этих визитов им написана книга « Таёжный тупик », неоднократно переиздававшаяся и вышедшая на нескольких иностранных языках. Наблюдения за семьёй с медицинской точки зрения проводил врач Игорь Павлович Назаров. В своей статье в газете « Труд » он высказал мнение, что причиной смерти Дмитрия, Савина и Наталии явилась слабость иммунитета Лыковых из-за отсутствия контактов с внешним миром, что привело к пневмонии при заражении от посетителей.

И нам теперь ясен исторический в триста лет путь к лесной избушке над Абаканом. Мать и отец Карпа Лыкова пришли с тюменской земли и тут в глуши поселились. До 20-х годов в ста пятидесяти километрах от Абазы жила небольшая староверческая община. Люди имели тут огороды, скотину, кое-что сеяли, ловили рыбу и били зверя.

Назывался этот малодоступный в тайге жилой очажок Лыковская заимка. Тут и родился Карп Осипович. Сообщалась с «миром» заимка, как можно было понять, через посредников, увозивших в лодках с шестами меха и рыбу и привозивших «соль и железо». В 23-м году добралась до заимки какая-то таежная банда, оправдавшая представление общины о греховности «мира», — кого-то убили, кого-то прогнали. Заимка перестала существовать. Проплывая по Абакану, мы видели пустошь, поросшую иван-чаем, бурьяном и крапивой. Семь или восемь семей подались глубже по Абакану в горы, еще на полтораста верст дальше от Абазы, и стали жить на Каире — небольшом притоке реки Абакан. Подсекли лес, построили хижины, завели огороды и стали жить. Драматические события 30-х годов, ломавшие судьбы людей на всем громадном пространстве страны, докатились, конечно, и в потайные места.

Староверами были они восприняты как продолжение прежних гонений на «истинных христиан». Карп Осипович говорил о тех годах глухо, невнятно, с опаской. Давал понять: не обошлось и без крови. В этих условиях Лыковы — Карп Осипович и жена его Акулина Карповна решают удалиться от «мира» возможно дальше. Забрав в опустевшем поселке «все железное», кое-какой хозяйственный инвентарь, иконы, богослужебные книги, с двумя детьми Савину было одиннадцать, Наталье — год семья приискала место «поглуше, понедоступней» и стала его обживать. Сами Лыковы «бегунами» себя не называют. Возможно, слово это у самих «бегунов» в ходу и не было, либо со временем улетучилось. Но весь жизненный статус семьи — «бегунский»: «с миром нам жить не можно», неприятие власти, «мирских» законов, бумаг, «мирской» еды и обычаев. Остаток ее расплылся стеариновой лужицей, и от этого пламя то вдруг вырастало, то часто-часто начинало мигать — Агафья то и дело поправляла фитилек щепкой.

Карп Осипович сидел на лежанке, обхватив колени узловатыми пальцами. Мои книжные словеса о расколе он слушал внимательно, с нескрываемым любопытством: «Едак-едак…» Под конец он вздохнул, зажимая поочередно пальцами ноздри, высморкался на пол и опять прошелся по Никону — «от него, блудника, все началось». Дверь в хижине, чтобы можно было хоть как-то дышать, и чтобы кошки ночью могли сходить на охоту, оставили чуть приоткрытой. В щелку опять было видно спелую, желтого цвета луну. Новое слово «дыня» заинтересовало Агафью. Ерофей стал объяснять, что это такое. Разговор о религии закончился географией — экскурсом в Среднюю Азию. По просьбе Агафьи я нарисовал на листке дыню, верблюда, человека в халате и тюбетейке. Прежде чем лечь калачиком рядом с котятами, пищавшими в темноте, она горячо и долго молилась.

Огород и тайга В Москву от Лыковых я привез кусок хлеба. Показывая друзьям — что это такое? Да, это лыковский хлеб. Пекут они его из сушеной, толченкой в ступе картошки с добавлением двух-трех горстей ржи, измельченной пестом, и пригоршни толченых семян конопли. Эта смесь, замешенная на воде, без дрожжей и какой-либо закваски, выпекается на сковородке и представляет собою толстый черного цвета блин. Едят и теперь — настоящего хлеба ни разу даже не ущипнули». Кормильцем семьи все годы был огород — пологий участок горы, раскорчеванный в тайге. Для страховки от превратностей горного лета раскорчеван был также участок ниже под гору и еще у самой реки: «Вверху учинился неурожай — внизу что-нибудь собираем». Вызревали на огороде картошка, лук, репа, горох, конопля, рожь.

Семена, как драгоценность, наравне с железом и богослужебными книгами, сорок шесть лет назад были принесены из поглощенного теперь тайгой поселения. И ни разу никакая культура осечки за эти полвека не сделала — не выродилась, давала еду и семенной материал, берегли который, надо ли объяснять, пуще глаза. Картошка — «бесовское многоплодное, блудное растение», Петром завезенная из Европы и не принятая староверами наравне с «чаем и табачищем», по иронии судьбы для многих стала потом основною кормилицей. И у Лыковых тоже основой питания была картошка. Она хорошо тут родилась. Хранили ее в погребе, обложенном бревнами и берестой. Но запасы «от урожая до урожая», как показала жизнь, недостаточны. Июньские снегопады в горах могли сильно и даже катастрофически сказаться на огороде. Обязательно нужен был «стратегический» двухгодичный запас.

Однако два года даже в хорошем погребе картошка не сохранялась. Приспособились делать запас из сушеной. Ее резали на пластинки и сушили в жаркие дни на больших листах бересты или прямо на плахах крыши. Досушивали, если надо было, еще у огня и на печке. Берестяными коробами с сушеной картошкой и теперь заставлено было все свободное пространство хижины. Короба с картошкой помещали также в лабазы — в срубы на высоких столбах. Все, разумеется, тщательно укрывалось и пеленалось в берестяные лоскуты. Картошку все годы Лыковы ели обязательно с кожурой, объясняя это экономией пищи. Но кажется мне, каким-то чутьем они угадали: с кожурою картошка полезней.

Репа, горох и рожь служили подспорьем в еде, но основой питания не были. Зерна собиралось так мало, что о хлебе как таковом младшие Лыковы не имели и представления. Подсушенное зерно дробилось в ступе, и из него «по святым праздникам» варили ржаную кашу. Росла когда-то в огороде морковка, но от мышиной напасти были однажды утрачены семена. И люди лишились, как видно, очень необходимого в пище продукта. Болезненно бледный цвет кожи у Лыковых, возможно, следует объяснить не столько сидением в темноте, сколько нехваткою в пище вещества под названием «каротин», которого много в моркови, апельсинах, томатах… В этом году геологи снабдили Лыковых семенами моркови, и Агафья принесла к костру нам как лакомство по два еще бледно-оранжевых корешка, с улыбкой сказала: «Морко-овка…» Вторым огородом была тут тайга. Без ее даров вряд ли долгая жизнь человека в глухой изоляции была бы возможной. В апреле тайга уже угощала березовым соком. Его собирали в берестяные туеса.

И, будь в достатке посуды, Лыковы, наверное, догадались бы сок выпаривать, добиваясь концентрации сладости. Но берестяной туес на огонь не поставишь. Ставили туеса в естественный холодильник — в ручей, где сок долгое время не портился. Вслед за березовым соком шли собирать дикий лук и крапиву. Из крапивы варили похлебку и сушили пучками на зиму для «крепости тела». Ну а летом тайга — это уже грибы их ели печеными и вареными , малина, черника, брусника, смородина. Но летом надлежало и о зиме помнить. Лето короткое. Зима — длинна и сурова.

Запаслив, как бурундук, должен быть житель тайги. И опять шли в ход берестяные туеса. Грибы и чернику сушили, бруснику заливали в берестяной посуде водой. Но все это в меньших количествах, чем можно было предположить, — «некогда было». В конце августа приспевала страда, когда все дела и заботы отодвигались, надо было идти «орешить». Орехи для Лыковых были «таежной картошкой». Шишки с кедра Лыковы говорят не «кедр», а «кедра» , те, что пониже, сбивались длинным еловым шестом. Но обязательно надо было лезть и на дерево — отрясать шишки. Все Лыковы — молодые, старые, мужчины и женщины — привыкли легко забираться на кедры.

Шишки ссыпали в долбленые кадки, шелушили их позже на деревянных терках. Затем орех провевался. Чистым, отборным, в берестяной посуде хранили его в избе и в лабазах, оберегая от сырости, от медведей и грызунов. В наши дни химики-медики, разложив содержимое плода кедровой сосны, нашли в нем множество компонентов — от жиров и белков до каких-то не поддающихся удержанию в памяти мелких, исключительной пользы веществ. На московском базаре этой веской я видел среди сидельцев-южан с гранатами и урюком ухватистого сибиряка с баулом кедровых шишек. Чтобы не было лишних вопросов, на шишке спичкой был приколот кусочек картона с содержательной информацией: «От давления. Рубль штука». Лыковы денег не знают, но ценность всего, что содержит орех кедровой сосны, ведома им на практике. И во все урожайные годы они запасали орехов столько, сколько могли запасти.

Орехи хорошо сохраняются — «четыре года не прогоркают». Потребляют их Лыковы натурально — «грызем, подобно бурундукам», толчеными подсыпают иногда в хлеб и делают из орехов свое знаменитое «молоко», до которого даже кошки охочи. Животную пищу малой толикой поставляла тоже тайга. Скота и каких-либо домашних животных тут не было. Не успел я выяснить: почему? Скорее всего на долбленом «ковчеге», в котором двигались Лыковы кверху по Абакану, не хватило места для живности. Но, может быть, и сознательно Лыковы «домашнюю тварь» решили не заводить — надежней укрыться и жить незаметней. Многие годы не раздавалось у их избенки ни лая, ни петушиного крика, ни мычанья, ни блеянья, ни мяуканья. Соседом, врагом и другом была лишь дикая жизнь, небедная в этой тайге.

У дома постоянно вертелись небоязливые птицы — кедровки. В мох у ручья они имели привычку прятать орехи и потом их разыскивали, перепахивая у самых ног проходившего человека. Рябчики выводили потомство прямо за огородом. Два ворона, старожилы этой горы, имели вниз по ручью гнездо, возможно, более давнее, чем избенка. По их тревожному крику Лыковы знали о подходе ненастья, а по полету кругами — что в ловчую яму кто-то попался. Изредка появлялась зимою тут рысь. Не таясь, небоязливо она обходила «усадьбу». Однажды, любопытства, наверное, ради, поскребла даже дверь у избушки и скрылась так же неторопливо, как появилась. Собольки оставляли следы на снегу.

Волки тоже изредка появлялись, привлеченные запахом дыма и любопытством. Но, убедившись: поживиться тут нечем — удалялись в места, где держались маралы. Летом в дровах и под кровлей селились любимцы Агафьи — «плиски». Я не понял сначала, о ком она говорила, но Агафья выразительно покачала рукой — трясогузки! Большие птичьи дороги над этим таежным местом не пролегают. Лишь однажды в осеннем тумане Лыковых всполошил криком занесенный, как видно, ветрами одинокий журавль. Туда-сюда метался он над долиной реки два дня — «душу смущал», а потом стих. Позже Дмитрий нашел у воды лапы и крылья погибшей и кем-то съеденной птицы. Таежное одиночество Лыковых кряду несколько лет с ними делил медведь.

Зверь был некрупным и ненахальным. Он появлялся лишь изредка — топтался, нюхал воздух возле лабаза и уходил. Когда «орешили», медведь, стараясь не попадаться на глаза людям, ходил неотступно за ними, подбирая под кедрами что они уронили. Этот союз с медведем был неожиданно прерван появлением более крупного зверя. Возле тропы, ведущей к реке, медведи схватились, «вельми ревели», а дней через пять Дмитрий нашел старого друга, наполовину съеденного более крупным его собратом. Тихая жизнь у Лыковых кончилась. Пришелец вел себя как хозяин. Разорил один из лабазов с орехами. И, появившись возле избушки, так испугал Агафью, что она слегла на полгода — «ноги слушаться перестали».

Ходить по любому делу в тайгу стало опасно. Медведя единодушно приговорили к смерти. Но как исполнить такой приговор? Оружия никакого! Вырыли яму на тропке в малинник. Медведь попался в нее, но выбрался — не рассчитали глубины ямы, а заостренные колья зверь миновал. Дмитрий осенью сделал рогатину, надеясь настигнуть зверя в берлоге. Но берлога не отыскалась. Понимая, что весною голодный зверь будет особо опасным, Савин и Дмитрий соорудили «кулёмку» — ловушку-сруб с приманкой и падавшей сверху настороженной дверью.

Весною медведь попался, но, разворотив бревна ловушки, ушел. Пришлось попросить ружье у геологов. Дмитрий, зная медвежьи тропы, поставил на самой надежной из них самострел. Эта штука сработала. Пошли осторожно и видим: лежит на тропке — повержен». Тех, что лапу имеют, мы не едим. Бог велит есть лишь тех, кто имеет копыта, — сказал старик. Копыта в здешней тайге имеют лось, марал, кабарга. На них и охотились.

Охоту вели единственным способом: на тропах рыли ловчие ямы. Чтобы направить зверя в нужное место, строили по тайге загородки-заслоны. Добыча была нечастой — «зверь с годами смышленым стал». Но когда попадалась в ловушку хотя бы малая кабарожка, Лыковы пировали, заботясь, однако, о заготовке мяса на зиму. Его разрезали на узкие ленты и вялили на ветру. Эти мясные «консервы» в берестяной таре могли храниться год-два. Доставали их по большим праздникам или клали в мешок при тяжелых работах и переходах. В Москву я привез подарок Агафьи — жгутик сушеной лосятины. Понюхаешь — пахнет мясом, но откусить от гостинца и пожевать я все-таки не решился.

Летом и осенью до ледостава ловили Лыковы рыбу. В верховье Абакана водится хариус и ленок. Ловили их всяко: «удой» и «мордой» — ловушкой, плетенной из ивняка. Ели рыбу сырой, печенной в костре и непременно сушили впрок. Но следует знать: все годы у Лыковых не было соли. Ни единой крупинки! Обильное потребление соли медицина находит вредным. Но в количествах, организму необходимых, соль непременно нужна. Я видел в Африке антилоп и слонов, преодолевших пространства чуть ли не в сто километров с единственной целью — поесть солонцовой земли.

Они «солонцуются» с риском для жизни. Их стерегут хищники, стерегли охотники с ружьями. Все равно идут, пренебрегая опасностью. Кто пережил войну, знает: стакан грязноватой землистой соли был «житейской валютой», на которую можно было выменять все — одежду, обувку, хлеб. Когда я спросил у Карпа Осиповича, какая трудность жизни в тайге была для них наибольшая, он сказал: обходиться без соли. Но соль взяли. Случался ли голод? Да, 1961 год был для Лыковых страшным. Июньский снег с довольно крепким морозом погубил все, что росло в огороде, — «вызябла» рожь, а картошки собрали только на семена.

Пострадали корма и таежные. Запасы предыдущего урожая зима поглотила быстро. Весною Лыковы ели солому, съели обувку из кожи, обивку с лыж, ели кору и березовые почки. Из запасов гороха оставили один маленький туесок — для посева. В тот год с голоду умерла мать. Избенка бы вся опустела, случись следом за первым еще один недород. Но год был хорошим. Уродилась картошка. Созревали на кедрах орехи.

А на делянке гороха проросло случайное зернышко ржи. Единственный колосок оберегали денно и нощно, сделав возле него специальную загородку от мышей и бурундуков. Созревший колос дал восемнадцать зерен. Урожай этот был завернут в сухую тряпицу, положен в специально сделанный туесок размером меньше стакана, упакован затем в листок бересты и подвешен у потолка. Восемнадцать семян дали уже примерно с тарелку зерна. Но лишь на четвертый год сварили Лыковы ржаную кашу. Урожай конопли, гороха и ржи ежегодно надо было спасать от мышей и бурундуков. Этот «таежный народец» относился к посевам как к добыче вполне законной. Недоглядели — останется на делянке одна солома, все в норы перетаскают Делянки с посевами окружались давилками и силками.

И все равно едва ли не половину лыковских урожаев зерна запасали себе на зиму бурундуки. Милый и симпатичный зверек для людей в этом случае был «бичом божиим». Проблему эту быстро решили две кошки и кот, доставленные сюда геологами. Бурундуки и мыши заодно, правда, с рябчиками были быстро изведены. Но все в этом мире имеет две стороны: возникла проблема перепроизводства зверей-мышеловов. Утопить котят, как обычно и делают в деревнях, Лыковы не решились. И теперь вместо таежных нахлебников вырастает стадо домашних. Еще один существенно важный момент. В Москве перед полетом в тайгу мы говорили с Галиной Михайловной Проскуряковой, ведущей телепрограммы «Мир растений».

Узнав, куда и зачем я лечу, она попросила: «Обязательно разузнайте, чем болели и чем лечились. Наверняка там будут названы разные травы. Привезите с собой пучочки — вместе рассмотрим, заглянем в книги. Это же интересно! На вопрос о болезнях старик и Агафья сказали: «Да, болели, как не болеть…» Главной болезнью у всех была «надсада». Что это был за недуг, я не понял. Предполагаю: это нездоровье нутра от подъемов тяжестей, но, возможно, это и некая общая слабость. Лечились «правкою живота». Что значит «править живот», я тоже не вполне понял.

Объясняли так: больной лежит на спине, другой человек «с уменьем» мнет руками ему живот. Двое из умерших — Савин и Наталья, очевидно, страдали болезнью кишок. Лекарством от недуга был «корень-ревень» в отваре. Лекарство скорее всего подходящее, но при пище, кишок совсем не щадящей, что может сделать лекарство? Савина прикончил кровавый понос. В числе болезней Агафья называла простуду. Ее лечили крапивой, малиной и лежанием на печке. Простуда не была, однако, тут частой — народ Лыковы закаленный, ходили, случалось, по снегу босиком. Но Дмитрий, самый крепкий из всех, умер именно от простуды.

Раны на теле «слюнили» и мазали «серой» смолою пихты. От чего-то еще, не понял, «вельми помогает пихтовое масло» выпарка из хвои. Пили Лыковы отвары чаги, смородиновых веток, иван-чая, готовили на зиму дикий лук, чернику, болотный багульник, кровавник, душицу и пижму. По моей просьбе Агафья собрала еще с десяток каких-то «полезных, богом данных растений». Но уходили мы из гостей торопясь: близилась ночь, а путь был не близкий — таежный аптечный набор остался забытым на кладке дров. Вспоминая сейчас разговор о болезнях и травах, я думаю: были в этом таежном лечении мудрость и опыт, но заблуждения были тоже наверняка. Удивительно вот что. Район, где живут Лыковы, помечен на карте как зараженный энцефалитом. Геологов без прививок сюда не пускают.

Но Лыковых эта напасть миновала. Они даже о ней не знают. Тайга их не балует, но все, что крайне необходимо для поддержания жизни, кроме разве что соли, она им давала. Добывание огня — Я зна-аю, это серя-янки! Велосипеда она не знала. Не видела она ни разу и колеса. В поселке геологов есть гусеничный трактор. Но как это ездить на колесе? Для Агафьи, с детства ходившей с посошком по горам, это было непостижимо.

Наша-то штука лучше. Мы с Николаем Устиновичем спорить не стали, вспомнив: во время войны «катюшами» называли не только реактивные установки, но и старое средство добывания огня: кресало, кремень, фитиль. Именно этим снарядом Лыковы добывали и добывают огонь. Только трубочки с фитилем у них нет. У них — трут! Гриб, из которого эта «искроприимная» масса готовится, потому и называют издревле «трутовик». Но брызни искрами в гриб — не загорится. Агафья доверила нам технологию приготовления трута: «Гриб надо варить с утра до полночи в воде с золою, а потом высушить». С сырьем для трута у Лыковых все в порядке.

А вот кремень пришлось поискать. Горы — из камня, а кремень, что золото, редок. Все же нашли. С две головы кремешок!

Настоящая трагедия разыгралась, когда на хижину Лыковых в 1978-ом наткнулись люди. По разным сведениям это были охотники или геологи. С тех пор, к ним приходили с периодическими визитами, старались принести еду, помочь. Несмотря на благие побуждения гостей, это было опасным для отшельников. К сожалению, люди, далекие от медицины, этого не знали.

Братья Агафьи Лыковой стали умирать один за другим. Первым умер младший брат Агафьи — Дмитрий в октябре 1981-го года, спустя три месяца скончался старший брат — Савин, а следом за ним спустя 10 дней умерла сестра Агафьи, Наталья Лыкова. В отшельничестве семья не сталкивалась с бактериями и вирусами, к которым организм человека обычно привыкает с детства, учится бороться. Для семьи Лыковых обычная простуда, принесенная извне, могла стать смертельной. Болезнь пощадила только саму Агафью. Через 7 лет Агафья стала сиротой, 16 февраля 1988 года умер и ее отец Карп Лыков. Агафья очень любила «тятю» и тяжело переживала его смерть. Карп Лыков похоронен там же, недалеко от дома Лыковых. Агафья приходит на могилу отца, где стоит деревянный крест.

Агафья Лыкова — как живет отшельница сегодня? Агафью Лыкову стало опекать местное общество и правительство.

На момент открытия учёными хутора Лыковых семья состояла из пяти человек. В октябре 1981 года умер брат Агафьи Димитрий, в декабре скончался второй брат Савин, а ещё через 10 дней умерла единственная сестра Агафьи — Наталия. В течение семи лет Агафья жила вместе со своим отцом Карпом Осиповичем, который скончался 16 февраля 1988 года. После смерти отца Агафья связалась со своими родственниками, отношения с которыми, однако, так и не сложились. В 1990 году Агафья Лыкова переехала в старообрядческий женский монастырь, принадлежащий часовенному согласию, и прошла через чин «накрытия» пострижения в монахини.

Однако по прошествии нескольких месяцев Агафья вернулась обратно, сославшись на нездоровье и идейные расхождения с монахинями часовенного согласия. С этого момента Агафья практически безвыездно проживает на заимке Лыковых.

Телефонный звонок

  • Хозяйство Агафьи Лыковой и ракеты с «Байконура»
  • Первые старообрядцы в верховьях Абакана (Лыковы)
  • Новости, события, экспедиции
  • Агафья Лыкова - последние новости на сегодня, 27.04.2024
  • Семья Лыковых: первые старообрядцы в верховьях Абакана

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий