Мальчик и птица: Directed by Hayao Miyazaki. With Soma Santoki, Masaki Suda, Kô Shibasaki, Aimyon. In the wake of his mother's death and his father's remarriage, a headstrong boy named Mahito ventures into a dreamlike world shared by both the living and the dead.
В Петербурге состоится премьера нового мультфильма Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица»
Его представит кинокомпания «Русский Репортаж». Позже мультфильм выпустят в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск». В американский прокат же он выйдет 8 декабря. Премьера мультфильма «Мальчик и птица» в Японии состоялась 14 июля. Перед этим Ghibli не публиковала трейлер и кадры , поскольку не хотела портить зрителям впечатления.
Аниме продвигали без маркетинга и его первые кадры появились в сети лишь в августе. События картины развернутся во времена Второй мировой войны. Её сюжет расскажет о 12-летнем мальчике по имени Махито, который пытается пережить смерть матери, погибшей в результате воздушного налёта на Токио.
По итогу тётя служит только поводом для мальчика найти приключения в башне, никак не раскрывая мир и служа очень странным формальным поводом для продвижения сюжета, в качестве одной из причин, почему героя ловят попугаи Не ясными для меня остались и сами попугаи и их роль в другом мире. Могу предположить, что они метафорически изображали людей, но мне не совсем понятна эта логика. И к тому же они зачем-то хотели съесть мальчика, хотя дальше нам показали, что у них много растительной пищи, они даже устроили пир, не похоже, что ситуация настолько критическая, чтобы жрать разумное существо Также на фоне можно было заметить мясо и кости, но других животных нам не показали, да и людей тоже, так что остаётся только гадать, откуда и чьи это кости и почему попугаи вообще плотоядные. Мачеху героя они не съели только потому, что не могли убить нерождённого младенца. Не объяснили. При этом деда они считают за бога, хотя он тоже человек. Откуда они вообще появились и почему у них такая связь с дедом не ясно, могу только предположить, что дед стал тем, кто привёл в этот мир их предков, положив начало цивилизации попугаев. Поймав молодую версию мамы героя, они потащили её к деду, почему-то устроив по этому поводу митинг-праздник с символами, похожими на кресты... В общем какой-то символизм и смысл в этом явно был, но я не уверена, что нам хотели донести. В общем ужасно перегруженная конструкция мира, большую часть деталей которого никак не объяснили и не показали, а ведь у нас есть ещё реальный мир, где затронута тема школы, отношений с новой мачехой и происходящая на фоне мировая война Концовка хорошая. Хорошая, но очень скомканная, все вернулись в своё время, башня развалилась вместе со смертью деда, мальчик не пошёл у него на поводу и не принял должность бога этого мирка, даже все птицы спаслись из разрушающегося пространства и выбравшись в обычный мир стали простыми птицами нормальных размеров. Казалось бы, одна из тем это преемственность дела всей жизни прошлого поколения новым, герой отказывается строить новый идеальный мир и принимать за него ответственность, честно сказав деду, что он сам не идеален и построить идеальный мир просто невозможно как ни старайся, в итоге вернувшись в реальность, но к этой теме ничего не подводило Он никогда не видел своего двоюродного деда, не знал о нём даже, не был заинтересован в другом мире, весь сюжет мы наблюдали просто за приключениями и нам хоть и намекали, что есть кто-то, кто управляет этим местом, напрямую влияние "бога" не заметно. Только в самом конце на мальчика сваливается выбор принять этот мир от деда или нет, но его личной вовлечённости в это измерение нет, он тут гость и с дедом не близок, поэтому отказ выглядит не как выбор, а как нормальный поступок вменяемого человека, не желающего ввязываться в сомнительную авантюру. Опять же, это скорее всего метафора, и к нормальной логике отношения не имеет, но к ней ничего не вело, мальчик оказался в башне случайно, точнее конкретной причины его появления там не назвали в виду непонятной мотивации не очень заинтересованного цапли, который его и заманил по непонятно какой причине, манипулируя слабостью в виду потери матери, дед мелькнул в той сцене и сразу растворился в тени, тоже как будто не очень в нём заинтересованный, почему-то спохватившись только под конец Единственный, кто был заинтересован в построении нового мира, был король попугаев Он же в итоге бросился собирать фигурки, на которых держится стабильность мира, когда старый порядок уже почти рухнул, а новый ещё не был построен, но в итоге у него не вышло сделать это хорошо и в порыве чувств он разрубил и фигурки и стол, запустив разрушение всего пространства. Теоретически этот мир - место, где живёт вся его раса, поэтому понятно, почему он так сильно хотел сделать его устойчивым и идеальным, но вспоминая, что деду почему-то нужен был именно кровный родственник, странно, что попугай вообще мог как-то на всё влиять, но да ладно. Это опять же была метафора, я не буду в очередной раз к этому докапываться Итого, какие выводы я могу сделать: Нам показали очень много разных тем, но если спросить "о чём было аниме", я даже не уверена, что смогу ответить. О мальчике, который путешествовал по мистическому измерению в поисках тёти? О принятии себя? О формировании новой семьи? О проживании потери близкого человека? О войне и её последствиях? О преемственности?
Специальный показ в киноцентре «Ленфильм» представит режиссер анимации Михаил Сафронов. Картина «Мальчик и птица» стала самым кассовым дебютом в истории студии Ghibli. А также самым дорогим фильмом, когда-либо снятым в Японии. Ранее сообщалось , что петербургскую премьеру «Брата-3» отменили.
Мировые сборы аниме-шедевра «Мальчик и птица» превысили $ 100 млн
Аниме, драма, мультфильм. Режиссер: Хаяо Миядзаки. В ролях: Ко Шибасаки. Главный герой попадает в волшебный мир вместе с говорящей серой цаплей после того, как находит заброшенную башню в своем новом городе. Время: 2:04:00. Музыка: Дзе Хисаиси. Страница аниме «Мальчик и птица», которое вышло на экраны в 2023 году. Новый мультфильм Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица» уже отгремел в Японии, собрав отличные отзывы как от критиков, так и от зрителей. Составляющие нового аниме «Мальчик и птица» знакомы всем фанатам Миядзаки: здесь и одинокий ребенок, и страх, и множество сказочных существ, которые хоть и позволяют герою прикоснуться к мечте, но делают это не просто так.
Аниме «Мальчик и птица» (2023): где смотреть в России, впечатления, обзор Хаяо Миядзаки
Значит, жить сначала? «Мальчик и птица» Хаяо Миядзаки | Кадр из аниме «Мальчик и птица» 2023 Studio Ghibli. Через «Мальчика и птицу» Хаяо Миядзаки тонкой нитью провёл тему предыдущих работ. |
Аниме «Мальчик и птица» (2023): где смотреть в России, впечатления, обзор Хаяо Миядзаки - Чемпионат | И аниме «Мальчик и птица» могло бы стать идеальной завершающей точкой. |
Рецензия на аниме «Мальчик и птица» Хаяо Миядзаки - Афиша Daily | В центре сюжета нового аниме – мальчик Махито, тоскующий по своей матери. |
Мальчик и птица (2023) | 7 декабря в кинотеатрах начали показывать аниме "Мальчик и Птица". |
Аниме "Мальчик и птица" продолжает лидировать в Китае - Новости | Кинопортал Кинобизнес сегодня | «Мальчик и птица» позиционируется как «большой фантастический фильм», главным героем выступает Махито Маки. |
Опубликован российский постер аниме "Мальчик и птица" Хаяо Миядзаки
В «Мальчике и птице» Хаяо Миядзаки отходит от реализма, как, например, в картине «Ветер крепчает», и возвращается к ярким сказочным историям, которые его и прославили. Этому наверняка обрадуются фанаты ранних работ режиссера. Новый фильм выглядит так, словно его сделали в промежутке где-нибудь между «Небесным замком Лапута» и «Порко Россо». Это трогательная, грустная, но в то же время светлая история о важности семьи и родительской любви, которая способна влиять на людей даже с того света. И конечно же, Миядзаки вновь поражает визуальным мастерством. Местами авторы хитро комбинируют 2D- и 3D-анимацию, но чаще все же используют рисунки от руки.
К слову, хитогату можно встретить и в «Унесённых призраками», как спутников Хаку.
Это и борющиеся за сохранение природы и мира Сан из «Принцессы Мононоке», и Навсикая из мультфильма «Навсикая из долины ветров», участвующий в уничтожении людей Хаку из «Ходячего замка», и Порко из «Порко Россо». Во всех лентах режиссёр настаивает на том, что каждая сторона отстаивает свою правду, переживает страдания и потери. Самый яркий пример — госпожа Эбоси, защищающая людей, и Сан, охраняющая лес. Каждая отстаивает свою правду, но итог конфликта всегда один: гибель невиновных. Так, в мире духов герой наблюдает за пеликанами, пожирающими нерождённые души. Новая жизнь пытается попасть на Землю, но погибает, так и не добравшись до неё.
Когда Хими уничтожает пеликанов, мальчику удаётся поговорить с раненой птицей, которая рассказывает свою версию событий — они умирают от голода, это их единственный способ выжить. Растроганный словами пеликана Махито хоронит его, несмотря на протесты окружающих. Так Миядзаки видит войну — без победителей и проигравших, состоящей из потерь и лишений. Двоюродный дедушка просит Махито заменить его и взять мир в свои руки — сделать мирным, чистым и устойчивым. Но герой отказывается, ведь для него гораздо проще разрушить старое и построить новое, чем пытаться исправить то, что есть. Для него мир дедушки старого поколения — неустойчивый, погрязший в жадности образ ненасытных попугаев.
Разрушить, значит вырваться на свободу, вернуться к себе, вдохнуть полной грудью. Он вплёл в сюжет знакомые детали и заговорил со зрителем родным понятным языком — то, чего нам не хватало 10 лет.
Все вместе они переезжают в сельскую местность, но Махито приходится там нелегко. У него не ладятся отношения ни с мачехой, ни с новыми одноклассниками.
Вдобавок ко всему, в поместье Махито встречает загадочную цаплю, которая словно преследует его. Однажды Махито, отчаявшийся от одиночества и уставший от склок в школе, специально ранит себя камнем, чтобы остаться дома. Бродя по поместью, он находит старую книгу под названием «Как поживаете? В ней оставлены записи его матери, которая хотела подарить эту книгу сыну, когда мальчик подрастет.
В то же время Махито обнаруживает, что цапля, которая продолжает за ним наблюдать, умеет говорить. Дразня мальчика, птица приводит его к таинственной башне и предлагает туда зайти, утверждая, что мать Махито на самом деле жива Как и в других фильмах Миядзаки, в «Мальчике и птице» есть автобиографические элементы. Детство режиссера выпало на военные годы, и он, как и Махито, был вынужден эвакуироваться в деревню вместе с семьей. Отец Миядзаки тоже работал в компании, занимающейся производством деталей для истребителей эта автобиографическая деталь особенно прослеживается в другой картине режиссера — «Ветер крепчает».
Кроме того, многие женские образы и в этом фильме, и в остальных вдохновлены матерью Миядзаки, ушедшей из жизни в 1983 году. История создания и отзывы О своем желании снять еще один полнометражный фильм Хаяо Миядзаки заявил еще в 2016 году, хотя ранее он говорил , что уходит из кино — на тот момент режиссеру исполнилось 75 лет. Последней его работой должен был стать уже упомянутый мультфильм «Ветер крепчает». Съемки мультфильма «Мальчик и птица» в итоге растянулись на 7,5 года Кадр: фильм «Мальчик и птица» При этом анимационная Studio Ghibli отказалась от всех промо-материалов, порадовав поклонников только одним постером в преддверии официальной премьеры.
Этот самый другой мир, куда герой провалился дальше по сюжету тоже странный. Едва попав туда, он натыкается на ворота, пеликаны налетают, открывая их и герой оказывается внутри, после чего проплывающая мимо женщина отгоняет пеликанов и проводит странный ритуал, чтобы некое спящее существо, место сна которого в какой-то пещере по эту сторону ворот, не проснулось Что за существо - не поясняют и больше о нём никогда не вспоминают. Зачем было добавлять этот обрубок сюжета - не понятно Итого нам показали женщину, которая там живёт, неких тёмный существ на лодках, множество пеликанов и милейших кругленьких белых духов, которые просто очаровали меня Наверное сцены с ними одни из моих самых любимых, но в то же время я совершенно не понимаю устройство этого мира. Нам сказали, что рыбы в море очень мало, поэтому все существа там живут впроголодь, за пойманной рыбой выстроилась огромная очередь тёмных существ, белые духи тоже очень хотели поесть. Кто эти чёрные существа? Женщина говорит, что они не могут добывать себе еду сами, так как не могут убивать и что убийства это её работа. Почему они не могут убивать? Почему она может убивать? Откуда она взялась в этом мире и почему не похожа на остальных обитателей?
Белые духи оказываются ещё нерождёнными детьми, но мне тогда не совсем ясно зачем душам есть потроха рыбы. Но это не вопрос к сюжету, примем просто за условность, вопрос к сюжету это "откуда они в этом загробном мире взялись". Сразу перескочу к концовке, этот потусторонний мир это некое пространство созданное метеоритом упавшим с неба и занятое дедом, ставшим чем-то вроде бога там. Но если это не масштабный загробный мир, а всего лишь подпространство созданное метеоритом, то почему там души огромного множества людей? Этот метеорит упал всего за два-три поколения до появления главного героя, раз уж в этом произведении существует концепция душ и место где они хранятся до рождения, то это теоретическое место должно существовать столько же, сколько существует само человечество, иначе откуда тогда брались души до того, как метеорит создал то пространство? Не понятно. И никаких объяснений этому нет ни в каком виде. Да, возможно это снова метафора, но я пришла смотреть не артхаус, неужели невозможно придумать метафоры не создающие множество сюжетных дыр, которые ломают логику мира произведения и выбивают из погружения таких придирчивых зрителей как я. Я буду только рада, если я ошиблась и просто неправильно поняла происходящее, но я не нашла объяснения этого момента Огненная девушка, которая помогла герою, признала в нём сына себя из будущего, я нашла этому простое и понятное объяснение: Между ними был диалог, в ходе которого она пыталась узнать, зачем он пришёл в это место, на что мальчик ответил, что ищет женщину с именем простите, не помню, память на имена у меня просто ужасная , услышав это девушка уточняет, не является ли она матерью героя и слышит в ответ, что она сестра, а его мать уже умерла.
Очевидно молодая версия мамы героя узнала свою сестру, так что поняв, о ком говорит мальчик, смогла догадаться, кем он ей приходится В целом сюжетная линия с принятием потери матери одна из самых продуманных и цепляющих, в самом начале фильма мальчик теряет маму, после таймскипа нам показывают, что он уже смирился с её смертью, но всё равно тоскует и очень болезненно переживает потерю, даже продолжает видеть кошмары. Тем не менее на вопрос цапли, не хочет ли он её увидеть, он заявляет, что она точно мертва и это невозможно. Несмотря на всю свою любовь и тоску он понимает и принимает факт того, что её не вернуть. Заходя в башню он объясняет, что не верит в то, что мама жива, но всё равно хочет проверить на всякий случай, мне кажется, что маленькая надежда увидеть её всё равно вспыхивает в нём, но чувства поглощают героя только когда он видит её фигуру, когда подделка созданная цаплей распадается это разумеется шокирует его.
«Мальчик и птица»: Хаяо Миядзаки вернулся с новым аниме — и вам оно точно понравится!
Новый мультфильм Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица» уже отгремел в Японии, собрав отличные отзывы как от критиков, так и от зрителей. Смотрите онлайн мультфильм Мальчик и птица на Кинопоиске. Мультфильм японского аниматора Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица» вышел в России в декабре 2023 года. Мальчик и птица: Directed by Hayao Miyazaki. With Soma Santoki, Masaki Suda, Kô Shibasaki, Aimyon. In the wake of his mother's death and his father's remarriage, a headstrong boy named Mahito ventures into a dreamlike world shared by both the living and the dead.
«Мальчик и птица» будет не последней историей от Хаяо Миядзаки
Страница аниме «Мальчик и птица», которое вышло на экраны в 2023 году. Напомним, аниме «Мальчик и птица» повествует о мальчике из Японии, который в раннем детстве остается сиротой и живет с дядей до совершеннолетия. Хорошая новость: "Мальчик и птица" всё-таки не будет последним фильмом Хаяо Миядзаки, как это анонсировалось прежде. Смотрите онлайн мультфильм Мальчик и птица на Кинопоиске. 7 декабря 2023 года в российских кинотеатрах состоялась официальная премьера нового полнометражного аниме «Мальчик и птица» от японского режиссёра Хаяо Миядзаки.
«Мальчик и птица»: Хаяо Миядзаки вернулся с новым аниме — и вам оно точно понравится!
Опубликован новый постер аниме «Мальчик и птица» Хаяо Миядзаки | В российских кинотеатрах начали показывать долгожданную новинку Хаяо Миядзаки — «Мальчик и птица». |
Рецензия на фильм Миядзаки «Мальчик и птица» — притчу о рано повзрослевшем мальчике | Новый фильм гения анимации Хаяо Миядзаки Мальчик и птица возглавил прокат в США, пишет NBC News. |
Символика и подробный сюжет аниме «Мальчик и птица» | 7 декабря в российский прокат выходит новое аниме Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица» — первая работа режиссёра после десятилетнего перерыва. |
"Мальчик и птица" не станет последним мультфильмом Хаяо Миядзаки | Премьера «Мальчик и птица»: как российские селебрити относятся к аниме. |
В России начали показывать аниме «Мальчик и птица» Хаяо Миядзаки | Лидировать продолжает собравшее сегодня 19,1 млн юаней или $2,69 млн аниме «Мальчик и птица». |
«Мальчик и птица» Хаяо Миядзаки: Мне плевать, если мы войдем в историю как варавары
Аниме Мальчик и птица (2023) - полная информация об аниме | Аниме продвигали без маркетинга и его первые кадры появились в сети лишь в августе. |
В Литве запретили показывать аниме "Мальчик и птица" из-за "связей" с РФ | Фильм "Мальчик и птица" режиссера Хаяо Миядзаки стал первым в истории оригинальным аниме, возглавившим чарт кассовых сборов Северной Америки с рекордными $12,8 миллионами на премьере. |
Аниме-фильм «Мальчик и птица» («Как поживаете?») от Хаяо Миядзаки | В Японии картина «Мальчик и птица» вышла еще в середине июля, но поклонникам именитого мультипликатора из других стран пришлось ждать несколько ме. |
Мальчик и птица (2023) | «Мальчик и птица» — мудрый и полный достоинства эпилог одной из самых впечатляющих карьер в современном кино. |
«Мальчик и птица» Миядзаки установил рекорд для аниме в России | 7 декабря 2023 года в российских кинотеатрах состоялась официальная премьера нового полнометражного аниме «Мальчик и птица» от японского режиссёра Хаяо Миядзаки. |
Последние новости
- Нарисованный мальчик пробивает железный занавес
- «Мальчик и птица»: где смотреть?
- Опубликован российский постер аниме "Мальчик и птица" Хаяо Миядзаки
- Как устроено это анимационное кино?
- Возможно, последний фильм Хаяо Миядзаки: о чем «Мальчик и птица» и кому его точно нельзя смотреть
- Вышел тизер последнего полнометражного аниме Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица»
Герои аниме Миядзаки и французская супергероиня Леди Баг подрывают антироссийские санкции
- «Мальчик и птица» — классическая история Хаяо Миядзаки
- Мультфильм Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица» покажут в России в декабре
- Сюжет фильма «Мальчик и птица»
- Сложная история, которая бьёт прямо в сердце
- Трейлер в дубляже от CPI Films:
- «Мальчик и птица»: первый фильм Хаяо Миядзаки за 10 лет и номинант на премию «Оскар» в 2024
Аниме «Мальчик и птица» может стать не последней работой Хаяо Миядзаки
The Verge назвал фильм красивой реликвией и концом эпохи [123]. По мнению Polygon , «Мальчик и птица» имеет все задатки идеальной лебединой песни [124]. Антон Долин на сайте Meduza характеризовал фильм как «полный юмора и боли художественный слепок мира, который потерял равновесие и вот-вот рухнет»; кроме того, это «персональный манифест индивидуальной ответственности». Недостатком критик посчитал работу композитора Дзё Хисаиси , написавшего не самый выразительный саундтрек, хотя местами лаконичный [125]. The Wall Street Journal выпустил рецензию под заголовком «Творческая какофония Хаяо Миядзаки», указывая на запутанность произведения, которое содержит необычайно мрачный подтекст для детского фильма. Учитывая, что действие событий происходит во время Второй мировой войны, высказывание-предостережение умирающего двоюродного деда Махито о том, что «Скоро Японию поглотит пламя », воспринимается как отсылка к Роберту Оппенгеймеру [126].
Фильм содержит автобиографические элементы. Главный герой фильма, Махито Маки, повторяет детство Миядзаки. Отец Миядзаки, как и Махито, работал в компании, занимавшейся производством деталей для истребителей. Во время войны семья Миядзаки также эвакуировалась из города в сельскую местность. BBC описывает фильм как «сказку о взрослении, в которой ребенок должен преодолеть свой эгоизм и научиться жить для других» [9].
Time Out назвал его зрелым, сложным шедевром, соединяющим прошлое, настоящее и будущее режиссёра. Везде присутствуют многочисленные « пасхальные яйца » из его предыдущих работ, поэтому в день премьеры в Токио подавляющее большинство зрителей были взрослыми, которые выросли на культовых мультфильмах Миядзаки [127]. Nikkei Asia считает, что «Мальчик и птица» — самое загадочное, сокровенное и, за неимением лучшего, эгоистичное произведение создателя. Когда отец женится на младшей сестре матери Махито, которая выглядит гораздо лучше, то фрейдистский подтекст безграничен. Миядзаки присуще недоверие к критике и мнению взрослых.
Он фетишизирует детскую точку зрения, что проявляется как квази сексуальные фантазии , например в эпизоде когда лягушки из озера прыгают на мальчика, за долю секунды покрывая его своими мокрыми телами. Но подобные моменты быстро заканчиваются и кажутся галлюцинациями. Махито хочет спасти свою мачеху, чтобы стать достойным человеком — «торговая марка Миядзаки». Многие фанаты аниме критикуют его как чрезмерного проповедника и сурового учителя, стремящегося заставить зрителей перейти на более высокий уровень существования. С 1963 года он не переставал учить и поощрять японцев к совершенству.
Но теперь режиссёр, возможно, сказал последнее слово и ушёл. Для миллионов поклонников по всему миру эта мысль может быть пугающей, но также и освобождающей [128]. Фильм призывает создать «мир без конфликтов своими руками» [129]. Slant Magazine добавил, что книга Ёсино Гэндзабуро была написана в первую очередь для того, чтобы помочь выработать строгий моральный кодекс для мальчиков.
Он добавил: «В глубине души я думаю, что это то, чего втайне желают кинозрители». Однако 6 сентября 2023 года появился короткий официальный тизер, раскрывающий чуть больше подробностей о новом волшебном мире Миядзаки. Далее в нарезке демонстрируются существа и возможные испытания, которые встретятся на пути в загробный мир. Это последний фильм Миядзаки? Режиссер добился международного признания благодаря своему уникальному стилю ручной анимации, мастерски подчеркивающему трогательное повествование и очаровательных персонажей.
Продолжая посещать сайты проектов вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении файлов cookie 7 декабря выйдет аниме «Мальчик и птица» Пост опубликован в блогах iXBT.
Режиссером и сценаристом стал мэтр фэнтези мультипликации 82-летний Хаяо Миядзаки, известный такими проектами, как «Ходячий замок» и «Унесенные призраками». Действие в аниме развернется вокруг мальчика, который решит посетить потусторонний мир, чтобы повидать свою маму, при этом начнутся динамичные и опасные приключения.
Махито хочет спасти свою мачеху, чтобы стать достойным человеком — «торговая марка Миядзаки». Многие фанаты аниме критикуют его как чрезмерного проповедника и сурового учителя, стремящегося заставить зрителей перейти на более высокий уровень существования. С 1963 года он не переставал учить и поощрять японцев к совершенству.
Но теперь режиссёр, возможно, сказал последнее слово и ушёл. Для миллионов поклонников по всему миру эта мысль может быть пугающей, но также и освобождающей [128]. Фильм призывает создать «мир без конфликтов своими руками» [129]. Slant Magazine добавил, что книга Ёсино Гэндзабуро была написана в первую очередь для того, чтобы помочь выработать строгий моральный кодекс для мальчиков. Но режиссёр, хотя и не лишённый морализаторства, предпочитает оставить вопрос «Как поживаете?
Стареющий мастер обращается к потомкам с просьбой: «Ещё многое нужно сделать». И поторопиться, потому что в один момент всё исчезнет [130]. Таким образом, он взял идею Гэндзабуро о том, чтобы научить молодёжь самостоятельному мышлению [131]. Сотрудник The Japan Times признался, что заплакал после финальных титров, где был указан Миядзаки, который однажды заявил в интервью, что хватит около минуты, чтобы сказать, хорош ли фильм. Как и в лучшем игровом кино, истинные чувства раскрываются в недосказанности.
Мнение аудитории может разделяться из-за подачи сюжета, а не технического исполнения. Сильная привязанность Махито к матери отражает любовь Миядзаки к собственной, которая вдохновила многих женских персонажей режиссёра. В основе, как и в фильмах « Мой сосед Тоторо » и « Унесённые призраками », лежит вера в то, что дети в трудных обстоятельствах смогут оказаться на высоте и добиться большего успеха, чем предыдущее поколение. Японское название, взятое из романа Гэндзабуро, предлагает выбор: жить подобно тем, кто вызвал хаос Второй мировой войны, или найти лучший путь [132]. В обзоре на сайте « Искусство кино » в качестве примера «прощального шедевра» используется конец фильма «Ветер крепчает», где главный герой увидел во сне покойную жену, и она сказала ему «Живи!
Относительно завещания в «Мальчике и птице», двоюродный дед предлагает внуку продолжить дело, но тот предпочитает отказаться. Мечтательный «элемент безумия», о котором говорил аниматор, «будто с годами сменился трепетным отстранением» [133]. Василий Степанов в рецензии для « Коммерсантъ -Weekend» добавил, что у Миядзаки действительно нет наследников. Никто не будет делать кино так, как он — ставки слишком высоки. Иллюстрация из первого издания книги Льюиса Кэрролла « Алиса в Стране чудес » В фильме есть эпизоды, которые по анимации намного превосходят все ранние работы Миядзаки.
Это выдающееся достижение 60-летней карьеры Миядзаки как аниматора. Подобно старому волшебнику, смотрящему на своё творение с вершины башни над облаками, знаменитый глава студии «Гибли» использует «последний фильм», чтобы укрепить собственное наследие.
Мировые сборы аниме-шедевра «Мальчик и птица» превысили $ 100 млн
До этого всю информацию о нем держали в строгой секретности — не было ни трейлеров, ни кадров. За пару месяцев кинокартина собрала уже свыше 50 миллионов долларов — почти пять миллиардов рублей, и это только в одной стране. Фильм частично создан по мотивам книги Kimitachi wa Dou Ikiru ka «Как поживаете? Действия картина происходит в Японии во времена Второй мировой войны. Главный герой — подросток, который потерял мать и остался жить с отцом и мачехой в загородном доме.
Хаяо Миядзаки — из тех режиссеров, кто действительно работает над каждым проектом «как в последний раз»: завершить карьеру он планировал еще в 1997-м, после «Принцессы Мононоке» , но, понаблюдав за юным поколением на прощальной вечеринке, передумал. И так уже четверть века: выгорев, словно феникс, на очередном полном метре, он снова и снова находит повод, чтобы вернуться. Напомнить молодым и не очень зрителям о красоте и ласковом безразличии мира, силе содружества и мечты, отсутствии черно-белого в любой душе — даже самой прожорливой и безликой. Единственное, чего он не приемлет, это разрушение: окружающей среды, городов, хрупких надежд. В одной из них погибает мать 12-летнего Махито — строгого юноши, который теперь винит себя в том, что не добежал до маминого лазарета. Образ объятой пламенем женщины будет преследовать его во сне и наяву — даже когда отец женится на сестре покойной супруги Нацуко и перевезет семью подальше от боевых действий. В сельской усадьбе — под присмотром терпеливой мачехи и полудюжины пожилых горничных — скорбная фантазия разыграется еще пуще: даже начнет мерещиться странная цапля с человеческими зубами. Жуткая птица и сообщит Махито, что мама якобы не умерла, а ждет его в старой башне, которую построил прадядя мальчика. Отправившись туда, он окажется в агонии эскапизма — мире, где обитают плотоядные пеликаны и попугаи-людоеды с неуловимо фашистской идеологией, отважная морячка Кирико и повелевающая огнем девочка Хина, белоснежные сперматозоидоподобные пузырики варавары , стремящиеся на волю, чтобы переродиться в людей, и сам пожилой предок — строитель башни и демиург этого запределья. Первое, что выделяет новую работу Хаяо Миядзаки, — даже не обильное самоцитирование это было заметно еще по трейлерам , но компактный саунд-дизайн: словно перед нами не нарядная мультипликация, а реалистичная драма братьев Дарденн или адептов румынской новой волны. Даже саундтрек постоянного композитора Дзё Хисаиси боится лишний раз подать голос, чтобы не потревожить контуженное бытие Махито — мальчика, который выжил, но совсем потерял ориентиры в суровом мире.
Смерть матери и переезд События разворачиваются в 1943 году, в разгар Второй мировой войны, в которой Япония выступала на стороне фашистской Германии. После очередной бомбардировки Токио загорается госпиталь. В пожаре погибает мать главного героя аниме, мальчика по имени Махито. Через год отец Махито Шоичи вступает в брак с младшей сестрой погибшей жены. Её зовут Нацуко, она уже ждёт ребёнка. Шоичи постоянно занят на работе — он руководит заводом, производящим комплектующие для истребителей. Вместе с сыном он переезжает в поместье к Нацуко. Та принимает мальчика с добротой и теплом. Кроме того, в поместье живут милые старушки, которые также заботятся о мальчике. Но Махито не в силах забыть мать и принять свою новую жизнь. Персонаж Махито Маки. Кадр из мультфильма. Странная цапля С первых дней мальчику не даёт покоя странная птица. Серая цапля будто следит за Махито. Она заманивает его в старую башню. Однако старушки останавливают Махито и возвращают в дом. Нацуко говорит, что башня — очень опасное место. Однажды она свела с ума прадядю Махито деда Масато с ума. Часто в ней пропадали люди. Махито поступает в новую школу. Мальчика возят туда на дорогом автомобиле. Другие ученики воспринимают его как чужака. В первый же день между ними происходит драка. После этого Махито в отчаянии берёт камень и ударяет себя им в висок. Из-за раны мальчика оставляют дома. Во время лечения Махито продолжает вспоминать о матери. Во снах она молит его о спасении. Чуть позже Махито находит книгу «Как дела? Однажды серая цапля залетает в комнату мальчика. Человеческим голоом она повторяет крики матери из кошмаров Махито. Цапля обещает отвести его к ней. У болота Махито со всех сторон облепляют рыбы и лягушки. Они вторят зову цапли. Напуганного и ошарашенного мальчика спасает Нацуко, пуская стрелу из лука и тем самым прогоняя птицу. Начало пути Придя в себя в своей постели, Махито узнаёт, что Нацуко заболела. Он навещает её. Девушка сокрушается, что не уберегла Махито, и ей стыдно перед погибшей сестрой. Через некоторое время Махито изготавливает лук и стрелы, используя перья, обронённые цаплей. Днём мальчик видит, как Нацуко удаляется в лес, а вечером наблюдает переполох: старушки ищут хозяку. Махито берёт с собой лук. Вместе с бабушкой Кирико он идёт в лес. Там они снова видят цаплю. Та заводит их в башню. Цапля показывает маму Махито, которая выглядит, как живая. Но когда Мальчик дотрагивается до неё, девушка буквально тает и растекается по полу. Она оказывается искусной подделкой цапли. В гневе Махито кидается на цаплю. Та угрожает вырвать мальчику сердце. Махито пускает стрелу, которая по причудливой траектории будто бы сама несётся за птицей. Стрела пробивает цапле клюв. Птица сокрушается о своём поражении и указывает на его причину: при изготовлении стрелы Махито использовал седьмое маховое крыло цапли. К этому времени птица предстаёт перед героями уже несколько в другом облике: в ней будто бы сидит маленький человечек с большим носом. Наверху башни на фоне звёздного неба появляется её хозяин. Он приказывает цапле стать проводником Махито в предстоящем пути. Мальчика и птицу затягивает под землю. Голодные пеликаны и попугаи-людоеды Махито обнаруживает себя в новом мире. Кругом вода. На небольшом острове мальчик видит золотые врата. Огромная стая пеликанов, кричащих «Есть! Махито выручает девушка Кирико — молодая версия старушки из поместья. Вместе они отправляются по морю на лодке. Кирико учит мальчика управляться с вёслами, ловить и разделывать рыбу. Оказывается, рыбьи внутренности служат пищей для маленьких милых существ — вараваров. После еды у них появляются силы для полёта и перерождения в людей на Земле. Сон Махито в жилище Кирико охраняют обереги в виде бабушек из поместья. Мальчик просыпается, выходит на улицу и видит, как варавары взлетают вверх. На маленьких существ внезапно нападают пеликаны. Они начинают поедать вараваров, но на помощь приходит Хими — девочка, владеющая силой огня. Махито разговаривает с раненым пеликаном. Тот просит убить его. Он рассказывает, что пеликаны не желают зла, они лишь хотят есть. Будучи низвергнутыми в этот мир, они никак не могут насытиться и выбраться отсюда. Пеликан умирает, и мальчик хоронит его. Цапля присоединяется к Махито.
TheWrap считает его самым глубоким и мрачный фильмом студии «Гибли» со времён « Могилы светлячков »: смерть может быть концом жизни и началом вечности [114]. Variety отмечает, что не обязательно последняя полнометражная картина Миядзаки кажется не столько шедевром, завершившим карьеру, сколько утраченным фильмом из ранних работ, рассказывающим о недовольном ребёнке в стране чудес, похожей на чистилище. Это одновременно утешает и разочаровывает. Миядзаки не сделал ничего предосудительного, но и не расширил горизонты, напоминая, насколько привычен мир, который он создавал долгие годы [115]. Vulture связал «Мальчика и птицу» с « Порко Россо »: Махито удаётся сделать то, что не получилось у лётчика, потерявшего своего лучшего друга — он спасается от боли существования, сбегая в царство мёртвых, которое хочет отвергнуть живых [116]. Рецензент The Guardian дал среднюю оценку вопреки остальным отзывам — три звезды из пяти [118]. Сайт « Афиша » поставил 7 из 10 баллов [119]. Визуальный размах фильма по словам Тосио Судзуки, работа аниматоров была более тщательной, чем в предыдущих фильмах студии «Гибли», с большим количеством рисунков в секунду заслуживает особого одобрения: «Каждый кадр этого фильма выглядит как самостоятельное произведение искусства, которое становится ещё более значительным, когда занимает свое место в грандиозной схеме фильма. Это фильм, который можно смотреть сотни раз, открывая для себя все новые и новые моменты той или иной сцены. The Verge назвал фильм красивой реликвией и концом эпохи [123]. По мнению Polygon , «Мальчик и птица» имеет все задатки идеальной лебединой песни [124]. Антон Долин на сайте Meduza характеризовал фильм как «полный юмора и боли художественный слепок мира, который потерял равновесие и вот-вот рухнет»; кроме того, это «персональный манифест индивидуальной ответственности». Недостатком критик посчитал работу композитора Дзё Хисаиси , написавшего не самый выразительный саундтрек, хотя местами лаконичный [125]. The Wall Street Journal выпустил рецензию под заголовком «Творческая какофония Хаяо Миядзаки», указывая на запутанность произведения, которое содержит необычайно мрачный подтекст для детского фильма. Учитывая, что действие событий происходит во время Второй мировой войны, высказывание-предостережение умирающего двоюродного деда Махито о том, что «Скоро Японию поглотит пламя », воспринимается как отсылка к Роберту Оппенгеймеру [126]. Фильм содержит автобиографические элементы. Главный герой фильма, Махито Маки, повторяет детство Миядзаки. Отец Миядзаки, как и Махито, работал в компании, занимавшейся производством деталей для истребителей. Во время войны семья Миядзаки также эвакуировалась из города в сельскую местность. BBC описывает фильм как «сказку о взрослении, в которой ребенок должен преодолеть свой эгоизм и научиться жить для других» [9]. Time Out назвал его зрелым, сложным шедевром, соединяющим прошлое, настоящее и будущее режиссёра. Везде присутствуют многочисленные « пасхальные яйца » из его предыдущих работ, поэтому в день премьеры в Токио подавляющее большинство зрителей были взрослыми, которые выросли на культовых мультфильмах Миядзаки [127]. Nikkei Asia считает, что «Мальчик и птица» — самое загадочное, сокровенное и, за неимением лучшего, эгоистичное произведение создателя. Когда отец женится на младшей сестре матери Махито, которая выглядит гораздо лучше, то фрейдистский подтекст безграничен. Миядзаки присуще недоверие к критике и мнению взрослых.