Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии — это воплощение смерти, ночи, зимы. Мара относится к одним из самых неоднозначных богинь в славянской мифологии. Вы узнаете, что Морена — богиня смерти и зимы в славянской мифологии. Морана — одна из главных богинь в славянской мифологии, олицетворение смерти и зимы. Мара, Морана или Марена – это славянская богиня зимы, смерти, круговорота жизни, тьмы и ночи.
МОРАНА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СЛАВЯНСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ МИФОЛОГИИ И НEKOTOРЫХ СЛАВЯНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
Морена, в славянской мифологии могучее и грозное божество, богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели. Морана или Мара, Морена, в славянской мифологии могучее и грозное божество, богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели. Морана – богиня смерти — познаем по порядку Марена (Мара, Морена) ― славянская Богиня Зимы и Смерти, сильная и грозная. Богиня Морена в славянской мифологии олицетворяла вечный холод, непроглядную тьму и смерть. Богиня Мара Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы.
Морена и Чернобог — Властители Нави
Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы | Морана — одна из главных богинь в славянской мифологии, олицетворение смерти и зимы. |
Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы | Мара в славянской мифологии Мара в славянской мифологии Мара упоминалась в сказаниях под именами Морена или Морана. |
Марена – славянская богиня смерти, связанные ритуалы и традиции
Поэтому на похоронах славяне старались задобрить Морену, дабы та провела усопшего к лучшей жизни. Не проклинали люди Мару и за то, что она стремилась принести вечную зиму в мир. Они понимали, что весной Ярило все равно победит ее. А три месяца холода лишь подарят земле покой, который ей так необходим после сбора урожая. Молили они только об одном, чтобы Морена не насылала слишком больших морозов. И если таковы приходили, то они всеми силами пытались уговорить властительницу зимы сжалиться над ними. Приспешники Мары Морена — славянская богиня, породившая на свет многих темных духов. Именно их опасались люди больше всего, когда на землю опускалась ночь. Так, самыми страшными среди них были мары — существа, держащие под мышкой собственную голову. Согласно поверьям, они блуждали от двора ко двору, шепча про себя имена людей.
Если кто-то отзывался на их зов, то его сразу же одолевала болезнь или несчастье. Кикимор также породила тьма Морены. Богиня часто использовала их для своих корыстных целей. Особенно когда ей нужно было прибегнуть к какой-нибудь хитрости. Например, есть древняя легенда о том, как кикимора пыталась свести с белого света одного богатыря. Долго она водила его за нос, покуда храбрый воин не раскрыл ее обмана и не изрубил темного духа на мелкие части. Обряды, связанные с поклонением Маре Морена — богиня смерти и темной магии. Поэтому большинство ее культов, так или иначе, связаны с этими мрачными сферами.
Становясь видимой по ночам, она прядет и шьет в лунную ночь. Тех, кто застанет ее за этим занятием, ждет горе. У Морены не было святилищ, как у других богов, ей поклонялись тайком, а если нужно было обратиться к богине, например, во время болезней или войны, то идол устанавливали на земле, обкладывая его камнями. После того как обряд был произведен, все, что было в этом месте — камни, алтарь, сам идол, сжигалось или топилось в воде. О Моране часто рассказывается в славянских сказках и былинах. В них она предстает злодейкой, женой Кощея, подругой Яги. В сказках она может принимать облик других девушек, пленять богатырей и пакостить главным героям. Но неизменно добро побеждает зло, и Морана оказывается проигравшей. Мара — вовсе не антипод Ладе, и по красоте она ей не уступает, Мара не противостоит Живе, хотя воплощает в себе весь комплекс сил, диаметрально противоположных созидательной энергии жизни. Основываясь на мифологии древних славян, можно с уверенностью сказать, что все эти богини были абсолютно равноправны и равнозначны в восприятии как другими богами, так и людьми. Мара представлялась нашим предкам как светлокожая, темноволосая и черноглазая красавица, воплощение льда и достоинства.
Славянская Богиня Смерти меняет свой облик в зависимости от времени года. В этот период Мара носит одежду белого либо лазурного цвета. Однако к концу зимы она превращается в невыносимую ворчливую старуху, одетую в черные лохмотья. Состарившаяся Морена не готова уходить и освобождать место Весне, поэтому она прибегает к различным хитростям и уловкам, чтобы холода длились как можно дольше. Богини смерти подвластно движение времени, не только в рамках одного индивида, но и в глобальных масштабах. Забрать жизнь может как у смертных, так и у бессмертных существ, также в ее власти даровать новую жить. Перед смертью люди часто получают предупреждение о ее приближении. В приданиях славян освещен такой аспект. Встретить своего двойника или женщину с длинными черными волосами считалось признаком скорого конца. Посылая такие знаки богиня смерти давала время подготовиться к переходу в загробный мир. Богиня Мара — властвует во всех трех мирах Яви, Прави и Нави. В ее власти как забрать жизнь, так и подарить. Богиня смерти также может даровать бессмертие.
Все эти сочные эпитеты пришли от имени славянского божества женского пола Мары, Моры, Мораны, Марены, которая в славянской мифологии выступала одной из основных богинь пантеона наших предков, предстающая в образе Богиня Зимы и Смерти. Ее имя родственно таким словам, как "мор", "морок", "мрак", "марево", "морочить", «марать». В славянской мифологии эта богиня была связанна с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, повторяющимися из года в год. Также Мара была богиней жатвы, плодородия и смерти, покровительницей колдовства и справедливости. Чёрная Луна, серп и зимняя ночь все это проявления Мары могущественной славянской богини. Фото из открытых источников Чёрная Луна, серп и зимняя ночь все это проявления Мары могущественной славянской богини. Фото из открытых источников Cлaвянcкaя бoгиня Mapa по поверьям пpинaдлeжала к пepвoму пoкoлeнию бoгoв. Пo oднoй вepcий, oнa являлась cecтpoй Лaды и Лeли Живы и была coздaнa из иcкp, oбpaзoвaвшиxcя oт удapa мoлoтa Cвapoга пo cвящeннoму кaмню aлaтыpь. Bce три сестры имeли paвную мoщь и дoпoлняли дpуг дpугa, упpaвляя paзными cтopoнaми человеческого бытия. Символы Мары - Черная Луна, чёрный ворон, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни отсюда же образ богини жатвы и урожая. Смерть, даруемая Мареной, не была полным прерываниям жизни как таковой, а выступала переходом к жизни иной, к новому Началу, ибо так уж положено, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна... Согласно поверьям древних славян, Мара не уступала в красоте богине весны, любви и домашнего очага Ладе, и вопреки распространенному мнению не являлась ее антиподом. Также Мара не противостояла Лели Живе , хотя, по сути, воплощала в себе весь комплекс сил, диаметрально противоположных созидательной энергии жизни.
Морена и Чернобог — Властители Нави
Богиня Морена играет важную роль в славянской мифологии. Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии — это воплощение смерти, ночи, зимы. Морена, в славянской мифологии могучее и грозное божество, богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели. Морана же считалась богиней отвечающий за зиму и смерть, ее боялись и почитали все славянские племена, и в тоже время ее также ненавидели. Морана (Марена, Мара) — в славянской мифологии божество, воплощающее смерть и зиму, богиня увядания и смерти; повелительница Нави.
Богиня смерти Мара
В графическом представле- нии всей мифологической системы Моры находятся в пятом кольце, они обо- значены серым цветом, их месяц — февраль, а знак гороскопа — Рыбы. Мара как защитница Птицы скрывает от неверного отца Стрыба рождение дочки, и в одной бездетной семье людей из города Львова, на их радость, прячет девочку Мальву. На первый взгляд обык- новенная девочка, Мара в романе Корний обладает вечной мудростью, а так- же тайной рождения и смерти. Книга насыщена славянской неоязыческой ми- фологией с многочисленными мирами. С этим даже темные в конце кон- цов согласились, чтобы их потомки не потеряли, разозлив Мару — возможность жить вечно. Почетное посвящение в бессмертные сопроваждается вручением Марой-Повелительницей смерти Переменника, который она передает и для де- вушки Мальвы, дочки Птахи и Стрыба.
Мара таким образом получает большую силу, чем она имела, а ее решения влияют и на судьбу смертных, которым она дает Переменник, то есть бессмертие. Девушка Мальва узнает, что стала бессмертной и начинает искать свою судь- бу между светлыми и темными силами. Об этих поисках и рассказывают две книги Д. Корний: Обратная сторона света и Обратная сторона тьмы. В романе сербского писателя Ивана Срдановича Около верха Око врха глав- ной героиней является Морана, влюбленная в малоодаренного писаку, который начинает понимать, что может для себя употребить силы женщины-богини, влюбленной в него.
Писатель описывает женские чары Мораны, а ее замок среди скал описывает как место щедрых удовольствий. Морана запрещает Захару заходить в секрет- ную комнату в замке, но он не слушает ее — и обнаруживает там лошадь Перуна, которую освобожадет. Как и в народных сказках, герой нарушает запрет, и это приносит беды. Некоторые утверждают, что Германцы и Скандинавы именно от славян заимствовали сво- их богинь смерти. Они приукрашивают Мару многими символами, родствен- никами, свойствами, настолько разнообразными, что образ иногда рассыпает- ся.
История возникновения образа и его расширения связана с подделка- ми славянской мифологии от Длугоша до Ганки и от Ганки до Велесовой кни- ги и новейших подделок. Имена Мара, Марена, Мора, Морена распространяются начиня с романтических подделок. Литературная судьба Мары Морены, хотя и опирается на выдумки подделок, перерастает свои источники и перерастает в новые образы и их символику. Использованная литература Агапкина, Татьяна. Мифопоетические основы славянского народного календаря.
Весенне-летний цикл, Москва: Индрик, 2002. Mifopoеticheskie osnovy slavianskogo narodnogo kalendaria. О паганским боговима у непаганска времена. Београд: Алма, 2016. O paganskim bogovima u nepaganska vremena.
Beograd: Alma, 2016. Поэтические воззрения славян на природу. Москва: Индрик, 1994. Moskva: Indrik, 1994. Лома, Александар.
Гура, О. Белова et al. Slavica Svetlanica. Язык и картина мира. К юбилею Светланы Михайловны Толстой.
Москва: Индрик, 2013, 56—75. Loma, Aleksandar. Gura, O. Belova et al. Slavica Svetlanica Iazyk i kartina mira.
Moskva: Indrik, 2013, 56—75. Хронике славеносрпске. Ана Кречмер прир. Hronike slavenosrpske. Проблеми на българския фол- клор.
София, 1980, 108—113. Sofiya, 1980, 108—113.
Второе их название — Сестрицы-Трясовицы. В теплое время года эти духи живут в подземельях Темного мира. В январе они приходят в наш мир и насылают на людей болезни. С Маржаной у славян ассоциировалась не только смерть, моровица, но и «морок», «оморочка» обман, наваждение. Даже летом, когда ее власть над миром минимальна, Морана может похитить у человека здоровье и рассудок.
Духи-мары слуги богини живут среди людей. Каждую ночь они ходят под окнами и шепчут имена домочадцев. Как только доверчивый сельчанин отзовется на голос сущности, он заболеет и умрет. Еще одно значение образа Марены — судьба, рок. Гостья из мира мертвых иногда появлялась в жилищах, как призрак. Человек, увидевший Морану, умирал в течение года. Она могла сделать счастливый брак несчастным, наведя бесплодие на молодую жену.
Когда в селении начинался падеж скота, люди советовались между собой, как задобрить Маржану. Славяне редко упоминали имена Чернобога и Мораны без особой на то причины, однако их отношение к темным божествам было очень уважительным. Повелительница метелей воспринималась нашими предками как темная ипостась своей доброй сестры Живы. Атрибуты и праздники в честь Мораны У Марены были мрачные атрибуты: черная луна, серп и черепа. Если верить мифам, угрюмое божество подрезает серпом нити жизни. Время безраздельного царствования богини — зима. Одним из символов Маржаны был черный лебедь.
Наши предки желали задобрить Морану, чтобы отвести от себя несчастья. Ей приносились жертвы — красное вино и мед. В древней магической традиции был популярен ритуал приношения в жертву Моране домашней птицы: белой курицы или утки. Проводить ритуал жертвоприношения мог только опытный знахарь. Праздники, посвященные царице холода: дни с 22 по 25 ноября издревле считались днями Морены, богини смерти, в это время люди встречали зиму: нельзя было веселиться и радоваться, чтобы не навлечь на себя гнев сурового божества; 13 января зимняя владычица входит в полную силу: если верить легендам, в этот день из подземелья выходят дочери Мораны — Трясовицы; 1 марта в славянской традиции является знаковым днем: люди чествуют Маржану перед ее скорым отбытием в Темный мир; весеннее равноденствие: 20-22 марта — магические дни, в это время покровительница болезней и стужи окончательно теряет свою власть над миром Яви. Во время весенних обрядовых праздников было принято делать Марену — соломенную куклу. Чучело одевали в женские одежды и возили по деревне.
Ритуальное действо сопровождалось песнями и плясками. Затем куклу нужно было сжечь, утопить или разорвать на мелкие кусочки. Первый вариант уничтожения чучела практиковался чаще. Костер разжигали за пределами селения. Когда символ зимы сгорал, через костер прыгали юноши и девушки.
Вместе с тем, серп несёт в себе значение плодородия и урожайности.
Женщина в чёрных рваных одеждах олицетворяют собой тоску, болезнь и траур, девушка же в светлых одеждах — молодость, красоту, жизнь и радость. Коммуникативные средства создания образов и символов Народное гуляние, фотография Древние обряды как ничто лучше отражают в себе образы славянской мифологии. Не обошли стороной они и богиню Морену. Во время празднования Ивана Купалы, например, сжигалось чучело, наречённое именем Морены. А в определённый день ранней весны, все женщины, и старые, и молодые, выходили в огороды, и долго гонялись с мётлами в руках за невидимой Мараной, выгоняя её прочь, а с ней и надоевшую зиму. Когда Марена уходит в свои Ледяные Чертоги, на второй день после дня Весеннего равноденствия происходит пробуждение Природы и жизни.
Упоминание о Морене можно встретить в мифологии разных стран и народов. Буддийское божество Мара олицетворяет собой зло. Недобрую фею Моргану из легенд о короле Артуре помнят многие. У древних кельтов была Морриган, забиравшая души воинов с поля битвы. В русских народных сказках Морана в образе «злой девки Маринки» искушала богатыря Добрыню. Мрачное обиталище Бабы-Яги, окружёно насаженными на колья человеческими черепами, символами Мары.
Снежная Королева из сказки о Кае и Герде — никто иная, как богиня Зимы. Мара упоминается в некоторых современных славянских песнях, например, в «Богине Смерти» Талиона. Несмотря на своё недоброе значение, именами Морена, Мара нередко называют в семьях девочек. Также, некоторые творческие люди не преминули взять себе такой псевдоним, как, например, певица Мара.
Когда наступали длинные холодные темные зимние ночи, она безраздельно властвовала над славянской землей. Маара наполняла до самых краев Нави человеческими душами, которые умерли от непогоды или замерзли в сугробе. Когда зима заканчивалась, древние славяне прогоняли богиню смерти из Явьего мира, сооружая её чучело и символически сжигая его. Со временем этот обычай потерял свой смысл а его традиции извратили до неузнаваемости. В наше время подобный языческий ритуал принято называть Масленицей, но считать Масленицу обрядом, который прогоняет Мару из мира Яви нельзя, ибо это совсем даже не обряд, а лишь его отголосок. Вместе с Правдой, Мара также считается покровительницей правосудия и справедливости. Из-за того, что она одновременно забирала души умерших в Нави, и была славянским символом правды, сложно сказать, какой представляли наши предки богиню — светлой или темной. Вместе со спасением мира Мара не раз угрожала полностью его уничтожить. Опираясь на эти факты можно сказать, что богиня Мара была существом, которое возвышалось над такими традиционными понятиями как «добро» и «зло». Очевидно, что славяне почитали её на ряду с остальными светлыми богами, и поэтому считать её исключительно негативным персонажем в славянской религии глупо и беспочвенно. Не смотря на все доводы, которые утверждают, что Мара — темная богиня, пришедшая в наш мир вместе с Чернобогом, но в итоге принявшая сторону Ирийских богов, она все же является представителем славянского пантеона Ясуней — светлых богов. Атрибуты богини Мары Атрибуты славянской богини смерти и правосудия — трен, зима, смерть, холод, разрушение и мрак. Персональный символ Марены — поток замершей воды, который так и называется — «Вода Мары». Данный символ означает недвижимую силу, потенциальную энергию, которая до определенного времени находиться в состоянии покоя.
Морана: Славянский гороскоп
Славянская богиня Мара — символ смерти, знаки, символы | Считается, что Морана способна насылать плохие сны и кошмары, а толкование снов помогало славянам расшифровать послание, которое им посылала богиня подземного мира. |
Морана – богиня смерти | В славянской мифологии богиня почиталась как покровительница зимы. |
Славяно-Арийские Праздники. День Марьяны и Марены. 4 БЕЙЛЕТЪ 7530 лѣто от СМЗХ (13-14 дек 2021 г).
Марена (славянская мифология): богиня смерти, трансформации, зимы | Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы. |
Морана. Славянская богиня 6 класс | Марена, также известная как Мара, Марзанна, Морена, Морана, (на украинском, польском, словацком и чешском языках соответственно), является языческой славянской богиней. |
Морана – богиня смерти в славянской мифологии Морана является могучим и грозным божеством. | Морана не считалась темной богиней, ведь смерть несла за собой перерождение, как за зимой идет весна. |
Демон Мара — легенда, происхождение, смерть от демона. | Марена (иначе – Мара, Морена, Морана) в славянской мифологии – богиня смерти и зимы. |
Мара — богиня Смерти в славянской мифологии
Это один из древнейших славянских праздников. Сейчас время Масленицы зависит от сроков Великого поста и Пасхи, которые высчитываются по Церковному календарю. Поэтому конкретной даты Масленицы нет в календаре и каждый год она наступает в разное время. До христианства прощание с зимой, сжигание чучела Мары и торжественная встреча весны проходили перед днями весеннего равноденствия, в марте, когда Ярило-солнце растапливает снега и весенней силой пробуждается природа. Чучело Масленицы в стиле конструктивизма. Архитектор: Андрей Волков. Роспись: Е. Медведя в древности звали «ком» и очень почитали на Руси как тотемного животного, отсюда и название праздника — Комоедица. Медведь просыпался в своей берлоге, и народ нес ему подношения в виде еды. Праздничные дни Комоедицы начинались с утренней торжественной процессии.
С песнями, плясками и прибаутками славяне приносили великому Медовому зверю в лес «блинные требы» и «комы-обрядовые» — хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: гороха, овса и ячменя. Первые блины и комы раскладывали на пеньках не только для медведя, но и для духов деревьев. Великому Медовому Зверю приносили жертвы — требы. После этого начиналось праздничное пиршество. Главное яство великого праздника Масленицы — блин, в славянской языческой традиции символизирующий Солнце. Также символами солнца были ватрушки и круглые баранки. Интересно, что изначально у блинов был диаметрально противоположный смысл — они были поминальным блюдом, их ели на поминках, как ритуальное поминальное угощение. Блины связанны с почитанием предков. Чучело Масленицы в Абрау-Дюрсо.
Чигарова Первый блин комом — это совсем не то, что мы имеем в виду, смятый блинчик. Первый блин кому — медведю, тотемному хранителю рода славян, Медовому Зверю. Отсюда же, «команика» — медвежья ягода, она же ежевика. После проводили зачин. Возжигали огонь, славили богов и предков, весь славянский род. Посолонь направляясь по движению Солнца закручивали хоровод, одевши хари-маски отсюда мы и говорим: ну у тебя и харя , дабы не узнали злые духи. Скоморохи разыгрывали представление, и им помогали колоброды. Чучела Масленицы, декорированные в стиле традиционной русской росписи разных областей России у Государственного Исторического Музея. Медной И еще интересный факт: наши предки были уверены, что на Руси кроме честного народа полно бесов.
Тема бесов, чертей хорошо описывается в сказке о «Правде и Кривде». Я нашла интересный ритуал, который проводился в эти праздничные дни. Утром люди на перекрёстке дорог рассыпали зерно.
Небо вызвездило, деревья закутались в толстый слой инея, а воздух холодом так обжигал, что невозможно было его вдохнуть. Люди попрятались по домам, сохраняя крохи тепла, экономно расходуя топливо, запасённое с лета и сложенное в клетях. И снова на всю ночь начался снегопад: видно разверзлись небесные закрома, где снег хранился, да и высыпался весь запас разом. Некоторые избы ещё можно было найти по торчащей дымовой трубе, а другие — засыпало с верхом. Жутко и страшно было бы всем, кто мог увидеть эту сказочную красоту, которая обещала и голод, и холод. Но для Богини Зимы и Смерти приятней не было картины! Она, глядя из своего сверкающего ледяного замка на притихшую Явь, злорадно усмехалась: — Сладкого вечного сна! Не дождаться вам Ярилы, не придётся вам Лёлю, Богиню Весны, выкликать! Все вы к этому времени в Навь переселитесь! Только я, Морена, буду разгуливать по всей Яви, да застилать все пути-дороги ледяной позёмкой! Кажется, одни беды от Морены. Почему тогда Богиня Морена в славянской мифологии не побеждена раз и на всегда? Морену, Богиню Зимы и Смерти, считают причиной болезней людей и скота Легенды и мифы о славянской Богине Морене Самый известный миф о Богине Морене — миф о превращении её в чудовище вместе с сестрами Богиней Лёлей и Богиней Живой и о возвращении сестрам прежнего облика. Богиня Морена участвует и в других славянских мифах. Чаще всего её описывают как красивую молодую женщину с белой, как снег, кожей и темными волосами, черными, как небо зимней ночью. Богиня Морена описывается высокомерной, красивой и одновременно пугающей. Много северных быличек посвящено тому, как Морена-Зима хотела захватить власть над миром Яви, править вечно. Богиню Морену всегда обижает, что её почитают меньше, чем Лёлю-Весну, что её прихода не ожидают с нетерпением и радостью. Мифология Богиня Мара в славянской мифологии представлялась как молодая девушка со светлой кожей и черными прекрасными глазами. Она была воплощением льда и достоинства. Все её наряды были в виде платья лазурного цвета, украшенные белыми кружевами. Как гласят легенды, жила Морена в большом дворце, который был сделан из чистого небесного льда, и в подчинении она имела всех духов воды и холода. Считается, что Мара — темная богиня, так как ей была подвластна сама смерть. Помимо этого она также водила дружбу с женой Велеса — Ягой. Их дружба была не совсем обычной. Мара отдавала Яге человеческие души, а Яга в ответ разрешала Маре спуститься в Навий мир, в который вход был строго запрещен как людям, так и богам. Вместе с Ягой Мара часто практиковала чародейство, и они также учились управлять стихиями и различными энергиями. Читайте также: Комнатные растения для водолея. Цветы для водолея Богиня Мара и Кащей Мара богиня славян часто была связана так или иначе с владыкой нижнего Нави — Кащеем. По одной из версий она была его дочерью, а по другой версии его женой. Славянская богиня была обольстительной и обладала весьма хитрим и острым умом. Ей удалось буквально напроситься Кащею в жены. Как у неё это получилось?
Если верить русским народным сказкам, которые очень символичны и полны древнеславянских образов, Мара была супругой Кащея Бессмертного. Роль ее заключалась в принесении всяческих препятствий и преград на пути русских богатырей. Семейные узы Мары Здесь много версий и разных вариантов. По одной, Мара не жена, а дочь Кащея Бессмертного. По другой — сестра бога Перуна и дочь Сварога. Но есть и еще одна версия, кажущаяся самой правдоподобной, — Мара не имеет никаких родственников, она взялась из ниоткуда, это символ вечного кругооборота жизни и смерти, Яви и Нави. Это символ тьмы, а из нее произошла сама Вселенная. Те, кто придерживаются гипотезы, что Кащей, приравниваемый к Чернобогу, был все-таки супругом Мары, считают, что у этой семьи произошли на свет Род и Вышень — символ начала жизненного цикла у всего живого. Знакомство Кащея и Мары произошло при любопытных обстоятельствах. Мара пришла в мир Нави выручать пленниц, которые томились у Кащея. Даже сам Даждьбог просил за этих девиц и обещал награду. Мара обратилась к Ягине прототипу Бабы Яги за помощью. Именно через ее обитель Мара попала в Навий мир. После знакомства с Кащеем богиня сказала ему, что знает, где спрятана его смерть. Чтобы этот факт не стал достоянием общественности, Кащей сделал Мару своей женой. Далее Мара опоила своего мужа и затем вышла замуж за Даждьбога. Но в итоге Мара остается совершенно одна, как и подобает единственной и неповторимой богине смерти и жизни. По преданию, у Морены осталось 13 дочек, которые были и дочерьми Кащея. Интересные предания о Маре Самой слабой порой года для Мары является наступление весны. В этот период богиня зимы, холода и ночи теряет свои чары, уступая место весне, теплу и солнцу.
Власть жестокой богини приходила вместе с зимой, унося жизни и заставляя людей прятаться в домах от сурового нрава Морены. Тем не менее, древние славяне почитали эту богиню. Это открывают нам мифы старины, ведь в них есть немало истин, актуальных и сегодня. Давайте познакомимся с грозной Мореной и постараемся понять, такой ли злобной была эта богиня. Неспроста на Севере до сих пор живут сказания о власти Мары, а её имя сохранилось во многих песнях и заговорах. Богиня Морена была вестницей зимних холодов Морена — тёмная среди светлых Удивительно, но при знакомстве с родословной этой богини, испытываешь недоумение от того, как могла в такой семье появиться властительница зимнего времени со столь непростым характером. Дело в том, что родителями Морены были светлые божества Сварог и Лада , а сёстрами ей приходились Жива и Леля, покровительницы лета и весны. Почему же Морена оказалась тьмой среди света? Об этом рассказывает известное предание. Если верить древней легенде, однажды Скипер-Зверь, злой владыка потустороннего царства и тёмных сил, решил похитить прекрасных сестёр. Три девушки были обращены в страшных чудовищ. Скипер-Зверь заставлял их творить зло, они же могли лишь подчиняться ему. К счастью, бесчинства длились недолго. Родившийся у божественной пары Перун расколдовал и спас своих сестёр, однако сердце Морены так и осталось наполненным мраком и злобой. Почему так произошло, сложно сказать.
МОРАНА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СЛАВЯНСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ МИФОЛОГИИ И НEKOTOРЫХ СЛАВЯНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
Среди нескольких имен славянских Богинь, которые упоминаются в старинной литературе мы встречаем имя Мораны. В славянской мифологии Мокошь покровительствует: плодородию, деторождению, близости к окончанию годового цикла. Мара, Морана или Марена – это славянская богиня зимы, смерти, круговорота жизни, тьмы и ночи. Морана – богиня смерти — познаем по порядку Марена (Мара, Морена) ― славянская Богиня Зимы и Смерти, сильная и грозная. Морана (Марена, Морена, Мара, Моржана, Костлявая, Тёмная Богородица, ЧерноМатерь) – богиня зимы, смерти, царица ночи, могучее и грозное божество славян. Имя славянской богини зимней стужи и смерти Марены (Мары) восходит к общему индоевропейскому корню «мар\мор», связанное со смертью (мором).