Вечером 26 февраля 2023 года Святейший Патриарх Кирилл в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве перед чином прощения произнес проповедь. Вечером 6 марта 2022 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
ЧИН ПРОЩЕНИЯ
вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Вечером 13 марта 2016 года, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил вечерню с чином прощения в Благовещенском соборе Казанского кремля. Поэтому накануне Великого поста чин прощения принято совершать либо сразу после воскресной Литургии, либо уже после вечерни. Вечером 14 февраля, нв канун начала Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
Прощеное воскресенье: церковное богослужение и традиции
Прощеное воскресенье: о чем нельзя забыть 17 марта, и что нужно сделать, чтобы жить спокойно | Вечером 6 марта 2022 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. |
Начало великопостного пути. Вечерня с чином прощения | В этот день в храмах совершается чин прощения. |
Прощеное воскресенье. Чин Прощения. | Вечером 6 марта 2022 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. |
Прощённое воскресение: смысл и традиции | Чин прощения, как правило, совершается в храмах в воскресенье вечером – это служба вечерни сырной седмицы. |
Изначальный смысл Прощеного воскресенья, о котором многие зря забывают
Зачем же мы просим прощения в этот день? И как простить того, кого очень сложно простить? Господь прощал грехи людям и учил прощать других. Очень важно преодолеть собственную гордыню, усмирить своё самолюбие, а главное, найти в себе силы попросить прощения и простить обидчика.
Ведь не всегда специально, бывает вовсе и не нарочно мы можем обидеть человека. Любого человека — даже самого страшного тирана — можно пожалеть и простить. Нередко, говоря «прости» или «прощаю», мы всё равно сохраняем в душе обиду.
Или чувствуем свою правоту по отношению к тем людям, которые нам, мягко выражаясь, не нравятся, а иногда причиняют серьёзную боль.
Кроме того, в Прощеное воскресенье было принято ходить в баню, чтобы очиститься от грехов. Прощенное воскресенье в 2024 году — как просить прощения Особой формулы для выражения раскаяния в Прощеное воскресенье не существует.
Чаще всего верующие говорят «Прости меня», а в ответ слышат «Бог простит, и я прощаю», но допускаются и любые другие формы извинений. Главное здесь не произнесенные слова, а искреннее желание заслужить прощение и отказаться от собственных обид. Врачи не рекомендуют съедать более одного-двух изделий за раз Извиняться можно за все вольные или невольные поступки.
Никто не идеален, иногда люди ранят окружающих, не подозревая об этом. Поэтому важно научиться не держаться за прошлое и связанные с ним негативные эмоции. Далеко не всегда прощение означает, что отношения с человеком улучшатся или вернутся в прежнее состояние.
Однако оно может стать серьезным шагом на пути к взаимопониманию и обретению душевного равновесия. Прощеное воскресенье в 2024 году — что можно и нельзя делать В Прощеное воскресенье верующие еще могут себе позволить скоромную пищу: яйца, рыбу и молочные продукты. Запрет на эти продукты начнет действовать только в первый день Великого поста — 18 марта.
Существует мнение, что в этот праздник нельзя работать по дому и заниматься тяжелым физическим трудом. Однако церковь не накладывает такого запрета. Для верующих действует только рекомендация — бытовые дела не должны затмевать религиозное значение праздника, отвлекая от молитвы и посещения храмов.
Кроме того, в Прощеное воскресенье не стоит ссориться с людьми или ругаться, ведь это день всеобщего покаяния и прощения. Ранее «Известия» рассказали о народных приметах, связанных с Прощеным воскресеньем.
Они не нашли нужным сказать: «Господи прости меня! Когда нас обличает совесть, мы готовы каяться в грехах, но вот попросить прощение у своего ближнего, к сожалению, может не каждый человек. Сегодня мы просим другу у друга прощение и просим у Бога, чтобы он благословил наше намерение. Пост предлагается нашей Церковью для того, чтобы мы как можно лучше посмотрели на себя, увидели собственные недостатки и не судили ближнего своего. В каждый пост во время богослужения, который очень сильно отличается от обычного времени, мы слышим удивительные молитвы и удивительные слова. Сущность покаяния открывают для нас псалмы и стихиры.
Будем же стараться принимать их в свое сердце. Постараемся, чтобы пост для нас был не только отказом от пищи. Но, работая со своей душой, постараемся довериться Богу. Священное Евангелие учит нас: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» Мф. А когда молишься, не выставляй на показ перед всеми и не говори много.. Конечно, братья и сестры, наша Церковь знает наше непостоянство, знает.
Поэтому Церковь и ведет нас через пост и дает нам в руки опору — богослужение, Евхаристию, проповеди. В эти дни, дорогие братья и сестры, нужно обязательно приходить в Церковь Божию: участвовать в богослужениях, причащаться Святых Христовых Таин. Будем надеяться не на себя, а на Господа. Традиция просить прощение у своих ближних очень древняя. Она существует в нашей Церкви уже много столетий. Накануне Великого поста мы собираемся в нашем храме, чтобы исполнить эту заповедь. Когда-то в монастырях Египта и Палестины монахи уходила на Великий пост в пустыню, где пребывали в глубокой молитве наедине с Богом. Лишь только к Вербному воскресению братья собирались в обители, чтобы совершить службу.
Накануне удаления в пустыню монахи просили друг у друга прощение, потому что никто из них не знал, увидит ли он снова своих братьев, сможет ли вернуться в обитель. Эта традиция существует до сегодняшнего дня. Завтра мы вступим в Великий пост, а сегодня просим друг у друга прощение. Тот, кто не сможет простить, тот не сможет почувствовать Господа в своем сердце. Святитель Иоанн Златоуст сказал, что «ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас». Все святые отцы говорят о покаянии. Великим постом часто вспоминают житие одного святого мученика. Жили два друга.
Одного звали Никифор, он был мирянином.
Кто-то идет дальше и старается не вспоминать сделанного ему зла. Есть и такие, кто, как отец из притчи о блудном сыне, сам бежит навстречу провинившемуся и делает все возможное и невозможное, чтобы восстановить разрушенные добрые отношения. У каждого своя мера. Не менее сложно, чем простить — принять прощение и поверить, что все действительно прошло. Люди могут годами приносить на исповедь одни и те же грехи, не разговаривать с теми, кто, как им кажется, по-прежнему что-то имеет против них. В несении этого груза они находят свою сладость, которую иногда почему-то называют смирением или скромностью. Это будет трудно, это наложит на меня новую ответственность, но без этого прощение, которое я надеюсь получить, остается недействительным, потому что я его на самом деле не принимаю. Я хочу остаться таким, какой я есть.
Истинное прощение — это еще и попытка перемены.
Зачем нужен Чин прощения в Прощеное воскресение?
Существует распространенное утверждение, что прообразом современного чина прощения считается правило (ό κανών, regula), существовавшее в древности в некоей палестинской пустынной обители. Проповедь протоиерея Александра Сорокина после вечерни в Прощеное воскресенье перед Чином прощения Сегодня мы стоим на пороге Великого поста – времени. Чин прощения, как правило, совершается в храмах в Прощеное воскресенье вечером – это служба вечерни сырной седмицы. О Прощеном воскресенье, необходимости просить прощения и прощать и о правильном великопостном устремлении рассказал игумен Флавиан (Матвеев), наместник Крестовоздвиженского монастыря.
Проповедь на Чин прощения: Почему важно быть друг с другом искренними?
V Уставные указания о совершении чина прощения перед наступлением Великого поста содержатся также в монастырских Обиходниках, которые составлялись, с одной стороны, как руководства для келарей относительно трапезы, с другой стороны, содержали некоторые богослужебные предписания, дополнявшие соответствующие указания Типикона. Согласно Обиходнику Троице-Сергиевой лавры, служба начиналась со звона «обычного» к вечерне за два часа. Священник иеромонах и диакон совершали вход в ризах черных. Далее затворяются царские двери. Священник и диакон слагают ризы. Псаломщик читает «Сподоби, Господи» с тремя поклонами. Иеромонах в мантии и в одной епитрахили произносит ектению просительную. Обычной заупокойной литии не бывает. После отпуста полагается на аналое икона Божией Матери с Богомладенцем.
Клирошане поют славник храму, стихиру из службы Благовещения «Послан бысть», а также иные. В заключение — стихиру «Владычице, приими молитвы…» или догматик. Архимандрит и служащий иеромонах, затем другие иеромонахи и за ними вся братия по два обходят и прикладываются к раке прп. Сергия, к чтимым иконам. В Обиходнике содержится следующее замечание: «Ко образом же токмо прикладываются, а не целуют»33. Целовать иконы полагалось только на утреннем богослужении до трапезы34. Затем братия испрашивает прощения у архимандрита и друг друга35. По уставу Кирилло-Белозерского монастыря священник и диакон совершают вход в черных ризах.
После отпуста вечерни — лития заупокойная. После литии поставляется аналой с иконой Божией Матери, архимандрит полагает два земных поклона перед образом, прикладывается и полагает третий поклон. Так же и вся братия. После этого испрашивают прощения у настоятеля и принимают от него благословение37. В Валаамском монастыре совершалось взаимное прощение после вечерней трапезы. Монахи собирались в соборном храме и пели стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его: Пасха священная нам днесь показася…» и пасхальный канон. Затем совершалось вечернее правило, после чего поставлялся аналой с деисусным образом Спасителя. Настоятель, совершив поклоны и приложившись к иконе Спасителя, обращался к братии: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы» — и полагал земной поклон.
Братия полагала в ответ земной поклон со словами: «Бог простит тя, честный отче! Затем они становились в ряд по правую сторону настоятеля и испрашивали прощения по порядку друг у друга. В это время на клиросах пели литийные стихиры Успению Божией Матери38. VI В нынешней литургической практике вечерня с чином прощения в неделю Сыропустную происходит согласно указаниям Типикона см. Духовенство перед началом богослужения облачается в светлые одежды. Совершается вход. Великий прокимен поет не канонарх, а диакон на соответствующий распев попеременно с хором. Царские врата закрываются, и служащие священнослужители в это время переоблачаются в темные, постовые облачения.
После отпуста вечерни совершается чин прощения. На аналоях перед солеей кладутся иконы Спасителя и Божией Матери. Архиерей или настоятель храма, монастыря творит земные поклоны перед ними и лобызает их. Затем он произносит поучение, в завершение которого испрашивает прощения своих грехов у причта и народа со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика согреших во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он полагает земной поклон. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». При этом «во время чина прощения принято петь "Покаяния отверзи ми двери", "На реках Вавилонских" и стихиры Пасхи "Да воскреснет Бог", заканчивая стихиру "Воскресения день" словами "Простим вся воскресением" "Христос воскресе" не поется »39.
VII Подводя итоги вышеизложенному, необходимо сформулировать некоторые выводы. Чин прощения, совершаемый после вечерни в неделю Сыропустную, является уникальным литургическим обычаем, который совершается один раз в год накануне наступления святой Четыредесятницы. Его следует отличать от иных обычаев испрашивать взаимного прощения: например, в завершении великого повечерия, или же прощения, которое полагалось испрашивать монахам в течение всего поста согласно Студийскому уставу, или клирикам и мирянам от Патриарха архиерея по Типику Великия Церкви 1838 г. Непосредственным историческим прототипом нашего обряда является чин прощения, который совершался Московским Патриархом и русскими архиереями в кафедральных соборах. Сходные описания чина прощения содержатся в монастырских Обиходниках, отражающих богослужебные традиции русских обителей. Ни Типикон, ни Постная Триодь в современных редакциях не содержат никаких уставных предписаний относительно порядка совершения чина прощения. Поэтому критерием «уставности», с которым следует сверять современную практику совершения чина прощения, являются предписания русских Чиновников и Обиходников. Руководствуясь ими, и следует оценивать некоторые детали современного чина прощения, насчет которых в среде духовенства существует некое разночтение.
Так, например, не все священники соглашаются с обычаем начинать служение вечерни в светлых ризах, отдавая предпочтение служению вечерни в постовом облачении с самого начала. Средневековые русские литургические книги подтверждают допустимость такой практики: и «дониконовский» Церковный устав, и Чиновники, и Обиходники единогласно предписывали служение вечерни в постовых ризах — или багряных, или черных. Точно так же существует различие мнений насчет соответствия духу и букве богослужебного Устава сложившегося обычая завершать богослужение в Прощеное воскресенье пением канона и стихир Пасхи.
Многие не принимают Прощёное воскресенье, думая, что из того, чтобы всех прощать, ничего хорошего не выйдет. Церковь считает, что обиды мучают обе стороны. Обиженный постоянно переживает, пытаясь понять причины произошедшего, мучает себя, злится на обидевшего и желает ему плохого. Обидчика беспокоит совесть, и он постоянно думает о том, как исправить ситуацию. Особенно это касается серьёзных размолвок, когда люди долгое время не могут примириться. В Прощёное воскресенье призывают проанализировать прожитый год и вспомнить, кого и когда мы огорчили.
Ведь хорошие отношения с близкими — большая ценность. Не нужно тратить и без того короткую жизнь на размолвки и обиды.
После отпуста вечерни архиепископ Гурий обратился к верующим с архипастырским словом о прощении и напутствием перед Великим постом. После слова архипастыря был совершен чин прощения, во время которого наместник и насельники обители, администрация, преподаватели, сотрудники, студенты Духовной школы и миряне испросили прощения друг у друга. Фото: Дмитрий Румас.
Стих: Взыщите Бога, и жива будет душа ваша. И паки высочайшим гласом: Не отврати лица Твоего: На стиховне самогласен глас 4: Возсия благодать Твоя Господи, возсия просвещение душ наших. Се время благоприятное, се время покаяния, отложим дела тьмы, и облечемся во оружия света: яко да преплывше поста великую пучину, в тридневное Воскресение достигнем, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, спасающаго души наша. Стих: К Тебе возведох очи мои: И повторяем тойже. Таже стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас: И мученичен: Прославляемый в памятех святых Твоих Христе Боже, от них умоляемь, низпосли нам велию милость.
Слава, самогласен в Минеи, аще имать: И ныне, Богородичен по гласу Минеи. Аще ли не имать, Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже. Подобен: Яко добля: Ангельстии чини Тя Богомати прославляют: Бога бо Всечистая родила еси, Отцу, и Духу соприсносущна, и ангельская воинства от не сущаго хотением поставивша. Егоже моли от тли спасти и просветити души православных, Тя воспевающих Всечистая. Ныне отпущаеши: Трисвятое: поклоны три. Слава: Крестителю Христов: поклон един. И ныне: Молите о нас святии апостоли: поклон един. Таже, Под Твое благоутробие: без поклона.
Прощеное воскресенье. Чин Прощения.
Вечерня с чином прощения Начало великопостного пути. Вечерня с чином прощения Согласно богослужебной традиции Русской Православной Церкви в последнее воскресенье перед Великим постом во всех монастырях и приходских храмах совершается вечерня с чином прощения. Но ни Типикон, ни Постная Триодь в современных редакциях не содержат никаких предписаний относительно порядка совершения чина прощения. В Евангелии Господь многократно напоминает, что без мира с ближним невозможно достичь общения и примирения с Богом. Этим изречением начинается евангельское чтение на Литургии недели Сыропустной зачало 17. До нашего времени дошло немало наставлений святых отцов перед началом Великого поста, призывающих к прощению ближних: «Кто к брату своему расположен враждебно, ненавидит его и ругается над ним, тот примирись сперва с братом и прости его; тогда уже может он приближаться ко Господу. Кто хочет предстать Богу, тот должен наперед оставить брату долг его; только такового пост и молитва угодны Богу» прп. Ефрем Сирин «Впрочем, пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей, потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Василий Великий.
Великопостные богослужения располагают человека к покаянию, к размышлению о самом себе, о своих грехах. О всем том, что нередко приводило в действие голос нашей совести, когда мы сокрушались, сказав что-то не так или сделав что-то, что кого-то обидело; а потом, в суете мирской, голос совести затихал, и мы забывали, что сделали плохое, а иногда и оправдывали сами себя. Великий пост дает нам возможность, во-первых, вспомнить о плохих поступках и словах, которые когда-то ранили нашу совесть, а потом вышли за пределы нашего внимания и перестали возбуждать совесть. Но ведь эти поступки и слова остались! Они отягощают нашу духовную жизнь, однако Великий пост дает нам возможность вспомнить всё, в чем мы не раскаялись, принести Господу покаяние и вообще подумать об устроении своей жизни: так ли мы живем, то ли мы делаем, тому ли отдаем большую часть своего времени, свои силы, свое внимание, свою заботу.
Стиль современной жизни переориентирует наше внимание на второстепенное, но это второстепенное кажется нам очень важным, потому что от него нередко зависит уровень нашей жизни, нашего комфорта, нашего благополучия. И мы настолько свыкаемся с тем, что заботы о земном благополучии стали самой главной нашей заботой, что чаще всего забываем про самое важное — заботу о своей собственной душе. Вот для того чтобы вырваться из этой круговерти событий, отвлекающих нас, мешающих нам сосредоточить свое внимание на самом главном, и дается нам время Великого поста, особенно его первой седмицы. Те, у кого есть возможность, всенепременно посещайте службы и утром, и вечером. Может быть, кому-то это покажется трудным, но великопостное молитвенное поприще очень помогает нам сосредоточиться на самих себе, на своих духовных проблемах, а молитва, совершаемая вместе с теми, кто окружает нас в храме, привлекает к нам Божию благодать и дает силы избавиться от грехов наших — если не всех, то по крайней мере тех, которые отягощают нашу совесть.
Действительно, время Великого поста — это время очищения. Так и в эпоху Ветхого Завета были обряды очищения, но они носили более поверхностный характер, потому что были приспособлены к мировоззрению и психологии древних людей, в основном ориентированных на внешние проявления религиозности. Нам же, людям Нового Завета, многое открыто через Господа и Спасителя. Мы знаем Евангелие, мы посещаем храмы Божии, мы причащаемся Святых Христовых Таин, и благодать Божия, конечно, касается нашего сердца и помогает нам увидеть свои прегрешения, узреть свои грехи, а зрение своих грехов является первым шагом к исправлению. Но ведь для того чтобы исправлять себя, нужно знать, что следует исправить, а для этого нужно разобраться в самих себе, в своих ошибках, в своих греховных поступках, в своих недостойных мыслях.
Если на чувственной трапезе употребит кто яства в излишке, то являются последствия — боль желудка, вздутие внутренностей и тому подобные страдания; на духовной же трапезе напротив: если кто насладится ею в избытке, тот получает возможность и жизнь свою исправить, и совершить богоугодное дело; и тем большее получается наслаждение, чем больше было усердия в насыщении. Или опять: если на той трапезе ты употребишь вина вдоволь, то и в ногах чувствуешь тяжесть, и зрение тебе изменяет, и язык твой отказывается тебя слушать, а из твоей груди вырываются частые рыкания; для друзей ты становишься смешон, в глазах рабов теряешь уважение, как будто в вине ты потопил свою душу. Совсем не таковы последствия духовной трапезы, — но если ты обильно вкусишь ее даров, то пойдешь прямой стезей в исполнении заповедей, данных тебе от Господа, очами сердца узришь неземные блага, а из глубины сердца твоего отрыгнешь добрые учения, согласно с словами пророка: излило сердце мое слово благое Пс.
Итак, рассмотрим пользу этой духовной трапезы, полюбуемся на ее небесное благолепие, насытимся вдоволь ее неоскудевающей сладости. Послушаем ее гимнов и песней, — ведь ее гимны прогоняют демонов, а песни низлагают начальника тьмы. Вострубите в новомесячие трубою: в торжественный день праздника вашего Пс.
Настал пост — любезный апостолам, настал пост — украшение мучеников, настал пост — сожитель монахов, настал пост, уставы которого исполнял Сам Господь, обитая на земле. И если хочешь, возлюбленный, послушай, какими венцами украшен пост. Адам, не соблюдши поста, был изгнан из рая и получил повеление обрабатывать землю, порождающую терния.
Современники Ноя, не соблюдши поста, испытали всю тяжесть негодования Божия и были истреблены всемирным потопом. А сам Ной, допустив небольшое послабление в воздержании, обнаженный повергся пред своими сыновьями. Исава невоздержание лишило прав первородства и отеческого благословения.
Сыны Израилевы, не соблюдши поста, лишились небесной утехи и божественной благодати. Теперь ты знаешь, что потерпели нарушители поста и воздержания; узнай же и то, какой чести и милости удостоились те, которые его почитали и сохраняли. Воздержание снискало Моисею достоинство законодателя, и поставило его во главе народа.
Постничество вознесло Илию на огненной колеснице на небо, а его всечестную милоть сделало драгоценнее царской багряницы. Воздержанием Даниил во рве заградил уста диких зверей и из их пасти вышел невредимым. Воздержанием украсившись, три отрока потушили печь, разженную седмерицею, и пламень обратили в веяние влажной прохлады.
Подвижник воздержания, Иоанн, наречен большим среди пророков и удостоился крестить во Иордане Господа славы. Но что говорить о пророках и праведниках? Сам Христос подвигом воздержания низложил врага и нам дал в нем оружие попирать его.
Поэтому, примем пост, как драгоценный дар, святое сокровище, изображение истины, начало благочестия, основу духовного учения, умерщвление страстей, отгнание греха, бич пророков, сподвижника детства, губителя демонов, запрещение диаволу, низложение идолов, украшение церкви, силу царей, похвалу иереев, вразумление мужей, целомудрие жен, воспитание чад, свободу рабов, утешение бедных. Кто, возлюбив пост, не был прославлен? Кто, соблюдши его, не был возвеличен?
Кому его исполнение не доставило блаженства? Кто, укрепившись им, не победил искушений? Кто, вняв его призыву, не только не получил чести от людей, но и не отвратил от себя гнева и негодования Божия?
Ахаав, вооружившись им, не избавился ли от грозного гнева Божия? Будучи осужден на съедение птицам и зверям и на то, чтобы псы лизали кровь его, и омывали блудницы 3Цар. Разве не постом ниневитяне, от человека до скота, отвратили угрозу, изреченную на срок трех дней, и оставили бездейственным слово пророка Ионы?
Разве не подвигом воздержания пророки достигали созерцаний и видений Бога Вседержителя и презирали и провещали будущее как настоящее? Разве не им вооружались апостолы, когда во всю землю вышло вещание их и в концы вселенной - слова их Пс. Разве и мученики, не им облекшись, разрушали храмы и алтари и курения идольские и ни во что вменяли угрозы гонителей?
Разве не из любви к нему преподобные оставили мир и все его прелести и, обитая в пустынях и горах и пещерах и пропастях земных, по апостолу Павлу Евр.
А кое-где парни в соломенных колпаках проезжали вечером по деревне на конях, а за деревней сбрасывали все колпаки в одну кучу и сжигали. Ребятня бегали по дорогам подожженными соломенными пучками на шесте и распевали Масленице прощальные песенки. Такое повсеместное разжигание костров связано с тем, что костры воплощали жар солнца и были призваны скорее разбудить весну.
Прыгая через догорающий костер, люди проходили своеобразный обряд очищения. После сожжения чучела огонь в доме не разводили — ложились спать. Утром оставшийся от костра пепел собирали и развеивали по полям — для обильного урожая. А остатки еды от праздничной трапезы отдавали скотине или выбрасывали.
Сжигание чучела перешло и в городские традиции празднования Масленицы Фото: Тимур Ханов Сжигание чучела перешло и в городские традиции празднования Масленицы Православные традиции: прощение и молитва Чин прощения появился много веков назад. Чтобы отрешиться от всего мирского и усилить свою молитву, египетские монахи уходили поодиночке в пустынные места на все 40 дней поста. Кое-кто из них уже не возвращался, встретившись с лесных дебрях с дикими зверями или не выдержав жизни в пустыне. Поэтому, расходясь, святые люди просили друг у друга прощения и сами прощали, понимая, что эта встреча может быть последней, и уходили молиться в отшельничестве с очищенной душой...
Со временем эта традиция перешла в церковное богослужение. Просить прощения друг у друга издавна было принято не с самого утра, а с заката до полной темноты. Литургия в церкви тоже происходила вечером. Так что днем люди поминали усопших и просили у них прощения, отправляясь на кладбища.
Прижилась традиция оставлять на могилке блины, конфеты и печенья, но церковь утверждает, что это ни к чему. Усопшему нужно не земное угощение, а молитва.
ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Прощеное воскресенье - Пост - Новый Завет - Статьи - Школа радости
- Начало великопостного пути. Вечерня с чином прощения
- Прощеное воскресенье. Чин Прощения.
- Наместник и братия Троице-Сергиевой Лавры совершили чин прощения (+ВИДЕО)
- Тамбовская область
- Требы онлайн
Прощеное воскресенье. Чин Прощения.
Все, о чем мы сейчас размышляем, кажется простым, но на самом деле это очень непросто, потому что каждый из нас вовлечен в повседневность и у каждого человека, даже глубоко верующего, даже священнослужителя, так много забот, которые не имеют прямого отношения к главной задаче спасения души. Но Великий пост — это время, когда мы мыслью своей, чувствами своими, волей своей должны вернуться к самому главному, что есть в жизни. Не может быть ничего важнее, чем спасение нашей вечной души. И ведь это важно и для нашей земной жизни, потому что если будет так, то и все наши приоритеты выстроятся в правильном соотношении, жизнь освободится от тех мелочей, которые мешают нам идти по единственно правильному пути, ведущему ко спасению.
Великий пост — это время работы над самим собой. Великий пост — это обретение благодатных сил, которые способны помочь нам идти путем спасения. Наконец, Великий пост — это единственный способ для человека приуготовить душу свою к встрече с Воскресшим Христом и, пережив радостно Пасхальную тайну, обрести новые силы к тому, чтобы с упованием на волю Воскресшего Христа, на волю Божию достойно проходить свой жизненный путь.
Пусть всем нам Господь поможет именно так пройти дорогой Великого поста, восходя от силы к силе и обретая то, что очень тяжело обрести вне поста, — видение подлинных целей и задач своей жизни, духовные силы к решению этих задач, укрепление нашей веры, близость к Самому Господу и Спасителю. И да поможет нам Господь именно так пройти великим и спасительным путем, который открывает перед нами Святая Четыредесятница, Великий пост, приуготовляющий каждого из нас к встрече с Воскресшим Спасителем. В этот вечер мы по установившемуся церковному обычаю испрашиваем друг у друга прощения.
Это замечательная традиция. Казалось бы, нет ничего проще, чем буркнуть под нос: «Прости меня».
В Прощёное воскресенье принято испрашивать прощение и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами. Совершается это примерно следующим образом: делается поклон поясной или земной и говорится: «Прости меня, имя , в чем согрешил пред тобою», — делается ответный поклон со словами: «Бог тебя простит, и я прощаю. Прости и ты меня, имя » — «Бог тебя простит, и я прощаю», — и совершается троекратное христианское целование. Обычай испрашивания прощения накануне Великого поста восходит к глубокой церковной древности, когда подвижники уходили на весь пост из городов и монастырей в пустыню и, не зная, все ли они вернутся к Пасхе из этого трудного подвига, прощались и примирялись друг с другом. История чина прощения Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов.
Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом. С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.
Прося прощения и прощая, близкие убирают накопившиеся сложности во взаимоотношениях. Днем, после литургии, священники меняют облачения с белых на траурные черные. Меняются покрывала в алтаре на престоле и жертвеннике, а также алтарная завеса. Вечерняя служба совершается при выключенном свете. А во время чина прощения прихожане сначала подходят к священнику, а после друг к другу. Все просят друг у друга прощения и слышат в ответ: "Бог простит, и меня прости! В течение всего дня верующие просят прощения у близких и знакомых, которых могли обидеть словом или делом.
Народные традиции Прощеного воскресенья Помимо церковных, есть еще народные обычаи. Прощеное воскресенье — последний день Масленицы. Поэтому считается, что ее надо как следует проводить, собравшись за праздничным столом с блинами. Ведь после этого на целых семь недель запрещена не только скоромная еда, но и различные увеселения. На Руси в Прощеное воскресенье было принято гадать на блинах. Делали это в процессе выпечки первого блина и обращали внимание на такие детали: ровные края — скорое замужество, которое будет счастливым; неровные края — не исключены сложности в семейной жизни; толстый блин — трудности в жизни; тонкий — год пройдет как по маслу; румяный — признак здоровья; бледный — к возможным болезням; зажаренный посередине — муж сохранит верность; зажаренный по бокам — отправится за приключениями. За праздничным застольем старались съесть все блины.
Если это удавалось, люди радовались, понимая, что весь год они проживут в счастье и достатке. Но речь идет о каком-либо масштабном деле, рутинный бытовой труд допускается. Также обычно советуют отказаться в праздник от рукоделия и "грязной" работы по дому. На Руси в этот день категорически запрещалось совершать плохие поступки, обижать людей. Умудренные опытом старики говорили молодым: "Нельзя просить прощения не от чистого сердца или делать вид, что прощаешь человека, но делаешь это неискренне". Принято считать, что в этот день нельзя злиться, раздражаться, ссориться с близкими людьми. Нельзя думать о плохих вещах, жаловаться, отказывать в помощи нуждающимся.
Приметы и поверья на Прощеное воскресенье Особенная магия Сыропустной недели и последнего дня Масленицы способствовала появлению огромного количества примет и поверий, которые призваны обеспечить семейное благополучие и личное счастье. Пепел от костра нужно было рассыпать по полям, чтобы "накормить" землю.
Когда будет Прощеное воскресенье в 2023 году Каждый год Прощеное воскресенье выпадает на разные дни. Это связано с тем, что дата празднования Пасхи также смещается каждый год. Прощеное воскресенье — последний день Масленицы, после которого начинается Великий пост. В этом году Прощеное воскресенье будет отмечаться 26 февраля. Чтобы поститься с чистой душой и совестью, нужно у всех близких и не очень людей попросить прощения. История праздника В первые века христианства Прощеного воскресенья не существовало.
Впервые прощение друг у друга стали просить стали монахи, жившие в Палестине в IV-V веках. Тогда они проводили Великий пост в пустыне, а встречались один раз в день по воскресеньям.
Проповедь на Чин прощения: Почему важно быть друг с другом искренними?
Перед чином прощения наместник монастыря епископ Вениаимн прочитал молитву перед началом Великого поста, в которой испрашивается Божие благословение на духовные подвиги на постническом поприще. Этот умилительный чин родился из уставного чина прощения, который должен совершаться в конце повечерия ежедневно. В Раифском монастыре будет отслужены Божественная литургия и Вечерня с чином прощения.