Разрабатываемый в России космический буксир “Зевс” с ядерной энергоустановкой не имеет отношения к ядерному оружию, заявил РИА Новости ведущий научный сотрудник Института космических исследований (ИКИ) РАН Натан Эйсмонт. Оказывается, ядерный космический буксир «Зевс» кое-как продвинулся вперед, прежде чем с деньгами стало туго. Космический буксир «Нуклон» на атомной тяге.
Проект «Зевс»: Минобороны РФ получит боевой комплекс на орбите Земли
Ну и финальный вопрос, как всё это прекрасное будет доставляться на орбиту и запускаться? Есть два варианта. Первый — это доставка Нуклона на орбиту с помощью сверхтяжелой ракеты Енисей. Скорее всего он не будет реализован по причине отсутствия оной к нужному сроку 2030-2033 годам , так что здесь вступает в ход более реалистичный — второй вариант. Второй старт — полезная нагрузка и топливо к нему. Пока вторая Ангара будет лететь к Нуклону он будет постепенно разворачиваться во всю свою мощь. Первым откроются солнечные батареи, которые всё таки будут на буксире. Причина их появления проста — для запуска ядерного реактора нужна энергия. Ну и в конце-концов запасной источник питания никогда не бывает лишним. После солнечных панелей идёт развертывание фермы во всю свою длину.
Следом раскрывается и встаёт на свои места система охлаждения ядерного реактора. Далее — раскрытие панели охлаждения обеспечивающих систем. И наконец — пуск атомного реактора. А уже после прибытия Ангары с топливом и модулем полезной нагрузки начинается первое путешествие нашего орбитального буксира. Первый полёт Нуклона и дальнейшие планы его применения В 2030 году, после всех испытаний и доставки модуля полезной нагрузки наш ядерный буксир отправится в свою первую экспедицию длительность в 50 месяцев — к Юпитеру. Почему так долго? Дело в том, что газовый гигант это конечная цель миссии, а по пути к ней Нуклон посетит ещё несколько небесных тел, а именно Луну и Венеру. Всё это время корабль будет разгоняться, как за счёт двигателей, так и за счёт гравитационного манёвра. Суть манёвра состоит в использовании гравитации небесного тела, под воздействием которого аппарат разгоняется и частично меняет траекторию своего полёта экономия на топливе!
На Луне ядерный буксир оставит часть свой полезной нагрузки в виде небольшого исследовательского зонда и направится на дозаправку к Земле. Получив дополнительное топливо буксир направляется к Венере и сбрасывает небольшой космический аппарат на её орбиту. После идёт самая долгая часть перелёта, с ускорением у Земли и полётом к газовому гиганту. Там он посетит 3 Галилеевых спутника Ио, Европа, Каллисто и оставит у каждого из них свою основную полезную нагрузку. На данный момент мы знаем, что будет делать только лунный зонд: картографирование поверхности с определением уклонов и высоты неровностей; картографирование верхнего покрова глубиной до нескольких километров; идентификация районов с подповерхностными пустотами, оценка их размеров, объема и глубины залегания; разведка полезных ископаемых Луны, в том числе криолитосферных ресурсов; определение электрофизических свойств грунта, идентификация районов с аномальной проводимостью, теплоемкостью, плотностью в целях обеспечения связи на поверхности Луны. В принципе на основании этого списка мы можем предположить, чем будут заниматься другие зонды. Ещё есть возможность использовать буксир как мусоровоз. Находить отработавшие аппараты и отправлять их на орбиту захоронения, где они никому не могут навредить. РБО — около 800 км.
ГСО — 35 786 км. Следующим вариантом у нас идёт применение планетолёта в лунной экспедиции. А именно: его использование для доставки полезных грузов на лунную базу. Лично мне кажется такое использование ТЭМа нерациональным, по причине слишком долгого полёта к естественному спутнику шутка ли, 200 дней и малой полезной нагрузке в 10 тонн. Лучше отправить более скоростную Ангару с 15 тоннами. А дальше мы наблюдаем действительно интересную концепцию по доставке на Марс ядерного реактора. После отделения от ТЭМа он должен безопасно войти в атмосферу, раскрыть парашют и произвести мягкое касание при помощи реактивных двигателей! Ну а далее он должен в автоматическом режиме раскрыться и заработать, запитав марсианскую базу. Эта смелая идея, которую в принципе можно реализовать в будущем, но очень далеком — лет через 20-30.
Есть ещё один вариант использование Нуклона — в качестве ретранслятора с Марса. Почему это актуально? На аппаратах находящихся на поверхности Марса стоят довольно слабые передатчики, которые не позволяют отправлять большие объемы информации за один раз. Чем это вызвано? Во-первых, это огромные расстояния между планетами. Во-вторых — влияние атмосфер Марса и Земли на радио-сигнал. Имея мощный ретранслятор в виде ТЭМа положим, старого, уже отработавшего свой ресурс можно отправлять большие объёмы информации не пренебрегая её качеством. Такой ретранслятор должен быть расположен в точке L1 Лангранжа. Что это за точка?
Любая система из двух массивных объектов в космосе, таких как Земля в нашем случае имеем Марс — прим. В этих точках возникает небольшая область, где можно расположить спутник и сохранять его статичное положение с минимальными усилиями. Например, вы можете "припарковать" космический телескоп или орбитальную колонию, и вам потребуется совсем немного или даже нулевая энергия, чтобы сохранить их в фиксированном положении относительно Земли. Расположенный в точке либрации спутник не станет привычно кружить вокруг планеты, а вместо этого буквально замрет в одной точке относительно Земли, пойманный в гравитационную "оттяжку".
Его слова привело РИА «Новости». Законодатели США на секретом брифинге ранее обсуждали «планы России» разместить ядерное оружие в космосе для использования против спутников. Это нормальный реактор, какие на Земле применяются для выработки энергии», — пояснил Эйсмонт.
В конечном итоге он быстрее доберется до Марса и дальних планет, сможет затормозить на орбите и без дозаправки вернуться в точку старта. Сравним ядерный буксир «Зевс» с ракетой Starship, разрабатываемой компанией SpaceX. Отечественному аппарату для того, чтобы добраться на Луну потребуется около 200 дней, в то время как американская ракета долетит туда меньше чем за неделю. На марсианской дистанции эти сроки почти сравняются — один год против 9 месяцев. А вот на пути к Юпитеру «Зевс» уже опередит Starship — 1,5 года против 3-х. Кроме того, российский аппарат сможет без дозаправки вернуться обратно, в то время как детище SpaceX израсходует весь запас своего горючего. Здесь как нельзя лучше подойдет русская поговорка: «Тише едешь — дальше будешь».
Миссии и задачи Исполнительный директор «Роскосмоса» по перспективным программам и науке Александр Блошенко сообщает, что первая миссия «Зевса» может составить больше 4-х лет. Начальным пунктом программы станет Луна, где буксир сбросит исследовательский зонд. Далее он подлетит к Венере, на орбите которой оставит небольшой космический аппарат, вернется к Земле, чтобы после гравитационного маневра направиться в самую дальнюю часть своей экспедиции — к Юпитеру. На данный момент разработчики представили информацию только об одном грузе, который понесет «Зевс» — лунном зонде. В его задачи будет входить картографирование поверхности спутника Земли, идентификация районов с подповерхностными пустотами, определение электрофизических свойств грунта, разведка полезных ископаемых Луны. Разрабатывается интересная, хотя и реализуемая в отдаленной перспективе программа по доставке на Марс ядерного реактора. После отделения от буксира спускаемый аппарат должен раскрыть парашют, войти в атмосферу Красной планеты и мягко, с помощью реактивных движков приземлиться на грунт.
В дальнейшем именно от этого ядерного реактора будет подпитываться марсианская база. Создателями «Зевса» предусматривается выполнение аппаратом как гражданских задач — транспортировка грузов и обеспечение связи, так и военных — вывод из строя спутников или кораблей противника электромагнитными импульсами.
Эту установку хотят использовать на орбитальном буксире, предназначенном для изучения Луны и дальнего космоса.
Кроме того, из материалов Исследовательского центра имени Келдыша стало известно, что данный аппарат также может быть использован в системе ПВО. Концепция создания транспортно-энергетического модуля с ядерным реактором Первоначально завершение работ по установке планировалось на 2015 год, а первый полет буксира — на 2018-й, но сроки много раз отодвигали. В 2019 году на Международном авиакосмическом салоне МАКС впервые представили макет буксира, а на форуме «Армия-2020» — трехмерную графику его работы в космосе.
На российский космический буксир поставят реактор на антиматерии
Вечер с Дмитрием Конаныхиным 179 "Ядерное сердце ядерного буксира ЗЕВС". Роскосмос назвал российский космический ядерный буксир именем «Зевс». И в данном случае "Зевс" нам нужен не просто как космический корабль, ядерный буксир, он необходим для того, чтобы начать борьбу за пространство концепции будущего. Ядерный буксир "Зевс" предназначен для полетов к Луне и планетам Солнечной системы.
Новая российская космическая станция проектируется с учётом задач ядерного буксира «Зевс»
Проект «Зевс»: Минобороны РФ получит боевой комплекс на орбите Земли 1 октября 2021 16 4 сентября 2021 года президенту РФ Путину был официально представлен макет первого российского ядерного буксира под названием «Зевс». Несколько недель спустя Владимир Владимирович публично дал «нагоняй» исполнителям за нерасторопность в реализации данной космической программы. Что же заставило главу государства вдруг так заторопиться? Прежде всего, следует отметить, что отечественная космонавтика сегодня оказалась на распутье, и очень многое будет зависеть от дальнейшего выбора пути развития. В сфере коммерческих запусков и доставки пассажиров на орбите «Роскосмос» активно поддавливают иностранные частные космические компании. Принято решение выйти из совместного проекта МКС и построить собственную орбитальную станцию.
Также есть определенные сомнения по поводу возможности «Роскосмоса» исключительно своими силами реализовать лунную программу, что в свое время не получилось даже у неизмеримо более могучего СССР, и высадить российских космонавтов на поверхности земного спутника. Вероятно, более целесообразным было бы сделать это в рамках сотрудничества с другими странами, имеющими большие космические амбиции, например, с Китаем или Индией. К сожалению, наш бич — это регулярный секвестр бюджетных расходов на космическую отрасль и постоянный срыв сроков. Решить эти проблемы можно было бы во взаимодействии с голодными до результата зарубежными партнерами, разумном разделении с ними расходов и компетенций. Сильной стороной России являются большой практический опыт в космонавтике и наличие советского задела в области передовых технологий.
Например, повышенный интерес Пекина или Нью-Дели в рамках реализации лунной программы и освоения дальнего космоса может вызвать проект ядерного буксира под названием «Зевс». Буксир до Луны Работа над перспективным космическим буксиром на ядерной тяге началась в 2010 году, хотя определенные наработки по данной теме были еще в советский период.
Концепт китайской сверхтяжёлой ракеты Чаньчжэнь-9 на фоне далёких планет Ну а Россия же за последние 20 лет смогла создать тяжелую ракету Ангара и модернизировать уже существующую ракету Союз. Да, сейчас ведется разработка ракеты Союз-5, многоразовой ракеты Амур Союз-7 и думают создавать сверхтяжелую ракету Енисей для лунной программы. Частные наработки есть, но их несоизмеримо мало по сравнению с западными странами. Так что на данный момент Россия отстаёт от ведущих космических держав в разработке ракет-носителей, а её основной лётный парк составляет советское наследие. Навряд ли в будущем ситуация кардинально сможет поменяться, достаточно лишь сравнить бюджеты космических агентств да и стран , чтобы понять это. Тем не менее у России есть туз в рукаве. Им является ядерный буксир «Нуклон» его уже успели переименовать в «Зевс», но так как Нуклон является фундаментом будущих ядерных буксиров, я буду применять по ходу текста именно это наименование. Концепция ядерного буксира Важный дисклеймер: вся представленная в статье информация является предварительной и скорее всего, с течением времени, устареет, так как до сих пор идут Опытно-Конструкторские Работы ОКР.
Что есть такое ядерный буксир? Ядерный буксир - это именно что буксир для какой-либо полезной нагрузки. Используется для транспортировки космических аппаратов между космическими телами. Его выводят на радиационно-безопасную орбиту 800 км, чтобы случись что радиоактивные остатки не упали на Землю и далее тестируют. После этого к нему, отдельной ракетой, выводится полезная нагрузка, которая стыкуется с соответствующим модулем. Следом, начинается его космическая экспедиция из точки А в точку Б. По прибытии к точке Б он избавляется от полезной нагрузки и летит к другой точке, либо обратно к Земле за новой задачей. Но на планету он никогда не сажается. На данный момент предполагается не менее 10 таких полётов в разные точки Солнечной Системы. То есть это своего рода паром между двумя берегами, а водное пространство — это космос.
Встаёт логичный вопрос, а за счёт чего будет осуществляется такое количество полётов? В классической космонавтике полёт проходит за счёт жидкостного ракетного двигателя ЖРД , который за счёт сжигания химического топлива двигает ракету вперед. На Нуклоне же скорее всего будут применяться двигатели на других принципах — ионные. Суть их работы заключается в том, что тяжелый газ ксенон пропускается через электромагнитную дугу. Путем ионизации он превращается в плазму, которая и создаёт тягу, толкая корабль вперёд. Помимо ионных двигателей есть варианты поставить плазменные или роторные магнито-плазменные двигатели. Но давайте брать за основу ионный вариант, как наиболее испытанный. Ионные двигатели Нуклона Давайте сравним эти две системы. Для этого используем несколько показателей: удельный импульс и тягу двигательной установки. Если жидкостные двигатели имеют запредельные показатели тяги, но низкую эффективность удельный импульс — отношение тяги к секундному расходу топлива , то с ионными двигателями дело стоит ровно противоположно.
Их эффективность зашкаливает, но они не способны выдавать высокую тягу. Более того, лучше ионные двигатели на данный момент не могут поднять даже 1 килограмм в условиях Земли — настолько малы они по мощности. Так зачем же они нужны? Дело в том, что в космосе такие установки могут работать часами, днями и даже годами. И каждую секунду выдавать такой пусть и не большой, но все же импульс. Тем самым, могут разогнать космический корабль до скоростей, неподвластных химическим ракетам. Что же нужно для работы таких двигателей? Ответ прост — газ и электричество, если с газом всё понятно используется ксенон, как самый эффективный вариант , то вопрос электричества решили радикально — воспользовались мирным атомом. На Нуклоне будет стоять ядерный реактор. Его мощность будет составлять от 300 до 1000 киловатт электроэнергии.
Такого колоссального количества энергии будет хватать на долгосрочную работу ионных двигателей и на снабжение энергией всей системы буксира. Всё же, я предлагаю сравнить химические и ионные двигатели на нескольких дистанциях: ближней Луна , средней Марс и дальней Юпитер. В качестве объектов сравнения возьмём наш ядерный буксир Нуклон и американскую ракету Starship. Чтобы попасть к естественному спутнику Земли ракете нужно меньше недели а нашему ядерному буксиру понадобятся чудовищные 200 дней 100 дней разгона, 100 дней торможения. В то же время на средней, марсианской дистанции, время полёта практически сравнивается со Старшипом и занимает около одного года против 4-9 месяцев. Но есть один нюанс, Нуклон может за такой же промежуток вернуться обратно на Землю, а вот все экспедиции Старшипа на Марс — это пока билет в один конец, так как детище SpaceX израсходует всё топливо во время полёта, а по итогу совершит мягкую посадку на поверхность Красной планеты. Далее берём Юпитер, до него нашему ракете-носителю лететь не менее 3 лёт, в то же время Нуклон справляется в 2 раза быстрее, добираясь до газового гиганта за 1. И чем дальше от Земли, тем очевиднее это выгода по времени становится. В итоге можно охарактеризовать концепцию ядерного буксира старинной русской поговоркой: «Тише едешь — дальше будешь». Как устроен ядерный планетолёт?
Вот он, в разобранном состоянии. КТМ — конструкторско-технологический макет.
Финансы Фото: Роскосмос Ядерный буксир «Зевс» мог бы совершить прорыв в ракетно-космической отрасли, но на данный момент на осуществление проекта не хватает средств, заявил генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин в субботу, 28 мая. Он отметил, что финансовые проблемы возникли из-за того, что большая часть средств Банка России за рубежом заморожена. В этом ключе Рогозин предложил «напечатать» нужную сумму денег и отдать ее промышленности под перспективные инвестиционные проекты.
Кроме того, рассматриваются и гражданские задачи: обеспечение связи, вещание и ретрансляция, межорбитальная транспортировка грузов, доставка грузов к Луне. Сроки миссий В 2024 году планируется завершить экспериментальное подтверждение ключевых технологий и разработку концептуальной части проектной документации. После этого начнется воплощение проекта в жизнь — сначала в конструкторских бюро, потом в цехах. В 2030 году должна состояться первая миссия. На данный момент ее параметры рассчитываются научными сотрудниками и экспертами из различных отраслей. Сперва ядерный буксир и модуль полезной нагрузки на ракетах-носителях выведут на околоземную орбиту с космодрома Восточный. Дальше проведут их орбитальную стыковку и осуществят облет Луны и возврат к Земле. Потом "Зевс" начнет двигаться в сторону Венеры, сделает там гравитационный маневр и отправится к спутникам Юпитера. Миссия будет длиться 50 месяцев, а завершится предположительно в 2034 году. Ранее Рогозин сообщил о сроках создания независимого спутникового интернета в России. По его словам, это произойдет к 2025 году.
В России продолжаются работы над ионной установкой для космического буксира «Зевс»
Ядерный буксир предназначен для полетов к Луне и планетам Солнечной системы. Космический буксир "Зевс" сможет выводить из строя спутники противника. Космический буксир «Нуклон» на атомной тяге. Дмитрий Рогозин сообщил о разработке ядерного буксира «Зевс» в конце декабря 2020 года. Российский ядерный буксир «Зевс», разработка которого ведется в настоящее время. не станет оружием против спутников. Об этом заявил ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт, сообщает РИА Новости. Разработка межорбитального буксира "Геркулес" подразумевалась в составе системы "Энергия–Буран".
Как ядерный буксир "Зевс" способен помочь РФ сделать рывок в ракетно-космической отрасли
Космический буксир «Зевс», обладающий ядерной энергетической установкой («ядерным» двигателем), не станет оружием против спутников и не является ядерным оружием. На «Зевсе» планируется установка ядерного реактора мощностью от 300 до 1000 киловатт электроэнергии, что обеспечит бесперебойную работу ионных двигателей и снабжение тепловой энергией всей системы буксира в течение длительного времени. Разрабатываемый в России космический буксир “Зевс” с ядерной энергоустановкой не имеет отношения к ядерному оружию, заявил РИА Новости ведущий научный сотрудник Института космических исследований (ИКИ) РАН Натан Эйсмонт.
Русский ядерный электролёт. Ядерный буксир Зевс. История создания
Ядерный буксир "Зевс" предназначен для освоения дальнего космоса. Космический буксир «Нуклон» на атомной тяге. Ядерный буксир «Зевс» будут использовать в совместном с Китаем проекте международной научной лунной станции, сообщил генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов на просветительском марафоне «Знание. Космический буксир с ядерной энергоустановкой "Зевс" будет работать на радиационно-безопасной орбите. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на материалы конструкторского бюро «Арсенал», которое является одним из разработчиков комплекса, космический ядерный буксир «Зевс» можно применять для выведения из строя направленным электромагнитным импульсом.
На МКС испытают детали российского космического ядерного буксира
Сообщалось, что ядерный буксир, получивший название «Зевс», будет предназначен для полётов к Луне и планетам Солнечной системы. Разработка аванпроекта буксира завершится к июлю 2024 года и обойдётся в 4,2 млрд рублей. Больше новостей:.
Совместные с международными партнерами космические миссии смогут в будущем выполняться при помощи "Зевса".
Также специалисты Роскосмоса конструкторского бюро "Арсенал" предлагают создать на будущей российской базе на Марсе атомную электростанцию. Предполагается, что она будет снабжать инфраструктуру электричеством, а в качестве самого атомного реактора будут использованы технологии, разработанные для ядерного буксира. АЭС намерены доставить на орбиту Марса в составе "Зевса". Другие возможности "Зевса" Представители исследовательского центра имени Келдыша заявили, что "Зевс" можно использовать и в системе ПВО: аппарат будет с орбиты "подсвечивать" воздушные цели.
Из документов "Арсенала" следует, что в 2018—2019 годах конструкторское бюро провело научно-исследовательские работы для выяснения способности "Зевса" не только дистанционно зондировать поверхность Земли и околоземное воздушное пространство, но и влиять при помощи электромагнитного излучения на радиоэлектронные средства систем управления, разведки, связи и навигации. Кроме того, рассматриваются и гражданские задачи: обеспечение связи, вещание и ретрансляция, межорбитальная транспортировка грузов, доставка грузов к Луне. Сроки миссий В 2024 году планируется завершить экспериментальное подтверждение ключевых технологий и разработку концептуальной части проектной документации. После этого начнется воплощение проекта в жизнь — сначала в конструкторских бюро, потом в цехах.
В 2030 году должна состояться первая миссия. На данный момент ее параметры рассчитываются научными сотрудниками и экспертами из различных отраслей.
Затем на околоземной орбите перестыкуют буксир с другим модулем полезной нагрузки. Далее «Зевс» полетит в сторону Венеры, совершит там гравитационный маневр и направится к спутникам Юпитера. Длительность миссии составит 50 месяцев, она должна завершиться примерно в 2034 году.
Ядерный реактор как источник энергии на «Зевсе» не предполагает полеты на нем людей. По словам Блошенко, целесообразность личного участия человека в космических миссиях с учетом современного развития технологий — это открытый вопрос, обсуждаемый во всем мире. Говоря о научных задачах «Зевса», он уточнил, что на первом этапе буксир должен обеспечить радиофизические исследования Луны. Предполагается, что его мощный радарный комплекс просканирует лунные породы на наличие лавовых трубок, полостей, скоплений полезных ресурсов, в том числе льда. Это позволит создать подробные карты поверхности и приповерхностного слоя, исследовать свойства и особенности грунта, что понадобится для реализации будущей лунной программы.
На следующих этапах «Зевс» направится уже в дальний космос. Ряд научных спутников предполагается доставить к Венере, а также Юпитеру и его спутникам.
Как отмечал исполнительный директор «Роскосмоса» по перспективным программам и науке Александр Блошенко, предполагается, что первая миссия ядерного буксира «Зевс» будет включать в себя поиск жизни на спутниках Юпитера: буксир совершит облёт Луны, отправится в сторону Венеры, оставит там несколько спутников и начнёт своё путешествие к Юпитеру. Аппарат планируется сделать таким, чтобы его мощность можно было менять в зависимости от дальности полета и возложенной миссии.
Роскосмос: Ядерный буксир «Зевс» поищет жизнь на спутниках Юпитера
Космическая система, построенная на ядерных технологиях, позволит многократно увеличить электрическую мощность по сравнению с конструкциями, использующими энергию солнца. Такие модули могут применяться для транспортировки тяжелых спутников с низкой околоземной орбиты на геостационарную, снабжения грузами лунных орбитальных станций, доставки оборудования для пилотируемых экспедиций на Марс, обеспечения перелетов сложных многофункциональных автоматических зондов с посещением нескольких планет одновременно. В конце декабря 2020 г. Основные элементы орбитальной ядерной установки: Развертываемая конструкция — силовые элементы, или, проще говоря, рама, позволяющая удалить ядерный реактор от полезной нагрузки на максимальное расстояние, измеряемое десятками метров; газоохлаждаемый высокотемпературный компактный реактор; система преобразования тепловой энергии в электрическую; радиаторы-излучатели для сброса избыточного тепла в космос; маршевая двигательная установка на основе блока электроракетных двигателей. В качестве основных рассматриваются ионные двигатели мощностью до нескольких десятков киловатт и с удельным импульсом свыше 7000 секунд. При электрической мощности на борту аппарата в 1 МВт электроракетная двигательная установка обеспечит тягу до 20 Н. Этого вполне достаточно для эффективного ускорения в космосе многотонных объектов. В зависимости от космической миссии полезная нагрузка может быть различной.
Масса и габариты базовых элементов должны обеспечивать их размещение в космических головных частях российских ракет-носителей класса «Ангара-А5» и выше. В широком диапазоне Интересно, что концепция транспортной системы за годы проектирования не изменилась, но результаты позволили cделать вывод о целесообразности создания ядерных энергодвигательных систем различного уровня мощности. Например, если нужно осуществлять какие-то межпланетные транспортировки тяжелых грузов, что требует большой энергетики, система будет иметь мощность в мегаватт и выше. Если миссия менее энергоемкая, то подойдет аппарат, вырабатывающий несколько сот киловатт. Достигнутые материаловедческие и технологические решения помогут создавать энергодвигательные системы широкого диапазона мощности и сложности. В частности, 25 января 2022 г. На дальних рубежах В настоящее время прорабатывается следующая схема работы аппарата.
Накануне межпланетной миссии модуль полностью собирается и испытывается на Земле. Затем он — с компактно сложенными под головным обтекателем ракеты-носителя раскладными элементами и при выключенном ядерном реакторе — выводится на радиационно-безопасную орбиту высотой свыше 800 км. С этой высоты модуль не способен самостоятельно упасть на Землю в течение сотен лет. Здесь его элементы раскладываются и принимают рабочее положение.
Короткая ссылка 28 мая 2022, 12:41 Создание новой перспективной транспортной системы — космического ядерного буксира «Зевс» — продвигалось бы быстрее, если бы на эти цели был выделен 1 трлн рублей из «напечатанных» и отданных промышленности инвестиционных средств, считает глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин.
В счёт арестованных на Западе российских активов Россия могла бы выпустить «свои инвестиционные деньги», эквивалент денег, которые «под замком и не работают в экономике», и дать их промышленности «под самые перспективные проекты», отметил глава госкорпорации.
Стоит отметить при этом, что у "Зевса" не будет ядерного двигателя, как это иногда пишут. Это некорректно.
Ядерный ракетный двигатель ЯРД представляет собой совсем другие технологии. В случае ядерного буксира реактор будет работать точно так же, как и на Земле, — для выработки тепловой энергии. Затем при помощи турбин турбомашинного преобразования этот "продукт" будет трансформироваться в электрическую энергию.
А вот это электричество пойдет на питание маршевых ионных электрических реактивных двигателей, которые и используются для движения ядерного буксира. Набирает скорость такая система многократно медленнее, чем уже привычные химические двигатели. Например, до Луны ядерный буксир будет добираться значительно дольше.
Тем не менее такому ядерному буксиру не требуется возить с собой большой и тяжелый запас топлива. В итоге он сможет быстрее, чем обыкновенный космический корабль, добраться до Марса или Юпитера, еще и затормозить на орбите, а потом без дозаправки вернуться обратно. Для Starship от компании SpaceX, да и для другой системы на химических ракетных двигателях, такой вариант невозможен.
Им для дозаправки потребуется садиться на поверхность планеты или же проводить длительную процедуру орбитальной дозаправки. Странник открытого космоса В связи с этим ядерный буксир "Зевс" можно назвать птицей открытого космоса.
Использование систем, состоящих из ядерного источника энергии и электроракетных двигателей, открывает принципиально новые возможности для межорбитальных и межпланетных перелетов. Речь не идет о вытеснении традиционных источников электроэнергии — химических и солнечных. Но начиная с уровня вырабатываемой мощности 500 кВт и более ядерные энергоустановки получают значительный выигрыш в массе, габаритах и возможностях. Становится возможным применение электроракетных двигателей в качестве маршевых. А для миссий за пределы орбиты Юпитера атомная энергетика и электроракетные двигатели просто безальтернативны. К тому же суть вопроса не только в том, чтобы долететь. Необходимо обеспечить работу научной аппаратуры и энергетику для передачи данных на Землю.
Только в этом случае миссия будет иметь смысл! Здесь надо понимать, что «аппетиты» запускаемых аппаратов в электрической мощности возрастают примерно вдвое каждые пять лет. В абсолютных цифрах потребности уже сегодня выражаются десятками киловатт. В этой «гонке» солнечные батареи выглядят аутсайдерами — ведь их площадь не может расти бесконечно. Космическая система, построенная на ядерных технологиях, позволит многократно увеличить электрическую мощность по сравнению с конструкциями, использующими энергию солнца. Такие модули могут применяться для транспортировки тяжелых спутников с низкой околоземной орбиты на геостационарную, снабжения грузами лунных орбитальных станций, доставки оборудования для пилотируемых экспедиций на Марс, обеспечения перелетов сложных многофункциональных автоматических зондов с посещением нескольких планет одновременно. В конце декабря 2020 г. Основные элементы орбитальной ядерной установки: Развертываемая конструкция — силовые элементы, или, проще говоря, рама, позволяющая удалить ядерный реактор от полезной нагрузки на максимальное расстояние, измеряемое десятками метров; газоохлаждаемый высокотемпературный компактный реактор; система преобразования тепловой энергии в электрическую; радиаторы-излучатели для сброса избыточного тепла в космос; маршевая двигательная установка на основе блока электроракетных двигателей. В качестве основных рассматриваются ионные двигатели мощностью до нескольких десятков киловатт и с удельным импульсом свыше 7000 секунд.
При электрической мощности на борту аппарата в 1 МВт электроракетная двигательная установка обеспечит тягу до 20 Н. Этого вполне достаточно для эффективного ускорения в космосе многотонных объектов. В зависимости от космической миссии полезная нагрузка может быть различной.
Что представляет из себя "Зевс"?
- «Роскосмос» ожидает завершения строительства Российской орбитальной станции в 2032 году
- Российский транспортно-энергетический модуль "Зевс" ("Нуклон", "Ядро", ТЭМ, "Геркулес").
- Проект «Зевс»: на что будет способен космический тягач, который строит Россия - Русская семерка
- Центр Келдыша: ядерный буксир "Зевс" можно использовать в системе ПВО РФ
- На российский космический буксир поставят реактор на антиматерии
- Как будет работать ядерный буксир "Зевс"
Учёный Эйсмонт: космический буксир «Зевс» не имеет отношения к ядерному оружию
- На ядерном «Зевсе» к Юпитеру: полетит ли Россия в дальний космос | Пикабу
- Ядерный буксир "Зевс" в 2030 г.? - Россия снова - первая в космосе? | Мифы и тайны истории | Дзен
- Правила комментирования
- Принцип работы «ЗЕВСА»
Стало известно предназначение космического буксира «Зевс»
И чем дальше от Земли, тем очевиднее это выгода по времени становится. А вот для Starship от SpaceX или для другой системы на химических двигателях такой финт невозможен: до Марса пока что это и вовсе билет в один конец. А вот полезная нагрузка будет 10 тонн. Если сравнивать с тем, что на орбиту Земли отправляют, то кажется, что не так уж и много. Но… Зонды, что летели к Марсу, весили около 1-2 тонн.
А аппараты к Юпитеру и Сатурну чуть больше — 2-3 тонны. Но чтобы доставить эти смешные грузы, надо ракеты запускать, которые выводят целых 15 тонн на орбиту. Тут в игру как раз вступает «Зевс». Эти 10 тонн груза можно и к Луне и к Нептуну доставить.
Разница только во времени полета, которое по сравнению с обычными способами будет огромное. Две компоновки буксира. Например, «Юнона», «Кассини» и «Галилео» вместе взятые весят 8 тонн, ещё и место останется. По скорости буксир тоже весьма хорош.
Итак, «Зевс» будет кататься по вселенной, перевозить грузы, модули и, может быть, даже целые орбитальные станции. А ещё он будет обеспечивать всем нужным: едой, водой и топливом — космонавтов или колонистов во время межпланетных во время межпланетных миссий. И не только это. А ещё ядерный буксир хотят использовать в совместном с Китаем проекте международной научной лунной станции — тогда же запланирована готовность проекта в целом.
Ядерный буксир у нас называется «Зевс». Мы собираемся к 2030 году на практике его реализовать. Это одно из изделий, которое поможет в экспансии Луны, мы его собираемся в совместном проекте с Китаем использовать Юрий Борисов генеральный директор Роскосмоса А что за бугром?
Для этого потребуется мощная РЛС бортовая или в составе модуля полезной нагрузки, МПН , которую можно использовать и для зондирования поверхности Земли. Это полностью исключать нельзя, особенно учитывая, что самих ТЭМов будет несколько официальные лица говорят о планах на их серийное производство. Однако, при наличии финансирования, возможно их перемещение на окололунную орбиту с помощью ТЭМ, чтобы они стали прототипом российской лунной орбитальной станции ЛОС. На основе задела по реактору для ТЭМ также прорабатываются проекты создания ядерных энергоустановок для лунной и марсианской баз. Концептуальные проекты космических ядерных энергосистем. Технические вызовы проекта ТЭМ «Зевс»: ионные двигатели и отведение тепла 21 апреля 2021 г. Келдыша, представил доклад «Использование ядерной энергии в космических системах». По его словам, в рамках предварительных проработок проекта, ряд технологий был доведен до стадии немедленного внедрения: электроплазменные двигатели и компактные теплообменные аппараты. А по ряду других технологий, в частности, реакторам и системам преобразования тепла в электричество — четко продемонстрирована возможность их реализации и пути дальнейшего развития. Разберем их поподробнее. У ТЭМ будут ионные двигатели. Они способны работать длительное время, и, постепенно разгоняясь, осуществлять полеты на большие расстояния. И если к Луне или при межорбитальных перемещениях ТЭМ будет проигрывать по скорости и времени но будет дешевле из-за кратно меньшего расхода топлива , то уже начиная с полетов к Марсу и дальше — ионные двигатели становятся предпочтительнее химических ракетных. И если это не решение проблемы долгосрочного воздействия космической радиации на человека при межпланетных перелетах, то явно шаг в ее сторону. Чем дальше лететь, тем электрические ракетные двигатели становятся все более предпочтительнее. При достаточно долгой их работе, появляется возможность разогнать КА до скоростей, недоступных сейчас никаким другим видам двигателей. Что же известно об ионных двигателях для ТЭМ? Александр Блошенко не раскрыл эту тему в своей презентации. Но за основу можно взять параметры ИД-500, созданного в «Центре Келдыша», самого мощного ионного двигателя, доступного на сегодня. Предполагалось использовать ИД-500 в составе маршевой двигательной установки ТЭМ, которая должна включать несколько десятков двигателей. Пока были проведены лишь стендовые испытания ИД-500, летных испытаний еще не проводилось, их эффективность с достижением рабочих параметров в вакууме еще предстоит доказать. Тем не менее, 19 марта 2021 года «Центр Келдыша» заявил, что ведется предварительная проработка создания двигателя еще большей мощности, вплоть до 100 кВт, летные испытания которых рассчитывают провести в 2025-2030 гг. Последнее, что можно сказать об ионных двигателях, так это то, что они, пусть и в несравнимо меньшем количестве, требуют использование топлива. Соответственно, запасы топлива для ионных двигателей ТЭМ, при его многократном использовании, также нужно будет периодически пополнять. Инновационные технологии, создаваемые в рамках проекта ТЭМ «Зевс». По словам А. Коротеева из «Центра Келдыша», было принято решение о создании первой версии КА с упрощенной системой отвода тепла на основе твердых поверхностей излучателей. На основе технологии припаивания сетчатой тканной конструкции из углеродистого волокна к трубкам радиатора. Недостаток подхода в том, что это двукратно ограничило мощность реакторной установки КА изначально планировался 1 МВт, электрический. В то же время более амбициозный, эффективный и сложный вариант с капельным холодильником-излучателей, находящийся на ранней стадии разработки, будет постепенно доведен до рабочих параметров, и использоваться уже на следующих моделях ТЭМ. Напомним, что эксперимент « Капля-2 » уже был проведен на МКС в 2014 г. Часть 4. РУГК рассчитан на непрерывную работу в течение 10 лет или 100 тыс. Изначально проектом была предусмотрена тепловая мощность реактора до 3,5 МВт электрическая 1 МВт , но из-за неготовности капельных холодильников к первой версии ТЭМ и менее эффективного радиатора на основе твердых поверхностей, ее снизили примерно в два раза до 1,9 МВт тепловой и 470 кВт электрической мощности.
Им для дозаправки потребуется садиться на поверхность планеты или же проводить длительную процедуру орбитальной дозаправки. Странник открытого космоса В связи с этим ядерный буксир "Зевс" можно назвать птицей открытого космоса. Скорее всего, его окончательная сборка будет проводиться прямо на орбите Земли, и садиться на нашу планету или какую-либо другую он не будет. Как гигантский челнок, он станет перемещаться между космическими объектами и перевозить грузы, модули или даже целые орбитальные станции. Специфика его механизмов позволит медленно разгоняться и так же степенно тормозить в космическом пространстве, обеспечивать пищей, водой и топливом межпланетные миссии, перемещать огромные объемы — возможно, даже небольшие астероиды. При этом сам по себе "Зевс" не сможет совершить прорыв. Он сделает именно "рывок", как и сказал глава Роскосмоса, а дальше все будет зависеть от готовности российских научных, технологических и коммерческих организаций. Сам по себе "Зевс" — очень интересный и даже удивительный инструмент для того, чтобы эффективно осваивать дальний космос, но его использование "на все сто" представляется лично мне весьма затруднительным действом в современных условиях. Инфраструктура, которая будет использоваться при этом, едва ли не важнее самого перевозчика. Уже сегодня чтобы, как и сам "Зевс", медленно разгоняясь, выйти на нужные космические скорости к 2028—2030 годам необходимо проектировать возможные миссии и задачи для этого гигантского космического перевозчика, разрабатывать проекты научных автоматических и пилотируемых станций, которые могут перемещаться при помощи ядерного буксира. Важно не просто иметь возможность перевезти большой груз от Земли к Юпитеру или Марсу, важно делать это с максимальной эффективностью и пользой. Тогда проект ядерного буксира сможет стать "ядерным локомотивом" российской научной космической программы. Новостной сайт E-News.
В конце декабря 2020 г. Основные элементы орбитальной ядерной установки: Развертываемая конструкция — силовые элементы, или, проще говоря, рама, позволяющая удалить ядерный реактор от полезной нагрузки на максимальное расстояние, измеряемое десятками метров; газоохлаждаемый высокотемпературный компактный реактор; система преобразования тепловой энергии в электрическую; радиаторы-излучатели для сброса избыточного тепла в космос; маршевая двигательная установка на основе блока электроракетных двигателей. В качестве основных рассматриваются ионные двигатели мощностью до нескольких десятков киловатт и с удельным импульсом свыше 7000 секунд. При электрической мощности на борту аппарата в 1 МВт электроракетная двигательная установка обеспечит тягу до 20 Н. Этого вполне достаточно для эффективного ускорения в космосе многотонных объектов. В зависимости от космической миссии полезная нагрузка может быть различной. Масса и габариты базовых элементов должны обеспечивать их размещение в космических головных частях российских ракет-носителей класса «Ангара-А5» и выше. В широком диапазоне Интересно, что концепция транспортной системы за годы проектирования не изменилась, но результаты позволили cделать вывод о целесообразности создания ядерных энергодвигательных систем различного уровня мощности. Например, если нужно осуществлять какие-то межпланетные транспортировки тяжелых грузов, что требует большой энергетики, система будет иметь мощность в мегаватт и выше. Если миссия менее энергоемкая, то подойдет аппарат, вырабатывающий несколько сот киловатт. Достигнутые материаловедческие и технологические решения помогут создавать энергодвигательные системы широкого диапазона мощности и сложности. В частности, 25 января 2022 г. На дальних рубежах В настоящее время прорабатывается следующая схема работы аппарата. Накануне межпланетной миссии модуль полностью собирается и испытывается на Земле. Затем он — с компактно сложенными под головным обтекателем ракеты-носителя раскладными элементами и при выключенном ядерном реакторе — выводится на радиационно-безопасную орбиту высотой свыше 800 км. С этой высоты модуль не способен самостоятельно упасть на Землю в течение сотен лет. Здесь его элементы раскладываются и принимают рабочее положение. После проверки включается ядерный реактор и запускается управляемая цепная реакция. На радиационно-безопасной орбите путем стыковки с модулем полезной нагрузки с научной аппаратурой и запасом рабочего тела формируется орбитальный комплекс для выполнения задач миссии.
Новая российская космическая станция проектируется с учётом задач ядерного буксира «Зевс»
Российский перспективный космический ядерный буксир «Зевс» сможет расстреливать спутники потенциальных противников электромагнитными импульсами и лазерами, выяснили журналисты. Ядерный буксир предназначен для полетов к Луне и планетам Солнечной системы. Космический буксир с ядерной энергоустановкой "Зевс" будет работать на радиационно-безопасной орбите.