Берберы в Алжире, Тунисе, Марокко традиционно отмечают Новый год по так называемому берберскому календарю – это юлианский календарь с незначительными отличиями.
Не только русская традиция: где и почему отмечают Старый Новый год
Правда, старообрядцы так и не приняли его реформы и до сих пор отсчитывают даты по византийскому календарю. Новообрядческая православная церковь перешла на юлианский календарь, но при этом до начала XX века противилась введению более точного григорианского. Из-за практических неудобств, возникавших при ведении международных дел, в результате несоответствия между календарями, принятыми в Европе и Российской империи, вопрос о переходе на григорианский календарь поднимался, особенно в течение XIX века, неоднократно. Впервые подобный вопрос обсуждался во время либеральных реформ Александра I, однако до официального уровня тогда так и не дошел. Более серьезно проблему календаря подняли в 1830 году, для этого даже был собран специальный комитет при Академии наук, но в результате Николай I предпочел отказаться от реформы, согласившись с доводами министра народного просвещения Карла Ливена о неготовности народа к переходу к другой календарной системе из-за недостаточной образованности и о возможных возмущениях. В следующий раз серьезную комиссию по поводу необходимости перехода на григорианский календарь в Российской империи собирали уже в самом конце XIX века. Комиссия была образована при Русском астрономическом обществе, но, несмотря на участие в ней заметных ученых, в частности Дмитрия Менделеева, от перехода все равно было решено отказаться из-за недостаточной точности григорианского календаря.
При этом комиссия рассматривала вопрос перехода как на григорианский календарь, так и на еще более точный вариант, разработанный профессором Дерптского университета астрономом Иоганом Генрихом фон Медлером в 1884 году. Медлер предложил использовать календарь со 128-летним циклом, содержащим 31 високосный год. Средняя длина года в сутках по такому календарю составит 365,2421875 и ошибка в один день при этом накапливается за 100 тысяч лет. Однако и этот проект принят не был. Как утверждают историки, значительную роль в отказе от реформ сыграло мнение православной церкви. Только в 1917 году, после Октябрьской революции и отделения церкви от государства, большевики приняли решение о переходе на григорианский календарь.
К тому моменту разница между двумя календарями уже достигла 13 дней. Для перехода на новый стиль было предложено несколько вариантов. Первый из них предполагал постепенный переход за 13 лет, при котором каждый год вносилась бы поправка в один день. Однако в итоге был выбран второй, более радикальный, вариант, в соответствии с которым в 1918 году просто отменили первую половину февраля, так что после 31 января сразу наступило 14 февраля. График смещения времени весеннего равноденствия по новоюлианскому календарю. По оси абсцисс отложены годы, по оси ординат — рассчитанное действительное время весеннего равноденствия в календарном обозначении четверть суток соответствует шести часам.
Синей вертикальной линией отмечен 1923 год, когда календарь был разработан. Период времени до этой даты считается по пролептическому новоюлианскому календарю, который расширяет датировку на более раннее время. Юлианский календарь и православная церковь Русская православная церковь до сих продолжает пользоваться юлианским календарем. Основная причина, по которой она отказывается от перехода к григорианскому календарю, — это привязка ряда церковных праздников в первую очередь Пасхи к лунному календарю. Для расчета даты Пасхи используется система пасхалий , которые исходят из сопоставления лунных месяцев и тропических лет 19 тропических лет довольно точно равны 235 лунным месяцам. Переход на григорианский календарь, по мнению представителей Русской православной церкви, приведет к серьезным каноническим нарушениям.
В частности, в некоторых случаях при использовании григорианского календаря дата католической Пасхи оказывается раньше даты иудейской или совпадает с ней, что противоречит Апостольским правилам. Кроме того, православные священники находят и другие причины не переходить на григорианский календарь, например сокращение длительности некоторых постов. При этом часть православных церквей в начале XX века перешла на новоюлианский календарь — с поправками, введенными сербским астрономом Милутином Миланковичем известным в первую очередь, благодаря описанию климатических циклов. Миланкович предложил вместо вычитания трех високосных годов каждые 400 лет проводить вычитание семи високосных годов каждые 900 лет. Таким образом, полный цикл новоюлианского календаря составляет 900 лет, что делает его еще более точным, но при этом и более сложным в использовании, даже по отношению к григорианскому. Поправки Миланковича приводят к тому, что дата по новоюлианскому календарю может отличаться от григорианской как в большую, так и в меньшую сторону в обозримом будущем — не более чем на один день.
В данный момент даты новоюлианского и григорианского календаря совпадают, и ближайшее расхождение между ними появится только в 2800 году. Точность новоюлианского календаря приводит к накоплению ошибки в один день за 43500 лет.
Средняя длина года в сутках по такому календарю составит 365,2421875 и ошибка в один день при этом накапливается за 100 тысяч лет. Однако и этот проект принят не был. Как утверждают историки, значительную роль в отказе от реформ сыграло мнение православной церкви. Только в 1917 году, после Октябрьской революции и отделения церкви от государства, большевики приняли решение о переходе на григорианский календарь.
К тому моменту разница между двумя календарями уже достигла 13 дней. Для перехода на новый стиль было предложено несколько вариантов. Первый из них предполагал постепенный переход за 13 лет, при котором каждый год вносилась бы поправка в один день. Однако в итоге был выбран второй, более радикальный, вариант, в соответствии с которым в 1918 году просто отменили первую половину февраля, так что после 31 января сразу наступило 14 февраля. График смещения времени весеннего равноденствия по новоюлианскому календарю. По оси абсцисс отложены годы, по оси ординат — рассчитанное действительное время весеннего равноденствия в календарном обозначении четверть суток соответствует шести часам.
Синей вертикальной линией отмечен 1923 год, когда календарь был разработан. Период времени до этой даты считается по пролептическому новоюлианскому календарю, который расширяет датировку на более раннее время. Юлианский календарь и православная церковь Русская православная церковь до сих продолжает пользоваться юлианским календарем. Основная причина, по которой она отказывается от перехода к григорианскому календарю, — это привязка ряда церковных праздников в первую очередь Пасхи к лунному календарю. Для расчета даты Пасхи используется система пасхалий , которые исходят из сопоставления лунных месяцев и тропических лет 19 тропических лет довольно точно равны 235 лунным месяцам. Переход на григорианский календарь, по мнению представителей Русской православной церкви, приведет к серьезным каноническим нарушениям.
В частности, в некоторых случаях при использовании григорианского календаря дата католической Пасхи оказывается раньше даты иудейской или совпадает с ней, что противоречит Апостольским правилам. Кроме того, православные священники находят и другие причины не переходить на григорианский календарь, например сокращение длительности некоторых постов. При этом часть православных церквей в начале XX века перешла на новоюлианский календарь — с поправками, введенными сербским астрономом Милутином Миланковичем известным в первую очередь, благодаря описанию климатических циклов. Миланкович предложил вместо вычитания трех високосных годов каждые 400 лет проводить вычитание семи високосных годов каждые 900 лет. Таким образом, полный цикл новоюлианского календаря составляет 900 лет, что делает его еще более точным, но при этом и более сложным в использовании, даже по отношению к григорианскому. Поправки Миланковича приводят к тому, что дата по новоюлианскому календарю может отличаться от григорианской как в большую, так и в меньшую сторону в обозримом будущем — не более чем на один день.
В данный момент даты новоюлианского и григорианского календаря совпадают, и ближайшее расхождение между ними появится только в 2800 году. Точность новоюлианского календаря приводит к накоплению ошибки в один день за 43500 лет. Это значительно лучше, чем у григорианского календаря один день за 3280 лет и, уж конечно, юлианского один день за 128 лет. Но, например, уже упоминавшиеся поправки Медлера, которые также рассматривались Русской православной церковью в качестве альтернативы юлианскому календарю, позволяют добиться в два раза большей точности один день на 100 тысяч лет , даже несмотря на значительно более короткий цикл в 128 лет. Возвращаясь к вопросу о датировке Октябрьской революции и дня рождения Пушкина, стоит отметить, что их датируют по новому стилю то есть по григорианскому календарю , в скобках указывая дату по старому юлианскому стилю. Похожим образом поступают и в европейских странах для датировки даже тех событий, которые произошли до введения григорианского календаря, используя при этом так называемый пролептический григорианский календарь , то есть расширяя григорианское летосчисление на период до 1582 года.
Разница между датами католического и православного Рождества сейчас полностью соответствует разнице между юлианским и григорианским календарями. Соответственно, после 2100 года православное Рождество сдвинется с 7 на 8 января, и различие дат увеличится еще на один день. Александр Дубов Нашли опечатку? Проверено временем Расставьте изобретения человечества в хронологическом порядке Вопрос про курицу или яйцо не волнует никого, кроме философов. Согласитесь, гораздо интереснее узнать, что появилось раньше: пиво или мыло?
Прежде всего, все изменения в праздновании нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности. Несомненно, что народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи. Празднование Нового года в языческой Руси Как праздновался новый год в языческой древней Руси - один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено утвердительного ответа с какого времени начинался отсчет года. Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Так у древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу. На Руси существовало долгое время пролетье, то есть первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год. Празднование нового года после крещения Руси Вместе с христианством на Руси 988 г. Началом нового года стало считаться 1 марта. По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси. Укрепление православия в средневековой Руси, установление христианства как религиозной идеологии, естественно, вызывает использование «священного писания» как источника реформы, вносимой в существующий календарь. Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллель гражданскому новому году. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот. Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был у нас торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.
Исконно данный момент времени ассоциировался с «пограничностью», переходностью, потому что световой день увеличивался, хозяйственный год постепенно начинался, в мир приходил Спаситель с новым порядком, а из-за символической нестабильности сезона представлялось возможным вступить в контакт с потусторонним — душами умерших, нечистой силой и прочим», — отметила Мария Митрохина. По мнению эксперта, именно с языческими корнями связана традиция всевозможных гаданий, попыток заглянуть в будущее и узнать, каким будет это новое и ещё неопределённое. Так вариант предсказания грядущего по начинке вареников из-за своей доступности и несложной символической нагрузки широко распространился по южному региону и частично по стране, спустя века почти лишившись мистического наполнения. Из необычных начинок можно привести в пример овечью шерсть, означавшую богатство и благополучие», — добавила Мария Митрохина. На Руси 14 января отмечался Васильев день, на который было принято приготавливать не только вареники, но пироги и блины, варить кутью — зерновую кашу с изюмом или орехами, запекать поросят. Дети ходили щедровать колядовать , тем самым поздравляя с Новым годом и собирая угощенья. Девушки непременно гадали на суженого самыми разными способами. Сейчас всё это больше ассоциируется у нас с ночью перед Рождеством, благодаря закреплению в массовой культуре соответствующего стереотипа. Однако некоторые обряды встречи Нового года в ночь с 13 на 14 января могут встречаться и по сей день в русской глубинке.
Васильев вечер
- Как в России начали «толкаться» Новый год и Рождество - Православный журнал «Фома»
- Новый год по юлианскому календарю
- На Россию надвигается Старый Новый год
- О чем говорят и о чем умалчивают проповедники «нового стиля» /
Как в России начали «толкаться» Новый год и Рождество
14 января начинается новый год по Юлианскому календарю, или по старому стилю. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие, когда, согласно еврейскому закону, восьмидневный младенец Христос принял обрезание. Вы здесь: Главная Новости Новый год по юлианскому календарю. В юлианском календаре год официально начинался с 1 января и содержал 365 дней, разбиваясь на 12 солнечных месяцев. "от сотворения мира" или от 5508 года до н.э. Наступление нового года отмечали в марте, а с XV века - 1 сентября.
О календарях и "старом" новом годе
1 января по григорианскому календарю отмечается католическо-баптистско-протестанский новый год. Традиция встречать старый Новый год сохранилась и в Сербии и Черногории, поскольку сербская православная церковь, как и русская, продолжает жить по юлианскому календарю. Вы здесь: Главная Новости Новый год по юлианскому календарю. Если ввести, так называем астрономический юлианский год, то Новый год каждый следующий год надо праздновать на 3 часа позже. Царская Россия жила по юлианскому календарю, а Европа — по григорианскому. И сейчас в ночь с 13 на 14 января по григорианскому календарю можно снова отметить наступление нового года – только на сей раз по юлианскому календарю (и ещё раз насладиться повтором "Новогоднего огонька" по телевидению).
Когда в России ввели юлианский календарь
По «старому стилю», то есть по юлианскому календарю, разработанному александрийскими астрономами и введенному в действие Юлием Цезарем 1 января 45 года, днем рождения Иисуса Христа считается 25 декабря. В григорианском календаре год, номер которого кратен 400, — високосный; другие года, номера которых кратны 100, — невисокосные; В момент введения григорианского календаря разница между ним и юлианским календарём составляла 10 дней. Лента новостей. Многие россияне не отказались от празднования Нового года по юлианскому календарю, то есть отмечают не только Новый год, но и старый Новый год. Юлианский календарь сложился в 46 году до н. э. на основании древнеегипетской астрономии.
Старый Новый год 2023: какого числа отмечают, история праздника, приметы, традиции
Старый Новый год отмечают в одну и ту же дату — в ночь с 13 на 14 января. Празднование старого Нового года в России не так широко распространено, как встреча традиционного Нового года в ночь на 1 января. Например, в 2005 году его встречали 44 процента россиян, а в 2021-м — только около 25 процентов. Как появился старый Новый год? До начала прошлого века Российская империя жила по юлианскому календарю, то есть по старому стилю. При этом Европа в то время уже вовсю пользовалась григорианским календарем. Он считался более точным, так как появился в XVI веке и основывался на последних знаниях об устройстве вселенной, а юлианский создавали на основе древнегреческой астрономии. Например, письмо, которое направляли в Европу из Российской империи, судя по датам на почтовых штемпелях, приходило туда на несколько дней раньше, чем было отправлено. Новый год и до этого момента праздновали в ночь с 31 декабря на 1 января. Однако с переходом на григорианскую систему 31 декабря превратилось в 13 января.
Многие россияне не отказались от празднования Нового года по юлианскому календарю, то есть отмечают не только Новый год, но и старый Новый год. Когда церковь отмечает Новый год? Русская православная церковь РПЦ не согласилась со сменой летоисчисления и продолжила жить по юлианскому календарю. Однако большевиков, которые пришли к власти после революции, это не сильно волновало: они отделили церковь от государства. Именно из-за разницы в календарях Рождество в России отмечают не 25 декабря, а 7 января.
Позднее царь отправлял из России в Европу сотни и тысяч русских для обучения полезным профессиям. Знакомство с Европой породило у Петра Алексеевича беззаветную любовь к ней, продолжавшуюся на протяжении всей его жизни… Так вот, время «зимних вакаций» с 1697 года на 1698-й российский монарх провел в Голландии. Рождество 1697 года Петр Алексеевич отпраздновал со свитой в Амстердаме. А вслед за ним — Новый год, который, как и в Германии, отмечали здесь давно, пышно, с большим размахом. Город каналов. Любимые фейерверки повсюду и везде. Их отражения в воде. Шум, музыка, затейливо наряженные деревья. А вслед за тем — большое путешествие под парусами в Англию. Очень приятно, очень красиво, не правда ли? Как тут не впечатлиться до глубины души, особенно если тебе всего-то двадцать пять… Царь чувствовал себя не только державной особой, но и путешественником, открывающим новый мир. Сердце его пылало желанием перенести всю затейливость европейских празднеств на подвластную ему землю. А вместе с ними многое другое, что казалось ему правильным и приятным. Невиданный праздник По окончании Великого посольства Петр I развернул широкую программу европеизации России. Дворянство должно было облачиться в европейскую одежду мода ли на нее, нет ли моды, а приказ на то имеется! Именно тогда в русский быт вошли поездки на учебу в Европу, кофе, табак, парики, треуголки, балы при Петре I их нередко заменяли шумные попойки, называемые ассамблеями. Календарная реформа стоит в одном ряду со всем этим. Петр провел ее через год после возвращения из Европы, и невозможно отделаться от впечатления, что перед мысленным взором его все еще стояли ёлочки, лодочки, пылающие шутихи на фоне вечернего неба и их отражения в амстердамских каналах. Пусть в Москве станет так же! Жаль, негде каналы вырыть, всюду домишки понаставлены… Но к русскому православному Рождеству с его древними традициями западные «новины» приписать было трудновато. Совсем недавно отгремел в Подмосковье страшный стрелецкий бунт. Петр имел основания всерьез опасаться, что попытка перенести амстердамское Рождество на московские кривые улочки вновь поднимет людей на большой выплеск «волюшки». К тому же, Патриарх посмотрит косо — святейший Адриан хоть и ветх годами, но к нарушениям устоев строг… А вот перенести Голландию на Русь под предлогом введения нового, доселе невиданного праздника — идея, которую в наши дни назвали бы «политтехнологически грамотной». Суриков, 1900 Новолетие у нас в старину отмечали 1 сентября.
Потому что, когда он ездил в Англию, англичане жили по юлианскому календарю и перешли на григорианский только в XVIII веке. Способствовало празднованию «Старого нового года» и то, что новый год, введенный советской властью, изначально не был праздничным и выходным днем таковым он стал только с 1 января 1948 года , и лишь антирелигиозная политика и связанный с ней запрет на празднование Рождества Христова, последовавший в 1929 году, со временем привели к тому, что празднование 1 января стало для советских граждан заменой христианского праздника. Однако традиция встречать Новый год по старому стилю, вслед за Рождеством, также сохранилась, что и привело в итоге к парадоксальной ситуации со «старым» и «новым» Новым годом. Но Церковь живет по юлианскому календарю! Об этом мало кто помнит. Кто сразу может сказать, какой сейчас день по юлианскому календарю? К сожалению, для удобства все праздники уже давно переведены на календарь григорианский. И уже давно православные справляют Рождество Христово 7 января по григорианскому , хотя на самом деле 25 декабря по юлианскому, церковному. Дореволюционная открытка "С Рождеством Христовым" В России переход на новый календарь был идеологическим жестом. Декрет об этом был принят одним из первых. Большевики тогда прямо заявили, что культура находится там, на Западе, а мы находимся в ситуации догоняющего развития. Что мы — это периферия культурного мира и наши традиции, в том числе календарные и церковные, глубоко провинциальны, архаичны и надо их изменить, чтобы развиваться. Но эта позиция недальновидна и не соответствует реальности. Потому что юлианский календарь и древнее, и удобнее. С ощущением нашей будто бы культурной неполноценности нужно усиленно и целенаправленно бороться. Между прочим, у католиков нет Пасхалии. Католическая система вычисления Пасхи основана на нашей Пасхалии. Они сначала вычисляют православную Пасху по александрийской Пасхалии, так называемое «золотое число», а потом к ней делают по хитрой формуле некую коррекцию. Даже астрономы всего мира до сих пор пользуются юлианским календарем. Он удобен. Он цикличен. Остальные Православные Церкви перешли на Григорианский календарь. Юлианский календарь получил свое название по имени Римского императора Юлия Цезаря, который ввел его в 46 году до Р. Этот календарь был разработан александрийским астрономом Созигеном.
Декретом Совета Народных Комиссаров от 26 января 1918 года после 31 января 1918 года сразу настало 14 февраля. В результате перехода на новое летоисчисление изменилась дата начала нового года. По новому стилю 1 января приходится на 19 декабря по юлианскому календарю, а 14 января по новому стилю является 1 января по юлианскому календарю. Русская православная церковь продолжает отмечать все церковные праздники по юлианскому календарю. Современный Новый год выпадает на предрождественский пост - православный сорокадневный пост в честь Рождества. По старому стилю все шло своим чередом - Рождественский пост предшествовал празднику Рождества Христова, после которого через шесть дней люди встречали Новый год. Традиции праздника и искусство празднования В России до 1918 года приход Нового года попадал на период святок, поэтому все народные новогодние приметы более применимы именно к Старому Новому году. Люди верили, что если утром в день Нового года первой в дом придет женщина, то это неминуемо принесет несчастье, если мужчина - счастье. Если в день Нового года есть в доме деньги - весь год не будешь в них нуждаться, но только при условии, если никому не дашь взаймы. Кроме того, были известны и следующие приметы: «Коли первый день в году счастливый, то и год будет таков», «Выпавший на Новый год снег или туман предвещает урожай». Православная церковь 14 января чтит память святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподакийской. В старину этот день носил название Васильева дня и имел решающее значение для всего года.
Почему Рождество одни празднуют 25 декабря, а другие 7 января?
Новый год по Григорианскому календарю приходится на последнюю, самую строгую неделю Великого поста. Пока Советская Россия встречала Новый год по григорианскому календарю, россияне «у Колчака, Деникина и Врангеля» жили по «старому стилю». Новый год в России — один из самых интересных, с точки зрения истории, праздник. Благодаря этому и появился праздник Старый Новый год, соответствующий 1 января по юлианскому календарю. Таким образом, если в юлианском календаре високосный год раз в четыре года, и соответственно 100 раз за 400 лет, то в григорианском — 97 раз за 400 лет. Новый год празднуют миллионы людей на планете в соответствии с национальными и местными традициями.
Исторический феномен
- Как в России начали «толкаться» Новый год и Рождество
- Старый Новый год 2022 — когда отмечают и как празднуют Новый год по старому стилю
- Почему католическое Рождество отмечают 25 декабря, а православное 7 января
- Историк рассказал, почему в России отмечают два Новых года - Российская газета