Инструментальный концерт – это форма музыкального произведения, в которой один или несколько инструментов играют соло с оркестром. Инструментальный концерт – это форма музыкального произведения, в которой один или несколько инструментов играют соло с оркестром. это одна из наиболее известных форм классической музыки, в которой указанный номер работает совместно с оркестром.
Что такое инструментальный концерт это?
Разновидность концерта, оперирующая малым вокальным составом в сопровождении бассо континуо , была создана Л. Традиции концертирования как противопоставления хоровых групп продолжили Г. Шютц , И. Шейн , С. Шейдт , А. Хаммершмидт, И. Бах и др. Жанр хорового концерта а капелла с конца 17 в.
Березовский , Д. Иоганн Себастьян Бах. Исполняют Э. Вери скрипка , Камерата Антонио Луко, запись 2006. В инструментальной музыке различие между концертирующей группой и всем составом наметилось у А. Страделлы , который использовал противопоставление кончертино итал.
Учащиеся определяют первоначальную интонацию, характер музыки, быстрый темп, контрасты динамики, изобразительные моменты — подражание пению птиц, это весна. Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, мурлыканье кошки, треск горящих дров в камине, пение птиц… В незапамятные времена человек понял, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие. Но сами по себе звуки — еще не музыка. И когда человек стал организовывать их, чтобы выразить свои чувства и мысли — возникала музыка. Как можно охарактеризовать мелодию? Возможные ответы детей: ясно слышно, где играет оркестр, а где звучит солирующая скрипка. Мелодия, исполняемая солистом, гораздо сложней, она виртуозная, красивая, украшена музыкальными распевами, похожа на пение птиц. Среди музыкантов всех времён было популярно подражание птичьими голосам. Пение птиц имитировалось в древности, идо сих пор такие имитации встречаются в музыкальном фольклоре разных народов. Мыслители, ученые, музыканты искали в пении птиц истоки музыки. Недаром соловей стал одним из символов искусства вообще, а сравнение с ним — похвала для певца. Композиторы эпохи барокко написали много прекрасной «птичьей» музыки — «Ласточка» К. Дакена, « Перекликание», «Курица» Ф. Рамо, «Влюблённый соловей» и «Соловей — победитель» Ф. Куперена, многочисленные «Кукушки»— Куперена, А. Вивальди, Б. Пасквини и. Связаны ли музыкальные темы оркестра и солиста? В музыкальных темах один ритм, ярко динамическое волнение, дыхание простора на природе, ощущается радость жизни. Как мало струнных инструментов использовал А. Вивальди по сравнению с современными оркестрами. В первоначальном варианте, по замыслу композитора, струнных всего пять. Современные струнные коллективы начинались с небольших оркестров, состоявших из пяти, затем десяти, двенадцати, четырнадцати инструментов. Скрипка — самый важный инструмент оркестра, Золушка современного симфонического оркестра. До сих пор это самый совершенный инструмент из всех струнных. У неё чудесное звучание и невероятный диапазон. Во времена Вивальди и Баха были сделаны лучшие инструменты в истории. В маленьком итальянском городке Кремона делали прекрасные и неповторимые скрипки. Запомним имена Страдивари, Амати, Гварнери. Маленький городок славился своими мастерами. За последние триста лет никто не смог сделать скрипки лучше, чем мастера Кремоны. В своём произведении А. Вивальди показал яркость и красоту звучания скрипки, как солирующего инструмента. Музыка — один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является образным отражением жизни. Каждое искусство говорит на своем языке. Музыка — язык звуков и интонаций — отличается особой эмоциональной глубиной. Именно эту эмоциональную сторону вы почувствовали при прослушивании музыки А. Музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Она может доставлять наслаждение или, напротив, вызывать сильное душевное беспокойство, побуждать к размышлениям и открывать перед слушателем неизвестные ранее стороны жизни. Именно музыке дано выразить чувства столь сложные, что их порой невозможно описать словами. Подумайте, можно ли на эту музыку поставить балет? Когда соревнуются в мастерстве солист и оркестр, они непременно должны играть для зрителя. Именно в этом непрестанном чередовании звучания оркестра и ярко звучащей солирующей скрипки, в ощущении театра и дискуссии, в гармоничности и стройности музыкальной формы ощущаются характерные черты музыки барокко. При повторном прослушивании 1 —ой части концерта вслушайтесь в звучащую музыкальную ткань. Мелодический голос сочетается с непрерывным, строго определённым по форме сопровождением. В этом отличие от сочинений предшествующего периода, где главенствующую роль играла полифония — одновременное звучание нескольких мелодий, равных по своей значимости. Итак, концерт А. Вивальди «Времена года» состоит из четырёх частей. Название каждой части соответствует названию времени года. Развитие музыкального образа каждой части основано не только на сопоставлении звучания скрипки соло и tutti оркестра. В концерте музыка следует за образами стихотворных сонетов, которыми композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла, то есть существует некоторая программа. Есть предположения, что сонеты были написаны самим композитором. Обратимся к переводам сонета, который стал своеобразной программой концерта. В учебнике на стр. Какой из них, на ваш взгляд, большее точно соответствует музыкальному образу 1-й части концерта «Весна»?
В это время творил Ян Питерс Свелинка - гениальный органист. В Италии развитие органнной музыки связано с именем Джираломо Фрескобальди. Наиболее важную роль в становлении органной музыки сыграли немцы. Благодаря их творчеству сложился жанр фуги и предстал в "предбаховском" виде.
Мелодический голос сочетается с непрерывным, строго определённым по форме сопровождением. В этом отличие от сочинений предшествующего периода, где главенствующую роль играла полифония — одновременное звучание нескольких мелодий, равных по своей значимости. Итак, концерт А. Вивальди «Времена года» состоит из четырёх частей. Название каждой части соответствует названию времени года. Развитие музыкального образа каждой части основано не только на сопоставлении звучания скрипки соло и tutti оркестра. В концерте музыка следует за образами стихотворных сонетов, которыми композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла, то есть существует некоторая программа. Есть предположения, что сонеты были написаны самим композитором. Обратимся к переводам сонета, который стал своеобразной программой концерта. В учебнике на стр. Какой из них, на ваш взгляд, большее точно соответствует музыкальному образу 1-й части концерта «Весна»? Какими средствами выразительности литературный текст передаёт настроение человека, его душевное и эмоциональное состояние , связанное с приходом весны? Вивальди, используя литературную программу в своём концерте, явился основоположником программной музыки. В XIX веке возникла программная музыка — произведение, в основе которого лежит литературная основа. Программная музыка — род инструментальной музыки. Это музыкальные произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатлённое в ней содержание. Программой может служить заглавие, указывающее, например, на явления действительности, которое имел в виду композитор «Утро» Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» или на вдохновившее его литературное произведение произведение «Ромео и Джульетта» П. Чайковского — увертюра — фантазия по одноимённой трагедии У. Перейдём к работе с учебником. На стр. Я напомню её звучание, сыграв на инструменте. Можно ли напеть эту мелодию? Давайте пропоём мелодию. Зная средства музыкальной выразительности, охарактеризуйте эту музыкальную тему учащиеся дают характеристику мелодии, лада, длительностей, темпа, регистра, тембра. Повторяется ли эта тема? В какой музыкальной форме рондо, вариации написана 1-я часть концерта? Какой принцип развития повтор или контраст композитор использует в музыке 1-й части? Есть ли изобразительные эпизоды? Если есть, то определите их необходимость и подтвердите примером из литературного текста. Можете ли напеть мелодию, исполняемую солистом? Трудноисполняемая, виртуозные пассажи, как порыв ветра, трели птиц. Сравните с графическим изображением мелодии восходящее движение, мелкие длительности и т. В тот момент, когда в опере вошли в моду изображения героических поступков и пасторальных идиллий, картин преисподней и природных сил — бушующего моря, шелестящей листвы; оркестру в таких сценах отводилась доминирующая роль. В сравнении с композиторами-инструменталистами эпохи барокко А. Вивальди обнаружил большой талант в этой области. Долгое время о Вивальди помнили благодаря И. Баху, который сделал несколько транскрипций его произведений. Были переложены шесть концерт Вивальди для фортепиано и органа, которые долгое время считались написанными самим Бахом. Творчество А. Вивальди оказало большое влияние на формирование творческого стиля И. Баха, особенно первые скрипичные концерты Вивальди. Вы ещё раз обратитесь к музыке 1-й части концерта «Весна», но прослушивание будет необычным: вы будете и слушать, и смотреть фрагмент балета «Времена года» на музыку А. Вивальди в постановке выдающегося французского хореографа-постановщика Р. Балет исполняет Марсельская труппа. Спектакль «Времена года» ставился разными хореографами на разную музыку. Многими композиторами была написана музыка на эту тему, это — А. Вивальди, П. Чайковский, А. Глазунов и др. Существовали разные версии постановок спектаклей: это четыре времени года, четыре времени жизни, четыре времени дня. Сегодняшний спектакль хореографа Р. Пети поставлен на тему Баланчина. Обратимся к Энциклопедии «Балет». Джордж Баланчин, родился в 1904 году, американский балетмейстер. Его творчество способствовало формированию нового направления в хореографии.
Музыка. 6 класс
Содержит в себе противоречивые тенденции: Раскрытие возможностей одного инструмента в противопоставлении целому оркестру. Совершенство и согласованность полного ансамбля. Возможно специфика понятия "концерт" имеет двоякое значение, а все из-за двойственного происхождения слова: Concertare с латинского - "состязаться"; Concerto с итальянского , concertus с латинского , koncert с немецкого - "согласие", "гармония". Таким образом, "инструментальный концерт" в общем значении понятия - это музыкальное произведение, исполняемое одним или несколькими солирующими инструментами с оркестровым сопровождением, где меньшая часть принимающих участие противостоит большей или оркестру полностью. Соответственно, инструментальные "взаимоотношения" строятся на партнерстве и соперничестве с целью предоставления возможности каждому из солистов проявить виртуозность исполнения. История возникновения жанра В XVI веке впервые было использовано слово "концерт" для обозначения вокально-инструментальных произведений. История концерта, как формы ансамблевой игры, имеет древние корни. Совместное исполнение на нескольких инструментах с явным выдвижением солирующего "голоса" встречается в музыке многих народов, но изначально это были многоголосные духовные сочинения с инструментальным сопровождением, написанные для соборов и церквей.
Вплоть до середины XVII понятия "концерт" и "концертный" относились к вокально-инструментальным произведениям, а во 2-ой половине XVII века уже появились строго инструментальные концерты сначала в Болонье, затем в Венеции и Риме , а это название закрепилось за камерными сочинениями для нескольких инструментов и сменило название на concerto grosso "большой концерт".
Вплоть до середины XVII понятия "концерт" и "концертный" относились к вокально-инструментальным произведениям, а во 2-ой половине XVII века уже появились строго инструментальные концерты сначала в Болонье, затем в Венеции и Риме , а это название закрепилось за камерными сочинениями для нескольких инструментов и сменило название на concerto grosso "большой концерт". Первым основателем концертной формы считают итальянца скрипача и композитора Арканджело Корелли, им был написан концерт в трех частях в конце XVII века в котором было деление на солирующие и аккомпанирующие инструменты. Затем в XVIII-XIX веках происходило дальнейшее развитие концертной формы, где наибольшей популярностью пользовалось фортепианное, скрипичное, виолончельное исполнение. Длинный путь развития и становления прошел жанр концерта, подчиняясь стилевым тенденциям времени. У Вивальди концертное произведение состоит из трех частей, из которых две крайние достаточно быстрые, они окружают среднюю - медленную.
Постепенно, занимающий солирующие позиции, клавесин заменяют оркестром. Бетховен в своих произведениях сблизил концерт с симфонией, в которой части слились в одну непрерывную композицию. До XVIII века оркестровый состав был, как правило, случайным, по большей части струнным, и композиторское творчество напрямую зависело от состава оркестра. В дальнейшем образование постоянных оркестров, развитие и поиск универсального оркестрового состава способствовали становлению концертного жанра и симфонии, а исполняемые музыкальные произведения стали называть классическими.
Ответ или решение1 Кабанова Надежда Инструментальный концерт — это выступление музыкантов, которые исполняют произведения, не предусматривающие вокальных партий. Инструментальный концерт может быть исполнен вообще одним музыкантом например, так предстает перед зрителями Виктор Зинчук, Джо Сатриани и еще многие современные исполнители , а может выступать целый симфонический оркестр — все определяется стилем музыки, который будет исполняться.
Концерт, в котором оркестр имеет большое симфоническое значение, называется симфоническим. Концерт состоит обычно из 3-х частей крайние части — в быстром движении. В XVIII веке симфония , в которой многие инструменты местами исполняли соло , называлась concerto grosso. Концерт в трёх частях явился в конце XVII ст. Итальянец Корелли см.
Информация
Главная» Новости» Что такое инструментальный концерт в музыке. Главная» Новости» Характеристика инструментального концерта. Инструментальный концерт в музыке: определение, особенности, история. Инструментальный концерт это кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей.
Что такое инструментальный концерт это?
В России жанр инструментального концерта достиг высочайшего расцвета в творчестве Чайковского (скрипичный и три фортепьянных концерта). Музыкальные жанры: инструментальный концерт Инструментальный концерт история возникновения. Дай определение ментальный концертПрограммная музыка, получи быстрый ответ на вопрос у нас ответил 1 человек — Знания Орг.
Что такое инструментальный концерт
И праздничные вести Зефир разносит, Точно волшебство. Вдруг набегают бархатные тучи, Как благовест звучит небесный гром. Но быстро иссякает вихрь могучий, И щебет вновь плывет в пространстве голубом. Цветов дыханье, шелест трав, Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав, И тявкает чуть слышно пес.
Благодарю за уделённое время. Если Вам было интересно, поставьте, пожалуйста, лайк! Его величество Орган Музыканты эпохи Возрождения внесли большой вклад в развитие инструментальной музыки.
Вишкарёва 1940, 1947 , вариации для скрипки на фин. Пергамента 1948. Кончакова 1979 , триптих для фортепиано в 3 ч. Игры» А.
Кончакова 1979. Широко известны концерты для фортепиано с оркестром Г. Синисало изд.
История формирования этого жанра в Карелии связана с пост. Вишкарёва 1940, 1947 , вариации для скрипки на фин. Пергамента 1948. Кончакова 1979 , триптих для фортепиано в 3 ч. Игры» А. Кончакова 1979.
Широко известны концерты для фортепиано с оркестром Г.
Значение слова инструментальный концерт
У Вивальди концертное произведение состоит из трех частей, из которых две крайние достаточно быстрые, они окружают среднюю - медленную. Постепенно, занимающий солирующие позиции, клавесин заменяют оркестром. Бетховен в своих произведениях сблизил концерт с симфонией, в которой части слились в одну непрерывную композицию. До XVIII века оркестровый состав был, как правило, случайным, по большей части струнным, и композиторское творчество напрямую зависело от состава оркестра. В дальнейшем образование постоянных оркестров, развитие и поиск универсального оркестрового состава способствовали становлению концертного жанра и симфонии, а исполняемые музыкальные произведения стали называть классическими. Таким образом, говоря об инструментальном исполнении музыкальной классики, подразумевают концерт классической музыки. Филармоническое общество В XIX веке в странах Европы и Америки активно развивалась симфоническая музыка, а для ее общественной широкой пропаганды стали создаваться государственные филармонические общества, способствующие развитию музыкального искусства. Основной задачей таких обществ, помимо пропаганды, было содействие развитию и организация концертов. Слово "филармония" происходит от двух составляющих греческого языка: phileo - "любить"; harmonia - "гармония", "музыка".
Именно в этом непрестанном чередовании звучания оркестра и ярко звучащей солирующей скрипки, в ощущении театра и дискуссии, в гармоничности и стройности музыкальной формы ощущаются характерные черты музыки барокко.
При повторном прослушивании 1 —ой части концерта вслушайтесь в звучащую музыкальную ткань. Мелодический голос сочетается с непрерывным, строго определённым по форме сопровождением. В этом отличие от сочинений предшествующего периода, где главенствующую роль играла полифония — одновременное звучание нескольких мелодий, равных по своей значимости. Итак, концерт А. Вивальди «Времена года» состоит из четырёх частей. Название каждой части соответствует названию времени года. Развитие музыкального образа каждой части основано не только на сопоставлении звучания скрипки соло и tutti оркестра. В концерте музыка следует за образами стихотворных сонетов, которыми композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла, то есть существует некоторая программа. Есть предположения, что сонеты были написаны самим композитором.
Обратимся к переводам сонета, который стал своеобразной программой концерта. В учебнике на стр. Какой из них, на ваш взгляд, большее точно соответствует музыкальному образу 1-й части концерта «Весна»? Какими средствами выразительности литературный текст передаёт настроение человека, его душевное и эмоциональное состояние , связанное с приходом весны? Вивальди, используя литературную программу в своём концерте, явился основоположником программной музыки. В XIX веке возникла программная музыка — произведение, в основе которого лежит литературная основа. Программная музыка — род инструментальной музыки. Это музыкальные произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатлённое в ней содержание. Программой может служить заглавие, указывающее, например, на явления действительности, которое имел в виду композитор «Утро» Э.
Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» или на вдохновившее его литературное произведение произведение «Ромео и Джульетта» П. Чайковского — увертюра — фантазия по одноимённой трагедии У. Перейдём к работе с учебником. На стр. Я напомню её звучание, сыграв на инструменте. Можно ли напеть эту мелодию? Давайте пропоём мелодию. Зная средства музыкальной выразительности, охарактеризуйте эту музыкальную тему учащиеся дают характеристику мелодии, лада, длительностей, темпа, регистра, тембра.
Повторяется ли эта тема? В какой музыкальной форме рондо, вариации написана 1-я часть концерта? Какой принцип развития повтор или контраст композитор использует в музыке 1-й части? Есть ли изобразительные эпизоды? Если есть, то определите их необходимость и подтвердите примером из литературного текста. Можете ли напеть мелодию, исполняемую солистом? Трудноисполняемая, виртуозные пассажи, как порыв ветра, трели птиц. Сравните с графическим изображением мелодии восходящее движение, мелкие длительности и т. В тот момент, когда в опере вошли в моду изображения героических поступков и пасторальных идиллий, картин преисподней и природных сил — бушующего моря, шелестящей листвы; оркестру в таких сценах отводилась доминирующая роль.
В сравнении с композиторами-инструменталистами эпохи барокко А. Вивальди обнаружил большой талант в этой области. Долгое время о Вивальди помнили благодаря И. Баху, который сделал несколько транскрипций его произведений. Были переложены шесть концерт Вивальди для фортепиано и органа, которые долгое время считались написанными самим Бахом. Творчество А. Вивальди оказало большое влияние на формирование творческого стиля И. Баха, особенно первые скрипичные концерты Вивальди. Вы ещё раз обратитесь к музыке 1-й части концерта «Весна», но прослушивание будет необычным: вы будете и слушать, и смотреть фрагмент балета «Времена года» на музыку А.
Вивальди в постановке выдающегося французского хореографа-постановщика Р. Балет исполняет Марсельская труппа. Спектакль «Времена года» ставился разными хореографами на разную музыку. Многими композиторами была написана музыка на эту тему, это — А. Вивальди, П. Чайковский, А. Глазунов и др. Существовали разные версии постановок спектаклей: это четыре времени года, четыре времени жизни, четыре времени дня. Сегодняшний спектакль хореографа Р.
Пети поставлен на тему Баланчина. Обратимся к Энциклопедии «Балет».
Быстрая финальная часть часто бывала танцевального типа, и весьма часто автор возвращался в ней к форме рондо.
Антонио Вивальди , один из самых знаменитых и плодовитых композиторов итальянского барокко, написал множество сольных концертов, в том числе четыре концерта для скрипки, известные под названием Времена года. У Вивальди есть также концерты для двух и более солирующих инструментов, где сочетаются элементы форм сольного концерта, кончерто гроссо и даже третьего типа концерта — только для оркестра, который иногда называли concerto ripieno. Среди лучших концертов эпохи барокко можно назвать произведения Генделя , причем его 12 концертов op.
Концерты И. Баха, среди которых семь концертов для клавира, два для скрипки и шесть т. Бранденбургских концертов , в общем тоже следуют модели концертов Вивальди: их, как и произведения других итальянских композиторов, Бах изучал весьма ревностно.
История развития инструментального концерта Инструментальный концерт — это музыкальная форма, в которой исполняется музыка для инструментов без сопровождения вокала. Этот жанр уходит свои корни в древность, но его развитие происходило на протяжении многих веков. Первые формы инструментального концерта можно встретить уже в древних Греции и Риме.
Там инструментальная музыка исполнялась на публичных выступлениях, церемониях и светских мероприятиях. Основными инструментами, использовавшимися в тех временах, были арфа, флейта, лютня и другие струнные и духовые инструменты. Средневековье и Ренессанс принесли новые музыкальные формы и инструменты.
Были созданы новые оркестры и ансамбли, которые исполняли инструментальные концерты на праздниках и при дворе. В то время основными инструментами в музыкальных ансамблях были скрипка, виолончель, клавесин и труба. В 18 веке был создан жанр инструментального концерта, как мы его знаем.
Именно в это время знаменитые композиторы, такие как Бах, Моцарт и Бетховен, начали писать концерты для различных инструментов с оркестром. Они стали использовать разнообразные музыкальные формы, такие как соната, рондо и вариации, в комбинации с фортепиано, скрипкой, флейтой и другими инструментами. В 19 веке инструментальный концерт стал особенно популярным и развитым.
Композиторы, такие как Шопен, Лист, Штраусс и Рахманинов, написали множество концертов для пианино, скрипки, фортепиано с оркестром, и других инструментов. Концерты стали основным жанром исполнения на концертных площадках и с каждым годом они становились все более сложными и эмоциональными. В 20 веке инструментальный концерт стал еще более разнообразным и экспериментальным в своей форме и стиле.
Композиторы, такие как Стравинский, Равель, Барток и Шостакович, сделали революцию в музыке и написали концерты, которые отражают современное искусство и его эстетические принципы. Сегодня инструментальный концерт продолжает развиваться и сочетать в себе элементы классической, джазовой, рок и других стилей музыки.
Новизна классического фортепианного концерта заключалась также в методе показа эмоции. Если барочный инструментальный концерт фиксировал неподвижную эмоцию, то концерт эпохи классицизма демонстрировал передачу аффектов в движении, развитии, внутренней контрастности. На смену стабильному барочному концерту пришёл динамичный классический концерт. Изображение процесса переживаний, изменение аффекта, картины душевных движений, требовало особой музыкальной формы. Реализацией заданной семантической задачи стала сонатная форма, функции которой заключались в том, чтобы начальную неустойчивость усилить, обострить и лишь в конце достигнуть равновесия. Масштабность, выбор нетипичных оркестровых составов, монументальность циклов классического фортепианного концерта способствовало активизации процесса раскрепощения границ концертного жанра.
В результате подобных новаторских допущений, композиторы получили больше возможностей для реализации собственных художественных замыслов. Следует отметить, что помимо музыкальной драматургии, формы классический фортепианный концерт демонстрирует не свойственное концертам предшествующих эпох отношение к каденции, тематизму, трансформируются отношения солиста и оркестра. Как свидетельствуют исследователи, жанр классического фортепианного концерта можно сравнивать с театральным действием, в котором музыкальная игровая логика выступает как логика игровых ситуаций, превращается в логику сценического действия, позволяющую средствами концертного жанра реализовать сложную драматургию и скрытый авторский подтекст. Новаторством, определяющим облик фортепианного концерта эпохи классицизма, явилось также отношение композиторов и исполнителей к каденции. Как свидетельствуют исследователи, в концертном жанре, предшествующих классицизму эпох, каденциям уделялось особое внимание. Именно каденции демонстрировали творческую изобретательность, а также виртуозность исполнителя. Каденция должна была соответствовать общему настроению произведения и включать его важнейшие темы. Каждый виртуоз высокого класса должен был владеть этим искусством.
Умение импровизировать являлось не только обязанностью музыканта, но и правом, которым он пользовался при исполнении чужих авторских сочинений. Следует отметить, что каденции, встречающиеся в барочных инструментальных концертах, доставляли немало мучений неопытным исполнителям, неискушенным в импровизации. Многие исполнители выучивали каденции заранее. Постепенно, вставные каденции начали вытесняться из концертов. Именно в период венского классицизма произошел кардинальный перелом в природе каденционных построений, который завершил переход каденций из рамок импровизационной культуры в сугубо письменную традицию. В сформировавшейся классической концертной форме, каденция, как виртуозное соло исполнителя, являлась обязательной частью формы. Первый шаг в этом направлении сделал Л. В фортепианном концерте эпохи классицизма были распространены виртуозные сложнейшие каденции.
Начало каденции, чаще всего, было подчеркнуто или ярким аккордом или виртуозным пассажем. В момент звучания этого фрагмента концерта, внимание слушателя многократно обострялось. Принципы, по которым выстраивалась каденция, конкретизированы элементами неожиданности, ярким виртуозным началом, эффектностью. Исследуя особенности формирования и развития каденции в фортепианном концерте, целесообразно процитировать правила из «Фортепианной школы» Д. Тюрка: «Каденция, не только должна поддерживать впечатление, произведенное музыкальной пьесой, но, насколько это возможно, усилить его. Наиболее верный путь достичь этого — изложить в каденции чрезвычайно сжато важнейшие основные мысли или напомнить о них с помощью оборотов. Поэтому каденция должна быть теснейшим образом связана с исполняемой пьесой и более того, из нее, главным образом, черпать свой материал. Каденция, как и всякое свободное орнаментирование, должна состоять не из намеренно привнесенных трудностей, а скорее из таких мыслей, которые соответствуют основному характеру пьесы».
Фортепианный концерт эпохи классицизма является жанром, в котором происходит утверждение музыкальной темы, не только как носителя определенной выразительности, но и как художественного образа, который заключает в себе потенциальные возможности развития. Именно в фортепианных концертах композиторы венской классической школы достигают высочайшего мастерства в области тематического развития, разработки, используя самые различные приемы — изменение тональности, гармонизации, ритма, элементов мелодии. Так же характерно расчленение темы на отдельные мотивы, которые сами подвергаются различным преобразованиям и по-разному комбинируются друг с другом. Тематический материал фортепианных концертов венских классиков отличается образной рельефностью и индивидуальной характерностью. В числе важнейших музыкальных истоков — народная музыка. Опираясь на богатства народно-песенного искусства, представители венской классической школы пришли к новому пониманию мелодии, ее функций и возможностей. Особым своеобразием отмечен музыкальный тематизм фортепианных концертов венских классиков, испытавший на себе влияние итальянского стиля belcanto. Как утверждал Г.
Телеман: «Пение — всеобщая основа музыки. Кто берется за сочинение — должен петь в каждой из частей. Кто играет на инструментах — должен быть в пении сведущ». Поскольку belcanto предполагает сочетание прекрасной кантилены и виртуозной орнаментики, в классических фортепианных концертах выделяются темы двух видов: темы близкие к вокальной кантилене и виртуозные тематические комплексы. В связи с этим, солист предстаёт в двух амплуа — как вдохновлённый музыкант и исполнитель-виртуоз. Представители венской классической школы достаточно интересно и многообразно реализовали себя в жанре фортепианного концерта, тем самым вызвав интерес и развитие данного жанра в эпоху романтизма, а также в творчестве композиторов XX века. В качестве важнейших специфических свойств жанра фортепианного концерта исследователи традиционно выделяют следующие: игровую логику, виртуозность, импровизационность, состязательность, концертирование. Жанрообразующим принципом классического концерта является игра.
Именно в инструментальном концерте наиболее полно реализуются ключевые компоненты игры — противопоставление различных начал и состязательность. В музыкознании понятие игровая музыкальная логика использовано Е. В гениальном труде учёного «Логика музыкальной композиции» представлено определение исследуемой дефиниции, как логики концертирования, столкновения различных инструментов и оркестровых групп, различных компонентов музыкальной ткани, разных линий поведения, образующих вместе «стереофоническую», театрального характера картину развивающегося действия. Поскольку понятие игры является определяющим для концертного жанра, остановимся более подробно на его характеристике. В энциклопедической литературе представлено следующее определение игры: «игра — вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит как в ее результате, так и в самом процессе». Игра является атрибутом любого музыкально-театрального действа. Среди современных концепций игры, особое место занимает теория нидерландского историка культуры Й. Хейзинги, который рассматривал культурологическую функцию игры в ее историческом развитии.
В работах ученого говорится о том, что «игра» — это, прежде всего, свободная деятельность. Игра по приказу уже больше не игра. Хейзинга находит взаимосвязь музыки и игры через попытки найти общие для обоих понятий термины. Тоже относится к музыкальному выражению и музыкальным формам. Законы игры действуют вне норм разума, долга и истины. Тоже верно и для музыки… В любой музыкальной деятельности лежит игра. Служит ли музыка развлечению и радости, или стремится выражать высокую красоту, или имеет священное литургическое назначение — она всегда остается игрой». Игра развертывается перед слушателем как увлекательная цепь событий, каждое из которых, являясь откликом на предшествующее, в свою очередь порождает новые отклики или новое течение мысли.
Игровая логика развивается в музыке как игре на инструменте. Как отмечал великий немецкий композитор Р. Шуман, «слово «играть» — очень хорошее, так как игра на инструменте должна быть тем же, что и игра с ним. Кто не играет с инструментом, не играем и на нем». В жанре концерта игровая логика имеет огромное значение. Градация динамики в микромире игровой логики часто выступает как средство контрастных сопоставлений, вторжений, неожиданных акцентов. Как отмечает Е. Назайкинский, на композиционном уровне игровая логика может проявляться в особой трактовке формы.
На синтаксическом — в особых «игровых фигурах».
Что такое инструментальный концерт
Инструментальный концерт Само это слово вам, конечно, знакомо, особенно в первом его. Инструментальный концерт это кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Инструментальный концерт в музыке: определение Инструментальный концерт — это жанр музыки, в котором соло-инструмент представляет собой главную и центральную роль.
Лучшие новости Рунета
- Инструментальный концерт в музыке: определение, особенности и история
- Лучшие новости Рунета
- Инструментальный концерт в музыке
- Концерт. Большая российская энциклопедия
- Что такое инструментальный концерт это?