Новости плисецкая майя балерина

В мае 2021 года будет шесть лет, как умерла великая российская балерина Майя Плисецкая. После окончания Московского хореографического училища Плисецкую приняли в труппу Большого театра, где более сорока лет она была прима-балериной. 2 мая на 90-м году жизни в Германии скончалась знаменитая русская балерина Майя Плисецкая. Весть о выступлении Плисецкой облетела столицу, кассы осаждались поклонниками опальной балерины, желающими заполучить заветный билет. Прошло ровно 96 лет со дня рождения советской и российской балерины, балетмейстера, хореографа, киноактрисы, примы-балерины Большого театра СССР Майи Плисецкой.

Большой и Мариинский театры отмечают юбилей Майи Плисецкой

2 мая, от сердечного приступа, на 89 году жизни, в одной из клиник Германии, умерла великая балерина Майя Плисецкая. 2 мая на 90-м году жизни в Германии скончалась знаменитая русская балерина Майя Плисецкая. Имя советской балерины Майи Плисецкой известно во всём мире.

Танец длиною в жизнь: история самой известной советской балерины Майи Плисецкой

Ловлю себя на мысли, что опустила при реверансе глаза в пол. Признаюсь через годы — встретиться взглядом со Сталиным мне было просто страшно. Сталин что-то говорит Мао, а в утренних газетах краткое коммюнике ТАСС о праздничном концерте с упоминанием фамилии Плисецкой. Эти строчки и «молва о вощеной сцене Георгиевского зала Кремля», которая «докатилась до балетных ушей труппы» и сыграла роль в том, что Плисецкая смогла, наконец, получить партию Китри. Даже гении, как известно, совершают ошибки. Были они на дебюте и у Майи в «Дон Кихоте». Спустя много десятков лет в воспоминаниях она честно и скрупулезно перечислила все свои неудачи: в первом акте, заканчивая в вариации туры по диагонали, потеряла равновесие и в финальной точке оказалась идеально в музыку на полу.

В сцене «Сон» на восемь тактов опоздала с выходом, в финальном па-де-де двадцать восемь фуэте прокрутила идеально, а «на последние четыре повело в сторону. Финальная поза пришлась не на центр». С фуэте у современных балетных звезд такое случается сплошь и рядом, но они даже «не заморачиваются» на этом. Плисецкая же помнила об этом всю жизнь. А после спектакля в гримерку к ней заглянула оживленная и взволнованная Уланова и подарила Майе книжку о Марии Тальони, надписав на титуле: «Майе Плисецкой желаю большой жизни в искусстве»… Если Плисецкая не ошибается в подсчетах возраста, то был на этом спектакле и еще один зритель - тринадцатилетний Рудольф Нуреев… Правда, в биографиях танцовщика о его приезде в Москву не сообщается. Но мало ли что не смогли разыскать дотошные исследователи.

Когда петербургские друзья Плисецкой позднее рассказали ей об этом, балерина поинтересовалась его реакцией. Я не плакал, а рыдал. Рыдал от счастья. Вы устроили пожар на сцене!.. Этот балет мог мимо Майи Михайловны запросто проскочить, не пойди она, с большой неохотой на гастроли кубинского балета, что проходили тогда в Лужниках. Как пишет в своих воспоминаниях сама балерина: «Дело было зимнее.

Снег, темень, гололед. Но я все ж выбралась. Шел балет, поставленный Альберто Алонсо. С первого же движения актеров меня словно ужалила змея. До перерыва я досиживала словно на раскаленном стуле. Это её язык Кармен.

Эта её пластика. Её мир. В антракте я бросилась за кулисы. Для меня? А для Москвы того времени приглашение иностранного хореографа было делом немыслимым. Майя делала все, чтобы получить разрешение.

И добилась его, не смотря на огромные трудности. Шарм Кубы подействовал» - пишет в своих недавно вышедших воспоминаниях брат Майи Азарий Плисецкий. Затем начались поиски художника и композитора. Поначалу предложили оформить постановку Тышлеру, потом Левенталю. В конечном итоге выбор пал на родственника - Бориса Мессерера, который сочинил идеальную условную сценографию. Сцена представляет собой арену для коррииды, огороженную дощатым забором.

Над ней огромное полотнище с изображением быка. С композиторами тоже складывалось не просто. Кандидатуры отпадали один за другим. Шостакович, Хачатурян… Шостакович отказался, лишь сказав: «Боюсь Бизе» и предложил: «Может быть, Родион Константинович что-нибудь особенное, так сказать, придумает?... Тогда-то за дело и взялся муж Плисецкой Родион Щедрин, придумав очень интересную оркестровку для струнных и ударных, сохранив, однако, основные знакомые мелодии. Каждый день после репетиции он приходил к нам домой на Тверскую.

Пока мама готовила обед, он рассказывал, как идет работа над постановкой. В общей сложности Альберто пробыл в Москве четыре месяца — с января по апрель» - рассказывает о работе над спектаклем Азарий Плисецкий. Премьера состоялась 20 апреля 1967 года. Но на следующий день после премьеры министр культуры Екатерина Фурцева балет запретила: «Это большая неудача, товарищи. Спектакль сырой. Сплошная эротика.

Музыка оперы изуродована. Надо пересмотреть концепцию. У меня большие сомнения, можно ли этот балет доработать. Это чуждый нам путь...

Сначала арестовали и расстреляли отца, а затем отправили в ссылку мать. Первая большая партия, «Умирающий лебедь», случилась на одном из музыкальных вечеров в казахстанском городе Чимкент, куда 14-летняя Майя приехала, чтобы навестить мать. Затем, в 1941-м, юная балерина исполнила «Экспромт» Петра Чайковского на выпускном вечере училища — публика ей рукоплескала. Балетный путь Майи встал на паузу: в Свердловске не было подготовленных педагогов и подходящих постановок.

На помощь тогда пришла тетя, Суламифь Мессерер, которая, несмотря на военное время, приехала в эвакуацию к сестре и племянницей с четкой целью: поставить на сцене местного театра «Лебединое озеро». Случился официальный дебют Майи с уже знакомой партией «Умирающий лебедь».

Вспоминая об этом, балерина рассказывала: …когда я была совсем маленькая, я не знала, кем хочу стать, даже и вопрос такой не стоял. Но мне всегда нравилась сцена. И первая сцена, первый спектакль, который я увидела, был драматический спектакль. Он мне безумно понравился.

Назывался «С любовью не шутят». У меня была тетка драматическая актриса. Она была сначала у Завадского, потом в театре Ермоловой. Я с ней ходила в драматические театры, потом в балет. Но все равно мне драма нравилась больше. Но отдали меня в балет, потому что все-таки танцевала, была в артистической среде.

Танцевала Майя всегда. Однажды в Баренцбурге, на архипелаге Шпицберген, где какое-то время жила семья дипломата, ей, еще совсем малышке, поручили партию Русалочки, которую она исполнила с блеском. Когда в 1934 году Михаилу Эммануиловичу дали отпуск, Майя с родителями и братом приехала в Москву и там ее определили в Московское хореографическое училище в класс Евгении Долинской. Майя Плисецкая в детстве Учебу пришлось прервать, когда кончился отпуск, но затем, уже в 1935 году, отца перевели на работу в Москву, и Майя снова пришла на занятия уже к бывшей солистке Мариинки Елизавете Гердт, у которой занималась в последующие годы. В 1938, за несколько месяцев до рождения младшего сына, Михаила Эммануиловича арестовали, а затем расстреляли как врага народа. Затем арестовали маму Майи.

Женщина избежала расстрела — ее с грудным Азарием отправили в лагерь в Казахстан. Майя не понимала, что происходит. Ее удочерила родная тётка, а брата принял в семью дядя Асаф. Майя Плисецкая и ее тетя Суламифь В четырнадцать ей наконец дали разрешение съездить к матери в Чимкент. Рахиль Михайловна организовала там танцевальный класс, тем и зарабатывала на жизнь. В одном из концертов, которые проходили в городе, участвовала и ее дочь, впервые исполнившая тогда партию умирающего лебедя.

Майя Плисецкая с мамой и братьями В 1941 году маму Майи освободили, и вся семья воссоединилась в Москве. А через три месяца началась Великая Отечественная война, семью Мессерер эвакуировали в Свердловск. Творческий путь В 1942 году Плисецкая вернулась в Москву и закончила обучение. Выпускной экзамен сдавала в роли Повелительницы дриад в балете «Дон Кихот» и заработала заслуженное «отлично». Приглашение в кордебалет Большого театра не заставило себя ждать. Майя проявила себя в балете «Шопениана» и вскоре получила свою первую сольную роль Маши в «Щелкунчике», а следом партию Джульетты и Царь-девицы в спектакле «Конек-Горбунок».

В 1949 году она выступала сольно на концерте, который состоялся в Кремлевском дворце в честь дня рождения Иосифа Сталина , после чего стала выездной, несмотря на статус дочери «врага народа». Майя Плисецкая в роли Одетты 70-е Правда, побывав в Индии в 1953 году, Плисецкая снова стала «невыездной»: она позволила себе вольное общение с иностранцами, беседовала с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру. Все ее просьбы остались без ответа. Майя Плисецкая на гастролях в Индии Когда большая часть труппы Большого театра уехала на гастроли в Лондон, Плисецкая решила поставить с оставшимися коллегами «Лебединое озеро».

Мама много лет как самую дорогую реликвию хранила эти стертые на носках туфельки. Рахиль Мессерер с детьми — Майей, Аликом и Азариком. Чимкент, август 1940 Фото из личного архива Однажды наша тетя Елизавета повела Майю на утренник в Большой театр. Детей развлекали балетом «Красная Шапочка», где главную партию исполняла Мита. Увидев танцующую Суламифь, Майя громко воскликнула: «Подумай, какая красота! Попросила разделить комнату портьерой, спряталась за ней, оставив зрителей по ту сторону занавеса, после чего скомандовала: — Поднимите занавес! Наш дядя Эммануил выполнил требуемое, и представление началось. Майя танцевала за всех персонажей и главным образом за Красную Шапочку, которая грациозно порхала по воображаемой полянке, собирая цветы, и вдруг страшно перепугалась, увидев перед собой рожденного ее фантазией волка. В самый драматический момент, когда Майя, вжавшись в угол комнаты, изображала ужас от встречи с хищником, она вдруг выпала из образа и важно объявила: — Первое действие окончено. Закрывайте занавес! Как вспоминала потом Мита, это представление окончательно решило судьбу Майи. Дожидаться ноября, когда племяннице исполнится восемь лет, тетка не могла, поскольку набор в балетную школу объявили в августе. Наплевав на строгие правила, она повела Майю в хореографическое училище Большого театра на вступительный экзамен. И ее приняли, несмотря на возраст. Не могли не принять. Представ перед членами приемной комиссии, Майя, не стесняясь и не робея, как остальные дети, с ходу продемонстрировала все, на что была способна: закинула ножку выше палки, выгнулась в мостике, встала на пальцы, точно взрослая балерина. Окончательно развеял сомнения приемной комиссии исполненный ею реверанс. Майе повезло, она попала в класс легендарного педагога Елизаветы Павловны Гердт, недавно приехавшей из Ленинграда. Гердт поставила ей фантастически выразительные руки. Она так и учила: в балете руки не менее важны, чем ноги. Кисть руки заканчивалась у нас удлиненно, напоминая виноградную гроздь. По этим признакам опытный балетный глаз всегда мог отличить воспитанниц Гердт в самом массовом кордебалете. Мы, ученицы Гердт, свято следовали ее наказу перемещать руки из позиции в позицию, никогда не показывая внутреннюю часть ладони. Майины руки завораживали зрителей всего мира, однако она не признавала в этом заслуги Елизаветы Павловны, которой начала дерзить с первых же уроков. Гердт с М. Плисецкой в классе солистов Фото с сайта dancelib. В это время Агриппина Яковлевна жила в Москве и четыре месяца вела в Большом театре класс совершенствования для солистов балета.

Легендарная балерина Майя Плисецкая скончалась на 90-м году жизни

Дебютировала она там на выпускном концерте 21 июня 1941 года — накануне начала Великой Отечественной войны. Свою первую главную партию она станцевала уже в первый сезон работы в театре - роль Маши в «Щелкунчике» П. Затем были Мирта в «Жизели», фея Осени в «Золушке» и другие. Однако самой незабываемой ее работой стала роль Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Майя Плисецкая проработала в Большом театре до 1988 года.

Монтсеррат спела партию «Умирающего лебедя», а балерина впервые танцевала под звук человеческого голоса. Камиль Сен-Санс. Майя Плисецкая 1974 В 1990 году Плисецкая в последний раз вышла на сцену Большого театра как прима труппы. После спектакля «Дама с собачкой» худрук Юрий Григорович уволил балерину, разменявшую седьмой десяток, а также ее куда более молодых коллег Владимира Васильева и Екатерину Максимову. Она сотрудничала с лучшими хореографами, к примеру, Роланом Пети и Морисом Бежаром, исполнила главную партию в балете «Безумная из Шайо». В 1995 году Плисецкая основала международный конкурс балета «Майя», первый из них состоялся на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге.

Bolero Морис Равель. С ее участием вышли десятки телеспектаклей, а на большом экране она создала образы Бетси Тверской в «Анне Карениной» 1967 года, итальянской певицы Дезире Арто в фильме «Чайковский», Марины Полозовой в «Фантазии», снятой Анатолием Эфросом по мотивам произведения Ивана Тургенева «Вешние воды». Поклонники запомнили любимую балерину и в образе Музы в фильме Ионаса Вайткуса «Зодиак». В нем она исполнила главную партию Небесной Феи. В 2003 году ставила там же танец в мюзикле «Аида». В зрелые годы балерина продолжала учить молодые дарования Историю жизни балерина подробно рассказала в автобиографии «Я, Майя Плисецкая». Личная жизнь Майи Плисецкой По признанию Плисецкой, она с юности была весьма влюбчивой. Ее первой большой любовью стал партнер по «Лебединому озеру» Вячеслав Голубин, но романтика отношений вскоре сошла на нет. Позже у нее завязался бурный роман с артистом кордебалета иранского происхождения Эсфендьяром Кашани. Майя не скрывала чувств, регулярно и открыто приезжая на шикарном лимузине в коммуналку на Шаболовку, где жил ее избранник.

Отношения стали настолько серьезными, что Эсфендьяр был представлен родне балерины как жених. Но свадьба так и не состоялась, поскольку Майя охладела к возлюбленному. Статный красавец был на 11 лет моложе. Балерина предложила Марису стать ее партнером в «Лебедином озере», что вознесло его в ранг первых исполнителей. Затем помогла ему выехать на заграничные гастроли, а вскоре пара официально зарегистрировала отношения. Вместе они прожили всего три месяца, после чего решили расстаться. По словам балерины — «не сошлись характерами». Она была старше на семь лет, но очаровала Щедрина настолько, что вскоре он сделал ей предложение. В 1958 году пара расписалась. Майя Плисецкая и Родион Щедрин в молодости «Он продлил мою творческую жизнь, как минимум, на двадцать пять лет», — рассказывала Плисецкая о муже.

А супруг во всем поддерживал ее и отстаивал ее интересы перед советским правительством. Именно благодаря его стараниям прима получила возможность выезжать за рубеж. Майя Плисецкая с мужем и любовью всей жизни По слухам, Майя и в браке позволяла себе бурные романы, так, ей приписывали отношения с братом президента США Джона Кеннеди Робертом. Несмотря на отсутствие детей, вместе со Щедриным они прожили более пятидесяти лет и создали шедевры, навсегда изменившие мировой балет. Смерть и память В последние годы жизни балерина не выходила на сцену. Она давала мастер-классы, жила в Мюнхене, иногда приезжая в Россию, писала мемуары.

Майя Плисецкая и Юрий Григорович В 1966 году Плисецкая оказалась в числе 25 деятелей культуры, написавших «открытое письмо» против реабилитации Сталина. В 1972 году балерина снова выступила как хореограф, поставив на сцене балет «Анна Каренина», а в 1980 — «Чайку». Оба балета создал Родион Щедрин, муж Плисецкой. Майя Плисецкая в балете «Чайка» Полтора года прима-балерина была худруком балета Римской оперы, за ее постановки была удостоена премии «Виа Кондотти». Затем Майя работала в Испании, где тесно сотрудничала с оперной дивой Монтсеррат Кабалье. Вместе они поставили оперу-балет «Виллиса» Джакомо Пуччини. Монтсеррат спела партию «Умирающего лебедя», а балерина впервые танцевала под звук человеческого голоса. Камиль Сен-Санс. Майя Плисецкая 1974 В 1990 году Плисецкая в последний раз вышла на сцену Большого театра как прима труппы. После спектакля «Дама с собачкой» худрук Юрий Григорович уволил балерину, разменявшую седьмой десяток, а также ее куда более молодых коллег Владимира Васильева и Екатерину Максимову. Она сотрудничала с лучшими хореографами, к примеру, Роланом Пети и Морисом Бежаром, исполнила главную партию в балете «Безумная из Шайо». В 1995 году Плисецкая основала международный конкурс балета «Майя», первый из них состоялся на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге. Bolero Морис Равель. С ее участием вышли десятки телеспектаклей, а на большом экране она создала образы Бетси Тверской в «Анне Карениной» 1967 года, итальянской певицы Дезире Арто в фильме «Чайковский», Марины Полозовой в «Фантазии», снятой Анатолием Эфросом по мотивам произведения Ивана Тургенева «Вешние воды». Поклонники запомнили любимую балерину и в образе Музы в фильме Ионаса Вайткуса «Зодиак». В нем она исполнила главную партию Небесной Феи. В 2003 году ставила там же танец в мюзикле «Аида». В зрелые годы балерина продолжала учить молодые дарования Историю жизни балерина подробно рассказала в автобиографии «Я, Майя Плисецкая». Личная жизнь Майи Плисецкой По признанию Плисецкой, она с юности была весьма влюбчивой. Ее первой большой любовью стал партнер по «Лебединому озеру» Вячеслав Голубин, но романтика отношений вскоре сошла на нет. Позже у нее завязался бурный роман с артистом кордебалета иранского происхождения Эсфендьяром Кашани. Майя не скрывала чувств, регулярно и открыто приезжая на шикарном лимузине в коммуналку на Шаболовку, где жил ее избранник. Отношения стали настолько серьезными, что Эсфендьяр был представлен родне балерины как жених. Но свадьба так и не состоялась, поскольку Майя охладела к возлюбленному. Статный красавец был на 11 лет моложе. Балерина предложила Марису стать ее партнером в «Лебедином озере», что вознесло его в ранг первых исполнителей. Затем помогла ему выехать на заграничные гастроли, а вскоре пара официально зарегистрировала отношения. Вместе они прожили всего три месяца, после чего решили расстаться. По словам балерины — «не сошлись характерами». Она была старше на семь лет, но очаровала Щедрина настолько, что вскоре он сделал ей предложение. В 1958 году пара расписалась. Майя Плисецкая и Родион Щедрин в молодости «Он продлил мою творческую жизнь, как минимум, на двадцать пять лет», — рассказывала Плисецкая о муже.

Алонсо 1971 - Эгина, «Спартак» А. Щедрин, постановка М. Плисецкой совместно с Н. Щедрина, Треплев - А. Богатырев 1985 - Анна Сергеевна, «Дама с собачкой» Р. Щедрина, художник В. Малера, балетмейстер Р. Щедрин, Большой Театр оперы и балета им. Пети 28 декабря 1976 - Айседора, «Айседора» на сборную музыку, балетмейстер М. Равеля, балетмейстер М. Донн , балетмейстер М. Орика, хореография С. Альбениса; «Мария Стюарт» на музыку Э. Гранеро 1992 - главная партия, «Безумная из Шайо» на музыку Р. Щедрина, хореограф Ж. Качуляну, театр «Эспас-Карден», Париж 1995 - «Курозука», новая версия балета 1988 года, балетмейстер М. Бежар, Дворец Шайо, Париж партнер - П. Дюпон Фильмография Роли 1951 - Большой концерт - Одетта из балета «Лебединое озеро» 1953 - Мастера русского балета фильм-балет - Зарема сцены из балета«Бахчисарайский фонтан», Мария - Г. Уланова, хан Гирей - П. Гусев 1957 - Лебединое озеро фильм-балет - Одетта-Одилия 1959 - Хованщина фильм-опера - пленная персиянка 1961 - Сказка о Коньке-Горбунке фильм-балет - Царь-девица 1964 - Голубой огонек-1963 фильм-концерт 1964 - Соберите Венеру музыкальный фильм 1965 - Новогодний календарь музыкальный фильм 1967 - Анна Каренина, режиссер А. Зархи - Бетси Тверская 1969 - Самая высокая... Эфрос - Полозова Санин - А.

Фото: Майя Плисецкая

  • Майя Плисецкая: «Характер — это и есть судьба»
  • «Личная жизнь Майи Плисецкой». Документальный фильм
  • Что еще почитать
  • «Личная жизнь Майи Плисецкой». Документальный фильм
  • Большой и Мариинский театры отмечают юбилей Майи Плисецкой
  • Майя Плисецкая — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия

Майя Плисецкая — биография

  • Знакомство с Джоном Морганом
  • Майя Плисецкая: почему всю жизнь балерина чувствовала себя оскорбленной и униженной
  • Японская диета помогает поддерживать мозг у женщин
  • Скончалась известная балерина Майя Плисецкая
  • Знакомство с Джоном Морганом

В Москве открыли памятник Майе Плисецкой в день ее 91-летия

Бывший министр культуры РФ Михаил Швыдкой назвал кончину легендарной балерины Майи Плисецкой великой трагедией. 2 мая 2015 года ушла из жизни легендарная советская балерина Майя Плисецкая. Майя родилась в Москве, в семье дипломата Михаила Плисецкого и киноактрисы Рахили Мессерер-Плисецкой. В Москве в день рождения Майи Плисецкой прошло торжественное открытие сквера имени прославленной российской балерины. Актриса, балерина Майя Михайловна Плисецкая в роли Бетси на съемочной площадке фильма «Анна Каренина» режиссера Александра Григорьевича Зархи по одноименному роману Льва Николаевича Толстого. Майя Плисецкая – величайшая балерина, которая очаровывала даже тех, кто не разбирался в балете.

Майя Плисецкая много лет была на особом контроле у КГБ

2 мая на 90-м году жизни скончалась балерина Майя Плисецкая – Самые лучшие и интересные новости по теме: Плисецкая, СССР на развлекательном портале Российская балерина Майя Плисецкая скончалась в Германии в результате сердечного приступа, сообщает ТАСС со ссылкой на генерального директора Большого театра Владимира Урина. Прах народной артистки СССР, балерины Майи Плисецкой не предан земле и находится дома у её супруга, 87-летнего композитора Родиона Щедрина.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий