Великий пост в 2024 году начинается 18 марта и заканчивается 4 мая. Его предваряют четыре подготовительные недели и последующие за ними три седмицы, две из к. Даты подготовительных недель к Великому посту в 2021 году. Неделя о мытаре и фарисее является стартом отсчета трех седмиц, оставшихся до начала Великого поста.
Страстной понедельник. Что можно и что нельзя делать 29 апреля 2024 года
Перед Великим постом Устав назначает три подготовительные седмицы и четыре Недели (воскресенья), Неделя о мытаре и фарисее – первая из них. Страстная седмица — это важная для любого христианина последняя неделя перед Пасхой: рассказываем о ней по дням, выясняем ее суть, перечисляем, что можно и что нельзя есть в этот период. Неделей о Закхее предваряются подготовительные к Великому посту Недели и седьмицы. О подготовительных неделях к Великому посту, их символике и значении в своей авторской программе «Град Креста» нам рассказал митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Великий пост у православных верующих в 2023 году начинается 27 февраля и заканчивается 15 апреля.
Великий пост-2024: как правильно подготовиться к самому главному и строгому посту
То есть Страстная неделя - это неделя страданий, через которые прошел Иисус Христос ради всех людей. В Великий понедельник Страстной недели церковь вспоминает ветхозаветного Иосифа, события жизни которого в некотором смысле повторяют страдания, пережитые Христом: его продали за 20 сребреников родные братья, но в итоге он становится визирем египетского фараона, одержав верх над грехом и простив своих братьев. Великий вторник посвящен обличению фарисеев, а также Страшному суду. Во вторник перед распятием Иисус побывал в Иерусалимском храме, где рассказывал обличающие притчи, в том числе и о конце мира. В Великую среду верующие вспоминают о решении предать Иисуса, которое принял Иуда Искариот, а также женщину-грешницу, которая помазала Христа миром маслом , тем самым подготовив его к погребению. Великий четверг посвящен прославлению таинства Причащения, которое было установлено Иисусом Христом во время Тайной вечери со своими учениками. Также в этот день вспоминается, как Иисус омывал ноги своим ученикам, выказывая тем самым свое смирение, и молился в Гефсиманском саду - так называемое Моление о чаше, то есть о предстоящих испытаниях. В Великую или Страстную пятницу церковь вспоминает суд, распятие и смерть Христа.
Всю седмицу разрешено есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты.
Последнее воскресенье пред Великим постом — Прощёное воскресенье. Священник предложил подумать, на каких молитвах больше сосредоточиться, что больше читать: Священное писание или серьезную духовную или светскую литературу «В чем я себя ограничу кроме, диеты». Здесь речь идет о развлечениях или послаблениях, которые мы себе можем дать. По мнению священника, также стоит поразмышлять о том, как пост сможет принести пользу душе или людям, с которыми мы пересекаемся. Узнать подробнее Что разрешено есть, а что — запрещено в Великий пост Пост предполагает ограничение числа приемов пищи один раз в день — вечером и ее качества хлеб и вода, теплые овощи без масла — сухоядение , и даже полный отказ от пищи и воды. В субботу и воскресенье разрешается два приема пищи с растительным маслом и вином, поэтому субботы и воскресенья не считаются постными днями. Календарь питания в великий пост 2024. Март с использованием материалов azbyka.
Также советуют помнить больше о Боге, чем о еде. Кроме того, стоит помириться со всеми, с кем поссорились. По возможности желательно заняться благотворительностью, совершать добрые поступки.
Эта неделя хоть и считается частью Великого поста, на самом деле, по церковному канону является отдельным периодом, в который сохраняются и даже усиливаются ограничения Четыредесятницы первых 40 дней поста. Страстная неделя - это время, когда верующие христиане сопереживают и разделяют все те страдания, которые пережил Иисус перед распятием. То есть в отличие от предыдущих недель поста фокус внимания смещается с внутренних переживаний и борьбы с искушениями на Спасителя, который ценой своей жизни искупил грехи всего человечества. Страстная седмица - дань уважения Иисусу Христу, поэтому все церковные службы, проводящиеся в храмах в это время, посвящены последним дням жизни Мессии и его смерти. Те, кто не постился во время Четыредесятницы, могут держать пост в Страстную неделю, однако с осторожностью и без крайностей. В целом, такой строгий пост на Страстной неделе предписывается в основном для служителей церкви и монахов, верующим достаточно отказаться от молочных продуктов, мяса, рыбы и алкоголя.
То есть Страстная неделя - это неделя страданий, через которые прошел Иисус Христос ради всех людей. В Великий понедельник Страстной недели церковь вспоминает ветхозаветного Иосифа, события жизни которого в некотором смысле повторяют страдания, пережитые Христом: его продали за 20 сребреников родные братья, но в итоге он становится визирем египетского фараона, одержав верх над грехом и простив своих братьев.
Притча о блудном сыне У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче!
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, и пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой!
Подготовительные недели к Великому посту в 2024 году
К примеру, на Всенощном бдении накануне воскресенья поются стихиры «Покаяния отверзи ми двери». Неделя о блудном сыне Смысл названия На Литургии читается отрывок Лк 15:11—32 о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку. Богослужебные особенности Активнее используется Постная Триодь, на утрене воскресенья впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских» , который напоминает человеку о том, что он — пленник греха и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним. Неделя о Страшном Суде. Подготовка к посту подходит к своему завершению.
Заметим попутно, что образ поведения в данном случае — молитвы мытаря выводится как положительный. Но поскольку всякое добро, совершаемое человеком, даётся по дару Христа и носит в себе образ истинного добра — Христова, так и мытарь из этой притчи также становится прообразом Господа ведь профессия сборщика податей не греховна сама по себе, о чем и Иоанн Креститель свидетельствовал Лк 3:12—13.
Действительно, мытарь, собирающий деньги для земного царя, образно указывает на Господа, ищущего погибшую драхму — человека, скорбями начищающего её до блеска и собирающего в сокровищницу Царства. Можно наблюдать и связь между образом Закхея и этим мытарем из притчи. К чему мог бы прийти Закхей, столкнувшись с необходимостью исполнить данные Господу обещания? Обиженных им куда как много, иные, возможно, и умерли: нескольких его имений не хватит, чтобы расплатиться со всеми, тем более — вчетверо. Ему ничего другого, наверное, не осталось бы, как стать в углу храма и взывать: Боже! Лк 18:13. Путь покаяния привёл бы, таким образом, к свидетельству о Господе, несущем оправдание кающимся мартирос — мученик по-гречески, в точном переводе — свидетель.
Приведу здесь ещё одну притчу, услышанную из уст святогорского старца Гавриила. Некоему человеку было сказано собрать к суду Божиему тысячу монет, чтобы войти в рай. А как же быть с остальными недостающими?! И таким образом собрал полную меру — тысячу монет — и вошёл в рай. Вообще, если можно так выразиться, балансирование между желанием Закхей и смирением приточный мытарь свойственны каждой истинной молитве. Вспомним для примера, как Авраам умолял Бога о милости к жителям Содома. Ветхозаветный патриарх то решается на всё более смелые просьбы, то именует себя землёй и пеплом Быт 18:23—33.
Упомянув о прекрасных богослужениях Триоди Постной, будет, наверное, уместным дословно привести яркие фрагменты первой службы постного цикла, обращённой к Евангельскому чтению притчи о мытаре и фарисее: Смирение древле вознесе мытаря, плачем возопивша: очисти— и оправдися. Того подражаим вси, во глубину зол впадшии, возопиим Спасу из глубины сердца: согрешихом, очисти, Едине Человеколюбче седален по 3-й песни канона на Славу. Показал еси, Владыко, Твоим учеником высокотворное смирение, лентием препоясан по чреслом, нозе умыл еси, и сему образу подражати повелел еси 4-й тропарь 6-й песни канона. Дивно: ещё только началась подготовка к Посту, а уже в поле зрения — Страстная. Действительно, путь начинаешь тогда, когда знаешь о его цели. Нельзя, конечно, умолчать о том, что с Недели о мытаре и фарисее на воскресных утренях поётся замечательное песнопение Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче — песнопение, которое будет сопутствовать нам до 5-й Недели поста, то есть почти до Страстных дней. Таким образом, весь постный путь, как и вся жизнь наша имеют стать подвигом покаяния, такого, что и в конце его мы не должны видеть себя даже начавшими этот путь.
Как не вспомнить по этому поводу предсмертные слова преподобного Сисоя Великого.
Современный человек понимает под «неделей» не один день, а семь, так в его понимании «неделя о мытаре и фарисее» является более продолжительным промежутком времени, который у славян как раз именовался «седмицей». Слово «неделя» наши предки употребляли как синоним «воскресного дня», при этом она открывала «седмицу», то есть была первым ее днем: до сих пор существующее слово «понедельник», дословно — «день по после неделе». Так Неделя о мытаре и фарисее — 25 февраля, открывает первую подготовительную седмицу к Великому посту: с 26 февраля по 2 марта. Подготовительные недели к Великому посту К Четыредесятнице готовят три седмицы и четыре недели воскресных дня , когда за литургией положено особое воспоминание значимых Евангельских событий и притч, а особые песнопения богослужений содержат их осмысление, толкование. Пролог подготовки к Великому посту — Неделя о мытаре Закхее. В чем смысл поста: В связях питания и личного духовного прогресса человека разобрался и объяснил простым языком иеромонах Ефрем Метс.
Расписание подготовительного периода к Великому посту Неделя 1-я: 25 февраля — О мытаре и фарисее. На воскресной утрене реально 24 февраля, в субботу вечером впервые в этом году поются стихиры «Покаяния отверзи ми двери». Седмица 1-я: с 26 февраля по 2 марта — Сплошная, всеядная, в среду и пятницу поста нет детали. Неделя 2-я: 3 марта — О блудном сыне. На утрене воскресенья реально 2 марта в субботу вечером впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских» , который напоминает человеку о том, что он — пленник греха и освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним. Седмица 2-я: с 4 по 9 марта — последние деньки перед Великим постом, когда на трапезе вкушают мясо, при этом пост в среду и пятницу возобновляется. В високосном году с 8 марта на четверг, 7 марта переносится память прав.
Матроны Московской, а на 8 марта — празднование 1-го и 2-го обрЕтения главы Иоанна Предтечи 9 марта, суббота — Вселенская родительская поминальная суббота мясопустная. Поминовение усопших. В храмах накануне в пятницу, 8 марта вечером, служится особое заупокойное богослужение — парастас , в субботу, 9 марта, после литургии совершается панихида.
Обилие заупокойных текстов, но они не унылые, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение. Неделя о Страшном Суде. Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом. Постовые предписания Заговенье на мясо. Последний день перед Пасхой, когда на трапезе разрешается мясо.
Сырная седмица.
Вопросы о религии. В чём смысл подготовительных недель перед Великим постом
подготовительные недели перед великим постом. Подготовка к Великому посту начинается за четыре недели до его начала. Воскресенье за неделю перед Великим постом носит название Недели мясопустной (в этот день последний раз до Пасхи можно есть мясо), или неделей о Страшном суде. Недели перед Великим постом. Первая подготовительная неделя к Великому Посту — Неделя о мытаре и фарисее. Беседа о смысле подготовительных недель перед Великим постом. "сыра отпуст", прекращение вкушения сыра и молочной пищи). Великий пост в 2024 году начнётся 18 марта, но ему предшествует несколько подготовительных недель.
Страстной понедельник. Что можно и что нельзя делать 29 апреля 2024 года
О богослужении подготовительного периода к Великому посту — Красовицкая в «Литургике». Великий Пост: подготовительные недели. Подготовка к Великому посту начинается за три седмицы до его начала, что служит цели духовно подготовить христианина к главному и единственному смыслу поста — покаянию. Подготовительные недели Великого поста — 14 марта 2024. Неделя о мытаре и фарисее Первая подготовительная неделя в 2017 году начинается 5 февраля. Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (т.к. в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или воспоминанием Адамова изгнания, или Прощёным воскресеньем.
Вопросы о религии. Зачем перед Великим постом устраивать подготовительные недели
Подготовительные седмицы перед Великим постом | Храм Всех святых в земле Российской просиявших | Подготовка к Великому посту начинается за три недели до него (начиная с 26 февраля 2024 года). Во время первой подготовительной недели, которая носит название «сплошной седмицы», соблюдать пост не нужно. |
Страстная седмица 2024: Как не согрешить накануне Пасхи 5 мая в самую строгую неделю Великого поста | Страстная, или Великая неделя – последняя неделя перед Пасхой, которую в 2024 году православные будут отмечать 5 мая. То есть Страстная неделя начнется 29 апреля (понедельник), а закончится 4 мая (суббота). |
Вячеслав Куприенко: перед Великим постом существуют подготовительные недели | Великий пост предваряют четыре подготовительные недели (воскресных дня) и последующие за ними седмицы. |
4 недели и 3 седмицы: с 25 февраля у православных христиан начинается подготовка к Великому посту | Отмена поста в седмицу после Недели о мытаре и фарисее. |
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА | Например, в четвёртом веке Василий Великий, Иоанн Златоуст и Кирилл Александрийский в своих словах и посланиях призывали верующих воздерживаться в эти недели, подготовительные недели перед Великим постом, перед этим постным поприщем. |
Великий пост 2024
Великий пост предваряют четыре подготовительные недели и последующие за ними седмицы: о мытаре и фарисее (последующая седмица сплошная, поста в среду и. Великому посту всегда предшествуют подготовительные недели. Рассказываем, что это такое и как нужно себя вести в эти дни. Неделя о мытаре и фарисее Первая подготовительная неделя в 2017 году начинается 5 февраля. Три недели перед Великим постом, словно три ступени, установлены для того, чтобы помочь верующим подготовиться к предстоящему испытанию. Начало названного подготовительного периода обычно связывают с пением Триоди Постной — богослужебной книги, охватывающей трёхнедельный предпостовой интервал, саму Четыредесятницу и Страстные дни, вплоть до Великой Субботы. Начало названного подготовительного периода обычно связывают с пением Триоди Постной — богослужебной книги, охватывающей трёхнедельный предпостовой интервал, саму Четыредесятницу и Страстные дни, вплоть до Великой Субботы.
Подготовительные недели Великого поста
Суть Страстной седмицы. Считается, что Страстная седмица является седьмой неделей Великого поста, но с точки зрения церкви это не совсем так: хотя пост в это время действительно соблюдается, всё же по сути она выделяется в отдельный период перед Пасхой. Великий канон святого Андрея, читается по частям в первые четыре дня первой седмицы (недели) — 18–21 марта, а также целиком на утренней службе в четверг пятой недели (18 апреля) вместе с житием преподобной Марии Египетской — Мариино стояние. Предпоследняя неделя перед Великим постом носит два названия. Гость рассказал о Великом посте, о его истинной цели, а также о подготовке к нему. Смотрите видео онлайн «Вячеслав Куприенко: перед Великим постом существуют подготовительные недели» на канале «НТК Эфир» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 20 марта. Великий пост предваряют четыре подготовительные недели (воскресных дня) и последующие за ними седмицы. Перед Великим постом православные христиане отмечают три подготовительные недели. Первая из них – неделя о мытаре и фарисее (с 13 по 19 февраля).
Подготовительные недели к Великому посту
Подготовительные недели перед Великим Постом — Официальный сайт Альметьевской епархии | в этом году 25 февраля; о блудном сыне - 3 марта; о Страшном суде или мясопустная - 10 марта. |
Подготовка к Великому Посту | 7 неделя — Страстная седмица. Седьмая неделя Великого поста (29 апреля — 4 мая в 2024 году) продлится шесть дней и завершится в субботу. |
Подготовительные недели Великого поста – Александро-Невский храм | О подготовительных неделях к Великому посту, их символике и значении в своей авторской программе «Град Креста» нам рассказал митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. |
Страстная седмица: что ни в коем случае нельзя делать в самые строгие дни Великого поста
Великая пятница Великая, или Страстная пятница — день скорби и испытаний для христиан в память Крестных Страданий Иисуса Христа. Христиане отдают дань уважения за жертву Спасителя, подчеркивая Его любовь к миру. Церковные обряды наполнены скорбью и уважением к жертве Христа, вдумчиво вспоминая уроки прощения и сострадания, которые передал нам этот день. Великая суббота В Великую субботу православная Церковь отмечает погребение Христа и его спуск в ад, где он освобождает праведные души и вводит их в рай. Полуночница начинается в начале полуночи, священнослужители переносят плащаницу на престол в предвкушении Пасхи. Крестный ход и встреча с воскресшим Христом важные моменты пасхальной ночи. Также в этот день в Иерусалиме сходит благодатный огонь, который передается по миру, включая Россию. Как соблюдать пост на Страстной неделе Во время Страстной недели верующие соблюдают особые правила поста, которые начинают действовать в последнюю неделю Великого поста.
С понедельника по четверг питание ограничивается сухоедением, которое включает в себя хлеб, сырые овощи и фрукты, а также блюда без добавления растительного масла. В четверг можно употреблять горячую пищу с растительным маслом, но без продуктов животного происхождения. В пятницу верующим предписывается воздержаться от пищи вообще, так как это день великой скорби. В субботу можно есть горячую пищу без масла, а с воскресенья Пасхи все ограничения в пище снимаются. После длительного поста важно постепенно выходить из него, избегая излишеств и переедания жирной и тяжелой пищи на Пасху, чтобы не навредить своему здоровью. Рекомендуется не сразу употреблять в больших количествах творог, куличи, яйца и мясо после окончания поста. Чего нельзя делать на Страстной неделе На Страстной неделе важно сосредоточиться не только на соблюдении строгой диеты, свойственной Великому посту, но и на духовных практиках.
Дорогие слушатели, напомним, что сегодня мы с отцом Филаретом Пряшниковым , игуменом Староладожского Свято-Никольского монастыря, что в Старой Ладоге в Ленинградской области говорим о подготовительных неделях к Великому посту и о самом уже Великом посте — пост не за горами — тоже сегодня говорим. Я так думаю, может быть это, конечно, и не очень хорошо связано с Уставом, но, в принципе, то, что мы часто обсуждаем какие-то моменты восприятия нашей церковной жизни и богослужения с каким-то изначальным замыслом в Уставе не очень вяжется. Но, всё-таки, я думаю, что пост, как таковой — он о человеке, когда человек сам о себе размышляет. И, когда мы подходим к Страстной, то эти дни, конечно, уже не о человеке, они о страданиях Господних, но о человеке были все предыдущие недели, когда Церковь давала возможность человеку остаться наедине с собой. Насколько мы психологически, может быть, иной раз не совсем верно настраиваем себя на пост: надо отказаться от мяса, от одного, другого и третьего, кто-то отказывается от телевизора, и прочее. Но насколько это менее важно по сравнению с тем, что человек имеет возможность, даже находясь в обществе — на своей работе, в семье, в кругу близких людей все равно в какой-то момент хотя бы на секунду остановиться и задуматься о том, кто он, что он и почему он, как соизмеряется с Богом вся его жизнь. Именно так в последние годы я вижу для себя пост. Филарет Пряшников : —Вы знаете, мне сейчас вспоминаются слова Христа, которые Он говорил: для этого Я пришёл в этот мир, для того Я и пришёл. И всегда есть ответ на этот вопрос: для чего же Господь приходил?
Наверное, для того, чтобы совершить то дело, о котором мечтали и которого ждали. Помните, как Он говорил: блаженны уши ваши, что слышите и глаза, что видите, те, которые жили до вас, они мечтали об этом. Господь приносит Себя в жертву. Вот эта Жертва Любви, которую до сего момента понять, принять и привести аналогию нельзя было. Когда Бог становится человеком, Он не просто становится человеком, но и приносит Себя в жертву за меня, Он снисходит до меня, я ещё раз хочу сказать, становится таким же, и прочее. Поэтому, что делает современный мир? Даже если мы берём отвлечённые вопросы. Современный мир пытается отвлечь человека от Бога различными способами: развлечениями, гаджетами, новостями, ещё раз повторюсь, и всем прочим. Поэтому мы и говорим о том, что в пост нужно сократить не только пищу, потому что, как говорит апостол Павел, пища не приближает нас к Богу и не удаляет меня от Бога.
Если бы всё заключалось в пище, как пошутил кто-то, то коровы первыми попали бы в рай, потому что мяса вообще не едят. То есть, традиции могут трансформироваться со временем, но внутренняя составляющая очень важна, когда меня ничто не должно отвлекать от той идеи, которую я уже обозначил, потому что в конце поста будет Голгофа и будет эта Жертва. И знаете, интересно то, что раньше, когда мы выносим Евангелие, особенно на полиелее, люди целуют его. Вы видите центральный медальон — там нарисован воскресший Христос, но в древней традиции там было нарисовано Распятие. То есть, Евангелие о чём? О Распятии, Евангелие о принесении в жертву Сына Божиего. Понятно, что Он воскрес, но, всё равно, в центре — Крест. И я к этому Кресту должен подготовиться. Поэтому, мы постоянно говорим другим людям и ограждаем самих себя: ну, выключи ты этот телевизор, сядь и почитай Евангелие, просто побудь наедине с собой.
Вот это самое главное — побыть в тишине, а в этой тишине услышать Бога. Вот это очень важно. Пичугин: —Я думаю, что тот мир, который нас отвлекает, по идее, ему много лет, это не мир 21-го века или 20-го. Я думаю, что жителей Константинополя 10-го века отвлекали свои вещи, свои развлечения, своя праздность. Жителей Рима 14-го века отвлекали свои вещи. То есть, гаджеты — это не то, что нас отвлекает в абсолютном смысле. Филарет Пряшников : —Конские ристалища были. Люди находили для себя, безусловно, разного рода развлечения, которые отвлекали, ещё раз подчеркну, от мысли и от идеи верующего человека и христианина. Такое было утверждение — наверное, так.
Но знаете, что ещё я хочу сказать: помимо покаяния, помимо изменения сознания Господь в эти дни призывает нас с вами оказывать милосердие и снисхождение другим людям, делать больше добрых дел. В этом смысл христианской жизни — делать больше добрых дел. Всегда спрашивают: а на кого направлять доброе дело? На своих, которые рядом с тобой, на твою семью, на твоих детей, то есть, вот эти дела милосердия начинаются с тех, кто находится рядом с тобой. Бывает так, что мы стараемся помогать чужим, кому-то, кто требует от нас какого-то внимания, но забываем о тех, кто находится рядом. Можно неделями быть волонтёром в больнице, но не замечать, что у тебя дети болеют и в школу не ходят. Вот это самое важное. Мы говорили об этом, когда несколько лет назад была пандемия, людей всех закрыли в домах, и даже в Церковь ходить не разрешалось. Мы поняли, что это такое.
Но знаете, что интересно? Выступали многие психологи и священники вели беседы, но знаете, что меня радовало? Когда семья побыла вместе даже вот в этих четырёх стенах, когда члены семьи узнали друг друга. Потому что современный мир настолько разобщает людей, супругов, детей, они встречаются только вечером, и то — одни уже спят, другие ещё не спят. Наверное, для нас, верующих людей во время подготовки к Великому посту нужно набросать небольшой план: а что я должен сделать в этот пост по отношению к своим близким и, конечно же, по отношению к себе. Я всегда обращаюсь к людям, которые идут на исповедь и покаяние, я всегда говорю: вот, закончится пост — обязательно вычеркните из своего списка грехов что-то одно, победите что-то одно, тогда постное время будет для вас с пользой. Пичугин: —А может человек задумается по прошествии Пасхи о том, как прошёл этот пост, и можно ли его не то чтобы занести себе в актив, не то чтобы поставить оценку — мне кажется, плохо ставить оценку себе в данном случае, но как-то: зря прошёл пост или не зря? Мне кажется, что совершенно незаметно, по сравнению с другими постами, как-то однажды я себе сказал, что вот этот, наверное, прошёл не зря, хотя он ничем не отличался от других постов. Мне кажется, для каждого человека важно в какой-то момент сказать себе, что ты не так уж и плох, что ты не хуже всех, что ты где-то старался, что всё не зря.
Почему-то многие люди, придя в Церковь, начинают думать или их учат думать, что они хуже всех, что они — самые последние грешники, самые невнимательные и самые плохие, что они больше всего проблем создают. Но на самом деле, мне кажется, человеку очень важно иной раз подумать о себе хорошо, ведь с любви к себе начинается любовь к ближнему. Мне так кажется, по крайней мере. Филарет Пряшников : —Вот, молитва Ефрема Сирина, которую христиане услышат в храмах, которую будут читать дома, там есть замечательные слова: даруй мне зрети моя прегрешения. Вот, в любом случае, важнейшая часть любой духовной жизни — это самоанализ, когда я анализирую себя и свои поступки. У меня есть критерий — Евангелие и Святоотеческое предание, как поступали люди в той или иной ситуации, поэтому, наверное, знаете, нельзя предаваться такому самоуспокоению, что всё нормально, я же никого не осуждаю, не обижаю, я не убийца. Как, помните, говорил тот же фарисей: я не убийца и не прелюбодей, я столько дел хороших делаю, и проценты отдаю, и прочее. Здесь очень важно понимать, что Великий пост дан Господом человеку для того, чтобы одуматься и провести анализ своих поступков. И, всё-таки, в конце — понятно, что Светлое Христово Воскресенье всё сгладит, и слёзы утрёт, и какие-то моменты разрешит, но об этом мы будем думать на Пасхальной службе.
Пасха — это обновление жизни, но для того, чтобы это обновление произошло, нужно понять глубину своего падения и своего несовершенства, а из-за этого несовершенства, к сожалению, страдают наши близкие, когда мы не учимся смирению, а развиваем в себе гордость, когда мы не можем уступить. А как порой бывает сложно простить человека, который тебя обидел! Очень сложно простить — я это знаю по себе — но простить- то надо. А всё очень промто: потому что Бог тебя не простит. Ты не можешь читать молитву Отче наш. Как учил один старец ученика своего: на кого ты обиделся? На своего брата. А вот читай молитву Отче наш... Но ты же не оставил, тогда вычеркивай это из молитвы.
Пичугин: —Я как-то раз ехал с одним таксистом-кавказцем, он уже в возрасте, замечательный дядька, горячий, но с определённой долей мудрости. Он пытается какие-то важные и простые вещи пассажирам транслировать о том, что он с течением времнни понял, что ко всем надо относиться хорошо и по-доброму, что каждое утро, просыпаясь, здоровается с цветочком, который растёт у него на окне. Но в эоот момент кто-то нас подрезает, далее звучит матерная брань, а затем опять какая-то словесная конструкция о том, что человек никому зла не желает. Я часто этот пример привожу, потому что человек, действительно, так живёт, но эта горячая натура никуда не девается. Почему я этот пример привожу? Потому что мы сами ведь так себя ведём, правда?
Два человека в притче Христа представляют вам два образа, два примера религиозного сознания отношения между человеком и Богом. Прежде чем мы вернемся к этой теме о мытаре и фарисее, давайте также вспомним, что с нынешнего воскресенья в храмах мы начали слышать снова слова покаяния о первой неделе пред постом. Слова, которые нас заставляют задуматся о нашей жизни, о том, имеем ли мы покаяние перед Богом и настроены ли мы на то, чтобы свою жизнь изменять. Помните, когда в Предтечи я выходил на проповедь, то слова, обращаемы от них к людям были просты и достаточно ясны: Покайтесь ибо приблизилось Царство Небесное. Покайтесь, ибо в этом есть суть спасения души человеческой. И вот в нынешний воскресный день мы снова слышим эти призывные слова покаяния, чтобы нам было даровано от Господа Его благословение. Между прочим каждому из нас надо задуматься над этим. Покаяние - это есть не просто лишь одно наше желание, выдавливание из себя то, что мы видим в себе греховного. Покаяние - это еще и дар Господний, дар Божий. А все объясняется просто - для Церкви православной, которая готовится к Великому посту, который начинается у нас уже очень скоро, примерно через месяц, для Церкви важно, чтобы мы для себя поставили правильную цель, которую имеет Господь для нас, а он желает нашего спасения. Но он не может спасти человека без его собственного произволения, если у него нет произволения на покаяние, то как можно избавить его от грехов. Вот почему Церковь перед Великим постом установила такие определенные периоды приготовления, чтобы мы уже сейчас осознавали и видели пред собой те цели, которые нам надо будет решить прежде всего по отношению к самим себе и к своей душе. Мы поем, мы читаем, мы задумываемся о том имеем ли мы должное покаяние перед Богом. А скажите мне имел ли фарисей это покаяние пред Богом? С одной стороны, когда мы читаем завершение этой притчи, то в ней есть такая фраза, что мытарь вышел из храма более оправданным, но там нет совершенного отвержения фарисея. Он ведь делал все, что ему приписано законом, как мы уже ранее сказали. Так почему же он вышел менее оправданным, чем мытарь, который вопиял: "милости буде мне грешнику Господи". Потому что у фарисея не было настоящего желания каяться, потому что у фарисея или у человека определенного религиозного настроения, такого, который желает для того, чтобы в его жизни было хорошо, надо исполнять определенного рода действия - правила. На самом деле, скажем так, правила есть и мы их, скорее всего, исполняем. Вопрос лишь связан с тем, как мы к этим правилам относимся?
А примирившись, испросив прощения, как не сесть за стол? Ведь совсем недавно все слышали в храме евангельское чтение о Закхее, который, покаявшись, от всей души устроил угощение для Спасителя и для своих друзей. Или притчу о блудном сыне, о счастье примирения и прощения: «… приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! И начали веселиться» Лк.
Христианские уроки
Неделя о блудном сыне На Литургии читается отрывок Лк 15:11—32 о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу… продолжение 10 марта. Неделя о Страшном Суде. Мясопустная На Литургии читается отрывок Мф 25:31-46. Верующим напоминается о втором пришествии Иисуса Христа на землю со славою судить живых и мертвых… продолжение 17 марта. Неделя сыропустная.
Так, например, известно о практике 40-часового поста. За все это время христиане вообще ничего не ели. В середине III века в некоторых поместных Церквях уже стал появляться шестидневный пост. Он был связан с событиями Страстной недели.
При этом некоторые христиане считали такой период слишком длинным и по-прежнему постились около сорока часов. Повсеместно к идее сорокадневного поста пришли уже в начале V века. С этого момента продолжительность «Четыредесятницы» в разных Церквях колеблется от 6 до 8 недель. Обязательным для соблюдения верующими Великий пост стал в IV—V веке. Ранее, если христианин не соблюдал Великий пост, он мог быть даже отлучен от Церкви на некоторое время Фото: 1MI Сорокадневная продолжительность Великого поста связана с постом Христа в пустыне и постом пророка Моисея. Также 40 дней — это обычная длительность поста для тех, кто хотел принять крещение. Дело в том, что ранее крещение традиционно проходило на Пасху, и те, кому предстояло пройти таинство крещения, готовились к этому событию как раз те самые 40 дней. Остальные христиане старались причаститься во время «Четыредесятницы».
В основе поста — сознательное, добровольное самоограничение ради освобождения своих духовных сил. Пост предусматривает воздержание в пище, отказ от развлечений, очищение души от грехов.
На литургии в этот день читается отрывок из Евангелия от Луки, в котором мытарь олицетворяет собой искренне кающегося грешника, а фарисей — человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" Лк. Поделиться Чем заменить продукты в пост Чем заменить продукты в пост Эта притча задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать милосердие Божие, только тогда христианин сможет увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. Она учит, что верующие должны подойти к посту с покаянием и без гордыни. С этой недели до пятой недели Великого поста за Всенощным бдением после чтения Евангелия поется покаянная молитва "Покаяния отверзи ми двери". Сплошная седмица — это неделя, во время которой православным разрешено употреблять любые продукты. Этот праздник дает христианину легкую передышку перед дальнейшим духовным подвигом. Младший потребовал у отца свою часть наследства и с ней ушел в дальнюю сторону развлекаться.
Обнищал, нанялся пасти свиней, мечтал наесться из их корыта. Раскаялся сын и пошел к отцу. Пусть примет хотя бы работником. А тот, увидев его, сжалился и обрадовался, приказал зарезать теленка для пира. Ведь "сын был мертв и ожил, пропадал и нашелся". Старший сын, придя с поля, обиделся, что отец теленка не пожалел для распутного сына.
Ведь пост — это не самоцель, а пост — это изменение сознания, изменение тебя, понимаете? А Церковь предлагает нам инструменты, с которыми мы должны в этот пост зайти. Ведь первое, что я сказал: без смирения нет прощения, без понимания и осознания того, каков ты есть перед Богом и людьми. И первое, что мы вспоминаем: сборщика податей, мытаря, который бил себя в грудь и говорил: Боже, милостив буди мне, грешному. Говоря о блудном сыне, мы поражаемся Божиему милосердию, Господь прощает человека без условностей. Неделя о Страшном суде, третья подготовительная неделя — мы сегодня тоже, может быть, уже скажем, что эти недели регламентируют уже, что мы можем кушать, а что — не можем. Например, та же Масленичная неделя, но она будет уже позже. Что даёт человеку притча о Страшном Суде? Осознание того, что есть воздаяние за все твои поступки, чтобы ты был на страже своих мыслей, своих желаний, своих дел. Пичугин: —Я, кстати, иногда задумываюсь о том, что Спаситель объясняет и кого приводит в пример. Филарет Пряшников : —Ни один из этих персонажей не был приятен тогдашнему обществу. Мы часто говорим про мытаря, чиновника и сотрудника римских властей, сборщика податей, которого многие презирали, мы много об этом говорили. Мы уже, наверное, зная Евангельскую историю, плохо относимся к фарисеям с высоты нашего знания текста. Но если задуматься о том, как к ним относились простые люди — ну, наверное, без должного уважения, побаиваясь, но без особой любви. И вот два таких, действительно, нелюбимых персонажа, которые, наверное, не зря были приведены в пример, с точки зрения общества, это — так себе люди, которые встречаются в храме. Два так себе человека, которые, наверное, с точки зрения того общества, ни тот, ни другой не ушли более оправданными. Это мы знаем, что мытарь бил себя в грудь и говорил: Господи Боже, милостив буди мне, грешному. Но для людей того времени это было совершенно неявно. Читая Священное Писание, мы должны понимать, что есть, безусловно, буквальные ситуации и буквальные слова, которые Господь говорит и творит в определённом обществе и определённому человеку: исцеления, или чудеса, или обличения, исторический контекст очень важен, мы должны понимать, к кому и почему Господь так обращается. Но если мы говорим о подготовке к Великому посту, вот эти недели и эти персонажи, которые проходят перед нами, наверное, собирательный образ, потому что в те времена существовало много фарисеев и много мытарей, но, всё-таки, мы должны понимать, что Церковь, когда представляет нам вот эти эпизоды из Священного Писания она, прежде всего, говорит это нам — людям, живущим сегодня. И зачастую в мире, который живет без Бога и которому Бог не нужен совершенно, но Церковь говорит мне и каждому человеку, каким я должен вступить в постное время, потому что там будет совершенно другое напряжение, потому что пост для нас представит совершенно другую информацию, он будет не совсем таким, каким мы его представляли изначально, но подготовить и настроить себя мы обязаны, потому что нельзя вот так разом окунуться и понять первую неделю Великого поста, понять глубину писаний Григория, который пишет о Божественном Свете — вторая неделя поста. Все эти инструменты подготовки нужны для внутреннего настроя человека. Пичугин: —А как проходит в монастыре подготовка к Великому посту? Филарет Пряшников : —Точно также, как и у всех. Мы совершаем богослужения с оттенком постовых цветов, мы готовимся переоблачать храм в совершенно не праздничные, не жёлтые, а фиолетовые одежды. Мы настраиваем самих себя на то, что нужно готовиться к покаянию и общей исповеди. То есть, это такая, невидимая глазу обывателя работа, с одной стороны, напряжённая, потому что нужно подготовиться, ведь меняется весь уклад жизни в монастыре, и уже богослужения совершенно другие, и трапеза совсем другая, и нужно уже пледить, смотреть и понимать. Но и, наверное, уже появляется общее настроение, когда начинаются поклоны на Господи и Владыко живота моего, когда в первую неделю мы отстраняемся от всех послушаний и находимся только в храме. Поэтому, все эти недели подготовительные постепенно подталкивают нас к тому, что нас ждёт впереди. Пичугин: —Друзья, напомним, что в гостях у нас сегодня игумен Филарет Пряшников , наместник Свято-Никольского монастыря в Старой Ладоге в Ленинградской области, Староладожский Свято-Никольский монастырь, если быть точным. Мы говорим сегодня о подготовительных неделях к Великому посту, но мы говорим уже и про сам пост, про его начало. А для монастыря постное время, в начале программы мы говорили, я вспоминаю слова одного приходского священника: Ну ладно, в пост отдохнём. То, о чём мы в начале нашей программы говорили — вот эта череда праздников: Рождество, Богоявление, потом внутренний отход от праздников. Ну ничего, в пост мы как-нибудь отдохнём. А как в монастыре вот эти постные недели ощущаются? Я понимаю, что они проводятся: есть устав, есть постная трапеза, есть постовые богослужения, кстати говоря, наверное, действительно, не так много храмов, за исключением тех, в которых проводятся ежедневные службы, куда человек может прийти. Я знаю людей, которые по воскресеньям ходят в храмы, работают с утра до вечера пять дней в неделю и, естественно, за всю свою многолетнюю церковную жизнь ни разу не были на большинстве постных служб. Великопостная утреня, длинная, с чтениями постоянными — на ней люди и не бывают никогда. Я понимаю, что для монастыря вполне естественен такой уклад жизни. Но внутреннее настроение братии и вас, как наместника монастыря. Что в этот момент в монастыре происходит такого, что обычные люди, даже много лет ходящие в Церковь, не чувствуют и не знают. Филарет Пряшников : —Вообще, когда мы говорим о монастырях, мы должны понимать, что монастырь — это особое место для покаяния, а монашество — особое время для изменения своей жизни. Мы не огораживаем себя от общения с людьми, потому что люди всегда есть и в храме, и в монастыре, но есть возможность, допустим, приехать и поговеть в монастыре. Что это значит? Пожить несколько дней в монастыре, походить на богослужения, поисповедоваться и причаститься. Возможно, это будет беседа с монахом или с духовником. То есть, в принципе, та работа, которая проводится в монастыре постоянно — потому что мы постоянно кого-то принимаем, постоянно с кем-то общаемся — в постное время она приобретает совершенно иной окрас, когда люди уже совершенно целенаправленно приезжают, чтобы задуматься, подумать, ответить на какие-то вопросы. Да, я уже говорил, поучаствовать в богослужении, поговорить со священнослужителем, просто побыть в уединении, потому что наш монастырь находится в уникальном и очень интересном месте, тихом, и мы приглашаем наших друзей из Санкт-Петербурга провести, так называемый, тур выходного дня, когда люди проводят пятницу, субботу и воскресенье в монастыре, иногда просто приезжают и даже, кстати говоря, москвичи приезжают к нам, чтобы просто побыть несколько дней в одиночестве, ощутить полноценно время покаяния, время постное. У нас есть кельи специальные, конечно, они не такие древние, как можно представить себе. Для наших гостей сделано всё достойно, обычная келья, всё необходимое есть, иногда человек даже отказывается от современных услуг связи и интернета, хотя связь есть и интернет тоже есть. Но вот я говорю, что Великий пост и подготовительные недели, потому что многие приезжают в Прощёное воскресенье, чтобы провести его в монастыре, поучаствовать в братском Чине прощения. Поэтому, в пост жизнь в монастыре не останавливается, но приобретает совершенно другой окрас. Конечно, без искушений не бывает. Мы знаем, что в пост необходимо держать себя в тонусе, быть внимательным к своей духовной жизни, усилить молитву, почему чтение Псалтири и Иисусову молитву никто не отменяет, а в Великий пост, параллельно с богослужением, усиливается и келейная молитва и даёт свои плоды. Пичугин: —А как вы думаете, почему люди приезжают в монастырь и находят возможность ходить на настоящие постовые богослужения. Что им это даёт? Ведь эти длинные чтения, очень длинные чтения, службы, которые идут по два с половиной, иногда по три часа. Что даёт это современному человеку, который не очень хорошо владеет церковнославянским на слух, по крайней мере, не может сразу это воспринять, ведь он не читает это на клиросе. Что он внутренне для себя получает. Филарет Пряшников : —Смотрите, в первую неделю Великого поста читается Канон Андрея Критского, и мне очень приятно, когда люди... Поэтому, надо предварительно просматривать чтение на каждый вечер. Что такое: клас прозябшая неоранный? Класс, который замерз и трясётся? Поэтому, есть такие обороты, которые нужно знать и дружить со словарём. И мне очень приятно, когда наши прихожане стоят и держат в руках этот Канон Андрея Критского в книге или в телефоне на русском языке. Пичугин: —Я помню, тогда ещё только входили в обиход смартфоны, я пришёл в храм со смартфоном и радостно думал: вот, у меня здесь и перевод, и всё, тут и перевод Никодима Ротова, и какой угодно открою. Но как-то неудобно, всё-таки, храм. И тут храм просто озаряется свечением экранов смартфонов. Филарет Пряшников : —Да, время бессмыслия и бессмысленного слушания прошло. Мы всегда говорим о том, что чтение и пение должно быть внятным. А в монастыре это сделать очень удобно, когда неспешно, когда мы совершенно ни за чем не гонимся. Вы говорите, что людям это дает? Это погружение в иной мир, это погружение в иную жизнь. Мы часто видим, когда фотографируют богослужения, люди пишут в комментариях: почему там все такие грустные и такие напряжённые? Потому что нужно понимать, какое таинство происходит в Церкви даже во время молитвы человека, когда человек напряжённо думает о своей жизни, о своих грехах, об изменении своего бытия. Поэтому, постовые монастырские богослужения, безусловно, помогают человеку переключиться на другой лад. Пичугин: —Как один мудрый священник сказал, даже если мы сейчас переведём всё на русский язык, это не значит, что смыслы, заложенные тысячу лет назад, к нам придут. Но настроение, мы действительно чувствуем этот настрой.