Типикон — отправная точка. Например, мы знаем, что первые три дня Великого поста нужно полностью воздерживаться от пищи. Т. е. подобно Успенскому посту, что косвенно и подтверждается фразой в Типиконе, которая приравнивает Успенский Пост к Великому. Святитель Василий Великий предостерегает: «Берегись измерить пост простым воздержанием от пищи.
Пищевые ограничения Великого поста
В России Великий пост был регламентирован, исходя из средневекового палестинского Типикона. О мирянах Типикон вспоминает лишь в указании о полной отмене поста в сам день Рождества Христова. Т.е. подобно Успенскому посту, что косвенно и подтверждается фразой в Типиконе, которая приравнивает Успенский Пост к Великому. Первое воскресенье Великого поста – один из немногих дней в году, когда он брал в руки толстенный фолиант, глубокомысленно его раскрывал на известной странице и торжественно зачитывал настоятелю. Великий пост является самым строгим и продолжительным для христиан. Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая.
О ВЕЛИКОМ ПОСТЕ ИЗ ТИПИКОНА.
В Великий Четверг — растительная пища с елеем и вином. Святыя же горы типик повелевает во святый великий четверток, ясти варения два с елеем, и вина по 3 чаши [13]. В Великую Пятницу — полное воздержание от пищи Сице бо прияхом от святых заповедей святых апостол, не ясти в великий пяток. Господне бо слово, еже рече к фарисеом: яко егда отимется от них жених, тогда постятся в тыя дни [14].
В Великую Субботу — сухоядение и вино Во святую и великую субботу вечера по отпусте же исходим из церкве в трапезу, и сядем кийждо на месте своем, с безмолвием и со благоговенством. И абие входит келарь, и дает братии по единому укруху ломтю хлеба: когда просфоры на то уготовлены, в пол литры хлеба, умерены равны, и по 6 смоквей инжир , или фиников, и по единой мерней чаши вина. А где вина несть, испивают братия квас от меда, или от жита [15].
Петров и Рождественский пост Во вторник и четверг — растительная пища с елеем и вином. В понедельник среду и пятницу — сухоядение. В субботу и воскресенье - рыба.
Если полиелейная служба славословие приходится на понедельник, вторник и четверг, то дозволяется рыба, если на среду и пятницу, то разрешается елей и вино один раз в день. Если в среду и пятницу престольный праздник храма или полагается всенощное бдение, то разрешается и рыба. Подобает ведати: яко в пост святых апостол, и Христова рождества, во вторник, и четверток, рыбы не ядим, но елей и вино точию.
В понедельник, в среду и пяток ни елеа вкушаем, ни вина, но постимся до 9-го часа, и ядим в тыя дни сухоядение. В субботы же и недели, ядим рыбы. Аще случится святый во вторник, или в четверток имеяй славословие, ядим рыбу: Аще в понедельник, подобне.
Аще среда и пяток, разрешаем на елей и вино точию: ядим же единою днем. Аще ли святый имеяй бдение, в среду, или пяток, разрешаем на елей и вино и рыбу.
Рукопись можно найти в архиве в обсуждениях. Комментарий-транслитерация: И мирским человеком, и тем достоит всю седмицу також постом проводити, но по рассужению духовнаго отца коемуждо противу сил его и произволению, обаче и тем аще будет сухоятно ясти единощи днех, всю ту седмицу, до суботы Феодоровы, в суботу ж и в неделю вси иноцы ж и миряне масло и вино, обаче миряном ащи хотят в неделю первую и рыбы ясти занеж невовсем посте четырижды уставлено есть, тем ясти рыба аще хотят в Неделю Православную, и в Неделю поклонения Честнаго Креста и в Неделю Цветоносия и на праздник Благовещения ясти ж рыбы, масло и вино точию ж в суботу и в неделю , прочая же дни во всем посте поченше от православноя недели 5ю дни якоже рече коеждо седмицы сухоятное единощи дне ясти , иноком три дни, …..
Но если в пн, вт или чт случится память святого со славословием или полиелей, то в эти дни разрешается рыба. Если в ср или пт случится такая память, то дозволяется вино и елей. Ну а в какой бы день не случилось бдение даже в ср и пт , дозволяется рыба. Интересно заметить, что Устав довольно часто разрешает вкушать вино. Но в этом нет ничего странного: во времена написания Типикона вино использовалось на трапезе повсеместно. Но это было не просто обычное виноградное вино, а очень разбавленное водой.
Причем мера его строго оговаривалась: 1-3 небольших чаши.
Типикон из Лавры Саввы Освященного. Датировка — 18 век предположительно Вместе с тем, общепризнано, что Устав: фактически не полностью исполняется в части богослужебной; например, продолжительность всенощного бдения согласно ему — около 8 ч. Знакомясь с Уставом многие современные христиане сокрушаются, видя слабость своих духовных и физических сил, не сравнимую с древними подвижниками. Но унывать здесь не стоит. Ведь и автор одного из Типиконов, прп. Феодор Студит писал о своих современниках, как бы обращаясь также к нынешним христианам: «Мы еще не достигли такой степени, чтобы могли нести подвиги отцов, равно как и не подобает стремиться к тому, что выше силы. Ибо и внешние мудрецы говорят, что величайшая нужда — это неудовлетворенность потребностей. И мы, со своей стороны… при строе нашей жизни, где основой является послушание, изберем то, что сюда подходит… будем есть и пить, вкушать пищу однажды и дважды, употреблять не только хлеб и растительную пищу, но и вино, и масло, а иногда и рыбу и сыр, с подобающей умеренностью… Точно так же будем и спать, и ложиться отдыхать, подходить, садиться, собираться и жить вместе и праздновать мудро и рассудительно; я хотел бы также еще прибавить сюда: и садить, и сеять, и строить и плотничать; будем всем, конечно, пользоваться в достаточной мере, именно — только для удовлетворения потребности, и мы нисколько не отстанем от великих отцов». Наталья Сазонова.
Правила постов
Один из них более строгий, предписывает сухоядение в течение будних дней всего Поста. Другой предполагает сухоядение только в понедельник, среду и пятницу, подобно прочим Постам, а во вторник и четверг предполагал все же вареную пищу, хотя и единожды в день и без елея. В Великий Четверг пища вкушается после вечерни, соединенной с Литургией св. Василия Великого, то есть один раз в день, вечером. Начало Вечерни Типикон назначает в 8-й час дня то есть с 14. Относительно качества пищи в Великий Четверг Типикон приводит три чина: По обычному Палестинскому последованию положено одно блюдо, но разрешается вкушение вареной пищи с растительным маслом. По Студийскому уставу «ясти едино варение, и сочиво, и обварен боб, пием же и вино» стр. По уставу Святой Горы Афон положено два вареных блюда с елеем и вином.
В Великий Пяток предписывается полный пост, то есть полное воздержание от пищи и пития. В Великую Субботу «во 2-й час нощи», то есть около 19. А идеже вина несть, испивают братия квас от меда или от жита». Приводится также студийский устав, предписыающий то же самое: «тако ясти ничтоже ино, но хлеб и овощи и мало вин» стр. Пост свв. Апостолов: Типикон приводит два чина, близких, но не тождественных. Согласно первому глава 34 : В понедельник, среду и пятницу положена одна трапеза в 9-й час 15.
Во вторник и четверг положена вареная пища с елеем и вином. Относительно количества трапез прямо не говорится, но по общей логике текста из противопоставления понедельнику, среде и пятнице можно заключить о вкушении двух трапез. Это же подтверждается и тем, что в следующей главе, посвященной Успенскому посту, необходимость поститься до 9-го часа дня то есть до 15. В субботу и воскресный день разрешается рыба. Относительно количества трапез прямо не говорится, однако пост как полное воздержание в субботние и воскресные дни Типикон прямо запрещает, поэтому очевидно, что положено две трапезы — днем и вечером например, см. Если же при этом в понедельник, вторник или четверг будет память полиелейного святого или святого «со славословием» праздник средний , то в эти дни разрешается рыба. В понедельник к тому же поставляется две трапезы в день, подобно вторнику или четвергу.
Если память такого святого средний праздник выпадет на среду или пятницу, то разрешается только вкушения вина и елея. Трапеза при этом поставляется одна в день. Если же в среду или пятницу будет память бденного святого или престольный праздник, то разрешается рыба. Относительно количества трапез Типикон опять умалчивает, но по общей логике одна трапеза при разрешении на рыбу оговаривалась особо, поэтому логично предположить, что в такие праздники положено вкушать две трапезы в день. Другой чин глава 35 и 51 частично предполагает следующее: Во вторник и четверг вкушать один раз в день вареную пищу без елея одно блюдо около 15. Также на трапезе поставляется «ино сухоядение», то есть сырые и моченые овощи и фрукты. В понедельник, среду и пятницу положено сухоядение «хлеб и воду и сим подобная», однажды в день.
В субботу и воскресенье — две трапезы вареной пищи с елеем и рыбой. По два блюда. Относительно послабления поста в праздники второй чин не дает особых, отличных от приведенных выше указаний. Таким образом, между двумя чинами всего несколько различий. Первый предполагает вкушение во вторник и четверг две трапезы с елеем и вином, а второй благословляет вкушать единожды в день и без елея, если только не случится праздник. Все остальные положения двух чинов Петрова поста схожи. Традиционно изготавливается из зерен пшеницы сухоядение — вкушение невареной пищи, как то: хлеба, орехов, сухофруктов, сырых овощей и фруктов, маслин и т.
Эти слова преподобного Иоанна Лествичника из книги о духовной жизни «Лествица» слово 26 стали аксиомой для христиан. У кого же брать пример духовности мирским людям, если не у монахов? В полной мере следовать Типикону современному человеку, пожалуй, не под силу. Еще в начале XX века один из авторитетных знатоков Типикона, русский богослов и литургист М. Скабалланович, говорил о невозможности достижения его идеалов.
Но вместе с тем он призывал, в меру сил, стремиться к его исполнению: «Таков по существу и весь закон Христов, неосуществимый вполне во всей его небесной высоте, но божественным величием своим возбуждающий неудержимое влечение в человечестве к его осуществлению и чрез то животворящий мир». Поэтому важно не утратить «свет для всех человеков» — Типикон «монашеского жития», чтобы современные христиане, живущие в миру, имели перед мысленным взором свет некоего идеала христианской жизни. Для нас этот свет — подвижнический образ жития древних святых отцов, призывающий к борьбе со страстями, к насаждению в душе заповеданных Господом добродетелей. Святитель Василий Великий, составитель одного из древнейших уставов, учил, чтобы те, кто посвятил свою жизнь Богу, слыша о словах или делах Христовых, не делали этого поверхностно, но «проникали в глубину восприятия, став сопричастниками того, что таинственно передается» свт. Василий Великий «Подвижнические уставы». Это значит, что каждый христианин, принявший святое Крещение, должен внимать голосу Церкви, воспринимать церковное учение, приносить плоды веры.
Чистота церковного учения, кроме книг святых, в неповрежденном виде содержится именно в храмовом богослужении. Каждый церковный день — это воспоминание о празднике или память подвижника веры.
В прочих седмицах Типикон глава 32 предписывает в будние дни с понедельника по пятницу воздерживаться от пищи и пития до вечера, что означает вкушение пищи в 9-й час дня, то есть около 15. В субботние и Воскресные дни вкушать вареную пищу с растительным маслом и вином дважды в день. Хотя относительно количества трапез в субботу прямо не говориться, но весь строй Богослужения субботних дней, как и дней воскресных, предполагает первую трапезу после Литургии днем, а значит, положена и вечерняя трапеза. Когда Типикон предписывает одну трапезу в день, она совершается после вечерни в 9-й час. В Праздник Обретения главы св.
Иоанна Предтечи, случившийся в Великий Пост, положена одна трапеза после вечерни, но на ней предлагается два блюда горячей вареной пищи с елеем и вином. Если же выпадает на среду или пятницу, то два блюда вареной пищи без елея; вино же дозволяется. В предпраздненство Благовещения накануне праздника , если оно приходится до Лазаревой субботы, разрешается вареная пища с вином и елеем. Если же на Страстную седмицу, то пост не послабляется. Трапеза полагается одна. В сам Праздник Благовещения, если он не приходится на субботу или воскресенье, также положена одна трапеза, но дозволяется вкушение рыбы. Однако в случае, если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, рыба уже не вкушается.
В Великий Понедельник, Вторник, Среду и Четверток, если случиться Благовещение, дозволяется вино и елей трапеза полагается одна. Если же Благовещение выпадает на Великий Пяток, разрешается только вино. В четверг пятой седмицы Великого Поста Стояние преп. Марии Египетской положена одна трапеза в 9-й час около 15. Некоторые уставы разрешают только вино, а елей не допускается там же В пятницу той же седмицы перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы разрешается вино «Труда ради бденного, хотящего быти» стр. Трапеза же полагается одна в 9-й час. Устав Святой Горы Афон разрешает два блюда на трапезе и вкушение вина и елея не только на праздник Обретения главы св.
Иоанна Предтечи причем безотносительно дня недели , но также на память 40 мчч.
Можно есть рыбу Вербное воскресенье Вход Господень в Иерусалим — 28 апреля Можно есть икру Можно есть пищу с растительным маслом День памяти сорока Севастийских мучеников — 22 марта Крестопоклонная среда середина Четыредесятницы — 10 апреля Четверток Великого канона Стояние Марии Египетской — 18 апреля Канун Похвалы Богородицы — 19 апреля Чистый четверг день Тайной вечери — 2 мая Подробнее о том, что разрешается есть во время Великого поста, — в инфографике ТАСС. Государственным комитетом Российской Федерации по печати.
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет. На информационном ресурсе применяются.
Богослужение будних дней Великого поста
Десять главных вопросов о Великом посте | Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого 48-мидневного поста установлена в воспоминание о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. |
ВЕЛИКИЙ ПОСТ | Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» | Рождественский и Петров посты они решили упразднить, а Великий Пост сделать на пару недель короче – поскольку народ все равно не постится. |
Великий пост в 2024 году: календарь питания | В России Великий пост был регламентирован, исходя из средневекового палестинского Типикона. |
Великий пост в 2024 году
Что желательно посетить: Великий канон святого Андрея, читается по частям в первые четыре дня первой седмицы недели — 18—21 марта, а также целиком на утренней службе в четверг пятой недели 18 апреля вместе с житием преподобной Марии Египетской — Мариино стояние; Акафист Пресвятой Богородице, читаемый в пятую субботу 20 апреля ; Литургию Преждеосвященных Даров, которая проходит по средам и пятницам. По уставу ее нужно совершать вечером, но на практике она чаще переносится на утро; Литургию Василия Великого в любое воскресенье четыредесятницы первые 40 дней поста или 24 и 31 марта, а также 7, 14 и 21 апреля ; богослужение Вербного воскресенья и другие. Как правильно подготовиться к посту и завершить его На все дни поста из рациона убирают продукты животного происхождения. С учетом того, что обычные люди не веганы, вегетарианцы, сыроеды и так далее едят их ежедневно, это непросто: стресс для организма, ЖКТ, психологический. Поэтому важно войти в пост и выйти из него грамотно: За пару недель «до» постепенно уменьшайте в рационе объем мяса, яиц, сыра и подобной пищи.
Помните, что эта еда — источник белка, при нехватке которого организм спасибо не скажет. Поэтому, сокращая объем мясных и молочных блюд, заменяйте их белком растительным: бобовыми, тофу, орехами, крупами и прочим. Точное содержание белка в разных продуктах смотрите здесь. Примерно за неделю постепенно откажитесь от кисломолочной еды.
После Пасхи на протяжении этого же срока возвращайте ее.
Поэтому важно войти в пост и выйти из него грамотно: За пару недель «до» постепенно уменьшайте в рационе объем мяса, яиц, сыра и подобной пищи. Помните, что эта еда — источник белка, при нехватке которого организм спасибо не скажет.
Поэтому, сокращая объем мясных и молочных блюд, заменяйте их белком растительным: бобовыми, тофу, орехами, крупами и прочим. Точное содержание белка в разных продуктах смотрите здесь. Примерно за неделю постепенно откажитесь от кисломолочной еды.
После Пасхи на протяжении этого же срока возвращайте ее. Мясо вводите не сразу, со второй недели после поста. Поначалу ешьте нежирное, например птицу, желательно отварную, приготовленную на пару или запеченную.
Если после строгой «диеты» резко навернете порцию жирной, напичканной специями и соусами свинины, ваш ЖКТ не обрадуется. Строгого поста придерживаются только священнослужители.
Она называется Федоровой. Надо отказаться от мясной пищи и кисломолочных продуктов. Рыба разрешена исключительно в Благовещение и Вербное воскресенье. Строгие запреты поста можно нарушать лишь некоторым людям в виде исключения. К ним относятся: больные;.
Во вторник и четверг положена вареная пища с елеем и вином. Относительно количества трапез прямо не говориться, но по общей логике текста из противопоставления понедельнику, среде и пятнице можно заключить о вкушении двух трапез. Это же подтверждается и тем, что в следующей главе, посвященной Успенскому посту, необходимость поститься до 9-го часа дня то есть до 15. В субботу и воскресный день разрешается рыба.
Великий пост — как правильно поститься?
Т. е. подобно Успенскому посту, что косвенно и подтверждается фразой в Типиконе, которая приравнивает Успенский Пост к Великому. Великий пост в 2024 году длится с 18 марта по 4 мая (включительно). Принцип Типикона в ослаблении поста прост: чем больше трудов в прославлении святого или праздника, тем большее утешение позволяется в пище. Великий Пост — это путь, который ведет нас празднику Пасхи, Светлому Христову Воскресению.
Великий пост по Типикону в том числе и календарь
Великий пост является самым строгим и продолжительным для христиан. Сергиевой Лаврой в 1992 году. Вопрос такой: целесообразно ли пастырю требовать от мирян соблюдения поста по Типикону? Великий пост, предшествующий празднику Светлого Христова Воскресения — Пасхе — в 2024 году длится с 18 марта по 4 мая. Даты начала Великого поста 2024 года, перечень разрешенной еды, правила поста — читайте в материале.