Новости с чего начать читать достоевского

Представляем рейтинг, в который вошли 12 лучших книг Фёдора Михайловича Достоевского – к их прочтению можно возвращаться сколько угодно раз и открывать для себя заново что-то новое. Серия 1. 20 век начинается. Актуальные новости.

Яндекс Образование

С чего нужно начать читать Достоевского. Для новичков, которые еще не знакомы с произведениями Достоевского, начать. Опыты Монтеня, Божественную комедию и Достоевского прочла, но говорить о них просто не с кем, не уверена, что надо прочесть все остальное. Кинопоиск подводит итоги полугодия: начали с игр, продолжаем книгами! Так, романтическим натурам, мне представляется, лучше начинать Достоевского с «Дядюшкиного сна» – невероятно комедийного, лёгкого и жизнерадостного произведения. 41 Федор Достоевский — Братья Карамазовы Последний роман Достоевского, поднимающий проблемы алчности, любви, почитания родителей, сострадания и милосердия, борьбы Божественного и Дьявольского в душе человека.

С чего начать читать произведения Достоевского

По собственному желанию бросил бы после первой главы. Один монолог Мармеладова вызывает ощущение безысходности. Как люди жили в Петербурге XIX века? Полный мрак. А сам сюжет — сценарий какого-то триллера. Родители говорят, что мне обязательно захочется перечитать Достоевского в 30 лет. Не уверен». Нелли, 17 лет, Москва: «Люблю читать, люблю Достоевского.

Мои ровесники в состоянии понять поступки героев Федора Михайловича. Давайте будем в 10-м классе сказки обсуждать.

Роман с таким сюжетом школьники должны освоить в 10-м классе.

Зачем он нужен в школьной программе? Кто такие «твари дрожащие», почему роман «полифонический» и как понимать таинственные символы в тексте? Учителя литературы отвечают на главные вопросы о романе Достоевского «Преступление и наказание».

Насколько этот роман уместен в школьной программе? Татьяна Александровна Шошина, учитель литературы: Русская классическая литература в принципе сложная, даже суровая. Можно расценивать это просто как особенность национальной литературы или как подготовку к реальной жизни, взаимодействию с серьезными произведениями.

Эта подготовка включает в себя знакомство с трагическими сюжетами, и ограждать учеников от них — значит сохранять их идеальные представления о мире. А ведь полезно усвоить в 16 лет, что есть добро и зло, можно и нельзя, что человеческая жизнь бесценна, никто не имеет права ставить себя выше других на основании якобы врожденных признаков. Проговорить эти мысли на уроках, показать, что есть книга великого русского писателя, посвященная этим вопросам, и оставить будущим выпускникам возможность вернуться к роману когда-либо позже — это лучше, чем не делать этого совсем.

Михаил Евгеньевич Сапрыкин, учитель литературы: Нам Достоевский так интересен и важен не только потому, что он отразил изменения в русском обществе и особенности русского сознания во второй половине XIX века. Ведь в таком случае, чтобы читать Достоевского, необходимо понимать, что представляло собой русское общество в 50—60-е годы XIX века; нужно прочитать Библию, как минимум — Евангелие. Наконец, чтение Достоевского подразумевает понимание течения русской общественной мысли: нужно разбираться, кто такие западники, славянофилы, кто такие почвенники и позитивисты.

Не многие взрослые люди, имеющие высшее образование, могут в таком случае сказать, что они прочитали и поняли Достоевского. Нам это неважно, потому что Достоевский — это автор, который позволяет нам поговорить о нас самих сегодняшних, — здесь Достоевский делит участь с другими русскими классиками. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание».

В России второй половины XIX века наступила переломная эпоха: в 1861 году завершилось время крепостного права, и в связи с его отменой начала изменяться не только экономическая и политическая жизнь, но и социальная и нравственная ситуация. Приходили в упадок помещичьи хозяйства, образовалось много свободной рабочей силы из освобожденных крестьян; рост городов, развитие промышленности, торговли, транспорта, развитие науки и технологий. Одновременно с этим изменяется сознание русского человека: до отмены крепостного права иерархическая структура четко распределяла: кто знатнее — тот и выше в общественной иерархии, к середине XIX века этот критерий смещается: выше тот, кто богаче, и не очень важно, каким путем это богатство нажито.

Изменившееся самоощущение человека повлияло и на семейные отношения: выросла популярность смешанных браков ради выгоды, а столкновения внутри семей по поводу наследства и дележа денег стали гораздо острее и болезненнее. Высшая точка этих перемен — изменение отношения к религии: развитие науки приводит к тому, что предлагаемая христианством модель мира человека перестает устраивать и человек начинает искать альтернативу. Что нужно знать о «тварях дрожащих» и «право имеющих»?

Из письма М. У меня свой особый взгляд на действительность в искусстве , и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного. Обыденность явлений и казенный взгляд по-моему не есть еще реализм, а даже напротив Из письма Н. Уроки Достоевского обращены, прежде всего, к отечественному читателю.

Сейчас это поколения России ХХI столетия. Довольно увлекаться-то, пора и рассудку послужить. И все это, и вся эта заграница, и вся эта ваша Европа, все это одна фантазия, и все мы, за границей, одна фантазия...

Книга доктора филологических наук Натальи Тарасовой — одно из важнейших проявлений того качественного подъема, который сейчас переживает отечественная достоевистика. Лучшие из монографий и коллективных трудов последних двух десятилетий предлагают принципиально новое осмысление произведений русского гения, опирающееся на предшествующие достижения науки и в то же время учитывающее все, что «предоставил» нам для такого понимания ХХ век.

Но подлинное понимание должно опираться на правильное прочтение всего написанного Достоевским. А тут по сию пору существуют немалые проблемы. В силу особенностей отечественной истории произведения Достоевского издавались мало, а «Дневник писателя», записные тетради и черновики — вообще считанное число раз, да и при подготовке их издателям приходилось постоянно заботиться о том, как с наименьшими потерями соблюсти требования цензуры. Это касается не только случаев — важнейших для понимания замысла писателя — употребления заглавных и строчных букв в сакральных именах «Бог» и «бог», «Истина» и «истина» обозначают у него совершенно разные понятия , но и намеренных пропусков или непрочтения неудобных слов и даже фраз. Кроме подобных объективных причин существовали и субъективные: специфика творческого процесса Достоевского записывал относящееся к одному и тому же сюжету в разных местах страницы, на разных листах или даже поперек одной записи делал другую , его трудно читаемый почерк, индивидуальные особенности правописания.

«Реалист в высшем смысле»

Поэтому выхода нет — давайте смотреть сериал. Вместе с Достоевским мы проживём сначала смертный приговор за участие в революционном кружке, а потом — прямо на плахе — его отмену. Проведём время в ссылке, выйдем на свободу, поживём в провинции, неудачно влюбимся и женимся, чудом вернёмся в столицу, переживём первый литературный успех и вслед за ним мощное падение. Потом снова неудачная любовь, снова падение, тотальное безденежье, зависимость от издателей и невозможность писать когда хочется, игровая зависимость и припадки эпилепсии… И вот тогда вы посмотрите на Достоевского по-другому — как на живого сложного человека. И на его книги тоже. Если после сериала захочется чего-нибудь еще, можно закрепить эффект известным советским фильмом «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского». Бедные люди Порядок чтения книг Достоевского должен открываться именно этой книгой, а вовсе не хрестоматийными «Преступлением и наказанием» или «Бесами». Именно из-за «Бедных людей» Белинский не спал ночь, а потом прилетел к Некрасову ни свет ни заря с криками «Новый Гоголь явился! Это история любви двух «маленьких людей», нищего Макара Девушкина и его не менее нищей избранницы Вареньки. Они не могут быть вместе, и всё, что им остается, — искать утешения в полных дрожащей нежности письмах. Над ними плачут даже самые отъявленные циники.

Достоевскому к моменту написания романа в письмах «Бедные люди» было 24 года, и никто не мог в это поверить. Матёрые писатели отмечали глубинные познания автора о «маленьких людях» и «больших душах», цитаты из писем Макара Девушкина милому другу Вареньке кусками читали вслух в литературных салонах. Если что и выдало в Достоевском молодого человека, так это незакалённость к славе. Захваленный, он полностью провалил свою вторую книгу, «Двойник». Так что её даже не читайте. Белые ночи Продолжаем подступаться к большой прозе Достоевского через его маленькие произведения. Перед нами снова история любви, но не драма, а романтика. Это история случайностей, контрастов, полных незамутнённого счастья встреч в разгар лета. Но у Достоевского, как вы понимаете, не бывает хеппи-эндов. Увы, история заканчивается быстро, но читатели уверены: герой будет каждый вечер заново проживать своё приключение всю оставшуюся жизнь.

И радоваться тому, что оно у него было. Униженные и оскорбленные Пора переходить к большим романам, но делать это постепенно. Это связано с тем, что Фёдор Михайлович задумал его, чтобы увеличить тиражи выпускаемого на пару с братом журнала «Время». Роман печатался частями и в каждом номере заканчивался на самом интересном месте. Всё-таки это хоть и лёгкий, но Достоевский, и его изюминка — в содержательных монологах героев.

Так что классические произведения — буквально энциклопедии по правилам жизни и морали. Получишь наслаждение. Читать классику — это правда увлекательно! Просто нужно найти книгу, сюжет которой тебе понравится. Как читать классическую литературу?

Читай только в полном содержании, не заглядывай в краткие пересказы Краткое изложение — это чужая интерпретация произведения. Да, ты узнаешь основные моменты сюжета, но наслаждения от чтения не получишь, язык писателя не оценить, в атмосферу книги не погрузишься. Это как заказать в кафе салат оливье, но съесть из него только кусочки картофеля, при этом оставив на тарелке все остальное — может, сытно, но не вкусно. Узнай об историческом периоде книги Понимание периода времени, в который была написана книга, поможет тебе лучше погрузиться в повествование и оценить мотивацию героев. Если тебе кажется, что все сложно и непонятно, то обязательно погугли в Сети, о событиях какого периода ты сейчас читаешь.

Главный герой романа, Раскольников, молодой студент, страдает от крайней нужды и морального кризиса. Философские раздумья о разделении людей на «обыкновенных» и «замечательных» влияют на его сознание, и он решает преступить границы закона, чтобы решить свои финансовые проблемы. Читая «Злодейскую душу», можно проникнуться проблемами и душевными конфликтами Раскольникова. Он сталкивается с внутренними борьбами и мучительными сомнениями после совершения преступления. Автор исследует темы моральности, жертвы и идеала, подвергая их критике и вызывая размышления у читателя. В «Злодейской душе» Dостоевский также отражает социальные проблемы и неравенство общества, которые были характерны для того времени. Он раскрывает поражающее противоречие между богатыми и бедными, показывая несправедливость и индивидуальную ответственность в современном мире. Роман «Злодейская душа» остается актуальным и волнующим произведением в наше время. Читатели, пораженные моральными дилеммами и противоречиями общества, найдут в нем множество пищи для размышлений и обсуждений. Оценить глубину психологического портрета в «Игроке» Роман «Игрок» Федора Достоевского является ярким примером глубокого психологического анализа главного героя. Автор создает сложный портрет амбициозного, эгоистичного и одновременно уязвимого человека, готового на все ради своих желаний и пристрастий. Главный герой романа, Алексей Иванович, является наемным преподавателем и зависит от щедрости богатого своего общества, благодаря которому живет припеваючи и ни в чем себе не отказывает. Однако, Боголюбов, глава семьи, терпеливо ожидает от героя исполнения его долга перед ним, а именно получения выигрыша в азартной игре. Раз дворецкий Алексея, полный веры в свою победу и получение заветного выигрыша, соглашается на игру, от которой уже многие раз отказывался. Читатель видит, как герой опускается все ниже и ниже, с каждой игрой теряя все свое достоинство и накапливая долги. Автор показывает механизмы затяжной игромании и очевидность психической зависимости от игры, чего не замечает сам герой. Поставив все на карту и проиграв, Алексей Иванович оказывается в положении жреца внутренней, душевной и психологической тоталитарности, забытый всеми и потерявший всякое достоинство. Портрет главного героя позволяет читателю увидеть его закрытость, ущербность и одновременно готовность к поведению, которое перевернет всю его жизнь. Глубоко проникая в душевное состояние героя, автор раскрывает его сложность и трагичность, позволяя читателю осознать истинное значение поступков и поступков героя. В «Игроке» Достоевский описывает сложные психологические процессы и мотивы главного героя, показывая человеческую природу, склонность к риску, жадности, эгоизму и одновременно человеческое стремление к свободе и самоутверждению. Автор вызывает в читателе отторжение и сострадание к герою, который сам не может контролировать свои желания и страсти. Таким образом, «Игрок» Федора Достоевского представляет собой пример глубокого анализа психологического портрета главного героя. Автор позволяет читателю проникнуться эмоциями и состраданием к герою, показывая сложность человеческой природы и ее уязвимость. Исследовать мистическую сущность «Мастера и Маргариты» Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова является одним из самых известных и сложных произведений русской литературы XX века. В нем автор переплетает реальность с фантазией, мистицизм с иронией, создавая множество символов и образов, которые требуют глубокого анализа и интерпретации. Исследование мистической сущности этого произведения предлагает погрузиться в мир фантастических событий, интересных персонажей и философских размышлений. Символика Основная суть «Мастера и Маргариты» заключается в символике, которую Булгаков вкладывал в свое произведение. Роман переполнен числовыми и лексическими кодами, а также множеством образов, которые имеют глубинный смысл. Исследование символики позволяет расшифровать мистическую сущность произведения и понять его глубинные идеи. Жанровая структура Одной из особенностей «Мастера и Маргариты» является его многожанровая структура. Роман сочетает в себе элементы фантастики, реализма, религиозных и философских рассуждений. Исследование различных жанровых слоев позволяет понять, как автор использовал эти элементы для создания мистической атмосферы и передачи своих идей. Философия и религия Одной из ключевых тем «Мастера и Маргариты» является философия и религия. В произведении присутствуют глубокие философские и метафизические размышления, связанные с вопросами смысла жизни и нравственности. Исследование этих тем позволяет понять мистическую сущность произведения и задумки автора.

Князь Мышкин — это нравственный камертон, а главная его заповедь — сострадание. И, может, главная трагедия героя, который подобно Дон Кихоту идёт на схватку, но со страстями человечества, в том, что мы зовём его идиотом. Бахтин в работе «Проблемы поэтики Достоевского» описывает новый приём организации романа в произведениях Достоевского — полифонизм. Внутри произведения герои и автор автономны в своих мнениях, идеях, взглядах. Достоевский разрушил монологическую форму повествования, наделив своих героев независящим от автора сознанием. Поэтому он углубляется в психологию своих героев, прописывает детально мотивы их поступков и идеи, которые ими движут. В «Бесах» представлена галерея персонажей, постоянно ведущих философские споры, уговаривающих друг друга принять свою сторону. Аркадий находится в поисках своего Я, выражения своей идеи, что отражается во взаимоотношениях с двумя героями: Андреем Версиловым и Макаром Долгоруким. Достоевский, идейно сталкивая их «правды», ведет Аркадия сторону «благообразия» — Макара. Идейным центром романа является вопрос о бессмертии души и Боге.

Как читать «Преступление и наказание» Достоевского

Устрою вам небольшой гид по любимому ого просмотра.00:53 Этапы моего знакомства с творчеством Достоевского05:32 С чего начать?09:09 Лучш. Пятикнижие Федора Достоевского Великое пятикнижие – такое название дано неофициальному циклу из пяти самых масштабных романов русского классика Федора Михайловича Достоевского. 41 Федор Достоевский — Братья Карамазовы Последний роман Достоевского, поднимающий проблемы алчности, любви, почитания родителей, сострадания и милосердия, борьбы Божественного и Дьявольского в душе человека. Можно сказать, что фантастический и непостижимый Петербург романов Достоевского берет начало в этой повести. НА По своему опыту могу сказать, что начинать читать Достоевского лучше с «Преступления и наказания», это очень мощный во всех смыслах роман, и он многое открывает в его творчестве. Если вы только начинаете знакомиться с произведениями Федора Достоевского, то стоит выбрать книги, которые вам будут легко читать и понимать.

ЛУЧШИЕ КНИГИ для знакомства с классикой?с чего начать читать классику?

Смотрите онлайн видео «ЛУЧШИЕ КНИГИ для знакомства с классикой?с чего начать читать классику?» на канале «Вкусные Закуски» в хорошем качестве, опубликованное 21 июля 2023 г. 21:18 длительностью 00:23:04 на видеохостинге RUTUBE. Самым важным советом для подростка, который только начинает читать Достоевского, является выбор правильного произведения для старта. Смотрите онлайн видео «ЛУЧШИЕ КНИГИ для знакомства с классикой?с чего начать читать классику?» на канале «Вкусные Закуски» в хорошем качестве, опубликованное 21 июля 2023 г. 21:18 длительностью 00:23:04 на видеохостинге RUTUBE. если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте по возможности только его. В этой статье представлен список всех произведений Достоевского в хронологическом порядке (таблица).

Поэзия, рекомендуемая к прочтению

  • Поэзия, рекомендуемая к прочтению
  • Навигация по записям
  • Фёдор Достоевский - список книг по порядку, биография
  • 6 вопросов о том, как читать «Преступление и наказание» Достоевского, чтобы его поняли школьники
  • Что советует читать Достоевский |

Список Бродского: книги, которые надо прочитать, чтобы с вами было о чём разговаривать

Можно как книгу о превратностях любви, когда совсем рядом во всех отношениях положительный человек Катерина Ивановна , а любишь всё равно кого-то посложнее Грушенька. А ещё размышления о Боге — каково это, когда веришь, о природе красоты, о вечном выборе между добром и злом, об искушениях и великой сложности человеческой натуры. Сложное произведение? Но если вы всё сделали правильно, то уже готовы к тому, чтобы получить от него сложное, но большое удовольствие. Если всё-таки «не зашло», настоятельно рекомендуем этим и ограничиться. Преступление и наказание «На закуску» можно оставить роман, который у половины ассоциируется исключительно со школьными мучениями: «тварь я дрожащая или право имею», «проблема добра и зла», «роль снов в романе» и прочим. Если есть силы забыть прошлое и попробовать сначала, время пришло. Это самый сюжетно крепкий роман Достоевского.

История Родиона Раскольникова, который убил, как ему кажется, незначительного человека, чтобы получить деньги на значительные дела, но потом передумал. Погрузился в пучину отчаяния и раскаяния, а окончательно оказался придавлен ненужной жертвой своей сестры. Ради поправки финансового положения любимого брата она собралась выйти замуж за нелюбимого. Параллельно мы читаем историю нищей семьи, от отчаяния толкнувшей свою дочь на панель. А главный герой всего этого безобразия — Петербург, холодный и мрачный столичный город, где с роскошными дворцами соседствуют крохотные каморки, похожие на гроб, которые любого с ума сведут. Записки из Мёртвого дома Достоевский в жанре нон-фикшен. Бонус для тех, кто всё прочитал и хочет ещё.

Удивительный в своей простоте — никакой словесной витиеватости — дневник пребывания Достоевского на каторге. В качестве героя выбран другой персонаж, бывший заключённый Александр Горянчиков, осуждённый за убийство жены. Но мы-то всё понимаем. В книге есть быт и нравы заключённых, чем они живут, о чём думают и мечтают. Высшее общество того времени высоко оценило «Записки из Мёртвого дома» — ещё бы, прямой репортаж о жизни простого народа. Но и сейчас читается очень увлекательно. И заканчиваем снова не книгой Фёдора Михайловича.

Это дневники Анны Достоевской, гениальной второй жены писателя «Воспоминания. Солнце моей жизни — Фёдор Достоевский». Не будь её, не было бы у Достоевского на закате жизни ни налаженного быта, ни дома, ни великих пяти больших романов.

Это даст возможность найти отклик жизненных идеалов писателя в его произведениях и лучше их понять. Достоевский не тот автор, которого нужно читать бессистемно и не подготовленным. Это также, как слушать симфоническую музыку, не понимая ее. Рекомендуется начать читать Достоевского С "Неточки Незвановой" здесь передан мир ребенка - очень хрупкий и тонкий.

Затем перейти к"Белым ночам". Здесь есть и поэзия, и светлые мечтания в предчувствии сбывшихся надежд и ожиданий.

Роман написан легко и увлекательно, поскольку задуман в первую очередь для увеличения тиражей выпускаемого братьями Достоевскими журнала «Время». По этой же причине каждая публикуемая в журнале часть обрывалась на самом интересном месте. Ваня, главный герой романа, влюблён в Наташу, дочку своего воспитателя. Осознав, что его возлюбленная любит другого, Ваня берётся устроить чужое счастье.

Порядок чтения Великого Пятикнижия Достоевского «Подросток». Девятнадцатилетний Аркадий Долгорукий приезжает в Петербург после окончания гимназии. В столице юноша оказывается вовлечён в череду интриг и отношений с родными и окружающими. Сам Аркадий пытается воплотить в жизнь «идею Ротшильда»: главное в жизни не материальное богатство, а могущество. Современникам «Подросток» не понравился за его «бесформенность» и «хаотичность», а вот современные литературоведы называют роман одним из самых недооценённых произведений автора. Главный герой романа, чистый помыслами и желаниями князь Мышкин, возвращается в Петербург после нескольких лет в Швейцарии.

В Мышкине Достоевский пытался отобразить максимально положительного героя, и оказалось, что в современном автору обществе да и не только ему настолько положительный персонаж будет восприниматься окружающими чужеродным элементом, этаким идиотом, которым можно воспользоваться в корыстных целях. В основу сюжета легла реальная история — политическое убийство, совершённое революционером Нечаевым. Современники восприняли роман как призыв к революционерам и террористам прекратить насилие, но в то же время — это ещё и история о многогранности человека, которого нельзя однозначно причислить ни к хорошим, ни к плохим. Главное — воспринимать текст не как историю маленького человека, который решил, что имеет право отнять жизнь другого, а как историю морального падения, совершившего преступления человека, и его последующего воскрешения через раскаяние и понесённое наказание. Книгу можно читать как увлекательный детектив, семейную сагу или философскую притчу о природе красоты, борьбе добра и зла и поисках Бога. Вряд ли Фёдор Михайлович знал, что это его последний роман, но «Братья» действительно воспринимаются как итог, в котором сочетаются и вся мощь прозы писателя, и вся глубина, и широта его философских взглядов.

А что вы читали у Фёдора Михайловича? Расскажите нам в комментариях, какой ваш самый любимый роман, и что вы думаете о его творчестве? Хотите издать книгу?

Экономика и Святые Отцы — такие были интересы у великого писателя и мыслителя. Хорошо бы и нам перенять такой ракурс мысли. В личной библиотеке Достоевского были: — Библия, Евангелие, Псалтирь, Книга Иова, Часослов, каноны, жития; — довольно много книг о спиритизме модная тема эпохи , по богословию, истории, социологии, праву, естествознанию, искусству, истории литературы, филологии, фольклору; — из русской литературы: Гоголь, Грибоедов, Державин, Жуковский, Крылов, Лермонтов, Лесков, Майков, Некрасов, Островский, Пушкин, Рылеев, Салтыков-Щедрин, А.

Толстой, Л. Это, конечно, не весь список. В общем, Достоевский читал книги самых разных эпох, самого разного характера и самых разных направлений.

«Хочу понимать литературу»: с чего начать?

Эта подготовка включает в себя знакомство с трагическими сюжетами, и ограждать учеников от них — значит сохранять их идеальные представления о мире. А ведь полезно усвоить в 16 лет, что есть добро и зло, можно и нельзя, что человеческая жизнь бесценна, никто не имеет права ставить себя выше других на основании якобы врожденных признаков. Проговорить эти мысли на уроках, показать, что есть книга великого русского писателя, посвященная этим вопросам, и оставить будущим выпускникам возможность вернуться к роману когда-либо позже — это лучше, чем не делать этого совсем. Михаил Евгеньевич Сапрыкин, учитель литературы: Нам Достоевский так интересен и важен не только потому, что он отразил изменения в русском обществе и особенности русского сознания во второй половине XIX века. Ведь в таком случае, чтобы читать Достоевского, необходимо понимать, что представляло собой русское общество в 50—60-е годы XIX века; нужно прочитать Библию, как минимум — Евангелие. Наконец, чтение Достоевского подразумевает понимание течения русской общественной мысли: нужно разбираться, кто такие западники, славянофилы, кто такие почвенники и позитивисты. Не многие взрослые люди, имеющие высшее образование, могут в таком случае сказать, что они прочитали и поняли Достоевского. Нам это неважно, потому что Достоевский — это автор, который позволяет нам поговорить о нас самих сегодняшних, — здесь Достоевский делит участь с другими русскими классиками. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание».

В России второй половины XIX века наступила переломная эпоха: в 1861 году завершилось время крепостного права, и в связи с его отменой начала изменяться не только экономическая и политическая жизнь, но и социальная и нравственная ситуация. Приходили в упадок помещичьи хозяйства, образовалось много свободной рабочей силы из освобожденных крестьян; рост городов, развитие промышленности, торговли, транспорта, развитие науки и технологий. Одновременно с этим изменяется сознание русского человека: до отмены крепостного права иерархическая структура четко распределяла: кто знатнее — тот и выше в общественной иерархии, к середине XIX века этот критерий смещается: выше тот, кто богаче, и не очень важно, каким путем это богатство нажито. Изменившееся самоощущение человека повлияло и на семейные отношения: выросла популярность смешанных браков ради выгоды, а столкновения внутри семей по поводу наследства и дележа денег стали гораздо острее и болезненнее. Высшая точка этих перемен — изменение отношения к религии: развитие науки приводит к тому, что предлагаемая христианством модель мира человека перестает устраивать и человек начинает искать альтернативу. Что нужно знать о «тварях дрожащих» и «право имеющих»? Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший, то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово» — так сам Раскольников сформулировал свою теорию. Идеи о «тварях дрожащих» и «право имеющих» он зафиксировал в статье «О преступлении», опубликованной в одной из петербургских газет.

По Раскольникову, есть два типа людей: Люди низшего разряда «твари дрожащие» живут в послушании и подчиняются Люди второго разряда «право имеющие» склонны преступать закон и разрушать. Преступления этих людей «требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте». Наполеон, о котором по ходу романа несколько раз упоминает Раскольников, — пример человека «второго разряда», который вскружил голову молодежи XIX века. Он кажется безжалостным, бескомпромиссным императором, который пошел против любых нравственных принципов и захватил полмира.

Желтый цвет у Достоевского символизирует болезненность, неустроенность, тревогу, создавая в сочетании с серым мрачную и изматывающую цветовую гамму. Здесь же вспоминается, что в те годы сумасшедшие дома красили в желтый цвет.

Михаил Сапрыкин: Кроме того, желтый цвет, такой неестественный и болезненный, создает адскую картину Петербурга и вводит важные мотивы Апокалипсиса. Мир времен Достоевского, 1860—70-е годы, — предапокалипсис, в котором автор фиксирует крах прежних ценностей: как рушится вера в Бога, как уничтожается семья у Достоевского ведь, в отличие от Толстого, нет счастливых семей — все ругаются, спорят, визжат, скандалят. Петербург со своими желтыми стенами, духотой и июльской вонью и грязью предстает болезненным, сломленным, апокалиптическим. Раскольников раскаялся или нет? Татьяна Шошина: Здесь давайте поговорим о первом традиционном школьном мифе: когда десятиклассники заканчивают работу над романом с мыслью о том, что Родион Раскольников и Соня Мармеладова — это пара влюбленных, аргументируя словами из эпилога: «Их воскресила любовь». Роман «Преступление и наказание» — текст без очевидной любовной линии, и чувства Раскольникова и Сони друг к другу в меньшей степени романтические — это глубокие человеческие и христианские чувства. Нигде в романе не говорится о романтическом отношении героев друг к другу, и логика самих героев не предполагает такого прочтения.

Раскольников слишком занят самим собой, чтобы увлечься девушкой Соня его изначально интересует как союзница — как человек, совершивший преступление, — когда он не находит в ней союзницы, она становится его оппонентом. А Соня именно из-за своей глубокой религиозности считает себя падшей женщиной, «недостойным существом», и сама мысль о том, что такой «благородный» человек, как Раскольников который помог их семье , по-доброму к ней относится, знакомит ее с матерью и сестрой, обращается к ней по имени и отчеству — ее это глубоко трогает, она считает себя недостойной такого отношения. Даже если он привлекает ее внешне, Соня не считает себя вправе испытывать романтические чувства, и любовная линия в романе не прорисовывается. Раскаяние Раскольникова в финале — второй миф школьного подхода к роману Как и с любовью Сони и Раскольникова, так же десятиклассники пребывают в твердом убеждении, что Раскольников совершил преступление, а потом и его накрыло раскаяние, и он стал хорошим человеком. До последней строчки романа речи о раскаянии не идет: к финалу Раскольников осознает неправильность своей теории, а теория — это некоторое логическое построение, а в нем может оказаться ошибка. Все, с чем герой приходит к финалу, — это понимание ошибочности своей логики, и для него это уже большое достижение. В романе нет ни строчки о том, что Раскольников жалеет о загубленных жизнях.

Роман заканчивается словами, что начинается история постепенного обновления человека, и это — другая история. Михаил Сапрыкин: Нам всегда кажется, что текст, который вошел в школьную программу, написан хорошо и все в нем на своем месте. Но это как раз таки тот случай, когда финал у Достоевского не получился, и это легко объясняется текстологически. Роман изначально складывается из трех разных замыслов: сначала Достоевский хотел писать социальный роман о вреде пьянства — «Пьяненькие», — и так у нас появляется семья Мармеладовых. Он одновременно хотел писать о современном человеке, который нарушает нравственные законы, — и вот у нас Раскольников. В то же время автор задумал исповедь человека, который сознается в своих прегрешениях и встает на путь истинный.

Однажды Ницше признался, что Достоевский стал единственным психологом, у которого немецкий мыслитель смог хоть чему-то научиться.

Игрок 1866 г. Как известно, сам Достоевский был заядлым игроком. Однажды в Висбадене он проиграл все свои деньги, и, чтобы восполнить недостаток средств, заключил с одним издательством контракт на написание романа в нереально короткие сроки — 26 дней. Чтобы успеть в заданное время, Фёдору Михайловичу пришлось нанять стенографистку, которой он надиктовывал во многом автобиографичный роман. Стенографисткой оказалась Анна Сниткина, впоследствии ставшая женой и вдохновительницей гения. Достоевский посвящает роман азартным играм и их влиянию на сознание и жизнь человека, который проигрывает всё своё состояние. Проблема — деньги становятся самоцелью.

Алексей Иванович в путешествии по Германии с семьёй отставного капитана служит преподавателем детей семейства. У него просыпаются тёплые чувства к неродной генеральской дочери Полине, но та не отвечает Алексею взаимностью, предмет её симпатий — французский маркиз. Семья генерала живёт в ожидании смерти бабушки, которая должна оставить огромное состояние в наследство. Однако старушке становится лучше, жизни более ничто не угрожает, и она приезжает в немецкий городок, где происходит действие, там же и проигрывает в рулетку немалую часть состояния. Узнав об этом, Алексей выигрывает для Полины крупную сумму, но она не принимает деньги из гордости. Азарт затягивает, и теперь Алексей Иванович становится игроком, ставящим идею выигрыша денег на первое место. Через время главный герой узнаёт, что его любимая на самом деле испытывала к нему взаимные чувства… Записки из Мёртвого дома 1860-1861 гг.

Читатель знакомится со всеми тяготами ссыльных XIX века, переданными в виде отдельных зарисовок без соединения в единый сюжет. Достоевский передаёт и быт, и эмоции, и чувства заключённых — самого героя и его «товарищей по несчастью». Произведение основано на реальном опыте Достоевского, бывавшего в ссылке, поэтому в достоверности событий не нужно сомневаться. Дворянин А. Горянчиков, главный герой повести, отбыв свой срок в тюрьме, рвёт все связи с родными и остаётся в Сибири, ведёт замкнутый образ жизни, а на жизнь зарабатывает частными уроками. Чтения и зарисовки о каторге становятся единственным развлечением бывшего узника. Он рассказывает, как тяжело ему было привыкнуть к крестьянскому окружению, как он знакомился с бытом в тюрьме, с нравами заключённых и их межличностными отношениями.

Герой попал под второй разряд на службу в крепость в отдел отбытия преступников по особо тяжким делам обвинён в убийстве жены на 10 лет , где арестанты несут службу под контролем военных. Повесть «Записки из Мёртвого дома» носит документальный характер. Из неё можно узнать о жизни заключённых во второй половине XIX века, об их мечтах, развлечениях и т. В письмах Ф.

Кстати, в провинциальном городке Скотопригоньевске, где происходит действие «Братьев Карамазовых», угадываются черты Старой Руссы. Но книга не об этом. А о чём? Да почти обо всём. Можно читать её как детектив: кто всё-таки убил отца Фёдора Павловича?

Можно как напряжённый семейный роман о том, что между родственниками никогда не бывает всё гладко, особенно когда родственники эти — очень сложный отец и три совершенно разных брата. Можно как книгу о превратностях любви, когда совсем рядом во всех отношениях положительный человек Катерина Ивановна , а любишь всё равно кого-то посложнее Грушенька. А ещё размышления о Боге — каково это, когда веришь, о природе красоты, о вечном выборе между добром и злом, об искушениях и великой сложности человеческой натуры. Сложное произведение? Но если вы всё сделали правильно, то уже готовы к тому, чтобы получить от него сложное, но большое удовольствие. Если всё-таки «не зашло», настоятельно рекомендуем этим и ограничиться. Преступление и наказание «На закуску» можно оставить роман, который у половины ассоциируется исключительно со школьными мучениями: «тварь я дрожащая или право имею», «проблема добра и зла», «роль снов в романе» и прочим. Если есть силы забыть прошлое и попробовать сначала, время пришло. Это самый сюжетно крепкий роман Достоевского.

История Родиона Раскольникова, который убил, как ему кажется, незначительного человека, чтобы получить деньги на значительные дела, но потом передумал. Погрузился в пучину отчаяния и раскаяния, а окончательно оказался придавлен ненужной жертвой своей сестры. Ради поправки финансового положения любимого брата она собралась выйти замуж за нелюбимого. Параллельно мы читаем историю нищей семьи, от отчаяния толкнувшей свою дочь на панель. А главный герой всего этого безобразия — Петербург, холодный и мрачный столичный город, где с роскошными дворцами соседствуют крохотные каморки, похожие на гроб, которые любого с ума сведут. Записки из Мертвого дома Достоевский в жанре нон-фикшен. Бонус для тех, кто всё прочитал и хочет ещё. Удивительный в своей простоте — никакой словесной витиеватости — дневник пребывания Достоевского на каторге. В качестве героя выбран другой персонаж, бывший заключённый Александр Горянчиков, осуждённый за убийство жены.

Но мы-то всё понимаем. В книге есть быт и нравы заключённых, чем они живут, о чём думают и мечтают. Высшее общество того времени высоко оценило «Записки из Мёртвого дома» — ещё бы, прямой репортаж о жизни простого народа.

Что такое классическая литература?

  • Навигация по записям
  • Действия для выбранных медиафайлов
  • «Хочу понимать литературу»: с чего начать?
  • С какого произведения начать читать Достоевского
  • Как читать «Преступление и наказание» Достоевского

С чего начать читать классическую литературу?

С чего начать читать достоевского Это ранний труд «начинающего таланта», как сказал о Достоевском великий литературовед и критик Белинский.
С чего начать читать достоевского Так, романтическим натурам, мне представляется, лучше начинать Достоевского с «Дядюшкиного сна» – невероятно комедийного, лёгкого и жизнерадостного произведения.
Список Бродского: книги, которые надо прочитать, чтобы с вами было о чём разговаривать - Лайфхакер если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте по возможности только его.

' + title + '

  • Фёдор Достоевский - список всех книг
  • Читать нельзя выкидывать: нужен ли Достоевский в школьной программе
  • Что читают почитаемые: Фёдор Михайлович Достоевский
  • Как начать читать произведения Федора Достоевского: полезные советы
  • Читайте также:
  • С чего начать читать достоевского

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий