С этого дня Минея не употребляется до понедельника Фоминой седмицы, кроме служб великих святых.
Преполовение Святой Четыредесятницы
После чтения Евангелия владыка митрополит обратился к молящимся с архипастырским словом: «В молитве мы часто обращаемся к Богу, но не всегда получаем ответы на наши просьбы. Сегодня в Евангелии от Марка говорится, что мы не знаем о чем просим, потому что нам не хватает готовности, которую ждет Господь. Сострадание, соумирание — в нас этого нет. Мы готовы требовать, но не готовы жить со Христом...
Но что значит жизнь со Христом?
По ее окончании при архиерейском богослужении совершается чин омовения ног. Вечером служится утреня с чтением 12 отрывков из Евангелий, посвященные Страстям страданиям Господним. Есть старинный русский обычай приносить домой горящие свечи с этого богослужения.
После полудня — вечерня с выносом плащаницы, в конце службы поется канон «Плач Пресвятой Богородицы». Вечером в пятницу или в ночь на субботу служится утреня с чином Погребения плащаницы Спасителя. Василия Великого, которая соединяется с вечерней. Читается 15 паремий избранные фрагменты Ветхого Завета , в которых собраны прообразы и пророчества о Страданиях и Воскресении Христа.
После литургии — освящение пасхальных яств. Вечером перед пасхальной службой в храме читаются Деяния святых апостолов. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Сыропустное воскресенье называется еще в просторечии Прощеным воскресеньем, ибо за вечерним богослужением в этот день бывает чин или обряд, общего прощения в храме.
Чин прощения совершается так: на солею выносят и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери; настоятель творит земные поклоны пред ними и лобызает их, затем он обычно произносит слово, испрашивает прощения своих грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика что согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». При этом он творит общий земной поклон духовенству и народу. Все отвечают ему также земным поклоном, говоря: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови».
Затем настоятель берет напрестольный Крест, и все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют честный Крест и руку его, держащую Крест, лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются к святым образам и Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга. Во время обряда прощения принято петь «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и другие покаянные песнопения. В некоторых храмах поют также при этом и стихиры Пасхи, до слов «и тако возопим» включительно в последней стихире.
Я стала умолять Пресвятую Богородицу простить меня и допустить в церковь, чтобы поклониться Кресту Христову. И что же? После молитвы я свободно вошла в церковь, поклонилась святому Кресту и, воротившись к иконе, стала просить Богородицу наставить меня на путь спасения. Тогда я услышала голос: "Ступай за Иордан, и там найдешь покой для души твоей! Выкупавшись в святой реке, я вошла в церковь, приобщилась Святых Тайн и потом, перейдя реку, поселилась в здешней пустыне.
Здесь я прожила 40 лет, питалась кореньями, терпела страшный голод. Иногда я мучилась, воспоминая о сладкой пище, которую всегда имела в Египте. Иногда не было и простой воды, а мне хотелось тех дорогих вин, которые я пила прежде без меры. Язык мой против моей воли настраивался повторять те безумные песни, которые прежде утешали меня. Страшно я боролась со своими злыми навыками.
Случалось, что падала на землю от изнеможения. Платье мое истлело от времени, тело то страдало от холода, то горело от зноя. Но через 17 лет наступило время покоя". Рассказав свою жизнь, святая Мария просила Зосиму, чтобы он в будущем году, в Великий Четверг, принес из монастыря Святые Дары и причастил ее в тот самый день, в который Господь причащал Своих учеников. Святой Зосима, придя в пустыню, долго молился и ждал святую подвижницу.
Наконец увидел, что она подошла к реке и, перекрестив ее, пошла по воде. Старец изумился и хотел поклониться Марии в ноги, но она сказала: "Что ты делаешь? Ты священник, и в руках у тебя Святые Дары! Возле нее на песке были начертаны слова: "Отец Зосима! Похорони здесь тело смиренной Марии, умершей 1 апреля".
Это было 1 апреля 524, года, самый день ее причащения. Память святой Марии, кроме 1 апреля 14 апреля по новому стилю , чтится в воскресенье и четверг 5-й недели Великого поста. Чтится в это время для того, чтобы показать в ней кающимся грешникам высокий пример покаяния. Частицы мощей преподобной Марии Египетской находятся в разных городах Европы. Лев, царь зверей, передними лапами выкопал яму, достаточную для погребения тела преподобной Марии Египетской.
Подобным образом львы послужили преподобному Герасиму Иорданскому, а в России преподобный Серафим Саровский с рук кормил медведя. Так же медведи любили приходить и к преподобному Сергию Радонежскому. Знаете ли вы, чем питалась в пустыни преподобная Мария? Известно, что с собой в пустыню она взяла лишь три малых хлеба. Этого скудного запаса хватило преподобной на несколько лет!
А потом и вовсе снедью ей служила лишь бедная растительность пустыни. Впрочем, и в этом пропитании преподобная не сильно нуждалась, ее насыщала пища духовная — молитва и благодать Духа Святого! Знаете ли вы, что Мария Египетская, перед тем, как уйти в пустыню, предала себя Божией Матери, назвав Ее своей Поручительницей? Знаете ли вы, что случай, когда преподобная не смогла войти в церковь, показывает, что «та царственная область, куда мы входим так легко, — Церковь, да и просто сам мир, сотворенный Богом, остался чист от зла, хотя покорился, поработился злу из-за нас» митрополит Сурожский Антоний Блум. Знаете ли вы, что святая Мария причастилась в своей жизни лишь дважды?
В первый раз — сразу перед тем, как уйти в пустыню, в церкви Иоанна Крестителя на Иордане; второй раз — перед смертью ее причастил авва Зосима, при этом, чтобы причаститься, она перешла к старцу через Иордан, как по земле. Знаете ли вы, в каком возрасте Мария ушла в пустыню? Когда преподобная ушла в пустыню за Иордан, ей было 29 лет. Знаете ли вы, что Мария знала Священное Писание наизусть, хотя была неграмотной и никогда не имела с собой текста Писания? Услышав же Зосима, что и словеса Писания воспоминает, от Моисея и пророков, и от книг псаломских, сказал ей: «Разве ты училась, госпожа, псалмам и иным книгам?
Знаете ли вы, Кто научил пустынножительницу Марию Священному Писанию? Дух Божий. Он научил блаженную Марию, вселившись в нее и обожив ее. И прочие страшные чудеса совершала Мария Египетская силой Бога, Который обитал в ней» святитель Николай Сербский Знаете ли вы, где находится тот самый храм, в который не могла войти преподобная Мария? Это придел в притворе храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
Знаете ли вы, что известна точная дата смерти святой Марии Египетской? Точная дата смерти преподобной Марии? Знаете ли вы, что существуют и сохранились до наших дней мощи преподобной Марии? Мощи святой были обретены братией монастыря, из которого был авва Зосима. Все удивлялись величию Божию и решили со страхом, верою и любовию почитать память преподобной и праздновать день ее преставления».
В Москве, например, приложиться к мощам преподобной вы можете в Сретенском монастыре. Знаете ли вы, почему Православная Церковь установила в Великий пост воспоминать житие преподобной Марии Египетской? Мы снова и снова каждый Великий пост перечитываем житие преподобной как пример для подражания в воздержании и борьбе с грехом и страстями. Многие святые подвижники вдохновлялись примером этой святой жены, мужественно понесшей подвиг аскетического делания. В 2024 году память святого совпало с пятой средой Великого поста, как раз вечером которой читается житие преподобной.
Иконы Божьей Матери «Геронтисса», чудотворного образа измонастыря Пантократор на Афоне, на которой Пречистая изображена в полный рост и без Младенца. Пост: Для поддержания сил молящихся в день Марииного стояния даже монастырский устав разрешает немного ослабить пост. Четверг 5-й седмицы Великого поста. Особенности богослужения: Утром - литургия Преждеосвященных Даров. Дни памяти: Перенесение мощей святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси.
Патриарх был низложен Лжедмитрием и сослан, но перед смертью успел благословить на патриаршество митрополита Ермогена. Умер патриарх Иов в Старицком монастыре, почти через полвека его мощи были перенесены в Московский Успенский собор. Пятница 5-й седмицы Великого поста. Вечером — акафист Пресвятой Богородице. Пение акафиста относится уже к субботнему дню.
Дни памяти: Мучеников Иеремии и иерея Архилия, сведения о их смерти за веру сохранил святитель Григорий Двоеслов. Святителя Евтихия, архиепископа Константинопольского, борца с ересями, участника V Вселенского Собора. Пост: Строгий монастырский устав в пятницу предполагает сухоядение, но меру поста нужно соотносить с обстоятельствами жизни. На ней поется Акафист Божией Матери, разделенный на четыре части. Исторически этот праздник связан с защитой Константинополя, когда греки предстательством Богородицы одержали победу над агарянами.
В конце V - первой половине VI века византийская гимнография обогащается новым церковнопоэтическим жанром - кондаком, который представляет собой многострофный гимн, содержащий обычно от 18-ти до 30-ти строф икосов , одинаковых по числу стихов и по ритмической организации соответствующих стихов. В начале кондака помещалась вводная строфа, именуемая "кукулием", или "проимием", отличная от последующих икосов своей метрической и мелодической структурой, но объединенная с ними единым рефреном. Дальнейшие строфы кондака имеют совершенно единообразную в пределах каждого отдельного гимна структуру и единый рефрен, своим ритмичным возвращением четко членящий целое на равные отрезки. Последняя строфа содержит молитвенное обращение к воспеваемому лицу.
Расписание пассий Великого поста 2024 года
Великий пост: даты начала и окончания в 2024 году, календарь питания 12:32, 27 апреля Здоровье Еда Лайфхак Оглавление Великий пост История Суть поста Начало и конец Великого поста Сколько дней длится Подготовка к посту Как проходит пост Первая седмица — Торжество православия Вторая седмица — святителя Григория Паламы Третья седмица — крестопоклонная Четвертая седмица — святого Иоанна Лествичника Пятая седмица — преподобной Марии Египетской Шестая седмица — цветоносная Седьмая седмица — Страстная Правила Великого поста Питание в Великий пост Что можно есть Рецепты Календарь питания по дням Что нельзя есть Питание после окончания поста Обязательно ли соблюдать Что делать, если нарушил Великий...
Вот как он постился перед выходом на свои страдания 40 дней, точно так же и мы постимся, принимая аскезу и готовясь к Светлому Христову Воскресению. Пасха у нас — великий праздник, который не входит даже в число двунадесятых, «праздников праздник и торжество из торжеств». И готовимся мы к встрече воскресшего Спасителя вот таким периодом воздержания — 40-дневным постом. Кто-то из святых отцов говорил, что постимся мы постом приятным. А что такое приятный пост?
Это тот пост, который приближает человека к Богу. Но почему он также называется строгим? Потому что его Церковный устав очень строг в пище. Согласно, его положениям, в Великий пост нужно отказаться полностью от пищи животного происхождения: мясо, яйца, молоко. В понедельник, среду, пятницу предписывается сухоядение, разрешается вкушать воду, хлеб, фрукты, овощи, компоты.
Во вторник, четверг — горячая пища без растительного масла. В субботу, воскресенье — пища с добавлением масла. Человек устроен не только из души, но и из тела. Поэтому первый пост прежде всего внешний — его соблюдение в еде. Когда человек кушает пищу, мясную, молочную, то она очень сильно отягощает его.
И христианину тяжело совершать какие-то молитвенные упражнения, посещать богослужения, готовиться к причастию. Обязательно положен внешний пост. Но не менее важен и внутренний — это борьба со своими греховными помыслами, наклонностями. Чтобы противостоять некому злу, человеку нужно, прежде всего, уединиться. То есть отойти от источника искушений.
В современном мире таких источников может быть большое количество. Это и просмотр телевизора, и прослушивание музыки, и посещение каких-то мероприятий, в том числе увеселительных. Потому что эти дни верующий должен проводить в тишине, воздержании, немногословии, чтобы достойно подготовиться к празднику Пасхи. Конечно же, когда мы посещаем такие вот места, где происходит какое-то веселье, шутки там, под час, может быть, даже какие-то греховные дела совершаются, ни о каком воздержании, ни о какой чистоте душевных помыслов даже речи не идет. С какого возраста можно привлекать детей к посту?
Поэтому если, конечно, как младенцы, так и взрослые, например, болеют чем-нибудь, то церковь в плане аскезы относится к этим людям снисходительно. Это связано с тем, что недуг уже вменяется в пост человеку. Аскеза призвана смирить движения душевные, греховные, страстные. Но их ограничивают и болезни.
Речь о том, что это становится целью жизни. Наука ради науки, искусство ради искусства, образование ради образования, семья ради семьи — то есть когда какие-то определённые ценности или люди ставятся на то место, на котором должен быть только Бог. А если место Бога занимает что-то иное, то происходит глубокое искажение смысла жизни. Как-то к священнику пришла женщина с обычными вопросами. Она была в состоянии удрученности от болезни.
Священник высказал ей сочувствие и благословил, чтобы она уделила внимание здоровью. Но отметил, что ей нужно быть осторожней, потому что нет людей здоровых, и нет ни одного праведника, который был бы здоров: все они болели. Чем выше духовный подвиг, тем неотвратимее к нему добавляются некоторые немощи, являющиеся важным дополнением к совершенствованию человека, если он их правильно претерпевает. Иначе жизнь может превратиться в постоянное лечение, которое станет главной её целью. И бесконечные разговоры только об этом: о самочувствии, о количестве лекарств, о посещении врачей... Бесконечные новости. А что ещё нового совершилось? А где ещё сейчас происходят события, которые человек должен осмыслить? А вдруг это что-то такое, что он пропустит, не узнает?
Если же посмотреть, сколько времени в течение дня душа человека рассуждает о Небесном Царстве и идёт в ту сторону, то можно очень сильно разочароваться в своей жизни, потому что она может обессмыслиться вообще. Хочу предложить вам, дорогие братья и сёстры, этим постом поставить небольшой эксперимент на неделю.
Есть старинный русский обычай приносить домой горящие свечи с этого богослужения.
Богослужения Великой Пятницы, 14 апреля Утром совершается последование часов Великого Пятка с изобразительными, литургия не служится. После полудня — вечерня с выносом плащаницы, в конце службы поется канон «Плач Пресвятой Богородицы». Вечером в пятницу или в ночь на субботу служится утреня с чином Погребения плащаницы Спасителя.
Богослужения Великой Субботы, 15 апреля Служится литургия свт. Василия Великого, которая соединяется с вечерней. Читается 15 паремий избранные фрагменты Ветхого Завета , в которых собраны прообразы и пророчества о Страданиях и Воскресении Христа.
После литургии — освящение пасхальных яств. Вечером перед пасхальной службой в храме читаются Деяния святых апостолов. Каждый день, кроме суббот и воскресений, на всех богослужениях суточного круга читается молитва преподобного Ефрема Сирина: Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Поделиться публикацией:.
Службы Великого поста в 2024 году
Во второе воскресенье Великого поста совершается служба явлению Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы по уставу московского Успенского собора Кремля. календарь с названием недель их значением, особенностями богослужений. Расскажем вам о самых важных богослужениях Великого Поста, которые следует по возможности посетить. Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая. Великий пост каждый год имеет разные даты и зависит от того, в какой день будет Пасха. В текущем году в оставшиеся дни Великого поста возможны следующие варианты совершения минейных служб на повечериях[1].
Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье
Великий пост близится к завершению. Смотреть по книге "службы 1 седмицы В. Поста" Смотреть по дню недели и добавлять из Триоди. Она отмечается в шестой день шестой недели Великого поста, даты которого сдвигаются в зависимости от времени празднования Пасхи. 20 и 21 апреля 2024 года, в Неделю 5-ю Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской. Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из четыредесятницы — сорока дней — и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой. Великий пост со Страстной седмицей длится 48 дней.
Службы Великого поста по дням
RU рассказывает, как пережить этот период, не нарушая религиозных традиций. Даты и особенности шестой недели Великого поста в 2024 году В 2024 году шестая неделя Великого поста начинается с 22 апреля и продолжается до 28 апреля. Эта неделя включает в себя два важных события: Лазареву субботу и Вербное воскресенье. Лазарева суббота: воскрешение и надежда Лазарева суббота — день перед Входом Господним в Иерусалим, когда православные христиане вспоминают воскрешение Лазаря из мертвых, происходившее за четыре дня до воскрешения Христова.
Сердце мое смятеся во мне и боязнь смерти нападе на мя. Страх и трепет прииде на мя и покры мя тьма. И рех: кто даст ми криле, яко голубине, и полещу, и почию?
Се удалихся бегая и водворихся в пустыни. Чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и от бури. Потопи, Господи, и раздели языки их: яко видех беззаконие и пререкание во граде. Днем и нощию обыдет и по стенам eго. Беззаконие и труд посреде eго и неправда. И не оскуде от стогн eго лихва и лесть.
Яко аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо, и аще бы ненавидяй мя на мя велеречевал, укрыл бых ся от него. Ты же, человече равнодушне, владыко мой и знаемый мой, иже купно наслаждался еси со мною брашен, в дому Божии ходихом единомышлением. Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи, яко лукавство в жилищах их, посреде их. Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя. Вечер и заутра, и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой. Избавит миром душу мою от приближающихся мне, яко во мнозе бяху со мною.
Услышит Бог и смирит я, Сый прежде век. Несть бо им изменения, яко не убояшася Бога. Простре руку свою на воздаяние, оскверниша завет Его. Разделишася от гнева лица Его, и приближишася сердца их, умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает, не даст в век молвы праведнику. Ты же, Боже, низведеши их во студенец истления, мужие кровей и льсти не преполовят дней своих.
Аз же, Господи, уповаю на Тя. Псалом 90 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.
Не приидет к тебе зло и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова и избавлю и, покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне и услышу eго, с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго, долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое.
В случае совершения Преждеосвященной литургии вечером причастники обычно держат евхаристический пост с полудня, то есть в течение как минимум шести часов некоторые воздерживаются от еды и питья весь день, но прежде чем брать на себя такой аскетический подвиг, нужно оценить свои реальные возможности и физическое состояние. Всегда отмечается в первую субботу Четыредесятницы в память о чудесном явлении святого, произошедшем во время Великого поста в IV веке.
Бывшие у власти в Константинополе язычники окропили идоложертвенной кровью все продукты на рынках города, чтобы поиздеваться над верующими. Великомученик явился местному архиепископу с предупреждением, и христиане стали питаться коливом вареной крупой с медом , приготовленным из домашних запасов. Особенности богослужения: Обычно по субботам Четыредесятницы совершается литургия св.
Этот день также называют Чистым четвергом — с него начинается подготовка к Пасхе. При этом "чистый" он не потому, что в этот день топят бани и делают уборку дома, а потому, что люди приходят причащаться. Вечером в церквях начинается одна из самых длинных служб в году Двенадцати Евангелий, на которой вспоминают страдания Христа. Великая пятница Великая пятница — день траура и скорби. Именно в пятницу Христос был осужден и распят. Служба посвящена воспоминанию о страданиях Спасителя на кресте. Из алтаря выносят плащаницу — изображение Христа, лежащего во гробе, — а верующие преклоняются перед ней. При этом священники уже в этот день надевают светлые праздничные облачения, освящают принесенные людьми в храм куличи, крашеные яйца и пасхи. В Иерусалиме в храме Воскресения Христова сходит Благодатный огонь. Традиции Страстной недели В Страстную неделю соблюдается самый строгий пост: можно есть только растительную пищу без масла.
БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА НА 26.04.2024
И оно может стать вредным и даже опасным, если существует само по себе. Если сердце не очищается исповедью, не обращено к Господу молитвой, не участвует в Таинстве Причастия, не погружено в молитвенный настрой богослужений, не готово отзывчиво откликаться на добрые дела, то при соприкосновении с этим невидимым миром оно оказывается незащищенным перед темными силами. Телесный пост - когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост - когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов... Телесный пост без поста душевного, считают святые, ничто.
Многие постятся от пищи и питья, но не постятся от злых помыслов, дел и слов - и какая им от того польза? Многие постятся через день, два и более, но от гнева, злопамятства и мщения поститься не хотят. Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают - и какая им от того польза? Некоторые часто не касаются руками пищи, но простирают их на мздоимство, хищение и грабеж чужого добра - и какая им от того польза?
Истинный и прямой пост - воздержание от всякого зла. Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост на чрево свое, так наложи на злые мысли свои и прихоти. Да постится ум твой от суетных помышлений.
Да постится память от злопамятства. Да постится воля твоя от злого хотения. Да постятся очи твои от худого видения: "Отврати очи твои, чтобы не видеть суеты". Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических.
Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова. Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра. Да постятся ноги твои от хождения на злое дело.
Святой рассказывал, что, еще живя в миру, он однажды приготовил мясной обед для артели крестьян, забыв о постном дне. Не вспомнили о нем и другие. Отец же сказал об этом сыну… через полгода, так, что это прозвучало не как обличение, а как мягкий укор. Преподобный десятилетия вспоминал эту историю, как пример истинно христианского такта. В то же время случается, что близкий человек негативно относится к постам как таковым, противоречиво настроен вообще в отношении религии, Церкви. Возможно, от посещения такого дома лучше воздержаться, отметив праздник близкого сугубой молитвой о нем. Тогда вполне применимы слова мудрого Соломона: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» Притч.
Сейчас, когда найти духовного руководителя удается не всем, при сомнениях можно подойти также просто к любому священнику на приходе. Общим правилом постящегося должно быть то, что воздержание тела не должно лишать физических сил, возможности полноценно жить, работать, заботиться о семье. К тому же особо строгое воздержание провоцирует развитие гордыни, самомнения, уверенность в своей праведности, чем разрушается все постное делание. Вот какую меру предлагает свт. Игнатий Брянчанинов: «Кто занят телесными трудами или так слаб телом, что не может довольствоваться употреблением пищи однажды в день: тот должен вкушать дважды. Пост для человека, а не человек для поста… При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы… пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его». Кому можно не соблюдать Устав не предусматривает полного разрешения поста, лишь допуская послабления для слабых или больных. Разумеется, в каждом конкретном случае дело все-таки зависит от состояния здоровья человека. Например, священники чаще всего благословляют нарушить пост не только больных, для которых по жизненным показаниям необходима скоромная пища, но и беременных, кормящих женщин. Впрочем, и здесь все зависит от состояния здоровья и личных пожеланий.
Многие православные мамы держат все посты не только во время беременности, но даже кормления ребенка. Другим же делать это не позволяет здоровье. Вот что рассказывает Елена: «Наслушавшись православных знакомых, я решила соблюдать пост в первые месяцы беременности. В результате сильно обострился токсикоз, организм буквально требовал молока, яиц. Когда же я попыталась покаяться в этой немощи на исповеди, батюшка так и ахнул: «Это что за самочиние? Какой вам пост, вы беременны! Немедленно ешьте рыбу и пейте молоко! Еще ребенку повредите! Раб Божий Н. Между тем наступал Великий Пост, соблюдать который Н.
Ответом на его скорбь стало такое благословение духовника: «Ешь мясо и пей молоко, но никого не осуждай! Итак, нарушать пост не предосудительно: больным; немощным; беременным и кормящим. Однако послабления касаются только телесной стороны поста. Что до работы над душой, молитвы, воздержания от развлечений — все эти виды постного делания доступны независимо от состояния телесного здравия. Великий пост для детей Когда пост соблюдает вся семья, детский пост не отличается от взрослого, воспринимается ребенком вполне органично. В по-настоящему церковных семьях дореволюционной России не настаивали на посте, а просто учили дитя собственным примером, не осуждая за сделанные по неразумию нарушения, но ожидая, когда ребенок осознанно последует примеру старших. Однако полностью церковные семьи сейчас редки, часто супруги приходят к Богу не одновременно. Тогда опытные духовники советуют обращать пристальное внимание на то, чтобы ребенок понял смысл поста прежде, чем начнет соблюдать его телесно, сделал осознанный выбор. Алексий Уминский советует, например, поговорить с ребенком, объяснив, что воздержание — не ради него самого, а ради Господа. От чего готов отказаться ради Христа маленький человек?
Будет ли это любимый продукт питания, а может — развлечения или игры? В этом случае меру воздержания определяет в значительной мере сам ребенок и его родители, знающие его возможности, характер, духовное устроение. Алексий говорит: «Пост хоть и идет для всех в один и тот же период, но для всех он всегда очень разный. Для каждого человека пост является его личным подвигом. И родители не должны забывать, что мера личного подвига у всех людей разная». Впрочем, он не советует утруждать воздержанием, например, детей до 7 лет, постепенно вводя элементы поста, который они, подрастая, начнут соблюдать осознанно. Супружеские отношения Многие современные священники говорят, что здесь, как в случае с детьми, мера поста определяется индивидуально. Церковь опирается на слова ап. Павла: «Жене муж должную любовь да воздает, также и жена мужу. Жена своим телом не владеет, но муж.
Также и муж своим телом не владеет, но жена. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию ко времени. Да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Итак, ключевым моментом для определения меры постного воздержания является взаимное согласие двоих. Его отсутствие, а особенно — упорство в соблюдении устава одной из сторон ведет к тяжелым последствиям, на которые обращал внимание еще свт. Иоанн Златоуст , порицающий неразумных постников, от «воздержания» которых происходит не только нарушение мира, но еще более тяжкий грех, прелюбодеяние. Наравне с согрешающим полную ответственность за него несет также супруг, чье поведение на грех толкнуло: «Хорошо сказал Апостол: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого — значит лишать, а по воле — нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости, и тем подавая мужьям повод к распутству, и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие: оно всего важнее.
Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Того же мнение держатся другие святые отцы: свт. Дионисий Александрийский пишет, что «довлеющими судьями» сами себе являются сами супруги, так как определение его меры — дело глубоко личное; свт. Василий Великий подчеркивает, что установление супружеского воздержания духовно полезно, так как «удерживает от неумеренности в том, что дозволено законом»; однако, для воздержания во время поста необходимо согласие мужа и жены; св. Тимофей Александрийский пишет: «Прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим». Среди подобных суеверий Владыка отмечает и такое — распространенное до наших дней: якобы дети, зачатые супругами во время поста родятся больными или проживут грешную жизнь: «Будет любо тать, любо блудник, любо разбойник». За грех нарушения супружеского воздержания при этом рекомендовалось отлучать родителей от Св. Таин «на два лета». Мнение епископа о подобных «номоканунцах» было максимально жестким: таковые «годятся сжещи». Итак, воздержание — подвиг двоих, который берется на себя по силе каждого и по обоюдному согласию.
Про духовную составляющую Как говорил свт. Григорий Богослов, «истинный пост есть воздержание от злых дел». Многие угодники Божии, сами опытные постники, обращают внимание именно на духовное устроение постящегося. Например, свт. Тихон Задонский писал: «Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей.
Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла». Пост — это диета, или вообще он не о еде? Восприятие Великого Поста имеет две крайности: понимание его как «очищения организма», по сути, диеты, сводящейся к воздержанию от определенных видов пищи; видение поста как чисто духовного делания, борьбы со страстями; иногда от верующих, кто придерживается такой позиции, можно услышать, что «поститься духовно» можно без соблюдения телесной аскезы. А в чем тогда суть? Человек, однако, не бездушное животное и не бестелесный дух: он — единство души и тела. Именно поэтому Церковь сочетает пост тела и души, отрицает как неразумный акцент на телесном посте, так и «духовный пост» без телесного воздержания. Последний вариант, по опыту многих верующих особенно сложен: без дисциплины тела довольно сложно обуздать страсти. То же подтверждают святые отцы. Например, св. Исаак Сирин Ниневийский пишет, что «голод много способствует укрощению чувств».
А прп. Марк Подвижник говорит, что постящийся только телесно подобен земледельцу, который много потрудился над обработкой своего поля, но затем оставил его незасеянным. Обработанная земля нуждается в семени, а постящийся телесно — в молитве. Борющийся же со страстями, но без телесного воздержания подобен другому неразумному делателю: «Как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет терние; так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха. Ибо тело сие из той же земли, и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды». Для чего современному человеку аскеза Современная культура формирует культ потребления, комфорта, беззаботности, о котором саркастически говорил еще ап. Павел: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» 1 Кор. Аскеза полезна для осознания того, кем на самом деле является человек: творением Божиим, которому суждена вечная жизнь, а не «потребительский рай». Подробнее об аскезе в статье: Простыми словами об аскетизме Изменить себя, стать лучше Довольно скоро человек, пытающийся своими силами избавиться от страсти, преодолеть недостатки, сталкивается с собственным бессилием. Никодим Святогорец советовал: «Когда случится тебе неожиданно впасть в прегрешение… не малодушествуй, не останавливайся на себе, не говори: «как я такой потерпел это и допустил?!
Напротив, смирись и, обратив мысленные очи к Господу, скажи: «Что другого и ожидать было от меня, Господи, столь немощного и худонравного», и тут же поблагодари Его, что дело остановилось только на этом, исповедуя: «Если бы не Твоя безмерная благость, Господи, не остановился бы я на этом, а безусловно впал бы во что-нибудь ещё худшее». Так человек, видя свое бессилие, приходит к единственно возможному варианту: просить помощи свыше. Немало также таких, кто приходит к покаянию впервые в жизни именно в эти святые дни. О Таинстве покаяния подробнее можно почитать здесь: Особенности женской исповеди: полный перечень грехов Общая исповедь Иногда она предваряет частную. Перед началом Таинства священник произносит проповедь, перечисляя основные грехи, давая советы в борьбе с ними. К числу лучших таких опытов принадлежат слова архимандрита Иоанна Крестьянкина , не раз изданные под заголовком «Опыт построения исповеди». Точный разбор духовного состояния, сделанный опытным старцем, помог не одной душе прийти в себя, подобно блудному сыну из Евангельской притчи. И все же общая исповедь не заменяет частной, приносимой индивидуально перед священником. Причастие Великим Постом эти два Таинства связаны особенно тесно: ведь в Евхаристии верующий соединяется непосредственно с Богом, получает помощь для самоизменения, преодоления грехов. Именно поэтому исповедь предваряет Причастие.
Календарь: все недели с названиями и пояснениями За три недели до начала Великого Поста за богослужениями появляются песнопения из книги, именуемой Триодью Постной. Ее название происходит от греческого «Триодион», или «троичный»: так как здесь содержатся особые покаянные каноны всего из трех песней, или «Трипеснцы». Интересный факт Богословы обращают внимание на то, что количество богослужебных дней, когда читаются молитвословия Постной Триоди — от подготовки к Посту до конца Страстной Седмицы, составляет 70 — как бы по числу лет пребывания в плену Вавилона древних Иудеев, которым это было попущено как наказание за отступление от Истинного Бога. Поэтому отличительный признак служб подготовительных к посту недель — пение псалма 136, песни, сложенной евреями, удаленными от родины: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона…». Подобно страдает душа всякого, разлученного со своим Создателем, Его Царством. Подготовительные недели По церковной традиции собственно «неделями» воскресные дни, с которых начинается богослужебная седмица — 7 дней. Таких воскресений, готовящих верных к Четыредесятнице — три. Им предшествует праздник Богоявления, когда Иисус крестился на реке Иордан от руки св. Иоанна Предтечи. Подобно тому, как, по слову Евангелиста, «немедленно после этого Дух ведет Его в пустыню» Мк.
Но, ради человеческой немощи, не «немедленно»: Церковь мудро помогает своим чадам постепенно отрешаться от суеты в течение целых трех седмиц, которые открываются неделями воскресными днями : о мытаре и фарисее; словами св. Луки Лк. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия Сплошные недели Так именуются седмицы, во время которых отменяется постное воздержание в среду традиционный день, воспоминание предательства Христа одним из апостолов, Иудой и пятницу память о Распятии Господа.
По сути, это третья часть великого повечерия, к которой прибавлены 50-й псалом в начале и Символ веры после вседневного славословия. В современной Русской Церкви, ввиду повсеместной практики непосредственного служенияутрени сразу после вечерни, малое повечерие де-факто вышло из богослужебного обихода как в приходах, так и в большинстве монастырей. Иногда малое повечерие совершается как братская служба после вечерней трапезы. Канон на повечерии Яркая особенность, выделяющая повечерие среди прочих служб, —чтение гимнографического канона. Канон — один из самых развернутых видов церковных песнопений, составляет важнейшую часть утрени, наиболее продолжительной из служб суточного круга, которая должна начинаться глубокой ночью и заканчиваться на рассвете. Чем же объяснить присутствие столь значительного и по объему, и по содержанию гимнографического текста не только в чине утрени, но и в меньшем по сравнению с утреней чине повечерия? Повечерие унаследовало канон от монашеской паннихис — особой службы в начале ночи, распространенной среди малоазийского монашества в 7-9 вв. На паннихис, как и на утрене, пелся канон — тем самым ночь в богослужении малоазийских монастырей начиналась на паннихис и заканчивалась на утрене пением канонов. С распространением в 13-14 вв. Согласно принятому ныне в Православной Церкви богослужебному Уставу, ежедневно на повечерии поется канон Божией Матери. Хотя это предписание в наши дни соблюдается достаточно редко, его след сохраняется во всеобщей русской практике чтения перед Причащением нескольких канонов, в том числе — канона Божией Матери. Однако в благоустроенных монастырях России и православного мира повечерие с каноном читается неопустительно. В ежедневном пении канона Божией Матери есть глубокий духовный смысл, ибо Ее молитва к Сыну Своему и нашему Спасителю имеет великую силу. Молитвенные призывания, обращенные к Богородице, Заступнице и Предстательнице христиан, содержатся во всякой службе, но развернутые песнопения — каноны, обращенные к Ней, содержатся лишь в последованиях утрени среды, пятницы и воскресенья, а также праздников. Предписывая петь каноны Божией Матери ежедневно на повечериях, Устав восполняет некоторый недостаток их на утренях. Требы онлайн Братья и сестры!
Еще молимся о еже благосердием и милостию призрети на воинство и вся защитники Отечества нашего, и о еже утвердити нас всех в вере, единомыслии, здравии и силе духа. Рцем вси, Господи, услыши и милостивно помилуй». Настоятель совершил славление. На дополнительной ектении была вознесена поименная молитва о здравии воинов, Защитников Отечества.
Пятая седмица Великого поста
8/21 апреля в Неделю Пятую Великой Поста (Прп, Марии Египетской) в храмовом комплексе преподобного Сергия Радонежского на Рязанке состоялись Богослужения Воскресного дня. Новинки. Евангелие дня. Расписание Богослужений в монастыре Оптина Пустынь на шестой седмице великого поста 2024 г. (седмица ваий) (22 — 27 апреля 2024 г.). Суббота 2-й седмицы Великого поста. WebTypikon автоматически формирует уставные указания и полный текст службы на любой день любого года. Согласно, его положениям, в Великий пост нужно отказаться полностью от пищи животного происхождения: мясо, яйца, молоко.
Навигатор Великого поста: не пропустите главное
Великий пост - 2023: как правильно поститься и питаться по дням | Богослужения Великого поста, как и богослужения подготовительных к нему недель, постоянно побуждая к посту и покаяни. |
Расписание пассий Великого поста 2024 года | Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из четыредесятницы — сорока дней — и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой. |
Календарь Великого поста 2024: в какие дни посещать храм, название недель и их значение - главное | В 2024 году праздник Благовещения попадает на воскресенье третьей недели Великого поста, поэтому служба Благовещения совмещается со службой Кресту, а в воскресенье служится литургия святителя Василия Великого. |