Как подготовиться к сочинению ЕГЭ по литературе. Как правильно написать и оформить сочинение. Примеры сочинений по литературе. Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку. Структура сочинения ЕГЭ по русскому 2024 с клише.
Сочинение — задание 27 из ЕГЭ по русскому
Любите прозу Бунина, Булгакова, Шолохова и зачитываетесь лирикой «серебряного века»? Третья тема направлена на раскрытие какого-либо аспекта литературы первой половины XX века. Она подойдет тем, кто цитирует наизусть Есенина, Маяковского, знаком с творчеством Ахматовой и Цветаевой и готов порассуждать о теме любви в романе «Мастер и Маргарита». Если литература для вас — это непременно плоскость свободы и выражения собственных мыслей, то обратите внимание на тему 11. Здесь учащемуся предоставляется больше свободы Как правило, четвертая тема предполагает раскрытие понятия нравственный подвиг, лишний человек, образ дома, ребёнка и т. Тему 11. Эти темы не освобождают от анализа художественного текста, но дают школьнику ценную возможность порассуждать о тексте, например, с точки зрения иллюстрации, фотографии или музыки.
Тема 11. Для этого сочинения требуется больше креативности и эрудиции, литературной осведомлённости, особенно в области текстов последних десятилетий. Подведём итог: какую тему выбрать — решать ученику, но готовить, конечно, лучше все. Даже самому ярому поклоннику «серебряного века» на экзамене может попасться нелюбимое или малознакомое стихотворение. Так что лучше иметь план «б». Теперь подробнее о том, на что обратить внимание при написании сочинения.
Схема сочинения в 11-м задании традиционная.
Вступление: 1 определить, как вы понимаете данную тему сочинения, почему вы ее выбрали — отношение к теме; в чем особенность темы? Сформулировать ТЕЗИС по проблеме, теме , который вы будете доказывать: - тезис-утверждение подтвердите доказательствами аргументами 4 - привести пример героев, эпизодов, где раскрывается данная проблема наиболее полно; -дать свое пояснение аргументу; - раскрыть смысл позиции автора произведения, привлекая цитаты или интерпретируя мысль автора; -привести микровывод по пункту 1 основной части. Если в теме заявлено несколько смыслов, то аргументов будет столько, сколько в теме проблеме смыслов.
Сформулировать ТЕЗИС по проблеме, теме , который вы будете доказывать: - тезис-утверждение подтвердите доказательствами аргументами : - привести пример героев, эпизодов, где раскрывается данная проблема наиболее полно; -дать свое пояснение к аргументу; - раскрыть смысл позиции автора произведения, привлекая цитаты или интерпретируя мысль автора; -привести микровывод по пункту 2 основной части. Критерии оценивания. Соответствие сочинения теме и её раскрытие — 3 балла 2. Привлечение текста произведения для аргументации — 3 балла 3.
За каждым приведенным аргументом должен следовать небольшой вывод, который соотносится с темой сочинения. Для этого нужно ответить на вопрос: «Как приведенный пример связан с темой и подтверждает нашу позицию? Заключение должно содержать самые яркие и интересные мысли. Однако на практике часто бывает наоборот, отметила Екатерина Краснова: ученикам не хватает времени или слов, чтобы сформулировать свои мысли, поэтому заключение остается без конкретики или повторяет уже сказанное ранее. Если вы вдруг столкнулись с тем, что не знаете, что написать в заключении, начните его с фразы «Подводя итог всему вышесказанному, хочется добавить, что…» и дополните рассуждения новой, но подходящей по контексту мыслью. Используя этот прием, вы сможете избежать повтора мысли и написать хорошее заключение Екатерина Красновачастный преподаватель Как подготовиться к итоговому сочинению В первую очередь стоит позаботиться о литературном материале для аргументации.
Единого списка книг, которые нужно обязательно прочитать при подготовке к итоговому сочинению, нет. Однако учителя советуют прочесть универсальные произведения, которые подойдут под разные темы. Какие книги стоит прочитать для подготовки к итоговому сочинению? Карамзин «Бедная Лиза»; А. Пушкин «Капитанская дочка»; М. Лермонтов «Герой нашего времени», «Бородино»; Н.
Толстой «Война и мир»; Ф. Достоевский «Преступление и наказание»; И. Гончаров «Обломов»; И. Тургенев «Ася», «Отцы и дети»; А. Шолохов «Судьба человека»; Е. Замятин «Мы».
Подходит для тем на основе сравнения 1-ый автор и 2-ой автор; 1-ый герой и 2-ой герой. Во вступлении в данном случае Вам нужно написать основания для сопоставления, которые Вы будете доказывать в аргументации. Что можно написать во вступлении? Не пишите того, что не относится к предложенной теме! Ильин в своей книге «Как сдать экзамен по литературе» предложил ученикам несколько вариантов зачина: Академический. Роман повесть, поэма, рассказ написан в … году…».
От «я». Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…». Обычно он начинается с многоточия, за которым следует какой-то зримый образ. За окном шумит ливень. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…».
Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, что это про меня. Хотя, конечно…». Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского.
ЕГЭ по литературе: все, что надо знать о едином госэкзамене в 2023 году
Скорее наоборот: «нищая Россия», «разбойная краса». В чувстве поэта нет жалости: «Тебя жалеть я не умею». Но есть огромная вера в свою страну, для которой «и невозможное возможно». В каждой строчке стихотворения чувствуется восхищение поэта родиной как прекрасной женщиной: И лишь забота затуманит А ты все та же — лес, да поле, Да плат узорный до бровей… Прочитав стихотворение до конца, мы понимаем, насколько дорога поэту Россия.
Предварительный просмотр: Примерный план написания сочинения ЕГЭ по литературе. Ориентировочная длина 200-250 слов. Сочинение очень важное, за него дают 14 баллов, что очень и очень много.
Вступление Несколько предложений о писателе, об истории создания произведения. Можно использовать чью-то цитату касательно данного произведения. Основная часть 1.
Четкий ответ на вопрос, выбранный вами 2. Изложение позиции автора Автор считает... Выражение своего мнения, формулировка тезисов 4.
Аргументация своего мнения, выдвинутых тезисов цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т. Использование литературных понятий. Итог всего высказанного, обобщение.
Никаких больших рассуждений здесь не должно быть. Рекомендации по структуре и плану Используйте тезисную структуру, в сочинении всё должно быть чётко. Необходимо четко выражать какую-то конкретную мысль, и подтверждать её цитатами и высказываниями.
Следите за абзацами. Каждый тезис — это новый абзац. Следите за их размерами, логикой перехода от одного к другому, не теряйте мысль!
Удерживайте тему и сверяйтесь с ней - достаточно ли вы раскрыли тему? Следите за речью Не забывайте про термины, используйте в тексте. Итак, что должно быть в вашем тексте и чего следует избегать.
Перечислю по пунктам. В мини -сочинении должна быть раскрыта тема и четко прослеживаться идея. То есть вы должны дать прямой ответ на поставленный вопрос, а не выкладывать на лист всё, что знаете о произведении.
Вспомните Л. Толстого: «Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль.
При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа например, А. Островский и Н. Островский, Л. Толстой, А. Толстой и А. Толстой Критерии 1.
Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации 4 балла При сопоставлении для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей н т.
Этого можно добиться, высказывая одни и те же идеи, но разными словами: во вступлении - с позиции приглашения к рассуждению, в заключении - в качестве вывода-утверждения. К примеру, сочинение ЕГЭ по литературе на тему родной природы в лирике Есенина можно начать риторическим вопросом: "Любил ли Россию поэт? Определившись с примерной структурой, снова обратитесь к теме сочинения и соотнесите ее с вашими задумками. Приступите к написанию вступления. Постарайтесь мысленно исключить из него пару первых предложений, и если без них смысл теряется, оставьте их в своей работе, если нет, смело вычеркивайте. В случае, когда возникают трудности с написанием вступления, не теряйте времени и приступите к основной части.
Возможно, раскрытие основной проблемы поможет вам правильно организовать начало сочинения. Написав несколько первых абзацев в основном разделе, обязательно перечитайте их. Проверьте, соответствуют ли они заданной тематике, а затем продолжайте работу. Прежде чем перейти к заключению, обязательно перечитайте основную часть, выделите карандашом ключевые мысли и используйте их в конце сочинения, пересказывая их другими фразами. По окончании всей работы прочтите ее несколько раз, исправьте лексические неточности и грамматические ошибки. Проверьте сочинение на наличие пунктуационных ошибок. Запомните, что эпиграф оформляется без кавычек, Ф.
Во-первых, в эпизоде спора между Чацким и Фамусовым герой прекращает сдерживать накатившиеся эмоции и вопрошает: "Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы? Его возмущает, что "отцы" заполучили свое богатство путем грабежа простого народа. Во-вторых, Александра Андреевича также волнует судьба крепостных: "Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все распроданы поодиночке!
Он устал наблюдать, как хозяева разрушают семьи простых крестьян. Подводя итог, можно сказать, что монолог Чацкого позволяет нам, читателям, познать помыслы героя. План: 1 Вступление.
К теме Х обращались многие писатели. В произведении Y герой ведёт себя так-то, в то время как в приведённом отрывке из произведения X герой поступает так. Если в первом аргументе сказали, что оба героя поступают одинаково, то во втором можно говорить про чувства, внутреннее состояние и так далее.
Однако разница между этими произведениями заключается в... Таким образом, писатели раскрывали в своих произведениях тему блаблабла, но делали это по-разному Пример: Можно сопоставить мировоззрения персонажей комедий А. Грибоедова "Горе от ума" м Д.
Фонвизина "Недоросль". Во-первых, Правдин считает произволом жестокость Простаковой к подчинённым: "А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается?
Как писать сочинение на ЕГЭ по литературе
Мы уже рассказывали о структуре ЕГЭ по литературе ( ЕГЭ по литературе – не для пугливых. В 2023 учебном году российские школьники будут писать сочинение 6 декабря, но в 2024 году есть резервные дни до ЕГЭ: 2 февраля и 4 мая. За комментарий в сочинении ЕГЭ с 2019 года можно получить 5 баллов. Новости ЕГЭ / ОГЭ.
Итоговое сочинение по литературе в 2024 году: темы, направления
Мы уже рассказывали о структуре ЕГЭ по литературе ( ЕГЭ по литературе – не для пугливых. Структура экзамена). Как писать сочинение на ЕГЭ 2024 Photo by Aaron Burden on Unsplash. 11 сочинение егэ по литературе — это новый вид задания, который введен в экзамене по литературе с 2024 года. Выбирая аргументы к декабрьскому сочинению ЕГЭ-2023, необходимо сделать 3 основных заготовки для использования на экзамене. Примеры, критерии оценивания, план, структура, темы, подготовка к сочинению по литературе на ЕГЭ в 2024 году для 11 класса. Вместе с экспертом расскажем, как подготовиться к сочинению по литературе в 11 классе и все сдать на отлично. ПЛАН СОЧИНЕНИЯ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ: ЗАДАНИЕ 11 Сочинение должно быть четко структурировано и состоять из 3-х частей: 1. Вступление: здесь можно написать несколько предложений о писателе, либо об истории создания произведения.
Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку — как написать в 2023 году, клише, примеры
Текст состоит из определенного количества слов, но сочинения, содержащие менее 70 слов, не подлежат дальнейшей проверке. Кроме того, эссе объемом от 70 до 150 слов получат рейтинг на 1 балл ниже по критериям K7-K10. Если испытуемый просто запомнил заранее написанное сочинение из Интернета, он получит оценку 0 баллов за самостоятельное написание. Если по всем трем критериям работа проходит контроль, эксперт переходит к оцениванию содержания по таким 12 критериям: Более подробный разбор каждого пункта, приведенного в таблице, читайте в материале «Критерии сочинения ЕГЭ по русскому языку».
Никаких новых тезисов и мыслей иначе нужно будет начинать новое сочинение. Можно ли создание образа Евгения в поэме А. Пушкина "Медный всадник" считать одной из первых попыток создания образа "маленького человека" в русской литературе? Это и Акакий Акакиевич в повести "Шинель" Н. Гоголя, и Червяков в рассказе "Смерть чиновника" А. Чехова, но первооткрывателем данной системы персонажей можно считать А. Пушкина с образом "маленького человека" Евгения в поэме "Медный всадник". Во-первых, автор не даёт главному герою Евгению фамилии "прозванья нам его не нужно". Издавна фамилия указывала на род, к которому принадлежал отдельный человек.
Получается, что Евгений лишён предков, своего места в истории. Пушкин делает это с целью подчеркнуть его заурядность и ничтожность по отношению к власти. Власть в поэме символизирует Пётр I, который назван "он", "истукан", "кумир на бронзовом коне" для акцентирования внимания читателей на его бесчеловечности. Во-вторых, как и любой "маленький человек", Евгений совершает личный незначительный бунт. В основу поэмы положен неразрешимый конфликт между властью и частным человеком. Власть не замечает обычного человека с его мечтами и стремлениями, а человек не видит большой истории, не ощущает себя гражданином. Евгений в наводнении, в смерти Параши винит Петра I.
В отличие от 27-го задания на ЕГЭ по русскому языку декабрьское сочинение можно назвать свободным, потому что оно не привязано к определенному тексту. Тем не менее написание любого сочинения предполагает знание литературного материала и отсутствие лишней «воды» в тексте.
Повествование должно быть конкретным, без обтекаемых фраз. Для сдачи экзаменов и получения зачета требуется хорошо изучить структуру и отработать сочинения по разным направлениям на практике.
Если испытуемый просто запомнил заранее написанное сочинение из Интернета, он получит оценку 0 баллов за самостоятельное написание. Если по всем трем критериям работа проходит контроль, эксперт переходит к оцениванию содержания по таким 12 критериям: Более подробный разбор каждого пункта, приведенного в таблице, читайте в материале «Критерии сочинения ЕГЭ по русскому языку». Структура сочинения.
Итоговое сочинение по литературе в 2024 году: темы, направления
Если тема и проблема текста — это вопрос писателя к читателю, то авторская позиция — вариант ответа на него. Чтобы написать позицию автора в сочинении ЕГЭ, запомните такие клише: «Сам автор видит решение в... Как написать вывод в сочинение ЕГЭ В заключении отразите, согласны ли вы с авторской позицией или можете предложить собственный вариант решения проблемы. Также изложите в выводе впечатление от прочитанного и отметьте актуальность поднятой проблемы. Как и начало, оно не должно быть большим: 3-4 предложений будет достаточно.
Позиция автора по новым правилам должна быть короткой — достаточно одного подробного абзаца. За данный раздел ученик получает дополнительный бал. Описание собственной позиции может включать один или два абзаца. Здесь должно быть уделено внимание всестороннему обоснованию темы, выражение согласия или несогласия с мнением автора.
Итоговое заключение подчеркивает основную мысль и указывает на логическую цепь работы, обобщая описанный материал. По новым правилам ЕГЭ 2023 г. Нет особых требований к абзацам текста — размеру, количеству, расположению, использованию цитат и комментариев. Снижение максимального ПБ до 54 в 2022 г. Полностью уточненная формулировка вопроса.
Напишите сочинение объёмом не менее 250 слов при объёме меньше 200 слов за сочинение выставляется 0 баллов. Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста -ов произведения -ий. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво. Вступление: 1 определить, как вы понимаете данную тему сочинения, почему вы ее выбрали — отношение к теме; в чем особенность темы?
Сочинение имеет «скелет» — вступление, аргументы и заключение. Перед составлением рассуждения стоит написать на черновике план, чтобы не упустить важные пункты и вылить все мысли на бумагу. При этом важно не «уйти в сторону» в своих записях, так как при несоответствии теме текст будет оценен 0 баллами. Потерять 18 первичных баллов ЕГЭ — лишиться трети результата и упустить шанс на бюджетное обучение в вузе. Бесплатная профориентация Эксперты «Коалиции» раскроют сильные стороны ученика, предложат варианты будущих профессий, подберут подходящие вузы и составят стратегию поступления. В начале сочинения лучше обозначить проблемный вопрос, которого нужно будет придерживаться. В основной части необходимо периодически использовать ключевые слова, чтобы логическая цепочка отлеживалась по всему тексту. При создании сочинения требуется не только красочно описывать свои суждения, но и применять примеры из произведений литературы, подкрепляющие изложенную тему.
Структура сочинения на ЕГЭ по русскому языку 2023 года
Мы уже рассказывали о структуре ЕГЭ по литературе ( ЕГЭ по литературе – не для пугливых. Структура экзамена). Подготовка к ЕГЭ. Подписаться. Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку — как написать в 2023 году, клише, примеры. Излагайте свои мысли последовательно, соблюдайте структуру сочинения, не забывайте про абзацное членение, избегайте повторов и плавно переходите от одной части к другой (здесь помогут фразы-клише). ВВЕДЕНИЕ СТРОЕНИЕ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 2024 года Тренировочный вариант с разбором Литературный процесс Анализ художественного текста Средства выразительности Определение метра стихотворения Практикум по сочинению-анализу Практикум по. Чтобы получить хорошую оценку за работу, необходимо четко придерживаться структуры написания сочинения ЕГЭ.
Советы, как научиться писать сочинения по литературе на ЕГЭ на отлично
Тургенев «Ася», «Отцы и дети»; А. Шолохов «Судьба человека»; Е. Замятин «Мы». Обратитесь к кратким содержаниям, чтобы вспомнить прочитанные ранее произведения. Для этого заранее выберите один их трех разделов: он должен быть понятен и интересен. При выборе также важно опираться на свой читательский опыт.
Не забудьте также написать одно-два сочинения на тему из другого раздела. Желательно, чтобы ваши работы проверил учитель или репетитор и скорректировал недочеты, если они есть», — добавила Екатерина Краснова. Частые ошибки Подмена темы Это одна из самых частых ошибок, которую совершают ученики. Задают вопрос, почему предательство обычно ищет для себя оправданий, а мы говорим, что предателем быть плохо», — пояснила Татьяна Воронцова. Из-за такой невнимательности ученик может потерять «плюс» за логику или вовсе получить незачет.
Выбор темы ради примера Хороший литературный пример действительно важен, но только как доказательство, которое позволит подкрепить описанную позицию. Пересказ вместо анализа Итоговое сочинение — это рассуждение, анализ, а не отзыв о прочитанном. Поэтому высказывать свое отношение к герою или его поступку здесь неуместно, отметила Екатерина Краснова. Не указали автора или название книги? Если вдобавок к этому вы не анализируете текст, а ограничиваетесь общими высказываниями, аргумент не засчитают.
У вас повторы? Вычеркните их или замените синонимами.
Любите прозу Бунина, Булгакова, Шолохова и зачитываетесь лирикой «серебряного века»? Третья тема направлена на раскрытие какого-либо аспекта литературы первой половины XX века. Она подойдет тем, кто цитирует наизусть Есенина, Маяковского, знаком с творчеством Ахматовой и Цветаевой и готов порассуждать о теме любви в романе «Мастер и Маргарита». Если литература для вас — это непременно плоскость свободы и выражения собственных мыслей, то обратите внимание на тему 11. Здесь учащемуся предоставляется больше свободы Как правило, четвертая тема предполагает раскрытие понятия нравственный подвиг, лишний человек, образ дома, ребёнка и т. Тему 11. Эти темы не освобождают от анализа художественного текста, но дают школьнику ценную возможность порассуждать о тексте, например, с точки зрения иллюстрации, фотографии или музыки.
Тема 11. Для этого сочинения требуется больше креативности и эрудиции, литературной осведомлённости, особенно в области текстов последних десятилетий. Подведём итог: какую тему выбрать — решать ученику, но готовить, конечно, лучше все. Даже самому ярому поклоннику «серебряного века» на экзамене может попасться нелюбимое или малознакомое стихотворение. Так что лучше иметь план «б». Теперь подробнее о том, на что обратить внимание при написании сочинения. Схема сочинения в 11-м задании традиционная.
У актеров такой прием называется «предлагаемые обстоятельства». Это позволит вам понять, укладываетесь ли вы во временные рамки и справляетесь с волнением. Как правило, многие школьники теряют баллы из-за нехватки времени и чрезмерных переживаний. Какова ваша цель? Чего я хочу добиться? Я хочу стать журналистом? Что я еще могу сделать для лучшего результата? Ваша главная цель — поступить в желаемый вуз, получить хорошую специальность, высокооплачиваемую работу и жить в большом городе, где открывается море перспектив для карьерного роста, развития, жизни. Представьте, что вы уже набрали 80 или 90 баллов. Это тоже помогает справиться с волнением и сосредоточиться на своей цели. Из заданий: какие ошибки делают чаще всего и как их избежать В сочинении недостаточно лишь описать хронологию событий, важно придать рассказу эмоциональную окраску. Пересказывать произведение, а не анализировать его Чтобы не получился банальный пересказ, задайте вопрос: почему герой поступил именно так, а не иначе? Другие наименования эксперты засчитают как ошибку. Не писать в сочинении вступление и заключение Это касается только последнего сочинения. Представьте, что вы читаете только основную часть. Есть ощущение, что ее откуда-то «вырвали», верно? Вот то же самое видят эксперты, читая сочинения без введения и заключения, и без замедления снимают баллы за логику. Так что, не поленитесь написать несколько предложений в начале и в конце, чтобы получилась композиция. Заменять слова в цитатах Это очень грубая ошибка, ведь цитата — дословная выдержка авторского текста, ее следует внести в текст в том виде, в котором она предложена в произведении. Эксперты ждут от вас конкретики. Если вы не уверены, что напишете прямую цитату правильно, то превратите ее в косвенную. Путать фамилии и инициалы героев или писателей Это грубая фактическая ошибка и, пожалуй, самая обидная. В панике многие школьники называли Марину Цветаеву Мариной и лишались заветных баллов. Поэтому, будьте внимательны и проверяйте имена, фамилии героев и авторов.
Вы, разумеется, выйдете к какому-то выводу, и этот самый вывод окажется близок к авторской позиции. Например, герой понимает, что воровство стало для него поворотной точкой в жизни, так как в нём проснулась совесть. Осталось самое сложное: ответ на вопрос текста мы нашли, а теперь нужно составить сам вопрос. Выше мы привели пример про воровство. Вопрос, который можно задать как проблемный, звучит так: «Как противоправные поступки влияют на человека? Когда стоит начинать готовиться к написанию сочинения Конечно, лучше всего, если подготовка к сочинению ЕГЭ начнётся в десятом классе вместе с подготовкой к тестовой части экзамена. Тогда у вас будет гораздо больше времени на чтение текстов и тренировку написания, соответственно. Но ни в коем случае не стоит расстраиваться тем, у кого до экзамена осталось немного. Единственным важным моментом здесь будет только необходимость уделить сочинению много внимания. Несмотря на объём материала в тестовой части, 27 задание тоже требует большого количества практики. Самостоятельная подготовка к сочинению ЕГЭ — это возможно? Главное — взяться за подготовку. В открытом доступе можно найти не только большое количество текстов, но и готовые образцы сочинений. Безусловно, это значительно всё облегчает. Но, с другой стороны, в таком количестве материала очень легко запутаться. Порой трудно найти в себе силы и мотивацию для регулярного разбора текстов. Бывает, что некоторые темы сложно понять.