В 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена. Святитель ФИЛИПП, митрополит Московский и Всея Руси, чудотворец (†1569). Святитель ФИЛИПП, митрополит Московский и Всея Руси, чудотворец (†1569). Перенесение мощей святителя Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву совершил Новгородский митрополит Никон, будущий Патриарх Московский и всея России.
Церковь празднует перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России
Из опричников Грозный формирует подобие монашеского братства. Вместе они посещают богослужения, молятся, поют в церковном хоре. И так же вместе пируют, пытают и казнят обвинённых в измене бояр. Кровь льётся рекой. И ни в ком царь не встречает противодействия. Всё это известно святителю Филиппу. Он понимает: кроме него никто не скажет правду грозному царю. Скрепя сердце, Филипп даёт согласие занять престол митрополитов Московских. Не добившись отмены опричнины, он оставляет за собой право заступаться за опальных. И поначалу его заступничество приносит плоды. Кроткие и мудрые увещевания святителя смягчают свирепый нрав Иоанна.
Пытки и казни на время прекращаются, страна отдыхает от крови. Но спокойствие и тишина продолжаются недолго. Обострение отношений с Литвой и Польшей вызывает новую волну террора. Опять бесчинствуют опричники, опять Русь замирает от страха. И вновь святитель Филипп обращается к Грозному; снова и снова обличает он беззакония, которые творят опричники. Но уже не так благосклонно слушает царь митрополита. Всё чаще гневно прерывает его, а порой приходит в бешенство. Всё чаще прислушивается он к опричникам, для которых святитель становится смертельным врагом. Окончательный разрыв наступает весной 1568 года. Внезапно в храме появляется Иоанн Грозный с толпой опричников.
И царь, и свита - все в чёрных высоких шапках и чёрных рясах. Царь подходит к владыке Филиппу, ожидая от него благословения. Но святитель словно не замечает присутствия царя. Наконец, один из опричников обращается к митрополиту.
Наконец, Грозный царь и святой митрополит пришли к уговору, чтобы святому Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного управления, не уходить с метрополии в случаях, если царь не сможет исполнить его пожеланий, быть опорой и советником царя, как были опорой московских государей прежние митрополиты. Иоанн Грозный, один из величайших и самых противоречивых исторических деятелей России, жил напряженной деятельной жизнью, был талантливым писателем и библиофилом, сам вмешивался в составление летописей и сам внезапно оборвал нить московского летописания , вникал в тонкости монастырского устава, не раз думал об отречении от престола и монашестве.
Каждый шаг государственного служения, все крутые меры, предпринятые им для коренной перестройки всей русской государственной и общественной жизни, Грозный стремился осмыслить как проявление Промысла Божия, как действие Божие в истории. Его излюбленными духовными образцами были святой Михаил Черниговский память 20 сентября и святой Феодор Черный память 19 сентября , воины и деятели сложной противоречивой судьбы, мужественно шедшие к святой цели, сквозь любые препятствия, встававшие пред ними в исполнении долга перед Родиной и перед Святой Церковью. Чем сильнее сгущалась тьма вокруг Грозного, тем решительнее требовала его душа духовного очищения и искупления. Приехав на богомолье в Кириллов Белозерский монастырь, он возвестил игумену и соборным старцам о желании постричься в монахи. Гордый самодержец пал в ноги настоятелю, и тот благословил его намерение. С тех пор всю жизнь, писал Грозный, «мнится мне, окаянному, что наполовину я уже чернец».
Сама опричнина была задумана Грозным по образу иноческого братства: послужив Богу оружием и ратными подвигами, опричники должны были облачаться в иноческие одежды и идти к церковной службе, долгой и уставной, длившейся от 4 до 10 часов утра. На «братию», не явившуюся к молебну в четыре часа утра, царь-игумен накладывал епитимию. Сам Иоанн с сыновьями старался усердно молиться и пел в церковном хоре. Из церкви шли в трапезную, и пока опричники ели, царь стоял возле них. Оставшиеся яства опричники собирали со стола и раздавали нищим при выходе из трапезной. Слезами покаяния Грозный, желая быть почитателем святых подвижников, учителей покаяния, хотел смыть и выжечь грехи свои и своих соратников, питая уверенность, что и страшные жестокие деяния вершатся им ко благу России и торжеству Православия.
Наиболее ярко духовное делание и иноческое трезвение Грозного раскрывается в его «Синодике»: незадолго до смерти по его велению были составлены полные списки убиенных им и его опричниками людей, которые были затем разосланы по всем русским монастырям. Весь грех перед народом Иоанн брал на себя и молил святых иноков молить Бога о прощении его исстрадавшейся души. Самозванное иночество Грозного, мрачным игом тяготевшее над Россией, возмущало святителя Филиппа, считавшего, что нельзя смешивать земного и небесного, служения креста и служения меча. Тем более, что святой Филипп видел, как много нераскаянной злобы и ненависти скрывается под черными шлыками опричников. Были среди них и просто убийцы, очерствевшие в безнаказанном кровопролитии, и мздоимцы-грабители, закоренелые в грехе и преступлении. Попущением Божиим история часто делается руками нечестивцев, и как бы ни желал Грозный обелить пред Богом свое черное братство, кровь, пролитая его именем насильниками и изуверами, взывала к небу.
Святитель Филипп решился противостать Грозному. Это было связано с новой волной казней в 1567—1568 годах. Осенью 1567 года, едва царь выступил в поход на Ливонию, как ему стало известно о боярском заговоре. Изменники намеревались захватить царя и выдать польскому королю, уже двинувшему войска к русской границе. Иоанн Грозный сурово расправился с заговорщиками и вновь пролил много крови. Грустно было святому Филиппу, но сознание святительского долга понуждало его смело выступить в защиту казненных.
Окончательный разрыв наступил весной 1568 года. В Неделю Крестопоклонную, 2 марта 1568 года, когда царь с опричниками пришел в Успенский собор, как обычно, в монашеских облачениях, святитель Филипп отказался благословить его, но стал открыто порицать беззакония, творимые опричниками. Обличение Владыки прервало благолепие церковной службы. Грозный в гневе сказал: «Нам ли противишься? Увидим твердость твою!
Сама опричнина была задумана Грозным по образу иноческого братства: послужив Богу оружием и ратными подвигами, опричники должны были облачаться в иноческие одежды и идти к церковной службе, долгой и уставной, длившейся от 4 до 10 часов утра. На «братию», не явившуюся к молебну в четыре часа утра, царь-игумен накладывал епитимию. Сам Иоанн с сыновьями старался усердно молиться и пел в церковном хоре.
Из церкви шли в трапезную, и пока опричники ели, царь стоял возле них. Оставшиеся яства опричники собирали со стола и раздавали нищим при выходе из трапезной. Слезами покаяния Грозный, желая быть почитателем святых подвижников, учителей покаяния, хотел смыть и выжечь грехи свои и своих соратников, питая уверенность, что и страшные жестокие деяния вершатся им ко благу России и торжеству Православия. Наиболее ярко духовное делание и иноческое трезвение Грозного раскрывается в его «Синодике»: незадолго до смерти по его велению были составлены полные списки убиенных им и его опричниками людей, которые были затем разосланы по всем русским монастырям. Весь грех перед народом Иоанн брал на себя и молил святых иноков молить Бога о прощении его исстрадавшейся души. Самозванное иночество Грозного, мрачным игом тяготевшее над Россией, возмущало святителя Филиппа, считавшего, что нельзя смешивать земного и небесного, служения креста и служения меча. Тем более, что святой Филипп видел, как много нераскаянной злобы и ненависти скрывается под черными шлыками опричников. Были среди них и просто убийцы, очерствевшие в безнаказанном кровопролитии, и мздоимцы-грабители, закоренелые в грехе и преступлении.
Попущением Божиим история часто делается руками нечестивцев, и как бы ни желал Грозный обелить пред Богом свое черное братство, кровь, пролитая его именем насильниками и изуверами, взывала к небу. Святитель Филипп решился противостать Грозному. Это было связано с новой волной казней в 1567-1568 годах. Осенью 1567 года, едва царь выступил в поход на Ливонию, как ему стало известно о боярском заговоре. Изменники намеревались захватить царя и выдать польскому королю, уже двинувшему войска к русской границе. Иоанн Грозный сурово расправился с заговорщиками и вновь пролил много крови. Грустно было святому Филиппу, но сознание святительского долга понуждало его смело выступить в защиту казненных. Окончательный разрыв наступил весной 1568 года.
В Неделю Крестопоклонную, 2 марта 1568 года, когда царь с опричниками пришел в Успенский собор, как обычно, в монашеских облачениях, святитель Филипп отказался благословить его, но стал открыто порицать беззакония, творимые опричниками: «учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати об опричнине». Обличение Владыки прервало благолепие церковной службы. Грозный в гневе сказал: «Нам ли противишься? Увидим твердость твою!
Но волна жесточайших казней, случившаяся в 1567-1568 гг.
Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного. Малюта Скуратов убивает митрополита Филиппа. Фрагмент иконы Иноки Соловецкой обители спустя двадцать лет стали просить у царя Феодора Иоанновича тело митрополита Филиппа. Царь Феодор исполнил просьбу соловецких иноков. По повелению царя Алексея Михайловича, 3 июля 1652 года мощи святителя Филиппа были торжественно принесены в Москву.
Их встречали Крестным ходом с участием царя и церковных иерархов. Мощи были положены в серебряную раку в Успенском соборе Московского Кремля около иконостаса, где и покоятся ныне. По материалам сайта Азбука.
День памяти святителя Филиппа
В начале 1652 года митрополит Новгородский Никон (будущий Патриарх) обратился к Патриарху Иосифу с предложением перенести мощи святителя Филиппа в Москву. Смотрите видео онлайн «СВЯТИТЕЛЬ ФИЛИПП, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ. Новгородский митрополит Никон отправился на Соловки, помести мощи в раку и повез их неспешно в Москву. В 1875 году святитель Иннокентий, митрополит Московский, предложил включить святого Филиппа в список других святых.
Православные празднуют память святителя Филиппа, митрополита Московского
Утвердившись в решении принять монашество будущий святитель тайно покидает дом, и отправляется в Соловецкий монастырь. Где в последствии становится игуменом. После смерти митрополита Макария, который еще мог духовно влиять на Ивана Грозного начинается тяжелое для Руси время — опричнина. Митрополит Афанасий добровольно покидает Москву, не выдержав творившихся жестокостей. Царь вспоминает о друге детства — соловецком игумене Филиппе. Так святой Филипп становится Московским митрополитом.
Архангельской митрополии. О чем молятся святителю Филиппу Великий духовный подвиг святого был в том, что он был истинным пастырем церкви в очень трудное для страны время.
С тех пор всю жизнь, писал Грозный, "мнится мне, окаянному, что наполовину я уже чернец". Сама опричнина была задумана Грозным по образу иноческого братства: послужив Богу оружием и ратными подвигами, опричники должны были облачаться в иноческие одежды и идти к церковной службе, долгой и уставной, длившейся от 4 до 10 часов утра. На "братию", не явившуюся к молебну в четыре часа утра, царь-игумен накладывал епитимию. Сам Иоанн с сыновьями старался усердно молиться и пел в церковном хоре. Из церкви шли в трапезную, и пока опричники ели, царь стоял возле них. Оставшиеся яства опричники собирали со стола и раздавали нищим при выходе из трапезной. Слезами покаяния Грозный, желая быть почитателем святых подвижников, учителей покаяния, хотел смыть и выжечь грехи свои и своих соратников, питая уверенность, что и страшные жестокие деяния вершатся им ко благу России и торжеству православия. Наиболее ярко духовное делание и иноческое трезвение Грозного раскрывается в его "Синодике": незадолго до смерти по его велению были составлены полные списки убиенных им и его опричниками людей, которые были затем разосланы по всем русским монастырям.
Весь грех перед народом Иоанн брал на себя и молил святых иноков молить Бога о прощении его исстрадавшейся души. Самозванное иночество Грозного, мрачным игом тяготевшее над Россией, возмущало святителя Филиппа, считавшего, что нельзя смешивать земного и небесного, служения креста и служения меча. Тем более, что святой Филипп видел, как много нераскаянной злобы и ненависти скрывается под черными шлыками опричников. Были среди них и просто убийцы, очерствевшие в безнаказанном кровопролитии, и мздоимцы-грабители, закоренелые в грехе и преступлении. Попущением Божиим история часто делается руками нечестивцев, и как бы ни желал Грозный обелить пред Богом свое черное братство, кровь, пролитая его именем насильниками и изуверами, взывала к небу. Святитель Филипп решился противостать Грозному. Это было связано с новой волной казней в 1567—1568 годах. Осенью 1567 года, едва царь выступил в поход на Ливонию, как ему стало известно о боярском заговоре. Изменники намеревались захватить царя и выдать польскому королю, уже двинувшему войска к русской границе. Иоанн Грозный сурово расправился с заговорщиками и вновь пролил много крови.
Грустно было святому Филиппу, но сознание святительского долга понуждало его смело выступить в защиту казненных. Окончательный разрыв наступил весной 1568 года. В Неделю Крестопоклонную, 2 марта 1568 года, когда царь с опричниками пришел в Успенский собор, как обычно, в монашеских облачениях, святитель Филипп отказался благословить его, но стал открыто порицать беззакония, творимые опричниками: "учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати об опричнине". Обличение владыки прервало благолепие церковной службы. Грозный в гневе сказал: "Нам ли противишься?
Тотчас же вырыли могилу и опустили в нее священномученика на глазах Малюты 23 декабря 1569 г. После мученической кончины святителя Филиппа тело его было погребено в Отроче монастыре, в Твери. Иноки Соловецкой обители, где он прежде был игуменом, испросили в 1591 году позволение перенести его мощи в свой монастырь. Многострадальное нетленное тело было положено в могилу, приготовленную епископом Филиппом для себя еще при жизни, под папертью храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, около гроба старца Ионы Шамина , любимого наставника его в монашеских подвигах. В 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена. По благословению Патриарха Иосифа митрополит Никон отправился в 1652 году в Соловки за мощами святителя Филиппа и торжественно перенес их в Москву. Затем святые мощи были поставлены в Успенском соборе у южной двери алтаря. На месте встречи мощей святителя Филиппа московским духовенством и народом был воздвигнут крест, от которого получила свое название Крестовская застава в Москве у Рижского вокзала. Молитва святителю Филиппу: О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Филиппе! Предстоя у Престола всех Царя, и наслаждаясь Света Единосущныя Троицы, и херувимски со Ангелы возглашая песнь Трисвятую, великое и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися паствы Христовы спасти людей, благостояние Святых Церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующих к подвигом добраго течения укрепи, град Москву и вся грады и страны добре сохрани и веру святую непорочну соблюсти умоли.
Святитель Филипп II Московский и всея Руси (Колычев)
Таких, как святитель Филипп, митрополит Московский, который не побоялся противостоять грозному тирану, проливавшему невинную кровь. Святитель Филипп, Митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное ме. Святитель Филипп, Митрополит Московский и всея России Чудотворец.
Неделя 6-я по Пятидесятнице. Святителя Филиппа, митрополита Московского
Святитель ФИЛИПП, митрополит Московский и Всея Руси, чудотворец (†1569). Тропарь святителю Филиппу (Колычеву), митрополиту Московскому, глас 8. Так святой Филипп становится Московским митрополитом. Вопреки ожиданиям царя святитель Филипп стал смело обличать неправду и призывал Ивана Грозного к раскаянию.
Православные празднуют память святителя Филиппа, митрополита Московского
Таких, как святитель Филипп, митрополит Московский, который не побоялся противостоять грозному тирану, проливавшему невинную кровь. Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, родился в 1507 году. Перенесение мощей Святителя Филиппа (колычева), митрополита московского и всея россии, чудотворца. Митрополит Филипп Московский вернулся на свою кафедру – с которой был изгнан, пережив предательство близких людей, гонения, наконец, мученическую кончину.
СЕТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ PRIHOD.RU - ПРИХОД.РУ
Трудился он и в хлебне, где смиренный подвижник был утешен небесным знамением. В обители показывали после образ Богоматери «Хлебенный», чрез который Заступница Небесная явила Свое благоволение смиренному Филиппу-хлебнику. По благословению игумена, святой Филипп некоторое время проводит в пустынном уединении, внимая себе и Богу. Новопоставленный игумен старался всеми силами поднять духовное значение обители и ее основателей — преподобных Савватия и Зосимы Соловецких память 27 сентября, 17 апреля. Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии, принесенный на остров первоначальником Соловецким, преподобным Савватием, обрел каменный крест, стоявший когда-то перед келлией преподобного. Обитель духовно возрождалась. Для упорядочения жизни в монастыре был принят новый устав. Святой Филипп построил на Соловках два величественных храма — трапезный храм Успения Божией Матери, освященный в 1557 году, и Преображения Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора. Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы.
Духовная жизнь в эти годы процветает в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские память 3 июля, 16 октября , Вассиан и Иона Пертоминские память 5 июня и 12 июня. Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни. Но Господь готовил святого угодника для иного служения и иного подвига. В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим. Святитель долго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской Церкви. Духовной близости с Иоанном он не чувствовал.
Он пытался убедить царя уничтожить опричнину, Грозный же старался доказать ему ее государственную необходимость. Наконец, Грозный царь и святой митрополит пришли к уговору, чтобы святому Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного управления, не уходить с метрополии в случаях, если царь не сможет исполнить его пожеланий, быть опорой и советником царя, как были опорой московских государей прежние митрополиты. Иоанн Грозный, один из величайших и самых противоречивых исторических деятелей России, жил напряженной деятельной жизнью, был талантливым писателем и библиофилом, сам вмешивался в составление летописей и сам внезапно оборвал нить московского летописания , вникал в тонкости монастырского устава, не раз думал об отречении от престола и монашестве. Каждый шаг государственного служения, все крутые меры, предпринятые им для коренной перестройки всей русской государственной и общественной жизни, Грозный стремился осмыслить как проявление Промысла Божия, как действие Божие в истории.
Фото: wikipedia, obraz. Он вызывает Филиппа в Москву и предлагает стать митрополитом Русской церкви. Иван Грозный, хорошо разбиравшийся в людях, искал в лице Церкви союзника и знал, что будущий св.
Филипп не интриган и не предаст. Царь надеялся на личную преданность св. Филиппа, известного ему как человека скорее, мягкого и совершенно не амбициозного. Филипп ставит Грозному условие — право обращаться к царю с просьбами о помиловании. Это право было у Церкви раньше, но Иван Грозный его отменил. Царь выдвинул свое условие — митрополит не должен вмешиваться в дела опричнины. В 1566 году этому нововведению было всего два года и известных кровавых дел за ним еще не числилось.
Филипп согласился. С укреплением опричных порядков монарх все реже прислушивался к голосу Церкви. Архиереев, пытавшихся заступиться за «изменников», он самих подозревал в предательстве. А свое обещание позволить митрополиту вступаться за опальных царь впоследствии нарушил. Но еще какое-то время отношения главы Церкви и главы государства остаются добрыми. Так, в одном из посланий к братии Соловецкого монастыря, митрополит, отправляя из Москвы милостыню, просил молиться за государя и его семью. Послание оканчивалось словами, в которых ясно виден душевный стержень святителя: «А я вас благословляю и много челом бью… Бога ради, живите любовно».
Отказ в благословении Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного.
Перевод: После успения твоего обрели на теле твоем сокровище, не подверженное краже, два креста и тяжелейшие железные вериги. Постом и молитвами ты угодил Богу, святитель Филипп, моли Христа Бога обо всех нас. Перевод: Вы благочестиво прожили как святители и людей к познанию Бога направляли и хорошо послужили Богу, поэтому от Него прославились нетлением и чудотворением, наученные Божией благодатью.
Перевод: Православия наставника и истины провозвестника, Златоусту подражателя, Российское светило, Филиппа премудрого восхвалим, пищею слов своих духовно детей своих питающего;ибо он языком хвалу воспевал, а устами песнопение возглашал, как служитель таинств Божией благодати.
При этом он отметил, что церковь не обязана соглашаться с заявлениями историков, и подчеркнул, что внесение изменений в жития святых требует «особенно тщательных исследований». Ранее Владимир Путин заявил о наличии альтернативной версии гибели митрополита Филиппа в Твери в 1569 году. Так, по словам президента, есть версия о том, что Скуратов не убивал Филиппа и «не проезжал там, а если проезжал, то проезжал мимо».
Святитель Филипп II Московский и всея Руси (Колычев)
После этого святой помолился и тайно покинул Москву, даже не попрощавшись с родителями. Он пошел на Онежское озеро, а затем достиг Соловецкого монастыря. Служение на Соловках Тридцатилетнему послушнику пришлось преодолевать немало тяжелых испытаний на новом месте. Он копал землю, рубил дрова, работал мельником и монастырским кузнецом. Через послушнические труды он решил принять постриг с именем Филипп.
Спустя восемь лет святитель стал игуменом Соловецкой обители. Иногда он удалялся в пустынное место, подальше от Соловецкого монастыря, чтобы совершать молитвы. Эту глухую местность впоследствии прозвали Филипповой пустыней. Хозяйственные и религиозные достижения Игумен за время своей деятельности сделал храм великим культурным и промышленным центром Руси.
Подвижник показал себя образцовым хозяином с большой энергией и предприимчивым умом. На островах он воздвиг хозяйственные постройки, усовершенствовал промыслы. В поморских вотчинах появились соляные варницы, был прокопан пруд и проведено осушение болот для пополнения запасов пресной воды. Монастырь всегда был обеспечен скотом благодаря увеличению пастбищ, у жителей появилось молоко и масло.
Ветряные мельницы избавили монахов от необходимости молоть зерно вручную, а соляные и рыболовные промыслы стали снабжать солью и рыбой все русские земли. Так проходило житие служителя церкви на Соловках. Святитель сам помогал строить величественные сооружения, закладывал стены, а под папертью храма Преображения Господня он подготовил себе могилу, рассчитывая, что закончит свои дни в этом месте. Но все сложилось иначе.
Новые испытания и окончание жизненного пути Когда игумен Колычев посетил Москву, Иван Васильевич увидел в подвижнике духовную опору, которая нужна была ему в начавшемся противостоянии с боярами.
Вместе со старицким князем пострадали и все его почитатели, друзья, близкие и соратники. Пострадали при этом и бояре Колычевы.
Спасаясь от мести и расправы царя, Федор Колычев — будущий святитель — бежал на Соловки, чтобы в дальних северных краях спрятаться от гнева Ивана Грозного на весь род Колычевых. Свои последние месяцы жизни святитель Филипп провел на тверской земле — в Тверском Отроч монастыре, где и был задушен по приказу царя опричником Малютой Скуратовым. Так что наш тверской край может считать святителя Филиппа — страдальца за Божью правду — своим небесным покровителем и сострадальцем всей истории тверской земли, ибо, наверное, ни одна область нашей страны так не пострадала в истории от бесчинной злобы московских князей как Тверское княжество, начиная от убиения вл.
Михаила Тверского Юрием Московским. Говорить слово в день памяти митрополита Филиппа всегда непросто, ведь если говорить о его смерти, то в ней повинен не один царь Иван Грозный, но и все епископы Русской церкви того времени за редчайшим исключением.
Святительство Филиппа продлилось недолго. Он оказался единственным во всей России, кто осмелился противопоставить себя царю и его опричникам, погрязшим в кровавых беззакониях. Сначала он хотел обратить к царю соборное архиерейское послание, однако никто из епископов его не поддержал. Тогда святитель стал действовать в одиночку.
Он несколько раз наедине беседовал с царем, требуя от него прекратить кровопролитие невинных людей. Эти беседы приводили Иоанна в глухое раздражение. Вскоре конфликт принял открытую форму. Царь в гневе покинул собор. Участь митрополита была предрешена. Мученика долго томили в подвалах московских монастырей, ноги старца забивали в колодки, держали его в оковах, накидывали на шею тяжелую цепь.
Наконец, отвезли в заточение в Тверской Отрочь монастырь. Иноки Соловецкой обители, где он прежде был игуменом, испросили в 1591 году позволение перенести его мощи в свой монастырь. Многострадальное нетленное тело было положено в могилу, приготовленную епископом Филиппом для себя еще при жизни, под папертью храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, около гроба старца Ионы Шамина , любимого наставника его в монашеских подвигах. В 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена. По благословению Патриарха Иосифа митрополит Никон отправился в 1652 году в Соловки за мощами святителя Филиппа и торжественно перенес их в Москву. В руки святого была вложена покаянная грамота царя Алексея Михайловича, в которой он молил о прощении грехов своего прадеда Иоанна Грозного, «склоняя» свою власть перед властью церковной.
Мощи Филиппа доставили в Москву. Народ и духовенство встречали их с радостью. Царь нес гроб вместе с архиереями. Мощи поместили в Успенском соборе Кремля. Филипп был прославлен как великий святой.
Вот братья и сестры какой великий человек сегодня воспоминается — митрополит Филипп Московский, который жертвенной любовью к Богу и ближним смог очистить Русь Святую от злого начинания — опричнины Иоанна Грозного. Правители после Иоанна Грозного, увидели в опричнине тьму, о которой говорит Священное Писание и упразднили ее. Молитвами святителя Филиппа Свет Христов да просветит всех нас. В своем слове архиерей отметил праведность и благочестие жизни новопреставленной Елены и как древо познается по плодам, так и человек, по плодам, принесенным в жизни. Ее дочь Анастасия Анатольевна Воронова имеет большие заслуги перед Церковью и перед всей системой образования Оренбургской области.
В январе 2007 г. В 2009 г. Награждена почетным знаком свв. Кирилла и Мефодия II степени. Является автором 31 научной работы, 3 учебно-методических пособий и 1 учебного пособия.
Вот такой плод в лице своей дочери принесла ныне покойная Елена Петровна. Будем же молиться чтобы Господь простил ей вольные и невольные прегрешения, а ее сродникам пожелаем помощи Божией во всех делах и начинаниях.
ФИЛИПП МОСКОВСКИЙ
Православные празднуют память святителя Филиппа, митрополита Московского | Смотрите видео онлайн «СВЯТИТЕЛЬ ФИЛИПП, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ. |
Святитель Филипп, митрополит Московский – ПРАВОСЛАВИЕ | Святитель Филипп был вынужден оставить Соловецкий монастырь и вернуться в Москву, чтобы, по решению царя Ивана IV (Грозного), принять сан митрополита и возглавить управление Московской митрополией и всей Русской Церковью. |
22 января — Память святителя Филиппа, митрополита Московского (1569)
Церковь празднует память святителя Филиппа, митрополита Московского | Святителя Филиппа, митрополита Московского. |
День памяти святителя Филиппа | Сегодня Православная Церковь празднует память перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, всея России чудотворца. |
Федотов Георгий Петрович: Святой Филипп, митрополит Московский
Там, в конце декабря 1569 года, святитель Филипп был убит приближенным царя Малютой Скуратовым. Тело святого сначала похоронили в Отроче монастыре. В 1591 году монахи Соловецкого монастыря получили разрешение на перенесение мощей святого митрополита в родную для него обитель. В 1652 году митрополит Никон будущий патриарх по благословению патриарха Иосифа торжественно доставил мощи в Москву. В руки святителя была вложена покаянная грамота царя Алексея Михайловича, в которой тот молил о прощении грехов своего прадеда Ивана Грозного.
Филипп несколько раз отказывался, но его принудили взять на себя игуменскую власть. Возглавив братию, Филипп привел хозяйство монастыря в идеальное состояние, устроил каменную пристань, был строгим, но справедливым пастырем.
При нем на Соловках началось каменное строительство. Первый каменный храм Филипп освятил во имя Успения Пречистой Богородицы, построил Преображенский собор. В 1566 году государь Иоанн Грозный вспомнил о своем друге детства и просил его возглавить Церковь. Всячески отказывался Филипп от такого предложения. Но призвав благочестивого игумена в Москву собор архиереев возвел его в сан митрополита — Филипп возглавил всю Русскую Церковь. В то время царь Иоанн Грозный создал опричнину, и опричники вершили бессудную расправу над теми, в ком видели врагов царя.
Филипп увещевал царя ради Христа отказаться от пролития крови. Тот не соглашался, Иоанн Грозный как раз находился в такой тьме, о которой мы сегодня слышали в Евангелие. Во тьме беспросветной царь не видел злодеяний опричнины. Тогда митрополит публично, в храме, отказал ему в благословении. Филиппу угрожали расправой, но митрополит не благословлял царя, считая его жестокость нехристианской. Святитель стоял не против государя, а за веру.
Его по ложным обвинениям свергли с митрополичьей кафедры, прилюдно сорвали с одежд знаки его сана и сослали в Тверской Отроч монастырь. В декабре 1569 года руководитель опричников Малюта Скуратов приехал к Филиппу в Отроч монастырь и вновь просил о благословении для царя на опричные дела. Филипп отказал.
После трёхдневного поста за литургией в Спасо-Преображенском соборе Никон перед ракой с мощами прочёл грамоту царя, адресованную святителю: …великому господину, отцу отцев, преосвященному Филиппу, митрополиту Московскому и всея Руси, по благоволению Вседержителя Христа Бога, царь Алексей, чадо твое, за молитв святых твоих здравствует.
За его покаяние и нашего ради прошения прийди к нам, святый владыко… По просьбе монастырской братии Никон оставил в монастыре часть святых мощей, а остальные переложил в привезённую с собой раку и начал с ними обратное путешествие в Москву. По дороге Никон письмами информировал царя о своём передвижении, на всех остановках мощи вносили в храмы и при большом стечении народа совершали перед ними молебны. Их встречали крестным ходом с участием царя и церковных иерархов, на месте встречи впоследствии был воздвигнут храм святого Филиппа в Мещанской слободе. Царь восторженно описал встречу святыни в своём письме к князю Н.
Его отец Степан Колычев был видным деятелем Боярской думы и всячески пытался приблизить своего сына к царскому двору. Но юный Федор Колычев избрал путь служения Богу. В 30 лет он тайно покинул Москву и ушел в Соловецкий монастырь, где через полтора года был пострижен с именем Филипп. Царь Иоанн Грозный в то время искал себе человека, который станет для него духовной опорой и поддержкой.
Он вспомнил о Филиппе, с которым дружил в детстве. Но надежды царя не оправдались. Филипп не поддерживал взгляды царя и особо ярко выступал против опричнины.
Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского
Так же митрополита Московского можно увидеть среди других святителей на иконах соборов святых. В начале 1652 года митрополит Новгородский Никон (будущий Патриарх) обратился к Патриарху Иосифу с предложением перенести мощи святителя Филиппа в Москву. Митрополит Московский Филипп, которого в понедельник вспоминают в Русской церкви, согласно житию, был убит главой опричников Малютой Скуратовым, но прямо говорить, что это было сделано по указанию Ивана Грозного, невозможно, рассказал РИА Новости. Биография митрополита Московского и всея Руси Филиппа I: житие и литературная деятельность, епископ Суздальский, противник венчания Софьи Палеолог и Ивана III Великого, Успенский собор, в сериале "София". Память, смерть и канонизация святителя на 24СМИ.