Касьян-високос; Касьян Немилостливый; скупой Касьян; Касьян завистливый; Кривой Касьян; Корыстник; Касьянья; Касьян-недоброжелатель; Касьян Грозный; День Касьяна злопамятного. Касьянов день отмечается 29 февраля каждый високосный год честь святого Иоанна Кассиана (Касьяна). святой Кассиан Римлянин, а 29 февраля называется в честь него Касьяновым днем. В ряду святых угодников, чтимых православным народом, Касьян занимает исключительное место — это нелюбимый святой, «немилостивый».
Что можно и нельзя делать в день Касьяна-високоса 29 февраля, который выпадает раз в четыре года
Кроме того, в них рассказывалось, что Святой Василий Великий , повстречавшись с святым Касьяном, наложил ему на лоб крестное знамение, после этого святой Касьян стал обладать способностью сжигать приближающихся к нему демонов. Однако всё это не могло обелить святого, и для всех он продолжал оставаться Касьяном Немилостливым, Касьяном Завистником, Касьяном Грозным, Касьяном Скупым [11]. По мнению одного из ведущих этнологов-славянистов Т. Агапкиной , отрицательный образ Святого Касьяна и дня его памяти сформировался под влиянием дохристианских представлений о «плохом» и «хорошем» времени.
День Святого Касьяна приходился на самый страшный с мифологической точки зрения момент времени: последний день зимы и последний день старого года в древности год начинался 1 марта [11]. Легенда о Касьяне и Николе[ править править код ] День памяти святого Касьяна отмечают один раз в четыре года так как 29 февраля бывает только в високосном году. У русских существовала легенда, что Бог лишил святого Касьяна ежегодной памяти за недоброжелательность к бедным людям.
Об этом рассказывает легенда, связанная со «Святым Касьяном» и Николаем Угодником [12]. По легенде, однажды у мужика увяз воз в дороге. Мимо шёл Касьян-угодник.
Мужик его не узнал и попросил вытащить воз. И пошёл дальше своей дорогой.
Кроме того, они давали и деньги взаймы, как обыкновенно делали это жиды-корчмари в Малороссии. Так, шуйский откупщик в 1646 роздал шестнадцати человекам 55 руб. В кабаках существовали самые низкие и бесчестные средства к наживе, совершались самые низкие преступления. По кабакам заведены были азартные игры, табак, женщины. Работник и мастеровой часто проживали все имущество жены и детей. Пока сидели они в царевом кабаке, никто и ни под каким предлогом не смел вызвать их оттуда, чтоб не нанести этим убытка казне. Пили до того, что все пропивали с себя и выходили из кабака буквально голыми. Кабак делался мало-помалу местом страшным и скверным.
Мать, провожая сына, предостерегала его от кабака и от дружбы с целовальниками: Не ходи, чадо, к костарем и корчемником, Не знайся, чадо, с головами кабацкими. Под влиянием ужасных сцен, совершавшихся в кабаке, — и вино, и кабак, и кабацкие пьяницы, — кабачество в народном сознании стало символом всего дьявольского, темного, нечистого. Не перекрестивши рта, не перекрестивши стакана с вином, нельзя было выпить — иначе, вместе с вином, вскочит в рот и дьявол, сидящий в стакане. Дьяволы лично являлись в кабаках и спаивали народ. Опившиеся в кабаках или убитые там считались уже нечистыми, их не погребали, а зарывали в лесу, считали заложными покойниками. Адриан повелел, чтоб всех, которые, играя, утонут или вином обопьются, не отпевать, а класть в лесу или на поле. Отсюда-то распространилось злое, суеверное народное мнение, что если на общем кладбище похоронят опийцу, то быть неурожаю или засухе. В 1861 в одной деревне, во время случившейся засухи, народ вырыл из могилы труп крестьянина, умершего от пьянства, и, изуродовав его, бросил в реку. Несмотря на то что прежние целовальники, как люди выборные, часто сменялись, несмотря на то что при введении откупов в прошлом веке уже не было верных целовальников, но имя их, их значение сохранилось в названии кабашных сидельцев целовальниками, они остались навек памятны в позорной брани: «целовальник! Целовальники, служившие в откупах, получали прежде жалованья от 6 до 8 руб.
И несмотря на то что из этого скудного жалованья целовальники должны были платить за утечку, за освещение кабака, за бой посуды, кроме того, платить штрафы, угощать полицию и пр. Целовальники в Москве наживались, богатели и делались откупщиками-миллионерами. Кроме миллионов, получаемых казною за откупа в 1859 эта сумма выросла до 127,7 млн. Целовальник находился как бы вне законов: полиция не могла ничего сделать с ним без откупщика. Целовальник знал одну власть — откупщика, имел одну цель — обирать народ. Он обмеривал, обсчитывал, обкрадывал народ, торговал крадеными вещами, торговал даже мелкой монетой, извлекая ее из народного обращения, и за все это продавал водку, разбавленную водою и суррогатами. Сначала в целовальники шли только горожане, затем в разных местностях сделалось обычаем на заработки ходить в города в целовальники, и, наконец, появились целые села, откуда на всю Россию выходили целовальники. Таковы богатые села Рязанской губ. Если в Центральной России народ спаивали откупщики и целовальники, то в Малороссии и Белоруссии еще боле жестоко и напористо это совершали иудеи- шинкари. Усилением иудеев за счет умного, доброго и честного малоросского народа Малороссия обязана сначала полякам, а потом Москве, которая народу не давала водки, а жидам и полякам позволяла делать все что угодно.
Вся Малороссия и Белоруссия стонали еще под игом поляков. Малороссы были для польского пана низкими холопами. Народ панам поставлял «меда та вина ситни», а паны за это усеяли всю Малороссию шинками, отдав их, вместе с народом, в аренду иудеям. По Указу 26 янв. Закон 1845 окончательно запрещает жидам торговать в шинках по деревням, селам и хуторам. Запрещенье это остается и в Положении 1863. И тут-то, среди глубочайшего, всеобщего молчания о пользах народа, начинают снова раздаваться голоса за иудеев-корчмарей, поднятые в видах народной пользы. Один предводитель дворянства, указав на важное значение иудеев для благосостояния губернии, ходатайствует о допущении их торговать в шинках, — тем более потому, что малороссы отказываются брать в аренду шинки, — и свидетельствует, что с освобождением крестьян некому будет содержать шинки, кроме иудеев, а с воспрещением этим последним шинковать — шинки должны будут закрываться, и тогда дворянство понесет убытки. Предложение это было принято, как видно из циркуляра от 23 мая 1863, и дозволено иудеям в местах их оседлости заниматься питейной продажей повсеместно, на общем основании. Народ Малороссии дал дорогу иудеям-корчмарям, сам же совершенно отстранился от участия в торговле вином.
Прыжов Каганец Глиняная плошка с ручкой, наполненная салом с опущенным в него фитилем. Выполняла роль светильника в Малороссии и южных районах Великороссии. Кадка кадушка Емкость для заготовки солений, квашений, мочений. Она изготавливалась бондарями из клепок, стянутых обручами, и представляла собой усеченный конус или цилиндр, иногда поставленный на три ножки, являвшиеся продолжением клепок. Необходимой принадлежностью кадки были кружок и крышка, сделанные из хорошо выструганных и прижатых друг к другу клепок. Кружком, диаметр которого был меньше диаметра кадки, прижимали положенные в нее продукты, а затем сверху укладывали гнет — камень. Соленья и моченья при этом всегда находились в рассоле, не всплывая на поверхность. Крышка, плотно входившая в кадку, нужна была для того, чтобы предохранить продукты от загрязнения. Снимали крышку с помощью находящейся в центре ее ручки. Кадки изготавливали из лиственных пород деревьев: сосны, липы, дуба; обручи — из ветвей ивы, сирени, черемухи, орешника.
Особенно ценились дубовые кадки. В них засаливали огурцы, мясо, рыбу, квасили капусту, мочили яблоки, бруснику, клюкву. Дубовая древесина содержит консервирующие вещества, убивающие гнилостные бактерии, благодаря чему заготовленные в дубовых кадках продукты сохранялись намного дольше, чем в липовых или березовых. Кроме того, дуб придавал соленьям дополнительный аромат и вкус. Кадки из осины использовали гл. Казакин Мужской полукафтан, суконный, выше колен, приталенный, со сборками на спине, с узкими рукавами и воротником-стойкой, однобортный, на крючках. Казан Большой котел, литой, чугунный, кованый железный либо цельнотянутый медный, с полукруглым дном, с ушками либо с дужкой, для приготовления пищи. Казанская Икона Божией Матери Один из главных символов русской духовности, икона с изображением Богоматери с младенцем Христом на руках в иконографическом типе Одигитрия Путеводительница , обретена в 1579 в Казани. После пожара, уничтожившего половину города, 9-летней девочке Матроне Онучиной явилась во сне пречистая Богородица и повелела возвестить всем, что в земле, на месте сгоревшего дома Онучиных, хранится Ее икона. Сообщению девочки поначалу не придали значения.
Однако сон повторился еще дважды. Тогда Матрона со своей матерью сами откопали икону, а священник ближайшего Никольского храма Гермоген с крестным ходом отнес икону в свой храм. А после молебна икону перенесли в Казанский Благовещенский собор. Интересен тот факт, что позднее, в Смутное время, священник Гермоген стал патриархом Русской православной церкви и прославился своими подвигами и мученической смертью во имя спасения Отечества. Образ Казанской Божией Матери с наиболее благодатной силой впервые проявил себя в годы Смуты. В Казанском ополчении был список с иконы, который воины вручили кн. В 1612 икона стала Путеводительницей всего второго ополчения, двинувшегося из Н. Новгорода на освобождение Москвы. Накануне решающего сражения с интервентами, засевшими в Москве, русское воинство 3 дня постилось и молило Богородицу о милости перед Казанской иконой. А победа, одержанная в этом сражении, была расценена как очередное свидетельство покровительства Божией Матери России.
С этих пор икона Казанской Божией Матери приобретает общерусское значение. Поначалу возникло народное почитание — сразу после освобождения Москвы в 1612, когда, в отсутствие царской власти, воины ополчения «уставиша праздник торжественный празновати о таковой дивной победе».
Кроме того, чтобы благополучно провести этот страшный день и «не попасть на глаз Касьяну», рекомендовалось не выходить на улицу, не выпускать со двора скот и птицу и отказаться от всех работ. Такой отрицательный образ Святого Касьяна и дня его памяти сформировался под влиянием дохристианских представлений о «плохом» и «хорошем» времени.
День Святого Касьяна приходился на самый страшный с мифологической точки зрения момент времени: последний день зимы и последний день старого года в древности год начинался 1 марта. Касьян - тяжелый и на людей и на скотину. Касьян на что ни взглянет - всё вянет. Касьян всё косой косит.
Касьян на народ взглянет - народу тяжело, Касьян на траву - трава вянет, на скот - дохнет, на дерево - дерево сохнет. На кого Касьян покосится, тому и худо будет в високосный год. Пришёл Касьян, пошёл хромать да на свой лад всё ломать. Худ приплод на Касьянов год.
Косарь Касьян косой косит косо, не скосит покоса Касьян-косарь. Косарь Касьян косой косит косо, не скосит косарь Касьян покоса. Одного взгляда на календарь достаточно, чтобы определить: 2016 год високосный или нет. На беду, последний зимний месяц дополнительным днем прирос, 29 февраля.
На многих людей эта мистическая дата, да и сам високос, страх наводит. Опасаются они болезней, несчастий, боятся, что удачи в жизни не будет. Нелепая ошибка Хотя до сей поры крупно не повезло только праведнику Кассиану, его на Руси с Кащеем перепутали. Речь не о сказочном персонаже, худом угрюмом старике, что «над златом чахнет», а о злобном божестве славянского пантеона , повелителе подземного царства.
Его, как и святого Касьяна, раньше 29 февраля вспоминали. К тому же, имена у них созвучные, легко ошибиться. Кассиана Римлянина Церковь славит: он был подвижником, пропагандировал монашество, основал в Галлии две обители, мужскую и женскую, сочинил множество духовных трактатов. Нравом отличался добрым, кротким, и презрительного отношения явно не заслужил.
Лютый Кащей Чернобог по поверью безотлучно охраняет врата ада, однако раз в четыре года покидает преисподнюю, грешников на земле выискивает. Чтобы прогнать его обратно, в мир мертвых , полагалось в ночь на 1 марта раздавить в ладони сырое яйцо, снесенное курицей на Рождество. А до этого ритуального обряда на глаза Касьяна Кащея лучше не попадаться. Приметы на Касьянов день 29 февраля 2016 В Касьянов день не работали, спали до обеда, на улицу до восхода солнца носа не показывали.
И, вообще, старались лишний раз из дома не выходить, даже во двор. Новых дел не затевали, все равно положительного результата не добиться. Отголоски тех верований и поныне живы: бизнесмены контракты, договора не заключают, хирурги плановых операций на роковое число не назначают. Кстати, в високосный год приметы советуют запомнить день недели, на который 29 февраля выпало, и значимых событий к нему не приурочивать.
Пустеют загсы, свадьба в високосный год в Касьянов день считается у россиян плохим знаком. Зато в Европе с роковой датой связывают благоприятные прогнозы на личное и семейное счастье. Недаром в былые времена в Шотландии существовал замечательный обычай, 29 февраля девушка могла сама к полюбившемуся парню посвататься. Если избранник от предложения руки и сердца отказывался, выплачивал в государственную казну внушительный штраф.
Хорошая уловка для влюбленных, родители которых брачный союз неразумных отпрысков не одобряли, свадьба в високосный год помогала молодым воссоединиться на законных основаниях. Не жениться в високосный год 29 февраля можно запросто, а роды поторопить, отложить получается далеко не всегда. Ведь без медицинских показаний к кесареву сечению акушеры не прибегают, поэтому рожать в високосный год, на Касьянов день, если приспичит, придется. Здоровье ребенка важнее суеверий, рисковать им в 2016 год, високосный он или нет, не стоит.
В старину говорили, что 29 февраля появляются на свет детишки слабенькие, судьбой обиженные. Однако колдуны, волхвы древние астрологи причисляли их к касте избранных: обладают они редким даром предвидения, магическими способностями. Их к тайному, 13 знаку зодиака «Змееносец» относят, сейчас на нашей планете всего 4 миллиона его представителей. Не каждому выпала честь рядом с ними жить.
В общем, если советуют врачи рожать в високосный год, в Касьянов день, не сомневайтесь, Фортуна в лице необыкновенного малыша редкий дар преподносит. Добрые традиции Касьянова дня Практически все знают, что нельзя в високосный год, 29 февраля совершать, и лишь единицы подскажут, чему можно и нужно Касьянов день посвятить. Непременно сходить в храм, перед иконой Святого Кассиана помолиться, свечку поставить, прощение за грехи попросить и помощи в изгнании бесов, которые покоя не дают. Мучают бессонницей, ночными кошмарами; заикание, замкнутость, потерю аппетита на детей и взрослых насылают.
Знахарки в деревнях подобные напасти на Касьянов день особым заговором лечат: «Духи нечистые, переполохи! Отстаньте от Божьего раба имя страдальца , уйдите в дремучую чащу, схоронитесь под трухлявый пень. Не то напущу на вас святого Касияна, чтобы мял, огнем выжигал, роздыху и пощады не давал. Текст заклятья произносят трижды, после просят заговариваемого умыть лицо колодезной или холодной проточной водой.
Он объяснил, что 23 сентября 2023 г. Люди, приехавшие издалека, привезли продукты и другую помощь беженцам, в результате, простояв 7 часов на блокпостах, так и не смогли проехать в обитель. И только через семь месяцев — 24 апреля 2024 г. СБУ сообщила митрополиту Арсению подозрение. Этот факт был абсолютно проигнорирован судом. Арест без права внесения залога — это более чем жестокий подход к человеку, который имел мужество оставаться со своею паствой в самые тяжкие дни войны, не скрывался и не думал покидать страну и обитель», — подчеркнул Новинский.
Кто на завалинке
- Старая версия епархиального сайта
- ТАЙНЫЕ ЗНАНИЯ ЕГИПТЯН
- Касьянов день в 2024 году — традиции
- Касьянов день - Статьи - Общество - РЕВИЗОР.РУ
Содержание
- Кто на завалинке
- Именины Касьяна по православному календарю
- СТРАШНАЯ НАХОДКА НА ПЛЯЖЕ
- Анонс служения митрополита Кирилла в Страстную седмицу и праздник Пасхи Христовой
- Cвященник Максим Каскун: Когда нас предают, мы должны научиться не осуждать | Православная газета
- Последние новости
Анонс служения митрополита Кирилла в Страстную седмицу и праздник Пасхи Христовой
Святой Касьян 29 февраля биография Испокон веков Касьянов день отмечается в последний день февраля, но раз в 4 года, именно в високосный год. Немилость русского народа святой Касьян заслужил тем, что по легенде, еще будучи светлым ангелом, предал Бога и рассказал дьяволу о намерении Господа изгнать с небес всю сатанинскую силу. В народе его зовут Касьян Завистливый, Касьян Скупой, Касьян Злопамятный, Касьян Грозный, Касьян Несчастливый и боятся «глаза Касьяна». Говорили: «Касьян на что ни взглянет — все вянет.
Касьянов день. Почему 29-е февраля считалось самым опасным днем в году: его боялись до ужаса
По сугубой ектении епископ Василий вознес молитву о Святой Руси. Пел сводный хор под управлением регента Валентины Бережной. По окончании богослужения Архипастырь поблагодарил прихожан за святые молитвы, пожелал доброго здоровья и душевного спасения и преподал благословение.
Крестьяне верили, что все каким-либо образом причастное к этому дню обречено на неудачу. Если человек в этот день выйдет на улицу, то он рискует заболеть или умереть, если захочет поработать, то работа не будет спориться — всё будет валиться из рук.
Человека, родившегося в этот день, ждёт печальная судьба: он будет всю жизнь несчастен, его ждёт ранняя смерть, тяжёлая болезнь или увечье. Святой Касьян распространяет свою зловредность и на весь год: «Пришёл Касьян, пошёл хромать да на свой лад всё ломать». Високосный год у русских считался опасным годом. По поверьям, в этот год всё «уродливо и неспоро».
У коров пропадает молоко; домашний скот не даёт приплода, а если и даёт, то нежизнеспособный: «Худ приплод в високосный год»; урожаи обычно низкие; брак, заключенный в этот год, всегда неудачен. Верили, что в Касьянов год женщины чаще, чем обычно, умирают от родов, а мужики от запоя. По народным представлениям, противоречащим православию, считалось, что молебен перед образом Касьяна в день памяти святого поможет защититься от его козней. Кроме того, чтобы благополучно провести этот страшный день и «не попасть на глаз Касьяну», рекомендовалось не выходить на улицу, не выпускать со двора скот и птицу и отказаться от всех работ.
Такой отрицательный образ Святого Касьяна и дня его памяти сформировался под влиянием дохристианских представлений о «плохом» и «хорошем» времени. День Святого Касьяна приходился на самый страшный с мифологической точки зрения момент времени: последний день зимы и последний день старого года в древности год начинался 1 марта.
Там в одном из монастырей Вифлеема он принял постриг и несколько лет путешествовал по пустошам да скитам — чтобы изучить монашеский устав. Римлянин, обогащенный знаниями, сопровождал святителя Иоанна Златоуста в Константинополь. Кстати, в этом городе богослова посвятили в диаконы. Религия, Библия. СС0 Вскоре бытие Иоанна Кассиана дало еще один «виток»: уже в сане пресвитера он обустроил в Марселе мужской и женский монастыри.
Почему преподобного Кассиана Римлянина боялись в народе? Пращуры боялись Иоанна Кассиана Римлянина.
И еще немало важно. В 1839 году литовским исследователем Теодором Нарбутом была опубликована книга под названием «Древняя история литовского народа».
В ней автор утверждал, что данную икону мог получить Литовский князь Ольгерд, когда крестился и принял православие с именем Александр. Литва в XIV веке, по польской унии, была православной страной и тут была целая сеть православных приходов, даже своя митрополия была утверждена. В общем, мы не знаем точно, да и никто не знает, откуда эта святыня появилась в Вильнюсе. Знаем только, что среди православного населения литовской столицы, и среди множества православных паломников из соседней Польши и Белоруссии со всего мира, этот образ почитается как великая православная святыня.
И сегодня 27 апреля мы отмечаем день памяти Остробрамской или Островоротной иконы Матери Божьей.
Что можно и нельзя делать в день Касьяна-високоса 29 февраля, который выпадает раз в четыре года
Касьянов день (Касьян Немилостливый, Касьян Завистник, Кривой Касьян) — народное название дня памяти Святого Кассиана Римлянина, который отмечают в високосный. Главная» Новости» 29 февраля касьян. Главная» Новости» 29 февраля день какого святого в православии.
Приметы 13 марта: почему в день Касьяна Високоса нужно подольше поспать
Главная» Новости» 29 февраля касьян. новости коротко. Тип народно православный иначе Касьян завистливый, Касьян високос, Корыстник Отмечается христианами, восточными славянами Дата 29 февраля (13 марта) Традиции работы в этот день прекращаются и до восхода не выходят на улицу Касьянов. Касьянов день — народный и христианский праздник, приходившийся на 29 февраля по юлианскому календарю. тэги: день святого касьяна, именины касьяна, касьянов день, святой касьян.
Касьянов день примет
29 февраля Православная Церковь отмечает память святого Иоанна Кассиана Римлянина. святой Кассиан Римлянин, а 29 февраля называется в честь него Касьяновым днем. Святейший Патриарх Кирилл утвердил годовой план православных выставок на территории столицы и выставочных мероприятий, подготовленных синодальными учреждениями. Святой Касьян 29 февраля биография Испокон веков Касьянов день отмечается в последний день февраля, но раз в 4 года, именно в високосный год.
Касьянов день в 2024 году — история
- 29 февраля - день святого Касьяна (Михаил Моро) / Проза.ру
- Касьян 29 февраля и високосный год: приметы, обряды, народный фольклор, традиции и представления
- Касьянов день (Касьян-високос)
- Старая версия епархиального сайта
📅29 февраля 2024 года в Церкви вспоминают преподобного Касьяна.
В обители он пробыл два года. Затем путешествовал по Скитской пустыне, впитывал в себя опыт других монахов. Следующие три года прошли в полном уединении в Вифлееме. После этого Кассиан направился в Константинополь, где ему присвоили сан диакона. Когда он прибыл на родину, его посвятили в сан иерея. В Галлии Кассиан построил два православных монастыря. В 435 году иеромонах окончил земной путь.
Он оставил после себя много сочинений и трудов. В 417-419 годах им было написано 12 книг, потом еще 14. Восемь из них посвящены смертным грехам, 10 — беседам с пустынниками. Традиции и обряды Главные традиция - нельзя работать и покидать дом до утра следующего дня. В некоторых селениях его имя используется как оскорбление. В представлении народа Касьян — это демон с косящим взглядом и непомерно большими веками.
В Галлии Кассиан построил два православных монастыря. В 435 году иеромонах окончил земной путь. Он оставил после себя много сочинений и трудов. В 417-419 годах им было написано 12 книг, потом еще 14. Восемь из них посвящены смертным грехам, 10 - беседам с пустынниками. Традиции и обряды Многие не признают Касьяна святым, а его образ считают отрицательным. В некоторых селениях его имя используется как оскорбление. В представлении народа Касьян - это демон с косящим взглядом и непомерно большими веками. На что или кого бы он ни взглянул, все болеет и умирает. В этот праздник люди стараются соблюдать такое правило: не делать никаких дел и не выходить за порог дома до утра следующего дня.
По народным суевериям, в Касьянов день любое дело или поступок могут обернуться бедой. Беременные женщины стараются перенести дату родов. Это касается также операций, бракосочетаний, начинаний новых проектов и заключений сделок. Приметы Работать нельзя - Касьян обязательно сглазит. Если выпить - можно «задобрить» Касьяна, и он не навлечет беду. До рассвета нового дня лучше не покидать дом. Если кто-то заболел или умер, что-то сломалось, завяло, потерялось - это Касьян скосил свой глаз. На дворе 2012 год, в котором нас ждет один «лишний» день: 29 февраля. Именно из-за него принято считать, что грядущий, так называемый високосный год, — всегда заведомо трудный, неудачный. В соответствии с Юлианским календарем, длительность года принималась равной 365,25 дня.
Обычный год равнялся 365 дням, а для учета накапливающейся ошибки каждые четыре года вводился дополнительный день — 29 февраля. Такие годы и получили название високосных. И тогда же, еще во времена римлян и греков, они стали пользоваться дурной славой. Повсеместно високосному году приписывали и приписывают до сих пор многие беды, в том числе неурожаи, болезни и войны. А 29 февраля — самый бедственный день во всем году. Дело в том, что 29 февраля отмечается день святого Касьяна, которого принято считать самым завистливым, злопамятным, недоброжелательным и скупым человеком. Но разве может быть святой завистником? Оказывается, по мнению наших предков, может. В ряду святых угодников, чтимых в православии, Касьян в прошлом занимал совершенно исключительное место. Это был нелюбимый святой, «немилостивый», который не слишком был склонен помогать в делах и к тому же имел весьма недобрый нрав.
О Касьяне сложено множество легенд. В одной из них объясняется, что его именины потому отмечают только раз в четыре года, что он три года подряд в свой праздник был в стельку пьян и только на четвертый год унялся: вот поэтому ему теперь и положено быть именинником через три года. В дореволюционной России в некоторых губерниях Касьян не считался святым и даже не признавался русским, а в Пензенской губернии, например, самое имя Касьян считалось позорным. Люди верили, что «черный» глаз Касьяна опасен настолько, что 29 февраля предпочтительно не выходить из дома до захода солнца. Желательно было даже вообще проспать до обеда, чтобы таким образом переждать самое опасное время, поскольку потом Касьян терял силу и оказывался уже не так страшен. По этому поводу в народе ходило немало присказок: «Касьян на скот взглянет — скот валится, на дерево — дерево сохнет», «Касьян все косой косит», «Касьян на народ — народу тяжело». Однако, несмотря на все эти страсти, именины Касьяна все же отмечали, боясь, что в противном случае странный святой посеет в домах семейные раздоры и не только. В другой легенде о Касьяне, которую приводит русский писатель-этнограф С. Максимов, сказано следующее: «Святой Касьян сначала был светлым ангелом, и Бог не имел нужды таить от него свои планы и намерения. Но затем Касьян соблазнился на обещания и уловки нечистой силы и, перейдя на сторону дьявола, шепнул ему, что Бог намерен свергнуть всю сатанинскую силу с неба в преисподнюю.
Однако впоследствии Касьяна стала мучить совесть, он раскаялся в своем предательстве и пожалел о прежнем житье на небе и о своей близости к Богу. Тогда Господь внял мольбам грешника и сжалился над ним, но из осторожности все-таки не приблизил его к себе, а приставил к нему ангела-хранителя, которому и приказал заковать Касьяна в цепи и бить его по три года тяжелым молотом в лоб, а на четвертый отпускать на волю. В церквах же он повелел ставить иконы Касьяна на задней стене, то есть над входной дверью». К этой характеристике часто прибавляют еще одну черту, которая рисует Касьяна совсем уж законченным врагом человеческого рода. Он может по собственному усмотрению насылать на людей и скотину повальные болезни и спускать ветер на землю, так как ему подчинены все ветры, которые он якобы держит на двадцати цепях за двадцатью землями. А если и не спалит, то домашняя живность, обосновавшаяся в нем, все равно жить нормально не сможет: и птицы, и прочие животные будут постоянно болеть. Нежелательно менять работу — долго на новом месте не задержишься: сослуживцы или начальник «съедят». Нельзя разводиться — больше счастья не будет. Старые люди отмечают, что те, кто разводится в високосном году, потом гораздо реже получают возможность вновь наладить свою семейную жизнь. При первом громе в високосный год кладут палец на палец крестом и шепчут: «Вся семья при мне перечисляются имена членов семьи.
Во время весенних посадок в огороде обязательно говорят: «В високосном сажу — умереть погожу». Человека, родившегося 29 февраля, по поверьям, ждет довольно тяжелая судьба: он будет всю жизнь бороться с трудностями, часто болеть и постоянно находиться в поисках смысла жизни.
В 435 году преподобный Кассиан окончил земной путь, оставив после себя несколько десятков сочинений и богословских трудов. Все, что в представлении наших предков было связано с Касьяновым днем абсолютно никаким образом не соотносится с житием святого.
Этому есть объяснение. До XV века новый год на Руси начинался с марта — то есть после Касьянова дня наступал високосный год, от которого по традиции ждали разных бед, напастей и катаклизмов. И именно это обстоятельство повлияло на не самый положительный образ святого Кассиана, невзирая на то, что его жизненный путь был благочестивым. О нем и его характере было сложено множество поговорок: "Пришел Касьян, пошел хромать да на свой лад все ломать", "Касьян на что ни взглянет, все вянет", "Худ приплод на Касьянов год".
Восточные славяне были уверены: святой злится на то, что его память редко чтут: "Благому чудотворцу Николе два праздника в году, а немилостивому Касьяну — один в четыре года", "Касьян три года пьян, на четвертый трезвеет". В некоторых уездах и губерниях он даже не признавался за святого, а само его имя считалось позорным. В образе святого Касьяна, который известен по восточнославянским легендам, присутствуют демонические черты: большие нависающие веки, смертоносный взгляд "Касьян на что ни взглянет, все вянет" , косоглазие "Касьян глазом косит" , дурной характер, злобность, связь с дьяволом и бесами, которыми он был украден в детстве "Касьян — стражник ада" , а также завистливость, склочность, маленький рост так, к примеру, думали болгары. На Руси такой образ прижился легко еще и потому, что имя Кассиан было созвучно языческому Кощею — самой могущественный и непобедимый злой сущности в славянской мифологии, тому самому Кощею Бессмертному, знакомому всем по русским народным сказкам.
Легенды о святом Касьяне Согласно одной из легенд, Касьян был ангелом, но предал Бога, рассказав дьяволу о намерении Господа изгнать с небес всю сатанинскую силу.
Ну а поскольку год необычный, но и в народном календаре ему уделяется особое внимание. Касьян-високос, или Касьян грозный: 29 февраля в народном календаре В народном календаре 29 февраля назывался Касьян-високос, или Касьянов день. Впрочем, к оппозиционеру Михаилу Касьянову всё это отношения не имеет. Касьянов день отмечается 29 февраля каждый високосный год честь святого Иоанна Кассиана Касьяна. РПЦ, так и не признавшая григорианский календарь, и живущая по так называемому «старому стилю», празднует Касьянов день 13 марта. Високосные годы у славян считались в народе кране неудачными, богатыми на несчастья, стихийные бедствия и другие неприятности. Считалось, что именно в эти годы чаще всего случается падеж скота, засуха, неурожай, эпидемии, войны и раздоры. Вообще святой Касьян, по народным поверьям водил дружбу с самим дьяволом, о чем говорила и его уродливая внешность, и отвратительный характер.
По преданию у Касьяна были огромные тяжелые веки, смертоносный взгляд, злобный характер, завистливость, склочность. Касьян считался сторожем ада, иногда в восточнославянской традиции его называли Вий или Кащей. Приметы на Касьяна Касьянов день считался в народном календаре самым страшным. Касьяну подчинялись все ветры, в том числе моровые, которые приносили эпидемии, вплоть до чумы и холеры. Еще Касьян любил глянуть на кого-нибудь или на что-нибудь недобрым глазом, что тоже не сулило ничего хорошего. Также святой развлекался тем, что сворачивал головы цыплятам, и они либо умирали, либо становились уродливыми. На Касьяна лучше было вообще не выходить из избы, особенно до рассвета, все работы в этот день были под запретом. Да и вообще на Касьяна лучше было подольше не просыпаться, чтобы проспать самое опасное время. Легенда о Касьяне и Николе По преданию, Касьян был столь злобный и немилостивый от зависти — обижался, что его редко чтили, в отличие от Николая-угодника.
Касьян три года пьян, на четвертый трезвеет. Благому чудотворцу Николе два праздника в году, а немилостивому Касьяну — один в четыре года Но, в общем-то, святой был сам виноват, если верить народной легенде о Касьяне и Николе. Однажды у некого мужика увяз воз в дороге. Мимо шел Касьян, мужик попросил помощи, но святой не захотел марать одежду и отказался помочь. А вот Никола не побоялся испачкать одежду, помог мужику, а потом предстал перед Господом весь в грязи, тогда как Касьян был в чистом платье. Бог, узнав об этом, сказал так: «Слушай, Касьян! Ты не помог мужику — за это тебе будут через три года служить молебны. А тебе, Никола-угодник, за то, что помог мужику, будут служить молебны два раза в год». С тех пор Касьяну служат молебны только в високосный год, а Николаю-угоднику — два раза в год.
Поговорки и приметы на Касьяна Поговорки об этом святом соответствующие: Касьян на народ — народу тяжело, Касьян на траву — трава сохнет, Касьян на скот — скот дохнет. Касьян на что ни взглянет, все вянет. Касьян — тяжелый и на людей и на скотину. Худ приплод в високосный год. Касьян всё косой косит Касьян глазом косит. На кого Касьян покосится, тому худо будет в високосный год. Пришел Касьян, пошел хромать, да на свой лад всё ломать. Даже проклятым. Високосные годы вообще слывут непростыми, полными невзгод.
День, отличающий високосный год от обычного, — и подавно. Имя его — Касьянов день. С ним связано много примет и народных обрядов, помогающих защитить от зла. Кто такой Касьян? Почему нехороший? В Библии сказано, что Касьян наказан. Николай Угодник странствовал с Касьяном. Увидели путники в огромной грязной яме телегу с извозчиком, просившим помощи. Николай Угодник бросился помогать.
А Касьян стоял в стороне — боялся выпачкаться. Потому день высокомерного Касьяна всего однажды в 4 года, а доброго Николая Чудотворца славят дважды в году.
Касьян-високос: как избежать беды в самый страшный день в году — 29 февраля
Требуется авторизация — Эпоха Возрождения | День Святого Касьяна приходился на самый страшный с мифологической точки зрения момент времени: последний день зимы и последний день старого года в древности год начинался 1 марта [11]. |
Касьянов день примет | Православный Касьян и образ Кощея Бессмертного. По народному календарю 29 сентября 2023 года отмечается день Ефимии, православная церковь вспоминает святую Евфимию Всехвальную, жившую на рубеже третьего и четвертого веков в Халкидоне. |
В этом году народу тяжело – на него Касьян взглянул
Главная» Новости» 29 февраля день какого святого в православии. Завтра, 28 апреля 2024 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, епископ Вяземский и Гагаринский Сергий совершит Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Вязьмы. Франциск – последние новости. Папа римский Франциск канонизировал первую святую из Аргентины, и это мероприятие послужило поводом для его первой личной встречи с аргентинским президентом Хавьером Милеем.
У мощей святой Параскевы исцелилась больная болезнью Паркинсона
Анонс служения митрополита Кирилла в Страстную седмицу и праздник Пасхи Христовой | Немилость русского народа святой Касьян заслужил тем, что по легенде, еще будучи светлым ангелом, предал Бога и рассказал дьяволу о намерении Господа изгнать с небес всю сатанинскую силу. |
Православные отмечают Касьянов день: приметы и традиции | Главная» Новости» 29 февраля день какого святого в православии. |
Православные отмечают Касьянов день: приметы и традиции
Монашеский постриг Иоанн Кассиан принял в Вифлеемском монастыре, неподалеку от места рождения Иисуса Христа. В обители он пробыл два года, а потом жил в Скитской пустыне, которую в конце IV века населяло множество благочестивых отшельников. У них он набирался мудрости и учился смирению. Проведя следующие три года в полном уединении в Вифлееме, Кассиан направился в Константинополь, где принял сан диакона. После, уже Марселе, впервые в Галлии он устроил два монастыря — мужской и женский. В 435 году преподобный Кассиан окончил земной путь, оставив после себя несколько десятков сочинений и богословских трудов. Все, что в представлении наших предков было связано с Касьяновым днем абсолютно никаким образом не соотносится с житием святого.
Этому есть объяснение. До XV века новый год на Руси начинался с марта — то есть после Касьянова дня наступал високосный год, от которого по традиции ждали разных бед, напастей и катаклизмов. И именно это обстоятельство повлияло на не самый положительный образ святого Кассиана, невзирая на то, что его жизненный путь был благочестивым. О нем и его характере было сложено множество поговорок: "Пришел Касьян, пошел хромать да на свой лад все ломать", "Касьян на что ни взглянет, все вянет", "Худ приплод на Касьянов год".
Молитвенные песнопения исполнил Архиерейский хор регент — Елена Платонова. За богослужением молились директор Департамента по взаимодействию с общественными объединениями Министерства Смоленской области по внутренней политике Петр Борисович Липатов, жители и гости города Вязьмы. Диаконский чин возглавил диакон Свято-Троицкого кафедрального собора Евгений Ткач.
Согласно приметам, морозы 29 февраля говорят про теплую весну, а также про жаркое лето. Снегопад и туман предвещают богатый урожай. В том случае, если трещит лес, то будут сильные морозы.
Популярное за сутки.
Соленья и моченья при этом всегда находились в рассоле, не всплывая на поверхность. Крышка, плотно входившая в кадку, нужна была для того, чтобы предохранить продукты от загрязнения. Снимали крышку с помощью находящейся в центре ее ручки. Кадки изготавливали из лиственных пород деревьев: сосны, липы, дуба; обручи — из ветвей ивы, сирени, черемухи, орешника.
Особенно ценились дубовые кадки. В них засаливали огурцы, мясо, рыбу, квасили капусту, мочили яблоки, бруснику, клюкву. Дубовая древесина содержит консервирующие вещества, убивающие гнилостные бактерии, благодаря чему заготовленные в дубовых кадках продукты сохранялись намного дольше, чем в липовых или березовых. Кроме того, дуб придавал соленьям дополнительный аромат и вкус. Кадки из осины использовали гл. Казакин Мужской полукафтан, суконный, выше колен, приталенный, со сборками на спине, с узкими рукавами и воротником-стойкой, однобортный, на крючках.
Казан Большой котел, литой, чугунный, кованый железный либо цельнотянутый медный, с полукруглым дном, с ушками либо с дужкой, для приготовления пищи. Казанская Икона Божией Матери Один из главных символов русской духовности, икона с изображением Богоматери с младенцем Христом на руках в иконографическом типе Одигитрия Путеводительница , обретена в 1579 в Казани. После пожара, уничтожившего половину города, 9-летней девочке Матроне Онучиной явилась во сне пречистая Богородица и повелела возвестить всем, что в земле, на месте сгоревшего дома Онучиных, хранится Ее икона. Сообщению девочки поначалу не придали значения. Однако сон повторился еще дважды. Тогда Матрона со своей матерью сами откопали икону, а священник ближайшего Никольского храма Гермоген с крестным ходом отнес икону в свой храм.
А после молебна икону перенесли в Казанский Благовещенский собор. Интересен тот факт, что позднее, в Смутное время, священник Гермоген стал патриархом Русской православной церкви и прославился своими подвигами и мученической смертью во имя спасения Отечества. Образ Казанской Божией Матери с наиболее благодатной силой впервые проявил себя в годы Смуты. В Казанском ополчении был список с иконы, который воины вручили кн. В 1612 икона стала Путеводительницей всего второго ополчения, двинувшегося из Н. Новгорода на освобождение Москвы.
Накануне решающего сражения с интервентами, засевшими в Москве, русское воинство 3 дня постилось и молило Богородицу о милости перед Казанской иконой. А победа, одержанная в этом сражении, была расценена как очередное свидетельство покровительства Божией Матери России. С этих пор икона Казанской Божией Матери приобретает общерусское значение. Поначалу возникло народное почитание — сразу после освобождения Москвы в 1612, когда, в отсутствие царской власти, воины ополчения «уставиша праздник торжественный празновати о таковой дивной победе». Общегосударственной святыней, «палладиумом царского дома Романовых, защитницей столицы царства и охранительницей трона» икона сделалась к 1636, при царе Михаиле Федоровиче Романове, когда на Красной площади Москвы был построен каменный Казанский собор. Он был одним из немногих в то время храмов на Руси, посвященных этому образу, но сразу же занял второе место в иерархии столичных храмов.
Собор возводили на средства царской семьи, которая, как свидетельствует Новый летописец, «на- чаша к тому образу веру держати велию и повелеша празновати дважды в год и ход уставиша со кресты». Почитание Казанского образа все более соединялось для царя Михаила Федоровича и его семьи с восприятием Казанской иконы как символа покровительства Богоматери не только Российскому государству, но и, особо, новой царской династии. Это личностное отношение, крепнущую веру и почитание образа можно считать главными источниками создания все новых и новых храмов сначала в Москве, а затем и по всей России. Как показали наблюдения современных исследователей над хронологией строительства храмов в честь Казанской иконы вплоть до 1611, ее почитание первоначально распространялось лишь в Казани с отдельными выходами по Поволжью. Но бурный рост строительства Казанских храмов наблюдается уже со 2-й пол. Он набирает силу после 1632, когда на Красной площади в Москве начали возводить собор во имя всенародной святыни.
Та же закономерность ощущается и в многочисленных чудесах, явленных от списков с Казанского образа — большинство из них отмечено в годы правления первых Романовых. При царе Михаиле Федоровиче было 7 таковых явлений — в Москве 1612 и 1632 , в Черниговской 1622 , Владимирской 1624 , Волынской 1636 , Костромской 1642 и Пензенской 1643 губерниях. Тремя явлениями отмечено царствование Алексея Михайловича — в Витебске 1654 , Тобольске 1661 и Зарайске 1673. При царе Федоре Ивановиче — одно явление в Соловецком монастыре в 1676. При совместном правлении малолетних царей, Иоанне и Петре, отмечено 2 явления, а в царствование Петра зафиксировано 7 явлений иконы — в Киеве 1699 , Шлиссельбурге 1702 , в Костромской 1702 , Харьковской дважды в 1708 губерниях, в Каргополе 1714 и Пензе в 1717. Как можно заметить, наибольшее количество явлений этой иконы в XVII в.
Видимо, это совсем не случайно: люди сохраняли еще живую память об образе, выведшем Россию из многолетней братоубийственной бойни, для них события Смутного времени были еще живой историей. В восприятии русского народа Казанская икона уже спасла, а затем и постоянно оберегала от погибели не только страну, но и ее жителей. В качестве примера можно привести «Повесть о Савве Грудцыне», герой которой, современник Михаила Федоровича, был избавлен от договора, подписанного с дьяволом, только по молитве перед Казанским образом в Москве. Примечательно, что свидетелем этого чуда был царь. В 1649 Алексей Михайлович официально распространил почитание образа на все государство. Кстати, этот день, 22 окт.
К 60-м XVII в. Последние годы царствования Алексея Михайловича и правление его преемника — Федора Алексеевича стали переломными в почитании образа, ибо гонимые приверженцы древнего благочестия страстно ожидали покровительства от святыни. Из столичного Казанского собора начался путь в ссылку главных идеологов старообрядчества — «неистового» Аввакума и Ивана Неронова. По преданию, сохраненному П. Мельниковым, после разгрома царскими войсками Соловецкого монастыря икона Казанской Божией Матери — комнатный образ, ранее принадлежавший Алексею Михайловичу, — увела старца Арсения в заволжские леса, где тот основал первый раскольничий скит. Новый всплеск чудотворений от образа приходится уже на годы Северной войны, но именно тогда происходит переосмысление образа как святыни, оберегающей Русскую землю от нашествия иноплеменников.
Так, в 1709, накануне Полтавского сражения, перед иконой молился Петр I, а в 1710 икона из Москвы была перенесена в С. Казанского собора, хранилась в этом соборе. Празднование в честь иконы совершается 8 21 июля и 22 окт. Важный праздник в крестьянском быту. Казанская считалась бабьей заступницей. С праздником было связано много примет; напр.
К зимней Казанской производились все расчеты с батраками, каменщиками, плотниками, штукатурами и др. Закончив все работы, они ехали в свои деревни. На Казанскую ждали дома мужиков-отходников, которые избы и печи делали по др. Девушки в этот день гадали на лист-зеркальце. С утра пораньше, когда еще иней с листьев не спал, бежала девушка в лес, срывала заиндевелый березовый листочек, что ниже всех растет, и смотрелась в него, словно в зеркальце, стремясь увидеть в нем свое красивое отображение. Существовало поверье, что если девушка была дурна лицом, то после этого смотрения в листик-зеркальце преображалась в красавицу.
На Казанскую начиналась жатва. По крестьянским наблюдениям, этот день чаще всего бывает солнечным, редко когда дожди выпадают. Начало жатвы проходило по особому ритуалу. В ржаное поле выходили с Казанской иконой Божией Матери. Процессия во главе со священником обходила кругом все поле, затем служили молебен. По древнему обычаю, кланялись ниве, чествуя ее хлебом-солью, затем нажинали первые 9 снопов и ставили их в бабку суслон.
Именины Касьяна
День Кащея - один раз в четыре года | Твериград | В центра старого Вильнюса, в одном из самых живописных мест, буквально в двух минутах ходьбы от Православного Свято-Духова монастыря находятся так называемые Святые Врата, или как их называют местные жители – Остра Брама. |
Бог создал нас для жизни, а не для погибели. Формулы святого Касьяна | Касьянов день (Касьян Немилостивый, Касьян Завистник, Кривой Касьян). |
Народные приметы на 29 февраля 2024 года: что нельзя делать в Касьянов день | В народном сознании святой преподобный Кассиан Римлянин превратился в злобного Касьяна-завистника, Кощея Бессмертного и страшного Вия. |
Касьян 29 февраля и високосный год: приметы, обряды, народный фольклор, традиции и представления | 29 февраля Православная Церковь отмечает память святого Иоанна Кассиана Римлянина. |
Касьянов день. Почему 29-е февраля считалось самым опасным днем в году: его боялись до ужаса | Именно в православной традиции существует високосный год и злой святой Касьян. |