Новости венчание на царство грозного

Венчание на царство Иоанна Грозного определяло ему высокий титул, а Русь приравнивалась к Римской империи. Царствование Ивана Грозного закончилось тем,что экономика страны полностью развалилась, и кроме этого он проиграл Ливонскую войну, которую считал главной задачей своей жизни. Чин венчания Дмитрия Внука был позже использован для разработки чина венчания на царство Ивана Грозного. Некоторые исследователи утверждают, что венчание на царство Ивана IV Грозного стало стартом для многих лет насилия и жестокости.

Правление Ивана Грозного

В ту пору на Западе людей настолько массово казнили и обращали в рабство, что в "дремучей" России только за головы хватались, глядя на все это. В той же Англии в ту пору крестьян массово сгоняли с земли, разоряли, а потом казнили по обвинению в "бродяжничестве". Характерен акт "О наказании бродяг" от 1547 года, который разрешал порабощение уволенных слуг, которые не нашли себе нового хозяина в течение трех дней! На многих людей большое впечатление произвел известный клеветнический фильм Эйзенштейна, где "кровавый тиран" уничтожает людей за один косой взгляд. На самом деле Иван IV вполне позволял противоречить себе даже в важных для него и для государства вопросах религии, он выслушивал и религиозных оппонентов, которых короли тогдашней Европы могли сразу казнить. Например, 10 мая 1570 г. Почему мне тебя нельзя не считать еретиком, так это потому, что учение твое полностью противоположно Христову учению и все рассуждения твои против Христовой Церкви направлены". Особенно въелись в головы некоторым людям мифы об убийстве царем митрополита Филиппа. По этому поводу недавно выступил священник РПЦ Владислав Цыпин — зампредседателя епархиального суда Москвы, член синодальной комиссии по канонизации святых, профессор Московской духовной академии.

Он заявил, что никаких документальных свидетельств о царской вине в убийстве нет. А что касается того, что эта "вина" прописана в Житии причисленного позже к лику святых митрополита, то оно не является абсолютной истиной и может быть уточнено: "Житие это не канонический текст, вроде библейского или богослужебного, это биография святых, поэтому, если надо уточнить, это возможно". Еще в советское время останки царя и его сына были эксгумированы и исследованы учеными, которые обнаружили, что на самом деле они оба умерли от отравления. Это еще раз к слову о том, что якобы "царь-параноик" будто бы понавыдумывал себе врагов: их вовсе не надо было выдумывать, раз они были даже в его ближайшем окружении, способном отравлять царскую трапезу. Более того, если говорить о православных аспектах деятельности царя Ивана Грозного, то известно, что он был очень набожным, писал богословские и богослужебные тексты, основал массу храмов и монастырей. В Грановитой палате Кремля он изображен с нимбом над головой, как было принято изображать канонизированных святых. Еще более интересные вещи на эту тему содержаться в не так давно изданной книге под названием "Коряжемские святцы". Вышедшие в свет под общей редакцией известного публициста В.

Бойко-Великого, с предисловием и комментариями известных историков П. Петина и А. Фетисова, "Коряжемские Святцы" — это редчайший рукописный церковный памятник, введенный в научный оборот лишь в середине XIX столетия выдающимся русским библиографом В. Ундольским 1816-1864. Он примечателен прежде всего тем, что на его страницах при перечислении чтимых на Руси святых упоминается, по мнению известных церковных историков архиепископа Сергия Спасского и Е.

Считается, что число жертв в Новгороде, где тогда проживало не более 30 тысяч человек, достигло 10-15 тысяч. Большинство историков считают, что в 1572 царь отменил опричнину. Свою роль сыграло нашествие на Москву в 1571 крымского хана Девлет-Гирея , которого опричное войско не смогло остановить; были пожжены посады, огонь перекинулся в Китай-город и Кремль.

Итоги царствования Разделение страны пагубно сказалось на экономике государства. Огромное число земель было разорено и опустошено. В 1581 с целью предотвратить запустение имений царь ввел заповедные лета - временный запрет крестьянам уходить от своих хозяев в Юрьев день , что способствовало утверждению в России крепостнических отношений. Ливонская война завершилась полной неудачей и потерей исконно русских земель. Объективные итоги царствования Иван Грозный мог увидеть уже при жизни: это был провал всех внутри- и внешнеполитических начинаний. С 1578 царь перестал казнить. Почти в это же время он приказал составить синодики поминальные списки казненных и разослать по монастырям вклады на поминовение их душ; в завещании 1579 года каялся в содеянном. Скончался 18 марта 1584 года в Москве.

Сыновья и жены Ивана Грозного Периоды покаяния и молитвы сменялись страшными приступами ярости. Во время одного из таких приступов 9 ноября 1582 в Александровской слободе, загородной резиденции, царь смертельно ранил своего сына Иоанна , попав посохом с железным наконечником ему в висок [2]. Смерть наследника повергла царя в отчаяние, поскольку другой его сын, Федор Иванович, был неспособен управлять страной. Иоанн Грозный отправил в монастырь большой вклад на помин души сына, даже сам подумывал уйти в монастырь. Точно неизвестно количество жен Ивана Грозного, но, вероятно, он был женат семь раз. Не считая умерших в младенчестве детей, у него было трое сыновей. Второй женой была дочь кабардинского князя Мария Темрюковна. Третьей - Марфа Собакина, умершая неожиданно через три недели после свадьбы.

По церковным правилам жениться более трех раз запрещалось. В мае 1572 был созван церковный собор , чтобы разрешить четвертый брак - с Анной Колтовской. Но в том же году она была пострижена в монахини.

Галиева, Л. Долгановой и других именитых и талантливых композиторов. Мы ждем юных гостей на занятиях по программам: «Быль о русской старине» для детей 6-8 лет , «Путешествие к европейскому двору» для детей 7-8 лет «Из жизни царского двора» для детей 9-10 лет , «Окно в Европу» для детей 10-11 лет , «Наследие глубокой старины» для детей 11-12 лет , «Беседы об искусстве» для детей 8-10 лет. Дорогие родители, просим внимательно ознакомиться с программами перед выбором темы занятий для своего ребенка, и соблюсти рекомендации методистов по возрасту. С 25 марта по 6 мая каждый понедельник ждем взрослых посетителей на лекционный цикл, посвященный знаменитым российским коллекционерам — М.

Погодину, князю Н. Юсупову, графу Н. Румянцеву, графам Мусиным-Пушкиным и многим другим. Завершает лекционный цикл экскурсия по выставке. Билеты — в продаже на сайте и в кассах музея. Программа для детей 10-12 лет «С чего начинается музей» Приглашаем юных посетителей на программу к выставке «Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века». Юные участники «проживут» путь коллекционера на примере Павла Карабанова, собиравшего предметы русской древности. Какими знаниями должен обладать коллекционер?

Об этом говорит факт попытки захвата власти в 1537 году родственником Ивана Васильевича — Андрей Старицкий. Совершеннолетия наследник престола достиг в 1545 году, то есть когда ему исполнилось 15 лет. В декабре 1546 года он захотел жениться, а митрополит Московский Макарий предложил ему венчаться на царство. Учитывая размеры территории, которой к 1547 году предстояло управлять Ивану IV, титул великого князя казался сомнительным и ставил его на равных с правителем соседнего Великого княжества Литовского. Царское самодержавие олицетворяло торжество Православной веры. Самой власти царя придавалось божественное происхождение. У историков до сих пор остается дискуссионным вопрос о том, от кого происходила инициатива принятия царского титула.

Одни считают, что у Ивана Васильевича рано сформировалось стремление к власти, а другие предполагают, что идею ему мог подсказать митрополит Макарий. Россия при Иване IV. Венчания на царство и последствия Датой венчания на царство Ивана IV стало 16 января 1547 года.

В Александрове отметили День венчания на Царство Ивана Грозного

Казанский кремль фактически штурмовали второй раз. В итоге было уничтожено всё мужское население города. Уцелели только маленькие дети. А в обиход вошло выражение «сирота казанская». После покорения Казани Иван Васильевич отправил военные отряды в устье Волги и присоединил к Русскому царству Астрахань и земли вокруг неё. Без войны подчинилась московскому государю Ногайская Орда. В 1557-м завершилось присоединение Башкирии. Сибирский хан признал зависимость от Москвы ещё в 1555-м. К 1556-му Россия окончательно овладела Волжским торговым путём , вышла к берегам Каспия, добилась возможности торговать с Ираном, Индией и Китаем, открыла себе пути на Средний и Южный Урал, в Сибирь. В конце 16-го века началось завоевание Сибири. В 1581-м казачий отряд из 800 человек под предводительством атамана Ермака, снаряжённый купцами Строгановыми , вторгся в Западную Сибирь, владения Сибирского ханства.

Казаки одержали ряд побед. Но в 1585-м Ермак погиб в одном из сражений на реке Иртыш. Однако начало завоеванию Сибири было положено. Собрав крупные силы, царь развернул боевые действия против Ливонского ордена. Начало войны было успешным. Русские войска заняли Нарву, Дерпт, Мариенбург. Магистр ордена был пленён. Государство братьев-рыцарей пало, а вскоре и вовсе перестало существовать. Целители были бессильны. Не стало Анастасии, и теперь некому было успокоить, удержать мятущуюся душу Грозного.

Царь был уверен, что его жену отравили. Монарх, желая забыться, всё чаще предавался увеселениям и всё круче обращался с подданными — опалы и казни стали обыденностью. Однажды царь решил покинуть Москву и поселиться там, где ему укажет бог. Этим местом стала Александрова слобода — за её крепкие стены без ведома Грозного проникнуть было невозможно, равно как и вырваться.

Архангельский собор закрыт для посещения 13 мая с 15:00, 14 мая до 14:00, 27 мая с 15:00, 28 мая до 14:00. Успенский собор закрыт для посещения 18 мая с 15:00, 19 мая до 14:00. Маршрут «Кремлевский сквер» временно закрыт для посещения в связи с ремонтом археологических окон. Колокольня «Иван Великий» временно закрыта для посещения. Придел святого Уара в Архангельском соборе закрыт для посещения до 9 мая включительно, за исключением дней проведения богослужений в кремлевских соборах. С 10 мая придел святого Уара открыт для посетителей ежедневно, кроме четверга. Уважаемые посетители, в последнее время участились попытки мошенничества, связанные с продажами билетов в Музеи Московского Кремля. Обращаем ваше внимание на то, что наш музей не сотрудничает ни с одной интернет-площадкой по продаже билетов и не гарантирует посещения Кремля и Оружейной палаты по билетам, приобретенным на сторонних сайтах. Просим вас приобретать билеты только на сайте kreml. Любые другие сайты, так или иначе воспроизводящие название Музеев Московского Кремля, не имеют никакого отношения к нашему музею и принадлежат перекупщикам, продающим билеты по цене, завышенной в несколько раз. У вас будет возможность не просто увидеть выставку и прослушать экскурсию, но узнать историю работы над этим уникальным выставочным проектом, задать вопросы и пообщаться с авторами выставки. Музеи Кремля приглашают на концерт «Пасхальная радость» из цикла «Музыкальные встречи в Кремле» 20 мая 2024 г. Специально для концерта «Пасхальная радость» музыкантами была предложена интересная и разнообразная программа, в которую войдут духовные произведения и романсы знаменитых русских композиторов XIX—XX веков — П.

Если разделить это на полвека царского правления, то это немного — меньше ста казней в год. Тем более что нужно учесть реально большое число предателей, живших в то время, особенно в среде высшей знати. Боярам сильно мешали царские реформы, преобразовывавшие фактическую конфедерацию полунезависимых крупных феодалов в сильное централизованное государство. Недаром царь любил говорить, что врагами Руси являются не только турки и латиняне, но и "сильные люди этой земли". Тот же "первый русский диссидент" князь Андрей Курбский, сбежавший "от тирана" и изображавшим себя неким ревнителем свободы, был вполне реальным предателем, ходившим на родную землю с вражескими польскими войсками. Кстати, он был предателем во всем, и в личной жизни тоже: бросив жену и сына в большой России, он потом женился второй раз в Литовском княжестве, что было запрещено церковными канонами, в верности которым он постоянно клялся. Кто же, имея разум, будет зря казнить своих подданных! В ту пору на Западе людей настолько массово казнили и обращали в рабство, что в "дремучей" России только за головы хватались, глядя на все это. В той же Англии в ту пору крестьян массово сгоняли с земли, разоряли, а потом казнили по обвинению в "бродяжничестве". Характерен акт "О наказании бродяг" от 1547 года, который разрешал порабощение уволенных слуг, которые не нашли себе нового хозяина в течение трех дней! На многих людей большое впечатление произвел известный клеветнический фильм Эйзенштейна, где "кровавый тиран" уничтожает людей за один косой взгляд. На самом деле Иван IV вполне позволял противоречить себе даже в важных для него и для государства вопросах религии, он выслушивал и религиозных оппонентов, которых короли тогдашней Европы могли сразу казнить. Например, 10 мая 1570 г. Почему мне тебя нельзя не считать еретиком, так это потому, что учение твое полностью противоположно Христову учению и все рассуждения твои против Христовой Церкви направлены". Особенно въелись в головы некоторым людям мифы об убийстве царем митрополита Филиппа. По этому поводу недавно выступил священник РПЦ Владислав Цыпин — зампредседателя епархиального суда Москвы, член синодальной комиссии по канонизации святых, профессор Московской духовной академии. Он заявил, что никаких документальных свидетельств о царской вине в убийстве нет. А что касается того, что эта "вина" прописана в Житии причисленного позже к лику святых митрополита, то оно не является абсолютной истиной и может быть уточнено: "Житие это не канонический текст, вроде библейского или богослужебного, это биография святых, поэтому, если надо уточнить, это возможно". Еще в советское время останки царя и его сына были эксгумированы и исследованы учеными, которые обнаружили, что на самом деле они оба умерли от отравления. Это еще раз к слову о том, что якобы "царь-параноик" будто бы понавыдумывал себе врагов: их вовсе не надо было выдумывать, раз они были даже в его ближайшем окружении, способном отравлять царскую трапезу. Более того, если говорить о православных аспектах деятельности царя Ивана Грозного, то известно, что он был очень набожным, писал богословские и богослужебные тексты, основал массу храмов и монастырей. В Грановитой палате Кремля он изображен с нимбом над головой, как было принято изображать канонизированных святых.

По-моему, предпочтение было отдано святому благоверному князю Александру Невскому. Тем не менее, считаю, одним из таких ликов России является в том числе преподобный Серафим Саровский, по которому узнают, что такое Россия, и не только в самой России, но и далеко за ее пределами. Может показаться удивительным, но этот святой XIX века широко известен не только в православной среде. Его почитают даже среди представителей других конфессий, и когда говорят об этом святом, сразу понимают, что такое Россия. Действительно, преподобный Серафим — личность особая. Он был монахом, человеком, который отрекся от мирской жизни и значительную часть своей жизни провел в затворе, подвизаясь в достаточно глухих лесах; тем не менее он стал ликом России. Когда преподобный Серафим привел в порядок свою духовную жизнь и в этой жизни отобразился Сам Господь всем блеском Своей Божественной славы, именно тогда двери его кельи открылись для всех желающих, туда потекла вся Россия за советом, благословением, назиданием. В лике преподобного Серафима все увидели, что же такое евангельские идеалы — он как бы воплотил евангельские идеалы в своей жизни. В нем было столько любви! В Священном Писании мы читаем, что Бог есть любовь. Мы вроде бы понимаем это и стремимся как-то реализовать в своей жизни, но в полноте это удалось реализовать многим святым, в том числе и преподобному Серафиму Саровскому. Каждого человека, который приходил к нему, он встречал с распростертыми объятиями и словами пасхального приветствия: «Христос воскресе, радость моя! Я встречал в жизни людей, которые внешне пытались копировать преподобного Серафима Саровского и называли некоторых «радость моя», но радость и любовь в этом приветствии ощущались не всегда. Преподобному Серафиму Саровскому была присуща подлинная пасхальная радость, подлинная любовь ко всякому приходящему. Для того чтобы нам стяжать эту любовь, прийти в это состояние, преподобный Серафим дал практические советы. Среди этих советов был, например, жизненно важный совет для наших современников о том, что приводить в порядок этот мир нужно, начиная с самих себя. Сейчас, наверное, как и в другие эпохи, очень много людей, готовых преобразовывать мир, государство, среду обитания, начиная с каких-то внешних предметов, начиная с других. Многие считают, что нужно привести в порядок других людей, окружающую среду. А себя привести в порядок никто не хочет — кажется, что у нас и так всё в порядке. Так считает каждый. В результате мы живем в состоянии бардака. Преподобный Серафим говорит: начни с себя, спаси самого себя. Когда человек начинает приводить в порядок самого себя, свою духовную жизнь, тогда от него начинает излучаться некий свет, и люди, которые попадают в сферу его действия, тоже преображаются, становятся другими. Так постепенно каждый человек может внести свою лепту в преображение того мира, в котором мы живем. Как Вы относитесь к народным приметам? Я несколько выписал. Например, если на Васильев день, 14 января, мороз и снежно — быть хорошему урожаю. Гололед на дорогах — будет большой урожай овощей. Все приметы абсолютно разные, и если к одной можно относиться как-то более сдержанно, то другие вызывают просто улыбку. Некоторые считают, что приметы — это чуть ли не какое-то церковное учение, которому Церковь должна давать оценки. Во-первых, приметы есть разные. Есть приметы совершенно нелепые, которые Церковь оценивает как суеверия: например, черная кошка перебежала дорогу и прочее; Церковь однозначно дает таким приметам отрицательную оценку. Но есть приметы, которые являются народным наблюдением за явлениями погоды на протяжении десятилетий, а то и столетий, поэтому в некоторых таких приметах есть определенная логика. Например, если ласточки или стрижи летают низко, мы знаем, что скоро будет дождь.

Венчание на царство

Сразу после венчания на царство Иван IV устроил смотр невест: какой же это государь без жены? 16 января 1547 года был повенчан на царство Иван Грозный, вошедший в историю как кровавый тиран, взращенный в атмосфере дворцовых интриг. Реконструкция венчания на царство Ивана IV Грозного прошла в Благовещенском соборе Казанского кремля.

На Руси состоялось первое венчание на царство

16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV (Грозного). 2022-01-29 475-летие венчания на царство и первой свадьбы Царя Иоанна IV Грозного. Идея венчания на царство принадлежит не самому Ивану, а митрополиту московскому Макарию, которую он высказал в декабре 1546 года. Чин венчания Дмитрия Внука был позже использован для разработки чина венчания на царство Ивана Грозного.

Венчание на царство российских монархов. Как это было — впервые и во всех деталях

Царственная книга содержит изложение событий времени правления царя Ивана Грозного с сентября 1533 по март 1553 года. В книге много правок и приписок, выполненных скорописью XVI века, многие исследователи предполагают, что это редакторская правка Ивана Грозного. Тома Лицевого летописного свода писали и украшали мастера царской книгописной мастерской в Москве и в Александровской слободе. Миниатюры выполнены в легкой акварельной раскраске, за исключением последнего тома — «Царственной книги», оставшейся не раскрашенной в связи с прекращением работы. Миниатюры этого тома выполнены в чернильном очерке, близком к графическим изображениям.

И это сознание руководило с того момента и до самой кончины всеми его личными поступками и государственными начинаниями. Чтобы понять впечатление, произведенное на Царя помазанием его на Царство, надо несколько слов сказать о происхождении и смысле чина коронации. Чин коронации православных монархов известен с древнейших времен. Первое литературное упоминание о нем дошло до нас из IV века, со времени Императора Феодосия Великого. Божественное происхождение царской власти не вызывало тогда сомнений. Это воззрение на власть подкреплялось у византийских Императоров и мнением о Божественном происхождении самих знаков царственного достоинства. Константин VII Порфи-рогенит 913—959 пишет в наставлениях своему сыну: «Если когда-нибудь хазары или турки, или россы, или какой-нибудь другой из северных и скифских народов потребует в знак рабства и подчиненности присылки ему царских инсигний: венцов или одежд, то должно знать, что эти одежды и венцы не людьми изготовлены и не человеческим искусством измышлены и сделаны, но в тайных книгах древней истории писано, что Бог, поставив Константина Великого первым христианским Царем, через ангела Своего послал ему эти одежды и венцы». Исповедание веры составляло непременное требование чина коронации. Император сначала торжественно возглашал его в церкви и затем, написанное, за собственноручной подписью, передавал Патриарху.

К этому времени чин царского венчания усложняется, а государи начинают причащаться в алтаре, вместе со священнослужителями. А сын Михаила, царь Алексий, получит Святые Тайны после Патриарха — и раньше других священнослужителей. Это станет первым знаком усиления царской власти, которая постепенно будет «подминать» под себя церковную. Детали: Феодоровская — икона Божией Матери, пред которой первый из династии Романовых, Михаил согласился стать царем Императоры Младший сын Алексея Михайловича, Петр I, сам венчанный по древнему чину, отменит Патриаршество. И все его преемники будут сами, лично, возлагать на себя царский венец, подобно… да, языческим императорам, «избранным» войсками! И христианским — византийским, первых веков, когда духовная значимость царской власти еще не была вполне осознана. Стоит ли удивляться, что через время история падения великой империи повторится в России? Последний царь Венчание Николая II — все там же, в Успенском соборе — отличалось особой торжественностью, стечением народа. Вот только молодой государь в какой-то момент церемонии потерял сознание — от тяжелого облачения?

От духоты? А потом была страшная трагедия — гибель людей на Ходынском поле, куда они пришли за подарками по случаю коронации. И погибли в давке… за что? Много говорят о вине властей, неорганизованности, растерянности молодого царя, его бездействии. Но что же сами пришедшие на Ходынку — осознавали ли они, как какой «церемонии» присутствуют, понимали ли суть монархии, отмечали ли духовное торжество, или… искали «что есть и что пить»? Ответ скоро, очень скоро будет дан — событиями 1917 г. Наталия Сазонова.

Как завёл тенор, как замечательно подтянул бас, как красиво звучала эта мелодия. А какой вам больше распев нравится? А вы знаете, мне по сердцу Валаамский монастырь. Как они поют, какие красивые мужчины! А какие замечательные женщины вот в том монастыре! Такие они милые, такие вдохновленные! А дальше, после этого, будет ещё ниже. Понаблюдайте, посмотрите. А потом, если захотите, с духовником обсудите... Как оно бывает? Какие филигранные передачи, какое мастерство, ну что вы! Ну а там всё скроется под этим мощным «Христос Воскресе! Ну и всё. И потом жди его, этого поста, чтобы вообще эту тему можно было поднять. Просто скучно! Давайте мы тут послушаем, поразмышляем: какая была замечательная проповедь!

Венчание Ивана Грозного на царство (кратко)

Такие они милые, такие вдохновленные! А дальше, после этого, будет ещё ниже. Понаблюдайте, посмотрите. А потом, если захотите, с духовником обсудите... Как оно бывает? Какие филигранные передачи, какое мастерство, ну что вы! Ну а там всё скроется под этим мощным «Христос Воскресе!

Ну и всё. И потом жди его, этого поста, чтобы вообще эту тему можно было поднять. Просто скучно! Давайте мы тут послушаем, поразмышляем: какая была замечательная проповедь! Столько примеров, столько потрясающих выводов! Вы знаете, как это было выдержанно в стиле гомилетики: вступление, основная часть, итог, финал и выводы.

Вопрос только в одном: я-то чего-нибудь буду делать? Я что-то в своей жизни реально поменяю? Я, стоящий здесь?

Император сначала торжественно возглашал его в церкви и затем, написанное, за собственноручной подписью, передавал Патриарху. Оно содержало Православный Никео-Царьградский Символ Веры и обещание хранить апостольское предание и установления церковных соборов. Богу было угодно устроить так, что преемниками византийских Императоров стали русские великие Князья, а затем Цари. Первые царские инсигнии получил Владимир Святой «мужества ради своего и благочестия», по словам святого митрополита Макария.

Произошло это не просто так — «таковым дарованием не от человек, но по Божиим судьбам неизреченным претворяюще и преводяще славу греческого Царства на российского Царя». Сам Иоанн Грозный полностью разделял этот взгляд на преемственность Русского Царства. Он писал о себе: «Государь наш зовется Царем потому: прародитель его великий князь Владимир Святославович, как крестился сам и землю Русскую крестил и Царь греческий и Патриарх венчали его на Царство, и он писался Царем». Чин венчания Иоанна IV на Царство не сильно отличался от того, как венчались его предшественники. И все же воцарение Грозного стало переломным моментом в становлении русского народа как народа-богоносца, русской государственности как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания как осознания богослужебного долга, русского «воцерковленного» мироощущения как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего.

Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой.

Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император». Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи. В историю первый русский царь, прозванный Грозным, вошел как очень противоречивая личность. Он провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления.

Конечно, нельзя подходить к личности Ивана Грозного с мерками нашего XXI века, потому что XVI век был особым, и не только в истории нашего Отечества, а вообще в истории европейских государств. Поэтому трудно оценивать его личность с позиции сегодняшнего дня. Будучи царем, он каждый день читал духовные книги, выполнял монашеское правило. В настоящее время не все монахи такое правило тщательно выполняют, а Иван Грозный тщательно держался этого правила.

Он неизменно посещал богослужения, и не только в праздничные дни, но и в будни. Поэтому личность его противоречивая, какого-то однозначного общецерковного отношения к Ивану Грозному нет. Что касается людей церковных священнослужителей и мирян , то, наверное, сколько людей, столько существует и оценок его личности. Как, в общем-то, и среди историков, которые дают Ивану Грозному как однозначно положительные оценки, так и однозначно отрицательные. Ну а правда, как всегда, находится, наверно, где-то посредине. Потому что, наверное, нет и не было ни одного человека в мире, которого можно охарактеризовать однозначно либо как исключительно светлую личность, либо как исключительно темную. Что касается Ивана Грозного, мне хотелось бы выступить несколько в защиту этого царя, против тех ярлыков, которые на него навешиваются. Ведь все познается в сравнении, и мы должны учитывать, во-первых, особенности XVI века, когда жил Иван Грозный. Если мы сравним жестокие методы правления Ивана Грозного с таковыми же методами правления монархов различных европейских государств, которые принято называть просвещенными, передовыми монархиями, то увидим, что Иван Грозный по сравнению с ними просто сизокрылый голубь.

Потому что в Европе Англия, Франция и другие государства в то время лились просто реки крови от рук монархов. Во-вторых, мы знаем примеры не только XVI века, но и других периодов. Например, время правления Петра I, который вошел в историю Русского государства под именем Петра Великого. До сих пор в Санкт-Петербурге и во многих других городах стоят его памятники, которые напоминают нам о каких-то великих достижениях государства Российского, но на самом деле жестокость этого правителя превосходила в разы жестокость Ивана Васильевича Грозного. Оценивая деятельность Петра I, мы оцениваем какие-то государственные достижения, которых было немало. Это не только основание Санкт-Петербурга, который явился не просто красивой столицей и своего рода воротами в Европу, но и неким военным рубежом, защищавшим северные пределы нашего Отечества от некоторых недружественных соседей. Мы помним слова Пушкина из произведения «Медный всадник»: «Отсель грозить мы будем шведу, здесь будет город заложен назло надменному соседу... Тем не менее мы закрываем глаза на жестокость Петра, даже самодурство, которое было... Поэтому если сравнивать Петра I и Ивана Грозного, считаю, что Иван Грозный был не более жестоким монархом и не менее сделавшим для величия, славы, укрепления нашего государства, чем Петр I.

Мне кажется, что эти личности где-то сопоставимы. Поэтому, мне кажется, отношение к Петру I должно быть более трезвенным у наших современников, мы должны оценивать его реально — не все было так лучезарно. И личность Ивана Грозного оценивать нужно не как какого-то самодура и тирана, садиста. Он, конечно, имел свои изъяны, но в его правлении было много и положительного. Ведь действительно много общего. Создание опричников, создание НКВД. Все мы знаем картину, на которой Иван Грозный убивает своего сына. Сталин, конечно, не убивал своего сына, но, как мы знаем из некоторых источников, у него была возможность спасти Якова из плена, но он сказал фразу, ставшую крылатой: «Я не меняю солдата на генерала». В результате его сын погиб.

Как Вы считаете, действительно много общего между этими государственными деятелями? Мы уже провели параллель, например, с Петром I. Просто, наверное, некая схожесть того положения, в котором оказывается государство, предполагает определенную типологию поступков и действий со стороны правителей.

Какого правителя Руси первого венчали на царство

стр.27 Чина венчания на царство Ивана IV (Поучение митрополиче к великому князю). Реконструкция венчания на царство Ивана IV Грозного прошла в Благовещенском соборе Казанского кремля. 16 января 1547 года Великий князь Московский Иван IV впервые в русской истории венчался на царство и принял новый титул «царя и великого князя всея Руси». Торжественная церемония «венчания на царство» Ивана IV, позднее прозванного Грозным, состоялась в Успенском соборе Московского Кремля. В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года состоялась торжественная церемония венчания на царство Ивана Грозного.

Венчание на царство российских монархов. Как это было — впервые и во всех деталях

В 1523 г. Макария возвели в архимандриты и назначили настоятелем Можайского Лужицкого монастыря. В марте 1526 г. Новгородский архиепископ способствовал распространению христианства среди населения северных окраин Руси, а также строительству там монастырей. Пребывание Макария в Новгороде сопровождалось большими культурными начинаниями. При нем проведена реставрация многих новгородских икон и церквей, отлит большой колокол для Софийского собора, подновлены его фрески и иконостас. По его указанию в Пскове построен архиепископский дворец, в котором работали писцы и книжники. Входившие в круг Макария писатели и церковные деятели занимались созданием житий святых, переводили греческие и латинские произведения, составляли летописные своды. При его участии было составлено 60 новых житий. Итогом собирания духовных сокровищ стала первая редакция «Великих Четиих Миней», завершенная в 1541 г. Под его началом были подготовлены и две другие их редакции.

В 1542 г. Макарий стал митрополитом Московским и всея Руси. Макарий составил «Чин венчания на царство», по которому происходила церемония венчания на царство Ивана IV Грозного в январе 1547 г. В 1547 и 1549 гг. Будучи одним из ближайших советников царя, Макарий отстаивал идею самодержавия как главного и необходимого оплота православия. Крупнейшей заслугой митрополита Макария стала поддержка книгопечатания в Москве. В последние годы Макарий занимался составлением Степенной книги. Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля. Канонизация Макария состоялась в 1988 г. День памяти: 30 декабря 12 января.

ЛИИ от лат. То же, что инсигнии — от лат. Сведения о древних символах верховной власти — предметах, которые отличали государя от его подданных, донесли до нас монеты, печати, миниатюры и другие изображения. Подробные описания различных атрибутов верховной власти содержатся в «чинах» уставах коронования или венчания на царство. Впечатления об использовании регалий русскими государями зафиксировали иностранцы в своих донесениях и записках. На протяжении веков регалии русских государей менялись. Первые свидетельства о «поставлении на княжение» или провозглашении нового князя содержатся в летописях. Одна из древнейших княжеских регалий — «стол». О вокняжении Владимира Мономаха летопись сообщает: «седе на столе отца и дед своих». Великий князь киевский «сажал на стол» князейнаместников.

На сиденье лежали подушки с овальными концами. После установления монголо-татарского ига русские князья не могли свободно наследовать собственные «столы» и распоряжаться ими. За получением ярлыка — ханской грамоты на право занятия «стола» — они должны были ездить в ставку золотоордынского хана. Так, «князь Василий Дмитриевич сяде на великом княжении володимерском на столе отца своего, и деда, и прадеда, а посажен царевым Тактамышевым послом Шиахматом». Функции короны на Руси выполняла княжеская шапка. На древнерусских миниатюрах шапку изображали в виде мягкого головного убора сферической формы, с меховой опушкой. В пятизубчатом «венце», похожем на венец византийских императоров, на древнейших русских монетах изображали лишь Владимира Святославича и иногда Ярослава Владимировича Мудрого. Единственным князем на Руси, коронованным по западноевропейскому образцу, был Даниил Романович Галицкий. Меч считался символом княжеской власти и передавался из поколения в поколение. На русских миниатюрах меч присутствует в сценах посажения Всеволодом Ольговичем Святослава Ольговича в Новгороде в 1136 г.

ХА» — одна из регалий великокняжеской и царской власти. Согласно легенде, «шапка Мономаха» входила в состав даров византийского императора Константина Мономаха, присланных киевскому князю Владимиру Мономаху: император снял с шеи животворящий крест, с головы «венец царский» и, положив их на «золотое блюдо», отправил в Киев. Версию о византийском происхождении даров разделяют далеко не все историки. По мнению искусствоведов и историков, «шапка Мономаха» была изготовлена в кон. Ее тулья составлена из восьми золотых пластин отсюда и ее другое название «золотая» , покрытых тонким ажурным узором, и увенчана золотым крестом. Отороченная собольим мехом шапка позже была украшена драгоценными камнями: рубинами, изумрудами, сапфирами, турмалинами и жемчугом. Позже была изготовлена еще одна шапка — «Казанская». В ее оформлении отчетливо прослеживаются восточные мотивы, сочетающиеся с традициями русского прикладного искусства. Как и «шапка Мономаха», «Казанская шапка» украшена камнями — жемчугом, голубой бирюзой, розовыми альмандинами и опушена соболем. Помимо «Мономаховой» и «Казанской» известны еще три более поздние шапки — «Астраханская», «Сибирская» и «шапка с пелепелами», т.

Еще одна шапка — копия «шапки Мономаха» была изготовлена в 1682 г. Изображается на печатях, монетах, может быть составной частью государственного флага.

Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода. Во время этого похода в декабре 1569 Малюта Скуратов задушил в тверском Отрочь монастыре митрополита Филиппа , пытавшегося противостоять царю. Считается, что число жертв в Новгороде, где тогда проживало не более 30 тысяч человек, достигло 10-15 тысяч. Большинство историков считают, что в 1572 царь отменил опричнину. Свою роль сыграло нашествие на Москву в 1571 крымского хана Девлет-Гирея , которого опричное войско не смогло остановить; были пожжены посады, огонь перекинулся в Китай-город и Кремль. Итоги царствования Разделение страны пагубно сказалось на экономике государства. Огромное число земель было разорено и опустошено.

В 1581 с целью предотвратить запустение имений царь ввел заповедные лета - временный запрет крестьянам уходить от своих хозяев в Юрьев день , что способствовало утверждению в России крепостнических отношений. Ливонская война завершилась полной неудачей и потерей исконно русских земель. Объективные итоги царствования Иван Грозный мог увидеть уже при жизни: это был провал всех внутри- и внешнеполитических начинаний. С 1578 царь перестал казнить. Почти в это же время он приказал составить синодики поминальные списки казненных и разослать по монастырям вклады на поминовение их душ; в завещании 1579 года каялся в содеянном. Скончался 18 марта 1584 года в Москве. Сыновья и жены Ивана Грозного Периоды покаяния и молитвы сменялись страшными приступами ярости. Во время одного из таких приступов 9 ноября 1582 в Александровской слободе, загородной резиденции, царь смертельно ранил своего сына Иоанна , попав посохом с железным наконечником ему в висок [2]. Смерть наследника повергла царя в отчаяние, поскольку другой его сын, Федор Иванович, был неспособен управлять страной.

Иоанн Грозный отправил в монастырь большой вклад на помин души сына, даже сам подумывал уйти в монастырь. Точно неизвестно количество жен Ивана Грозного, но, вероятно, он был женат семь раз. Не считая умерших в младенчестве детей, у него было трое сыновей. Второй женой была дочь кабардинского князя Мария Темрюковна. Третьей - Марфа Собакина, умершая неожиданно через три недели после свадьбы. По церковным правилам жениться более трех раз запрещалось.

Скуратова-Бельского, по прозвищу Малюта. Царь не считал репрессии основой своей политики. В исторической литературе тема опричнины составила одну из трудноразрешимых загадок. Историки давно обратили внимание на то, что репрессии во многих случаях имели политические цели. Прежде всего царь искоренял тех, кто по его мнению поддерживал сепаратистские устремления, способствовал консервации удельной раздробленности. Форсированная централизация страны, проводимая царем Иоанном Грозным, могла быть ответом на форсированную децентрализацию Руси, проводимую боярами в период с 1538 по 1548 гг. Всего за время правления Иоанна Грозного, фактически за сорок лет было «репрессировано» 3-4 тысяч человек. Для сравнения в это же время в Париже в одну Варфоломеевскую ночь было уничтожено более 3 тысяч гугенотов. Но Варфоломеевская ночь имела продолжение, и в течении двух недель во Франции погибло около 30 тысяч протестантов! В 1558 году царь Иоанн объявил войну Ливонскому ордену, продолжая дело начатое Александром Невским. После разгрома Ливонского ордена, Царь Иоанн был близок к решению задачи освобождения от польско-литовского владычества братьев по православию украинцев и белорусов. В Риме «первом» понимали это и в войну за «ливонское наследство» вмешались Польша и Швеция. Воспользовавшись этим в 1571 году с юга к русским границам прорвались татары. Брод через Оку татарам указал боярский сын Кудеяр Тищенков истоки боярской измены надо искать в их «вотчинном патриотизме». Поднявшийся ветер разнес пламя по всей Москве. Несмотря на пожар, русские воины оказали ожесточенное сопротивление: И татары,понеся значительные потери, отошли прочь, захватив с собой трофеи и полон. В это время Иоанн Грозный находился на «Ливонском» фронте, где он лично возглавил 80-тысячную армию. Русская армия вступила в Эстонию и в ходе штурма овладела крепостью Пайду Вейсенштейн , крупнейшим после Ревеля Таллина опорным пунктом шведов в Ливонии. Но в тылу царя находился Новгород, часть «лутших» дюдей которого была готова поддержать Андрея Курбского в случае успеха польских войск. События на «южном» и «ливонском» фронтах разворачивались почти одновременно. В 1572 году крымский хан вновь появился около Москвы, но был встречен русской ратью во главе с князем Михаилом Ивановичем Воротынским. Произошло несколько сражений, в ходе которых татары потерпели поражение и бежали в Крым, преследуемые русскими войсками. В плен попал фактический руководитель похода крымский полководец Дивей-мурза. Из 120 тысяч в Крым вернулось менее 20 тысяч. Твердость проявленная Московским государством в ответ на турецкие притязания на Казань и Астрахань, удачные военные действия против крымского хана Девлет Гирея, в рядах которого, как известно, были не только ногайцы мурза Керембердеев с 20 тысячами человек , но и 7 тысяч янычар, присланных хану турецким везирем Мехмед-пашой, наконец, удачный набег донских казаков в 1572 году на Азов, когда они, воспользовавшись разорением города от взрыва порохового склада, причинили турецкому гарнизону большой ущерб, - все это несколько «отрезвило» султанское правительство. Кроме того, Турция после 1572 года была отвлечена борьбой, которую султану Селиму II пришлось вести в Валахии и Молдавии, а затем и в Тунисе. Это был знак примирения, особенно приятный для России, так как предшественник Мурада III, его отец Селим II, не счел нужным известить московское правительство о своем воцарении. Однако турецкая вежливость вовсе не означала отказа от враждебной наступательной политики. Стратегическая задача турок состояла в том, чтобы образовать через Азов и Северный Кавказ сплошную линию своих владений, которые, начиная с Крыма, опоясывали бы с юга Русское государство. Однако, разгром турок и татар дал возможность Московскому царству противостоять и Швеции и Польше. Польский флот, о котором мечтал Сигизмунд-Август, так и остался его мечтой. Польский король направил против царя Иоанна немецких и фламандских корсаров. Иоанн в свою очередь пригласил к себе на службу знаменитого датчанина Керстен Роде, который захватил около 40 шведских и польских судов, серьезно подорвав торговлю между Швецией и Польшей. И война с моря перешла на сушу: обе стороны готовились к генеральному сражению. Но вдруг 7 июля 1572 года Сигизмунд-Август простудился и скончался в этот же день. После его смерти выяснилось, что в Польше Московский царь среди народа и огромного слоя небогатого дворянства пользуется авторитетом. Полякам он представлялся суровым царём, но смелым воином, все помнили его победы под Смоленском, Полоцком и Вейсенштейном. В Польше с энтузиазмом встретили мысль об избрании на польский трон Иоанна Грозного. Царь Иоанн IV в 1573 году принял польскую делегацию, прибывшую к нему с предложением принять Польшу под свою державную руку. В 1575 году прибыла в Москву вторая польская делегация звать Иоанна на польский престол. Царь не спешил с решением и здесь он проявил не властолюбие, а государственный разум. Узнав, что сын германского императора претендует на Польский престол, Иоанн предлагает снять свою кандидатуру с польского трона, но отдать ему Литву вотчину матери Елены Глинской. Пока шли переговоры с Веной, турецкий султан потребовал от польского сейма снять кандидатуру Иоанна с польского трона в пользу венгерского боярина Стефана Батория. Своё требование султан подкрепил высылкой к границам Польши 100 тысячного войска.

Тульская область. Князь Вишневецкий, ставший первым главой запорожских казаков, потом немало участвовал в войнах против Крымского ханства в составе войск московского царя. Правда, в конце концов он изменил ему, переметнувшись на сторону польского короля, за что, кстати, поплатился, был взят в плен турками и казнен. Несмотря на измену этого первого гетьмана запорожцев, запорожцы и потом активно принимали участие в походах московских войск против татар и турок. Например, в 1576 запорожцы под предводительством гетьмана Богдана Ружинского приняли участие в походе царских войск на Крым, за что получали царское жалованье и помощь оружием. Создание и поддержка Запорожской Сечи "украинофобом" Иваном Грозным сыграла значительную роль в отражении набегов восточных кочевников от "украинных городов" Руси, позже ставших именоваться "украинскими". Если бы не эти усилия первого русского царя, то немалая часть современных украинцев просто не появилась бы на свет, поскольку их предки были бы убиты или уведены в рабство татарами, натиск которых он сдерживал. Конечно, и у него бывали неудачи, но в целом это был один из самых эффективных правителей России, причем активно привлекавший к управлению страной специалистов из народа и поощрявший местное самоуправление. При нем начался созыв Земских соборов, был составлен Судебник 1550 года. Были проведены реформы военной службы, судебной системы, государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне. Заложенные государем Иваном IV основы казачьей службы государству российскому просуществовали на протяжении четырех столетий. Он усмирил и присоединил Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, Башкирию и земли Ногайской орды. К завершению его царствования Россия стала больше всей остальной Европы. Тут стоить отметить еще такой важный факт, что сейчас РФ во многом живет именно за счет земель, присоединенных Иваном IV, поскольку они оказались очень богатыми, в том числе на ископаемые ресурсы. Иван Грозный также основал более полутора сотен городов, в том числе такие важные, как Уфа, Белгород 1593 г. Однако первый русский царь каждый раз находил выход из трудной ситуации, грамотно подбирал для этого администраторов и полководцев. Так, летом 1572 г. Русские объединенные земские и опричные войска, составлявшие около 30 тысяч под командованием земского воеводы князя Михаила Воротынского и опричного воеводы князя Дмитрия Хворостинина разгромили 120-тысячное войско крымских татар и турок-османов в битве при Молодях. Это сражение в истории России было даже важнее, чем Полтава и Бородино, поскольку Османская империя и Крымский хан пытались завоевать всю Русь, находясь в союзе с Речью Посполитой, Швецией и Ногайской ордой. В сражении русские полководцы использовали передовую технологию того времени — "гуляй-поле". Это была подвижная крепость на возах, за стенами которой укрывались пушкари. Не выдержав ударов русских войск, турки и татары панически бежали, понеся в боях колоссальные потери.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий