Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика была создана по решению Кавказского бюро РКП(б), принятому в ноябре 1921 года по инициативе В. И. Ленина.
Закавказская федерация (ЗСФСР) [1922–1936]
ЗАКАВКАЗСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА (ЗСФСР; до 13.12.1922 называлась Федеративным Союзом Социалистических Советских Республик Закавказья), государство, связанное тесным военным. Transcaucasian Socialist Federative Soviet Republic. В тексте закона говорилось, что "ССР Абхазия, объединившись на основе особого союзного договора с Грузией, через нее входит в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику и в составе последней – в Союз Советских Социалистических. купить по самой выгодной цене вы можете в нашем интернет-магазине с получением в офисе, рядом с м. Китай-город, или с доставкой курьером по всей Москве. Закавказская Советская Федеративная Социалистическая республика была образована 12 марта 1922 года на конференции представителей ЦИК Грузинской, Армянской и Азербайжданской ССР.
Газета без бумаги и расстояний ★ 2016 — 2024
- Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР)
- Описание документа
- Ответы : Почему была упразднена ЗСФСР?
- Закавказская социалистическая федеративная советская республика (ЗСФСР)
Создание СССР: как Ленин заложил атомную бомбу
Первым первым секретарем местной партогранизации стал Серго Ордженикидзе по иронии - он занимал ту же позицию, что и Сталин, то есть был противником создания ЗСФСР и обвинялся Лениным в "великороссийском шовинизме". Последний первый секретарь - Лаврентий Берия. Здесь надо иметь ввиду, что грузины были самой крупной этнической общностью Закавказья на тот момент.
Другая автономная республика была создана в июле 1920 года в Нахчыване , районе, граничащем с Арменией, Турцией и Ираном, на который претендовали армяне и азербайджанцы. По Московскому и Карсскому мирным договорам Нахчыванская область была признана автономной республикой под защитой Азербайджанской Советской Республики. Главы государства.
Большую роль в этом сыграл Серго Орджоникидзе. Они дали свои результаты. Ленин в апреле 1921 года выступил с предложением создать в Закавказье единый хозяйственный орган.
Для этого здесь провели объединение внешней торговли и железных дорог. На нем было отмечено, что обособление республик Закавказья делает их слабыми перед экономическими проблемами и вмешательством буржуазных стран. Их политический союз будет служить защитой от вмешательства сил контреволюции и укоренит советскую власть. Политическое объединение На пленуме было подчеркнуто, что только политическое объединение позволит создать прочный хозяйственный союз. Попытки создать его делались неоднократно. Разобщенность республик может только усугубить тяжелое экономическое положение, разорение и обнищание народов, непонимание и недоразумения между ними. Закавказье является единым хозяйственным целым, и экономическое развитие в республиках может идти только под знаком хозяйственного объединения. Существование многочисленных хозяйственных органов и наркоматов часто приводило к дублированию решений и действий, поглощало много средств, сил в молодых и неокрепших республиках.
Практически сразу после этого — в декабре 1994 года — Россия объявила Абхазии экономическую блокаду.
Усовершенствование главного закона10 октября 2020 года в целях разработки поправок к Конституции Абхазии, направленных на реформирование государственной власти и управления, президент Аслан Бжания создал комиссию по Конституционной реформе. В нее входят известные общественные деятели и юристы республики. На отчете перед гражданами Абхазии Аслан Бжания подчеркнул, что Комиссия действительно выработала свои рекомендации и они в виде изменений в законопроект были направлены в Парламент и Конституционный суд. Существенный шаг нами был сделан", - сказал он. Первое заседание комиссии состоялось в декабре 2020 года. Ее члены представили концепцию поправок к главе 3 "Законодательная власть" и главе 4 "Исполнительная власть". По словам члена комиссии, историка Астамура Тания, в основном критика Конституции касалась распределения полномочий между ветвями власти и "перекосом" в пользу президента. Когда в Конституции прописано слишком много функций президента, не факт, что он этими полномочиями может пользоваться. На самом деле, фактическая власть может перейти в руки бюрократического аппарата, который будет неподконтролен другим ветвям власти и обществу", - сказал он.
Как рассказал Тания, члены Комиссии предложили упразднить Кабинет министров, для того, чтобы президент в полной мере возглавлял исполнительную власть, а Парламент участвовал в ее формировании. Таким образом, министры будут входить в Администрацию президента и назначаться с согласия Парламента. Также, по словам историка, члены Комиссии спорили о праве президента распускать Парламент и пришли к выводу, что такими полномочиями глава республики обладать не должен, так как это "усугубит ситуацию". Мы пришли к выводу, что нужно оптимизировать исполнительную власть, сделать ее более компактной, более ответственной перед обществом и Парламентом, осуществить дебюрократизацию, потому что у нас слишком бюрократизированная система", - сказал он. Член Комиссии подчеркнул, что если предложенные поправки к Конституции будут приняты, то необходимо будет принять закон о порядке их введения в силу, а это "гигантский пакет документов".
Мраморная ЗСФСР и город Батум
государственное образование, существовавшее на территории современной Латвии в 1918-1920 годах. 11 марта 1922 г. путём объединения Армении, Азербайджана и Грузии создана Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика со столицей в Тифлисе. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская Федерация, ЗСФСР; до 13.12.1922 называлась Федеративным Союзом Социалистических Советских Республик Закавказья) — союзная республика в составе СССР с 1922 года по 5. ЗСФСР — статья из свободной большой энциклопедии.
Закавказская федерация (ЗСФСР) [1922–1936]
Абхазия в Грузинскую ССР. Разметка конца договор кампании Кавказа в первой мировой войне предусматривавшего разделения бывшей Батумской области в Кутаисской губернии Российской империи между Грузией и Турцией. По соглашению северная половина со значительным грузинским мусульманским населением станет частью Советской Грузии, но получит автономию. Другая автономная республика была создана в июле 1920 года в Нахчыване , районе, граничащем с Арменией, Турцией и Ираном, на который претендовали армяне и азербайджанцы.
Главная геополитическая задача для Пашиняна на сегодня, считает политолог, это удержание за Арменией Зангезура, который добровольно был передан ей Азербайджаном 1 декабря 1920 года, а поэтому на картах ЗСФСР, созданных в соответствии с условиями Карсского мирного договора 1921 года, отображен как территория Армении. В Ереване прекрасно понимают, что в своих претензиях на Зангезур Азербайджан окажется без внешнеполитической поддержки со стороны Турции, продолжает политолог, указав, что Турция по условиям Карсского договора получила себе южную часть бывшего Батумского округа Российской империи. По этой причине, если Азербайджан нарушит условия Карсского договора и заберет себе Зангезур, оборонять который у Армении сейчас нет ни сил, не средств, то Турция в одностороннем порядке будет вынуждена вернуть Грузии полученные от нее 100 лет назад территории. Однако, по его словам, в этой инициативе есть еще и чисто "технический" аспект, позволяющий превратить переговоры о линии границы в пустопорожние и беспредметные разговоры: "Нельзя исключать возможность того, что переговорщики со стороны Армении попытаются вести суть переговоров к обсуждению темы, по картам советского Закавказья какого именно года следует производить сегодня делимитацию и демаркацию государственной границы, чтобы в будущем эти переговоры оказались бы лишены всякого здравого смысла".
Лозунг Закавказской Федерации должен был стать лозунгом самих народов Армении, Грузии и Азербайджана. Решение об образовании Закавказской Федерации обсуждалось на многочисленных собраниях и митингах рабочих, крестьян, красноармейцев и интеллигенции Закавказья, на всех городских и сельских партийных и общих собраниях трудящихся, на республиканских съездах партии и Советов. Агитационно-пропагандистскую работу по популяризации идеи федерации возглавили руководители большевиков Закавказья Г. Орджоникидзе и С. Они неоднократно выступали на собраниях трудящихся, на съездах и конференциях партийных, профсоюзных и комсомольских организаций, на районных, городских и республиканских съездах Советов депутатов рабочих и крестьян закавказских республик, писали популярные статьи в республиканских и краевых газетах. Всякий удар по какому-нибудь уголку маленькой советской республики является ударом по всем советским республикам. Советские республики — это неразрывный революционный союз трудящихся масс, окружённых врагами. Без взаимной экономической и военной помощи советские республики не могут существовать. Достаточно на 24 часа изолироваться какой-нибудь советской республике, и она будет немедленно уничтожена окружающими её врагами». Федерация между советскими республиками экономически и политически настолько необходима, указывал Г. Орджоникидзе, что ещё до предопределения формы федерации самой жизнью диктовалась необходимость немедленного объединения ряда отраслей экономической жизни республики — железных дорог, внешней торговли, таможенной политики. Ещё до решения Кавказского бюро на Карсской конференции представители Закавказских советских республик официально заявили турецкой делегации, что между советскими республиками Закавказья существует политический и экономический союз. В начале декабря 1921 г. Киров сделал доклад по вопросу об объединении закавказских республик. Киров отметил, что благодаря правильному проведению ленинско-сталинской национальной политики партия достигла национального мира на Кавказе и кошмарное прошлое, созданное меньшевиками, муссаватистами и дашнаками, отошло в область истории. Подробно останавливаясь на причинах, неотложно требовавших государственного объединения Армении, Грузии и Азербайджана, С. Если против нас будет сделана малейшая попытка — мы шарахнем по общему врагу объединенною силою, — и наше независимое существование тем самым будет лучше всего обеспечено». Партийные и общие собрания трудящихся повсеместно выносили резолюции, одобрявшие и горячо приветствовавшие создание Закавказской Федерации. Сила закавказских республик, говорилось в решении, заключается в их единстве. Экономический и политический союз Азербайджана, Армении и Грузии делает из них несокрушимую силу против внутренней и внешней контрреволюции. Открытое партийное собрание железнодорожников станции Эривань, на котором присутствовали 700 коммунистов и беспартийных, в своей приветственной телеграмме на имя Кавказского бюро заявило: «Мы глубоко убеждены в том, что лучшие представители закавказского пролетариата окончательно закрепят единство трудящихся Закавказья». Решение Кавказского бюро приветствовало и трудовое крестьянство советской Армении. В телеграмме из Эривани сообщалось: «В Эчмиадзине состоялся ряд беспартийных конференций по вопросу о федерации Закавказских республик. Крестьянство и трудовой элемент приветствуют федерацию как залог братского единства кавказских народов». Общее собрание 1-го района Тифлисской партийной организации приняло по докладу Г. Орджоникидзе резолюцию, в которой всецело одобрило идею создания Закавказской Федерации и одновременно вменило районному комитету и каждому члену районной организации в обязанность «самым энергичным образом проводить кампанию в духе принятых резолюций». В телеграмме из Батума говорилось: «26 ноября в Центральном рабочем клубе состоялась конференция правлений профсоюзов, фабзавкомов и месткомов, созванная по вопросу о федерации закавказских советских республик. После доклада конференцией была принята резолюция, в которой собрание приветствовало решение Кавбюро ЦК РКП б по поводу федерации закавказских республик». Революционный комитет Абхазии сообщал об отношении широких масс трудящихся Абхазии к идее создания федерации Закавказья: «Весть о федерации советских республик Закавказья была встречена в Абхазии восторженно… После получения известия о федерации в Сухуме состоялся большой митинг, на котором присутствовали партийные и беспартийные. Известие о федерации Закавказья вызвало единодушный энтузиазм. Вынесенная по этому поводу резолюция приветствует мудрый акт Кавбюро о федерации, который является лучшим средством к более тесному и братскому единению трудящихся Закавказья и уничтожению шовинизма оставленного в наследство от былого режима. Такие же резолюции получаются из разных мест Абхазии». Повсюду они привлекли большие массы рабочих и служащих. Доклады ответственных партийных и советских работников об объединении республик Закавказья в федерацию вызвали общее воодушевление и большой энтузиазм. Большой размах приняла кампания за создание Закавказской Федерации в Азербайджане. В первых рядах борцов за Федерацию и укрепление дружбы братских народов Закавказья стоял передовой отряд трудящихся Закавказья — бакинский пролетариат. Бакинский совет депутатов трудящихся, заслушав доклад С. Кирова, одобрил решение о создании Закавказской Федерации и обещал всеми силами поддержать начатую работу по немедленному объединению закавказских республик. Азербайджанский пролетариат, говорилось в резолюции пленума Азербайджанского совета профессиональных союзов АСПС от 1 декабря 1921 г. В телеграмме из Нахичевани говорилось: «Были устроены доклады о федерации Закавказских республик на беспартийных участковых конференциях, митингах… Крестьянство и трудящееся население с радостью приветствует федеративное объединение Закавказских республик и воодушевлено мыслью о братском единении народов Кавказа». Широкие народные массы Закавказья выражали уверенность в том, что в закавказских республиках, руководимых коммунистической партией, в скорейшем времени объединятся трудящиеся всех национальностей на почве вольного труда и навсегда придёт конец национальным трениям. Все эти факты показывают, что решение ЦК РКП б о создании Федерации закавказских республик соответствовало чаяниям широких народных масс Армении, Грузии и Азербайджана, стремившихся к установлению братской дружбы и национального мира. Подводя предварительные итоги кампании за образование Федерации закавказских советских республик, Второе закавказское партийное совещание 7 декабря 1921 г. В январе и феврале 1922 г. Съезды единодушно одобрили решения Кавказского бюро от 3 ноября о создании Федерации и Второго Закавказского партийного совещания о необходимости перехода к практическому осуществлению Закавказской Федерации и просили Кавказское бюро ЦК РКП б ускорить этот переход. С 18 по 22 февраля 1922 г. Съезд констатировал, что подготовительная работа к созданию Федерации в основном закончена, и поручил новому Краевому комитету партии немедленно приступить к практическому осуществлению поставленной задачи. Одновременно съезд подверг резкому осуждению раскольническую деятельность национал-уклонистов и поручил новому Краевому комитету повести решительную и беспощадную борьбу против националистических тенденций и уклонов в партии. На съезде были подведены итоги чистки партии в закавказских организациях. В период подготовительных работ к объединению закавказских республик в партийных организациях Закавказья была проведена чистка рядов партии от враждебных, чуждых и случайных элементов, примазавшихся к большевистской партии с намерением использовать принадлежность к ней для гнусной контрреволюционной работы. Очищение рядов коммунистических партий республик способствовало государственному объединению закавказских советских республик. I съезд Закавказских коммунистических организаций утвердил основные положения Союзного договора и положение о Закавказском экономическом совете, которые в дальнейшем были приняты полномочной конференцией центральных исполнительных комитетов Армении, Азербайджана и Грузии. Идея Закавказской Федерации, принятая с большим энтузиазмом и единодушием рабочими и крестьянами всех народов Закавказья, была враждебно встречена националистическими элементами, шовинистически настроенной частью буржуазной интеллигенции и остатками разбитых контрреволюционных буржуазно-националистических партий — дашнаков, меньшевиков и муссаватистов. Армянские, грузинские и азербайджанские национал-уклонисты, выступая против ленинско-сталинской национальной политики в Закавказье, хотели приспособить интернационалистскую политику рабочего класса к националистической политике буржуазии. Они отражали попытки «своей», «национальной» буржуазии подорвать советский строй и восстановить капитализм. Они учитывали, что проведение в жизнь ленинско-сталинской национальной политики укрепляло советскую власть, диктатуру пролетариата в республиках Закавказья. Выступая против национальной политики партии, национал-уклонисты скатывались на позиции грузинских меньшевиков, армянских дашнаков и азербайджанских муссаватистов. В борьбе против образования Закавказской Федерации грузинские национал-уклонисты опирались на поддержку троцкистского шпиона Буду Мдивани. Пробравшись к руководству ЦК КП б Грузии и правительства Грузии, национал-уклонисты стали проводить антисоветскую национальную политику. На границах Грузии были поставлены кордоны. Был запрещён товарообмен с Россией, Арменией и Азербайджаном. Национал-уклонисты выступали против монополии внешней торговли; пытались денационализировать батумские нефтяные предприятия и сдать их в концессию американскому империалистическому концерну «Standard Oil Company»; защищали ориентацию на капиталистический Запад. Под различными предлогами национал-уклонисты пытались выселить из Тифлиса людей негрузинской национальности. Они издали распоряжение, по которому грузинка, выходя замуж за негрузина, лишалась грузинского гражданства. Понимая, что образование Закавказской Федерации нанесёт сокрушительный удар их националистической политике, национал-уклонисты отчаянно боролись против объединения закавказских советских республик, используя антипартийные, антисоветские, троцкистские подрывные методы борьбы. Они созывали конспиративные собрания, а для обмана трудящихся распространяли ложные слухи, посылали в ЦК РКП б клеветнические доносы на руководителей Закавказского краевого комитета партии. Национал-уклонистов Закавказья поддерживали маскировавшиеся враги народа Троцкий, Бухарин и жалкая кучка их единомышленников. Вопреки кавказским национал-уклонистам и их прямым союзникам из троцкистско-бухаринской клики ленинско-сталинская линия партии в вопросе о создании Закавказской Федерации одержала полную победу. Орджоникидзе, коммунистические организации Закавказья и руководимые ими трудящиеся массы дали сокрушительный отпор грузинским, армянским, азербайджанским националистам и национал-уклонистам и обеспечили образование Федерации закавказских республик. Согласно этому договору, высшей властью Союза республик являлась Полномочная конференция представителей, избиравшихся в равном числе правительствами республик. Исполнительным органом Полномочной конференции являлся Союзный Совет, члены которого избирались и отзывались конференцией. В ведении Союзного Совета были сосредоточены военные дела, финансы, иностранная политика, внешняя торговля, пути сообщения, народая связь, борьба с контрреволюцией и руководство экономической политикой на территориях договаривающихся республик.
Здесь надо иметь ввиду, что грузины были самой крупной этнической общностью Закавказья на тот момент. Также проживали:.
Сегодня день рождения несуществующего уже Советского Союза
Любопытно, что правительство нового государства Совет Народных Комиссаров СССР и министерства наркоматы были созданы лишь спустя полгода: только 6 июля 1923 года. Формально в состав СССР вначале входили четыре союзные республики, но у каждой из них уже были договорные отношения между собой и внутри себя. Но две последние в свою очередь включали еще две республики — причем без упоминания «автономная»: Нахичеванская — в Азербайжданской и Абхазия — в Грузинской. Позже все упорядочилось: Закавказская была расформирована, Абхазия и Нахичивань получили статус автономных.
В 1937 году майор А. Карапетян окончил Высшие стрелково-тактические курсы усовершенствования командного состава пехоты «Выстрел» и назначен командиром 226-го горнострелкового полка 76-й Армянской горнострелковой дивизии в Ереване. Во главе 800-го стрелкового полка 143-й стрелковой дивизии участвовал в Освободительном походе Красной Армии в Западную Белоруссию в сентябре 1939 года. Начало Великой Отечественной войны А.
Карапетян встретил в должности командира 721-го моторизованного полка 205-й мотострелковой дивизии 14-го механизированного корпуса. В период с 17 июля по 1 августа 1943 года заместитель командира 315-й стрелковой дивизии 51-й армии 4-го Украинского фронта полковник Асканаз Карапетян организовал прорыв вражеской обороны на реке Миус у сёл Мариновка, Степановка Донецкой области Украины и отражение контратак противника. Им же в сентябре 1943 года при освобождении Донбасса были умело организованы боевые действия в наступлении. В этих боях полковник Карапетян получил ранения, однако он не покинул свой полк и остался в строю. За этот период было уничтожено около тысячи нацистов, свыше семидесяти танков и большое количество другой техники противника. Продолжение следует… Автор: Владлен Дорофеев Другие публикации канала:.
В ведомстве призвали военнослужащих соблюдать требования воинского устава и не поддаваться на провокации. Фактически это означает переход под контроль Азербайджана четырех сел, которые были в составе Азербайджанской ССР, а с 1990-х годов находились под контролем Армении. После этого в Ереване и в Тавушской области проходили акции протеста. Митингующие пытались заблокировать трассы, в том числе международного значения, происходили стычки с полицией, некоторые участники протестов были задержаны.
Лишь в этом случае Германия брала на себя защиту Грузии от турецкой агрессии.
Такова хроника возникновения и распада первого единого независимого закавказского государства. Что стало причиной образования Закавказской Демократической Федеративной Республики? Во всяком случае, не интеграционные процессы в Закавказье. Ее возникновение, в первую очередь, было обусловлено ослаблением России, вызванным февральской революцией 1917 года, а также необходимостью выживания в ходе турецкой агрессии. Смена формы правления Закавказьем с наместничества, имевшего форму строгой вертикали власти, на более демократический ОЗАККОМ, привела к развитию центробежного национал- и социал-демократического движения в регионе, хотя, справедливости ради надо отметить, что ни ОЗАККОМ, ни в дальнейшем Закавказский комиссариат не ставили перед собой цели отторжения от России.
В первой декларации комиссариата подчеркивалось, что "власть эта сконструирована временно, лишь до созыва Всероссийского Учредительного Собрания". Лидер грузинских меньшевиков Ной Жордания вспоминал: "Мы еще надеялись, что в России смогут положить конец большевизму, сумеют создать нормальное правительство". Решение о разрыве связей с Советской Россией пришло позже - после разгона большевиками Учредительного Собрания России в ночь на 6 января 1918 года, когда стало ясно, что большевики власть не отдадут. Последним же аккордом к созданию независимой ЗДФР стало подписание Брест-Литовского мира, согласно которому Советская Россия отказывалась от значительных территорий. В свою очередь, молниеносный распад едва зародившейся ЗДФР показал, что между армянскими, грузинскими и азербайджанскими представительствами стояли непреодолимые препятствия на пути к взаимопониманию.
А образование независимых Азербайджана, Армении и Грузии к этническим, религиозным и политическим разногласиям добавило еще и взаимные территориальные претензии: практически сразу после провозглашения независимости, в том же 1918 году вспыхнули армяно-грузинский, грузино-азербайджанский и армяно-азербайджанские конфликты, которые с различной интенсивностью длились вплоть до советизации всех трех республик. После ухода турок из ряда захваченных ими территорий в Закавказье, в том числе из областей Лори и Ахалкалак, в конце 1918 возник локальный грузино-армянский конфликт, который, однако, был быстро прекращен. Относительно же армянонаселенной области Ахалкалак было принято решение временно оставить её под властью грузинской стороны. Одновременно началось наступление грузинских войск на Абхазию. В грузино-азербайджанском конфликте Тифлис претендовал на Закатальский район Азербайджана, населенный грузинами-ингилойцами, а Баку - на Марнеульский и Гардабанский районы Грузии, являвшиеся регионом компактного проживания азербайджанцев.
Начавшийся конфликт вскоре перерос в интенсивные боевые действия, которые были приостановлены советизацией двух республик, не решившей, однако, сути конфликта. А армяно-азербайджанский конфликт на почве Нагорного Карабаха и Зангезура вылился в полномасштабную и кровопролитную войну. Заключение К моменту провозглашения своей независимости Азербайджан, Армения и Грузия пришли без ясных и взаимопризнанных государственных границ. Самостоятельных государственных образований в Закавказье не было с незапамятных времен: с VII по XV века территория подвергалась нашествиям арабов, византийцев, турок-сельджуков, монголо-татар, с XVI по XVIII века Закавказье было предметом раздора между Турцией и Персией, время от времени в большом количестве возникали различные мелкие княжества и ханства, а в XIX веке вся территория современного Закавказья была включена в состав Российской империи. В результате бесконечных войн жителям азербайджанских, армянских и грузинских городов и сел приходилось кочевать с места на место, что в итоге образовало национальную чересполосицу и диаметрально противоположное понимание автохтонности того или иного народа на территории конкретных районов.
В такой ситуации, в момент провозглашения независимости между новообразованными республиками не могло не возникнуть разногласий в вопросе определения границ, что, в свою очередь помноженное на многовековые локальные межэтнические конфликты и религиозное различие, привело к серьезным вооруженным столкновениям, в немалой степени провоцируемым извне. Таким образом, проходившая под лозунгом "права первородства" борьба за спорные территории, по существу была ничем иным, как банальным "перетягиванием одеяла" новообразованных республик. И кровопролитие было прекращено лишь тогда, когда Закавказье было советизировано - когда молодые республики заполучили нового общего "патрона" в лице большевиков, а вопрос определения собственных границ вышел из сферы их компетенции и в какой-то мере потерял свою остроту. Попытка вторая В 1920-1921 не прекращались всякого рода провокации Закавказья со стороны Ирана и, особенно, Турции. Последняя вела, по существу, военные действия против cоветских республик и очень важно было сплотить Закавказские государства как на военном, так и на дипломатическом фронтах.
В этом отношении серьезное место занимали разнообразные переговоры Закавказских республик, завершившиеся Карсским договором с Турцией, который подтвердил суверенитет cоветских Азербайджана, Армении и Грузии над их территориями. В определении границ названных республик возникли две проблемы: с одной стороны, Турция старалась тем или иным способом взять некоторые земли под свой контроль часть Армении, включая Нахичевань, Аджарию , с другой стороны, возникла проблема ряда республик Абхазия, Аджария , которые хотели получить статус независимых, а не автономных. Карсский договор закрепил Нахичевань за Азербайджаном, но обязал его предоставить области определенную автономию. Суверенитет над Батумом и его округом был закреплен за Грузией. В ходе работы Карсской конференции родилась и идея объединения Закавказских республик в федерацию.
Вскоре после этого о ней шел разговор и на заседании Кавказского бюро РКП б. В ноябре 1921 года идея Закавказской Федерации уже широко и бурно обсуждалась в партийных организациях Закавказья, а затем решение этого вопроса было передано в центральные партийные ограны, в Москву. Все это происходило очень и очень негладко, поскольку в Грузии создалась оппозиция, направленная против объединения республик, но в итоге идея была в принципе одобрена. В результате подготовительной работы 12 марта 1922 полномочная конференция Центральных исполнительных комитетов Закавказских республик приняла "Союзный договор об образовании Федеративного союза социалистических советских республик Закавказья". По существу, впервые в истории Закавказья создавалось классическое федеративное объединение: три государства соединялись в нечто новое.
Имена на местных языках
- О создании ЗСФСР
- Zakavkazskaya socialisticheskaya federativnaya sovetskaya respublika
- Закавказская социалистическая федеративная советская республика (ЗСФСР) - Время СССР
- Флаг ЗСФСР
- Zakavkazskaya socialisticheskaya federativnaya sovetskaya respublika
Намедни. Наша Эра
Второй причиной было то, что по мнению многих в Москве было "слишком жирно" придавать отдельным регионам Закавказья статус союзных республик. Сталин в то время отстаивал и не отстоял план включения Грузии, Армении и Азербайджана а также Нахичевани, Карабаха, Аджарии и Абхазии в состав Советской России на правах автономий. Первым первым секретарем местной партогранизации стал Серго Ордженикидзе по иронии - он занимал ту же позицию, что и Сталин, то есть был противником создания ЗСФСР и обвинялся Лениным в "великороссийском шовинизме".
В борьбе против образования Закавказской Федерации грузинские национал-уклонисты опирались на поддержку троцкистского шпиона Буду Мдивани. Пробравшись к руководству ЦК КП б Грузии и правительства Грузии, национал-уклонисты стали проводить антисоветскую национальную политику.
На границах Грузии были поставлены кордоны. Был запрещён товарообмен с Россией, Арменией и Азербайджаном. Национал-уклонисты выступали против монополии внешней торговли; пытались денационализировать батумские нефтяные предприятия и сдать их в концессию американскому империалистическому концерну «Standard Oil Company»; защищали ориентацию на капиталистический Запад. Под различными предлогами национал-уклонисты пытались выселить из Тифлиса людей негрузинской национальности.
Они издали распоряжение, по которому грузинка, выходя замуж за негрузина, лишалась грузинского гражданства. Понимая, что образование Закавказской Федерации нанесёт сокрушительный удар их националистической политике, национал-уклонисты отчаянно боролись против объединения закавказских советских республик, используя антипартийные, антисоветские, троцкистские подрывные методы борьбы. Они созывали конспиративные собрания, а для обмана трудящихся распространяли ложные слухи, посылали в ЦК РКП б клеветнические доносы на руководителей Закавказского краевого комитета партии. Национал-уклонистов Закавказья поддерживали маскировавшиеся враги народа Троцкий, Бухарин и жалкая кучка их единомышленников.
Вопреки кавказским национал-уклонистам и их прямым союзникам из троцкистско-бухаринской клики ленинско-сталинская линия партии в вопросе о создании Закавказской Федерации одержала полную победу. Орджоникидзе, коммунистические организации Закавказья и руководимые ими трудящиеся массы дали сокрушительный отпор грузинским, армянским, азербайджанским националистам и национал-уклонистам и обеспечили образование Федерации закавказских республик. Согласно этому договору, высшей властью Союза республик являлась Полномочная конференция представителей, избиравшихся в равном числе правительствами республик. Исполнительным органом Полномочной конференции являлся Союзный Совет, члены которого избирались и отзывались конференцией.
В ведении Союзного Совета были сосредоточены военные дела, финансы, иностранная политика, внешняя торговля, пути сообщения, народая связь, борьба с контрреволюцией и руководство экономической политикой на территориях договаривающихся республик. На конференции центральных исполнительных комитетов закавказских республик было избрано союзное правительство Закавказской советской федерации Союзный Совет в составе народных комиссаров: по военно-морским делам, финансов, труда, почт и телеграфа, внешней торговли, рабоче-крестьянской инспекции, управления путей сообщения, председателя Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией. Союзный Совет возглавлялся президиумом из трёх лиц — по одному представителю от каждой республики, — выполнявших поочерёдно обязанности председателя Союзного Совета. Члены президиума Союзного Совета являлись представителями от республик и одновременно народными комиссарами иностранных дел своих республик.
Они обязаны были всегда выступать совместно, все дипломатические документы, относившиеся к внешним вопросам, при опубликовании подписывались всеми членами президиума. Тифлисская конференция ЦИК закавказских республик избрала Краевой высший экономический совет. Принятие Полномочной конференцией в Тифлисе договора о федеративном союзе и образование высшего Объединённого государственного органа для всего Закавказья означали, что создание Закавказской Федерации стало фактом. В восстановлении и развитии промышленности и сельского хозяйства, в культурном возрождении закавказских советских республик огромную помощь оказали ЦК РКП б , Ленин и Сталин.
Все мероприятия в этой области находили систематическую поддержку со стороны правительства Советской России. Из России в Закавказье шли золото, хлеб, мануфактура, строительные материалы, оборудование для фабрик, заводов, электростанций, различный инвентарь для сельского хозяйства Значительную помощь Советская Россия оказывала закавказским республикам в деле культурного подъёма народов Армении, Грузии и Азербайджана. Например, из общего государственного фонда РСФСР на нужды Бакинского университета, политехникума и педагогического института в ноябре 1922 г. Великий русский народ оказывал всестороннюю систематическую помощь народам советского Закавказья.
Выполняя указания Ленина и Сталина, Закавказский краевой комитет РКП б и Союзный Совет начали осуществление хозяйственного, политического и дипломатического объединения закавказских республик. В результате объединённых усилий советских республик Закавказья, энергичной деятельности большевистских организаций во главе с Закавказским краевым комитетом РКП б и Союзного Совета уже в 1922 г. Добыча нефти в Азербайджане в 1921 — 1922 хозяйственном году по сравнению с 1920 — 1921 г. В период господства буржуазных националистов и интервентов в 1918 — 1920 гг.
То же самое можно сказать и в отношении других отраслей народного хозяйства. В год установления советской власти посевная площадь Армении едва достигала 120 тыс. Общий урожай зерновых в 1922 г. Аналогичная картина была характерна и для других республик Закавказья.
Деятельность большевистских организаций Закавказья и Союзного Совета, направленная на восстановление разорённого хозяйства, на охрану национального мира и укрепление дружбы народов, нашла одобрение и горячую поддержку у широких рабоче-крестьянских масс всего края. В это время национал-уклонисты Закавказья, особенно группа Мдивани, всеми способами и средствами препятствовали мероприятиям Закавказского краевого комитета и Союзного Совета, пытаясь помешать укреплению Федерации Закавказских Советских Социалистических Республик. Перекликаясь с буржуазными националистами, национал-уклонисты особенно активизировали свою борьбу против Закавказской Федерации, когда стал вопрос об объединении всех советских социалистических республик в Союз Советских Социалистических Республик. Разгром национал-уклонистов, яростно сопротивлявшихся объединению народов Закавказья, являлся обязательным условием обеспечения успешной деятельности Закавказской Федерации.
Под руководствам В. Ленина и И. Сталина и их верных соратников Г. Кирова закавказские большевики беспощадно разгромили национал-уклонизм в рядах коммунистических организаций Армении, Грузии, Азербайджана и, воспитывая народ в духе интернационализма, отстояли знамя великой дружбы народов Закавказья, укрепляя Закавказскую Федерацию.
Во второй половине 1922 г. На II конференции коммунистических организаций Закавказья ноябрь 1922 г. Этим в основном и был завершён процесс образования Закавказской Федерации. Объединение закавказских республик прошло несколько этапов.
Товарищ Сталин в своём заключительном слове по организационному отчёту ЦК на XII съезде партии дал блестящий анализ каждого этапа образования Закавказской Федерации. Этот шаг был предпринят еще в 1921 году. После того, как оказывается, что опыт сближения республик даёт благие результаты, делается следующий шаг — объединение в федерацию. Особенно в таком месте, как Закавказье, где без специального органа национального мира обойтись нельзя.
Вы знаете, Закавказье — это страна, где имели место татарско-армянская резня еще при царе и воина при муссаватистах, дашнаках и меньшевиках. Чтобы прекратить эту грызню, нужен орган национального мира, т. Она сыграла большую роль в процессе подготовки и образования СССР и укрепления братской дружбы закавказских народов с великим русским народом и другими народами Советского Союза. Вхождение закавказских республик в состав СССР стало возможным в результате правильного разрешения национального вопроса в крае, в результате объединения этих республик в ЗСФСР.
Ленин и Сталин, большевистская партия при создании Советского Союза, учитывая мнение партийных и широких беспартийных трудовых масс Закавказья, считали целесообразным вхождение советских республик Закавказья в состав СССР через Закавказскую Федерацию. В дружной семье народов Закавказья и всего Советского Союза Армения, Грузия и Азербайджан вышли на путь экономического, культурно-политического возрождения и построения бесклассового социалистического общества. Была создана предпосылка для превращения этих республик в дальнейшем в союзные республики. Благодаря созданию и укреплению Закавказской Федерации большевистская партия в короткий исторический срок смогла привести республики Закавказья к громадным успехам в социалистическом строительстве.
В Закавказье, в этой в прошлом отсталой, аграрной стране, о которой Ленин писал, что она является ещё более крестьянской, чем Россия, удельный вес продукции промышленности в 1936 г. За время существования Федерации в республиках Закавказья были построены десятки и сотни новых фабрик и заводов. Выросло много новых социалистических промышленных городов. До установления советской власти единственным промышленным городом в крае был Баку.
Даже такой крупный административный центр дореволюционного Закавказья, как Тифлис, не был промышленным городом. Товарищ Сталин в своих «Письмах с Кавказа» отмечал, что в Тифлисе полицейских и солдат больше, чем рабочих. К 1936 г. Народы Закавказья одержали блестящие победы как в области промышленности, так и в области сельского хозяйства.
К 1936 г, республики Закавказья были покрыты густой сетью колхозов, совхозов и МТС. Посевная площадь в Армении увеличилась на 337 тыс. Азербайджан был превращен во вторую хлопковую базу Советского Союза. Были окончательно вытеснены присущие дореволюционной деревне нищета, голод и пауперизация, социалистическая деревня стала зажиточной и культурной.
Больших успехов достигли закавказские республики в области культурного строительства. В конце 1935 г.
За выходом из-под юрисдикции путем сепаратизма следует создание нового государства, а результатом ирредентизма является присоединение, аннексия определенной территории тем государством, которое выражает готовность присоединить ту или иную группу, но это не есть простая аннексия: в основе такой аннексии лежит этническое родство". Молодые республики - Азербайджан, Армения и Грузия, во второй раз вставшие на путь независимости, во второй раз сталкиваются с проблемой пограничных, межэтнических конфликтов, в которых, в определенном соотношении, присутствуют обе составляющие: Армения откровенно не против присоединения к ней провозгласившего независимость Нагорного Карабаха, а Москва с молчаливым одобрением прислушивается к доносящимся из также декларирующих свою независимость Абхазии и Южной Осетии просьбам войти в состав РФ.
А сложность закавказских конфликтов, как уже было сказано выше, усугубляется еще и тем, что перед их началом пограничные, оспариваемые территории не были моноэтничными, что позволяло конфликтующим сторонам делать утверждения об автохтонности собственных наций и спекулировать понятием "исторической справедливости" в решении фактически территориального вопроса. В результате погромов и военных действий произошло этническое размежевание, однако в данном контексте это вовсе не упростило, а наоборот, еще более усугубило ситуацию - к "справедливости" исторической добавилась "справедливость" по отношению к беженцам и насильственно перемещенным лицам. Будет ли сделана третья попытка? Некоторые политологи полагают, что на самом деле в Закавказье идут закономерные процессы.
Конечно, можно с этим согласиться, но в XXI веке действуют несколько иные механизмы сдерживания, нежели в XVI, и сегодня схема дикого строительства государств "агрессия-война-победа-новые госграницы" не срабатывает. И те межгосударственные конфликты, которые не решаются за столом переговоров, грозят затянутся на долгие десятилетия, как сохраняющийся почти 30 лет в состоянии "ни войны, ни мира" кипрский или длящийся уже более 60 лет и перемежающийся перманентными вспышками насилия арабо-израильский конфликты. На сегодняшний день конфликты в Закавказье, в части военных действий, "заморожены" вот уже 12 лет, однако за время фактического прекращения огня решение этих проблем не сдвинулось с точки "замерзания". Все предлагавшиеся до сих пор варианты урегулирования отвергались то одной, то другой, а то и обеими конфликтующими сторонами одновременно - территориальные претензии обосновывались взаимоисключающими аргументами.
Не останавливаясь на общеизвестных предложениях урегулирования грузино-осетинского, грузино-абхазского и армяно-азербайджанского конфликтов, не приведших за эти 12 лет ни к каким результатам, хотелось бы взглянуть на сложившуюся ситуацию с несколько иной точки зрения - с точки зрения предметов конфликта, а именно принадлежности территорий и их администрирования, ибо в конечном итоге все упирается в это. Сделанный в первых главах статьи краткий обзор новейшей истории конфликтов Закавказья показывает, что в условиях отсутствия межгосударственных границ возникавшие межнациональные конфликты носили локальный, кратковременный и несущественный характер. Более того, они не становились непосильным бременем для поколений, превращая их в жертвы ненависти своих предков: народы, как минимум, 200 лет жили бок о бок, не разделенные ни границами, ни международными миротворческими силами. За этот период лишь один раз конфликт перешел в стадию войны в 1918-1920-х годах , да и то был быстро погашен советизацией Закавказья, то есть упразднением межгосударственных границ и установлением сильной наднациональной власти.
И хотя политические элиты советских республик продолжали подковерную борьбу, все это не находило особого отражения в обществах - люди вместе жили, творили, созидали, заключали смешанные браки. На самом деле сегодняшняя ситуация в регионе мало чем отличается от ситуации 1918-1920-х годов. Разве что приостановлены военные действия. Те же госграницы, то же столкновение геополитических интересов сверхдержав и разделительные линии, та же межнациональная вражда.
Только продлилось все это не два года, как в начале XX века, а тянется долгие 12 лет и без видимых перспектив завершения на ближайшее будущее. Все предложения посредников основываются на существовании в Закавказье минимум трех независимых республик и не рассматривают возможности их объединения. Не рассматривается также возможность возникновения внешней по отношению к региону силы, которая, установив в Закавказье свое правление, может принудить всех находящихся в ее подданстве жить в мире. Такой, какой исторически была Россия.
Между тем, идея формирования Закавказской или, как принято сейчас говорить, Южнокавказской федерации или конфедерации продолжает витать в воздухе и даже обретать некие зримые очертания. Кроме очень медленно, но все же набирающей обороты Южнокавказской парламентской инициативы, в конце 2005 года произошли события, которые некоторые наблюдатели склонны увязывать именно с перспективой создания такого гособразования. Речь идет о состоявшемся 29 ноября 2005 в Армении референдуме по конституционным поправкам, который очень активно лоббировался европейскими структурами. В числе многочисленных поправок, в реформированную Конституцию вошли такие пункты, как снятие запрета на двойное гражданство, передача права решения вопроса о госграницах Армении от плебисцита парламенту республики, пожизненная неприкосновенность президента республики: его неподсудность за деятельность, следующую из его статуса на срок своих полномочий "и после него".
Следует отметить, что именно по этим пунктам в республике развернулись основные разногласия. Сторонники южнокавказской федерации комментируют их следующим образом: - двойное гражданство даст возможность быть одновременно гражданами и национальной республики, и конфедерации; - определение границ парламентом облегчит образование административных границ и утверждение государственной границы по всему периметру Южного Кавказа; - пожизненная неприкосновенность президента страны "в рамках его полномочий" позволит последнему избежать преследования за ущемление суверенитета республики, что неизбежно в случае вхождения в состав какого-либо гособразования. Не следует оставлять без внимания и прозвучавшее опять же в конце 2005 года заявление ряда объединяющих выходцев из Армении общественных организаций Азербайджана о необходимости "предоставления им в Армении автономии и двойного гражданства". Трудно сказать, в каком направлении будут развиваться события в Закавказье дальше.
Определенно одно: любой вариант решения из числа официально предлагаемых ведет за собой победу одной и поражение другой стороны конфликта, что неминуемо станет в дальнейшем новым предметом внутриполитических спекуляций элит конфликтующих сторон, а значит и дальнейшего нагнетания атмосферы обоюдной неприязни. Официально стороны будут разведены, но конфликты не будут ни решены, ни даже загнаны вглубь, поскольку общественность "проигравшей" стороны будет оскорблена очередной "исторической несправедливостью", вину за которую она, не без помощи национальных властей, возложит не на международную общественность и посредников, а на народ-"победитель". А следовательно, единственным ресурсом действительного решения проблем Закавказья может стать лишь его объединение. Возможно ли это?
Может ли Южнокавказская парламентская инициатива перерасти в Парламентскую Ассамблею, которой в дальнейшем могут быть делегированы определенные полномочия? Смогут ли придти ли к подобному решению Азербайджан, Армения, Грузия и три самопровозглашенные республики?
И новые советские республики будут постепенно присоединяться к Москве. Германская, Венгерская, а не исключено, что и Китайская — и так далее. Любопытно, что после 1945 года, когда в Восточной Европе и в Азии появится целый ряд «социалистических стран», Сталин не вспомнит об этой идее и присоединять их к Союзу не станет. Не присоединили к СССР и Монголию, хотя политические предпосылки для такого шага имелись с 1924 года — и жители этой дальневосточной страны вряд ли восприняли бы присоединение к большому соседу негативно.
Фото: РИА Новости Григорий Серго Орджоникидзе Очень показателен скандал, разразившийся 20 октября 1922-го между Серго Орджоникидзе и группой грузинских коммунистов, которых он саркастически именовал «социал-духанщиками». Серго отстаивал сталинскую автономизацию, его противники ратовали за более широкие права для республик. Когда один из них — Акакий Кобахидзе — назвал Орджоникидзе сталинским ишаком, да еще и упрекнул в барстве, тот не сдержался и ударил обидчика. По жалобе грузинских товарищей этот инцидент расследовала комиссия во главе с Феликсом Дзержинским, который неожиданно для Ленина поддержал позицию Серго. Вождя это привело в ярость. Ленин обвинил в великодержавном шовинизме и Серго, и Сталина, и Железного Феликса и потребовал «примерно наказать тов.
Орджоникидзе» — как «великорусского держиморду». Зацепившись за этот конфликт, Ленин гроссмейстерски выполнил свою задачу: идея централизованного Советского государства оказалась скомпрометированной. Кого в действительности испортил квартирный вопрос Овации в Большом театре 18 ноября в «Правде» вышло программное интервью Сталина, в котором он уточнил свою позицию в компромиссном духе: «упразднение национальных республик явилось бы реакционным абсурдом, требующим упразднения нерусских национальностей, их обрусения, то есть реакционным донкихотством, вызывающим возражения даже со стороны таких мракобесов русского шовинизма, как черносотенец Шульгин». Дело сразу сдвинулось с мертвой точки, споры поутихли. Новый договор об образовании Союза в начале декабря рассматривали в советах Украины, Белоруссии и Закавказья. Все три съезда поддержали идею создания СССР.
Последним принял такое решение Х Всероссийский съезд Советов — 30 декабря 1922 года. Всё должно было указывать на то, что это не Россия сколачивает новую империю, а «дети разных народов» стремятся объединиться, чтобы вместе развиваться и строить социализм. Ленин по болезни на съезде не присутствовал, но его избрали почетным председателем, а с докладом об образовании Союз Советских Социалистических республик выступил Сталин, подчеркнувший, что советская власть «становится серьезной международной силой». Предполагалось, что не за горами и образование новых республик в Средней Азии, в Туркестане, который на первых порах входил в Российскую Федерацию. Представители Бухары и Хорезма, выступившие на съезде, заверили коллег, что народы Средней Азии в скором будущем готовы присоединиться к Союзу. Съезд, на который собрались 2215 делегатов из четырех республик, утвердил и Декларацию, и Договор об образовании СССР.
Zakavkazskaya socialisticheskaya federativnaya sovetskaya respublika
Существовала ли закавказская социалистическая федеративная советская республика | Всё об играх на ПК и консоль. А вместе троица еще и образует ЗСФСР — Закавказскую социалистическую федеративную советскую республику. ЗСФСР — статья из свободной большой энциклопедии. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (1922-1936), см. Закавказская Федерация.