16 февраля, понедельник 10:00-18:00 – Арбан Хангал (Десять Защитников Учения). Значение хуралов: (знаком * отмечены молитвы за ушедших) Алтан Гэрэл – для умножения добродетелей, счастья в семье Алтан Гэрэлэй даллага – для пребывания в достатке * Абидын чого – за ушедшего Арбан Хангал – хурал, посвященный всем 10 сахюусанам.
Ламы в Бурятии рассказали как встретить год Синеватого Зайца
Смотрите свежие новости на сегодня в Любимом городе | В главном дацане Бурятии пройдет хурал, посвященный покровителю семейного благополучия. Арбан Хангал (Гомбо, Гонгор, Шагдар, Чойжал, Лхамо, Сэндэма, Шалши, Намсарай, Жамсаран и Цанба). Народный Хурал Республики Бурятия: адреса со входами на карте, отзывы, фото, номера телефонов, время работы и как доехать. Алтан Гэрэл – для умножения добродетелей, счастья в семье Алтан Гэрэлэй даллага – для пребывания в достатке * Абидын чого – за ушедшего Арбан Хангал – хурал, посвященный всем 10 сахюусанам. Хурал «Арбан Хангал» проводится один раз в три месяца, в 29-й лунный день. Log in to follow creators, like videos, and view comments.
Откройте свой Мир!
Это стык старого и нового. Если вы верующий, то уже знаете, что накануне нового года совершается обряд «бурхан дэлгээлгэ», когда празднично украшается алтарь. Затем перед божницей устанавливают яства, чтобы пища освящалась божествами и на другой день ее можно есть. Хозяйки готовят кушанья и начинают выставлять их на стол во второй половине дня. В эту самую тёмную ночь на стыке старого и нового нужно пить чай, застёгнув все пуговицы своей одежды. Согласно древнему монгольскому обычаю, в головных уборах.
Начинают с чая, который сначала преподносят огню и богам, а потом хозяйка наливает хозяину дома, затем остальным домочадцам. В этот день верующие должны постараться соблюсти пост — не есть мясо и не употреблять алкогольные напитки. То есть полностью духовно и физически подготовиться к встрече Нового года, сосредоточиться на благих мыслях и поступках. Когда идти в дацан? Если вы верующий буддист, то несомненно посетите дацан и накануне праздника и после него.
Этот раздел мы предназначаем для тех, кто спрашивает: если я не бурят или не буддист, можно ли мне идти в дацан? Здесь нужно напомнить, что в буддизме нет разделения на верных и неверных. Все люди — живые существа, страдающие в круге перерождений. И все же не стоит оскорблять чувства верующих, разглядывая обряды в дацанах как экзотику. Известный Ригзен-лама рекомендует, в целом, относиться к Сагаалгану, не как к светскому, а как к религиозному празднику, позволяющему изменить грядущий год к лучшему.
Многие считают, что карма статична и неизменна, это в корне неверно. Да, есть период, когда карма становится неотвратимой и требует от нас мудрости и терпения, чтобы ослабить дурное следствие. Но в большинстве своем мы способны покаянием очищать и добродетелью улучшать карму. Поэтому хуралы Белого месяца играют решающую роль для благополучия грядущего года. Многие ошибочно считают обряд Дугжууба кульминационным моментом хуралов Белого месяца, что в корне неверно.
Обряд Дугжууба может проводиться в любой другой рядовой день. Дугжууба — это молебен, посвященный Чойжил Сахюусану, владыке потустороннего мира. На этом хурале совершаются поклонение и подношение этому сахюусану, а также сжигается «сор», который символизирует все негативное и отрицательное. Данный хурал является своеобразным обрядом общего очищения, поэтому верующие, присутствующие на хурале, особенно, при сжигании «сор», должны молиться о том, чтобы горести и невзгоды остались в уходящем году, чтобы наступающий год был светлым и радостным. Хотя «сор» символизирует все отрицательное, он должным образом освящается и подносится Чойжил Сахюусу как особое жертвоприношение.
Поэтому бросать в огонь, в котором сжигается «сор», тесто и вату, содержащую нечистую телесную энергетику не следует — пишет известный Ригзен-лама — обычай обтирать тело указанными предметами и бросать их в огонь при проведении обряда «Дугжууба» является ошибочным нововведением, от которого не может проистекать польза, а только вред. Поэтому не стоит придерживаться данного обычая. Когда и почему надо бодрствовать всю ночь? Более важное значение, чем Дугжууба, имеет менее популизированный, по мнению Ригзен-ламы, хурал Цедор Лхамо, проводимый в последнюю ночь старого года, который заканчивается подношением мандалы хранителю нового года. Именно в эту ночь желательно бодрствовать.
Считается, что Лхамо в канун нового года нисходит на землю и обходит своих подзащитных, даруя им своё благословение. Она считает людей, которых ей предстоит защищать в наступающем году. Спящего человека она может не заметить или принять за мертвого. Молебен, посвященный Лхамо, который проводится на рассвете первого дня Нового года по лунному календарю. Последний день года и рассвет следующего дня считается особым временем богини Шри Дэви, в это время она нисходит на наш мир и дарит всем обращающимся к ней свою силу благодати.
Поэтому верующие стараются встретить новый год с утра пораньше, готовят дома для Шри Дэви различные подношения, приходят в дацан и совершают молитвы. На хурале проводятся обряды, связанные с Шри Дэви, благодарственное жертвоприношение «Цэдор Данраг», направленные на привлечение счастья, удачи и всего доброго в наступающем году, а также обряды «сэржэм» и «далга». Многие верующие, особенно пожилые, предпочитают провести эту ночь в дацанах, молясь вместе с ламами. Интересна примета наступления Нового года. Он не отмечается с боем курантов в полночь, а на рассвете.
Новый год и его первый день наступил, если можно различить в предрассветной светлеющей темноте пальцы рук. Понятно, что эта примета появилась во времена отсутствия электричества. Так что, выключайте свет и посмотрите. Различили пальцы? Тогда смело можете поздравить своих близких с наступлением Нового года.
Кого и как поздравлять первым? Сагаалган — это лучший повод навестить всех родственников и друзей, с которыми нечасто видишься в течение года.
И если же до наступления нового года вы не успели посетить ламу, чтобы узнать о том, каким будет для вас наступивший год, то самое время это сделать в предновогодние 15 дней. Традиционная подготовка подношения Нужно правильно накрывать стол перед бурханом — как для дорогих гостей. Продукты для стола выбирают только те, которые любят сами дарители. По правилам в начале стола должны лежать пять хадаков друг на друге. Внизу желтый, далее зеленый, красный, синий и белый. Потом кладут 9 сагаан эдеэ белая пища , затем далага на тарелке красиво выложить пряники, конфеты и т.
Стол должен стоять три дня нетронутым. Скоропортящиеся продукты можно съесть сразу. Через три дня можно съесть продукты, а то, что может храниться долго конфеты, печенье , кладут в мешок для далага. Внизу мешка рис, затем зэд мунгэ, далее сами продукты, прошлогодний балим, 5 хадаков, а сверху сладости. В день Сагаалгана нужно встать еще до зари, можно в 4 утра, и помолиться бурхану, для этого зажигают зула. Нужно просить, чтобы год был удачным. Когда взойдет солнце, нужно выйти на улицу и сделать подношение ургэхэ. Этот ритуал совершается просто — на все четыре стороны по горсточке в небо бросают пищу.
Взять 9 видов белой пищи и ургэхэ, потом конфеты, печенье с далага, кусочек мяса и др.
Улаан сахюусан - Красный хранитель Олицетворяет речь Ямантаки Ямантака - один из идамов. Жамсаран является хранителем наставления Будд. Жамсаран изображался как вооружённый воин в латах и красной одежде, с красным лицом. В одной руке у него медный меч, рукоятью которому служит скорпион, в другой - лёгкие и сердце врага.
Сэндэма сахюусан является хранительницей в женском образе,Она — гневная манифестация дакини Гухья Джняны Гухья Джняна - богиня возникшая из Будды Амитаюса - Аюша Бурхан. Цвет тела синий, одноликая с головой снежного льва, в позе танца, имеет две руки, держащая в правой руке ваджрный нож, а в левой - чашу из человеческого черепа. Защитница практикующих учения Будды, пробуждения внутренние силы, дающая Сиддхи - сверхъестественные силы. Цамба сахюусан санкр. Шри Маха Брахма - Великий белый брахман, монгл.
Эсруа Тэнгэри был назначен защитником линии преемственности учения Будды индийским Пандитой Бадмасамбхавой Бадмасамбхава - основатель буддизма в Тибете.
День накануне - Бутуу удэр Подготовка к встрече праздника начинается в Бутуу удэр - так называется последний день года по лунному календарю, который имеет особое сакральное значение. Из всех 30-ых чисел 12-ти лунных месяцев этот день месяца Коровы, завершающего год, является, пожалуй, самым особенным. Бутуу удэр с бурятского переводится как день безмолвия, тишины. Имеется ввиду, что в этот день нужно стараться как можно меньше говорить, тем самым как бы копить энергию, собираться с мыслями, готовить речи. Ведь в последующие дни, с 1 по 15 число лунного календаря, нужно совершить как можно больше подарков, особенно благопожелательными речами. Чем больше мы отдадим в эти «чудесные 15 дней», тем больше вернется к нам в течение года. Буддисты в этот день предпочитают поститься, то есть не есть мясо, рыбу и яйца.
Также можно отказаться от ужина. Некоторые совмещают пост с едой только утром и в обед. Основной смысл этого дня заключается в накоплении энергии, эмоций. Больше всего они тратятся в разговорах. Этот день не зря так назвали, поэтому самым лучшим является хранение тишины. В первую очередь нужно подготовить себя. В предыдущий день, 29 числа, мы очистили свое сознание, свою энергию от всего негативного, что было в уходящем году. Мы выложились душой, много молились, потратили всю энергию на очищение.
Теперь нужно восстановиться. Для этого надо подготовить свое тело, дом, алтарь и т. Готовим одежду. Она должна быть праздничной, нарядной. Самой лучшей считается, конечно же, национальная. Понятно, что она должна быть чистой и неповреждённой.
Значение хуралов
Молебен проводится с просьбой о защите всех живых существ, об устранении помех и препятствий на пути следования Учению Будды. Также 10 февраля в 17:00 будет проведен молебен Табан Харюулга, способствующий устранению препятствий, ложных воззрений, различных бед, горестей, болезней тела и ума, преодоления вредоносного влияния внешних факторов. Во время хурала ламы читают ритуальные тексты, направленные на отвращение вреда, куда входят молитвы, обращенные к Дугар Белозонтичной Таре , Доржо Намжом, особый текст «Хамчу Нагбо» — для устранения воздействия дурных помыслов, злых языков, последствий плохих снов, обращение к Зеленой Таре, а также великий текст «Шэрнин» «Сутра Сердца». В 18 часов ламы начнут читать специальный молебен Дугжууба, после чего разведут ритуальный костер.
Под ритуальные молитвы в него «вкладывают» подношение Чойжал сахюусану, и затем торжественно сжигают на большом костре как символ духовного очищения. Специально для прихожан, которые подготовили дома небольшие кусочки теста очень маленькие по размеру, их делают только из воды и муки, без каких-либо добавок , салфетки или кусочки ткани, и провели обтирание ими, сооружается меньший по размеру костер.
С самого раннего утра в дацанах проводится традиционный молебен «Цедор Лхамо». Вообще желательно не спать в эту ночь и читать молитвы, чтобы Балдан Лхамо увидела вас.
Но если не спать всю ночь не получается, нужно встать с рассветом и молиться, преподносить божеству дары. После этого наступает момент, когда нужно поздравить своих близких. По традиции первым нужно поздравить главу семейства. В поздравлении тоже есть свои правила.
Младший старшему протягивает обе руки ладонями вверх, а старший, в свою очередь, кладёт свои руки сверху ладонями вниз. Должно получиться так, будто младший поддерживает старшего под локти. Это глубоко символичный жест, означающий готовность младшего всегда поддерживать старшего в жизни. А если мужчина и женщина ровесники, то женщина считается младшей.
Во второй день по лунному календарю совершается обряд «запуска коня ветров» Обычно во второй день по лунному календарю совершается обряд «запуска коня ветров»: изображение «коня ветров» хий морин. Хий морин привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что «конь ветров» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание высших существ и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.
У каждого человека хий-морин соответствует году его рождения и различается по цвету флажка. На флажке в середине изображен конь, а в четырех его углах — тигр, лев, дракон и царь птиц гаруда. Эти животные символизируют обладание большой силой и энергией. На этом флажке написаны священные мантры и есть специальное место, куда нужно вписать имя человека.
Молебны и хуралы Первые две недели Сагаалгана, когда луна «новая», растущая, считаются наиболее подходящим временем для молитв и проведения обрядов на год, так как совершенная в это отмеченное благословением Будды время добродетель увеличивается во много крат. Каждый молебен-хурал имеет своё название, например, «Сахюусан» хурал — богослужение, обращённое к 10 защитникам — покровителям Учения Арбан Хангал с просьбой о защите всех живых существ, об устранении помех, препятствий на пути следования Учения Будды. На «Монлам» хурале читают молитвы, хвалебные гимны бурханам и благопожелания за счастье и благополучие всех живущих в наступающем году. Во время хурала верующие молятся также за усопших родственников, близких людей, чтобы они обрели благоприятное рождение и жили в мире и спокойствии.
И если же до наступления нового года вы не успели посетить ламу, чтобы узнать о том, каким будет для вас наступивший год, то самое время это сделать в предновогодние 15 дней.
Сахюсаны будут оберегать вас от всего этого плохого. Гневная эманация Пяти Дхьяни Будд это Арбан Хангал - десять хранителей - сахюусанов: Гомбо, Шагдар, Чойжал, Лхамо, Намсарай, Жамсаран, Шалши, Гонгар, Сэндэма, Цамба, покровительствуют верующим, устраняя препятствия на пути к достижению благой цели, помогают нам в развитии духовной практики. В традиции бурятских дацанов его почитают как хранителя Индии, ведь учение Будды пришло нам с Индии.
История происхождения водки. Обряд «даллага абаха» - это призывание счастья и благополучия. Верующие обычно должны принести для проведения этого обряда так называемое «даллага» - сладости, конфеты, молочные продукты сагаан эдеэ, бур. После того, когда лама, первенствующий молебна, произносит «даллага абагты!
Ламы читают текст и после каждого четверостишия восклицают «А-хурай! Верующие также, следуя ламе, вращают «даллага» по кругу и восклицают «А-хурай!
В дацане Бурятии рассказали о праздновании Сагаалгана
Название хурала означает «пять отводов», поэтому действие хурала в первую очередь направлено на устранение различных бед и горестей, таких, как болезни, убытки, препятствия в делах, плохие сны, злые языки, дурные помыслы, вредоносные влияния извне,и тому подобное. Во время хурала верующие молятся также за усопших родственников, близких людей, чтобы они обрели благоприятное рождение и жили в мире и спокойствии. Мэдээллийн эх сурвалж. Баян-Өлгий аймгийн дарга нарын шүүх хурал хойшилжээ. хозяин великолепия и счастья Д – Дашинима - хозяин мира и счастья. в 15:00 ЛХАРЗАЙ — ТАБАН ХААН — на 2-е лунные сутки наступившего нового года по буддийскому календарю, во время хурала. Чойжал сахюусан имеет особое значение в традиции Гелугпа, поскольку является главным ответственным защитником этой традиции, наряду с Махакалой и Ваджрапани, потому что о снователь традиции Гелугпа есть Богдо Зонхава.
Буддийские обряды и церемонии
Поклонение всем 10 Арбан хангал проводилась ежемясячно в самых больших дацанах. А Почитание и подношение своим родовым Сахюсанам и покровителям дацана проводятся в дацанах ежедневно. С приходом буддизма в Россию, те или иные рода приходили под прибежище, того или иного Сахюсана и строили свои родовые дацаны.
Подробнее: mmp-project. Читайте также: Корейские художники — история живописи с древности до наших дней net Планируем посещение храмов: что уместно из одежды? Правила этикета в храмах ТайландаБуддийский храм правила посещения10 правил поведения в буддийских храмахПравила поведения в буддийских храмах Тайланда: не курить, не целоваться и…Как вести себя в буддийском храме? Планируем посещение храмов: что уместно из одежды?
Вьетнам — страна, гармонично сочетающая в себе множество культур и религий, основными религиями, которой считаются: буддизм, христианство, даосизм. Здесь множество храмов, пагод и большинство экскурсий состоят из посещения их. Во время путешествия по Таиланду практически каждый турист посещает хотя бы один буддийский храм. Знание правил этикета в священном для буддистов месте может избавить от досадных инцидентов и поможет полностью погрузиться в тайскую культуру. ОдеждаНесмотря на жаркий климат, в храмах Таиланда ценят скромность в одежде. Поэтому при желании посетить священные места стоит задуматься об этом ещё на родине.
Все правила здесь похожи на те, что приходится соблюдать в церквях или мечетях: необходимо прикрыть плечи, надеть длинную юбку и брюки ни в коем случае не шорты. Основная часть туристов из России очень далеки от буддизма. Между нашей страной и Таиландом существуют колоссальные различия как на религиозном, так и культурном уровне. И не удивительно, что путешествуя по королевству, россияне, порой, сталкиваются с обескураживающими ситуациями. В нашей статье мы решили разобрать ЧаВо часто задаваемые вопросы по буддизму, и помочь в понимании новой, необычной страны и людей, которые в ней живут. ОтвечаетРедакция «Тонкостей туризма»Собираясь побывать в буддийском храме, нужно учесть и соблюдать существующие правила, которые для тайцев очень важны.
Входить в храм можно в одежде, прикрывающей ноги и руки хотя бы наполовину. Никакие шорты и мини-юбки не допускаются, иногда и в футболках не пускают. Собираясь войти в храм необходимо снять обувь у дверей. Тайцы — народ миролюбивый. Но это не значит, что в святых для каждого тайца местах — буддийских храмах — можно вести себя как попало. Для удобства понаехавших то есть нас во многих буддийских храмах в Тайланде установлены таблички, где рассказано, как себя вести.
Итак, правила поведения в буддийских храмах: белое не надевать, обтягивающее не носить, и наконец… В нашем мире существует множество религий: некоторые менее известны и имеют небольшое число последователей, а некоторые религии насчитываю миллионы верующих. Одним из крупнейших и древнейший духовных учений нашей планеты является буддизм. Буддизм, распространенный в основном в Азии и Индии, особенно популярен в Тайланде. Тайланд считается страной буддизма, и не зря. Вся территория Тайланда усеяна множеством буддистских храмов, привлекающих к себе несметное число туристов. Подробнее: esoterworld.
Другими словами: самое важное — провести небольшую подготовку к посещению храма. Спросите у гида, у служителя отеля, у хозяина магазинчика — у любого местного жителя — чего ни в коем случае нельзя делать на ритуальной территории. Ведь, вопреки распространенному заблуждению, наша главная задача НЕ удовлетворить собственное любопытство, а НЕ оскорбить чувства верующих! Подробнее: www. Хуралы бывают малые и большие. Обычно в большинстве дацанов малые хуралы начинаются: утренний в 9.
Продолжительность — 1-2 часа. При этом наиболее благоприятными для умножения добродетели считаются 8, 15 и 30 лунный день. Хуралы обладают большой силой воздействия на жизнь человека, на разрешение его проблем. Когда ламы читают молитвы, то буддийские божества, которым посвящается молебен, незримо присутствуют в эти моменты в дацане. Внутреннее обращение человека к ним посредством молитвы, просьбы дает положительный эффект. Во время хурала дацан наполняется мощной божественной энергетикой, очищая все вокруг и всех присутствующих.
Люди разных национальностей и веры могут посещать хуралы. Как заказать хурал Обычно придя на хурал, нужно до его начала вписать имена близких, свое имя на специальной бумаге, которая лежит на кассе, затем указать сумму подношения. Сумма подношения может быть любой. Обычно, подносят 50, 100, 200 рублей. Бланк с именами и деньгами для подношения отдают в кассу. Кассир передает их во время хурала ламам, которые читают вслух или про себя имена верующих.
Либо их можно положить самому на стол, стоящий возле выхода. Об этом нужно спросить у кассира. Также можно вписать свои имена на хуралы в следующие дни заранее. На приеме у ламы также принято оставлять небольшое денежное подношение, которое обычно не дают в руки, а кладут на его стол. Как сделать подношение продуктами Часто люди, пришедшие на молебен, приносят собой конфеты, печенье, молоко в основном, в упаковке , чай. Они ставят их в специально отведенном для подношений месте.
Пакеты с продуктами и молоком нужно оставить открытыми. Даалга Часто к концу хурала лама может объявить обряд «Даалга» — обряд призвания удачи и счастья.
Улан-Удэ, ул. Борсоева, д.
Ритуал Мандал Шива - это четырёхчастное подношение мандалы, причём одно подношение делают всем Буддам и Бодхасаттвам, а три - богине Зеленой Таре. Зеленая Тара является олицетворением деятельного сострадания всех будд.
Тара помогает существам вне зависимости от их религиозной принадлежности. Достаточно лишь того, чтобы их цели были благими и присутствовала вера в благословение и силу Тары.
Народный Хурал Республики Бурятия
Шри Маха Брахма — Великий белый брахман, монгл. Эсруа Тэнгэри был назначен защитником линии преемственности учения Будды индийским Пандитой Бадмасамбхавой Бадмасамбхава — основатель буддизма в Тибете. Цвет тела Цамба беловатый, как луна, одно лицо, две руки, восседает на белом коне. В традиции бурятских дацанов его почитают как хранителя Индии, ведь учение Будды пришло нам из Индии. Источник Ежедневные хуралы Сахюусан хурал Молебен защитникам В дацане с 10 до 12 часов проходит ежедневный утренний молебен, посвященный Сахюусану Защитнику-Покровителю Лхамо.
Она является покровителем дацана Гунзэчойнэй и его прихожан. Во время этого молебна происходит обращение ко всем Учителям и божествам, представленным Согченом — полем добродетелей. Хурал помогает очиститься от неблагих деяний, совершенных телом, речью и умом, а также способствует осуществлению планов и желаний. Можно приносить с собой как подношение молоко, конфеты, печенье и фрукты.
Сделав пожертвование вы можете внести свои имена на хурал молебен , чтобы во время хурала было прочитано за ваше благополучие амгалан байдалай тyлoo. Еженедельные хуралы «Алтан Гэрэл» «Сутра Золотого сияния» Молебен, способствующий устранению омраченности сознания, исправлению плохой кармы, устранению причин смертей, болезней, убытков, ссор и т. Что такое буддийский хурал? Различают малые и большие хуралы.
Они читаются традиционно на тибетском языке. Малые проводятся в Дацане Гунзэчойнэй ежедневно в 10:00 и в 15:00 по московскому времени. Большие хуралы посвящены буддийским праздникам, знаменательным датам и событиям. О дне и времени их проведения сообщается дополнительно и заблаговременно в ежемесячном расписании хуралов.
Люди любой национальности и любого вероисповедания, не только буддисты, могут посещать буддийские молебны хуралы. Заказать молебен хурал — написать записку с именами людей, которые будут зачитаны ламами во время молебна. Можно оставить записки непосредственно в Дацане Гунзэчойнэй в часы работы храма. В дугане — алтарном зале установлены специальные ящики с названиями хуралов.
Укажите название молебна, помимо имени в записках рекомендуется указывать год рождения человека, например, МАРИЯ 1990. Заполненная записка оставляется в ящике с названием нужного Вам хурала, далее рекомендуется сделать пожертвование подношение Дацану. Сумма подношения определяется Вами самостоятельно. Ящик для подношений расположен рядом с ящиком для записок.
Во время хурала ламы читают вслух или про себя имена людей, указанных в записках, и молятся об их благополучии. В форме заказа молебна хурала укажите его название. В специальных полях формы укажите свое имя и или имена своих близких, год их рождения, размер пожертвования подношения. Записки, поданные через сайт, обрабатываются ответственным ламой, после чего передаются им в алтарный зал.
В Дацане Гунзэчойнэй проводятся следующие хуралы: Хуралы, посвященные буддийским праздникам Ежедневно в 10:00 если в расписании не объявлен иной молебен Сахюусан бурят. Этот молебен посвящен богине Палден Лхамо — , Хранительнице Дхармы от врагов. Она является покровительницей и хранительницей Дацана Гунзэчойнэй и всех его прихожан. Палден Лхамо является главной Защитницей в тибетском буддизме.
Кроме того, она является особой защитницей столицы Тибета — Лхасы, линии и школы буддизма Гелуг. Эта грозная богиня изображается в виде устрашающей всадницы верхом на муле. В её подчинении злые духи и демоны, поэтому её имя стараются не упоминать. Тем, кто к ней обращается, она помогает защититься от воздействия злых сил, исцелиться от болезней.
Она владеет тайной жизни и смерти, судьбы и времени. Искренняя молитва и подношения Палден Лхамо и другим Защитникам помогают: устранить преграды к достижению наших благих целей — как духовных, так и мирских, нейтрализовать вредоносное влияние внутренних и внешних препятствующих сил, очиститься от неблагих деяний, совершенных телом, речью и умом, способствует осуществлению планов и желаний. Согчен хурал Каждый будний день в 15:00 если в расписании не объявлен иной молебен «Согчен» с тибет. Текст молебна состоит из трех сутр: Сутра Шернин — «Праждняпарамита» Сутра Запредельной Мудрости — в ней излагается ключевое учение о пустоте.
Дугар — восхваления и благопожелания Белозонтичной Таре. Ее практика и мантра связана с продлением жизни, преодолением угроз и помех жизни. Долма — восхваления и благопожелания Зеленой Таре.
Поддержать Дацан Гунзэчойнэй: Официальный сайт:.
Тара помогает существам вне зависимости от их религиозной принадлежности. Достаточно лишь того, чтобы их цели были благими и присутствовала вера в благословение и силу Тары. В ответ на молитвы Зеленая Тара способна даровать быстрое выздоровление и устранение препятствий. Она помогает обретению продолжительной жизни, благополучному разрешению родов, примирению семейных конфликтов.
В традиции тибетско-монгольского буддизма новогодний праздничный молебен является первым из шести самых важных ежегодных праздников — хуралов. Празднование Нового Года в Тибете приобрело буддийское содержание только в начале XV века, когда знаменитый тибетский реформатор буддизма и основоположник школы Гелуг Цзонхава разработал правила проведения праздников в буддистских монастырях. Этот праздник длится в течение 15 дней и посвящается воспоминанию о 15 чудесах, которые, по преданию, Будда Шакьямуни совершил в индийском городе Шравасти. В этом году Монлам Ченмо будет проходить с 19 февраля по 7 марта. При этом принято на второй день Сагаалгана, 20 февраля, пятница, вешать хий морины — совершать обряд запуска «коней ветра удачи». Ламы проведут специальный ритуал освящения хий моринов - Хий Морин Сан. В 15 лунные сутки, 5 марта, четверг, с 10:00 ламы проведут праздничный молебен Чонпрул Дуйсэн.
В главном дацане Бурятии пройдет хурал, посвященный покровителю семейного благополучия
Хуралы, которые проводятся в буддийских дацанах Бурятии | Статья автора «Байкал Daily» в Дзене: Они начнутся с 7 февраля В Бурятии рассказали о хуралах Сагаалгана-2024 в Тугнуйском дацане Мухоршибирског района. |
Хуралы дацана - 25 Сентября 2009 - Бултумурский Дацан | Главная» Новости» Калмыцкий буддийский календарь на 2024. |
25 марта 2009 в Иволгинском дацане прошел хурал Арбан Хангал | Новости. Телеграм-канал @news_1tv. |
Правила поведения в дацане – буддийском храме | Скачать песню Сагаалган – хурал 2011 в С-Пб дацане на телефон (рингтон на звонок), либо слушать mp3 в хорошем качестве (320 kbps) вы можете на |
Ламы в Бурятии рассказали как встретить год Синеватого Зайца | хозяин великолепия и счастья Д – Дашинима - хозяин мира и счастья. в 15:00 ЛХАРЗАЙ — ТАБАН ХААН — на 2-е лунные сутки наступившего нового года по буддийскому календарю, во время хурала. |
Празднование Сагаалгана-2013 с 7 по 11 февраля в дацане
Порядок поклонения и жертвоприношений, обрядов, ритуалов такой же, как и у всех хуралов, посвященных гениям-хранителям, но при этом имеет и свои особенности. В частности, Вайшраване приносят в жертву «мирные» подношения в отличие от «гневных», приносимых Махакале и др. В традиции школы Гэлуг, Вайшравана является, одним из четырех махарадж владык сторон света, располагающимся в северном направлении. Вайшра- вана хранитель принципов нравственности и покровителем практикующих средний уровень пути духовного совершенствования, равно заботящихся как о себе, так и о других.
Поэтому на хурале верующие должны молиться не просто за личное обогащение, а за достижение благосостояния, приносящего удовлетворение ему и пользу окружающим. Это следует иметь в виду даже тогда, когда хурал проводите по какому-нибудь конкретному случаю, - для «закрытия двери убытков», успешного бизнеса, решения вопросов и проблем, связанных с финансами и материальными ценностями. Хурал проводится дважды в месяц 5 и 25 числа по лунному календарю.
На хурале совершаются обряды «сэржэм» и «далга», соответственно, необходимо приносить густой черный чай и сладости. Отошо - молебен, посвященный Будде Медицины, проводится каждый месяц 8 числа по лунному календарю. Этот молебен исцеляет все болезни и владеет райской страной «Дворец Бериллового Света».
Данный хурал, можно сказать, преследует двоякую цель - укрепление духовного и физического здоровья живущих и обретение благоприятного перерождения для усопших. На хурале читают молитву Будды Медицины и «Шесть благопожеланий», никаких особых обрядов не проводят, верующие могут просто присутствовать и совершать молитвы. В этот день читаются молитвы во благо всех живых существ, за долгую жизнь.
Поэтому приносить с собой что-либо нет надобности. В названии, означающем «Южные врата» в переводе с тибетского, отражаются принципы, на которых основывается хурал. Во время проведения хурала, ламы созерцают сакральную сферу обитания божеств, и проводит индивидуальные сознания в просторечии «души» усопших в божественный дворец через южные врата, чтобы усопшие, очистившись от неблагоприятной кармы, обрели хорошее перерождение.
Хурал проводится каждую пятницу. Необходимо приносить только одежду, принадлежавшую усопшему. Считается, что свое название он берет из бытовой жизни кочевых народов Центральной Азии, когда люди впрок запасались молочными продуктами на зиму и тем самым заканчи- вался год.
Как религиозный праздник Сагаалганай хурал новогоднее богослужение самый большой и длительный буддийский праздник 18 дней. Молебен начинается 29-го числа последнего зимнего месяца по лунному календарю. В этот и последующий день проходят молебны Защитникам учения Сахюусанам.
Цедор Лхамо. Последний день старого года имеет особый статус. Этот день считается основным в подготовке к новому году.
В этот день все должны закончить подготовку к празднику, завершив обновление в доме, вычистив все, что необходимо, приготовив праздничный стол для трапезы всей семьей. Считается, как человек проведёт эту предновогоднюю нога, таким и будет наступающий год для него. Таблица Сагаалганов По легенде в эту ночь богиня Балдан Лхамо, Охин Тэнгэри, спускается на Землю н обходит всех, посылая благословение всем верующим.
Вечером 30-го числа довершается обряд Дугжууба Сор сжигание Сора. Этот обряд символизирует уничтожение всего негативного в уходящем году и. Утром первого числа наступает первый день Сагаалгана, и все ламы поздравляют Пандито Хамбо ламу, преподносят приветственные хадаки.
С 2-го по 15-ое числа в дацане проходит ежедневная многочасовая служба Монлам. Верующие в эти дай совершают подношения, гороо круговой молебен , вывешивают ритуальные флаги хий-морин , призывание удачи и счастья в Новом голу и множество других благих деяний. Согласно преданиям, начиная с первого дня первого весеннего месяца, в течение 15 дней Будда совершил удивительные чудеса, и в честь этого великий Лама Зонхава в XIV веке учредил молебен «Монлам», который совершается в монастырях традиции Гэлуг, На хурале читают молитвы, - хвалебные гимны бурханам и благопожелания, - за счастье и благополучие всех живущих в наступающем году.
Во время хурала верующие молятся также за усопших родственников, близких людей, чтобы они обрели благоприятное рождение и жили в мире и спокойствии. Первые две недели Сагаалгана, когда луна «новая» и растущая, это время считается наиболее подходящим для молитв и проведения обрядов та год, так как совершенная в это отмеченное благословением Будды время добродетель увеличивается во много крат. Сундуй - собрание буддийских заклинаний.
Ритуал от порчи, проклятий, болезней, наговоров, плохих сновидений. Устраняет влияние вредоносящих духов, последствия ругани, склок и прочего. Табав Хаан - молебен, посвященный «Пяти Царям», мирским гениям-хранителям буддизма.
Мирской, - значит, не полностью просветленный, но имеющий божественную силу в нашем мире. По преданию, Пять Царей были могущественными духами тибетской религии бон и поначалу противились распространению буддизма. Но учитель Падмасамбхава обратил их, с тех пор они поклялись защищать учение Будды.
Так как культ Пяти Царей специфичен, по структуре данный хурал несколько отличается от других хуралов, посвященных сахюусанам, порядок поклонений, жертвоприношений и ритуалов имеет свои неповторимые особенности. Хурал проводится во 2 день первого весеннего месяца, - в особый день мирских сахюусанов, Совершаются обряды «сэржэм» и «далга». Табан харюулга в переводе с бурятского означает «пять отводов»; поэтому хурал в первую очередь направлен на отвод и устранение различных бед и напастей; таких, как болезни, убытки, препятствия в делах, последствия плохих снов и вредоносных влияний извне и т.
На хурале читают тексты «Ширнин», «Сагаан Шухэртэ», «Ногоон Дара Эхэ», посвященные соответственно богиням Праджняпарамите, Ситатапатре, Таре, а также особый ритуал богини Сэндомы и благотжеланне «Санжид монлам». Ламы при этом с помошыо упомянутых божеств — матерей всех будд, выступающих персонификацией и источником особой мудрости, постигающей относительность и пустоту всех явлений, в основополагающей альтернативносимволической реальности нейтрализуют и уничтожают причины, вызвавшие вышеперечисленные проблемы. Кроме того, в хурал специально включены самые популярные у народов Центральной Азии ритуалы - обряды подношения очищающих благовоний «Даши чарбаб сан», «Хийморийн сан» и ритуал «Дэвжид сэржэм», проводимые в целях обретения удачи в бизнесе, учебе и других делах, быстрого достижения задуманного, пребывания в мире и спокойствии.
На хурале совершаются обряды «сэржэм» и «далга»; верующие могут приносить сладости и густой черный чай, но не заварку. ЦЕДО - хурал, проводится дважды в месяц 2 и 23 числа по лунному календарю, за долголетие. Молебен за здравие и укрепление жизненной энергии, посвященный богине долголетия Ушниша-виджае Ви- джае.
При проведении ритуала лама читает сутру божества долгой жизни, мысленно приглашает его снизойти и молит даровать благословение для верующего, для которого в этот момент лучше всего находиться рядом с ламсй и выполнять его указания нередки случаи «заочного» проведения ритуала. Лама может дать выучить определенную мантру, которую следует как можно больше начитывать. Эти ритуалы назначаются «прописываются» в случаях, когда у человека, согласно проведенному гаданию или ряду некоторых других признаков, присутствует отдаленная опасность для жизни, когда жизненная энергия человека находится в упадке.
Проведение ритуала «аккумулирует» добродетель если так можно выразиться , направленную на устранение причин угрозы для жизни, нейтрализацию негативной кармы индивида, ему даруется спокойств ие и душевное равновесие. В заключении совершается ритуал «Часум», для устранения различных мешающих факторов. На хурале также совершают обряд «далга», поэтому следует приносить сладости конфеты драже, фрукты и др.
Цедор Лхамо - молебен, посвященный Шри Дэви, который проводится на рассвете первого дня Нового года по лунному календарю. Последний день года и рассвет следующего дня считается особым временем богини Шри Дэви, в это время она нисходит на наш мир и дарит всем обращающимся к ней свою силу благодати. Поэтому верующие стараются встретить новый год с утра пораньше, готовят дома для.
Шри Дэви различные подношения, приходят в дацан и совершают молитвы. На хурале проводятся обряды, связанные с Шри Дэви, благодарственное жертвоприношение «Цэдор Данраг», направленные на привлечение счастья, удачи и всего доброго в наступающем году, а также обряды «сэржэм» и «далга». Юн, Нити, Додигалсан - большая сутра Праджняпарамиты состоящая из 21 томов изречений Будды Шакьямуни о сущности Учения.
Провозглашение ее слов дает огромную пользу слушающим, очищает грехи, обретается добродетель вследствие чего осуществляются планы. Этигэл Хамбын хурал в этот день все верующие имеют редкую возможность поклониться и получить благословение "Эрдэнитэ Мунхэ Бэе" Драгоценное и Неиссякаемое Тело Хамбо ламы Этигэлова Хурал посвященный Дню рождению Далай ламы XIV - это единственный буддийский праздник, который отмечают по европейскому календарю 6 июля. В этот день в храмах читают молитвы о долголетии Далай-ламы , обращаются к нему с самыми наилучшими пожеланиями.
На данном ретрите все участники принимают обеты не убивать, не воровать, не лгать, не кушать, не пить, не разговаривать и т. В течение трех дней участники начитывают мантры, делают гороо, совершают поклоны, тем самым очищаются от грехов совершенных телом, речью и мыслью, причем не только в этой жизни, но и в прежних жизнях. Проводится для устранения различных препятствий и преград в жизни, в делах, для обретения спокойствия в семье, в особенности для накопления благодетели.
Также очень эффективен этот молебен для усопших. Здесь можно помолиться о прощении грехов. Если у кого в семье умирает много людей друг за другом, то рекомендуют заказывать или проводить этот молебен.
Для обретения благополучного перерождения усопших только здесь проводят специальный обряд подношения 108 зула лампад и читают юроолы благопожелання за усопших. Не обязательно присутствовать на молебне, можно просто заказать молитву, Доржо Жодбо - от плохих снов, для накопления добродетелей в этой и последующих жизнях. Ногоон Дара Эхэ - для свершения дел, отвращения всего плохого.
Санжад Монлам - для добродетелей в этой и последующих жизнях. Табан харюулга Сагаан Шухэртэ, Ширнин, Доржо Номжом, Хамчу Нагбо, Ногоон Дара Эхэ - для устранения следствий, плохих снов, от злых языков, дурных помыслов, для быстрого осуществления задуманного. Начало в 09:00, Гомбо Сахюусан - молебен, посвященный главному гениюхранителю буддизма шестирукому Махакале тиб.
Махакала - гневное воплощение Авалокитешвары бодхисатгвы милосердия и сострадания, принявшего устрашающий облик для избавления живых существ от различных негативных факторов: подавление болезни, порчи, сглаза, устранение препятствий. Махакала дарует сопутствующие условия в делах, защиту и покровительство. В самом начале хурала ламы совершают т.
Далее следует основная часть хурала, называемая «ганшаг», что буквально означает «покаяние и удовлетворение». Название отражает суть хурала, - совершая поклонение Махакале и очищаясь от отрицательных внутренних сил, а также жертвуя ему различные подношения, символизирующие все положительное, человек просит его о защите и покровительстве. Это осуществляется при чтении соответствующих молитв в ритмическом сопровождении ударных и духовых инструментов.
После молитв читают матры заклинания , подношение жертвы-балина и хвалебные гимны Махакале. В заключении совершаются обряды «сэржэм» и «далга», верующие приносят сладости и густой, свежезаваренный черный чай. Следует отметить, что Махакала является собирательным образом всех сахюусанов и, сэржэм, в его лице, подносится всем основным гениям-хранителям, а также добрым божествам и духам природы», поэтому данный хурал в определенном смысле универсален для всех случаев жизни.
Гонгор сахюусан санскр. Белый Махакала считается подателем богатств, о чем свидетельствует чинтамани в его основной правой руке. Его культ приобрел особую популярность благодаря Цзонхаве, который разработал специальные ритуалы, ему посвященные.
Исполнение этих ритуалов дает не только материальные блага, но и силу, знания и духовность, Практика Махакалы преследует две цели: высшую — достижение Просветления, и вторичную — устранение препятствий, увеличение силы и знаний, а также исполнение желаний. Шернин догба - очищает любые недобродетели, устраняет препятствия; Гавсумба - для счастья и здоровья; Балдан сасум; Дугар в большом и малом варианте догба ; мигзэм - избавляют от проблем и препятствий в делах, н семье. Начало в 14:00.
Можно заказать обряды; «Шзрнин Дуйдод», «Мандал Шива». Молебен, посвящен божеству богатства и добродетели, покровителю буддийского учения Вайшраване. Поэтому на хурале верующие должны молиться не просто за личное обогащение, а за достижения благосостояния, приносящего удовлетворение ему и пользу окружающим.
Это следует иметь в виду даже тогда, когда хурал проводится по какому-нибудь конкретному случаю, - для закрытия двери убытков, успешного бизнеса, решения вопросов и проблем, связанных с инансами и материальными ценностями. На хурале совершаются обряды «сэржэм» и «далга», соответственно, также можно приносить густой чай и сладости. Ежедневный утренний ритуал с 8:00 до 11:00 посвящен Лхамо, Жамсаран, Мамо Туган защитникам Иволгинского дацана и его прихожан.
Молебен, посвященный гениям-хранителям буддизма Шридэви и Бэгзэ, культ которых очень широко распространен в Бурятии. Во время молебна происходит обращение о всем Учителям и божествам, представленного Цогчином - полем добродетелей. Хурал помогает очиститься от неблагих деяний, совершенных телом, речью и умом.
Шридэви является воплощением богини мудрости и красноречия Сарасвасти, а Бэгцзэ - будды долголетия Амитабхи. Они, как и большинство гениев-сахюусанов, предстают в устрашающем гневном облике, что символизирует их активное и действенное милосердие. Гневный облик Сахюусана не только отражает их большую силу, мощь, но и символизирует высокую степень решимости буддиста докончить с собственными недостатками, клешами, омрачающими сознание, которое имеет природу Будды, Данный хурал по структуре аналогичен хуралу «Гомбо Сахюусан», только поклонение и подношение совершают, обращаясь к Шридзви и Бэгцзэ, Обряд «Мамо Туган» совершается от имени Шридэви для того, чтобы успокоить существ тонкого мира - мамо и дакинь.
Из-за неблагоприятной общей кармы среди мамо и непросветленных дакинь начинаются раздоры, это в свою очередь вызывают эпидемии, общественную дисгармонию и т. Кроме того, они могут, разгневавшись, преследовать какого-нибудь определенного человека и его семью. В подобных ситуациях возникает необходимость их умиротворить, Проводится хурал ежемесячно 29 числа по лунному календарю, в особый день сахюусанов, благоприятный для подавления всего плохого.
Поэтому верующие, родовыми покровителями которых являются данные божества, а также люди, желающие избавиться от негативного влияния, привнесенного оскверненной пищей, одеждой, алкоголем и т. Проводятся также обряды «сэржэм» и «далга»; следует приносить свежий, густо заваренный чай и сладости. Алтан Гэрэлэй далга защита от пожаров, наводнений и прочих стихийных бедствий.
Арюун сан нолсан - очищение от воздействия отрицательной энергии. Банзарагша - сборник молитв, направленных на защиту детей от всех негативных действий. Доржо Жодбо - очищению от грехов, освобождение от страданий, устранение последствий дурных предзнаменований снов, примет и т.
Дугар Саган Шухэртэ - устранение препятствий возникающих из-за сплетен, злословия, излишних восхвалений. Дуншаг - покаяние перед тридцатью пятью Буддами. Очищение тела, речи и сознания.
Жадамбя - оказание помощи в этой жизни, содействие хорошему перерождению. Жанаг Гагдок - сутра совместимости мэнгэ. Содействие в решении дел, происходящих в дни с неблагоприятным астрологическим прогнозом.
Лхамо - хурал, посвященный Покровительнице Вселенной, устраняет препятствия и обретение благополучия. Мандал Шива - хурал посвященный Зеленой и Белой Таре, способствует устранению препятствий,, продлению жизни, исполнению желаний, дарует детей, оказывает помощь в обретении спутника жизни. Наймав Гагая - поправка к астрологическому прогнозу человека.
Намсарайн сан далга - улучшение материального благополучия. Ногоон Дара Эхэ - оказание помощи в решении проблем, устранение последствий неправильных действий. Сагаан Дара эхэ - продление жизни, исцеление от болезней обретение благополучия.
Для каждого, кто присутствует на хурале «Арбан Хангал» весьма благоприятно для всех сфер жизни, в особенности для устранения препятствий, разрешения особо тяжелых ситуаций.
Сахюсаны будут оберегать вас от всего этого плохого. Гневная эманация Пяти Дхьяни Будд это Арбан Хангал - десять хранителей - сахюусанов: Гомбо, Шагдар, Чойжал, Лхамо, Намсарай, Жамсаран, Шалши, Гонгар, Сэндэма, Цамба, покровительствуют верующим, устраняя препятствия на пути к достижению благой цели, помогают нам в развитии духовной практики. В традиции бурятских дацанов его почитают как хранителя Индии, ведь учение Будды пришло нам с Индии.
С приходом буддизма в Россию, те или иные рода приходили под прибежище, того или иного Сахюсана и строили свои родовые дацаны. Каждый бурятский род почитал своего Сахюсана как защитника, как покровители и спасителя от невзгод и бед. Если приходить под прибежище Сахюсанов,- тогда болезни, порчи и так далее - насылаемые злыми духами и плохими людьми Вас не достигнут.
Арбан Хангал - Десять защитников
Хурал «Арбан Хангал» проводится один раз в три месяца, в 29-й лунный день. Новости. Телеграм-канал @news_1tv. Народный Хурал Республики Бурятия. Новости. Чойжал сахюусан имеет особое значение в традиции Гелугпа, поскольку является главным ответственным защитником этой традиции, наряду с Махакалой и Ваджрапани, потому что основатель традиции Гелугпа есть Богдо Зонхава. Завтра 18 февраля и 19 февраля в воскресенье с 9:00 в течение полутора дней будет проходить молебен Десяти Защитников Учения — «Арбан Хангал». Log in to follow creators, like videos, and view comments.