Сентябрь 2017 — младший научный сотрудник археологической лаборатории СГСПУ, руководитель раскопок кладбища на территории Иверского монастыря.[8]. О книге "Рутены — руги — русь: века, дроги, судьбы" на ее презентации, прошедшей 29 января в самарском Доме журналиста, рассказали ее авторы — археолог Алексей Богачев, антрополог Александр Хохлов, а также заведующий археологической лабораторией СГСПУ Владимир. Самарский государственный социально-педагогический университет, Археологическая лаборатория в Самаре на улица Ленинская, 127.
Археологический кружок СГСПУ
Сборная команда СГСПУ одержала убедительную победу в данных соревнованиях, не проиграв ни одной встречи. Новости Общество 28 августа 2021 17:59 Министр просвещения РФ поддержал Губернатора Самарской области в вопросе реставрации самого старого корпуса СГСПУ Он отметил, что будущие учителя должны получать качественное образование в соответствующих условиях. Завершилась археологическая полевая практика студентов факультета исторического и правового образования, которую они проходят ежегодно после первого курса. СГСПУ. Год издания. 2020. Ответственность. Всероссийский археологический съезд. Сентябрь 2017 — младший научный сотрудник археологической лаборатории СГСПУ, руководитель раскопок кладбища на территории Иверского монастыря.[8].
Самарские ученые презентовали «Рутены — руги…»
Проблемы изучения первобытного искусства. История археологических исследований: люди, памятники, идеи. Теория, методика и историография археологических исследований. Компьютерные технологии и геоинформационные системы в археологии. Компьютерные технологии и современные методы полевых исследований в археологии. Актуальные проблемы сохранения археологического наследия РФ. Междисциплинарные подходы и палеоэкологические реконструкции в археологических исследованиях.
Общие мнения студентов близки к мнениям среднестатистических поляков. Суще- ственным кажется тот факт, что на оценку польско-российских отношений влияют личные контакты респондентов с россиянами. Не замечено существенного расхождения в оценке польско-российских отношений между девушками и юношами. Соотношение позитивных ответов, т. Отношение респондентов к простым россиянам и властям России разнится. Большинство респондентов отметило общие черты обоих народов.
Работает в Самарском государственном социально-педагогическом университете с 1980 г. В 1998 г. Более 100 печатных научных работ, опубликованных в центральных и региональных научных изданиях, учебно-методических работ, включая 5 монографии: «Демографический состав работников промышленности Поволжья. Очерки демографической истории», «Строго секретно. Он принимает активное участие в работе научных конференций: международных, российских, региональных. Репинецкий проводит большую работу по подготовке научных кадров. Под его руководством успешно защищены 2 докт. Сфера научных интересов: Русская история, региональная история, социальная история, историческая демография. С 1983 года работает на кафедре отечественной истории и археологии.
Самарские археологи рассказали об итогах раскопок в 2016 году
Отдельной ветвью духовного образования являлись женские епархиальные училища, которые создавались по всей России в первую очередь для дочерей духовенства, однако на обучение поступали девушки из разных сословий. В епархиальных женских училищах давали базовые знания, но по большей части учили девушек быть верными жёнами, примерными родителями и хозяйками. Также давали знания по педагогике и дидактике. В Самарской губернии было одно женское епархиальное училище, располагавшееся в Самаре, в котором каждый год обучалось в среднем около 500 воспитанниц [3].
Во внеурочное время, которое воспитанницы проводили в училище, они занимались рукоделием, чтением рекомендованных учителями книг и слушанием лекции по различным темам. В училище находилась библиотека, в которой находилось более 5 тысяч томов. Читать книги можно было лишь под строгим надзором воспитательниц.
Надзор был строгим, старались контролировать учениц, как на уроках, так и во внеурочное время. Надзор за литературой, читаемой ученицами производили начальницы, инспекторы классов, преподавательницы словесности и русского языка. Также в епархиальном училище находился физический кабинет, который пополнялся различными изобретениями для проведения лабораторных работ и экспериментов на уроках [3].
Вот один из таких артефактов, фотография которого опубликована в книге. Это фибула — металлическая застежка и украшение женского славянского костюма. Раскопки, в ходе которых она была найдена, проводились в нашем крае, в городище Лбище, Галиной Ивановной Матвеевой и ее помощниками. Есть и другие многочисленные археологические свидетельства раннего Средневековья, доказывавшие гипотезу Матвеевой. Наконечники, керамические горшки. Найденные при раскопках захоронений черепа людей, принадлежавших к европейской этнической группе. А дальнейшие археологические находки лишь подтвердили эту гипотезу. Уникальные материалы, например, были найдены возле села Подгоры. Княгиня Ольга в хрониках Западной Европы В книге рассказывается и о рутенах, кельтском племени в античной Галлии, жившем на территории современной юго-западной Франции.
На основе многочисленных данных археологии, антропологии, топонимики и древних письменных источников самарские ученые доказывают гипотезу о прямой историко-культурной связи рутенов с их прямыми потомками — ругами и русью в данном случае это название народа, а не государства. И убедились, что они родственны нашим находкам», — говорит Алексей Богачев.
В погребениях были представлены погребения двух кочевников, которые были захоронены в деревянных гробах. Их сопровождал различный погребальный инвентарь: берестяные колчаны, предметы конской упряжи, наконечники стрел и другое. На презентации руководители работ, старший лаборант НИАЛ им. Мамонтова Анастасия Гущина и заведующий лабораторией Василий Матаев подробно описали находки и поделились процессом археологических работ.
Из духовных училищ Самарской епархии выходило в среднем около 500 человек, которые могли стать дьяконами или пономарями, а также для них открывалась возможность поступить в духовную семинарию, с семинарским же образованием можно было стать священником, продолжить образование, если позволяли финансы или даже выбрать светскую профессию [3]. Следующей ступенью духовного образования для выпускников духовных училищ становилась духовная семинария, в которой давали как духовные, так и светские знания. В духовные семинарии ученики поступали в возрасте от 12 до 18 лет и учились 6 лет [4].
Обучалось в духовной семинарии Самарской епархии стабильно не сильно больше 400 человек. Судя по воспоминаниям и различным заметкам, семинария отличалась довольно хорошим микроклиматом, с 1897 года уклад в семинарии стал менее строгим, были впущены многие светские принципы обучения и дополнительные предметы, при этом, дух православия никуда не исчез. Мемуары одного из семинаристов свидетельствуют нам о том, что уклад в семинарии был довольно комфортным, отношения с преподавателями складывались уважительные, а сам учебный процесс был интересным и познавательным как в области духовных, так и в области светских наук [5].
Отдельной ветвью духовного образования являлись женские епархиальные училища, которые создавались по всей России в первую очередь для дочерей духовенства, однако на обучение поступали девушки из разных сословий. В епархиальных женских училищах давали базовые знания, но по большей части учили девушек быть верными жёнами, примерными родителями и хозяйками. Также давали знания по педагогике и дидактике.
В Самарской губернии было одно женское епархиальное училище, располагавшееся в Самаре, в котором каждый год обучалось в среднем около 500 воспитанниц [3].
Получи профессию археолога в СГСПУ
14 апреля на базе исторического факультета СГСПУ состоялось заседание секции «Археология». Юбилейный 10-й сборник научных статей «Вопросы археологии Поволжья» посвящен первому поколению самарских археологов, чьи 70-летние юбилеи пришлись на 2022-2023 гг. Они внесли значительный вклад в развитие самарской археологии. Подмосковным учителям начинают компенсировать аренду жилья. 14 апреля на базе исторического факультета СГСПУ состоялось заседание секции «Археология».
Эксперт археологической лаборатории ОГПУ прочла лекцию о сарматах в Музее им. Пушкина
Первой ступенью духовного образования являлись духовные училища. В Самарской губернии данного периода существовало 3 духовных училища: Самарское, Бугурусланское и Николаевское. Число обучающихся с 1884 по 1914 годы оставалось примерно одинаковым. Например, 1884 году в училищах обучалось 509 человек, в 1914 — 648, рост незначительный.
В духовных училищах Самарской епархии принимались дети из разных сословий, они получали общие знания в светских дисциплинах, обучались духовным предметам и получали воспитание в духе православия. Образование было дешёвым, некоторые родители сами содержали своих детей, некоторые писали заявление, и их детей содержала церковь. Из духовных училищ Самарской епархии выходило в среднем около 500 человек, которые могли стать дьяконами или пономарями, а также для них открывалась возможность поступить в духовную семинарию, с семинарским же образованием можно было стать священником, продолжить образование, если позволяли финансы или даже выбрать светскую профессию [3].
Следующей ступенью духовного образования для выпускников духовных училищ становилась духовная семинария, в которой давали как духовные, так и светские знания. В духовные семинарии ученики поступали в возрасте от 12 до 18 лет и учились 6 лет [4]. Обучалось в духовной семинарии Самарской епархии стабильно не сильно больше 400 человек.
Впервые в России опубликованы отдельные страницы с упоминанием «ругов» из 6 разных манускриптов «Географии» Клавдия Птолемея, хранящихся в библиотеках Западной Европы. Книга «Рутены — руги — русь: века, дороги, судьбы» с большим интересом встречена в научном сообществе — в ноябре 2019 года Ученый совет Самарского государственного социально-педагогического университета единогласно выдвинул ее на соискание Государственной премии РФ. К СВЕДЕНИЮ: Монография «Рутены — руги — русь: века, дороги, судьбы» представляет собой ряд объединенных внутренним единством очерков, посвященных ругам — одному из самых известных, но недооцененных историками народов Европы эпохи раннего Средневековья. Расселившись на огромной территории от Балтики до Адриатики и от Дуная до Камы, руги рутены, русь оказали заметное влияние на культуру народов, населявших эти регионы. Опираясь на сведения письменных источников, а также данные археологии, антропологии, топонимики, авторы рассматривают путь этноса с момента его появления на исторической арене до времени его интеграции с другими европейскими народами, говорившими на германских, романских и славянских языках. Вводятся в научный оборот новые археологические и антропологические материалы, а также база топонимических данных карты и таблицы с точными топогеодезическими координатами , связанных с расселением ругов, готов, лугов и лемовиев.
К работе подключились антропологи. На основании находок человеческих останков они подтвердили: люди, жившие в то время, были вовсе не широколицые, тюркские, а центральноевропейские. Плюс к этому авторы монографии работали с коллекциями музеев Франции, Германии, Испании, Италии. На большой территории — от Франции до Средней Волги исследователи нашли 130 сходных топонимов. Также ученые перевели несколько манускриптов «Географии» Клавдия Птолемея, в которых не единожды упоминаются племена ругов. Научное сообщество еще только знакомится с этой отлично иллюстрированной монографией, вышедшей в декабре. Ожидается большой резонанс.
Также были заложены новые реперные точки, по которым в дальнейшем можно осуществлять геодезическую привязку будущих раскопов в абсолютной системе координат. Последующая камеральная обработка полученных сведений предполагает создание детализированной и точной 3D модели местности, которую в дальнейшем планируется дополнять результатами уже непосредственного археологического изучения памятника. Дальнейшая реализация Госзадания FSRR-2023-0006 предполагает разработку и апробацию методики по неизвазивному изучению памятников археологии на основе синтеза новейших междисциплинарных естественно-научных археологических, исторических, географических, геоморфологических методик с привлечением ГИС-технологий, современного геодезического инструментария наземного лазерного сканирования, фотограмметрии картографических и иных источников. Это позволит увеличить точность и детализацию археологической фиксации с помощью внедрения геоинформационного сопровождения и 3D-реконструкций археологических объектов, которые могут дополняться по ходу проведения новых археологических работ. Кроме того, подобные работы позволят в образно-наглядной интерактивной форме демонстрировать результаты проводимых ИАКН СГУ археологических работ, что имеет не только научный, но и образовательный потенциал. Одной из задач проекта является разработка и апробация методик лазерного сканирования и построения 3D модели археологических объектов c целью определения изменений характера рельефа памятников разных эпох в зависимости от времени существования и расположения в различных природных зонах. В состав научного коллектива, созданного в рамках выполнения Госзадания Минобрнауки, вошли сотрудники Института археологии и культурного наследия СГУ, сотрудники географического факультета, а также студенты и аспиранты Института истории и международных отношений. Адрес : 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Естественно-научные лаборатории СГСПУ
Алабина, Самарского национального исследовательского университета имени академика С. Королёва, Самарского государственного института культуры, Самарского археологического общества и Самарского федерального исследовательского центра Российской академии наук. Формат мероприятия семшанный: очное участие и zoom-конференция. Формирование и развитие культурных традиций в палеолите и мезолите. Культурные процессы в неолите и энеолите. Проблемы археологии бронзового века. Античная археология Причерноморья и Северного Кавказа.
Культурно-исторические процессы в раннем железном веке.
Суще- ственным кажется тот факт, что на оценку польско-российских отношений влияют личные контакты респондентов с россиянами. Не замечено существенного расхождения в оценке польско-российских отношений между девушками и юношами. Соотношение позитивных ответов, т. Отношение респондентов к простым россиянам и властям России разнится. Большинство респондентов отметило общие черты обоих народов.
Студенты Варшавского Университета, которые приняли участие в опросе, — это открытые на окружающую действительность люди, осознающие территориальную и духовную близость поляков и россиян, отдающие себе отчёт в проблемах, которые определяют современные польско-российские отношения.
Междисциплинарные подходы и палеоэкологические реконструкции в археологических исследованиях. Проблемы археологического изучения фортификации раннего железного века и средневековья. По результатам поданных заявок внутри направлений будут сформированы тематические секции, в том числе инициированные участниками. Ссылки на секционные заседания будут рассылаться в рабочем порядке. Телемост на базе Самарского государственного социально-педагогического университета, Института археологии РАН, Института истории материальной культуры РАН, Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, Самарского областного историко-краеведческого музея им. Алабина, Самарского национального исследовательского университета имени академика С. Королёва, Самарского государственного института культуры, Московского государственного университета им.
Сейчас в музее работает много выпускников университета — моих учеников. А в 2003 году Геннадий Николаевич пригласил меня работать на кафедре истории древнего мира, средних веков и археологии в пединституте, заниматься исследованиями здесь. Я тогда начал работать над докторской диссертацией. Каждый для себя определяет, представляет ли тот или иной памятник научный интерес для него. Если я специализировался на каменном веке, занимался неолитом, раннесредневековой мордвой, то и не уделял внимания другим эпохам и культурам. Поэтому вопросов, кто будет главным, а кто не главным, не возникает. Люди в разные эпохи жили в разных местах. К примеру, неолит нужно искать в поймах рек, а памятники Позднего Средневековья или могильники — на водоразделах в большей степени, где земля плодородная. А вообще в археологии сложно сделать что-то в одиночку, поэтому здесь очень важна интеграция. Если интересы совпадают, то мы организуем совместные экспедиции, потом пишем общие статьи, даже монографии. Как подтверждается или опровергается их происхождение? Известный археолог Чжан Гуанчжи говорил: «Археология есть аналогия». То есть важно найти известную аналогию, чтобы определить, что это за вещь. Поэтому после полевого сезона мы обрабатываем все находки: рисуем, фотографируем, описываем. А затем занимаемся поиском аналогий. В дальнейшем научное сообщество обращается к этим фактам в исследованиях и гипотезы постепенно подтверждаются или опровергаются. Также на историко-филологическом факультете ПГУ восстановлена археологическая лаборатория, где есть небольшое временное хранилище. Но в конечном итоге находки должны поступать в государственный фонд. Оно предположительно относится к 15—20-му тысячелетию до нашей эры. А это более чем в два раза «углубило» ранее известную историю нашего края. Этот артефакт продолжает исследоваться? Но 100-процентных вещественных подтверждений этому не было. После того как было найдено скребло, стало ясно, что это так. В планах показать его в Самаре специалистам по палеолиту. Эта находка уже отражена в новой книге «История Пензенского края». И впервые отсчет в нашем краеведении стал вестись с эпохи палеолита. За вашим авторством вышли полностью глава про первобытную эпоху и частично — про время I тысячелетия нашей эры. Как шла работа над этим проектом? То, что было за долгие годы накоплено, я обобщил и систематизировал.
Княгиня Ольга в хрониках Западной Европы
- Эксперт археологической лаборатории ОГПУ прочла лекцию о сарматах в Музее им. Пушкина
- Научно-исследовательская археологическая лаборатория
- СГСПУ как Самарская долина
- Вы точно человек?
Эксперт археологической лаборатории ОГПУ прочла лекцию о сарматах в Музее им. Пушкина
7 апреля сотрудники Института археологии и культурного наследия совместно со специалистами географического факультета СГУ провели работы по неинвазивному изучению поселения «Нижняя Красавка-2» в рамках выполнения Госзадания Минобрнауки. 2020 рекогносцировочные археологические работы на стоянке ушбулак (восточный казахстан)в 2017-2019 гг. Археологической экспедицией СГСПУ, были проведены раскопки, на площади 160 кв.м. Исследования проводились с использованием системы трехмерной фиксации находок. Они организуют серию археологических экспедиций и раскопок, чтобы восстановить подробности военного похода Тамерлана против хана Тохтамыша.
Труды VI (XXII) Всероссийского археологического съезда в Самаре в 3-х т.
Подмосковным учителям начинают компенсировать аренду жилья. Юбилейный 10-й сборник научных статей «Вопросы археологии Поволжья» посвящен первому поколению самарских археологов, чьи 70-летние юбилеи пришлись на 2022-2023 гг. Они внесли значительный вклад в развитие самарской археологии. Самарский государственный социально-педагогический университет — это Археологическая лаборатория в Самаре, находится по адресу Ленинская 127.