В разговоре с «Москвич Mag» социолог Элла Панеях анализирует социальные истоки наблюдаемого «всплеска доносительства» среди коллег по профессиональным сообществам: «Зачастую люди пишут доносы, решая какие-то свои личные проблемы. Доносительство может быть оправдано, если весь коллектив и компания страдает из-за одной персоны. У меня разнообразные доносы – например, мной неоднократно подавались обращение властям с просьбой признать «Дождь» нежелательной организацией.
В России предлагают ввести ответственность за ложные доносы на семью
Общество - 13 мая 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Доносы всегда были, есть и будут отвратительными, цитируют РИА Новости слова представителя Кремля. В Госдуме работают над законопроектом, который предусматривает административное или уголовное наказание за ложный донос на семью, рассказал вице-спикер Госдумы. Для того, чтобы написать донос или жалобу, необходимо формулировать ситуацию коротко и ясно, без лишних подробностей, прикрас, аллегорий и иных приемов художественного слова.
Дурная наследственность: почему в России снова входит в моду доносительство
донос, натуральный донос Оно может быть и анонимным и нет Здесь на конфе, оно в принципе невозможно и сообщение о нарушении конечно не является доносом. Пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков выразил уверенность, что доносы являются отвратительным явлением. Практика оплаты за донос о людях, которые нарушает правопорядок в Ярославской области, полезна. Вот что такое ложный донос и каковы последствия за него по УК РФ.
Что заставляет россиян доносить друг на друга
RU Гурген Хачатурян. В непростые кризисные времена, когда люди часто не соглашаются друг с другом, особенно важно настраивать коммуникацию внутри семьи. Чтобы сделать комфортную безопасную среду в доме, важно соблюдать некоторые правила. Собственное мнение — это нормально и, более того, еще и должно приветствоваться, а не вот таким образом порицаться.
Чем быстрее мы это сделаем, тем меньше вреда доносчики принесут стране, — уточнил он. Источник: Uralweb.
Слово "донос" звучит для нашего уха отрицательно, "сообщение", "информирование" - нейтрально, "предотвращение преступления" - такой аналог советской "добровольной помощи милиции" - позитивно. Да и "донос" может иметь разную окраску. У Пушкина есть горькая дневниковая запись: "Журнал "Европеец" запрещен вследствие доноса...
И у него же: "... То есть скорее донесение. Несколько букв - и смотрите, какая разница восприятия. Мы все воспитаны в парадигме "не будь ябедой". Лихача на дороге зафиксировать, полицию к пьяному соседу вызвать, в опеку обратиться - вроде бы неловко, "неприлично". Но я очень близко знаю одну четырехлетнюю девочку, сегодня счастливую и любимую, которой просто не было бы в живых, если бы посторонние доброжелатели не позвонили в опеку. Этот пример радикально изменил мое отношение к "вмешательству в чужие дела". Добавлю: ни одно явление не существует в отрыве от времени. Сегодня, когда ко мне в соцсети, в комментарии приходят люди с агрессивной антироссийской риторикой, сразу направляю материалы в Генпрокуратуру.
Не потому, что эта гнусная болтовня реально опасна. А потому что человек с такой позицией может впоследствии решиться на серьезные противоправные деяния, подвергнуть опасности чью-то жизнь. Больше скажу: остановленный сегодня, сам человек возможно, ставший жертвой профессиональных провокаторов не перейдет последнюю черту, не совершит непоправимого. Надо обсуждать суть, а не слова. В либеральной среде долгие годы было принято клеймить "доносом" любое слово, сказанное против. Ситуация дошла до абсурда: журналистское расследование, критическая статья о фильме, спектакле или выставке, заявление политика о недопустимости каких-то действий или высказываний - "донос, донос, донос!.. Существует ли в наше время другая крайность, обратная? Поскольку "жизнь качнется вправо, качнувшись влево". Вот она и качнулась.
Но вряд ли вы будете отрицать, что в стране сегодня идет процесс очищения гуманитарной сферы. Процесс, востребованный и одобряемый гражданами. А когда ведется большая уборка, обязательно поднимается пыль. Ожидать, что с жалобами все будет разумно, умеренно, стерильно, - смешно. Так не бывает. Гарантированы и перекосы, и перегибы. Мы, депутаты, с этими перекосами сталкиваемся ежедневно. Кто-то пытается сводить личные счеты, кто-то упорно рассылает обращения "веером", и так далее. Да, утомительно, да, неприятно.
Но хочу заметить, что, если бы не постоянные сигналы общественности, не сплоченность гражданского общества, наша культура сегодня куда медленнее очищалась бы от различных вредоносных и тлетворных элементов. Пусть эти обращения не всегда компетентны, мы не вправе требовать от каждого человека, чтобы он обладал воспитанным вкусом, хорошо разбирался в искусстве, литературе. Тем не менее большинству наших сограждан свойственно развитое ощущение справедливости и правды. Для народа очевидно, что вот этот человек больше не может называться его, народным, артистом. А книги вот этого автора не должны продаваться в книжных магазинах, да еще размещаться на самых выигрышных позициях. И концерт вот этого исполнителя в городе не надо проводить, потому что страна ведет военную операцию, наши ребята ежесекундно рискуют жизнью на передовой и не время выпускать на сцену сомнительных персонажей, чтобы они распевали веселые песенки и собирали гонорары.
Это дело совести каждого человека. Я думаю, что, может быть, сейчас идет тенденция к увеличению числа таких людей. Стукач, как правильно, стучит и, как правило, может еще и липовые сведения доносить, понимаете? Но у нас есть, наверное, соответствующие ведомства, кто может и кто должен ими заниматься — Бога ради, но держаться от таких людей нужно подальше». Вторая категория доносчиков становится все более массовой. Ее проявления не зависят от политического режима и исторического времени. Это просто люди, которые больны доносительством как шизофренией. С ними ничего сделать невозможно, они существуют во все времена. Но есть массовое доносительство, которое я бы назвал социально-желательным, социально-приветствуемым доносительством. Это результат репрессивной политики государства, когда государство публично указывает на нежелательных людей или нежелательные во всех смыслах слова организации и дает понять, что травля этих людей и травля этих организаций, выдавливание их из публичной жизни и даже из жизни вообще — приветствуются. Более того, за участие в борьбе с этими людьми и этими организациями государство может предоставить некие бонусы, я бы сказал образно — печеньки, некоторым — с вареньем. И вот это социально-приветствуемое доносительство распространено очень широко. Оно было распространено во все тоталитарные режимы в нашей стране. В советское время оно было чрезвычайно распространено во времена сталинских репрессий». Закон России требует сообщать о правонарушениях, объясняет уполномоченный по правам человека в Псковской области Дмитрий Шахов. Однако, на его взгляд, важно не допускать решения частных проблем путем доносительства. Но что касается иных вопросов, это уже, наверное, на совести каждого гражданина, и он сам определяет, исходя из своего мировоззрения, о чем сообщать, кому сообщать и как. Главное, чтобы это не было темой, связанной с доносительством, особенно когда какие-то частные проблемы пытаются таким образом решить». Когда человек действительно сигнализирует о том, что кто-то нарушает закон — это вполне вписывается в представление о проявлениях гражданского долга. Другое дело — информирование властей о проявлениях инакомыслия. Почему в обществе появилась тенденция на доносительство? В этом есть заслуга пропаганды, ведь доносы сейчас не осуждаются государством.
Песков назвал доносы «отвратительными»
«Отвратительная практика»: почему россияне стали чаще писать жалобы и доносы друг на друга | Депутаты Госдумы от партии "Новые люди" планируют разработать предложения касательно ответственности для злоупотребляющих доносами россиян. |
В России могут ввести наказание за ложные доносы на семью - Парламентская газета | Подсчитать точное количество доносов невозможно, но известно, что количество обращений граждан к спецслужбам растет год от года. |
В России за ложные доносы на семью могут ввести наказание | — Эпидемия доносов приняла такой размах, что её официально комментирует Кремль. |
«Кто написал миллион доносов?»: выступление Мизулиной переросло в дебаты о вреде доносов и мата
Первые касаются одной семьи например, один родитель доносит на другого, чтобы получить единоличную опеку над детьми. А бытовые могут совершать и не родственники, а соседи, знакомые, прохожие. Профессиональные доносы — те, что происходят на работе. То есть если работник нажаловался начальству на опоздание коллеги — это донос. Но регулярные опоздания сотрудника, из-за которых на других коллег ложится дополнительная работа, уже будет восприниматься как вынужденная мера, а не стукачество.
Первые подразумевают какую-то выгоду для осведомителя освобождение от уголовной ответственности, денежное вознаграждение. Вторые делают это не ради чего-то для себя лично, а ради восстановления справедливости. У «бескорыстных» доносов есть нематериальная выгода: так осведомитель причисляет себя к определённой социальной группе, лояльной к власти, и чувствует себя в безопасности. Особенности современных доносов Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за укрывательство тяжких и особо тяжких преступлений — до двух лет лишения свободы, так что фактически обязывает граждан сообщать о подобных вещах.
Также, если человек проходит свидетелем или потерпевшим, отказ от дачи показаний сулит штраф или арест. Законодательство о противодействии коррупции обязывает россиян сообщать о фактах дачи взяток — иначе сами граждане могут предстать перед судом. Молчание о преступлении террористической направленности грозит наказанием вплоть до лишения свободы на год. Также не обязательно доносить об административных нарушениях, небольших и средних преступлениях.
Сообщения по поводу нарушений, касающихся жизни и здоровья людей, обычно не воспринимаются как доносы с негативным подтекстом. Наоборот, общество обычно благосклонно к такой бдительности: например, соседи вызвали полицию по поводу шума и странных запахов из соседней квартиры, и оказалось, что там варили наркотики. Окружающие только вздохнут с облегчением, если притон уничтожат. Современные доносы пишут главным образом за публичные действия, которые силовики при наличии времени и сил и так могут отследить: на посты в соцсетях, выступления в СМИ, театральные постановки, выставки, кинофильмы, учебную литературу и так далее.
Доносят, например, по поводу проявлений религиозной нетерпимости и экстремизма , демонстраций нацистской символики, за «откровенные» фото в основном на учителей , а в ковидные времена жаловались ещё и на нарушения санитарных ограничений. Донести стало даже легче, чем раньше: к услугам осведомителей интернет, электронная почта, мессенджеры, «телефоны доверия» спецслужб. С 2015 года число доносов в России стало расти , и динамика усилилась после 2022 года в связи с правовыми нововведениями: ужесточением законодательства об иноагентах, введением ответственности за распространение фейков о действиях российской армии. Например, в апреле 2023 года стало известно об Анне Коробковой, которая назвала себя «профессиональной доносчицей».
По её словам, она написала 764 доноса за первый год СВО. Женщина мониторила сайты СМИ-иноагентов и сообщала о российских экспертах, которые дают комментарии для этих изданий. Перегибы и попытки борьбы с ними Доносы порой пишут по совершенно безумным поводам: например, в 2023 году в ХМАО директор школы донесла на ученицу, которая пришла на уроки с желто-синими лентами в косах — женщина увидела в них флаг Украины. А жительница Нижнего Новгорода отбыла пять суток ареста за ношение серёжек с радугой стараниями «неравнодушных» людей — в этом усмотрели пропаганду экстремистского движения ЛГБТ.
В марте 2024 года депутаты из партии «Новые люди» подготовили законопроект о введении ответственности «серийных доносчиков». Депутаты предлагают наказывать за злоупотребления: если в результате проверки по обращениям не будет обнаружено никаких нарушений. Мнения о доносах Сергей Довлатов писатель и публицист Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело.
Другая волна доносов поступает на школьников и учителей. В сентябре прошлого года директор московской школы в Некрасовке сообщила в правоохранительные органы, что ученица пятого класса поставила на телефон аватарку с сине-желтыми цветами и пропускает «Разговоры о важном». В октябре в школу за девочкой приехала полиция, чтобы доставить ее на допрос в участок. Там же допросили ее мать. В итоге семью поставили на учет в комиссию по делам несовершеннолетних. В марте 2022 года школьники в Пензе пожаловались на учительницу английского языка, которая во время урока высказала свою точку зрения о спецоперации.
Ее речь записал на диктофон один из учащихся, после чего передал файл правоохранителям. За распространение фейков о российской армии женщину приговорили к пяти годам условно. Кто пишет больше всех доносов? Инициатором большинства разбирательств в отношении популярных актеров, блогеров и музыкантов стал бывший оперативник и активист Виталий Бородин. Он возглавляет федеральный проект по безопасности и борьбе с коррупцией ФПБК , созданный в 2017 году. По словам активиста, деятельность ФПБК распространяется на 53 региона. Цель проекта — «показать врагов нашего времени гражданам». О результатах проделанной работы Бородин отчитывается в своем Telegram-канале. Мужчина также попросил не путать доносы с обращениями, потому что первые шлют сообщения анонимно, а вторые — открыто и публично.
В 2021 году Бородин написал несколько заявлений в прокуратуру с жалобой на российские СМИ, после чего в их отношении организовали проверки, по результатам которых издания попали в реестр иноагентов. За первый год спецоперации больше 700 жалоб написала некая россиянка К. Прошлой осенью с ней связалась антрополог Александра Архипова, на которую К. В беседе с Архиповой женщина назвала себя «профессиональным неоплачиваемым доносчиком». Почему россияне пишут доносы друг на друга?
Об этой инициативе рассказал зампредседателя Госдумы Петр Толстой. RU пазла.
Именно на доносах основываются случаи грубого вмешательства в семью органов опеки с изъятием детей — кому-то из соседей что-то не понравилось, свекрови не нравится, как воспитывают внуков и так далее. Это, увы, существует и порочную систему подпитывает» — пояснил Петр Толстой в интервью «Парламентской газете». Авторы приступили к обсуждению инициативы с правительством РФ. Толстой подчеркивает, что перед принятием надо поработать над формулировками и согласовать позиции всех участников процесса, чтобы «закон был действенным и не смог кому-то навредить».
Правило это, мудрое и человеколюбивое, налагало на доносчиков известную узду и вполне оправдалось вакханалиями « слова и дела », которые были ещё у всех на памяти. Доносить было и сладко, и жутко. Сладко потому, что донос столь блестящий сразу ставил доносчика в мнении сограждан на недосягаемую высоту; жутко — потому, что тот же донос в случае неудачи мог низвергнуть своего автора на самое дно преисподней.
«Отвратительная практика»: почему россияне стали чаще писать жалобы и доносы друг на друга
Что такое доносы и кто их пишет. Доносы — это информация, передаваемая о чем-то подозрительном или незаконном лицам, которые могут преследовать или наказывать тех, кто нарушает закон. — Эпидемия доносов приняла такой размах, что её официально комментирует Кремль. Обязанностью каждого подданного политический донос стал при царе Алексее Михайловиче в XVII веке. Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента РФ: «Если речь идет об открытой критике, с открытым лицом, тех или иных процессов, — это хорошо, а доносительство — это было и есть, и будет плохо».
Число доносов в России выросло в 182 раза. Скрепно.2023 год.
Доносы не были непосредственной причиной обвинений, они могли долгое время — иногда в течение нескольких лет — оставаться в делах и использовались НКВД как дополнительный аргумент обвинений в период акций, санкционированных центральной властью. Если доносчик сам превращается в жертву доноса, что не редкость, — меняется его отношение к доносительству, наступает раскаяние? Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента РФ: «Если речь идет об открытой критике, с открытым лицом, тех или иных процессов, — это хорошо, а доносительство — это было и есть, и будет плохо».