Дату рождения Иисуса никто не высчитывал, её назначили вместо языческих празднований дня рождения римских богов. В 354-м году нашей эры Римский Епископ Либерий написал указ о праздновании Рождества 25 декабря. В современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 г. до н. э. до 7 г. н. э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период. "Дионисий Малый, определивший время рождения Иисуса 753 годом от основания Рима, немного ошибся. Согласно евангельскому повествованию, чтобы принять крещение Иисус Христос пришёл к Иоанну Крестителю в 30-летнем возрасте – значит, в 30 году от Рождества Христова (или нашей эры).
День рождения Иисуса Христа
Великая суббота, день скорби, день, когда Иисус Христос Телом пребывал "во гробе". Если принять эту дату рождения, то сегодня Иисусу Христу было бы около 2022-2024 года. Астрономы пытаются установить дату рождения Иисуса Христа. История рождения Иисуса Христа описана в Библии довольно подробно. Среди множества версий есть и такая: дату выбрали, чтобы противопоставить Рождество римскому празднику Дня рождения непобедимого Солнца, приходившемуся на то же число.
Рождество Христово
Исторические изыскания установления даты рождения Иисуса Христа? Церковь никогда не скрывала, что действительный день рождения Иисуса Христа неизвестен и что дата 25 декабря была установлена по праву самой Церкви. Дата смерти Ирода Великого должна была наступить в 2–3 году нашей эры, что соответствует условному началу христианской эры, то есть дата рождения Иисуса должна была произойти в 1 году до нашей эры.
Тайны Библии. Когда и где родился Иисус Христос?
Юлием Цезарем. Он имел два типа лет: обычный год продолжительностью 365 дней и високосный год продолжительностью 366 дней. Они следуют простому циклу из трех обычных лет и одного високосного года, что дает средний год длиной 365,25 дней. Это значение больше, чем фактическое значение солнечного года в 365,24219 дней. В результате раз в 128 лет накапливался один нигде не учтенный день.
С тех пор католическая церковь пользуется григорианским календарем, а Русская православная все еще придерживалась юлианского. Лишь в 1917 году Россия перешла на григорианское летоисчисление — тогда разница между календарями составляла целых 13 дней. Русская Православная церковь отказалась переходить григорианский календарь, поэтому Рождество стали отмечать почти на две недели позже, чем в большей части христианского мира, - 25 декабря по старому стилю, 7 января по новому.
Во-вторых, год, место и дата рождения Йешуа неизвестны. Есть только две записи, сделанные спустя много времени после того, как это случилось, людьми, которые никогда его не знали. В Евангелии от Матфея говорится, что Иисус родился «во времена царя Ирода».
Ирод умер в 4 году до нашей эры. Итак, если Матфей прав, Иисус родился до 4 г. В Евангелии от Луки не уточняется, кем был царь, когда родился Иисус.
Церковью воскрешение Лазаря почитается как одно из самый важных, знаковых чудес, совершенных Иисусом Христом за время Его земного пути. Это символ того, что Господу подвластны и жизнь, и смерть человека, и надежда на грядущее воскресение всех умерших, кто веровал во Христа и исполнял Его заповеди. Что нельзя делать в Лазареву субботу Сегодня нельзя работать допоздна, а также много работать.
Такое поведение может принести неудачи в профессиональной деятельности. Потому, чтобы не прогневать судьбу, нужно отработать сколько положено и отправиться домой. Также нельзя работать без перерывов Наши предки верили, что сегодня нельзя ломать ветки калины и рябины — к зубной боли, проблемам с зубами Также проблемы со здоровьем могут возникнуть, если измерять сегодня свой рост и параметры фигуры Нельзя давать взаймы — долг не смогут вернуть Что можно делать 27 апреля Особенно важным это день являлся для пчеловодов. В Пудов день они осматривали пчёл, а если весна была ранней и к этому времени устанавливалось тепло, ульи выставляли уже на свежий воздух Также этот день активно использовали травники. Поэтому постарайтесь припомнить все, что вам приснилось, до мельчайших деталей. Увидели солнце — ждите приятную весть.
Сама ель всегда была символом Рождества. Это связывают с тем, что Ирод, согласно Евангелию, приказал убить всех младенцев, опасаясь за свое положение - волхвы возвещали о рождении «царь Иудейского» и Ирод считал младенца угрозой своему царствованию. Считается, что для спасения Иисуса, Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели. Иисус заметил ее, улыбнулся и протянул к ней руку. Декорации в виде ангелов и колокольчиков напоминают верующим о возвещении рождения Иисуса пастухам. Звон колокольчиков прославляет бога. Во многих странах на Рождество принято зажигать свечи, это символизирует «Божественное сияние радости Рождества», отмечает «Правмир».
В России укоренилась традиция делать Рождественский вертеп - пещеру Рождества, которую делают своими руками и устанавливают в храмах и в домах верующие. Историки считают, что до начала 1840-х годов обычая ставить рождественскую елку в России не было, исключением были лишь дворцовые елки, появившиеся раньше по инициативе великой княгини Александры Фёдоровны.
КОГДА РОДИЛСЯ ИИСУС ХРИСТОС?
В первом случае начало служения Иисуса приходится на 27, во втором — на 29 год. Далее в Евангелии Луки сказано, что «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати». Вероятно евангелист Лука считал началом правления Тиберия 765 год от основания Рима, так как иначе получается, что Христос родился после смерти Ирода Великого, а это уже противоречит Евангелию Матфея, вся вторая глава которого посвящена рассказу о событиях Рождества, связанных с Иродом Великим. Кроме того, из Евангелия Иоанна следует, что первое появление Иисуса с апостолами в Иерусалиме было незадолго до пасхи иудейской в 27 году.
Действительно, читаем Евангелие Иоанна о первых спорах с иудеями в храме: «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Ему иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? Храм был в основном перестроен Иродом Великим и освящен первосвященниками в 20 году до нашей эры, а затем постоянно достраивался и улучшался, — следовательно, 46 лет его строительства, — это 27 год нашей эры.
Все это я рассказываю для того читателя, который может спросить, — а чего же автор молчал в 1996 году? Как видите, не молчал. Ни тексты Нового Завета, ни апокрифы, ни устное предание не донесли до нас действительную дату и год рождения Иисуса Христа.
Дело в том, что по глубокой традиции, вероятно со времен Моисея, иудеи не праздновали дни рождения. Конечно, свой возраст знал каждый, но дни рождения не отмечали, а если бы даже и захотели, то не смогли бы это сделать из-за принятого также издавна солнечно-лунного календаря с плавающим началом года, определяющимся иногда даже не весенним новолунием, а днем, «когда ячмень заколосится». Говорят, что Омар Хайям, занимаясь иудейским календарем, воскликнул однажды, что евреи заслуживают проклятия хотя бы из-за одного своего календаря.
Празднование дня рождения было для ортодоксальных иудеев признаком язычества и могло практиковаться только в среде отступников от веры отцов в близких и дружественных Риму кругах. Так было и во времена тетрарха Ирода Великого, который тридцать четыре года правил Иудеей вплоть до своей смерти весной 4-го года до н. Если бы иудей тех времен захотел бы что-то сказать о дате своего рождения, то он смог сказать бы что-то вроде следующего: родился в последний день праздника Кущей, в 33-й год правления Ирода, или, скорее поскольку иудеи не любили Ирода , сказано было бы — в 15-й год Обновления Храма.
Евангелие Иоанна свидетельствует, что год освящения перестроенного Иродом иудейского храма в Иерусалиме 20-й год до н. Мы еще вернемся к этому, а пока напомним, как возникла «официальная» дата Рождества Христова, — ночь с 24 на 25 декабря 1-го года до н. До семидесятых годов I века н.
Но после Иудейской войны, полного разрушения Иерусалима и рассеяния около шести миллионов евреев, среди которых были уже и десятки тысяч христиан, по странам Средиземноморья начался значительный и постоянный рост христианских общин вне Иудеи за счет новообращенных «язычников», для которых этот вопрос был привычен. А принятый в правление Юлия Цезаря 1 января 46 года до н. В I—II вв.
Хотя для обращенных ко Христу язычников еще апостолом Петром были введены по откровению свыше значительные послабления, и затем апостольский Иерусалимский собор подтвердил его нововведения. Это было примерно в 50-м году н. Первая широко известная и принятая египетской Церковью в Александрии дата Рождества Христова была связана с древнеегипетским праздником возрождающегося Солнца — с зимним солнцестоянием.
Оно отмечалось в Египте в те времена 6 января по юлианскому календарю , хотя астрономически это было уже давно неточно. На самом деле зимнее солнцестояние следовало отмечать двумя неделями раньше. Однако и до сих пор некоторые христианские общины, ведущие начало от древнейшей Александрийской традиции, отмечают Рождество Христово 6 января.
Например, Армянская автокефальная церковь. Привязка даты Рождества Христова к солнечному календарю и зимнему солнцестоянию объясняется тем, что с древнейших времен все народы считали, что Солнце-Дух первенствует во Вселенной надо всем, и что именно со дня зимнего солнцестояния световой день начинает прибывать, — дух Вселенной возрождается, побеждает тьму в мире. Именно так обосновывали свое решение отцы Александрийской церкви.
Камиль Фламарион в своей «Истории неба»[62] писал по другому поводу, не в связи с рассматриваемым вопросом , что в древнеегипетской традиции Солнце весеннего равноденствия изображалось в образе юноши, летнее Солнце — в образе мужа с окладистой бородой, осеннее Солнце изображал старец, а Солнце зимнего солнцестояния изображалось в образе ребенка, младенца.
В иудейском мистицизме Ангел, а затем в христианской традиции Архангел Гавриил - это "Сила Божия", охранитель Рая и одновременно вестник будущего, который приходит к людям возвестить волю Божию. В пехлевийских комментариях к Авесте 2-я глава книги Бундахишн подробно описана авестийская иерархия Ангелов-Изэдов, помощников Творца мира Ахура-Мазды. Книга Бундахишн относится к третьему-четвертому векам нашей эры, однако она представляет собой комментарии к оставшимся после походов Александра Македонского текстам древней Авесты, - то, из чего черпали мудрость Востока и ессеи. Не будем здесь подробно рассказывать о зороастрийской иерархии Ангелов-Изэдов и зороастрийском календаре, - это предмет исследования специалистов, - приведем сразу результат: Архангел Гавриил по своим "полномочиям" и связям с "Небесным воинством" в христианской традиции он связан с Луной, символом зачатия и материнства , - этот Архангел связан зороастрийской традицией с Изэдами Хаурватом связан с Луной, зачатием и материнством и Тиштаром страж неба, предстоящий пред Творцом, вестник будущего и также связан с Луной. Естественно предположить, что Архангел явился с первым благовещением Захарии или в месяц Хаурват и в день Тиштара зороастрийского календаря, или в месяц Тиштара и в день Хаурвата. В первом случае, как показывают несложные подсчеты, благовещение Захарии приходится на 1 июня, во втором случае - на 24 июня. Вот как!
Это как раз рождество Иоанна Предтечи в западных церквях, какое совпадение! В зороастрийской традиции противостоящие в годовом цикле дни считаются связанными друг с другом, поэтому через полгода после благовещения Захарии тот же Архангел благовестил Марии. Соответственно, благовещение Марии могло произойти или 28 ноября, или 21 декабря. Отсчитывая от этих дат евангельские девять месяцев от благовещений до рождений получим следующие даты: Иоанн Предтеча мог родиться или около 3 марта, или около 26 марта, а Иисус Христос мог родиться или около 30 августа, или около 21 сентября. Интересно, что принятые по своему праву Церковью даты благовещений очень близки здесь датам рождений: католическое благовещение об Иоанне отмечается 23 сентября, благовещение об Иисусе - 25 марта. Однако все наоборот,- и в датах, и в именах, и в зачатиях, и в рождениях. Впрочем, мы еще увидим, что на самом деле принятые Церковью даты Рождества Христова, причем как 25 декабря, так и 7 января,- тоже в некотором смысле верны, - самым мистическим образом! Но об этом в конце.
Теперь вспомним, что ранее мы пришли к выводу о том, что действительное Рождество Христово было, видимо, в сентябре 5г. Следовательно, дата 21 сентября с некоторыми уточнениями получается именно 21 сентября вполне вписывается в общую хронологию Евангелий. В пятом году до новой эры день 21 сентября была суббота и в том году это был последний день иудейского праздника Кущей в память сорокалетнего скитания в пустыне и также праздник плодов земли. В зороастрийской традиции,- раз уж мы столько говорили о ней, - это первый день праздника Седе, праздника "мостов", соединяющих людей и все миры Вселенной. По юлианскому календарю, принятому тогда в Римской империи, это было 23 сентября. Получается, что Иисус Христос родился под зодиакальным знаком Девы. Между прочим, знак Девы изображается с хлебными колосьями в руках, и вообще традиционно связан с урожаем и с хлебом. А теперь вспомним, что Вифлеем, где родился Спаситель, и значит в переводе "Дом хлеба".
Остается добавить, что по древним верованиям многих народов выпечка хлебов отгоняет бесов. Итак, Иисус Христос родился в субботу 21 23 юлианского сентября 5г. Как известно, в иудаизме суббота - день отдыха, когда всякая работа запрещена. В зороастризме суббота - день полной свободы и личной ответственности человека за все деяния этого дня, день высшего творчества. Не потому ли столько евангельских эпизодов связано со спорами о субботе, не с этим ли связано и известное "не человек для субботы, а суббота для человека"? Теперь вспомним еще эпизод Евангелия Иоанна, который мы уже упоминали, эпизод спора в храме, в третий приход Спасителя в Иерусалим, в 29 году н. В конце спора с ортодоксальными иудеями Иисус Христос говорит: "Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел, и возрадовался". Не о Своем ли дне рождения говорил Иисус, - ведь именно в тот последний день праздника Кущей 29-го года Ему исполнялось тридцать три года!
Если предположить, что перед этим иудеи спросили Его, сколько лет Ему, что Он позволяет Себе так разговаривать со старейшинами, и Он ответил, что тридцать три, и сказал затем об Аврааме, то становится абсолютно понятными дальнейшие строки Евангелия Иоанна: "На это сказали Ему иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь". То есть, иудеи говорят Ему, что возраст Его меньше пятидесяти лет храма, а Спаситель отвечает, что Он предвечен и произносит "Я есмь", - тайное имя Творца, которое лишь раз в году и именно в этот последний день праздника Кущей! Как видим, установление действительной даты Рождества Христова помогает понять и не вполне ясные ранее строки Евангелий. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». Римские правители знали, что проведение переписи зимой было бы непрактично и непопулярно среди населения.
Как правило, переписи проводились после сбора урожая, в сентябре или октябре, когда они урожай уже собран, а погода еще была хорошей, и дороги были достаточно сухими. Для аграрного общества, осень после сбора урожая была гораздо более вероятным временем для переписи, чем декабрь, с его дождями, бурями и холодами. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения а всё множество народа молилось вне во время каждения, — тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн». Это было за шесть месяцев до того как Мария забеременела Иисусом.
Что же это за «порядок Авиевой чреды»»? Еще во времена царя Давида, священническое служение было разделено на 24 чреды, или «очереди» 1Chronicles 24:7-19. Чреды начинались в первый месяц 1Chronicles 27:2 , в марте или апреле нашего современного календаря, и, согласно талмудическим и кумранским источникам, сменялись каждую неделю, пока не добирались до конца шестого месяца, - затем цикл повторялся с сентября-октября , до конца года. Во время праздничных дней все священники являлись в храм для служения. Лука показывает нам, что служение Захария было не во время праздников, так как оно было в чреде Авия, который отвечает за храм, и Захария был выбран, чтобы представить предложение благовоний в порядке Авиевой чреды. Эта чреда была восьмая по порядку разделения, то есть он должен был служить почти через три месяца после начала цикла в марте-апреле. Это ставит зачатие Елизаветы в июне или, если это была вторая ежегодная очередь Захария, то в декабре. Библия не уточняет, в какую из двух своих чред служил Захария.
Так или иначе, спустя девять месяцев после июня или после декабря родился Иоанн Креститель. Это ставит его рождение в март или в сентябрь. Иисус родился спустя шесть месяцев после рождения Иоанна, - то есть Иисус родился или в сентябре или марте следующего года. Но где же чудо? Действительно, все, что мы рассказали до сих пор, - это исторические исследования, по возможности популярно изложенные выше и, надеемся, интересные для широкого читателя. Но если установленная дата Рождества Христова истина, то где же чудо, какое-нибудь чудо, - ведь не может же быть, чтобы эта дата не открывала какое-то чудо! Что же, есть и чудо... Если, пользуясь зороастрийскими правилами и ессейскими традициями построить гороскоп рождения Иисуса Христа на 21 сентября 5г.
Поясним здесь, что точка асцендента характеризует человека в социуме, в миру, среди других людей. Астрологи различают событийно-психологический асц. Плацида и духовно-психологи-ческий асц. Джамаспы , они несколько отличаются друг от друга в любом гороскопе. Они показывают личину, или маску, или лик, - у кого что, - человека земного, человека среди людей. Остается добавить, что в гороскопе Иоанна Предтечи на 26 марта 5г.
Ни само содержание переписей Августа, ни один из указанных годов этих переписей и близко не подходит к дате рождения Иисуса Христа. По указанию императора Августа переписи подлежали только те, кто имело римское гражданство, - был жителем Рима или выходцем из города Рима. Верховной знати покорённых народов римское гражданство предоставлялось в виде исключения, только решением Сената и за особо важные заслуги перед Римом. Незадолго до своей смерти император Август приказал на бронзовых пластинах описать из его собственных слов свои наиболее значительные дела. Пластины сохранились до наших дней. В надписях император, кроме всего прочего, и своими тремя переписями, согласно которым в начале его правлению во время первой переписи римскими гражданами было 4. Противоречивые сказания Евангелий о дате рождения Иисуса Христа вовсе не говорят, что такого как Иисус Христос вообще не существовало. Но об этом мы погорим в другой раз. Примечания: Мы не будем сейчас касаться проблемы исторического существования Иисуса Христа. Согласно библейским предписаниям левит мог приступить к священнической службе только после 30 и вести ее до 50-летнего возраста. Чисел, 4: 3, 23, 30, 35, 43; 8: 15; 1-ая Паралипоменон 23: 3. Перестройка Иерусалимского храма, которую начал Ирод Великий, завершилась только во второй половине 1-го столетия нашей эры. Вопреки трём другим евангелистом и вопреки церковной традиции Евангелие от Иоанна исходит из предпосылки, что Христу в момент смерти исполнилось ровно 49 лет и, что умер он на кресте не в день иудейской Пасхи, а накануне. Почему Иоанн придерживается этой концепции, - мы будем иметь возможность поговорить об этом отдельно. David Hughes. The star of Bethlehem. Star Wittness. Passenda, California, 1980 pp. Этосовпадение еще в 1605 году высчитал известный астроном Йоган Кеплер и решительно отстаивал рождение Иисуса Христа в 7 году до нашей эры. Наиболее полный материал о префекте СирииКвиринии и добросовестный, по нашему мнению, научный анализ его соотношения с сообщением Евангелия я от Луки излагается в книге известного о историка Эдвара Шурера E. New eddition. Edinburg, T. Clark, 1979, pp. Богословская версия этой же проблемы с допуском возможной ошибки евангелиста Луки изложена в книге J. The Gospel of Luke. New International Greek Testament. Grand Rapids: Eardmans, 1978, pp. Быстрый хостинг. Атеизм — это умение и желание относится к людям по-человечески — к очень разным: родным и близким, знакомым и незнакомым, великим и рядовым, верующим и неверующим… Но относится по-человечески не потому, что «так велел Бог», или «так Богу угодно», или так написано в Библии, в Коране или в Книге любого другого вероучения… А потому, что — это люди, которые окружают нас, живут рядом с нами, любят нас, не любят, равнодушны к нам, а иногда и ненавидят… Но — это люди… такие, какие они есть. И если человек умеет относиться к людям по-человечески без всякого Бога, то он и есть атеист.
Когда на самом деле родился Иисус Христос
Ровно тридцать лет ему быть не могло, иначе в таком случае Рождество Христово произошло бы после смерти Ирода. Если предположить, что на тот момент Христу было 32-35 лет, тогда его дата рождения колеблется между 7 и 4 годом до нашей эры. Еще одним вопросом, которым задаются ученые и историки, являются ясли, в которые Дева Мария положила Иисуса Христа. Из Евангелие известно, что после рождения Сына Божьего в пещере, Богородица укладывает младенца в деревянные ясли — дощечки от них до сих пор хранятся в римском храме Санта-Мария Маджоре. Однако историческую достоверность принадлежности этих дощечек именно к яслям Иисуса установить практически невозможно. По всей святой Вифлеемской земле расположено множество пещер, куда загоняли скот, а все ясли, расположенные там, сделаны из камня. О пещере, в которой рожден Иисус, тоже ходит много слухов и споров, ведь конкретное место определено, но не указано достоверно ни в одном из источников.
После многих недель бесплодных поисков в Иерусалиме они встретили Захарию, который убедил их в том, что предметом их поисков был Иисус, и направил их в Вифлеем, где они нашли младенца и оставили свои дары Марии, его земной матери. Во время их визита младенец был почти трех недель от роду. Замечательным астрономическим фактом является то, что аналогичное сближение произошло 29 сентября и 5 декабря того же года. Они провели в Александрии целых два года и вернулись в Вифлеем только после смерти Ирода. В августе 4 года до н. Иосиф и Мария покинули Александрию на корабле, принадлежавшем их другу Ездриону и направлявшемся в Иоппию. Они прибыли в этот порт в конце августа и сразу же направились в Вифлеем. В начале октября 4 года до н. И на четвертый день они благополучно добрались до места назначения. Иисусу было около трех лет и двух месяцев. Ранним утром 2 апреля 3 года до н. Ночью 11 июля 2 года до н. Мария формально передала Иисуса Иосифу для дальнейшего воспитания. В начале лета 1 года до н. В среду утром, 16 марта 1 года н. В течение трех лет он посещал начальную школу в назаретской синагоге. Этот год был годом интересных занятий в школе. Хотя Иисус не являлся необыкновенным учеником, он прилежно учился и входил в более сильную треть класса. Его третий брат, Симон, родился вечером в пятницу, 14 апреля 2 года н. Во второй половине июня Иисус, вместе со своим отцом, впервые поднялся на вершину горы Фавор. Стоял ясный день, и зрелище было великолепным. Девятилетнему мальчику действительно казалось, что он видит весь мир, кроме Индии, Африки и Рима. Вторая сестра Иисуса, Марфа, родилась вечером в четверг, 13 сентября. В мае этого года Иисус впервые участвовал в уборке зерновых на ферме своего дяди. Пятого июля, в первую субботу месяца, Иисус, гуляя в окрестностях с отцом, впервые высказал чувства и идеи, которые свидетельствовали о том, что он начинал осознавать необычный характер своей миссии. В августе он перешел в старшую школу при синагоге. В течение всего года мальчик продолжал совершать поездки вместе со своим отцом. Вечером в среду, 24 июня 5 года н. Примерно в середине мая Иосиф поехал вместе с Иисусом по делам в Скифополь — главный греческий город Декаполиса, древнееврейский город Беф-Сан. Со времени болезни матери — незадолго до того, как ему исполнилось одиннадцать лет, — он был вынужден взять на себя ответственность старшего сына, причем сделать это на один или два полных года раньше, чем это бремя должно было бы лечь на его плечи. К концу одиннадцатого года Иисус представлял собой сильного, хорошо развитого и довольно веселого подростка. Однако, начиная с этого года, его всё чаще посещали характерные периоды глубокой задумчивости и серьезных размышлений. Он много думал над тем, как исполнить обязательства по отношению к семье и одновременно следовать зову своей миссии в мире; он уже понял, что его миссия не ограничится воспитанием еврейского народа. Этот год в жизни Иисуса был полон событий. Он продолжал делать успехи в школе и неутомимо исследовал природу. Одновременно с этим он уделял всё больше внимания изучению методов, с помощью которых люди зарабатывали себе на жизнь. Он начал регулярно работать в столярной мастерской и получил разрешение распоряжаться собственным заработком, что было большой редкостью в еврейской семье. В этом году завершилось детство назаретского подростка и начался период возмужания; ломка голоса, а также другие особенности его разума и тела, свидетельствовали о приближении периода возмужания. В воскресенье вечером, 9 января 7 года н. Иуде не было и двух лет, а маленькая Руфь еще не родилась; поэтому через год, после трагической смерти его отца, на плечах Иисуса осталась большая семья малолетних детей. Примерно в середине февраля Иисус-человек обрел уверенность в том, что ему суждено выполнить на земле миссию, связанную с просвещением человека и раскрытием Бога. В первый день недели, 20 марта 7 года н. Это давало ему право посещать Пасху в Иерусалиме и поэтому в том же году он впервые присутствовал на праздновании Пасхи вместе со своими родителями. Тебе пора заняться делом своего Отца. В глубине души он был уверен в том, что зрелище жертвоприношений неугодно небесному Отцу, и с течением лет он всё больше укреплялся в решении ввести когда-нибудь бескровную Пасху. В среду на пасхальной неделе Иисусу позволили отправиться вместе с Лазарем на ночь в Вифанию. В тот вечер Лазарь, Марфа и Мария слушали, как Иисус говорил о вещах бренных и вечных, человеческих и божественных, и с тех пор все трое полюбили его, как родного брата. Наступил календарный год его четырнадцатилетия. Иисус стал хорошим изготовителем хомутов и успешно работал как с парусиной, так и с кожей. Он также быстро превращался в опытного столяра и краснодеревщика. В то лето он часто поднимался на вершину холма, находившегося к северо-западу от Назарета, чтобы предаться молитвам и размышлениям. Постепенно он начинал всё лучше осознавать характер своего посвящения на земле. СМЕРТЬ ИОСИФА Всё действительно шло хорошо вплоть до того рокового дня — вторника 25 сентября, когда гонец из Сепфориса принес в назаретскую семью трагическую весть: во время работы на строительстве резиденции для правителя Иосиф был тяжело ранен рухнувшим подъемником. Примерно в середине этого пятнадцатого года, Иисус вплотную взялся за ведение семейных дел. К концу года почти все их сбережения иссякли, и они были вынуждены отказаться от одного из назаретских домов, которым Иосиф владел на паях со своим соседом Иаковом. В среду вечером, 17 апреля 9 года н. После полудня в субботу Иисус вместе с Иаковом взобрались на вершину назаретского холма, а когда они вернулись домой, Иисус записал углем Десять Заповедей по-гречески на двух гладких дощечках. Воплощенный Сын прошел через младенчество и нормальное детство. Позади остались испытания и трудности переходного периода между детством и ранней зрелостью — он превратился в юного Иисуса. В этом году Иаков окончил школу и стал полноценным работником в домашней столярной мастерской. У него были хорошие руки, и теперь он взял на себя изготовление хомутов и плугов, а Иисус стал больше времени уделять отделке домов и тонкой столярной работе. В течение этого года они лишились всей своей собственности, за исключением дома и сада. В июле 12 года н. В сентябре Елисавета и Иоанн прибыли в гости к назаретской семье. К началу этого года Иисус снискал от матери полное признание своих методов воспитания детей — позитивного предписания творить добро вместо более старого еврейского метода, который выражался в запрещении творить зло. В этом году он заново приступил к задаче дальнейшего соединения смертной и божественной сущностей в простую и действенную человеческую индивидуальность. И он продолжал расти в нравственном статусе и духовном понимании. С достижением зрелости Иисус всерьез и с полным самосознанием приступил к завершению своей задачи — овладеть глубокими знаниями жизни низшего типа его разумных созданий. Именно благодаря данному опыту он приобретал окончательное и полное право безусловного владычества в созданной им вселенной. Он приступил к этой исполинской задаче, полностью осознавая свою двойную сущность. Однако он уже сумел успешно объединить две эти сущности в одну — Иисуса Назарянина.
С Пасхи начинался литургический год и приходился на первое весеннее полнолуние, обычно в конце марта - начале апреля. Если сложить девять месяцев беременности, получится конец декабря - начало января. Это будут месяцы дня рождения Иисуса. Год рождения Евангелие от Матфея Матфея 2,1 повествует нам о якобы резне младенцев Иродом Великим, совершенной в попытке подавить новорожденного Иисуса. Следовательно, Ирод должен был быть еще жив в тот год, когда Иисус родился историк Флавий Иосиф Ирод Великий умер после лунного затмения, видимого из Иерусалима. Следовательно, астрономия полезна для датировки его смерти и, следовательно, года рождения Иисуса.
Также нет никаких данных о том, что такое требование когда-либо существовало в Римской империи. Нелегко определить, когда именно родился Йешуа. Библия не указывает ни дня, ни даже сезона, что неудивительно, поскольку евреи и первые христиане обычно не отмечали даты рождения людей. На самом деле это было настолько неважно, что Евангелия от Марка и Иоанна вообще не затрагивают этот вопрос, и они просто начинают свои рассказы, когда Иисус уже был взрослым. По всей вероятности, ранняя Церковь установила день рождения Иисуса 25 декабря, потому что на тот момент это уже был традиционный праздник, к тому же символичный. В римском календаре 25 декабря был днем зимнего солнцестояния.
Иисус родился не 25 декабря, не в Вифлееме, и это не его настоящее имя
Сама эта беременность началась вскоре после того, как ангел возвестил ее мужу Захарии о грядущем рождении Иоанна от Луки 8:1-11 — и если предположить, что всё это произошло на День умилостивления, отмечавшийся в сентябре или октябре по нашему календарю, то мы прибавим к этой дате шесть и еще девять месяцев, и у нас как раз получится зимнее Рождество. Но, к сожалению, в тексте нет никаких прямых указаний, что ангел явился Захарии именно в этот день. Есть, наконец, и давнее предание о том, что Благовещение состоялось в тот же день еврейского календаря, что и Распятие а оно, как мы знаем, пришлось на ветхозаветную Пасху, праздновавшуюся примерно в апреле , и тогда у нас опять получается декабрь. Но и об этом совпадении ни слова не сказано в Евангелиях!
Всё это лишь догадки, и вполне возможно, что появились они уже после того, как Рождество стали праздновать в декабре, как раз для того, чтобы согласовать эту дату с прочими событиями евангельской истории. Год Рождества тоже не назван в Евангелиях. Точно датирован только год начала общественного служения Иисуса — это 15-й год правления императора Тиберия от Луки 3:1 , то есть 29-й г.
Но это нам ничуть не помогает, потому что на Свое общественное служение Иисус вышел примерно «лет тридцати» от Луки 3:23 ; во всяком случае, Ему еще явно не было пятидесяти от Иоанна 8:57. Слишком туманно… О годе Рождества Евангелия сообщают нам лишь то, что в Иудее тогда правил Ирод Великий Матфея 2:1, 16 , римским наместником в Сирии был Квириний, а император Август велел сделать перепись от Луки 2:1-2. Ясно, что произошло Рождество не позднее смерти Ирода 4 г.
Когда именно происходила та самая перепись, неизвестно — подобные события периодически случались. А вот Публий Сульпиций Квириний был назначен в провинцию Сирия в 6 или 7 г. Не обязательно.
Лука говорит о «первой переписи», а историки знают лишь об одной при Квиринии. Вполне вероятно, что Квириний и прежде исполнял некоторые правительственные поручения в Сирии и Иудее, и тогда как раз была проведена «первая перепись». Наши сведения о жизни глухой провинции Римской империи, какой тогда была Иудея, обрывочны.
Какие могут быть у нас косвенные данные, свидетельствующие о дате Рождества?
Христос начал Свое служение в то время, когда Иоанн Креститель уже находился в пустыне, а служение Иоанна началось «в пятнадцатый год правления императора Тиберия, когда Иудеей управлял Понтий Пилат и Ирод был тетрархом Галилеи, а его брат Филипп — тетрархом областей Итурея и Трахонитида — тетрархом Абилены, при первосвященнике Анне и Каиафе…» Луки 3:1-2. Единственный период времени, который соответствует всем этим фактам, — это 27-29 гг. Если Иисусу было «около тридцати лет» в 27-м году, то рождение между 6 и 4 гг. Более конкретно, Христу должно было быть около 32 лет в момент начала Его служения все еще подходит под описание «около тридцати лет». Как насчет дня рождения Христа? Традиция празднования 25 декабря была учреждена значительно позже новозаветного периода.
Христиане условились отмечать Рождество Иисуса в этот день, но точный день Его рождения неизвестен. Библейские и исторические сведения указывают только на приблизительный год рождения Иисуса.
Матфей записал очень много деталей, которые указывают на то, что волхвы пришли не на само Рождество. Библейская хронология дает нам примерный ответ! Они могут найти Его в городе Давидовом и в пеленах, лежащего в яслях. Обратите внимание на то, что пастухов вела НЕ звезда, им было сказано, как найти младенца. На тот момент были только пастухи! От Матфея 2:2 Волхвы просто увидели звезду её у себя на востоке, а не где-то в другой стороне света.
Три мудреца, как полагают, были персидскими мудрецами-звездочетами и такое длинное путешествие никогда не обходилось без сопровождение помощников. И всё же наивно предполагать, что количество даров соответствовало количеству волхвов. Скорее всего, группа «восточных гостей» была более многочисленной. Ведь долгое путешествие требовало и хорошей охраны, и солидного каравана. Пример Езд. На это событие никто не обратил внимания, так как волхвы еще не дошли до Иерусалима. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим.... Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
Как насчет дня рождения Христа? Традиция празднования 25 декабря была учреждена значительно позже новозаветного периода. Христиане условились отмечать Рождество Иисуса в этот день, но точный день Его рождения неизвестен. Библейские и исторические сведения указывают только на приблизительный год рождения Иисуса.
Он был рожден в Вифлееме Иудейском примерно в 6-5 годах до н. Марией, Его матерью. Его рождение навсегда изменило историю, как и жизни бесчисленного количества людей во всем мире.
Когда родился Иисус Христос? (часть 1)
Историческое происхождение даты Рождества Изначально днем рождения Иисуса Христа считалось 6 января. Установить точную дату рождения Иисуса Христа не представляется возможным. Многие считают, что Спаситель родился во время всеобщей переписи населения при императоре Октавиане Августе. 15 февраля в православных храмах является достаточно значимой датой. В этот день исполнилось ровно 40 дней со дня рождения Иисуса Христа. О том, в чем суть праздника и какова его история, узнала Общественная служба новостей. Согласно евангельскому повествованию, чтобы принять крещение Иисус Христос пришёл к Иоанну Крестителю в 30-летнем возрасте – значит, в 30 году от Рождества Христова (или нашей эры). Дата смерти Ирода Великого должна была наступить в 2–3 году нашей эры, что соответствует условному началу христианской эры, то есть дата рождения Иисуса должна была произойти в 1 году до нашей эры. Как так вышло, что одно и то же событие — рождение Иисуса Христа — отмечается в разные даты?
Ученые установили дату рождения Иисуса
К примеру, когда наступила смерть Ирода Великого и прошла коронация его сына Ирода Архелая, Иисусу должно было исполниться не больше двух лет. Происходили события в 4 году до н. Не исключено и что сын божий появился на свет даже раньше. Споры среди ученых вызывает Вифлеемская звезда. В последнее время мнения сходятся до двух основных вариантов. Под ней могла иметься в виду или комета Галлея, или достаточно редкое в астрономическом мире схождение Юпитера и Сатурна. За кометой древние жители Земли наблюдали в 5 году до н.
Тогда же происходит Крещение Господне , затем Христос начинает странствование по Иудее.
Что это за год, также было очень хорошо известно современникам, ведь о начале правления Тиберия знали все. При этом св. Лука отмечает, что Христос, выходя на служение был «лет тридцати», следовательно, возможно, родился за 15 лет до правления Тиберия, что соответствует 749 г. Но… лишь возможно. Многие толкователи обращают внимание на то, что 30 лет — символический возраст совершеннолетия у иудеев. С него мужчина мог читать Закон со время молитвенных собраний, проповедовать. Именно поэтому св.
Лука особо отмечает, что Иисус вышел на проповедь, имея на это право согласно традиции. Но того, что Ему было именно 30 лет, из текста Евангелия прямо вовсе не следует. А Писание приводит также другие свидетельства. А может, Иисус родился не декабре и не январе? Исторически это вполне возможно. Строго говоря, месяц Рождества Евангелистами вообще не указан. Однако декабрь или январь римского юлианского календаря во всяком случае соответствовали зимним месяцам календаря иудейского.
Палестинская зима — время проливных дождей, холода. На этом основании некоторые говорят, что, если бы Иисус родился в это время года, вряд ли об этом узнали бы пастухи, пасшие ночью стада — ведь ввиду плохой погоды скот старались больше держать по стойлам, тем более — по ночам. Поле пастушков. Монастырь Пастухов — мужской монастырь Иерусалимской православной церкви, находящийся в городе Бейт-Сахур на Западном берегу реки Иордан в 2 км от центра Вифлеема. Отсюда может следовать, что Рождество было не зимой, а в один из летних месяцев. Косвенные подтверждения такой датировкиисторического дня рождения Спасителя — а заодно некоторые данные о Его возрасте — находят, рассматривая тексты Писания, некоторые ученые. Иоанн Богослов.
Они — ответ Христу, не обинуясь, сказавшему слушавшим, что видел праотца Авраама. На что ему указывают: «Тебе нет еще пятидесяти лет — и ты видел Авраама? На них обращают внимание очень немногие толкователи, среди них св. Ириней Лионский, который был учеником свт. Поликарпа Смирнского. В свою очередь, этот святитель известен как духовный сын самого автора Евангелия, св. В сочинении «Против ересей» св.
Ириней пишет, что речь идет именно о том, что Христу «не было пятидесяти», как обычно говорят человеку старше 40 лет. Он вполне справедливо замечает: «А тому, кто тридцати лет, они сказали бы: Тебе нет еще сорока лет. Ибо те, которые желали выставить Его лжецом, конечно, не стали бы увеличивать Его лета…». Поликарпа: именно о таком возрасте Господа говорили многие «старцы… собиравшиеся в Азии около Иоанна, ученика Господня». Таким образом, если верить толкованию св. Иринея, Христос родился намного раньше, чем это следует из текстов свв. Матфея и Луки — до 744 г.
Иоанна есть еще один фрагмент, на который в конце XIX в. Это слова, сказанные ученикам, показывавшим Спасителю Иерусалимский храм: «Разрушьте храм сей, Я в три дня воздвигну его». Иоанн пишет: «На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» Ин. Обычно эти слова толкуются как пророчество Господа о Своем Воскресении. Однако, почему он отождествляет Свое Тело именно с Иерусалимским храмом? Беббер утверждает: не только потому, что это место присутствия Божия.
По его мнению: хорошо известно, что Первый храм был уничтожен Навуходоносором, а после возвращения иудеев из Вавилонского плена восстановлен; эти работы длились 50 лет, но св. Иоанн имеет ввиду не это восстановление; второй храм был сожжен во время завоевания Иудеи Иродом Великим; поставленный правителем от римской власти, он должен был подавлять сопротивление не желавших видеть его на правлении местных жителей; таким образом, захватил Иерусалим, поджег храм, хотя уничтожил его не полностью; став правителем, Ирод начал длительную реставрацию священного здания, чтобы не озлоблять подданных; основные работы были завершены менее, чем за 10 лет, но окончательная отделка продолжалась несколько десятилетий — почти до времен Христа; именно об этих 46 годах говорят иудеи Спасителю. Интересно, пишет И. Беббер, что оба сожжения храма пришлись на 10 число месяца ава, или 20-21 июля юлианского календаря, принятого Римской империей. Новое освящение храма после реставрации, по-видимому совпало с 30-летием воцарения Ирода, а еще иудейским праздником обновления. По подсчетам ученого, случилось это снова 10 ава 743 г. Центральным же событием освящения стала закладка Краеугольного камня, с которого, по иудейскому преданию, Бог начал сотворение мира.
Случайно ли Христос не раз говорит о Себе как о «краеугольном камне», который «отвергли зиждущии», но который «сделался главою угла»? Не идет ли речь о храме, который освящен ровно тогда, когда родился Спаситель? Если так, тогда 10 ава 21-22 июля , по Бебберу, день Благовещения, а Рождество Христово приходится на 744 г. Библеист обращает внимание также на другие совпадения, приводимые Евангелистами: св. Лука, рассказывая о единственном эпизоде детства Иисуса почему именно о нем? Иоанном история об исцелении расслабленного у Овчей купели, который болел 38 лет; по мнению Беббера, можно предположить, что упоминание Иоанном количества лет не случайно — не был ли больной во храме, когда туда принесли Новорожденного Богомладенца, не постигла ли его болезнь за некий грех неверия? А случайно ли св.
Иоанн упоминает, что по исцелении Христос встретил бывшего больного именно в храме может быть там, где совершился его грех, приведший к болезни , сказав ему: «Не греши больше»? Раскопки купальни Вифезда и ц. Фотография конца XX в. Наконец, ученый подробно рассматривает рассказы Евангелистов и нехристианских авторов о Распятии, особенное внимание обращая на то, что: разодралась завеса, скрывавшая Святое Святых; по Иосифу Флавию, утром двери храма нашли раскрытыми, хотя они были очень тяжелыми: чтобы открыть врата, нужны были 20 человек; в одной из проповедей Господь не случайно говорит о пророчестве Ионы , говоря, что Он — «больше Ионы»; здесь речь не только о тридневном пребывании пророка во чреве кита как прообразующем Воскресение Христово на третий день по погребении; ассоциация может быть более глубокой, сложной — ведь Иона проповедовал на улицах города Ниневии 40 дней, во воле Божией давая горожанам время покаяться; около 40 лет дал также Господь на покаяние иудеев — после чего, на 70 год по Его Рождении, храм был уничтожен. С гипотезой Беббера, которую некоторые современные библеисты признают убедительной, довольно интересной, можно спорить, не соглашаться. Возможно, даже нужно, ввиду некоторых допущений, которые могут показаться сильно расходящимися с принятой традицией понимания текста Евангелия — например, история о расслабленном в интерпретации Беббера во многом выглядит как домыслы. Но во всяком случае, никогда не мешает повнимательнее прочитать, обдумать слова Евангельского текста, которые действительно имеют глубокий смысл, хотя могут поставить под сомнение традиционное мнение о 30-летнем возрасте Христа при выходе на проповедь.
Если принять гипотезу Беббера, Христу могло быть и 38, а Его Рождество — прийтись не на 25 декабря, а на 21 июля. Таким образом, слова псалма «Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих» Пс. Поэтому выводы историки делают, по сути, сопоставляя тексты Евангелий свв. Матфея и Луки, а иногда — Иоанна, с другими источниками. При этом все Евангелисты хорошо знали: Пресвятую Богородицу; родственников Господа по плоти — например, двое сыновей прав. Симон принадлежал к числу семидесяти избранных учеников. Всем им, конечно, было памятно рождение Иисуса, включая дату.
Но именно она не попала на страницы Евангелия. Рождество Христово Когда же родился Иисус и почему Евангелисты молчат об исторической дате? Даже о годе, не говоря о месяце, о точном дне, когда произошло главное для истории человечества событие, они не говорят совсем ничего. Так, даже св. Лука, при написании своего Евангелия, по его же словам, «тщательно исследовавший» Лк. Почему же? Ответ мы находим в особенностях еврейской традиции, внутри которой зародилось христианство: ведь Сам Иисус не раз говорил, что «послан к погибшим овцам дома Израилева» Мф.
Иудеями ощущали себя также Апостолы — «Деяния» их не раз упоминают, что ученики Христовы часто посещали Иерусалимский храм не только для проповеди, но также для молитвы. А у правоверных иудеев вообще было не принято не то что отмечать — вообще как-либо фиксировать день появления человека на земле: во-первых, земная жизнь считалась юдолью скорби; именно иудеи крайне остро чувствовали потерю Рая, некогда пережитую первыми людьми, Адамом и Евой ; радоваться тому, что новый человек пришел на страдания, было бы странно; во-вторых, горький опыт скорбей, постигавших при отходе от Истинного Бога, научил иудеев устраняться от любых, даже, по-видимому, незначительных проявлений языческих традиций, включая принятые у не знающих Истинного Бога празднования дней рождения. Изгнание Адама и Евы из рая, Гюстав Доре Писание же упоминает о «дне рождения» лишь или как о принадлежности языческой традиции, или как об особом проявлении нечестия: 40 глава книги Бытия говорит о «дне рождения фараона» Египетского, когда он «сделал он пир для всех слуг своих» Быт. Матфей Мф. Иоанна Крестителя. Ну а текст св. Матфея, конечно, отражает точку зрения первых христиан на «дни рождения», как неуместные пиры с возлияниями, приличные неверующим, но не последователям Бога.
Впрочем, сами христиане из иудеев хорошо сознавали значимость Рождества Спасителя. Именно поэтому двое из четырех Евангелистов отступают от традиции вообще не уделять внимания рождению человека. Ведь они все же описывают Рождество, хотя без указания дат. Иоанн, проживший самую долгую жизнь, в своем Евангелии — возможно, только возможно! Не исключено, что он шел навстречу пожеланиям современных ему христиан, крайне желавших знать все подробности земной жизни Христа от Его уже последнего остававшегося в живых ученика. Когда же христианство начинает распространяться за пределы Иудеи, вопрос о точной дате начинает возникать все чаще. Ведь новокрещенные язычники привыкли к дням рождения, им так естественно доискиваться, когда, в какое время пришел в мир Тот, Кому они безоглядно поверили как Богу и Человеку.
Возможно, тогда конкретную дату еще даже помнили. Но вот «Апостол язычников», Павел, больше других учеников Христа потрудившийся именно среди не-иудеев, который «для всех сделался всем, чтобы спасти хотя бы некоторых» 1 Кор. Потому искать мелкие подробности Его жизни вроде даты рождения — не только неуместно, но неполезно, ибо подобные поиски привязывают христианина к земному. Итак, никаких прямых указаний на число, месяц, год Рождества Христова Писание не дает. Как же тогда возник «первый год» с датой 25 декабря? Споры вокруг точной даты рождения Иисуса Высчитывать «времена и сроки» представлялось нежелательным, но делать это христианским авторам… пришлось! Уже во времена св.
Павла христианство воспринималось как некое новшество. Например, греческие софисты из Афин говорили ему: «Можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши…» Деян. Так что апологеты христианства просто обязаны были доказать, что основы христианства куда древнее «эллинской мудрости» или мистических учений Востока. А значит — обратиться к хронологии. Христианские и нехристианские источники До появления летоисчисления, которому сейчас следует христианский мир, существовали десятки «эр», летоисчислений, когда годы отсчитывались: от основания Рима, столицы единственной тогда мировой державы; по правлениям царей, римских императоров; понятно, что у каждой страны летоисчисление в этом случае было разным; по времени общезначимых событий; долгое время таковыми, например, считались Олимпиады — особые празднования Олимпийским богам; они проходили каждые четыре года в Греции; но после того, как Греция была завоевана римлянами, став частью империи, ее религиозные традиции распространились по территории самой большой державы мира; поэтому стала возможна датировка событий по времени проведения Олимпиад. С этими хронологиями христиане первоначально соотносили события ветхозаветной истории, доказывая древнейшее происхождение своего учения.
Например, христианский богослов конца II в. Феофил из Антиохии пишет, что Исход евреев из Египта случился примерно за 1000 лет до легендарной Троянской войны, а Соломонов храм в Иерусалиме появился более чем за 130 лет до строительства Карфагена. Таким образом, получается, что основатели иудейской религии жили за много столетий до самого возникновения греческой, и, тем более — римской, более поздней цивилизации. Секст Юлий Африкан впервые создает систематизированную хронологию, где соотносит события, описываемые Библией, с датами правления царей, греческими Олимпиадами, получая связную, логично выстроенную хронологию мира. А другой апологет, Тертуллиан, математически доказывает уже иудеям, что Рождение Христа случилось на 62 седмине, предсказанной пророком Даниилом, во время правления императора Августа, тогда как разрушение Второго Иерусалимского храма завершает обозначенные Даниилом 490 лет. Однако христианские апологеты первых веков, составляя хронологию, дате Рождества внимания не уделяют, так как их цель — доказать древность истоков христианства. Но этого не всегда было достаточно.
Скоро встает вопрос не только о древности христианства, но также о конкретных датах начала его истории. Читайте также: Кратчайшая история христианства Какие существуют гипотезы и на чем они основаны Еще одними противникам христиан того времени были иудеи, не признававшие Божественности Христа, Его Мессианства. Именно во время полемики с ними впервые появляются более или менее точные указания на век, когда Родился Христос, а также год, соответствующий концу «семидесяти седмин» прор. Основными проблемами определения точного времени рождения Спасителя для христиан стали: различные переводы Библии, имевшие, как оказалось несколько разные указания дат; так, хронологические данные иудейской Библии и переведенной на латынь св. Иеронимом Стридонтским Вульгаты отличались от греческого перевода 70 толковников с него позже будет сделан перевод на славянский язык ; Так, например, дата сотворения мира, полученная путем сложения лет жизни первых людей, затем множества их потомков, о которых говорит Библия, разнится более чем на 1000 лет в текстах Библий латинской Вульгата и греческой перевод 70 толковников, именуемый Септуагинтой. По хронологии Вульгаты «AnnoMundi» от создания мира до Рождества Христова прошло не 5500, как по Септуагинте, а, по разным подсчетам, от 3952 до 4713 лет. Васнецов В.
Рождество Христово.
И хотя авторы письменных свидетельств все как один были негативно настроены к Ироду Великому, описывают много его настоящих и вымышленных пороков, ни один из них ни словом, ни намёков не вспоминает об избиение младенцев в Вифлееме. Ирод умер в 750 году от основания Рима что соответствует 4 году до нашей эры , в городе Иерихоне, после лунного затмения, которое тогда случилось с 12 на 13 марта, и перед иудейской Пасхою, что отмечалась тогда 12 апреля. А поскольку Ирод, как сообщает Евангелие от Матфея, приказал убивать детей от двух лет и ниже, то дату рождения Иисуса Христа надо разместить самое позже между 6 и 4 годом до нашей эры. Адвентисты, которые в подсчётах даты. Второго пришествия Христа и конца мира опираются на пророчества Даниила о семидесяти седминах 9: 24-27 , что за их трактовкам равняются 490 годам, приходят к выводу, что Христос родился в 2 году до нашей эры. При этом они ссылаются на десяток видных деятелей христианской церкви 2 - 4 столетия. Правда, и в евангелиях, и в творчестве церковных деятелей 2-5 веков можно вычитать и другие даты рождения Иисуса Христа. Так, как мы уже указывали выше, иерархи Александрийской церкви почти единогласно признавали рождение Иисуса Христа в 754 году от основания Рима, то есть в 1 году нашей эры. Однако Клиент Александрийский свидетельствовал, что Иисус родился 18 ноября 3 года до нашей эры.
С этой точки зрения стоит обратить внимание также на сообщение евангелиста Иоанна о разговоре Иисуса Христа в Иерусалимском храме с иудеями в начале своей проповеднической деятельности. При этом иудеи говорят, что храм строится уже 46 лет 2:20. Известно, что Ирод Великий приступил к перестройке Иерусалимского храма 1-го Нисана за еврейским месячным календарем 732 года от основания Рима. Но Евангелие от Иоанна придерживается совершенно другой даты и совершенно другого возраста Христа на момент Его смерти. Так, в разговоре с иудеями Иисус Христос заявляет, что он виделся и праотцем евреев Авраамом, на что его собеседники возражают: "Тебе нет ещё и пятидесяти лет, - а ты говоришь, что видел Авраама? Отсюда можно сделать вывод, что Иисусу Христу на виды было меньше 50 лет. Видный церковный деятель 3 столетия Ори ген пишет: "Евангелисты Матфей, Марк и Лука утверждают, что Иисусу Христу во время его проповеднической деятельности было лет около 30. Но как можно о человеке, которому всего около 30 лет, говорить, что ему "ещё нет и пятидесяти лет". Несомненно, что такое можно говорить о человеке, которому определённо больше 40 лет. Итак, на основании евангельских рассказов определит возраст и год рождения Иисуса Христа решительно невозможно.
В тоже время совершенно очевидно, что предложенный Дионисием Малым год рождения Иисуса Христа не соответствует ни одному сообщения хотя бы одного Евангелия. Ряд ученых предлагают определить год рождения Иисуса Христа по появлению на небе Вифлеемской звезды. Астрономы высказывают предположения, что за Вифлеемскую звезду современники рождения Иисуса Христа люди могли воспринять совпадение на небесной сфере размещения нескольких планет, комету или... Что говорить о людях того времени, если наши современники и в наши дни приняли было в феврале 1999 года совпадение на небе планеты Венеры и Юпитера за корабль внеземных цивилизаций и даже усматривали на нём два отсека, делились своими наблюдениями по радио и телевидению! Современные богословы не допускают того, чтобы восточные вероятнее всего - персидские волхвы-мудрецы могли вот так просто принять совпадение планет за какое-то чудо или предзнаменование. Ещё более невероятно, чтобы астрономические небесные светила по-евангельски шли впереди мудрецов, показывая им верную дорогу, или остановиться над домом, в котором пребывал Иисус Христос Матфея, 2: 9. Высказывается предположение, что Вифлеемской звездой могла быть комета Галлея, которая видимо появилась на небесной сфере в 12 году до нашей эры, а потом приходит к нам нас через каждые 76 лет. Но и это предположение неприменимо к установлению даты рождение Иисуса Христа. Далее читаем, что перепись требовала от каждого идти записываться в тот город, где жили когда-то его родители. Названный отец Иисуса, будто бы, вынужден был идти у Вифлеем, где 1020 лет тому назад родился его далекий предок - пастух Давид, ставший впоследствии царём Израильским 2: 3-4.
При выяснении даты рождения Иисуса Христа богословы стараются обойти это "историческое" сообщение евангелиста Луки.
О планах царя Ирода Святое Семейство предупредил Ангел. Его праздновали всей семьей — накрывали на стол, пекли пироги и открывали двери своего дома для гостей. К этому светлому дню готовились заранее: наводили порядок в избах, топили баню и готовили новую одежду. В Сочельник было принято колядовать. Дети наряжались в костюмы ангелов, пастухов или животных и ходили из дома в дом. Ряженые пели рождественские песни — колядки — и просили у радушных хозяев угощения и подарков. Также в Рождество каждый верующий считал за честь накормить и приветить одинокого путника или подать милостыню нищему. На Рождество девушки, по традиции, гадали на любовь, урожай, детей и семью. Для "магических" ритуалов чаще всего использовали зеркала, кольца, иголки, башмаки и воск.
Хотя отметим, что любые "магические" ритуалы и гадания в православии считаются грехом. Это дерево имеет большое значение в христианской традиции. По преданию, когда царь Ирод приказал убить всех младенцев, Дева Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру, где родился Иисус, ветками ели. А в Европе существует легенда о том, что, когда деревья приносили Спасителю в дар свои плоды, ели было нечего предложить. Она стояла у подножья пещеры, не решаясь приблизиться. И тогда Младенец сам протянул к ней руку. Еще одним важным символом Рождества считается Вифлеемская звезда. Она взошла на небо, чтобы возвестить миру о рождении Спасителя. Лучи этой яркой звезды указали путь к пещере волхвам. С тех пор Вифлеемская звезда изображается на многих иконах, а в домах ей украшают верхушку рождественской ели.
На Руси символами Рождества также были сочиво и кутья — блюда из пропаренных злаков с медом. Без них рождественский стол в то время был немыслим. Традиции Рождества: как отмечать светлый праздник Окончание поста Перед праздником Рождества верующие соблюдают строгий пост , который продолжается 40 дней. В Сочельник 6 января принято готовить сочиво из риса или вареной пшеницы с медом. По традиции, в этот день православные не едят до первой звезды. Богослужения Празднование Рождества Христова совершается в ночь на 7 января. Ровно в полночь в храмах начинается богослужение. Около храмов и церквей устанавливаются рождественские вертепы с фигурками Святого Семейства, а также ангелов, волхвов и животных. В этот день читается молитва "Царю Небесный".
Астрономы заявляют, что Иисус Христос родился 17 июня
Христос родился во втором году до нашей эры. Когда же родился Иисус и есть ли в Писании подтверждение конкретной даты?P.S. Присылайте ваш. Младенец Иисус родился совсем не во дворце, его почтили вовсе не придворные летописцы, и величие этого события ничуть не похоже на то, что принято считать великим в этом мире. Священный праздник Пасха появился еще до рождения Иисуса Христа. Его отмечали в честь освобождения еврейского народа из египетского рабства. 1965 — день рождения памперсов — в США запатентованы подгузники «Памперс». Почему Иисус не праздновал день рождения?
Биография Иисуса Христа
- КОГДА РОДИЛСЯ ИИСУС ХРИСТОС?. Мистические ритмы истории России
- Когда родился Христос? | Правмир
- Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
- Когда родился Иисус Христос? (Борис Романов) / Проза.ру
- Иисус Христос