Новости эпопея челюскина год

85 лет назад, 13 апреля 1934 года, завершилась операция по спасению членов экипажа парохода «Челюскин», затонувшего к северу от Берингова пролива. 15 лет назад в сентябре 1989 года затонувший "Челюскин" нашел Сергей Мельникофф на гидрографическом судне "Дмитрий Лаптев".

День в истории: Как спасали челюскинцев

13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Однако судьба «Челюскина» оказалась короткой: 13 февраля 1934 года в водах Чукотского моря, сжатый льдами, он пошёл ко дну. 20 мая 1742 года штурман Семен Челюскин достиг северной оконечности полуострова Таймыр и открыл мыс, сто лет спустя получивший его имя. Смотрите видео онлайн «Спасение челюскинцев: подвиг во льдах» на канале «РИА Новости» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 13 апреля 2023 года в 12:53, длительностью 00:01:57, на видеохостинге RUTUBE. В 2020 году с помощью глубоководных аппаратов удалось провести трёхмерную съёмку корпуса затонувшего «Челюскина».

Героическая эпопея «Челюскина»

Однако пока жизнь за вычетом скуки была сносной: еды и топлива хватало люди даже прибавляли в весе , экипаж развлекал сам себя охотой, образовательными кружками, покером, байками и тому подобным. Звездой этих выступлений был сам Шмидт, рассказывавший благодарным слушателям обо всем на свете — от историй своих путешествий по Памиру до теорий Фрейда. Имелся и свой самодеятельный джаз-оркестр: позднее люди вспоминали, что фокстрот в валенках выглядел довольно забавно. Фото: Wikimedia Но эта идиллия прервалась самым драматическим образом 13 февраля 1934 года. На «Челюскин» потащило гигантский ледяной вал. Восьмиметровая ледяная скала неслась прямо на пароход. Шмидт и Воронин тут же организовали эвакуацию. Дело шло организованно, но остановить несущуюся глыбу было вне человеческих сил. Ледяное поле разломило левый борт — сначала надводную часть у носового трюма, а затем и подводную. Машинное отделение затопило.

Однако еще некоторое время у команды имелось. Экипаж быстро выносил все необходимое. Поэтому в 15:50, когда корабль начал разваливаться и уходить под лед, все было уже сделано. Почти все. Завхозу Борису Могилевичу не повезло: он поскользнулся, а затем его ударило и бросило на палубу сорвавшейся металлической бочкой с топливом. Он погиб и навсегда остался на уходящем под воду корабле. Подмога пришла, подкрепленье прислали Поскольку эвакуация была отлично организована и хладнокровно проведена, вынести удалось практически все имущество. Вдобавок на остров Врангеля ехали и не доехали стройматериалы и строители, поэтому теперь на льду возводили барак, камбуз, сигнальную вышку, деревянные каркасы и основания для палаток. Сами палатки обивались изнутри, в них стелили полы.

Отдельно долбили ледяные пещеры для продуктов. Короче говоря, это была «пятизвездочная» катастрофа — со всеми удобствами. Понятно, что 40 градусов мороза — это 40 градусов мороза, но вот угроза немедленной гибели перед полярниками не стояла. Радист Кренкель восстанавливал связь и быстро соорудил полноценный радиоузел. Первым, что ему удалось поймать, был веселенький фокстрот, но главное — связь была. Все команды выполнялись с точностью швейцарского хронометра. Продовольствия хватало, причем не только консервов — имелись и шоколад, и сгущенное молоко, и какао, и свежее мясо. Сладкое выдавали только женщинам, детям и больным. Все личные запасы подлежали сдаче — исключений не делалось ни для кого, включая Шмидта.

Фото: фотохроника ТАСС Сам руководитель экспедиции опасался за собственную судьбу: потеря корабля могла стоить дорого лично ему. Однако с земли отчеканили: «С восхищением следим за вашей героической борьбой». Шмидт обрисовал ситуацию четко — без легкомыслия и паники. В это время на земле уже создавали спецкомиссию под руководством Валериана Куйбышева. Задача перед спасателями стояла, мягко говоря, не самая простая. Да, несколько лет назад ледоколы блестяще выручили команду дирижабля «Италия», выброшенную на лед. Но тогда и спасать требовалось меньше людей, и погода была лучше, и края более освоенные. Между тем Шмидт и Воронин решили, что везет тем, кто везет, и начали сами готовить «инфраструктуру» для своего спасения. Арктические льды штука сложная — кругом нагромождения льдин, льдины, стоящие ребром, трещины.

Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации. Следующий рейс был совершён только 7 апреля. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года.

Всего лётчики совершили 23 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем , находящееся в 140—160 км от места ледовой стоянки. Лётчик Михаил Бабушкин и бортмеханик Георгий Валавин 2 апреля самостоятельно прилетели со льдины в Ванкарем на самолёте-амфибии Ш-2 , служившем «Челюскину» для ледовой разведки см. Записки лётчика М.

Бабушкина, 1941. Были спасены все 104 человека, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы [11]. В последние дни пребывания на льдине Шмидт тяжело заболел и по решению правительственной комиссии 11 апреля был переправлен в больницу в городе Ном на Аляске.

Чествования[ править править код ] С Чукотки бухта Провидения , 21 мая 1934 года на пароходах «Смоленск» и «Сталинград» челюскинцы отправились на Камчатку 28 мая , далее, во Владивосток 7—9 июня , а оттуда, на специальном литерном поезде специальный пассажирский состав из купейных вагонов и вагонов повышенной комфортности в Хабаровск 10 июня и до Москвы [12]. Затем, 24 июня, челюскинцев встречал Ленинград. Впоследствии, в 1939 году им вручили вновь учреждённый знак особого отличия Героев Советского Союза — медаль «Золотая Звезда».

В тот момент на борту оставалось 104 человека, в том числе родившаяся во время похода Карина Васильева. В ее паспорте указано в качестве места рождения Карское море. Спасаться пришлось прямо на дрейфующей льдине, где разбили лагерь. Стелили какие-то фанеры, мешки всякие, теплые вещи. Мама говорит отцу, что что-то под нами трещит. Нет, что-то ничего не трещит, всё нормально.

Правительство СССР принимает решение — спасти людей любой ценой, даже с максимальным риском для самих спасателей! Нет у советов самолетов, летчиков и вообще таких смелых и отважных, кто бы решил лететь «не зная куда» и пытаться искать людей в Арктике…» Ситуация сложилась критическая… На льдине экипаж «Челюскина» организовал так называемый «лагерь Шмидта», выгрузили, что смогли, на льдину. Начался двух месячный дрейф ледового лагеря. Шмидт, будучи высокообразованным человеком, понимал, что в критических ситуациях нервы людей могут не выдержать, всех нужно мобилизовать и занять полезным для их же судьбы делом — строились аэродромы, читались лекции по наукам, проводились партсобрания и т. Все стойко преодолевали трудности и испытания, давая понять, что они верят в спасение - начали строить посадочную полосу для самолетов. И помощь пришла! Правительство сформировало «Комиссию» по спасению «челюкинцев» — руководитель В. Страна обратилась к летчикам, и летчики приняли вызов Арктики! Стали поступать обращения полярных летчиков и других отважных пилотов со всей страны! Так получилось, что ближе всех к месту трагедии оказался экипаж А. Погода не позволяла наладить методические поиски — пурга, на упряжках с собаками ездить опасно, не то, чтобы — летать! И все же Ляпидевский сделал 29 вылетов! А 5 марта 1934 г. Потом за Ляпидевским последовали и другие полярные летчики — Н.

Челюскинская эпопея: подвиг, который нельзя отменить

Он продолжался пять месяцев, и поначалу казалось, что цель будет достигнута: «Челюскин» медленно смещался к Берингову проливу, и 4 ноября его достиг. На горизонте под лучами солнца переливалось свободное ото льда море… Однако вскоре судно было увлечено течением на северо-запад. Дрейф продолжился, а 13 февраля 1934 года корпус «Челюскина» был раздавлен льдами и корабль пошёл ко дну. Впрочем, к такому исходу экипаж был готов, и на лёд смогли быстро выгрузить припасы, а также доски и кирпичи для строительства бараков. При высадке погиб завхоз Могилевич, которого раздавил сместившийся со своего места ящик с грузом. Остальные члены экспедиции благополучно сошли на лёд и приступили к строительству жилища. Благодаря работавшей радиостанции удалось передать информацию о случившемся на большую землю. Специально образованная в Москве комиссия Совнаркома приняла решение организовать эвакуацию «челюскинцев» с помощью авиации.

Но из-за сложных погодных условий первых людей удалось снять со льдины только 5 марта. Примечательно, что его экипаж выполнил 28 вылетов в поисках терпящих бедствие членов экспедиции. Но лишь в ходе 29-го рейса льдину с ними удалось обнаружить. Дрейф продолжился, а 13 февраля 1934 года корпус «Челюскина» был раздавлен льдами и корабль пошёл ко дну Сев на площадке размером всего 150 на 400 метров, в сорокаградусный мороз, самолёт взял на борт десять женщин и двоих детей. Возвращаясь за остальными, авиаторы снова смогли удачно посалить крылатую машину, но при взлёте у неё отказал двигатель. Ляпидевский и члены его экипажа присоединились к «челюскинцам»… Спасение пришло только 7 апреля.

В плане Наркомвода на 1933 год экспедиция из Ленинграда во Владивосток не значилась. Профессор Отто Шмидт пытался доказать необходимость сквозного прохода по Северному морскому пути. Через два месяца корабль был готов, он назывался «Лена», а затем переименован в «Челюскин».

Пароход был построен по заказу советского правительства в Дании. Это был сухогруз для речных и морских перевозок. Более того судно не совершило ни одного испытательного плавания. Капитаном парохода «Челюскин» был назначен Владимир Воронин — капитан дальнего плавания с большим опытом. Прибыв в порт приписки 11 июля 1933 года, Воронин осмотрел судно. То, что увидел капитан, сильно расстроило его: «…Набор корпуса слаб. Ширина ледокола «Челюскин» большая. Скуловая часть будет сильно подвергаться ударам, что скажется на прочности корпуса. Он был не первым кого насторожил пароход.

Оказывается, что судно не было принято комиссией Наркомвода. Позже предпочли забыть еще об одном факте. Когда «Челюскин» строился в Дании, за всем процессом наблюдал Петр Визайс, который и пошел на этот пароход капитаном, а Владимир Воронин согласился идти в Арктику только пассажиром. В Ленинградском порту пароход явно перегрузили. Часть экспедиции составляли геодезисты, которые ехали на остров Врангеля на зимовку и большинство груза, включая бревна для постройки домов «Челюскин» вез для них. Предполагалось, что корабль будет сопровождать ледокол «Красин», а ледорез «Федор Липке» встретит «Челюскин» в Чукотском море и поведет дальше. Для них «Челюскин» тоже вез 3000 тонн угля. Кроме того на пароход погрузили 500 тонн пресной воды, коров и свиней, в результате судно на 80 см ушло ниже ватерлинии. Об этом знал Отто Шмидт, но освоение Арктики имело большое значение.

Ленинградцы провожали в плавание чудо датского кораблестроения. Контингент на «Челюскин» подобрался интернациональный и разношерстный. Костяк составлял сплоченный коллектив сибиряковцев — кинооператоры, журналисты, художники, плотники. Также на «Челюскине» было и несколько женщин. Члены экспедиции знали, что отправляются в нетуристический морской круиз. Как только вышли из порта, у судна сразу же обнаружилась неполадка — перегрелись подшипники.

Ордена Ленина получили все бортмеханики самолётов, в том числе двое американцев, помогавшие Слепнёву и Леваневскому.

Гигантский памятник челюскинцам в Москве так и не построили, но и без этого участники экспедиции и их спасители стали героями официальных легенд, прославлявших коммунистический строй. В постсоветское время большинство подобных легенд подверглось ревизии. Не стала исключением и история челюскинцев. Некий Эдуард Белимов в начала 2000-х опубликовал сенсационную историю, согласно которой из Мурманска к Берингову проливу отправился не один пароход, а два. Позади «Челюскина» шёл корабль «Пижма», перевозивший в трюме две тысячи заключённых для работы на чукотских оловянных рудниках. Нескольким из них удалось спастись, добраться до радиостанции и передать сигнал S. Его услышали американцы и спасли недоутопленных каторжников.

Несмотря на все признаки художественной литературы, вроде развёрнутых диалогов Сталина со своими приближёнными, явную путаницу с датами и фактами, некоторые приняли историю Белимова за чистую монету. До сих пор в Интернете всплывают рассуждения о том, что челюскинцев спасли ценой жизни несчастных каторжников. Ещё в советское время неоднократно предпринимались попытки отыскать на океанском дне останки раздавленного льдами «Челюскина». В течение 70 лет они не приносили результата. Это позволяло сторонникам версии о взорванной «Пижме» утверждать, что точные координаты гибели «Челюскина» были специально сфальсифицированы участниками ледовой казни заключённых. В 2007 году очередной поисковой экспедиции удалось поднять со дна металлические фрагменты какого-то парохода. Их отправили в Копенгаген, и на верфи, где в начале 1930-х годов строился «Челюскин», узнали свою работу.

Таким образом, конспирологи были в очередной раз посрамлены. Оказалось, что затонувший пароход так долго не могли найти из-за мощного подводного течения, поднимавшего со дна муть. В 2020 году с помощью глубоководных аппаратов удалось провести трёхмерную съёмку корпуса затонувшего «Челюскина». Возможно, в недалёком будущем легендарный пароход будет поднят со дна Северного Ледовитого океана. Сафонов С. Спасение челюскинцев: Как погиб пароход и выжили люди во льдах Арктики. Паулсен, М.

Изображение анонса и лида: «Челюскин» во льдах фото П. Источник: Wikimedia Commons Лучшее за.

Остальную авиацию для эвакуации челюскинцев пришлось доставлять пароходами до Камчатки, а затем перегонять своим ходом к месту аварии.

Еще троих летчиков Леваневского, Слепнева и Ушакова отправили из Москвы через Европу, Атлантику и Аляску, где их ждали закупленные у США два американских самолета «Флейстер» впоследствии этот факт советская пресса не афишировала. Один из этих самолетов его пилотировал Сигизмунд Леваневский в лагерь Шмидта так и не долетел, потерпев аварию в нескольких десятках километров от него. Только в начале апреля в течение недели наши лётчики начали полномасштабную спасательную операцию - на 4 советских, 1 немецкой и 1 американской машинах они вывезли в чукотское становище Ванкарем остальных 90 челюскинцев ещё двое зимовщиков сами вылетели на Большую Землю на имевшемся на пароходе лёгком самолете-амфибии Ш-2.

В общей сложности авиаторы совершили 22 рейса до места ледовой стоянки в 130 километрах от Ванкарема и назад. Еще один рейс пришлось выполнить за 600 километров в город Ном на Аляске, куда в местный госпиталь был срочно доставлен заболевший руководитель экспедиции Отто Шмидт. Фото: vk.

Более ста челюскинцев получили ордена «Красной звезды» и «Трудового красного знамени».

Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине

13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Ровно 90 лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул пароход «Челюскин». 13 февраля 2012 года исполнится 78 лет с момента, когда мир облетит весть о страшном кораблекрушении парохода «Челюскин», который позже назовут советским Титаником. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия "Челюскин" был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов.

История спасения «Челюскина»

Экспедиция на пароходе «Челюскин» должна была повторить сквозной проход архангельского ледокольного парохода «Александр Сибиряков» по Северному морскому пути за одну навигацию. 80 лет отделяют нас от челюскинской эпопеи. 2 августа 1933 года "Челюскин" покинул Мурманск и вышел на Владивосток. Смотрите видео онлайн «Спасение челюскинцев: подвиг во льдах» на канале «РИА Новости» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 13 апреля 2023 года в 12:53, длительностью 00:01:57, на видеохостинге RUTUBE.

Новости дня

  • Наперегонки со льдами: как советские лётчики предотвратили гибель челюскинцев
  • О челюскинской эпопее накануне юбилея подвига! * Комитет Челюскинцы
  • Читайте также:
  • 90-летия окончания «челюскинской эпопеи» отметят в 2024 году

Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей?

Они поставили своеобразный рекорд, сумев эвакуировать из лагеря челюскинцев наибольшее число зимовщиков. Николай Каманин на своем самолете за девять рейсов вывез 34 человека, а его подчиненный Василий Молоков за восемь полетов — 39! Правда, чтобы добиться таких результатов, пилотам пришлось идти на крайние меры: сначала они сажали по три-четыре человека в штурманские кабины, а потом приспособили для перевозки людей подкрылевые парашютные ящики из фанеры. Самолет-разведчик Р-5 на ледяном аэродроме возле лагеря челюскинцев, Чукотское море, апрель 1934 года Источник: news. А 12 апреля им на помощь пришли еще два пилота — Михаил Водопьянов на самолете Р-5 и Иван Доронин на многоместном самолете ПС-4, который представлял собой советскую реплику немецкой машины Юнкерс W-33 постройки Иркутских ремонтных мастерских «Добролета». Они преодолели расстояние в 5850 км, отделяющие Хабаровск от Анадыря, за восемнадцать дней, а потом еще несколько суток пережидали пургу, прежде чем долететь до Ванкарема. В итоге 11 апреля оба пилота добрались до базы спасательной экспедиции и на следующий день полетели в лагерь челюскинцев. Михаил Водопьянов успел совершить три рейса и эвакуировать десять человек, а Иван Доронин, самолет которого подломил шасси при посадке на льдине, — только двоих за один рейс. Ровно через два месяца после катастрофы «Челюскина», 13 апреля 1934 года на трех самолетах Р-5, которые пилотировали Николай Каманин, Василий Молоков и Михаил Водопьянов, из лагеря челюскинцев эвакуировали последних шестерых зимовщиков. В их числе были Алексей Бобров — помощник начальника экспедиции Отто Шмидта, исполнявший его обязанности после эвакуации шефа, капитан парохода Владимир Воронин и радист Эрнст Кренкель. На этом операция по спасению челюскинцев была завершена.

В общей сложности к ней были привлечены 17 самолетов и почти три десятка летчиков, из которых шестеро занимались непосредственно вывозом людей со льдины, а остальные перегоняли самолеты и переправляли людей из Ванкарема и Уэллена дальше на юг. Семеро пилотов получили первые в истории СССР звания Героя Советского Союза, а остальные были награждены орденами Ленина и Красной Звезды — так же, как и все челюскинцы, кроме двух маленьких детей. В таких парашютных чехлах вывозили людей на своих самолетах Р-5 летчики Николай Каманин и Василий Молоков. Лагерь челюскинцев, Чукотское море, апрель 1934 года Источник: loc.

На судно под командованием капитана В. Воронина и начальника экспедиции О. Шмидта возлагалась ответственная задача — отработать схему доставки грузов по Северному морскому пути за одну летнюю навигацию.

Пароход, на трудных участках сопровождаемый ледоколами, дошёл до Берингова пролива, но ледяная обстановка не позволила выйти на чистую воду. Вместе со льдами «Челюскин» дрейфовал по Чукотскому морю почти пять месяцев, пока не был раздавлен напирающими торосами 13 февраля.

Правительство СССР принимает решение — спасти людей любой ценой, даже с максимальным риском для самих спасателей!

Нет у советов самолетов, летчиков и вообще таких смелых и отважных, кто бы решил лететь «не зная куда» и пытаться искать людей в Арктике…» Ситуация сложилась критическая… На льдине экипаж «Челюскина» организовал так называемый «лагерь Шмидта», выгрузили, что смогли, на льдину. Начался двух месячный дрейф ледового лагеря. Шмидт, будучи высокообразованным человеком, понимал, что в критических ситуациях нервы людей могут не выдержать, всех нужно мобилизовать и занять полезным для их же судьбы делом — строились аэродромы, читались лекции по наукам, проводились партсобрания и т.

Все стойко преодолевали трудности и испытания, давая понять, что они верят в спасение - начали строить посадочную полосу для самолетов. И помощь пришла! Правительство сформировало «Комиссию» по спасению «челюкинцев» — руководитель В.

Страна обратилась к летчикам, и летчики приняли вызов Арктики! Стали поступать обращения полярных летчиков и других отважных пилотов со всей страны! Так получилось, что ближе всех к месту трагедии оказался экипаж А.

Погода не позволяла наладить методические поиски — пурга, на упряжках с собаками ездить опасно, не то, чтобы — летать! И все же Ляпидевский сделал 29 вылетов! А 5 марта 1934 г.

Потом за Ляпидевским последовали и другие полярные летчики — Н.

Быстро подсчитав, что по 3 человека за рейс летать придется очень много раз, они стали сажать пассажиров в подкрыльевые парашютные ящики. За один рейс вывозили 4, 5 и даже 6 человек, причем в парашютные ящики садились охотнее, чем в кабину. Молоков вывез на материк 38 человек, а Каманин - 34 [7; 8]. На долю третьей группы летчиков выпала самая трудная эпопея. Водопьянов, И. Доронин на «Юнкерсе» W-34 и В. Галышев — наиболее опытные полярные летчики — преодолели в воздухе путь от Хабаровска до самого Ванкарема длиной в 5860 км.

Эта трасса была также малоисследованна и не обеспечена радиосвязью. Весь их беспримерный перелет из Хабаровска проходил под девизом «Хоть бы одного успеть вывезти». Из-за отказа двигателя Галышев задержался в Анадыре. Галышев, как и Пивенштейн, перевозили челюскинцев из Ванкарема в бухту Провидения. Всего советские летчики выполнили 24 рейса, спасти удалось всех 104 человек, оказавшихся на льдине и два месяца проведших на ней в условиях полярной зимы. С февраля по апрель 1934 г. Жадно ловили любую информацию о том, что происходит в Чукотском море, волновались за полярников и летчиков, а на улицах совершенно незнакомые люди обсуждали перипетии спасения челюскинцев. Всеобщий энтузиазм отразился даже в появлении оригинальных имен для новорожденных, таких как Отшминальд Отто Юльевич Шмидт на льдине и Лагшмивара Лагерь Шмидта в Арктике.

Участники зимовки на льдине, включая погибшего при затоплении судна Б. Могилевича, были награждены орденами Красной Звезды. За помощь в спасении советских полярников также были награждены двое американцев — бортмеханики Уильям Левери и Клайд Армстед, которые получили ордена Ленина. Триумфальное возвращение участников экспедиции стало логическим продолжением того беспрецедентного внимания, с которым освещался ход спасательной операции, — передовицы газет, радиопередачи, выпуски кинохроники ни на минуту не переставали напоминать о лагере Шмидта. Челюскинцам предстояло вернуться из Владивостока в Москву поездом, проехав через всю страну по дороге, буквально усыпанной цветами, и выдержав настоящий ураган восторженного внимания. Это было ни с чем не сравнимое, доселе невиданное ликование нации, едва ли не впервые почувствовавшей себя единой и сильной. Апофеозом встречи стал парад на Красной площади, куда челюскинцев привезли прямо с вокзала по затопленным торжествующими людьми московским улицам [25]. Заключение Арктические достижения стали блестящей находкой для советской пропаганды.

Тема освоения Севера — с романтикой арктических будней и мужеством советских полярников — не сходила со страниц книг, газет и с киноэкранов, сформировав целое поколение людей, для которых работа в Заполярье стала смыслом жизни. По мотивам экспедиции было снято несколько художественных фильмов, написаны книги. Память челюскинцев была увековечена в большом количестве улиц, которые сегодня можно встретить во многих городах России, Украины и Белоруссии. Стоит упомянуть о мифе, связанном с челюскинской эпопеей: в ряде публикаций в СМИ и Интернете, а также на телевидении в начале 2000-х годов не раз появлялась информация о гибели большого числа заключенных на якобы шедшем рядом с «Челюскиным» пароходе «Пижма», который был взорван вместе с людьми в феврале 1934 г. Абсурдность этой вымышленной истории полностью доказана. В литературе существуют различные оценки итогов экспедиции «Челюскина». Так, В. Визе подробно описывает ход экспедиции и спасение челюскинцев, но избегает любых оценок.

Новиков отмечает общеполитическое значение экспедиции. Лаппо говорит о влиянии научных работ на «Челюскине» на последующий ход научного изучения Арктики. О значении экспедиции на «Челюскине» можно говорить в общеполитическом плане и с точки зрения выполнения программы работ. Существует мнение, что экспедиция не справилась с основным заданием — пройти Северным морским путем так, чтобы ни у кого не осталось сомнений в пригодности этой трассы в смысле ее транспортной эксплуатации. Но, с другой стороны, эта экспедиция может рассматриваться как эксперимент, который должен был ответить на вопрос: смогут ли неледокольные, в том числе боевые, корабли за одно лето проходить Северным морским путем во Владивосток без ледокольной проводки или нужно создавать мощный ледокольный флот? Проведенные гидрографические, гидрологические, геофизические исследования и специальные наблюдения представляли большую научную ценность. Полученная в ходе экспедиции информация была важна для развития полярной навигации. Определение дрейфа корабля производилось 2700 раз, а льдины — 64 раза, что дало возможность составить подробную карту дрейфа.

Протяженность дрейфа составила 1103 мили, в том числе судна — 989 миль и льдины — 114 миль. Большое значение имело изучение условий плавания в Арктике. На Северный морской путь стали отправлять суда, подготовленные на порядок лучше «Челюскина». Опыт показал необходимость ледокольной проводки транспортных судов. С 1935 г. Была отработана проводка ледоколами грузовых судов в тяжелых льдах. В 1936 г. Лоцманами на них стояли полярные капитаны П.

Миловзоров и Н. Николаев, начальником похода был все тот же О. На этот раз перед караваном шел ледорез «Федор Литке». Для защиты их корпусов, не предназначенных для плавания во льдах, были применены так называемые «шубы» из деревянных брусьев, закрепленных в районе ватерлинии, разработанные А. Опыт плавания по СМП боевых кораблей, не имеющих ледовых подкреплений, был позже неоднократно использован. В военные годы в 1942 г. Прошли благополучно и подводные лодки Д-1, Д-2 и Д-3 под командованием капитана 1-го ранга К. Долгое время они обеспечивали ледовые проводки судов.

Затем появились гораздо более мощные ледоколы типа «Москва» и «Ермак». Только через двадцать лет, в 1954 г. Но и они нуждались в проводке мощными ледоколами. Бесспорно влияние похода «Челюскина» на общий ход арктического судостроения и особенно ледоколостроения. По его проектам преимущественно на отечественных заводах было построено много ледокольно-транспортных судов и ледоколов. Также в результате «челюскинской эпопеи» очевидной стала необходимость создания особой полярной авиации, которую и организовали в системе ГУСМП. В 1937 г. Не случайно среди четырех сотрудников станции «Северный полюс-1» СП-1, руководитель И.

Папанин было двое челюскинцев — радист Э. Кренкель и гидробиолог П. В дальнейшем, с 1950-х годов, в Арктике советские дрейфующие станции действовали непрерывно до 1991 г. СП возобновились, когда была организована первая российская дрейфующая станция СП-32. Экспедиция «Челюскина» имела большое международное значение. Весь мир был поражен и восхищен подвигом советских людей, бесстрашием летчиков, оперативностью и высочайшей гуманностью Советского Союза. В Москву пришли тысячи телеграмм со всего мира. Это отразилось на атмосфере дальнейшего отношения международного политического сообщества к Советскому Союзу.

Таким образом, в итоге поход «Челюскина», дрейф парохода и льдины с зимовщиками, спасательная операция имели большое научное, экономическое и политическое значение. При всех очевидных недостатках в подготовке и проведении экспедиции она явилась важным шагом в изучении условий плавания по СМП, ее опыт был использован уже в предвоенные 1930-е и последующие годы. Это дало возможность наладить снабжение поселений на севере страны, что способствовало освоению побережья Северного Ледовитого океана. Успешная спасательная операция продемонстрировала миру высокий моральный дух советского народа, возможности полярной авиации, способствовала мировому признанию молодого советского государства. Список использованной литературы: Белов М. История открытия и освоения Северного морского пути. Визе В. Моря Советской Арктики.

На «Сибирякове» и «Литке» через ледовитые моря. Героическая эпопея: Альбом фотодокументов. Ермолаев М. Жуков Ю. Сталин: арктический щит. Шмидта, И. Баевского, Л. Каманин Н.

Корякин В.

В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи

Самолеты отправляются на верную гибель, их ждет обледенение. Каждая посадка является риском и зависит от счастливой случайности". Politiken в Дании и вовсе сообщала, что Шмидт погиб: "На льдине Отто Шмидт встретил врага, которого еще никто не мог победить. Он умер как герой, человек, чье имя будет жить среди завоевателей Северного Ледовитого океана".

Prager presse — чехословацкая газета — тоже поддерживала панику: "Быстрое спасение при помощи самолетов невозможно не только потому, что в таких отдаленных местах никогда не бывает достаточного числа необходимых самолетов, но и потому, что время года противодействует полетам: туманы, метели, сильные ветры". В их числе были Алексей Бобров — помощник начальника экспедиции Отто Шмидта, исполнявший его обязанности после эвакуации шефа, капитан парохода Владимир Воронин и радист Эрнст Кренкель. На этом операция по спасению челюскинцев была завершена.

В общей сложности к ней были привлечены 17 самолетов и почти три десятка летчиков, из которых шестеро занимались непосредственно вывозом людей со льдины, а остальные перегоняли самолеты и переправляли людей из Ванкарема и Уэллена дальше на юг. Семеро пилотов получили первые в истории СССР звания Героя Советского Союза, а остальные были награждены орденами Ленина и Красной Звезды — так же, как и все челюскинцы, кроме двух маленьких детей. В разные годы "Челюскин" пытались найти, но всегда безуспешно.

В сентябре 2006 года на траулере "Рогачево" на место гибели "Челюскина" вышла экспедиция, руководителем которой стал Олег Кожемяко, тогда губернатор Корякского автономного округа, а начальником — директор Русского подводного музея Алексей Михайлов. В течение нескольких часов Алексей Михайлов, Александр Федосеев и Алексей Кошелев вели площадной поиск и на 13-м галсе обнаружили объект. После того как было определено, что это и есть "Челюскин", начались погружения.

Видимость на глубине 35 м составляла всего 20 см. В районе шлюпочной палубы с огромным трудом было отделено два фрагмента судна — стойка леерного ограждения с кольцами и скобой и вентиляционная решетка.

Он продолжался пять месяцев, и поначалу казалось, что цель будет достигнута: «Челюскин» медленно смещался к Берингову проливу, и 4 ноября его достиг. На горизонте под лучами солнца переливалось свободное ото льда море… Однако вскоре судно было увлечено течением на северо-запад.

Дрейф продолжился, а 13 февраля 1934 года корпус «Челюскина» был раздавлен льдами и корабль пошёл ко дну. Впрочем, к такому исходу экипаж был готов, и на лёд смогли быстро выгрузить припасы, а также доски и кирпичи для строительства бараков. При высадке погиб завхоз Могилевич, которого раздавил сместившийся со своего места ящик с грузом. Остальные члены экспедиции благополучно сошли на лёд и приступили к строительству жилища.

Благодаря работавшей радиостанции удалось передать информацию о случившемся на большую землю. Специально образованная в Москве комиссия Совнаркома приняла решение организовать эвакуацию «челюскинцев» с помощью авиации. Но из-за сложных погодных условий первых людей удалось снять со льдины только 5 марта. Примечательно, что его экипаж выполнил 28 вылетов в поисках терпящих бедствие членов экспедиции.

Но лишь в ходе 29-го рейса льдину с ними удалось обнаружить. Дрейф продолжился, а 13 февраля 1934 года корпус «Челюскина» был раздавлен льдами и корабль пошёл ко дну Сев на площадке размером всего 150 на 400 метров, в сорокаградусный мороз, самолёт взял на борт десять женщин и двоих детей. Возвращаясь за остальными, авиаторы снова смогли удачно посалить крылатую машину, но при взлёте у неё отказал двигатель. Ляпидевский и члены его экипажа присоединились к «челюскинцам»… Спасение пришло только 7 апреля.

Ровно 2 месяца, до 13 апреля 1934 года, прямо на льду был устроен палаточный лагерь, получивший название «Лагерь Шмидта». В Москве была организована комиссия по спасению челюскинцев. В результате, все 104 человека были успешно спасены с помощью полярной авиации. Возвращение участников экспедиции в Москву стало триумфом: на Красной площади был устроен парад, а летчикам первым в истории присвоили звание Героя Советского Союза. Страна получила своих первых Героев — полярников, ученых, моряков, летчиков.

А ведь это история страны! История побед! Потомки «челюскинцев» никак не могли смириться с тем фактом, что про «эпопею» практически нигде невозможно найти информацию в современных СМИ — ни на каналах телевидения, ни на радио, ни в учебниках… А ведь благодаря личному подвигу каждого из участников эпопеи в стране появилось новое высокое звание «Герой Советского Союза» … и это за 7 лет до начала Великой Отечественной войны! Итак, что же произошло в Арктике в 1933-34 годах? Что такое — «челюскинская эпопея»? По задумке известного советского ученого — исследователя Арктики О. Шмидта не ледокольный пароход «Челюскин» должен был пройти за одну навигацию по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток. Идея руководителя экспедиции О. Шмидта была рисковой оптимальный момент для старта был упущен , но сулила серьезные дивиденды в деле освоения Арктики и развития науки о Севере - он хотел показать этим плаванием возможность регулярного прохода торговых и грузовых судов по Северному морскому пути, поэтому на судне были не только профессиональные моряки, но и строители, ученые, художник, два кинооператора и другие работники. Всего на пароходе было 112 человек.

Поход «Челюскина» проходил более-менее нормально, пока в Чукотском море «Челюскин» зажало льдами, и он вынужден был дрейфовать около пяти месяцев, пока его не вынесло к Берингову проливу. К этому времени на пароходе было уже 104 человека, поскольку 8 человек были отправлены на материк на упряжках с собаками. Дрейф, как ни странно, проходил в нужную сторону и до самого Берингова пролива оставалось 2 мили… но случилась катастрофа! Все успели выгрузиться на льдину.

Интересно:

  • 90-летию челюскинской эпопеи посвящена новая интерактивная выставка Северного морского музея
  • Тайна экспедиции «Челюскина»
  • О челюскинской эпопее накануне юбилея подвига!
  • "Челюскинцы! Звук - как сжатые челюсти..."
  • «Челюскин» подлинные фото парохода

Челюскинцы: два маленьких эпизода большой героической эпопеи

Это стало уникальным в истории случаем подобного спасения жертв кораблекрушения в полярных водах. История исследования Северного морского пути Голландец Вильям Баренц в ходе трёх экспедиций, осуществленных в 1594-97 годах, открыл архипелаг Шпицберген и исследовал западное побережье Новой Земли Первые попытки исследования Северного морского пути приходятся на XVI век. Их целью было найти морской проход в страны Азии. Так, в 1553-54 годах, в царствование в России Ивана Грозного, англичанин Хью Уиллоби, обогнув мыс Нордкап, направился на восток, намереваясь найти северо-восточный проход в Китай. Однако его амбициозным планам не суждено было сбыться: корабль путешественника был затёрт льдами к северу от Кольского полуострова, а сам он погиб. Спустя почти полвека аналогичную попытку предпринял знаменитый голландский исследователь Вильям Баренц.

В ходе трёх экспедиций, осуществлённых в 1594-97 годах, он открыл архипелаг Шпицберген и исследовал западное побережье Новой Земли, однако в ходе последнего путешествия его корабль тоже был затёрт во льдах, и Баренц скончался от цинги в лагере, разбитом командой на берегу Новой Земли. В 1648 году произошло важное событие, не замеченное современниками. Казак Семён Дежнев на своём коче русское мореходное парусное судно поморов и сибирских промышленников; деревянное, одномачтовое, однопалубное, промысловое, парусно-гребное , обогнув с севера Чукотский полуостров, вышел в Тихий океан через пролив, отделяющий Евразию от Америки. Большой вклад в исследование заполярных территорий России внесла Великая Северная экспедиция 1733-43 годах в ходе которой было изучено и закартографировано северное побережье России от устья Печоры до Чукотки. Также Витусом Берингом был повторно открыт пролив между Азией и Америкой, впоследствии названный его именем.

Казак Семён Дежнев на своём коче, обогнув с севера Чукотский полуостров, вышел в Тихий океан через пролив, отделяющий Евразию от Америки В последней четверти XIX века исследования Северного морского пути активизируются, и в 1878-79 годах экспедиция шведского географа Норденшельда, в которой участвовал русский предприниматель и исследователь Севера Александр Сибиряков, прошла на парусно-паровом китобойном барке «Вега» от Норвегии до восточного побережья Чукотки, и после зимовки через Берингов пролив вышла в Тихий океан. Это стало сенсационным успехом. До сих пор еще никому не удавалось пройти весь Северный морской путь.

Он их зацЭловывал в усмерть.. Proper для GilevYL 2 месяцев назад Видишь ли — есть мнение, что копетана Руднева, буде он так провел бы бой во времена Сталина, поставили бы к стенке как предателя и врага народа. Вот тебе факты: 1. То есть не нанес врагу никакого ущерба.

После чего крейсер был затоплен на мелководье — и японцы его подняли очень быстро и восстановили еще до окончания боевых действий. Командир не просто бесполезно погубил боевой корабль — но еще затопил его так и в таком состоянии, чтобы враг мог его легко поднять и восстановить. Если это не измена — то что такое измена? Но по политическим причинам при проклятом царизме из Руднева решили делать героя. И сделали. Но это никак не отменяет бездарности руководства их командования. Там вообще очень мутная история, и есть мнение, что Руднев хотел сдать корабли — но офицеры команды ясно дали ему понять, что они его просто пристрелят как предателя, если он попробует это сделать.

И тогда Руднев решил сделать такую вот демонстрацию — выйти, пострелять, получить повреждения, и потом вернуться и интернировать корабль в порту. Он это и сделал, оба корабля после пострелушек вернулись в порт своим ходом, команды сошли на берег, но, видимо, с интернированием тоже возникли разногласия, и компромиссом было выбрано затопить корабли на мелководье даже не на фарватере, что позволило бы блокировать порт Чемульпо для японцев хоть на какое-то время. Эта версия прекрасно объясняет все нестыковки этого боя. Но вам же это всё неинтересно. Погибли на своих постах командир миноносца лейтенант А. Сергеев и мичман К. Кудревич, был убит лейтенант Н.

Головизнин, распоряжавшийся спуском на воду вельбота. Инженер-механика В.

Водопьянова и И. Первое приземление на льдину совершил 5 марта Анатолий Ляпидевский. Он вывез со льда всех женщин и детей. После успешной эвакуации первых челюскинцев воздушные спасатели устремились к ледовому лагерю с трёх направлений. Отряд Каманина из семи машин предполагалось доставить морем из Владивостока в бухту Провидения, но из-за льда пароходы «Смоленск» и «Совет» выгрузили самолёты и экипажи у мыса Олюторский, откуда они добирались к селению Ванкарем уже самостоятельно. Из этого отряда в лагерь Шмидта летали только сам Каманин и Молоков. Из Хабаровска вдоль Охотского побережья на север вылетел отряд Водопьянова на трёх машинах, из которых до Ванкарема добрались лишь Водопьянов и Доронин.

В Америке были закуплены два самолета для пилотов Слепнёва и Леваневского, которые действовали с Аляски. Водопьянов, Каманин и Молоков выполнили заключительный вылет в лагерь и доставили на материк последних челюскинцев: заместителя Шмидта Боброва, радистов Кренкеля и Иванова, боцмана Загорского, Воронина и моториста Погосова. За беспримерное мужество все челюскинцы были награждены орденами, а отличившиеся в спасательной операции лётчики Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнёв, Водопьянов и Доронин первыми в стране удостоились высокого звания Героя Советского Союза , учреждённого в связи с челюскинской эпопеей.

На борту были 53 члена экипажа, 29 участников экспедиции, 18 зимовщиков острова Врангеля, 12 строителей. А также 2 995 т угля, 500 т воды, продовольствие на полтора года, объем снабжения для острова Врангеля на три года, 26 коров и 4 поросенка, которые в ходе экспедиции стали взрослыми боровами. Скот взяли, чтобы обеспечить участников свежим мясом. Неожиданный дрейф Поначалу все складывалось успешно: "Челюскин" шел четко по маршруту.

Однако как только он вошел в Карское море, славившееся дурным нравом, на судне появились деформация корпуса и пробоина. В команде стали обсуждать возможность возврата экспедиции, но решено было ее продолжать. Там же, в Карском море, случилось и приятное событие: в семье геодезиста Васильева родилась дочь, названная по месту рождения Кариной. В сентябре, когда "Челюскин" был уже в Северо-Восточном море, из-за появившихся тяжелых льдов судно получило еще две вмятины по обоим бортам. Течь усилилась. Однако к началу ноября 1933 года пароход почти до конца прошел намеченный маршрут и вошел в Берингов пролив, 6 ноября 1933 года в Москву была направлена радиограмма, сообщавшая об этом факте и о том, что пароход находится в районе острова Диомида, примерно в 20 км от свободной воды. Информация быстро распространилась по всей стране, однако дойти до воды и свободно пройти, как планировалось, к Владивостоку челюскинцам не удалось.

Лед начал двигаться в обратную сторону, зажал "Челюскин", и судно, уже изрядно поврежденное, снова вынесло в Чукотское море. В итоге "Челюскин" вмерз в крупную льдину и несколько месяцев дрейфовал вместе с ней. В экспедиции понимали, что льды в любой момент могут начать движение и раздавить судно, что в итоге и произошло. Гибель "Челюскина" К концу ноября опасения, что "Челюскин" изо льдов не выберется, стали укрепляться, и в бухту Провидения из Владивостока доставили самолеты, предназначенные для спасения людей. Летчики Ляпидевский, Конкин и Петров стали отрабатывать на самолетах спасение людей в ледовой обстановке. Полярный радист Эрнст Кренкель отправил в Москву радиограмму, в которой сообщалось о гибели судна. На лед успели выйти 104 человека, среди которых были десять женщин и двое детей.

Ранее возле мыса Челюскин пароход по разным причинам, в основном из-за болезни, покинули остальные члены экспедиции. Последними на льдину высадились капитан Воронин и начальник экспедиции Шмидт. Одного человека — завхоза Бориса Могилевича, замешкавшегося на палубе корабля, — придавила бочка. Это была единственная гибель среди членов экспедиции. Не было ни одного проявления паники, ни одного нарушения порядка". По плану и даже сверх плана с "Челюскина" было эвакуировано продовольствие, горючее и стройматериалы.

В печатном номере

  • 90-летия окончания «челюскинской эпопеи» отметят в 2024 году
  • НЕ СДАДИМСЯ! /К 90-летию Челюскинской эпопеи
  • Вы точно человек?
  • День в истории: Как спасали челюскинцев
  • Как спасали «челюскинцев»

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий