Медиапроект гильдии межэтнической журналистики. Фото: Николай Малахин / «Научная Россия» Директор ИЭА РАН, доктор исторических наук, профессор Дмитрий Анатольевич Функ награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Функ Дмитрий Анатольевич и опосредованно связанные лица. По данным, содержащимся в ЕГРЮЛ, прослеживаются следующие косвенные связи лица с российскими организациями, их руководителями, учредителями. Студенты и выпускники МГУ начали сбор подписей под письмом в защиту преподавателя Дмитрия Функа. Фото: Николай Малахин / «Научная Россия» Директор ИЭА РАН, доктор исторических наук, профессор Дмитрий Анатольевич Функ награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Профессор Дмитрий Функ об антропологии, изучении народов Сибири и Крайнего Севера и этике в науке
По телефону сказали, что ничего о ситуации и обвинениях не знают. Вечером этого же дня в сторис инстаграма факультета histmsu появилось открытое письмо Дмитрий Функа, в котором он обвинил Варакину в клевете, оскорбляющей его честь и достоинство, и заявил, что готов судиться со студенткой. У «Мела» теперь есть вайбер!
Теперь скандал прокомментировали и в Минобрнауки РФ, где считают необходимым немедленно изучить все сообщения о случаях домогательств к студентам со стороны преподавателей вузов. Минобрнауки считает, что такого рода явления в вузах недопустимы», — цитирует RT заявление. В ведомстве также отметили, что подобные случаи вредят качеству образования и выходят за рамки этики, и подчеркнули, что с каждой жалобой нужно разбираться отдельно. Напомним, еще до выхода скандального материала 8 мая студенты МГУ рассказывали в Instagram о домогательствах со стороны преподавателей.
Доктор исторических наук, профессор , заведующий кафедрой этнологии МГУ 2013—2020 , директор Института этнологии и антропологии РАН с 2019. Биография [ править править код ] Родился в Кемерово.
В 1979—1984 годах учился на историческом факультете Кемеровского государственного университета , специализировался по кафедре археологии. В 1984—1985 годах был стажером-исследователем. В 1985—1987 годах служил в Советской Армии. В 1987—1990 годах был аспирантом кафедры этнографии и антропологии исторического факультета Ленинградского государственного университета. В 1991—1993 годах работал консультантом по национальным вопросам в кооперативе «Рубин» Кемерово.
И еще раз: важно понять и запомнить, что перепись считает не народы. Как посчитали? Это свойство человека — упрощать. Кстати, в прошлый раз Валерий Тишков говорил нам, что чуть ли не на 20—30 собирались сократить количество вариантов ответов. В итоге, напротив, один даже добавили. Мы обсуждали это на нашем ученом совете и однозначно высказались против, решив, что надо оставить всех. Есть много аналогичных примеров «редакций списков». Это так же, как при составлении словарей, например: если у словаря один автор, то он по большому счету что хочет, то и пишет, выбирает правильные слова и оставляет в стороне то, что ему не нравится. А есть некая объективная реальность, в которой язык использует все доступные ему средства. Так и здесь. Кто дал кому-то одному право включать или не включать какие-то этнические категории в перечень возможных ответов на вопрос о национальной принадлежности, если мы предполагаем или даже уверены в том, что такие ответы будут встречаться? Группировочные категории составили много лет назад, кажется, еще к переписи 2002 года на основе предыдущих, включая перепись 1926-го. Количество группировочных категорий чуть-чуть изменялось — 182 2002 , 193 2010 , 196 2020—2021. Их число, как мы видим, остается примерно на одном уровне. Для чего это делается? Например, кто такие чумардосы? Просто в какой-то деревне было принято их так называть, возможно, потому что у кого-то в этнически смешанных семьях мама или папа были чувашами, получается что-то вроде комбинирования слов «чувашский» и «мордовский». Есть разные варианты, чумотары, например. В переписи фиксируются локальные самоназвания людей, записанные переписчиками или самими респондентами. Такие самоназвания не всегда отражают официальные и устоявшиеся названия этнических групп. При этом переписчики не имеют права изменять ответы опрашиваемых лиц. Такие самоназвания в обязательном порядке включаются в материалы переписи и на последующей стадии обработки группируются по обобщенным категориям, принятым в науке и практике государственного управления. Мы лишь предлагаем группировочные категории, чтобы никто из участвовавших в переписи не потерялся. Кстати, и это важно отметить: группировочные категории — это не просто нечто, что придумал наш институт. Например, есть русские, а в них подкатегории — поморы и казаки. Хорошо, давайте разбираться. Кто проводит перепись? Соответственно, это политический акт. Поэтому любая перепись во многом политизирована только по своему факту. И поэтому отсюда такой интерес ко всему, что связано с управлением страной, с подсчетом «количества народов» и их численности. На самом деле вы правильно спросили об этносах и субэтносах. Где-то в 1970-е годы Институт этнографии породил теорию этноса. Я думаю, это тоже внесло свой вклад в развал СССР. А последние штрихи подбросили схоластикой, связанной с этносами и субэтносами. Это все ушло в массы. Теперь любой гражданин РФ знает, что есть этносы, а кто-то знает, что и субэтносы бывают. С начала 1990-х этнографическое сообщество вдруг опомнилось и поняло, что к реальности эта теория имеет очень опосредованное отношение. Это не значит, что все от нее отказались. Впрочем, есть и те, кто пытается использовать иной научный язык. Есть разные группы социального объединения людей: языковые, филателистов, автомобилистов, этнические. Нельзя поставить знак равенства между этнической, профессиональной или территориальной идентичностью. Но это все же очень близкие категории. В любой профессии так или иначе, раньше или позже формируется своя микро- или субкультура. Например, у футболистов с их суевериями или, скажем, у машинистов Московского метрополитена. Постепенно формируются особенности использования тех или иных слов, появляется свой арго, что-то связанное с особенностью ношения одежды, какие-то представления о том, что можно делать, а что — нет, так сказать, правила социальной жизни в этом коллективе. Я не хочу сказать, что это то же самое, что этническая культура с вышивкой, орнаментами, песнями и танцами, но одни себя проявляют так, а другие — иначе, стремясь обозначить свою особость. Не пытаюсь умалить этническую идентичность, она безумно важна. От нее пытались отказаться, но она живучая и в ряде случаев, применительно к некоторым группам, может проявлять себя тысячелетиями. Это нормальное свойство человека, у всех приматов это существует. Что касается категорий в переписи, то это остатки того научного аппарата, который мы использовали, когда был этнос, а внутри какие-то группы, которые, как мы считаем, должны относиться к этому народу, хотя на самом деле они все немного другие. В подкатегории обозначены также астраханские, сибирские, кряшены, мишари. Есть целый ряд территориальных групп, имеющих общее самоназвание «татары». Для кого-то это первый и единственный этноним, для кого-то — часть сложной многоступенчатой идентификации. В последнем случае если для кого-то будет важна территориальная или прежняя родовая идентичность кажущийся нам основным этноним в каких-то ситуациях может отступить на второй план. Это разве не та же категория татар? Почему они включены в отдельную таблицу с иными вариантами ответов? На мой взгляд, сам факт фиксации этого термина является поводом для организации серьезных и постоянных этнографических исследований в регионе. Южная Сибирь, например, полна этнонимов, которые восходят к древним государствам, гигантским племенным образованиям, среди которых есть чоросы, найманы, меркиты и прочие. В свое время Чингисхан, как утверждает история, вырезал всех меркитов. На территории Бурятии, Монголии находятся остатки средневековых крепостей, которые принадлежали или, по крайней мере, приписываются меркитам. Сейчас меркиты как родовое подразделение существуют в составе нескольких народов. А кто это? Потомки тех самых? Но если «те» были уничтожены, то, значит, это кто-то другой? Есть престиж имени. Если ваши или даже не ваши далекие предки входили в состав чего-то знаменитого, например Найманского каганата, то почему бы кому-то не назвать себя этим именем? То же самое в отношении меркитов или упомянутых мной чоросов. Это одно. Второе — прямое политическое творчество. Так в начале XX века появился народ под общим именем хакасы. Это не значит, что людей, которые приняли это имя, не было. Конечно же, были, и у них была многовековая и славная история. Но тем не менее старики еще долго, в течение почти всего века, с трудом выговаривали слово «хакасы», всячески коверкая его. Фактически это было имя хягасов, создавших древнекыргызское государство более тысячи лет тому назад. А кто-то из национальной интеллигенции в самом начале социалистического строительства в этом регионе решил, что следует взять именно это имя.
Студентка МГУ рассказала о домогательствах со стороны заведующего кафедрой
За него заступались сотрудники. Об этом RTVI сообщили два источника в институте. Увольнение случилось на фоне обострения обстановки в коллективе — недавно ученые подписали открытое письмо на имя главы Минобрнауки о давлении на их директора.
Накануне источники в институте сообщили RTVI об увольнении директора института Дмитрия Функа, в поддержку которого в конце января выступило подавляющее большинство научных сотрудников, сообщивших об оказываемом на него давлении.
Функа и приходе в Институт на роль исполняющего обязанности директора А. Загребина, много лет назад — до ухода в политику — занимавшегося региональной финно-угорской историографией. Считаем эти информационные вбросы … и давление на директора нашего Института абсолютно неприемлемыми», — говорится в письме, под которым на сегодня подписались 132 сотрудника из порядка 180.
На дискуссионной площадке обсуждались методы привлечения молодёжи в культуру, проблемы реализации федерального проекта «Пушкинская карта» в клубах, способы работы с нейросетями в культурно-досуговых учреждениях. Директор театра неслышащих актеров «Недослов» Сергей Бидный рассказал о своем опыте продюсирования инклюзивного творческого коллектива. Также обозначили приоритетные направления развития и ключевые содержательные аспекты фольклорно-этнографической работы на региональном и муниципальных уровнях.
Затронули вопросы сохранения традиционной культуры в современных социокультурных условиях.
В открытом письме он поделился, что намерен обратиться в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации. После заявления Варакиной о домогательствах также рассказали несколько других студентов — с филологического факультета университета.
Анонимные истории опубликовали в студенческом журнале DOXA, там же в открытом письме позже потребовали администрацию МГУ разобраться в ситуации и принять меры. В результате один из педагогов филфака — Сергей Князев — признался в отношениях со студентами отметил, что «считал их добровольными и сообщил об увольнении. Я никогда ничего не обсуждаю в социальных сетях, но сохранять молчание дальше в этой ситуации мне кажется невозможным.
Я… Gepostet von Sergey Knyazev am Donnerstag, 14.
Вы точно человек?
Дмитрий Анатольевич, в чем заключается проект "Человек в. Функ Дмитрий Анатольевич Дми трий Анато льевич Функ род 21 июня 1962 Кемерово РСФСР СССР российский этнолог исследовател. Последние новости о персоне Дмитрий Функ новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Дмитрий Анатольевич Функ — чем известен, биография, открытия, работы и цитаты — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия.
Студентка МГУ потребовала уволить преподавателя, которого она обвиняла в домогательствах
В интернете разгорается скандал из-за обвинений в сексуальных домогательствах, которые студентка МГУ Дарья Варакина выдвинула в адрес заведующего кафедрой этнологии, доктора исторических наук, профессора Дмитрия Функа. По ее словам, заведующий кафедрой этнологии Дмитрий Анатольевич Функ «посылал неоднозначные сообщения», а когда она зашла к нему для обсуждения академического отпуска, «обнял, поцеловал в щеку, затем в губы, потом пошел закрывать дверь на ключ». Шаманская и эпическая традиции тюрков юга Западной Сибири: Историко-этнографическое исследование телеутских и шорских материалов второй половины XIX - начала ХХI вв.: диссертация доктора исторических наук: 07.00.07. Минобрнауки подтвердило увольнение директора Института этнологии и антропологии Дмитрия Функа, о котором RTVI сообщил накануне. Дмитрий Анатольевич Функ родился 21 июня 1962 года в во. Дмитрий Анатольевич Функ — чем известен, биография, открытия, работы и цитаты — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия.
Профессор Дмитрий Функ об антропологии, изучении народов Сибири и Крайнего Севера и этике в науке
Функ Дмитрий Анатольевич d_funk. доктор исторических наук с 2003 года. профессор по специальности № этнография, этнология и антропология с 17 апреля 2009 г. Функ Дмитрий Анатольевич, доктор исторических наук, профессор, директор Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук. В пленарном заседании выступили: ФУНК Дмитрий Анатольевич – директор ИЭА РАН, профессор; ТИШКОВ Валерий Александрович – Научный руководитель ИЭА РАН, академик РАН; МАГОМЕДОВ Магомедсалам Магомедалиевич. Руководитель организации: ДИРЕКТОР Функ Дмитрий Анатольевич.
В Сети начали сбор подписей под письмом в поддержку преподавателя МГУ Функа
Не видим их работы. А это нелегкий, кропотливый труд, требующий высокого профессионализма, компетентности, постоянного анализа полученных материалов. И это все в свободное от основной работы время. Да им и не надо ничьей благодарности. Они знают, во имя чего это делается. Чтобы, помня о прошлом своей страны, крепче любили и берегли ее настоящее.
Ломоносова» Функ Дмитрий Анатольевич Заведующий кафедрой этнологии исторического факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М. Ломоносова» Комиссия:.
Он лично помогал спасать, а обвинение против него выдвинули лишь шесть лет спустя», — заявила защитник. Осенью 2015 году Кемеровский областной суд рассматривал апелляционные жалобы по делу Функа и осужденных вместе с ним, в преддверии которого 59 вдов и родственников погибших подписали письмо в защиту осужденных, а также петицию о пересмотре приговора, которую подписали более 10 тыс. Мы, нижеподписавшиеся, шахтеры, жители Кузбасса, приговор Новокузнецкого районного суда считаем несправедливым, наказание очень жестким... Вывод суда, что они с первого дня работы директора готовили шахту к взрыву, просто возмутителен, это глупость. Вышеназванные люди — потомственные шахтеры, всю жизнь трудятся под землей, знают серьезность и опасность этой работы.
Я воспользовалась этим, чтобы собраться, встать, и, сказав, что у меня дела, выйти из кабинета», — написала девушка. После поста Варакиной в Instagram Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации истфака появилось заявление о том, что Функ намерен обратиться в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации. Ранее открытые письма с требованием запретить отношения преподавателей и студентов написали выпускники, преподаватели и студенты МГУ и СПбГУ. Кроме того, преподаватель филологического факультета МГУ профессор Сергей Князев сообщил , что у него были отношения со студентами, и заявил, что уволится из университета после публикации о домогательствах. Приходилось ли вам сталкиваться с харассментом?
Руководство кафедры
Студенты и выпускники МГУ начали сбор подписей под письмом в защиту преподавателя Дмитрия Функа. Директор, Институт этнологии и антропологии Российской академии наук. Студентка истфака МГУ Дарья Варакина просит ректора Виктора Садовничего создать этическую комиссию по оценке действий завкафедрой этнологии МГУ Дмитрия Функа.
Студентка МГУ рассказала о домогательствах со стороны заведующего кафедрой
Булатов Абдулгамид Османович, доктор исторических наук, начальник Управления мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений, профилактики экстремизма и взаимодействия с религиозными объединениями ФАДН России- ответственный секретарь Экспертного совета ФАДН России Москва ; 7. Полунов Александр Юрьевич, доктор исторических наук, профессор, зав. Функ Дмитрий Анатольевич, доктор исторических наук, профессор, директор Института этнологии и антропологии им. Дворянинова Елена Николаевна, член Правления Санкт-Петербургского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Ассамблея народов России»; 12.
Плюс к этому коллектив должен разработать магистерскую программу по этой специальности. Для того чтобы исследования вышли действительно на мировой уровень, в гранте задействован Международный научный совет по социальной антропологии, объединивший ученых Франции, Швеции и других стран Европы и Америки. Авторы — коллектив историков и этнологов лаборатории социально-антропологических исследований ИФ ТГУ, возглавляет которую профессор Ирина Нам. В качестве руководителя проекта и ведущего ученого выступает Дмитрий Функ.
В современном мире эта наука очень актуальна, в нашем обществе много проблем, которые требуют знаний антропологов. Для всей Сибири Томск для Дмитрия Функа как минимум не чужой. Во время обучения в Кемеровском госуниверситете он приезжал в наш город, чтобы читать в библиотеках нужные книги. Это все совпадает с моими научными интересами, — говорит Дмитрий Функ. ТГУ больше всего подходит на роль того места, где должно быть открыто направление социальной антропологии. Здесь есть фундамент, научная школа и соответствующие наработки. Поэтому Томск может служить базой для подготовки социальных антропологов для всех соседних субъектов РФ — Сибири и Дальнего Востока.
Проект подразумевает сразу восемь направлений, главное из которых — именно создание лаборатории социально-антропологических исследований мирового уровня.
Например, я никогда не скажу про себя, что я москвич, хотя я много лет живу в Москве. Я кемеровчанин как был, так и остался. Я сибиряк. А что сибирского? Сказать сложно. Это абсолютно точно — во всем мире так происходит. Идентичность дана тебе не раз и навсегда по месту рождения. Может произойти все что угодно. Например, мой отец был всегда убежден, что он в принципе не способен к изучению иностранных языков.
Он до пяти лет говорил только по-немецки и не знал по-русски ни слова. Просто так сложилась жизнь. Так кто же такие "сибиряки"? Причем, это не человек, обязательно проживающий в Сибири, а человек, по тем или иным причинам считающий себя сибиряком. Все эти утверждения — очень своеобразные вещи и существуют на уровне стереотипов. Как шутят якуты, для того чтобы говорить без акцента на якутском языке, нужно иметь хронический ларингит. Но, безусловно, существуют некие мелочи, которые позволяют нас всех опознавать. Я упорно продолжаю говорить в магазине: "Дайте мне две булки хлеба". Хлеб "булками" никто не считает — это невозможно, это нонсенс. А в Сибири — это норма.
Кто сегодня чужой для "племени" сибиряков?
Экспертный центр ПОРА, имея опыт работы в области этнологической экспертизы, считает важным отсудить данную проблематику. На заседании Дискуссионного клуба предполагается затронуть следующие вопросы: 1. Для чего нужна этноэкспертиза? Ее сущность и необходимость, основные задачи и сферы применения. Региональный опыт этноэкспертизы. Региональное законодательство. Будущее этноэкспертизы. Этноэкспертиза как инструмент, определяемый федеральным нормативно-правовым регулированием.