Новости годы жизни чкалова валерия павловича

Каких только версий биографии Валерия Чкалова не создавалось с момента его загадочной и трагической гибели, да и при жизни. Легендарный советский лётчик Валерий Чкалов умер 15 декабря 1938 года в Боткинской больнице Москвы, куда его доставили после крушения истребителя И-180. Чкалов проводил первый испытательный полёт новой машины, который окончился катастрофой. Валерий Чкалов с женой Ольгой и сыном Игорем на отдыхе, 1936 год. В конце 1938 год Чкалов собирался испытать новый истребитель И-180.

Воздушный хулиган и любимец Сталина: жизнь и смерть Валерия Чкалова

В конце 1938 год Чкалов собирался испытать новый истребитель И-180. Советский летчик Валерий Павлович Чкалов, 1937 год. © / РИА Новости. В 1937-ом году Чкалов стал депутатом Верховного Совета от Горьковского округа.

День рождения Героя: ВАЛЕРИЙ ЧКАЛОВ

Там он проявил себя как отважный и дерзкий летчик, готовый к новым рекордам и подвигам. Он нередко совершал полеты, связанные с риском для жизни, за что его неоднократно от них отстраняли с соответствующим дисциплинарным взысканием. Примечательным фактом в его биографии было то, что в 1927 году, он был отправлен в Москву, как один из лучших летчиков своей воинской части, для участия в воздушном авиа-параде, посвященного десятилетию Октябрьской революции. Проявив высокое летное мастерство во время проведения парада, Валерий Чкалов был удостоен благодарности от Народного комиссара обороны Климента Ворошилова. В 1928 г. В том же году, случилось досадное происшествие, при перегонке самолетов из Гомеля в Брянск, Валерий Чкалов врезался в телеграфные провода. Его осудили на один год лишения свободы, но уже через 16 суток он был освобожден постановлением ЦИК СССР, с последующим увольнением из Красной армии в запас. Но его летная биография на этом не закончилась. В 1929 г. В 1930 г.

За 2 последующих года своей биографии, на его счету было более, чем 800 сложных испытательных полетов. Он в совершенстве освоил технику пилотирования тридцати типов самолетов. Также Валерий Чкалов участвовал в испытании уникального авиазвена, состоящего из тяжелого бомбардировщика с пятью самолетами-истребителями на своих крыльях. Во время своей работы летчиком — испытателем на Московском авиационном заводе им.

Чкалов осуществил первый полет на самолете-авианосце, разработал и впервые выполнил фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную «бочку».

В знак признания исторических заслуг перед советским народом 26 декабря 1938 г. Оренбург был переименован в Чкалов. Рябов, В. Библиография : 1. Аржаков, П.

Аржаков, фото В. Васильев, А.

Байдукова, штурмана — А. Беляков — за мужество и отвагу был удостоен звания Героев Советского Союза.

Чкалову подарили личный самолет, который до сих пор хранится в музее города Чкаловска. Экипаж самолета Спустя время после удачного беспосадочного перелета Валерий Чкалов повторно обращается за разрешением к И. Сталину совершить подобный перелет в Соединенные Штаты Америки через Северный полюс. Сталин дает добро, и 18—21 июня 1937 года впервые в истории мировой авиации экипаж В.

Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова совершает беспосадочный перелет на самолете АНТ-25 через Северный полюс в Америку за 63 часа 16 минут. За это по возвращении все члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени.

Мечта исполнилась. Чкалова спешно вызвали из очередного отпуска для проверки нового истребителя. Несмотря на многочисленные неисправности самолета, было принято решение подниматься в воздух. Казалось, все шло относительно благополучно, но перед самой посадкой двигатель замолчал и самолет начал стремительно терять высоту.

Опытная рука пилота до конца удерживала штурвал, уводя машину от жилых домов. Вроде бы все обошлось, но в последний момент самолет зацепился крылом за электрические провода и, резко развернувшись, рухнул на дровяные склады. От падения Валерия Павловича выбросило вместе с креслом из кабины, он получил тяжелую травму головы и умер спустя 2 часа в Боткинской больнице.

От них курсанты узнали много интересного и поучительного о славных делах первых красных летчиков, самоотверженно боровшихся с врагами на Южном фронте, под Царицыном, у Каховки, в Туркестане и других местах. Чкалов слушал рассказы о воздушных боях с белогвардейцами и интервентами с огромным интересом.

Подобные беседы имели большое значение, способствуя формированию характера, патриотических чувств и любви к своей Родине у будущего авиатора. Все свободное время Чкалов отдавал работе. Он участвовал в перестройке кавалерийского манежа, помогал на аэродроме и в ангаре, трудился в мастерской на сборке самолетов, занимался в библиотеке. Кроме того энергичный и общительный волжанин успевал поучаствовать в художественной самодеятельности и поиграть в футбол. Инструктором его группы был Очев Вениамин Алексеевич — требовательный и строгий летчик.

Занятия по летному мастерству начались с рулежки на самолете «Моран-Парасоль». Курсанты учились управлять аппаратом при разбеге на земле, имитировали взлет и посадку. Чтобы самолеты не могли взлететь, с плоскостей у них была снята обшивка. Чкалов с упражнением справился на отлично, закончив рулежку в числе первых в группе и получив допуск к самостоятельным полетам. Дальнейшие занятия лишь подтвердили его незаурядные способности, неукротимую жажду летать, напористость в достижении поставленных целей.

Первый выпуск летчиков новой авиационной школы состоялся 9 октября 1923 года. В аттестате Валерия стоит запись: «Чкалов являет собой пример внимательного и осмысленного летчика… Быстро соображает, действует энергично и решительно, умеет раскрывать причины ошибок и удачно их исправлять. Хорошо чувствует скорость полета и самолет…». Осенью 1923 десять лучших летчиков из первого выпуска отправились в Москву в военно-авиационную школу. Инструктор Александр Иванович Жуков на боевых немецких «фоккерах» и английских «мартинсайдах» обучал Чкалова фигурам высшего пилотажа.

Здесь же будущий авиатор учился командовать группой. В мае 1924 Чкалов успешно окончил и это учебное заведение, получил свидетельство военного летчика и тут же был направлен в Серпухов в высшую авиашколу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Он попал в отряд Михаила Михайловича Громова — прекрасного педагога, великолепного летчика и просто душевного человека. В своих воспоминаниях бывший инструктор М. Громов так характеризовал Валерия Павловича: «На всех стадиях обучения он постоянно был первым.

Чкалов не знал колебаний: сказал — сделал. Шел, как говорится, напролом. В решительную минуту отбрасывал все, мешавшее ему достигнуть успеха… Чкалов не умел бояться. Самые смелые планы исполнял раньше, чем могло бы возникнуть чувство страха. Быстрота действий у него равнялась быстроте соображения».

В ноябре 1924 Чкалов стал летчиком-истребителем, попрощался с Серпуховом и убыл в первую Краснознамённую истребительную эскадрилью, созданную из отряда прославленного летчика Нестерова. Валерий был направлен в звено Москвина, получив для первых тренировочных полетов потрепанный и повидавший множество мастерских французский «Ньюпор-24-бис». Упорядоченная повседневная служба вскоре начала угнетать Чкалова. Молодому летчику было не под силу ограничиться подчинением приказу — в воздухе он ловил вдохновение, страстно нуждался в творчестве, проявлении себя. Несмотря на имевшиеся в те годы запреты, он самостоятельно начал отрабатывать фигуры высшего пилотажа, а кроме того совершенствовать методику обучения личного состава.

Уже через неделю двадцатилетний Чкалов за рискованные полеты на стареньком «ньюпоре» оказался на гауптвахте — в первый, однако далеко не в последний раз. Необходимо отметить, что огромную роль в его судьбе сыграл командир эскадрильи Иван Панфилович Антошин, ставший впоследствии начальником Одесской авиашколы. Подумал Иван Панфилович и о безопасности Чкалова, пересадив его на более современный и прочный немецкий истребитель «Фоккер Д-7». Во время полетов Валерий Павлович всегда ставил, на первый взгляд, невыполнимые задачи, старался выжать все возможное из себя и из машины. И за это имел серьезные проблемы с начальством.

Ни в одном источнике не указано точно, сколько раз отважный летчик пробыл на гауптвахте, сколько получил взысканий и сколько раз отстранялся от полетов. Только десять суток он отсидел за полеты вниз головой, еще десять — за эксперимент с мертвыми петлями. Поспорил, что сделаю пятьдесят петель, а вошел во вкус и прокрутил все двести», — объяснял потом Валерий комэску. За пролет между двумя рядом растущими деревьями боком — пять суток, за ставший легендой пролет под Троицким мостом в Ленинграде — пятнадцать суток. Когда об этом происшествии узнал командир эскадрильи, он спросил Чкалова: « А ты представляешь, что случится, если все наши летчики попытаются завтра сделать то же?

Он никогда не оправдывался, его грубоватая прямота многих подкупала. И выгнать из военной авиации его решались. Как летчику Чкалову не было равных, если большинству для освоения фигуры требовалось не меньше 50 летных часов, то Валерию достаточно было и пяти. На аэродроме говорили, что если о самолете Чкалова несколько часов не поступает никаких известий, значит, у летчика просто закончился бензин. Сам же он с усмешкой говорил про себя, что заговорен.

Пройдет немного лет и неукротимая фантазия Чкалова подтолкнет его на изобретение и оттачивание абсолютно новых фигур пилотажа. Как и все новое, его элементы будут поначалу восприняты в штыки, а Чкалова заклеймят «нарушителем». Лишь потом придет понимание того, что сделал Валерий Павлович в области авиации. Основанием послужило серьезное дисциплинарное нарушение — драка в пьяном виде. Позднее срок заключения для летчика снизили до шести месяцев.

После возвращения в часть летчик в 1926 году принял участие в перебазировании всей первой Краснознаменной авиаэскадрильи на военный аэродром города Троцка ныне — Гатчина. Весной 1927 года после того, как Чкалов побывал на курсах повышения летного мастерства, командование предложило ему показать то, чему он научился. Валерий Павлович же решил продемонстрировать все фигуры, в том числе и те, которые мог выполнять в воздухе только он один. Таких полетов гатчинский аэродром еще не видел. При планировании на посадку Чкалов исполнил «замедленную бочку» и, успешно посадив самолет, радостный выскочил из него.

Однако счастливое состояние вскоре померкло: комэск, поблагодарив за технику, сделал лишь положенные по инструкции замечания, а вот комбриг дал двадцать суток гауптвахты и на столько же дней отстранил от полетов. В 1927 году Валерий Чкалов женился на ленинградской учительнице русского языка и литературы Ольге Эразмовне Ореховой. Познакомились они в 1925 году, два года длился их роман, а когда девушка окончила институт, Валерий сделал ей предложение. Чкалову сказочно повезло с женой — Ольга Эразмовна все и всегда понимала правильно. В доме летчик бывал только наездами, за одиннадцать лет их брака вместе они прожили не более шести.

Семья Валерия Чкалова

Летом 1927 г. Валерий участвовал в показательных полетах, на которые были приглашены и зарубежные летчики-истребители. В результате, ему удалось продемонстрировать феноменальную технику и занять 1-е место. В скором времени он попал в аварию — на малой высоте зацепился за провода. Вследствие этого против Чкалова было возбуждено дело. Военный трибунал обвинил его в воздушном лихачестве, приговорив к 1 году тюрьмы. Однако, благодаря заступничеству высокопоставленных лиц, включая Ворошилова , в тюрьме он не пробыл и одного месяца. В 1930 г.

За пару лет проведенные в институте он выполнил свыше 800 испытательных полетов, опробовав около 30 типов самолетов, в числе которых был и тяжелый бомбардировщик. В последующие годы биографии Чкалов продолжил испытывать новейшие истребители. Тогда же он стал автором новых маневров высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки. В 1935 г. Подвиг Осенью 1935 г. Однако Сталин выступил против этого, изменив маршрут на «Москва — Петропавловск-Камчатский». Через несколько месяцев советский экипаж без особых трудностей справился с поставленной задачей.

Интересен факт, что протяженность данного маршрута составила 9375 км. За данный подвиг пилоты получили звания Героев Советского Союза, тогда как Чкалову был подарен еще и личный самолет «У-2». Именно тогда летчик обрел всесоюзную популярность. Желая достичь больших высот, Валерий продолжил просить разрешения у Сталина на перелет «Москва — Вашингтон».

Он настолько увлекался полетами, что очень часто проявлял излишнюю дерзость и отвагу. За чрезмерные риски его часто отстраняли от полетов. Помимо этого, были у молодого человека проблемы с дисциплиной и на земле. В 1925 году его на один год лишили свободы по военному трибуналу за выход на службу в пьяном состоянии и дискредитацию авторитета командира-бойца Красной Армии. Впоследствии срок снизили до шести месяцев.

К сожалению, этот опыт не дал положительных результатов, и спустя три года, в 1928 году, военный трибунал снова осудит летчика. В этот раз за воздушное лихачество и многократное нарушения дисциплины он был приговорен к одному году тюрьмы. Также его уволили из Красной Армии. Благодаря его таланту за него сразу же начали ходатайствовать Алкснис и Ворошилов, которым удалось через месяц заменить реальное наказание условным. Летчик стал инструктором и руководителем школы планеристов. Проработав два года, он успел совершить больше восьми сотен испытательных полетов, освоить технику пилотирования тридцати типов самолетов. С 1933 года жизнь Валерия Чкалова снова меняется — его переводят в летчики-испытатели на авиационный завод в Москве. Здесь он испытывал различные истребители и бомбардировщики. Не оставил он и воздушное лихачество, освоив фигуру восходящего штопора, а также замедленной бочки.

В 1935 году он был удостоен ордена Ленина вместе с конструктором Николаем Поликарповым за создание лучших истребителей. Это была высшая правительственная награда. Перелет из Москвы на Дальний Восток Перелет должен был показать возможности развивающейся авиации. Чкалов Валерий Павлович во главе своего экипажа стартовал 20. Полет длился пятьдесят шесть часов без посадки, пока не оказался на острове Удд Охотское море. За это время было преодолено более девяти тысяч километров. Там же, на острове, на борт самолета нанесли надпись «Сталинский маршрут». За удачный перелет экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза и орденами Ленина. Чкалов Валерий Павлович получил в подарок личный самолет, который сохранился до наших дней и хранится в музее Чкаловска.

Важность этого перелета была подчеркнута тем, что Сталин лично встречал экипаж на Щелковском аэродроме в августе 1936 года. После этого Валерий Павлович получил всенародную известность по всему Союзу. Сталин не хотел повторения неудачи, которая постигла Леваневского летом 1935 года. Но после успешного перелета на Дальний Восток разрешение было получено. Самолет стартовал 18. Условия для полета оказались намного сложнее, чем предполагалось.

Некоторые руководители завода, которые оказались причастны к поспешному испытанию, были приговорены к длительным срокам заключения. Семья и дети С женой Валерий Чкалов, биография которого - тема нашего обзора, познакомился еще в молодые годы. В 1927 году они поженились и вскоре обзавелись первым ребенком. Ольга Эразмовна была в девичестве Ореховой, работала учительницей. Жена Валерия Чкалова пережила его на пятьдесят девять лет. Она написала ряд трудов и воспоминаний о муже. Прожила Ольга Эразмовна девяносто шесть лет, замуж больше не выходила. В браке у них родилось трое детей: Игорь 1928-2006. Ольга 1939. Сын летчика Игорь Валерьевич не стал испытателем, как отец. Но его жизнь была связана с самолетами — он был инженером ВВС. Также он пополнял фонд музея, посвященного его отцу в Чкаловске. Многие в интервью интересовались, как погиб Валерий Чкалов. На это сын отвечал, что отца устранили из-за того, что он имел существенное влияние на Сталина. Похоронен сын известного летчика на Новодевичьем кладбище. Дочери о гибели отца Сыну Валерия Павловича было почти десять лет, когда случилась трагедия. Он помнил отца по личным воспоминаниям, даже летал с ним на самолете. У дочерей таких воспоминаний не было. Валерии было всего три года, а Ольга родилась только после смерти отца. При этом все дети Валерия Чкалова сохранили память о нем. По поводу смерти отца в своих интервью дочь Ольга придерживались версии, что все случилось из-за спешки и запуска «сырого» самолета. Валерия же придерживалась версии, что отца убрали, намеренно устроив испытания дефектного самолета. В 1938 году был пик репрессий, в том числе и в авиации, поэтому ничего удивительного сестры не видят в том, что их отца могли подтолкнуть к заведомо опасному полету. Память о герое Валерий Чкалов годы жизни - 1904-1938 был одним из известнейших людей Советского Союза. В его честь назывались станции метро, пионерские организации, военные эскадрильи. Его именем был назван один из островов в Охотском море, куда приземлился экипаж при перелете из Москвы на Дальний Восток, а также небесное тело нашей системы номер 2692. Его именем назван город, в котором он родился. В то время это было село Василево. Его имя носят множество населенных пунктов в России, Украине, Таджикистане.

Уже при заходе самолёта на посадку двигатель М-88 остановился. Чкалов, как отмечено было в акте комиссии по расследованию причин аварии, «до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами». Но при посадке самолёт зацепился за провода и столб, а лётчик ударился головой об оказавшуюся на месте падения металлическую арматуру. Через два часа он скончался в Боткинской больнице от полученной травмы. Похоронен Валерий Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене. После гибели Чкалова был арестован ряд руководителей авиационного завода, причастных к организации этого полёта, они были приговорены к длительным срокам лишения свободы за выпуск в полёт самолёта с многочисленными неисправностями, повлёкшими гибель лётчика. Приказ НКО N 070 от 4 июня 1939 года …Число лётных происшествий в 1939 году, особенно в апреле и мае месяцах, достигло чрезвычайных размеров. За период с 1 января до 15 мая произошло 34 катастрофы, в них погибло 70 человек личного состава. За этот же период произошло 126 аварий, в которых разбит 91 самолет. Только за конец 1938 и в первые месяцы 1939 гг. Эти тяжёлые потери, как и подавляющее большинство других катастроф и аварий, являются прямым результатом: а преступного нарушения специальных приказов, положений, лётных наставлений и инструкций;. Герой Советского Союза, известный всему миру своими рекордными полётами, комбриг В. Чкалов погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полёт в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чём Чкалов был полностью осведомлён. Больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолёта, т. Сталин лично дал указание о запрещении т. Чкалову полётов впредь до полного устранения недостатков самолёта, тем не менее комбриг Чкалов на этом самолёте с не устраненными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но начал совершать свой первый полёт на новом самолёте и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламлённой местности, самолёт разбился и комбриг Чкалов погиб. Вблизи места катастрофы самолёта Чкалова установлен памятный камень. Альтернативные версии Высказывались сомнения в истинности официальной истории гибели Валерия Чкалова: якобы непонятно, почему опытный образец боевого самолёта взлетал с Центрального аэродрома на Ходынском поле, то есть с полосы гражданского аэропорта, и как он туда попал. Завод, выпустивший опытный образец И-180, существует и сейчас. Это завод имени Хруничева в Филёвской пойме. ВПП закрытого и охраняемого заводского аэродрома располагалась там, где сейчас проходит улица Филёвский бульвар расположение заводских корпусов и бульвара весьма характерны и до сих пор не утратили следов планировки бывшего авиапромышленного объекта. Эти сомнения — плод незнания истории авиации: в 1938 году аэродром на Ходынском поле был Центральным аэродромом им. Кроме полётов пассажирских самолётов, он являлся и заводским аэродромом для трёх заводов и нескольких ОКБ. В том числе — и ОКБ Поликарпова. Ныне — это завод имени П. Согласно версии, изложенной дочерью Чкалова, Валерией Валерьевной в фильме телепроекта «Искатели» «Охота на Чкалова», в гибели лётчика виновны НКВД, а также Иосиф Сталин и Лаврентий Берия, сознательно подводившие Чкалова к смерти во время испытательного полёта например, разрешение на вылет неисправного самолёта, срез жалюзи у мотора. Семья Жена — Ольга Эразмовна Чкалова, урождённая Орехова 1901—1997 , в браке с 1927 года, ленинградская учительница, автор ряда книг и воспоминаний о Чкалове, статей по педагогической тематике.

Чкаловск - родина Валерия Чкалова

Советский летчик-испытатель. Убит в 1938-м». Валерий Павлович мечтал иметь шестерых детей. Но родились трое. В январе 28-го - Игорь, Валерия - в мае 35-го, Ольга - через семь месяцев после гибели отца. Ольга Эразмовна, жена летчика, умерла в 1997 году на 96-м году жизни. В честь Чкалова названы планета, остров, мыс, две горы в Антарктиде, город, улицы, рестораны, кинотеатры, летные школы, минерал чкаловит, установлены памятники выдающемуся летчику-испытателю, созданы мемориалы... Но главные хранители памяти о Чкалове - его потомки: дети, внуки, правнуки. А полгода назад родилась праправнучка летчика Ксюша. Рядом с нами за столом делает математику девятилетний внук Валерия Чкалова Саша.

Сын Игоря Валерьевича. Мальчишка - вылитый дед. Когда вырастешь, в летчики пойдешь? Я еще не решил, кем стану. А вот Игорь в этом же возрасте мечтал о небе... Лучшие дня И. Я хорошо запомнил тот день: мы летели на открытие канала Москва-Волга, взлетели из Химок, конечно, у меня горели глаза от восторга, от восхищения. Отец мне сказал: "Ты, конечно же, хочешь стать летчиком. Но я категорически против.

Ты будешь стремиться быть таким, как я. У тебя это может не получиться. Но ты ведь не сломаешься, не свернешь с пути. Этот путь очень опасный. Ты можешь разбиться, а мне ты нужен живым. Лучше будь авиационным инженером". Завещание отца было исполнено. Игорь стал авиационным инженером. Меня дважды исключали из партии, одиннадцать раз представляли к званию генерала, но я так и остался полковником.

Хотя почти 15 лет проработал на генеральской должности. В 58 лет я ушел на пенсию. Дело все в том, что у меня характер чкаловский. И я всегда говорил правду людям в глаза невзирая на чины и звания. Поэтому его живого я не запомнила. После папиной гибели мама повесила портреты папы на стены его кабинета. Поэтому дух отца постоянно присутствовал в нашей семье. А кроме того, все то, что они с отцом закладывали в воспитание своих детей, мама продолжила развивать в нас. Затем еще и в Москве учился.

В 1924 году отца - ему было всего двадцать лет - направили в 1-ю Краснознаменную эскадрилью, в Ленинград. Над летчиками шефствовали студентки пединститута. На новогоднем балу Чкалов и познакомился с моей будущей мамой - Ольгой Эразмовной Ореховой. Она в тот вечер пела на сцене, а отец, когда она закончила выступление, собрался с духом и подошел к ней. В тот вечер он предложил проводить ее до дома, и она согласилась. Они встречались почти два года, прежде чем поженились. А в 1927 году по просьбе своего отца Павла Григорьевича, церковного старосты в слободе Василёво, Валерий Павлович договорился с батюшкой одной ленинградской церкви и ночью привел Ольгу Эразмовну сюда венчаться. Для офицера Красной армии это был довольно смелый поступок. Маму и отца связывало очень крепкое, настоящее чувство любви.

Ольга Эразмовна прожила 96 лет и после гибели Валерия Павловича, оставшись вдовой в 37 лет, так и не вышла больше замуж. Несколько лет назад я перебирала фотографии отца и нашла одну, где он в военной форме стоит. На обратной стороне была свежая надпись, сделанная маминой рукой: "Милый! Как мне тебя не хватает! Отца заменить было невозможно, второго такого не было. Он относился к женщинам с повышенным уважением. Например, он говорил маме: "Никогда не ходи сзади меня, как будто мы наскучившие друг другу муж с женой". В последние годы, когда Валерий Павлович уже имел машину с персональным водителем, он всегда останавливался у трамвайной остановки, если, конечно, никуда не спешил, и подвозил женщин с детьми туда, куда им нужно было. Самый известный его трюк - пролет под мостом Невы.

Кстати, сохранилась статья Чкалова "Как я летал под мостами". Значит, не один раз все-таки. Отец, конечно, был отважным и рискованным человеком, но это был расчетливый риск, - "защищает" отца Валерия Валерьевна. И этим сохранил жизнь себе и экипажу. Тогда о нем уже заговорили как о новаторе. За короткую жизнь он разработал и выполнил 15 фигур высшего пилотажа, многие из которых спасли немало жизней летчиков в годы войны. А о том самом "хулиганском" пролете под мостом авианачальники позже отзывались так: "Чкалов доказал необходимость пилотирования на критически малых высотах". Он так низко летал на бреющем полете, что коровы переставали доиться, оглушенные ревом моторов. Второго мая 1935 года на Ходынском поле проходил показ авиационной техники и полетов.

Чкалов, в то время ведущий летчик-испытатель КБ имени Поликарпова, отпилотировал на И-16, вылез из самолета и увидел, что к нему направляется Сталин со свитой. Ворошилов представил: "Это тот самый воздушный хулиган Валерий Чкалов". Сталин сказал: "Мы разберемся, кто такой Чкалов! Чкалов ответил: "Я испытываю опытные, единственные образцы техники. И моя задача - их посадить, чтобы разобраться со всеми недостатками. И, кроме того, новая техника очень дорога". Тогда-то и прозвучала фраза Сталина, перевернувшая жизнь Чкалова: "Запомните, ваша жизнь нам дороже любой машины! Ушел и с ним не попрощался. В школе я был какой-то рассеянный, что-то меня тревожило, а что - понять не мог.

Вернулся домой и каждый раз, когда хлопала дверь лифта, выбегал на лестницу смотреть - не отец ли вернулся? Потом к нам пришел сын Василия Ивановича Чапаева Аркадий, тоже летчик. Он жил в нашем доме. Я его у лифта встретил. Спрашивает: "Мама дома? Мама ответила: "Знаешь, дорогой Аркаша, я жена летчика-испытателя и всегда ко всему готова. Говори правду, разбился? Был только на Красной площади после кремации, когда его хоронили. Я стоял рядом со Сталиным.

Он прижал меня к себе, я поднял голову и увидел на его лице слезы... При заходе на посадку у самолета отказал двигатель. На пути падающего самолета стоял барак. Чкалов стал убирать шасси, чтобы перелететь его, но, как потом выяснилось, они были законтрены. Он отвернул в сторону и врезался в железную опору. Его выбросило на землю, и головой Чкалов ударился о железную балку. Тогда еще защитных гермошлемов не было... Ударом перебило мозжечок. Валерий Павлович был жив еще два часа.

И узнали, когда со многих документов сняли гриф "секретно". Мы узнали, что "добро" на полет дал директор авиазавода Усачев, назначенный на эту должность за год до трагедии и не имевший к авиации никакого отношения. Комиссия по расследованию катастрофы насчитала 48! Более того, многие части, в том числе крылья, были макетами, не приспособленными для испытания в воздухе. После гибели Чкалова многие писали и говорили, что все происшедшее - случайное совпадение обстоятельств. Но я не верю в случайности... Прежде всего бросается в глаза факт очень активного участия НКВД в испытании этого самолета. Их представители присутствовали на всех этапах доработки и испытаний. При этом некоторые документы из архивов исчезли.

В частности, в сопроводительном письме комиссии по расследованию катастрофы говорится, что они отправляют вместе с актом 33 фотографии с места катастрофы. Их нигде нет. Ни в одном из архивов. Как нет и показаний одного из свидетелей. А если документы изъяты, значит, кто-то очень не хотел, чтобы их увидели. На следующий день после катастрофы неизвестные сбросили с электрички ведущего инженера по проекту И-180 Лазарева. Начальник главка авиапромышленности Беляйкин отсидел пять лет, а когда вышел на свободу, был убит через сутки... В 1962 году я был в Боткинской больнице, куда в свое время привезли отца, навещал там приятеля. И так получилось - познакомился с главврачом.

Тогда, в 38-м, он, работая дежурным врачом, принимал отца. Подарки из Америки - После легендарного перелета в июне 1937-го на американский континент Валерий Чкалов стал известен всему миру. Встречающая толпа растащила весь самолет по винтику, а самого летчика оставила в трусах - всю одежду разорвали на сувениры. В итоге они приземлились на небольшом военном аэродроме Ванкувера. Начальником этого гарнизона был генерал Дж. Маршалл, ставший впоследствии госсекретарем Соединенных Штатов. Так вот, впервые его имя стало известно Америке и миру благодаря посадке нашего экипажа в его "владениях". Сам генерал позже в этом признавался. Сейчас в Ванкувере стоит бюст Чкалова, и к нему, кстати, приезжают американские молодожены, как у нас к Вечному огню.

Отец рассказывал, что, когда наших летчиков пригласили в Белый дом, Рузвельт встречал их в своем кабинете, стоя рядом со своим инвалидным креслом. Такого внимания президент, говорят, не оказывал больше никому. Но привез не барахло, а набор пластинок: Шаляпина, Чайковского, Бородина, Штрауса... Мои первые в жизни настоящие часы на цепочке. Просто роскошное по тем временам. В нем меня даже сфотографировали для семейного альбома. Еще привез кукол - с фарфоровыми лицами и закрывающимися глазами, елочные игрушки, радиолу. Маме - духи. Тогда эти подарки были сказочными.

Чкалов в домашнем халате И. А после легендарного перелета на Дальний Восток, перед полетом в Америку, нам дали большую квартиру на Земляном Валу. После гибели отца эта улица носила его имя. А сейчас это снова Земляной Вал. Сейчас там живет моя сестра Валерия с мужем, и она постаралась сохранить в квартире все так, как было при отце. А в свободное время чаще всего читал. В квартире жила мамина мачеха, мамина сестра из Ленинграда, была домработница - было кому с бытом управляться. А так, конечно, он все мог делать. Отец был очень хозяйственным и домашним.

Даже в переписке с мамой он все время пишет, что надо позаботиться об этом или о том. И из командировок всегда привозил мешки с картошкой или еще с какими-то продуктами. Вещи привозил - маме и всей семье. И еще папа излучал колоссальную положительную энергию. Мама так говорила: "Когда он входил в дом, то все начинало оживать, крутиться и вертеться". Если отдыхали на даче, то утром он зачастую будил всех, окатив холодной водой из ведра. Начиналась беготня, смех, движение. Многие люди очень любили его общество, заряжались от него, поэтому гости у нас в доме были постоянно... Из спиртного предпочитал водку, а из закуски - пельмени, которые частенько помогал лепить, и уху.

Так их любил. Еще любил выпить чаю с маминым фирменным лимонным пирогом. У тебя есть дар - видеть насквозь человека. Ты вспомни, сколько людей ты спас от тюрьмы и расстрела и сколько мы на этой почве ругались". Отцу действительно приходилось, пользуясь своим авторитетом, ходить на прием к Иосифу Виссарионовичу и просить за кого-то. Рассказывают о случае, когда, выходя из кабинета Сталина, Чкалов так хлопнул дверью, что советник вождя в приемной подпрыгнул на кресле. И все же отец смог убедить Сталина дать ему отсрочку от предлагаемой должности и закончить испытания нового самолета. Чего он опасался? Видимо, были на то причины.

Ведь на него покушались семь раз - нападали на улице с ножом, пытались подстроить катастрофу поезда, когда он был кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР. Разное было. Он не любил обсуждать в семье вопросы политики. Поэтому мы многое из того, что его беспокоило, чего он опасался, уже никогда не узнаем. Многое из того, что происходило, ему казалось непонятным и необъяснимым. Это ведь был 37-й год. Техника конструктора Туполева ставит один рекорд за другим, и вроде бы конструктор в фаворе, но неожиданно для всех Туполева в 37-м арестовывают. Директора 21-го Горьковского завода, где отец испытывал самолеты, тоже сажают. Арестовывают журналиста - друга Чкалова.

Вся эта цепь событий заставляет отца насторожиться. Не думаю, что он остался бы жить, если бы его арестовали. Справка Чкалов Валерий Павлович, летчик-испытатель. Родился 2 февраля 1904 в слободе Василёво ныне город Чкаловск Нижегородской области. Учился на токаря в Череповецком ремесленном училище. В 1918-1919 годах работал молотобойцем в Василёвском затоне, кочегаром на землечерпалке и на пароходе. В армии с 1919-го. До 1921-го - слесарь по ремонту и сборке самолетов. В 1922-м окончил Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1923-м - Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, в 1924-м - Московскую школу высшего пилотажа и Серпуховскую высшую школу воздушного боя, стрельбы и бомбометания.

Известно, что род пошел от монастырских крестьян. Первым упоминается Иван Чкалов, предположительно 1687 года рождения. Потом Чкаловы были бурлаками на Волге. В каждой семье рождалось много детей. Так что род наш очень большой, — У прадеда Григория было 10 детей, среди них сыновья Павел 1866 года рождения — отец легендарного летчика, и Семен 1882 года рождения , отец моего отца Бориса. Если еще проще, то Семен приходился Валерию Чкалову дядей, а мне — дедом. Во всех официальных биографиях Валерия Павловича написано, что его отец был простым котельщиком в казенных мастерских. Но это не совсем так. Одно время он владел речным пароходом «Русло».

Собственное судоходное дело вел вместе с братом Семеном. Верхний ряд: дочь Мария и сын Володя. Он знал Волгу как свои пять пальцев и, не будучи художником и инженером, создал рисунки всех пароходов, что ходили по реке в начале ХХ века. А это 245 пассажирских и 77 буксирных! Каждый из рисунков сопровождался техническими характеристиками. К счастью, эти уникальные свидетельства не пропали, и моя тетя Анна Семеновна передала их в музей в Нижнем Новгороде. Основная черта представителей нашей семьи — трудолюбие. Дед, уже и за 80 лет, начинал день с работы — колол дрова или чистил двор от снега. Потом ставил самовар.

Не пил, не курил. Был всегда спокойный. Самое большое ругательство у него было: «Вот зараза! Первый слева в верхнем ряду — Валерий Борисович Чкалов. Рядом с ним его отец Борис Семенович. Затем — Алексей Павлович Чкалов, родной брат знаменитого летчика. Третий справа в верхнем ряду — Семен Григорьевич Чкалов. Фото: семейный архив Я много могу про деда вспоминать, так как в детстве много с ним общался, он меня фактически и воспитал. После похорон Валерия Чкалова в 1938 году дед и мой отец были на приеме у Сталина.

И «вождь народов» поинтересовался, кем хочет быть мой отец. Ну, конечно же, летчиком! Сталин велел Ворошилову поспособствовать молодому человеку. Но связать свою жизнь с небом отец не смог — по состоянию здоровья. Поступил в танковое училище. После войны служил в Германии. Офицеры тогда не могли брать с собой детей, так что первые школьные годы а затем и в начале студенчества в Горьковском университете, до переезда в Минск я жил у деда Семена, в Высоково, в чкаловском родовом гнезде. Своего дядю Семена любил и Валерий Павлович. Когда Чкалов прилетал по делам в Горький, то делал несколько кругов над Высоково.

Это был сигнал. Пока он добирался до деревни на автомобиле, Семен Григорьевич топил для племянника баньку… Париться тот обожал. Потом было семейное застолье. Но поскольку дед сам не пил, то стопку водки вместе с Валерием поднимала моя бабушка Татьяна Алексеевна. Кстати, я, как и дочь Чкалова Валерия Валерьевна, не согласен с образом летчика и человека, который представили создатели сериала «Чкалов». Он не был таким пьяницей и гулякой, как его там показывают. Выпить он, конечно, мог. Но пьяница никогда бы не совершил сложнейший перелет длительностью 63 часа 16 минут. Я видел самолет, на котором прошел этот перелет.

В 1924 году стал уже настоящим профессионалом, и не могла не пополниться интереснейшими фактами у такого дерзкого человека, как Валерий Чкалов, биография. Семья его — отец и мачеха Наталья Георгиевна, которая очень старалась заменить мальчику мать, и у неё даже получалось, чрезвычайно переживали за сына. Он вырос отважным, но бесстрашие его довольно часто становилось безмерным. Например, когда начал служить в ленинградской авиаэскадрилье, практически ежедневно совершал весьма рискованные полёты. Взыскания от начальства множились, но и восхищение его недюжинным талантом возрастало. Случилось, что Чкалова даже осудили за это воздушное лихачество, и он провёл пару месяцев в тюрьме. Однако ничто не помогало.

Документа нет, но очевидцы заявляют, что однажды на спор Валерий Чкалов провёл самолёт под Троицким мостом. Ленинград ахнул и переполнился слухами. Лётчик-истребитель, лётчик-испытатель С 1924 года Валерий Чкалов служит истребителем. В это время он женился на учительнице из Ленинграда Ольге Ореховой, в 1928 году в семье родился первенец — сын Игорь. Но карьера Чкалова в авиации, как ни странно, оказывается под угрозой. Дело в том, что Чкалов отличался не только исключительной отвагой в воздухе, но и откровенной дерзостью и лихачеством. Он исполнял сложнейшие фигуры высшего пилотажа, мог вылететь в любую погоду и нередко производил опасные маневры, которые, впрочем, всегда заканчивались благополучно.

Широко известна и история, когда Чкалов, якобы на спор, пролетел под Троицким мостом в Ленинграде, этот пролет был исключительно опасен, за него получил выговор. В итоге Чкалова отстраняют от полетов и только по ходатайству самого «первого маршала» К. Здесь ему пригодилось умение осваивать разные типы авиатехники и быстро привыкать к особенностям любого самолета. Буквально за два года работы испытателем он совершил свыше 800 вылетов для НИИ. Освоил свыше 30 типов самолетов, многие из которых так и не пошли в серию, другие же широко известны любителям истории и авиации. Чкалов летал даже на воздушном авианосце, тяжелом ТБ-3, к которому подвешивалось несколько истребителей. Причем ему одинаково легко удавалось справиться с управлением и привыкнуть как к истребителю, так и к тяжелому бомбардировщику.

Тогда же он придумывает две новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную бочку. За особые заслуги в испытании истребителей Н. Поликарпова, в которых остро нуждалась отечественная истребительная авиация, он получает орден Ленина. Но глава государства Иосиф Сталин запретил этот проект, заменив маршрут на «Москва — Петропавловск-Камчатский». Этот рекордный на тот момент перелет был осуществлен вышеупомянутой командой без каких-либо проблем. Протяженность так называемого «Сталинского маршрута» составила более 9 тысяч километров. За этот подвиг летчики были удостоены звания Героев Советского Союза, а Чкалов, как командир воздушного корабля, стал любимцем граждан страны.

Ему от правительства даже был презентован личный самолет марки У-2. На волне популярности Валерий Павлович рискнул вновь обратиться к Сталину с изначальным предложением и на этот раз получил добро. И 18 июня 1937 года Чкалов с товарищами вылетели из Москвы, и, несмотря на плохие условия видимости, сумел вовремя достичь американского города Ванкувер, штат Вашингтон. Перелет сквозь Северный полюс превратил Чкалова в народного героя, живую легенду. Отец «сталинского сокола» был пароходчиком, а дядя — художником-самоучкой — Род Чкаловых происходит из деревни Высоково под Нижним Новгородом. Теперь этого села уже нет, оно слилось с городом. Метрические свидетельства о представителях семьи, чуть ли не с XVII века, начал собирать некий церковнослужитель.

Известно, что род пошел от монастырских крестьян. Первым упоминается Иван Чкалов, предположительно 1687 года рождения. Потом Чкаловы были бурлаками на Волге. В каждой семье рождалось много детей. Так что род наш очень большой, — У прадеда Григория было 10 детей, среди них сыновья Павел 1866 года рождения — отец легендарного летчика, и Семен 1882 года рождения , отец моего отца Бориса. Если еще проще, то Семен приходился Валерию Чкалову дядей, а мне — дедом. Во всех официальных биографиях Валерия Павловича написано, что его отец был простым котельщиком в казенных мастерских.

Но это не совсем так. Одно время он владел речным пароходом «Русло». Собственное судоходное дело вел вместе с братом Семеном.

Игорь Валерьевич окончил Военно-воздушную академию имени Жуковского и всю жизнь отдал работе в авиации.

Сына знаменитого летчика не стало в 2006 году в возрасте 78 лет. Старшая дочь Чкалова Валерия Валерьевна выбрала для себя специальность инженера-физика и после окончания МГУ много лет была начальником лаборатории, а затем начальником отдела в одном из московских НИИ. Младшая дочь Чкалова Ольга Валерьевна после окончания Московского энергетического института стала инженером-электронщиком. Имеет ученую степень кандидата технических наук.

Занималась разработкой полевых транзисторов, работала инженером электронной техники.

Please wait while your request is being verified...

В 1938 году, после гибели Чкалова, его именем был назван город Оренбург историческое название возвращено в 1957 году. В 1941 году Михаилом Калатозовым был снят биографический фильм "Валерий Чкалов". Именем Чкалова названы улицы во многих городах, суда, школы, высшее военное авиационное училище лётчиков в Оренбурге, Центральный аэроклуб в Москве, авиационные заводы в Ташкенте и Новосибирске, остров на Дальнем Востоке. В Нижнем Новгороде и многих других городах установлены памятники Чкалову, в Москве на месте гибели — памятный знак.

На доме по адресу Земляной вал, 14, где жил Чкалов в Москве, установлена мемориальная доска. В городском музее авиации хранится макет самолета АНТ-25. Мне нравилось выводить машину из штопора, делать резкие пике, неожиданно перевертывать самолет и лететь вниз головой.

Я ставил себя и машину в трудные, рискованные положения. Однажды в течение сорока минут я сделал двести пятьдесят мертвых петель». Нас посадили на самый шикарный пароход «Нормандия».

Я весь пароход не видел, не знаю, можно ли его осмотреть за рейс. Я не представляю, по-моему, нельзя. Это восьмиэтажный пароход, что-то 70 000 тонн водоизмещением, четыре турбины, четыре гребных винта.

Каждый винт диаметром пять метров.

Дело в том, что они могли бы объяснить, почему на испытуемом истребителе стояли нелетные крылья. Доказательства этого нашла в архивах дочь летчика Валерия Валерьевна Чкалова. В своей книге она привела документ: «…Изготовленные крылья на заказе "318" могут быть допущены в полет с ограничением перегрузок… Для замены их надлежит изготовлять крылья 318Д, как летные…». Под заказом "318" проходил истребитель «И-180». Поликарпов требовал, чтобы во время первого полета не убирали шасси и не превышали скорость. Убрав шасси, истребитель увеличил бы лобовое сопротивление самолета и дотянул бы до аэродрома, а не рухнул на мусорную гору. Но шасси было закреплено. К тому же вылет самолета запретил представитель запорожского авиамоторного завода, который собирал мотор для «И-180». Авиаинженер Евгений Гинзбург обнаружил, что с их мотора была снята левая бензиновая помпа, хотя по инструкции их было две!

Гинзбург интересовался насчет этого у Лазарева, того самого инженера, которого выбросили из электропоезда. В 2012 году Евгений Дятлов сыграл летчика-героя в сериале «Чкалов» Тайные страхи Как рассказывал в своих воспоминаниях Гинзбург, Лазарев лишь произнес, что это была вынужденная мера. Вообще ситуация с самолетом складывалась очень странная. Пробную проверку истребителя задумали 12 декабря. Но Берия сообщил партийному руководству о том, что машина не доделана было обнаружено около 48 изъянов и что испытания могут привести к гибели летчика. Полет отменили. Но только 12 декабря. Необъяснимо и поведение руководителя авиазавода Усачева, который, несмотря на все рекомендации НКВД и письма Берии, на свой страх и риск допустил истребитель к испытаниям. И это в 1938 году, когда вольно мыслить боялись даже на собственной кухне. Тогда комиссия пришла к выводу, что катастрофа произошла из-за «...

На самолете не были установлены жалюзи, которые регулируют охлаждение мотора. Существует версия, что жалюзи были срезаны. Об этом мог бы рассказать бортмеханик Куракин, но он очень кстати бесследно исчез. Валерий Чкалов с женой Ольгой и сыном Игорем на отдыхе, 1936 год Дети Валерия Чкалова — Игорь, Валерия и Ольга, родившаяся через семь месяцев после гибели отца, — считали, что катастрофа была спланированным убийством. И не случись она, Валерий Павлович все равно бы погиб.

Став лётчиком-испытателем, В. Чкалов с каждым днём совершенствовал своё мастерство. Он был автором фигур высшего пилотажа и совершил два беспосадочных перелёта на дальние расстояния: «Москва — остров Удд», «Москва — Северный Полюс — Ванкувер». Последний полёт длился 63 часа 16 минут, за которые было пройдено 8 504 км.

Чкалов Его именем названы улицы и населённые пункты, корабли и музеи.

Выяснилось, что управлять самолетом он предпочитал по-своему, вопреки инструкциям и приказам начальства. Самый знаменитый «трюк» Чкалова вошел в историю как пролет под Троицким мостом через Неву. Также небесный виртуоз практиковал полеты на предельно низких высотах, крутил мертвые петли, разрабатывал фигуры высшего пилотажа, в том числе «восходящий штопор» и «замедленную бочку». У сослуживцев такая храбрость вызывала восхищение, а командиров приводила в ярость. Своенравный лихач регулярно получал дисциплинарные взыскания, отстранялся от полетов и даже попадал в тюрьму.

Герой и любимец Сталина Несмотря на проблемы с дисциплиной и напряженные отношения с начальством, Валерий Чкалов построил блестящую карьеру. Всего за свою жизнь он совершил более 800 испытательных полетов и освоил управление около 70 самолетов. Всенародное признание и слава обрушились на Чкалова после его беспрецедентного перелета из Москвы на Дальний Восток. В 1936 году вместе с двумя другими летчиками Георгием Байдуковым и Александром Беляковым он преодолел больше девяти тысяч километров. Беспересадочный полет длился 56 часов в сложнейших погодных условиях. По возвращении в Москву экипаж встречал лично Сталин.

Все трое пилотов получили звания Героев Советского Союза и ордена Ленина. В компании тех же напарников он совершил беспосадочный перелет «Москва — Северный полюс — Ванкувер». Спустя 63 часа 25 минут летчики приземлились в назначенном пункте. В США воздушных асов встретили, как самых прославленных звезд. О них писали в американской прессе, в их честь проводили банкеты, а президент Рузвельт лично поздравил советских смельчаков в Белом Доме.

2 февраля исполняется 115 лет со дня рождения легендарного Валерия Чкалова

20 января (по Новому стилю – 2 февраля) 1904 года появился на свет будущий Герой Советского Союза летчик Валерий Павлович Чкалов. Он погиб в 1938-м, а медаль «Золотая Звезда» была учреждена только 1 августа 1939 года. Валерий Павлович Чкалов – один из самых известных лётчиков за всю историю СССР. chek12 Легендарный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Чкалов Валерий Павлович родился 2 февраля (по старому стилю 20 января) в 1904 г. в селе Василево в Нижегородской губернии, которое в 1937 году по просьбе жителей переименовано в Чкаловск. В 1937 году, ещё при жизни Валерия Павловича, после рекордного перелёта в США, Василёво переименовали в Чкаловск.

Валерий Чкалов: биография, семья, фото

В августе 1937 года, еще при жизни Валерия Чкалова, поселок Василево в Нижегородской области, где он родился, был переименован в Чкаловск. В 1938 году, после гибели Чкалова, его именем был назван город Оренбург (историческое название возвращено в 1957 году). После гибели Валерия Павловича 28 декабря 1938 года, училище было переименовано в «Борисоглебское ордена Ленина Краснознамённое военное авиационное училище лётчиков ВВС Красной Армии им. В. П. Чкалова»[4]. Его детство (Валерий Чкалов родился в 1904 году) прошло на Волге, в небольшом селе в Нижегородской губернии. Советский лётчик Валерий Павлович Чкалов выступает перед избирателями города и области в местной радиостудии. Валерий Павлович Чкалов — российский[en] летчик-испытатель, комбриг (1938), Герой Советского СоюзаГерой Советского Союза — в 1934-1991 годах почетное звание, высшая степень отличия за заслуги перед Советским государством и обществом. Валерий Чкалов родился десятым ребенком в семье мастера-котельщика волжского речного пароходства Павла Григорьевича Чкалова 2 февраля 1904 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий