Новости гродно катедра

Ярким примером такого храма является фарный костел в Гродно, официальное название которого Кафедральный собор святого Франциска Ксаверия. Новости ГродноОфициальный YouTube-канал телеканала "Гродно Плюс".Здесь для Вас новости Гродно и новости Гродненской области.

Католики Гродно готовятся к Пасхе — в храмах проходит освящение продуктов

Находится он в двух десятках километров от Гродно, по пути на Августовский канал, и считается одной из архитектурных жемчужин региона. С 17 по 21 марта, на первой седмице Великого поста, в Покровском кафедральном соборе города Гродно будет пребывать великая святыня – частица Честного Пояса Пресвятой. Новости ГродноОфициальный YouTube-канал телеканала "Гродно Плюс".Здесь для Вас новости Гродно и новости Гродненской области. Новости Республиканского центра управления и реагирования на ЧС.

Рараты 2023

Он проходит ежегодно на праздник Божьего тела. В связи с этим в центре временно ограничат движение. Франциска Ксаверия пройдет служба. После литургии начнется евхаристическая процессия, которая пройдет по улицам традиционным маршрутом между костелами города.

Позднее и при другом владельце в здании был организован ресторан «Славянский».

Так католический комплекс перешёл в эпоху использования различными коммерческими заведениями и о его славном прошлом напоминало немногое. Бона Сфорца. Encyklopedia staropolska ilustrowana. На момент написания книги в здании размещена гродненская городская администрация и даже охранная табличка на стене этого бывшего католического комплекса молчит о солидном возрасте объекта, построенного по фундации самой королевы польской, великой княгини литовской и миланской принцессы Боны Сфорца.

Предметом дискуссии для исследователей остаётся следующий вопрос: был ли монастырь каменным уже в XVI веке. Построила ли королева сразу каменный монастырь и если да, то в каком стиле? На рисунках первой трети XIX века виден костёл с четырьмя колоннами на постаментах. Этот памятник напоминает аналогичные по масштабу строения итальянского ренессанса XVI века.

Если подобный вид здание имело уже при королеве Боне, это означает, что оно является старейшим образцом применения архитектурного ордера на землях будущей Беларуси, ведь храм старше даже новаторского для ВКЛ несвижского иезуитского костёла. Вероятно, впрочем, что декор создан уже в эпоху классицизма, при поддержке виленского епископа Игнация Мосальского и кем-то из опекаемых им крупных мастеров классической архитектуры, то есть кем-то из пары Гуцевич Кнакфус. Так или иначе «муры» этого комплекса в значительной степени сохранились и, несмотря на многочисленные позднейшие перестройки, несут в себе некоторые черты архитектуры ренессанса. Как и говорилось выше, храм имел четыре колонны, которые стояли на высоких постаментах.

Комплекс венчала высокая и ломанная барочная крыша. Декор фасада, форма и расположение оконных проёмов, а также крыша не раз менялись. В XX веке внешний вид здания не претерпел значительных изменений. Комплекс представляет собой вытянутое двухэтажное строение, декорированное тремя фронтонами с валютами.

Окна второго этажа — полуциркульные, первого — прямоугольные. Центральная часть декорирована четырьмя пилястрами ранее полуколоннами , сандриками над оконными проёмами второго этажа, балконом на кованных кронштейнах. Боковые крылья украшены по краям сдвоенными пилястрами с лучковыми фронтонами над ними. Фара Витовта Фара Витовта — храм который можно без преувеличения назвать легендарным.

Столетиями этот величественный собор возвышался в самом центре королевского Гродно, являясь одной из главных высотных доминант города. Апсида Фары Витовта со стороны улицы Советской. Идеализированная не строго научная реконструкция автора. Рассказ о храме стоит начать с интересного и не всем известного факта: Фару Витовта на самом деле построил король и великий князь Стефан Баторий.

Точнее, этот монарх возвёл большой каменный собор, известный позднее как Фара Витовта. Это название стали активно использовать только в период 30-х годов XX века. В определённом смысле, оно было унаследовано от предыдущего храма, фундатором которого действительно был великий князь Витовт. Получив Гродно в удельное владение от своего отца Кейстута, Витовт сделал его одной из главных своих резиденций.

Разумеется, такой важный политический центр нуждался в большом католическом храме, который и был построен, по распоряжению великого князя. Храм упоминается уже в 1389 году, а значит, может претендовать на звание одного из старейших католических соборов в этой части Европы. Впрочем, существует мнение, что данные сведенья недостоверны. Считается, что первая Фара была выстроена из дерева.

В конце XV века храм был реконструирован по распоряжению короля и великого князя Александра Ягеллончика. Королевич Казимир Ягеллончик, известный позднее как Святой Казимир — главный небесный заступник ВКЛ, согласно легенде, выходил босиком из гродненского замка и шёл в костёл, а если находил его закрытым, ложился на пороге и долго лежал распластавшись. Королевич умер в Гродно и затем был канонизирован католической церковью. Таким образом, можно говорить о тесной связи главного католического святого ВКЛ со всем Гродно и конкретно Фарой Витовта.

Древнейшее известное изображение Фары Витовта. Гравюра М. Цюндта, XVI век. Храм на гравюре Т.

Построенный для иезуитов костёл Батория, позднее известный как Фара Витовта. Прочитав этот текст не трудно убедится в том, что первая Фара была связанна с именами многих венценосных особ того времени. Однако знание исследователей о первом храме всё же весьма неполные. Некоторые специалисты даже предполагают, что каменный храм появился ещё до Батория.

Учёным известно лишь одно изображение этого первого костёла. Оно помещено на гравюре авторства Матвея Цюндта, датированной 1568 годом. Дискуссионным остаётся и вопрос расположения этого храма. Предполагается, что он стоял на месте ампирного здания дома профсоюзов, по улице Советской.

Но есть и другие предположения, к примеру, Мечислав Супрон высказал догадку о размещении старого храма на месте дома номер 3, по улице Замковой. Такая насыщенная королевскими именами летопись, могла бы прославить любой храм ВКЛ, но для Фары Витовта это был лишь первый этап её бурной истории. В восьмидесятых годах XVI века Стефан Баторий, питавший особую любовь к городу над Неманом, построил в Гродно новый каменный храм, который должен был стать его усыпальницей. Это был огромный, по меркам Речи Посполитой, готико-ренессансный костёл, сопоставимый по площади с Виленской катедрой.

Фара Витовта в конце XVI века. Научная реконструкция М. Строился храм совсем не как городской собор. Новый костёл должен был принадлежать ордену иезуитов, которых король планировал заманить в свой любимый Гродно, с целью организации достойного учебного заведения.

Иезуиты, однако, не спешили принять королевское предложение, хотя монарх и был чрезвычайно настойчив. В итоге храм так и не был принят орденом, а Баторий скончался в Гродно, в конце 1586 года. Как же выглядел иезуитский костёл, построенный Баторием? Некоторое представление о храме даёт известная гравюра Маковского, датированная 1600 годом.

Именно это здание Батория стало позднее широко известно под именем Фары Витовта и, пережив различные перестройки, просуществовало до 1961 года. Представление о размерах храма можно получить благодаря обмерным рисункам начала XIX века: судя по ним костёл имел около 58 метров длинны и примерно 24 метра ширины. Здание представляло собой базилику, центральный неф которой поднимался на высоту более 17 метров. Высокая башня в начале XIX века не имела купола, но даже без него её высота была более 40 метров.

Изначальная высота башни может служить предметом дискуссии специалистов. Известно, что здание не раз разрушалось и башня костёла запечатлена разрушенной ещё на рисунке, который датируется XVIII веком. Судя по гравюре Маковского, башня была выше, чем на обмерном плане и завершалась округлым куполом. Стоит с осторожностью подходить к интерпретации данных гравюры, тем не менее она является важным источником данных об облике храма на начальных этапах его истории.

Вместе с высоким куполом и крестом высота башни видимо превышала 50 метров. А если предположить наличие дополнительных ярусов башни храма и взять за основу для расчётов пропорции костёла на гравюре Маковского, то можно предположить, что высота Фары достигала 70 метров! Размеры храма были значительно меньше крупнейших готических соборов Европы, но зато вполне сопоставимы с размерами виленского и вавельского соборов, или, к примеру, кафедрального собора Стокгольма. Зарисовки Фары Витовта.

Начало XIX века. Апсида костёла выходила в сторону нынешней улицы Советской и имела большие готические окна. Входы в храм выделялись ренессансными порталами с богатой резьбой по камню. Существует достаточно большое количество реконструкций облика храма.

Одна из самых старых и известных — реконструкция знаменитой исследовательницы архитектуры Беларуси Елены Квитницкой. Из более современных выделяется отличная работа Мечислава Супрона. Архитектором храма зачастую называют королевского зодчего Санти Гучи. Однако существуют небезосновательные гипотезы об авторстве Яна Марии Бернардони, создателя костёла иезуитов в Несвиже.

Эта гипотеза выглядит убедительной не только потому, что план храма находится в так называемом Киевском альбоме Бернардони, но и потому, что знаменитый итальянский зодчий был иезуитом, а как уже было отмечено выше: храм строился именно как иезуитский. После отказа ордена иезуитов принять костёл, он стал главных католическим собором Гродно. Старая Фара Витовта, которая, как считают исследователи, всё ещё существовала неподалёку от нового храма — была разобрана, а костёл построенный Баторием как бы унаследовал её имя и историю. Некоторые дополнения вносились в облик храма ещё в XVII веке, к примеру, род известных в Гродно шляхтичей Халецких пристроил к костёлу каплицу.

Но храму не было суждено долгое и спокойное существование, наполненное работами по его дальнейшему украшению. Во время оккупации Гродно московскими войсками, в пятидесятых годах XVII века, храм был значительно повреждён. На рисунке храм показан в достаточно неблагополучном состоянии. Нескончаемые беды Фары вынудили горожан придать статус фарного костёла храму иезуитов, которые в первой половине XVII века всё-таки выполнили волю Стефана Батория и обосновались в Гродно, а затем возвели великолепный костёл Св.

Франтишка Ксаверия, прямо напротив Фары Витовта. Государственной религией этой державы являлось православие. Логичным было создание значительного православного собора в новом губернском городе, который имел большое количество крупных католических храмов. Так появилась идея перестройки Фары Витовта в православный собор.

Фара Витовта перестроенная в Софийский собор. Архитектура здания претерпела лишь незначительные изменения и всё ещё крайне мало напоминала обычные православные храмы тогдашней России. Собор сохранил даже свои готические окна. Башня получила округлый купол, напоминающий тот, что был запечатлён на гравюре Маковского 1600 года.

На месте часовни Халецких была построена так называемая «тёплая церковь». Таким образом общая площадь храма значительно возросла. В таком виде храм стал попадать в объективы появившихся в Гродно фотографов и был изображён известным художником Наполеоном Ордой. Брама Софийского собора.

В такой браме, над проездом, могла помещаться каплица, как в знаменитой «Острой браме». Выходила на площадь. Место брамы свободно. Однако православное духовенство не могло оставаться равнодушных к тому, что «собор более походит на костел, чем на православную церковь».

Это предопределило дальнейшие изменения облика храма.

Власть, деньги и невероятное пресмыкательство перед властью — вот новая реальность некогда цветущей и замечательной епархии. С каждой такой новостью я все больше думаю о том, что вопрос принадлежности к этой «церкви» становится вопросом морали. Стать наследниками чекистов, нести на белорусскую землю «русский мир», калечить психику не находящих времени на серьезное изучение Библии и истории прихожан — вот удел «новой церкви», построенной в Беларуси митрополитом Вениамином. Думаю, один Бог знает, что будет дальше.

Скорее всего, будет хуже. Кто знает, на что Дениса Доронина сподвигнет его великая муза — Ольга Бондаренко. Но… и архиепископа Артемия Царствие Небесное владыке , и отца Георгия Роя, и других сосланных, разжалованных и оклеветанных священников и мирян я могу поздравить с тем, что их с этой «церковью», с ее молчанием и оправданием любого беззакония ассоциировать уже не будут.

Пасхальная вигилия — самая долгая и торжественная месса, одним из главных моментов которой является зажжение особой свечи — Пасхала.

Частичку этого света прихожане забирают после службы домой, где вместе с родными и близкими садятся за праздничный стол. Традиционно среди угощений — куличи, красные яйца, колбасы и сладости. Готовимся, конечно же. Яйца красим, дети участвуют, помогают.

Наше выступление на Днях Молодёжи в Лиде(Гродно-Катедра)

Прогулка по каменным дорожкам, вековым аллеям и набережным прудов обойдется в 5 рублей с человека, пишет издание Newgrodno. Дворец возведен в 1779 году по проекту итальянского архитектора Джузеппе Сакко. Во время реставрации зданию вернули первоначальный облик. Смотрится действительно впечатляюще.

Впрочем, внутри работы еще продолжаются, поэтому любоваться можно снаружи. Фон для фотографий просто отличный. А вот в его крылья-флигели уже можно заглянуть.

Там расположились гостиничные номера. Внутри отделка под классику: все-таки постояльцы должны помнить, что они находятся в старинном дворце.

Интерьеры восстанавливали тщательно — искали данные в архивах, что-то делали по западным образцам. Так поступили и с каплицей, мебель и витражи — по лекалам европейских домовых храмов. Но когда строители сняли старую штукатурку, обнаружили один из ценнейших экспонатов.

Людмила Хомбак, научный сотрудник Гродненского государственного историко-археологического музея: «При проведении реставрационных работ была обнаружена фреска XVI века. Уникальная фреска с ренессансным рисунком, растительным рисунком, который созвучен сюжету райского сада. Именно поэтому фреска находится в каплице». Реставрация замка началась около 5 лет назад. За это время он приобрел свой знаменитый внешний вид — восстановили две башни, въездные ворота, крепостную стену и галерею.

Специалисты не спешат, задача — сохранить максимум аутентичности, объект знаковый. Работы финансируются из фондов области и республики. Удовольствие недешевое — уже обошлось в 34 млн рублей. Виктор Пранюк, заместитель председателя Гродненского облисполкома: «Институт Гродногражданпроект использует современные технологии, доступные немногим странам, для того, чтобы продолжить проектирование. Это и 3D сканирование, глубокое бурение, сохранение всех артефактов, которые находятся глубоко в замковой горе, применены современнейшие технологии для того, чтобы не разрушить то, что у нас есть».

Кладка стен выполнена из валунов и плинфы обожженного глиняного кирпича , в них вмурованы глиняные кувшины-голосники, которые улучшают акустику. В середине и конце XIX века часть западной и вся южная стены разрушились — съехали вместе с частично обрушившимся склоном горы. Каменную стену заменили на деревянную, которая прослужила более века. В 2018 году в Коложе провели капремонт — заменили сгнившую стену и провели важные работы внутри храма.

После обновления церковь стала теплее, а новая окраска стены выглядит более гармонично на фоне старинной кирпичной кладки. Коложская церковь Коложа считается одним из самых старых действующих храмов страны, охраняется государством как памятник архитектуры нулевой категории. В частности, готовится номинационное досье, а также разрабатывается план управления храмом, который должен обеспечить сохранность исторического памятника и его ценностей.

На втором ярусе по центру располагается скульптура Христа, по бокам 4 скульптуры апостолов: Марка, Матвея, Иоанна, Луки, 4 фигуры великих докторов католической церкви: Святых Григория, Августина, Иеронима, Амвросия. Венчает композицию «Глория», которая провозглашает победу добра над злом. Она окружает витражное окно, над которым изображен Святой Дух. С обеих сторон изображены женщины, олицетворяющие 4 континента, они приклоняют колено. Помимо главного алтаря в костеле расположено 12 боковых алтарей, на которых располагаются иконы Божьей матери, Святой троиц, Михаила Архангела, Святого Иосифа и другим святым католической церкви.

В костеле установлен бюст Стефана Батория, именно этот великий король Речи Посполитой пригласил иезуитов в город Гродно, резиденция в котором была его любимым местом. Стефан Батория пожертвовал в XVI веке 10000 золотых на строительство храма Святого Ксаверия, который возвели уже после его смерти. Одной из жемчужин в кафедральном соборе является икона Божьей Матери Студенческой Конгрегатской. Этот образ польский дворянин Жалеровский подарил студентам гродненского коллегиума, после чего икона Богоматери прославилась своей чудотворностью и исцелениями. Каждый год 5 августа в Гродно празднуется день в честь Святой Богоматери Студенческой.

Композиция с множеством скульптур в старинном алтаре, монументальные опорные столбы, оформленные колонками иконостасов, придают внутреннему убранству особую красоту и величие. Иезуиты при украшении храма не пожалели сил и золота: удивительная резьба по дереву, фрески, редкие статуи и фигуры. Фресковая роспись на сводах, в нишах храма датируется 1752 годом, состоит из множества сюжетных композиций, образов евангелистов. Пожар в костеле в 2006 году В 2006 году в храме из-за короткого замыкания случилось возгорание главного алтаря, сильно пострадал уникальный деревянный шедевр. Была утрачена четверть алтаря: рельефные колонны, частично балюстрады, 4 скульптуры.

Все фигуры были восстановлены по фото резчиками по дереву Казимиром Мисюрой и его сына Игорем. Мастера вырезали копии скульптур из цельной древесины липы, как были выполнены фигуры изначально. Благодаря стараниям настоятеля прихода Яна Кучинского, финансовой помощи прихожан и властей города в результате реставрационных работ были восстановлены все элементы декора, фигуры. Золочение фигур и элементов декора проводилось специалистами из Вильнюса. Тщательно подбирался цвет золочения, на основе уцелевших фрагментов и четырех боковых алтарей.

Цвет алтаря стал более светлый, его окрасили под мрамор, резьбу на колоннах и пилястрах задекорировали сусальным золотом. Уникальные маятниковые часы На одной из башен храма располагаются старейшие в Европе маятниковые часы-куранты. Долгое время дату их изготовления относили к XVII веку.

Праздничное богослужение из Фарного костела Гродно будут транслировать в прямом эфире

Последние новости. File:Grodno From Wikimedia Commons, the free media repository. 27 ноября в приходе св. Франциска Ксаверия (Катедра) Благотворительная группа «Воскресенье» совместно с ДА «Опэн» проведёт ежегодную благотворительную акцию. Белорусская ассоциация журналистов > Новости > Пропагандистка Бондарева исправила свой пост о медиа Вероятно, она проиграла суд гродненскому порталу.

В Гродно пройдет процессия Божьего Тела: в центре ограничат движение

One moment, please... С 17 по 21 марта, на первой седмице Великого поста, в Покровском кафедральном соборе города Гродно будет пребывать великая святыня – частица Честного Пояса Пресвятой.
Гродненская епархия - Накануне в субботу, 30 марта, во всех католических храмах Гродно началось освящение пасхальной снеди.
Гродненская католическая епархия: новый епископ поможет белорусизации YouTube. государственной филармонии выступит с концертной программой в Новом замке в Гродно!
Галоўная - Гродзенская дыяцэзія Именно Коложская церковь в Гродно стала одним из стилистических прототипов данного проекта, сообщают разработчики проекта мастерская «Прохрам».
Новые видео канала Grodno Katedra, Смотреть онлайн Главная» Новости» Православные новости гродно.

Католики Гродно прошли крестным ходом по центральным улицам

Где: ул. Тема свободная: вы сами придумываете форму, цвет и декор изделия. После мастер-класса вещь в течение недели остается в студии на сушку, затем мастер их шлифует и расписывает по вашему желанию, покрывает лаком. Важно, что получившиеся предметы нельзя использовать в пищевых целях, только в качестве декора. Предоплата и предзапись обязательны.

Процессия пройдет по маршруту: улица Карла Маркса — Молодежная — Парижской Коммуны — далее самый большой переход через Старый мост на улицу Дарвина. Между каждым переходом к храму будет пауза, во время которой движение будет возобновляться. Ограничение будет поэтапное, на период прохождения верующих, уточнили в ГАИ. Карта ограничений.

После отставки или смерти ординария коадъютор автоматически становится новым главой епархии.

Ксендз Владимир Гуляй будет помогать теперешнему ординарию Александру Кашкевичу, а после его ухода в отставку возглавит епархию. Есть предписание Святого Престола, согласно которому епископы должны подавать прошение об отставке по достижении 75 лет. Так было с бывшим главой белорусских католиков Тадеушем Кондрусевичем. Александру Кашкевичу 75 лет как раз исполнится в сентябре 2024 года. Окончательное решение примет Папа Римский. Ксендз-вокалист, сделавший парафию более «белорусской» До теперешнего назначения Владимир Гуляй с 2003 года был настоятелем прихода Воздвижения Святого Креста в Лиде Фара и епископским викарием пастырства Лидского района.

Кириченко города Гродно. Встреча посвящена теме: «С заботой о здоровье» о медицинских работниках. В проведении очередного этапа ШАГа также принимали участие представители администрации, педагоги и учащиеся гимназии.

3я неделя адвента. Grodno Katedra 11.12.2022

Рассказ про св. Франциска Ксаверия 20.11.2022 Гродно Катедра — новости Гродно.
Учреждение Гродненское областное управление МЧС Республики Беларусь Последние новости.
Клирики Гродненской епархии посетили Гимназию №9 города Гродно Вечером 8 июня в Гродно пройдет традиционный крестный ход верующих католической конфессии.
Гродненский диоцез | это... Что такое Гродненский диоцез? Получив Гродно в удельное владение от своего отца Кейстута, Витовт сделал его одной из главных своих резиденций.
Diocese of Grodno Костёл Пресвятого Искупителя в Гродно.

Katedra.Grodno.

Видео о 1я неделя адвента. Grodno Katedra 27.11.2022, МОЙ ВЫПУСКНОЙ 2022 #shortsvideo #shorts #video #tiktok #снежанаснежок, В День Независимости в Гродно ксёндз пытается. Ярким примером такого храма является фарный костел в Гродно, официальное название которого Кафедральный собор святого Франциска Ксаверия. Архiкатэдральны касцёл Імя Найсвяцейшай Панны Марыі. Касцёл адчынены з 06:45 да 19:30 г.Мінск, ы 9. 25 апреля клирик прихода храма Рождества Христова города Гродно протоиерей Александр Казакевич и клирик прихода храма святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба.

Grodno Katedra

Телеканал «Гродно Плюс» 25 декабря в 15.00 организует прямую трансляцию праздничного богослужения из Фарного костела. Перажываем III Вялікодную Нядзелю. У наступным тыдні успамінаем: 1. У нядзелю 21 красавіка, Нядзеля Добрага Пастыра. Тыдзень малітвы аб пакліканні да Божай службы у Касцеле. Grodno Visa Free. 80-й годовщине освобождения Республики Беларусь. Расследование уголовного дела о геноциде. Видео о 1я неделя адвента. Grodno Katedra 27.11.2022, МОЙ ВЫПУСКНОЙ 2022 #shortsvideo #shorts #video #tiktok #снежанаснежок, В День Независимости в Гродно ксёндз пытается. Сегодня на базе государственного учреждения образования "Детский сад 79 г. Гродно" прошел первый отборочный этап, в котором приняло участие 11 учреждений дошкольного образования.

Новости прихода

Рассказ про св. Франциска Ксаверия 20.11.2022 Гродно Катедра Перажываем III Вялікодную Нядзелю. У наступным тыдні успамінаем: 1. У нядзелю 21 красавіка, Нядзеля Добрага Пастыра. Тыдзень малітвы аб пакліканні да Божай службы у Касцеле.
Новости Коложской церкви Гродно – первый белорусский город, приветствующий Вифлеемский огонь в канун католического Рождества.

File history

  • Пасху в Беларуси 31 марта отмечают более 1,5 млн верующих
  • - Гродненская епархия
  • Гродненский диоцез — Что такое Гродненский диоцез
  • Блог Гродно s13 - Новости Гродно и важные события города и региона

Мы в соцсетях:

  • Новости Коложской церкви
  • Ольга Бондарева проиграла суд городскому порталу
  • - Гродненская епархия
  • Меню раздела
  • Итоговая коллегия управления культуры облисполкома прошла в Гродно

Учреждение Гродненское областное управление МЧС Республики Беларусь

Верующие вспоминали мученическую смерть и воскресение Христа — символ новой надежды и победы добра над злом. Пасхальная вигилия — самая долгая и торжественная месса, одним из главных моментов которой является зажжение особой свечи — Пасхала. Частичку этого света прихожане забирают после службы домой, где вместе с родными и близкими садятся за праздничный стол. Традиционно среди угощений — куличи, красные яйца, колбасы и сладости. Готовимся, конечно же.

Сохранённые на месте храма аутентичные части — основные фундаменты и подвалы, принадлежат ренессансно-готическому костёлу.

Храм по праву может принадлежать католикам и, стало быть, уместен вид именно католического собора. Псевдорусский храм плохо гармонирует с архитектурой Советской площади. Храм широко известен именно как Фара Витовта, то есть католический собор ренессансно-готического стиля. Во времена Батория Гродно был фактической столицей Речи Посполитой, затем долгое время вторым по значению городом Великого княжества Литовского, а в период проведения сеймов РП — фактически главным городом ВКЛ. Во времена наивысшего подъёма значения Гродно, его главный католический храм сохранял облик ренессансно-готического собора, что может служить аргументом в пользу восстановления здания именно в таком виде.

После вхождения города в состав Российской Империи, костёл был реконструирован и передан православным. Однако изменения были не столь значительны и храм сохранял основные детали прежнего облика до самого конца XIX столетия. Из этого следует, что Фара Витовта более трёхсот лет подряд имела черты ренессансно-готического храма. В конце XIX века храм был реконструирован в псевдорусском стиле. Однако уже в 1919 году здание вернули католикам, и ещё через некоторое время оно снова было реконструировано и вновь приобрело готические черты.

В 1961 году храм был подорван. Из почти четырёхсотлетнего периода существования здания, оно находилось в облике значительно отличном от первоначального лишь немногим более двадцати лет. Это, разумеется, может быть аргументом в пользу восстановления храма в первоначальном виде. Аутентичные части здания сохранившееся на прежнем месте — его основные фундаменты и подвалы, принадлежат ренессансно-готическому костёлу. Наконец эстетика, чьи категории, конечно, весьма условны, может быть мерилом для определения формы здания.

Псевдорусский собор, по мнению специалистов, плохо гармонирует с архитектурной средой главной площади Гродно, да и сам стиль как таковой считается многими исследователями «слабым». Что же касается других отличных от изначального облика версий храма, то они, по сути, являются лишь более или менее удачными репликами первообраза Фары. Вопрос 2. Кто имеет больше прав на храм? Короткий ответ: Католики 1.

Храм был построен как католический и пришёл на смену ещё более раннему католическому собору. Католики владели каменным храмом более двухсот тридцати лет, православные только менее ста двадцати. Предшественница каменного храма — деревянная Фара Витовта, упоминается уже в XIV веке, данные о существовании на этом месте более раннего православного храма не известны широкому кругу исследователей. Место храма можно считать принадлежащим католикам исконно. Храм был забран у католиков против их воли, согласия католической общины никто не спрашивал.

Справедливо было бы его вернуть представителям этой религии. Аргументация: Храм был построен как католический и принадлежал католикам намного дольше, чем православным, если же учесть, что храм, построенный в XVI веке, являлся своего рода преемником католического храма, упоминание о котором относят к XIV столетию, то можно утверждать, что католики владели Фарой в несколько раз дольше, а само место храма исконно принадлежало католической общине. Какие-либо достоверные данные о существовании на этом участке более раннего православного храма не известны широкому кругу историков. Но главный аргумент это то, что храм был отнят если не сказать украден у католиков, соответственно, с точки зрения морали, храм должен быть возвращён законным владельцам. Можно провести следующую аналогию… Есть и ещё один храм символ Гродно — Коложская церковь.

Достаточно представить, что храм частично разрушился бы, был бы передан властью католикам, без согласия православной общины, перестроен в костёл, а через некоторое время взорван. Правильным ли было бы Коложу восстановить именно в первозданном виде, как православную церковь XII века, и после восстановления передать православным? Ответ, думается, вполне очевиден. Автору случалось слышать контраргумент, что, мол, католики не протестовали против передачи храма. Во-первых, этот вопрос нуждается в дополнительном изучении, а во-вторых, как остроумно заметил белорусский историк Дмитрий Дрозд «можно было попротестовать — только сразу котомку в Сибирь заготовить».

Вопрос 3. Кому стоит отдать храм? Короткий ответ: Храмом может владеть город, католическая община или же православная, а также обе эти общины совместно. Тезис: 1. Наибольшие права на храм, безусловно, имеют католики, но во избежание межконфессиональных разногласий он, теоретически, может принадлежать городу или же быть в совместном владении двух конфессий.

Аргументация: Имеет смысл уточнить, что автор считает опасность спора верующих несколько надуманной. Знакомство с вышеизложенными фактами приведёт большинство людей к убеждению, что здание по праву может принадлежать католикам. Аргументы же подобные такому: «у католиков костёлов полно, давайте построим православным церковь напротив! Если православным не хватает храмов, то их можно построить, в том числе и в центре, но легендарный католический храм должен, по крайней мере, быть восстановлен в изначальных формах, и иметь более ценный, в архитектурном и историческом планах, облик, а не наружность казённого псевдорусского стиля. Однако из ответа администрации на очередной вопрос о восстановлении храма следует, что там всё же опасаются конфликта.

Что ж… Храм мог бы принадлежать и православным, но облик его должен соответствовать изначальному. Выше уже аргументировано это утверждение. Логичным компромиссным решением, было бы решение оставить здание городу, в качестве концертного зала и или галереи. Очевидно, однако, что администрация не горит желанием вешать такое здание на баланс. Кроме того, сама структура храма открывает путь к совместному, так сказать компромиссному, владению Фарой.

Храм имел часовню, принадлежавшую роду Халецких. Построив аналогичный объём с противоположной стороны, можно отдать одну из построек в собственность православной, а другую во владение католической общины, основное помещение храма можно при этом оставить концертным залом. Есть и пример подобного решения. Сходным образом решён вопрос собора в Калининграде, где действуют евангелическая и православная часовни, а сам храм является концертным залом. Есть и другой пример совместного владения — Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

История Фары Витовта даже слегка смахивает на историю этого великого восточного храма. Допустимы некоторые элементы других эпох. Здание может принадлежать городу и быть концертным залом картинной галереей, музеем и т. Возможно и даже желательно совестное владение храмом, то есть он может принадлежать общинам этих двух конфессий. Гражданам Беларуси следует взять пример с соседей, восстановивших свои национальные символы.

Пока же горожане и гости города над Неманом могут осмотреть памятный знак на месте костёла и апсиду костёла бернардинцев, с готическими окнами — образцом для неё послужила апсида Фары Витовта. Как-то автор высказывал на своей странице в соц. Эти вещи можно было бы разместить в символической могиле Батория, созданной в восстановленной Фаре Витовта. Подобным образом поляки перезахоронили последнего короля Станислава Августа, перенеся фрагменты его вещей из Волчина в Варшаву. Само тело короля не было найдено и осталось в белорусской земле.

Подобный символический шаг в отношении Батория, который хотел быть похороненным в Гродно, был бы весьма уместен, ведь это не только выдающийся монарх, но и единственный великий князь ВКЛ, прямо выразивший желание быть похороненным в одном из городов будущей Беларуси. При создании могилы Батория, впрочем, можно обойтись и без неких вещей короля. Можно создать символическую могилу — кенотаф, на подобие того, который создали родственники Антония Тизенгауза в иезуитском храме. Быть может и целый ряд символических могил великих людей умерших в Гродно, но похороненных в иных местах, мог бы разместиться в возрождённом храме. Родственники Антония Тизенгауза определённо понимали, что его символическая могила уместна в величайшем барочном храме города, то есть в костёле иезуитов.

Об этой выдающейся святыне и кенотафе Тизенгауза пойдёт речь ниже. Храмы иезуитов Прежде, чем рассказывать об иезуитском костёле Франциска Ксаверия, стоит поговорить об иезуитском строительстве в целом. Строительство иезуитов в Гродно, на момент публикации книги, утопает в противоречивой информации, несмотря даже на значительную историческую важность событий связанных с этим интереснейшим католическим орденом. Первым иезуитским храмом, как уже было сказано выше, должен был стать храм известный позднее как Фара Витовта. Стефан Баторий прилагал большие усилия для организации иезуитского коллегиума в Гродно.

Король даже писал Папе Римскому, чтобы решить этот вопрос. Несмотря на все усилия, увидеть в Гродно филиал ордена иезуитов королю не удалось. Баторий, согласно данных Юзефа Иодковского, завещал членам «Общества Иисуса» 10 000 злотых и скончался в гродненском Старом замке. Новая попытка создать в городе иезуитский филиал была предпринята в первой половине XVII века. Авторы в публикациях называют Станислава старостой Гродно, но его имя отсутствует в списке людей, занимавших эту должность.

Первоначально иезуиты якобы жили в доме Мосальского. Первые годы они действовали при Фаре. Считается, что они служили в часовне Халецких, пристроенной к фарному храму. Долгое время данные о завершении строительства собственной иезуитской церкви в 1663 году считались абсолютно точными, пока не были поставлены под сомнение Ежи Пашендой, который указывал на то, что предполагаемый строитель храма — епископ смоленский Франтишек Далмат Исаковский, умер в 1654 году, сбежав из Смоленска, на который наступали московские войска. Даты постройки храма в 1647 и 1667 годах появляются в литературе, согласно Пашенде, благодаря конституциям сейма, которые утверждают фундации иезуитом.

Однако следует отметить, что неучастие Исаковского в завершении строительства костёла не опровергает утверждение о строительстве иезуитского храма в 60-х годах XVII века. Конституция Сейма 1647 года указывает на то, что храм иезуитов ещё не построен: «должны быть построены церковь и коллегиум…» Ревизия гродненской экономии от 1650 года, перечисляет здания иезуитов, но не упоминает костёл. Все это позволяет с определённой уверенностью утверждать, что в 1650 году в Гродно ещё не было иезуитского костёла. Но уже в 1654 году один из иезуитов был упомянут под названием praefectus fabricae templi, что можно перевести как «глава храмовой фабрики», то есть начальник строительства. Вот к этому периоду и можно отнести начало строительства иезуитов в Гродно.

Основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола. Однако московские рати уже приближалась к городу. Вскоре они захватили Гродно, помешав планам отцов-иезуитов. Кровавая война Московского государства и Речи Посполитой повлияла на город самым негативным образом. Гродно был очень сильно разрушен.

После окончания главной фазы боевых действий, в начале 60-х годов XVII века, иезуиты смогли вернуться к строительству в Гродно. В 1664 году, в храм была принесена чудотворная икона Божией Матери Снежной, которая и теперь украшает иезуитский костёл Франциска Ксаверия. Значит, к этому году храм уже должен был быть построен. В 1666—1667 годах к костёлу пристроили каменный пресбитерий. В завещании Юрия Михаила Бяницкого, сделанном в 1663 году, есть просьба похоронить его в иезуитской церкви в Гродно.

В документах епископа Гродненского Варфоломея Вышамерского указывается, что костёл действовал в 1663 году. Таким образом, можно утверждать, что храм иезуитов действительно был построен в период с 1663 если взять шире, то 1662 до 1667 года. Можно предположить, что в документах ошибочно указана не дата постройки — 1663 год, а только имя Франтишка Исаковского, который к тому времени уже умер. Само указание на возведение храма в 1663 году представляется достоверным, поскольку существование храма в 60-х годах XVII века подтверждается другими документами. Правдивой выглядит и информация, данная в визитации храма 1820 года, о строительстве в 1663 году именно каменного костёла.

Всем католикам счастливой Пасхи! А через девять дней после праздника по традиции встретят Радуницу. В календаре православных верующих Пасха на несколько недель позже. Восточные христиане встретят ее 5 мая. Католики Беларуси отмечают Пасху — вот что говорят верующие.

Целью данного мероприятия является воспитание эстетических чувств и развитие сценического мастерства среди воспитанников учреждений дошкольного образования. Посредством конкурса популяризируется белорусская культура и традиции, создаются условия для поддержки и развития детского творчества, происходит знакомство с творческими коллективами, обобщается и распространяется передовой опыт работы музыкальных руководителей учреждений дошкольного образования. Сегодня на базе государственного учреждения образования "Детский сад 79 г.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий