Новости интервью токаева

Путин с Токаевым поприветствовали друг друга рукопожатием и теплыми объятиями, что бывает не с каждым гостем. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заверил, что его страна придерживается курса на сотрудничество с Москвой и не является анти-Россией. Накануне визита президенты взаимно дали интервью: Путин — «Казахстанской правде», а Токаев — газете «Известия».

Касым-Жомарт Токаев дал большое интервью газете «Egemen Qazaqstan» - мнение экспертов

– Президент Токаев в интервью откровенно ответил на вопрос о системе двоевластия, которая существовала в определенный период. Сегодня в эфире китайского телеканала CCTV показали интервью президента Касым-Жомарта Токаева. В ходе беседы у главы государства спросили, куда он хочет привести Казахстан. При этом тот факт, что президент РК в ходе своего интервью «Хабару» повторил все то, что он уже говорил раньше, четко свидетельствует – у Касым-Жомарта Токаева связаны руки.

Интервью Токаева "Хабару": Самые "громкие" цитаты

Экономист Меруерт Махмутова считает, что необходимо ещё больше усилить антикризисные меры. Для того, чтобы улучшить казахстанскую экономику эксперт предлагает снизить налоги и увеличить расходы на реализацию госпрограмм. При этом, сделав главный акцент на поддержку семей, где воспитываются дети. Так как из-за режима самоизоляции у людей упала прибыль и с этим нужно что-то делать. И в данном случае для того, чтобы добиться макроэкономической стабилизации - не поддерживать компании, а поддерживать непосредственно население.

Это также говорит о тщательно спланированной операции", — сказал он. Отдельный блок ответов Касым-Жомарта Токаева был посвящен негативной реакции Запада на отданный приказ стрелять по бандитам на поражение.

Резолюция Европарламента в отношении Казахстана, по мнению Главы государства, продиктована лоббистами, которые работают по заказу людей, которые когда-то покинули Казахстан, "заработав серьезные, большие деньги в нашей стране, и сейчас тратят на то, чтобы организовывать те или иные демонстрации, стравливать людей".

Продолжилось проведение выборов глав сел и городов районного значения, по итогам которых в прошлом году были избраны около 700 сельских акимов. Мы приступили к построению справедливой и конкурентной экономической системы. Занялись вопросами диверсификации и демонополизации экономики, обновления инфраструктуры, поддержки бизнеса и привлечения инвестиций. Последовательно решались наболевшие вопросы социальной сферы. По всей стране началось строительство школ, в том числе «комфортных школ», в селах возводятся медицинские объекты. Внедрен Социальный кодекс, нацеленный на комплексную поддержку уязвимых категорий граждан. Утверждена специальная выплата лицам, занятым во вредных условиях труда.

Установлена доплата сотрудникам природоохранных служб за риски для жизни и здоровья. Повышены зарплаты медицинских работников, педагогов школ, колледжей, детских садов. Принят закон, регулирующий отчисления детям из Национального фонда. Принята новая методика определения минимальной заработной платы, учитывающая ключевые экономические показатели, в том числе уровень инфляции. Вся эта работа будет наполняться новым содержанием в 2024 году. Мы будем действовать скрупулезно и планомерно, неуклонно двигаясь к намеченным целям. Этот год особенно важен, поскольку он закладывает фундамент ближайшего пятилетнего цикла развития страны. Какие главные задачи стоят перед страной?

В качестве стратегической цели обозначена задача удвоения ВВП к 2029 году. В скором времени состоится расширенное заседание Правительства, на котором мы подведем итоги социально-экономического развития и определим тактику дальнейших действий в этом направлении. Полезной площадкой для обсуждения вопросов идеологической сферы, формирования нового качества нации, обновления системы ценностей общества стали заседания Национального курултая. Традиционно они проходили летом, но в этом году мы скорее всего проведем заседание весной. Таким образом, в течение первого квартала будет сформирована основная повестка страны в экономике, общественно-политической и гуманитарной сферах. Мы продолжим конструктивную и сбалансированную внешнюю политику с учетом национальных интересов государства. В 2024 году в нашей стране пройдет ряд представительных саммитов и форумов. Казахстан будет председательствовать сразу в нескольких авторитетных международных организациях: Шанхайской организации сотрудничества, Организации Договора о коллективной безопасности, Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Организации тюркских государств, Международном фонде спасения Арала, Исламской организации по продовольственной безопасности.

Большим событием станет проведение в Казахстане Всемирных игр кочевников. Они важны как для популяризации национальных видов спорта и здорового образа жизни, так и для расширения культурно-гуманитарных связей между братскими народами — наследниками номадической цивилизации Великой степи. Полезным с точки зрения укрепления общенациональной идентичности станет чествование выдающихся исторических деятелей нашего народа. В этом году исполняется 125 лет со дня рождения знаменитого ученого Каныша Сатпаева и 100 лет со дня рождения прославленных героев Сагадата Нурмагамбетова и Рахымжана Кошкарбаева. Кроме того, по мнению историков, в 2024 году исполнится 800 лет с момента фактического образования Улуса Джучи. В связи с такой знаковой датой, показывающей многовековые корни нашей государственности, будет развернута большая исследовательская работа. В этом году завершится подготовка многотомника по истории Казахстана. Это обстоятельный труд, над которым работает более 200 отечественных ученых и около 60 привлеченных зарубежных специалистов.

Помимо множества важных событий, будет еще больше рутинной каждодневной работы. От усилий всех граждан зависит, каким этот год останется в истории страны. В своем новогоднем обращении я сказал, что в следующем году мы станем свидетелями нового подъема нашей нации, но всем нам придется хорошо поработать для достижения этой цели. В своих выступлениях и интервью Вы уже давали оценку тем трагическим событиям. Однако вопросы еще остаются. Имеют место различные интерпретации. Как сегодня, по прошествии времени, Вы можете охарактеризовать эти события? Какими видятся их основные причины и предпосылки?

На мой взгляд, к трагическим январским событиям привели многолетние нерешенные социально-экономические проблемы и общий застой, перешедший в деградацию власти и общества. Это было видно, как говорится, невооруженным взглядом. После моего избрания Президентом в 2019 году был взят курс на демократизацию политической системы, либерализацию общественной жизни, демонополизацию экономики. К разработке и реализации реформ активно подключились общественники, гражданские активисты, эксперты. Многие инициативы прорабатывались на различных диалоговых площадках, в том числе на заседаниях специально созданного мною Национального совета общественного доверия. Скажу откровенно: этот новый курс вызвал резкое неприятие влиятельных лиц, воспринявших его как угрозу глубоко укоренившемуся положению дел в стране и своему привилегированному статусу во властных структурах. С их стороны постепенно нарастало скрытое, а зачастую и открытое сопротивление реформам. В конце концов, чтобы повернуть вспять преобразования и восстановить прежние порядки, они решились на крайние меры.

Эта группа высокопоставленных лиц имела огромное влияние на силовые структуры и криминалитет, поэтому был выбран вариант организации насильственного захвата власти. По данным следствия, подготовка началась примерно с середины 2021 года. Затем Правительство приняло непродуманное, неправомерное решение по резкому повышению цен на сжиженный газ, и в Мангистауской области подстрекаемые провокаторами люди вышли на демонстрации. Правительство по моему поручению создало специальную комиссию, которая выехала в регион для встреч с представителями общественности и принятия компромиссного решения. Но протесты приобрели экстремистский характер, чем воспользовались заговорщики. Расследование Генеральной прокуратуры показало, что развитие январских событий носило «волнообразный» характер. Вначале были митинги в Мангистауской области, которые нашли продолжение в других регионах. Несмотря на все усилия центральной власти и акиматов, ситуация в стране приобрела характер дестабилизации, переговоры и диалог для нахождения компромиссных решений не находили поддержки организаторов волнений.

Начались первые столкновения во многих регионах страны. Все это было на руку заговорщикам, которые через специально подготовленных людей всячески потворствовали нагнетанию обстановки. Но даже в такой сложной ситуации органы правопорядка избегали применения силы. Это была вторая волна. Третья волна началась, когда в дело вступили криминальные банды, лидеры которых были подконтрольны заговорщикам и имели контакты с террористами, в том числе прибывшими извне. Используя специальные технологии, провокаторов, бандитов, они превратили мирные протесты в массовые беспорядки, сопровождавшиеся масштабным насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества. В условиях хаоса к происходящему подключились вооруженные бандиты, террористы, которые одновременно, по единой команде устроили атаки на здания органов власти, силовых структур, оружейные магазины, арсеналы сил правопорядка и воинских частей. Причем речь идет не только об Алматы, но и целом ряде областных центров.

Напомню, во время январских событий было похищено более трех тысяч единиц оружия, в том числе автоматов, пулеметов и даже гранатометов. Кроме того, нападениям подверглись транспортная инфраструктура и объекты телекоммуникаций. Повторюсь: бандиты и террористы действовали организованно, в тесной координации друг с другом. В попытке государственного переворота совместно участвовали экстремисты, криминалитет, религиозные радикалы. Они преследовали цель посеять страх среди граждан, дезорганизовать государственные институты, подорвать конституционный строй и, в конечном итоге, захватить власть. Ситуация тогда была крайне сложной и напряженной — страна была близка к тому, чтобы погрязнуть в хаосе. Чтобы не допустить этого, все меры контролировались мною лично, ежечасно и круглосуточно. По линии МВД поступали сведения о подготовке различных атак на Акорду, в том числе с использованием грузовиков.

Мне неоднократно рекомендовали покинуть резиденцию, даже эвакуироваться, в том числе за рубеж, но я с этим решительно не согласился и в одном из телевизионных обращений заявил, что при любых обстоятельствах останусь на рабочем месте. В течение двух недель я находился в служебной резиденции Акорда. Оперативные совещания проходили и глубокой ночью, и ранним утром. В те дни самая главная задача состояла в том, чтобы сохранить наше государство, восстановить в стране верховенство закона и порядок. В соседней стране много говорят о ее спасительной роли во время беспорядков в Казахстане. На момент обращения председателем организации была Армения, а в этом году председательство перешло Казахстану. Контингент ОДКБ был действительно миротворческим и сыграл роль сдерживающего фактора в вакханалии, разыгравшейся в те трагические дни. По договоренности со странами — участницами организации ее контингент покинул страну без каких-либо предварительных условий, к тому же досрочно.

Миротворческий контингент ОДКБ не участвовал в контртеррористической операции и не произвел ни одного выстрела. Армянский контингент охранял горводоканал и хлебокомбинат «Аксай», белорусский — аэродром в Жетыгене, таджикский и кыргызский — соответственно ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 города Алматы, российский — ТЭЦ-3 и объекты телекоммуникаций. Были угрозы совершения терактов на объектах жизнеобеспечения, поэтому контингент был направлен именно туда. Но самое главное — это позволило высвободить наши силы для проведения контртеррористической операции. Что тогда Вы скажете тем, кто утверждает, что это было народное восстание и чуть ли не революция? Разве на мирные демонстрации приходят с автоматами, пистолетами и холодным оружием? Разве там избивают и убивают военнослужащих, издеваются над ними, используют их в качестве живого щита во время нападений на административные здания? Разве после мирных демонстраций остаются разграбленные магазины и банки, сожженные автомобили?

Я уже не говорю о нападениях на здания органов власти и полицейские участки. Общая сумма ущерба от этих бесчинств составила порядка трех миллиардов долларов. Скажу прямо: рассуждения о якобы народном восстании способствуют оправданию и обелению преступных деяний. Такие безответственные, по сути, провокационные разговоры приводят к героизации настоящих бандитов, укоренению в обществе пагубной криминальной психологии. А значит, призывают к новым беспорядкам в ущерб национальной безопасности и благополучию народа. Это очень серьезная угроза. Поэтому государство и общество должны быть едины в осуждении беззакония — я в этом уверен. Граждане могут открыто говорить о существующих проблемах.

В соответствии с концепцией «слышащего государства» я требую от государственных органов учитывать общественное мнение. У нас действует демократический закон о мирных собраниях. Недавно принят закон, регламентирующий порядок подачи и рассмотрения петиций. Поэтому нужно предельно ясно понимать: мирные протесты допустимы, но массовые беспорядки неприемлемы и будут жестко пресекаться. В стране должен царить закон — это моя принципиальная позиция. Посмотрите, ведь в странах Запада, цитадели демократии, особо не церемонятся с теми, кто устраивает уличные беспорядки и нападения на здания органов власти. Полиция выявила организаторов январских беспорядков — всех тех, кто призывал сопротивляться законным требованиям властей, занимался доставкой и распространением оружия, нагнетал атмосферу агрессии, руководил толпой в ходе погромов, поджогов и актов насилия. При этом от бандитов были отделены рядовые и зачастую случайные участники беспорядков.

Мною было принято решение амнистировать граждан, попавших под влияние провокаторов. Амнистия применена в отношении 1 095 граждан из 1 205 осужденных ранее. А организаторы беспорядков и лица, получившие сроки за теракты, государственную измену, попытку насильственного захвата власти и другие тяжкие преступления, в полной мере отбудут свое наказание. После Вашего вступления на пост Президента в 2019 году в стране заговорили, что у нас сложилась система двоевластия. Кто-то сравнивал нашу политическую модель с иранской, кто-то — с сингапурской. И действительно, складывалось впечатление, будто в стране два центра власти. Это было так? Президент в соответствии с Конституцией определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, назначает и освобождает от занимаемых постов высших должностных лиц государства, высшее командование Вооруженных Сил.

Глава государства является Верховным Главнокомандующим.

Из нового из уст Главы государства — похищенное ими оружие до сих пор найдено не всё. Токаев не исключает вероятности, что оно вновь будет использовано. К сожалению, еще не все оружие найдено. И есть вероятность, что оно вновь будет использовано. Теперь перед государством стоит непростая задача: разобраться, кто преступник, а кто нет, говорит президент. Дело в том, что мирные протестующие «попались на удочку террористов». И сейчас крайне важно защитить права именно этих граждан, считает Токаев. И, да, Глава государства знает о жалобах на пытки задержанных.

Об этом я тоже знаю. Я дал конкретные поручения Министерству внутренних дел и Генеральной прокуратуре. Подобные действия недопустимы. Террористы пытались захватить не только Алматы, но и столицу. Некоторые эксперты сравнивают произошедшее в Казахстане с сирийским сценарием. На помощь пришли войска ОДКБ. Комментируя это решение, Токаев ещё раз подчеркнул, что мы никому ничего не должны.

Новое интервью Токаева о недавних событиях и будущем Казахстана – самое главное

Однако попытки навязать модель двоевластия действительно были, и, должен сказать, эти попытки отличались целенаправленностью и организованностью. В сложившейся политической ситуации «транзита власти» политические манипуляторы сформировали некий параллельный центр власти. В нашей стране действовали Президент и Верховный Главнокомандующий, а также Председатель Совета Безопасности в лице экс-президента. Это, в конечном итоге, не могло не привести к властной коллизии. Скажу больше: эта ситуация стала одной из предпосылок январского кризиса. Потому что заговорщики пытались использовать в своих интересах изобретенную модель двоевластия или «тандема». Помните, наверное, заявления ряда должностных лиц, в том числе бывшего министра юстиции, что по своему статусу Елбасы стоит выше Президента. Некоторые чиновники бегали поочередно по кабинетам. Они играли на этом и в конце концов заигрались.

Позже я прямо сказал Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, что политические игрища, прежде всего, его ближайших соратников чуть было не разорвали страну. Считаю, что вообще не должно быть «старшего и младшего президентов». Это серьезный урок для будущего поколения руководителей, которое должно остерегаться таких вещей и всегда думать только об интересах государства и благополучии общества. К огромному сожалению, в решающие моменты внутриполитического кризиса свой непрофессионализм и даже предательство проявили руководители ключевых правоохранительных органов. Мы всем народом преодолели этот кризис, выстояли и стали еще сильнее. Мы предотвратили еще большую катастрофу и стабилизировали ситуацию в стране только благодаря сплоченности наших граждан и решительным действиям всей вертикали власти. Потом, уже во время следствия, некоторые заговорщики признались, что не ожидали увидеть такой уровень консолидации народа и политической воли власти. Можно ли сказать, что пройдена точка невозврата, критическая черта, которая отделяет нас от недавнего прошлого?

Есть ли сегодня гарантии необратимости перемен? Был образован Национальный совет общественного доверия, который разработал и реализовал важные законодательные инициативы. Были внесены существенные изменения в законодательство о выборах, политических партиях, Парламенте. В стране впервые открыто заговорили о диктатуре олигополии. Эти нововведения создали угрозу тем, кто вольготно чувствовал себя в условиях политической и экономической монополии. Поэтому они предприняли безуспешную попытку повернуть все вспять. Однако мы поступили наоборот, пойдя по более сложному, но правильному пути. В 2022 году процесс политической модернизации, конечно же, ускорился.

И одной из главных задач реформ стало формирование более справедливой и сбалансированной политической системы. Кроме того, важно было создать такие условия, чтобы обеспечить необратимость политических реформ, сделать их постоянным фактором общественной жизни. Для этого в рамках конституционной реформы было установлено несколько заслонов. Во-первых, мы воссоздали Конституционный Суд, который является, по сути, высшим органом конституционного контроля, обеспечивающим верховенство Конституции. Кому-то может показаться, что прежний Конституционный Совет просто сменил вывеску, но здесь дело обстоит иначе. Решения Конституционного Суда имеют окончательную силу, даже Президент не может подвергнуть ревизии его решения, в том числе касающиеся конституционных прав граждан. Любые изменения и дополнения в Конституцию могут выноситься на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента только при наличии соответствующего заключения Конституционного Суда. И напомню, что из одиннадцати судей Конституционного Суда шестеро, то есть большинство, назначаются палатами Парламента.

А Председатель, хоть и назначается Президентом, но только с согласия Сената. Во-вторых, в самой Конституции принципиальные позиции утверждены однозначно. Например, статья 91 Основного закона гласит, что установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, основополагающие принципы деятельности Республики и, подчеркиваю, положение об однократном семилетнем сроке для Президента являются неизменными. В-третьих, в результате реформ существенно расширены полномочия Мажилиса, который стал формироваться по новой избирательной модели — партийным спискам и одномандатным округам. Одним словом, возврат к старой системе невозможен. Сегодня можно с уверенностью констатировать, что политические реформы в Казахстане имеют не просто системный, но, что критически важно, необратимый характер, потому что политический менталитет нации претерпел кардинальную трансформацию. Правовая грамотность и активность граждан стали главным гарантом демократических преобразований. Народ уже не допустит отката назад и, убежден, будет твердо отстаивать свершившиеся перемены.

Так ли это? Ничего подобного в современном Казахстане не существует. В нашем законодательстве нет ни одного указа, ни одного закона, ни одного другого нормативного документа, по которому граждане могли бы преследоваться за свои политические взгляды. Наоборот, реформы укрепили систему защиты прав человека. Приняты законодательные поправки, усиливающие независимость судов. Расширены категории дел для судов присяжных. В стране полноценно функционирует институт Уполномоченного по правам человека, который получил конституционный статус. Последовательность и глубину реформ показывает тот факт, что в декабре прошлого года мною подписан уже второй Указ в области прав человека.

Главная задача власти — неукоснительное обеспечение законности и порядка. Поэтому любое нарушение закона наказуемо. А политические взгляды и идеологические предпочтения людей к закону и правопорядку не имеют никакого отношения. Отдельные личности несмотря на предупреждения органов прокуратуры со странной настойчивостью нарушают закон, видимо, таким образом пытаясь получить широкую общественную известность. Другими словами, ставят себя выше закона. О каких политических преследованиях можно говорить в стране, в которой работает множество независимых СМИ, а политическая цензура не существует? Более того, после принятия нового закона о митингах, когда вместо разрешительного был введен уведомительный порядок, число мирных митингов в Казахстане увеличилось кратно. В своих выступлениях я неоднократно говорил, что все проблемы нужно решать цивилизованно, в конструктивном ключе — не криками и провокациями на площадях, а в рамках специально созданных диалоговых платформ и механизмов и, прежде всего, в стенах Парламента.

Сейчас в Парламенте представлена самая широкая политическая палитра, отражающая взгляды всех основных слоев нашего общества. Законодательно закреплен институт парламентской оппозиции. Напомню, что в Мажилис по итогам последних выборов прошли шесть партий, три из которых впервые получили депутатские мандаты. При этом одна из парламентских партий изначально является оппозиционной. Многие зарубежные политики и эксперты, в том числе из стран Запада, выражают поддержку нашим демократическим реформам, отмечая их передовой характер. Действительно, в нашем геополитическом окружении мы единственная страна, которая провела такую масштабную демократическую трансформацию и добилась большого прогресса в деле защиты прав человека. Это правда? Убежден, произвольное внесение изменений в Конституцию, тем более по такому фундаментальному вопросу, уже невозможно.

Конституционная реформа была осуществлена не для того, чтобы вносить произвольные изменения в Основной закон. Положение об однократном президентском сроке в Конституции неизменно. Эта норма является такой же незыблемой, как и нормы о независимости, унитарности, территориальной целостности и форме правления нашего государства. Раз мы коснулись этой темы, воспользуюсь случаем и раскрою некоторые подробности. Идею однократного семилетнего срока я высказывал в закрытых дискуссиях еще 15 лет назад. Тогда это предложение не поддержали. После избрания Президентом взвешивал все «за» и «против», много размышлял, как можно воплотить эту идею на практике. В 2022 году было реализовано несколько важных конституционных изменений, направленных на ликвидацию суперпрезидентских полномочий.

И тогда же мною была предложена идея однократного семилетнего срока. Эта инициатива получила всенародную поддержку. Этим все сказано. В Послании 2023 года Вы провозгласили новый экономический курс Справедливого Казахстана и поставили цель удвоить объем национальной экономики к 2029 году, доведя его до 450 миллиардов долларов. Насколько реалистично при такой динамике достичь поставленной цели? Это самый значительный номинальный рост в Центральной Азии. Положительная динамика отмечается и по ВВП на душу населения, прогнозный показатель на 2023 год составил почти 13 тысяч долларов, годовой рост оценивается в 1,6 тысячи долларов. По прогнозу МВФ, к 2028 году данный показатель вырастет на треть — до 16,8 тысячи долларов.

Правда, должен отметить, что для меня макроэкономические показатели не являются первостепенными по своему значению, все же главное — это реальное благополучие граждан. Благоприятные прогнозы станут реальностью при условии использования Правительством новых подходов к управлению экономикой. Я вижу два основных направления. Первое — это решение ряда точечных задач, способных стимулировать страновое развитие. К ним относится реализация крупных промышленных проектов. В сентябрьском Послании Правительству поручено определить перечень возможных крупных проектов и подготовить План инфраструктурного развития. Эти проекты прорабатываются, проводятся консультации с крупным бизнесом, институциональными инвесторами и экспертным сообществом. Нужно также решить важную задачу привлечения инвестиций, в том числе путем приватизации и возврата активов.

Масштабные инвестиции способны «разогнать» экономику и сформировать новые точки роста. Поэтому моим Указом недавно создан Инвестиционный штаб, наделенный широкими полномочиями для улучшения инвестиционного климата и качественной реализации инвестиционных проектов. Второе направление включает в себя меры по реализации системных реформ, которые закрепят новые «правила игры» для всей экономики. Правительством по моему поручению разрабатывается новый Налоговый кодекс, призванный перезапустить взаимоотношения государства и бизнеса. Совершенствуя налоговую систему, очень важно отойти от исключительно фискального подхода. Нужен баланс между созданием комфортных условий для инвесторов и поддержанием необходимого уровня доходной части бюджета. Большое значение имеет новый Бюджетный кодекс. Мы должны кардинально поменять отношение к бюджетным деньгам, поставив во главу угла рациональность, бережливость, актуальность их использования.

Здесь серьезную роль призваны сыграть новые законы о государственных закупках и государственно-частном партнерстве. Эти документы позволят обеспечить прозрачность госзакупок и создать финансовую основу для развития экономики. Особое внимание следует уделить повышению эффективности квазигосударственного сектора. Меры по его модернизации уже определены, сейчас идет их практическая реализация. Отвечая на Ваш вопрос, хочу также отметить, что экономическая конъюнктура в мире, безусловно, влияет на нашу страну. Но любые сложности всегда открывают и новые возможности. Правительство должно иметь детально просчитанный план действий с учетом всех возможных вариантов развития событий. Важно, чтобы все меры по стимулированию экономического роста сопровождались структурными реформами, направленными на развитие предпринимательства и конкуренции, защиту частной собственности, обеспечение справедливости правосудия.

При таком подходе мы добьемся всех поставленных целей, в том числе и по удвоению объема национальной экономики в намеченные сроки. В этой связи хотелось бы спросить, какие меры принимаются для решения данной проблемы? Одним из моих первых решений на посту Президента был Указ 2019 года о сокращении долговой нагрузки граждан, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. Тогда в качестве разовой акции были списаны беззалоговые кредиты 500 тысяч человек. Затем, в 2023 году, вступил в силу закон о банкротстве физических лиц. Это были важные шаги, снизившие остроту вопроса. В своем прошлогоднем Послании я поручил Правительству принять новые системные меры для кардинального исправления ситуации, которая в основном связана с низкой финансовой грамотностью граждан.

Тем самым он подтвердил наши оценки трехнедельной давности, согласно которым Назарбаеву, на известных условиях сдачи позиций своего обширного клана, Семьи, будет сохранено почетное место в истории, как создателя современной казахстанской государственности, ее символа, при том, что будет дана критическая оценка его деятельности и допущенных им ошибок. Так что, как мы и говорили, он вероятно все-таки займёт место некоего «казахского Мао Цзэдуна»... Нынешнее падение влияния Назарбаева, — акцентировать это Токаев не стал в интервью — выражается не только тем, что он утратил все властные посты в стране, но и тем, что чуть ли не вся назарбаевская элита потеряла места в политсовете правящей партии «Нур Отан», включая его старшую дочь Даригу Назарбаеву, оставившую пока за собой депутатский мандат в нижней палате парламента. Любопытно, что Токаев вновь подчеркнул, что он сам принял решение взять на себя функции председателя совбеза Казахстана, а не получил их вследствие решения Назарбаева, на чем настаивал последний. Эта забавная деталь говорит, что перетягивание властных канатов между первым и вторым президентами проходило весьма непросто и нам, возможно, ещё предстоит узнать немало пикантных подробностей на этот счет.

Именно поэтому я прилагаю все свои усилия для того, чтобы способствовать дальнейшему развитию Казахстана как передовой страны с очень развитой экономикой», — ответил президент. Токаев подчеркнул, что Казахстан добьется успеха в проведении такого рода внешней политики. Прежде всего, с нашими ближайшими соседями, где Китай играет чрезвычайно важную роль», — заявил он. Вместе с ведущим данной программы глава государства обсудил перспективы развития политического, экономического, культурно-гуманитарного сотрудничества нашей страны с Китаем, истории и сегодняшнего дня казахско-китайских отношений, глобальной и региональной политики.

Кроме того, по словам Токаева, принимавшие участие в боевых действиях находились под воздействием наркотиков. Это также говорит о тщательно спланированной операции", - сказал он. Отдельный блок ответов Касым-Жомарта Токаева был посвящен негативной реакции Запада на отданный приказ стрелять по бандитам на поражение.

Андрей Чеботарев обозначил ключевые моменты из речи Токаева на сессии АНК

Одной из маленьких (или не очень) сенсаций Петербургского экономического форума, несомненно, стало публичное выступление президента Казахстана Токаева. На главную Анонс Самое главное из интервью Токаева. Токаев: Союзное государство Москвы и Минска — это феномен, где даже ядерное оружие общее. Растет недовольство казахстанцев официальной статистикой Эксклюзивное интервью Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева Агентству. Смотрите онлайн Пресс-конференция Путина и Токаева 32 мин 47 с. Видео от 9 ноября 2023 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте!

"Он не боится критики и отвечает на любой вопрос" – эксперты об интервью Токаева

Зампред комитета нижней палаты парламента по делам СНГ Константин Затулин в интервью радиостанции «Говорит Москва», что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев позволил. Главное из интервью президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева телеканалу "Россия 24". Новости спорта на

Последние новости

  • Токаев дал четко понять, что он никому и ничего не должен.
  • Интервью Токаева российской газете "Известия". Полный текст
  • Что еще почитать
  • Интервью Президента Касым-Жомарта Токаева о январских событиях. Полное видео |
  • Президент Казахстана заявил о недопустимости дискриминации
  • Касым-Жомарт Токаев – Telegram

В Госдуме раскритиковали Токаева из-за заявлений по ДНР и ЛНР

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил с новым обращением к нации в связи с масштабными протестами, которые продолжаются в стране уже несколько дней. Токаев и Алиев посетили город Шушу в Азербайджане. Токаев и Алиев посетили город Шушу в Азербайджане. В ходе интервью телеканалу "Хабар 24" Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева спросили о том, кто стоит за попыткой госпереворота в стране.

Токаев своими интервью задаёт хорошую политическую тенденцию, - Жумалы

Интервью президента записано на русском языке, чтобы его могли посмотреть как можно больше людей, в том числе и за рубежом. Об этом ранее сообщил пресс-секретарь главы государства Берик Уали. Он отметил, что в ближайшее время выйдет также большое интервью на казахском языке.

Никто не будет приезжать в страну, где нет чистоты в качестве гостя или инвестора. Но, прежде всего, это нужно нам, его гражданам, чтобы Казахстан всегда был чистым и красивым. Это должно стать образом жизни. Это вопрос не только нашей столицы или крупных городов, он касается и малых городов, районов, сел. Весь Казахстан должен быть чистым. А это зависит от нас и от молодёжи.

Я верю в нашу молодёжь", — сказал Глава государства.

Если возьмем недавнюю нашу историю Центрально-Азиатского региона, только лишь в Кыргызстане происходила смена власти где-то революционным путем, где-то президенты сами сменялись. Долгое время был Ислам Каримов в Узбекистане, Эмомали Рахмон до сих пор руководит Таджикистаном, произошла смена власти в Туркменистане, но опять же власть осталась в одной семье. Позиция Касым-Жомарта Токаева в том, что президент должен отработать один срок, не держаться за власть, а в первую очередь уделять внимание решению актуальных и насущных социально-экономических проблем в наше сложное экономическое время. Я думаю, что это историческое заявление, которое будет иметь важное значение для других постсоветских стран. В первую очередь, президент несет ответственность за народ и свою страну, а не за то, как продлить свои полномочия. Мы снова возвращаемся к теме коренных политических реформ, которые начал проводить Токаев еще с 2019 года, с момента, как стал президентом страны. Это не красивые слова, а действительно системный подход к политическим переменам в стране. Неслучайно у Токаева в интервью прозвучало, что модернизация системы власти должна отвечать тем внутриполитическим, внешнеполитическим, экономическим вызовам, которые сегодня стоят не только перед Казахстаном, а в общей мировой повестке. Мы видим, что идет смена мировой политической модели.

Чтобы государство оставалось на плаву, чтобы страна могла преодолевать вызовы для государственной системы, для общественно-политической стабильности, экономической устойчивости, нужна модернизация власти не на словах, а на деле. Нужна гибкость власти, чтобы она делала страну более сильной, а народ более благополучным. Я думаю, что это и вкладывалось в понятие демократической трансформации Казахстана, и в те примеры, которые действительно могут послужить моделью для стран ЦА и СНГ. Если вспомним события в Кыргызстане, еще со времен Аскара Акаева, который позиционировался как президент-либерал и демократ еще той волны постсоветского периода, в отличие от более жестких Назарбаева и Каримова, Конституционный суд у нас, по сути, находился под управлением администрации президента. В 2010 году у нас вообще Конституционный суд был ликвидирован на революционной волне новой властью, которую возглавляло временное правительство. Конституционный суд был, скажем так, марионеткой в руках президента и его аппарата. В своем интервью Касым-Жомарт Токаев, как мне кажется, достаточно четко разграничил полномочия властей, сказав о том, что суперпрезидентской страны нет, а есть исполнительные и законодательные органы и определенные контрольные функции. Возвращаясь к политическим реформам, которые проводит Токаев, одна из задач сегодняшнего дня — это сделать так, чтобы Казахстан был не суперпрезидентской страной, а страной с устойчивой экономикой и прозрачной системой государственной власти. С этой точки зрения можно сказать, опыт Казахстана и его внутриполитическая модель в определенном смысле являются ноу-хау для стран Центральной Азии.

Токаев не торговался с Назарбаевым о власти и личных привилегиях «Никакого торга не было. Разговоров о личных привилегиях не было. Единственный разговор — о статусе в Совете безопасности. Я сказал, что сейчас обращусь к нации и скажу, что я — председатель Совета безопасности. Этот вопрос был решен буквально на ходу». Беспорядки в Казахстане и уход Назарбаева из власти В начале января в Казахстане начались акции протеста из-за резкого повышения цен на сжиженный газ — с 60 до 120 тенге. Правительство пошло на уступки и опустило цены, но акции протеста на этом не закончились, так как митингующие стали выдвигать политические требования. В частности, участники протестов настаивали на полном отстранении от власти бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева — он, несмотря на уход с поста главы государства в 2019 году, оставался главой Совета безопасности и председателем правящей партии «Нур Отан». Впоследствии протесты на улицах казахских городов переросли в столкновения с силовиками, в которых погибли как протестующие, так и правоохранители. Кроме того, в Казахстане активизировались мародеры, которые стали грабить магазины, в стране наблюдались перебои с интернетом, образовался дефицит продуктов.

Интервью Токаева «России 24»: самое главное

Токаев дал интервью китайскому телеканалу Токаев: Союзное государство Москвы и Минска — это феномен, где даже ядерное оружие общее.
Казахстан боится стать жертвой токсичного "русского мира": мнение эксперта об интервью Токаева Об отношениях России и Казахстана, статусе русского языка на постсоветском пространстве и роли ООН — в эксклюзивном интервью Касым-Жомарта Токаева «Известиям».
Токаев: без России нельзя решить ни одну проблему в мире, это ясно и с Луны Накануне визита президенты взаимно дали интервью: Путин — «Казахстанской правде», а Токаев — газете «Известия».
О Путине, отношениях с Китаем и политзаключённых: важное из интервью Токаева Президент Касым-Жомарт Токаев дал интервью "Известиям".
Президент Токаев дал большое интервью Поскольку мы пережили такие потрясения, связанные и с турбулентностью мировой ситуации, и с наступлением COVID», − сказал Касым-Жомарт Токаев в интервью телеканалу «Россия 24».

Полное интервью Токаева о январских событиях в Казахстане (ВИДЕО)

Это также говорит о тщательно спланированной операции", - сказал он. Отдельный блок ответов Касым-Жомарта Токаева был посвящен негативной реакции Запада на отданный приказ стрелять по бандитам на поражение. Резолюция Европарламента в отношении Казахстана, по мнению Главы государства, продиктована лоббистами, которые работают по заказу людей, которые когда-то покинули Казахстан, "заработав серьезные, большие деньги в нашей стране и сейчас тратят на то, чтобы организовывать те или иные демонстрации, стравливать людей".

Кроме того, по словам Токаева, принимавшие участие в боевых действиях находились под воздействием наркотиков.

Это также говорит о тщательно спланированной операции", — сказал он. Отдельный блок ответов Касым-Жомарта Токаева был посвящен негативной реакции Запада на отданный приказ стрелять по бандитам на поражение.

При этом глава государства отмечает бессмысленность синофобии. Китай превратился в технологически развитое государство, отношения с которыми чрезвычайно важны, а сотрудничество перспективно», — пишет Абишев. Эту же мысль в своем посте в Telegram развивает главный эксперт Казахстанского института стратегических исследований Адиль Каукенов. Он обращает внимание на стремление Токаева избавить казахстанское общество от сложившихся ранее стереотипов в отношении восточного соседа. Скрин Telegram-канала "записки казахского китаеведа" Казахстанский политолог Данияр Ашимбаев увидел в интервью президента прозрачные укоры в адрес правительства, и рассуждает о судьбе кабинета министров.

С другой стороны, заявил, что для него "макроэкономические показатели не являются первостепенными по своему значению", а "главное — это реальное благополучие граждан". Тут, безусловно, есть некое противоречие, которое можно понять как завуалированный намек на манипуляции со статистикой, процветающие в исполнительной власти. Взять, к примеру, данные по повышению доходов населения. По мнению правительства, они постоянно растут, статистика же говорит, что практически весь рост съела инфляция. Президент в интервью ни словом не обмолвился о том, что правительство недавно отчиталось о выполнении его поручения по снижению инфляции вдвое. Очевидно, что у него несколько иное видение эффективности этой работы», — пишет Ашимбаев в своем Telegram-канале. По мнению президента, «правительство должно иметь детально просчитанный план действий с учетом всех возможных вариантов развития событий», однако ни расширенные полномочия, ни возросшая самостоятельность регионов пока не показали эффективную работу кабмина.

По-моему, сигнал был очень четкий. Это не налог, это благотворительность, но всегда нужно ставить какие-то параметры. Насколько мне известно правительство поставило 3 процента от налогооблагаемого дохода, причем это касается действительно крупного бизнеса». О российском образовании: «Российское образование очень хорошее, особенно техническое.

Конечно же, нет никакой обязательности, я просто высказал предположение, что лучше все же отправлять на учебу в Россию, потому что здесь присутствует и языковой момент. Коль скоро мы являемся стратегическими партнерами, у нас совместные предприятия крупного бизнеса и нам нужны технические кадры, которые обучались бы в России». О западном образовании: «Кто-то, возможно, захочет обучаться на Западе. Естественно, этому никто не будет препятствовать.

Надо понимать, что там очень специфическое образование и я бы не стал его идеализировать. Там есть свои проблемы, и мы знаем, что западные университеты тоже превращаются в конторы по печатанию дипломов, чем некоторые наши молодые люди злоупотребляют». О США: «Я прекрасно понимаю значение этого государства в современном мире. Мы всегда придерживались позиции развития сотрудничества в области энергетики, нераспространения ядерного оружия.

И что касается Казахстана, то мы готовы к продолжению этого курса». О восхвалении: «Я отношусь отрицательно. Дело в том, что я воспитывался в совершенно специфических реалиях, где хвалебные оды просто отсутствовали.

Интервью Президента Казахстана К.-Ж.Токаева телеканалу «Россия 24»

Она делится с гражданами. У нас достаточно сильный неправительственный сектор. За эти 30 лет у нас сформировался достаточно хороший пул именно представителей гражданского сектора. Доказательством этому является то, что многие из них были включены в состав политсовета Nur Otan. Они сегодня представляют достаточную силу, чтобы высказывать свое мнение и позицию, давать рекомендации и быть активными участниками в принятии решений. Делегирование части ответственности на гражданский сектор и самих граждан - это очень важно. Важно не упустить момент, чтобы было это разделение ответственности между властью и гражданским сектором. Это дает возможность любому гражданину активно участвовать в общественной жизни, чтобы голос каждого был услышан. Граждане имеют на это право", - отметила Жанар Буканова. Она тоже посчитала немаловажным вопрос об отношении к Елбасы и оценка его деятельности. Его вклад очень большой в развитие современного Казахстана", - сказала Жанар Буканова.

В анонсированном пакете реформ положительным она считает, что экономические и политические преобразования будут идти параллельно. Если мы говорим о политических реформах, это касается политических институтов. А к ним относятся в том числе и законодательная, исполнительная ветви, которые несут ответственность за принятие решений в том числе по экономическим реформам. Поэтому очень важное было заявление, на мой взгляд. Это все должно идти во взаимной увязке", - отметила эксперт. В вопросе обновления кадров, по ее мнению, стоит обратить внимание на проект "100 новых лиц". Токаев: Я против того, чтобы косить кадры "Он говорил о подготовке профессиональных кадров, о том, что скамейка запасных не совсем длинная. Но высказал очень хорошую идею о том, что нужно взращивать профессионалов, нужно их готовить. Кадровая политика - очень важный вопрос. Конечно, у нас есть молодежный кадровый резерв, откуда были новые назначенцы на постах министров.

Я думаю, что еще есть потенциал в проекте "100 новых лиц". Там очень много талантливых людей, self-made. Людей, которые сами себя сделали и достигли успехов без поддержки "агашек". Имеют хорошее образование, очень патриотичны, граждански активны. Там есть очень хороший потенциал. Поэтому скамейку запасных можно заполнять и за счет этого проекта", - отметила Жанар Буканова.

Отдельный блок вопросов был посвящен реакции других стран на принимаемые в тот момент президентом решений, в том числе о стрельбе на поражение. Отсутствовал единый алгоритм, план действий руководителей правоохранительных органов. Была неразбериха. Руководители правоохранительных органов опасались брать на себя ответственность. Я им сказал, что если бы Рокоссовский или Жуков каждый день спрашивали у Сталина, они бы войну выиграли или нет? Наши законы таковы. После Жанаозена были приняты законы, которые сковывали правоохранителей именно в таких ситуациях. Поэтому я сказал, что мы должны открывать огонь на поражение против бандитов. Я же профессионал, я дипломат, я знал, что будет такая реакция, но интересы государства и безопасности наших граждан - превыше всего. Я меньше всего думал, что скажут на Западе, в тот момент, - пояснил Токаев. Отвечая на вопрос о возможных "торгах" за власть с Назарбаевым ответил следующее: Нет, никакого торга, естественно, не было. Разговоров о личных привилегиях тоже не было. Единственное, был разговор о том, что нужно срочно решить вопрос о статусе председателя Совета безопасности и, когда ситуация обострилась, я скрывать не буду, я поставил вопрос, что я сейчас обращусь к нации и должен заявить, что я с этого момента являюсь председателем Совбеза. Этот вопрос был решен буквально на ходу. Я полагаю, это оценка объективная, и надеюсь, что именно на эту оценку, на эту характеристику люди будут ориентироваться в будущем", - рассказал Глава государства в интервью журналисту телеканала "Хабар".

Но мы с достоинством вышли из сложной ситуации. Мы должны отойти от фаворитизма при распределении так называемых "лакомых кусков" в экономике. Все это было, об этом мы открыто говорим. Те, кто утверждает, что позиции русского языка в Казахстане уменьшились, "сильно идут против истины".

Если у вас нет возможности посмотреть видео версию ниже в материале , можете ознакомиться с основными темами которые были затронуты: Январские события В России некоторые перевирают всю ситуацию, утверждая, что вот, мол, Россия "спасла" Казахстан, а Казахстан теперь должен вечно "служить и кланяться в ноги" России. Считаю, что это совершенно неоправданные рассуждения, далекие от реальности. Сильное затопление южного региона. Экономическая ситуация не располагала к большой радости.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий