Ежегодная (с 2004 года) экспедиция «За уходящим льдом Байкала» стартует в уникальный период освобождения озера от зимнего ледового покрова, когда южная и средняя котловины озера свободны ото льда, а северная покрыта паковым (битым) и матёрым льдом.
На Байкале из-за аномальных морозов идет активное ледообразование
МЧС предупреждает рыбаков и туристов о трещине на льду Байкала в районе Утулика и Байкальска. Нынешней весной лед на Байкале начал сходить на две недели раньше обычного. На льду Байкала от Листвянки в сторону поселка Большие Коты — становая трещина, торосы, трещины, толщина льда – до 50 сантиметров. Зимой 2022–2023 годов на Байкале официально зафиксировали семь провалов транспорта под лед, три из них – полные. То, что к концу января не везде на Байкале лед надежный, это нормальное явление, пояснил Гранин, к тому же на ледовую обстановку сейчас влияет сейсмическая активность. На севере Байкала, преимущественно по западному побережью, наблюдаются начальные виды льда, ледяные поля, битый лед, местами береговой припай.
Зимний Байкал
- Становление льда на Байкале ожидается в первой декаде января
- На Байкале начался ледоход
- Байкальский лёд. Что, где, когда и как не?: varandej — LiveJournal
- Экспедиция «За уходящим льдом Байкала 2024»
- Туристы устремились на Байкал, чтобы увидеть прозрачный голубой лед
- Экспедиция «За уходящим льдом Байкала 2024»
На Байкале продолжается ледостав
Лёд — главная достопримечательность зимнего Байкала, а одно из самых популярных развлечений — рассекать по озеру на коньках. Лед на Байкале замерзает к февралю. «Шепот» байкальского льда всегда предшествует погружению крупнейшего в мире пресноводного озера в зимний сон.
Экспедиция «За уходящим льдом Байкала 2024»
В районе поселка Утулик наблюдаются нажимы и трещины. В районе Слюдянки, Култука, Ангасолки — трещины и активное таяние снега, из-за чего образовывается вода на поверхности льда. В районе Шаражалгая ширина трещины с открытой водой достигает 50 сантиметров. В районе Мурино уже видны открытые участки воды.
В районе Слюдянки, Култука, Ангасолки — трещины и активное таяние снега, из-за чего образовывается вода на поверхности льда. В районе Шаражалгая ширина трещины с открытой водой достигает 50 сантиметров.
В районе Мурино уже видны открытые участки воды. Вблизи Солзана тоже есть нажимы и рещины.
Выход и выезд на лед Байкала сейчас смертельно опасны. Напомним, 29 марта из-за резкого потепления и активного таяния льда официально закрыли ледовую переправу с острова Ольхон. МЧС предупредило об опасности выезда на лед и ответственности за нарушения правил , тем не менее нашлись те, кто этому не внял.
Со всей страны едут, чтобы увидеть прозрачный голубой лед. В этом году, как говорят местные гиды, он особенно красив. Начало марта на Байкале — почти идеальное время для того, чтобы прокатиться на судне-амфибии. Сильных заморозков уже нет, а любоваться прозрачным льдом не мешают ни трещины, ни торосы, ни сугробы. Так что экскурсия на Хивусе это катер на воздушной подушке — оптимальный вариант для тех, кто хочет увидеть и узнать побольше.
Следующая остановка — Кругобайкальская железная дорога длиной 80 километров.
Особый лёд? Почему на льду Байкала не бывает много снега
Ранний лёд Байкала прочен, но тонок, однако до первых оттепелей его толщина и надёжность растёт, иногда на несколько сантиметров в сутки. Из-за оттепели после 50-градусных морозов в проливе Малое Море на льду образовалась многокилометровая трещина. Но меня пытались успокоить: толщина льда на Байкале 1,5-2 метра. "Зимой весь Байкал сковывает прозрачным льдом, в гротах образуются наплески и метровые сосульки, скалы высотой до 20 метров обтягивает “покрывало” — вы словно в РИА Новости, 20.02.2023.
Сколько продержится лед на Байкале в этом сезоне
Прогноз гидрометеорологов по вскрытию озера Байкал и водохранилищ Иркутской области будет готов 17 апреля. Как сообщает пресс-служба «Заповедного Прибайкалья», в настоящее время выход и выезд на лёд Байкала смертельно опасны. Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы.
В районе мыса Хобой сотрудники МЧС обнаружили становую трещину шириной до 20 сантиметров. В районе Бугульдейки лёд Байкала имеет толщину до 50 сантиметров, в Листвянке — 50-60 сантиметров, в устье Ангары есть открытая вода. Плотность льда на Байкале пока соответствует нормативам — он не рыхлый и не игольчатый, хотя тёплая погода может быстро поменять ситуацию. По другим водным объектам ситуация с толщиной льда пока также не является сильно угрожающей. На Иркутском водохранилище толщина льда до 70 сантиметров, на судовом ходу — до 40 сантиметров, двигаться на транспорте там уже может быть опасно.
Что касается окончательного застывания поверхности, то каждый год оно происходит в разное время: на данный процесс напрямую влияют температурные показатели — если они окажутся выше средних многолетних значений, то полное обледенение может растянуться вплоть до заключительной трети февраля. Как правило, прочная корка в первую очередь застилает Байкал с северной стороны, поскольку там фиксируются наиболее низкие показатели температуры, затем — с южной: льдом покрывается все пространство вплоть до места встречи с незамерзающей рекой Ангарой, впадающей в озеро. Возникает закономерный вопрос: почему так долго? Ответ прост: потому что водоем огромен, глубок, он долго остывает, а промерзнуть ему нужно сантиметров так на 70, чтобы стать безопасным не только для выхода, но и выезда на лед: для сотворения такого чуда природе требуется время. Когда же волшебство становится реальностью, на Байкал спешат сотни туристов, чтобы застать короткий период его удивительного замирания.
Так было обидно за наши леса, которые и так постоянно страдают от пожаров и незаконных вырубок, а тут еще и сама природа безжалостно уничтожает их. В районе реки Норты заехали на глазной источник, около него останавливается много фур и легковых автомобилей. Люди набирают воду целыми канистрами, видимо, хоть источник и называется глазным, вода в нем питьевая. Мы тоже набрали небольшую бутылку воды и отправились дальше.
На обед остановились в недавно открывшемся кафе «Тибет». Буузы и чебуреки были очень вкусными. Правда, их пришлось ждать минут 15, но зато они были свежайшими, только что приготовленными. Когда мы стартовали из Читы, у нас была мысль ехать до Горячинска два дня, не гнать, не торопиться, останавливаться во всех интересных местах.
Но дорога была настолько хороша, без снега и гололеда, что мы решили до темноты доехать до места. Позвонили в нашу гостиницу, убедились, что наш номер свободен, и уже без остановок помчались в Горячинск. Правда, на перевале за Улан-Удэ наша решимость немного поубавилась — пошел густой снег, замела поземка, видимость стала почти нулевая. Оставалась надежда, что, когда мы проедем перевалы, погода изменится к лучшему.
Так и оказалось, и уже часов в 19 мы были в Горячинске. День второй. Проснувшись, мы пошли знакомиться с гостиницей. Гостевой комплекс «Горячий ключ» не обманул наши ожидания.
Номер был идеально чистый, с душевой кабиной, холодильником, телевизором, белоснежным постельным бельем и полным набором чайно-кофейно-мыльных принадлежностей. Стоимость номера в среднем было 4 тысячи рублей в сутки разная в будни и в выходные дни. В эту стоимость включены бесплатные завтраки и бесплатное посещение бассейна, правда, только в утренние часы и в будние дни. На завтрак были на выбор омлет, глазунья и каша, каждый раз разная.
К этим блюдам прилагалась колбасно-сырная нарезка, масло сливочное, выпечка, джем… в общем, всего этого было достаточно, чтобы долго не испытывать чувство голода. Отдельный двенадцатиметровый бассейн тоже был хорош. Вода комфортная, есть небольшой водопад, играющий роль душа Шарко, детский бассейн, чистые полотенца — что еще нужно? После завтрака и купания в бассейне пошли в центр поселка.
Нам нужно было найти контору турбюро «Кристальный Байкал» и заказать экскурсии. К сожалению, домик, где находилось турбюро, был закрыт, пришлось договариваться об экскурсии по телефону, завтра мы едем на Ольхон! Жизнь в зимнем Горячинске почти замерла. От лета остались только призывные вывески по поводу кафе, сувениров и свежего разливного пива.
На самом же деле все это было закрыто, даже многие дома, судя по нехоженым дорожкам, были нежилыми. Но сам курорт жил и действовал… Все так же встречает гостей мать Бурятия. Так же стоит, спрятавшись в соснах, дедушка Ленин. Озеро не замерзает и красиво смотрится среди белоснежных берегов.
Источник в беседке такой же горячий, и даже находятся смельчаки, которые греют ноги в теплом ручье. И вот, наконец-то лед Байкала. То, что мы так давно хотели увидеть! На выходе из центральной улицы на льду стоят разные снегокаты, бананы, во льду выбита ледяная чаша для аттракциона.
Все это было нам не очень интересно, главная радость дня — то, что даже здесь было много чистого, свободного от снега льда, и он был очень красив! Даже здесь льдом хотелось любоваться бесконечно, смотреть на разные трещинки, пузырьки и кристаллы. А что же будет завтра, на Ольхоне? Солнце в этот день едва пробивалось через серые тучи.
Мы побродили среди занесенных снегом торосов и отправились домой. День третий. Сегодня самый ответственный день, сегодня мы увидим то, ради чего затеяли эту поездку — настоящий лед Байкала! К сожалению, нам предложили ехать на УАЗе «буханке», хотя мы рассчитывали на хивус, судно на воздушной подушке.
Экскурсия на УАЗе стоила 6500 руб. На хивусе, конечно, намного дороже, но нам казалось, что он комфортнее и, главное, безопаснее. Оказалось, что мы едем в связке из нескольких «буханок» плюс один легковой автомобиль, владелец которого заплатил гидам за возможность ехать с нами. На всю эту большую компанию был всего один гид, так что гости из Москвы, Сочи и других западных районов, не имели возможности узнать что-то о нашем замечательном Байкале.
Стартовали мы от Турки. Официальной дороги до Ольхона нет, водители едут, руководствуясь своим опытом и редкими деревянными вехами, расставленными на пути. Наша машина ехала первой, поэтому ей доставались все приключения, типа наезда задним колесом на острый ледяной торос, незаметный в снегу. Вперед ехать было нельзя, торос мог разорвать шину, а задний ход у машины не работал изначально.
Машину успешно вытащили, а пассажиры прогулялись по снегу и сделали первые снимки. Это мы с «чемпионом мира по смеху», как нам его представила гид. Веселый парень из Сочи в артистической шляпе, он развлекал нас всю поездку. Через некоторое время все автомобили остановились и водители вышли на совещание.
Оказалось, что нам преграждает путь трещина шириной почти в метр. Между вздыбившимися торосами была вода. Пассажирам сказали выйти из машин и ждать, не приближаясь к трещине. Это была как раз примерно середина Байкала, глубина, как сказал нам водитель, примерно 1500 метров.
Когда открываешь дверцу машины, становится страшно сделать первый шаг, кажется, что под ногами какая-то бездонная черная пропасть. Во время остановки пассажиры катались на коньках, фотографировали лед и наблюдали за действиями водителей, которые расчищали путь для машин, попутно засыпая льдинами трещину. В конце концов трещина была преодолена, и вскоре мы были у мыса Хобой, самой северной части Ольхона. Свое название мыс получил за форму выдающейся части, которая визуально очень похожа на клык, по-бурятски Хобой.
Около берега лед был нежно-голубого цвета, а чуть дальше он становился почти черным. Вдоль берега проходила широкая трещина, наполненная водой. Байкал живой — пару раз раздавался такой грохот, словно это раскаты грома от ударившей где-то рядом молнии. Казалось, что лед сейчас расколется на куски и нужно срочно искать спасения.
Оказалось, что этот грохот действительно означает, что на Байкале возникают трещины, но это не рядом, а где-то далеко. Это еще одна особенность байкальского льда — «становые щели». При сильном морозе они буквально разрывают лед на отдельные поля.