Новости линия обороны ленинграда во время блокады карта

Литература, посвящённая как обороне Ленинграда, так и блокаде, подвергалась значительной цензуре в советское время. Блокады именно города Ленинграда в действительности не было. Новости Спорт #Задержан замминистра обороны РФ #Конфликт Ирана и Израиля. Бойцы Волховского фронта во время прорыва блокады Ленинграда, январь 1943 года.

Блокадный Ленинград

длительная военная блокада, предпринятая державами Оси против советского города Ленинграда (современный Санкт-Петербург) на Восточном фронте Второй мировой войны. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Прорыв блокады Ленинграда и боевые действия в 1943 году. Линия обороны Ленинграда во время блокады на современной карте. Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг., отношения между друзьями во время блокады неизбежно менялись.

Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта

Каменного угля при строжайшей экономии могло хватить только до ноября, жидкого топлива — до конца сентября. В результате введенные по карточной системе нормы продовольствия стаи снижаться, отмечается в «ВЭ». Дети блокады 1942 год. Автор: Борис Уткин. Место съемки: г. Ленинград С 20 ноября в результате пятого снижения рабочие получали по 250 г хлеба в день, все остальные — по 125 г, с 25 декабря в связи с подвозом по «Дороге жизни» нормы стали увеличиваться. Состояние жителей города ухудшалось — хлеб был сырой, состоял на две пятых из примесей. Началась цинга и дистрофия.

Закончились запасы топлива, кроме того, в жилых домах прекратилась подача электричества. Вышел из строя водопровод, были разрушены 78 км канализационной сети. За сентябрь — ноябрь 1941 года в городе 251 раз раздавалась воздушная тревога.

Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга. Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост. Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов.

Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы».

Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков. До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда!

В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов.

Началась цинга и дистрофия. Закончились запасы топлива, кроме того, в жилых домах прекратилась подача электричества. Вышел из строя водопровод, были разрушены 78 км канализационной сети. За сентябрь — ноябрь 1941 года в городе 251 раз раздавалась воздушная тревога. Средняя ежедневная продолжительность артобстрела в ноябре 1941 года достигла 9 часов.

За время блокады от голода и обстрелов умерло более 641 тыс. Таким образом, в результате смертности, эвакуации и дополнительных призывов в армию население Ленинграда за период с сентября 1941 года по сентябрь 1942 года уменьшилось на 1 млн 837 тыс. В тяжелейших условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы. Борьба за Ленинград была ожесточенной. Большую заботу о городе проявляла вся страна. Важнейшую роль в его освобождении сыграли воины Ленинградского фронта и моряки Балтийского флота.

Блокада нанесла «городу Ленина» очень чувствительные потери. Даже их определение заняло несколько лет. Самые массовые жертвы составили умершие от голода, их число оценивается в 620 тысяч человек, причем большинство этих смертей приходится на первую блокадную зиму. Немецкие артобстрелы и воздушные налеты привели к гибели примерно 17 тысяч ленинградцев из числа гражданского населения.

Потери советских войск в Ленинградской битве в целом составили около 330 тысяч только убитыми. Основная часть из них приходится на неудачные операции по прорыву блокады. Кроме того, эти прорывы, заканчиваясь попаданием атакующих советских частей в окружение, обернулись для 110 тысяч солдат и офицеров статусом «пропавших без вести». Но понесенные жертвы оказались не напрасными. Упорная оборона советских войск под Ленинградом в 1941-1942 годах позволила сковать на этом направлении крупную немецкую группировку, исключив возможность ее использования на других участках советско-германского фронта. Кроме того, Ленинград удалось сохранить в качестве одного из основных оборонно-промышленных и научных центров страны и главной базы Балтийского флота. На протяжении всей войны вклад «города на Неве» в общую победу над фашизмом не прерывался и имел огромное значение. Признанием величайших заслуг ленинградцев и воинов, защищавших город, Ленинграду в числе первых в стране было присвоено звание «города-героя». А дата снятия блокады Ленинграда 27 января стала одним из Дней воинской славы, ежегодно торжественно отмечаемых всей Россией. Вам также может понравиться Тяжелые танки серии КВ, конечно, нельзя назвать «малоизвестными» 888 Сухопутные войска являются основой армии любой страны 578 Несмотря на то, что Вторая мировая война уже давно 21.

Воздушно-десантные войска РФ — это отдельный род войск 1.

Линия обороны Ленинграда.

Большая часть из них находится в Ленинградской области, но несколько из них расположены на территории Петербурга. Кировский вал Кировский вал стал рубежом, где удалось остановить вражеское наступление в сентябре 1941 года и сдержать его до 1944 года. Передовая проходила по границе Полежаевского парка, где сейчас установлен мемориал. Здесь начинается Аллея Славы, которая продолжается до станции "Лигово". Аллея примерно повторяет передний край обороны Ленинграда.

Нормальную еду приходилось заменять суррогатами. Меню столовой Кировского завода состояло из котлет из свекольной ботвы, биточков из лебеды, шницелей из капустного листа, печенья из жмыха, соуса из дрожжей и супа из подорожника. Весной 1942-го, как только появилась трава, жители города воспользовались ею для приготовления пищи, и за короткий срок растительности не осталось.

Огромное значение для блокадников имела Дорога жизни - ледовый путь через Ладожское озеро, который функционировал с 22 ноября 1941 года по 23 апреля 1942-го. Именно эта связь с Большой землей позволила к весне 1942 года создать в городе продовольственный запас на 2 месяца, в результате которого, наконец, была увеличена норма выдачи хлеба. Дорога начала действовать в те дни, когда норму продовольствия в городе урезали до минимума, а люди массово умирали от голода. Строительство Дороги жизни стало грандиозным проектом, помогающим решить множество задач. Через Ладожское озеро были проложены телефонно-телеграфный, электрический кабели, которые обеспечивали связь с Большой землей и электроснабжение Ленинграда. На дне озера построен трубопровод для снабжения топливом, Ладожская военная флотилия защищала коммуникации, а Северо-Западное речное пароходство перевозило грузы в то время, когда льда на озере не было. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.

Осенью 1941 года советские войска предприняли две Синявинские операции, но успеха они не принесли. Войска Невской оперативной группы захватили и удерживали небольшую территорию, которая известна как "Невский пятачок". С него во время второй Синявинской операции предпринимались особенно ожесточенные попытки прорвать блокаду. Еще две операции были проведены в 1942 году, но и они не принесли результата. В конце 1942 года совет Ленинградского фронта подготовил план еще двух наступательных операций: Шлиссельбургскую задача - снятие блокады и постройка железной дороги и Урицкую для восстановления сухопутной связи с Ораниенбаумским плацдармом.

Однако, несмотря на тяжелейшее положение, жители города участвовали в его обороне. Люди работали на предприятиях, выпускали боеприпасы, ремонтировали военную технику. В конце декабря хлебная пайка стала вдвое больше - к этому времени значительная часть населения погибла.

Голод принял невиданные масштабы. Начались случаи людоедства. Многие жители, ослабев, падали и умирали на улицах. Весной 1942 г. Особенно тяжелым было положение детей, оставшихся без родителей. Обессиленные, они лежали в холодных квартирах, едва передвигались. Ужас от перенесенных невзгод застыл в их лицах. Многие из них по 10-15 дней не видели горячей пищи или просто кипятка.

В то же время руководители города и все, приписанные к столовой Смольного, а также сотрудники НКВД получали нормальное питание. Самолетами доставляли деликатесы для высшего руководства.

Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Все его жители вышли на улицы, как это было в большие всенародные праздники. На многолюдных митингах ленинградцы выражали глубокую благодарность войскам Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавшим блокаду. Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, прорвать оборону противника не удалось. Согласно немецким данным сводным отчетам штаба армии о потерях за январь 1943 года 18-я армия потеряла 22 619 человек. За первую половину месяца общие потери армии составили 6 406 человек из них 1543 — убитыми и пропавшими без вести , а в период с 16 по 31 января — 16 213 человек из них 4 569 — безвозвратно. За мужество и героизм проявленный в январских боях около 19 000 советских воинов были награждены орденами и медалями, 12 присвоено звание Героя Советского Союза. Особенно отличившиеся части были преобразованы в гвардейские: 136-я командующий Н.

Симоняк и 327-я командующий Н. Поляков стрелковые дивизии были преобразованы в 63-ю и 64-ю гвардейские стрелковые дивизии, а 61-я танковая бригада командующий В. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная магистраль и мосты через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Все это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта. Сводка Совинформбюро, посвященная прорыву блокады Ленинграда Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам. В этой обстановке Ставка ВГК посчитало возможным не только развить достигнутый успех и восстановить контроль над Кировской железной дорогой, но и провести ещё более крупномасштабную операцию — полностью снять блокаду Ленинграда и освободить всю Ленинградскую область. Однако операция «Полярная звезда» закончилась провалом. Советским войскам под Ленинградом не удалось развить наступление, разгромить немецкую мгинско-синявинскую группировку, обеспечить прочную железнодорожную связь города со страной, а также отбросить противника на расстояние, исключающее артиллерийские обстрелы.

Полностью разгромить немецко-фашистские войска к югу от Ленинграда удалось лишь в январе 1944 года в результате Ленинградско-Новгородской операции. А уже в июне в ходе другой операции — Выборгско-Петрозаводской — на севере от города были разбиты и финские войска.

Блокадный Ленинград

Прорыв блокады Ленинграда имел решающее значение для исхода битвы за Ленинград. Блокада Ленинграда. Развивая наступление во время операции "Искра" наши войска при поддержке артиллерии Балтийского флота, Ладожской флотилии и силами дальней авиации удалось удалось добиться значительных успехов на востоке "кольца". Блокада Ленинграда карта Немецкие войска, закрепившиеся в пригородах в пределах 4-7 километров от городской черты, перешли к активным артиллерийским обстрелам и воздушным. Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище Немецкая политика Интересен взгляд на Ленинград в блокаде с противоположной — немецкой — стороны. Блокадный Ленинград. Свернуть условные обозначения. Показать свойства. Копировать карту. Печать карты.

Карты-схемы Ленинградского Фронта

Мерецков и 2-го Прибалтийского генерал М. Попов фронтов во взаимодействии с Балтийским флотом, Ладожской и Онежской флотилиями была проведена Ленинградско-Новгородская операция. Советские войска перешли в наступление 14 января 1944 г. Группа армий «Север» потерпела тяжелое поражение. В результате Ленинградско-Новгородской советские войска вышли на границы Латвии и Эстонии. Значение обороны Ленинграда Оборона Ленинграда имела огромное военно-стратегическое, политическое и моральное значение. Гитлеровское командование лишилось возможности наиболее эффективного маневра стратегическими резервами, переброски войск на другие направления. Если бы город на Неве пал в 1941 г. Москва в этом случае могла не удержаться, а вся война пойти совершенно по другому сценарию.

В смертельной мясорубке Синявинской операции 1942 году ленинградцы своим подвигом и несокрушимой стойкостью спасали не только себя. Сковав немецкие силы, они оказывали неоценимую помощь Сталинграду, всей стране! Подвиг защитников Ленинграда, отстоявших свой город в условиях тяжелейших испытаний, вдохновлял всю армию и страну, заслужил глубокое уважение и признательность государств антигитлеровской коалиции. В 1942 г. Эта медаль и сегодня остается в памяти народа одной из самых почетных наград Великой Отечественной войны. Нацистские планы относительно будущего Ленинграда 1. Уже на третий день войны против Советского Союза Германия информировала руководство Финляндии о своих планах уничтожить Ленинград. Геринг заявил финскому посланнику в Берлине, что финны получат «также Петербург, который, все-таки, как и Москву, лучше уничтожить».

Согласно записи, сделанной М. Борманом на совещании 16 июля 1941 г. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения». Директива германского военно-морского штаба 29 сентября 1941 г. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого населенного пункта. Финляндия также заявила о своей незаинтересованности в дальнейшем существовании города непосредственно у новой границы».

Еще 11 сентября 1941 года президент Финляндии Ристо Рюти заявил германскому посланнику в Хельсинки: «Если Петербург не будет больше существовать как крупный город, то Нева была бы лучшей границей на Карельском перешейке… Ленинград надо ликвидировать как крупный город». Из показаний А. Йодля на Нюрнбергском процессе: Во время осады Ленинграда фельдмаршал фон Лееб, командующий группой армий «Север», сообщил ОКВ, что потоки гражданских беженцев из Ленинграда ищут убежища в германских окопах и что у него нет возможности их кормить и заботиться о них. Фюрер тотчас отдал приказ от 7 октября 1941 года не принимать беженцев и выталкивать их обратно на неприятельскую территорию II. Жданов якобы объедался деликатесами, в роли которых фигурируют обычно персики или пирожные буше. Приводятся также дневники бывших партийных работников Ленинграда, в которых говориться о том, что партийные работники жили почти как в раю. На самом деле: снимок с «ромовыми бабами» сделан журналистом А. Он был известным фотокорреспондентом ТАСС.

Очевидно, что Михайлов, действительно, получил официальный заказ с целью успокоить советских людей, проживающих на Большой земле. В этом же контексте следует рассматривать появление в советской прессе в 1942 году информации о Государственной премии директору московского завода шампанских вин А. Фролову-Багрееву, как разработчику технологии массового производства игристых вин «Советского шампанского»; проведении состязаний лыжников и футбольных соревнований в блокадном городе и т. Подобные статьи, репортажи, фотографии имели одно главное предназначение — показать населению, что не все так плохо, что даже в жесточайших условиях блокады или осады мы может делать и кондитерские изделия и шампанские вина! Мы будем праздновать победу с нашим шампанским, проводить соревнования! Мы держимся и победим! Факты о партийных руководителях Ленинграда: 1.

Он позвонил в штаб Воронежского фронта, где в то время находился генерал армии Г.

Жуков и сказал: «В Ленинграде как представитель Ставки находится Ворошилов. Государственный Комитет Обороны считает, что Вам также необходимо поехать туда. Воспоминания и размышления. Жуков прибыл в штаб Волховского фронта, а затем ознакомился с положением дел во 2-й ударной и 8-й армиях. Вечером Георгий Константинович докладывает в Ставку ВГК: «Сегодня был на командном пункте Романовского и Старикова, с которыми подробно разобрал обстановку и принятые решения. Разобрал также обстановку с командиром 128 сд и его решение на бой. Отсутствие танков и недостаточное количество огневых средств не гарантировало прорыв. Взаимодействие на стыках армии, соединений и частей отработано слабо.

Расположение дивизионных резервов в боевых порядках было слишком близкое, и по существу резервы превращались во вторые эшелоны, отмененные Вашим приказом. Удаленность их от 1-го эшелона на 1—1,5 км могла привести к большим потерям. Кроме того, обнаружен ряд мелких тактических и технических недостатков. По всем обнаруженным недостаткам даны исчерпывающие указания Афанасьеву псевдоним К. Генерал армии Жуков просил срочно подать для фронта воздухоплавательный аэростатный отряд, одно-два звена самолетов-корректировщиков, дополнительно отпустить следующее количество боеприпасов: 122-мм гаубичных — 20 тыс. По приказу Сталина командующие фронтами немедленно приступили к устранению выявленных Жуковым недостатков, еще раз детально проработали план предстоящей операции. Однако полностью устранить все недостатки не удалось. К началу наступления испортилась погода.

Над землей нависли низкие облака, временами шел густой снег. В ночь на 12 января сводная группа ночных бомбардировщиков совершила массированный налет на артиллерийские позиции и штабы противника в полосе прорыва. В 9 часов 30 минут началась артиллерийская подготовка. За 40 минут до начала атаки штурмовая авиация группами по шесть — восемь самолетов нанесла удар по опорным пунктам и батареям противника. По окончании артиллерийской подготовки пехота, сопровождаемая огневым валом на направлении главного удара и последовательным сосредоточением огня на вспомогательных направлениях, двинулась в атаку на вражеские позиции. Несмотря на мощную артиллерийскую подготовку, противник сохранил немало огневых средств и живой силы. В результате он оказал ожесточенное сопротивление. Авиация Ленинградского и Волховского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота, несмотря на низкую облачность, наносила непрерывные удары по скоплениям войск противника.

В полосе наступления 67-й армии наибольшего успеха добилась 136-я стрелковая дивизия генерала Н. Симоняка , наступавшая в районе Марьино. Ее части, преодолев по льду Неву, захватили первые траншеи противника и стали продвигаться в глубь его обороны. Успешно действовала и 268-я стрелковая дивизия полковника С. Борщева , которая также вышла на левый берег Невы и выбила противника из 2-го Городка. Однако на правом фланге 67-й армии противнику удалось плотным артиллерийско-минометным огнем остановить 45-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Сложная обстановка сложилась на левом фланге армии, где наступала 86-я стрелковая дивизия. Один из ее полков преодолел Неву, а два других залегли под огнем противника на льду реки.

К исходу дня войска 67-й армии сумели вклиниться в оборону противника на глубину до 3 км. Котик, Н. Кутузов, В. Селезнев, Л. Кабачек, Ю. Гариков, К. Молтенинов, Ф. Диорама музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», посвященная переломному моменту в истории обороны Ленинграда пятой за 1,5 года попытке прорыва блокады — операции «Искра».

Кировск, Кировский р-н, Ленинградская обл. На Волховском фронте продвижение частей 2-й ударной армии было медленным и неравномерным. Одновременно в наступление перешли и правофланговые соединения 8-й армии. Части 327-й стрелковой дивизии после упорного боя овладели сильно укрепленным узлом сопротивления — рощей Круглая. Противник, стремясь не допустить прорыва обороны, принял меры по ее усилению. В район севернее Синявино 13 января были переброшены части 61, 69 и 5-й пехотных дивизий. В районе Московской Дубровки вражеское командование провело несколько контратак с целью пробиться к Неве и отрезать наступающую группировку 67-й армии. В полосе 2-й ударной армии генерал Романовский утром 13 января ввел из второго эшелона в сражение 18-ю и 71-ю стрелковые дивизии и 98-ю танковую бригаду.

Наиболее тяжелые бои развернулись в районе Шлиссельбурга, где наступали части 86-й стрелковой дивизии полковника В.

Оставшаяся в городе промышленность перестроилась на производство и ремонт вооружения. Преодолев сопротивление советских войск в Прибалтике, враг вторгся в пределы Ленинградской области. Немецкие войска 5 июля овладели городом Остров, а 9 — Псковом.

Почти одновременно враг нанес удары на лужском, новгородском и старорусском направлениях, в Эстонии, на петрозаводском и олонецком направлениях. В последней декаде июля противник вышел на рубеж рек Нарва, Луга, Мшага, где вынужден был перейти к обороне и произвести перегруппировку. На Карельском перешейке с 31 июля советские войска вели оборонительные бои с наступающими финскими войсками и к 1 сентября остановили их на рубеже государственной границы 1939 года. На олонецком, петрозаводском и свирском направлениях наземные войска при поддержке Ладожской военной флотилии командующий с августа капитан первого ранга, с сентября контр-адмирал Б.

Хорошхин, с октября 1941 — капитан первого ранга В. Чероков , ведя с 10 июля упорные бои, к концу сентября остановили противника на рубеже реки Свирь. В августе развернулись бои на ближних подступах к Ленинграду. С 8 августа противник перешел в наступление на красногвардейском направлении.

С 22 августа по 7 сентября велись бои на ораниенбаумском направлении. Враг был остановлен северо-восточнее Копорья. Боевые действия наземных войск развивались во взаимодействии с Балтийским флотом командующий вице-адмирал В. Трибуц и Ладожской военной флотилией.

Кроме поддержки сухопутных войск авиацией и артиллерией, флот решал самостоятельные задачи: защищал подступы к Ленинграду, нарушал коммуникации противника в Балтийском море, вел борьбу за Моонзундский архипелаг, главную базу флота — Таллин и за полуостров Ханко. В период обороны Ленинграда флот направил на сушу в бригады морской пехоты, отдельные стрелковые батальоны свыше 160 тысяч человек личного состава. На новгородско-чудовском направлении советские войска пытались контратаковать противника, но успеха не добились.

Однако после паузы для восполнения потерь немцам удалось прорвать советскую оборону и в конце августа выйти к окраинам Ленинграда. Оборонительная линия противника была прорвана, но большая часть вермахта, бросив тяжелые орудия, сумела вырваться из подготовленного окружения. Последующие записи в этом теге Чуть больше двух недель потребовалось на прорыв сухопутного коридора к Ленинграду, чтобы начать железнодорожное и автомобильное сообщение. По данным историков, сколько дней длилась блокада Ленинграда, цифра составляет 872 дня. Попытки развить отсюда наступление с целью ликвидации Шлиссельбургского выступа и дальнейшего прорыва блокады потерпели неудачу и привели к значительным потерям. Дневники составляют основную и наиболее ценную часть документации, относящейся к прорыву блокады. Эти дневники, написанные в конце января 1943 года, в некоторых отношениях похожи.

Вот выдержки из дневника инженера I. Даже их решимость заняла несколько лет. Самыми массовыми жертвами стали умершие от голода, число которых оценивается в 620 000 человек, причем большинство смертей пришлось на первую зиму блокады. В результате немецких артиллерийских обстрелов и воздушных налетов погибло около 17 000 мирных жителей Ленинграда. Запасы продовольствия в осажденном Ленинграде быстро таяли, и с 20 ноября по 25 декабря 1941 года уровень продовольствия достиг самого низкого уровня за все время блокады. Для рабочих, иждивенцев и детей норма составляла 125 граммов хлеба в день, для работающих — 250 граммов. Транспортное сообщение с блокированным городом удалось наладить только в конце 1941 года, после замерзания Ладожского озера. Это подразделение занимало позиции вдоль реки Ижора и успешно отражало атаки частей советской 55-й армии. В ноябре 1943 года дивизия была отозвана на родину. Красной армии, базирующейся на Лужской линии обороны, удалось задержать немецкое наступление почти на месяц.

Во многом это произошло благодаря успешной контратаке под Сольцами, где механизированным ударным силам вермахта удалось нанести большие потери. Переход Следы последующей работы над текстом можно найти во многих документах. После войны дневники были отредактированы и часто переписаны. Этот факт хорошо известен, особенно в связи с дневниками А.

Линия обороны Ленинграда.

Военный совет Ленинградского фронта 17 сентября издал приказ, в котором потребовал: «Ни шагу назад с занимаемого рубежа! На исход оборонительного сражения под Красногвардейском и Колпино оказало влияние начавшееся 10 сентября по указанию Ставки ВГК наступление советских войск из района Волхова на Мгу и Синявино, сковавшее значительные силы противника. Одновременно с правого берега Невы в направлении Синявино — Мга перешли в наступление войска Невской оперативной группы, которые к 26 сентября форсировали Неву и захватили небольшой плацдарм в районе Московской Дубровки т. Невский пятачок. В середине сентября германские войска вышли к Финскому заливу в районе Стрельны и отрезали находившиеся западнее советские войска, которым, благодаря поддержке БФ, удалось удержать Приморский Ораниенбаумский плацдарм. Все попытки противника прорваться через Неву навстречу финским войскам, а также продвинуться вдоль шоссе Москва — Ленинград и штурмом взять город оказались безуспешными. Не достигли своей цели и массированные удары германской авиации по кораблям БФ и Кронштадту, нанесённые 21—23 сентября.

В конце сентября линия фронта под Ленинградом стабилизировалась. План германского командования по захвату города с ходу потерпел крах, что повлекло за собой и срыв намерений противника повернуть основные силы группы армий «Север» для наступления на Москву. Советские артиллеристы готовят 85-мм зенитное орудие 52-К к отражению налёта немецкой авиации. Ленинград, зима 1942. Однако завершить её не удалось, т. Федюнинский ; с 27 октября — генерал-лейтенант М.

Хозин ; с 10 июня 1942 — генерал-лейтенант артиллерии, с 15 января 1943 генерал-полковник, с 17 ноября 1943 генерал армии, с 18 июня 1944 Маршал Советского Союза Л. Тимошенко фронтов и из резерва Ставки ВГК] на тихвинское направление, где противник развернул наступление с целью выйти к реке Свирь и соединиться здесь с финскими войсками для более надёжной блокады Ленинграда. Несмотря на сопротивление советских войск, 8 ноября противник захватил Тихвин и перерезал последнюю железную дорогу, по которой к Ладожскому озеру доставлялись грузы для осаждённого города, но прорваться к реке Свирь ему не удалось. Советские войска перешли в наступление, 20 ноября овладели Малой Вишерой, 9 декабря — Тихвином и отбросили врага за реку Волхов. Однако положение Ленинграда продолжало оставаться тяжёлым. Запасы сырья были очень ограниченны, продовольствие и топливо на исходе.

В городе начался голод. Кроме того, германское командование пыталось сломить сопротивление защитников Ленинграда бомбардировками с воздуха и обстрелом тяжёлой артиллерией. Для противодействия германской дальнобойной артиллерии на Ленинградском фронте была создана специальная фронтовая контрбатарейная группа. С лета 1942 г. В июне обстрелы города резко сократились, а к октябрю их интенсивность уменьшилась в 3—4 раза.

Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года — блокада продолжалась 872 дня. В литературе и на памятниках встречается округление — 900 дней и ночей Годы: 8 сентября 1941 — 27 января 1944.

В конце декабря хлебная пайка стала вдвое больше - к этому времени значительная часть населения погибла. Голод принял невиданные масштабы. Начались случаи людоедства. Многие жители, ослабев, падали и умирали на улицах. Весной 1942 г. Особенно тяжелым было положение детей, оставшихся без родителей. Обессиленные, они лежали в холодных квартирах, едва передвигались. Ужас от перенесенных невзгод застыл в их лицах. Многие из них по 10-15 дней не видели горячей пищи или просто кипятка. В то же время руководители города и все, приписанные к столовой Смольного, а также сотрудники НКВД получали нормальное питание. Самолетами доставляли деликатесы для высшего руководства. Во время блокады продолжала работать пекарня для номенклатуры. В городе к этому времени остались в живых 560 тыс.

При этом в блокадном Ленинграде остались около 2,5 млн человек, включая 400 тыс. Самым тяжёлым периодом блокады стала осень—зима 1941—1942 годов. От голода и холода люди умирали тысячами. Продуктов катастрофически не хватало, общественный транспорт стоял, ленинградцы отапливали жильё мебелью и разобранными деревянными постройками. При этом промышленные предприятия, административные структуры и даже учреждения культуры продолжали работать. Подростки сменяли на рабочем месте ушедших на фронт отцов и старших братьев. Предприятия города изготовили и отремонтировали около 2 тыс. Продолжались работы по укреплению Ленинграда. Всего на территории города было возведено 4100 дотов и дзотов, оборудовано 22 тыс. Карточка на хлеб времён блокады Ленинграда. Из Ленинграда в тыл по ней эвакуировали мирное население. А в блокадный город по Дороге жизни под нацистскими авиационными и артиллерийскими ударами направляли продукты питания, боеприпасы, топливо и бойцов для пополнения оборонявшей Ленинград группировки. За всё время блокады по Дороге жизни в город было доставлено 1615 тыс. По словам Сергея Перелыгина, в первую очередь из города старались эвакуировать детей. С конца декабря 1941 года нормы выдачи продовольствия начали медленно расти. За время блокады в Ленинграде от голода, холода, болезней, обстрелов и бомбардировок погибли от 640 тыс. В дни блокады Ленинграда 8 сентября 1941 года — 27 января 1944 года. Жители блокадного Ленинграда: женщина везет ослабевшего от голода мужа на санках. Они не воспринимали жителей города как людей», — рассказал Максим Синицын. Безвозвратные потери Красной армии в боях под Ленинградом составили около 980 тыс. Они не совершили ни одной попытки капитулировать.

Из Википедии — свободной энциклопедии

  • Великие битвы Великой Отечественной Войны
  • Блокада Ленинграда: историческая хроника событий, потери, итоги и значение | Идринский вестник
  • Линия обороны Ленинграда.: flackelf — LiveJournal
  • Рассудов Александр Николаевич

Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?

По его словам, Говоров "летал на Ораниенбаумский плацдарм на У-2, ночью, рискуя быть сбитым, чтобы поговорить там с офицерами, с солдатами, узнать, как обстоят дела". Внук маршала вспоминает рассказы о том, каким образом готовились к первой победной операции под Ленинградом советские войска под руководством Леонида Говорова. Немецкие укрепления в районе, где предстояло наступать, называли Невским Измаилом, вспоминая о легендарной победе войск Суворова. Слово "Измаил", как сообщает Алексей Говоров, впервые применил генерал Одинцов, командующий артиллерией Ленинградского фронта, разглядывая в бинокль вражеские укрепления, а конкретно — Восьмую Дубровскую ГЭС, которая была захвачена немцами и превращена в натуральную крепость. С его подачи это как-то разлетелось по войскам, и слово "Измаил" стало применяться по отношению к вражескому берегу в общем. Солдатам надо было за семь минут преодолеть Неву, забраться на противоположный берег высотой от 6 до 12 м, который немцы к тому же облили водой, чтобы он заледенел. Затем подняться, отработать с приставными лестницами, с "кошками" подъем на такую высоту, преодолеть проволочные заграждения, минные поля, три линии обороны противника — все это скрупулезно, с секундомером в руках проверял сам Говоров.

Музыка против нацизма. Как в блокадном Ленинграде впервые сыграли 7-ю симфонию Шостаковича "Очень интересные технические решения были, — отмечает внук маршала. Для того чтобы переправить танки через Неву по льду, инженеры Ленинградского фронта разработали целую систему. Клали рельсы, шпалы, болтами прикручивали рельсы и шпалы ко льду — и они должны были вмерзнуть. То есть это была единая ледово-деревянная конструкция, по которой танки проходили через реку. Использовались знания и наших физиков из Физико-технического института имени Иоффе — они выезжали, смотрели, промеряли лед, советовали, как его можно нарастить — это была уникальная операция".

Конечно же, операция "Искра" не была единоличным успехом Говорова как полководца. Боевой путь Говорова был связан с Ленинградом до 1946 года — после Победы он был назначен командующим Ленинградским военным округом, а в апреле 1946 года стал главным инспектором Сухопутных войск. И именно он принимал Ленинградский парад Победы на Дворцовой площади 8 июля 1945 года. Операция "Искра" Подготовка к наступательной операции в районе Ладожского озера велась в течение декабря 1942 года, и к назначенному Ставкой сроку — 1 января 1943 года — была завершена. Однако в ход боевых действий вмешалась погода. К тому же серьезные колебания температуры воздуха — от 0 до минус 15 — градусов создавали туманы, осложнявшие наблюдение за противником.

В таких условиях начинать наступление было рискованно.

В условиях блокады оно имело огромное значение, так как заметно активизировало оборону. Успехи самых метких стрелков потом были отмечены руководством СССР: 6 февраля 1942-го Президиум Верховного Совета присвоил десяти снайперам звание Героя Советского Союза, еще 130 человек были награждены орденами и медалями. В критический момент корабли Ладожской военной флотилии смогли перебросить с северо-западного побережья Ладожского озера в южные районы Карельского перешейка три стрелковые дивизии, отрезанные от основных сил фронта. Значительный вклад в оборону Ленинграда внесли и пограничные войска. Провалившаяся попытка прорыва блокады В первой половине октября на подмогу Леебу прибыли испанская «Голубая дивизия», две пехотные дивизии из Франции, авиаполевая дивизия из Греции и бригада СС из Германии. Таким образом, к середине месяца в группе армий «Север» значилось 33 дивизии, в том числе две танковые и три моторизованные, и две бригады. Войска Ленинградского фронта продолжали укреплять оборону на южных рубежах, на Карельском перешейке и в районе Ораниенбаума. Одновременно велись работы по усовершенствованию морских подступов к Ленинграду.

Немецкие силы в полтора раза превосходили советские войска по численности личного состава и более чем в два раза — по количеству танков и артиллерии. В столь сложной обстановке началась Синявская наступательная операция Ленинградского фронта по деблокаде города, которую, однако, вскоре пришлось прекратить из-за тяжелого положения на тихвинском направлении. Тяжелое положение в Ленинграде и настойчивые требования Ставки как можно скорее освободить Тихвин вынуждали к переходу к решительным действиям, — отмечал в мемуарах маршал Мерецков. Как детей учили выживать при бомбежках Ленинград, в котором, помимо войск, оставались более 2,5 миллиона жителей более 30 процентов из них составляло нетрудоспособное население , в том числе около 400 тысяч детей, регулярно подвергался массированным бомбардировкам. По словам кандидата исторических наук Людмилы Газиевой, последствия контузии сказывались у детей в более сильной форме, чем у взрослых: они теряли способность разговаривать, читать и писать, забывали свое имя. Как подчеркнул старший научный сотрудник Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Александр Кутузов , часть ленинградских детей ошибочно отправили прямиком навстречу наступающему противнику. Если верить исследователю, эвакуационные планы разрабатывались на случай войны с Финляндией, тогда как столкновения с Германией никто даже предположить не мог. Голод Пытаясь перехитрить противника, здания блокированного города накрывали специальными маскировочными сетями зеленого цвета, вплетали в них ветки деревьев: по задумке, немецкие летчики должны были принять важные объекты инфраструктуры за растительность. Газоны перекапывали, золотые купола перекрашивали серой краской или делали специальные чехлы, как в случае со шпилем Адмиралтейства.

Мосты и здания вокзалов маскировали деревянными конструкциями, что должно было создать иллюзию руин. Бережно прятали исторические памятники, в избытке имевшиеся в Ленинграде, — так от нацистских атак уберегли, например, монументы Петру I и Николаю I, а коней Клодта с Аничкого моста в целях спасения закопали в землю. Блокада привела к резкому ухудшению ситуации с продовольствием в городе и на фронте. К началу ноября 1941 года нормы выдачи основных продуктов питания людям неоднократно сокращались. Так, с 20 ноября были введены самые низкие нормы выдачи хлеба за всю блокаду — всего 250 граммов хлеба рабочим и 125 — служащим и иждивенцам Разразился страшный голод, что приводило к летальным исходам. Катастрофически не хватало также топлива и сырья для промышленности, снизилась выработка электроэнергии. При этом в Ленинграде функционировали школы, вузы и НИИ. В театрах игрались спектакли, после которых изможденные недоеданием зрители выносили артистам не цветы, а ломтики хлеба. Дорога жизни В январе 1942 года Государственный комитет обороны направил в Ленинград будущего советского премьера, а тогда зампредседателя правительства Косыгина — ему поручалось руководство и принятие решений по всем вопросам, касающимся обороны города, эвакуации населения и оборудования.

В качестве уполномоченного ГКО он выполнял работы по снабжению, участвовал в деятельности местных советских и партийных органов. Их удалось вывезти в период по 15 апреля благодаря хорошо организованной работе ледовой трассы, что ставится исследователями в заслугу Косыгину. С большими трудностями проходила в холодных зимних условиях доставка ослабленных голодом людей поездами к Ладожскому озеру, а далее по Ледовой трассе через Ладогу в автобусах или открытых грузовых автомобилях на восточный берег озера, — писал он десятилетия спустя. Налаживанию этой коммуникации предшествовала колоссальная работа по строительству подъездных путей, оборудованию портов и причалов, углублению фарватеров и гаваней. Военно-автомобильную дорогу ВАД оснастили съездами, домиками для регулировщиков из снега и льда и большими утепленными палатками. Транспортировка грузов осуществлялась в крайне тяжелых условиях, часто под атаками немецкой авиации, в штормовую погоду. Увеличить объемы перевозок не позволяла нехватка портов и судов.

Были выделены специальные самолёты-корректировщики и аэростаты наблюдения. Благодаря этим мерам, в 1943 году количество артиллерийских снарядов, упавших на город, уменьшилось примерно в 7 раз 1943 год. Операция "Искра". Духанов, с 24 января по конец февраля — генерал-майор А. Черепанов, затем снова М. Свиридов 13-я воздушная армия — командующий: генерал-полковник авиации С. Рыбальченко Волховский фронт — командующий: генерал армии К. Мерецков , заместитель ком. Федюнинский 2-я ударная армия — командующий: генерал-лейтенант В. Романовский 54-я армия — командующий: генерал-лейтенант А. Сухомлин 8-й армии — командующий: генерал-лейтенант Ф.

Да, он был медленнее САМ-5, а полезной нагрузки брал меньше, но он был свой, а не чужой. Поэтому «на вопрос Сталина Яковлеву, который у него был консультантом по авиации… тот ответил , что самолет [САМ-5-2 бис] неплохой, но его внешняя отделка желает лучшего». Конструктор продолжал дорабатывать машину и далее, в 1943 году выпустив более дальнюю модификацию САМ-25. Опытная машина успешно летала к партизанам, но в целом эти усилия были бесполезны, потому что разработчик самолета не сумел угодить Яковлеву, хотя тот прямо объяснил, как именно это сделать. Обеспечить с его помощью воздушный мост было малореально. Так подковерная грызня 1930-х годов сделала возможной смерть миллиона человек. И все-таки кое-какие ошибки можно было не допустить и в тех условиях. Серьезный промах в снабжении Ленинграда произошел уже сильно после роковой для города осени 1941 года. А именно: в озерную навигацию 1942 года по Ладоге было вывезено 310 тысяч тонн промышленного оборудования и другого имущества для ВПК, благо в осажденном городе они простаивали. Однако после 8 сентября 1941 года обеспечивать работу заводов сырьем стало невозможно. Основную массу оборудования вывезли, работников тоже эвакуировали. Оставшееся производство часто велось людьми того возраста, что на этом фото. Ясно, что 0,3 миллиона тонн перевозок хватило бы для вывоза из города хоть всего мирного населения вместе взятого. Тогда в осажденном Ленинграде уменьшилась бы потребность в продовольствии и плохое питание не осталось бы спутником горожан до снятия блокады. Почему это не было сделано? Однозначного ответа на этот вопрос в документах нет. Но нет в них и другого: следов понимания руководством осажденного города того, что даже осенью 1942 года и даже весной 1943 года и далее смертность на душу населения, с учетом возрастных когорт, в Ленинграде оставалась много выше уровня лета 1941 года. Небольшие самоходные немецкие суда с сильным зенитным вооружением появились на Ладоге в 1942 году тогда же сделан и снимок. Немцы и финны применяли их для борьбы с перевозками в блокадный город. На пути туда они пытались топить суда и баржи продовольствия, а на пути обратно детей и иных эвакуируемых.

Карта блокады ленинграда 1941

Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году. Одновременно с прорывом блокады Государственный комитет обороны принял решение о немедленном строительстве на освобожденной территории железнодорожной ветки для снабжения Ленинграда. Сразу после Холокост Блокада Ленинграда была величайшим актом геноцида в Европе во время Второй мировой войны, поскольку Германия и, в меньшей степени, Финляндия пытались бомбардировать и заморить Ленинград голодом. Эти памятники напоминают нам, что во время блокады Ленинграда прямо под носом у немцев создавалась система обороны, способная значительно задержать противника в случае полномасштабного наступления. Во время обороны Ленинграда подступы к осажденному городу прикрывали сотни дотов и дзотов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий