Новости спецслужбы ссср

15 ноября 1923 года Президиум Центрального Исполнительного Комитета СССР принял Положение "Об объединенном государственном политическом управлении Союза Советских. Комитет государственной безопасности СССР считался одной из самых могущественных и эффективных спецслужб в мире. 15 ноября 1923 года Президиум Центрального Исполнительного Комитета СССР принял Положение "Об объединенном государственном политическом управлении Союза Советских. Спецслужбы СССР по праву считались одними из самых мощных, результативных и обученных в мире, были действительно «щитом и мечом» государства.

Могильщики СССР: враги извне и изнутри. Как ЦРУ и его агенты влияния развалили страну

— А каким образом Вы подбирали и затем вербовали агентуру из числа спецслужб Запада и, в том числе, главного противника СССР — США? — А каким образом Вы подбирали и затем вербовали агентуру из числа спецслужб Запада и, в том числе, главного противника СССР — США? Как основали советские спецслужбы_ Цифровая история. С корреспондентом EADaily о Смерше беседует ветеран советской разведки Анатолий Максимов, пришедший в разведку в 1961 году из особого отдела Северного флота ВМФ СССР.

Против ЦРУ советский Комитет информации. Послевоенная реорганизация спецслужб

Также ПГУ занималось организацией противодействия спецслужбам зарубежных государств на территории СССР и других социалистических стран. Этим же документом СВР была напрямую подчинена главе российского государства. В настоящее время работа СВР России регулируется законом "О внешней разведке" от 10 января 1996 года и положением о службе от 19 июля 2004 года. Согласно закону, СВР осуществляет свою деятельность "в целях обеспечения президента, Федерального собрания и правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях", а также содействует экономическому и научно-техническому развитию России. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.

Так, в 1955 - 1956 годах среди американских, британских, французских и других делегаций и туристов, были установлены и взяты в оперативную разработку 40 лиц, принадлежавших к кадровому и агентурному аппарату иностранных спецслужб. В последующие годы их количество неуклонно росло.

Появились многочисленные публикации в журналах, книги и кинофильмы о работе органов госбезопасности, в основу которых легли рассекреченные документальные материалы. Акцент работы чекистов сместился на предупредительно-профилактические мероприятия и меры административного воздействия. Однако полностью отказаться от жестких действий было невозможно. Теракты 1977 года в Москве, совершенные армянскими националистами, показали, что от призывов к антигосударственной деятельности до кровавого преступления всего лишь один шаг. Преступники были задержаны и приговорены к высшей мере наказания. В целом системная работа по борьбе с терроризмом уже начала выстраиваться в КГБ после теракта на мюнхенской Олимпиаде 1972 года. В 1974 году была сформирована легендарная группа "А" 7-го Управления КГБ для проведения контртеррористических операций.

Скандал наверху Серия громких разоблачений советской агентуры вызвала бурную реакцию в европейской прессе и привлекла внимание Кремля. Одновременно политбюро поручило ОГПУ проанализировать причины неудач «смежников». Но в работе чекистов за рубежом также случались провалы — можно вспомнить бегство за границу в 1930 г. Вскоре чекисты представили обстоятельную докладную записку, итог которой был неутешителен: «Тщательное изучение причин провалов, приведших к разгрому крупнейших резидентур, показало, что все они являются следствием засоренности предателями; подбора зарубежных кадров из элементов сомнительных по своему прошлому и связям; несоблюдения правил конспирации; недостаточного руководства зарубежной работой со стороны самого IV управления штаба РККА... Провалы были следствием превращения Разведупра в замкнутую структуру, не привлекавшую, за редким исключением, свежих сил из армии, ОГПУ и гражданских организаций. Разведчики варились в собственном соку без достаточного контроля извне. Учеба и повышение квалификации не были обязательными условиями повышения по службе. В Кремле согласились, что система построения агентурной сети, позволявшая сосредоточивать в одном пункте линии связи с несколькими резидентурами, приводит к провалам, а переброска разоблаченных в одной стране работников для работы в других создает дополнительные предпосылки для одновременных провалов. Политбюро также указало на отсутствие координации деятельности разведотделов округов и слабое руководство агентурной работой начальником управления и его заместителями.

Вскоре последовали кадровые и организационные изменения. Разведупр передали из штаба РККА там сохранили отдел, ведавший войсковой разведкой в непосредственное подчинение наркома по военным делам. Чтобы разведчиков не загружали малозначимыми заданиями, было принято решение передавать их в Разведупр только через наркома Ворошилова. Кроме того, предписывалось усилить руководство управления «крупными военными работниками». Начальника управления обязали перестроить деятельность агентуры на основе создания небольших самостоятельных групп, каждую из них следовало непосредственно связать с Центром, усилить конспирацию. В 1937 г. Берзина и его замов, вероятно, немедленно арестовали бы и вскоре объявили бы врагами народа и расстреляли. Но до Большого террора было еще далеко: в 1934 г. Берзину только отправили подкрепление в лице чекистов.

Реорганизация не спасла Но и реорганизация, и помощь чекистов не предотвратили нового провала: в феврале 1935 г. После этого Берзина сняли с должности начальника Разведупра и отправили заместителем начальника политуправления в Дальневосточную армию. Это, по мнению историка Разведупра Валерия Кочика, было серьезным понижением, но не опалой: в 1936 г. Берзина под псевдонимом «Гришин» отправили главным военным советником в Испанию. На посту начальника Разведупра его сменил кадровый разведчик Семен Урицкий. В 1936—1937 гг.

Различные точки прослушивания специализировались на разных объектах. Какие-то «слушали» посольства иностранных государств, какие-то обычных граждан, еще были пункты, прослушивавшие чиновников не самого высокого ранга. Запрещалось прослушивать лишь высшее руководство Коммунистической партии страны.

Инициатором ввода такой системы в работу стал Юрий Андропов. С автоматикой в то время дела обстояли не слишком хорошо, поэтому в пунктах работали операторы — преимущественно, женщины. Они прослушивали телефонные переговоры, и записывали некоторые на пленку, какие-то разговоры и стенографировались. Каждый оператор, как указывается в книге, должен был узнавать не менее 50 различных голосов. За свою работу операторы получали около 300 советских рублей — если кто не помнит, это была весьма значительная сумма, поскольку средняя заработная плата составляла 150-180 рублей. Операторов контролировали представители КГБ, в основе своей тоже женщины. Их обязанностью было следить за соблюдением правил. Насколько все это было эффективно? Очень неэффективно, поскольку система практически не имела общего центра.

Проблемой, к тому же, были разнородные АТС, некоторые из которых создавались еще в 30-х годах 20-го века.

История спецслужб

По его словам, в ближайшее время на спецсамолете в Таллинн будут доставлены 5 тонн документов из архивов КГБ, касающихся Эстонии, - в основном уголовные дела. Однако списки своих агентов КГБ готово передать эстонской стороне лишь после заключения соответствующих договоров, подчеркнул В. И мы открываем двери лишь через 30-50 лет". Проект такого договора в КГБ уже подготовлен, однако он будет действовать лишь после принятия в Эстонии законов, гарантирующих права бывших агентов, заявил замначальника советской контрразведки В. Установить, что вновь образованные органы в пределах своей компетенции являются правопреемниками Комитета государственной безопасности СССР. Рекомендовать Президенту СССР обеспечить разработку и утверждение нормативных актов, регулирующих деятельность органов, указанных в части первой настоящей статьи. В связи с упразднением Комитета государственной безопасности СССР считать органы безопасности республик находящимися в исключительной юрисдикции суверенных республик государств.

Гуськов 1960 — 1963 , И. Фадейкин 1963 — 1966 , Г. Цинев 1966 , В. Федорчук 1967 — 1979 , И. Устинов 1970 — 1974 , Н. Душин 1974 — 1987 , В. Сергеев 1987 — 1990 , А. Жардецкий 1990 — 1991. В речи в октябре 1961г. Шелепин заявил, что «органы государственной безопасности реорганизованы, значительно сокращены, освобождены от несвойственных им функций, очищены от карьеристских элементов. Вся деятельность органов КГБ проходит теперь под постоянным контролем Партии и Правительства, строится на полном доверии к советскому человеку, на уважении его прав и достоинства... Органы государственной безопасности — это уже не пугало, каким их пытались сделать в недалеком прошлом враги — Берия и его подручные, а подлинно народные политические органы нашей партии в прямом смысле этого слова». Следует также отметить, что реорганизация и последующее сокращение штатов органов госбезопасности негативно повлияли как на разведывательные, так и контрразведывательные возможности органов страны. Так, в апреле 1954г. Хохлов в Германии. Эти побеги привели как к усложнению условий деятельности советских разведчиков за рубежом, так и к раскрытию ряда ценных источников информации. Некоторые перебежчики из КГБ в те и последующие годы: А. Голицын, А. Шевченко, О. Гордиевский, О. Калугин — активно использовались спецсужбами зарубежных государств для попыток дискредитации органов госбезопасности СССР. В целом следует сказать, что провалы в деятельности разведки и контрразведки — это следствие того объективного обстоятельства, что они действуют в условиях реального и непрекращающегося противоборства с реальным и потенциальным противником, стремящимся как скрыть, замаскировать свои подлинные цели и намерения, так и проводить специальные дезинформационные и отвлекающие кампании, активные мероприятия. Сопутствуют этому и те субъективные обстоятельства, что в последние годы получили наименование «человеческого фактора». При этом речь идет как о неосознаваемых просчетах и ошибках, так и о целенаправленном предательстве. О масштабах урона, наносимого предательством интересам безопасности государства, органов госбезопасности, свидетельствует лишь тот факт, что измена только одного В. Предательство не может иметь никакого оправдания. И поэтому вполне уместно недоумение по поводу того факта, что некоторые отечественные СМИ пытаются «ваять благородные» образы В. Резуна и подобных ему перебежчиков. В то же время, уже в 50-60-е годы органами КГБ был разоблачен ряд как сотрудников разведок посольских резидентур в Москве, так и работавших на них агентов из числа советских граждан, в том числе и военнослужащих. Так, в 1958г. Попов, а в октябре 1961-го — полковник О. Поляков [16]. Однако представляется также необходимым рассказать о некоторых неизвестных страницах истории деятельности советской разведки в начале 60-х годов в США. Общая канва тех давних событий хорошо известна: 14 октября 1962г. Тогдашний американский президент Джон Кеннеди потребовал от советского правительства вывода этих ракет, что, с одной стороны, поставило мир на грань ядерной войны, и, с другой стороны, было выполнено Советским Союзом. Да, такова краткая фабула той далекой истории, за кулисами которой скрываются кардинальные повороты мировой политики, подлинные триумфы и мнимые поражения. К числу последних многие наши соотечественники относили и относят ныне как эвакуацию советских ракет, так и мнимое «унижение» вследствие этого СССР, причиной чего стал якобы «авантюризм и волюнтаризм» тогдашнего советского руководителя Н. Хрущева, о чем на октябрьском 1964г. При этом некоторые отечественные, да и зарубежные исследователи говорят о якобы «односторонней вине СССР» в возникновении опасного международного кризиса, получившего в нашей стране название Карибского, в США — Ракетного, а на Кубе — Октябрьского. Напомним, что к тому времени администрация США придерживалась внешнеполитической стратегии «сдерживания» или «отбрасывания коммунизма», основой которой являлось военное, в том числе ядерное, превосходство и угроза применения вооруженной силы. К 1962 году США не только увеличили число своих военных баз вдоль границ СССР, но и развернули батареи стратегических ракет «Юпитер» в Турции и планировали их размещение в Японии и Италии, что было призвано изменить как пропорциональность носителей ядерных зарядов в отношении 1:17 в пользу США, так и сократить «подлетное время», являющееся важной стратегической характеристикой ядерного сдерживания. Отметим и следующее важное, но практически неизвестное современникам обстоятельство. Опираясь на свое мнимое научно-техническое превосходство, США полагали, что отныне космические и иные технические средства разведки надежно гарантируют безопасность страны и в этой связи решили перенести тяжесть разведывательной деятельности с агентурной разведки на техническую. Из этой оказавшейся впоследствии ложной посылки, между прочим, был сделан и достаточно сомнительный вывод о том, что в разведывательном противоборстве центр тяжести отныне также следует перенести с агентурной защиты государственных секретов на техническую, акцентировав основное внимание на противодействии техническим разведкам противника. Пеньковский арестован 22 октября 1961г. Между прочим, Пеньковский рекомендовал ЦРУ в случае возникновения вооруженного конфликта разместить в Москве и привести в действие миниатюрные ядерные боезаряды, тем самым парализовав стратегический центр управления страной. За год до описываемых событий, в марте 1961г. При этом в августе того же года Кеннеди санкционировал подготовку новой тайной операции против Кубы с целью свержения ее правительства под кодовым названием «Мангуста», предусматривавшей возможность поддержки десанта «контрас» ВМС и армией США. Отметим при этом, что широкой общественности о плане «Мангуста» стало известно только в 1975г. Оперативный план «Мангуста» предусматривал два этапа: — август — сентябрь 1962г. Подготовку кубинских «контрас» для высадки на Кубу осуществляло специальное подразделение ЦРУ «W» в Майами, подготовившее более трех тысяч кубинских контрреволюционеров, и насчитывавшее более 600 оперативных сотрудников. Антикастровские силы имели в своем распоряжении свыше 80 судов, которые неоднократно в октябре выходили в море и 17 ночей подряд ждали сообщения о «начале антикастровского восстания на острове», что должно было стать сигналом для начала высадки десанта «контрас». С мая 1962г. Кеннеди приказал активизировать меры по «намеренному разжиганию полномасштабного восстания против Кастро». Что помимо прочего свидетельствует о полном фиаско американской разведки по получению объективной информации о происходящих на острове событиях. Отметим также, что лишь 16 октября, после обнаружения советских ракет на Кубе, президент США отказался от завершения оперативного плана «Мангуста». Специально подчеркнем, что мы описываем деятельность США против Кубы на основании статьи «Mongoos» «Мангуста» в американской «Энциклопедии шпионажа» М. Обратим при этом внимание на следующие чрезвычайно важные обстоятельства. Авторы указанной энциклопедии Н. Полмер и Т. Аллен, как и многие другие исследователи истории Карибского кризиса, сознательно разрывают событийно-хронологическую последовательность действительного развития конфликта, с тем чтобы вывести США из-под обвинений в создании этого международного кризиса. Так, Полмер и Аллен говорят о том, что якобы операция «Мангуста» не влияла на принятие советским руководством решения об оказании военной помощи Кубе. Однако уже в апреле 1962г. Аналогичной информацией располагала и разведслужба Республики Куба. Для кубинского, да и советского руководства к маю 1962г. Именно в этой обстановке Совет Обороны СССР принял 18 мая решение об оказании военной помощи Кубе и развертывании на ее территории Группы советских войск ГСВК численностью в 51 тысячу военнослужащих — реальная же ее численность к концу сентября составила 41 тысячу человек. Также предполагалось развертывание здесь Отдельной ракетной дивизии, что должно было служить гарантией независимости и суверенитета Кубы. Всего же планировалось поставить здесь на боевое дежурство 36 баллистических ракет Р-12 по западной терминологии «СС-4» , 24 ракеты Р-14 «СС-5» , 6 бомбардировщиков «Ил-28» и истребители прикрытия «Миг-21». В целом подобные «асимметричные» меры должны были изменить стратегическую расстановку сил на мировой арене, а о создании советской военной и военно-морской баз на Кубе планировалось объявить в ноябре того же года в ходе первого официального визита Н. Хрущева на Кубу. Следует особо подчеркнуть, что подобная практика заключения секретных межгосударственных соглашений имела и имеет поныне широкое распространение, и единственное, в чем можно упрекнуть советского лидера — это в отступлении от официально провозглашенного «ленинского принципа» отказа от заключения тайных договоров. В то же время эта мера в конкретных условиях обстановки была абсолютно оправданна с военной и политической точек зрения и не противоречила нормам и принципам международного права. В конце мая Генеральный штаб ССР приступил к подготовке и осуществлению стратегического мероприятия «Анадырь», как официально именовалось операция по созданию советской военной базы на Кубе. Несмотря на разветвленную разведывательную сеть, в том числе и на Кубе, наличие здесь американской военной базы в Гуантанамо, дальние морские коммуникации, вовлечение в подготовку транспортных караванов десятков тысяч военнослужащих и гражданских специалистов, десятков судов, американская разведка просмотрела переброску многотысячного воинского контингента и средств вооружения, включая ракетные комплексы, бомбардировочную и истребительную авиацию и ядерные боезапасы — всего на остров были доставлены 158 ядерных боезарядов, причем только 24 из них к моменту начала «горячей фазы» конфликта оставались неразгруженными. Рассекречивание этого факта в 1992г. Кеннеди Роберта Макнамару — настолько близок оказался мир к порогу ядерной катастрофы. Первые эшелоны советских войск прибыли на Кубу 26 июля и приступили к оборудованию стартовых позиций ракет и военных городков. При этом, как уже отмечалось, 22 августа, когда советские войска уже приступили к строительству стартовых позиций на Кубе, Кеннеди санкционировал активизацию военных приготовлений по плану «Мангуста», а 21 сентября по просьбе Р. Макнамары утвердил активизацию разведывательных полетов самолетов У-2 над Кубой. При этом к 19 сентября Кеннеди получил 4 сводки оценок национальной разведки — главный информационный документ разведсообщества США для президента и других высших должностных лиц администрации, — в которых ничего не говорилось о присутствии советских войск на Кубе или об угрозах безопасности США со стороны СССР и Кубы. Только 16 октября 1962г. В этой связи только 17 октября было совершено 6 разведывательных полетов авиации США над Кубой. А всего с 4 октября по 8 ноября были зафиксированы 124 разведывательных полета самолетов США. В тот же день, 16 октября, в Овальном кабинете Белого дома в Вашингтоне собралось заседание кризисного штаба. Да, Хрущев обманул нас, но мы и сами себя обманули... Разведка оценивала численность советского воинского контингента на Кубе в 8 тысяч человек, не предполагая наличия развернутых батарей баллистических ракет и ядерных боезарядов, а посему одним из первоначальных предложений было уничтожение стартовых позиций батарей советской ПВО, при том что участники совещания полностью отдавали себе отчет в том, что они являются оборонительным оружием и не могут представлять угрозу безопасности США. На прямой вопрос президента министру обороны Макнамара ответил, что он не может гарантировать стопроцентное уничтожение батарей ПВО в результате воздушного удара, в связи с чем это предложение не было принято. Но Пентагон привел вооруженные силы страны в состояние повышенной боеготовности и начал готовить морскую блокаду Кубы. В обстановке строгой секретности 20 октября полученные разведснимки были переданы правительствам Великобритании, Канады, Франции и ФРГ с тем, чтобы подготовить их к участию в конфликте на стороне США, а 25 октября они были опубликованы в американской печати. В обращении к нации 22 октября Джон Кеннеди заявил об установлении морской блокады с целью «остановить процесс размещения балистических ракет на Кубе». Андерсон, ставший единственной американской жертвой этого кризиса. Но Кеннеди не стал педалировать этот инцидент, понимая, что право не на его стороне, а также делая ставку на прямые и секретные переговоры с советским лидером. Как известно, 28 октября Н. Хрущев впервые признал факт наличия советских ракет на Кубе и согласился на их эвакуацию под контролем США. Но при этом США конфиденциально обязались демонтировать свои «Юпитеры» в Турции и отказаться от их размещения в Италии и Японии, а также гарантировали неприкосновенность «Острову Свободы». Тогда же США согласились на открытие советской военной базы в Лурдасе на Кубе, являвшейся форпостом советской технической разведки в Западном полушарии и ликвидированной в 2002 году. При этом подчеркнем, что принятые на себя американской администрацией обязательства свято соблюдались даже после гибели Джона Кеннеди в ноябре 1963г. Эти взаимные обязательства привели, с одной стороны, к началу деэскалации кризиса, установлению прямой «горячей линии» телефонной связи между руководителями двух мировых держав. А с другой стороны, — к коренному пересмотру США всей своей внешнеполитической стратегии. Что нашло свое законодательное завершение в переходе к доктрине «наведения мостов» или «расшатывания социализма изнутри», что также означало коренную перестройку всей разведывательно-подрывной деятельности против государств социалистического содружества. Необходимо, однако, сказать и еще об одной стороне этого процесса, оставшейся по сути дела «за кулисами» истории. Эта не афишируемая сторона дела состоит в том, что еще в мае 1961г. На одной из встреч Кеннеди предложил Большакову «установить неофициальный обмен мнениями» по различным вопросам международного и двустороннего характера. При этом обеими сторонами ясно понималось, что речь идет о конфиденциальных отношениях высшего уровня, идущих от имени руководителей государств и в целях установления лучшего понимания позиций друг друга. Следует отметить, что в принципе подобная практика «неофициальных», зондажных отношений имела и имеет широкое распространение в мире. Всего по октябрь 1962г. После 16 октября Роберт Кеннеди обратился к Большакову за соответствующими разъяснениями, но, следуя установкам из Москвы, советский разведчик вполне искренне дезинформировал своего американского визави, что подорвало доверие президента к этому конфиденциальному каналу сотрудничества, в связи с чем с 22 октября их встречи прекратились. Следует также отметить, что достоверной информацией о «мероприятии «Анадырь» не располагал даже советский посол в США. Кеннеди в книге мемуаров «Тринадцать дней», появившейся в 1969г. На наш взгляд, следует подчеркнуть, что политическая мудрость президента США Кеннеди была столь глубока, что он, допуская возможную неискренность лично Большакова либо связанных с ним советских представителей, решился на беспрецедентный по мужеству поступок: обратиться напрямую к советскому резиденту в Вашингтоне. После ряда зондажных бесед 26 октября Скали «по поручению высочайшей власти» передал Феклисову американские предложения по урегулированию конфликта: 1. США снимают морскую блокаду Кубы; 3. США публично берут на себя обязательство не вторгаться на Кубу. Поясняя, кого он имеет в виду, называя «высшей властью», Скали назвал Джона Фитцжеральда Кеннеди. При этом он подчеркнул, что президент США «не хочет войти в историю как второй Тодзио» и добивается разрешения кризиса мирным путем. Поясним, что Тодзио был премьер-министром и военным министром Японии в 1941 — 1944 годах, начавшим войну против США, и был казнен в 1948г. Парадоксально, но факт: посол Советского Союза А. Добрынин отказался отправить официальную правительственную телеграмму с предложениями от имени президента США в Москву и информация эта ушла в Центр по каналу советской разведки. Но тут же ему было передано встречное требование демонтировать американские «Юпитеры» в Турции. Роберт Кеннеди после телефонной консультации с братом дал согласие и на это, обговорив, что, во-первых, демонтаж будет осуществлен через 3 — 5 месяцев после вывоза советских ракет и, во-вторых, что эта договоренность должна храниться в тайне и что ее не включат в официальный текст соглашения по деэскалации кризиса. Это было необходимо Кеннеди для «сохранения своего лица» в период подготовки к очередным президентским выборам. Американские компромиссные предложения, как известно, были приняты, и на следующий день в прямой диалог с Кеннеди вступил Н. А продолжением этой истории стало заключение в последующие годы договоров о запрете ядерных испытаний в трех средах 1963г. За этим последовало интенсивное обсуждение учеными последствий «обмена ядерными ударами» и открытие эффекта «ядерной зимы», фактически исключившего ядерное оружие из арсенала человечества. Изменились также внешнеполитическая стратегия и тактика США в мире, но это уже совсем другая история. В зале ресторана «Оксидентал» в Вашингтоне, над одним из столиков в настоящее время висит следующая мемориальная бронзовая табличка: «В напряженный период Карибского кризиса октябрь 1961г. Эта встреча послужила устранению угрозы возможной ядерной войны. Остается только добавить, что за многолетнюю плодотворную службу в советской разведке, в том числе за решительные, смелые действия советского резидента в напряженные дни октября 1962г. Алексею Семеновичу Феклисову в августе 1996г. Подорванное в значительной степени доверие граждан к органам государственной безопасности было восстановлено лишь к концу 60-х годов благодаря продуманной и кропотливой работе руководства, и прежде всего председателя КГБ СССР Ю. Юрий Владимирович Андропов, без сомнения, является одной из крупнейших политических фигур в истории России ушедшего века. Но мы не ставим перед собой задачу рассказать о личности председателя КГБ — об этом написано и еще будет написано немало, — мы попытаемся показать Андропова как руководителя советских органов безопасности, чьи мысли и установки во многом определяли направления и характер их деятельности. Как представляется, без учета мировоззрения Андропова и как публичного политика, а таковым он оставался и на посту председателя КГБ, и как руководителя органов государственной безопасности одного из крупнейших государств мира, трудно понять и деятельность возглавляемого им ведомства. В этой связи представляется необходимым обратиться к ряду его публичных выступлений. По неоднократно высказывавшемуся Андроповым мнению, «ныне источник угрозы безопасности СССР лежит вовне. Оттуда, извне, классовый противник пытается перенести на нашу территорию подрывную деятельность, активизировать и провоцировать идеологические диверсии, рассчитывая на отдельных неустойчивых людей»[1]. В то же время органы государственной безопасности — это специальные органы, которые призваны специфическими методами и средствами борьбы в пределах своей компетенции содействовать обеспечению нормальной жизни советских людей. Но при этом «деятельность органов государственной безопасности должна строго соответствовать историческому процессу развития нашего общества, и в первую очередь развитию и совершенствованию современной социалистической демократии... Поддержка и помощь органам госбезопасности со стороны масс являлась и является важнейшим условием эффективности всей чекистской деятельности»[2]. Задача чекистов, повторял он, — «пресекать деятельность тех, кто становится на путь антигосударственных действий, кто посягает на права советских людей, на интересы советского общества. В сегодняшних условиях обеспечение безопасности — это обеспечение безопасности не только государства, но всего общества от посягательств классового противника»[3]. Как руководитель, Юрий Владимирович не мог не обращать самое пристальное внимание на методы и стиль работы подчиненых, на вопросы их воспитания и профессиональной подготовки. В этой связи он подчеркивал: «имея дело с законом, мы должны самым строжайшим образом соблюдать его и по духу, и по форме. Здесь никаких отступлений быть не может. Органы государственной безопасности должны подавать пример неукоснительного соблюдения законности, быть законопослушными. Быть законопослушным значит не только строго соблюдать права и свободы советских граждан. Это значит также решительно и твердо принимать меры, определенные советскими законами, в отношении тех лиц, которые становятся на путь антисоветских враждебных действий». Но решительно — это не значит безрассудно: «нашим действиям, как никогда прежде, необходимы продуманность, прицельность. Надо научится каждый раз бить точно, без недолетов или перелетов, а, как говорится, в яблочко». Говоря о возрастании значения в жизни страны общественного мнения, Андропов подчеркивал необходимость «учета реакции трудящихся на деятельность органов госбезопасности. Именно поэтому наши действия, наши шаги должны быть понятны массам. Мы должны добиваться того, чтобы трудящиеся понимали каждую нашу акцию, осознавали ее необходимость, оказывали нам необходимую поддержку. Это само собой не приходит. Нужна серьезная разъяснительная работа. Ее нужно проводить еще активнее, чем мы делали до сих пор... Нужно думать о том, как тот или иной шаг будет воспринят советскими людьми. Нужно думать и принимать все меры к тому, чтобы наши акции получали поддержку масс»[4]. Дзержинского в июле 1967г. Сказанное имеет особое значение еще и потому, что за последнее время империализм все больше навязывает нам борьбу на фронте идеологии... Вот почему он пытается подтачивать советское общество с помощью средств и методов, которые с первого раза не укладываются в наше представление о враждебных проявлениях. Более того, можно сказать, что противник ставит своей целью на идеологическом фронте действовать так, чтобы по возможности не переступать статьи уголовного кодекса, не переступать наших законов, действовать в их рамках и тем не менее действовать враждебно. Нам надо беречь и укреплять доверие советских людей, всего советского народа к органам государственной безопасности, потому что это доверие — залог всех наших успехов»[5]. Чрезвычайно актуально звучат и сегодня следующие слова из того выступления председателя КГБ: «важным средством завоевания доверия масс является гласность в чекистской работе. Советский народ должен быть больше и лучше информирован о подрывной деятельности иностранных разведок, зарубежных антисоветских центров, а также о подрывной деятельности антисоветских элементов внутри страны. Советские люди должны больше знать о трудной и сложной работе чекистских органов». Как нетрудно будет заметить далее, Андропов в самом начале своей деятельности на «чекистском поприще» во многом предвосхитил те задачи и проблемно-болевые точки, что останутся по-прежнему актуальными и более чем через два десятилетия, в годы перестройки. В то же время в записке в Политбюро ЦК по вопросу об образовании нового управления Ю. Андроповым, в частности, отмечалось, что если в марте 1954г. И в этой связи новый председатель просил увеличить штат Комитета на 2 250 единиц, в том числе на 1 750 офицерских и 500 вольнонаемных должностей. Андропов сделал доклад на торжественном собрании в Кремлевском дворце съездов, посвященном 50-летию образования советских органов государственной безопасности.

Резидентов схватили на улице. По тем временам это было неслыханной дерзостью, спецслужбы СССР сразу встали на уши. Наверху дали установку освободить заложников без шума и крови. Какой аргумент оказался решающим в самых беспрецедентных переговорах того времени? Поэтому мы можем судить, что произошло, только по показаниям очевидцев и сообщениям западной прессы", — утверждает военный историк Александр Широкорад. Стреляющие "гиены" Захват произошел очень быстро. Резиденты расселись по машинам у посольства, но через несколько минут автомобили заблокировали. К сотрудникам советского МИД подбежали люди в масках и, наставив оружие, потребовали выйти из салона. Растерялись почти все дипломаты. Один из похитителей не выдержал и выстрелил ему в ногу. Они запихнули раненого в машину вместе с остальными заложниками и увезли", — рассказывает историк Язид Махфуз. Преступники стреляли в Аркадия Каткова, но о ранении в Москве не знали. Первой версией было банальное ограбление — угоны авто из дипломатических учреждений случались и раньше. Но скоро в Кремле поняли, что произошел теракт. Ответственность на себя взяли члены радикальной группировки "Гиена" и их лидер Имад Мугния. Арафат у телефона Преступники требовали, чтобы Москва оказала давление на правительство Сирии и прекратила сирийскую военную операцию.

Деятельность самой эффективной спецслужбы Второй мировой войны обросла легендами — сотрудники засекреченной организации не имели себе равных в масштабе и дерзости проводимых операций. Возглавил его комиссар госбезопасности 2-го ранга Виктор Абакумов, который подчинялся непосредственно Сталину. Отметим, что в условиях отступления Красной Армии под натиском немецко-фашистских войск военная контрразведка главным образом боролась со шпионами и предателя в частях РККА, дезертирами в прифронтовой полосе. После победы советских войск под Москвой, а затем и под Сталинградом обстановку на советско-германском фронте удалось стабилизировать. Изменение тактики с оборонительной на наступательную требовал от военных контрразведчиков совсем других действий.

13 марта исполнилось 65 лет с образования структуры, ставшей с того момента и, наверное, вовеки одним из основных «брэндов» СССР – Комитета государственной безопасности. Однако работу советской внешней разведки даже сегодня можно считать одной из самых эффективных в мире. Сверхъестественными возможностями человека спецслужбы СССР интересовались еще задолго до Великой отечественной войны, однако исследования.

Шпион, погубивший советскую ПВО

Президентский борт за 14 советских десантников Весной 1985 года в тюрьме Бадабер в Пакистане вспыхнуло восстание советских пленных десантников. Укрепрайон Бадабер был построен ЦРУ в начале холодной войны. Во время афганской войны США использовали его как базу для боевиков и тюрьму для неугодных. Многие пропавшие без вести советские солдаты в конце концов оказывались именно здесь — в Бадабере. Сколько именно советских пленных было в укрепрайоне, до сих пор неизвестно. По некоторым данным, не менее 14 человек. Как вспоминал лидер Исламского общества Афганистана Раббани, которому в 1990-е годы удалось стать президентом, 26 апреля один из русских солдат сумел обезоружить часового, который принёс похлёбку. Воспользовавшись тем, что охрана ушла на вечерний намаз, солдат выпустил всех пленников из камер. Узники, захватив арсенал и хорошо вооружившись, стали занимать помещения тюрьмы одно за другим.

Президент Афганистана Бурхануддин Раббани. Русские завладели пулемётами, миномётами М-62 и гранатомётами. Они отбили несколько атак, а главное — могли в любой момент захватить радиостанцию и сообщить командованию, где находятся. Если бы международная общественность узнала, что на территории "нейтрального" государства содержатся советские пленные, репутации страны был бы нанесён ущерб. Захваченные советские солдаты в Афганистане. Успеха не принесли даже танковый обстрел и использование авиации. И тогда пакистанцы взорвали склад с оружием, находившийся рядом. Там хранились снаряды, ракеты и другие боеприпасы.

Взрыв был такой силы, что здание тюрьмы, в котором засели русские солдаты, было уничтожено полностью. К этому времени советские солдаты успели уничтожить сотню моджахедов, 62 пакистанцев, 28 пакистанских офицеров и шесть инструкторов ЦРУ. После этого случая лидер Исламской партии Хекматияр приказал русских в плен не брать. Пакистанцы сделали всё, чтобы скрыть информацию о подавлении восстания, но она всё равно просочилась в СМИ. Зия-уль-Хак только пожал плечами. А зря.

В качестве основных задач были определены борьба с организациями антисоветской эмиграции, выявление "интервенционистских планов" враждебных стран, противодействие иностранному шпионажу, получение технических новинок из-за заграницы и др. Помимо резидентур, действовавших под легальным прикрытием дипломатическим, журналистским и др. В его составе было образовано два подразделения: закордонная разведка и внешняя контрразведка. К концу 1940 года общая численность ее сотрудников достигла 695 человек из них 235 - центрального аппарата.

В системе КИ действовали восемь управлений: Англо-американское, Европейское, Ближнего и Дальнего Востока, нелегальной разведки, научно-технической разведки, шифровальное и управление советников в странах народной демократии. Также в структуре КИ работали два самостоятельных направления: "ЕМ" эмиграция и "СК" советские колонии за рубежом , а также шесть функциональных отделов оперативной техники, связи и т.

В 1962 г. В 1970 г. Победа, по его словам, стала возможна благодаря сотрудникам Управления, которые поняли, что сокрушить советскую империю можно, только организовав взрыв изнутри. Все организации, которые выступали за демократию, подпитывались ЦРУ, что бы ни говорили сейчас наши правозащитники. Люди, работавшие на «Радио Свобода» включена в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента , свидетельствовали потом, что эта организация играла там руководящую роль в отборе кадров. То же самое, конечно, можно сказать и о «Голосе Америки». В 70-е годы методы ЦРУ существенно изменились — на смену наглого и нескрываемого вмешательства во внутренние дела государств, чьи правительства не устраивали Вашингтон, пришла скрытная и деликатная подрывная работа с использованием, как это называлось в Управлении, «местного мяса», ренегатов и предателей. И, по мнению ряда исследователей, именно это позволило сотрудникам Управления одержать победу в психологической войне с Советским Союзом.

Обыкновенные предатели Существует так называемый «список Крючкова»: в нём фамилии агентов влияния с советской стороны, которые работали на американцев, а точнее на ЦРУ. И фамилии эти весьма солидные. Как рассказывает генерал КГБ Юрий Дроздов, в списке, который глава Комитета Владимир Крючков представил в 1988 году советскому генсеку Михаилу Горбачёву, были фамилии людей из его ближайшего окружения. Горбачёв, разумеется, никак не отреагировал на это. Писатель Александр Шевякин в своей статье в «Livejournal» утверждает: «Агенты влияния превратились, по сути, в главную несущую конструкцию Советского государства.

Работать порой приходилось буквально в 200 метрах от позиций противника.

Саперы ходили, как говорит Артем, и со штурмовыми группами, и с разведкой — в зависимости от поставленной задачи. Сложно было в минно-взрывном деле разобраться? Инструкторы хорошие попались. Все рассказали, всему научили, практикой обеспечили. Как объясняет Артем, у саперов есть специальные тяжелые костюмы, но их чаще используют для работы в более спокойной обстановке. Передвигаться в них не очень удобно, они сковывают движения.

А нам на передке приходится много ходить. К первой линии, как правило, подъезда нет. Как наши бойцы контролируют все подъезды, так и противник следит, чтобы мы технику туда не подогнали. Как показала практика, движение — это жизнь. Все наше обмундирование весит не менее десяти килограммов. Это штаны, куртка, бронежилет, разгрузочный жилет, в кармашках которого аптечка, нож, фонарь, в подсумках — запасные магазины к оружию.

Ну, и автомат всегда с собой. Он легкий и «видит» практически все: и противотанковые мины, и противопехотные. Этот прибор можно ронять, опускать в воду. С собой всегда брали несколько пачек запасных батареек. И, конечно, нож, щуп. Рукой никуда лезть нельзя.

Что-то нашел — аккуратненько, конечно же, не сверху, а сбоку щупом понажимал. А дальше уже ручками, ножом аккуратненько снимал. На месте накладным зарядом все это убрал взорвал. Щуп с жалом-наконечником — удобная вещь, им можно где-то поковыряться, что-то им отодвинуть... В ходу у саперов и специальный тактический крюк с веревкой — «кошка». Им можно зацепить на расстоянии и перевернуть подозрительный предмет.

Саперные «кошки» используются для траления, что приводит к срабатыванию противопехотных, противотанковых, специальных мин с натяжными и обрывными датчиками цели. А еще — для снятия, сдергивания обнаруженных растяжек. Особенно это касается пересеченной местности. Мы работали больше по давно проверенной методике — с миноискателем, щупом, ручками, глазками. И пошли с богом... Дело сапера, как говорит наш собеседник, — тихо отработать, остаться незамеченным и скрытно уйти.

Так звали героя диснеевского мультфильма — дружелюбного и самоотверженного бородавочника со светлым брюхом и розовым пятачком. Саперы, как рассказывает наш собеседник, действовали небольшими группами, чтобы не привлекать к себе внимание. Двое работали — трое контролировали обстановку. Договаривались об этом с теми, в чьих интересах работали.

Чёрный список: Как советские спецслужбы мстили за своих и охотились за террористами

В результате проведения этих мероприятий удалось выявить устремления вражеских разведок к отдельным районам Советского Союза, в частности к Дальнему Востоку, Прибалтике, пограничным районам Украины, а также к ряду предприятий и научно-исследовательских институтов, получить данные о некоторых способах связи разведок противника с агентурой, выявить конкретных разведчиков, проводящих враждебную работу против СССР, а также передать противнику выгодную нам информацию и дезинформацию, в том числе по вопросам оперативной деятельности. Более успешному выполнению задач по проникновению в спецслужбы противника способствовали также мероприятия по вербовке иностранцев. В 1967 году среди них завербовано 47 агентов, из которых 8 являются дипломатами. Контрразведывательной службой осуществлялись специальные мероприятия, в результате которых сфотографированы 54 документа послов стран-участниц НАТО, годовые отчеты некоторых посольств, отчеты военных атташе и другие секретные материалы по политическим, военно-экономическим, оперативным и другим вопросам. Наряду с этим в 11 посольствах капиталистических стран обработаны шифры и коды, что позволит дешифровать их переписку. Среди сотрудников дипломатических представительств и приезжающих в СССР туристов, коммерсантов, членов различных делегаций в 1967 году их насчитывалось свыше 250 тысяч чел. За разведывательную деятельность, проведение акций идеологических диверсий, контрабанду, незаконную валютную деятельность и нарушение норм поведения выдворено из СССР 108 и привлечено к уголовной ответственности 11 иностранцев. Аппаратами военной контрразведки КГБ совместно с органами безопасности ГДР разоблачено 17 агентов западных разведок, проводивших шпионскую работу против Группы советских войск в Германии. В ходе осуществления контрразведывательных мероприятий в отношении вражеских разведчиков-дипломатов и других иностранцев, подозреваемых в принадлежности к спецслужбам противника, среди их преступных связей выявлен и разоблачен ряд советских граждан, установивших контакты с ними в целях передачи секретной информации. Организуя более эффективную борьбу с военным и экономическим шпионажем, контрразведывательные аппараты КГБ принимали меры к усилению режима секретности, дальнейшему совершенствованию защиты гос.

Органы военной контрразведки КГБ проделали значительную работу по маскировке ракетных стартов, складов ядерного оружия и других объектов от космической разведки противника, выявлению и предупреждению нарушений в скрытом управлении войсками и использовании средств связи, а также по контрразведовательному обеспечению войсковых учений и маневров, перевозок военной техники Составной частью работы органов военной контрразведки КГБ по обеспечению боевой готовности Советских Вооруженных Сил являлись мероприятия по предупреждению акций идеологической диверсии в частях и подразделениях армии и флота, своевременному пресечению каналов проникновения буржуазной идеологии. В 1967 году было предотвращено 456 попыток распространения среди военнослужащих рукописей, зарубежных журналов и других изданий антисоветского и политически вредного содержания, а также 80 попыток создания в войсках различных групп враждебной направленности. В комплексе мер, принятых в интересах более успешного решения контрразведывательных задач, важное место занимали мероприятия по укреплению агентурного аппарата. Наряду с этим совершенствовались формы и методы использования наружного наблюдения и оперативной техники.

Хотя и горничная тоже может быть полезна, поскольку она может поставить специальную технику.

Поэтому абсолютно не правы те из Ваших коллег, кто пишет, как Л. Крючкове, ничего не понимая в работе КГБ. Кто именно способствовал такому искажению заслуг перед страной этой незаурядной личности: Запад или кто то из руководства России? Видимо, сказалась его непримиримая борьба с пятой колонной, окопавшейся в нашей стране, которая разрушала СССР! Дезинформация исходила от А.

На что Крючков заявил, что это новые его дела, и попросил у Горбачева санкцию на перепроверку этой информации. Горбачев, понимая, что агентура ПГУ даст те же данные, хотя Крючков хотел информацию по Яковлеву проверить через другую агентуру ПГУ, запретил ее проводить и велел Крючкову самому поговорить с Яковлевым. А если бы она прошла, то и подтверждение этих данных на Яковлева было бы осуществлено. Дальше следовал бы его арест и допрос… — Но ведь А. Но Горбачев, повторюсь, сделал все, чтобы проверку по информации о деле А.

Яковлева КГБ провести не смог. Калугина, была описана его работа? Он просто переврал реальные события. Но Орлов, оказавшись в США, никого из числа агентов советской разведки не выдал, хотя знал всю «Кембриджскую пятерку». Когда, по словам Калугина, Орлов был нами установлен, первый де лично доложил об этом Председателю КГБ Андропову, но тот, якобы, сказал: «Зачем нам это старье?

Лучше найди мне Носенко, а я дам тебе санкцию! Но это все слова Калугина о такой работе по поиску и устранению предателей из числа бывших сотрудников КГБ. Мной же был установлен и перебежавший в 1961 году в Хельсинки майор контрразведки Анатолий Голицын. Причем к делу об установке их адреса был подключен нелегал нашей разведки! Это потому, что в Арлингтоне, где жил Носенко, кстати, недалеко от того места, где я проживал во время моей командировки в США, подъехать к подъезду его дома на машине с дипломатическим номером, чтобы увидеть номер его машины, было затруднительно.

А затем пришло из Центра указание, не надо по ним проводить никакой работы, только агентурное наблюдение.

Первым делом структуру принялись сокращать, вышвыривая вчерашних чекистов на улицу тысячами, ликвидировались и «укрупнялись» целые подразделения. Эти процессы, совмещались с тотальными «чистками», в результате которых из «органов» в самом лучшем случае в отставку гораздо чаще — за решетку отправлялись «бериевские кадры», являвшиеся наиболее подготовленными и преданными своему делу профессионалами. Как это сказывалось на качестве работы структуры, догадаться несложно. Статус органа государственного управления Комитет приобрел только в 1978 году — в те времена, когда его возглавлял Юрий Андропов.

Вот в период его руководства ведомством КГБ и стал той самой структурой, при упоминании которой поджилки кое у кого на Западе трясутся даже сегодня... Именно в силу последующей карьеры Юрия Владимировича, после должности председателя КГБ занявшего высший в советской иерархии пост — Генерального секретаря ЦК КПСС, кое у кого и возникают «завихрения» по поводу того, что «на само-то деле всем в Союзе управлял Комитет». Ничего подобного, господа! В принятом еще в 1959 году и действовавшем вплоть до разгона Комитета государственной безопасности в 1991 году Положении, регламентировавшем «от» и «до» все аспекты его существования и деятельности, четко было указано: «КГБ работает под непосредственным руководством ЦК КПСС». И под его же неусыпным контролем.

Ну, говорилось там, правда, и о правительстве, но вы же понимаете... Первый из них, кстати, при назначении совершенно открыто озвучил полученную от Хрущева «установку» - полностью «переключить» КГБ исключительно на работу за рубежом, решение сугубо внешних проблем СССР. Любая деятельность структуры внутри страны была чуть ли не под абсолютным запретом. Коммунистическая партия, руководителям которой еще, наверняка, являлись в ночных кошмарах суровые парни в «васильковых» фуражках, способные привлечь к ответу кого угодно, невзирая на звания, ранги и партийный стаж, хотела стопроцентно обезопасить себя от их возвращения — в той или иной ипостаси. Это и удавалось — вплоть до прихода к верховной власти Андропова, принявшегося «ворошить» такие дела, что аж дух захватывало.

Именно полная неприкосновенность партноменклатуры СССР для органов государственной безопасности и сыграла крайне негативную роль в развитии страны. Отсутствие у руководящих сотрудников КПСС различных рангов ответственности, а, называя вещи своими именами, страха перед наказанием за самые неприглядные и даже преступные деяния, и завело страну сперва в гнилое болото под названием «застой», а потом и бросило в ад «перестройки», закончившейся гибелью Советского Союза. Возможно — к сожалению... Ответ на этот вопрос, думаю, вполне органично проистекает из написанного несколько выше. О «всех» гражданах речи идти не может хотя бы в силу того, что Партия Комитету была не подконтрольна.

Остальные же... Тех самых, что ходили в шапочках из фольги на головах КГБ нас облучает! С одним подобным фруктом довелось столкнуться на заре журналистской деятельности — разоблачить «органы», понаставившие микрофонов в его сортире он требовал на полном серьезе... Давайте будем объективны — Комитет госбезопасности не мог «контролировать» или, тем более, «преследовать» чуть ли не каждого второго жителя СССР по той простой причине, что это было невозможно физически.

Полномочия ВЧК и его органов на местах еще не раз пересматривались советским руководством в зависимости от внутренней и внешней политической обстановки и расстановки сил внутри властных структур, пока в декабре 1921 года ЦИК не возложил борьбу с нарушением законов на судебные органы. Таким образом, правоохранительный орган и орган госбезопасности слились в одно ведомство. В первый, но не последний раз. ГПУ Однако, как показали дальнейшие события, руководство СССР в ходе реформы органов госбезопасности до конца не отказалось от придания им функций следствия, скорого "суда" и непосредственного исполнителя своих "приговоров".

Так, 9 марта 1922 года Политбюро ЦК РКП б рассмотрело вопрос о предоставлении преемнику ВЧК права внесудебной расправы с лицами, уличенными в вооруженных ограблениях, уголовниками-рецидивистами, пойманными с оружием на месте преступления. Выполняя директиву партии, ЦИК принял в апреле соответствующее решение.

СВР рассекретила архивы о сотрудничестве советских и британских спецслужб

Самой секретной спецслужбе СССР исполняется 81 год Как основали советские спецслужбы_ Цифровая история.
КГБ СССР – последние новости – Больше того: преемственность советских спецслужб по отношению к российским оказалась явно подчеркнутой с самого первого дня!
Самой секретной спецслужбе СССР исполняется 81 год «Советские спецслужбы после начала Великой Отечественной войны очень быстро взяли на вооружение практику радиоигр.
90 лет назад продолжилась реформа спецслужб СССР: ЦИК учредил ОГПУ - новости Право.ру В ведение НКГБ СССР передавались службы, непосредственно занятые вопросами государственной безопасности, а именно: разведка, контрразведка и охрана правительства.
Чёрный список: Как советские спецслужбы мстили за своих и охотились за террористами Историк Хлобустов: спецслужбы СССР при Семичастном добились значимых результатов.

Роль спецслужб в истории СССР

После победы советских войск под Москвой, а затем и под Сталинградом обстановку на советско-германском фронте удалось стабилизировать. Изменение тактики с оборонительной на наступательную требовал от военных контрразведчиков совсем других действий. Проводились операции по внедрению агентов в германские и финские разведшколы, проведены первые радиоигры, вносящие сумятицу в ряды противника. Также руководству страны регулярно докладывали оперативную информацию о состоянии боеспособности войск, что позволяло оперативно принимать решения на высшем уровне по важнейшим стратегическим направлениям.

Комитет был ответственным за сбор разведывательной информации о странах Запада и других иностранных государствах, а также за противодействие разведывательной деятельности иностранных спецслужб на территории СССР. Борьба с терроризмом и экстремизмом. КГБ боролся с террористическими и экстремистскими организациями как внутри страны, так и за ее пределами, чтобы предотвратить теракты и защитить советское общество. Контроль над иностранными гражданами и их деятельностью. Служба следила за деятельностью иностранных граждан и дипломатов на территории СССР, а также контролировала их передвижение и связи. Обеспечение секретности и безопасности. КГБ занимался обеспечением защиты государственных секретов. Поддержка внешней политики СССР. Комитет оказывал воздействие на другие страны через разведывательные и агентурные операции. В то время служба активно использовала различные методы контроля и сбора информации, включая шпионаж, агентурную деятельность, следственные мероприятия и прочие методы манипуляции. В 1950-е годы КГБ активно участвовал в политических процессах, в том числе в арестах и преследованиях диссидентов, интеллигенции и даже обычных граждан, подозреваемых в политических преступлениях или контактах с западными странами. Сотрудники комитета также вели шпионаж и контрразведку на территории других стран, обеспечивая при этом контроль и координацию работы советских разведывательных служб за рубежом, КГБ имел огромное влияние на политическую жизнь СССР и мог вмешиваться в политические процессы, в том числе в назначение и увольнение высших государственных и партийных чиновников. Деятельность КГБ была сильно охраняемой государственной тайной, орган имел большую степень независимости от других ведомств. КГБ СССР в 1970-80-е годы Комитет государственной безопасности в эти годы оставался мощным и влиятельным органом, ответственным за разведывательную и контрразведывательную деятельность, поддержание внутренней безопасности и контроль за деятельностью граждан. Кроме того, КГБ играл важную роль в сборе информации о внутренней и внешней угрозе. За пределами СССР были созданы широкие сети шпионов, а внутри страны работала разветвленная система контрразведки. КГБ был одной из самых мощных и влиятельных организаций в Советском Союзе. Его влияние охватывало множество сфер, включая политику, экономику, культуру и общество. Разведывательная деятельность. Комитет был ответственен за разведку и собирал информацию о зарубежных государствах, агентах и их действиях.

Считалась одной из приоритетных программ в области тайного проникновения в СССР 1950-1960 гг. В 1962 г. В 1970 г. Победа, по его словам, стала возможна благодаря сотрудникам Управления, которые поняли, что сокрушить советскую империю можно, только организовав взрыв изнутри. Все организации, которые выступали за демократию, подпитывались ЦРУ, что бы ни говорили сейчас наши правозащитники. Люди, работавшие на «Радио Свобода» включена в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента , свидетельствовали потом, что эта организация играла там руководящую роль в отборе кадров. То же самое, конечно, можно сказать и о «Голосе Америки». В 70-е годы методы ЦРУ существенно изменились — на смену наглого и нескрываемого вмешательства во внутренние дела государств, чьи правительства не устраивали Вашингтон, пришла скрытная и деликатная подрывная работа с использованием, как это называлось в Управлении, «местного мяса», ренегатов и предателей. И, по мнению ряда исследователей, именно это позволило сотрудникам Управления одержать победу в психологической войне с Советским Союзом. Обыкновенные предатели Существует так называемый «список Крючкова»: в нём фамилии агентов влияния с советской стороны, которые работали на американцев, а точнее на ЦРУ. И фамилии эти весьма солидные. Как рассказывает генерал КГБ Юрий Дроздов, в списке, который глава Комитета Владимир Крючков представил в 1988 году советскому генсеку Михаилу Горбачёву, были фамилии людей из его ближайшего окружения. Горбачёв, разумеется, никак не отреагировал на это.

Только в июне-июле 1943 года контрразведчиками Центрального фронта обезврежены 15 разведывательно-диверсионных групп противника. Всего за годы войны советские органы безопасности обезвредили более 30 тысяч шпионов, 3,5 тысячи диверсантов и шесть тысяч террористов. Ни один стратегический план советского командования не стал достоянием немцев. Армию и флот силами контрразведки надежно оградили от подрывной деятельности спецслужб нацистской Германии и ее союзников. По итогам войны Сталин объявил военным контрразведчикам благодарность за их вклад в приближение Победы.

История спецслужб

После образования Советского Союза (30 декабря 1922 года) ГПУ было преобразовано в Объединенное государственное управление (ОГПУ) при СНК СССР. В Среду президентская библиотека опубликовала копию расшифрованной телеграммы, которую получили советские спецслужбы вечером 21 июня 1941 года. В ведение НКГБ СССР передавались службы, непосредственно занятые вопросами государственной безопасности, а именно: разведка, контрразведка и охрана правительства. В телеграмме, адресованной наркому госбезопасности СССР Всеволоду Меркулову от начальника управления НКГБ по Ленинградской области Павла Куприна, сообщается.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий