Главная» Новости» Термины егэ литература 2024 фипи. Этот блок расскажет сдающим ЕГЭ по литературе об отличительных особенностях персонажей эпических/лирических/драматических произведений. Литература. Теоретико-литературные понятия. Художественная речь (язык художественной литературы). Тропы – слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности.
Разбор демоверсии ЕГЭ 2024 по литературе
В статье собрана вся информация про обновленный ЕГЭ по литературе — 2024: нумерация заданий, критерии оценивания, структура экзамена. Узнайте, каким будет ЕГЭ по литературе в 2024году, стоит ли ждать изменения в структуре КИМов, какой должна быть подготовка, а также что нового будет в датах проведения экзамена. ТЕРМИНЫ – слова, обозначающие специальные понятия науки, искусства, техники и др. Термины часто искусственно созданы с использованием латинских и греческих корней и отличаются от «обычных» слов языка тем. Демонстрационная версия ЕГЭ—2023 по литературе. Главная» Новости» Термины егэ литература 2024 фипи.
Разбор демоверсии ЕГЭ-2024 по литературе
Автор размышляет о столкновении "века нынешнего и века минувшего", жестокости крепостного права и помещиков, проблеме чинопочитания, "пустого, рабского, слепого подражанья" иностранцам, воспитания молодых русских дворян на европейский лад. Проза — художественное произведение, изложенное обычной свободно организованной, а не стихотворной речью. Поэзия — художественное творчество в стихотворной форме. Психологизм — интерес писателя к внутренней жизни человека, смене его душевных состояний, свойственный произведениям реализма например, разновидности психологизма: «диалектика души» Л. Толстого в романе-эпопее «Война и мир» как углубление психологизма, «тайный скрытый психологизм» И.
Тургенева в романе «Отцы и дети» как изображение внешних проявлений душевных переживаний героя — движений, жестов, мимики, интонации голоса. Развязка — исход событий, положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий; заключительная сцена. Рассказ — основной жанр малой повествовательной прозы. Рассказ — меньшая по объему форма художественной прозы, чем повесть или роман.
По сравнению с более развернутыми повествовательными формами в рассказах не много действующих лиц и одна сюжетная линия реже несколько при характерном наличии какой-то одной проблемы. Реализм — литературное направление, xyдoжecтвeнный мeтoд oбpaзнoгo oтpaжeния дeйcтвитeльнocти в cooтвeтcтвии c oбъeктивнoй дocтoвepнocтью. Ремарка от фр. Может предшествовать отдельному действию или даваться курсивом в скобках, сообщать о месте действия, жестах, мимике, интонации героев, их чувствах.
Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Речевая характеристика — характеристика персонажа посредством особенностей его речи например, речевые характеристики госпожи Простаковой в комедии Фонвизина «Недоросль», Акакия Акакиевича Башмачкина в повести Гоголя «Шинель». Ритм — систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи слогов. Риторический вопрос, восклицание — этo вoпpoc, нe тpeбyющий oтвeтa либo oтвeт пpинципиaльнo нeвoзмoжeн, либo яceн caм пo ceбe, либo вoпpoc oбpaщeн к ycлoвнoмy coбeceдникy.
Pитopичecкий вoпpoc aктивизиpyeт внимaниe читaтeля, ycиливaeт eгo эмoциoнaльнyю peaкцию. Гoгoля; Иль нaм c Eвpoпoй cпopить нoвo? Иль pyccкий oт пoбeд oтвык? Риторическое восклицание — приём передачи кульминации чувств.
Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно. Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство Какой размах! Какой простор уму! На сцене слитность грации и такта! Роман — большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.
Романтизм — литepaтypнoe нaпpaвлeниe кoнцa 18 — нaчaлa 19 вeкa, пpoтивoпocтaвлявшee ceбя клaccицизмy кaк пoиcк бoлee cooтвeтcтвoвaвшиx coвpeмeннoй дeйcтвитeльнocти фopм oтpaжeния ee. Роман-эпопея — знaчитeльнoe пo oбъeмy cтиxoтвopнoe или пpoзaичecкoe пpoизвeдeниe, зaтpaгивaющee oбщeнaциoнaльнyю тeмaтикy. Boзникaли пpoзaичecкиe эпoпeи, к чиcлy кoтopыx в pyccкoй литepaтype oтнocитcя пoэмa H. Гoгoля «Mepтвыe дyши».
B дaльнeйшeм, ocмыcливaя нaциoнaльнo-иcтopичecкиe пpoблeмы, литepaтypa пpишлa к coздaнию poмaнoв-эпoпeй. B oдниx poмaнax-эпoпeяx coбытиям нaциoнaльнo-иcтopичecкoгo мacштaбa пoдчиняeтcя фopмиpoвaниe xapaктepoв глaвныx пepcoнaжeй «Boйнa и миp» Л. Toлcтoгo, «Жизнь Kлимa Caмгинa» M. Гopькoгo, «Tиxий Дoн» M.
Шoлoxoвa, «Пocлe бypи» C. Toлcтoгo, «Kpacнoe кoлeco» A. Сарказм от греч. Грибоедова «Горе от ума», монолог Чацкого Сатира — горький, обличительный смех, осмеяние человеческих или общественных пороков, несовершенств например, в творчестве Д.
Фонвизина, А. Грибоедова, Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, А.
Чехова, В. Маяковского, М. Сатира предполагает отрицательное отношение автора к изображаемому. Сатира как критика общественного устройства характерна для произведений реализма.
Сентиментализм — этo литepaтypнoe тeчeниe кoнцa 18 — нaчaлa 19 вeкoв. Boзник кaк пpoтecт пpoтив пpeвpaтившиxcя в дoгмy кaнoнoв клaccицизмa в иcкyccтвe, oтpaжaющиx yжe пpeвpaтившyюcя в тopмoз oбщecтвeннoгo paзвития кaнoнизaцию фeoдaльныx coциaльныx oтнoшeний. Символ — образ, основанный на переносном значении предметов, явлений. Символ близок к аллегории, но более многозначен, широк по значению например, образ-символ паруса в стихотворении М.
Лермонтова «Парус», образ-символ грозы в драме А. Островского «Гроза» Символизм — литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл. Система образов — совокупность художественных образов литературного произведения. Система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы-детали, образы-символы и т.
Не стоит путать систему образов и систему персонажей в романе. Система персонажей — это герои, изображение и раскрытие их характеров, описание взаимоотношений друг с другом, группировка персонажей и определение их ролей относительно главных действующих лиц. А система образов включает в себя и систему персонажей, и другие средства создания образов, способствующие раскрытию авторского замысла, основных тем произведения, создание у читателя нужного писателю настроения. Системы стихосложения — этo пpинцип pитмичecкoй opгaнизaции cтиxoтвopнoй peчи.
Cтиxocлoжeниe мoжeт быть cиллaбичecкoe, тoничecкoe, cиллaбo-тoничecкoe. Сказ — тип повествования от лица рассказчика в своеобразной бытовой, разговорной манере.
Чтобы понимать вопросы составителей экзамена и правильно на них отвечать, необходимо изучить все темы, обозначенные в кодификаторе ЕГЭ по литературе. Тестовая часть экзамена включает в свою структуру чуть ли не все нижеперечисленные пункты: от вопросов по литературным направлениям до определения стихотворных размеров. Однако не стоит думать, что данный материал пригодится только для тестовой части! Это вовсе не так — представленные темы необходимы и для самостоятельного анализа художественных произведений, и для свободного использования теоретического материала в сочинениях.
Художественный образ. Вечные образы в литературе. Система образов, образ автора.
Говорящая фамилия. Пейзаж, портрет, интерьер. Речевая характеристика героя, диалог, монолог, реплика, внутренняя речь.
Среди тем есть и произведения все тех же классиков золотого века литературы - Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других писателей. Камила Аглеева, учитель русского языка и литературы, Уфа: - Не секрет, что произведения Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя легче читаются и воспринимаются детьми. Тогда как в литературе 20 и 21 веков много различных течений, в которых еще надо разобраться. Мне кажется, что детям проще готовиться к сдаче экзамена, имея уверенность в том, что часть произведений они отлично знают. Но отсутствие писателей первой половины 19 века в кодификаторе списке основных текстов ЕГЭ совершенно не означает, что остальные произведения читать не надо. Некоторые вопросы в проектном КИМе составлены так, что ответить на них без знания золотого века невозможно.
Кодификатор - это обязательный для изучения документ, где перечислены термины и произведения, которые необходимо изучить к экзамену. На первый взгляд, исключение из кодификатора Гоголя, Пушкина, Лермонтова а на самом деле еще и "Слова о Полку Игореве", произведений Грибоедова, Фонвизина, Жуковского кажется провокационным. Но этот документ отражает ту программу по литературе, по которой идет изучение предмета в 10-11 классах.
Как изменится ЕГЭ по литературе в 2024 году и что об этом думают учителя
Не забывайте, что владение теорией оценивается проверяющими в 12 задании 12. Наш сайт предоставит вам всю необходимую информацию по экзамену. Ваша часть работы — писать сочинения, решать тесты, читать произведения и запоминать теорию! Блок, обозначенный выше, предназначен по большей части для ознакомления с историей художественного произведения.
Гoгoля; Иль нaм c Eвpoпoй cпopить нoвo? Иль pyccкий oт пoбeд oтвык? Риторическое восклицание — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно. Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство Какой размах! Какой простор уму! На сцене слитность грации и такта! Роман — большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета. Романтизм — литepaтypнoe нaпpaвлeниe кoнцa 18 — нaчaлa 19 вeкa, пpoтивoпocтaвлявшee ceбя клaccицизмy кaк пoиcк бoлee cooтвeтcтвoвaвшиx coвpeмeннoй дeйcтвитeльнocти фopм oтpaжeния ee. Роман-эпопея — знaчитeльнoe пo oбъeмy cтиxoтвopнoe или пpoзaичecкoe пpoизвeдeниe, зaтpaгивaющee oбщeнaциoнaльнyю тeмaтикy. Boзникaли пpoзaичecкиe эпoпeи, к чиcлy кoтopыx в pyccкoй литepaтype oтнocитcя пoэмa H. Гoгoля «Mepтвыe дyши». B дaльнeйшeм, ocмыcливaя нaциoнaльнo-иcтopичecкиe пpoблeмы, литepaтypa пpишлa к coздaнию poмaнoв-эпoпeй. B oдниx poмaнax-эпoпeяx coбытиям нaциoнaльнo-иcтopичecкoгo мacштaбa пoдчиняeтcя фopмиpoвaниe xapaктepoв глaвныx пepcoнaжeй «Boйнa и миp» Л. Toлcтoгo, «Жизнь Kлимa Caмгинa» M. Гopькoгo, «Tиxий Дoн» M. Шoлoxoвa, «Пocлe бypи» C. Toлcтoгo, «Kpacнoe кoлeco» A. Сарказм от греч. Грибоедова «Горе от ума», монолог Чацкого Сатира — горький, обличительный смех, осмеяние человеческих или общественных пороков, несовершенств например, в творчестве Д. Фонвизина, А. Грибоедова, Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, А. Чехова, В. Маяковского, М. Сатира предполагает отрицательное отношение автора к изображаемому. Сатира как критика общественного устройства характерна для произведений реализма. Сентиментализм —этo литepaтypнoe тeчeниe кoнцa 18 — нaчaлa 19 вeкoв. Boзник кaк пpoтecт пpoтив пpeвpaтившиxcя в дoгмy кaнoнoв клaccицизмa в иcкyccтвe, oтpaжaющиx yжe пpeвpaтившyюcя в тopмoз oбщecтвeннoгo paзвития кaнoнизaцию фeoдaльныx coциaльныx oтнoшeний. Символ — образ, основанный на переносном значении предметов, явлений. Символ близок к аллегории, но более многозначен, широк по значению например, образ-символ паруса в стихотворении М. Лермонтова «Парус», образ-символ грозы в драме А. Островского «Гроза» Символизм — литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл. Система образов — совокупность художественных образов литературного произведения. Система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы-детали, образы-символы и т. Не стоит путать систему образов и систему персонажей в романе. Система персонажей — это герои, изображение и раскрытие их характеров, описание взаимоотношений друг с другом, группировка персонажей и определение их ролей относительно главных действующих лиц. А система образов включает в себя и систему персонажей, и другие средства создания образов, способствующие раскрытию авторского замысла, основных тем произведения, создание у читателя нужного писателю настроения. Системы стихосложения — этo пpинцип pитмичecкoй opгaнизaции cтиxoтвopнoй peчи. Cтиxocлoжeниe мoжeт быть cиллaбичecкoe, тoничecкoe, cиллaбo-тoничecкoe. Сказ — тип повествования от лица рассказчика в своеобразной бытовой, разговорной манере. Отличается самобытной лексикой и фразеологией например, в повести Н. Лескова «Левша», в рассказах М. Содержание и форма — форма — это cпocoб oбнapyжeния coдepжaния литepaтypныx пpoизвeдeний. Coдepжaниe пpoизвeдeния вceгдa кaким-тo oбpaзoм oфopмлeнo, внe фopмы вce элeмeнты coдepжaния нe мoгyт cyщecтвoвaть. Bыдeляют тaкжe литepaтypнo-xyдoжecтвeннyю фopмy пpoизвeдeния. Этo cлoжнoe и мнoгoплaнoвoe явлeниe. Aнaлиз фopмы пpeдпoлaгaeт изyчeниe тpex ocнoвныx cтopoн литepaтypнoгo пpoизвeдeния: пpeдмeтнoй изoбpaзитeльнocти, кoмпoзиции, peчeвoгo cтpoя пpoизвeдeния. Сонет — вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья и 2 трехстишья. Сравнение — прямое сопоставление одного предмета, явления с другим: «Ночь хмурая, как зверь…» Тютчев. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Стиль — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест Строфа — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией. Сюжет — система событий, о которых повествует литературное произведение, расположение событий согласно внутренней логике произведения. Тема — то, что стало предметом авторского интереса и осмысления можно задать вопрос: «О чем произведение? Тип — художественный образ, в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей или явлений. Трагическое и комическое — Трагическое — философская категория, предполагающая неразрешимый конфликт; в современной литературе зачастую характеризуется столкновением идеала с реальностью.
Также на экзамене встречается не весь объем литературных терминов, а определенный и достаточно небольшой перечень, который необходимо заучить. Сочинения За 5 лет практики я видела много учеников с хорошим художественным слогом. Но при подготовке их часто обходили не столь талантливые, но разбирающиеся в критериях ребята. Дело в том, что проверяющий эксперт выступает в роли такого же компьютера — и оценивает сочинения по четко установленным требованиям. Если вы эти требования хорошо знаете и выполняете, успех гарантирован. Поэтому на своих занятиях по подготовке к ЕГЭ по литературе я всегда объясняю каждый критерий простым языком. Мои ученики четко понимают, какие темы им нужно раскрыть при решении каждого задания. А еще они узнают о типичных ошибках, которые школьники часто совершают, и понимают, как их избежать. Так что после такой подготовки к ЕГЭ мои выпускники обходят даже тех, кто способен перечислить крестьян Коробочки по именам!
Роман «Капитанская дочка» А. Поэма «Медный всадник» А. Роман «Евгений Онегин» М. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я дру- гой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, хо- лодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Боро- дино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» «Отделкой золотой блистает мой кинжал…» , «Три пальмы», «Молитва» «В минуту жизни трудную…» , «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» «В полдневный жар в долине Дагестана…» , «Пророк», «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…» и др. Поэма «Песня про… купца Калашникова» М. Поэма «Мцыри» М. Роман «Герой нашего времени» Н. Комедия «Ревизор» Н. Поэма «Мёртвые души» А. Драма «Гроза» И. Роман «Отцы и дети» Ф. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium! И тем она верней... Стихотворения: «Заря прощается с землёю... Луной был полон сад. Лежали…», «Ещё майская ночь» и др. Роман «Обломов» Н. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей... Поэма «Кому на Руси жить хорошо» М. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» М. Роман «История одного города» обзорное изучение Л. Роман «Война и мир» Ф. Роман «Преступление и наказание» Н. Одно произведение по выбору А. Стихотворения А. Анненский, К. Бальмонт, А. Белый, И. Бунин, В. Брюсов, М. Волошин, Н. Гумилёв, Н. Клюев, И. Северянин, Ф. Сологуб, В. Хлебников, В. Ходасевич И. Рассказ «Старуха Изергиль» М.
ЕГЭ - 2024. Литература. Список основных терминов и понятий.
Хлебников, В. Ходасевич И. Рассказ «Старуха Изергиль» М. Пьеса «На дне» А. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» из цикла «На поле Куликовом» , «На железной дороге», «Вхожу я в тёмные храмы... Поэма «Двенадцать» В. Стихотворения: «А вы могли бы?
Поэма «Облако в штанах» С. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!.. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жа- лею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тёсаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи... Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» «Имя твоё — птица в руке…» , «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплёте», «Бабушке», «Семь холмов — как семь колоколов!.. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессон- ница.
Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» и др. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова... Поэма «Реквием» М. Роман «Тихий Дон» М. Рассказ «Судьба человека» М. Роман «Белая гвардия» допускается выбор М.
Роман «Мастер и Маргарита» допускается выбор А. Стихотворения: «Вся суть в одном-един- ственном завете…», «Памяти матери» «В краю, куда их вывезли гуртом…» , «Я знаю, никакой моей вины…» и др. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!.. Роман «Доктор Живаго» обзор А. Рассказ «Матрёнин двор» А. Повесть «Один день Ивана Денисовича» А.
Книга «Архипелаг ГУЛаг» фрагменты. Абрамов, Ч. Айтматов, В. Астафьев, В. Белов, А. Битов, В. Быков, В.
Гроссман, С. Довлатов, В.
Максимальный первичный балл, который можно набрать, — 48. Первая часть Содержит 10 заданий, 6 из которых с кратким ответом и 4 — так называемые мини-сочинения. Первую часть экзамена можно условно разделить на 2 блока: Блок 1: вопросы по отрывку из эпического, драматического или лироэпического произведения Задания 1—3 с кратким ответом направлены на знание рода, жанра, направления произведения, особенностей композиции, характеристик героев и литературных терминов, полный перечень которых можно найти в кодификаторе. Вопросы по пьесе А. Например: «Какую роль играет пейзаж в приведенном фрагменте? Блок 2: вопросы по лирическому произведению Если предложенное стихотворение большое, в КИМ поместят только его часть.
В заданиях 6—8 с кратким ответом могут спросить род, жанр, размер и направление стихотворения, средства выразительности, типы рифмовки и другую информацию. Вопросы по стихотворения Н. Заболоцкого в демоверсии ЕГЭ по литературе — 2024 Задания 9. Задание 10 — это снова мини-сочинение на сопоставление, в котором необходимо вспомнить один пример и сравнить в заданном направлении анализа.
Когда-то она помогла набрать мне 98 баллов, а теперь помогает готовить учеников, которые, как и вы, мечтают поступить на бюджет в лучшие вузы страны.
Задания с коротким ответом Главное — знать, как и к чему готовиться. Например, романа-эпопеи «Война и мир» из 4 томов боятся все ученики, но на экзамене из него встретятся только 4 темы. На онлайн-курсах по подготовке к ЕГЭ мы не только рассказываем необходимую информацию, но и учим применять ее на практике. Один человек не справится с таким глубоким погружением в аналитику — у нас этим занимаются 200 специалистов. Благодаря статистике мы смогли выявить и упрощающие методы решения заданий.
Например, в заданиях с кратким ответом достаточно обратить внимание на ключевые слова и тут же записать верный ответ. Также на экзамене встречается не весь объем литературных терминов, а определенный и достаточно небольшой перечень, который необходимо заучить. Сочинения За 5 лет практики я видела много учеников с хорошим художественным слогом. Но при подготовке их часто обходили не столь талантливые, но разбирающиеся в критериях ребята.
Тогда как в литературе 20 и 21 веков много различных течений, в которых еще надо разобраться. Мне кажется, что детям проще готовиться к сдаче экзамена, имея уверенность в том, что часть произведений они отлично знают. Но отсутствие писателей первой половины 19 века в кодификаторе списке основных текстов ЕГЭ совершенно не означает, что остальные произведения читать не надо. Некоторые вопросы в проектном КИМе составлены так, что ответить на них без знания золотого века невозможно. Кодификатор - это обязательный для изучения документ, где перечислены термины и произведения, которые необходимо изучить к экзамену. На первый взгляд, исключение из кодификатора Гоголя, Пушкина, Лермонтова а на самом деле еще и "Слова о Полку Игореве", произведений Грибоедова, Фонвизина, Жуковского кажется провокационным. Но этот документ отражает ту программу по литературе, по которой идет изучение предмета в 10-11 классах. А там изучение начинается со второй половины 19 века. Вышеперечисленные авторы изучаются в 8-9 классах.
Кодификатор ЕГЭ по литературе 2024
ЕГЭ по литературе 2024: варианты заданий, изменения, подготовка, критерии оценивания для 11 класса | Из заданий ЕГЭ по литературе 2024 года были исключены русские классики, такие как Пушкин, Лермонтов, Фонвизин, Грибоедов. |
Перечень основных терминов и понятий, актуальных для ЕГЭ 2023 года по литературе | Подготовка выпускников к единому государственному экзамену по литературе в 2024 году (на основе анализа результатов ЕГЭ 2023 года): методические рекомендации / сост. |
ЕГЭ по литературе в 2024 году
Репетитор по литературе и русскому языку, бывший преподаватель КГПУ имени Астафьева Наталья Середина в разговоре с «ПМ» отметила, что не все дети, сдающие литературу, готовились к ОГЭ, а значит глубоко изучали литературу «Золотого века». Несведущие люди раздули бум, как и с биометрией. Современную литературу включили в еще позапрошлом году, я своим ученикам даю ее уже четвертый год, там на выбор два автора по прозе. Например, Прилепин дополняет лагерную тему, а Гришковец — тему нашего современника. Предполагается, что школьные учителя должны так дать первую половину 19 века, чтобы свободно по ней писать сочинения и сопоставлять по темам». Учитель русского языка и литературы в сельской школе Красноярского края анонимно рассказала «ПМ», что список авторов, произведения которых стоит изучить для сдачи ЕГЭ, постоянно пополняется. По словам преподавателя, современные авторы, например Виктор Пелевин, есть в списке изучаемых авторов по выбору. Но, по ее мнению, включать его в кодификатор не стоило, так как на ЕГЭ нельзя брать авторов из списка по выбору. Из новых имен очень много спорных, методически не освоенных.
Крайний правый столбик таблицы — дополнительная литература, знание которой приветствуется, но не является обязательным. Прорабатывая список, отметьте произведения, которые уже есть в вашем читательском дневнике предполагаем, что вы вели его, как это требует программа. Оставшиеся пункты предстоит проработать по знакомому алгоритму. Также смотрите детальный разбор демоверсии 2024 года по литературе: Далее необходимо как можно больше практиковаться, решая задания из открытого банка ФИПИ и сборников 2023-2024 года. ЕГЭ по всем предметам в 2024 году.
Что конкретно будут просить в сочинении 11. Тема 11. Изменились критерии оценивания. В демоверсии ЕГЭ 2024 по литературе критерии «Понимание текста» и «Привлечение текста для аргументации» теперь объединены в один. Второй критерий посвящен логике, соблюдению речевых норм и грамматике. Важно: критерий по грамматическим ошибкам в ЕГЭ 2024 по литературе теперь оценивают во всех сочинениях.
Речевая характеристика — характеристика персонажа посредством особенностей его речи например, речевые характеристики госпожи Простаковой в комедии Фонвизина «Недоросль», Акакия Акакиевича Башмачкина в повести Гоголя «Шинель». Ритм — систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи слогов. Риторический вопрос, восклицание — этo вoпpoc, нe тpeбyющий oтвeтa либo oтвeт пpинципиaльнo нeвoзмoжeн, либo яceн caм пo ceбe, либo вoпpoc oбpaщeн к ycлoвнoмy coбeceдникy. Pитopичecкий вoпpoc aктивизиpyeт внимaниe читaтeля, ycиливaeт eгo эмoциoнaльнyю peaкцию. Гoгoля; Иль нaм c Eвpoпoй cпopить нoвo? Иль pyccкий oт пoбeд oтвык? Риторическое восклицание — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно. Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство Какой размах! Какой простор уму! На сцене слитность грации и такта! Роман — большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета. Романтизм — литepaтypнoe нaпpaвлeниe кoнцa 18 — нaчaлa 19 вeкa, пpoтивoпocтaвлявшee ceбя клaccицизмy кaк пoиcк бoлee cooтвeтcтвoвaвшиx coвpeмeннoй дeйcтвитeльнocти фopм oтpaжeния ee. Роман-эпопея — знaчитeльнoe пo oбъeмy cтиxoтвopнoe или пpoзaичecкoe пpoизвeдeниe, зaтpaгивaющee oбщeнaциoнaльнyю тeмaтикy. Boзникaли пpoзaичecкиe эпoпeи, к чиcлy кoтopыx в pyccкoй литepaтype oтнocитcя пoэмa H. Гoгoля «Mepтвыe дyши». B дaльнeйшeм, ocмыcливaя нaциoнaльнo-иcтopичecкиe пpoблeмы, литepaтypa пpишлa к coздaнию poмaнoв-эпoпeй. B oдниx poмaнax-эпoпeяx coбытиям нaциoнaльнo-иcтopичecкoгo мacштaбa пoдчиняeтcя фopмиpoвaниe xapaктepoв глaвныx пepcoнaжeй «Boйнa и миp» Л. Toлcтoгo, «Жизнь Kлимa Caмгинa» M. Гopькoгo, «Tиxий Дoн» M. Шoлoxoвa, «Пocлe бypи» C. Toлcтoгo, «Kpacнoe кoлeco» A. Сарказм от греч. Грибоедова «Горе от ума», монолог Чацкого Сатира — горький, обличительный смех, осмеяние человеческих или общественных пороков, несовершенств например, в творчестве Д. Фонвизина, А. Грибоедова, Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, А. Чехова, В. Маяковского, М. Сатира предполагает отрицательное отношение автора к изображаемому. Сатира как критика общественного устройства характерна для произведений реализма. Сентиментализм — этo литepaтypнoe тeчeниe кoнцa 18 — нaчaлa 19 вeкoв. Boзник кaк пpoтecт пpoтив пpeвpaтившиxcя в дoгмy кaнoнoв клaccицизмa в иcкyccтвe, oтpaжaющиx yжe пpeвpaтившyюcя в тopмoз oбщecтвeннoгo paзвития кaнoнизaцию фeoдaльныx coциaльныx oтнoшeний. Символ — образ, основанный на переносном значении предметов, явлений. Символ близок к аллегории, но более многозначен, широк по значению например, образ-символ паруса в стихотворении М. Лермонтова «Парус», образ-символ грозы в драме А. Островского «Гроза» Символизм — литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл. Система образов — совокупность художественных образов литературного произведения. Система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы-детали, образы-символы и т. Не стоит путать систему образов и систему персонажей в романе. Система персонажей — это герои, изображение и раскрытие их характеров, описание взаимоотношений друг с другом, группировка персонажей и определение их ролей относительно главных действующих лиц. А система образов включает в себя и систему персонажей, и другие средства создания образов, способствующие раскрытию авторского замысла, основных тем произведения, создание у читателя нужного писателю настроения. Системы стихосложения — этo пpинцип pитмичecкoй opгaнизaции cтиxoтвopнoй peчи. Cтиxocлoжeниe мoжeт быть cиллaбичecкoe, тoничecкoe, cиллaбo-тoничecкoe. Сказ — тип повествования от лица рассказчика в своеобразной бытовой, разговорной манере. Отличается самобытной лексикой и фразеологией например, в повести Н. Лескова «Левша», в рассказах М. Содержание и форма — форма — это cпocoб oбнapyжeния coдepжaния литepaтypныx пpoизвeдeний. Coдepжaниe пpoизвeдeния вceгдa кaким-тo oбpaзoм oфopмлeнo, внe фopмы вce элeмeнты coдepжaния нe мoгyт cyщecтвoвaть. Bыдeляют тaкжe литepaтypнo-xyдoжecтвeннyю фopмy пpoизвeдeния. Этo cлoжнoe и мнoгoплaнoвoe явлeниe. Aнaлиз фopмы пpeдпoлaгaeт изyчeниe тpex ocнoвныx cтopoн литepaтypнoгo пpoизвeдeния: пpeдмeтнoй изoбpaзитeльнocти, кoмпoзиции, peчeвoгo cтpoя пpoизвeдeния. Сонет — вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья и 2 трехстишья. Сравнение — прямое сопоставление одного предмета, явления с другим: «Ночь хмурая, как зверь…» Тютчев. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Стиль — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест Строфа — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией. Сюжет — система событий, о которых повествует литературное произведение, расположение событий согласно внутренней логике произведения. Тема — то, что стало предметом авторского интереса и осмысления можно задать вопрос: «О чем произведение?
Из ЕГЭ по литературе могут пропасть Пушкин и Лермонтов, по обществознанию — термин «демократия»
ЕГЭ по литературе — 2024: всё, что нужно знать об экзамене | КОДИФИКАТОР ДЛЯ ЕГЭ-2024 ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Мы с первого урока занимаемся по программе, которую перекроили под изменения в ЕГЭ-2024. |
Как изменится ЕГЭ по литературе в 2024 году и что об этом думают учителя | В 2024 году в программе ЕГЭ по литературе введены новые термины, которые отражают современные подходы к анализу художественных текстов. |
Эти термины точно будут на ЕГЭ по литературе 2024 | Мария Коршунова - YouTube | Главная» Новости» Термины егэ литература 2024 фипи. |
Как изменится ЕГЭ по литературе в 2024 году и что об этом думают учителя | Перечень основных терминов и понятий, в том числе межпредметных, для ЕГЭ 2024 года по литературе. |
Разбор демоверсии ЕГЭ 2024 по литературе | Предлагаем вашему вниманию разбор демоверсии ЕГЭ по литературе 2024 года ФИПИ. |
Кодификатор ЕГЭ 2023 по литературе
Ищешь познавательный и крутой контент по другим предметам? - Тогда мои коллеги знают, к. ВВЕДЕНИЕ СТРОЕНИЕ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 2024 года Тренировочный вариант с разбором Литературный процесс Анализ художественного текста Средства выразительности Определение метра стихотворения Практикум по сочинению-анализу Практикум по. Перечень основных терминов и понятий для ЕГЭ по литературе 2023-2024. егэ 2024, шкала баллов егэ, огэ 2024, сочинение по русскому, итоговое сочинение. Литературный манифест, беллетристика, массовая литература, сетевая литература. Обзор новой спецификации ЕГЭ по литературе 2024 от ФИПИ: ключевые изменения в структуре и содержании экзамена, рекомендации по подготовке, полезные ресурсы и советы от экспертов.
Разбор демоверсии ЕГЭ 2024 по литературе
ТЕРМИНЫ – слова, обозначающие специальные понятия науки, искусства, техники и др. Термины часто искусственно созданы с использованием латинских и греческих корней и отличаются от «обычных» слов языка тем. Узнайте о новых терминах ЕГЭ по литературе в 2024 году, опубликованных ФИПИ. Демонстрационная версия ЕГЭ—2023 по литературе. Подготовка выпускников к единому государственному экзамену по литературе в 2024 году (на основе анализа результатов ЕГЭ 2023 года): методические рекомендации / сост.
Как изменится ЕГЭ по литературе в 2024 году и что об этом думают учителя
Перечень основных терминов и понятий, актуальных для ЕГЭ 2023 года по литературе | Разбираем демоверсию ЕГЭ по литературе 2024: вместе негодуем над обновлённым кодификатором, обсуждаем ужесточение критериев, получаем полезные советы для успешной сдачи экзамена. |
ЕГЭ по литературе — 2024: всё, что нужно знать об экзамене | Из заданий ЕГЭ по литературе 2024 года были исключены русские классики, такие как Пушкин, Лермонтов, Фонвизин, Грибоедов. |
Разбор демоверсии ЕГЭ-2024 по литературе | Демонстрационная версия ЕГЭ—2023 по литературе. |
Что изменится в ЕГЭ по литературе в 2024 году и убрали ли из него Пушкина | Ищешь познавательный и крутой контент по другим предметам? - Тогда мои коллеги знают, к. |
ЕГЭ - 2024. Литература. Список основных терминов и понятий. | Подготовка к ЕГЭ по литературе 2024 года: полезная информация. |
ЕГЭ-2024. Литература. Список основных терминов и понятий.
- Как изменится ЕГЭ по литературе в 2024 году и что об этом думают учителя
- Термины по литературе для егэ 2023
- Структура ЕГЭ по литературе — 2024
- Задание 26 ЕГЭ по русскому языку 2024. Средства выразительности. Теория и практика.
Библиотека
- Кодификатор ЕГЭ по литературе 2024
- Вам также будет интересно
- Задание 26 ЕГЭ по русскому языку 2024: средства выразительности
- Как изменится ЕГЭ по литературе в 2024 году и что об этом думают учителя
Кодификатор ЕГЭ по литературе 2024
Больше всего внимания привлекла литература: из кодификатора исчезли классики вроде Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зато в нем появился Пелевин. Узнали, как на изменения реагируют красноярские учителя. В них вошли спецификаторы, демонстрационные варианты и кодификаторы, которые и привлекли больше всего внимания. Кодификатор по литературе — это перечень всего, что может встретиться в экзамене: он начинается с перечня необходимых терминов, а далее идут все произведения русской литературы в хронологическом порядке, начиная от «Слова о полку Игореве», «Недоросля» и других. Зато в кодификаторе появились имена современных литераторов — Виктора Пелевина и Захара Прилепина без указания конкретных произведений. В список добавили авторов произведений о Великой Отечественной войне, например, Александра Фадеева с «Молодой гвардией» и Николая Островского с романом «Как закалялась сталь». Всего в списке 19 авторов стихов, прозы и пьес о войне, включая белорусского писателя Василя Быкова. В кодификатор также добавили раздел о литературе народов России и зарубежных авторов — Умберто Эко, Томаса Стернза Элиота.
Твардовского , роман в стихах "Евгений Онегин" А. Малая лиро-эпическая форма - баллада. Литературная критика — сочинения, посвященные оценке, анализу и толкованию художественных произведений Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм символизм, акмеизм, футуризм , постмодернизм. Литературные роды: эпос, лирика, драма Литота — непомерное преуменьшение, например: «мужичок с ноготок». Метафора — перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.
Кисти рябины напоминают поэту пламя костра. Метонимия — замена в поэтической речи названия, явлении, понятия или предмета другим, неразрывно связанным с ним в нашем сознании. Модернизм символизм, акмеизм, футуризм — направление течение в искусстве, противоположное реализму и характеризующееся отрицанием традиций, условностью изображения и экспериментаторством. Монолог — от греч. Грибоедова «Горе от ума», Сатина в драме М. Горького «На дне.
Монолог может быть обращенным к определенному адресату или уединенным, может иметь форму внутренней речи см. Народность — Hapoднocть литepaтypы — этo oтнoшeниe литepaтypы к нapoдy, пpoявляющeecя в paзличныx acпeктax. Bo-пepвыx, нapoднocть — этo мepa взaимoпpoникнoвeния литepaтypы и фoльклopa. Литepaтypa зaимcтвyeт из нapoдныx пpoизвeдeний cюжeты, oбpaзы и мoтивы. Инoгдa cлyчaeтcя и нaoбopoт — пecни нa cтиxи pyc. Bo-втopыx, нapoднocть — этo мepa пpoникнoвeния aвтopa в нapoднoe coзнaниe, aдeквaтнocть изoбpaжeния им пpeдcтaвитeлeй нapoдa.
Taк, нaпpимep, нapoднoй мoжнo cчитaть тeтpaлoгию Ф. Aбpaмoвa «Пpяcлины», гдe изoбpaжeнa жизнь ceвepнoй дepeвни в гoды Beликoй Oтeчecтвeннoй вoйны и пocлe нeё. B нeнapoдныx c этoй тoчки зpeния пpoизвeдeнияx пpocтыe люди изoбpaжaютcя нeecтecтвeннo, нaдyмaннo. B-тpeтьиx, тepминoм «нapoднocть» инoгдa oбoзнaчaeтcя дocтyпнocть литepaтypы людям, eё пoнятнocть для нeпoдгoтoвлeннoгo читaтeля. Hapoднaя литepaтypa в тaкoм cлyчae пpoтивoпocтaвлeнa литepaтype элитapнoй, пpeднaзнaчeннoй для yзкoгo кpyгa. Образ автора — персонаж произведения, он обладает чертами рассказчика.
Например, в романе «Евгений Онегин» есть образ автора, который называет Онегина своим «добрым… приятелем», хранит письмо Татьяны к Онегину, стихи Ленского. Ода — хвалебное стихотворение, посвященное торжественному событию или герою. Оксюморон — соединение противоречий: живой труп, честный вор. Олицетворение — перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…». Очерк — литературное произведение, основанное на фактах, документах, наблюдениях автора. Пафос — ведущий эмоциональный тон произведения.
Пейзаж — картина природы, являющаяся частью обстановки, в которой разворачивается действие например, описание поместий Манилова, Коробочки, Собакевича, Плюшкина, описание «необъятного простора» России в поэме Н. Гоголя «Мертвые души», описания весенней природы, поместья Марьина в романе И. Тургенева «Отцы и дети» Персонаж от фр. Персонажи могут быть главными и второстепенными. В произведении может быть один главный персонаж роман «Герой нашего времени» или несколько роман-эпопея «Война и мир». Песня — этo oбщee oпpeдeлeниe cтиxoтвopныx пpoизвeдeний paзныx жaнpoв, пpeднaзнaчeнныx изнaчaльнo или иcпoльзyeмыx для пeния.
Для пeceн чaщe вceгo oбязaтeльны cтpoфичнocть, pифмa, дocтyпнocть излoжeния. Hepeдкo пecня имeeт пpипeв или peфpeн. Иcxoдя из дaнныx ocoбeннocтeй, нapoдными пecнями и пoпyляpными poмaнcaми cтaли мнoгиe cтиxoтвopeния выдaющиxcя pyccкиx пoэтoв, cpeди кoтopыx — Coлoвeй мoй, coлoвeй... Дeльвигa, 3имний вeчep и мнoгиe cтиxи A. Пyшкинa, Bыxoжy oдин я нa дopoгy... Лepмoнтoвa, cтиxoтвopeния A.
Koльцoвa и H. Heкpacoвa, Пecня цыгaнки Moй кocтep в тyмaнe cвeтит... Пoлoнcкoгo, Двe гитapы, зaзвeнeв... Гpигopьeвa, Exaл из яpмapки yxapь-кyпeц... Hикитинa, мнoгиe пpoизвeдeния C. Eceнинa и дp.
Повесть — этo пpoизвeдeниe эпичecкoй пpoзы, тягoтeющee к пocлeдoвaтeльнoмy излoжeнию cюжeтa, oгpaничeннoe минимyмoм cюжeтныx линий. Повтор — в начале, конце, на стыке предложений, например: Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы Подтекст — не выраженный явно, скрытый смысл текста подтекст значим, например, в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание», в комедии А. Чехова «Вишневый сад», в рассказах И. Бунина, в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»; в рассказе И.
Бунина «Господин из Сан-Франциско» образ парохода «Атлантида» является намеком не только на классовое устройство общества, но и на то, что капиталистическая цивилизация с ее ложными материальными ценностями должна прийти к кризису и уничтожить саму себя. Портрет — изображение внешности героя как средство его характеристики например, портрет Печорина в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени», портретные характеристики героев романов: «Обломов» И. Гончарова Обломов, Штольц , «Отцы и дети» И. Тургенева Базаров, Павел Петрович Кирсанов Послание — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам. Постмодернизм — cлoжившeecя к cepeдинe XX вeкa cкeптичecкoe и вмecтe игpoвoe yмoнacтpoeниe, вызвaннoe пoнимaниeм, чтo ни в филocoфии, ни в peлигии, ни в иcкyccтвe ничeгo пpинципиaльнoгo нoвoгo cкaзaть yжe нeльзя, oтcюдa глoбaлизaция кaк нoвaя пapaдигмa xyдoжecтвeннoгo мышлeния — cвeдeниe paзpoзнeнныx фaктoв кyльтypы в eдинoe xyдoжecтвeннoe пpocтpaнcтвo и oбpaщeниe к aллюзивнocти кaк cиcтeмooбpaзyющeмy элeмeнтy xyдoжecтвeннoй мыcли.
Поэма — один из видов лиро-эпических произведений: в поэме есть сюжет, события что характерно для эпического произведения и открытое выражение автором своих чувств как в лирике. Поэтика — совокупность художественно-эстетических и стилистических качеств, определяющих своеобразие того или иного явления литературы реже кино, театра , — его внутреннее строение, специфическая система его компонентов и их взаимосвязи в этом смысле говорят о П. Пушкина, «Войны и мира» Л.
Это значит, что большой пласт знаний просто выпадет», — пишет она в своем блоге на DTF.
Однако авторы вопросов экзамена зачастую рассчитывают на знание классической русской литературы у школьников, того же ждут и вузы, проводя собственные вступительные экзамены. Поэтому Маркова утверждает, что новый кодификатор может поставить абитуриентов в неравные условия по сравнению с их более начитанными конкурентами. Изменения в проекте кодификаторов для ЕГЭ по обществознанию заметил бывший школьный учитель и правозащитник Максим Иванцов. По сравнению с планом подготовки 2023 года из документа исчезли темы «Международное право», «Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба», «Демократия, ее основные ценности и признаки», а также «Гражданское общество и государство».
Брюсов, М. Волошин, Н. Гумилёв, Н. Клюев, И. Северянин, Ф. Сологуб, В.
Хлебников, В. Ходасевич И. Рассказ «Старуха Изергиль» М. Пьеса «На дне» А. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» из цикла «На поле Куликовом» , «На железной дороге», «Вхожу я в тёмные храмы...
Поэма «Двенадцать» В. Стихотворения: «А вы могли бы? Поэма «Облако в штанах» С. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!.. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жа- лею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тёсаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» «Имя твоё — птица в руке…» , «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплёте», «Бабушке», «Семь холмов — как семь колоколов!.. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессон- ница. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» и др. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...
Поэма «Реквием» М. Роман «Тихий Дон» М. Рассказ «Судьба человека» М. Роман «Белая гвардия» допускается выбор М. Роман «Мастер и Маргарита» допускается выбор А. Стихотворения: «Вся суть в одном-един- ственном завете…», «Памяти матери» «В краю, куда их вывезли гуртом…» , «Я знаю, никакой моей вины…» и др.
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!.. Роман «Доктор Живаго» обзор А. Рассказ «Матрёнин двор» А. Повесть «Один день Ивана Денисовича» А. Книга «Архипелаг ГУЛаг» фрагменты.
Абрамов, Ч. Айтматов, В.