Яна (Янка) Станиславовна Дягилева (4 сентября 1966, Новосибирск — предположительно 9 мая 1991, Новосибирский район, Новосибирская область) — советская рок-певица, автор-исполнитель, участница панк-рок-групп «Гражданская оборона», «Великие Октябри» и др. Яна Дягилева Яна Станиславовна Дягилева, известная всем больше как Янка, родилась в Новосибирске 4-го сентября 1966-го года.
Биография и личная жизнь Янки Дягилевой, карьера и успех певицы
4 сентября 1966 года родилась будущая рок-певица, ставшая одним из символов позднесоветской музыкальной эпохи – Самые лучшие и интересные новости по теме: Жизнь, Музыка, биография на развлекательном портале Янка Дягилева: биография. Имя Янки Дягилевой известно, пожалуй, даже тем людям, которые не интересуются рок-музыкой. Yanka Dyagileva.
Янка Дягилева: смерть
Певица стала источником вдохновения для нового поколения музыкантов, которые стремятся передать свои эмоции и чувства через музыку. Кроме влияния на музыку, Янка Дягилева оказала огромное влияние на современную культуру. Ее образ и стиль одежды были уникальными и показали, что можно выражать себя через свободу творчества и самовыражение. Она вдохновила многих молодых людей на самовыражение и отказ от стандартной формы жизни. Творчество Янки Дягилевой стало символом неповторимого духа времени и отражением реальности советского периода. Ее песни до сих пор звучат и вызывают сильные эмоции у слушателей, а ее образ и стиль вдохновляют новое поколение музыкантов и искусствоведов. Янка Дягилева оказала огромное влияние на современную музыку и культуру, и ее наследие всегда будет жить в сердцах поклонников ее таланта. Янка Дягилева: музыкальная карьера и исполнительские достижения Янка Дягилева была талантливой исполнительницей и сильной женщиной, которая смогла завоевать сердца слушателей своим уникальным творчеством. Она начала свою музыкальную карьеру в 1985 году, когда стала участницей андеграундного музыкального движения в Санкт-Петербурге. Янка Дягилева привлекала внимание своим проникновенным голосом, откровенными и часто лирическими текстами своих песен.
По словам Анны Владыкиной Нюрыча , памятник символизирует девичью фигуру с гитарой за спиной, «руки тянутся к солнцу и голова тоже к солнцу. Янке это бы точно понравилось». Рядом с могилкой установили беседку, где теперь могут посидеть поклонники творчества основательницы сибирского женского рока, спеть её песни, оставить на память так любимые Янкой фенечки, написать письмо с признаниями в вечной памяти и опустить его в висящий неподалёку почтовый ящик.
Приблизительный её текст: «Пускай у тебя всё будет хорошо.
Я тебя очень люблю. Дай Бог избежать тебе всех неприятностей». На похоронах собралось более тысячи человек. После похорон Летов зашёл в дом Янки и изъял все её письма, черновики и другие бумаги, в настоящее время находящиеся у его вдовы Натальи Чумаковой[2].
Точные время, место и обстоятельства смерти Яны Дягилевой до сих пор неизвестны. По некоторым предположениям, утонула она вблизи остановочной платформы Новородниковый около 40 километров вверх по течению от места обнаружения тела. После смерти Янки появилось много различных версий происшедшего. Следствием так и не было окончательно установлено, был ли это несчастный случай или самоубийство.
Официальные органы приняли версию об утоплении в результате несчастного случая, согласно данным судмедэкспертизы, на теле не было обнаружено никаких насильственных повреждений. Сторонники версии о самоубийстве высказывали различные предположения о возможных мотивах. Известно, что зимой-весной 1991 года Янка страдала от депрессии, усилившейся после очередного приезда Летова. Незадолго до смерти Яны, 23 апреля, из-за халатности врачей погиб её сводный брат сын второй жены С.
Дягилева Сергей Шураков. Егор Летов несколько раз заявлял о существовании предсмертной записки, в которой Янка объясняла причины своего самоубийства, однако в конце концов признался, что это был его вымысел, и никакой записки не существовало[4][5]. Существует версия и об убийстве: в частности, Егор Летов и Вадим Кузьмин лидер группы «Чёрный Лукич» в своих интервью не исключали такую возможность. Согласно этой версии, затылок Янки был проломлен, а в лёгких не было воды что является признаком того, что смерть наступила ещё до попадания в воду [6].
Документально эти сведения не подтверждены; сторонники данной версии объясняют это нежеланием милиции браться за расследование убийства. По предположению Летова, убийцами были пьяные хулиганы, с которыми случайно встретилась Янка. Некоторые её друзья подозревают конкретного человека, одного из её знакомых[7]. Первые известные стихи Янки датируются 1985-м годом.
Примерно тогда же Янка знакомится с Ириной Летяевой, «рок-мамой». Ирина была активным рок-деятелем, менеджером нескольких групп, организовывала у себя квартирники известных рок-музыкантов. Одним словом, координировала всю рокерскую деятельность в Новосибирске. В её квартире не было замка, люди приходили и оставались жить месяцами, здесь же останавливались, приезжая на гастроли, и известные музыканты — Гребенщиков, Шевчук, Кинчев, Майк, Башлачёв… В декабре 1985-го на одном из таких квартирников Янка познакомилась с СашБашем.
Саша сразу произвёл на неё сильное впечатление, оказавшее огромное влияние на дальнейший путь Янки. Удар этот Яна переносила долго и болезненно — мать она очень любила. А в декабре снова приехал СашБаш. Вспоминают, что как раз в это время он находился в сильной депрессии, и Янка как-то помогла ему справиться с этим состоянием.
С Янкой они очень тесно дружили, общались, Саша дарил ей свои записи, черновики неисполненных песен. Уезжая, оставил Янке свои легендарные колокольчики, которые до сих пор хранятся как реликвия в семье Янки. Как-то Саша сказал отцу Янки: «Ваша дочь знает о жизни гораздо больше, чем вы можете подумать…» Станислав Иванович, как и Янка, тоже был потрясён Башлачёвым, его песнями, его талантом. Видимо, после всех этих встреч и началось становление Янки как автора.
Публикуем главу о том, как первая поездка Янки в Москву обернулась целым путешествием по местам «вписок» внутри позднесоветской хипповской «системы». Сергей Гурьев. Над пропастью весны. Жизнь и смерть Янки Дягилевой. А она для него — просто рыжая девушка, которая пришла к нему на концерт! Тут у нее башка и съехала! Имея в виду, наверное, и не только самого Башлачева даже, но и воздух жизненного пространства, примером свободного полета через которое он для нее стал.
А тут мир вдруг изменился. За это недолгое общение с Башлачевым она поняла нечто такое, для описания чего слова найти трудно». Чтобы Янка познала этот изменившийся мир во всей красе, Литяева решила отправить ее набираться «системного» жизненного опыта — в Москву, хипповать. Кроме того, Ира на всякий случай дала ей телефоны двух московских «подпольных менеджеров», связанных с Новосибирском, видных организаторов квартирных концертов Наумова — Юрия Кацмана и Игоря Владимирского. К слову, это были легендарные люди, выходившие по своему значению далеко за пределы наумовских квартирников. Владимирский тогда был знатным неформалом: делал квартирники еще и Башлачеву, возглавлял маргинальную группировку «Булгаковский подъезд», чуть позже директорствовал в магаданской группе «Восточный синдром». Интересно, что одной из участниц «Булгаковского подъезда» была юная лингвистка Аня Карлик, ставшая впоследствии женой Юрия Наумова.
И вот у нее-то в Москве однажды зависала Янка, в очередной раз радуясь своему вездесуще-путеводному палиндрому «Яна и Аня». В 1991 году мы с Владимирским устроили приснопамятный фестиваль «Индюки» в Сокольниках, где от Новосибирска выступил «Калинов мост» и предполагалась Янка, но для нее это было уже слишком поздно... Кацман же вошел в историю квартирником «Аквариума», прошедшем весной 1986 года в районе метро «Кропоткинская», где сей предприимчивый орг ухитрился втиснуть в одну комнату 180 человек. Этот перфоманс тогда стал притчей во языцех: комната заполнилась народом очень быстро, а люди все прибывали и прибывали. Время от времени Кацман командовал: «Встали! И так — раз за разом... В финале приехали менты и всех повинтили.
Но в итоге ни Владимирский, ни Кацман Янке не понадобились — и даже на Гоголя она не попала, въехав в «систему» по незапланированной траектории. Судя по всему, двинувшись от метро «Арбатская» к Гоголевскому бульвару, она свернула не в ту сторону, на улицу Фрунзе Знаменку. Гоголей все не было, но она шла долго и непреклонно — как герой легендарного мультфильма Хржановского-старшего «Жил-был Ковязин». И в итоге дошла — через Знаменку, Большой Каменный мост, улицу Серафимовича и Малый Каменный мост — до очень важной сосисочной рядом с плавучим рестораном «Бургас», что напротив кинотеатра «Ударник», по другую сторону Водоотводного канала. В то время там тоже регулярно собиралась мощная хиппистская тусовка, и это место, в честь пресловутого кинотеатра через канал, называлось «Ударником». В общем, попала странница, хоть и сбившись с пути, ровно туда, куда надо... И хотя Янка тогда еще не была хоть сколько-нибудь «прихиппована», там сразу почувствовали в ней что-то «свое»: «Привет, ты кто?
Заметим, что до Владимирского-Виттеля Янка позднее все-таки добралась, но лишь пару лет спустя: Литяева тогда уже сама ее к нему привела, случайно встретив старую боевую подругу в центре Москвы, на Арбате. Все время, пока мы с Иркой болтали, она молча сидела у стены и что-то рисовала. Только когда они ушли, я посмотрел на этот лист бумаги — там была нарисована лисичка и подпись: Янка. Этот рисунок у меня довольно долго хранился потом. Но в итоге не уцелел, конечно». Лисичка для Янки вообще была своего рода приемлемой формой автографа. Например, незадолго до того визита к Виттелю проходил знаменитый благодаря последующему выпуску на CD квартирник Янки на Красногвардейской.
За автографом к ней там решился подойти совсем еще юный тогда Валентин «Джек» Сохорев — будущий птицевод, андеграундный видеохроникер и лидер проекта «Медведь Шатунъ». Ну и, соответственно... Лисичек Янка старалась рисовать одной линией, и каждая выходила у нее, как правило, с фирменным, гипертрофированно пышным хвостом. В те времена она и сама иногда собирала волосы в довольно увесистый хвост. Тогда же, весной 87-го, Янка, которая в «системе» еще никому не была известна, провалилась туда тем не менее всерьез и надолго. В Москве она сначала подружилась с местной «системной» девушкой Юлей, имевшей необычно простую для хиппи кликуху Ляля, — и для вящей убедительности рассказала ей, что скрывается здесь от КГБ. Ляля всплеснула руками и потащила Янку к знаменитому кафе «Турист» на улице Кирова ныне Мясницкая рядом с метро «Кировская» ныне «Чистые пруды».
Это тогда было вообще еще одно их самых культовых заведений всех 80-х, иные апологеты даже считали его московским аналогом питерского «Сайгона». Внутри и вокруг постоянно кучковались рокеры, студенты, художники, алканы и преподаватели всех мастей. Фирменными блюдами там были кофе «по-восточному» из турки и круглые коржики с орехами за 16 копеек. Снаружи за барьерчиками стояли столики под складными «зонтиками», и везде разрешалось курить. Автор помнит, как примерно в те времена ему вдруг потребовалось срочно из-под земли достать гостившего тогда где-то в Москве Ника Рок-н-Ролла. Друзья позвонили специальному человеку, жившему в соседнем доме с «Туристом», тот спустился вниз, обошел кафешку вокруг, и Ник был тотчас же найден. Ляля же предполагала, что у «Туриста» сможет найти своего друга, с которым познакомилась незадолго до того в Вильнюсе.
Так и вышло. Другом ее — и, к слову, будущим супругом — был уже тогда довольно известный в «системе» киевский длинноволосый и весьма сексапильный художник Влад Лова. Или Ловик, как его иногда называли старшие товарищи... Они с Лялей и так уже собирались ехать в Киев — и решили увезти с собой Янку. Чтобы спрятать ее от КГБ понадежнее. Но на трассу Янка тогда еще не вышла: поехали поездом. И Киев ей очень понравился своей атмосферой.
Как Янка Дягилева путешествовала по впискам внутри хипповской «системы»
Янке это бы точно понравилось». Рядом с могилкой установили беседку, где теперь могут посидеть поклонники творчества основательницы сибирского женского рока, спеть её песни, оставить на память так любимые Янкой фенечки, написать письмо с признаниями в вечной памяти и опустить его в висящий неподалёку почтовый ящик.
И все тридцать лет поклонники певицы приходят на Заельцовское кладбище 9 мая, чтобы отдать дань памяти девушке, которая была ближайшей соратницей Егора Летова из «Гражданской обороны» и сама написала восемь альбомов с песнями, ставшими символами 90-х. Напомним, в прошлом году на могиле Янки Дягилевой в Новосибирске поставили памятник певицы: лёгкая фигурка то ли держит в руках бусину, из любимых Яной фенечек, то ли тянется к солнцу. Автор эскиза Маргарита Воронова, призналась, что хотела показать лёгкость и детскую непосредственность, которая была свойственна певице.
Позднее школьница научилась игре на гитаре. С момента занятий в гитарном кружке началось ее развитие как профессионального музыканта. После школы выпускница планировала образование продолжать в Кемеровском институте культуры, однако семейные неурядицы заставили ее остаться в родном городе. Учеба в институте водного транспорта девушке не нравилась. Певческая карьера Она вошла в состав студенческого ансамбля «Амиго», став его солисткой. Со второго курса она ушла их вуза и полностью переключилась на творчество.
В 1986 Янка познакомилась с «рок-мамой» Ириной Летяевой. Благодаря ей состоялась встреча с Александром Башлачевым, оказавшим влияние на музыку Дягилевой. В начале 1988 певица записала свой первый альбом «Не положено», в июне получила приглашение на рок-фестиваль в Тюмени. Именно тогда состоялось первое выступление будущей звезды на большой сцене. Началось время гастролей. С 1988 по 1990 Янка пела в группе «Гражданская оборона», продолжала писать песни.
Молись, грешник, да на часы посматривай не опоздай на свидание под гитарным перебором Янка Дягилева В 1985 году она впервые встречает Башлачёва. Хотя тут точка отсчёта скорее её знакомство с Ирой Летяевой - одной из первых рок-менеджеров Новосиба. В её тесной, грязной квартирке без замка тогда «зависали» БГ и Кинчев, Башлачев, Майк, Шевчук, а также толпы менее именитых неформалов, стекавшихся — кто на музыку, а кто на пиво в эмалированных вёдрах. Точно неизвестно пересеклась ли Янка с СашБашем там, или в на питерском квартирнике. Это и неважно.
Ясно, что Баш произвёл тогда огромное впечатление на Янку. Осенью 1986 г. Дягилева уходит со второго курса института, а 8 октября того же года после 6 лет болезни мать Янки умирает от рака. Вскоре после её смерти она уезжает в Москву. Ваша дочь знает о жизни гораздо больше, чем вы можете подумать… В феврале 1987 г.
У неё он пробудет с месяц. По слухам именно Янка вытянет его из глубокой депрессии. Уезжая Баш подарит Янке кое-какие записи и черновики песен, а ещё — те самые колокольчики. Говорят, знаменитая строка «ты увидишь небо, я увижу землю на твоих подошвах» возникает в янкином дневнике именно тогда. Столкнулись на лестнице — во дворе как раз намечалась масштабная драка.
Летов не обратил на девушку особого внимания, а Янка обронила кому-то из подруг, что тот в своих нелепых очках немного смахивает на дождевого червя. В следующий раз они встретились уже в Омске — Егор тогда сидел и обкатывал новенькую песню «Пошли Вы Все Нахуй», как вдруг к нему заявилась ватага из Новосиба — Летяева, Лукич, Янка, ещё кто-то. У Лищенко, с которыми тогда барабанил Летов, он встретил Янку в третий раз. Эжена-Женю, одного из братьев-Лищенко тогда кто-то сильно накормил колёсами, и ему «захорошело» - так что Летов даже подумал, что он умер. Егор с Янкой пошли за лекарствами и разговорились.
Особенно суеверную Янку торкнула «мистическая» деталь — у неё и у Егора, на ногах, на одном и том же месте была капля крови — и оба не знали, откуда она взялась. В то время Янка носила хайратник серого бархата с красной бусиной, массу всяких колец, браслетов, фенек. Из одежды — длинную рубаху, линялые джинсы, «ксивник» или жилет, а на ногах «полу-кеды, полу-Бог-знает-что». В противовес хиппующей Янке, Летов был прикинут по панку — исколотая булавками шинель, рваные джинсы и громадные кроссовки. Он работает дворником, а Янка — никем.
Они с Летяевой одно время живут копеек на сорок в день, питаясь в каких-то столовках. Когда денег не было совсем — Янка нанималась стирать вещи знакомых или подрабатывала уборщицей. Вообще же говорила: «мне не нужны деньги», и отказывалась от сборов за квартирники. Какое-то время мы были, в определенном смысле, как бы мужем и женой, если так вот говорить, если сравнивать с Лимоновым и Медведевой — но при этом жили жизнью такой, очень свободной Егор Летов Судя по фрагментам, из некоторых интервью Летяевой, Янка тогда увела у неё Летова за неделю. Так ли это сказать трудно, сам Егор об этом вроде бы нигде не упоминает, просто замечая, что у них с Янкой возник роман.
И тут же одёргивает себя — мол, не было у них никаких любовных отношений — уж слишком хипповой для них была Янка. Через какое-то время Янку начинают подкалывать вопросами: «Как семейная жизнь? Жизнь действительно была трудной — даже вне отсутствия денег. Эгоизм и агрессия Летова с трудом уживались с ограниченностью, упорством и странностями Янки. Вне отношений тоже хватало всякого.
30 лет исполнилось со дня смерти Янки Дягилевой
Ушла с дачи и не вернулась: что случилось с 24-летней рок-певицей Янкой Дягилевой | В их числе – Янка Дягилева (1966–1991), – самая бескомпромиссная представительница «времени колокольчиков», то есть советского рок-андеграунда, или, в более узком смысле, сибирского панка. |
Янка Дягилева – биография, фото, личная жизнь, песни, причина смерти | 4 сентября Янке Дягилевой, ярчайшей представительнице сибирского андеграунда и соратнице Егора Летова, исполнилось бы 55 лет. В 2022 году в издательстве «Выргород» выйдет книга музыкального критика Сергея Гурьева «Над пропастью весны». |
День рождения советской певицы Янки Дягилевой
Биография Янки Дягилевой | Биографии известных людей | погибла 9 мая 1991 года в Новосибирской области. |
День рождения советской певицы Янки Дягилевой | / Фотография Янка Дягилева (photo Yanka Dyagileva). |
Янка Дягилева: биография, творчество, карьера, личная жизнь
About Янка Дягилева (Yanka Diaghileva). Янка Дягилева (4 сентября 1966, Новосибирск — предположительно 9 мая 1991, Новосибирский район, Новосибирская область) — советская рок-певица, участница панк-рок-групп «Гражданская оборона», «Великие Октябри» и др. Марина Кудимова в статье «Янка-вопленица» пишет: «Ее суицидные метафоры многочисленны и разновариантны», но при этом высказывает предположение, что, возможно, ранний уход Дягилевой был непреднамеренно спровоцирован «глазливостью поэта». Концерт Рок-акустика /1990 г. Бесплатно и слушать онлайн |. Янка Дягилева слушать лучшее онлайн бесплатно в хорошем качестве на Яндекс Музыке. Дискография Янка Дягилева — все популярные треки и альбомы, плейлисты лучших песен, концерты, клипы и видео. Яна (Янка) Станиславовна Дягилева (4 сентября 1966, Новосибирск — предположительно 9 мая 1991, Новосибирский район, Новосибирская область) — советская рок-певица, автор-исполнитель, участница панк-рок-групп «Гражданская оборона», «Великие Октябри» и др. Я́на Станисла́вовна (Я́нка) Дя́гилева — советская поэтесса, рок-певица и автор-исполнитель. Участница панк-рок-групп «Гражданская оборона», «Великие Октябри» и др.
Янка Дягилева: «И думаю, что не такая я вовсе…»
4 сентября Янке Дягилевой могло бы исполниться 56 лет — она ушла из жизни в 1991 году в период тяжелой депрессии. Time Out вспоминает трагическую историю исполнительницы и ее знаковые песни. Янка Дягилева слушать лучшее онлайн бесплатно в хорошем качестве на Яндекс Музыке. Дискография Янка Дягилева — все популярные треки и альбомы, плейлисты лучших песен, концерты, клипы и видео. Яркая представительница отечественного андеграунда – история Янки Дягилевой. Янка Дягилева – Полная биография, интересные факты и фото, песни (слушать онлайн). Янка Дягилева жила в Новосибирске.